Учеба и образование в грузии. Система образования Грузии: структура и особенности

Дети приходят в школу в 6 лет и учатся 12 лет (классов). За это время дети проходят 3 ступени:

  • Начальная школа — 6 лет.
  • Основная школа — 3 года.
  • Средняя школа — 3 года.

Большое внимание в грузинских школах уделяется компьютеризации: каждый каждый ученик первого класса получает нетбук (подарок Президента) для записи и выполнения домашних заданий. Эти компьютеры производятся в Грузии на базе процессоров Intel. В компьютерах установлена специальная программа, которая делает процесс обучения более интересным. Что примечательно, это касается не только городских, но и деревенских школ. Но основное обучение проводится традиционно, по учебникам. Учебники выдаются бесплатно в начале года, а в конце года сдаются в библиотеку.

Изучение иностранных языков

Иностранный язык изучается с первого класса. В Грузии большинство школьников уже на этапе основной школы свободно владеют английским языком. С пятого класса школьники начинают изучать второй иностранный язык по выбору класса, многие школы выбирают русский язык. Раньше второй иностранный язык начинали изучать с седьмого класса, но было много недовольства в среде учителей и родителей, поэтому с этого года второй иностранный язык изучается с пятого класса, а третий по выбору учеников — с десятого класса.

В Грузии принята десятибалльная система оценивания. После 9 класса школьник получает документ, подтверждающий его успешное окончание основной школы. Еще через три года выдается аттестат о полном среднем образовании.

Организация школьной жизни в Грузии курируется попечительскими советами (в попечительский совет школы входят учителя, родители и ученики). Попечительские советы при участии Министерства образования выбирают директоров школ . После тестирования, собеседования в Министерстве образования кандидаты на пост директора предъявляют свой стратегический план развития школы попечительскому совету, и попечительский совет выбирает директора из нескольких кандидатов.

Для поступления в высшие учебные заведения необходимо сдать экзамены по обязательным предметам:

  • Иностранный язык (на выбор).
  • Математика.
  • Грузинский язык.

А также по тем предметам, которые предлагает ВУЗ для поступления на определенную специальность:

  • Литература.
  • История.
  • География.
  • Биология.
  • Химия.
  • Физика.

В 12 классе кроме основных обязательных предметов для абитуриентов дополнительно проводятся уроки по тем предметам, которые они сдают на вступительных экзаменах по соответствующей программе. Посещение этих занятий не контролируется.

Вместо уроков физического воспитания проводятся уроки спорта, созданы школьные лиги по разным видам спорта.

Изучаются новые предметы: мировая культура, гражданская самозащита и безопасность. С 11 класса изучается и еще один предмет — «Дорожные знаки и безопасность движения».

Учителя в Грузии

Отдельного внимания заслуживают учителя грузинских школ. Их заработная плата напрямую зависит от результатов специального тестирования. Каждые пять лет министерство образования контролирует общие знания: грузинский язык и историю, а также предмет, на котором специализируется учитель. Помимо основных положений в систему контроля входит знание английского языка и владение ИКТ. Если преподаватель отлично проходит сертификацию, его ждет существенная надбавка к зарплате. Аттестация и курсы повышения квалификации обязательны.

В этом году внедряется новая схема профессионального развития учителя. Сертификационные экзамены по предмету остаются в силе, но сдавать экзамен по профессиональным навыкам, интегрированный экзамен (ИКТ + английский язык) уже не требуется. Главное новшество в том, что учителя делятся на три категории:

  • 1 категория — несертифицированные учителя
  • 2 категория — это все сертифицированные учителя
  • 3 категория — практикующие в школе доктора наук

Чтобы перейти из одной категории в другую, необходимо набрать нужное количество «кредитов» в течение 3-4-х лет. Одной из форм набора «кредитов» является сдача экзамена по предмету, но также есть множество других вариантов: тренинги, учительские конференции, интегрированные уроки, авторство и соавторство печатной книги, инклюзивное обучение и другое.

После проведения реформ в области образования и интенсивного изучения английского языка в Грузию поступило более 1000 иностранных, говорящих на английском и других языках, учителей. Это педагоги из США, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Великобритании и других стран. Учителя приглашаются по запросу школы.

Совместно с государственными школьными учреждениями в Грузии занимаются педагогической деятельностью и частные школы. Наиболее распространены они при крупных высших учебных заведениях.

С 2012 года действует программа «Грузинский язык для будущего процветания» . Она предполагает обучение грузинскому языку в Кве́мо-Ка́ртли (Нижняя Картлия) и Са́мцхе-Джавахе́ти (отдаленные регионы Грузии), где основное население — армяне и азербайджанцы. Более 500 добровольцев едут в эти места и в негрузинских школах обучают местное население грузинскому языку. Для большей мотивации те из учащихся, которые заканчивают 12 классов со средним наивысшим баллом, получают серебряную или золотую медаль, а ученики, закончившие на 10 баллов 9 класс, награждаются персональными компьютерами.

Также проводятся национальные олимпиады , где победители награждаются денежными призами и путевками в летние лагеря. В 2012 году более чем в 100 школах Грузии открыты так называемые классы будущего, оснащенные суперсовременной техникой.

Всяческую помощь оказывает государство для развития инклюзивного образования . Во всех школах работает специальный педагог, помогающий учителям в работе с детьми-инвалидами.

Взаимодействие с родителями

Изменилась схема взаимодействия школы и учеников, школы и родителей. Государство перестало финансировать сами школы , а финансирует учеников. Финансовый ваучер, который выдается ученику безвозмездно, позволяет ему самому выбрать, в какой школе учиться и внести свои средства. Родители и сами могут принимать участие в контроле над бюджетом школы, вступив в попечительский совет. В попечительский совет входят учителя, родители и ученики.

В школах задействованы так называемые «мандатные», главной их задачей является обеспечение безопасности и дисциплины. Благодаря их работе в школах на 94% сократились случаи насилия, на 98% — вандализма, на 97% — факты ношения оружия.

Каждая школа является независимой юридической единицей. Это позволяет иметь независимый банковский счет. Школа может принимать пожертвования, сдавать в аренду помещения для того, чтобы получить дополнительные средства.

Выпускные и вступительные экзамены

Для снижения коррупции министерство образования вывело аттестационные и вступительные экзамены из компетенции школ и высших учебных заведений. Для этих целей был создан специальный экзаменационный центр.

Две системы тестирования учеников полностью различны. Аттестационные экзамены составляются независимой автоматизированной программой в режиме онлайн с закрытой интернет-связью. Ученики отвечают на вопросы, находясь в своих классах. Экзамен проходит под аудио- и видеонаблюдением. Также на тестировании находятся наблюдатели из других школ. Содержание экзаменов включает в себя программу знаний, начиная с 6 класса.

На самом деле, для тестирования грузинских школьников была разработана уникальная программа, которая самостоятельно подстраивается под знания ученика. Если ребенок ответил неверно, то следующий вопрос автоматически будет менее сложный, если верно, то и новое задание на порядок выше и по сложности, и по баллам.

Сдавая вступительные экзамены в высшее учебное заведение, школьник должен осуществить подготовку по 4 предметам:

  • Грузинский язык.
  • Иностранный язык (чаще всего английский — около 70%).
  • Навыки (логика). Включает в себя вербальную часть и математический тест. Тест основан на проверке логического мышления.
  • Предмет на выбор (в зависимости от требований выбранного ВУЗа).

Английский язык — обязательный. Для поступления в ВУЗ школьники могут выбрать другой:

  • Русский.
  • Французский.
  • Немецкий.

В последнее время была отмечена наибольшая популярность английского, затем русского, немецкого и французского языков.

На поступление в тот или иной ВУЗ важны баллы, полученные при сдаче вступительных экзаменов. На результат не влияют ни оценки школьного аттестата, ни наличие золотой медали.

Среднее специальное и высшее образование

За последние десятилетия образовательная сфера пережила большое количество реформ. Как утверждают сами преподаватели и чиновники, коррупция в этой области сведена к нулю. Например, до 2003 года попасть в высшее учебное заведение без серьезной суммы денег или влиятельных родственников было практически невозможно. Сейчас все решается по результатам Единого национального экзамена — аналог Единого государственного экзамена, который действует на территории РФ.

Приоритетом образовательных реформ является результат, открытость, равноправие граждан.

У учеников, которые закончили 9 классов, есть возможность поступить на первый уровень среднего профессионального образования. Через три года обучения, помимо диплома о среднем профессиональном образовании, студент получает аттестат о полном среднем образовании технической/профессиональной школы.

Высшее образование в Грузии делится на 4 уровня:

  • Бакалавриат первой ступени (дипломированный специалист).
  • Бакалавриат.
  • Магистратура.
  • Докторантура.

Оценки имеют либо балльную систему, либо буквенную.

Все высшее образование в Грузии платное. Правительством установлена конкретная стоимость обучения. Например, цена за год обучения на бакалавриате составляет 2225 лари — это приблизительно 56 тысяч рублей. Частные учреждения могут поднимать стоимость независимо от согласия правительства, поэтому стоимость обучения в таких заведениях может достигать 200 тысяч рублей.

При сдаче единого вступительного экзамена учитывается количество баллов, которые набрал ребенок. За высокие баллы ученик получает от государства грант на оплату обучения. При наивысших результатах государство финансирует 100% стоимости обучения, далее можно получить помощь на возмещение 70, 50 процентов.

Студент имеет право перевестись из одного высшего учебного заведения в другой за определенную плату. Так как Грузия участник Болонского процесса, аттестаты школьников имеют силу в любом государстве мира с аналогичной системой.

В настоящее время большинство крупных учебных заведений принимает на обучение иностранных студентов с Ближнего востока и соседних государств. Особым спросом пользуются медицинские ВУЗы. И наоборот, грузинские студенты становятся не редкостью, а закономерностью в зарубежных образовательных учреждениях высшего уровня: Йель, Кембридж, Оксфорд. За счет специального фонда лучшие ученики получают финансирование проживания и обучения за границей.

Министерство образования и наук Грузии ведет свою образовательную политику конкретным, общедоступным путем, который признан во всем мире. Специалисты, которые владеют английским языком и компьютерными технологиями в совершенстве, всегда будут востребованы не только в своей стране, но и за рубежом.

Фото : Георгий Базаев, Частная школа "Интеллект", г. Тбилиси, Грузия. Благодарим за помощь в написании статьи: Нестан Беридзе (дополнения и правки), Ирму Пхакадзе, Лелу Чорголашвили, Николаза Чхартишвили.

Система образования Грузии сформировалась на самобытных национальных началах. Самый известный центр, где берет свои истоки образование Грузии, относится к 17 веку. Это Гелатский монастырь, который стоял наравне с университетами Парижа и Болоньи.

Национальные традиции и стремление к новой жизни преодолели в начале 20 века массовую безграмотность республики, а в 80-х годах оправдано закрепили за грузинской нацией репутацию образованной. Сегодня в 75% общеобразовательных грузинских школ преподавание ведется на грузинском языке. А в образовательных учреждениях высшей школы – на все 100%. Но экономическая и политическая нестабильность 90-ых годов предопределила последующие проблемы разрушения и трудности сохранения образовательной системы республики. Суверенитет, который достался Грузии непросто, нарушил все финансовые вливания из бюджета Российской Федерации, тем самым исключив второй по значимости источник финансирования.

Дошкольное воспитание

Сложности финансирования системы образования суверенной Грузии нанесли ощутимый удар, прежде всего, по функционированию и развитию грузинских дошкольных учреждений. За короткий срок (2 года) в разы сократилось количество детей, посещающих детские сады, из-за введения ежемесячной родительской платы, сумма которой составляла в среднем 14 долларов. К счастью остававшиеся дошкольные учреждения с меньшей платой могли в целом обеспечить и содержание, и питание пребываемым детям. Но качество данных услуг оставляло желать лучшего. Система муниципальных закупок продуктов питания для детских садов с 1992 года и в течение 3 лет трудоемко регулировала свою работу.

Появление частных общеобразовательных школ в Грузии – яркий показатель нестабильной ситуации, царящей в муниципальной системе образования и среднем образовании Грузии в целом. Проблемы все те же: содержание, питание, развитие. Плата в частных школах непомерно высокая, но, как показывают результаты экзаменационных испытаний, оправданная. Муниципальные школы выходят из трудного положения традиционным путем: ищут благотворительную партнерскую помощь на западе, а чаще – представителей из местного меценатства. И на сегодняшний день это единственное верное решение руководителей грузинских общеобразовательных учреждений. Вследствие данного разделения возникает объективная ситуация конкуренции. Но поэтому пути прошли все учебные заведения Запада.

Аналогичная ситуация наблюдается сейчас и на уровне высшего образования. Структура вузов заметно разделена на государственные и коммерческие. Стоит ли говорить, что численность поступающих в последние на много превышает численность абитуриентов (и студентов) государственных, которым остается лишь одно: регистрировать и открывать лицензированные частные образовательные услуги. Таковыми являются некоторые специальности и факультеты в духе экономики и политики современности. Безусловно, честь страны в направлении подготовки высококвалифицированных кадров поддерживается главой государства – открываются вузы с учредительным правом партнерства грузинского и зарубежного. Но данный вариант не дает абсолютных гарантий на долгосрочность, прежде всего, финансовой стабильности. А потому плата за образование не будет уменьшаться, а будет расти. Знаменитая в Грузии Школа европейского менеджментского образования финансируется Фондом Шеварднадзе.

Безусловно, все преподавание обеспечено лучшими кадрами европейского масштаба и специальной подготовки. Однако плата за обучение в этой Школе – не менее 500 долларов в год, что соответствует западным стандартам, но вряд ли преемлимо для среднего грузинского студента и его семьи. Тбилисский филиал университета на Гавайях, созданный не без влияния главы государства, дает образование молодым дарованиям в области дипломатии, управления и права в сфере средств массовой информации за 7 тысяч долларов в год, при этом выпускник может претендовать исключительно только на степень бакалавра. Ожидаемый результат «превзошел» себя: количество зачисленных абитуриентов летом 1994 года составило 20 человек.

Совместный с Национальной академией общественных и политических наук с Институтом государственного управления Грузии готовит специалистов по программам обучения с использованием учебных пособий, аналоги которых существуют только в американских вузах. Плата за обучение – более 10 тысяч долларов. Безусловно, качество – это основная задача, но сколько специалистов Грузия получает и получит в итоге? Где будут трудоустраиваться выпускники этих вузов, пока вопрос открытый, а может и заведомо закрытый. А вот в республике Абхазия (яркий пример – Гальский район) политика в отношении системы образования совершенно противоположная. Правительство республики приняло постановление о русском языке, как обязательном и основном для преподавания в школах. Грузинский язык в образовательной системе Абхазии, придается забвению. Хотя большая часть обучающихся (соответственно их семьи) – грузины.

Обобщая все сказанное, следует принять к сведению одну мысль: система образования Грузии переживает не самое легкое время своей истории. Возможность улучшить сложившуюся ситуацию правительство пока не видит, да и в одночасье это не решается. Субсидирование образовательной отрасли – вопрос еще более чем непростой. Отклики американских инвесторов пока имеют свои результаты – хорошие показатели результатов Единого государственного экзамена. Но патриархальная Грузия хорошо знает, что пока внутри своего дома не будет наведен порядок, никакой сердобольный гость это не сделает. А, значит, главе грузинского государства в отношении образовательной системы нужно принимать немедленные и кардинальные решения.

Накашидзе Р.М.

Источник: Журнал «Педагогика» 2013/8 с. 117

Над статьёй работала Панова Мария

Аннотация. Период возрождения грузинской государственности сопровождался сложными социально-экономическими преобразованиями, оказавшимися разрушительными для системы профессионального образования. Было закрыто более 80% соответствующих учебных заведений. Оставшиеся и в минимальной степени не отвечали существующим требованиям. Такое положение требует осмысления допущенных ошибок, структурных и организационных преобразований, построения системы непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова. Образование, система профессионального образования, подготовка квалифицированных кадров, рынок труда, непрерывное образование.

Сегодняшние социально-экономические реформы в Грузии требуют от системы профессионального образования определения точных механизмов соответствующего развития и модернизации. Они придают совершенно иное видение политике подготовки кадров, рассматривая ее как решающий фактор формирования интеллектуальных ресурсов и развития производительных сил страны.

Когда мы анализируем процессы, происходящие в Грузии, и стараемся найти причины, вызвавшие ее социально-экономический упадок, у нас появляется чувство закономерного недовольства тем, что страна, столь богатая природными и трудовыми ресурсами, оказалась в числе экономически отсталых государств. Причин отсутствует множество, но главная все-таки заключается в том, что нам трудно дается наука работать и мыслить по-новому. Мы не смогли ни научиться чему-либо на своих ошибках, ни правильно использовать чужой опыт. А ведь «если государство теряет ведущие позиции в определении политики в системе образования, в ее координации, финансировании и разработке стандартов, не может проявить активность по отношению к созданию системы профессионально-технического образования и ее дальнейшего функционирования, то мысль о его продвижении вперед и его развитии останется недостижимой мечтой» .

Мировая практика показывает, что рынок труда ориентирован сегодня на высококвалифицированных специалистов. Именно поэтому в условиях свободной конкуренции особое значение приобретает создание стройной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров. Так, американский журнал «Harvard business revieu» писал: «Если германское производство на мировом рынке занимает одно из первых мест, то определяющим фактором этого является высокий уровень профессионального обучения в стране. Традиционная система обучения здесь обеспечивает получение образования на таком уровне, который дает возможность подготовки высококвалифицированных специалистов, а такие специалисты в силу своего теоретического и практического уровня могут быстро овладеть новейшей технологией» .

Исходя из вышесказанного, вопрос качественной и количественной подготовки молодой, квалифицированной рабочей силы должен стоять во главе плана перспективного развития страны. Успеха достигают только там, где воля государства и оказание помощи мобилизованы для этого.

Вызванные экономическим кризисом в Грузии падение производственного потенциала, остановка фабрик и заводов, снижение заявок на рабочую силу катастрофически уменьшили спрос на квалифицированных рабочих. К этому прибавилось и разрушение системы профессионально-технического образования В начале 1990-х гг. в ведомстве Министерства просвещения Грузии было до. 200 учебных заведений начального профессионального образования. К 2000 г. их число уменьшилось вдвое. Упала численность контингента .

Соответственно, были упразднены штатные единицы, многие хорошие специалисты остались без работы. В 1998 г. учебные заведения начального профессионального образования остались и без государственного финансирования. В конечном итоге, было ликвидировано более 80% училищ. Основанием для их закрытия послужила схема ликвидации системы начального профессионального образования, разработанная министерством просвещения по той причине, что выпускники училищ лишь пополняли ряды безработных. К сожалению, распорядителями судеб профессионального образования стали люди и политические группировки, которые не имели ясного представления о системе.

Из-за отсутствия правовых основ для самостоятельных действий училища оказались в неблагоприятном положении. Была уничтожена их достаточно богатая материально-техническая база: учебный инвентарь-оборудование, дорогостоящие станки-установки. Были нарушены традиционные отношения с предприятиями и учреждениями, базовыми предприятиями, общественными организациями, вертикальные и горизонтальные связи с другими учебными заведениями. Стало невозможно управлять процессами внутреннего и внешнего интегрирования. Не были сохранены и формы поощрения. Наоборот, в училищах ввели возрастной ценз, преимущество было отдано платежеспособным ученикам. Реальность вступила в противоречие с Конституцией страны, с законами и директивами о профессиональном образовании, о занятости, о социальной защите граждан. Были грубо нарушены конституционные права граждан , принцип бесплатного начального профессионального образования и его всеобщей доступности .

Определенные попытки оптимизации достижения большей эффективности обучения и его ориентации на мировые стандарты имели место, но в большинстве случаев разные изменения, отказ от своих традиций и требований принесли отрицательные результаты. Так, Правительство Грузии в августе 2005 г. на основании принятой Концепции о профессиональном образовании решило снять из программ профессиональных образовательных учреждений преподавание общеобразовательных дисциплин. В результате была проведена реорганизация, которая резко уменьшила число учащихся в училищах, было освобождено от работы большое количество преподавателей общеобразовательных предметов. Деятельность сохранившихся учебных заведений не смогла и в минимальной степени удовлетворить требования к подготовке по современным стандартам квалифицированных кадров. Правительство Грузии от 12 марта 2008 г. приняло распоряжение за № 118 «О профессиональном образовании и занятости», согласно которому для привлечения инвестиций в рамках публично-частного партнерства должны были создать 50 центров профессиональной подготовки и переподготовки. Это было бы весьма полезным для возрождения учебных заведений, потерявших свою функцию. К сожалению, это распоряжение не было выполнено.

Учебное заведение, которое не отвечает своему назначению, должно быть закрыто, но представляется нелогичным, когда ликвидируется единственное в регионе или в районе учебное заведение. Как свидетельствует опыт зарубежных стран, необходимо сделать все возможное, чтобы учебное заведение функционировало. Существование учебного заведения в городе, районе или крупном населенном пункте повышает их статус, влияет на демографическую стабильность региона, играет важную роль в развитии культурных, спортивных и других общественных сфер.

Сейчас растет число частных учебных заведений, но их мощность и учебные профили достаточно ограничены. Большинству желающих получить квалификацию трудно оплачивать обучение. Часть выпускников общеобразовательных школ лишены возможности получить желаемую профессию и вынуждены начинать работу безо всякой квалификации или пополнять ряды безработных.

И сейчас актуальны слова выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского: «Увеличить ремесленные школы стоит с единственной целью, чтобы вольницы и места пребывания заключения не были отягощены теми лицами, которые в результате надлежащего ремесленного воспитания могут избежать больниц и тюрем. Общество должно заботиться не столько о наказании, сколько об искоренении преступности, делать все для нравственного воспитания подростка и в совершенстве овладения им специальностью» .

В 2012 г., по итогам исследования, проведенного выборочным методом, оказалось, что 80% учеников городских и 55% учеников сельских школ пользуются услугами репетиторов. А среди абитуриентов, поступающих в вузы, таковых оказалось 94%. Подобная тенденция проявилась и в профессиональных учебных заведениях: их студенты ищут пути повышения качества своих знаний и практического совершенствования у высококвалифицированных специалистов и передовиков производства. Овладение профессиональной квалификацией выходит на передний план.

Следует убедить каждого члена общества в том, что знание и профессиональная квалификация являются движущим фактором успеха в жизни. К сожалению, вследствие информационного вакуума часто возникает отрицательное отношение к той или иной профессии. Определенная часть работников имеет поверхностное представление об общественном значении собственной профессии, они мало разбираются в связанных с ней законодательных и нормативных актах.

Проекты зачастую не становятся предметами публичного обсуждения. Проектам и решениям в большинстве случае не хватает конкретности и ясности, не определены движущие факторы и обязанности ответственных за выполнение лиц или групп.

Стандарты профессионального образования должны обеспечить тесные связи между секторами профессиональной подготовки и экономики. Особенно в той сфере, где личность может быть занята после соответствующей подготовки. Также необходимо учесть важность единого подхода различных стран к стандартам профессионального образования, что позволяет нострифицировать выданные ими дипломы .

Профессиональное образование своей деятельностью, целями и задачами обеспечивает огромный потенциал для того, чтобы создать условия и способствовать развитию малого и среднего бизнеса; может дать значительный экономический и социальный эффект подготовки высоко-квалифицированных кадров для малых и средних предприятий, фермерских хозяйств, семейного и индивидуального предпринимательства.

Из-за структурных изменений, происшедших в системе по Закону о профессиональном образовании 2007 г., часть учебных заведений оказалась не готова к переходу на многоступенчатое обучение, к включению в непрерывный образовательный процесс и работе по новым методам. Им стало сложно определить, со стандартами и программами какого уровня и качества следует иметь дело, какими инструкциями руководствоваться. Не удались своевременная подготовка и массовая переподготовка работников, повышение их квалификации, активное включение зарубежных экспертов и зарубежных специалистов в обсуждение обновленных и новых программ, процессы апробации.

Проблему профессиональной подготовки нельзя рассматривать изолированно от других компонентов государственной образовательной системы и социально-экономического развития страны. Стремление к профессии начинается с семьи, со школы, а развитие и совершенствование происходит в профессиональном образовательном заведении. Среди проблем, которые должна решить школьная реформа, основанная на принципе непрерывного образования, одной из важнейших становится проблема коренного преобразования и улучшения подготовки учеников - будущих профессионалов. Это не является узковедомственным делом, носит общественный характер и требует единых согласованных действий со стороны государства, школы, семьи и широких слоев общества.

Проблемы по своему масштабу глобальны. Стратегическое направление профессионального образования по отношению к политике системы непрерывного образования рассматривается в трех аспектах:

1) методологический ориентир непрерывного образования и проблема формирования полноценного гражданина современного общества, место профессионального образования в этом процессе;

2) предусмотренная реформой структурная модель школы будущего, педагогические задачи, поставленные перед ее отдельными ступенями;

3) основные особенности развития заведений профессионального образования в новой социально-экономической среде.

Одной из исходных идей современных концепций непрерывного образования является требование воспитания личности, адаптированной к динамично развивающейся действительности. Система образования должна подготовить людей к будущим изменениям, научить их воспринимать эти изменения, использовать их для общественного блага и сохранять форму в условиях научно-технического прогресса. Задачей непрерывного образования является подготовка личности к профессиональной мобильности, адаптации к быстроменяющейся действительности.

Для рассмотрения проблемы в данном аспекте необходимо учесть требования, которые жизнь ставит перед современным человеком, профессионалом, не являющимся простым исполнителем компонентов трудового процесса. Он фактически и организатор этого процесса, осуществляет его планирование, анализирует производственную информацию и адекватно реагирует на нее, принимает оперативные решения; имеет возможность коррекции своего поведения и производственного процесса, быстрой адаптации в неординарной ситуации. Все это требует от него не только основательного профессионального образования, но и достаточно высокой психологической подготовки и, что главное, широкого общего образования. Решение важнейшей государственной задачи - подготовки таких профессионалов - возможно лишь с помощью системы непрерывного образования, организованного на уровне современных требований.

Пятиступенчатая структура профессионального образования является важным шагом на пути приведения его в полное соответствие с европейскими образовательными стандартами, способствует и увеличивает оптимизацию и гибкость обучения. Но при этом мы вынуждены констатировать, что часто учебные программы не соответствуют современным производственным отношениям, результатам технического и технологического перевооружения.

Невозможна подготовка полноценного дипломированного специалиста на первой ступени обучения, путем реализации кратковременных, 2-, 3- или 6-месячных программ. Не следует повторять негативные стороны подготовки кадров узкой специализации, которые ориентированы лишь на выполнение заданий под чужим наблюдением. «Профессиональному образованию в этом случае придется идти по совершенно новому, непроторенному пути, т.к. в соответствии с его классическим пониманием воспитание социально зрелого гражданина, готового действовать, имеющего чувство ответственности, должно стать основополагающей идеей любого вида образования и в производственной деятельности» .

Профессиональное образование должно способствовать развитию творческих навыков студента, который будет способен планировать свою работу, управлять ею. Работодатель требует самостоятельно действующих и инициативных работников. С одной стороны, он отказывается от профессионала, зависящего от чужого решения и чувствующего небольшую ответственность за итоговые результаты, с другой - ищет профессионала, способного действовать независимо, быстро реагировать в экстремальной ситуации и чувствующего большую ответственность.

Профессиональные учебные заведения, в тесном союзе с предпринимателями, можно превратить в очаги создания, обсуждения и дальнейшего совершенствования новой продукции, новых видов услуг. Такой подход может усовершенствовать профессиональное образование и повысить статус, престиж и значение учебных заведений в экономике страны и регионов, стать решающим фактором самозанятая населения и силой, стимулирующей развитие бизнеса.

Успешная занятость зависит от качества знаний и экономической ситуации, существующей в стране. Формирование и развитие профессиональной компетенции достигается в результате последовательной, целенаправленной работы. Она во многом зависит от базисной подготовки и качества обучения еще в общеобразовательных школах. Претензии работодателей к уровню подготовки кадров все более растут, и часто мы имеем дело с такими универсальными требованиями, удовлетворение которых невозможно без соответствующих ключевых компетенций. Вместе с профессиональной квалификацией работников должны характеризовать устремленность к цели, навыки быстрого адаптирования, коммуникабельности, саморазвития, знание компьютера и иностранных языков. Именно подготовленные таким образом кадры имеют возможность сделать успешную профессиональную карьеру и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Возрождение профессионального образования и его организация в соответствии с сегодняшними требованиями нуждаются в поддержке со стороны властей. В первую очередь нужно позаботиться о качественном улучшении профессионального образования и осуществлении принципа всеобщей доступности. Недопустимо повторение ошибок, совершенных в прошлом. Проекты, имеющие жизненно важное значение, только в том случае станут перспективными, когда будут тщательно обговорены со всеми потенциальными партнерами и ведомствами, заинтересованными судьбой будущего поколения, и обеспечены скрупулезно проработанным законодательством. Необходимо сделать общедоступным бесплатное профессиональное образование и содействовать трудоустройству выпускников; принять меры по прекращению бесконтрольного отъезда за границу детей из Грузии. Нужно создать жителям всех населенных пунктов условия для получения желаемого уровня образования и обучения по выбранной специальности.

По данным ООН, в 2011 г. в Грузии 25 тыс. детей не ходило в школу (училище), они не имели элементарных бытовых условий. Согласно другим исследованиям, выявилась еще более тревожная картина: «Таких детей не 25 тысяч, а 100 тысяч» .

Новая власть с новыми программами и учебниками, обнадеживающими обещаниями возвращается в школы, училища, детские дома. В этом смысле показательна бесплатная раздача учебников всем учащимся в новом 2013/14 уч. году. Заслуживают внимания и инициативы неправительственных организаций и международных организаций-доноров, среди которых можно выделить созданное на окраине Тбилиси под патронажем голландцев детское село: здесь все делается для развития детей, развития у них способностей и формирования навыков, получения ими профессий, выведения их на стезю жизни.

В системе профессионального образования социальное партнерство носит несколько специфический характер. Каждый участвующий в нем партнер, кроме общего интереса, руководствуется и собственными амбициями. Интерес всех должен быть согласован и учтен, в противном случае взаимоотношения не смогут быть налажены.

Такие кардинальные вопросы образовательной деятельности, как профориентационная работа и помощь в получении профессии, не полностью отвечают современным требованиям. Существующее положение можно счесть и своеобразным проявлением отрицательных сторон социальной и образовательной политики страны. Надежда на то, что эти процессы будут отрегулированы самой жизнью и не стоит тратить на них материальные и духовные ресурсы, представляется в корне неправильной. На первый взгляд простое дело, но в действительности оно требует научного подхода. Следует заботиться о сочетании интересов общества и личностей.

Изменения профессионально-квалификационных характеристик, внедрение новых профессий и необходимость в one решающей подготовке кадров предполагают разработку новых образовательных программ, создания школ-предприятий, школ-хозяйств, учебных и опытных хозяйств, совершенствование процессов управления.

У нас фактически нет детально рассчитанного плана практической реализации реформы профессионального образования. Ныне обсуждаемая концепция обещает создание стабильной системы профессиональной подготовки в едином образовательном пространстве. Но если внимательно проанализировать ситуацию, в первую очередь необходимо создать прочную основу для преобразований, соответствующих новой политической и социально-экономической реальности, в частности: разработать эффективные формы и методы работы, усовершенствовать учебную материально-техническую базу, реализовать региональную образовательную политику, принять соответствующие законодательные акты и директивы. Эффективные структуры управления, начиная с Министерства образования и науки и кончая региональными местными структурами, должны быть построены на принципах прозрачности и публичности, обеспечить организацию деятельности, ориентированной на результаты.

Новейшие национальные образовательные программы должны обеспечить возможность подготовки профессионалов, ориентированных на высоко конкурентную среду. Личность следует обеспечить такими знаниями, которые освобождают от посторонней помощи и опеки, делают каждого независимым и успешным гражданином. Именно в этом мы видим сущность реформы образования.

Новая образовательная концепция создает плодотворную почву для того, чтобы все типы учебных заведений сформировались и развились как многоотраслевая, многоступенчатая и многофункциональная система. На их базе можно создать всевозможные отделения и звенья образования с различными сроками, формами, направлениями обучения, создать кратко-срочные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров, службы прогнозирования потребности в рабочей силе; установить тесные связи с биржами труда, службами занятости. На передний план выходят требования формирования и развития профессиональной педагогики, развивающейся в тесной связи с социологией, психологией, физиологией, экономикой и т.д.

В настоящее время в Грузии ускоренными темпами начался процесс интеграции и интернационализации образования. Создаются различного вида организации, транснациональные фонды, поддерживающие профессиональное образование. Они способствуют обмену опытом, специалистами, внедрению новых технологий. Вместе с методической помощью растет материально- техническая и финансовая поддержка. «Корпорация вызова тысячелетия» (США), поставившая своей задачей способствовать экономическому развитию и снижению уровня бедности, улучшению качества человеческого капитала, искоренению дефицита квалифицированных технических специалистов и профессионалов как основного фактора, который мешает непрерывному развитию страны в экономических секторах, выделила на эти цели 15 млн. долл. .

В условиях современной глобализации остро стоит проблема сохранения своих корней, собственного достоинства, национальных традиций и самобытности. Мы с большим интересом откроем двери европейской цивилизации. Грузинское профессиональное образование входит в многосторонние творческие отношения с зарубежными странами. Важные перспективы сулит поддержка ООН, Евросоюза, их экспертов, отдельных объединений в осуществлении деловых проектов США, Германии и других государств в нашей стране.

Надо с не меньшим вниманием следить за событиями на постсоветском пространстве и в странах восточной Европы. Вызывает сожаление разрыв творческих отношений с Россией, имеющей богатые традиции и опыт в развитии профессионального образования. Шаги, которые в последнее время сделали в направлении возрождения экономического сотрудничества Патриарх Грузии Илья II, представители науки и культуры, отдельные политические деятели нашей страны, дают надежду на духовное сближение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы И Международного Конгресса ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке. (Сеул, апрель 1999). Минск, 1999.

2. Harvard business revieu. New York,1992. № XII.

3. www.geostat.ge

4. Конституция Грузии (государственный закон). Тб, 1995 (на груз. яз.).

5. Закон Грузии о начальном профессиональном образовании. Тб,1996 (на груз. яз.).

6. Ушинский К.Д. Изб. пед. соч. Тб., 1974 (на груз. яз.).

7. Manual Development of standards in voca-tional Education and training. European training foundation, Turin, 1998.

8. Булл Б. К предпринимательству в профессиональном образовании и подготовке. Тб, 2002 (на груз. яз.).

Грузия страна Закавказья, в которой действует БОЛОНСКАЯ система образования, как в школах, так и ВУЗах. В Грузии есть государственные и частные школы. Естественно приоритетными являются частные школы, но из-за высокой стоимости обучения, е предпочтение имеют государственные школы.

Будучи учениками школ, министерство просвещения Грузии для учеников предлагает различные программы, олимпиады и конкурсы. В Грузии действует и хорошо проводится ежегодная международная обменная программа FLEX, в результате которой ученики, еще в юношеском возрасте, обучаются самостоятельной жизни. Также Министерство просвещения ежегодно проводит школьные олимпиады, победители которой из всей страны едут в лагерь, где помимо академической части, есть и развлекательная спортивная часть. Тут именно происходит сближение молодежи. Естественно этим и растут дети, получая при этом образование. Ну и приходит 12 класс - самый ответственный класс - год, когда уже юные школьники-абитуриенты, сдают экзамены на аттестат и вступительные экзамены в ВУЗы.

В Грузии на сегодняшний день существует около двух десятков государственных университетов и около 60-ти частных университетов. В каждом университете есть свои приоритеты, интересы, сферы привлечения и так далее. Абитуриенты делают выбор между факультетами, университетами по своему интересу, возможностям, престижу и многим другим причинам. Надо отметить, что среди государственных университетов лидерами являются Тбилисский Государственный Университет им. Иване Джавахишвили, Государственный Политехнический Институт, Сухумский Государственный Университет, Тбилисский Государственный Медицинский Институт. Тут естественно и конкуренция большая, и разный профиль, и разные интересы.

Что же касается частных высших учебных заведений, надо отметить, что среди них конкуренция также большая, так как каждый из них абитуриентам предлагает разные предложения, иногда даже эти предложения «заманчиво» выглядят. Но это все - PR-компания университетов.

Ежегодно в Грузии количество абитуриентов составляет приблизительно 38-43 тысяч, из которых приблизительно 3-5% не сдает школьные экзамены (и соответственно не имеет права сдать в ВУЗ), приблизительно 5-7% не может сдать в ВУЗ из-за цен (не могут оплатить), около 3х % не хочет (так как, закончив ВУЗ, работу находить очень трудно, и говорят, а смысл то сдавать - ну и где-то может они и правы!), и уже из оставшихся абитуриентов, на вступительных экзаменах срезается около 8%. В итоге, студентами становятся 30-32 тысяч абитуриентов.

Главная задача после выбора профессии, будучи абитуриентом (в Грузии школьное образование составляет 12 лет), после того, как студенты сдадут экзамены, поступят и начнут учиться, стоит вопрос - АКТИВНОСТИ студентов в разных проектах. Как и во всех странах, так и в ВУЗах Грузии, функционирует студенческое самоуправление, студенческий совет, который является органом университета, в котором объединены активные студенты, и которые пытаются в разные проекты, тренинги, благотворительные акции и т.д. включить всех студентов. Как это получается, какой результат в итоге - это уже второй вопрос.

Активность студентов, как в учебе, так и в проектах (внутренних, региональных и международных) естественно отражается на имидже страны, студента, ВУЗа. Именно этими критериями и страна выходит на международную арену, становится популярен тот или иной ВУЗ, и естественно этим и привлекает иностранных студентов для обучения в Грузии.

Возвращаясь к теме активности студентов, надо обязательно отметить, что проектов для студентов очень много - их организовывают и курируют как министерство Спорта и Молодежи Грузии, так и конкретные ВУЗы внутри, и несколько ВУЗов, проводя, тем не менее, региональные проекты, а бывают и случаи когда проводят международные проекты (финал за границей). Помимо большинства проектов, студентам также предлагают разные проекты и неправительственные организации (это разные тренинги, курсы обучения и т.д.). Надо отметить, как и в учебе, так и в проектах, принимает участие приблизительно 65% студентов страны.

Вот, например, можно перечислить активности, которые для студентов ежегодно проводятся в Грузии параллельно с учебным процессом:

1. Студенческие дни (продолжительность месяц, происходят разные соревнования между студентами (как интеллектуальные, так и спортивные), конкуренция большая, выигрывают лучшие);

2. Универсиада (спортивные соревнования);

3. Тренинги, обменные программы;

4. Форумы;

5. Конференции (научные, региональные, международные);

6. Олимпиады и т.д.

Во всех вышеперечисленных мероприятиях прямо или косвенно проявляют активность около 65% процентов (слушателем), из которых активными участниками, а то иногда и организаторами выходят приблизительно 20% студентов (т.е. что и составляют все студенческие самоуправления, студенческие советы).

СТУДЕНЧЕСКИЕ ДНИ - проект министерства Спорта и Молодежи Грузии, который является республиканским и проводится по всему масштабу страны.

Проект, который объединят молодежь, студенчество страны, развивает в студентах помимо академической части, спортивные навыки, конкуренцию между ВУЗами, проводится ежегодно в стране весной. Надо отметить, что победителями студентами, победителями ВУЗами становятся как государственные, так и частные университеты. Возвращаясь к учебе и уровню, престижу, а также интересам абитуриентов или студентов, именно этот проект, можно сказать, доминирует при выборе ВУЗа.

Естественно это является одной из главных причин, которые впоследствии и влияют на учебный процесс. Незаинтересованность, информационный вакуум, малые квоты на участие (которое именно развивает интерес студента для конкуренции, победы), именно является главным фактором того, что часть студентов «сдается», и иногда это и сказывается на успеваемости.

В истории студенчества Грузии 2013 год зашел как самый активный год. Известно, что 27 сентября 1993 года, после 13 месячной и 13 дневной войны (14.08.1992 - 27.09.1993) пал Сухуми. В 2013 году прошло 20 лет от этой трагической даты для истории Грузии. Именно студенты, студенческие самоуправления организовали мирную акцию под названием «АБХАЗИЯ - НАША БОЛЬ». К акции присоединились студенты со всей Грузии, как из государственных, так и частных ВУЗов.

Акция, к которой присоединились студенты, показав мирным жестом единство страны, тем не менее, выразив боль и скорбь, объединила всю молодежь, всех студентов страны. Да - и это было единство, это было жестом того, что все ВУЗы связанны и имеют дружеские отношения. На акции участвовало около 16 тысяч студентов. Эта акция была не только в знак единства страны, она показала также цель студентов, показала знание истории страны, знание географии, политики и т.д.

Возвращаясь к вопросу учебы, надо отметить, что в ВУЗах Грузии исходя из интересов, активности, успеваемости студентов, можно сказать, что есть как популярные факультеты, так и менее популярные, которые на уровне вымирания (так как студенты считают, что эти профессии тяжело или практически невозможно использовать).

В заключение, в Грузии образование развито нормально. Молодежь, несмотря на лень и разные препятствия, с успехами заканчивают школу, ВУЗ, иногда и это почти в 30% случаев, продолжают учебу за границей, чем и они отчасти и славят страну.

Davit Doneriani

Sokhumi State University

Грузия

cпециально для сайт


В молодой и развивающийся интернет-проект (тематика проекта: все для студентов и абитуриентов) требуется оператор/монтажер видео с опытом работы, либо без опыта работы, желающий добиться успехов в своей деятельности (студент). Работа в интересной команде и получение опыта гарантировано.


Информацию о себе и примеры своих работ присылайте по адресу:
[email protected]
или пишите в соц/сетях:

И , и . А сегодня отправляемся в Грузию, где живет Алина Лунева, мама семилетнего Оскара.

Меня зовут Алина Лунева. Моему сыну Оскару семь лет. Мы живем в Грузии, в Тбилиси.

Какие бывают школы

Школы в Грузии очень разные. Есть public school, в которых система обучения единая на государственном уровне, и есть множество , в которых система обучения уникальна для каждой школы. Государственные школы в Грузии переполнены, в классах — 30−40 человек, дети учатся в несколько смен. С частными немного полегче. Там меньше человек в классе, обязательно есть продленка, дети носят форму. Оскар учится во втором классе в частной грузинской школе. Грузинской — то есть обучение ведется на грузинском языке. До школы сын посещал русский детский сад.

Русских детских садов в Тбилиси много, они востребованы не только русскоязычными жителями города, но и коренными жителями. Например, в группе сына 80% детей были грузинами. Родители отдают их в русские детские сады, чтобы дети заговорили по-русски.

Учебный год начинается в середине сентября и заканчивается в середине июля. Каникулы — неделя осенью, примерно в середине ноября, неделя весной, в марте, они совпадают с грузинским Днем матери, и 8 марта. Зимние каникулы длинные — 2,5 недели. Летние — обычные, как и в России, 3 месяца.

Распорядок дня в грузинской школе

Учеба начинается в 9 утра, заканчивается школьный день в 17:30—18:00 . В классе у сына 18 детей. Обычно у ребят по 5−6 уроков, каждый длится по 35 минут. В программе обучения — грузинский язык, математика, и немецкий языки, физкультура, танцы, музыка, хор, рисование и занятия по искусству.

В 12:00 в школе второй завтрак, а в 14:30 — обед. На завтрак детям предлагают воду и какую-нибудь выпечку — лобиани, хачапури или булочку. Обед комплексный: всегда есть суп и второе. Обычная еда для детей с грузинским оттенком: например, гупта (грузинские фрикадельки), чихиртма (грузинский куриный суп), харчо. После обеда дети гуляют немного во дворе и возвращаются в класс, делать домашнее задание. Можно забрать ребенка раньше, но тогда задание придется брать с собой и делать дома. Обычно забираю сына в 16:30, к этому времени уроки уже сделаны. Около 17:00 они снова выходят гулять, если погода хорошая.

Домашнее задание дети выполняют в школе. Каждый день, кроме пятницы. В пятницу мы забираем книги и тетради из школы и делаем уроки дома. Задания посильные, объем их тоже, нет такого, что нужно потратить полдня на выполнение. Максимум полтора часа. Сын, как правило, делает их сам на 80%. Я объясняю какие-то задачи, курирую, как он выполняет задания по грузинскому языку, вместе переводим и запоминаем слова и фразы. Стихи вместе учим.

Как проходит адаптация

Ребенку помогал весь персонал начальной школы: и куратор класса, и педагоги, и заместитель директора. Проявляли терпение, объясняли, делали скидку на то, что сын не говорил по-грузински с самого начала. Делились со мной и просили поддержку в ситуации, когда . Но это было действительно редко.

Мой сын — гиперактивный и очень веселый, так что он иногда заигрывается и выходит из-под контроля. Однажды нагрубил учительнице, с одноклассником поругался. Со мной учительница поговорила в тот момент, когда я забирала ребенка из школы, описала ситуацию, мы проговорили ее вместе с учительницей и сыном. Вопрос был исчерпан.

В течение первых месяцев первого класса сыну сложно было сидеть в классе, он выходил в коридор, гулял. Заместитель директора использовала эту ситуацию, чтобы показать ему школу, библиотеку, общалась. Так сын ненавязчиво привыкал к школьной обстановке.

У родителей в школе есть возможность поговорить со школьным психологом. Перед началом обучения на ознакомительном собрании психолог проводила общую лекцию для всех родителей. Рассказывала про , как это может проявляться, давала , как вести себя с детьми. Я и сама внутренне готовилась к старту школы, читала, общалась с другими родителями.

Школьные традиции

Родители у нас не сильно вовлечены во внешкольную жизнь. Нас приглашают посещать мероприятия, но не организовывать их. В первом классе была встреча-знакомство, где каждая мама совместно с ребенком могли показать что-то, что они делают вместе, или как-то проявить себя, например, спеть или станцевать вместе. Было мероприятие типа «Веселых стартов», проводятся ярмарки, а вот совместных экскурсий нет. Дети выезжают и экскурсии с учителями. Главное место встречи родителей — детские дни рождения, которые тут принято проводить в специальных детских центрах для праздников. Мое самое любимое событие — школьная благотворительная ярмарка. Дети сами продают те поделки, которые сделали на уроках по искусству.

Главные отличия грузинской школы

Здесь меньше стрессов, больше лояльности к детям, гибкий подход. Не у всех, конечно, учителей, но тем не менее. Например, Оскар долго привыкал к школе. Уже во второй половине года я узнала от учительницы по искусству, что первые две недели он не хотел сидеть за партой, ходил по классу, спал за столом. Однако ребенку дали время привыкнуть без репрессий и без привлечения родителей. Более того, увидев у Оскара , учительница не требует от него выполнения программных заданий, а дает заниматься другими вещами на уроках искусства, направляет развитие, но без стремления уравнять.

А еще в Грузии нет бесконечных родительских собраний. Родительское собрание — раз в полгода. Остальные вопросы решаются через группу в Facebook. Если есть персональный запрос — можно встретиться лично с директором или учителем и обсудить.

Конкретно в нашей школе мне нравится гуманитарный подход: ребята учат много языков, развивают творчество, при школе есть хорошие кружки, так что можно не носиться с ребенком по городу, перевозя его из секции в секцию. Но есть и минусы. Мне, например, хочется большей четкости. Впрочем, в Грузии большей четкости хочется везде.

Фото: Africa Studio/Zaitsava Olga/unguryanu/ZouZou/holbox/Pressmaster/Shutterstock.com