…» А. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.

Тригорское. Усадьба Осиповых-Вульф

Закончив Лицей, молодой поэт отправился в псковское имение матери, где провел чуть более месяца. К этому времени относится знакомство Пушкина с П. А. Осиповой, владелицей соседнего Тригорского.

Прасковья Александровна Осипова. Рисунок Н. И. Фризенгоф, 1841

Стихотворение, датированное серединой августа 1817 г., автор оставил в альбоме своей новой знакомой, женщины начитанной, рассудительной и хозяйственной. Посвященный ей текст появился накануне отъезда автора в столицу. Преданная и деликатная подруга, Прасковья Александровна на всю жизнь сохранила добрые отношения с Пушкиным. Особенно ценной была поддержка, оказанная поэту Осиповыми-Вульф в годы михайловской ссылки.

Б. Г. Биргер. Тригорское. Пушкин в Тригорском

Зачин указывает на ведущую тему произведения, подчеркнутую анафорой, — прощание лирического героя с прошлым, веселым временем «легкокрылых забав». Теплые приятельские отношения и отдых в дружеском кругу — добрые впечатления субъект речи связывает с конкретным топонимом, Тригорским, распространяя личное отношение на пейзажные образы. Дубравы характеризуются необычным эпитетом «верные», а бескрайнее пространство полей воспринимается как бесконечный и беззаботный мир. Обращаясь к обеим природным деталям, герой возводит их в статус лирического адресата.

Продолжая взволнованную речь, поэт обращается к обобщенному образу, построенному на метонимии: его героя, навещающего соседнюю усадьбу, встречает радость. Художественный прием служит для обозначения радушного приема, оказанного искренними и доброжелательными обитателями близлежащего имения.

Подытоживая пережитое, автор облекает радостные впечатления в форму афоризма. Беспечным отдыхом завершается период взросления. Оставшийся в прошлом этап жизни дорог герою — эта мысль передается синекдохой. Здесь, среди зеленых псковских просторов, остается сердце лирического «я».

В финальной части герой озвучивает мечту: он надеется вновь оказаться в идеализированном художественном пространстве. Ряд пейзажных образов начинается с метафоры, уподобляющей верхушки разросшихся лип строительному перекрытию. Иносказание, связывающее природные объекты и архитектурные сооружения, оживляет семантику словосочетания «скат холма».

Стихотворение заканчивается лаконичной самохарактеристикой, которая одновременно выполняет роль завуалированного комплимента. Сторонник искренних отношений, ценитель красоты и ума восторгается достоинствами, которыми обладают владельцы Тригорского.

В программе по литературе это произведение изучают в 7 классе. Школьникам задают читать стих «Простите, верные дубравы!»Пушкина Александра Сергеевича сначала на уроке. Учить его предстоит дома наизусть полностью. В произведении автор грустит о годах своей беспечной юности, которые, к сожалению, безвозвратно ушли. Поэт только закончил лицей, и теперь в его жизни наступает новая пора - зрелость. Относится Пушкин к этому новому периоду в своей жизни самым серьезным образом. Ему жаль, что приходится покидать Тригорские дубравы. Текст стихотворения Пушкина «Простите, верные дубравы!» написан с использованием таких поэтических приемов, как риторические обращения, восклицания, и эпитеты «Прости, беспечный мир полей!». Они позволяют погрузиться читателю в настроение произведения. Стихотворение написано очень эмоционально и выразительно. Текст стихотворения можно скачать у нас на сайте. Или выучить его в режиме онлайн.

Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.

«Простите, верные дубравы!…» Александр Пушкин

Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.

Анализ стихотворения Пушкина «Простите, верные дубравы!…»

Закончив Лицей, молодой поэт отправился в псковское имение матери, где провел чуть более месяца. К этому времени относится знакомство Пушкина с П.А. Осиповой, владелицей соседнего Тригорского. Стихотворение, датированное серединой августа 1817 г., автор оставил в альбоме своей новой знакомой, женщины начитанной, рассудительной и хозяйственной. Посвященный ей текст появился накануне отъезда автора в столицу. Преданная и деликатная подруга, Прасковья Александровна на всю жизнь сохранила добрые отношения с Пушкиным. Особенно ценной была поддержка, оказанная поэту Осиповыми-Вульф в годы михайловской ссылки.

Зачин указывает на ведущую тему произведения, подчеркнутую анафорой, - прощание лирического героя с прошлым, веселым временем «легкокрылых забав». Теплые приятельские отношения и отдых в дружеском кругу - добрые впечатления субъект речи связывает с конкретным топонимом, Тригорским, распространяя личное отношение на пейзажные образы. Дубравы характеризуются необычным эпитетом «верные», а бескрайнее пространство полей воспринимается как бесконечный и беззаботный мир. Обращаясь к обеим природным деталям, герой возводит их в статус лирического адресата.

Продолжая взволнованную речь, поэт обращается к обобщенному образу, построенному на метонимии: его героя, навещающего соседнюю усадьбу, встречает радость. Художественный прием служит для обозначения радушного приема, оказанного искренними и доброжелательными обитателями близлежащего имения.

Подытоживая пережитое, автор облекает радостные впечатления в форму афоризма. Беспечным отдыхом завершается период взросления. Оставшийся в прошлом этап жизни дорог герою - эта мысль передается синекдохой. Здесь, среди зеленых псковских просторов, остается сердце лирического «я».

В финальной части герой озвучивает мечту: он надеется вновь оказаться в идеализированном художественном пространстве. Ряд пейзажных образов начинается с метафоры, уподобляющей верхушки разросшихся лип строительному перекрытию. Иносказание, связывающее природные объекты и архитектурные сооружения, оживляет семантику словосочетания «скат холма».