Ядерная авария в бухте чажма.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПОДВОДНЫХ СИЛ ЗАЛИВА "СТРЕЛОК" В конце 50-х – начале 60-х годов началось оснащение Тихоокеанского флота СССР ракетным и ядерным оружием. Дальнейшее развитие ракетного и атомного подводного судостроения позволило приступить к созданию атомных подводных ракетоносцев. Первая АПЛ для ТОФ проекта 659 была заложена в Комсомольске-на-Амуре в 1958 году. Для размещения атомных подводных лодок готовились пункты базирования в бухте Крашенинникова (Камчатка) и бухте Павловского (Приморье), создавалась необходимая инфраструктура. В бухте Павловского были построены водонасосная станция, судоремонтные мастерские, здание штаба, баня, общежитие, казармы для личного состава, пожарное депо, малая котельная, здание штаба береговой базы. Возведены дамбы, пирсы, молы.
30 декабря 1959 года был сформирован 423 отдельный дивизион подводных лодок под командованием капитана 1 ранга Прыгункова Н.П., а в 1960 году дивизион переформирован в 9-ю отдельную бригаду подводных лодок. В начале 1960 года формируется 7-я береговая база, 17 служба радиационной безопасности, учебные кабинеты, в состав соединения включается плавбаза «Бахмут».
01 октября 1960 г. в состав бригады вошла первая на ТОФ АПЛ К-45 проекта 659 под командованием капитана 3 ранга Белышева В.Г.
В 1961 г. управление 9-й бригады переформировано в 26 дивизию АПЛ ТОФ (первый командир контр-адмирал Иванов Ю.В.), в состав которой в 1961-62 гг. были введены АПЛ К-59, К-66, К-122, К-151, К-175 проекта 659.
В 1961 году экипаж АПЛ К-45 под командованием капитана 1 ранга Катышева А.В. совершил поход на полную автономность с выполнением зачетной практической стрельбы ракетами.
В 1972 году за освоение нового тактического приема «Плавание подводной лодки под надводными кораблями» экипажам К-23 и К-7 присвоено звание «Гвардейский экипаж».
За успешное выполнение поставленных задач в ходе маневров «Океан» (1970 г.), состязаний на приз ГК ВМФ в 1970-1976 гг. награждены - экипаж АПЛ К-23 – переходящим Красным Знаменем Верховного Совета СССР, а экипажи АПЛ К-23, К-66, К-122 – переходящими призами ГК ВМФ за первые места по ракетной и торпедной подготовке и минной постановке.
В 1978 году по итогам года 26 дивизия АПЛ ТОФ объявлена лучшим соединением Военно-Морского Флота СССР. За годы своего существования более 600 моряков-подводников дивизии удостоены правительственных наград за мужество, воинскую доблесть при выполнении задач по защите Отечества, а контр-адмирал Катышев А.В., капитан 1 ранга Соколов Е.П. и капитан 2 ранга Петров И.Д. удостоены высокого звания Герой Советского Союза.
В 1977 году, в связи с развитием атомного подводного флота Советского Союза, была сформирована 21-я дивизия АПЛ ТОФ с дислокацией в бухте Павловского. Первый командир – контр-адмирал Парамонов Э.Н.
В 1978 году образована 4-я флотилия АПЛ в бухте Павловского в составе трех дивизий: 21-й стратегической, 26-й противолодочной и 29-й ракетной (с базированием в бухте Ракушка залива Владимира), 2 торпедно-технических базы, 2 ракетно-технических базы, тыла флотилии, береговой базы 29-й дивизии, технической базы по ремонту и перегрузке активных зон реакторов (с 1985г.), судоремонтного завода, 3 плавмастерских. Первый командир - вице-адмирал Белашев В.Г. (трагически погиб в авиационной катастрофе 7 февраля 1981 г.). С 1981 по 1994 г. флотилией командовали вице-адмиралы Храмцов В.Г. и Кожевников В.А.
В октябре 1978 года создана 9-я дивизия АПЛ (в нее вошли лодки из состава 29 дивизии) с пунктом базирования бухта Конюшкова, залив Стрелок с подчинением 4-й флотилии. Первый командир контр-адмирал Смолярчук П.П. В 1988 году дивизия переформирована в дивизион.
В сентябре 1994 года 4-я флотилия переформирована в 3-ю эскадру АПЛ ТОФ (командир контр-адмирал Валуев В.П.), а в сентябре 1995 года 3-я эскадра преобразована в 26 дивизию АПЛ ТОФ. В 2000 году, в связи с выводом АПЛ из боевого состава ВМФ, 26 дивизия расформирована.
В истории соединений АПЛ есть и трагические страницы. 14 июня 1973 года, в результате аварии, возникшей при столкновении у м. Поворотный АПЛ К-56 с научно-исследовательским судном «Академик Берг», погибли 27 человек. Погибшие подводники захоронены в братской могиле на городском кладбище г. Фокино. 21 августа 1980 года на АПЛ К-122, находившейся на боевой службе в Филиппинском море, при возникновении пожара погибли 14 подводников. Моряки погребены в братском захоронении на территории военного городка б. Павловского, где позднее воздвигнут мемориал. В июле 1985 года при перегрузке активной зоны АПЛ «К-431» в результате произошедшей аварии погибли 10 человек.
30 декабря 1992 года для обеспечения ядерной и радиационной безопасности, подготовки к утилизации АПЛ, выведенных из боевого состава ВМФ, сформирован 287 дивизион АПЛ с базированием в бухте Чажма и непосредственным подчинением командующему 4-й флотилии. Первый командир - капитан 1 ранга Степыгин В.С.
В 1994 году для выполнения таких же задач сформирована 8-я отдельная бригада АПЛ (командир капитан 1 ранга Абросимов С.А.) а 287 дивизион переподчинен этой бригаде.
В 2000 году в соответствии с планами командования дивизион перебазирован в б. Павловского. В 2003 году 8-я бригада АПЛ расформирована, оставшиеся АПЛ переданы в подчинение 287-му дивизиону подводных лодок.
Сегодня состав подводных сил Российского ВМФ существенно сократился. В строю остались, главным образом, подводные лодки третьего послевоенного поколения. Вместе с тем, наш подводный флот по корабельному составу и по боевым возможностям является вторым в мире, уступая лишь подводным силам ВМС США.
Наличие этого флота позволяет нашей стране оставаться в числе крупнейших морских держав, заставляет ведущих игроков мировой политики считаться с нашими интересами, несмотря на то, что нам еще не удалось выйти из кризиса и восстановить свой экономический потенциал. Поэтому строительство подводных лодок в нашей стране не прекращалось никогда и продолжается сегодня.

Дорогие друзья! 21 августа 2010 года исполняется 30 лет со дня трагедии на атомной подводной лодке К-122. Как было сказано выше, погибшие герои погребены в братском захоронении на территории военного городка в бухте Павловского. Мемориал и все, что связано с ним, за прошедшие годы обветшало и требует дорогостоящего ремонта. Союз подводников ЗАТО город Фокино обращается к ветеранам флота, ко всем жителям городского округа внести свой посильный вклад в реставрацию Мемориала погибшим на К-122. Достойным людям – достойную память!

Мосич С.В., помощник главы администрации

База-укрытие подводных лодок "Павловское" было построено для скрытия лодок в экстренных случаях. Первоначально планировалось замаскировать базу под ремонтную, но в итоге решили строить так.
Сама база представляет собой туннель в скале для захода подводной лодки в надводном положении. В случае атаки, туннель должен защитить подводные лодки от прямого попадания атомной бомбы. Строительство базы началось в 60-х годах, однако в 80-х из-за нехватки денег стройка начала замедлятся, а после развала Союза совсем прекратилось и база осталась в недостроенном состоянии, хотя оставалось совсем немного. Остановку строительства так же связывают с подписанием договора об ограничении наступательного вооружения.


Спустя сорок лет после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и за год до аварии на Чернобыльской АЭС имело место еще одно происшествие, в очередной раз поставившее под вопрос использованием «мирного атома» в военных целях. Инцидент, о котором пойдет речь, произошел на судоремонтном заводе ВМФ в бухте Чажма на базе Тихоокеанского флота СССР.

Все началось с того, что летом 1985 года атомная подводная лодка К-431, которая являлась носителем крылатых ракет, истощила запас своего атомного топлива и отправилась в бухту Чажма для «дозаправки», в ходе которой специалисты должны были произвести замену отработанного ядерного топлива на свежие стержни тепловыделяющих элементов.

«За четверть века существования атомоходов флотский люд к «атому» попривык и, несмотря на тяжелые ядерные аварии на К-19 или на К-27 (да мало ли их было?), с ядерной энергетикой стал общаться на «ты», - вспоминал советский офицер-подводник Николай Черкашин.


Черкашин Николай Андреевич - советский и российский журналист и писатель-маринист,
автор исторических расследований, советский офицер-подводник.

По воспоминаниям Николая Черкашина, «все делалось так, как требуют строжайшие инструкции и наставления по проведению подобных работ». Для того чтобы выполнить замену отработанного ядерного топлива, надо было снять крышку реактора - полутораметровый стальной цилиндр толщиной в человеческий рост. Между крышкой и корпусом реактора находится круговая красномедная прокладка, которая за годы эксплуатации «прикипает» к стальным окружьям так, что требуется специальное устройство для подрыва крышки, которые называется гидроподрывателем.

«Как и все большие беды, трагедия Чажмы началась с мелочи - с обломка электрода, попавшего под красномедную прокладку» , - вспоминал Николай Черкашин.
Вместо того, чтобы собственноручно заниматься проверкой каждого из этапов процедуры, руководящий офицер поручил выполнение этой обязанности мичману, который не уследил за происходящим. Таким образом, когда замена 180 стержней уже была произведена, процесс поднятия крышки реактора подлодки надо было повторить.

Поскольку моряки не хотели проблем, то решили сделать все сами и не стали прибегать к помощи Технического управления флота, представители которого должны были бы проследить за операцией и составить протокол.

Вместо этого моряки сняли крепления с крышки реактора, и кран плавучей мастерской начал поднимать ее. При этом вместе с крышкой поднялась компенсирующая решетка и остальные поглотители. Тут-то и произошла фатальная ситуация - с моря прибыл торпедолов и прошел по бухте, что вызвало волны, которые качнули плавучую мастерскую с краном. В результате крышка реактора была выдернута со всей системой поглотителей на еще большую высоту, и реактор вышел на пусковой уровень, в результате чего и произошла цепная реакция.
«Выделилось огромное количество энергии, мощный выброс выметнул все, что было в реакторе, над ним и рядом с ним. Перегрузочный домик сгорел и испарился. Сгорели в этой вспышке и офицеры-перегрузчики…
Кран на плавмастерской вырвало и выбросило в бухту. Крышка реактора весом 12 тонн вылетела вертикально вверх на высоту полтора километра и снова рухнула вниз на реактор. Потом она свалилась на борт, разорвав корпус ниже ватерлинии. Вода из бухты хлынула в реакторный отсек. Все, что было выброшено в момент взрыва, легло на К-431, К-42, плавучую мастерскую, дозиметрическое судно, акваторию бухты, пирсы, завод, сопки. Ветер был со стороны бухты на завод.
В считаные минуты все вокруг аварийной лодки, все, попавшее в след выпадения осадков, стало радиоактивным. Уровни гамма-излучения в десятки, сотни раз превышали санитарную норму. Это произошло в 12 часов 5 минут 10 августа 1985 года
», - вспоминал вице-адмирал Виктор Храмцов, который являлся членом комиссии по ликвидации аварии на АПЛ К-431 в бухте Чажма.

Тушением подводной лодки занимались работники судоремонтного предприятия и экипажи соседних лодок. Естественно, что ни специальной одежды, ни специальной техники у них не было. При этом им удалось побороть пожар за два с половиной часа, а специалисты из аварийной бригады приехали лишь по прошествии трех часов после взрыва. Более того, на протяжении нескольких часов ликвидаторам не могли выдать свежие комплекты одежды взамен зараженных.

«Куски человеческих тел были разбросаны по всему пирсу. Их собрали в одно место и накрыли одеялами, взятыми с торпедолова. Потом между лодкой и плавбазой всплыл еще один обрубок…
Даже мне, медику, повидавшему на своем веку немало трупов, было не по себе. Что же говорить о матросах-мальчишках, которые с ужасом взирали на лужи крови и то, что осталось от их сотоварищей…
Разумеется, меньше всего они думали о радиации, которую излучал развороченный реакторный отсек... Первую медицинскую помощь в привычном смысле этого слова оказывать было некому: были одни трупы. Раненых не было. Были смертельно облученные люди. Но лечить их мне не довелось. Все тридцать девять человек с первичным диагнозом ОЛБ - «острая лучевая болезнь» - были отправлены в госпиталь поселка Тихоокеанский. Нам же пришлось два дня собирать в резиновые мешки куски тел. А потом сожгли их на территории спецчасти - ядерного арсенала. Там же и погребли, поставив скромный камень
», - вспоминал флагманский врач 9-й дивизии 6-й эскадры подводных лодок Георгий Богдановский.

На третий день после трагедии на территории завода нашли золотое обручальное кольцо одного из погибших, по которому установили, что в момент взрыва уровень радиации достигал 90 тыс. рентген в час. Для сравнения - это втрое больше, чем при аварии на Чернобыльской атомной станции.
«Если бы после катастрофы в Чажме прозвучали правдивые доклады вплоть до Генерального секретаря ЦК КПСС, председателя правительства СССР или хотя бы до Министра Обороны СССР - уверен, что тогда были бы приняты организационные меры, в том числе созданы комиссии по проверке всех ядерных объектов СССР, по проверке компетентности, технической культуры персонала таких объектов. Тогда и на Чернобыльской АЭС были бы сделаны выводы из катастрофы в Чажме и, возможно, не пришел бы черный для всей планеты день - 26 апреля 1986 года» , - вспоминал вице-адмирал Виктор Храмцов.

Всего при взрыве ядерного реактора, который в официальных документах именовали «хлопком», пострадали 290 человек. А последствия этого взрыва ощущаются до сих пор.

После аварии реакторный отсек залили бетоном, лодку отправили в бухту Павловского на длительное хранение, уменьшив осадку при помощи прикрепленных понтонов.

1 октября 2010 года на ДВЗ "Звезда" завершились подготовительные работы и начата утилизация корабля.

Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта - скачать ее нельзя.

Ближайшие отели (гостиницы, хостелы, апартаменты, гостевые дома)

Посмотреть все отели в округе на карте

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье - хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра - на берегу моря или реки.

Ближайшие аэропорты

Когда выгоднее лететь. Дешевые авиабилеты.

Вы можете выбрать один из ближайших аэропортов и купить билет на самолет не вставая с места. Поиск самых дешевых авиабилетов происходит онлайн и Вам отображаются лучшие предложения, в том числе и на прямые рейсы. Как правило это электронные билеты по акции или скидке от множества авиакоманий. Выбрав подходящую дату и цену кликните на нее и попадете на официальный сайт компании, где сможете забронировать и купить необходимый билет.

Ближайшие автовокзалы, железнодорожные станции, остановки автобусов.

Название Тип Транспорт Расстояние Расписание
Руднево автобусная остановка автобус 4 км.

На Тихоокеанском флоте противоатомный тоннель для субмарин хотели первоначально соорудить по образу и подобию балаклавского (Севастополь), т.е. в виде судоремонтного завода-арсенала. Но потом из-за нехватки средств решили построить просто подземную гавань-укрытие для лодок.

Место выбрали глухое, в режимной зоне на берегу бухты Павловского, в которой базировались дизельные, а затем и атомные подлодки. В одной из прилегающих к бухте скал и закипела работа, которая велась круглосуточно. Работы выполняли специалисты Министерства специальных монтажных работ, доставленные из Москвы мастера-метростроевцы и военные строители.

Торжественное начало строительства объекта состоялось 1977 году. Конструктивно, объект представляет из себя два основных блока построенных стандартными горными методами, и ряда дополнительных выработок, также построенных раскрытием опорных штолен.

Глубина подводного канала составляет около 7 м, ширина около 20 м, высота до арочного свода - 14 м, общая площадь подземной гавани примерно 4 тыс. м².

В укрытии одновременно могли разместиться не менее трех современных ракетоносца. Была также сооружена вертикальная шахта (6–8 м шириной), закрывавшаяся подвижной крышкой. Она позволяла подлодке производить пуски своих ракет по целям через вертикальную шахту, оставаясь неуязвимой.

Объект состоит из двух основных блоков. «Сооружение-1» – канал для швартовки и размещения атомных подводных лодок, оснащенный средствами осушения для капитальных ремонтов.
«Сооружение-2» – основной трехэтажный блок для размещения основных жилых и рабочих помещений.
Объект полностью автономен, оснащен собственной дизельной электростанцией, фильтровентиляционной установкой, холодильным центром, помещениям для жизни экипажей.
Защищенность комплекса от ядерного оружия низкая, особенно при ударах со стороны порталов Сооружения-1. Защищенность от обычного оружия высокая – если удары наносились не со стороны порталов, где возможны обрушения конструкции.

В разные годы на секретном объекте побывали главком ВМФ СССР С.Горшков, министр обороны А. Гречко, а затем и его преемник на этом посту Д. Устинов. Строительство в бухте Павловского велось под контролем первых лиц ВМФ и Министерства обороны.

Строительство было практически завершено (оставалось соорудить бетонные гидрозатворы, провести некоторые внутренние работы), когда его внезапно остановили.

Существует две версии этого: пока шло строительство, появились новые дизельные субмарины, более крупные, которые не смогли бы войти в уже сооруженный подводный тоннель. И вторая: у США появилось новое оружие сводившее на нет всю затею с подземным укрытием для субмарин.

Строительство было прекращено по договорам СНВ, в конце 1980-х годов.
На момент прекращения строительства, были выполнены все основные горнопроходческие работы по сооружениям и вспомогательным блокам. Незаконченной оставалась доводка донной части сооружения-1, и обустройство внутреннего пространства комплекса. После заморозки работы была принята идея конверсии части блоков комплекса в склады, для чего были выполнены минимальные работы по переустройству. После 1991 года конверсия так и осталась незавершенной.
Секретный объект законсервировали, выставив охрану. В таком недостроенном состоянии он находится по сей день.

 /   / 42.86750; 132.51917 (G) (Я) Координаты : 42°52′03″ с. ш. 132°31′09″ в. д.  /  42.86750° с. ш. 132.51917° в. д.  / 42.86750; 132.51917 (G) (Я)

К:Водные объекты по алфавиту

История

Бухта получила своё название в 1892 году по имени командира канонерской лодки «Горностай » капитана П. С. Павловского.

Во времена Советского Союза бухта Павловского использовалась в качестве основного места базирования дизельных, а затем и атомных подводных лодок Тихоокеанского флота . С распадом СССР бухта превратилась в «кладбище» атомных подводных лодок, которые ожидают здесь своей утилизации.

Источники

Напишите отзыв о статье "Бухта Павловского"

Отрывок, характеризующий Бухта Павловского

Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его.
Когда уже яма была вся засыпана, послышалась команда. Пьера отвели на его место, и французские войска, стоявшие фронтами по обеим сторонам столба, сделали полуоборот и стали проходить мерным шагом мимо столба. Двадцать четыре человека стрелков с разряженными ружьями, стоявшие в середине круга, примыкали бегом к своим местам, в то время как роты проходили мимо них.
Пьер смотрел теперь бессмысленными глазами на этих стрелков, которые попарно выбегали из круга. Все, кроме одного, присоединились к ротам. Молодой солдат с мертво бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту. Толпа русских и французов стала расходиться. Все шли молча, с опущенными головами.
– Ca leur apprendra a incendier, [Это их научит поджигать.] – сказал кто то из французов. Пьер оглянулся на говорившего и увидал, что это был солдат, который хотел утешиться чем нибудь в том, что было сделано, но не мог. Не договорив начатого, он махнул рукою и пошел прочь.