Введение в географию (Землеведение). Введение в географию

Инфо

Название учебника книги:

Предмет учебника: География

Класс ученика: 5 класс

Издательство книги: русское слово…

Частей (учебников) книги: 1 учебник.

Год выпуска учебника, книги: 2013 год

Страниц в учебнике: 160 страниц.

Формат учебника: файл в pdf.

Объем (пособия) учебника: 34.4 МБ.

Мелкое описание учебника (пособия):

Учебник (пособие) озаряет географические темы, они всегда помогут школьникам (учащимся в 5-м классе) познакомиться с географией не только как предмет местонахождения скажем материка, но и как наукой, узнать об освоения Земли и истории ее открытия. Учебник соответствует всему стандарта государственного образования. Учебник специализирован для общеобразовательных учреждений: лицеев, школ и гимназий…

Домогацких Е.М. География 5 класс, чтение в онлайн

География и введение в географию, всё эти сведения собраны в данной книге. Нет, здесь рассуждать не имеет смысла об этой обязательной школьной дисциплине, а лишь доведём до вашего сведения, как прилежно можно обучаться при помощи учебника в режиме онлайн.

Так, ученическое пособие от автора Домогацких имеет двадцать восемь параграфов, которые кажется, имеют совсем немного информации, на самом деле всё в учебнике говорит об обратном. Просто, она здесь выложена достаточно компактно, чтобы ученики легко её смогли усвоить. И когда вы начнёте читать книжку онлайн, то хорошо запомните каждую фразу, ведь география очень важная наука нужная всему обществу. Тем более те фразы, которые легко дадут ответы на бесконечные вопросы, должны легко усваиваться на всех занятиях по этому предмету.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Введение Цель работы: познакомить с наукой, изучающей Землю, - географией; сформировать представление о глобусе и географической карте; закрепить умение работать с картой и глобусом; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

3 слайд

Описание слайда:

Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.

4 слайд

Описание слайда:

Что же такое география? Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «гео» - Земля и «графо» - пишу. Хотелось бы добавить, что «гео» - это сокращение от «Гея» - так звали греческую богиню Земли. А как толкует слово «география» С.И. Ожегов? География - комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов. Глава 1

5 слайд

Описание слайда:

1.1. Кто такие географы? Географ - специалист по географии. Что изучает география? Что же нам может объяснить современная география? География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность. География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть. Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Это глобус и географическая карта.

6 слайд

Описание слайда:

Глава 2 Какую форму имеет глобус? Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого. Какую он имеет окраску? Почему? На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед. Почему глобус называют «мяч в сетке»? Глобус покрыт линиями, будто сеткой.

7 слайд

Описание слайда:

Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? При вращении на месте остаются полюса: северный и южный. Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки. Как называют «главный пояс Земли»? «Главный пояс земли» - экватор». Что вы скажете о вертикальных линиях? Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.

8 слайд

Описание слайда:

Глава 3 Каждая линия на глобусе имеет, свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель».

9 слайд

Описание слайда:

Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга? Линии расположены параллельно. Как их можно назвать? Параллели. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Четыре океана на земном шаре: Тихий, Атлантический,Индийский и Северный Ледовитый. Что вы можете сказать о материках? Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

10 слайд

Описание слайда:

Глава 4 Глобус не всегда был таким, как сейчас. Создателем первого глобуса был Немецкий географ Мартин Бехайм. Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко». Чем глобус Бехайма отличается от современного глобуса? На нём не было Северной и Южной Америк, они не были открыты. По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? Нет, глобусом в путешествии пользоваться неудобно.

11 слайд

Описание слайда:

Глава 5 В пути нужен другой помощник. Это географическая карта. Некоторыми видами географических карт мы уже пользовались: Физическая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта. Географическая карта - это изображение Земли на бумаге. Географическая карта - это условное изображение поверхности Земли на плоскости.

12 слайд

Описание слайда:

5.1. Сравним глобус и карту полушарий. Что между ними общего? На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте, и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс. Глобус - это целый шар, а на карте две половинки. Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» - это полушария. Западное полушарие и Восточное полушарие. Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

1. Область применения программы

Преподавание учебного предмета «География. Введение в географию» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885.
  • Областной базисный учебный план, утвержденный приказом Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи от 09.04.2012 № 299;
  • Инструктивно-методическое письмо ГАУ ДПОС «Смоленского областного института развития образования» «О преподавании учебного предмета «География»» в 2012-2013 учебном году»

«Введение в географию» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируется представление о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умение использовать источники географической информации.

Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего (полного) общего образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Рабочая программа полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), входит в цикл предметов обществознание и составлена на основе авторской программы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012 .

«Ведение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Основная цель курса «Введение в географию» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи :

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний.

В результате освоения учебной дисциплины учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор;
  • части Мирового океана;
  • виды движения воды в океане;
  • материки и океаны Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой;
  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
  • приводить примеры географических объектов.
  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географическое процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (по одному часу в 5–6 классах, по два часа в 7–9 классах)

Введение в географию изучается в 5 классе. Общее число учебных часов за год обучения – 35 (1 час в неделю).

II. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) компетенциями:

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
  • называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий, описывать представления древних людей и современных людей о Земле;
  • показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;
  • называть ярких представителей растительного и животного мира.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону,своей стране.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

№ темы, раздела Название темы Содержание темы Количество часов
Тема 1 Наука география География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний. 2
Тема 2 Земля и ее изображения Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус – модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности. 5
Тема 3 История географических открытий Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествия Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. 14
Тема 4 Путешествие по планете Земля Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли. 10
Тема 5 Природа Земли Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. 2
Резервные часы 2
35

I четверть – 8 часов, 5 оценочных практических работ;

II четверть – 8 часов, 1 оценочных практических работ;

III четверть – 10 часов, 2 оценочных практических работ;

IV четверть – 9 часов, 2 оценочных практических работ;

Практические работы

Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.

Всего практических работ: 23 (отдельные практические работы повторяются для нескольких тем). Приложение

Таким образом, в году 10 фронтальных оценочных работ (выделены жирным шрифтом). При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развитие трудолюбия, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.

IV. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География» оформленного в соответствии с ФГОС.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Документационное обеспечение; паспорт кабинета ФГОС, план работы учебного кабинета, журнал по технике безопасности.
  2. Учебно-методическое обеспечение: перечень практических занятий, методические пособия по выполнению практических работ, карточки-задания по темам, слайд-презентации.
  3. Стенды по разделам географии.

Технические средства обучения:

  • Проектор;
  • Карты по темам урока;
  • Видеозаписи по темам урока;
  • Теллурий;
  • Макеты;
  • Глобусы.

2. Информационное обеспечение обучения

  1. Основная литература для учащихся
    1. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
    2. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»
    3. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс.
    4. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.
  2. Основная литература для учителя
    1. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс»
    2. Касьянов Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы.
  3. Дополнительная литература
    1. Клиентов А.Е. Христофор Колумб текст: исторический роман / А.Е. Клиентов. – М.: Белый город, 2006. – 63с.
  4. Периодические издания
    1. География. Методический журнал для учителей географии, экологии и природопользования. Издательский дом «Первое сентября». Электронная версия. Подписка 2012, 2013 год.
  5. Интернет-ресурсы
    1. Сайт о географии «Занимательная география. Любопытные цифры и факты.» http://earth06.narod.ru/index.htm
    2. Издательство «Русское слово» Методический раздел http://www.russkoe-slovo.ru/new/metodics.html

V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

  • использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения) для поиска и извлечения информации;
  • по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевая сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

VI. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется учителем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися, письменных и устных опросов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
(из примерной программы по географии)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2. формировании первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и времени, основных этапах её географического особенностях природы, жизни, культура и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптация к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных и техногенных катастроф;
8. формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущих к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
· Практические работы
· Тестирование
· Письменный опрос
· Устный опрос
· Работа с картографическими материалами
· Доклады
· Защита презентаций

Для достижения образовательных результатов используются следующие приемы и технологии, основных форм организации образовательного процесса:

Формы организации работы учащихся:

  • Индивидуальная
  • Коллективная: фронтальная; парная; групповая.

Формы учебных занятий: игры на конкурсной основе, ролевые; мини-лекции; диалоги и беседы; практические работы; дискуссии; проектная деятельность.

Виды деятельности учащихся: у стные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; защита презентаций; рефлексия.

Объект, предмет, понятия и методы географии. Характеристика системы географических наук. Анализ основных достижений географии в разные периоды ее развития. Особенности Земли как планеты солнечной системы, свойств и состава ее географической оболочки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

на тему: Введение в географию (Землеведение)

1. Дайте определение географии. Почему в определении географии важно различать объект исследования и предмет?

География - это система естественных и общественных наук, изучающих природное и производственное географические комплексы и их компоненты.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные явления - физическая география, так и науки, изучающие общественные закономерности -- социально- экономическая география.

Предмет географии -- это свойства различных элементов географической реальности, закономерности строения функционирования и развития отдельных ее сторон, закономерности ее соотношения с другими объектами.

Определение географии выглядит так: география -- это система естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических) наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные географические комплексы и их компоненты.

Географические науки объединяет тесная взаимосвязь между изучаемыми объектами и общность конечной цели. Эта цель состоит в комплексном исследовании природы, населения, хозяйства.

Таким образом, география объединяет в себе две очень разные ветви, поэтому географы и предпочитают говорить: не географическая наука, а система географической науки, и даже системы географических наук.

2. Охарактеризуйте систему географических наук

В системе "География" выделяются:

Естественные науки, к которым принято относить физическую географию в полном смысле этого слова (включая ландшафтоведение, общее землеведение и палеогеографию), климатология, геоморфология, гидрология суши, гляциология, океанология, геокриология, а также география почв и биогеография,

Общественные географические науки - это региональная и общая экономическая география, география сельского хозяйства, география отраслей хозяйства (география транспорта и география промышленности), политическая география и география населения,

Картография - это техническая наука, которая к тому же входит в систему современных географических наук благодаря историческим причинам и общности главных задач с прочими географическими науками.

Также к географии принято относить страноведение.

3. Почему картографию относят к интегральным наукам?

Модельно-познавательная концепция рассматривает её как науку о познании действительности посредством картографического моделирования, а саму карту - как модель действительности. Согласно коммуникативной концепции, картография считается наукой о передаче пространственной информации, а карта - каналом информации, средством коммуникации. Концепция картосемиотики рассматривает картографию как науку о языке карты, а саму карту - как особый текст, составленный с помощью условных знаков (написанный на языке карты).

Постепенно в современной картографии начинает преобладать тенденция конвергенции, происходит сближение разных точек зрения на предмет картографии, наблюдается интеграция представлений о модельных, коммуникативных, языковых функциях карт и картографии.

В 1980-х гг. стала формироваться интегральная геоинформационная концепция, согласно ей картография рассматривается как наука о системном информационно-картографическом моделировании и познании геосистем. Она тесно связана с геоинформатикой, науками о Земле и обществе. Карта предстает как образно-знаковая геоинформационная модель действительности, иначе говоря, она одновременно и инструмент познания, и способ аналогового моделирования действительности, и средство передачи информации в цифровой форме.

4. Что такое «Географический кругозор»?

Географический кругозор - понятие, предполагающее сумму знаний человечества о внешних чертах земной поверхности (об очертаниях материков и океанов, основных реках и горных системах и т.п.), о природе ее различных частей - рельефе, климате, растительном покрове и т.д., о географических различиях в жизни народов, хозяйственном своеобразии стран и целый ряд других географических знаний.

5. Дайте определение понятия «Географическая картина мира»

Географическая картина мира - это целостное представление о мире в его пространственно-временной и неповторимой определенности, содержит множество элементов физической, биологической и других частнонаучных картин мира, но полностью с ними не совпадает.

6. Каковы основные достижения географии в античное время? Назовите имена наиболее выдающихся ученых-географов античного периода

Открытие формы Земли.

Знание о форме нашей планеты были чрезвычайно важны для дальнейшего развития географии и особенно для создания достоверных карт. В античные времена (VIII ст. до н. н.э. - ИVст. н. н.э.) наивысшее развитие знаний, в том числе и географических, был в древней Греции. Тогдашние путешественники и купцы сообщали о вновь открывшимся земли. Перед учеными встала задача - свести эти разнородные сведения в одно целое. Но первое, что важно решить, какой Земли - плоской, цилиндрической или кубической - касаются полученные данные. Греческие ученые задумывались над многими? Почему? " Почему корабль, удаляясь от берега, вдруг исчезает из виду? Почему наш взгляд наталкивается на какую преграду - на линию горизонта? Почему с поднятием вверх горизонт расширяется? Представление о плоскую Землю не давали ответа на эти вопросы. Тогда появилисьгипотезыо форме Земли. В науке гипотезами называют не доказаны предположения или догадки.

Географическая литература и карты.

Полученные путешественниками и мореплавателями сведения о ранее неизвестных земли обобщали греческие ученые-философы. Они написали немало произведений. Первые географические труды создали Аристотель, Эратосфен, Страбон.

Первые сведения о украинские земли.

ВVст. до н. э греческий путешественник и историк Геродот побывал в Северном Причерноморье - там, где сейчас находится Украина. Все увиденное и услышанное в ходе этой и других путешествий он изложил в 9-ти книгах "Истории". За это наследие Геродота называют отцом истории. Однако в своих описаниях он сообщил немало географической информации. Сведения Геродота есть ли не единственной достопримечательностью географии юга Украины. На те времена там была большая страна Скифия, Размеры которой вызвали наибольшее удивление заморского гостя. Веками люди узнавали из "Истории" Геродота о Европе, Азии и Африке. Нам ученый грек оставил достоверные сведения о нашей местности. Руководствуясь ими и позднейшими на 500 лет показаниямСтрабона, Мы получили четкое представление о нашу землю.

7. Чем знаменита эпоха Великих географических открытий?

Открытие Америки и «Южного моря»

Первое кругосветное плавание

Завершение открытия нового света

Северостровосточный морской путь

Поиски Южного материка

10. Охарактеризуйте выдающиеся достижения русской географии начала ХIХ века

8. Образование Русского географического общества и его вклад в развитие географии. Вклад А.И. Воейкова и В.В. Докучаева в развитие географии?

Всероссимйская общемственная организамция «Румсское географимческое омбщество» (сокращённо ВОО «РГО») -- географическая общественная организация России, основанная 18 августа 1845 года.

9. Охарактеризуйте основные направления развития географии в Советский период

В Советское время было продолжено изучение географии нашей страны. Создавались новые научные школы.

Традиции и новаторство - таковы важнейшие черты Советской географии. Можно выделить несколько периодов.

I период. После революции обнаружилась первая трудность - отсутствие карт. Была проведена гигантская работа по созданию карты миллионного масштаба территории страны. Работы начались в 1918 году, закончились в 1946 году. Всего было составлено 180 листов карты. Например, была заново положена на карту береговая линия Северного Ледовитого океана (СЛО). При этом с одной стороны были открыты новые острова (Северной Земли), с другой -- установлены, то есть «закрыты» старые (остров Васильевского к западу от Новосибирских островов). Этот остров был нанесен на карту в 1912 году известным полярным исследователем Б.А. Вилькицким, а в 1936 году на месте острова оказалась мель. Было также установлено, что легендарные острова «Земли Санникова» (к северу от Новосибирских островов) и «Земли Андреева» (к западу от острова Врангеля) не существуют.

В горных странах были определены высотные отметки, открыты высочайшие вершины СССР - пик Коммунизма - 7 495 м, пик Ленина - 7 134 м, выявлены новые хребты, уточнено расположение горных систем.

Особенно большие открытия сделаны на северо-востоке страны. Например, установлено, что так называемый хребет Черского на самом деле представляет из себя горную систему из 9 параллельных цепей. Впервые положен на карту хребет Сунтар-Хаята. В Средней Азии подробно изучалась «Крыша мира» -- Памир, были засняты труднодоступные горные области - например, хребты Академии наук, самый длинный в СССР ледник Федченко, подробно исследовалась Камчатка. Впервые были составлены точные карты, открыт уникальный район гейзеров.

Вся страна стала ареной деятельности геодезистов, которые нередко были первопроходцами. В настоящее время на всю территорию СНГ имеются точные карты, значение которых огромно. Современные подробные специальные карты создаются на основе аэрофотосъемки и космической съемки. Все хозяйства обеспечены специальными картами почв, лесов, масштаба 1: 10 000, 1: 25 000.

II период. Грандиозная работа проведена по изучению Арктики. Освоение северных районов требовало знания природных ресурсов, надежного транспортного обслуживания. Но для этого необходимо было знать особенности природы северных морей, дрейфа льдов и др. Может ли Северный Морской путь, о котором мечтал еще Ломоносов, быть надежной транспортной магистралью? Первым положительным ответом на этот вопрос стал сквозной рейс «Сибирякова» в 1932 году.

В 1934 году из Владивостока в Мурманск за одну навигацию по Северному Морскому пути (СМП) прошел ледокол «Литке». В 1939 году состоялся первый в истории двойной сквозной рейс ледокола «Иосиф Сталин». география наука земля

В изучении Арктики целая эпоха связана с дрейфующими станциями, получившими романтическое название «Северный полюс» -- «СП». Историю «СП» в 1937 году открыла станция «СП -- 1». Её возглавил легендарный человек, герой Арктики и затем - герой Великой Отечественной Войны -- И.Д. Папанин (1894 -- 1986). В дрейфе принимали участие: геофизик Е.К. Федоров, океанолог П.Г. Ширшов, радистЭ.Т. Кренкель. Станция получила массу интересных данных о дрейфе льдов, глубинах океана, особенностях морских вод (соленость, температура и др.), изучала магнитные явления.

С тех пор прошло много времени, но по-прежнему дрейфуют во льдах станции, в 1987 году это бала 29 - ая.

Огромную роль в исследовании Севера сыграли летчики. Подвижные «прыгающие» отряды не без риска садились на лед, проводили комплекс наблюдений. В 1937 году В.П. Чкалов совершил перелет через Северный полюс относительной недоступности (к северу от острова Врангеля).

Практически вся акватория СЛО стала доступной для плавания ледокольных судов после создания атомных двигателей. Успешные рейсы на географический Северный полюс выполнили атомные ледоколы «Ленин», «Арктика», «Сибирь». Сейчас в Арктике работает целая система наземных и дрейфующих станций. Наблюдения проводятся также с самолетов, специально оборудованных, ледоколов. Спутники и ракеты контролируют состояние погоды. Эта огромная информация автоматически обрабатывается. Всю научно-организаторскую работу в Арктике контролирует Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт.

III период. Важным достижением в изучении природной среды является заново созданная после революции система наблюдений. К ней относится сеть метеорологических станций, обсерваторий, гидрологических постов - на специальных площадках изучается сток воды, а на береговых станциях -- влияние морского волнения на берег.

Исследования в заповедниках. Комплексные - климат, растительность, животный мир. Геологические музеи.

Большим достижением явилось создание «Водного кадастра СССР», в котором обобщены данные обо всех реках и озерах страны. Создание справочников по климату различных территорий.

Масштабные работы выполнены и обобщены по водному балансу, агроклиматологии. По климату, рельефу, почвам, растительности и другим компонентам природной среды созданы обобщающие монографии.

В 1937 году был создан Большой Советский атлас мира, в 1950 - 1953 году - трехтомный Морской атлас, атлас теплового баланса, в 1964 году - Физико-географический атлас мира, составлен климатический атлас, атлас сельскохозяйственный и многочисленные другие специальные атласы как страны в целом, так и отдельных республик, краев и областей.

Изданы серии книг, содержащие комплексную физико-географическую или экономико-географическую характеристику страны и регионов, например, серия «Советский Союз».

10. Методы географии

Методы географических исследований -- способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии -- Николая Николаевича Баранского -- это второй язык географии. Карта -- уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов -- один из методов исследования географической науки.

6). Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами -- самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений -- все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдении. Современная аэро- и космическая съёмка -- большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей -- важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать

многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы

11. Солнечная система. Особенности Земли, как планеты солнечной системы. Движения Земли и их следствия

Сомлнечная системма -- планетная система, включающая в себя центральную звезду -- Солнце -- и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Она сформировалась путём гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 млрд лет назад.

Движение Земли вокруг Солнца: смена времен года - климат Земли изменяется в течении года; Земля вращается вокруг солнца за год(365 дней); Изменение скорости движения Земли при прохождении разных участков орбиты Земли - разные процессы в природе в разное время года.

Движение вокруг своей оси: Смена дня и ночи; Возникновение приливов и отливов; разничное в один и тот же момент местное время на различных меридианах.

12. Понятие Географической оболочки. Свойства Г.О

Географическая оболочка - это материальная система, возникшая на земной поверхности в результате взаимодействия и взаимопроникновения насыщенных организмами литосферы, атмосферы и гидросфера.

Основными свойствами географической оболочки являются: ритмичность природных явлений, круговорот веществ и энергии, целостность и единство, саморегулирование.

13. Атмосфера. Строение и состав

Атмосфера - это внешняя газовая оболочка Земли.

Строение:

Экзосфера

Термосфера(ионосфера)

Мезосфера

Стратосфера

Тропосфера

Состав: Атмосфера состоит из постоянных и переменных компонентов. К постоянным относится азот(78% по объему), кислород(21%) и инертные газы(0,93%). Постоянство количества активных компонентов азота и кислорода определяется равновесием между процессами выделения свободного кислорода и азота и их поглощением в ходе химических реакций. Инертные газы не участвуют в реакциях, происходящих в атмосфере. Переменными составляющими являются диоксид углерода, водяной пар, озон, аэрозоли.

14. Воздушные массы. Циркуляция атмосферы

Воздушные массы -- большие объёмы воздуха в нижней части земной атмосферы -- тропосфере, имеющие горизонтальные размеры во много сотен или несколько тысяч километров и вертикальные размеры в несколько километров, характеризующиеся примерной однородностью температуры и влагосодержания по горизонтали.

Циркуляция атмосферы -- совокупность воздушных течений над земной поверхностью. Воздушные течения по своим масштабам изменяются от десятков и сотен метров (такие движения создают локальные ветра) до сотен и тысяч километров, приводя к формированию в тропосферециклонов, антициклонов, муссонов и пассатов. В стратосфере происходят преимущественно зональные переносы (что обуславливает существование широтной зональности).

15. Факторы климатообразования

Факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы и рельеф местности.

Солнечная радиация -- фактор, определяющий поступление солнечной энергии на те или иные участки земной поверхности. Количество тепла обусловливается геграфической широтой. От количества тепла напрямую зависят все жизненные процессы на Земле, а также другие показатели климата -- давление, облачность, осадки, циркуляция атмосферы и т.д.

Циркуляция атмосферы -- фактор, предопределяющий движение воздушных масс как по вертикали, так и по земной поверхности. Благодаря этому осуществляется межширотный обмен воздуха, а также перераспределение его от поверхности в верхние слои атмосферы и наоборот. Воздушные массы переносят облака, что определяет осадки; они в значительной мере перераспределяют давление, температуру и влажность воздуха, образуют ветры.

Рельеф -- фактор, качественно изменяющий влияние двух первых климатообразующих факторов. Горные поднятия и хребты имеют специфический температурный режим и режим осадков в зависимости от экспозиции, ориентации склонов и высоты хребтов. Они могут отражать большое количество солнечной энергии, создавать обширные затененные горные районы, а наиболее высокие вершины, удаленные от равнины на тысячи метров, солнечной энергии получают меньше и нередко покрыты льдами и снежниками в течение года. Горы служат механическими преградами на пути движения воздушных масс и фронтов, в ряде случаев являются границами климатических областей, иногда изменяют характер атмосферы или исключают возможность обмена воздухом. На поверхности Земли немало районов, где благодаря этому выпадает или очень много осадков, или их недостаточно. Так, сухость Центральной Азии объясняется тем, что по ее окраинам возвышаются мощные горные системы.

16. Структура, строение гидросферы. Свойства природных вод

Гидросфера-это совокупность всех вод Земли: материковых, океанических и атмосферных. В состав гидросферы включаются все природные воды Земли, участвующие в глобальном круговороте веществ, в том числе подземные воды в верхней части земной коры, атмосферная влага и вода живых организмов (В.Н. Михайлов, А.Д. Добровольский, 1991). Верхняя граница гидросферы проводится по поверхности океана, так как пары воды в атмосфере составляют очень небольшую часть гидросферы. Нижняя граница проводится по дну океана, в литосфере - по границе распространения подземных вод, т.е. на глубине несколько сот метров. Химически связанная вода - это вода в минералах, в состав гидросферы она не включается. По мнению В.Н. Михайлова и А.Д. Добровольского границы гидросферы совпадают с границами ГО, так как гидросфера это непрерывная оболочка, образованная при взаимодействии всех геосфер ГО.

Гидросфера занимает 361 млн. км 3 и содержит 1 454 000 тыс. км 3 воды. Главная масса воды сосредоточена в океанах - 1370,0 млн. км 3 , или 94,2% (97,2% по другим данным) всей воды гидросферы, из них около 35 тыс. км 3 приходится на айсберги.

Второе место занимают подземные воды - 60 млн. км 3 (4,12%). В зоне активного водообмена циркулирует около 4 млн. км 3 . По мнению ученых, в 10-15 километровой толще литосферы находится около 150 млн. км 3 воды, не участвующей во влагообороте, но представляющей собой резерв жидкой воды.

Третье место по объему воды занимают полярные ледники, в них сосредоточено 24 млн. км 3 воды. В полярных ледниках заключено около 90% запасов пресной воды на Земле.

Поверхностные воды суши сосредотачивают небольшую долю воды планеты. Объем озерной воды оценивается в 279 тыс. км 3 , рек всего в 1,2 тыс. км 3 .

Вода -- прекрасный растворитель кислот, щелочей и солей, многих газов, в том числе таких важных для жизни, как кислород и углекислый газ. В то же время вещества, не содержащие в своих молекулах заряженных или поляризованных групп, практически нерастворимы в воде. Способность взаимодействовать с водородными связями воды делит все вещества на гидрофильные -- растворимые или, как минимум, смачиваемые водой, и гидрофобные - нерастворимые и даже активно, с высвобождением энергии, вытесняемые водой и водными растворами. Сочетание гидрофильных и гидрофобных свойств различных органических веществ используется живыми организмами для создания очень прочных структур ультрамикроскопических размеров -- клеточных мембран и других «молекулярных конструкций», обеспечивающих протекание важнейших жизненных процессов на клеточном уровне.

Хотя пресная вода составляет небольшую часть всей воды на Земле, она в значительной мере определяет уровень и саму возможность жизни на суше, и ее качество имеет самое непосредственное значение для человека и его хозяйства. В зависимости от горных пород, подстилающих водоемы и водотоки, природные воды могут иметь не только различную общую соленость, но и сильно отличаться по содержанию разных элементов, по кислотности и содержанию взвешенных частиц. Это, как и отличия в температуре, сезонных изменениях состава, содержания растворенных газов и других физико-химических характеристиках природных водоемов, в значительной мере определяет как общее «количество жизни» в них, так и наличие у водных растений и животных различных приспособлений, выработанных длительной эволюцией. Эти приспособления охватывают все уровни организации жизни, от биохимических процессов на клеточном уровне и физиологической регуляции систем органов до морфологических характеристик и особенностей поведения, связанных с периодическими изменениями состояния водоемов.

17. Границы литосферы. Динамика литосферы

Земная кора

Верхняя мантия

Нижняя мантия

Внешнее ядро

Внутреннее ядро

18. Биосфера. Почвенный покров

Биосфера - это особый объем географической оболочки, своеобразная надсфера, объединяющая практически все геосферы, где существует или существовала жизнь.

Верхняя биологически активная оболочка земли принято называть почвой. Важнейшим ее качеством является плодородие, что делает ее пригодной для возделывания растений и тем самым для использования земли в качестве главного средства сельскохозяйственного производства.

Известный русский ученый В.В. Докучаев выделял пять факторов почвообразования: материнскую породу, растительные и животные организмы, климат, рельеф местности, возраст страны. Разнообразные их сочетания приводят к образованию многих тысяч видов и разновидностей почв. Качество почв определяется их физическим состоянием, механическим и химическим составом, содержанием гумуса и многими другими параметрами. Их благоприятное сочетание достигается за счёт проведения комплекса различных мелиоративных мероприятий. Главным показателем качества земель, используемых в сельском хозяйстве, является их плодородие, способность обеспечить необходимые для роста и развития растений водный, воздушный и пищевой режимы. Плодородные почвы отличаются хорошей влагоемкостью, большим содержанием активного гумуса, агрегированной почвенной массой, богатой полезной микрофлорой.

19. Этапы развития географической оболочки

Ученые выделяют три исторических этапа в развитии географической оболочки.

Первый этап -- геологический (или добиогенный). Это самый ранний этап истории Земли. На этом этапе сначала жизни еще не было, а потом, хотя она и появилась, но все еще не оказывала существенного влияния на географическую оболочку. Жизнь была представлена исключительно простейшими организмами, и они не оказывали существенного влияния на формирование географической оболочки. В атмосфере было очень мало молекулярного кислорода, зато было много углекислого газа.

Этот этап длился с момента образования Земли (где-то 4,5 млрд лет назад) до примерно 600 млн лет назад. То есть этот этап самый длительный, он продолжался около 3 млрд лет.

Во время геологического этапа произошло формирование земной коры, появились материки, жизнь зародилась в океане и достигла своего расцвета там.

Второй этап -- биологический. Он начался примерно чуть мене 600 млн лет назад. В это время атмосфера и гидросфера стали такими как сейчас, появился озоновый слой, жизнь распространилась по суше, образовалась почва. На развитие географической оболочки существенное влияние оказывали живые организмы. Происходило формирование горных пород, имеющих органическое происхождение. Третий этап -- антропогенный (современный). Точный момент появления человека неизвестен, однако ученые считают, что антропогенный этап развития географической оболочки начался примерно 40 тысяч лет назад, когда человек начал оказывать заметное влияние на природу.

20. Законы и закономерности географической оболочки

В развитии ГО существуют свои закономерности и характерные черты: целостность, ритмичность и зональность, круговороты вещества и энергии. Целостность ГО проявляется в том, что изменение одного компонента природы неизбежно вызывает изменение всех остальных. Ритмичность природных явлений заключается в повторяемости сходных явлений во времени. Примеры ритмичности: суточные и годовые периоды вращения Земли. Зональность - закономерное изменение всех компонентов ГО от экватора к полюсам. Она вызывается вращением шарообразной Земли с определенным наклоном оси вращения вокруг Солнца.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика понятия о природном комплексе. Анализ объекта изучения физической географии - географической оболочки нашей планеты, как комплексной материальной системы. Особенности учения о природно-территориальном комплексе, географическом ландшафте.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Современное состояние географической оболочки как результат ее эволюции. Сущность геосистемы по В.Б. Сочаве. Общая характеристика комплекса физико-географической науки. Анализ развития основных представлений о системе и комплексе географической науки.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Жизнь и путь Н.Н. Баранского в науке, его вклад в советскую, российскую экономическую и социальную географию. Основные работы Н.Н. Баранского и их значение для географической науки, для развития теории и практики экономической и социальной географии.

    презентация , добавлен 22.03.2011

    Общая характеристика социально-экономической географии как системы географических наук, изучающей территориальную организацию общества, ее законы и закономерности. Характеристика основных трудов Л. Гвичардини, М. Ломоносова, Б. Варениуса, В. Кирилова.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Основные предпосылки развития географической науки. Метод научного объяснения мира от Аристотеля, который основывается на использовании логики. География в эпоху Великих географических открытий. Становление современной географии, методы исследований.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Изучение особенностей географической оболочки, как материальной системы: ее границы, строение и качественные отличия от других земных оболочек. Круговорот вещества и энергии в географической оболочке. Система таксономических единиц в физической географии.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Понятие экономической географии и регионалистики как науки, некоторые аспекты их развития и применения. Особенности предмета, объекта, методов и области их изучения. Специфика и направления современных тенденций развития экономической географии.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2013

    История развития и становления географии как науки. Географические идеи древнего мира, античности и средневековья. Развитие географической науки в эпоху великих экспедиций. История русской картографии, вклад ученых в развитие теоретической географии.

    презентация , добавлен 26.11.2010

    Предмет и цели обучения географии. Связь методики обучения географии с другими науками. Понятие о содержании географического образования. Место страноведения в системе обучения. Примеры применения курса страноведения в географии на примере Никарагуа.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    История географии как науки. Задачи современной географии. Географические идеи древнего мира, средневековья. Развитие географической науки в эпоху великих открытий. История русской картографии, вклад русских ученых в развитие теоретической географии.

География всегда расценивалась как одна из самых необходимых для изучения наук. В России со времён Петра I «землеописание» преподавалось во всех духовных и светских учебных заведениях, служило предметом начального домашнего образования. Известный просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович в трактате «Духовный регламент» (1721) утверждал, что изучать другие науки, особенно историю, «без ведения географского есть как бы с завязанными глазами по улицам ходить». Не менее важна была география и как «навигацкая» дисциплина: ведь неточное представление о географических координатах могло стать причиной «большого в дороге заблуждения».

Несмотря на высокий статус географии, книг на русском языке, «рассуждавших» о строении мира, к середине XVIII века насчитывалось немного. Первый (по мнению библиографа Л.П. Весина) такого рода учебник - «Краткое руководство к географии», предназначавшийся для гимназии при Санкт-Петербургской Академии наук, появился только с воцарением Елизаветы Петровны, в 1742 году. В течение следующих тридцати лет вышло не более пяти «кратких руководств», повествовавших, в основном, о « всех на свете государствах», их климате и этнографических особенностях. «Введение в географию», изданное в 1771 году при Императорском Московском университете, явилось одним из первых учебников, объединивших под одной обложкой три части общей географии, а именно: «математическую», «естественную» (физическую) и «историческую» (политическую).

Начинает книгу математическая география, определявшая форму и размеры земного шара. Анонимный составитель обращал внимание читателей не только на способы измерения земной поверхности, но и на спорность некоторых вычислительных «изобретений». В частности, к началу 70-х годов XVIII столетия актуальной оставалась дискуссия учёных о самой «фигуре» земли: является ли она «продолговатой» к полюсам или, наоборот, у полюсов она «несколько сжата». Точки зрения о «сжатости» земной сферы придерживался «господин Мау-пертуис», чей трактат «Начальные географические основания», собственно, и составил первую часть «Введения».

«Господин Маупертуис» (Maupertuis) - это французский механик, астроном и геодезист Пьер Мопертюи (1698-1759). В молодости он служил в драгунах, но в 1720 году вышел в отставку, чтобы посвятить себя точным наукам. Круг его научных поисков и исследовательских методов во многом определило знакомство с Ньютоном, состоявшееся в Англии в 1728 году. Более десяти лет Мопертюи прожил в Пруссии (1741-1753), возглавляя физико-математическое отделение Берлинской Академии наук. В 1731 году он был избран в члены Парижской Академии наук и вскоре стал участником геодезической экспедиции, назначенной для измерения меридиана в Лапландии. Коллеги неоднократно оспаривали научные гипотезы Мопертюи, особенно в области механики. Репутации учёного немало повредило его безмерное честолюбие, «увековеченное» острыми эпиграммами Вольтера. Тем не менее, в 1768 году в Лионе вышло полное собрание его сочинений, включая «Отчёты о градусном измерении». Перевод «Начальных географических оснований», помещённый во «Введении», красноречиво свидетельствовал, что в России небесспорные идеи Мопертюи также находили своих сторонников.

Самая обширная часть «Введения» - «Историческая география», вобравшая в себя сведения о государствах и «знатнейших областях» Европы, Азии, Африки и Америки. В этом своеобразном справочнике содержатся данные о местоположении, климате, полезных ископаемых той или иной страны, о религии, нравах и обычаях жителей, о достопримечательностях городов: замках, крепостях, соборах, промышленных заведениях. Составитель учебника старался о каждом государстве сообщить что-либо «примечания достойное». Например, об Англии говорилось следующее: «Земля сего королевства имеет особливо изрядные паствы, однако и на хлеб також и овощь достаточна; реки там весьма рыбные, а наипаче лососей много водится. Сие примечания достойно, что в лесах сего королевства ни червей, ни пауков нет, также и дерево, из которого домы строят, никаких насекомых в оных не допускает. Волков там весьма мало, понеже прежние обыватели, претерпевая от множества их великие обиды, совсем их истребить старались».

В описании России, напротив, акцент ставится не на её флоре и фауне, но на политическом и общественном процветании: «Что науки в Российской Империи находятся в цветущем состоянии и час от часу получают приращение, то Академия наук, Адмиралтейство, кадетские корпусы и проч., а в Москве Университет довольно доказывают. Народ под правительством Петра Первого весьма стал быть отменен, и не только воинские дела по самому лучшему в Европе примеру установлены, но и обычаи и обращения на нынешний вкус введены, и все европейские церемонии при российском дворе приняты... Изрядные порядки имеет Россия для возбуждения людей к работе, и между прочим сие похвально, что никто по своей собственной воле ничего сделать не может: так как и всякий дворянин, когда сыновья его до известных лет дойдут, должен их в Герольдию представить, к статским ли делам или к военным определить он хочет».

Помимо математической, «естественной» и «исторической» географии, «Введение» знакомило читателей с положением земли в космическом пространстве. В главе «Новое описание сферы» излагались геоцентрическая система мира Птолемея и гелиоцентрическая - Коперника.

Первые учебные пособия по географии зачастую содержали или «ландкарты» без их «объяснений», или «объяснения» без самих «ландкарт». Разнообразный иллюстративный материал «Введения в географию» («Генеральное земноводного глобуса изображение», государственные гербы, «чертежи света», «Сфера Коперникова» и «Сфера Птолемеева») значительно увеличивает ценность этого издания, являющегося одновременно и библиографическим раритетом, и увлекательной книгой для чтения.

Введение в географию , служащее к изъяснению всех ландкарт земного шара с государственными гербами и описание сферы с толкованием оной, ея кругов, движения звёзд, древних и новых систем света и употребления глобусов и мер географических с фигурами. [Москва]: Печатано при Императорском Московском университете, 1771. , 352 с., 26 л. иллюстраций (гравюры резцом), 1 л. - карта, 3 л. таблиц. В цельнокожаном переплёте конца XVIII века. В верхней части корешка - ярлык красной кожи с тиснённым заглавием, по корешку тиснённый растительный орнамент. Тройной красный обрез. 21х13 см; 20х29,5 см - карта «Генеральное земноводного глобуса изображение»; 20х23,5 см - таблицы.