Ярополец чернышевых. Усадьба Ярополец Чернышёвых

Согласно археологическим данным, небольшой населенный пункт Ярополец, который насчитывает около полутора тысяч жителей, возник примерно тысячу лет назад. В летописях «Книги ключей Волоколамского монастыря», датируемых 1551 годом, его название упоминается как Ерополчь.

Общая информация

Казалось бы, это ничем не примечательное селение, расположенное в пятнадцати километрах от Волоколамска на территории Московской области, не должно было интересовать историков и туристов. Но на самом деле нет. Оказывается, с этим местом связано невероятное количество переплетений судеб замечательных людей и событий. Впервые оно упоминается в летописях, датируемых 1135 годом. Тогда на правом берегу Ламы был укрепленный пункт князя Ярополка - сына Владимира Мономаха, воевавшего с Новгородом. Некоторые специалисты считают, что именно от него и пошло название села, хотя версий по этому вопросу достаточно много.
Долгое время уездный Ярополец принадлежал Иосифо-Волоцкому монастырю. Впоследствии его выкупил Иван Грозный, сделав любимым местом для царской охоты.

Находящийся в двадцати верстах от Волоколамск на реке Ламе Ярополец в семнадцатом веке являлся и собственностью царя Алексея Михайловича. Согласно документам, здесь была государева вотчинная контора и небольшой зверинец при имении. Согласно преданиям, самодержец часто приезжал сюда и очень любил это место. Впоследствии, уже в годы правления государя Петра Великого, имение было подарено гетману Петру Дорошенко. Произошло это в 1684 году. Именно здесь он в 1698 году умер и был похоронен.

Достопримечательности

С селом Яропольцем связываются также имена Натальи Гончаровой и А. С. Пушкина. Здесь находилась фамильная усадьба тещи великого поэта, куда, по свидетельствам историков, он приезжал несколько раз в гости. И после революции Ярополец не был предан забвению. В начале двадцатого столетия местные крестьяне собственными силами выстроили здесь на реке Ламе гидроэлектростанцию. Сюда приезжал В. Ленин, претворявший в то время в жизнь свой план ГОЭЛРО. Его сопровождала Н. Крупская и некоторые соратники по партии. Интересно, что выстроенная неграмотными крестьянами ГЭС и сегодня находится в рабочем состоянии.

В Великую Отечественную в районе села Ярополец проходили сильные бои за Волоколамское направление, которое открывало путь на Москву. Многочисленные укрепления, ДОТы и братская могила, в которой похоронены державшие оборону кремлевские курсанты, сохранились до сих пор.

Сегодня сюда организуются экскурсионные туры. Больше всего посетителей интересуют имение Гончаровых и усадьба Чернышевых в Яропольце. Фото, описание, историю и многие интересные факты, связанные с ней, мы представим в данной статье.

Оба этих культурных памятника неразрывно связаны и переплетены с историей государства Российского. Имение Гончаровых более или менее сохранилось. Сегодня в нем расположен ведомственный дом отдыха московского авиационного института. Но вот заброшенная усадьба Чернышевых оставляет самые тяжелые впечатления. Именно о ней и попробуем рассказать подробно. Ведь с именами многих известных людей связана сегодня заброшенная усадьба Чернышевых в Подмосковье.

Как добраться из Москвы

До этого удивительного исторического места можно легко доехать в любую погоду. Где находится усадьба Чернышевых в Яропольце, знает каждый местный житель. Тем, кто собирается осматривать достопримечательности этого городка самостоятельно, можно с сесть на электричку в направлении Волоколамска. Она отправляется каждый день в восемь утра. Доехав до Волоколамска, нужно пересесть на автобус 28-го маршрута на Лотошино. Он в Яропольце останавливается в двух местах. Вторая остановка находится на перекрестке трех дорог. Она ближе к территории усадьбы графов Чернышевых. На перекрестке нужно сориентироваться следующим образом: по одной дороге автобус приезжает, по другой уезжает, а идти нужно по третьей. Несколько минут пешком по сельской дороге - и можно выйти к имению Гончаровых.

А прямо через дорогу от него находится самая усадьба Чернышевых. В Яропольце как добраться до нее, покажут даже маленькие дети. Когда-то ее называли помпезно - «русским Версалем». Но сегодня перед глазами открывается совершенно другая картина. Все находится в страшном запустении - и парк, и строения. И, тем не менее, главное, чем знаменит Ярополец - усадьба Чернышевых. Как добраться обратно в Волоколамск, можно посмотреть на расписании пригородных автобусов на остановке рядом с воротами когда-то невероятно красивого «русского Версаля». В Яропольце, расположенном на высоком берегу Ламы, можно погулять и изучить окрестности. Обязательно стоит посмотреть на заброшенную Казанскую церковь, пройти к плотине ГЭС, увидеть часовню рядом с могилой гетмана Дорошенко, посетить местный музей и просто погулять по живописным местам этого небольшого городка. А затем в 15:45 на автобусе можно вернуться назад в Волокаламск.

О Чернышевых и их усадьбе

Тем, кто приезжает в Ярополец на экскурсию, гиды рассказывают о владельцах «русского Версаля», об их нелегкой судьбе и, конечно, об их фамильном гнезде. Первого из Чернышевых - Григория Петровича - считают удивительной личностью. Его предки известны под фамилией Чернецкие. Они были поляками. Сам же Григорий был денщиком Петра Первого. Государь его особенно жаловал за успехи, достигнутые в годы шведской кампании. Григорию Петровичу было присвоено звание кавалера ордена св. Андрея Первозванного, он стал графом и сенатором. А в 1717 году ему разрешено было приобрести половину вотчины Ярополец, ту часть, где сегодня находится усадьба Чернышевых.

Его сын Захар Григорьевич, известный полководец, генерал-фельдмаршал, брал в 1760 году Берлин. Его карьера была намного блистательней, чем у отца: в тринадцать лет он зачислен в гвардию, в девятнадцать стал капитаном, в двадцать - послом в Вене, позже участвовал в войне за австрийское наследство и в Семилетней с пруссаками. В тридцать шесть лет он уже был генералом-поручиком. При Екатерине Второй управлял Военной Коллегией, стал губернатором Белоруссии, а в 1782-м - главнокомандующим и градоначальником Москвы. Его дом на Тверской после смерти был выкуплен казной и впоследствии стал официальной резиденцией высшего эшелона городской администрации. Другая его собственность, усадьба Александрино (Чернышева дача) в черте Санкт-Петербурга, впоследствии перешла Шереметьеву.

Карьера этого замечательного деятеля очень резко оборвалась. В 1762 году, после попадания в фавориты неизвестных до того братьев Орловых, Захар Григорьевич неожиданно подал в отставку. Ему показалось, что новая императрица обошла его вниманием. И хотя его спустя два года снова приняли на службу и приблизили ко двору, именно во время этой кратковременной отставки и была построена усадьба Чернышевых в Подмосковье и доведена до того вида, что ее стали называть «русским Версалем».

Строительство

Захар Григорьевич был человеком весьма самолюбивым. Свои неудовлетворенные амбиции, не реализованные во время прихода на трон Екатерины Второй, он перенес на создание роскошного дворцового паркового ансамбля на месте своего родового имения. К работе были привлечены самые талантливые архитекторы того времени, такие как Баженов и Казаков со своими лучшими учениками. Усадьба Чернышевых в Яропольце - это была резиденция сановного вельможи. В ансамбль входили двухэтажный дворец, выстроенный в стиле раннего классицизма и имеющий некоторые мотивы французского рококо, несколько хозяйственных корпусов и тогда уже существовавшая Казанская церковь с колокольней.

Описание и фото

Своим внутренним убранством усадьба Захара Чернышева полностью соответствовала ее помпезной архитектуре. В частности, во дворце особого внимания заслуживали парадный зал и «галерея предков» в нем с портретными барельефами на стенах. Прямо на берегу Чернышев приказал разбить великолепный парк, построить оранжереи, которые он также украсил барельефами. Их основная часть была привезена из Крымской Кафы. На территории усадьбы был воздвигнут в честь Екатерины II храм, были также театр, мечеть с двумя минаретами. Последняя была сооружена в ознаменование победоносного мира, заключенного с Турцией в 1774 году. Весь ансамбль был обнесен оградой из камня.

Широта замысла и то, насколько мастерски была выстроена усадьба Чернышевых в сочетании с цельностью всего художественного ансамбля, в то время дали повод называть ее «русским Версалем».

Этот дворцово-парковый комплекс, созданный в середине восемнадцатого столетия, считался самым красивым в Подмосковье. Рассказывают, что когда в 1775 году сюда с официальным визитом приезжала сама Екатерина Вторая, ее встречали с огромным размахом. Били пушки и гремели салюты, повсюду стояли накрытые столы. Императрица провела в усадьбе всего два дня, хотя говорила, что осталась бы на всю жизнь.

Внутреннее убранство

Такое название ансамбля было обусловлено тем, что в его основе лежит ранний классицизм, переплетенный с французского рококо как в господском доме, так и в хозяйственных постройках. Элементы декора, много изящной лепнины с орнаментом, структура парка - все это характерно для настоящего Версаля. Названию соответствовало и внутреннее убранство господских покоев, в том числе состоящее и из многочисленных дорогих трофеев, привезенных графом из военных кампаний. Явно бунтарские замашки Чернышева проявлялись и в масонских символах, которые были щедро представлены как в декоре дворца, в частности лепниной, колоннами и рисунком орнамента, так и во внутреннем убранстве Казанской православной церкви, входящей в ансамбль. Говорят, что, помимо Казакова и Баженова, над усадьбой работал также Жан-Батист Валлен-Деламот. Скорее всего, эти знаменитые зодчие приложили свою талантливую руку на разных стадиях создания этого уникального комплекса.

Казанская церковь

В усадебном ансамбле она занимает особое место. - двухкупольная, что совершенно нехарактерно для тогдашней России. Построена она в 1798 году. И сегодня ее внешний вид, несмотря на то плачевное состояние, в котором пребывает вся усадьба Чернышевых в Яропольце, напоминает о былом великолепии храма.

Зал внутри церкви, оформленный по периметру полуколоннами, перекрыт зеркальным огромным сводом. Из его центра свешивается цепь, которая когда-то держала роскошную люстру. Стены и полуколонны, каркас алтарной преграды, имеющий золотые колонны, лепка с орнаментом под куполами, белоснежный свод, стены, на которых отсутствует роспись, статуи святых в нишах - все это выглядело в свое время невероятно торжественно.

Про парк и его окрестности

К пруду за усадьбой спускается парк. Многие приезжают сюда, в маленький городок в Московской области, чтобы посмотреть именно на него. Широкие аллеи и старые липы, прекрасные деревья других видов и разных размеров, заросшие прудики, река Лама, протекающая через сад, в дальнем уголке… Все это настолько красиво и продумано, что невольно заставляет задуматься о том, насколько была прекрасна в свое время вся усадьба Чернышевых в Яропольце. Фото, которые увозят с собой туристы сегодня, не передают и десятой доли того, как выглядел парк в эпоху своей былой роскоши.

В центре его возвышается гранитный обелиск, поставленный в память о визите в усадьбу императрицы Екатерины Второй в 1775 году. Его аналоги можно увидеть также в Архангельском и Кусково.

Постепенно спускаясь вниз по склону, можно услышать понемногу усиливающийся грохот падающей воды. И действительно, здесь, в парке восемнадцатого века на практически равнинной спокойной реке Ламе, есть рукотворный водопад. Его создали в 1918 году, когда драмкружок, организованный в Яропольце, решил для местных жителей поставить пьесу Островского. Но возникла проблема с освещением. Артисты отказались играть при свете лучины. И тут местному агроному, весьма продвинутому человеку, пришла в голову идея построить маленькую электрическую станцию. Крестьянам настолько понравилась эта мысль, что они использовали водяную мельницу для электрификации села.

Усадебные постройки сегодня

Парадный вход, обрамленный некогда живописными башнями, так же как и сам дворец, полуразрушены. На окнах первого этажа отсутствуют решетки, двери наглухо закрыты. Такая же грустная картина наблюдается и во флигеле, и в служебных постройках. Наследники владели этим усадебным комплексом до 1917 года, а дальше началась революция, вслед на ней - национализация и разорение. В результате наступило полное забвение. Сегодня заброшенная усадьба Чернышевых в Подмосковье требует срочной реконструкции, причем комплексной. Больше пятидесяти лет назад она переведена на баланс МАИ, денег у которого хватило только на то, чтобы разработать проект реставрации.

Парадные ворота, имеющие круглые башни, закрыты высоким металлическим забором. Сегодня образец красоты и изящества - усадьба Чернышевых в Яропольце - переживает непростые времена. Еге белоснежные фасады, сплошь украшенные изысканной лепниной, медленно осыпаются.

Страницы сложной истории

«Русский Версаль» после революции стал постепенно разрушаться. В период с 1920 по 1928 годы на его территории располагалась сельская больница, а затем - санаторий имени П. Морозова. Практически все ценные предметы, в том числе и трофеи, привезенные графом Чернышевым, из усадьбы были вывезены. Большинство из них было передано в художественно-исторический музей, функционирующий на территории закрытого в 1920 году Ново-Иерусалимского монастыря. Позднее его переименовали в краеведческий музей. В декабре 1941 года, во время боев в направлении Волоколамска, саперами из дивизии «Райха» «Новый Иерусалим» был взорван. Во время пожара была уничтожена практически вся музейная экспозиция, в том числе и коллекции, спрятанные в фондохранилищах. Вообще, во время войны усадьба Чернышевых в Яропольце была разрушена, и поэтому ее больше не использовали, правда, за единственным исключением. В 1953 году на ее территории проходили съемки художественного фильма «На графских развалинах».

Казанская церковь - часть усадебного ансамбля - исправно функционировала с момента своего открытия вплоть до шестидесятых годов прошлого столетия. Но после смерти последнего настоятеля храм закрылся. После этого здесь был склад пиломатериалов. Церковь использовалась и для других нужд, пока не была передана МАИ. В семидесятых годах прошлого века здесь были проведены небольшие реставрационные работы, обновлена крыша и укреплены перекрытия.

Усадьба Чернышевых.

О том, как добраться. До усадьбы легко доехать по асфальту в любую погоду. Если вы пешком, то электричка от Рижского вокзала отправляется в 8.00 ежедневно. Выйдите из электрички в Волоколамске - спешите к автобусу 28 на Лотошино. В Яропольце автобус делает две остановки, вам удобнее вторая. Остановка на перекрестке трех дорог, автобус приехал по одной, уехал дальше по другой, а вы идите по третьей. Дорога приведет вас прямо к усадьбе и церкви. Обратное расписание смотрите в Яропольце на остановке. Кстати, прямо рядом с воротами усадьбы есть остановка пригородного автобуса. Он ходит в Волоколамск раз в сутки, примерно в 15:45.

Про Ярополец.

Ярополец вообще отличное место для воскресной прогулки: и от Москвы близко, и много всего интересного на небольшом клочке земли.

Сразу отметим, что Ярополец - старший ровесник Москвы. Он был основанЯрополком, сыном Владимира Мономаха. Упоминается в летописи под 1135 годом, а Москва, как известно - под1147. Потом село принадлежало Ивану Грозному и было любимым местом царской охоты. В 1684 году село Ярополец вместе с окружающими деревнями было пожаловано царицей Софьей украинскому гетману Петру Дорофеевичу Дорошенко. Один из его сыновей, Петр,продал свою часть села графу Григорию Чернышеву, и с той поры вплоть до 1917 г. здесь жили его потомки.

В этот раз нас интересует как раз история и территория усадьбыЧернышевых.

И все же невозможно пройти мимо других достопримечательностей. Мы обязательно должны посмотретьудивительную заброшенную Казанскую церковь,плотину бывшей ГЭС, памятник Ленину и Крупской, памятник Кремлевским курсантам, часовню на могиле гетмана Дорошенко. В двухэтажном здании библиотеки, прямо в центре, расположен местный музей. А виды какие живописные! Город находится на высоком берегу реки Ламы, и по окрестностям хочется ходить пешком.В северном направлении вдоль шоссенаходится усадьба Гончаровых. Она в отличном состоянии, там сейчас дом отдыха МАИ. При ней действующий храм и парк. Чуть дальше -Казанская церковь необычной оригинальной архитектуры (правильнее, наверно, называть так: церковь Казанской Иконы Божией Матери).

А вот через дорогу от нее - та самая усадьба Чернышевых, которую когда-то называли «Русским Версалем».. Здесь совсем другая картина: тишина и запустение. Парадный вход в усадьбу обрамлен живописнымибашнями. Дом полуразрушенный, но поставлена новая крыша -похоже на вялотекущую реставрацию. Окна первого этажа забраны решетками, двери закрыты наглухо. Такие же грустного вида флигеля и служебные постройки виднеются рядом. Зданием можно полюбоваться через забор. Этого вполнедостаточно для впечатлений, особенно если путешествуешь с детьми: травмоопасно.

Про Чернышевых и усадьбу.

Кто такие Чернышевы? Это интересно, поэтому немножко истории.

Первый из Чернышевых, Григорий Петрович, удивительная личность. Предки его носили фамилию Чернецкие и были поляками. Григорий служил в денщиках у Петра Первого. Царь его жаловал, особенно за успехи во время шведской кампании. Григорий Петрович стал кавалером ордена святого Андрея Первозванного, сенатором и графом. В 1717 году он купил половину вотчины Ярополец.

Дополнительно

Усадьбу как единый комплекс создал сын Григория Чернышева, о котором я упомянул в .

Граф Захар Григорьевич Чернышев во всех отношениях был личностью выдающейся. Военную карьеру, как тогда практиковалось, начал в Гвардии с тринадцати лет, принимал участие и командовал войсками в ходе многих военных кампаний, руководил взятием Берлина в 1760 году (и взял его) во время войны за австрийское наследство. Как гражданский администратор, был Президентом Военной Коллегии, Наместником престола в двух губерниях Белоруссии после её присоединения к России, губернатором Москвы и Московской губернии. На этих постах он успешно внедрял новые для того времени управленческие и административные технологии. Короче, граф был в фаворе, милостями и наградами Русских самодержцев не обделен. Тем не менее, по-военному прямолинейный, он дважды уходил в отставку с государственной службы. Первое прошение об отставке было в знак протеста против возвышения «безродных» братьев Орловых. Вопреки ожиданиям графа Чернышева, который собирался только «попугать», прошение было принято Екатериной II. Вторая отставка была вызвана служебными трениями с другим фаворитом - графом Потемкиным.

Вот именно во времена этого вынужденного бездействия, правда, непродолжительного, закладывались идеи и проводились основные работы по созданию усадебного комплекса в Яропольце. И именно здесь нашел отражение мятежный дух графа.

Помотавшись в военных походах по Европам, многое повидав, да еще и имея колоссальный административный опыт, граф Захар Григорьевич умел мыслить масштабно. Поэтому проект устройства своего ярополецкого имения создал грандиозный. Комплекс включал в себя, помимо центральной усадьбы, все четырнадцать деревень имения, объединенных системой дорог, парковую зону, в которую входил и прилегающий участок реки Ламы, а так же храмовый комплекс. Но, пожалуй, самое поразительное то, что проект был реализован! О его оценке современниками красноречиво говорит закрепившееся за центральной усадьбой название Русский Версаль.

Русский Версаль - это название происходит от того, что за основу был взят архитектурный стиль раннего классицизма с мотивами французского рококо господского дома и хозяйственных построек центральной усадьбы, элементы декора, структура усадебного парка, характерные для настоящего Версаля. Соответствовало названию и внутреннее убранство господского дома, состоящее, в том числе и из многочисленных трофеев, прихваченных графом Чернышевым во время военных кампаний. Бунтарские замашки графа Чернышева проявились в масонских символах, щедро представленных в декоре как господского дворца, так и Казанской православной церкви. Непосредственное строительство усадьбы в Яропольце по разным источникам приписывают Баженову, Казакову, Жан-Батисту Валлен-Деламоту. И, скорее всего, все они приложили здесь свою руку на разных этапах создания комплекса…

Думаю, излишне говорить, что от всего усадебного комплекса Ярополец Чернышевых сейчас мало осталось: господский дом со следами вяло текущего ремонта (не реставрации, а именно ремонта), запущенный усадебный парк, да грандиозный остов храма Казанской иконы Божьей матери…

Господский дом усадьбы Ярополец Чернышевых в состоянии неспнешного восстановления


Одни из пяти ворот центральной усадьбы (боковые) , через которые мы прошли на территорию после попытки перелезть ограду и слов сторожихи, бабушки-божьего одуванчика, что нормальные люди ползуются воротами


Вид на господский дом усадьбы со стороны парка


Есть в графском парке Стелла в ознаменование визита в усадьбу Ярополец Чернышевых Екатерины II


Храм Казанской иконы Божьей Матери в Яропольце


Есть мнение, что символ Всевидящего ока в равной степени является как масонским, так и христианским...

После 1917 года во дворце усадьбы была устроена больница, а потом дом отдыха имени Павлика Морозова, поэтому хоть как-то усадьба поддерживалась в приемлемом состоянии. Полностью разорен дворец был в октябре 1941 года во время немецкой оккупации. Художественные ценности, собранные графом Чернышевым в ярополецком дворце, после революции в основном перевезены в Новый Иерусалим, где был организован народный музей, который, в свою очередь так же был уничтожен гитлеровцами. Но некоторые немногочисленные ценности сохранились в других музеях.

Усадьба Ярополец Чернышевых расположена в километре от усадьбы Ярополец Гончаровых и разительное отличие их состояния просто режет глаза. Поэтому во времена, когда я там имел место быть, маёвцы на обывательском уровне частенько сокрушались по поводу того, что усадьбу Чернышевых тоже не передают в ведение МАИ. Но вот сейчас, просматривая материалы, я обнаружил информацию о том, что обе усадьбы находятся на балансе института… Выходит, у МАИ силенок не хватило поднять обе… Правда, видно, что какие-то работы по восстановлению ведутся, но сейчас, похоже, именно та стадия, когда невольно думаешь о том, что лучше бы оставили, как было.

Я видел усадьбу тогда же, лет двадцать назад, в один из приездов на базу отдыха института. Очень сожалею, что не довелось заснять виденное: первичный осмотр проводился в сумерках, а следующий день, как это бывает, внес свои коррективы в планы: кажется, мы что-то отмечали. Тогда замок производил действительно сильное впечатление. Он еще не был обнесен глухим железным забором и сквозь железную решетку ограды в темных зимних сумерках угадывались контуры действительно грандиозного, но сильно обветшавшего дворца. Кстати, здесь снимался фильм «На графских развалинах».

Я до сих пор старательно обходил вопрос о приусадебных церквях, надеясь посвятить этому отдельный рассказ, но сейчас пару слов сказать придется. И вот в связи с чем.
Последнее время я с некоторым чувством раздражения отношусь к нытью тех, кто причитает письменно или устно по поводу утраты, разрушения, несохранения будь то самодержавие, социализм, духовные или материальные объекты, занимается обличением, как правило, безадресно или в адрес каких-то абстрактных властных структур. Уверен, что среди этих людей есть авторитетные, объективные специалисты, которые занимаются этим профессионально. Но большинство - дилетанты, оседлавшие этого конька исключительно как дань моде. А после осмотра Казанской церкви усадьбы Ярополец Чернышевых это раздражение переросло в чувство бессильной ярости. Это каким же лицемером и бескультурным выродком нужно быть, чтобы свои воззвания к сохранению культуры выцарапывать на стенах храма, писать краской на мраморном надгробье творца этого шедевра! Я сначала хотел поместить фотографии с этими надписями здесь как упрек всем псевдоборцам, а потом представил, как этот козел с гордостью показывает друзьям на фото и рассказывает, о своем вкладе в дело борьбы за справедливость. Поэтому эти вклады я затер. Хотя, в сети они уже многократно увековечены, к сожалению.

Между тем, Казанская церковь в Яропольце исправно функционировала со дня своего открытия до начала шестидесятых годов прошлого века, когда скончался последний настоятель храма. После этого за бесхозностью, так как РПЦ не озаботилась прислать нового, храм использовался как склад пиломатериалов и для других хозяйственных нужд, пока не был передан в ведение МАИ. В семидесятые годы проводились некоторые реставрационные работы, которые скорее можно назвать консервационными: обновлена крыша, укреплены перекрытия. В 1990 году церковь Иконы Казанской Божьей Матери передали РПЦ, но никаких работ по восстановлению не ведется, хотя у храма есть настоятель . Могу предположить, что храм не восстанавливается РПЦ в силу ненадобности, поскольку рядом, на территории усадьбы Ярополец Гончаровых, уже есть один действующий, давно отремонтированный, хоть и не такой огромный. Зато и содержать его легче. А практицизма и здравого смысла даже в духовной сфере пока никто не отменял.

trof_av wrote in January 21st, 2017

Усадьба Чернышёвых Ярополец (Ерополч) в Волоколамском районе Московской области как архитектурный ансамбль возникла в 1770-е годы. Идея "Русского Версаля" принадлежит полководцу графу З.Г.Чернышеву (это он руководил штурмом Берлина в 1760 году). Дворец с полукруглыми крыльями и пристройками-каре, центральные ворота в форме башен, большой парк с обелисками, оранжереи с бассейнами, пруд, уникальная церковь Казанской иконы Божией Матери и даже мечеть с минаретами - так выглядела усадьба в XIX веке. Усадьбу посещала Екатерина II, в честь её с парке установлен обелиск. Сейчас усадьба находится в плачевном состоянии, но под охраной и закрыта от посещения. Планируется масштабная реставрация, которая уже началась с Казанской церкви.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, сентябрь 2016

1. План усадьбы Чернышевых в ее лучшие годы: 1 - дворец (1770-е гг.), 2- церковь Казанской иконы Божией Матери (1798 г.), 3 - оранжереи с бассейнами, 4 - стены-кулисы у оранжереи и у здания каре, 5 - каре хозяйственных построек примыкающих к дворцу, 6 - хозяйственные постройки, 7 - рига, 8 - въездные "Красные ворота", 9 - коллонада, 10 - балюстрада, 11 - бюст Дорошенко П.Д. (его могила, с часовней над ней, находится недалеко и о ней будет отдельная статья), 12 - обелиск в честь Екатерины II

Историческая справка:
Первые сведения о селе Ярополец относятся к XIV веку. В разных источниках село именуется Ерополч, Ерополча. Современное название села Ярополец в конце XIX века относилось к усадьбе Гончаровых (о ней будет отдельная статья), а усадьба Чернышевых-Кругликовых называлась Ярополчем.
До 1684 года Ерополч был царским дворцовым селом. В 1684 г. по повелению царевны Софьи село Ерополч с соседними деревнями и землями было пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко - плененному гетману Украины. После кончины гетмана его сыновья разделили наследство между собой, а в 1717 г. одна из частей имения перешла к Чернышёвым.

Григорий Петрович Чернышев, купивший в 1717 г. землю у наследников гетмана Дорошенко, являлся генерал-губернатором Московской губернии. Граф Чернышев, ввиду занятости на государственной службе, почти ничего не строил на своих подмосковных землях, за исключением Казанской церкви, заложенной в 1742 г.
После смерти в 1745 г. Г.П.Чернышева имение наследует его сын - Захар Григорьевич Чернышев, известный как блестящий полководец, руководивший в ходе войны с Фридрихом II штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй. Он и считается основателем усадьбы.
З.Г.Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». На площадь перед церковью, игравшую роль торгового и культурного центра всей округи, в соответствии с новым планом стекались пять дорог, связывавших усадьбу с периферией владений (прообразом стал Версаль с лучами-аллеями). К середине 1770-х гг. было завершено строительство парадного усадебного ансамбля. Дворец был выстроен из кирпича в стиле переходном от барокко к классицизму. После подписания в 1774 г. мира с Турцией на территории усадьбы построили мечеть (не сохранилась). Тогда же усадьбу Чернышевых посещала Екатерина II, в честь её был построен обелиск в саду (сохранился до наших дней). З.Г.Чернышев умер в 1784 г, а в 1787 г., в усадьбе случился страшный пожар, интерьеры дворца были почти полностью уничтожены. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий.
В 1780 г. на месте прежнего храма началось строительство уникального по своей архитектуре храма Казанской иконы Божией Матери, который достраивала уже вдова З.Г.Чернышева - Анна Родионовна.
В XIX веке обустройством усадьбы занимался Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. В этот период, в 40-е годы ХIХ века, был перестроен главный дом с флигелями, хозяйственные дворы были соединены с главным домом полукруглыми переходами.
После 1917 года усадьба была национализирована и в ней располагается районная больница, затем санаторий им. Павлика Морозова, в годы Великой отечественной войны - госпиталь. В 1924 г. «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг» были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря.
В годы Великой Отечественной войны усадьба была занята немцами, в здании дворца ими устроен штаб с 30 октября 1941 года по 17 января 1942 года. Служебные постройки, примыкающие к парадному двору, были заняты фашистскими военными частями. Чернышевская усадьба неоднократно подвергалась бомбардировкам, дом-дворец сожжен в ноябре, остались одни только стены. Произведения исскуства, вывезенные из усадьбы в Новоиерусалимский монастырь, погибли во время немецкой оккупации.
Сейчас усадьба принадлежит Московскому авиационному институту, планируется масштабная реконструкция.

2. А так усадьба Чернышёвых выглядит сейчас, вид из космоса

3. Центральная часть парка усадьбыЧернышевых, XVIII в. Террасный регулярный липовый сад, спускающийся к пруду и обширному пейзажному парку. Схематический обмер Н.Л Целищевой

4. Еще один, безымянный план учадьбы

5. Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1780-1798 годы, архитектор неизвестен, а идеологом строительства является граф З.Г.Чернышев. Храм уникален своим устройством - состоит из двух симметричных частей, соединенных сквозным поперечным проходом (притвором), служащим одновременно вестибюлем для каждой из частей. К торцам прямоугольного в плане здания пристроены две одинаковые по форме апсиды: северо-восточная является церковным алтарем, а юго-западная служит усыпальницей Чернышевых. После строительства сюда был перенесен прах фельдмаршала З.Г.Чернышева, умершего в 1784 году и похороненного ранее в другом месте. Виднеющийся между куполами объект - колокольня (1839-1869 гг.), стоящая за церковью. Сейчас церковь и колокольня восстанавливаются (или все-таки реставрируются?)

6. План церкви Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Чернышевых Ярополец

7. Въездные "Красные ворота" и дворец усадьбы Чернышевых

8. "Красные ворота" в форме башен

9. Слева видна часть бывшей пристройки в форме каре

10. Дворец Чернышевых

11. Отдельно стоящая хозяйственная постройка, справа виден флигель с 9 фото

12.

13. Правый флигель у дороги. От бывшей пристройки-каре остались только заброшенные четыре флигеля по углам

14. Входные ворота с правой стороны усадьбы, остатки правого каре

15. Эти же ворота с внутренней стороны усадьбы

16.

17. Еще один правый угловой флигель

18. Главный усадебный дом - дворец Чернышёвых

19. План приспособления дворца усадьбы Чернышевых 1952 года

20.

21. Заросшие ворота в бывшем левом каре со стороны двора усадьбы

22.

23. Флигель с фото 13, но со стороны двора

24. "Красные ворота" со стороны двора и церковь Казанской иконы Божией Матери

25. Декоративные архитектурные элементы на фасаде дворца

26.

27. Это фото уже за пределами двора. Дальний верхний правый флигель бывшего правого каре

28. он же

29. Недостроенное здание на месте правого каре

30. Дворец со стороны парка

Недалеко от древнего российского городка Ярополец , что в окрестностях Волоколамска , располагалась усадьба, которую в свое время по праву называли «Русским Версалем » Это бывшее поместье Чернышевых .

Здесь тишина и запустение. Парадный вход в усадьбу обрамлен живописными башнями. Дом полуразрушенный, но поставлена новая крыша - похоже на вялотекущую реставрацию. Окна первого этажа забраны решетками, двери закрыты наглухо. Такие же грустного вида флигеля и служебные постройки виднеются рядом. Зданием можно полюбоваться через забор. Этого вполне достаточно для впечатлений, особенно если путешествуешь с детьми: травмоопасно.

Про Чернышевых и усадьбу

Кто такие Чернышевы? Это интересно, поэтому немножко истории.

Началась его история с конца семнадцатого века, когда в 1684 году царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение со всеми окрестными селами Петру Дорофеевичу Дорошенко - бывшему украинскому гетману. Петр Дорофеевич прожил в имении последние четырнадцать лет жизни и был похоронен недалеко от своей усадьбы.

После его смерти имение отошло к его сыновьям, которые поделили наследство, и в 1717 году один из наследников мятежного гетмана продал свою половину Григорию Петровичу Чернышеву .

Первый из Чернышевых, Григорий Петрович, удивительная личность. Предки его носили фамилию Чернецкие и были поляками. Григорий служил в денщиках у Петра Первого. Царь его жаловал, особенно за успехи во время шведской кампании. Григорий Петрович стал кавалером ордена святого Андрея Первозванного, сенатором и графом. В 1717 году он купил половину вотчины Ярополец.

У него был сын Захар Григорьевич (1722—1784 гг.), генерал-фельдмаршал, известный полководец, бравший Берлин в 1760 году. Карьера его была еще более блистательной: зачислен в гвардию уже в 13 лет,в 19 лет - капитан, в 20 - посол в Вене, позже - участник войны за австрийское наследство, Семилетней войны с пруссаками, в 36 лет - генерал-поручик. При Екатерине II пожалован в генерал-аншефы, управлял Военной Коллегией, был генерал-губернатором Белоруссии. В 1782 назначен московским главнокомандующим и градоначальником Москвы (получается, один из предшественников Лужкова!) . В соответствии с «Учреждением об управлении губерний Всероссийской империи» создал структуру губернских государственных учреждений, провел подбор чиновников, осмотр зданий присутственных мест, разграничение территорий со смежными с Московской губерниями (Тверской, Смоленской, Владимирской, Рязанской). 4 октября 1782 объявил о торжественной церемонии «открытия Московской губернии». Деятельность Чернышева получила одобрение императрицы, в октябре 1782 она изъявила свое «благоволение за успех в делах». При Чернышеве был произведен ремонт стены Китай города, вдоль Ка-мер-Коллежского вала выстроены 15 застав с караульными помещениями. Построенный Чернышевым дом на Тверской улице был после его смерти выкуплен казной и стал официальной резиденцией высших чинов московской администрации.

Но был и такой момент, когда казалось, что карьера этого замечательного человека резко оборвалась. В 1762 году З.Г.Чернышев неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в "фавор" попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы. Впрочем, через два года вновь был принят на службу и обласкан, но благодаря этой отставке возник «Русский Версаль».

Захар Григорьевич - самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в ансамбле создании роскошного дворцово-паркового ансамбля родового майоратного имения.. Привлечены были лучшие архитекторы Баженов, Казаков и их ученики. В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошла уже существовавшая церковь с колокольней.

Строительство усадьбы началось в середине восемнадцатого века (в начале 1760-х годов), и какой-то момент переросло в создание представительской резиденции. В ходе строительства между четырнадцатью селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, в самом Ярополче построена барская усадьба с дворцом , храмом, служебными постройками , огромным парком. Центром композиции стала большая площадь перед дворцом, обнесенная каменной стеной с пятью воротами. От ворот в разные концы поместья разбегались лучи проспектов.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок , на башнях развевались штандарты Чернышевых , над проездом размещался родовой герб. Дуговые аллеи соединяли двухэтажный дворец с двумя каре хозяйственных корпусов. Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма , несвойственном Подмосковной усадьбе , является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филёнок и оконных наличников с гирляндами и лепными замками. Предположительно, автором проекта являлся ведущий мастер неоклассицизм а того времени — Жан-Батист Валлен-Деламот, автор таких известных зданий в Петербурге, как Академия художеств и Гостиный двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева , брата владельца усадьбы.
Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем »

В 1774 году Чернышев добивается от императрицы указа об учреждении в Яропольце майоратного имения . После этого усадьба не подлежит дроблению, продаже или конфискации и передается по наследству старшему в роду. А в 1775 году Екатерина II самолично посетила подмосковную резиденцию Чернышева в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией. В честь приезда императрицы на нижней террасе воздвигли обелиск , облицованный цветными мраморами и гранитом. Государыня осталась довольна, заметив, "что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе ".

В 1787 году пожар уничтожает первоначальное убранство усадьбы. На сохранившихся фотографиях можно увидеть более поздние интерьеры дворца. Среди помещений выделялся «Голубой Зал », в котором размещалась портретная галерея Чернышевых . В отличие от других галерей ее составляли не живописные, а исключительно скульптурные изображения. Члены семьи были увековечены в барельефах работы Ж.-Д. Рашетта и мраморных бюстах Ф.И. Шубина.

Спустя год после пожара, в 1788 году над галереями-переходами к основному объему надстраивается второй этаж, а флигелям пристраиваются, башни с винтовыми лестницами.
Следующее изменение облика усадьбы, согласно хроникам, происходит в конце первой половины XIX века - 1830-1840 годах пристраиваются дугообразные переходы, связывающие дворец со служебными корпусами.

Одна из сестер внучатого племянника фельдмаршала , причастному к декабристскому движению З. Г. Чернышева (1798 - 1826), Софья, вышла замуж за действительного статского советника Ивана Кругликова, которому решением правительственного Сената в январе 1832 года было предоставлено право принять фамилию и герб рода графов Чернышевых. С этого момента Ярополецкое имение числиться за Чернышевыми-Кругликовыми. В июле 1847 года скончалась С.Г. Чернышева. И.Г. Чернышев-Кругликов ходатайствовал об утверждении неделимого имения его супруги за их малолетним сыном Ипполитом. Вскоре, в ноябре 1847 года умирает и сам Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. По достижении совершеннолетия Ипполит становится владельцем и распорядителем всего недвижимого имущества. Деловая переписка с Ипполитом Ивановичем подтверждает его управление имением почти до конца XIX века. Затем Софья Кругликова выходит замуж за Безобразова и до 1917 года усадьбой владели Чернышевы-Безобразовы.




Мебель из усадьбы Чернышева




Судьба внутреннего убранства и коллекций. Все ценные предметы из усадьбы Чернышевых, как и из других усадеб Подмосковья, были вывезены и переданы в Государственный художественно-исторический музей, созданный в 1920г. на территории закрытого Ново-Иерусалимского монастыря. Позднее он стал называться опытно-показательный краеведческий музеем Московской области. Такой как бы музейный колхоз. В декабре 1941 года, в ходе боев под Москвой, саперы дивизии "Райх" взорвали "Новый Иерусалим". При взрывах и пожарах погибла вся музейная экспозиция и большая часть музейных коллекций в фондохранилищах.
Судьба усадьбы. В период с 1920 г. по 1928 г. здесь была сельская больница, а потом - санаторий им. Павлика Морозова. Во время войны усадьба была сильно разрушена, и поэтому больше никак не использовалась. За одним исключением: в 1953 г. на территории усадьбы проходили съемки кинофильма "На графских развалинах".


Про парк и окрес тности

За усадьбой к пруду спускается парк. Только ради него стоило сюда приехать! Широкие аллеи, древнего вида липы, прекрасные разного размера и в разной степени заросшие пруды, протекающая через сад река лама, дальний сосновый лес… В центре парка возвышается гранитный обелиск в честь визита императрицы Екатерины II в 1775 году. (Аналоги: Архангельское, Кусково). Наиболее хоженая тропа с асфальта в парк проходит так, что усадебный дом остается по правую руку.

Постепенно спускаясь по склону, вы услышите усиливающийся звук падающей воды. Откуда же здесь, в парке XVIII века, на совершенно равнинной, тихой речке Ламе мог взяться водопад? Он рукотворный. О нем пойдет речь в другом посте.