Загадки столкновения эсминца «Fitzgerald»: американские моряки проспали. К столкновению контейнеровоза ACX CRYSTAL с эсминцем USS FITZGERALD

Расследование столкновения американского эсминца DDG-62 «Fitzgerald» с контейнеровозом «ACX Crystal», чуть было не стоившее ему жизни, ставит перед следствием загадку за загадкой. И на вопрос, куда смотрели в это время на мостиках столкнувшихся кораблей, половина ответа уже есть. На одном из них, скорее всего никого не было, а на втором...

Мы уже писали, как ночью 17 июня 2017 года филиппинский контейнеровоз «ACX Crystal» протаранил американский эсминец «Fitzgerald» и чуть было не отправил его на дно. Корабль получил значительные повреждения надстройки и подводную пробоину, и пока до конца не ясно во сколько это обойдется американскому бюджету.

Это вопрос будущего, а пока пришло время разобраться, а что собственно произошло. В сеть выложен ролик, на котором отмечен как перед, во время и после столкновения передвигался филиппинский контейнеровоз «ACX Crystal».

По таймингу 1.06 похоже момент столкновения, после которого корабль взял резко вправо, и затем вышел на прежний курс с поправкой на столкновение (1.19). Затем он некоторое время двигался этим курсом и вдруг на 1.52 резко развернулся и пошел к точке столкновения, где сделав несколько зигзагов, ушел.

Вот что пишет об этом аналитик Daily Mail Стефан Воткинс.

Судя по маневрам судна, он таки действительно шел на «автопилоте», то есть управлялся автоматикой, а не человеком. Уже после столкновения, когда кто-то добежал до мостика корабль развернулся и вернулся, чтобы разобраться, а что собственно произошло. Разобравшись, то есть увидев, полузатопленный эсминец ВМС США, контейнеровоз сообщил о столкновении, что сразу же подхватили мировые СМИ.

Это произошло примерно в 2.20 минут по местному времени. Именно это время и было сообщено прессе, как время столкновения. А между тем запись и команда контейнеровоза (и японская береговая служба по данным слежения) утверждает, что столкновение произошло в 1.30 минут.

Почему это так важно

На самом деле очень важно, так как отсюда возникает вопрос, вернее, два. Ладно, сухогруз шел на «автопилоте», это нормально. Но как военные моряки, у которых работает навигационная РЛС, проворонили корабль длиной 220 метров, идущий к тому же со включенными огнями?

Они что тоже шли на автопилоте, а вахтенные спали (как вариант смотрели порнуху на гаджетах, за что недавно отстранили от командования одного американского капитана)? И это-то в боевом походе, где как заявляет администрация Белого Дома корабли ВМС США защищают «мирное небо Японии».

Ага, эти защитят. Себя хотя бы защитили.

Но это только первый вопрос. Второй звучит не менее остро. А почему, получив пробоину и борясь за спасение корабля, американские моряки не сообщили в штаб об инциденте, и командующему флота пришлось опираться на данные сообщенные прессой? Чем они 40-50 минут после столкновения занимались? Паникой? Ладно, командир корабля ранен, но есть же старпом и он в этом случае берет командование на себя и все матросы находятся согласно «расписания».

И временный командир корабля просто обязан был сообщить об инциденте. Ладно, Бог с ним, некогда было передавать, или нельзя («а вдруг это войнаааааа!!!»), надо было корабль спасать, но ведь потом, можно было сообщить точное время столкновения? Почему это не сделали? Это порядок такой на «образцовом» флоте мира? Если да, тогда понятно, почему сегодня американские военные разводят руками перед японской службой береговой обороны, которая выдала комиссии по расследованию совершенно иные данные о времени столкновения.

Собственно теперь картина происшедшего начинает вырисовываться. Система «автопилота» хорошо работает в случае, когда навстречу идут гражданские суда оснащенные единой системой навигации со спутниковым контролем. Они друг друга «видят» и могут разойтись. Но в этой системе нет и не может быть военных кораблей (по понятным причинам), а потому автопилот контейнеровоза и не мог на него среагировать. Это было дело эсминца уйти от столкновения. Но он не ушел. Видимо американцы так увлеклись «звездными войнами» с боеголовками Ким Чен Ына, что не увидели громадины наваливающейся на их правый борт.

В общем, проспали парни, а потом на корабле, похоже, началась легкая паника и только чудо спасло его от встречи с Нептуном.

Ждем продолжения этой увлекательной истории, судя по всему нас в ней ждут еще открытия.

Американский эсминец Fitzgerald столкнулся с торговым филиппинским судном неподалеку от берегов Японии, сообщает пресс-служба США. Инцидент произошел в 2.30 17 июня по местному времени (20.30 мск, 16 июня) в 56 морских милях (103,7 км) от города Йокосука.

«ВМС США запросили помощь Береговой охраны Японии после столкновения», — говорится в сообщении ведомства. Указывается, что ВМС США уже расследуют инцидент.

Позже в официальном твиттере Седьмого флота ВМС США появилось сообщение с подробностями об инциденте.

Согласно сообщению, столкновение произошло с судном под флагом Филиппин. После столкновения корабль начал движение в сторону порта японского города Йокосука. В результате инцидента американский военный корабль получил пробоины, в нем наблюдается подтопление.

Тем не менее угрозы затопления судна нет, уверяют в свою очередь японские власти. Совместно с Береговой охраной Японии началась подготовка к эвакуации команды эсминца.

Вскоре японский телеканал NHK сообщил о том, что связь с семью членами экипажа военного корабля не удается установить.

Кроме того, телеканал сообщил как минимум об одном пострадавшем. В то же время Седьмой флот ВМС США на тот момент не располагал какими-либо данными о пострадавших. Также японское СМИ уточнило, что эсминец столкнулся с контейнеровозом.

Фоторепортаж: Эсминец США столкнулся с торговым судном

Is_photorep_included10725647: 1

По данным издания, командир корабля Брайс Бенсон «недееспособен» после инцидента, управление эсминцем взял на себя его помощник. Бенсон эвакуирован с эсминца.

Пресс-служба Седьмого флота ВМС США подтвердила наличие двух пострадавших, один из которых действительно оказался командиром судна.

«К настоящему времени известно, что в медицинской эвакуации нуждались два пациента. Один из них — командир Брайс Бенсон», — говорится в сообщении пресс-службы. В настоящий момент офицер госпитализирован, его состояние оценивается как стабильное.

«Два моряка помимо командира Бенсона были эвакуированы с Fitzgerald в госпиталь ВМС США Йокосука», — говорится в сообщении.

Кроме того, ВМС подтвердили информацию о нескольких пострадавших моряках, а также о семи пропавших членах экипажа. Их поисками занимается Береговая охрана Японии.

Позже в СМИ появились сведения и о судьбе филиппинского корабля. Так, стало известно, что это судно модели ACX Crystal водоизмещением более 29 тыс. тонн и длиной 222,6 м.

В ходе столкновения у корабля пострадал левый борт, однако повреждения настолько незначительные, что контейнеровоз своим ходом должен добраться до токийского порта. Кроме того, сообщается, что никто из 20 членов экипажа контейнеровоза не пострадал.

Ранее в мае у берегов Японии произошел еще один подобный случай. В Японском море произошло столкновение корабля ВМС США с рыболовным судном Южной Кореи. Инцидент произошел во время учений, в которых принимал участие американский крейсер.

В тот раз сообщений о каких-либо жертвах ЧП не поступало.

Похожий инцидент в апреле произошел и с российским военным кораблем. В проливе Босфор вблизи Турции разведывательный корабль «Лиман» Черноморского флота столкнулся с грузовым судном. В результате столкновения российский корабль затонул, однако все 78 человек экипажа были спасены и вернулись в Россию. На борту «Лимана» находилась секретная аппаратура. Для того чтобы поднять ее с затонувшего корабля, был снаряжен специальный отряд военных водолазов.

Непредсказуемость поведения кораблей Седьмого флота ВМС США становится угрозой для международного судоходства. Ракетный эсминец ВМС США "Джон Маккейн" сегодня утром столкнулся с танкером восточнее Сингапура. По сообщению пресс-службы флота, эсминец получил повреждения в кормовой части, десять матросов пропали без вести, пятеро членов экипажа получили ранения . "Джон Маккейн" сохранил ход, но утратил боеспособность. Президент США Дональд Трамп назвал инцидент "очень плохим".

Судно Alni MC повреждено в районе форпика, на семь метров выше ватерлинии, никто из членов команды не пострадал. Начато расследование инцидента. Власти Сингапура и Мьянмы ведут поисково-спасательные операции.

Ранее (17 июня) возле берега японской префектуры Сидзуока произошло столкновение эсминца "Фицджеральд" ВМС США и филиппинского контейнеровоза ACX Crystal (длиной 222 метра и водоизмещением 29 тысяч тонн). Капитан ACX Crystal заявил, что эсминец не реагировал на его предупредительные сигналы. В результате инцидента погибли семеро американских матросов . "Фицджеральд" получил пробоину ниже ватерлинии и был частично затоплен. Итоги расследования показали, что столкновение с филиппинским судном . Три старших офицера ВМС США уволены в связи с утратой доверия.

© AP Photo / Eugene Hoshiko


© AP Photo / Eugene Hoshiko

Очевидно, гражданским морякам от этого не легче. И официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин сегодня выразила озабоченность китайской стороны в связи с угрозой безопасности судоходства в Южно-Китайском море.

Навигация методом "исключительности"

В азиатских проливах одновременно встречаются десятки кораблей и судов разных стран. Это не хаотичное, а вполне упорядоченное правилами движение (как на автомагистрали). И торговое судно Alnic MC (под флагом Либерии) с 12 тысячами тонн мазута в танках планово направлялось в порт Сингапура. Через полтора часа после восхода солнца не заметить его в море сложно даже невооруженным глазом — 183 метра в длину и 32 метра в ширину (водоизмещение — свыше 30 тысяч тонн). Тем более яркая отметка присутствовала на экранах радаров американского эсминца "Джон Маккейн". Неужели в море стало настолько тесно — и одновременно отказали глаза и РЛС?

Американский ракетный эсминец "Джон Маккейн" класса Arleigh Burk (длиной около 150 метров, водоизмещение 6630 тонн) спущен на воду в 1992 году, имеет развитый комплекс ракетного вооружения, систему управления Aegis, в состав которой входят достаточно эффективные РЛС для обнаружения воздушных и надводных целей . Экипаж корабля — 337 человек, и просто невероятно, что на вахте никого не насторожило опасное сближение с танкером.

Разумеется, большому кораблю маневрировать сложнее , но пространства в море предостаточно. Известно, что зона циркуляции двух кораблей опасна, но правила судоходства это учитывают. Надо просто их соблюдать. Все же статистика американских таранов — из области психологии с примесью идеологии "исключительности ". Регулярные столкновения боевых кораблей ВМС США с гражданскими судами выглядят закономерными в силу пренебрежения международными правилами и "второсортными" странами и людьми.

Напомним: летом прошлого года в Средиземном море американский эсминец "Грейвли" преднамеренно сблизился с российским СКР "Ярослав Мудрый" на дистанцию 60 метров по левому борту и пересек курс движения сторожевого корабля по носу на опасном расстоянии в 180 метров . В тот раз молитвами Маккейна все обошлось, а сегодня ВМС США получили хорошего пинка.

Молитва вместо правил

Вероятно, вахтенные эсминца "Джон Маккейн" все видели, но полагали, что филиппинские моряки во всех случаях обязаны пропустить "гегемонов". Здесь вспоминается анекдот про американский авианосец, который требовал от испанского маяка уступить дорогу. Однако количество подобных ситуаций в реальности уже переходит в нешуточные последствия столкновений — только в двух последних инцидентах погибли 17 военных моряков. А смелые рейды того же "Джона Маккейна" в Южно-Китайском море вблизи спорного архипелага Спратли и рифа Мисчиф вызывают серьезное возможно, чреватое большими потерями ВМС США.

Возможно, играет роль магия имени. Известно, что эсминец "Джон Маккейн" назван в честь деда и отца сенатора-республиканца Джона Маккейна. Все три Маккейна предпочитали смотреть на мир через прицел. И все же в сложной обстановке целесообразнее соблюдать международные правила навигации, а не молиться, как это делает сенатор Маккейн. Море ошибок не прощает.

Американское аналитическое издание The National Interest отмечает : "Одним из недостатков эсминцев типа "Арли Берк" является его слабость в противокорабельной борьбе. Противокорабельных средств у него явно недостаточно. Только на более старых версиях корабля имеется восемь устаревших противокорабельных ракет Harpoon. Это проектная особенность, поскольку серьезных надводных угроз для эсминца не существует".

Как выясняется, надводных угроз у эсминца сколько угодно, включая "незаметные" крупнотоннажные контейнеровозы и танкеры.

Как жить, куда спрятать корму ВМС США?

ТАЛЛИНН, 17 июн — Sputnik. Эсминец ВМС США USS Fitzgerald столкнулся с контейнеровозом ACX Crystal, шедшим под флагом Филиппин. Инцидент произошел к юго-западу от японского города Йокосука 17 июня ночью, сообщает РИА Новости .

В результате столкновения пострадали как минимум три человека, включая капитана корабля Брайс Бенсон. Все они получили рваные раны и ушибы. Пострадавшие были доставлены в госпиталь ВМС США Йокосука. Сообщается, что капитан находится в стабильном состоянии, состояние двух других моряков оценивается.

Помимо пострадавших в результате инцидента сообщается о семи пропавших без вести членах экипажа эсминца. Корабль и японская береговая охрана продолжают их поиски.

В результате столкновения оба корабля получили повреждения. Эсминец получил повреждения правого борта, в некоторые отсеки корабля проникла вода, при этом он остается на ходу.

"USS Fitzgerald получил повреждения правого борта как ниже, так и над линией воды. Столкновение привело к подтоплению", — сообщили пресс-службе ВМФ США. Отмечается, что эсминец остается на собственном ходу, хотя работа его двигателей ограничена.

При этом седьмой флот ВМФ США сообщает на своей странице в Twitter, что течь удалось стабилизировать.

Оба судна после инцидента продолжили следование. Эсминец направляется в порт дислокации Йокосука, а контейнеровоз — на северо-восток от острова Идзуосима.

© REUTERS / KYODO

Случаи столкновения судов в мире в 2017 году

В этом году это уже не первый случай столкновения крупных морских судов. Так, 11 мая в водах залива Сквиллаче итальянская подводная лодка Scirè столкнулась с торговым судном. В результате инцидента никто из команды подлодки или экипажа торгового корабля не пострадал.

9 мая американский военный корабль, проводивший учения, столкнулся с южнокорейским рыболовным судном в Японском море. Не уточнялось, какой именно американский корабль участвовал в инциденте. На рыболовном судне никто не пострадал.

27 апреля в 40 километрах от Босфора российское исследовательское судно Черноморского флота "Лиман" столкнулось с судном "Ашот-7" и получило повреждения по правому борту. Экипажи обоих судов спасены. Причиной инцидента мог стать туман.

20 марта недалеко от порта Барселоны в море произошел инцидент с участием российского танкера-химовоза "Мидволга-2". Он столкнулся с рыболовным судном El Fairell, в результате чего оно затонуло. Два человека погибли.

Как известно уже даже моим соседям – макакам из священных джунглей по соседству с моим домом, контейнеровоз ACX CRYSTAL столкнулся с американским эсминцем USS FITZGERALD около 0230 Токийское время 17 июня в районе точки 34 32N 139 05E, 10 миль к юго-востоку от Шимода, полуостров Идзу, Хонсю, Япония. Контейнеровоз ударил форштевнем и левой скулой эсминец в правый борт в районе мостика, в результате эсминец получил сильные повреждения. 7 членов экипажа эсминца пропали без вести – все или часть видимо, выпали за борт, несколько моряков ранены, трое из них сняты вертолетом и доставлены в госпиталь.

Контейнеровоз (под филиппинским флагом, но оперируемый японской NYK) отделался сравнительно легко, получив повреждения бака по левому борту, и форштевня – там вроде как пробоина. Через некоторое время после столкновения он возобновил движение в сторону Токио, куда он и следовал из Нагои.
Корпус эсминца по правому борту получил несколько пробоин, в т.ч. подводных, с поступлением воды в корпус. Он ограничен в движении. Судя по последним фото, эсминец с креном на правый борт движется, скорее всего, на базу в Йокосука, в сопровождении буксиров, или уже полностью на буксире.

Как обычно в таких случаях, виновны, в разной степени, оба участника столкновения. Лично я всегда склонен возлагать большую часть вины на военных. В конце-концов, это военный корабль, всегда готовый к маневру и уклонению от опасности. На корабле к каждому механизму приставлено по моряку, на каждую задачу – от наблюдения до расчета маневрирования на расхождение – по отдельному моряку или целой группе. Торговое судно похоже на большой пассажирский авиалайнер – взлет, следование по прямой, посадка, с минимумом маневрирования. Чем больше судно, тем труднее ему маневрировать, особенно в водах, аналогичных тем, где столкнулись эсминец и контейнеровоз. Торговому судоходству надо от этого мира, в этом плане, только одно – чтобы на путях его следования не суетились под ногами военные и рыбаки, особенно мелочь прибрежного лова.
Военные, как известно, весьма часто ведут себя и непрофессионально, и рискованно для окружающих. Это их общая болезнь, всех ВМФ всех стран мира. Весь мир существует для них, а они героически несут свою трудную героическую службу. У меня несколько иная точка зрения – торговый флот работает на весь мир, и не будь торгового флота, не было бы и военных, кто бы их строил, кормил, одевал и вооружал, а?

СМИ пишут всякую чушь, мало кто ограничивается сухим описанием ЧП максимально общего характера, чтобы избежать ошибок. Российским СМИ особенно полюбилась фантазия на тему «американский эсминец врезался в японское торговое судно». Часть СМИ все-таки, ведут себя относительно достойно, но многие не скрываясь, ликуют, причем чем более ошибочно и непрофессионально подана новость, тем больше ликований.
Ну, а уж в соцсетях и комментах, понятно, творится сущий ад. Гром победы, раздавайся, веселися, храбрый росс. Цусима и ЛИМАН отмщены. Победа видна уже и без бинокля. Впору закатывать парад на Красной площади, с гимном, Путиным и Шойгу, и награждением адмиралов, а также попутно, депутатов. Не отстают от ликований простых людей доброй воли России и прочие народности, особенно отчаянно радуются наши братья южные славяне, от Болгарии до Будапешта, и конечно, народы исламского мира. Эсминец USS FITZGERALD подарил простым людям доброй воли большой и неожиданный праздник. Тяжелый и даже безнадежный это случай, люди доброй воли. И почему их так много?