Варфоломеевская ночь. Варфоломеевская ночь и ее последствия


13 апреля 1519 родилась одна из самых неоднозначных и зловещих фигур французской историикоролева Екатерина Медичи , супруга короля Франции Генриха II. Кто-то называет ее самой кровавой и жестокой королевой, а кто-то считает несчастной матерью и нелюбимой женой. Именно она подала сигнал к началу массовой резни, получившей название Варфоломеевской ночи. Какой на самом деле была ее роль в кровавых событиях?



В 14 лет Екатерину Медичи выдали замуж за Генриха де Валуа. В браке она никогда не была счастлива. Генриху этот союз был выгоден из-за родства Медичи с Папой Римским. Французы демонстрировали Екатерине откровенную неприязнь, ее называли «купчихой» и невеждой. Вскоре после женитьбы у Генриха появилась фаворитка – Диана де Пуатье. Она превратилась в одну из самых влиятельных особ Франции, и Екатерине приходилось с этим мириться.



Приверженцы той точки зрения, что Екатерина Медичи была одержима идеей абсолютной власти и ради своей цели не останавливалась ни перед чем, обвиняют ее в отравлениях, интригах, кровавых расправах с противниками и даже черной магии. Так, по одной из версий, Генрих II взошел на престол после того, как Екатерина отравила наследного принца.



В 1559 г. Генрих II скончался от травмы, полученной на турнире. К власти пришел Франциск II, однако фактически страной правила Екатерина Медичи. После смерти супруга до конца своих дней Екатерина в знак траура носила только черное, в течение 30 лет. Именно она ввела моду на черный цвет в одежде, до нее траурным цветом был белый. Из-за этой привычки Медичи прозвали «черной королевой», хотя есть мнение, что это не единственная причина такого прозвища.



С именем Екатерины Медичи связано одно из самых кровавых событий во французской истории. Пригласив гугенотов на свадьбу своей дочери с Генрихом Наваррским, королева устроила для них западню. В ночь с 23 на 24 августа 1572 г. по ее приказу католики убили около 3000 гугенотов. Это было накануне дня св. Варфоломея, поэтому ночь получила название Варфоломеевской. Массовая резня продолжалась несколько дней по всей Франции, за это время истребили около 8000 гугенотов. Всеобщей суматохой воспользовались бандиты, грабившие и убивавшие парижан независимо от их религиозных взглядов.



Однако некоторые историки отрицают прямую причастность Медичи к этому событию. Они допускают вероятность того, что ей вообще не было известно о готовящемся нападении. В ту ночь ситуация вышла из-под контроля, и чтобы не признавать этого, она была вынуждена впоследствии взять на себя ответственность за произошедшее. Согласно этой версии, королева хотела избавиться только от лидера гугенотов адмирала де Колиньи и его соратников, но запланированное политическое убийство переросло в массовую резню.



Католики издавна враждовали с гугенотами. Некоторые области подчинялись лишь местному дворянству. Появилась угроза потерять контроль над всем государством. После покушения на адмирала де Колиньи Екатерина опасалась восстания и поэтому решила нанести удар первой. Однако нет никаких веских доказательств тому, что убийства были заранее спланированы, и что этот план принадлежал королеве.



Историк В. Балакин считает, что Екатерина Медичи в течение 30 лет сдерживала силы анархии и защищала государство и династию от их разрушительного воздействия, и в этом ее несомненная заслуга. А современник королевы, французский гуманист Жан Боден думал по-другому: «Если государь слаб и зол – то он создает тиранию, если жесток – организует бойню, если распущен – устроит бордель, если жаден – сдерет с подданных шкуру, если неукротим – высосет кровь и мозг. Но самая страшная опасность – интеллектуальная непригодность государя».



Королева скончалась в возрасте 69-ти лет. Вскоре после ее смерти последний из ее сыновей – Генрих III – был убит. Так династия Валуа прекратила свое существование.
А у английской династии Тюдоров тоже были свои секреты:

[франц. la nuit de la Saint Barthélemy], название, к-рое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 авг. (т. е. перед днем памяти ап. Варфоломея) 1572 г., «избиение» гугенотов , собравшихся на свадьбу франц. принц. Маргариты Валуа и Генриха Бурбона, кор. Наварры (буд. франц. кор. Генриха IV). Один из самых кровавых эпизодов религ. войн между католиками и гугенотами во Франции; до наст. времени В. н. воспринимается как символ религ. фанатизма.

Правительство кор. Карла IX и его матери Екатерины Медичи, не сумев предотвратить гражданские войны, начавшиеся в 1562 г., старалось лавировать между «партиями» гугенотов и католиков. Неоднократно предпринимались попытки замирить страну путем установления сосуществования этих конфессий. В 1570 г. был подписан Сен-Жерменский мир, к-рым правительство, опасавшееся чрезмерного усиления ультракатолич. партии, возглавляемой лотарингскими герцогами Гизами, предоставило гугенотам уступки. Представители гугенотов были включены в Королевский совет, где особое влияние приобрел адмирал Гаспар де Колиньи , фактический руководитель франц. гугенотов. Мир должен был скрепить брак сестры короля Маргариты Валуа и вождя гугенотов Генриха Бурбона.

18 авг. 1572 г. состоялась свадьба. На церемонию съехались наиболее видные представители гугенотского дворянства. В Париже, большинство населения к-рого оставалось католич., широко распространились слухи о гугенотском заговоре, целью к-рого называли в т. ч. и убийство короля. 22 авг. Колиньи был ранен выстрелом из аркебуза в руку. Стрелявший успел скрыться, но, как выяснило следствие, стреляли из дома человека, связанного с семейством Гизов. Гугеноты потребовали от короля наказать герц. Генриха Гиза, виновного, по их мнению, в покушении. В пятницу и в субботу заседал своеобразный «кризисный комитет»: король, Екатерина Медичи, брат короля герц. Анжуйский, маршал Таван, канцлер Бираг и еще неск. вельмож,- был принят план нанесения превентивного удара гугенотам, уничтожения собравшихся в Париже представителей кальвинист. аристократии. Примерно в 2 ч. ночи к дому Колиньи явились люди Гиза, к к-рым примкнули солдаты из королевской охраны. Они убили адмирала и выкинули тело на улицу. Ворота города были закрыты, и началось массовое избиение гугенотов.

Утром разнеслась весть, что расцвел сухой боярышник на кладбище Невинноубиенных, это было интерпретировано как чудо: якобы Бог показывал, что католики начали «святое дело». Резня продолжалась еще неделю, перекинувшись из Парижа в нек-рые провинциальные города (Бордо, Тулузу, Орлеан, Лион). Полагают, что в Париже погибли ок. 2 тыс. чел.- гугенотская знать и члены их семей, парижане, подозреваемые в кальвинизме. Общее число погибших по всей Франции в погромах кон. авг.- нач. сент. составляло не менее 5 тыс. чел. Жизнь Генриху Бурбону и его кузену, младшему принцу Конде, сохранили, заставив их под угрозой смерти принять католичество.

Утром 24 авг. король отдал приказ о немедленном прекращении беспорядков, выступив с заявлением, что все случилось по его воле. Но он не аннулировал прежний Сен-Жерменский мир, а, напротив, подтвердил его статьи о религ. свободе на специальном заседании Парижского парламента, отменив лишь право гугенотов иметь собственные крепости и войска. В письмах, разосланных протестант. государям, правительство и близкие к нему публицисты утверждали, что король не покушался на религ. свободу подданных. Речь якобы шла о ликвидации гугенотского заговора против короля, но вмешательство парижской черни привело к излишнему кровопролитию. Папе Римскому Григорию XIII и испан. кор. Филиппу II Екатерина Медичи писала, что случившееся есть осуществление давнего ее плана восстановить католич. единоверие в стране. Известия о В. н. были с радостью встречены в Риме и Мадриде и вызвали озабоченность в Англии, Германии и Польше. Царь Иоанн IV Грозный осудил избиение мирных подданных (Лурье Я . Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана IV // Послания Ивана Грозного / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1951).

Существует неск. концепций о событиях В. н. Первая, «классическая», возлагает ответственность на правительство, гл. обр. на Екатерину Медичи. В своем крайнем виде эта версия была высказана еще в гугенотских памфлетах. В той или иной степени она воспроизведена в романах О. де Бальзака, А. Дюма, П. Мериме, Г. Манна, в исторических экранизациях и популярных изданиях. В наст. время эта т. зр. существует в более смягченной форме, снимающей вину с Екатерины Медичи, поскольку разжигание религ. фанатизма никак не вяжется с предшествующей политикой королевы, и до и после В. н. делавшей все возможное, чтобы установить мир в стране (И. В. Лучицкий, Ж. Гарриссон). «Ревизионистская» концепция была предложена франц. исследователем Ж. Л. Буржоном, к-рый возлагает ответственность не на короля и правительство, а на заинтересованных в устранении Колиньи Гизов, кор. Испании Филиппа II и папу Римского. По мнению Буржона, 23-24 авг. 1572 г. в Париже вспыхнул городской мятеж, где оголтелая жестокость толпы соседствовала с продуманным планом действий его закулисных руководителей, использовавших недовольство парижан растущими налогами и наступлением короля на старые городские вольности. Представители 3-го направления стремятся объяснить события, рассматривая их глазами участников. По мнению Б. Дифендорф, антигугенотская спонтанная реакция была вызвана не происками иностранной агентуры и не случайным стечением обстоятельств, но вытекала из стремления католиков предотвратить распад общества в результате религ. раскола. Для Р. Десимона события 1572 г., как и вся история религ. войн, укоренены в глобальных социальных изменениях. В. н. была вызвана сопротивлением традиц. городской системы новой логике абсолютизма, менявшей само существо связи индивида и общества. Для Д. Крузе, чьи исследования основаны на анализе большого числа различного рода памфлетов, «летучих листков», дневников и мемуаров, политических трактатов, памятников худ. лит-ры и живописи, В. н. была порождена конфликтом 3 идей: 1) ренессансной гуманистической монархии, основанной на неоплатонической идее всеобщей любви и единения; мистический акт свадьбы призван был покончить с распрями и войнами и установить «золотой век»; 2) тираноборческой традиции, согласно к-рой король только тогда король, когда он справедлив и правит по воле народа, а если он становится тираном или руководим тиранами, то бороться с ним можно любыми средствами, на первых порах такие настроения были в большей степени свойственны гугенотам; 3) представления о государе как главе «общины верных», ответственного перед Церковью и Богом за спасение душ своих подданных. Гугеноты были страшны католикам не только сами по себе, но еще и тем, что вызывают неминуемый гнев Божий и приближают конец света. «Христианнейший король» должен выполнить волю Божию и дать приказ истребить еретиков; в противном случае он сам может быть заподозрен в пособничестве диаволу.

В. н. не принесла выгод королевской власти: война вспыхнула с новой силой, кальвинист. дворянство и города оказали ожесточенное сопротивление католикам. В ходе последующих войн правительство вынуждено было идти им на уступки. Но гугеноты взяли курс на создание практически независимого гос-ва на юге и юго-западе Франции. Однако, безусловно, В. н. явилась своеобразным шоком для французов. Гугеноты ждали ее повторения, католики боялись реванша - «Варфоломеевской ночи для католиков». Но несмотря на то что ожесточненные сражения религ. войн продолжались еще четверть века, ничего подобного во Франции больше не повторилось. В. н. явилась своеобразной точкой отсчета в начавшемся процессе эволюции франц. католицизма в сторону большего внимания к внутренней религиозности человека.

Лит.: Лучицкий И . В . Гугенотская аристократия и буржуазия на юге после Варфоломеевской ночи (до Булонского мира). СПб., 1870; Garrisson J . La S. Barthélemy. Brux., 1987; idem . Le massacre de la S. Barthélemy: Qui est responsable? // L"histoire. 1989. Vol. 126. P. 50-55; Bourgeon J .-L . Charles IX et la S. Barthélemy. Gen., 1995; idem . L"assassinat de Coligny. Gen., 1992; Diefendorf B . Beneath the Cross: Catholics and Huguenots in 16th Century. P.; N. Y.; Oxf., 1991; Crouzet D . La nuit de la S. Barthélemy: Un rêve perdu de la Renaissance. P., 1995; Варфоломеевская ночь: Событие и споры: (Мат-лы «круглого стола», май 1997 г.) / Под ред. П. Ю. Уварова. М., 2001; Десимон Р . Варфоломеевская ночь и парижская «ритуальная революция» // Там же. С. 138-189; Эрланже Ф . Резня в ночь на св. Варфоломея: Пер. с франц. СПб., 2002.

П. Ю. Уваров

Варфоломеевской ночью было названо массовое истребление гугенотов в Париже в ночь с 23 на 24 августа 1572 года в преддверии дня святого Варфоломея. Резня, устроенная в Париже, послужила сигналом для уничтожения гугенотов по всей Франции.

За два года до описываемых событий был подписан Сен-Жерменский мир, который завершил Третью гугенотскую войну во Франции и дал французским протестантам свободу вероисповедания, остановив религиозное противостояние в стране. В результате представители концессии получили доступ к высшим государственным должностям. Так, глава гугенотов адмирал де Колиньи стал членом государственного совета при короле. Ради укрепления мира между гугенотами и католиками было принято решение о заключении брака между принцессой Маргаритой Валуа и одним из видных представителей протестантской конфессии Генрихом Наваррским.

Адмирал де Колиньи был политиком, мечтающим о благополучии и мировом могуществе Франции. Он считал главным врагом Франции католическую Испанию. Став первым советником Карла IX, Колиньи предложил оказать помощь протестантам из Нидерландов, которые отстаивали независимость у испанских католиков. Это послужило бы, по мнению адмирала, началом войны с королевой морей, но поспособствовало сплочению французских католиков и гугенотов, которых бы объединила общая национальная идея. Карл IX, мечтавший о присоединении Нидерландов к Франции и подстрекаемый де Колиньи, всё более и более склонялся к войне с Испанией.

Однако война с католической Испанией категорически не устраивала королеву-мать Екатерину Медичи, крайне недовольную усилением влияния гугенота на молодого короля. Она небезосновательно полагала, что планируемый военный конфликт ополчит против Франции папу римского и всех католиков Европы.

Свадьба Маргариты и Генриха, назначенная на 18 августа, привлекла в Париж огромное число гостей – богатых вельмож из числа гугенотов. Разместившись в центре города, традиционно населённом исключительно католиками, они вызвали негодование и злость горожан. Роскошная свадьба явно пришлась не по душе парижанам. Атмосфера в городе накалялась.

Начало кровавым событиям положило убийство адмирала де Колиньи. Убийство адмирала взял на себя герцог де Гиз, рьяный католик, ненавидевший Колиньи. Выстрел, произведенный из дома Гизов, однако оказался не смертельным – проходивший мимо дома де Колиньи был лишь ранен в руку. Дело довершил наёмник герцога, который вечером 24 августа ворвался во главе толпы в дом раненого адмирала, добил его шпагой и выбросил в окно.

Сигналом для начала массовой резни гугенотов по всему Парижу послужил колокольный звон королевской часовни. Насилие захлестнуло улицы города. Легко различимые своей черной одеждой протестанты нигде не могли найти себе спасения от опьяненной кровью толпы – смерть настигала их на улицах и в домах. Не щадили никого – ни женщин, ни детей, ни стариков.

Екатерина Медичи планировала убить лишь несколько десятков гугенотских вожаков, но ситуация стала неуправляемой. Наступило утро 24 августа, а убийства все не прекращались. В Париже начались грабежи, вооружённые стычки. Граждане гибли просто так. Уже была не важна религиозная принадлежность. Власти потеряли контроль над городом.

Ужас ситуации заключался ещё и в том, что беспорядки в Париже положили начало массовых убийств гугенотов и в других городах. Были убиты тысячи. Беспорядки пошли на спад лишь после издания королевского воззвания, в котором он призвал жителей страны к восстановлению порядка. Также были разосланы письма по городам Франции, в которых писалось, что король предотвратил антигосударственный переворот.

Жертвами кровавых событий стало, по разным оценкам, от 5 до 30 тысяч человек. Позициям протестантов во Франции был нанесён сокрушительный удар – большинство гугенотских предводителей были убиты.

Генрих Наваррский остался невредим, так как принял католичество. Так же поступил и его кузен Генрих Конде.

Современники неоднозначно отнеслись к событиям Варфоломеевской ночи. Одобрение на массовую резню гугенотов дали папа римский и испанский король. Зато это вызвало неодобрение у Англии и Германии. Плохо это восприняли также и в Московском царстве. Даже Иван Грозный, отнюдь не отличавшийся человеколюбием, посчитал «что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил».

Но теперь ни католики, ни протестанты не желали повторения этой ужасной ночи. Это было расценено как вышедший из-под контроля народный бунт. Поэтому с тех пор словосочетание «Варфоломеевская ночь» стало нарицательным, а произошедшее не перестает волновать воображение писателей и кинорежиссеров.

Кровавая резня гугенотов в Париже в ночь с 23 на 24 августа 1572 года в преддверии дня св. Варфоломея вошла в историю как Варфоломеевская ночь. Эта бойня послужила началом массового истребления гугенотов по всей Франции. Бесчинства продолжались вплоть до 3 октября в Бордо, Лионе, Орлеане, Руане и других городах. По самым скромным подсчётам в Париже было убито 3 тыс. человек. В других городах Франции не менее 5 тыс. человек. Некоторые историки считают, что за время жуткого беззакония погибло не менее 30 тыс. человек. Точной цифры всех погибших до сих пор нет. Зато известно, что, спасая свои жизни, Францию покинуло не менее 200 тыс. гугенотов. Их влияние в стране значительно ослабло.

Причины кровавой резни

В 1570 году завершилась Третья гугенотская война во Франции. Она была одной из религиозных войн, сотрясавших французское государство в XVI веке. Это был острый конфликт между католиками и протестантами, которых на французских землях называли гугенотами.

Война завершилась Сен-Жерменским миром. По нему гугеноты получили свободу в вероисповедании. Под их контролем оказалось несколько мощных крепостей. Вождь французских протестантов адмирал де Колиньи (1522-1572) был включён в государственный совет при короле. Очень скоро он приобрёл большое влияние на Карла IX Валуа (1550-1574). Чтобы ещё больше укрепить мир, решено было заключить брак между принцессой Маргаритой Валуа (1553-1615) и одним из лидеров гугенотов Генрихом Наваррским (1553-1610).

Временная стабильность принесла удовлетворение народу, но вызвала недовольство у ряда вельмож, исповедующих католицизм. Самую радикальную фракцию возглавляло семейство Гизов. Это был очень авторитетный древний французский род. Он являлся одной из ветвей Лотарингского дома, которой вёл свою родословную от Каролингов (Карл Великий).

Адмирал де Колиньи оказался трезвомыслящим политиком, радеющим о благе Франции. Он хотел, чтобы его держава была могущественной, но этому мешала католическая Испания (королева морей в то время). Колиньи предложил королю поддержать протестантов Нидерландов, которые боролись за свою независимость с испанскими католиками. Это спровоцировало бы войну с королевой морей, но сплотило бы французских католиков и гугенотов, ведь национальные интересы превыше всего.

Однако всё усиливающееся влияние гугенота на молодого короля не нравилось королеве-матери Екатерине Медичи (1519-1589). К тому же она не могла допустить войну с католической Испанией, причиной которой стала бы поддержка протестантов Нидерландов. Это восстановило бы против Франции папу римского и всех католиков Европы, что грозило национальной катастрофой.

Свадьба Маргариты и Генриха Наваррского была назначена на 18 августа. На это торжество съехалось множество знатных вельмож из числа гугенотов. Большая их часть разместилась в центре Парижа, где жили только католики. Роскошный вид протестантской знати вызвал неприязнь у большинства парижан. Они отнюдь не жировали, благодаря непомерным налогам и высоким ценам на продукты и вещи первой необходимости. Ещё большую неприязнь вызвала богатая свадьба. Каждый понимал, что на неё потратили огромную сумму денег, взятую из карманов налогоплательщиков. Поэтому обстановка в городе постепенно накалялась.

Екатерина Медичи
Именно её считают главным организатором Варфоломеевской ночи

Кровавые события

Негативной ситуацией решили воспользоваться Гизы. С согласия Екатерины Медичи они организовали заговор против адмирала де Колиньи. 22 августа тот поздно вечером возвращался из королевского дворца. Его путь домой пролегал мимо дома, принадлежавшего Гизам. Когда адмирал поравнялся с ним, раздался выстрел, произведённый из окна. Но убийца целился в голову, а попал в руку. Раненого лидера гугенотов отвезли домой.

Однако католики перешли Рубикон, и пути назад у них уже не было. Поздно вечером 24 августа разъярённая толпа ворвалась в дом раненого адмирала и зверски убила его. Именно с этого убийства и началась Варфоломеевская ночь.

Незадолго до этого Медичи убедила сына в гугенотском заговоре. Она заявила, что необходимо уничтожить самых опасных заговорщиков, благо, все они находились в Париже. Под давлением матери король приказал закрыть городские ворота и привести в боевую готовность всю городскую стражу.

После того, как во дворец поступила весть об убийстве Колиньи, было приказано бить в набат. Это был сигнал для католиков. Они вышли на улицы, и началась поголовная резня гугенотов. Разъярённая толпа врывалась в дома и убивала всех тех, кто не желал исповедовать католицизм. Под горячую руку попадались все подряд. Эта ночь дала повод мужьям разделаться с надоевшими жёнами, а любовники жён убивали их мужей. Должники резали кредиторов, а тот, кто мечтал о мести, наконец-то её осуществил. Всё тёмное, что пряталось в человеческих душах, вырвалось наружу.

Когда 24 августа забрезжил рассвет, резня не закончилась. Это не входило в планы Екатерины Медичи. Она лишь планировала убить пару десятков протестантских лидеров, но ситуация вышла из под контроля. В Париже начались грабежи, там и тут на улицах и в домах возникали вооружённые стычки. Воры, грабители, убийцы, прятавшиеся раньше в притонах, вышли на улицы. Добропорядочные граждане гибли сотнями уже независимо от религиозной принадлежности. Мужчин убивали, женщин насиловали и затем тоже убивали. Власть в городе рухнула.

Кровавая вакханалия продолжалась целую неделю. Городская стража смешалась с народом и грабила наравне со всеми. Лишь гвардейские солдаты остались верны королю и закону, и хоть как-то пытались навести порядок на городских улицах. Но этих сил было явно недостаточно.

Самое же страшное заключалось в том, что беспорядки в Париже спровоцировали цепную реакцию. В других городах также началась вакханалия беззакония, сопровождаемая убийствами гугенотов. 26 августа король Франции Карл IX официально заявил, что убийства протестантских лидеров произошли по его приказу. Он разослал письма по города и провинциям, в которых утверждал, что сорвал крупный антигосударственный заговор. Однако призвал жителей страны к порядку и восстановлению законности. В то же время было официально объявлено, что религиозные свободы не отменяются.

Генрих Наваррский, женившийся на Маргарите Валуа, остался цел и невредим. Чтобы сохранить себе жизнь он стал католиком. Так же поступил и его кузен Генрих Конде. А вот другие знатные и известные гугеноты погибли.

Заключение

Кровавая резня во Франции была одобрена папой римским и королём Испании. Зато вызвала неодобрение в Англии и Германии. Отрицательно к этому отнеслись также в Речи Посполитой и Московском царстве. Жестокие убийства спровоцировали продолжение Гугенотских войн. Однако теперь протестанты уже не шли ни на какие сделки с королевским правительством. Их главной задачей стало создание независимого государства в южных районах Франции.

Однако ни католики, ни протестанты не желали, чтобы Варфоломеевская ночь повторилась. Она напугала всех неконтролируемым народным бунтом, а само название приобрело нарицательное значение. С тех пор организованные массовые убийства стали именовать именно так .

Дмитрий Кириллов

Ночь святого Варфоломея во Франции (24 августа 1572) стала одним из самых кровавых эпизодов мировой истории. Этот день стал поворотной точкой в религиозных войнах, раздирающих Францию с 1560-х до 1590-х годов. Влияние Варфоломеевской ночи на Францию было очень глубоко, она изменила ход истории и инициировала новую главу в «Религиозных войнах». Знаменитой ночи предшествовала серия событий, которые укрепили гугенотов и ослабили французскую монархию. Побоище, призванное окончить войну вместо этого продлило ее.

Предыстория

Перед массовыми убийствами середины XVI века во французском обществе шло активное разделение на католиков и протестантов. Чтобы понять, что предшествовало Варфоломеевской ночи, необходимо осознать всю степень нетерпимости и религиозного фанатизма царивших во Франции в то время. После ранней смерти короля Генриха II страна была сильно ослаблена. Начался период кризиса, наследники короля показали свою глубокую некомпетентность и неспособность управлять страной. Франциск II, Карл IX и Анри III находились во власти амбиций своей матери Екатерины Медичи, либо во власти различных дворянских групп. В то же время, в стране все возрастало число убежденных протестантов. Несмотря на жестокие преследования со стороны Церкви и государства, протестанты процветали.

Выбрали своим лидером Жана Кальвина, и он внушил им идею «избранности». Они верили, смогут спастись во время страшного суда, в отличие от своих собратьев католиков. Вскоре гугеноты основали свои церкви на всей территории Франции, но особенную власть имели на юге. Некоторое время спустя гугеноты и католики жили в отдельных, независимых друг от друга сообществах и были непримиримо враждебны по отношению друг к другу.

И протестантское и католическое сообщества возглавлялись дворянами. Католиками руководила семья Гизе, считавшая гугенотов еретиками, которые должны быть уничтожены. Насилие стало во Франции привычным явлением, даже скорее некой особенностью жизни страны. Семья Гизе спровоцировала первую Религиозную войну в 1562 году. Они уничтожали протестантов вплоть до 1564 года. Потом было еще три аналогичные войны: В 1566, 1567 и 1568 годах. Все эти войны были кровопролитными и отмечены актами массового насилия, истребления людей и анархии. Кроме того, войны не привели к решению конфликта, а только способствовали еще более ожесточенному сопротивлению гугенотов.

Во Франции воцарилось беззаконие, бандиты свободно ходили по улицам, король был бессилен прекратить беспорядки и убийства. К 1572 году гугеноты смогли укрепить свою силу. Несмотря на то, что официально война была окончена, на самом же деле французское общество просто пришло к такому режиму существования, когда беспорядки и насилие стали признанной нормой. Государственная власть была слишком слаба, чтобы остановить этот процесс.

Убийство Колиньи

После третьей войны король Карл IX и его советники договорились о заключении брака между лидером гугенотов Анри Наваррским и Маргарет Валуа, чтобы принести мир во Францию. Маргарет была сестрой короля. В 1572 году пара поженилась в соборе Нотр-Дам. Свадьбу отмечали неделю, и многие знатные лидеры протестантов посетили это торжество. хотела оказать гугенотам поддержку, поскольку она с подозрением относилась к намерениям герцога Гизе. Представители государственной власти также надеялись, что брачный союз Валуа и Анри поможет остановить религиозную вражду и положить конец десятилетней гражданской войне.

Тем не менее, нетерпимость в обществе продолжала держаться на крайне высоком уровне. Католическое духовенство предупредило королевский двор, что заключенный брак обрушит на Францию гнев Божий. Многие католики опасались, что гугеноты теперь смогут проникнуть в судебную власть и благодаря этому Франция будет втянута в войну Нидерландов с Испанией.

Екатерина Медичи была обеспокоена ростом влияния Колиньи на короля Франции. Она приняла решение избавиться от адмирала. 22 августа, когда Колиньи возвращался домой в него выстрелил наемный убийца. Колиньи не погиб, он получил серьезное ранение в руку. Однако, гугеноты молниеносно отреагировали на покушение. Начались беспорядки и королевская семья, вместе с семьей Гизе в страхе перед гугенотами приняли решение совершить упреждающую атаку. Королевским приказом была мобилизована милиция для задержания и убийства протестантского руководства. Ранним утром 23 числа Королевская гвардия убила Колиньи. Другие протестантские лидеры, вместе с Анри Наваррским, были задержаны.

Варфоломеевская ночь и ее последствия

Действия Королевской гвардии вдохновили католиков. Они сформировали отряды, которые патрулировали улицы и нападали убивая на каждого встреченного на пути протестанта. Не было никакого плана, католики просто вершили беззаконие и массовую резню. Беспорядки и насилие вышли из-под контроля. Гугенотов казнили прямо на улицах, обезображенные тела выставлялись напоказ развешенные на заборах и столбах. Король приказал остановить насилие, однако кровопролитие продолжалось еще несколько недель. Многие гугеноты бежали, точное количество погибших в результате массовых убийств во Франции за время с августа по конец осени 1572 года никогда не будет известно. Современные исследования предоставляют ориентировочные цифры: 10000 гугенотов, из которых 5000 были убиты непосредственно в Париже.

Известие о массовых убийствах шокировало протестантскую Европу. С другой стороны, в католической Европе новости из Парижа приняли с воодушевлением. Папа распорядился, чтобы в Риме радостные события Варфоломеевской ночи отмечались праздничным звоном колоколов. Королевская семья Франции была шокирована произошедшими событиями. Несмотря на то, что именно благодаря их покушению на Колиньи гугеноты устроили беспорядки, массовые убийства не входили в монарший замысел. Гизе предложил Медичи план, по которому короне было необходимо только обезглавить движение гугенотов.

Однако, после задержания лидеров движения все пошло вопреки сценарию. Католики решили, что теперь у них развязаны руки, и устроили в Париже кровавую баню. Медичи не ожидала этого. Поскольку к такому повороту событий власти были не готовы, то и ликвидировать последствия конфликта не было возможности. Никто не представлял, как это можно сделать, не усугубив ситуацию еще больше.

Французская монархия сильно ослабела после событий Варфоломеевской ночи. Истребив гугенотов они попали в полную зависимость от жесткой католической церкви. Все руководство французских протестантов было либо убито, либо арестовано. Самым тяжелым ударом для гугенотов стала гибель Колиньи. Принцу Анри Наваррскому был предоставлен выбор: смерть или католичество. Анри принял католическую веру и это спасло ему жизнь. Однако, позже он снова стал протестантом, но среди своих собратьев по вере он всегда слыл раскольником и ему не доверяли. В тот период многие гугеноты были вынуждены бежать из Франции, многие отказались от своей веры. Оставшиеся же во Франции протестанты подвергались гонениям. Они были вынуждены покинуть крупные города и вернуться в свои крепости на юге и западе.

Варфоломеевская ночь не положила конец войне. Гражданская война на религиозной почве тянулась во Франции еще до 1598 года. К тому моменту количество убитых с обеих сторон, по некоторым данным, составило около 3 миллионов человек.