Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Человек и природа

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Окружающая среда Природные ресурсы Природные условия

Природные ресурсы – это части, компоненты природы, которые человек использует или будет использовать в будущем в своей хозяйственной деятельности. Природные условия - это те свойства и особенности природы, которые непосредственно влияют на расселение, жизнь и здоровье людей.

Медицинская география – изучает распространение заболеваний и оценивает природные условия с целью выявления их влияния на состояние здоровья населения. Рекреационная география -наука о территориальной организации отдыха людей.

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Теплое солнечное лето Умеренно холодная зима Достаточное количество осадков Обилие привлекательных живописных пейзажей. Горный воздух.

Стихийные явления в гидросфере

Стихийные явления наводнения цунами снегопады ливень - это природные явления, которые проявляются, как мощные, разрушительные силы, неподвластные человеку.

р.Нева Ф.Я.Алексеев "Наводнение" 1824года"

Наводнение причина: поступление больших объемов воды в результате половодья таяния снега затяжных дождей продолжительность от нескольких часов до нескольких дней

1 строительство дамб 2 создание водохранилища Зейская ГЭС 3 углубление дна реки 4 лесные массивы по берегам рек

р.Волга наиболее часто от наводнений на реке страдали: Тверь Углич Казань Самара

р.Амур причина: муссонные дожди крупнейшие наводнения: 1958г 1984г

Цунами большая волна в гавани (с японского) причина: подводное извержение вулкана, землетрясение высота 20-30м

Стихийные явления в атмосфере Штормовые ветры - наиболее распространенное стихийное бедствие.

Последствия урагана

По полям Харьковской области прошлись смерчи.

Дружное соседство - смерч и молния.

обильные снегопады Н.Е.Сверчков "Застигнутые бурей" влияние на жизнь человека остановка транспорта передвижение и здоровье человека нарушение линий электропередач

Ливень причина: прохождение циклона с очень низким давлением в центре влияние на жизнедеятельность человека смывается верхний плодородный слой земли может быть причиной селя, оплзня в горах размывает дороги, железнодорожные насыпи

Работа МЧС

Что узнали на уроке? Что узнали на уроке нового? Домашнее задание: СТР.254-260 заполнить таблицу №2 .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

на тему: «Человек и природа. Общая характеристика территории России»

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА . ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна. От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависят состояние здоровья человека, его трудоспособность и долголетие. В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнцу, морскому, лесному, горному воздуху, морской воде, минеральным водам, целебным грязям.

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Часть территории нашей страны отличается благоприятными для жизни и здоровья человека условиями: теплым солнечным летом, умеренно холодной зимой, достаточным количеством осадков, обилием привлекательных живописных пейзажей. Весьма благоприятен для здоровья климат средней и южной части европейской территории, юга Западной Сибири, Северного Кавказа. Например, для жителя умеренных широт наиболее благоприятными являются следующие условия: температура зимой -8 ... -10 °С, летом +23 ... +25 °С, скорость ветра зимой -- 0,15 м/с, летом -- 0,2-- 0,4 м/с, относительная влажность воздуха соответственно 40--60% . Эти территории издавна освоены и имеют высокую плотность населения.

Освоение территорий с экстремальными условиями. Однако в нашей стране есть много мест и с малоблагоприятными условиями для жизни человека.

Экстремальные условия -- это условия, крайне неблагоприятные для организма человека: очень низкие температуры зимы, очень высокие температуры лета, сильные ветры, очень высокая влажность.

В нашей стране можно выделить следующие территории с экстремальными условиями: тундры, пустыни, области резко континентального климата в Сибири, дальневосточную муссонную зону. В Приморье, например, очень сырое лето. В Восточной Сибири находятся самые холодные районы Северного полушария, где возводить любые постройки крайне сложно из-за наличия многолетнемерзлых грунтов. Зимой термометр показывает -50 ... -60 °С, а летом иногда больше +30 °С. Здесь самые большие годовые амплитуды температур на нашей планете: 95 °С на юге и 105 °С на севере, зимой наблюдается самое высокое атмосферное давление в России. Морозы в -45 ... -50 °С могут стоять здесь непрерывно от 1,5 до 3 месяцев.

Такие условия создают большие трудности не только человеку, но и орудиям труда. Температура -45 °С -- критическая для механизмов. Для северных районов их необходимо изготавливать из специальных морозоустойчивых материалов.

Для освоения территорий с экстремальными условиями требуются значительные материальные затраты средств, энтузиазм людей, использование достижений науки и техники.

Стихийные природные явления и их причины. Значительные трудности в жизни и деятельности человека связаны со стихийными природными явлениями. Под стихийными природными явлениями обычно понимают неожиданные, тяжелые по своим последствиям нарушения нормального хода природных процессов.

АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРИРОДУ

Природные ресурсы. Природа служит средой существования людей, основным и чаще всего единственным источником удовлетворения их разнообразных потребностей. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы, можно разделить на три группы:

I группа: первичные потребности в воде, воздухе, одежде, жилище;

II группа: производственные потребности (в сырье, энергии и т. д.);

III группа: потребности в отдыхе, оздоровлении.

Компоненты природы, которые в данное время используются в производстве, называются природными (естественными) ресурсами. Состав используемых людьми природных ресурсов во времени значительно менялся.

Все природные ресурсы: минеральные, климатические, водные, земельные, биологические можно разделить условно на две группы: исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые в свою очередь делятся на возобновимые и невозобновимые. К возобновимым относятся земельные, водные, биологические, растительные, животные. К невозобновимым относятся: минеральные. Неисчерпаемые ресурсы -- это энергия Солнца, текучей воды, ветра, а также климатические ресурсы.

Влияние деятельности человека на природные комплексы. Хозяйственная деятельность человека -- это особый фактор, влияющий на развитие природы. Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и изменяет его. Изменяя природу, человек должен предвидеть последствия и в случае необходимости предотвращать их.

Более века назад Ф. Энгельс предостерегал человечество: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». Эти слова актуальны и сегодня. Отрицательные последствия влияния деятельности человека на природу в ряде случаев не являются неизбежным результатом научно-технического прогресса. Причины их -- ошибки в технических и научных проектах, связанные с недостаточным учетом антропогенного влияния на природу, и мнения географов и экологов.

Например, ученые установили, что внесение минеральных удобрений в почву без достаточного учета количества осадков, влажности почвы приводит к выносу минеральных веществ из почвы в реки, озера, водохранилища. А это не только потери затраченного труда, энергии, сырья на изготовление и транспортировку удобрений, но и загрязнение водных объектов, ухудшение качества воды.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Рациональное природопользование базируется на результатах изучения особенностей природы различных территорий страны и оценки природных ресурсов; оно предполагает участие в определении путей их рационального использования и предотвращении неблагоприятных природных процессов, в разработке мер по охране природы. Этими задачами определяются и его главные направления: а) использование знаний о природных комплексах, получаемых географами и представителями других наук с помощью разных методов, в том числе и космических; б) применение этих знаний в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу; в) разработка основ рационального природопользования; г) обеспечение контроля за состоянием природы; д) составление прогнозов рационального природопользования.

Географическая наука все активнее участвует в выработке рекомендаций по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий хозяйственной деятельности.

Принципы рационального природопользования. Человек, используя многообразные природные богатства -- воздух, воду, почву, полезные ископаемые и др., далеко не всегда умело и рачительно распоряжается ими.

Рациональное природопользование -- это целенаправленная деятельность, обеспечивающая возрастающие потребности общества путем всемерной интенсификации использования природных ресурсов, сохранение природных богатств в интересах будущих поколений, сохранение здоровья людей, охрану и восстановление эстетических свойств природных комплексов. Рациональное природопользование включает: охрану природы, рациональное освоение природы, преобразование природы.

Охрана природы -- это целый комплекс экономических, научных, административно-правовых мер, направленных на сохранение и контролируемое изменение природы в интересах общества. В решении задач рационального использования природных ресурсов географическая наука должна сыграть ведущую роль, потому что она исследует природу комплексно, как единое целое. Знания о целостности географической оболочки, ее строении, взаимосвязи всех явлений, о природном комплексе и его изменении под влиянием деятельности человека составляют основу при разработке всех мероприятий по охране и улучшению природы.

Значение географического прогноза. В силу того, что человек слабо представляет последствия влияния своей деятельности на природу и возникла проблема взаимоотношений «природа -- общество». Изучение и прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека -- одна из основных задач географии в наше время.

Прогноз -- это научная разработка представления о природе будущего, ее состояниях и свойствах, обусловленных как собственным развитием, так и деятельностью человека. Каждый день в средствах массовой информации мы встречаемся с одним из видов прогноза -- с прогнозом погоды. Это пример прогноза пассивного, так как человек, зная прогноз погоды на завтра, не может воздействовать на объект прогноза, т. е. не в состоянии изменить погоду.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ

Экологическая ситуация во многих районах Земли, в том числе и в России, не может считаться благополучной.

Источники экологической опасности. Экологическая ситуация в стране определяется количеством и качеством антропогенных изменений в природе, последствиями техногенного вмешательства в природу.

Одной из важнейших экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды рек и озер не может не отразиться на здоровье людей, особенно в районах плотного заселения.

Главными источниками загрязнения воздуха являются промышленные предприятия, ежегодно выбрасывающие в атмосферу огромное количество вредных отходов (двуокиси серы и окиси азота), приводящих к образованию кислотных дождей. Такие дожди выпадают в районах Красноярска, Ангарска, на Урале и в других районах

России. Они способствуют загрязнению земной поверхности. Наиболее сильное загрязнены крупные города.

Информация, получаемая с космических спутников, дает представление о масштабах распространения загрязнений над многими промышленными городами. В частности, над Москвой и Санкт-Петербургом постоянно висит дымка, или облако смога. Дымовые языки протягиваются на расстояние до нескольких десятков километров. Особенно сильно загрязнена атмосфера над нефтепромышленными городами (например, Стерлитамаком).

Контроль за состоянием природной среды. В 70-е годы нашего века создана новая служба -- система наблюдения и оценки состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных воздействий -- мониторинг.

Мониторинг включает регулярные и многократные (повторные) наблюдения за загрязнением водной и воздушной сред, за развитием и распространением различных процессов и явлений. В России существует более 1000 пунктов, где проводятся такие наблюдения. С помощью космических средств наблюдения получают сведения о распространении лесных пожаров, о развитии сельскохозяйственных культур с целью прогноза урожайности, об образовании циклонов и т. п.

Географы и экологи России делают очень много для сохранения естественных природных комплексов нашей страны, для сбережения ее природных ресурсов. В 70-е годы географическая общественность страны первой поднялась на защиту Байкала.

В настоящее время в нашей стране не затронуто активной хозяйственной деятельностью около 60% площади. Во всем мире таких территорий осталось лишь 39%. Поэтому крупные лесные массивы России и прочие территории, не вовлеченные в сферу хозяйства, благотворно влияют на экологические процессы не только в России, но и далеко за ее пределами.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Россия -- крупнейшая по площади страна мира, ее территория составляет 17,1 млн км 2 (1 / 8 часть суши). На долю России приходится 77% территории и 53% населения стран СНГ.

Россия -- страна двух частей света: около г / 3 (4185 тыс. км 2) ее территории расположено в Европе и 2 / 3 (12 971 тыс. км 2) -- в Азии. Граница между этими частями света проходит по Уралу. Европейская часть России открывается к побережью Атлантики и охватывает большую часть Русской (Восточно-Европейской) равнины, Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа, Урал. Азиатская часть России, включающая Западную и Восточную Сибирь и Дальний Восток, восточным крылом выходит на побережье Тихого океана.

Россия -- великая северная держава, имеющая широкий выход к побережью Северного Ледовитого океана, более 60% ее территории относится к планетарной зоне Севера.

Россия имеет самые протяженные границы -- 58,6 тыс. км, 2 / 3 которых -- морские. Из 78 административно-территориальных единиц России 48 являются пограничными с 16 государствами-соседями. Большое количество пограничных государств способствует развитию торговых связей, в то же время периодически поднимаются вопросы о пересмотре границ: Япония претендует на Курильские острова, Эстония и Латвия -- на часть Ленинградской и Псковской областей, Китай -- на часть Хабаровского края и ряд островов на реке Амур.

Россия имеет сухопутные границы со следующими государствами: на северо-западе -- с Финляндией и Норвегией; на западе -- с Эстонией, Латвией, Белоруссией; граница с Украиной проходит по Валдайской, Среднерусской возвышенностям, Донецкому кряжу; на юге -- с Грузией и Азербайджаном -- по Главному Кавказскому хребту; с Казахстаном -- по южным отрогам Урала и Казахскому мелкосопочнику; с Монголией -- по Алтаю, Саянам и хребтам Забайкалья; с Китаем -- по Амуру; на крайнем юго-востоке -- с КНДР. Из них самыми протяженными являются границы с Казахстаном -- 7200 км, Китаем -- 4300 и Монголией -- 3400 км.

Большая часть морских границ проходит на севере и востоке. На севере -- с США и Канадой -- по Баренцеву, Карскому, морю Лаптевых, Восточносибирскому, Чукотскому морям; на востоке -- с США и Японией -- по морям Тихого океана: Японскому, Охотскому, Берингову; на западе -- со Швецией, Польшей, Германией и другими прибалтийскими государствами -- по Балтийскому морю; на юге -- с Турцией, Болгарией, Румынией -- по Черному морю; с Ираном, Азербайджаном и Туркменией -- по Каспийскому морю.

После распада СССР Россия стала практически сухопутной державой, так как огромные пространства страны, особенно в азиатской части, находятся на очень большом расстоянии от морей. На Балтике из крупных портов остались Санкт-Петербург, Выборг и Калининград, на Черном море -- Новороссийск и Туапсе. Потеря портов тяжелым бременем легла и на военно-морской флот. Целесообразно подписание взаимовыгодных соглашений со странами СНГ о возможности использования портов в интересах России и всех государств содружества.

Россия занимает центральное положение по отношению к другим государствам, входящим в СНГ. Почти все они могут осуществлять связи друг с другом через территорию России. Сухопутные виды транспорта -- железнодорожный и автомобильный -- играют важную роль. Этому способствует и направление железных и автомобильных дорог, расходящихся из центра страны в разные стороны. Казахстан и государства Средней Азии также осуществляют связи с другими странами через территорию России.

По сравнению с бывшим СССР значительно изменилось геополитическое положение России.

Страны Восточной Европы, имевшие с СССР тесные экономические (СЭВ) и военные (Варшавский Договор) связи, в настоящее время в большей степени ориентированы на военно-экономическое сотрудничество с Западной Европой и США (программа НАТО «Партнерство во имя мира», участие в работе ЕЭС). России необходимо усилить свое геополитическое влияние, восстановить былой политический авторитет и экономические связи в этом регионе. Особое значение для России имеют региональные соглашения со странами Балтийского и Черноморского бассейнов.

В странах ЕЭС возрастает роль Германии, с которой у России установились прочные экономические и политические отношения.

На востоке России находятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где наряду с лидерами мировой экономики и политики Японией, Китаем, Индией быстрыми темпами развиваются новые индустриальные страны (НИС): Южная Корея, Индонезия, Тайвань, Филиппины. Развитию активного экономического диалога в АТР не способствуют политические отношения с лидером региона Японией, напротив, в последнее время активизировались экономические отношения с Китаем и НИС, прежде всего с Южной Кореей.

Особая роль в мировой геополитике принадлежит укреплению и развитию многосторонних связей России с США, с которыми уже заключены соглашения о разоружении, освоении космоса, развитии экономических и научно-технических связей.

Большое значение приобретают отношения России со странами Севера (Канадой, штатом США -- Аляской, государствами Северной Европы). Опыт освоения северных территорий чрезвычайно важен для нашей страны.

Сложная, противоречивая обстановка складывается на южных рубежах СНГ, где Россия выступает гарантом мира и стабильности на границе с Афганистаном и другими странами исламского фундаментализма.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Россия -- федеративное государство. Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 г., определено, что в состав Российской Федерации входит 89 равноправных субъектов федерации: 21 республика, 6 краев и 49 областей, 2 города федерального значения -- Москва и Санкт-Петербург, 1 автономная область, 10 автономных округов.

При социально-экономическом районировании территории России не нарушаются границы республик, краев, областей и других субъектов федерации. Таким образом, экономический район России представляет собой группировку из нескольких соседствующих друг с другом субъектов федерации, отличающихся от других особенностями исторического развития территории, географическим положением, природными и трудовыми ресурсами, специализацией хозяйства.

В настоящее время действует официально признанная схема деления России на 11 экономических районов. Это районирование используется научными учреждениями, проектными организациями; по нему сводится вся статистика и даже составляются прогнозы погоды. В учебной и научной литературе часто применяются и другие сетки районирования.

На территории России выделяют 11 экономических районов.

1. Центральный: 12 областей -- Московская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская (соседи Москвы 1-го порядка); Костромская, Ивановская, Орловская, Брянская (соседи 2-го порядка); 1 город федерального значения -- Москва.

2. Северо-Западный: 3 области -- Ленинградская, Новгородская, Псковская; 1 город федерального значения -- Санкт-Петербург.

3. Северный: 3 области -- Мурманская, Архангельская, Вологодская; 2 республики -- Коми, Карелия; 1 автономный округ -- Ненецкий (входит в состав Архангельской области).

4. Центрально-Черноземный: 5 областей -- Курская, Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская (ранее в состав района иногда входили также Орловская, Брянская, Пензенская области).

5. Волго-Вятский: 2 области -- Нижегородская, Кировская; 3 республики -- Мордовия, Марий Эл, Чувашия.

6. Поволжский: 6 областей -- Ульяновская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская; 2 республики -- Татарстан, Калмыкия.

7. Северокавказский : 1 область -- Ростовская; 2 края -- Краснодарский, Ставропольский; 7 республик -- Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан.

8. Уральский: 5 областей -- Пермская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Курганская; 2 республики -- Удмуртия, Башкортостан; 1 автономный округ -- Коми-Пермяцкий (в составе Пермской области).

9. Западносибирский : 5 областей -- Тюменская, Омская, Новосибирская, Томская, Кемеровская; 1 край -- Алтайский; 1 республика -- Алтай (ранее Горно-Алтайская автономная область в составе Алтайского края); 2 автономных округа -- Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский (в составе Тюменской области).

10. Восточносибирский : 2 области -- Иркутская, Читинская; 1 край -- Красноярский; 3 республики -- Тыва, Бурятия, Хакасия; 4 автономных округа -- Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский (оба в составе Красноярского края); Усть-Ордынский Бурятский (в Иркутской области), Агинский Бурятский (в Читинской области).

11. Дальневосточный: 4 области -- Амурская, Сахалинская, Магаданская, Камчатская; 2 края -- Хабаровский, Приморский; 1 республика -- Якутия (Саха); 1 автономная область --

Еврейская; 2 автономных округа -- Корякский (в Камчатской области), Чукотский.

Отдельно следует рассматривать Калининградскую область, представляющую собой полуанклав -- часть страны, оторванную от основной территории и омываемую ее территориальными водами на Балтике. В рамках экономического районирования ее относят к Северо-Западному экономическому району.

В новых экономических условиях подходы к районированию территории России значительно изменяются. Во-первых, выделенные районы неравноценны по природно-ресурсному и трудовому потенциалу, размерам территории; во-вторых, нет единой четко выделенной специализации или она изменилась со временем; в-третьих, в связи с большой хозяйственной самостоятельностью входящих в них административных единиц (республик, краев, областей) они потеряли функцию единого управления, имеют другой характер внутренних связей внутри страны, что ранее обеспечивало их единство.

Подобные документы

    Взаимодействие общества и природы на разных этапах развития человечества. Характеристика, типы и законы устойчивости природных систем. Особенности технологических и экологических форм воздействия человека на биосферу. Стратегии улучшения природных систем.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Основные экологические изменения природы Острошицкого городка, его географическое положение, общая характеристика природных условий. Влияние природных условий на материальную, культурную и духовную жизнь Острошицкого городка, его антропогенные факторы.

    практическая работа , добавлен 12.05.2009

    Свойства и биохимическая функция алюминия. Геохимическая характеристика элемента в природных средах. Производства по добыче металла. Роль алюминия в эволюции жизни и формировании периодов взаимодействия природы и общества, влияние на здоровье человека.

    контрольная работа , добавлен 11.09.2010

    Воздействие человека на природные экосистемы. Богатство природных ресурсов Белгородской области, существующие проблемы в сфере природопользования. Этапы внедрения в жизнь региональной концепции экологической безопасности населения региона, охраны природы.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2011

    Изучение природопользования - общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение материальных, культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. Особенности эко-мониторинга.

    шпаргалка , добавлен 25.03.2010

    Природно-географическая характеристика Краснодарского края и Белореченского района. Изучение особенностей экологической обстановки региона и основных экологических проблем. Анализ зависимости здоровья населения от природных условий в Краснодарском крае.

    реферат , добавлен 17.11.2014

    Свойства и биохимическая функция цинка. Геохимическая характеристика элемента в природных средах. Месторождения и производства по добыче металла. Влияние цинка и его соединений на здоровье человека. Модель устойчивого развития системы "природа-общество".

    контрольная работа , добавлен 11.09.2010

    Роль природы в жизни человеческого общества, источники и последствия негативного воздействия на нее, анализ практических примеров. Современные этапы воздействия человека на природу. Охрана окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов.

    презентация , добавлен 15.11.2016

    Проблема взаимодействия общества и природы как предмета экологической формы сознания. Необходимость рационального использования природных ресурсов в интересах социальных групп и всего человечества. Концепция права, морали и этики в эко-образовании.

    реферат , добавлен 17.12.2011

    Характеристика рельефа, климата, природных вод, растительного и животного мира Лысьвенского муниципального района Пермского края. Анализ угроз экологической безопасности, факторов антропогенного воздействия. Изучение экологической ситуации в районе.

Очевидно, что есть ощутимая связь между здоровьем человека и природными условиями. На состояние здоровья и самочувствие человека влияет качество воды, почвы, воздуха и основные климатические условия. Ведь от чего зависит трудоспособность человека и нормальная продолжительность жизни?

От воздуха, которым он дышит, он еды, которой питается и от среды, в которой живет. По этой причине вопрос экологии так важен в современном мире. Природные факторы, как морская и минеральная вода, солнце, лесной и горской воздух, целебные грязи существенно способствуют оздоровлению человека.

Благоприятные условия для существования человека

Значительная часть России является благоприятной зоной для здоровой жизни людей. Это относится к таким условиям, как достаточно теплое, солнечное лето, умеренная холодная зима и достаточное количество осадков.

Территорией с благоприятными условиями для жизни является средняя и юная часть европейской территории, юг Северного Кавказа и Западной Сибири. Еще издавна эти регионы имеют высокую плотность населения, так как климат этих территорий очень хорошо влияет на здоровье людей.

Экстремальные условия

Но есть территории, которые характеризуются малоблагоприятными условиями для жизни людей. Что собой представляют экстремальные условия? Это те условия природы, которые воздействует на организм человека плохо. к ним относят низкие температуры зимы и высокие температуры лета, повышенную влажность и сильные ветры.

Это территории тундры, пустыни, дальневосточная муссонная зона и области резко континентального климата в Сибири. Например, регион Восточной Сибири является самым холодным районом Северного полушария, и здесь зафиксированы самые большие годовые амплитуды температур.

Зимой здесь может быть-50 ... -60 °С, а летом наоборот - очень высокая температура до +30 °С. Такой контраст не может не влиять на здоровье. Такая температура проблематична не только для жизни людей, но и для орудий труда и различных материалов, которые должны быть морозоустойчивыми.

Поэтому освоение территорий с экстремальными условиями жизни является довольно сложным процессом. который требует значительных материальных затрат и новых достижений в науке и технике.

Существуют стихийные природные явления, которые неблагоприятно влияют на жизни и здоровье человека. Это обусловлено тем, что зачастую стихийные природные явления - это непредвиденные и разрушительные нарушения нормального хода природных процессов.

Последствия этих явлений не способствуют дальнейшему развитию человека и порой крайне негативно влияют на здоровье человека на протяжении долгого времени.

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Цель урока : изучение влияния природных условий на жизнь и здоровье человека.

Задачи урока :

Формировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;

Развивать умения работать с различными источниками географической информации;

Формировать потребности в ЗОЖ, ответственности человека за сохранение природы как великого оздоровителя, понимания отдыха человека как рекреационной деятельности для восстановления физических и духовных сил человека.

Тип урока :

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный

Учащихся в классе (аудитории): 15

Используемое оборудование:

Оборудование: компьютеры, медиа - проектор, презентация со слайдами «Природа и человек», контурные карты, атласы, карты России.

Методы урока: репродуктивный, иллюстративно – объяснительный, частично – поисковый.

Формы и приёмы урока: рассказ учителя, презентация, работа с учебником, практическая работа с картой, схемой, групповая работа с таблицей.

Термины и понятия: среда обитания, природные условия, природные ресурсы, благоприятные условия проживания, неблагоприятные условия проживания, экстремальные условия, медицинская география, рекреационная география, поморы, горцы, степняки, таежники, стихийные природные явления, стихийные бедствия.

Жетоны- оценки: за каждый ответ дети получают жетон определенного цвета (красный -не правильный ответ, желтый – частично правильный, зеленый – правильный)

Жетоны –знания:

Урок усвоил

Урок не усвоил

Ход урока.

    Организационный момент.

    Используется видеоролик «Природа и человек»

    Психологический настрой

    сообщение темы урока.

II. Изучение нового материала.

    Рассказ учителя.

    Работа со схемами.

    Работа с учебником.

III . Практическая работа

IV . Рефлексия

Приветствие учеников. Отметить с дежурным класса отсутствующих учащихся.

Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, и самостоятельно определить чему посвящается тема нашего сегодняшнего урока.

Видеоролик «Природа и человек»

Варианты ответов детей.

Тема и цель нашего урока посвящены ВЛИЯНИЮ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Человек –часть природы и вне ее жить не может.

Работа со схемами.

Что необходимо человеку для жизни?






Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека




Природа географической оболочки является для человека СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ, так как потребность в пище, воде, одежде, жилье и духовном развитии человек удовлетворяет за счет разнообразных предметов и свойств природы.

Природа –источник существования человека. Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности –

(На доске схема)

Природная среда

Природные условия природные ресурсы

Свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье, на размещение производства и др. формы человеческой деятельности

Приведите примеры природных условий . (климат, рельеф, заболоченность и др.)

Компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека

- Приведите примеры природных ресурсов. (лесные, водные, минеральные и т.д.)

- Что мы еще знаем о природных ресурсах? (они бывают исчерпаемые и неисчерпаемые; исчерпаемые- возобновимые и невозобновимые)

Очевидно, что есть ощутимая связь между здоровьем человека и природными условиями. На состояние здоровья и самочувствие человека влияет качество воды, почвы, воздуха и основные климатические условия. Ведь от чего зависит трудоспособность человека и нормальная продолжительность жизни? От воздуха, которым он дышит, он еды, которой питается и от среды, в которой живет. По этой причине вопрос экологии так важен в современном мире. Природные факторы, как морская и минеральная вода, солнце, лесной и горской воздух, целебные грязи существенно способствуют оздоровлению человека.

Но и важную роль на здоровье человека играют природные условия

Природные условия

Благоприятные Неблагоприятные

оказывают благотворное воздействие на организм человека

оказывают отрицательное воздействие на организм человека

-Приведите мне примеры благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия на здоровье человека

-Учащиеся приводят примеры

Благоприятные условия для существования человека

Значительная часть России является благоприятной зоной для здоровой жизни людей. Это относится к таким условиям, как достаточно теплое, солнечное лето, умеренная холодная зима и достаточное количество осадков.

Территорией с благоприятными условиями для жизни является средняя и юная часть европейской территории, юг Северного Кавказа и Западной Сибири. Еще издавна эти регионы имеют высокую плотность населения, так как климат этих территорий очень хорошо влияет на здоровье людей.

Экстремальные условия

Но есть территории, которые характеризуются малоблагоприятными условиями для жизни людей. Что собой представляют экстремальные условия? Это те условия природы, которые воздействует на организм человека плохо. к ним относят низкие температуры зимы и высокие температуры лета, повышенную влажность и сильные ветры. Это территории тундры, пустыни, дальневосточная муссонная зона и области резко континентального климата в Сибири. Например, регион Восточной Сибири является самым холодным районом Северного полушария, и здесь зафиксированы самые большие годовые амплитуды температур. Зимой здесь может быть-50 ... -60 °С, а летом наоборот - очень высокая температура до +30 °С. Такой контраст не может не влиять на здоровье. Такая температура проблематична не только для жизни людей, но и для орудий труда и различных материалов, которые должны быть морозоустойчивыми.

Поэтому освоение территорий с экстремальными условиями жизни является довольно сложным процессом. который требует значительных материальных затрат и новых достижений в науке и технике.

Существуют стихийные природные явления , которые неблагоприятно влияют на жизни и здоровье человека. Это обусловлено тем, что зачастую стихийные природные явления - это непредвиденные и разрушительные нарушения нормального хода природных процессов. Последствия этих явлений не способствуют дальнейшему развитию человека и порой крайне негативно влияют на здоровье человека, на протяжении долгого времени.

Работа с учебником. § 46 стр 263

Человек приспосабливается к условиям жизни. Природные условия оказывают большое влияние на жизнь и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна.

Существует специальная отрасль науки – МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ и РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – попрошу вас открыть учебники на стр …. Найдите в учебнике определение и запишите их в тетрадь. .

И так, каковы же определения ….

МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ , изучающая закономерности распространения заболеваний человека.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – наука о территории организации отдыха людей.

Анализ столбчатых диаграмм позволяет сравнить территорию России по наличию площадей с благоприятными условиями с другими ведущими странами мира.

Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира

(в млн. кв. км)

- Какие мы можем сделать выводы?

Выводы учеников:

Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.

Физминутка

Практическая работа :

Следующий этап нашего урока - это практическая работа.

    Какие районы нашей страны отличаются наибольшей плотностью населения? (работа с атласами)

    Какие особенности климата ухудшают условия жизни человека?

    Как влияют природные условия на образ жизни человека?

У каждого из вас на парте лежат атлас, контурная карта и листок с заданием. Вам необходимо определить территории с благоприятным и неблагоприятным воздействием природы на человека, расставив флажки: красный –благоприятные условия, синий - неблагоприятные условия. Для получения своего результата вам необходимо работать с атласом, используя климатическую карту –которая даст возможность определить климат данной территории, также использовать карту природных зон, растительный и животный мир. На данную работу вам отводиться 10 минут.

А теперь предлагаю вам провести взаимопроверку – поменяйтесь с соседом своими работами. Правильный результат вы увидите на слайде. За каждый правильный ответ -1 балл.

Молодцы – почти каждый из вас с этим заданием справился.

Но не только природа оказывает влияние на здоровье человека, порой и человек нарушает законы природы, тем самым отрицательно воздействует на организм. Сейчас мы в этом убедимся.

Видеоролик «Человек и природа» часть 2

Рефлексия:

На столах у вас лежат зеленые листочки с фразами, вам необходимо завершить их, приклеивая листочек на дерево, и таким образом мы озеленим наше дерево, которое будет оказывать на нас только благоприятное воздействие.

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

  1. я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

Д/з -§ 46

Чтобы закрепить наши знания и повторить пройденный материал, я предлагаю вам дома выполнить задания и заполнить таблицу:

Окружающая среда

Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

    Климат и погода

    Рельеф

    Ландшафты и состав почв

    Растительный и животный мир

    Характер внутренних вод

    Природные зоны

    Природные ресурсы

    Природные явления

    Жилища

    Одежда

    Продукты питания

    Электроэнергия

    Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.)

    Здравоохранение

    Развитие географ., знаний об окр. среде

Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

Изучение закономерностей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды

Наука о влиянии при­родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

Расскажите, как вы представляете себе образ жизни одного из этих народов?

1 ряд - таежники

2 ряд - степняки

3 ряд - горцы

Объясните, почему вы так думаете. Используйте план ответа.

а. Занятия населения.

б. Основы ремесла.

в. Из чего делают одежду?

г. Из чего строят жилища?

д. Где и как размещаются жилища?

е. Какие используют средства передвижения?

После завершения урока прошу оценить свои знания, полученные за урок, ЖЕТОНАМИ в наш ПОРТФЕЛЬ ЗНАНИЙ

Урок усвоил - урок не усвоил

Спасибо за урок!

За все время я побывала в различных городах и местах. Трудно не заметить, что наше самочувствие может быть разным в зависимости от местонахождения. Это происходит потому, что состояние организма меняется под воздействием природных условий. Именно поэтому люди, проживающие на загрязненных участках нашей планеты, не могут похвастаться отменным здоровьем. Природа оказывает значительное воздействие на нашу жизнь.

Как природные условия влияют на жизнь и здоровье людей

Человеческий организм довольно остро реагирует на воздействие природных факторов. На состоянии здоровья отражаются:

  • качество питьевой воды;
  • состояние почвы;
  • уровень загрязнения воздуха;
  • климат.

Если мы будем есть продукты низкого качества, дышать загрязненным воздухом, постоянно подвергаться опасным природным воздействиям, то от этого не только пострадает наше здоровье, но и уменьшится продолжительность жизни. Именно поэтому вопросы, связанные с экологией, в современном мире стоят очень остро.

Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни человека

По количество населения на той или иной территории планеты можно определить, насколько подходящие условия для жизни в этом месте. Например, довольно большая часть России считается территорией с благоприятными условиями для здоровья и жизнедеятельности человека. К таким условиям относят:

  • тёплое лето;
  • достаточное количество солнечных дней в году;
  • отсутствие предельно низких температур в зимнее время;
  • нормальный уровень осадков.

Но наша планета имеет и места, где условия для существования человека можно назвать экстремальными . К таким местам относят пустыни, тундры и территории с резко континентальным климатом . Кроме того, природа может испытывать и различные стихийные явления, при которых выживет далеко не каждый.


На таких территориях летом стоит знойная жара, а температура воздуха может значительно превышать +30°С. Зимой ситуация обратная. Столбик термометра опускается до -50°С. Конечно же, все эти капризы природы существенно подрывают человеческое здоровье. В таких условиях я с трудом представляю нормальную жизнь, но, тем не менее, на нашей планете таких мест очень много.