Участник первой кругосветной экспедиции российского флота. Кругосветное путешествие крузенштерна и лисянского

К началу XIX в. русские владения на северо-западе Америки занимали обширные пространства Аляски. Русские поселения на западном берегу материка доходили до места, где ныне находится г. Сан-Франциско.

Далек и труден был путь по суше из центра России к ее дальневосточным окраинам и особенно к Русской Америке. Все необходимые грузы тогда отправляли по рекам и гужом на лошадях через необъятные пространства Сибири до Охотска, а далее морем на судах. Перевозка товаров обходилась очень дорого. Достаточно сказать, что пуд ржаной муки, стоивший в Европейской части России 40-50 коп., привезенный на Аляску, оценивался в 8 руб.

Трудность связи осложняла и управление этими территориями. Случалось, что распоряжение правительства доходило до Камчатки или Аляски тогда, когда оно уже теряло свою силу и отменялось в центре как устаревшее.

Была настоятельная потребность наладить регулярные рейсы русских судов от портов Прибалтики до русских портов на Тихом океане. И вот в 1802 г. морское министерство приняло предложение капитан-лейтенанта русского флота Ивана Федоровича Крузенштерна организовать первую русскую кругосветную экспедицию.

Вся жизнь Крузенштерна была связана с морем и морской службой. Он учился в Морском кадетском корпусе. Во время русско-шведской войны юношу назначили «за мичмана» на корабль «Мстислав». Вскоре Крузенштерна произвели в мичманы, а затем за проявленную храбрость при взятии неприятельского корабля - в лейтенанты, В 1793 г. способный офицер в числе «отличных молодых офицеров» был послан в Англию.

Во время своих дальних плаваний на английских кораблях Иван Федорович побывал у берегов Северной Америки, в Индии и Китае.

Назначенный начальником кругосветной экспедиции, Крузенштерн взял помощником старого друга, с которым он вместе учился в Морском корпусе, Юрия Федоровича Лисянского.

Это был тоже опытный и образованный офицер морского флота. Учиться он начал в раннем детстве в Морском кадетском корпусе. Лисянский участвовал во всех главных боях со шведским флотом и был произведен в лейтенанты. Так же как Крузенштерна, Лисянского отправили в Англию для службы на флоте. На английских судах он плавал у берегов Африки, Азии и Америки. На родину Лисянский вернулся через четыре года.

Для кругосветной экспедиции были куплены два небольших судна водоизмещением в 450 и 370 т. Большее из них, которое вел сам Крузенштерн, назвали «Надеждой», а меньшее, которым командовал Лисянский, - «Невой».

В морском министерстве Крузенштерну советовали набрать команду для такого дальнего и ответственного плавания из опытных иностранных моряков. Но Иван Федорович, высоко оценивая русских моряков, отверг это предложение.

Самыми молодыми участниками плавания были мичман Ф. Ф. Беллинсгаузен, позднее прославившийся открытием Антарктиды, и О. Е. Коцебу - будущий кругосветный мореплаватель.

На «Надежде» в Японию отправлялся русский посол Н. П. Резанов для установления дипломатических связей с этой страной.

Перед экспедицией стояли важные научные задачи: исследовать дальневосточное побережье России, проверить и уточнить морские карты, по пути вести океанографические наблюдения (измерение глубин моря, температуры воды и т. п.).

В августе 1803 г. «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта. Экспедицию провожали все жители города и команды русских и иностранных судов, стоявших на рейде. Такие торжественные проводы были не случайны: русские мореплаватели впервые отправлялись в путешествие вокруг света.

Через десять дней суда дошли до Копенгагена. Здесь в состав экспедиции приняли иностранных ученых: астронома, двух натуралистов и доктора медицины.

На пути в Англию «Надежда» и «Нева» попали в сильный шторм, во время которого погибло несколько иностранных судов. Но русские моряки с честью вынесли это боевое крещение.

Русские суда, посетив Англию, вышли на простор Атлантического океана.

Переход в Южное полушарие отметили подъемом флага и пушечным салютом. Весь экипаж надел парадную форму. Матросы устроили инсценировку: мифический морской царь Нептун приветствовал моряков, прибывших в его владения. Матрос Павел Курганов, привязав бороду из пакли, с короной на голове и трезубцем в руках, изображал морского царя. Он приказал подвергнуть морскому «крещению» тех, кто впервые пересек экватор. С веселым смехом и шутками матросы искупали всех участников плавания, кроме начальников - Крузенштерна и Лисянского, ранее плававших в Южном полушарии.

Этот морской праздник со времени плавания «Надежды» и «Невы» стал традиционным в русском флоте.

Подходя к берегам Бразилии, русские мореплаватели уточняли карту.

В конце декабря 1803 г. «Надежда» и «Нева» вошли в гавань о-ва Св. Екатерины. Этот небольшой остров отделяется от материка Южной Америки узким проливом.

Много необычного увидели русские моряки. Остров покрывала роскошная тропическая растительность. Здесь январь - самый жаркий месяц.

В лесу матросы ловили невиданных пестрых попугаев, обезьян и однажды даже притащили на корабль «Нева» аллигатора. Натуралисты собрали в тропических лесах богатые зоологические и ботанические коллекции.

В гавани суда стояли шесть недель: на «Неве» заменяли две поврежденные мачты.

Затем экспедиция направилась к оконечности Южной Америки, обогнула мыс Горн и вышла в воды Тихого океана.

Стояла пасмурная погода. Дул сильный ветер. Шел мелкий дождь. Над морем часто бывали густые туманы. Вскоре суда потеряли друг друга из виду.

«Нева», как было условлено раньше, пошла к о-ву Пасхи, а «Надежда», изменив маршрут, - к группе Маркизских о-вов.

В середине мая «Надежда» подошла к о-ву Нукухива. Это был благодатный уголок земли, покрытый кокосовыми пальмами; в лесах росло хлебное дерево.

Спустя три дня к острову прибыла и «Нева». Лисянский сообщил Крузенштерну, что во время трехдневной стоянки у о-ва Пасхи он уточнил координаты этого острова и составил его карту.

У о-ва Нукухива экспедиция пробыла десять дней. С местными жителями установились самые дружеские отношения. Островитяне помогали русским морякам запасать свежую воду и разные продукты. Крузенштерн и Лисянский сделали первое географическое описание острова.

Лисянский составил краткий словарь языка островитян. Ему в этом помогли англичанин Роберте и француз Карби - потерпевшие кораблекрушение моряки; прожив на острове много лет, они прекрасно знали обычаи, быт и язык местных жителей.

Натуралисты собрали богатые коллекции, в которых было много новых растений, неизвестных европейским ученым. Члены экспедиции сделали зарисовки местности, а один из них записал песни жителей острова.

В конце мая суда вторично пересекли экватор - теперь уже с юга на север.

«Надежда» пошла от Гавайских о-вов к берегам Камчатки, а «Нева» - к Аляске.

В середине июля «Надежда» стала на якорь у Петропавловска-Камчатского. Корабль простоял в этой гавани шесть недель. За это время выгрузили товары, пополнили запасы провизии и привели в порядок судно.

Выполняя задание русского правительства побывать в Японии, судно направилось на юг. Плавание проходило в трудных условиях: стояли туманы и шли проливные дожди. Недалеко от Японии «Надежда» попала в страшный тайфун.

«Надобно иметь дар стихотворства, чтобы живо описать ярость оного»,- писал впоследствии Крузенштерн.

И в час великой опасности, когда, по словам начальника экспедиции, «корабль оставался без парусов на произвол свирепых волн, которые, как казалось, ежеминутно поглотить его угрожали», вся команда мужественно помогала вывести судно из района, где свирепствовал ураган.

В октябре «Надежда» прибыла в японский порт Нагасаки. Местные власти недружелюбно встретили русских мореплавателей. Прежде всего, они предложили морякам сдать пушки и вообще все огнестрельное оружие и порох. Только когда это условие было выполнено, судну разрешили войти в гавань. Здесь пришлось простоять более полугода. Японцы запрещали морякам не только сходить на берег, но даже ездить по заливу. Русский корабль окружили сторожевые лодки.

В этот период Япония жила замкнуто, изолированно от всего мира и не хотела иметь никаких сношений с другими государствами. Она вела торговлю только с Китаем и с группой голландских купцов. Русскому посланнику так и не удалось договориться с японским правительством об установлении дипломатических отношений.

От японского императора русскому посланнику Резанову передали грамоту, в которой говорилось, что российским судам запрещается даже подходить к берегам Японии.

Возвращаясь из Нагасаки на Камчатку, Крузенштерн провел судно по Японскому морю, тогда мало известному европейцам. В пути он исследовал и описал о-в Цусиму, а также пролив между этим островом и Японией. Кроме того, мореплаватели исследовали всю береговую линию о-ва Хоккайдо, который на картах того времени был нанесен пунктиром.

Определение астрономических пунктов и картографические работы русских моряков у западных берегов Японии дали возможность создать карту этих неизвестных мест.

В группе Курильских о-вов Крузенштерн обнаружил четыре скалы, близ которых судно чуть не погибло. Он назвал их «Каменными ловушками».

От Курильских о-вов «Надежда» пошла в Петропавловск-Камчатский. Пополнив запас воды и провизии, Крузенштерн совершил также научный рейс к берегам Сахалина. Он описал восточный берег Сахалина и впервые точно нанес его на карту.

При попытке пройти между Сахалином и материком Крузенштерн встретил на пути обширную мель. Тут он пришел к ошибочному выводу, что Сахалин - полуостров и соединяется с материком перешейком.

Только через 44 года эту ошибку исправил другой русский путешественник - Г. И. Невельской.

Поздней осенью «Надежда» прибыла в Макао, португальскую колонию близ Кантона (Гуанчжоу). Туда же пришла в начале декабря «Нева», которая почти полтора года - около семнадцати месяцев - совершала свое самостоятельное плавание.

За это время Лисянский исследовал природу Гаванских о-вов, ознакомился с бытом и жизнью островитян, побывал у берегов Аляски и в бухте Кадьяк. С великой радостью и торжеством встретили русские люди на Аляске первый корабль с родины, прошедший от Кронштадта такой далекий морской путь.

Как раз в эти дни на о-ве Ситха (о-ве Баранова) индейцы, подстрекаемые американцами и англичанами, напали на русское поселение. Лисянскому вместе со всем экипажем пришлось выступить на защиту соотечественников.

Более года «Нева» находилась у берегов Аляски и несла охранную службу. Лисянский, не теряя времени, исследовал о-ва Ситха, Кадьяк и американское побережье. Он составил карту этих мост.

В сентябре 1805 г. «Нева», нагруженная ценными мехами, отошла от берегов Русской Америки и направилась в Китай.

К западу от Гавайских о-вов моряки стали замечать плавающие водоросли, появились здесь рыбы и птицы - признаки близкой земли, которая на этих широтах на карте не значилась.

Лисянский осторожно вел корабль, и все же «Нева» неожиданно села на мель близ неизвестного острова. Он оказался необитаемым. На нем было много тюленей и птиц, которые совсем не боялись людей. По настоянию экипажа «Невы» остров назвали именем командира судна Лисянского, а мель, на которую сел корабль,- Невской. Корабль благополучно снялся с мели и прибыл в Китай.

В феврале 1806 г. «Надежда» и «Нева», нагруженные различными китайскими товарами - чаем, шелковыми тканями, фарфором и т. п.,- вышли из Кантона (Гуанчжоу) в обратный путь.

До берегов Южной Африки суда шли вместе. У мыса Доброй Надежды во время тумана они потеряли друг друга из виду.

Крузенштерн обогнул мыс Доброй Надежды и прибыл на о-в Св. Елены. Здесь он узнал, что Россия в союзе с Англией и Австрией находится в состоянии войны с Францией. Опасаясь встречи с французскими военными судами, Крузенштерн повел судно вдали от берегов Европы.

В августе 1806 г. «Надежда» бросила якорь в Кронштадтском порту. Русское кругосветное плавание, длившееся три года и двенадцать дней, благополучно закончилось. Первым приветствовать моряков на судно «Надежда» пришел Лисянский: он привел «Неву» в Кронштадт на две недели раньше.

Первое кругосветное плавание русских моряков было новой страницей в истории географической науки. Крузенштерн и Лисянский уточнили карту мира, пополнили ее новыми островами и сняли со старых карт отмеченные там, но несуществующие земли. Собранные экспедицией коллекции представляли большую научную ценность.

Во время плавания велись наблюдения над температурой и плотностью воды на разных глубинах (до 400 м), над морскими течениями и т. п. В результате путешествия был освоен морской путь из Кронштадта к берегам Русской Америки.

В честь первого русского кругосветного плавания была выбита медаль с надписью: «За путешествие вокруг света. 1803-1806».

Крузенштерн написал книгу об экспедиции - «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежде» и «Неве», с атласом на 104 листах. Кроме того, И. Ф. Крузенштерн составил атлас карт южных морей, который был самым точным и полным в то время; им пользовались моряки и географы всего мира.

Лисянский тоже описал свое плавание - в книге «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле «Нева». Обе книги были переведены на иностранные языки и изданы за границей. Их с интересом читают и сейчас.

28.02.2017

Когда Россия вышла в море, обрела свой собственный флот и заморские колонии - Русскую Америку – ей оставалось только идти вперёд. Трудно было поверить, что ещё совсем недавно русского флота, созданного волей Петра I, не существовало вовсе. И вот возникает мысль о кругосветном путешествии, которое было бы совершено под русским военно-морским флагом.

Предшественники

Под фразой знаменитого дипломата и путешественника Н. П. Резанова «Да будет судьба России крылата парусами!» подписалось бы множество людей – и командоров, и простых моряков, и тех, кто, сам не выходя в море, делал всё возможное для того, чтоб осуществить такие экспедиции. О дальних морских путешествиях мечтал и сам великий Преобразователь, в планах Петра был поход в Вест-Индию, пересечение экватора и установление торговых отношений с «великими моголами».

Этим замыслам не суждено было осуществиться. Тем не менее в 1725–1726 годах состоялась Русская океанская экспедиция в Испанию под началом капитана И. Кошелева, который позднее предлагал и идею кругосветного похода из Санкт-Петербурга.

В 1776 году Екатерина II подписала указ об отправке из Балтийского моря судов в первую русскую кругосветную экспедицию. Руководить походом должен был молодой капитан Г. И. Муловский, опытный и умелый моряк. Экспедиция должна была решить сразу несколько задач: доставить крепостные орудия в Петропавловскую гавань, установить торговые отношения с Японией, отвезти скот и посевное зерно, а также прочие необходимые товары поселенцам в Русской Америке, а кроме того – открывать новые земли и упрочивать престиж России.

Подготовка к масштабной экспедиции разворачивалась полным ходом, на заводах уже были отлиты чугунные гербы и медали с изображениями Екатерины, которые надлежало устанавливать на новооткрытых территориях. Но началась Русско-турецкая война, и все припасы было велено распределить на корабли, отправляющиеся в Средиземное море. Сам Муловский погиб в морском сражении. В царствование Екатерины русское кругосветное плавание так и не осуществилось, но идея уже прочно завладела умами.

Первая русская кругосветная экспедиция

Иногда жизнь складывается так странно, что в любой книге подобный сюжет смотрелся бы натяжкой. На корабле «Мстислав» оказался совсем юный мичман, вчерашний гардемарин. Ивану Крузенштерну было всего 17 лет, когда он поступил под начало капитана Муловского. Трудно сказать, говорили ли они о несостоявшейся экспедиции, но именно Крузенштерну предстояло совершить то, в чём судьба отказала его отважному предшественнику.


И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский

Иван Фёдорович Крузенштерн и его собрат по Морскому корпусу Юрий Фёдорович Лисянский как молодые моряки, показывавшие значительные успехи, были отправлены на стажировку в английский флот. Крузенштерн чрезвычайно заинтересовался торговлей с Китаем, посещал китайские порты – и по возвращении в Россию подробно, с цифрами и выкладками, изложил своё мнение, что организация морского сообщения русских колоний с Китаем – дело чрезвычайно выгодное и полезное для России. Разумеется, мнением молодого лейтенанта пренебрегли – предложение было слишком смелым. Но внезапно Крузенштерна поддержали видные и авторитетные вельможи – государственный канцлер Румянцев и адмирал Мордвинов, а вскоре с похожим предложением выступила Российско-Американская компания (РАК), – и так решилась судьба первой русской кругосветной экспедиции.

Щедрая спонсорская помощь РАК позволила не ждать, пока будут построены суда, способные выдержать тяготы пути. Два подходящих судна были закуплены в Англии, усовершенствованы, названы «Надежда» и «Нева». РАК была достаточно влиятельной и богатой организацией, чтобы экспедиция была снабжена всем самым лучшим в рекордно быстрые сроки.

В далекое и опасное путешествие набирали только добровольцев – тем не менее их было столько, что впору было бы комплектовать три экспедиции. В команду были включены учёные, художники (чтобы зарисовывать ландшафты, неизвестные науке растения и животных), астроном. Целью было доставить нашим русским поселениям в Америке необходимые товары, забрать у них пушнину, осуществить продажу или промен товаров в китайских портах, доказать выгоду морского пути в Русскую Америку по сравнению с сухопутным – через Сибирь. А кроме того – доставить к берегам Японии посольство под руководством камергера Н. П. Резанова.

Несмотря на «торговый» характер экспедиции, суда выходили под военно-морским флагом. Камергер Резанов был далеко не последний человек в РАК, как-никак зять главы и основателя компании, Г. Шелихова, наследник капиталов «российского колумба». Предполагалось, что он отвечает за научно-хозяйственную часть, а Крузенштерн – за морскую. В августе 1803 года «Нева» и «Надежда» отплыли из Кронштадта. После Гавайских островов корабли, как и было условлено, разошлись. «Нева» под руководством Лисянского отправилась на север, к островам Кадьяк и Ситка в Аляскинском заливе, с грузом товаров для РАК, чтобы встретиться с «Надеждой» в Макао в сентябре 1805 года. «Надежда» отправилась к Камчатке – а далее – в Японию для выполнения дипломатической миссии Резанова. По дороге «Надежда» попала в жесточайший шторм – и, как потом выяснилось, в зону цунами.

Увы, миссия оказалась проваленной – после почти полугодового ожидания в Нагасаки, русские получили отказ. Японский император вернул подарки (огромные зеркала в рамах), отказался принять посольство и велел немедленно покинуть Японию, впрочем, снабдил корабль водой, едой и дровами. В Макао капитаны встретились, выгодно обменяли меха на чай, фарфор и прочие редкие и ликвидные в Европе товары и отправились в Россию. После шторма, потеряв друг друга из виду, «Надежда» и «Нева» благополучно вернулись в Россию, сперва «Нева», потом, через пару недель, – «Надежда».

Плавание протекало не так безмятежно, как бы хотелось. Проблемы начались практически сразу после отплытия. У камергера Резанова имелся рескрипт, подписанный Александром I, согласно которому он, Резанов, был назначен главой экспедиции, но с оговоркой, чтобы все решения принимать совместно с капитаном Крузенштерном.

Ради размещения на сравнительно небольшой «Надежде» свиты Резанова пришлось отказать ряду действительно нужных в плавании людей. Кроме того, в свиту Резанова входил, например, граф Фёдор Толстой, впоследствии прозванный Американец, – человек абсолютно неуправляемый, жестокий манипулятор и интриган. Он умудрился перессорить всю команду, не раз досаждал своими выходками лично Крузенштерну – и в конце концов был принудительно высажен на острове Ситка.

Н. П. Резанов

На военном корабле, согласно уставу, мог быть лишь один руководитель, распоряжения которого выполняются беспрекословно. Резанов, как человек невоенный, совершенно не принимал дисциплины, и постепенно отношения между ним и Крузенштерном накалились до предела. Вынужденные на протяжении пары лет делить одну крохотную каюту, Резанов и Крузенштерн общались посредством записок.

Резанов пытался заставить Крузенштерна изменить маршрут экспедиции с тем, чтобы сразу же отправиться на Камчатку – по факту, прервав кругосветное путешествие. Наконец, Резанов позволил себе грубость по отношению к капитану в присутствии команды – и это, с точки зрения устава, было совершенно непростительно. После громкого скандала, убедившись, что на его стороне нет никого, обиженный Резанов практически не выходил из каюты, пока «Надежда» не достигла Петропавловска.

К счастью, опытный и хладнокровный комендант П. Кошелев разобрал дело, невзирая на лица, стремясь, чтобы ссора двух частных лиц не смогла помешать выполнению государственного долга. С этим же был полностью согласен Крузенштерн, и Резанову пришлось пойти на попятный. По окончании японской миссии Резанов покинул «Надежду» – и больше они с Крузенштерном не встречались, ко взаимному удовольствию.

Дальнейшая история Н. П. Резанова, отправившегося в Калифорнию и встретившего там 14-летнюю красавицу Марию Концепсьон Аргуэльо, дочь коменданта Сан-Франциско, известна как одна из самых романтических страниц не только русской, но и, наверное, мировой истории. В знаменитой рок-опере «Юнона и Авось» повествуется именно об их трагической любви, но это уже другая, хотя и очень интересная, история.

Путешествия Коцебу

Среди добровольцев, отправившихся с Крузенштерном на «Надежде», был 15-летний юнга, немец Отто Коцебу. Мачехой мальчика была родная сестра капитана-лейтенанта – Кристина Крузенштерн. Когда «Надежда» вернулась в порт, Коцебу был произведён в мичманы, а ещё через год – в лейтенанты, и хотя он не был выпускником морского училища, Отто Евстафьевич получил самую лучшую из морских школ – школу кругосветного плавания, и с тех пор уже не мыслил жизни без моря и служения Отечеству.

Бриг «Рюрик» на марке Маршалловых островов

По окончании кругосветного плавания Крузенштерн неустанно работал над результатами экспедиции, подготавливал отчёты, выпускал и комментировал карты и «Атлас южных морей», и в частности вместе с графом Румянцевым разрабатывал новую кругосветную экспедицию. Перед ней была поставлена задача: отыскать Северо-Восточный морской проход из Тихого в Атлантический океан. Экспедиция должна была отправиться на бриге «Рюрик». Командование бригом, по рекомендации Крузенштерна, было предложено Коцебу.

Эта экспедиция вернулась через 3 года, потеряв всего одного человека и обогатив географию массой открытий. На карту были нанесены и подробно описаны малоизученные или вообще неизвестные острова, архипелаги и побережья Тихого океана. Метеорологические наблюдения, исследования морских течений, глубины океана, температуры, солёности и прозрачности воды, земного магнетизма и различных живых организмов были бесценным вкладом в науку – и имели немалую практическую пользу.

В плавании на «Рюрике», между прочим, в качестве естествоиспытателя принимал участие немецкий учёный и поэт-романтик А. фон Шамиссо – переводчик Пушкина на немецкий язык. Его роман «Путешествие вокруг света» в Германии стал классикой приключенческой литературы, издавался он и в России.

Третье кругосветное путешествие О. Е. Коцебу совершил в 1823–1826 гг. До того он год охранял от пиратов и контрабандистов берега Русской Америки со своим 24-пушечным шлюпом «Предприятие». Научные результаты экспедиции на «Предприятии» были едва ли не более весомы, чем результаты плавания на «Рюрике». Физик Э. Ленц, будущий академик, который отправился с Коцебу, сконструировал вместе с коллегой, профессором Парротом, прибор, названный батометром, для взятия водных проб с различной глубины, и прибор для измерения глубин. Ленц исследовал вертикальное распределение солёности, скрупулёзно отмечал температуру тихоокеанских вод и суточные изменения температуры воздуха на различных широтах.

К 20-м годам XIX века кругосветные путешествия перестал быть чем-то непредставимым и из ряда вон выходящим. Целый ряд славных русских капитанов обогнул Земной шар, выйдя из Кронштадта и направляясь в сторону горизонта.

Василий Головнин – неудержимый и неустрашимый

Василий Михайлович Головнин, капитан и превосходный писатель-маринист, даже среди своих коллег капитанов считался человеком, видавшим виды. Приключений на его долю выпало более, чем достаточно. В четырнадцать лет, гардемарином, он участвовал в морских сражениях – и был награждён медалью, а после вернулся доучиваться, так как был ещё слишком мал, чтобы стать офицером.

Первое своё самостоятельное кругосветное плавание он совершил, будучи всего лишь лейтенантом. Адмиралтейство изменило собственным правилам и передало шлюп «Диана» под начало лейтенанта, потому что все понимали, что это за человек – лейтенант Головнин. И действительно, их ожидания оправдались – отличный капитан, Головнин в полной мере обладал и спокойствием, и мужеством, и несгибаемым характером. Когда из-за начавшейся войны русские моряки были задержаны англичанами в Южной Африке, Головнин сумел ускользнуть из плена и все-таки выполнил возложенную на экспедицию миссию. Кругосветное путешествие на шлюпе «Диана» в 1808–1809 гг. завершилось успешно.

«Джентльменский» плен у англичан не был слишком тягостен для наших моряков, а вот заключение во время второго путешествия оказалось совсем не шуточным. На этот раз Головнин и ряд его товарищей угодили в самую настоящую тюрьму – к японцам. Тем не понравилось, что русский корабль проводил картографическую съемку Курильских островов – в 1811 году Головнину было поручено описать Курильские, Шантарские острова и берег Татарского пролива. Япония решила, что дерзкие картографы нарушают принцип изоляции их государства – и раз так, то место преступникам в тюрьме. Плен продолжался два года, из-за этого инцидента Россия и Япония балансировали на опасной грани – война между ними была вполне возможна.

Японский свиток, изображающий пленение Головнина

Для спасения Головнина и его людей были предприняты титанические усилия. Но лишь благодаря действиям друга Головнина офицера П. И. Рикорда и помощи влиятельного японского купца господина Такатая Кахея, с которым Рикорд сумел установить чисто человеческий контакт, удалось совершить почти невероятное – вернуть русских моряков из японской тюрьмы. На территории природного парка «Налычево» на Камчатке есть так называемые «вершины русско-японской дружбы» - скала Кахея, гора Рикорда и гора Головнина. Ныне «инцидент Головнина» входит в число хрестоматийных случаев из истории мировой дипломатии.

Записки Головнина о его приключениях были переведены на много языков, а в России стали бестселлером. Вернувшись домой, Василий Головнин продолжал неустанно трудиться на пользу российского мореплавания, его знания, опыт, энергия были неоценимы, а книгами Головнина о дальних странствиях зачитывались множество юношей, впоследствии выбравших для себя карьеру морского офицера.

Барон Врангель – начальник Аляски

В 1816 году гардемарин Фердинанд Врангель, проходивший службу в Ревеле, подал прошение об участии в экспедиции капитана Головнина на шлюпе «Камчатка». Юнцу отказали. Тогда он, сказавшись перед начальством больным, добрался до Петербурга и практически пал в ноги Головнину, прося взять его с собой. Тот строго заметил, что самовольное бегство с корабля есть дезертирство и достойно суда. Гардемарин согласился, но просил отдать его под суд после плавания, на котором готов был стать хоть простым матросом. Головнин махнул рукой и сдался.

Это было первое кругосветное путешествие Фердинанда Петровича Врангеля, в честь которого позднее назвали известный ныне заповедник – остров Врангеля. На борту «Камчатки» отчаянный юноша прошёл не только морскую школу, но и усердно восполнял пробелы в своём образовании, а также обрёл верных друзей – будущих исследователей и неутомимых путешественников Фёдора Литке и вчерашнего лицеиста, друга Пушкина Фёдора Матюшкина.

Путешествие на «Камчатке» оказалось бесценной кузницей кадров для русского флота. Вернулся из плавания Врангель отличным моряком – и учёным исследователем. Именно Врангелю с Матюшкиным было велено отправиться в экспедицию по исследованию северо-восточного побережья Сибири.

Карта, на которой показаны маршруты путешествий Врангеля

Мало кто отдал столько сил и энергии изучению Аляски и Камчатки, как Фердинанд Петрович Врангель. Он исследовал Северо-Восточную Сибирь с моря и с суши, ходил в кругосветное плавание, командуя военным транспортом «Кроткий», был награждён орденами, а в 1829 году назначен главным управляющим Русской Америки, и, между прочим, построил на Аляске магнитно-метеорологическую обсерваторию. Под его начальством Русская Америка процветала, создавались новые поселения. Его именем назван остров, его труды на благо России были высоко оценены государством и историей. Прошло менее пятидесяти лет с окончания первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и российский флот бурно расцвёл и развился – столько энтузиастов, по настоящему преданных своему делу, насчитывалось в его рядах.

Земля неведомая

«Я обошёл океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания... Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне» , – эти слова Джеймса Кука, звезды мореплавания XVIII века, закрыли Антарктические исследования почти на 50 лет. Просто не находилось желающих финансировать проекты, заведомо обречённые на неуспех, а в случае удачи – всё равно коммерчески провальные.

Именно русские пошли наперекор здравому смыслу и житейской логике. Крузенштерн, Коцебу и капитан-полярник Г. Сарычев разработали экспедицию и представили её императору Александру. Тот неожиданно согласился.

Основная задача экспедиции была определена как чисто научная: «открытия в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем Земном шаре» . Экспедиции вменялось в обязанности и предписывалось инструкцией отмечать и изучать всё, заслуживающее внимание, «не только относящегося к морскому искусству, но и вообще служащего к распространению познаний человеческих во всех частях» .


В. Волков. Открытие Антарктиды шлюпами «Восток» и «Мирный», 2008 г.

Летом того же года в сторону Южного полюса вышел шлюп «Мирный» и транспорт, переделанный в шлюп, – «Восток». Ими руководили два капитана, считавшихся одними из лучших в российском флоте, – командир экспедиции Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, участник кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и Михаил Петрович Лазарев – молодой, но очень многообещающий капитан. Впоследствии Лазарев совершит три кругосветки, но эти подвиги не затмят его славу полярного исследователя.

Плавание продолжалось 751 день, из них — 535 дней в Южном полушарии, при этом 100 дней – во льдах. Шесть раз моряки заходили за Южный полярный круг. Никто не приближался к загадочной Антарктиде так близко и так надолго. В феврале 1820 г. Беллинсгаузен писал: «Здесь за ледяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно, и который продолжался по мере нашего зрения, возвышаясь к югу, подобно берегу. Плоские ледяные острова, близ сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломки сего материка, ибо имеют края и верхнюю поверхность, подобную материку» . Впервые в истории человечества люди видели Антарктиду. И этими людьми были наши, русские моряки.

Поражают открытия русских путешественников. Приведём в хронологическом порядке краткие описания семи наиболее значимых кругосветных путешествий наших соотечественников.

Первое русское кругосветное путешествие — Кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов. Плавание Крузенштерна и Лисянского - это начало новой эры в истории русского мореплавания.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней . Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.


Слева — Иван Фёдорович Крузенштерн. Справа -Юрий Фёдорович Лисянский

Описание экспедиции было напечатано под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.

И теперь, отвечая на вопрос: «Кто из русских первым совершил кругосветное путешествие?» , Вы без труда ответите.

Открытие антарктиды — кругосветная экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева


Работа Айвазовского «Ледяные горы в Антарктиде», написана на основе воспоминаний адмирала Лазарева

В 1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов - «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым - Михаил Петрович Лазарев. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков. Предстоял долгий путь в неведомые страны. Перед экспедицией поставили задачу как полно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.
Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Были открыты 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.
Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль пауки в то время только зарождалась. Ф. Ф. Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие морские течения (например, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, а также коралловых островов в тропических областях.
Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.
И так 16 (28) января 1820 года считается — днём открытия Антарктиды . Беллинсгаузен и Лазарев, несмотря на плотные льды и туманы, прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70° и неопровержимо доказали существование земли в районе южного полюса.
Поразительно, доказательство существования Антарктиды сразу было признано как выдающееся географическое открытие. Однако потом ученые еще более ста лет спорили, что же было открыто. Был ли это материк, или всего лишь группа островов, покрытая общей шапкой льда? Сам Беллинсгаузен ни разу не говорил об открытии материка. Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды удалось только в середине XX века в результате длительных исследований с использованием сложных технических средств.

Кругосветное путешествие на велосипеде

1913 года 10 августа произошёл в Харбине финиш кругосветки на велосипеде, которую проехал русский спортсмен 25-ти лет Онисим Петрович Панкратов.

Это путешествие продолжалось 2 года 18 дней. Панкратовым был выбран довольно сложный маршрут. Страны почти всей Европы входили в него. Покинув Харбин в июле месяце 1911 года, мужественный велосипедист в конце осени прибыл в Петербург. Затем его путь пролегал по Кенигсбергу, Швейцарии, Италии, Сербии, Турции, Греции и опять по Турции, Италии, Франции, Южной Испании, Португалии, Северной Испании и снова по Франции.
Власти Швейцарии посчитали Панкратова сумасшедшим. Никто бы не решился проделать путь на велосипеде по засыпанным снегом скалистым перевалам, которые доступны только опытным альпинистам. Преодоление гор велосипедисту стоило не малых усилий. Он и Италию пересёк, проехал и Австрию, и Сербию, и Грецию и Турцию. Спать ему приходилось просто под звёздным небом, из еды у него нередко была только вода и хлеб, но он всё равно не прекращал путешествие.

Переплыв судном Па-де-Кале, спортсмен на велосипеде пересёк Англию. Потом, так же на судне попав в Америку, опять сел на велосипед и проехал весь американский материк придерживаясь маршрута Нью-Йорк ─ Чикаго ─ Сан-Франциско. А оттуда судном в Японию. Затем пересёк на велосипеде Японию и Китай, после чего Панкратов добрался до первоначального пункта грандиозного своего маршрута ─ Харбина.

На велосипеде было пройдено расстояние больше 50 тысяч километров.Проделать такое путешествие вокруг земли Онисиму предложил его отец

Кругосветное путешествие Панкратова современниками было названо великим. Велосипед «Грицнер» помог ему совершить кругосветку, за время путешествия Онисиму пришлось поменять 11 цепей, 2 руля, 53 покрышки, 750 спиц и др.

Вокруг Земли — первый космический полёт


В 9 час. 7 мин. по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане поднялся космический корабль-спутник «Восток». Совершив полет вокруг земного шара, он через 108 минут благополучно вернулся на Землю. На борту корабля находился летчик-космонавт майор .
Вес космического корабля-спутника 4725 килограммов (без учета последней ступени ракеты-носителя), общая мощность двигателей ракеты 20 миллионов лошадиных сил.

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление. На протяжении всего полета с космонавтом поддерживалась двухсторонняя радиосвязь.


На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.
После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета в 10 час. 55 мин. по московскому времени корабль-спутник «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза — близ деревня Смеловка Терновского района Саратовской области.

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО:

Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин

Обгоревший спускаемый модуль «Востока-1» сразу же после приземления Гагарина прикрыли тканью и увезли в подмосковные Подлипки на режимную территорию королевского ОКБ-1. Позже он стал главным экспонатом в музее выросшей из ОКБ-1 ракетно-космической корпорации «Энергия». Музей долгое время был закрытым (попасть в него было можно, но достаточно сложно - только в составе группы, по предварительному письму), в мае 2016 гагаринский корабль стал общедоступен, в составе выставки.

Первое кругосветное плавание подводной лодки без всплытия

12 февраля 1966 года - стартовал успешный кругосветный поход двух атомных подводных лодок Северного флота. При этом весь путь, протяженность которого превысила длину экватора, наши лодки прошли в подводном положении, не всплывая даже в малоизученных районах Южного полушария. Героизм и мужество советских подводников имели выдающееся общегосударственное значение и стали продолжением боевых традиций подводников Великой Отечественной войны.

Было пройдено 25 тысяч миль и проявлена при этом высшая степень скрытности, длительность плавания заняла 1,5 месяца

Для участия в походе были выделены две подводные лодки серийного производства без каких-либо доработок. Ракетная лодка К-116 проекта 675 и вторая лодка К-133 проекта 627А, имеющая торпедное вооружение.

Помимо огромного политического значения, это была впечатляющая демонстрация научно-технических достижений и военной мощи государства. Поход показал, что весь Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для наших атомных подводных лодок, вооруженных как крылатыми, так и баллистическими ракетами. Одновременно он открывал новые возможности для маневра силами между Северным и Тихоокеанским флотами. В более широком плане можно сказать, что в разгар «холодной войны» историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы изменить стратегическую обстановку в Мировом океане, и первыми это сделали советские подводники.

Первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на прогулочном швертботе длиной 5,5 метра


7 июля 1992 года Евгений Александрович Гвоздёв на яхте «Лена» (класс «микро», длина всего 5,5 метров) из Махачкалы отправился в своё первое одиночное кругосветное плавание. 19 июля 1996 года путешествие было благополучно окончено (составило 4 года и две недели). Этим был установлен мировой рекорд - первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе. Евгений Гвоздев отправился в долгожданное кругосветное путешествие когда ему было 58 лет.

Удивительно то, что на судне не было вспомогательного двигателя, рации, автопилота и плиты. Зато был заветный «паспорт моряка», который новые российские власти выдали яхтсмену после года борьбы. Этот документ не только помог Евгению Гвоздеву пересечь границу в нужную ему сторону: в дальнейшем Гвоздев путешествовал без денег и без виз.
В своём путешествии наш герой пережил сильнейший психологический шок после столкновения с вероломными сомалийскими «партизанами», которые на мысе Рас-Хафун ограбили его подчистую и едва-едва не расстреляли.

Все его первое кругосветное путешествие можно охарактеризовать одним словом: «вопреки». Слишком уж мизерным был сам шанс выжить. Сам же Евгений Гвоздев видит мир по иному: это мир, похожий на единое братство добрых людей, мир полного бескорыстия, мир без препон для глобального обращения…

На воздушном шаре вокруг Земли — Фёдор Конюхов

Фёдор Конюхов первым в мире облетел Землю на воздушном шаре (с первой попытки). Всего было сделано 29 попыток, и только три из них оказались успешными. Во время путешествия Федор Конюхов установил несколько мировых рекордов, главный из которых – длительность перелета. Путешественнику удалось облететь вокруг Земли примерно за 11 дней, 5 часов и 31 минуту.
Шар представлял собой двухуровневую конструкцию, сочетающую использование гелия и солнечной энергии. Его высота – 60 метров. Внизу была прикреплена гондола, оснащённая лучшими техническими приборами, откуда Конюхов и пилотировал судно.

Подумал, что столько грехов совершил, что сгорю не в аду, а здесь

Путешествие проходило при экстремальных условиях: температура опускалась до –40 градусов, аэростат попадал в зону сильной турбулентности с нулевой видимостью, а также проходил циклон с градом и сильным ветром. Из-за сложных погодных условий несколько раз выходила из строя техника и Федору приходилось вручную устранять неполадки.

За 11 суток полёта Фёдор почти не спал. По его словам, даже минутная расслабленность могла привести к необратимым последствиям. В минуты, когда бороться со сном было уже невозможно, он брал разводной ключ и садился над железной тарелкой. Как только глаза закрывались, рука отпускала ключ, тот падал на тарелку, производя шум, отчего воздухоплаватель мгновенно просыпался. Под конец пути эту процедуру он проделывал регулярно. Он чуть не взорвался на огромной высоте, когда по ошибке начал мешать различные виды газа. Хорошо, что успел отрезать воспламенённый баллон.
По ходу всего маршрута авиадиспетчеры различных аэропортов всего мира как могли помогали Конюхову, очищая для него воздушное пространство. Так он пролетел Тихий океан за 92 часа, переправился через Чили и Аргентину, обогнул грозовой фронт над Атлантикой, прошёл мыс Доброй надежды и благополучно вернулся в Австралию, откуда и начал своё путешествие.

Фёдор Конюхов:

Я облетел Землю за 11 дней, она очень маленькая, её надо беречь. У нас об этом нет и мысли, мы, люди, только воюем. Мир настолько красив – исследуй его, познавай

Русские кругосветные путешествия в основном экипировались для посещения Аляски, где находились русские поселения. Целью экспедиций была доставка нужных продуктов и товаров в русские колонии и вывоз из колоний ценностей. Таким образом, история русских географических экспедиций тесно связана с русской колонизации на северо-западном побережье Америки. В развитии этой колонизации громадную роль сыграла Российско-Американская компания, которая принимала важнейшее участие в организации первых русских кругосветных плаваний и финансировании дальних плаваний.

Первое плавание русских кораблей вокруг света было под начальством капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Оно продолжалось три года. Стоит отметить то, что большинство кругосветных плаваний составляло три года, видимо из-за ограниченности продуктов питания и болезней на корабле. Путешествием Крузенштерна и Лисянского начинается эпоха грандиозных русских исследований. С 1815 года географические экспедиции совершались почти ежегодно до 1849 года. Всего за этот период было организовано и выполнено 36 русских кругосветных плаваний.

В 1803 г. по указанию Александра I была предпринята экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция. Возглавил экспедицию Иван Федорович Крузенштерн. Он был крупнейшим мореплавателем и географом Российской Империи. На пост капитана корабля «Нева» Крузенштерн выбирает Лисянского Ю. Ф, с которым они вместе когда-то служили 2 .

Так как своих судов, предназначенных для подобного далёкого плавания Российско-Американская компания не имела, решено было в Англии купить для экспедиции два корабля. Лисянский Ю. Ф получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, подходящих для кругосветного плавания.

Подходящие судна Лисянский находит в Лондоне, ими оказались «Надежда» и «Нева». Цена за «Надежду» и «Неву» составляла 17 000 фунтов стерлингов, но за внесение дополнений, которые пожелал сделать Лисянский, пришлось доплатить 5 000 фунтов. Корабль «Надежда» был не новым, он уже три года бороздил моря под Английским флагом, а «Нева» всего лишь пятнадцать месяцев. «Нева» имела водоизмещение в 350 тонн, а «Надежда» - в 450 тонн. Также перед экспедицией Лисянский покупает оборудование в Англии, которое пригодится во время плавания. Это были: различные приборы для измерения, компасы, магнит, и другое.

В состав команды помимо моряков были включены: ученые, художники, врачи, торговцы. Поскольку в то время привычных нам фотоаппаратов не было, а император хотел сам видеть «дальние берега», был принят на борт художник для реалистичного описания островов.

Торжественное отплытие шлюпов из Кронштадта состоялось 26 июля 1803 года. Перед отплытием император Александр I лично осмотрел новые шлюпы. Государь велел поднять военные флаги. Расходы на содержание одного шлюпа принял на свой счет, а за другой платила Русско-американская торговая компания и один из главных вдохновителей экспедиции - граф Румянцев.

«Надежда» в течение своего плавания несколько раз находилась в весьма рискованном положении, в то время как «Нева» только один раз села на коралловый риф и притом в таком месте, где его нельзя было ожидать по картам. Всё это наводит на предположение, что общепринятое представление о ведущей роли Крузенштерна в первом русском кругосветном путешествии не совсем верно.

Наибольшее значение во время экспедиции сыграл Лисянский Ю. Ф но он до сих пор остается менее известным, чем Крузенштерн, из-за своей скромности, ведь Крузенштерн опубликовал своё описание путешествия на три года раньше, чем Лисянский.

Значительную роль Лисянского можно увидеть еще с самого начала экипировки экспедиции. Лисянский во время командировки в Англию весьма умело приобрел подходящие корабли, и кроме того, обеспечил прекрасное состояние всей материальной части экспедиции. Это одно уже являлось частью успеха плавания.

Оба корабля, были связаны планом действий, но в действительности провели экспедицию самостоятельно, так как в океане они не раз попадали в сильнейший шторм, при таких обстоятельствах просто невозможно держаться вместе. Первую часть пути в Англию, а затем через Атлантический океан в обход мыса Горн корабли должны были совершать вместе, и лишь затем у Сандвичевых островов они должны были разъединиться. «Надежде», согласно плану экспедиции, следовало идти на Камчатку. Затем следовало отправиться в Японию и доставить туда русского посла Н. П. Резанова со свитой. После этого «Надежда» должна была снова вернуться на Камчатку, взять груз пушнины и отвезти его в Кантон для продажи. Путь «Невы», начиная от Гавайских островов, был совершенно иной. Лисянский должен был идти на северо-запад, к острову Кадьяку, где находилась в то время главная контора Российско-Американской компании. Здесь предполагалась зимовка «Невы», а затем она должна была взять груз пушнины и доставить его в Кантон, где была назначена встреча обоих кораблей - «Невы» и «Надежды». И уже из Кантона оба корабля должны были направиться в Россию совместно. Но этот план был осуществлён с отступлениями.

На пути в Камчатку Крузенштерн производил описание Маркизскых островов, а на пути с Камчатки в Японию - описание побережий Японии и Сахалина. Он составил подробную карту этого острова, причём определил 105 астрономических пунктов. Присутствующие на шлюпе ученые, собрали ценные ботанические и зоологические коллекции. На корабле «Надежда» были сделаны наблюдения над морскими течениями, температурой воды и её плотностью на глубинах до 400 м., глубже не позволяло оборудование. Схожие наблюдения производились и на «Неве» Лисянским. Он систематически производил астрономические наблюдения, определял координаты целого ряда посещённых пунктов, в том числе всех гаваней и островов, где «Нева» останавливалась. Сделанные им измерения отличались высокой точностью и близко совпадают с современными данными.

В ходе кругосветной экспедиции были нанесены на карту мира тысячи километров ранее неизвестных берегов. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия, а командир «Невы» Лисянский Ю.Ф. открыл один из островов Гавайского архипелага, который назвали в честь него – остров Лисянского.

Много интересных данных было собрано участниками экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов. Итоги наблюдений были доложены в Академии наук. Они были настолько весомы, что И. Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были положены в основу изданного в начале 20-х гг. «Атласа Южных морей» . В 1845 адмирал Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества и воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей. Лисянский первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света» (1812). Вот что пишет Лисянский: «Жители Сандвичевых островов, сколько можно было заметить, довольно умны и уважают европейские обычаи. Многие из них довольно хорошо говорят по-английски. Все же без исключения знают по несколько слов и произносят их по-своему, т. е. весьма неправильно. По-видимому, они большие охотники путешествовать. Многие просили меня взять их с собой, не только не требуя никакой платы, но отдавая все своё движимое имущество. Юнг уверял меня, что суда Соединённых Штагов нередко берут отсюда людей, которые со временем делаются хорошими матросами». 3

Лисянским чрезвычайно подробно изучена также вся трасса проделанного им пути. В составленном им позже описании путешествия сообщается ряд советов, практически важных для капитанов кораблей будущих дальних плаваний. В этих заметках Лисянский очень подробно описывает наиболее выгодные пути входа и выхода из гаваней и предупреждает будущих путешественников о возможных опасностях. Кроме того, Лисянский делал замеры глубины у берегов, где он бывал, это стало полезным для последующих плаваний. Кроме того, Лисянского осуществил проверку старых карт,после чего были уточнены карты Кадьяка и прилегающих островов к северозападному побережью Аляски.

Интересно отметить, что один изучастников первого русского кругосветного плавания Коцебу, плававший в качестве кадета на корабле «Надежда», впоследствии сам осуществил не менее интересное кругосветное плавание на корабле «Рюрик», снаряжённое на средства графа Румянцева.

«Русские мореплаватели никогда так далеко не ходили… Предлежало им от шестидесятого градуса северной перейти в тот же градус южной широты, обойти дышущий бурями Кап-Горн, претерпеть палящий зной равноденственной линии… Однако… любопытство их и желание увидеть отдаленные страны было так велико, что если бы принять всех охотников, явившихся ко мне с прозьбами о назначении их в сие путешествие, то мог бы я укомплектовать многие и большие корабли отборными матрозами Российского флота» (И. Ф. Крузенштерн. Плавание вокруг света).

О кругосветном плавании в России задумались еще в середине XVIII в. (первым предложил осуществить его адмирал Н. Ф. Головин), однако подготовлено оно было только в 1787 г. Начальником отряда из четырех кораблей назначили капитан-бригадира Г. И. Муловского. Но из-за войны со Швецией поход был отменен, а в 1789 г. Муловский погиб в морском сражении у острова Эланд. В том роковом бою он командовал линкором «Мстислав», мичманом на котором служил 17-летний Иван Крузенштерн. Именно он стал самым горячим сторонником идеи русской кругосветки.

На фрегате «Подражислав», также принимавшем участие в бою со шведами, мичманом был еще более юный Юрий Лисянский. В 1790-х гг. Крузенштерн и Лисянский успели поплавать на английских кораблях в Атлантике, в Индийском и Тихом океанах и повоевать против французов. По возвращении в Россию оба были произведены в капитан-лейтенанты. В 1799 г. Крузенштерн представил императору Павлу I свой проект кругосветного плавания. Главная цель проекта состояла в организации пушной торговли России с Китаем по морю. Судя по всему, Павел отнесся к этой идее скептически. А в 1801 г. императора убили заговорщики. Считается, что не последнюю роль в организации заговора против Павла, сторонника сближения с Францией, сыграли англичане.

Идею кругосветки поддерживала Российско-американская компания, основанная в 1799 г. с целью освоения территорий Русской Америки и Курильских островов. По мере того как русские колонисты осваивали северо-западное побережье Америки и прилегающие острова, потребность в регулярном сообщении между Россией и ее владениями на Американском континенте становилась все более острой. Необходимость эта диктовалась несколькими обстоятельствами, в первую очередь - проблемой снабжения колонистов провизией и частыми нападениями индейцев. И, разумеется, угрозой русским владениям, исходившей от других колониальных держав: Англии, Франции, «новорожденных» Соединенных Штатов Америки и в меньшей степени Испании.

В начале XIX в. сообщение с американскими колониями было налажено плохо. Товары, оружие, инструменты и значительная часть продовольствия из европейской части страны перевозили через Урал и Западную Сибирь (и это только четверть пути!), а дальше начиналось почти полное безлюдье и абсолютное бездорожье Сибири Средней и Восточной. Затем оставались «сущие пустяки» - от Охотска морем до Аляски. Надежды на освоение морского пути вдоль северного побережья России так и оставались надеждами, и потому существовал лишь один вариант - плавание через южные моря либо на запад, вокруг мыса Горн, либо в противоположном направлении, в обход мыса Доброй Надежды.

Начиная с первых лет царствования Александра I, пришедшего к власти после убийства отца, Российско-американская компания действовала под покровительством монаршей семьи. Ей предоставлялись в монопольное пользование все промыслы на Аляске и прилегающих островах, а также на Курилах и Сахалине, право торговать с другими странами, организовывать экспедиции и занимать открываемые земли. Одним из ее директоров был камергер императорского двора Н. П. Резанов.

Высочайшее соизволение на проведение первой русской кругосветной экспедиции было получено в 1802 г. Ее начальником император назначил Крузенштерна. Главная цель экспедиции состояла в изучении возможностей транспортного сообщения между Европейской Россией и Русской Америкой. Кораблям предстояло доставить на Аляску грузы Российско-американской компании, а затем меха компании в Китай на продажу.

Компания брала на себя половину всех расходов на экспедицию. В Англии были куплены два корабля, не самых новых, зато надежных. Один из них назвали «Надеждой», другой получил имя «Нева». Первым командовал Иван Федорович Крузенштерн, вторым - Юрий Федорович Лисянский.

Экспедиция готовилась тщательно. Было закуплено множество лекарств, главным образом противоцинготных средств. Очень ответственно подошли два капитана и к комплектованию своих команд, предпочитая иностранцам соотечественников, в первую очередь военных моряков. Это и понятно: корабли отправлялись в поход под Андреевским флагом - главным корабельным знаменем российского военно-морского флота. Попутно экспедиция, снабженная самыми современными приборами, должна была вести научные исследования. В плавание отправились натуралист и этнограф Г. И. Лангсдорф, естествоиспытатель и художник В. Г. Тилезиус, астроном И. К. Горнер и другие ученые.

За несколько дней до отплытия план экспедиции претерпел изменения: Крузенштерну было поручено доставить в Японию посольство во главе с Н. П. Резановым для установления торговых отношений с этой страной. Резанов со свитой и подарками для японцев разместился на «Надежде». Как выяснилось позже, император наделил посланника полномочиями руководителя экспедиции. Однако об этом не были извещены ни Крузенштерн с Лисянским, ни остальные члены экспедиции.

В конце июля 1803 г. «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта. Совершив остановку в Копенгагене, корабли проследовали в Англию, затем на юг, к Канарским островам, куда прибыли в октябре, а 14 ноября впервые в истории российского флота пересекли экватор. Но это лишь на бумаге выглядит гладко, а в действительности все обстояло непросто. И причина не в штормах или болезнях, а в конфликте между Резановым и Крузенштерном. Едва корабли покинули Европу, камергер высказал недвусмысленные претензии на общее руководство, с чем командир «Надежды», естественно, не мог согласиться. Императорский рескрипт Резанов до поры не предъявлял.

В декабре корабли подошли к берегам Бразилии. После того как они благополучно обогнули мыс Горн, уже в Тихом океане внезапно налетел шторм, и «Надежда» с «Невой» разлучились. На этот случай инструкция предусматривала несколько пунктов встречи по маршруту следования. В Тихом океане первым таким местом был остров Пасхи, а следом за ним Нуку-Хива (один из Маркизских островов). Ветра отнесли «Надежду» далеко к западу от первого пункта, и Крузенштерн принял решение сразу идти к Маркизам. Лисянский же двинулся к острову Пасхи, провел здесь несколько дней, а затем проследовал к Нуку-Хива, где корабли и встретились. Между тем конфликт между командиром и камергером набирал силу. Резанов пытался вмешиваться в управление кораблями, несколько раз требовал изменить маршрут. В конце концов это привело к открытому столкновению, в ходе которого все офицеры, кроме одного, заявили о своем неподчинении Резанову, а последний наконец вынужден был предъявить рескрипт императора. Но даже это не помогло - офицеры по-прежнему отказывались подчиняться камергеру.

От Нуку-Хива «Надежда» и «Нева» направились на северо-северо-запад и 27 мая достигли Гавайских островов. Здесь отряд разделился: Лисянский, в соответствии с первоначальным планом, отправился на север, к острову Кадьяк, а Крузенштерн двинулся на северо-запад, к Камчатке, чтобы затем доставить посольство в Японию. Прибыв в Петропавловск, Резанов вызвал камчатского коменданта П. И. Кошелева и потребовал осудить Крузенштерна за неподчинение. Ознакомившись с обстоятельствами дела, генерал-майор Кошелев сумел примирить конфликтовавшие стороны.

В конце сентября «Надежда» уже достигла Нагасаки. В те времена Япония была закрытым от внешнего мира государством. Только голландцам удалось наладить с японцами торговлю, и то скорее символическую. Неудивительно, что миссия Резанова провалилась. Полгода посольство жило на клочке земли, огороженном высоким забором, фактически в плену. Русским морякам не разрешали сходить на берег. Японцы всячески тянули время, не приняли царских подарков - к слову, довольно бестолковых, а в итоге отказались от переговоров и вручили послу грамоту, согласно которой российским судам запрещалось приближаться к берегам Японии.

В начале апреля 1805 г. Крузенштерн, выйдя из Нагасаки, проследовал Корейским проливом в Японское море, затем проливом Лаперуза в Охотское море и 23 мая привел «Надежду» в Петропавловск. Здесь Резанов покинул корабль, чтобы отправиться в Русскую Америку, навстречу новым приключениям (которые легли в основу известного спектакля «Юнона и Авось»). А «Надежда» 23 сентября вышла из Петропавловска, направилась в Южно-Китайское море и 8 ноября достигла Макао.

«Нева», добравшись в июле 1804 г. до острова Кадьяк, более года провела у берегов Северной Америки. Моряки доставили русским колонистам необходимые грузы, помогли им отбиться от нападений индейцев-тлинкитов и построить крепость Новоархангельск, вели научные наблюдения. Лисянский обследовал архипелаг Александра и открыл несколько островов, в том числе один крупный, названный именем Чичагова. Загрузившись пушниной, «Нева» взяла курс на Китай. В октябре 1805 г., проходя сквозь «строй» Гавайских островов, она села на рифовую мель вблизи неизвестного острова. Корабль удалось снять с мели, а открытый остров получил имя командира. В середине ноября, обогнув с юга Формозу, Лисянский вошел в Южно-Китайское море и вскоре прибыл в Макао, где его ждал Крузенштерн.

Продав меха, русские 31 января 1806 г. отправились в обратный путь. Через Зондский пролив 21 февраля корабли вошли в Индийский океан. В начале апреля недалеко от мыса Доброй Надежды они потеряли друг друга в густом тумане. Местом их встречи должен был стать остров Святой Елены, куда и прибыл 21 апреля Крузенштерн. «Нева» же, не заходя на остров, проследовала через всю Атлантику в Портсмут, где оказалась 16 июня. Безостановочный переход от Макао до Портсмута продолжался 142 дня. А 22 июля 1806 г. «Нева» пришла в Кронштадт. «Надежда», прождавшая несколько дней у острова Святой Елены, вернулась в Россию двумя неделями позже.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главные герои

Иван Федорович Крузенштерн, начальник экспедиции, командир «Надежды»; Юрий Федорович Лисянский, командир «Невы»

Другие действующие лица

Александр I, император России; Николай Петрович Резанов, чрезвычайный посланник в Японию; Павел Иванович Кошелев, комендант Камчатки

Время действия

Маршрут

Из Кронштадта через Атлантику и Тихий океан в Японию и Русскую Америку, через Индийский и Атлантический океаны в Кронштадт

Цели

Изучение возможностей сообщения с Русской Америкой, доставка посольства в Японию и грузов на Аляску

Значение

Первое в истории русское кругосветное плавание

Voted Thanks!

Возможно Вам будет интересно: