Значение первой мировой войны кратко. Урегулирование международных отношений после первой мировой войны

1. Первая мировая война закончилась поражением Германии и ее союзников. После заключения Компьенского перемирия державы-победительницы приступили к разработке планов послевоенного "урегулирования". Послевоенное мирное "урегулирование" в интересах держав-победительниц завершила Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. Договоры с Германией и ее бывшими союзниками и соглашения, подписанные на Вашингтонской конференции, составили так называемую Версальско-Вашингтонскую систему устройства мира. Являясь результатом компромиссов и сделок, она не только не устранила противоречий между империалистическими державами, но значительно усилила их.

Между основными державами началась борьба за новый передел мира.

2. По своим масштабам и последствиям первая мировая война не имела себе равных во всей предшествующей истории человечества.

Она длилась 4 года 3 месяца и 10 дней (с 1 августа 1914 г. по 11 ноября 1918 г.), охватив 38 стран с населением свыше 11,5 млрд. чел.

В странах Антанты было мобилизовано около 45 млн. чел., в коалиции Центральных держав - 25 млн., а всего 70 млн. чел.

Наиболее работоспособная часть была изъята из материального производства и брошена на взаимоистребление.

К концу войны численность сухопутных войск увеличилась по сравнению с мирным временем в России в 8,5 раза, во Франции в 5, в Германии в 9, в Австро-Венгрии в 8 раз.

Большая численность армий привела к образованию обширных фронтов, общая протяженность которых достигала 3-4 тыс. км.

3. Война потребовала мобилизации всех материальных ресурсов, показав решающую роль экономики в ходе вооруженной борьбы. Первая мировая война характеризовалась массовым применением многообразной боевой техники.

Промышленность воюющих держав дала фронту миллионы винтовок, свыше 1-го млн. ручных и станковых пулеметов, свыше 150 тыс. артиллерийских орудий, 47,7 млрд. патронов, свыше 1 млрд. снарядов, 9200 танков, около 18 тыс. самолетов. За годы войны число тяжелых артиллерийских орудий увеличилось в 8 раз, пулеметов в 20 раз, самолетов в 24 раза. Многомиллионные армии требовали непрерывного обеспечения их продовольствием, обмундированием, фуражом.

Рост военного производства был достигнут в основном за счет мирных отраслей промышленности и перенапряжения народного хозяйства. Это вело к нарушению пропорций между различными отраслями производства, а, в конечном счете, к снижению показателей экономики.

Особенно сильно было подорвано сельское хозяйство. Мобилизация в армию лишила деревню наиболее производительной рабочей силы и тягла.

Посевные площади сократились, упала урожайность, уменьшились поголовье скота и его продуктивность.

В городах Германии, Австро-Венгрии и России остро ощущался недостаток продовольствия, а затем разразился настоящий голод. Он распространился и на армию, где были снижены нормы довольствия.

4. Первая мировая война потребовала колоссальных финансовых затрат, которые во много раз превосходили затраты во всех предыдущих войнах. Научно обоснованной оценки общей стоимости первой мировой войны не существует.

Наиболее распространена в литературе оценка, данная американским экономистом Э.Богартом, который определил общую стоимость войны в 359,9 млрд. долл. золотом (699,4 млрд. руб.), в том числе прямые (бюджетные) расходы 280,3 млрд. долл. (405 млрд. руб.) и косвенные - 151,6 млрд. долл. (294,4 млрд. руб.).

5. Первая мировая война явилась важным этапом в истории военного искусства, в строительстве вооруженных сил.

В 1916 г. появились танки - мощная ударная и маневренная сила. Танковые войска быстро развивались и к концу войны в странах Антанты насчитывалось 8 тыс. танков.

Бурное развитие переживала авиация. Выделились различные рода авиации - истребительная, разведывательная, бомбардировочная, штурмовая. К концу войны воевавшие страны имели свыше 10 тыс. боевых самолетов. В борьбе с авиацией развилась противовоздушная оборона.

Возникли химические войска.

Значение конницы как рода войск снизилось, и к концу войны ее численность резко сократилась.

Значительно возросла роль войскового тыла и материально-технического обеспечения войск.

Важное значение приобрел железнодорожный и автомобильный транспорт.

6. Война принесла человечеству невиданные лишения и страдания, всеобщий голод и разорение, привела все человечество на край пропасти.

В ходе войны произошло массовое уничтожение материальных ценностей, общая стоимость которых составляла 58 млрд. руб. Целые районы (особенно в Северной Франции) были превращены в пустыню.

9,5 млн. чел. было убито и умерло от ран, ранено 20 млн. чел., из них 3,5 млн. остались калеками. Наибольшие потери понесли Германия, Россия, Франция и Австро-Венгрия (66,6% всех потерь). Убыль населения по этим причинам только в 12 воевавших государствах составила свыше 20 млн. чел., в том числе в России 5 млн. чел., в Австро-Венгрии 4,4 млн. чел, в Германии 4,2 млн. чел.

Безработица, инфляция, рост налогов, повышение цен - все это обострило нужду, нищету, крайнюю необеспеченность подавляющего большинства населения воюющих стран.

7. Крушение русской армии в первой мировой войне - закономерный этап развития социально-экономических процессов в России в начале ХХ столетия, результат ее внутренней и внешней политики в этот период.

Одержав ряд блестящих побед и потерпев несколько поражений, русская армия в первой мировой войне заявила о себе как о серьезной военной силе.

Однако вследствие серьезных внутренних и внешних причин русская армия не сумела своевременно занять твердую позицию в вопросах войны и революции и в результате этого скатилась на путь разрушения и раскола.

Последним испытанием остатков русской армии была Гражданская война в России, где победа была на стороне той ее части, которая пошла за Советской властью, которая по сравнению с царским самодержавием была более прогрессивной формой социально-экономического устройства общества и которая, к сожалению, не сумела в ХХ столетии доказать свою жизненность.


Послевоенное мирное урегулирование в Европе.

Последствия Второй Мировой войны

Вторая мировая война была самой тяжелой и кровавой войной в истории человечества. Во время войны погибло не менее 60 миллионов человек , в том числе около 27 миллионов граждан Советского Союза . Десятки миллионов людей были ранены стали инвалидами. Война опустошила целые страны, обратила в развалины города и села, превратила в беженцев миллионы людей. Только в Европе число так называемых перемещенных лиц, вынужденных покинуть свое место жительства превысило 11 млн. человек. Людские потери во второй мировой войне были почти в шесть раз больше, чем в первой мировой войне, а материальный ущерб - в 12 раз больше. Из 4,5 млн. советских военнослужащих, захваченных в плен Германией, вернулось домой только 1,8 млн человек. В специально созданных немецких лагерях смерти гитлеровцы уничтожили более 11 миллионов человек , в том числе 6 миллионов евреев.

В результате второй мировой войны резко изменилось соотношение сил на мировой арене. Германия, Италия, Япония которые до войны принадлежали к числу великих держав, потерпев поражение, на время превратились в зависимые страны, оккупированные иностранными войсками Их экономика была разрушена войной, и они в течение ряда лет не могли соперничать со своими прежними конкурентами. Франция разгромленная Германией в 1940 г и в течение четырех лет - с 1940 по 1944 г - оккупированная немецко-фашистскими войсками, временно утратила положение великой державы. Великобритания успешно завершила войну в качестве одной из трех великих держав-победительниц, однако ее позиции оказались ослабленными. В экономическом и военном отношении она далеко отстала от США и находилась в зависимости от американской помощи. Только Соединенные Штаты Америки вышли из войны значительно усилившимися. Не ведя военных действий на своей территории, избежав военных разрушений и крупных людских потерь, они далеко обогнали все остальные страны в экономическом и военном отношении. Только Соединенные Штаты имели атомное оружие; их флот и авиация были сильнейшими в мире, объем их промышленного производства был больше, чем во всех остальных странах, вместе взятых. США превратились в гигантскую «сверхдержаву» лидера капиталистического мира претендующего на мировую гегемонию.
Второй «сверхдержавой» стал Советский Союз . Одержав победу, несмотря на колоссальные жертвы и разрушения, внеся решающий вклад в разгром гитлеровской Германии, Советский Союз в небывалой степени увеличил свою мощь, влияние и престиж. К концу войны Советский Союз располагал самой крупной в мире сухопутной армией и огромным промышленным потенциалом, превосходящим потенциал любой другой страны, за исключением США. Вооруженные силы СССР находились во многих странах Центральной и Восточной Европы, в Восточной Германии, в Северной Корее Советский Союз контролировал положение в странах Народной демократии и пользовался их полной поддержкой, а также поддержкой Северной Кореи и Китая - самой многонаселенной страны мира.

Оккупационные режимы Германии, Австрии и Японии.

На Ялтинской и Потсдамской конференциях СССР, США и Великобритания договорились о том, что после капитуляции Германия будет подвергнута длительной оккупации. Целями оккупации являлись разоружение, демилитаризация и денацификация Германии, в том числе полное упразднение ее вооруженных сил, уничтожение фашистской партии и всех других фашистских организаций, подготовка к реконструкции германской политической жизни на демократической основе.
Территорию Германии разделили на четыре зоны оккупации советскую - на востоке, английскую - на северо-западе, французскую - на западе и американскую - на юго-западе Столица Германии Берлин, находившаяся на территории советской зоны, также делилась на четыре сектора оккупации советский английский, французский и американский Верховную власть в Германии временно осуществляли главнокомандующие союзными войсками, каждый в своей зоне оккупации. Координацию действий четырех держав по всем вопросам затрагивающим Германию, осуществлял Контрольный совет, состоявший из командующих оккупационными войсками Общее управление Берлином возлагалось на четырехстороннюю межсоюзническую комендатуру. Контрольный совет и межсоюзническая комендатура действовали по принципу единогласия.

Поскольку Австрия в 1938-1945 гг. входила в состав Германии, она также подверглась оккупации. Подобно Германии Австрия была разделена на четыре зоны оккупации : советскую, английскую, американскую и французскую. Верховную власть в Австрии временно осуществлял Союзнический совет, состоявший из представителей СССР, США, Великобритании и Франции. В октябре 1945 г в Австрии были проведены выборы и сформировано правительство, но оккупационный режим сохранился, потому что Советский Союз отказывался заключать мирный договор с Австрией, пока не будет подписан мирный договор с Германией.

В Японии, в отличие от Германии и Австрии, не существовало различных зон оккупации. Оккупацию территории Японских островов, а также территории Каролинских, Маршалловых и Марианских островов в Тихом океане, находившихся до второй мировой войны под властью Японии осуществляли только американские войска. Созданные по соглашению между СССР, США и Великобританией Союзный совет и Дальневосточная комиссия для Японии, состоявшие из представителей США, СССР, Китая и Великобритании, не располагали реальной властью и могли лишь давать не обязательные для выполнения рекомендации главнокомандующему американскими оккупационными войсками. Фактически американские оккупационные власти единолично контролировали всю деятельность японского правительства.

На конференции в Ялте было достигнуто соглашение о разделительной линии между советскими и англо-американскими войсками, действующими в Европе. Она проходила с севера на юг от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территории к востоку от этой линии, за исключением Греции освобождались советскими войсками, к западу от нее – англо-американскими. Аналогичная разделительная линия была намечена в Корее. В зону американской оккупации вошла и Южная Корея (до 38-й параллели), тогда как Северная Корея (где впоследствии образовалась Корейская Народно-Демократическая Республика) была занята советскими войсками

Образование ООН

Важным событием международной жизни первых послевоенных лет было создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой являлось поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.
По предварительной договоренности между СССР, США и Великобританией, достигнутой на конференции глав трех великих держав в Ялте, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства объявившие войну Германии и другим странам фашистского блока. Конференция приняла Устав ООН, зафиксировавший важнейшие принципы международного права развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательство во внутренние дела других государств, разрешение международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы. В Уставе указывалось, что международное сотрудничество должно осуществляться в духе «уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Согласно Уставу, руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности . Генеральная Ассамблея, т.е. собрание всех членов ООН, где каждая страна имеет один голос, периодически собирается на сессии, которые рассматривают общие принципы международного сотрудничества и проблемы, связанные с поддержанием международного мира и безопасности Решения Генеральной Ассамблеи носят не обязательный, а рекомендательный характер, но обладают высоким международным авторитетом. Совет Безопасности, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, принимает решения, обязательные для членов ООН Совет Безопасности состоит из постоянных и непостоянных членов. Постоянными членами являются пять великих держав: СССР, США, Великобритания, Китай, Франция. Непостоянные члены, в число которых первоначально входило шесть стран, избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года. Решения Совета Безопасности действительны лишь при условии единогласия всех его постоянных членов.
В ООН действуют Экономический и Социальный совет. Совет по опеке, Международный суд и Секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемым Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Кроме того при ООН существует ряд международных специализированных организаций, в том числе завоевавшая большой авторитет Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) День вступления в силу Устава ООН - 24 октября 1945 г. - ежегодно отмечается как день ООН.


В 1945 г членами ООН стало 51 государство - участники конференции в Сан- Франциско. Страны фашистского блока - Германия, Япония. Италия и их союзники - сначала не допускались в ООН. Затем количество членов ООН значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигло 83. Постепенно ООН стала наиболее авторитетной международной организацией, играющей крупную роль в деле сохранения мира, предотвращения ядерной войны, борьбы против колониализма, защиты прав человека

Процессы нал главными военными преступниками.

В соответствии с соглашениями военного времени СССР, США, Англия и Франция учредили Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками. Заседания трибунала открылись 20 ноября 1945 г. в городе Нюрнберге, где раньше проходили съезды фашистской партии. Суду были преданы 24 оставшихся в живых главных нацистских военных преступника, в том числе заместители Гитлера Геринг и Гесс, адмирал Дениц, сменивший Гитлера на посту главы правительства бывший канцлер Папен, министр иностранных дел Риббентроп руководители военного командования Кейтель и Йодль, банкир Шахт. Им было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и в преступлениях против человечности, заключавшихся в частности, в обращении в рабство и массовом истреблении мирного населения по политическим, расовым или религиозным мотивам.
1 октября 1946 г трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни через повешение, остальных - к различным срокам тюремного заключения. Трибунал признал преступными организациями руководство нацистской партии, охранные и штурмовые отряды (СС, СД и гестапо). Вопреки особому мнению члена трибунала от СССР, трибунал счел возможным не применять смертную казнь к Гессу, осудив его на пожизненное заключение, оправдан Шахт и Папена, не признал преступными организациями правительство, генеральный штаб и высшее военное командование Германии.
Главные японские военные преступники также были преданы суду Международного военного трибунала, заседания которого проходили в столице Японии Токио с 3 мая 1946 г по 12 ноября 1948 г. Обвинения в подготовке и развязывании агрессивных войн, нарушении международных договоров, правил и обычаев ведения войны (в частности, убийств военнопленных) были предъявлены 28 бывшим руководящим деятелям Японии. В их числе находились 4 бывших премьер- министра, 11 министров командующие армией и флотом, 7 обвиняемых, в том числе бывшие премьер-министры Тодзио и Хирота были повешены, остальные осуждены на различные сроки тюремного заключения.
Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками были первыми в истории судебными процессами над организаторами агрессивных войн и других преступлений против мира и человечности. Их приговоры осуждающие агрессию, военные преступления, террор против мирного населения не только покарали главных военных преступников, но и стали важным источником международного права

  1. Составьте план рассказа: основные экономические, социальные, политические последствия второй мировой войны для стран - основных ее участниц.
  2. Что означают термины «железный занавес», «холодная война», доктрина «сдерживания», план «Маршалла».
  3. В чем заключалась суть плана «Маршалла». Почему СССР требовал от стран Восточной Европы не принимать участие в этом плане?
  4. Сопоставьте содержание фрагментов двух договоров (документы в колонке справа)- о создании Северо-Атлантического союза и Варшавского. Какие общие и различающиеся положения вы можете отметить? О чем говорят даты заключения этих договоров
  5. Охарактеризуйте ООН. С какой целью создавалась? Какую структуру имеет?

Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:[email protected]

С завершением войны первое место во внешней политике европейских стран заняли вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением социальных и экономических задач.

Одним из важных вопросов послевоенного урегулирования был вопрос о создании международной организации1.

Сан-Францисская конференция. Создание ООН. За две недели до конца войны в Сан-Франциско 25 апреля 1945 г. открылась конференция, на которой решались вопросы безопасности народов в послевоенный период. На ней была создана Организация Объединенных Наций и принят ее Устав.

Для участия в конференции прибыли делегации 50 стран, возглавляемые министрами иностранных дел. Среди участников конференции были представители Украинской и Белорусской республик. Вопрос об этом был решен еще в Крыму. Польша не была приглашена в Сан-Фран-циско, так как Англия и США не признали правительство, созданное в ходе борьбы с фашистской Германией. В связи с тем что в Лондоне находилось другое, эмигрантское, правительство Польши, было принято постановление о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой стране будет предоставлено место в ООН.

Конференцию открыл президент США Г. Трумэн. В результате острых дискуссий Устав ООН был согласован, и 26 июня 1945 г. в торже-

ственной обстановке состоялось его подписание. Он вступил в силу 24 октября того же 1945 г., и этот день считается днем рождения Организации Объединенных Наций. В Уставе сформулированы задачи новой организации и методы их осуществления. Он обязывал членов ООН «принимать эффективные коллективные меры» для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, а также разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права».

В Уставе впервые был закреплен в качестве основного начала международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов. В пункте 7 статьи 2 специально оговорено, что Устав «ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», если эти «внутренние дела» не угрожают другим странам агрессией и войной. Согласно Уставу, цели ООН состоят в том, чтобы:

Принимать эффективные совместные меры для поддержания международного мира и справедливого разрешения международных споров;

Развивать дружественные отношения между государствами, основанные на уважении принципа равенства и самоопределения народов;

Осуществлять международное экономическое и культурное сотрудничество, а также поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

Служить центром, координирующим согласованные действия государств, направленные к достижению этих общих целей.

Важнейшими принципами ООН являются равенство всех членов организации, добросовестное выполнение ими принятых на себя обязательств, разрешение спорных вопросов мирными средствами, воздержание от угрозы или применения силы против любого государства и невмешательство во внутренние дела любого государства.

Членами Организации Объединенных Наций могут стать все миролюбивые государства, которые принимают на себя содержащиеся в ее Уставе обязательства и должны, по мнению организации, их выполнять.

ООН имеет шесть главных органов: Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Их полномочия, функции и деятельность позволяют охватить всю совокупность вопросов, входящих в компетенцию международной организации.

Главный совещательный орган ООН - Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран - членов организации. Это не законодательный орган, а международное собрание представи-

телей суверенных государств. Каждый член ООН имеет в Генеральной Ассамблее только один голос. Решения по важнейшим вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов, а по другим вопросам - простым большинством. На каждой сессии Генеральной Ассамблеи избирается ее председатель и заместитель председателя. Как правило, вопросы, стоящие на повестке дня очередной сессии, обсуждаются сначала в комитетах.

Главным политическим органом ООН, на который возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, является Совет Безопасности, который состоит из постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и избираемых Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок непостоянных членов. Председательствуют в Совете помесячно представители всех его членов по очереди.

Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей на пять лет по рекомендации Совета Безопасности. Для работы над конкретными международными проблемами при ООН имеются межправительственные специализированные учреждения: Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Просветительная, научная и культурная организация (ЮНЕСКО), Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.

Несмотря на имеющиеся расхождения среди членов делегаций по ряду важных вопросов, все же удалось и довольно быстро договориться и подписать Устав новой международной организации. Это произошло потому, что люди устали от войны, убийств, обманов и ужасов и тяготели к миру и согласию.

Устав ООН, появившийся в результате соглашения многих государств, призван служить благородным целям поддержания мира, безопасности народов и развитию нормальных, дружественных отношений между государствами. Однако сама ООН и ее Устав не гарантируют мира. Для обеспечения мира необходимы единство и согласованные действия всех членов организации. Через день после подписания Устава ООН, 28 июня 1945 г., английская газета «Тайме» писала: «Надежда человечества на длительный мир возлагается не на текст Устава, разработанного в Сан-Франциско, а на прочный союз, одним и только одним из проявлений которого является этот Устав».

К сожалению, деятельность ООН не всегда отвечала высоким целям, ради которых создавалась эта организация.

Послевоенное урегулирование. Потсдамская конференция.

Каждая из трех стран, сыгравших главную роль в разгроме гитлеровской Германии, - СССР, США и Англия - по-своему видела мирное послевоенное урегулирование. В СССР надеялись на значительное расширение советского альянса в Европе, и не только в Европе, на со

здание на территориях европейских стран, освобожденных советской армией, буферной зоны. США намеревались сократить свое присутствие в Европе и расширить влияние на другие регионы мира, в Англии больше всего хотели сохранить равновесие в Европе и иметь возможность влиять на происходящие в регионе процессы.

В июне 1945 г. была обнародована Декларация СССР, США, Англии и Франции «О поражении Германии». Всю власть в отношении Германии эти страны взяли на себя.

Политические принципы обращения с Германией, разработанные советской стороной, были сформулированы в проекте декларации «О политическом режиме в Германии», подготовленном в июле 1945 г. Основные положения декларации сводились к двум моментам:

Нельзя отождествлять германский народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести, национального унижения и гнета;

Необходимо обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого государства.

Все основные принципы послевоенного урегулирования и решения вопроса о Германии были приняты на Потсдамской (Берлинской) конференции глав правительств СССР, США и Англии. Она проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. с двухдневным перерывом на время парламентских выборов в Англии. Делегации возглавлялись: советская - И. В. Сталиным, американская - Г. Трумэном, английская - У. Черчиллем, а его заместителем был К. Эттли.

На парламентских выборах в Англии консерваторы потерпели поражение. Лейбористы, собравшие 48,5% голосов, получили в палате общин 389 мест, что составляло 62% всех мандатов. В результате К. Эттли, став премьером, вернулся в Потсдам главой делегации Англии с 28 июля.

Несмотря на расхождения в подходах к решению ряда вопросов послевоенного урегулирования в Германии, на конференции удалось договориться и подписать соглашения. Были определены цели и задачи Контрольного совета, являвшегося верховным органом власти на германской территории, принципы отношений с Германией в политической и экономической областях. Главными направлениями в осуществлении этих принципов являлись демилитаризация, денацификация и демократизация.

Державы-победительницы в Потсдаме достигли договоренности об искоренении германского милитаризма. Было предусмотрено полное разоружение и ликвидация всей промышленности Германии, которую можно было бы использовать для производства вооружений. Запрещалась милитаристская и нацистская пропаганда. Все нацистские законы отменялись.

СССР, США, Англия и Франция установили над Германией оккупационный режим и создали единый орган управления - Союзный контрольный совет. Целями оккупации Германии являлись: полное разоружение и демилитаризация; полное и окончательное упразднение сухопутных, морских и воздушных вооруженных сил, СС, СА, СО и гестапо; все вооружение, амуниция, орудия войны и специализированные средства для их производства передавались в распоряжение союзников или подлежали уничтожению.

Три страны заявили о том, что военные преступники должны быть наказаны. Было решено предать их «скорому и справедливому суду» и к 1 сентября 1945 г. опубликовать первый список нацистских преступников. Позднее в мирные договоры со странами, участвовавшими в войне на стороне Германии, были включены положения о необходимости задержания и выдачи военных преступников. Для определения конкретной виновности лиц, развязавших Вторую мировую войну, союзные государства - СССР, США, Англия и Франция - создали Международный военный трибунал. Он начал работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. и закончил ее 1 октября 1946 г. вынесением смертного приговора 12 главным военным преступникам: Герингу, Риббентропу, Кейтелю, Кальтенбруннеру, Розенбергу, Франку, Фрику, Штрейхеру, Зукелю, Йодлю, Зейсс-Инкварту, Борману (заочно); к пожизненному заключению были приговорены Гесс, Функ, Редер, к 20 годам лишения свободы - Шпреер и Ширах; к 15 годам - Нейрат; к 10 годам - Дениц.

СССР, США и Англия установили размер репараций Германии.

Советский Союз получал в счет репараций промышленное оборудование из своей зоны оккупации, а также 25% промышленного капитального оборудования из западных зон. США, Англия и другие страны свои репарационные претензии осуществляли за счет западных зон оккупации и германских активов за границей. Союзники договорились, что после удовлетворения репарационных претензий должно быть оставлено ресурсов столько, сколько необходимо Германии для дальнейшего существования без помощи извне.

Германский военно-морской и торговый флот был разделен поровну между тремя державами. Англия настояла на том, чтобы большая часть подводных лодок Германии была потоплена.

Что касается территориальных вопросов, то город Кенигсберг с прилегающим к нему районом передавался СССР (в июле 1946 г. он был переименован в Калининград), граница между Польшей и Германией устанавливалась по линии рек Одер и Западная Нейсе, часть Восточной Пруссии и город Данциг отходили к Польше.

Союзники приняли решение о перемещении части немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии в Германию. При этом обращалось внимание на то, чтобы Контрольный совет следил за гуманным отношением к нему.

Был также решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией, Для подготовки этих договоров учреждался Совет министров иностранных дел (СМИД), который должен был также заняться проблемой бывших итальянских колоний.

В Потсдаме между союзниками по ряду вопросов проявились значительные расхождения, в том числе о положении в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, о бывших германских территориях, отходящих к Польше, и др.

Принятые на Потсдамской конференции решения имели ключевое значение для послевоенного мирного урегулирования как в Европе, так и во всем мире, хотя США, Англия и Франция вскоре начали постепенный отход от согласованной линии.

Разгром Японии. 9 августа 1945 г., как и было предусмотрено Крымской конференцией, Советский Союз вступил в войну с Японией. Накануне, 6 августа, американцы сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима, а 9 августа - на город Нагасаки. Так мир узнал о рождении нового оружия, опасного не только своей огромной разрушительной силой, но и радиацией. Бомбардировка двух японских городов не вызывалась никакой военной необходимостью. Япония не могла избежать разгрома, а вступление СССР в войну на Дальнем Востоке ускорило крах ее милитаристского режима. В своих мемуарах о Второй мировой войне У. Черчилль признал ошибочным предположение, «что судьба Японии была решена атомной бомбой». Ее поражение, писал он, «стало определенным до того, как первая атомная бомба была сброшена».

Применение ядерного оружия в войне против Японии имело не военное, а чисто политическое значение. Оно было призвано показать всему миру силу США, единственной страны, обладавшей сверхмощным оружием. Проведение ядерной бомбардировки двух городов за три дня до и в день вступления СССР в войну было затем использовано и для того, чтобы показать миру, что победы над Японией добились Соединенные Штаты, принизить роль в ней Советского Союза, разгромившего миллионную Квантунскую армию в течение трех недель.

2 сентября 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. В результате победы над Японией Советский Союз вернул Южный Сахалин и Курильские острова.

Таким образом, две агрессивные державы - Япония на Дальнем Востоке и Германия вместе со своими союзниками в Европе - потерпели полный крах.

Договоры с побежденными странами. К подготовке мирных договоров с пятью побежденными странами (Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией) Совет министров иностранных дел,

учрежденный по решению Потсдамской конференции для проведения подготовительной работы по мирному урегулированию, приступил 6 сентября 1945 г. И сразу же возникли разногласия по ряду принципиальных вопросов. Обсуждение текстов мирных договоров проходило в трудных дискуссиях и продолжалось до декабря 1946 г. Советские представители добивались того, чтобы сохранить суверенитет побежденных стран и экономическими статьями не нанести удар по жизненному уровню их народов. В то же время СССР настаивал на том, чтобы в этих странах был искоренен нацизм, а военные контингента достигали лишь такой численности, которая необходима для охраны границ и поддержания внутреннего порядка.

Советские представители выступили против попыток США ограничить суверенитет пяти побежденных стран. Так, предлагалось для Италии создать так называемую договорную комиссию, которая должна была обладать широкими правами для наблюдения и обеспечения выполнения условий мирного договора.

При подготовке мирных договоров важным был вопрос о границах. Границы европейских стран были определены еще при заключении перемирий, а затем одобрены Советом министров иностранных дел. Тем не менее на мирной конференции в Париже делегации Соединенных Штатов и Англии поддержали претензии Греции к Болгарии и выступили за пересмотр уже принятых решений о границах Финляндии с СССР и Венгрии с Румынией.

Острую дискуссию вызвали вопросы, связанные с границей между Италией и Югославией, в том числе о судьбе Триеста. Соединенные Штаты, поддержанные другими западными странами, при выработке статуса Триеста пытались превратить этот средиземноморский порт в свою военно-морскую базу. В конце концов был достигнут компромисс, по которому Триест с прилегающими территориями получил статус свободной территории. Триест передавался под контроль ООН, а иностранные войска выводились из него. Принятые по Триесту решения нашли отражение в мирном договоре с Италией.

В последующие годы разногласия между СССР и западными державами привели к тому, что в 1954 г. территория Триеста была разделена между Югославией и Италией.

На протяжении подготовки и принятия мирных договоров со странами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, не менее острые дискуссии шли по политическим вопросам. Так, представители западных стран выступили против включения в договоры с Италией статей о роспуске всех фашистских организаций и запрещении партий нацистского толка. Французские представители вообще заявляли, что слово «фашизм» им не известно. Однако положение об искоренении фашизма было включено в мирные договоры. Окончательный их текст носил

демократический характер и открывал путь для свободного демократического развития.

Экономические статьи мирных договоров также вызвали споры, которые в основном касались разрешения проблем репараций и принципа равных возможностей. Например, Италии, как, впрочем, и другим странам, представители США, Англии и Франции пытались навязать такие условия, которые наложили бы на их народы непосильное экономическое бремя, а так называемые равные возможности позволили бы сильным западным державам легко проникать на рынки этих стран и оказывать влияние на их экономику.

Западные державы, добиваясь получения для себя больших репараций, в то же время предпринимали энергичные действия, чтобы урезать репарации, предназначаемые Советскому Союзу.

В качестве примера рассмотрим вопрос о репарациях с Италии. Советское правительство с самого начала предложило определить репарации с Италии в сумме 100 млн долларов, что составляло "/25 часть ущерба, нанесенного Советскому Союзу войсками этой страны. Эта сумма, по общей оценке мировой печати, была символической. СССР считал, что Италия должна частично возместить убытки и другим странам, включая США и Англию, в размере от "/5 до "/25 части причиненного ею ущерба. Английский министр иностранных дел Э. Бевин и государственный секретарь США Бирнс на сессии СМИД тормозили принятие решений, требуя с Италии репараций гораздо больших. Так, Англия настаивала на сумме 2880 млн фунтов стерлингов, что превышало репарации СССР в 110 раз, хотя на территорию Англии итальянские войска не вступали. Явно завышенные претензии со стороны западных держав предъявлялись и к другим странам, участвовавшим в войне на стороне Германии. Принять согласованное решение на парижской сессии СМИД удалось с большим трудом, и советские претензии по репарациям были в итоге удовлетворены.

Мирная конференция, работа которой проходила в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 г., выступила против попыток сорвать ряд решений, принятых сессиями СМИД. После обсуждения на ней мирных договоров они были переданы на рассмотрение сессии СМИД, проходившей в конце 1946 г. в Нью-Йорке. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. 15 сентября 1947 г. после их ратификации Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Францией они вступили в силу.

Мирные договоры с пятью странами отвечали интересам народов этих стран и позволяли им развиваться по демократическому пути. В то же время нельзя не отметить, что существуют различные оценки работы СМИД и Парижской мирной конференции. На Западе критиковалась позиция Советского Союза, например, в вышедшей еще в 1954 г. в США книге «Ев

ропейские мирные договоры после Второй мировой войны», являвшейся приложением к серии документов американской внешней политики.

Но какие бы разные оценки ни давались, все же совместные решения, принятые в годы войны и после ее окончания, в том числе на Потсдамской конференции и на сессиях СМИД, явились хорошей основой для мирного развития стран Европы, и не только Европы. Если бы они выполнялись всеми подписавшими их государствами, то мир, возможно, избежал бы многих коллизий, напряжений, конфликтов и военных столкновений.

Потсдамская конференция и заключение пяти мирных договоров были, пожалуй, последними совместными акциями членов антигитлеровской коалиции. В последующие годы развитие пошло совершенно иным путем. Наши бывшие союзники вскоре стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против агрессивных стран. Началось противодействие, в котором главная ставка была сделана на накопление атомного оружия.

Издание осуществлено при поддержке Фонда МакАртуров

Научно-вспомогательная работа по рукописи выполнена Е.Н.Орловой

ISBN 5-89554-139-9
© А.В.Мальгин, А.Д.Богатуров, составление, 1996, 2000
© С.И.Дудин, эмблема, 1997

  • Раздел II. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСЛЕВОЕННОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ (1919 - 1922)
  • Раздел III. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВАШИНГТОНСКОГО ПОРЯДКА В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
  • Раздел IV. СТАТУС-КВО И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ (1922 - 1931)
  • Раздел V. НАРАСТАНИЕ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕ (1932 - 1937)
  • Раздел VI. РАЗРУШЕНИЕ ВАШИНГТОНСКОГО ПОРЯДКА
  • Раздел VII. КРИЗИС И РАСПАД ВЕРСАЛЬСКОГО ПОРЯДКА (1937 - 1939)
  • Раздел VIII. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ОСНОВЫ ПОСЛЕВОЕННОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ
  • Основные использованные публикации

Раздел I. ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

  • 1. Декларация России, Франции и Великобритании о незаключении сепаратного мира, подписанная в Лондоне 23 августа (5 сентября) 1914 г.
  • 2. Нота министра иностранных дел Временного российского правительства П.Н.Милюкова от 18 апреля (1 мая) 1917 г. о задачах войны, врученная через российских представителей союзным державам
  • 3. Сообщение Временного российского правительства от 22 апреля (5 мая) 1917 г., переданное послам союзных держав и разъясняющее ноту от 18 апреля (1 мая)
  • 4. Воззвание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов к социалистам всех стран от 2/15 мая 1917 г.
  • 5. Из декларации Временного российского правительства от 5/18 мая 1917 г.
  • 6. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом советов 26 октября (8 ноября) 1917 г.
  • 7-11. Вопрос о Брестском мире
    • 7. Декларация, сделанная уполномоченным РСФСР Л.Д.Троцким на заседании политической комиссии мирной конференции в Брест-Литовске 28 января (10 февраля) 1918 г.
    • 8. Из мирного договора между Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, с другой, подписанного в Брест-Литовске 3 марта 1918 г.
    • 9. Из выступления В.И.Ленина на VII съезде РКП(б)
    • 10. Из выступления Л.Д.Троцкого
    • 11. Из "Очерков русской смуты" А.И.Деникина
  • 12. Соглашение между РСФСР и Румынией об очищении Румынией Бессарабии, заключенное в Яссах 5 марта 1918 г. и в Одессе 9 марта 1918 г.
  • 13. Германо-финляндский мирный договор, заключенный в Берлине 7 марта 1918 г.
  • 14. Телеграммы, обмененные между президентом Соединенных Штатов Америки В.Вильсоном и 4-м Всероссийским чрезвычайным съездом советов, оглашенные на заседании съезда 14 марта 1918 г.
  • 15. Перемирие между союзниками и Германией, заключенное в Компьенском лесу близ Ретонд 11 ноября 1918 г.
  • 16. Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета об аннулировании Брест-Литовского договора, принятое в Москве 13 ноября 1918 г.
  • 17. О "Турецкой Армении". Обращение народного комиссара по делам национальностей И.В.Джугашвили-Сталина от 29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.)
  • 18. Декрет Совета народных комиссаров о "Турецкой Армении" от 29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.)
  • 19. Постановление Народного комиссариата по иностранным делам РСФСР о непризнании Грузии самостоятельным государством от 24 декабря 1918 г.
  • 20. Постановление Народного комиссариата по иностранным делам РСФСР об отмене постановлений, касающихся Украинской Державы, от 24 декабря 1918 г.

Раздел I. ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

1. Декларация России, Франции и Великобритании о незаключении сепаратного мира, подписанная в Лондоне 23 августа (5 сентября) 1914 г. 1

[Уполномоченные: России - Бенкендорф, Франции - П.Камбон, Великобритании - Грэй.]

Нижеподписавшиеся, надлежащим образом уполномоченные своими правительствами, делают следующую декларацию:

Правительства России, Франции и Великобритании взаимно обязуются не заключать отдельного мира в течение настоящей войны.

Три правительства соглашаются, что, когда наступит время обсуждения условий мира, ни одна из союзных держав не поставит каких-либо условий мира без предварительного согласия каждого из других союзников.

Нота министра иностранных дел Временного российского правительства П.Н.Милюкова от 18 апреля (1 мая) 1917 г. о задачах войны, врученная через российских представителей союзным державам

27 марта сего года временное правительство опубликовало обращение к гражданам, в котором содержится изложение взглядов правительства свободной России на задачи настоящей войны. Министр иностранных дел поручает мне сообщить вам означенный документ и высказать при этом следующие замечания.

Враги наши в последнее время старались внести раздор в междусоюзные отношения, распространяя вздорные слухи, будто Россия готова заключить сепаратный мир с срединными монархиями. Текст прилагаемого документа лучше всего опровергает подобные измышления. Вы усмотрите из него, что высказанные временным правительством общие положения вполне соответствуют тем высоким идеям, которые постоянно высказывались вплоть до самого последнего времени многими выдающимися государственными деятелями союзных стран и которые нашли себе особенно яркое выражение со стороны нашего нового союзника, великой заатлантической республики, в выступлениях ее президента. Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т.п.

Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, - всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очевидной задаче - отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины. Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников. Продолжая питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны, в полном согласии с союзниками, оно совершенно уверено и в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе создания прочной основы для длительного мира и что проникнутые одинаковыми стремлениями передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для предупреждения новых кровавых столкновений в будущем.

Из выступления Л.Д.Троцкого

Всю же надежду свою мы возлагаем на то, что наша революция развяжет европейскую революцию. Если восставшие народы Европы не раздавят империализм, - мы будем раздавлены, - это несомненно.

11. Из "Очерков русской смуты" А.И.Деникина

Какое же оправдание имела Брест-Литовская трагедия?

Фразы советских правителей о «разгорающемся уже пожаре мировой революции, о переговорах "через головы немецких генералов с немецким пролетариатом"» были только фразами, предназначенными для толпы. Внутреннее положение Европы не давало никаких решительно оснований для подобного оптимизма народных комиссаров. В период брест-литовских переговоров состоялась, правда, сначала в Австрии, потом в Берлине всеобщая забастовка; о мотивах последней лидер независимых социал-демократов Гаазе говорил в рейхстаге: «Забастовка велась не для мелких экономических завоеваний, но служила политическим протестом с высокоидейной целью. Немецкие рабочие возмущались тем, что им приходится ковать цепи для угнетения русских братьев, бросивших оружие». Но это была лишь кратковременная вспышка, по существу использовавшая только подходящий предлог для сведения счетов социал-демократии со своим правительством. Рейхстаг огромным большинством одобрил мирные условия при воздержавшихся социалистах большинства и против голосов «независимых».

Еще менее основания имело заявление Ленина, что договор этот «только передышка, только клочок бумажки, который можно порвать когда угодно...» Немцы имели тогда реальную силу и обеспечили себе достаточные гарантии и выгодное стратегическое положение, чтобы настоять на выполнении договора.

Быть может, однако, в распоряжении советской власти не было уже никаких ресурсов и «похабный мир» являлся неотвратимым? Даже советская Ставка не могла согласиться с такой безнадежной точкой зрения. Начальник штаба Главковерха генерал Бонч-Бруевич на военном совете 22 января настаивал на необходимости продолжения борьбы, указывая и новые способы ее: немедленный увоз всей материальной части в глубь страны, отказ от сплошных фронтов, переход к маневренным действиям на важнейших направлениях к жизненным центрам страны и широкая партизанская война. Силы для этой борьбы он видел в новой «рабоче-крестьянской» армии, в национальных формированиях и в уцелевших частях старой армии.

Можно быть различного мнения о боевой ценности всех этих элементов, но не подлежит сомнению, что огромные русские просторы, объятые восстанием, поглотили бы такие колоссальные силы и средства ослабленных уже в конец германцев, что вторжение их в глубь России приблизило бы катастрофу на Западном фронте...

Но для этого большевикам пришлось бы временно отказаться от демагогических лозунгов и повременить с гражданской войной.

Наконец, в то самое время, когда совет народных комиссаров в бурных и панических заседаниях обсуждал жестокий ультиматум центральных держав, в стане врагов настроение было еще более подавленным. Германское правительство, опасаясь разрыва, употребляло все усилия, чтобы сдержать неумеренные требования главной квартиры. Граф Чернин угрожал, что Австрия заключит сепаратный мир с Россией, если чрезмерная требовательность ее союзников расстроит переговоры. Берлин, Крейцнах (Ставка) и Вена переживали дни томительного ожидания и страха, не считая возможным вести длительную войну на Восточном фронте, хотя бы и против разваливавшейся армии. И когда после перерыва переговоров в Брест-Литовск к 7 января приехал Троцкий, «было любопытно видеть, - говорит Чернин, - какая радость охватила германцев. И это неожиданная, столь бурно проявившаяся радость доказала, как тяжела была для них мысль, что русские могут не приехать».

Итак, Германии нужен был мир во что бы то ни стало. Никакие промежуточные формы его (перемирие, «ни мира, ни войны») не могли спасти положения. Совету народных комиссаров также нужен был мир какою угодно ценой, хотя бы ценою расчленения, унижения и разрушения России.

Этот мотив довольно откровенно прозвучал и в воззвании совета в ночь на 6 февраля «Ко всему трудящемуся населению России» - воззвании, оправдывавшем согласие совета на предъявленные ему центральными державами требования мира: «... мы хотим мира, мы готовы принять тяжкий мир, но мы должны быть готовы к отпору, если германская контрреволюция попытается окончательно затянуть петлю на наш совет».

Тогда только отпор!

«Поставленная народом под знаком мира» советская власть должна была дать мир, хотя бы призрачный, иначе ей угрожала гибель. Гибель «в порядке народного гнева» или в силу германского наступления и оккупации столиц.

Мотив самосохранения советской власти, поставленный в основание брест-литовского действа, не вызывал никогда сколько-нибудь серьезных сомнений среди русской общественности. Несколько иначе обстоял вопрос по поводу другого обвинения народных комиссаров, вызывающего и поныне двоякое к себе отношение. Одни считают Брест-Литовск просто комедией, разыгранной для соблюдения приличий, так как платные агенты германского генерального штаба, в числе которых называют Ленина и Троцкого, не могли не исполнить требований своих нанимателей. Другие отказываются признать это преступление, быть может, не столько по доверию к названным лицам, сколько из-за сознания чудовищности самого факта, смертельного стыда и глубокой боли за поруганное национальное достоинство России...

Но вся совокупность трагических обстоятельств взаимоотношений немцев с большевиками создала во мне лично интуитивное глубокое убеждение в предательстве советских комиссаров. Такое убеждение, присущее широким кругам русской общественности, проникало в народ и обостряло ненависть к советской власти.

Каковы бы ни были внутренние побуждения народных комиссаров, перед Россией встал во всей своей гнетущей тяжести грозный реальный факт: Брест-Литовск...

12. Соглашение между РСФСР и Румынией об очищении Румынией Бессарабии, заключенное в Яссах 5 марта 1918 г. и в Одессе 9 марта 1918 г. 1

[Уполномоченные: РСФСР - Раковский, Брашован, Юдовский, Воронский и Муравьев, Румынии - Авереску.]

(Извлечение)

Ст. 1. Румыния обязывается очистить Бессарабию в течение двух месяцев...

Ст. 2. Сейчас же по подписании договора охрана Бессарабии переходит в руки местной городской и сельской милиции...

Ст. 3. Арестованные в России румынские подданные обмениваются на арестованных в Румынии русских революционеров, офицеров и солдат.

Ст. 4. Румыния обязывается не предпринимать никаких военных неприятельских или других действий против Всероссийской Федерации Советских Республик Рабочих и Крестьян и не поддерживать таковые, предпринимаемые другими государствами.

Ст. 5. Россия обязывается предоставить Румынии излишек хлеба, находящегося в Бессарабии после удовлетворения потребностей местного населения и русских воинских частей...

Ст. 7. В случае вынужденного отступления румынской армии с румынской территории она находит убежище и продовольствие на русской территории.

Ст. 8. В случае параллельных действий против центральных государств и их союзников между высшим русским военнокомандованием российских советских армий и румынских устанавливается контакт.

Ст. 9. Для улажения могущих возникнуть между Румынией и Российской Федерацией Советских Республик Рабочих и Крестьян недоразумений образуются международные комиссии в Одессе, Киеве, Москве, Петрограде, Яссах и Галаце из представителей России и Румынии, Англии, Франции и Соединенных Штатов.

Эльзас-Лотарингия

Высокие Договаривающиеся Стороны, признав моральным обязательством исправление несправедливости, причиненной Германией в 1871 году как праву Франции, так и воле населения Эльзаса-Лотарингии, отторгнутого от своего отечества, вопреки торжественному протесту его представителей на Собрании в Бордо, согласились о нижеследующих статьях:

Статья 51. Территории, уступленные Германии в силу Прелиминарного мира, подписанного в Версале 26 февраля 1871 года, и Франкфуртского договора от 10 мая 1871 года 1 , возвращаются под французский суверенитет со дня перемирия 11 ноября 1918 года.

Постановления Договоров, устанавливающих начертание границы до 1871 года, снова войдут в силу...

Статья 80. Германия признает и будет строго уважать независимость Австрии в границах, которые будут установлены Договором, заключенным между этим государством и Главными Союзными и Объединившимися державами; она признает, что эта независимость не может быть отчуждена без согласия Совета Лиги наций.

Статья 81. Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Чехословацкого государства, которое включит в себя автономную территорию Русин к югу от Карпат. Она заявляет о согласии на границы этого государства, как они будут определены Главными Союзными и Объединившимися державами и другими заинтересованными государствами.

Статья 82. Граница между Германией и Чехословацким государством будет определяться бывшей границей между Австро-Венгрией и Германской империей, как она существовала к 3 августа 1914 года.

Статья 83. Германия отказывается в пользу Чехословацкого государства от всех своих прав и правооснований на часть Силезской территории...

Статья 87. Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Польши и отказывается в пользу Польши от всяких прав и правооснований на территории, ограниченные Балтийским морем, восточной границей Германии, определенной так, как сказано в статье 27 части II (Границы Германии) настоящего Договора, до пункта, находящегося приблизительно в 2 километрах к востоку от Лорцендорфа, затем линией, идущей до острого угла, образуемого северной границей Верхней Силезии, приблизительно в 3 километрах к северо-западу от Зимменау, затем границей Верхней Силезии, до встречи ее с бывшей границей между Германией и Россией, затем этой границей до того пункта, где она пересекает течение Немана, вслед за тем северной границей Восточной Пруссии, как она определена в статье 28 упомянутой выше части II...

Статья 102. Главные Союзные и Объединившиеся державы обязуются образовать из города Данцига, с указанной в статье 100 территорией, Вольный город. Он будет поставлен под защиту Лиги наций.

Статья 104. ...Включить Вольный город Данциг в пределы таможенной границы Польши и принять меры к установлению в порту свободной зоны.

Обеспечить Польше без всяких ограничений свободное пользование и работу всех водных путей, доков, бассейнов, набережных и иных сооружений на территории Вольного города, необходимых для ввоза и вывоза Польши...

Статья 116. Германия признает и обязуется уважать, как постоянную и неотчуждаемую, независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российский империи к 1-му августа 1914 года...

Союзные и Объединившиеся державы формально оговаривают права России на получение с Германии всяких реституций и репараций, основанных на принципах настоящего Договора.

Статья 119. Германия отказывается в пользу Главных Союзных и Объединившихся держав от всех своих прав и правооснований на свои заморские владения.

Статья 160. Самое позднее, с 31 марта 1920 года германская армия не должна будет насчитывать более семи дивизий пехоты и трех дивизий кавалерии.

С этого момента общий численный состав армии государств, образующих Германию, не должен превышать ста тысяч человек, включая офицеров и нестроевых, и будет исключительно предназначен для поддержания на территории порядка и для пограничной полиции.

Общий численный состав офицеров, включая персонал штабов, каково бы ни было их построение, не должен будет превышать четырех тысяч...

Германский Большой Генеральный Штаб и всякие иные подобные формирования будут распущены и не могут быть восстановлены ни в какой форме...

Статья 173. Всякого рода всеобщая обязательная военная служба будет отменена в Германии.

Германская армия может строиться и комплектоваться только путем добровольного найма.

Статья 175. ...Вновь назначенные офицеры должны принять обязательство состоять на действительной службе, по меньшей мере, в течение двадцати пяти лет без перерыва...

Статья 180. Все сухопутные укрепления, крепости и укрепленные места, расположенные на германской территории к западу от линии, начертанной в пятидесяти километрах к Востоку от Рейна, будут разоружены и срыты...

Система укреплений южной и восточной границ Германии будет сохранена в ее современном состоянии.

Статья 181. По истечении двухмесячного срока со дня вступления в силу настоящего Договора силы германского военного флота не должны превышать в вооруженных судах:

  • 6 броненосцев типа «Deutschland» или «Lothringen»,
  • 6 легких крейсеров,
  • 12 контр-миноносцев,
  • 12 миноносцев,
  • или равного числа судов для замены, построенных, как это сказано в статье 190.

Они не должны заключать в себе никаких подводных судов.

Статья 183. По истечении двухмесячного срока со дня вступления в силу настоящего Договора общий численный состав лиц, причастных к германскому военному флоту и занятых как в экипажах флота, в обороне берегов, в семафорной службе, так и в береговой администрации и в береговых службах, включая офицеров и персонал всякого чина и всякого рода, не должен превышать пятнадцати тысяч человек.

Общий численный состав офицеров и «Warrant-офицеров» не должен превышать одной тысячи пятисот.

В двухмесячный срок, считая со вступления в силу настоящего Договора, персонал, превышающий указанный выше численный состав, будет демобилизован...

Статья 191. Постройка и приобретение всяких подводных судов, даже торговых, будут воспрещены Германии.

Статья 198. Военные силы Германии не должны заключать в себе никакой военной или морской авиации...

III. План действий

Реставрация режима порядка в России является делом сугубо национальным, которое должен осуществить сам русский народ.

Однако мы должны дать ему для этого средства и оказать помощь его здоровым элементам: поддержать их путем окружения большевистских армий; оказать им нашу материальную и моральную поддержку.

Окружение большевизма, начатое с севера, востока и юга, следует дополнить:

На юго-востоке действиями, предпринимаемыми из района Каспийского моря для обеспечения эффективного смыкания двух основных группировок национальных сил (армий Деникина-Краснова и Уральской армии).

На западе путем реставрации Польши, способной в военном отношении защитить свое существование.

Эвентуально, путем занятия Петрограда и во всяком случае путем блокады Балтийского моря.

Непосредственная поддержка, которую следует оказать русским национальным силам, состоит, помимо всего, в поставках необходимых материальных средств, в создании базы, где эти силы могли бы продолжить свою организацию и откуда они могли бы затем начать свои наступательные операции.

В этой связи возникает необходимость оккупации Украины.

Действия Антанты должны быть, следовательно, направлены главным образом к осуществлению: полного окружения большевизма, оккупации Украины, организации русских сил.

IV. Осуществление

Антанта способна выполнить эту программу.

1. О к р у ж е н и е б о л ь ш е в и з м а

А. Связь Деникин - Колчак.

На Англию выпадает задача установления между армиями Деникина и уральскими армиями связи, столь важной для объединения русских национальных сил.

Она располагает на местах, на Кавказе, в Македонии и Турции, необходимыми средствами.

Б. Реставрация Польши - это должно быть делом польской армии.

Франция может организовать эту армию и при содействии морского транспорта союзников перебросить 6 пехотных дивизий, формируемых во Франции.

Для безопасности коммуникаций польской армии на линии Данциг - Торн необходимо оккупировать район нижнего течения Вислы межсоюзническими силами, состоящими из одной-двух пехотных дивизий, подлежащих созданию большей частью за счет американских войск.

В. Действия по проведению блокады побережья Балтийского моря могут быть легко осуществлены британским флотом.

Что же касается возможных операций в направлении Петрограда, то они могут быть намечены как завершение наступления эстонских войск, которое недавно возобновилось из района Ревеля и Нарвы. Чтобы сделать его возможным, достаточно оказать нашу поддержку силам, созданным в этом районе ген. Юденичем.

2. О к к у п а ц и я У к р а и н ы

Она выпадает на долю союзных армий на Востоке.

Против большевистской армии, которая разобщена и которой не хватает материальной части, армия Бертело, состоящая из трех французских пехотных дивизий, трех греческих пехотных дивизий, при поддержке румынской армии, усиленная 35-й итальянской дивизией, снабженная современным вооружением, которое мы можем дать ей в большом количестве, может проникнуть в сердце Украины, освободить Донец, куда уже началось вторжение, и захватить Киев и Харьков.

3. О р г а н и з а ц и я р у с с к и х с и л

Эта организация продолжается в северной России (британское командование) и в Сибири (ген. Жанен и ген. Нокс).

Однако в южной России должна быть создана для наступления на Москву основная масса национальных сил с помощью армий Деникина - Краснова, местных войск, набранных на Украине, русских пленных, подлежащих репатриации из Германии в этот район.

V. Заключение

Для держав Антанты встает жизненная необходимость свергнуть его [советское правительство. - Cост.] как можно скорее, и возникает долг солидарности осуществить с этой целью совместные усилия.

При проведении в жизнь плана действий, который они должны утвердить, участие каждой из них может быть определено следующим образом:

  • действия в северной России и в районе Балтийского моря;
  • участие в интервенции в Польше;
  • действия в юго-восточной России в целях объединения сибирских сил с армиями Деникина и Краснова;
  • организация этих армий.

Соединенные Штаты

  • действия в Польше (руководство межсоюзническими действиями).
  • действия в Сибири и на Украине;
  • организация польской армии.
  • участие в действиях на Украине.

Соглашение должно быть достигнуто в самом срочном порядке, имея в виду: постановку принципа интервенции в России, уточнение распределения задач, обеспечение единства руководства.

Это соглашение должно быть первым этапом на пути организации мира.

Каннские резолюции

Когда по постановлению Верховного Совета от 10 января с.г. Россия была приглашена участвовать в Генуэзской конференции, ей были сообщены резолюции, принятые Верховным Советом в Каннах 6 января, но само приглашение не было обусловлено принятием этих резолюций или какими-либо другими требованиями.

Однако Российская делегация, исходя из убеждения, что при правильном и последовательном толковании Каннских резолюций может быть найдена почва для взаимного понимания и разрешения спорных вопросов между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и западноевропейскими странами, в первом же пленарном заседании Генуэзской конференции заявила, что принимает в принципе положения Каннских резолюций, сохраняя за собой право вносить в них поправки и предлагать новые пункты. Почвою для соглашения по спорным вопросам служит, по мнению делегации, три основных тезиса Каннских резолюций: 1) признание за каждой нацией полного суверенитета в установлении систем собственности, хозяйства и управления в своей стране; 2) законодательное, судебное и административное обеспечение личных и имущественных прав тех иностранцев, которые захотят отправиться в Россию для хозяйственной деятельности, и 3) признание принципа взаимности в исполнении всеми правительствами их обязательств и в возмещении убытков, понесенных иностранными гражданами, как это разъяснено в заметке для печати, подготовленной министрами и экспертами в Каннах, на официальный характер которой указывал г. первый министр Великобритании в своей парламентской речи от 3 апреля с.г.

Условия будущей работы

Исходя из указанных во введении к меморандуму общих положений, собравшиеся на конференцию представители правительств Европы должны были бы уделить главное внимание вопросу о средствах, необходимых для поднятия производительных сил России, а не способам удовлетворения претензий кредиторов России, как это сделано в меморандуме...

Вместе с тем делегация считает необходимым отметить, что авторы лондонского меморандума, намечая во второй главе необходимые, по их мнению, гарантии экономической работы в России иностранного капитала, резко отступают от п. 1 Каннских резолюций, стремясь навязать России определенное внутреннее законодательство, чуждое ее нынешнему строю, под предлогом создания «условий успешной работы» иностранного капитала ввести в России систему капитуляций, покушающуюся на ее суверенитет. Наиболее ярким примером этого является ст. 24-я меморандума, стремящаяся установить судебную экстерриториальность иностранцев, а также вся организация комиссии русского долга, план которой изложен в приложении 1, каковая в случае осуществления, несомненно, превратилась бы в орган иностранного контроля над всей хозяйственной жизнью Российской республики, подобно установленной Версальским договором репарационной комиссии.

Иностранная интервенция

Не довольствуясь этим разрывом сношений с Советской Россией, державы Согласия начали военную интервенцию и блокаду, совершенно открыто поддерживая создаваемые их же агентами местные восстания (чехословаков, донских и кубанских казаков, белогвардейцев в Сибири, Ярославле и т.д.) и подкрепляя военные действия армий Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля и пр. посылкой собственных военных сил на север России, в Черное море и на Кавказ. Фактически установлено, что советское правительство даже в первые месяцы своего существования без труда справлялось с попытками к восстанию местных недовольных элементов, и только там, где эти элементы организовывались и поддерживались активно союзными правительствами, снабжавшими их деньгами, амуницией, обмундированием и военными инструкторами, эти спорадические и мелкие восстания превращались в целые фронты гражданской войны, сопровождавшейся дикими эксцессами, как уничтожение целых деревень, безобразные еврейские погромы и тому подобные зверства. Военная экспертиза категорически утверждает, что без указанного вмешательства иностранных держав отдельные местные восстания в России никогда не могли бы принять характера опустошительной гражданской войны, почему виновность и ответственность союзных правительств за организацию и поддержку гражданской войны в России, за причинение колоссальных убытков русскому народу и государству не подлежат ни малейшему сомнению...

Доля этой ответственности за все это падает на те нейтральные страны, которые, предоставив гостеприимство контрреволюционным элементам для подготовки на своей территории заговоров против России, вербовки участников гражданских войн, закупки и транзита оружия и т.п., в то же самое время приняли участие в бойкоте и блокаде России. Поставленная иностранной интервенцией и блокадой в необходимость отчаянной самообороны Советская власть фактически вынуждена была интенсифицировать темп национализации промышленности и торговли, а также применять к собственникам иностранного имущества в России те меры ликвидации предприятий, конфискаций или безвозмездной национализации имуществ, которые были введены в международный обиход как новый «usus» воюющими - и как раз больше всего - союзными правительствами. Однако советская власть никогда не применяла мер ограничения личных и имущественных прав иностранцев только потому, что состояние обороны против интервенции давало ей это право. Эти меры применялись лишь, поскольку того требовали интересы общественной безопасности и блага, в частности, осуществления плана национализации промышленности и торговли, неизбежно вытекавшего из новых хозяйственных и правовых отношений и из необходимости спешно реорганизовать производство и распределение в рамках изолированного, отрезанного от всякого мира блокадою государства. И здесь советская власть использовала только бесспорно принадлежащее всякому государству право привлечения к несению общественных повинностей и право распоряжения имуществом собственных и иностранных граждан, когда того требуют насущные интересы страны.

Интервенция и блокада со стороны союзных держав и поддерживаемая ими в течение более трех лет гражданская война причинили России убытки, далеко превосходящие возможные претензии к ней со стороны иностранцев, потерпевших от русской революции. Помимо секвестрованного за границей и вывезенного из России золота и целого ряда запасов и товаров, государство Российское требует возмещения за разрушенные военными действиями железные дороги, мосты, подвижной состав, портовые и другие сооружения, потопленные суда, а также фабрики, заводы и многочисленное имущество частных граждан - как дома в городах, так и крестьянские усадьбы в деревнях. Кроме того, оно предъявляет требование о возврате его военного и торгового флота, уведенного союзными державами непосредственно или белогвардейскими армиями под защитой союзных держав. Наряду с этими претензиями, выражающими непосредственный ущерб государственному и частному хозяйству России, подлежит удовлетворению и длинный список убытков как национализированной промышленности, так и частного хозяйства, нанесенных военными действиями на оккупированной иностранными и белогвардейскими армиями территории, и возмещению многим сотням тысяч инвалидов гражданской войны и семьям погибших.

Эти убытки русского народа и государства дают гораздо более бесспорное право на возмещение, чем претензии бывших владельцев имуществ в России и русских займов, принадлежащих к нациям, победившим в мировой войне и получившим с побежденных колоссальные контрибуции, тогда как их претензии предъявляются к стране, разоренной войной, иностранной интервенцией и отчаянно борющейся за собственное существование в тех государственных формах, которые она считает для себя единственно возможными.

Более всего странно слышать требование возмещения убытков, понесенных гражданами государств, безуспешно воевавших против России, из уст представителей правительств, применявших во время войны право конфискации частной собственности граждан противной стороны на своей территории и утвердивших это право Версальским договором даже для мирного времени, возлагая, кроме того, на все население побежденного государства имущественную ответственность за убытки, причиненные победителям военными действиями его правительства.

План Юнга

[Второй репарационный план для Германии, разработанный комитетом экспертов под председательством американского финансиста Оуэна Юнга, был утвержден на международной конференции в Гааге в январе 1930 г.]

Доклад комитета экспертов

(Извлечение)

Взамен существующей системы защиты трансфертов, содержащей в себе полуполитический контроль, создание ограничений для инициативы Германии и возможное (неблагоприятное) влияние на (ее) кредит, мы предлагаем систему аннуитетов, значительно меньших, чем те, которые были установлены планом Дауэса, подчиненных новым и гибким условиям... Эта система дает Германии желаемое освобождение от иностранного вмешательства и контроля...

Новый план войдет в силу 1 сентября 1929 г. с суммой в 37 аннуитетов по 1 988,8 млн. рейхсмарок каждый до 31 марта 1966 г.

В дальнейшем Германии останется произвести платежи, указанные в следующей ниже таблице, поскольку в отношении этих лет не будут приняты специальные постановления.

1966/67 г. ......... 1607,7 1977/78 г. ......... 1685,4
1967/68 ......... 1606,9 1978/79 ......... 1695,5
1968/69 ......... 1616,7 1979/80 ......... 1700,4
1969/70 ......... 1630,0 1980/81 ......... 1711,3
1970/71 ......... 1643,7 1981/82 ......... 1687,6
1971/72 ......... 1653,9 1982/83 ......... 1691,8
1972/73 ......... 1662,3 1983/84 ......... 1703,3
1973/74 ......... 1665,7 1984/85 ......... 1683,5
1974/75 ......... 1668,4 1985/86 ......... 925,1
1975/76 ......... 1675,0 1986/87 ......... 931,4
1976/77 ......... 1678,7 1987/88 ......... 897,8

Торговые суда