В россии появится профессиональный праздник педагогов дополнительного образования. Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу Требования к педагогу дополнительного образования детей

Особенности педагогической деятельности педагога дополнительного образования касаются его задач, характера, средств, соотношения педагогического руководства и самостоятельности детей, позиции педагога во взаимоотношениях с подростками. Данные особенности в единстве с общепедагогическими закономерностями представляют собой специфические возможности педагогики дополнительного образования. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, т. к. создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.). Система внутренних мотивов, возникающая при вышеозначенном взаимодействии, переориентирует, в свою очередь, мотивы и процесс решения педагогических задач за счет создания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимодействий(13)

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В. П. Голованов считает, что педагог дополнительного образования - это специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени, и выделяет следующие задачи его деятельности:

  • осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности;
  • комплектация состава воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и применение мер по сохранению контингента в течение срока обучения;
  • обеспечение педагогически обоснованных форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;
  • обеспечение соблюдения прав и свобод детей; участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;
  • составление плана и программы занятий. Обеспечение их выполнения;
  • выявление творческих способностей детей, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
  • поддержка одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии;
  • организация участия воспитанников в массовых мероприятиях;
  • оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;
  • при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации(3).

Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является сам воспитанник, развитие его личности, способностей и компетентности. При этом, используя материалы вышеназванного автора, саму профессиональную деятельность педагога дополнительного образования можно представить в виде следующей структуры.

Диагностическая деятельность которая необходима для изучения детей, их способностей, уровня развития, интересов и потребностей, а также взаимоотношений в детском сообществе. Но, кроме того, диагностическая деятельность нужна и для того, чтобы педагог дополнительного образования на основе объективных данных мог впоследствии оценить результативность своей работы. Здесь необходимо отметить, что систематическую диагностическую деятельность с фиксированием и анализом ее результатов у педагогов-практиков можно встретить достаточно редко. Причинами этого является отсутствие необходимых знаний и мотивации к такому виду деятельности.

Ориентационно-прогностическая деятельность. Суть этого вида деятельности заключается в прогнозировании конечного результата. Однако, как известно, именно цель является ориентиром на конечный результат. Поэтому данный вид деятельности, прежде всего, выражается в постановке цели и задач педагогической деятельности. Реальность и грамотность постановки цели зависит не только от жизненного и педагогического опыта, не только от профессиональных педагогических знаний и умений, но и от того, насколько грамотно была проведена диагностическая деятельность. Для педагога дополнительного образования, имеющего достаточный опыт, основой для прогностической деятельности должен стать анализ предыдущего опыта, основанный, опять же, на данных, полученных в ходе диагностической деятельности.

Конструктивно-проектировочная деятельность. Оформлением результатов этого вида деятельности должна стать программа дополнительного образования детей, создаваемая педагогом. Эта деятельность предполагает продумывание и конструирование предстоящего педагогического процесса, его концептуальных основ, форм, методов, технологий и содержания деятельности. Основой данного вида деятельности становятся результаты двух предыдущих, т. к., проектируя будущую деятельность, педагог дополнительного образования должен четко представлять стоящие перед ним цель и задачи, учитывать интересы, потребности и способности воспитанников.

Информационно-объяснительная деятельность. Этот вид деятельности связан с передачей конкретных знаний и умений воспитанникам, формированием на их основе определенных личностных качеств и ценностных ориентиров. Это прямое предназначение педагога. Безусловно, что содержание, технологии и способы информационно-объяснительной деятельности находятся во взаимосвязи с предыдущими компонентами профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Организаторская деятельность. Этот вид деятельности позволяет организовать педагогический процесс, направить его на решение актуальных задач и достижение поставленной цели. Он связан с умением взаимодействовать с воспитанниками, мобилизовать их на тот или иной вид деятельности. Компонентами этого вида деятельности являются педагогическое управление и педагогическое руководство. Первое состоит в постановке задач, организации их решения, в контроле над процессом и оценке результатов каждым участником группы. Педагогическое руководство - это еще и обеспечение, поддержка желания решать задачу, участвовать в сс решении, добиваться и отвечать за результат.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность. В основе деятельности педагога дополнительного образования лежит, как уже говорилось выше, общение. Профессиональное педагогическое общение - это система органического социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, воспитательное взаимодействие , организация взаимоотношений при помощи коммуникативных средств. Оно включает в себя умение создавать необходимую атмосферу для взаимодействия с детьми, поддерживать с ними контакт на уровне сотрудничества и сотворчества, а также решать педагогические задачи коммуникативными средствами. Правильно организованная коммуникативно-стимулирующая деятельность может выступать как средство решения образовательных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, гарантирующий успешность обучения и воспитания.

Аналитико-оценочная деятельность. Этот вид деятельности связан с необходимостью регулярной коррекции педагогического процесса. Основой его являются анализ результатов диагностической деятельности, педагогическая рефлексия и основанная на них реальная самооценка достижений педагога дополнительного образования, проблемных мест, удачных и неудачных приемов. В анализе и оценке нуждаются используемые технологии, формы и методы взаимодействия с детьми, их эффективность, а также степень решения поставленных задач и цели. Результатом аналитико-оценочной деятельности могут стать частичные или даже полные изменения на всех вышеперечисленных этапах деятельности.

Исследовательско - творческая деятельность. Творческая деятельность педагога дополнительного образования является необходимым компонентом для получения новых, более высоких результатов педагогического труда. Творчество определяется как деятельность, порождающая качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Есть ли место творчеству в педагогическом труде? Существует мнение, что педагогическая деятельность есть один из видов искусства, то есть творчества. И сегодня эти два понятия используют, характеризуя педагогический процесс. Педагогическое искусство - это совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенных с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией. Существенной стороной педагогического искусства, как считает В. П. Голованов, является творчество педагога, которое представляется как высшая форма активной деятельности педагога по преобразованию «педагогической» действительности, в центре которой стоит ребенок.

Вычленение и осознание особенностей педагогического взаимодействия при организации воспитательной и образовательной работы с детьми в учреждениях дополнительного образования позволяет более эффективно осуществлять педагогическую деятельность. К таким особенностям относится следующее(6.1):

Добровольность и массовость участия детей во внешкольной работе. В учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно. Добровольность в учреждениях дополнительного образования проявляется и в том, что ребенок в любое время может поменять кружок или покинуть учреждение вообще. Для его удержания педагоги дополнительного образования не могут использовать тот арсенал дисциплинарных приемов, который есть у школьного учителя. Только привлекательность самой деятельности, форм и методов ее организации, комфортная атмосфера в разновозрастном детском сообществе и, наконец, яркая индивидуальность, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что ребенок в течение длительного времени проводит свой досуг в учреждении дополнительного образования. Поэтому изучение интересов и запросов детей, их динамики в условиях изменяющейся социокультурной ситуации - одна из важнейших задач учреждений дополнительного образования. Именно ее решение может способствовать преодолению основного объективного противоречия в деятельности учреждений дополнительного образования - между пониманием детьми своего свободного времени как отдыха и деятельностью внешкольного учреждения как института социального воспитания, решающего соответствующие педагогические задачи.

Дифференциация учащихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности. На удовлетворении интереса (на разных стадиях его формирования - от любопытства до теоретического интереса) базируется мотивация того, что ребенок в течение длительного периода посещает занятия в учреждении дополнительного образования. Педагог дополнительного образования в отличие от школьного учителя находится в более выигрышной позиции. Это связано с тем, что во внешкольных учреждениях происходит дифференциация детей по интересам, что, как уже говорилось выше, становится мотивацией не только для выбора направления деятельности, но и способствует заинтересованности ребенка в получении тех знаний, умений и навыков, которые передает ему педагог. А приближенность результатов деятельности к исходной цели становится еще одним стимулом к такой деятельности. Положительным моментом дифференциации является и то, что ребенок удовлетворяет свои познавательные и коммуникативные потребности в сообществе единомышленников, т. е. людей (как детей, так и педагогов), для которых значимы те же интересы, цели, а во многом и ценности. Это способствует созданию доброжелательной дружеской атмосферы, повышению творческой активности детей, развитию их инициативности и самостоятельности.

Возможность корректировать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня подготовленности ребенка. Повышение статуса учреждений дополнительного образования привело и к росту качества образовательных услуг, предлагаемых этими учреждениями. Дополнительные образовательные программы, авторами и разработчиками которых являются сами педагоги дополнительного образования, становятся результатом творческой интеграции осмысления и анализа научно-методической литературы и собственного практического опыта. В основе программ лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной их коррекции с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей. Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных и одаренных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием их эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей в различных возрастных группах и других психофизических особенностей возраста.

Особенностью дополнительного образования детей, как уже говорилось выше, является то, что оно предоставляется детям в их свободное время и осуществляется в результате свободного выбора, добровольного участия, избирательности обучающимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в программе дополнительного образования особой методики творческого сотрудничества, деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения. Специфика педагогического взаимодействия в учреждении дополнительного образования позволяет более полно использовать потенциал индивидуального подхода в работе с детьми, т. к. в сфере дополнительного образования нет столь жесткой, как в школе, привязанности к федеральным государственным образовательным стандартам, и количество детей, с которыми одновременно занимается педагог, изначально меньше, чем в школьном классе. Все это способствует раскрытию индивидуальных способностей личности, ее самореализации и самоопределению в новых условиях сферы свободного времени.

Общедоступный и общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи. М. Б. Коваль выделяет различные виды такой деятельности. Это, во-первых, массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростков в объединение, требуют от него проявления определенных умений и добросовестного отношения к делу. К ним относятся выставки, соревнования, праздники, конкурсы, фестивали.

Ко второй категории относятся кружки, студии, секции и другие творческие объединения детей, желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с их интересами и возможностями. Эти организационные формы обеспечивают равенство возможностей участия всех желающих школьников, независимо от их способностей и подготовленности. Можно также отметить, деятельность детей в таких сообществах носит регулярный и долговременный характер, а формы, описанные выше, используются периодически и выступают в качестве своеобразного творческого итогового отчета о деятельности какого- либо кружка, клуба или студии в определенный период времени.

Кроме того, выделяют формы и виды работ для наиболее подготовленных детей и подростков. К ним относятся научные общества учащихся, детские научные конференции, летние выездные лагеря и экспедиции. Участие в них позволяет детям расширить свои теоретические знания и апробировать их в практической деятельности.

Важным фактором мотивации детей к занятиям в учреждении дополнительного образования является практико-ориентированный характер предлагаемой деятельности и возможность увидеть результаты этой деятельности в динамике. Кроме того, практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается и в том, что ребенок пытается самостоятельно решать жизненно важные для себя проблемы, что, безусловно, оказывает влияние на его развитие.

Разнообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми. Общение - одно из важнейших средств педагогического взаимодействия. Совместная творческая увлеченность педагога и детей приводит к неформальности общения, что имеет высокую привлекательность в глазах детей, т. к. способствует не только установлению доброжелательной атмосферы, но и росту самоуважения детей, чувства социальной значимости и взрослости. Такое общение создает подлинные демократические и гуманистические отношения, выводит ребенка на уровень активного участника (субъекта) взаимодействия, усиливает возможности учреждения дополнительного образования в организации познавательного досуга детей, в расширении и углублении их знаний, обучении их конкретному делу, в развитии индивидуальных наклонностей и самоопределения личности.

Творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменить свой статус в коллективе сверстников. Атмосфера, возникающая в различных детских сообществах учреждений дополнительного образования благодаря перечисленным выше особенностям, дает реальный шанс для ребенка изменить (повысить) свой социальный статус среди сверстников. Кроме того, во внешкольных учреждениях детские сообщества достаточно часто носят разновозрастной характер. Это способствует тому, что старший ребенок, даже занимающий в одновозрастном школьном коллективе невысокий социальный статус, может реализовать свои лидерские амбиции, пользуясь более высоким интеллектуальным и физическим развитием, чем младшие воспитанники. Специфика педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования способствует компенсации недостатка внимания и участия, который испытывает определенная часть детей в школе и семье, она во многом направлена на помощь в решении проблем педагогически запущенных и даже девиантных детей через создание им условий для посильной и интересной работы, поднимающей их статус в детском сообществе.

Таким образом, можно отметить, что особенности педагогической деятельности педагога дополнительного образования касаются его задач, характера, средств, соотношения педагогического руководства и самостоятельности детей, позиции педагога во взаимоотношениях с подростками. Данные особенности в единстве с общепедагогическими закономерностями представляют собой специфические возможности педагогики дополнительного образования. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, т. к. создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.). Система внутренних мотивов, возникающая при вышеозначенном взаимодействии, переориентирует, в свою очередь, мотивы и процесс решения педагогических задач за счет создания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимодействий(13)

Библиография

  1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие.- М.: гуманитарно-методический центр ВЛАДОС, 2001.-160с.
  2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие.–М.: АРКТИ, 2005.–с. 7-9.
  3. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. -М.: ВЛАДОС. 2004.
  4. Дейч Б. А., Кучеревская М. О. Дополнительное образование детей как профессиональнаяпедагогическая деятельность. - Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2014.
  5. Евладова Е. Б.. Логинова Л. Г.. Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. - М:ВЛАДОС, 2002.
  6. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждений дополнительного образования: пособие для руководителей и педагогов/ под общей редакцией Н.К.Беспаловой.- М.: Айрис-пресс, 2003.-96с.

6.1. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург, 1993.

  1. Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования.–М.: МИРОС, 1997.–с. 31-35.
  2. Педагогика дополнительного образования: мониторинг качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: методические рекомендации/сост. А.М.Тарасова, М.М.Лобода; под общ. ред. Н.Н.Рыбаковой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009.
  3. Савченко А.В. Организация методической деятельности учреждения дополнительного образования детей: методические рекомендации.- Оренбург.: ЦДТ Промышленного района, 2017, 75 с.
  4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (7.03.1995 г. № 233)
  5. Требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников но специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования» // Внешкольник. - 1999. - № 3. - С. 5.
  6. Фомина А.Б., Кочнева С.В. Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Рекомендации. - М.: ЦРСДОД Минобразования России, 1999. - 24 с.
  7. https://studme.org/125775/pedagogika/pedagog_dopolnitelnogo_obrazovaniya_osobennosti_organizatsii_pedagogicheskoy_deyatelnosti Педагог дополнительного образования: особенности организации педагогической деятельности
  8. http://dopedu.ru/articles/151-2012-05-23-19-02-32.html Буйлова Л.Н Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования.

    19. ddt.bip31.ru/dokumenti/metod_kopilka/metod_kopilka/9.pdf Методическая служба образовательного учреждения.


28 августа 2018 года прошел регистрацию в Минюсте РФ» приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ вступает в силу 9 сентября 2018 года, а приказ этого же ведомства от 8 сентября 2015 г. N 613н » утрачивает силу.

Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось).
Кроме того, к образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности педагога дополнительного образования, теперь установлены следующие требования:
— высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»;

— или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Ранее были установлены требования о наличии среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, а также обязательном прохождении профессиональной переподготовки.. При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.

Источник :
Приказ Минтруда России от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано 38 августа 2018 г., регистрационный № от 5 мая 2018 года N 298н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
Письмо Минтруда России от 6 июня 2017 года № 14-2/10/В-4361 (О внедрении профессиональных стандартов и приведении наименования должностей в соответствие с требованиями российского законодательства)

Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу : 20 комментариев

    Вопрос: являются ли курсы повышения квалификации по направлению «Образование и педагогические науки» дополнительным профессиональным образованием? Достаточно ли курсов повышения квалификации раз в 3 года,если есть образование по направлению деятельности (например, образование высшее художественное и педагог преподает ИЗО)? Прошу помочь разобраться,так как одни педагоги говорят,что достаточно курсов повышения квалификации,а другие говорят,что обязательна профессиональная переподготовка.

    Здравствуйте!
    Прочитала про новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». У вас на сайте написано: «При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования - бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.»
    Вопрос: разве по новому профстандарту наличие высшего образования, направленность которого соответствует преподаваемому предмету освобождает от необходимости профессиональной переподготовки?

    Добрый день, поясните пожалуйста фразу «Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось)».
    И еще вопрос если я закончила вуз по направлению «химия и биология», а работаю педагогом-организатором в художественно-эстетическом отделе, в связи с вступлением нового профстандарта я имею право работать не по своей специальности «химия и биология»?

    Добрый день! Объясните формулировку в новом проф. стандарте в разделе «требования к образованию и обучению» по отношению к должности «педагог-организатор» — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки». Это может означать, что для должности педагога-организатора достаточно просто любого среднего профессионального образования?

    Добрый день! столкнулась со следующей проблемой. Согласно Порядку проведения аттестации педработников СЗД устанавливается по истечении не ранее, чем через два года. и в этот период работник рассматривается как учитель без категории. Как производится оплата труда в таком случае? если можно, подскажите ссылку на документ, регламентирующий этот момент.

    Я педагог дополнительного образования с25 летним стажем, образование средне специальное техническое. Работаю по программе декоративно прикладного искусства. Могут ли меня аттестовать на соответствие занимаемой должности по новым простагландинов.

    Хотелось бы конкретно понимать, я педагог дополнительного образования, прошла курсы переподготовки 522 часа,педагогика и психология детей дошкольного возраста, могу ли я по новым профстандартам работать педагогом дом.образ. с детьми от 14 лет и старше??? Или только с дошкольниками?

Приказом Минтруда от 5 мая 2018 года №298 утверждён новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ зарегистрирован в Минюсте 28 августа за номером 52016. Профстандарт, утверждённый приказом Минтруда от 8 сентября 2015 года №613н, утратил свою силу.

Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых

Методист доп. образования детей и взрослых должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», либо имея не педагогическое образование, но соответствующее программам доп. образования, которые реализуются в учреждении, пройти (от 3 месяцев).

Педагог-организатор: требования к должности

Чтобы занимать должность педагога-организатора не обязательно иметь высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по педагогической специальности. В случае, если у педагога-организатора нет пед. образования, то его можно получить на курсах профессиональной переподготовки (от 3-6 месяцев).

Нормативное правовое обеспечение

Федеральный уровень

Региональный уровень

2016 год

Региональные инновационные площадки по апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Организационно-методическое сопровождение

Федеральный уровень

Организационно-методическое сопровождение процесса внедрения профстандарта в области дополнительного образования осуществляет Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования».

Региональный уровень

Организационно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок по апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» осуществляет региональный ресурсный центр ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества».

Мероприятия

Федеральный уровень

19-24 ноября 2015 года На сайте (ФГАУ ФИРО) проходило общественное обсуждение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников

Программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) педагогов сферы ДОД на основе применения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования», реализуемые в Тамбовском областном государственном образовательном автономном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» в 2016, 2017 гг.

Программы дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки:

1. «Педагогика дополнительного образования» (280 часов)

Дополнительные профессиональные программы:

1. Старшие вожатые по программе: «Организация деятельности детской общественной организации в условиях реализации ФГОС» (72 часа);

2. Педагоги дополнительного образования по программе: «Моделирование, культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (72 часа);

3. Руководители учреждений дополнительного образования детей по программе: «Управление качеством дополнительного образования детей в условиях развития единого образовательного пространства муниципалитета» (72 часа);

4. Вожатые летних оздоровительных лагерей: «Подготовка педагогических кадров к работе в организациях отдыха и оздоровления детей в летний период» (36 часов);

5. Педагоги дополнительного образования, руководители театральных объединений (студий) по программе: «Технологические особенности реализации программ художественно-эстетической направленности (современные технологии работы с детским театральным коллективом)» (36 часов);

6. Вожатые по программе: «Технологические особенности организации работы вожатых российского движения школьников» (36 часов);

7. Педагоги дополнительного образования по программе: «Технологические особенности проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (36 часов);

8. Педагоги дополнительного образования по программе: «Практические аспекты использования ИКТ в детских творческих объединениях декоративно-прикладного творчества» (36 часов).

Аттестация педагогических работников

Информационно-методические материалы

Методические рекомендации Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приложение к информационному письму от 26.04.2016 №09-962 «О направлении информации») (на Яндекс. Диск)

На Расширенном заседании Президиума Совета директоров организаций дополнительного образования «Реализация плана мероприятий Концепции развития дополнительного образования детей в территориях» 26.02.2016 г.

Презентация Н.В. Щебланиной «Введение профессиональных стандартов как механизм обеспечения качества дополнительного образования» (презентация Н.В. Щебланиной на V региональных педагогических чтениях, посвященных памяти А.К.Бруднова «Доступность и качество дополнительного образования: актуальность и перспективы развития» (22 апреля 2016 года)

Апробация профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Тамбовским областным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»

  • Сопроводительный текст к презентации «Анкетирование педагогов
  • Профстандарт педагога дополнительного образования вступает в силу 1 января 2020 г. Когда и зачем вводится проект профстандарта, который претерпел изменения, можно узнать из статьи, где доступны рекомендации экспертов и файлы для скачивания.

    Описание комплекса специальных знаний и компетенций, необходимых педработнику для выполнения профессиональной деятельности по реализации вспомогательного программного содержания комплекса школьного обучения, определяет профстандарт педагога дополнительного образования. Профессиональные стандарты, в отличие от квалификационных справочников, утративших актуальность в связи с социально-экономическими изменениями последних десятилетий, полностью охватывают парадигму учебно-воспитательной среды, и комплекс дополнительного образования не является исключением. Применение профстандарта педагога допобразования необходимо при:

    • установлении квалификационных требований к работнику на этапе принятия управленческого решения о соответствии должности;
    • выделении должностных функций, полномочий и уровня ответственности для конкретной категории педработников с учетом специфики образовательного учреждения;
    • определении списка трудовых обязанностей;
    • организации мероприятий, направленных на обеспечение права и обязанностей работников по повышению квалификационного уровня упорядочивании вопросов оплаты труда.

    Сохраните это себе, чтобы не потерять:

    Актуальную информацию о порядке применения профстандартов в школе читайте в журнале «Нормативные документы образовательного учреждения»:

    - Как проверить, соответствует ли квалификация педагога требованиям профстандарта (чек-лист с комментариями)
    - Как изменился профстандарт педагога дополнительного образования (изменения в законодательстве!)

    Векторы государственной политики сферы образования, определившие необходимость отказа от квалификационных справочников в пользу профстандартов - описания квалификационный характеристик, необходимых педработникам для успешного выполнения профессиональных функций - были инициированы еще в 1997 г. посредством принятия Программы социальных реформ в РФ на 1996-2000 гг. На протяжении многих лет проект оставался в стадии заморозки или доработки, но в последние годы нормативно-правовая, а следом - и управленческо-организационная деятельность по направлению была активизирована. В преддверии 1 января 2020 г., когда вступят в силу изменения Минтруда, каждому руководителю ОУ важно еще раз актуализировать вопрос, зачем нужен профстандарт педагога дополнительного образования, и проверить, все ли изменения нашли отражение в локальной документации учреждения и реализуются в школе.

    Напомним, применение профессиональных стандартов в образовании, как и других сферах народного хозяйства, обусловлено необходимостью наличия теоретической основы, утвержденной на государственном уровне, для актуализации требований к претендентам на должность и разработке должностных инструкций, соответствующих реалиям рынка и ожиданиям потребителей образовательных услуг.

    Профстандарт педагога дополнительного образования прошел значительный путь эволюции: данный нормативно-правовой акт действовал с 1 января 2017г, но ввиду необходимости в доработке был отозван на два года. При этом согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584, предусматривающем завершение всех мероприятий по внедрению профессиональных стандартов до 1.01.2020г, проект профстандарта педагога дополнительного образования вновь вступает в силу. Изучение и анализ профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», проведенные экспертами, дает право утверждать, что представленное описание трудовых функций позволит директорам образовательных учреждений упорядочить отдельные аспекты локального документационного обеспечения и кадровой работы в ОУ.

    Концептуально проект профстандарта педагога допобразования соответствует аналогичным нормативно-правовым актам, разработанным с целью определения квалификационных характеристик для представителей других педагогических должностей. В разделе «Общие сведения» представлен полное наименование вида профессиональной деятельности («Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых») и код (01.003). В качестве основной цели работы сотрудников, подчиняющихся профстандарту педагога дополнительного образования, указана организация деятельности по усвоению комплекса знаний и компетенций, создание педагогических условий для развития творческого потенциала, удовлетворения комплекса личных потребностей в самореализации и укреплении здоровья, организации содержательного досуга, а также обеспечении доступными средствами достижения школьниками результатов дополнительного программного содержания.

    В разделе, посвященном обобщенным трудовым функциям, представлены все возможные наименования должностей по реализации дополнительных общеобразовательных программ, а именно:

    1. Преподавание (возможное наименование должностей - педагог допобразования, старший педагог допобразования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель).
    2. Организационно-методическое обеспечение (методист, старший методист).
    3. Организационно-педагогическое обеспечение деятельности по направлению (педагог-организатор).

    Сразу хочется акцентировать внимание на том факте, что до введения последней редакции профстандарта педагога дополнительного образования присвоение должности «преподаватель» разрешалось осуществлять только в организациях, реализующих предпрофессиональное программное содержание, но теперь данное наименование можно использовать применимо только к сотрудникам детских школ искусств (к педагогам, осуществляющим обучение по разным видам искусств). Что касается должностного наименования «тренер-преподаватель», то его применение рекомендовано при организации реализации предпрофессиональным образовательным программам в области физкультуры и спорта.

    В перечне необходимых знаний и умений, дифференцированных согласно наименованиям трудовых функций, представлены описания области знаний и компетенций, без которых невозможно успешное выполнение должностных обязанностей. Содержание данных разделов должно учитываться при принятии управленческих решений о соответствии соискателя должности, на которую он претендует, целесообразности создания условий для срочного повышения квалификации работника или издании распоряжения о его повышении. Таким образом, использование проекта профстандарта гарантирует возможность построение грамотной управленческой стратегии по направлению дошкольного образования в границах отдельной школы и системы в целом, а также способствует созданию условий для активного профессионального развития представителей профессии.

    Должностная инструкция педагога дополнительного образования по профстандарту

    Профессиональный стандарт меняет систему требований к содержанию профессионально-педагогической деятельности в сфере дополнительного образования. Соответственно должна измениться и система работы с кадрами, что обусловливает необходимость пересмотра должностных инструкций. На момент, когда вводится профстандарт педагога дополнительного образования, а именно 1 января 2020 г., в локальной документации школы должна быть проведена корректировка, в частности, в должностных инструкциях - изменены формулировки по отдельным пунктам.

    Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Формулировки в устаревшей и обновленной версии профстандарта педагога допобразования
    Преподавание по программам допобразования Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих дополнительное программное содержание, при решении текущих задач учебно-воспитательного процесса. В числе обязанностей сотрудника необходимо указать обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав несовершеннолетнего, прав и ответственности мам и пап за воспитание и развитие детей (вместо «… выполнения взрослыми своих обязанностей»).
    Педагогический контроль и оценивание освоения учебного содержания по программам допобразования. В должностную инструкцию педагога дополнительного образования по профстандарту рекомендуется внести контроль изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения программного содержания (вместо «Фиксации и оценки динамики подготовленности…»).
    Организационно-методические обеспечение реализации программам допобразования школьников Мониторинг и оценивание качества реализации педработниками дополнительного программного содержания. Организация дополнительного профобразования педработников под руководством уполномоченного руководителя (вместо «… и повышения квалификации и переподготовки…».

    Следует отметить, что должностная инструкция педагога дополнительного образования по профстандарту корректируется только в части требований к квалификации. В остальных частях локального документа, основываясь на проекте профессионального стандарта, можно указать только те требования и компетенции работника, которые действительно нужны для выполнения профессиональных обязанностей с учетом специфики функционирования конкретного образовательного учреждения. Так, п. 9 письма Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 указывает на возможность распределения списка обязанностей и уровня ответственности, представленных в обновленной версии профстандарта педагога допобразования, между несколькими сотрудниками ОУ, что позволяет обеспечить реализацию комплекса местодической, организационной и педагогической деятельности по направлению на должном уровне.

    Автоматическая замена положений должностной инструкции, составленной на основе утративших актуальность квалификационных справочников, ввиду приближения срока вступления в силу профстандарта педагога дополнительного образования, является неправомерной. После внесения изменений в локальную документацию, регламентирующую порядок и содержание работы по направлению (трудовые договоры, должностные инструкции, штатное расписание), необходимо работников ОУ необходимо ознакомить с новыми версиями актов под подпись.

    План внедрения профстандарта педагога дополнительного образования

    Регулятор рекомендовал поэтапное внедрение профессиональных стандартов в образовательную среду с целью комфортного замещения устаревших положений квалификационных справочников. Но в свете того, что сроки введения профстандарта педагога дополнительного образования подходят к концу (напомним, до 1 января 2020 г. все мероприятия по внедрению профстандартов должны быть завершены), руководителям ОУ, пока не успевшим обеспечить выполнение требований в данной сфере, необходимо активизировать усилия. В первую очередь, создать рабочую группу, включив в нее не только педработников, но и бухгалтера, юриста или специалиста по кадровым вопросам.

    Согласно п. 1 постановления Правительства от 27.06.2016 № 584, рабочая группа обязана разработать план по введению профстандарта педагогов допобразования, включив в него следующие пункты:

    1. Наименование профстандартов, которые будут применяться в ОУ, с учетом кадрового состава организации.
    2. Перечень локальных актов и постановлений, в которые необходимо внести изменения.
    3. Сведения о необходимости повышения квалификационного уровня работников, зачисленных в штат. Согласно актуальной версии профстандартов, педагог допобразования должен пройти обучение по специальности «Образование и педагогические науки». При этом методистов сферы, на должность которых не могут претендовать с образованием по направлениям «Гуманитарные науки» и «Науки об обществе», приравняли по статусу к преподавателям.
    4. Список сотрудников, которые уже прошли обучение для соответствия требованиям стандарта. Поскольку в обновленной версии документа, регламентирующего требования к профессиональному уровню педагогов допобразования, отсутствует требование об обязанности работодателя обучать работников по профпрограммам, согласно ст. 196 ТК РФ принимать решение о необходимости переподготовки должна комиссия при проведении аттестации. В исполнение п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ раз в три года педагогов допобразования рекомендуется направлять на курсы повышения квалификации.
    5. Этапы внедрения профстандарта (например, подготовительный и основной).

    После разработки плана внедрения профстандарта педагога дополнительного образования, продумав пошагово дальнейшие действия, необходимо, прежде всего, проявить заботу о работниках учреждения. В первую очередь коллектив должен быть проинформирован о том, какие изменения происходят в документообороте школы. Пошагово, гласно, объясняя коллективу каждый свой шаг, необходимо действовать в этом направлении, чтобы не было паники, слухов, домыслов.