Женские образы в творчестве н некрасова. Женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова - сочинение по Литературе

Многочисленные творческие работы Николая Некрасова были посвящены простому русскому народу, который подвергался сильнейшему угнетению. Поэт неоднократно пытался раскрыть тему жизни обычного крестьянина, осветить все тонкости существования.

Особое отношение автора чувствуется именно к женщине, к обычной крестьянке, которая брала на себя неподъемную ношу и достойно несла ее. Ведь как можно было сохранить семью, вырастить и воспитать детей в такое сложное время?

Уважительно Некрасов относится и к женским персонажам в своей грандиозной поэме « ». Уже в начале произведения, читатель может ознакомиться с обобщенным описанием простой женщины – труженицы, обычной крестьянки. Перед нами появляются образы и молоденьких девиц, и завистливых баб, которые всегда были и будут среди людей.

Затем, в одной из частей поэмы под названием «Пьяная ночь» автор знакомит нас с худенькой и обессиленной от работы Дарьюшкой. И днем и ночью она находится на службе у богатых людей, выполняя все поручения и приказы.

Продолжая вчитываться в текст поэмы, читатель знакомится с самым ярким женским образом. Перед нами . В главе «Крестьянка» Некрасов описывает судьбу и жизнь этой женщины еще с юных лет и по сей день. На ее примере, можно проследить жизненный путь любой крестьянки, наполненный трудностями и тягостями. Однако ее стойкий характер и желание жить показывает читателю, насколько сильным и волевым был русский человек.

Матрена Тимофеевна необычайно красива. Она обладательница настоящей русской внешности – черные брови, густые волосы, большие глаза. Поведав душевную жизненную историю, Матрена рассказала странникам обо всем, что ей пришлось пережить. У нее было счастливое детство, которое закончилось после замужества. Тяжкий труд свалился на ее плечи. Она должна была угождать хозяевам усадьбы, в которой работала, выполняя любые прихоти.

Могла героиня поплакаться только лишь старику Савелию. Однако и он нехотя обидел женщине, причинив ей сильнейшую боль. Не уследил старый за маленьким сынишкой Матрены, «скормив свиньям». А затем, обвинили Матрену в продуманном убийстве младенца и назначили вскрытие. И ничего не поделаешь, не попрешь против судей. Савелий приказал Матрене только лишь терпеть.

Далее, выдержала героиня и голодные годы, и жестокие обиды окружающих. И мужа своего отстоять смогла, вымоливши у губернаторши его избавление от солдатчины. За такие старания, за силу воли и прозвали Матрену Корчагину самою счастливою. Однако героиня так не считала. По ее словам, не может быть женщина счастливою, ведь ей судьба велела за всех беспокоиться и сопереживать, брать на себя работу чужую и достойно выполнять ее.

Николай Алексеевич, создавая в поэме образ русской женщины, пытался описать, насколько тяжкой была ее доля, какую трудную работу она должна была выполнять. Однако, несмотря на это, простая крестьянка сохраняла свою женственность, красоту и доброту, желание быть любимой, рожать и растить детишек своих.

Женские образы в произведениях Н. А. Некрасова

И в лице твоем, полном движенья,

Полном жизни, - появится вдруг

И бессмысленный, вечный испуг.

Н. А. Некрасов

Нет такого поэта или писателя, в произведениях которого отсутствовали бы женские образы. Во все времена женщина вдохновляла поэтов. Ей посвящались элегии, послания, поэмы. Воспевались женская красота, нежность, чуткость, но редко когда писалось о чувствах женщины, ее переживаниях, ее доле.

Не случайно в качестве эпиграфа к данному сочинению взяты строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка». Николай Алексеевич Некрасов, как никто другой, сумел рассказать нам о судьбе русских женщин. Стихотворение «Тройка» одно из первых в его творчестве, где на первый план выходит изображение тяжелой доли крестьянской девушки:

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Образ женщины-матери также проходит через творчество Некрасова. Чувство его было искренним и неподдельным и шло из детства поэта, от любви к матери. Он всегда вспоминал о ней с нежностью и теплотой, отмечая ее огромное влияние на всю свою жизнь. К образу матери поэт обращается во многих произведениях, таких как «Родина», «Рыцарь на час», «Мать».

С головой бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты, грудью своей

Защищая любимых детей.

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Тяжелая судьба русской женщины очень волновала поэта. Особенно горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки:

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

На женщину русской земли.

Завязавши под мышкой передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник,

В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...» Некрасов называет русскую женщину многострадальной матерью «всевыносящего русского племени». И это правильно. Тяжелая, изнуряющая работа, ребенок, которого не с кем оставить, - все это делает русскую женщину героиней.

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Тему тяжелой женской доли продолжает поэма «Мороз, Красный нос», но в ней русские женщины показаны не сдающимися, волевыми, красивыми. Характерен образ Дарьи, которая посмотрит- рублем одарит. Она из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Все спорится в ее руках, все в ее власти: дом, работа, дети. Но со смертью кормильца жизнь ее резко меняется. Теперь ей са-мой надо будет и землю пахать, и урожай собирать, и детей кормить. Поэтому смерть в зимнем лесу для Дарьи является избавлением ее от скорби и непосильного труда.

«Кому на Руси жить хорошо». Рассказанная самой героиней история жизни делает ее более правдивой и достоверной, а народные песни, имеющиеся в тексте главы, лишь усиливают впечатление.

До замужества росла Матрёна Тимофеевна как у Христа за пазухой. Родные жалели ее, так как предчувствовали нелегкую жизнь, которую готовит ей судьба в чужой семье. Так и получилось:

И хотя любил ее муж и не бил плетью, многое ей пришлось вынести: и смерть сына, и порку.; Однако не сломалась Матрена Тимофеевна, выдержала столько, что счастья за работой, за хлопотами, за каждодневным страхом за судьбу детей так и не увидела. А впрочем, разве не в этом женское счастье?

«Орина, мать солдатская» Некрасов говорит о простой женщине, сын которой вернулся из царской армии, но, сокрушенный болезнью, вскоре умер, оставив мать одну. Велико горе материнское!, «горя реченька бездонная».

Жизнь женщины - это вечное терпение, независимо от того, к какому сословию она принадлежит..

«Русские женщины» посвящена подвигу жен декабристов, которые отправились за мужьями в ссылку в Сибирь. Княгини Трубецкая и Волконская оставили все: родных, богатство, положение в обществе ради того, чтобы быть со своими мужьями, переносить тяготы и лишения, вызванные дорогой. Декабристки шли на каторгу, веря в свое предназначение - страдание осилить терпением. Поэт описал подвиг только двух женщин, хотя было их куда больше, но именно Волконская и Трубецкая «другим дороги проложили». Он описывает мужество жен декабристов, их стремление быть рядом с мужьями в трудную минуту. Так, княгиня Трубецкая спорит с иркутским губернатором, чтобы тот дал ей коней для того, чтобы она могла ехать дальше:

Подпишу! И живо - лошадей!..

О своем назначении она говорит:

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

Вторая часть поэмы посвящена княгине Волконской. Как и Трубецкая, эта женщина последовала вслед за мужем и остановить ее не могли ни отец, ни мать, ни братья:

Была из-под Киева вызвана мать,

«образумить» меня приказал.

Но волю мою сам Господь подкреплял,

Испытания, выпавшие на долю княгини, не сломили ее, а напротив, укрепили в ней дух и веру в правильность ее решения следовать в Сибирь. Это настоящая патриотка, и даже муж был поражен: ее самоотверженностью: «Так вот ты какая!» - Сергей говорил».

Для Некрасова образ матери, образ женщины, образ жены был главным в его творчестве. Хочется сказать спасибо этому великому мастеру слова, который сумел не только рассказать о русской женщине, но и пожалеть ее и возвысить.

Лирика Н.А. Некрасова традиционно воспринимается как, в первую очередь, лирика гражданская. Сам поэт говорил про себя, что он «лиру посвятил народу своему». Некрасов описывал народную жизнь, полную лишений, унижений, бесправия. И, в то же время, прославлял русский народный характер, позволяющий простому человеку сохранять чувство собственного достоинства, оптимизм, веру в будущее.

Среди простых героев Некрасова немало и женских образов - теме горькой доли русской крестьянки посвящено множество стихотворений поэта. Героини Некрасова совершенно разные, но их объединят прекрасный облик (как внешний, так и внутренний) и сложная женская судьба.

Так, героиня стихотворения «В дороге» по барской прихоти была приобщена к культуре, воспитана вместе с детьми помещика. А затем, опять же по барской прихоти, была выдана замуж за простого мужика. Жизнь в замужестве стала для этой героини кошмарным сном – ведь она не была приучена ни к крестьянскому труду, ни к полуголодному существованию. Но истинная трагедия этой женщины заключается в том, что, почувствовав себя человеком, она в один миг оказалась в положении бесправного животного.

Историю этой женщины рассказывает ее муж. И он, и мы прекрасно понимаем, что героиня погибнет – от тоски, от нравственных мучений, от невозможности что-либо изменить: «Погубили ее господа...»

Примером типичной судьбы крестьянской женщины является жизнь Матрены Тимофеевны, героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Этой героине пришлось немало пережить в своей жизни - смерть детей, побои, голод, одиночество, ощущение полного бесправия. Она убеждена, что простая женщина не может быть счастливой: «Не дело между бабами счастливого искать». Однако, несмотря на все тяготы, эта героиня сумела сохранить внешнюю стать и красоту, сумела сохранить свое достоинство, оптимизм, сердечную доброту и чувство юмора. Недаром она пользуется большим авторитетом среди односельчан.

Но героини Некрасова – это не только крестьянки. Поэт описывает горькую долю женщины вообще, независимо от ее происхождения. Так, например, жизнь героини стихотворения «Еду ли ночью по улице темной» - одна большая мука. Эта женщина ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил».

Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, - только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг – она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок можно назвать подвигом. Женщина не пожалела себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей.

Все героини Некрасова поистине прекрасны. Они, несмотря на «грязь жизни», сумели сохранить в себе человека. Именно женщины являются поддержкой и опорой для сильной половины человечества, а иногда стоят наравне с мужчинами в идейной, политической борьбе. В 1855 году Некрасов пишет поэму «Саша», в которой рассказывает историю о том, как девушка Саша, дочь мелкопоместных дворян, выросшая среди природы и знающая о тяготах народной жизни, решила посвятить свою жизнь служению народу:

Чем неутешнее дитятко ваше,

Тем встрепенется светлее и краше:

В добрую почву упало зерно -

Пышным плодом отродится оно!

Поэма Некрасова «Русские женщины» посвящена женам декабристов, не побоявшихся поехать за своими мужьями в Сибирь и обречь себя на ссыльную жизнь. Эти благородные, красивые женщины, изнеженные и избалованные, нашли в себе силы бросить привычное им существование ради любимых мужей и той благородной цели, за которую пострадали декабристы («И тихого ангела бог ниспослал В подземные копи…»).

Однако есть в творчестве Некрасова и любовная лирика – так называемый «панаевский цикл», посвященный жене поэта А.А. Панаевой. Облик героини здесь противоречив. С одной стороны, он желанен, любим, боготворим, потому что жена – самый родной человек для поэта. А с другой стороны, герой не в состоянии добиться полной гармонии, полного слияния со своей любимой, именно поэтому в «панаевском цикле» так значим мотив ссоры, разлуки.

Кроме того, «женский образ» присутствует в стихотворениях Некрасова, посвященных теме поэта и поэзии. В этой лирике художник постоянно подчеркивает, что его муза – это сестра крестьянских женщин. Именно поэтому она «бледная, в крови, кнутом иссечена» («О Муза! Я у двери гроба!»)

Подтверждает это и стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Оно представляет собой описание молодой крестьянской женщины, которую секли на площади:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Такое сопоставление позволяет нам сделать несколько выводов и о качествах музы Некрасова: она сурова, мужественна, сильна и стойка. Муза, как и молодая крестьянка, прекрасна своей, простой и неброской, но настоящей красотой, которую смогут оценить достойные люди.

Таким образом, женские образы в творчестве Н.А. Некрасова играют большую роль. Героини поэта очень разные – по своему возрасту, социальному положению, взглядам на жизнь. Однако всех их объединяет горькая судьба (по мнению Некрасова, женская доля – это всегда тяжелая доля), а также лучшие «женские» качества, позволяющие героиням оставаться прекрасными в любых условиях, быть опорой для своих любимых мужчин и для всех окружающих.


И в лице твоем, полном движенья, Полном жизни, - появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг. Н. А. Некрасов Нет такого поэта или писателя, в произведениях которого отсутствовали бы женские образы. Во все времена женщина вдохновляла поэтов. Ей посвящались элегии, послания, поэмы. Воспевались женская красота, нежность, чуткость, но редко когда писалось о чувствах женщины, ее переживаниях, ее доле. Не случайно в качестве эпиграфа к данному сочинению взяты строки из стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка». Николай Алексеевич Некрасов, как никто другой, сумел рассказать нам о судьбе русских женщин. Стихотворение «Тройка» одно из первых в его творчестве, где на первый план выходит изображение тяжелой доли крестьянской девушки: От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть... Образ женщины-матери также проходит через творчество Некрасова. Чувство его было искренним и неподдельным и шло из детства поэта, от любви к матери. Он всегда вспоминал о ней с нежностью и теплотой, отмечая ее огромное влияние на всю свою жизнь. К образу матери поэт обращается во многих произведениях, таких как «Родина», «Рыцарь на час», «Мать». Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других. С головой бурям жизни открытою, Весь свой век под грозою сердитою Простояла ты, грудью своей Защищая любимых детей. Некрасов утверждал, что именно любовь к матери, ее несчастная жизнь вызвали в нем протест против угнетения женщин. Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать! Тяжелая судьба русской женщины очень волновала поэта. Особенно горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Замужняя жизнь делает их похожими друг на друга. Завязавши под мышкой передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник, И свекровь в три погибели гнуть. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...» Некрасов называет русскую женщину многострадальной матерью «всевыносящего русского племени». И это правильно. Тяжелая, изнуряющая работа, ребенок, которого не с кем оставить, - все это делает русскую женщину героиней. Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Тему тяжелой женской доли продолжает поэма «Мороз, Красный нос», но в ней русские женщины показаны не сдающимися, волевыми, красивыми. Характерен образ Дарьи, которая посмотрит- рублем одарит. Она из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Все спорится в ее руках, все в ее власти: дом, работа, дети. Но со смертью кормильца жизнь ее резко меняется. Теперь ей са-мой надо будет и землю пахать, и урожай собирать, и детей кормить. Поэтому смерть в зимнем лесу для Дарьи является избавлением ее от скорби и непосильного труда. Очень близка к Дарье Матрёна Тимофеевна Корчагина, крестьянка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Рассказанная самой героиней история жизни делает ее более правдивой и достоверной, а народные песни, имеющиеся в тексте главы, лишь усиливают впечатление. До замужества росла Матрёна Тимофеевна как у Христа за пазухой. Родные жалели ее, так как предчувствовали нелегкую жизнь, которую готовит ей судьба в чужой семье. Так и получилось: Со свекром, со свекровушкой Любить - голубить некому, А есть кому журить. И хотя любил ее муж и не бил плетью, многое ей пришлось вынести: и смерть сына, и порку.; Однако не сломалась Матрена Тимофеевна, выдержала столько, что счастья за работой, за хлопотами, за каждодневным страхом за судьбу детей так и не увидела. А впрочем, разве не в этом женское счастье? После отмены крепостного права в 1861 г. судьба женщины-крестьянки не стала легче. В стихотворении «Орина, мать солдатская» Некрасов говорит о простой женщине, сын которой вернулся из царской армии, но, сокрушенный болезнью, вскоре умер, оставив мать одну. Велико горе материнское,! «горя реченька бездонная». Жизнь женщины - это вечное терпение, независимо от того, к какому сословию она принадлежит.. Поэма «Русские женщины» посвящена подвигу жен декабристов, которые отправились за мужьями в ссылку в Сибирь. Княгини Трубецкая и Волконская оставили все: родных, богатство, положение в обществе ради того, чтобы быть со своими мужьями, переносить тяготы и лишения, вызванные дорогой. Декабристки шли на каторгу, веря в свое предназначение - страдание осилить терпением. Поэт описал подвиг только двух женщин, хотя было их куда больше, но именно Волконская и Трубецкая «другим дороги проложили». Он описывает мужество жен декабристов, их стремление быть рядом с мужьями в трудную минуту. Так, княгиня Трубецкая спорит с иркутским губернатором, чтобы тот дал ей коней для того, чтобы она могла ехать дальше: Где отреченье? Подпишу! И живо - лошадей!.. О своем назначении она говорит: " Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба - Я буду ей верна! Вторая часть поэмы посвящена княгине Волконской. Как и Трубецкая, эта женщина последовала вслед за мужем и остановить ее не могли ни отец, ни мать, ни братья: Была из-под Киева вызвана мать, И братья приехали тоже; Отец «образумить» меня приказал. Они убеждали, просили, Но волю мою сам Господь подкреплял, Их речи ее не сломили. Испытания, выпавшие на долю княгини, не сломили ее, а напротив, укрепили в ней дух и веру в правильность ее решения следовать в Сибирь. Это настоящая патриотка, и даже муж был поражен: ее самоотверженностью: «Так вот ты какая!» - Сергей говорил». Для Некрасова образ матери, образ женщины, образ жены был главным в его творчестве. Хочется сказать спасибо этому великому мастеру слова, который сумел не только рассказать о русской женщине, но и пожалеть ее и возвысить.

Не дело между бабами счастливого искать.

Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

Значительная часть творчества Н.А. Некрасова посвящена теме русского народа. Поэт считал своим гражданским и человеческим долгом поднимать проблему угнетенного положения крестьянства, освещать тяжелые, печальные стороны жизни русского человека.

Большое место среди произведений Некрасова занимают те, что описывают тяжелую долю русской женщины, русской крестьянки. Поэт считал, что именно женщина несет самый тяжелый крест, потому что на ее хрупкие плечи ложится практически непосильная задача – сохранить любовь, вырастить детей в условиях суровой русской действительности.

Важное место тема женской судьбы занимает и в главном произведении Некрасова – поэме «Кому на Руси жить хорошо». Произведение «населено» довольно большим количеством женских образов, позволяющих автору раскрыть его идейный замысел. Так, в начале поэмы Некрасов дает обобщенный образ русской крестьянки. Мы видим женщин, принарядившихся на «сельскую ярмонку»: «На бабах платья красные, У девок косы с лентами, Лебедками плывут!» Есть среди них модницы-затейницы, а есть и завистницы, пророчащие голод, причиной которого то, что «бабы начали Рядиться в ситцы красные…»

Более детально женские судьбы прорисованы в главе «Пьяная ночь». Здесь мы сталкиваемся с судьбой простой женщины, которая работает в городе у богатых людей: «Ты день у них кухаркою. А ночь у них сударкою…» Встречаем Дарьюшку, исхудавшую от непосильной работы; женщину, изголодавшуюся по любви; баб, у которых дома хуже, чем в аду: «А младший зять все нож берет, Того гляди убьет, убьет!»

И, наконец, кульминацией «женской темы» в поэме становится часть «Крестьянка», главной героиней которой является Матрена Тимофеевна Корчагина. Это русская крестьянка, чья судьба – иллюстрация тяжелой женской доли, но и несгибаемого русского характера, «сокровищницы» русской души.

В «Крестьянке» описана практически вся жизнь Корчагиной, с юности до зрелости. По мысли автора, судьба Матрены Тимофеевны – это обобщенная судьба русской крестьянки вообще.

Итак, наше знакомство с героиней начинается с той молвы, которая идет о ней по окрестным деревням. В народе Матрену Тимофеевну - «губернаторшу» - считают счастливой, и странники отправляются в путь, чтобы взглянуть на это «чудо».

Перед ними предстает красивая русская женщина лет «тридцати осьми»:

…волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Корчагина поддается на уговоры странников и откровенно рассказывает историю своей жизни. Мы узнаем, что детство героиня считает самой счастливой порой своей жизни. И немудрено – «У нас была хорошая, Непьющая семья», в которой все любили и заботились друг о друге. Однако вскоре пришло время выходить замуж. Хотя и здесь героине повезло – муж - «чужанин» любил Матрену. Но, выйдя замуж, героиня попала «в подневолье с волюшки» - в большую семью, где ей, младшей снохе, приходилось угождать всем и не рассчитывать даже на ласковое слово.

Лишь с дедушкой Савелием Матрена могла поговорить обо всем, поплакаться, попросить совета. Но и дед, невольно, причинил ей страшную боль – не «досмотрел» за маленьким сыном Матрены, «скормил свиньям Демидушку». А после этого судьи, расследуя дело, обвинили Корчагину в намеренном убийстве и не дали похоронить младенца без вскрытия.

Некрасов подчеркивает беспомощность и бесправие героини, ей остается лишь последовать совету Савелия:

Терпи, многокручинная!

Терпи, многострадальная!

Нам правду не найти.

Эти слова стали рефреном всей жизни героини, которой пришлось пережить и страшный голод, и болезни, и обиды от власть имущих. Лишь однажды она все-таки «нашла правду» - «вымолила» мужа у губернаторши Елены Александровны, спасла Филиппа от несправедливой солдатчины. Возможно, поэтому, а может быть, потому, что не сломалась, не потеряла волю к жизни, - и прозвали Матрену счастливой.

Однако она сама, не ропща на судьбу, счастливой себя не считает. Матрена думает, что среди женщин не может быть счастливых, потому что им на роду написано беспокоиться, страдать за близких, брать на себя чужую работу и прочее:

А женщин вы не трогайте,-

Вот бог! ни с чем проходите

До гробовой доски!

Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов обобщенно показал судьбу русской женщины, русской крестьянки. По мнению автора, ее доля – самая тяжелая. Женщине приходится страдать от бесправного положения в семье и в обществе, переживать за судьбы детей и близких, непосильно работать. Однако и в таких условиях русская крестьянка умеет сохранить внешнюю и внутреннюю красоту, свою душу – любовь к людям, доброту, желание жить, рожать детей, наслаждаться гармоничным трудом.