Знаменитый переход на пресне. Декабрьское вооруженное восстание: причины и последствия
Пожалуй, в России еще никогда ранее так рьяно не обсуждали приспособление усадьбы под современное использование, как это делается сейчас, во время споров о «Ельцин-центре». Общество раскололось на две части: одни считают открытие «Ельцин-центра» в бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских хорошей идеей и спасением памятника, а другие называют это глумлением над достопримечательностью. Дебаты в обществе и Сети не утихают до сих пор.
Одним из тех, кто наиболее жестко высказался об открытии «Ельцин-центра» в старинной усадьбе, стал Никита Михалков. Кинорежиссер назвал приспособление усадьбы Долгоруковых-Бобринских под такие цели цинизмом и выразил мнение о том, что, помимо прочего, работы над возданием «Центра» проводятся без соблюдения всех принятых норм и уничтожают усадьбу. С аналогичными заявлениями выступили и многие московские градозащитники. Позавчера против открытия «Ельцин-центра» высказались многие представители Госдумы. На огромный общественный резонанс вокруг «Ельцин-центра» оперативно отреагировала пресс-служба Департамента культурного наследия столицы. 22 июня на странице Департамента в Фейсбуке было опубликовано официальное заявление, в которых были даны комментарии по всем спорным моментам.
- «В сети появилась недостоверная информация относительно реставрации Городской усадьбы (дом Бобринских) на Малой Никитской, 12.
По мнению некоторых горожан Усадьба уничтожена: разрушены интерьеры, сломана ограда, не ведутся археологические исследования и т.п. Все это не соответствует действительности. На самом деле сейчас там ведутся масштабные реставрационные работы, затрагивающие конструктив и декоративное оформление. И специалисты Мосгорнаследия постоянно контролируют эти работы.
Не стоит пугаться того, что главный дом затянут сеткой - за ней идет реставрация исторических фасадов усадьбы. Внутри, кстати, уже отреставрирован лепной декор (впереди его ждет золочение), камины и печь (в ее отделке будут использованы уникальные сохраненные и отреставрированные изразцы), парадная и черная лестницы. На данный момент реставраторы работают с живописными плафонами - да, именно с теми, с которыми некоторые по неведомой нам причине уже попрощались. Что же касается флигеля (фотографии которого были выданы за фотографии всей усадьбы), то эксперты отобрали бревна, которые можно спасти, и отправили их на реставрацию. Подбирается докомпановочный материал - тот, которым заменят сгнившие бревна. Думаем, не нужно уточнять, что реставрационный материал будет аналогичным. Лишь напомним, что это строение давно находится в неудовлетворительном состоянии, архитектурные элементы на момент начала реставрации отсутствовали.
За ограду также можно быть спокойными: горожане увидят ее отреставрированной по окончании всех работ.
Также на свое историческое место вернутся скульптуры Елены и Париса XVIII в. В настоящий момент они находятся в реставрационной мастерской. В подтверждение этого предлагаем вам несколько фотографий с объекта…Особенно внимательные пользователи смогут найти на них археологов, которые на протяжении всего времени сопровождают этот проект. Мосгорнаследие напоминает: все, что входит в предмет охраны - сохранено и реставрируется. Настоятельно призываем неравнодушных граждан доверять проверенным данным из надежных источников», - сообщается в заявлении.
Не остались в стороне и представители «Ельцин-центра». Они пригрозили Никите Михалкову судом за «пафосную ложь, демагогию и прямое вранье». Очевидно, что в обществе еще долго будет обсуждаться эта проблема. И когда мы получили официальные комментарии от компетентных органов о состоянии самой усадьбы, главной темой для споров по-прежнему остается тот самый «приспособленческий» вопрос. В комментариях к моим предыдущим постам вы неоднократно просили меня вынести на обсуждение вопрос о «Ельцин-центре». Видимо, настало время это сделать. Друзья, а как вы относитесь к идее приспособить усадьбу Долгоруковых-Бобринских под «Центр». Что это по-вашему: спасение исторического памятника или цинизм?
Усадьба Долгоруковых-Бобринских
Усадебный ансамбль по адресу улица Малая Никитская, 12 в городе Москве сформировался уже к концу восемнадцатого столетия. Он состоит из главного дома, построенного с использованием конструкций стоявших здесь до этого каменных палат конца XVII – середины XVIII веков, а также двух симметрично расположенных флигелей, торцевая часть которых проходит по красной линии улицы.
Пространство между тремя зданиями занимает парадный двор. Благодаря аркам, устроенным в полуциркульных спряжениях между основным зданием и флигелями, с него можно было попасть на хоздвор, выходивший в соседний Гранатный переулок.
Главный дом был поднят на три этажа. Его центральную часть украшает небольшой ризалит, завершающийся треугольным фронтоном с декором из лепных гирлянд. Фасадная плоскость первого и второго уровней рустована. Наличники оконных проемов второго этажа, являвшегося парадным, украшены сложно выполненной лепниной и маскаронами.
Фото 1. Малая Никитская улица, №12 в городе Москве
Еще одним украшением фасада стал барельеф, размещенный над оконными проемами второго этажа. Его тематикой стал античный сюжет по произведению Овидия «Метафорфоз».
Боковые ризалиты особняка декорированы лоджиями с использованием колонн коринфского ордера, а также различными арочными нишами и стенными проемами, разбросанными по всем этажным уровням.
Полуциркульные стены, о которых говорилось выше, оформлены с применением арочных ниш и ряда полуколонн, а их завершение устроили в виде балюстрад.
Мраморные статуи «Париса» и «Елены» появились на парадном дворе по Малой Никитской, 12 уже при Советах – в 1947 году.
Что касается внутренних интерьеров, то до наших дней сохранилась большая часть прежнего богатого убранства: парадные залы с живописными плафонами, лепные карнизы, печи и камины, а также двери, люстры и даже наборный паркетный пол.
Фото 2. В бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских
ныне расположен "Фонд Б.Н. Ельцина"
Из истории особняка Долгоруковых на Малой Никитской улице, 12
В момент строительства усадебного комплекса владельцем участка являлся Андрей Николаевич Долгоруков – князь и статский советник, находившийся в родстве с фельдмаршалом Василием Михайловичем Долгоруковым. Его родной сын Владимир со временем занял пост московского генерал-губернатора, на котором находился с 1856 по 1891 годы.
В 30-х годах девятнадцатого столетия усадьба перешла в собственность графа Василия Алексеевича Бобринского, получившего владение №12 по Малой Никитской как приданное своей супруги Софьи Прокопьевны Соковниной. Впоследствии владение перешло к их сыну Алексею.
Последним хозяином особняка из графской семьи стал Алексей Алексеевич Бобринский – ученый-этнограф, исследователь Средней Азии, член Императорского географического общества, автор ряда научных статей и трудов. После революции эмигрировал в Италию.
В конце девятнадцатого столетия главный усадебный дом был передан в аренду мужской гимназии педагога и филолога А.В. Адольфа. Школа продолжала работать и в первые годы Советской власти, после чего здесь разместились различные государственные учреждения.
История рода Бобринских неразрывно связана с Богородицком. В сознании большинства россиян именно и она ассоциируется с историей потомков Екатерины Великой и графа Орлова. Но мало кто знает о том, что у Бобринских было еще одно прекрасное имение. Оно называлось Бобрики и находилось недалеко от Богородицка, на территории современного города Донской.
По своей красоте она могла запросто сравниться с Богородицким имением. Однако, со временем потомки Екатерины Великой обосновались в Богородицке, а дворец в Бобриках был разобран еще за несколько десятилетий до революции. Но даже утратив свое первоначальное значение, усадьба не утратила своего значения для семьи Бобринских. Здесь, в усыпальнице-ротонде покоятся несколько представителей семейства Бобринских, включая Алексея Григорьевича Бобринского.
Идея превратить Бобрики в место последнего земного пристанища своего супруга принадлежала вдове Алексея Григорьевича, Анне Владимировне. О том, почему семейная усыпальница не была обустроена в самом Богородицке - как это было во многих усадеб тех времен, до сих пор ведутся споры. Одна из версий этого такова: Анна Владимировна считала достаточно тяжелым зрелищем ежедневно, рядом со своим домом видеть место, где похоронены дорогие ей люди. Тем не менее, в Бобрики стали отдаленным, но все же своеобразным "продолжением" богородицкой усадьбы.
С Бобриками связана и история моей собственной семьи. Здесь в 1930-е годы и во время войны жили мои бабушка и прабабушка, а мой прадед, который был призван в Бобриках на войну, так и не вернулся домой живым.
В ноябре этого года я посетил Бобрики впервые. Дата моей поездки совпала с большим событием в истории города. Историко-мемориальный музейный комплекс "Бобрики" готовился отпраздновать свое 85-летие. Но даже накануне этого праздника меня - человека, прибывшего уже ближе к закрытию музея без всякого предупреждения, замечательные сотрудники музея провели по экспозиции и показали предметы, связанные с историей усадьбы Бобрики. Сердечно поздравляю всех сотрудников музея и благодарю их за сердечный прием! Особую благодарность я хочу выразить Ольге Николаевне Мазурук и Василию Старцеву.
А сейчас давайте совершим прогулку по бывшей усадьбе Бобринских, Музею и самому городу. Как выглядела усадьба? Когда и для каких целей она была разобрана? Какие постройки от некогда масштабного имения Бобринских дошли до наших дней? Почему историки и краеведы чрезвычайно опасаются за состояние усыпальницы Бобринских? Почему во время поездки в Донской обязательно стоит посетить музейный комплекс "Бобрики" и чем уникальна его история? Об этом и многом другом - в моем новом материале.
Друзья, а вы слышали о существовании усадебного комплекса Бобринских в Бобриках? Доводилось ли вам посещать это место?
Посещали ли вы места, в которых черты разных эпох не заглушают друг друга, а переплетаются, создавая неповторимый орнамент? Знаете ли, как сложилась судьба внебрачного сына Екатерины II? Известно ли вам, где появился второй в нашей стране планетарий?
3. Спасская церковь, 1778 год, арх. И.Н. Старов.
5. Музей "Бобрики" в советское время находился в церкви.
Вы наверняка найдёте ответ на эти вопросы, посетив усадьбу Бобрики в Тульской области. Музейный комплекс на месте бывшей усадьбы находится в посёлке Бобрик-Гора, в трёх километрах от города Донского. Эти живописные места в верховьях Дона издавна считались хорошим местом для поселения. В XVI-XVII веках здесь располагались слободы ремесленников, земледельцев, стрельцов. Людей привлекали плодородная почва, обилие лиственных лесов, богатство фауны. Из-за большого количества бобров речку, впадающую в Дон, назвали Бобрик, а возвышение у слияния рек стало называться Бобрик-Горой.
6. Колокольня была уже восстановлена в 90-е годы.
В 1763 году Екатерина II выкупила у графа Ладыженского сёла Бобрики и Богородицкое. В начале 70-х годов она занялась обустройством усадьбы. Для этого пригласила архитектора Ивана Старова. В 1771 году он подготовил чертежи. Строительство проходило с 1773 по 1776 год.
9. Историко-мемориальный комплекс "Бобрики".
Закладка дворцов в Бобриках и Богородицке состоялась почти одновременно —летом 1773 года. Название «усадебный дом» было бы слишком скромным для этих сооружений. Бобринский дворец вошёл в число самых просторных в российской провинции. Здание в стиле строгого классицизма сделали трёхэтажным. Примечательно и расположение: дворец стоял на возвышении, над склоном к устью реки Бобрик. По спуску была выложена дорожка. С возвышения открывался вид на окрестные поля.
12. В музее экспозиция с историей угольной промышленности.
13. Шахтер - один из самых старых экспонатов музей, он здесь с довоенных времен.
За четырёхугольным главным зданием раскинулся большой внутренний двор, над которым возвышалась белокаменная церковь с часовней. Впоследствии на территории появились богадельня для бедных, школа, больница и дом управляющего Фишера.
15. Первые шахты.
17. С момента создания музей носил имя музея Подмосковного угольного бассейна.
Первую службу в новом каменном храме провели в 1778 году. В этот же период создавался большой дворцово-парковый ансамбль в Богородицке. Следует отметить, что богородицкий парк по проекту Андрея Болотова стал одним из первых пейзажных в России. До того большей популярностью пользовались регулярные парки во французском стиле.
19. Служебный флигель.
20. Служебный флигель.
22. Руины конного двора.
Екатерина II планировала передать усадьбу своему внебрачному сыну от Григория Орлова - Алексею Григорьевичу. Мальчик родился в апреле 1762 года. Воспитывался сперва в семье камердинера Василия Шкурина, затем в одном из пансионов Лейпцига.
23. Вид на Бобрик-Гору и и усадебный парк.
Когда обустройство имения подошло к концу, Алексей вернулся в Россию и получил фамилию Бобринский (по названию усадьбы) и титул графа. Таким образом, он стал основателем дворянского рода Бобринских. Учился в Сухопутном кадетском корпусе. Много путешествовал. Уже при Павле I дослужился до звания генерал-майора. В 1798 году вышел в отставку и поселился в оставленном матерью имении, увлёкся сельским хозяйством и естественными науками. Лишь изредка наведывался в столицу.
24.
От брака с баронессой Анной Унгерн-Штернберг у Алексея Григорьевича Бобринского была одна дочь и трое сыновей: Мария (в замужестве княгиня Гагарина), Алексей, Павел и Василий. Граф Бобринский умер в Богородицке летом 1813 года. После его смерти в Бобриках решили сделать фамильную усыпальницу.
25. Аллея в парк. Справа от знака находился главный дом.
Строение в стиле классицизма возвели в 1815 году по проекту архитектора Василия Милинского. Оно выглядело строго и торжественно. Усыпальницу окружали парные полуколонны с дорическими капителями.
26. Вход в парк.
Пространство между колоннами занимали неглубокие прямоугольные ниши. Снаружи сооружение облицевали белым камнем. Внутрь вела полукруглая лестница с широкой площадкой.
27.
Сыновья графа, особенно Василий, немало сделали для развития усадьбы. В 1834 году граф Василий Алексеевич устроил в Бобриках суконную фабрику, а в 1854 году свеклосахарный завод.
28.
Также он занимался благоустройством парка, разводил редкие для центра России породы деревьев: бархат амурский, пробковое дерево. Большое внимание Василий Бобринский уделял благотворительности. Пансион при классической гимназии в Туле был открыт на его средства.
29.
Однако дворец при Василии Алексеевиче подвергся серьёзным изменениям. В поисках строительного материала для заводов владелец разобрал здание, оставив лишь два флигеля.
30. Усыпальница.
Внук основателя рода - Алексей Васильевич Бобринский - тоже увлекался лесоразведением.Но когда Бобрики принадлежали ему, в имении произошли и другие перемены. В 1881 году на территории усадьбы обнаружили угольное месторождение. Через два года началась добыча угля.
31. Усыпальница, 1813-1815 гг., арх. В. Милинский.
В 1888 году этнограф и археолог Алексей Алексеевич Бобринский основал в имении конезавод. При нём появились школа рукоделия для девочек и богадельня для неимущих.
32.
Если посмотреть на усыпальницу сверху, то возникает такое ощущение, что это утопленный купол храма в землю.
33.
После Революции усадьба Бобрики была национализирована. Имущество Бобринских разграбили. В усыпальнице долгое время действовало летнее кафе.
34.
Вспоминаю еще одно кафе-столовую в усадьбе. Помните , там тоже в советское время в усыпальнце принимали пищу.
35.
Однако от полного разрушения усадебный комплекс спасло решение Наркомпроса РСФСР. 2 ноября 1933 года вышел приказ основать на Бобрик-Горе музей Подмосковного угольного бассейна. 1 мая 1935 года музей принял первых посетителей.
36. Аллея к пруду.
В 1940 году в здании храма открыли планетарий. Он стал вторым в стране после открытого в ноябре 1929 года Московского планетария.
38.
Сотрудники музея собрали обширные коллекции: палеонтологическую, археологическую. В 1996 году музей сменил профиль: из естественно-научного стал краеведческим. На уже созданной базе возник историко-мемориальный музейный комплекс Бобрики.
40.
41. Вид от усыпальницы на церковь.
В фонд вошли мемориальная коллекция Бобринских, материалы по строительству аппарата для планетария, прижизненные издания трудов К.Э. Циолковского. В музейный комплекс входят также природные памятники: лесничество Бобриковых, валы и шлюзы Ивановского канала.
42.
Справа внизу на фотографии - это все, что осталось от дворца Бобринских.
43.
Таблички из Спасской церкви.
44.
В этом году музею Бобрики исполнилось 85 лет. Он продолжает развиваться. Туристам предлагают широкий спектр услуг: индивидуальное и коллективное экскурсионное обслуживание, интерактивные программы, образовательные мероприятия, развлечения для детей.
45. Богослужебная книга Спасской церкви села Бобрики.
46. Икона из Спасского храма.