В каком году начался 14 век. Про искусство и его ведение

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Древнеримские цари правили Римом на протяжении 244 лет, начиная с 753 года – даты основания города. Ромул управлял городом до 716 гг. до н.э. В первое время сюда прибывали преступники и те, кто скрывался от преследования в своих городах по тем или иным причинам. Основатель Рима принимал под свою опеку всех подряд. Вновь прибывшие получали свободу и гражданство вне зависимости от того, кем были. Народ буйствовал и пытался расширить территорию за счет близлежащих поселений.

Одна из авантюр, которую придумал древнеримский царь Ромул, закончилась вполне удачно. Результатом уловки стало появление в Риме девушек, которых так не хватало для рождения коренного населения города. На одном из праздников гостей-сабинян окружили, а в образовавшейся сумятице сумели отбить у безоружных мужчин сестер и дочерей, которых те не хотели отдавать в жены разбойникам.

Древнеримский царь Ромул и сам женился подобным образом на сабинянке. Как утверждают, ритуал похищения невест зародился именно в это время и именно в Риме. Похитители вели себя с девушками галантно, уверяя их о своих честных намерениях. Сабинянкам были даны определенные обещания, а именно:

  • отсутствие тяжелой работы даже по хозяйству, максимум – прядение шерсти;
  • всеобщее уважение от мужчин, в том числе запрет ругани в присутствии женщин и предоставление им права пройти первыми при встрече;
  • обретение законного потомства, воспитание детей и верность мужей.

Девушки не смогли устоять перед сладкими речами, и большинство из них вышло замуж. В результате на свет появились первые коренные римляне. Через год после неприятных событий сабиняне попытались вернуть своих женщин с оружием, но те встали между противоборствующими сторонами с детьми, и конфликт разрешился миром. По легенде, правитель сабинян Тит Татий и Ромул стали царствовать совместно, что продлилось недолго, всего 5-6 лет. Но данный факт не доказан.

Древнеримский царь Ромулостался единственным правителем двух народов,а в Риме появились и новые переселенцы, на этот раз – этруски, которым был выделен Эсквилинский холм. Сабиняне же разместились на двух холмах – Капиталийском и Квиринальском. Над каждой из трех территорий Ромул поставил предводителей, подчиняющихся древнеримскому царю. Он создал управляющий орган, напоминающий сенат, ввел должность ликтора (что-то наподобие сопровождающего охранника) и разделил население на плебеев (худших – безвестных неудачников) и патрициев (лучших – знатных, прославленных и богатых), определив каждой группе надлежащие права. Первые занимались сельским хозяйством и ремеслами, а вторые могли стать жрецами и управлять государственными делами.

Смерть Ромула связана с мифическим исчезновением. Возможно, его просто убили, а может быть он действительно вознесся на Олимп, как говорится в легендах. Но никто мертвым его не видел или просто об этом предпочитали молчать – свидетельств нет. По легенде, у первого древнеримского царя было двое детей – дочь и сын. Жена Ромула Герсилия поднялась в небо звездой, после того, как во время посещения места исчезновения мужа у нее загорелись волосы в результате соприкосновения с ними спустившейся звезды. Впрочем, это тоже одна из легенд.

Как появились мифы и легенды

На заре цивилизации родились мифы и легенды, которые вобрали в себя весь мир древних людей, их дела и мысли. По своей сути мышление древнего человека было сказочным, но он не придумывал сказки, а отражал в мифах всю свою действительность. И хоть в то время люди не понимали многих вещей, они представляли разные явления природы и все неопознанное в виде мифических существ - чудовищ и богов. Так и зародились древние легенды.

За долгое время до появления письменности у древних народов существовали различные мифы, в которых рассказывалось о героях, совершавших подвиги, о властных богах, о происхождении Вселенной. В этих историях отразилось первое и довольно примитивное представление людей об окружающем мире, который казался им загадочным и полным чудес.

Легенды - это разновидность сказочной прозы. Их передавали из одного поколению к другому в виде устных преданий. С появлением письменности легенды о подвигах героев и волшебных превращениях стали записывать на бумагу. При этом каждый писатель придумывал все новые невероятные и интересные сюжеты. В основе этих сказаний часто находятся предания о событии или исторической личности, которые существовали и происходили в действительности. Обычные события редко были источниками записей и рассказов. Легенды чаще всего описывали значительные подвиги и тех людей, кто на самом деле увековечил свое имя в истории.

Первобытные мифы переплетались с религиозными убеждениями людей. Главными героями в них были божества и таинственные существа, которые имели необычную силу. Некоторые сказания были такими необычными, что их пели под музыкальное сопровождение, и это придавало им особое очарование.

Мифы древней Греции наполнены особыми образами, в которых жизнь людей тесно переплетается с жизнью богов. История Древней Греции неразрывно связана с верой в богов, которые жили на горе Олимп. Древние греки верили, что у богов на Олимпе есть своя жизнь, похожая на человеческую, но которая недоступна простым смертным. Боги помогала людям или наказывали их за грехи. Поэтому и стали появляться легенды о богах и о героях, обладающих большой силой. Такие имена как и в пояснениях не нуждаются. Греческая мифология считается самой известной, и все ее сюжеты очень поучительны и интересны.

Мифы древнего Рима пронизаны особым отношением к богам. Римские жители долго отказывались придавать своим богам человеческие черты характера и внешний облик. Но, в конце концов, некоторую часть сказаний они позаимствовали у греков. И если для древних греков божество является похожим на человека, то для римлян боги были существами со сверхъестественной силой. Они создавали легенды о богах, которые были совсем не похожи на людей. Самым известным сказанием считается миф об основании Рима. Также очень популярны были сказания о персонажах, которые жертвовали собой или совершали подвиги ради Рима. Это Рем и Ромул, братья Горации и многие другие.

Мифы древнего Египта рассказывают современным людям о религии, надеждах и взглядах древних египтян. Нет такого мифа Египта, в котором не менялся бы сюжет и образы. В мифологии древних египтян можно выделить три главных сюжета мифов:

В современном мире древняя мифология воспринимается как сказка. Но без этой удивительной и временами поучающей сказки иногда не могут обойтись люди, как и в наше время, так и в будущем.

Альба Лонга и ее цари. После смерти Энея правителем Лавинии стал его сын Юл. Шло время. Население города росло и росло. Тогда решил Юл найти хорошее место и построить еще один город, свой собственный. И вот у подножия Альбанской горы заложил он новое поселение, которое протянулось вдоль горного хребта и получило название Альба Лонга (“Длинная Альба”). Стали в ней править потомки Юла, и спокойно длилось их царствование год за годом, десятилетие за десятилетием.

Триста лет прошло с той поры, как Эней прибыл в Италию. В Альба Лонге правил в это время царь по имени Нумитор. По обычаю, получил он власть после смерти отца. Но был у него младший брат Амулий, человек жестокий и коварный. Завидовал он Нумитору и сам хотел стать царем. В конце концов ему удалось свергнуть брата и захватить престол. Сам Нумитор не стал бы затевать борьбу за власть, но у него подрастали сыновья, которые могли потребовать возвращения им власти, коварно отнятой у отца. Истребил Амулий всех сыновей брата, а его дочь, Рею Сильвию, сделал весталкой, чтобы не могла она завести семью и детей: ведь ее сыновья тоже имели бы право на власть.

Рождение Ромула и Рема. Но все вышло не так, как хотелось коварному Амулию. Родила Сильвия двух мальчиков-близнецов, а на вопрос, кто их отец, ответила: “Грозный Марс, бог войны”. Рассвирепел Амулий и приказал своим рабам положить детей в корзину и бросить в реку, а Рею Сильвию — заковать в цепи и заточить в темницу.

Все исполнили рабы так, как велел жестокий царь. Но не утонула корзина с мальчиками, медленно поплыла она по волнам и через некоторое время прибилась к берегу. Громко плакали в ней дети: начал их мучить голод. На этот плач прибежала из леса волчица. Она облизала малышей, а потом накормила своим молоком. Но у нее были волчата, и близнецам молока не хватало. Тогда их начал подкармливать лесными ягодами пестрый дятел. Так заботился о своих сыновьях Марс: ведь и дятел, и волчица были посвященными ему животными. А вскоре нашел малышей добрый пастух Фаустул, забрал в свою хижину и растил, как собственных детей. Назвали мальчиков Ромул и Рем.

Капитолийская волчица

Ромул и Рем возвращают власть своему деду. Шли годы. Выросли близнецы, стали сильными и красивыми юношами. Они пасли стада, загорали под палящим солнцем, занимались физическими упражнениями; во всем можно было положиться на них. Часто доказывали они свою с илу и ловкость и в мирных состязаниях, и в схватках с нападавшими на стада разбойниками. Скот, который пасли Ромул, Рем и другие пастухи, принадлежал Амулию. У его брата Нумитора, который был еще жив, тоже были свои стада и свои пастухи. И вот однажды завязалась между ними драка. Пастухам Нумитора удалось схватить Рема, связать его и доставить к хозяину. Увидел Нумитор Рема, и почему-то дрогнуло его сердце. Ласково стал он расспрашивать юношу о его детстве, отце — и рассказал тот все, что слышал от Фаустула.

Понял Нумитор, что судьба вернула ему внуков. Позвали Ромула, и узнали юноши от деда тайну своего рождения. Решили они покарать Амулия. Дело было правое; ненавистного всем тирана они вскоре свергли и убили. Снова их дед стал правителем. Мать Ромула и Рема к тому времени умерла в темнице, ничто не держало их в Альба Лонге. В память о своем чудесном спасении решили они основать новый город, на том самом месте, где их когда-то нашел Фаустул — на холмах вблизи реки Тибр.

Основание Рима. Пришли братья на холмы, стали выбирать, на каком именно начинать строительство. Ромулу больше нравился Палатинский, Рему — Аветинский. Решили они сесть каждый на свой холм и ждать божественного знамения. Скоро увидел Рем, что кружат над его холмом шесть коршунов, обрадовался: “Мне боги велят основать город! Он будет носить мое имя!” Но в этот момент появились коршуны и над Ромулом, и не шесть, а целых двенадцать! Все сочли такое знамение более благоприятным.

По обычаю, нужно было запрячь в плуг быков и пропахать борозду вдоль будущих стен; и если будут правильно совершены все обряды — никакой враг никогда не переступит черты, не войдет в город. Приступил Ромул к совершению обрядов. Мрачно смотрел на это Рем; досадно было ему, что на Палатине, а не на Авентине возникает город. Все больше и больше распалялся он яростью, и, наконец, в бешенстве воскликнул: “Да через эти стены переступит даже младенец!” и несколько раз переступил борозду с одной стороны на другую.

Безрассудным и греховным был этот поступок: ведь Ромул отвечал за судьбу нового города и обязан был отомстить за его поношение. Страшное дело свершилось: выполняя свой долг перед гражданами будущего города, схватил Ромул меч и заколол брата со словами: “Да погибнет так каждый, кто осмелится насилием нарушить границы моего города!” Затем Ромул завершил обряды и назвал город своим именем — Рома, город Ромула (по-русски, Рим).

Похищение сабинянок. Город возник, но жить в нем было некому; стал Ромул приглашать в него всех желающих. Много пришло туда народу, да вот беда — не оказалось среди них женщин! А какой дом может существовать без хозяйки? Решил Ромул добыть жен для жителей своего города. Однако слава у Рима была дурная — собирались в город разные люди, среди них и грабители, и преступники, и бродяги. Никто не хотел отдавать своих дочерей таким людям в жены. Тогда Ромул объявил, что устраивает большие торжества с играми и гуляниями, и разослал приглашения всем соседям. Много гостей собралось в Риме. Больше всего среди гостей оказалось сабинян. Женщины этого племени славились своей красотой. Прямо на улицах накрыли столы, вынесли сосуды с вином — и пошло веселье! Потом все перешли на поле, где должны были проходить игры.

И тут Ромул снял с себя красный плащ, а потом опять надел его: так он подал условный знак своим людям. Как стая коршунов, набросились они на женщин, пришедших на празднество вместе с отцами и мужьями, стали хватать их и утаскивать домой как военную добычу. Растерялись мужчины-гости: нападения они не ждали, оружия с собой не взяли, поэтому и сопротивления оказать не смогли. Разбежались они, оставив женщин в руках победителей. Так каждый житель Рима и приобрел себе жену; вскоре появились в новом городе первые дети.

Война Рима с соседями. Оскорбленные и пострадавшие соседи не могли смириться со случившимся. Объединили они свои силы и пошли на Рим войной. Во главе встало племя сабинян: среди похищенных больше всего оказалось женщин этого племени. Даже Ромул взял себе в жены сабинянку. Предводителем войска стал царь Тит Таций. Вторглось оно в римские земли, стало разорять их беспощадно. Только Рим взять не удавалось. И тогда решили подкупить какую-нибудь женщину, чтобы она тайно впустила отряды в город. Нашли такую — по имени Тарпея. Каждый сабинский воин пообещал дать ей то, что носит на левой руке. Думала предательница про золотые браслеты, но кроме них, носили сабиняне на левой руке тяжелые щиты. И входя в город, бросали вероломной женщине браслет, а вслед — щит. Так и погибла она под “подарками”.

Ворвались сабиняне в город, стали разбегаться во все стороны растерянные римляне. Лишь молитва Ромула, обращенная к Юпитеру, позволила остановить бегство. Началось решающее сражение.

Ромул и Таций заключают мир. Но в разгар боя появились на поле сабинские женщины. Не могли они перенести того, что на одной стороне гибнут их отцы и братья, а на другой — мужья; в траурных платьях, с распущенными волосами, прижимая к себе детей, стали они посреди поля и заголосили: “Не хотим мы терять ни отцов, ни мужей! Лучше обратите гнев против нас! Ведь это мы — причина войны!”

Образумились сражающиеся, опустили оружие. Вышли навстречу друг другу Ромул и Таций и заключили мир. Объединились два народа, поселились вместе, и стали править ими два царя; когда же умер Таций, обоими народами стал править Ромул.

Долго правил он, и возрастала слава Рима. Однажды проводил Ромул смотр войск, и вдруг разразилась сильная гроза; загремел гром, засверкали молнии, окутала землю тьма. А когда она рассеялась, обнаружили римляне, что их царь исчез,— исполнив предначертанное судьбой, покинул Ромул землю и был вознесен на небо. С того дня римляне чтили Ромула как своего бога-покровителя под именем Квирина, а себя называли квиритами.

об этих двух братьях, которых нашла и выкормила волчица, придумана специально и уже после того, как зародился город. Именно для того, чтобы подчеркнуть: Рем был слишком дикий и необузданный, чтобы править Римом. В этой истории Рем является носителем отрицательных сил, и когда его убирают, получается чистая и светлая картинка. И хотя это лишь одна из трактовок, она довольно любопытна.

Известно, что после непродолжительного пребывания в логове волчицы, близнецы Ромул и Рем попадают в семью свинопаса Фаустула и его жены Акки Ларенции. Говорят, она была проституткой, но какое это имеет отношение к делу?..

Подростковый период мальчишки прожили как обычные обитатели Авентинского холма, правда, связались с бандой малолетних преступников и даже участвовал в налетах. Но пришло время взрослеть, становиться мужчинами и подчиняться правилам. Во время праздника Луперкалий (это когда мужчины надевали на себя козьи шкуры, бегали наперегонки и стегали сыромятными ремнями беременных женщин, чтобы те легче разрешались от бремени) Рем приходит к финишу первым. Это значит, что из двоих братьев именно он первым перешел границу от беззаботной юности к взрослой жизни. Однако тут же компрометирует себя, решая съесть потроха козы, принесенной в жертву богу Фавну (праздник Луперкалий устраивали у священного грота Фавна, именно там когда-то волчица подобрала и спасла мальчиков).

Вот так Рем делает первый шаг в сторону смертного приговора. Дальше он предстает перед нами сильным, но абсолютно «безбашенным» парнем, а вот Ромул, напротив, человеком, уважающим правила и богов.

Следующий эпизод – война за освобождение Альба-Лонги, родного города братьев. Рем попадает в плен, а Ромулу достается вся «грязная работа»: он освобождает брата, свергает Амулия и возвращает престол своему деду, когда-то незаконно свергнутому Нумитору.

И вот мы подобрались к кульминации. Нумитор решает, что двум братьям надо основать свой собственный город. Но как определить более достойного? Кто из двоих назовет его своим именем и будет в нем править? Нумитор отдаст эту привилегию тому, кто увидит больше благоприятных знамений.

Ромул и Рем разделяются и идут каждый на «свой» холм. Рем на Авентинский, поросший лесом и населенный дикими животными, а Ромул -- на Палатинский. Первым нечто интересное видит Рем – с левой, благоприятной, стороны, пролетают шесть коршунов. Но в тот же момент Ромул также видит проносящихся коршунов, их двенадцать, и они появляются тоже слева. Так что Ромул побеждает.

И сразу же приступает к закладке города. Выпускает копье, которое приземляется в месте, где будет построен первый очаг и разведен первый огонь. Именно здесь берет свое начало мифический «квадратный Рим».

Все жители нового города, и сам Ромул, отдают себе отчет в том, что надо полностью подчиниться богам. Основать город должен кто-то, кто симпатичен божествам, уже заслуживший «доверие» Зевса и никогда не зливший его. Почему? Да потому что боги, благословляя Рим, уступают людям часть своих территорий, и, чтобы «процесс прошел гладко», требуют к себе уважения, жертв и подношений. Ясное дело, съевший козу Рем на роль основателя Рима не подходит.

Ромул красуется на обертке шоколада одной известной фирмы

Ромул делит свой город на зоны, -- где живут, где молятся, где проходит общественная жизнь, и так далее… А теперь ему надо сделать самое главное – очертить границы Рима. Для этого нужен плуг, который будет вести прямую линию, поднимаясь и оставляя землю невспаханной лишь в тех местах, где намечены въездные ворота. Ромул идет за плугом с покрытой головой, а тога его повязана необычным способом – по особо торжественному случаю. Если комья земли, выходящие из-под плуга, ложатся вне границ нового города, Ромул заботливой рукой возвращает их внутрь квадрата. Поднимая и опуская плуг, Ромул медленно и вдумчиво прокладывает борозду, голова его опущена вниз. Только так, демонстрируя смирение, можно получить одобрение богов и заручиться их поддержкой в будущем.

И вот граница города очерчена, построена первая оборонительная стена (из дерева, а может быть из камня?). И Рем совершает свою последнюю ошибку – желая потешиться над братом и его затеей, он перепрыгивает через оборонительный вал. Это было таким святотатством, что разъяренный Ромул прямо на месте убивает своего брата. И остается править городом один.

Вот так и заканчивается противостояние между подчинившимся богам и порядку Ромулом, и сильным, но опасным и неуправляемым Ремом.

СЛОВАРИК ДЛЯ ГОСТЕЙ ИТАЛИИ:

Ромул Romolo Рòмоло
Рем Remo Рèмо
Рим Roma Рòма
Основатель Рима Fondatore di Roma Фондатòре ди Рòма
Красивый миф Bel mito Бель ми`то
Семь холмов Sette fori Сетте фòри
Римляне Romani Ромàни
Римские холмы Fori romani Фòри ромàни
Братья Fratelli Фратèлли
Брат Fratello Фратèлло
Легенда об основании Рима Leggenda della fondazione di Roma Леджèнда делла фондацьòне ди Рòма
Древний город Citta` antica Читтà анти`ка
Красивейший город Una citta` bellissima Уна читтà бели`ссима