Акт об упразднении палаты феодальных сборов (1656). Алёна Белозерская - Близнецы страсти

Своды законов в нашей стране создавались периодически, ведь с развитием государства требовалось создание новых законодательных баз, которые бы защищали интересы граждан такого общества. Возникает логический вопрос, как назывался сборник законов, принятый в 15 веке и кто стал его создателем. Судебник 1497 года – основной свод законов Российского государства 15 века. Именно он был создан для правильной систематизации всех правил, которые на тот момент уже существовали в государстве. Данный свод законов был создан в эпоху правления Ивана третьего. Можно с уверенностью сказать о том, что это своеобразный памятник феодального права. Долгое время считалось, что создание данного Судебника приписывается дьяку Владимиру Гусеву. Тем не менее, многие историки обратили внимание на упоминание совершенно других лиц. В частности исторические источники указывают на то, что составителями данного Судебника стали дьяки Василий Жук, Василий Долматов, Фёдор Курицын, и князь И. Ю. Патрикеев.

Сборник законов принятый в 15 веке

Сразу же нужно отметить, что эпоха, в которую были созданы данные законы, считается эпохой феодальной раздробленности, а также формирования нового централизованного государства. То есть, фактически произошел процесс усиления власти великого князя, а также возрастание влияния своеобразного боярства. Кроме всего прочего, именно в данный период времени формируется своеобразный аппарат управления централизованным государством. То есть, в принципе, такая структура строения формируется именно из-за активного развития страны. Соответственно, данные реалии требовали создания новой законодательной базы.

Источниками данного свода законов стали такие правовые акты:

  1. Русская правда, нужно заметить, что при составлении Судебника использовались исключительно последние редакции документа;
  2. Применялись уставные грамоты, то есть, нормативные документы, которые ранее издавались верховной властью. Все данные документы изначально формировали вопросы местного управления;
  3. Судные грамоты. То есть, в основу Судебника также легли постановления, которые касались именно особенностей судоустройства, а также судебные решения по различным, отдельным вопросам.

Особенности и значимость Судебника

Нужно сразу же обратить ваше внимание на то, что все нормы права в данном документе были сформированы нормы права, которые в принципе излагались без четкой и структурированной системы. То есть, не каждый четко определенный случай был рассмотрен детально, кроме всего прочего, законодательство четко определяли своеобразные привилегии господствующего слоя населения. С другой стороны уже появилась своеобразная систематизация документа. Именно это и отличает Судебник от других законодательных актов.

P.S. Если вы интересуетесь историей законов других стран, то оформить визу можно на сайте http://helpvisa.com.ua .


Древнерусские законы представляют собой своеобразные правила поведения людей в обществе. Так как Русь была великим государством уже на тот момент, то требовалась систематизация...


Безусловно, такие вопросы, как кто разработал законы управления, основы государственного строя Спарты, требуют крайне внимательного изучения. Тем не менее, можно сразу же...

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А27) поставьте знак «X» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 Нашествие Батыя на Русь и установление ордын­ского владычества произошло в

1) X в. 2) XII в. 3) XIII в. 4) XIV в.

А2 К восточным славянам относятся

1) поляне 2) хазары 3) половцы 4) варяги

А3 Как назывался сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Рос­сийского государства и создании общерусского права?

1) Русская Правда

2) Соборное уложение

3) Судебник

4) Табель о рангах

А4 Одним из результатов правления Ивана Калиты и его сыновей было

1) присоединение к Москве Великого Новгорода

2) присоединение к Москве Тверского княжества

3) прекращение зависимости Руси от Золотой Орды

4) хозяйственное и военное укрепление Московского княжества

А5 Уменьшение роли Боярской думы, прекращение созыва Земских соборов, увеличение числа прика­зов характерно для

1) XV в. 2) XVI в. 3) XVII в. 4) XIX в.

А6 В чье правление в России открытием Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной и Медицинской школ было положено начало формированию систе­мы профессионального образования ?

1) Алексея Михайловича

3) Александра I

4) Екатерины II

А7 Посадские люди это:

1) монастырские крестьяне

2) нерусское население Сибири и Дальнего Востока, обя­занное платить подати

3) торгово-ремесленное население городов

4) переселенцы из других стран, получившие наделы земли

А8 К церковной реформе патриарха Никона относится

1) учреждение в России патриаршества

2) создание Священного синода

2) ускорил выступление декабристов в 1825 г.

3) вынудил Александра II подписать Парижский мир­ный трактат 1856 г.

4) был причиной созыва Уложенной комиссии Екатери­ной II

А16 Какие из перечисленных ниже лиц были участни­ками общественного движения?

А) Б) А. X. Бенкендорф В)

А17 Прочтите отрывок из воспоминаний современни­цы и укажите время создания творческого объе­динения, о котором идет речь.

«Зародилась мысль создать художественный журнал. С этим предложением ко мне... пришел... В дело журнала входил вкладчиком , кроме меня, Савва Иванович Мамонтов, и Дягилев однажды привез его ко мне, чтобы мы обсудили размер нашего участия и права в журнале. Муле принял у себя Дягиле­ва и Мамонтова, и условие было подписано. Мы вноси­ли поруб. в первый год на основание художест­венного журнала «Мир искусства».

1) середина XVIII в.

2) конец XVIII – начало XIX в.

3) середина XIX в.

4) конец XIX – начало XX в.

А18 Какое из государств было союзником России в Первой мировой войне:

1) Австро-Венгрия

2) Франция

3) Болгария

А19 Какое из других событий произошло раньше других?

1) наступление войск на Москву

2) провозглашение «верховным правителем России»

3) роспуск Учредительного собрания

4) создание комитетов бедноты

А20 В какой отрасли в условиях нэпа была наиболее высокой доля частного капитала?

1) в крупной промышленности

3) в мелкой промышленности

4) на транспорте

А21 Как, согласно Конституции 1924 г., назывался высший орган исполнительной власти в СССР?

1) Совет Народных Комиссаров

2) Совет министров

3) Совет национальностей

4) Центральный исполнительный комитет

А22 В каком из названных документов нашла отражение линия Временного правительства на продолжение войны до победного конца?

1) «Нота Милюкова»

2) «Приказ №1»

4) «Письмо к Петроградским рабочим»

А23 Одна из причин раскола деревни, ожесточенной борьбы между беднейшими слоями крестьянства и его основной массой весной 1918 г. - это

1) замена продразверстки продналогом

3) введение политики продовольственной диктатуры

4) начало осуществления Столыпинской аграрной реформы

А24 Прочтите отрывок из приказа и укажите фамилию военачальника , о назначении которого в нем говорится.

«1. (Названы фамилия и воинское звание) назначается Главнокомандующим Вооруженными Силами на Юге России.

2. Всем, честно шедшим со мной в тяжелой борьбе, низкий поклон. Господи, дай победу армии, спаси Россию».

А25 Конструкторы, создали в годы Великой Отечественной войны новые модели

1) мощных танков

2) боевых самолетов

3) артиллерийских орудий

А26 Прочтите отрывок из письма немецкого солдата и укажите год и месяц, когда оно было написано.

«До Москвы осталось очень немного. И все-таки мне кажется, что мы бесконечно далеки от нее. Мы уже свыше месяца топчемся на одном месте. Сколько за это время легло наших солдат!»

А27 Как называлось произведение, ставшее названием одного из периодов отечественной истории второй половины XX в.

1) «Закат»

2) «Падение»

3) «Оттепель»

4) «Расцвет во тьме»

Часть 2

Задания В1- В15 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1- В15), начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Име­на российских государей следует писать только буквами (на­пример: Николай Второй). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнад­цатый).

В1 Расположите следующие органы управления в хро­нологическом порядке их создания. Запишите бук­вы, которыми обозначены органы управления, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А) Государственная дума

Б) Земский собор

В) Верховный тайный совет

В2 Установите соответствие между названием произ­ведения и его автором. К каждому из 4 элемен­тов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствую­щий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным эле­ментам, сначала запишите в таблицу, приведен­ную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

1) «Задонщина» 2) «Слово о законе и благодати»

3) «Поучение детям» 4) «Хождение за три моря»

А) Афанасий Никитин Б) митрополит Макарий В) Софроний Рязанец

Г) князь Владимир Мономах Д) митрополит Иларион

В3 Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите историческую лич­ность, объявленную самозванцем, о которой идет речь.

«Весной 1606 г. вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели при­влечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введен в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нуж­ным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя про­тив поляков, его обижавших. Но дело скоро объясни­лось. Царь был объявлен самозванцем и убит 17 мая ут­ром. «Истинный царевич», которого еще так недавно трогательно встречали и спасению которого так радова­лись, сделался «расстригой», «еретиком» и «польским свистуном».

Ответ:__________________________________________

В4 Установите соответствие между реформами, преоб­разованиями, мероприятиями и именами россий­ских монархов. К каждому из 4 элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, сначала запишите в таблицу, приведенную в тек­сте задания, а затем перенесите их в бланк.

РЕФОРМЫ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ

1) создание губернских комитетов для выработки проектов кресть­янской реформы, учреждение редакционных комиссий

2) учреждение III отделения им­ператорской канцелярии

3) учреждение Сената, Синода

4) составление «Наказа» для участ­ников Уложенной комиссии

ИМЕНА МОНАРХОВ

А) Николай I Б) Александр II В) Екатерина II Г) Николай II Д) Петр I

В5 Прочтите отрывок из сочинения -Щедрина и напишите, как в XIX в. называлась по­винность, о которой идет речь.

«Помещик всецело овладел [крестьянином] в свою пользу и дает ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока [крепостные кре­стьяне] томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома легкую работу: сушат сено, вяжут снопы... Почти нет той минуты в сутках, чтобы в [помещичьих] по­лях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи - вот все, что остается крестьянину для отдыха». Ответ: ______________________________________

В6 Прочтите отрывок из статьи в газете (1911 г.) и напишите фамилию государственного деятеля, о котором в ней говорится.

«Он первым дал в Государственной думе верный тон для взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью ; он первый начертал ту программу обновления строя, которую он неуклонно проводил до последнего дня своей жизни и которая, надо полагать, будет осуществляться и впредь. Ибо для человека, погибшего трагической смертью на своем посту, не может и не должно быть лучшего признания заслуг, как если преемники его вдохновятся заветами, выработанными во время государственной бури и оправдавшими себя в той сравнительно тихой гавани, куда он привел Россию ».

Ответ: ________________________________________________________________________

В7 Установите соответствие между фамилиями деяте­лей культуры и сферами их деятельности. К каждому из 4 элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, сначала запишите в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

3) О. Э Мандельштам 4)

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) кинематограф Б) наука В) литература Г) театр Д) скульптура

В8 Прочтите отрывок из доклада (1922 г.) и напишите название города, в котором состоялась международная конференция, описанная в нем.

«Первая часть [меморандума] заключается в том, что мы должны признать все наши долги, довоенные и военные... восстановить частную собственность... предприятия должны быть возвращены старым собственникам. Мы... написали контрмеморандум, в основу которого легло разрушение России вследствие блокады и интер­венции, указывали на те наши потери и разорения, ко­торые внесло наступление белогвардейских банд». Ответ:_____________________________________________

В9 Установите соответствие между международными событиями, участниками которых были СССР, РФ, и датами. К каждому из 4 элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, сначала запи­шите в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

1) подписание Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе

2)подписание договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

3) создание Организации Варшавского Договора

ЧАСТЬ 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный),

неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Как всегда, собор поразил ее своим убранством и атмосферой спокойствия. Несмотря на то что храм находился недалеко от технического университета и являлся приходской церковью для студентов, самих студентов здесь никогда не бывало. Вернее, они появлялись в этом тихом месте только тогда, когда обращение к богу оказывалось последним средством в системе устранения какой-либо сложной проблемы. Именно отсутствие людей привлекало сюда госпожу Романову, которой в тиши огромного помещения удавалось побыть наедине со своими мыслями. В бога она не верила и приходила в собор лишь для того, чтобы отвлечься от жизненных перипетий жены дипломата, помолчать, обдумать план действий на предстоящий день, решить, какие покупки стоит сделать и как развлечь себя и сына. В том, что муж снова задержится в посольстве, она не сомневалась, поэтому программа на вечер ей предстоит такая же, как и в предыдущие дни: ужин, прогулка, чтение сказки Александру перед сном, потом бокал вина и скучные часы перед телевизором, в ожидании, когда ключ в замке повернется и на пороге покажется Влад. Одно радовало: жили они не на территории посольства, как большинство семей дипломатов, а в уютной квартире, расположенной в третьем районе Вены, пусть и недалеко от самого посольства, но все же за его пределами. Жены дипломатов ненавидели чету Романовых за то, что те ютились не в посольском комплексе, который напоминал шумное общежитие, а обитали в центре столицы. Они были своего рода отщепенцами, "аристократами" дипломатии, отчего за их спинами многие злобно шептались, но мило улыбались им в лицо. Полные радужных надежд, новоиспеченные жены молодых атташе, садясь в самолет, который уносил их в первую загранкомандировку, мечтали о блистательных приемах, встречах с министрами и президентами, светских беседах с высокими гостями и о многих других атрибутах, присущих высшему кругу дипломатических работников. Всех дамочек, грезивших о шикарной жизни этой привилегированной касты, ожидало горькое разочарование. Вечерние туалеты грустно пылились в шкафу, сумочки и туфли медленно выходили из моды, ни разу не продемонстрированные публике, легкие беседы с президентами и министрами проигрывались только в мечтах и разговорах с такими же подругами по несчастью. В реальности оставались домашние хлопоты, ужины в кругу семьи и сплетни, которыми очень славились супруги своих "важных" и вечно занятых мужей. О великосветских вечеринках и приемах уже никто и не вспоминал, потому что приглашали на них в основном посла и советников. Женам этих господ везло, так как они имели возможность бывать со своими мужьями на фуршетах и обедах. Остальным, чьи мужья еще не доросли до высших рангов, оставалось лишь мычать от зависти и ожидать ежегодного бала, который устраивало их собственное посольство. Обманутые несбыточными надеждами, жены дипломатов томились от скуки, превращая замкнутый мир таинственной посольской жизни в рассадник сплетен, ссор и интриг.

Госпоже Романовой приходилось часто бывать на территории посольства, так как ее связывали тесные отношения с первой дамой, за глаза ласково именуемой "сукой-императрицей" – женой посла. Бо́льшая часть корпуса ненавидела и боялась "императрицу", так как Дарья Максимовна имела большое влияние на мужа. С этой гранд-дамой предпочитали не ссориться, наоборот, ей льстили и заискивали перед ней, при этом коварно обсуждали ее личность в приватных беседах. О подобном к себе отношении Дарье Максимовне было известно, однако, будучи интеллигентной и образованной особой, первая леди посольства никогда не опускалась до интриг и не интересовалась сплетнями. Пожалуй, единственная из всех жен дипломатов она вела активную жизнь, изучала культуру государств, в которых побывала вместе с мужем, говорила на шести языках и была необычайно интересным собеседником. Она любила Анну Романову, напоминавшую ей старшую дочь, оставшуюся в России, приглашала ее на званые вечера и обеды, поощряла, когда та интересовалась политикой и наукой дипломатии, и всячески наставляла, так как видела в этой женщине потенциал, который свойственен лишь некоторым представительницам прекрасного пола – будущим первым леди. А когда сестра Анны Вероника подарила Романовым квартиру в Вене, Дарья Максимовна помогла уговорить чрезвычайного и полномочного дать им разрешение на проживание вне стен дипломатического корпуса. Одновременно с переездом Романовым был вынесен молчаливый "смертный" приговор от имени всех тех, у кого не было возможности жить за периметром, кто был ниже их по рангу и пробивался в жизни самостоятельно, без помощи могущественной родни. Влад Романов принадлежал к семье с громкой дипломатической фамилией, его дед служил на благо Родины во многих странах мира, отец его также сделал блестящую карьеру и, к ядовитой зависти злопыхателей, был недавно утвержден на должность заместителя министра иностранных дел. Об этом сплетничали не переставая, считая Влада обычной бездарностью, выезжающей вперед за счет многочисленных связей папаши.

Конечно, во всем этом была огромная доля правды. В дипломатии, как и в любой другой сфере, категорически важны личные связи. Имея нужных родственников, можно быстро подняться вверх по служебной лестнице и за короткий срок заслужить положение, на достижение которого у любого другого, не "блатного" дипломата, ушло бы как минимум в два раза больше времени. Так, Влад в свои двадцать девять лет был самым молодым первым секретарем первого класса. Неслыханная наглость! Разумеется, тут постарался его отец, решивший во что бы то ни стало помочь сыну как можно раньше стать чрезвычайным и полномочным послом в одной из европейских стран. Все это позволяло Анне Романовой выделяться на фоне своих "подруг". В отличие от других ей не нужно было получать разрешение, чтобы выйти в город, она посещала все светские мероприятия, на которых бывал ее муж, а это случалось почти каждую неделю, она водила знакомства с министрами, послами и советниками других государств. Ко всему прочему, она часто меняла туалеты, ездила на личной машине без положенного сопровождения, а также регулярно обедала с чрезвычайным и полномочным и его супругой.

В общем, Анна Романова раздражала весь дипломатический корпус своим привилегированным положением. Она редко заходила в посольский комплекс, где были расквартированы семьи "низших" дипломатов, общалась только с теми, кто имел высокий ранг, за что младший состав прозвал ее "задирой и дрянью". Дипломаты высшего ранга и их семьи имели собственное жилье в городе, именно с ними и дружила госпожа Романова, не считая нужным опускаться до уровня "послиц", как между собою жены старших дипломатов называли супруг атташе и вторых секретарей. Причем первую букву слова они часто опускали, что недвусмысленно говорило об их отношении к представительницам данной категории. Анне было жалко тратить время на выслушивание сплетен о жене первого советника, которая набрала за последние полгода десять килограммов, об аморальном поведении дочери посла, тайно от отца сделавшей аборт, о похождениях чужих мужей и об их любовницах. Все эти "интересные" новости подавались вперемешку с новыми рецептами какого-нибудь очень вкусного пирога, с разговорами о средствах, которые "прекрасно выводят пятна с рубашек", о беспрецедентных скидках и о многом другом, вызывавшем у нее зевоту и изжогу.

Супруга дипломата Романова избежала и бремени домашних хлопот. По дому им помогала Хельга, приходившая дважды в неделю. В обязанности этой молчаливой и трудолюбивой женщины входили уборка и стирка, поэтому ей ничего не было известно о последних тенденциях в сфере бытовой химии. За сыном Александром в первой половине дня присматривала няня, а хозяйка в это время посещала спортивный зал, раз в неделю – салон красоты, встречалась с женой посла за чашкой кофе, прогуливалась по любимым магазинам. Каждый день до обеда она была свободна и предоставлена только себе. Это несколько украшало ее спокойную и отчасти скучную жизнь. Огорчало лишь постоянное отсутствие мужа. Если бы его занятость была связана с работой, тревоги не возникло бы. Через это проходят все жены дипломатов, но Влад не был так уж сильно занят в корпусе, как утверждал. Пришлось ей ненавязчиво поинтересоваться у жены посла, чем чрезвычайный так нагрузил ее мужа, из-за чего тот практически перестал бывать дома. Дарья Максимовна снисходительно похлопала госпожу Романову по руке, а затем и вовсе легонько обняла ее, что позволило Анне сделать правильные выводы. Все говорило о том, что Влад вернулся к своим старым привычкам. Осталось только поинтересоваться у него самого, с кем он развлекается на стороне на этот раз?

Женщина со вздохом поднялась с молитвенной скамейки и медленными шагами направилась к выходу. У самой двери она обернулась и с отчаянием посмотрела на пресвитерий, перевела взгляд на неугасаемую лампаду, в которой мягко играл, плясал тонкий огонек, и подавила желание вернуться к скамье, преклонить колени и в первый раз в жизни помолиться. Вместо этого она выбежала на улицу и с жадностью вдохнула холодный воздух. Перед глазами у нее все плыло от слез, ошеломивших и разозливших Анну своим внезапным появлением. Женщина дотронулась до мокрых щек и, тихо выругавшись, побежала к машине, припаркованной неподалеку от собора, в почти безлюдном переулке.

Демонстрационный вариант 1

(Ответы в конце теста)

Одновременно ознакомьтесь с правилами ЕГЭ, чтобы не запутаться во время экзамена. Неправильно записанный ответ, даже если он верный, может быть принят как неверный. Будет очень грустно, если на результат ЕГЭ негативно повлияет ваша неготовность к правилам сдачи ЕГЭ.

Здесь ответы пишите, как вам удобнее. Просто при этом знайте, как их надо будет писать во время экзамена.

ЧАСТЬ 1

А1. Какое из названных событий произошло позже других?

1) подписание Ништадтского мира

2) основание Санкт-Петербурга

3) Азовские походы

4) присоединение Крыма к России

А2. Какой из названных памятников был построен в XII в.?

1) церковь Покрова на Нерли

2) Архангельский собор Московского Кремля

3) Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве

4) церковь Вознесения в селе Коломенском

А3. Как назывался сборник законов, принятый XV веке и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании системы общерусского права?

1) «Русская правда»

2) «Соборное уложение»

3) «Судебник»

4) «Табель о рангах»

А4. Что из названного относится к причинам Смутного времени?

1) недовольство крестьян введением рекрутской повинности

2) пресечение династии Рюриковичей

3) введение правила Юрьева дня

4) реформы Избранной рады

А5. Чьё правление отмечено победами русского оружия в Семилетней войне?

2) Екатерины II

3) Ивана IV

4) Елизаветы Петровны

А6. Понятие «церковный раскол» возникло в царствование

1) Фёдора Алексеевича

2) Алексея Михайловича

4) Екатерины II

А7. Что из названного было одной из главных причин городских восстаний в XVII в.?

1) введение подушной подати

2) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов

3) преследование старообрядцев

4) введение в городах цехов и гильдий

А8. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, о каком событии идет речь.

«Мстислав Удалой перешел реку, поднял в атаку половцев, дружину Даниила Романовича и свою дружину. Говорят, даже не посчитал нужным сообщить, что идёт в атаку, ни Мстиславу Черниговскому, ни Мстиславу Киевскому… Все русские дружины оказались между правыми и левыми крыльями монголо-татар, перед лицом железного строя главных сил… Удар был крепок. Половцы побежали. Даниилова дружина была почти полностью уничтожена. Стиснутая с трёх сторон, не могла отразить удара и дружина Мстислава Удалого».

1) Невской битве

2) битве на Калке

3) Куликовской битве

4) битве на Шелони

А9. Александр III царствовал в

1) 1825-1855 гг.

2) 1848-1883 гг.

3) 1853-1874 гг.

4) 1881-1894 гг.

А10. П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский прославились как

1) математики

2) путешественники

А11. Противоречия между Россией, с одной стороны, и европейскими державами, Турцией, с другой стороны, из-за влияния на Балканском полуострове, из-за проливов Босфор и Дарданеллы составляли содержание понятия

1) Континентальная блокада

2) антифранцузская коалиция

3) Венская система

4) Восточный вопрос

А12. Отмена крепостной зависимости крестьян в прибалтийских губерниях произошла при

1) Екатерине II

2) Александре I

3) Александре III

4) Николае II

А13. Проведение реформ 1860-1870-х гг. в России

1) способствовало переходу от традиционного общества к индустриальному

2) устранило все препятствия для перехода к индустриальному обществу

3) замедлило переход от традиционного к индустриальному обществу

4) не изменило основы традиционного общества

А14. Прочтите отрывок из записок П.А.Кропоткина и укажите фамилию участника общественного движения, о котором идет речь.

«Целые дни и ночи беседовал (он) с новыми своими друзьями об исторической необходимости… движения в сторону анархии… Он вселил в своих друзей энтузиазм и создал тот центр пропаганды, из которого впоследствии анархизм распространился по всей Европе».

1) П.И.Пестель

2) А.С.Хомяков

3) П.В.Киреевский

4) М.А.Бакунин

А15. К 1919-1920-м гг. относится

1) создание Союза советских писателей

2) разгром журналов «Звезда» и «Ленинград» за публикацию произведений А.Ахматовой и М.Зощенко

3) создание рабочих факультетов (рабфаков) при институтах и университетах

4) разгром генетики как «буржуазной науки»

А16. Какое из понятий относится к периоду Первой мировой войны?

1) Коминтерн

2) «план Маршалла»

3) Антанта

4) ленд-лиз

А17. НЭП – это политика, которая предусматривала

1) введение всеобщей трудовой повинности

2) полную национализацию производства

3) бесплатные коммунальные услуги

4) разрешение аренды мелких предприятий частными лицами

А18. В начале Второй мировой войны СССР был исключён из Лиги Наций за

1) введение войск в Польшу

2) участие в гражданской войне в Испании

3) участие в конфликте у озера Хасан

4) нападение на Финляндию

А19. Прочтите отрывок из воспоминаний С.Д.Мстиславского и укажите, о каком съезде в нём говорится.

«Съезд должен был открыться днём: кворум был давно уже налицо: к утру ещё в мандатной комиссии было зарегистрировано 663 делегата – цифра, превзошедшая все наши ожидания, так как выборы на съезд шли во многих местах под полубойкотом правых социалистических партий, знавших, что станет в порядок дня этого съезда. Но, несмотря на кворум, заседание не открывалось: большевики хотели до начала его закончить ликвидацию Временного правительства и поставить, таким образом, съезд перед непоправимо свершившимся фактом».

1) I съезде Советов

2) II съезде Советов

3) II съезде РСДРП

4) VI съезде РСДРП

А20. Кто из ученых в годы Великой Отечественной войны возглавил работу по созданию атомной бомбы?

1) Н.Е. Жуковский

2) В.И. Вернадский

3) К.А. Тимирязев

4) И.В. Курчатов

А21. Прочтите отрывок из работы историка и определите, о битве за какой город в нем говорится.

«Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники (города) неоднократно подвергались тяжелым испытаниям. Однако Советское Верховное Главнокомандование весьма скупо подбрасывало подкрепления непосредственно в осажденный город, предпочитая сосредоточивать накопленные резервы на флангах с целью перехода затем в широкое контрнаступление»

1) Харьков

2) Новороссийск

3) Ленинград

4) Сталинград

А22. В какие годы существовал Совет экономической взаимопомощи?

1) 1945-1989 гг.

2) 1949-1991 гг.

3) 1955-1990 гг.

4) 1959-1985 гг.

А23. Какое событие произошло в СССР в период «оттепели»?

1) открытие движения по Байкало-Амурской магистрали

2) строительство Днепрогэса

3) запуск первого в мире искусственного спутника Земли

4) строительство Магнитогорского металлургического комбината

А24. Что относится к мерам в политической сфере, предпринятым в период перестройки?

1) смена значительной части руководящих кадров КПСС

2) роспуск Съезда народных депутатов

3) учреждение Совета Федерации

4) принятие новой Конституции СССР

А25. Что было одной из причин неудачи экономических реформ в СССР во второй половине 1960-х гг.?

1) ликвидация отраслевых министерств

2) недостаточное снабжение предприятий сырьем

3) отсутствие полной поддержки реформ высшим партийно-государственным аппаратом

4) прекращение государственного планирования развития экономики

А26. Прочтите отрывок из книги отечественных историков «Наше отечество» и укажите фамилию руководителя СССР, о деятельности которого шла речь на съезде.

«25 февраля… - последний день работы XX съезда партии… Именно тогда, неожиданно для абсолютного большинства присутствующих на съезде делегатов Хрущев вышел на трибуну с докладом… О многом было сказано в полный голос: и об отступлении от принципов демократизма, и о нарушениях законности, и о порочных методах партийного и государственного руководства. Объяснение причин возникновения подобных явлений было дано в русле старой традиции, указывающей на наличие капиталистического окружения и трудности построения социализма в одной стране. Принципиально новым стало выделение в качестве немаловажного для судеб страны фактора субъективного – личности самого (руководителя СССР)».

1) И.В. Сталин

2) Г.М. Маленков

3) Л.И. Брежнев

4) В.М. Молотов

А27. Общественно-политическая жизнь в России в 1990-е гг. характеризовалась

1) борьбой за свободу выезда из страны

2) подпольным распространением запрещенных литературных произведений

3) идеологическим плюрализмом

4) проведением безальтернативных выборов

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности.

А) кормление

В) губерния

В3. Установите соответствие между именами правителей и событиями, происходившими в годы их царствования.

В4. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идет речь.

«В 1655 г. В неделю православия патриарх совершил в Успенском соборе торжественное богослужение в присутствии двух восточных патриархов, антиохийского и сербского, случившихся тогда в Москве. После литургии он, прочитав беседу о поклонении иконам, произнес сильную речь против новой русской иконописи и предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы. При этом ему подносили отобранные иконы, и он, показывая каждую народу, бросал ее на железный пол с такою силою, что икона разбивалась. Наконец, он приказал сжечь неисправные иконы».

В5. Расположите следующие события первой четверти XIX в. В хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) создание Южного общества декабристов

Б) Отечественная война

В) выступление декабристов на Сенатской площади

Г) Заграничный поход русской армии

В6. Какие три из перечисленных явлений характеризовали процесс развития капитализма в России в 1890-е гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) развитое капиталистическое производство сельскохозяйственной продукции

2) высокие темпы развития промышленного производства

3) отсутствие фабричного законодательства

4) высокий уровень концентрации производства в промышленности

5) привлечение иностранного капитала в промышленность

6) начало промышленного переворота

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)

В7. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и проведенными ими преобразованиями, подготовленными ими проектами реформ.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)

В8. Прочтите отрывок из сочинения современника и напишите фамилию деятеля культуры, о котором идет речь.

«Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи… Она обогатилась в отчетном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художникам, и привлекла до 26 680 посетителей. Кроме того, в ней устроился в том же году новый отдел – рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 266 экземпляров, приобретенных в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию ее владельца, посвятившего всю свою жизнь на создание действительно настоящего национального музея для русского искусства… который завещается им <Москве>».

В9. Какие три из перечисленных органов государственной власти существовали в России в самом начале XX в. (до 1905 г.)? Обведите соответствующие цифры и запишите в таблицу.

2) Государственный совет

3) Верховный тайный совет

5) Непременный совет

6) Государственная дума

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)

В10. Установите соответствие между законодательными действиями советской власти и датами их осуществления.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)

В11. Прочтите фрагмент статьи 1917 г. и напишите название правительства, о котором идет речь.

«Бессильное в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособное к положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущее целиком за счет авторитета и поддержки (Совета), его руками выводящее страну из-под смертельного удара корниловщины, - наше правительство, наша власть чувствует себя достаточно «независимой» и «неограниченной»… в пределах Зимнего дворца».

В12. Какие три из перечисленных событий, явлений характеризуют духовно-культурную жизнь СССР в период перестройки? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) публикация произведений религиозных философов

2) рост количества литературных произведений об актуальных проблемах общества

3) возвращение в СССР ряда деятелей культуры, эмигрировавших ранее за рубеж

4) принятие партийных постановлений с критикой деятелей культуры

5) высылка за рубеж ряда деятелей культуры

6) открытие в Москве театра «Современник»

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)

В13. Установите соответствие между событиями, явлениями и периодами, годами, к которым они относятся.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)

В14. Прочтите отрывок из книги Д.А.Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«Достигнув апогея своего могущества, он не мог не понимать, что обязан не просто стечению обстоятельств, бесспорности идеи, но прежде всего выбранной методологии. Вся она – в вечной борьбе. Неважно, какая она: борьба с фракционерами… с «космополитами» множеством других «крепостей», которые должны «взять большевики». В конечном счете лично для него, «вождя», такая борьба – это его самоутверждение, увековечение, обожествление».

В15. Расположите следующие события первой четверти XX века в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) отречение Николая II

Б) третьеиюньский переворот

В) начало русско-японской войны

Г) начало Первой мировой войны

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов)

ЧАСТЬ 3.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний представителя высшего партийно-государственного руководства СССР Г.И.Воронова:

«Всё это готовилось примерно год… Сам Брежнев в списке членов ЦК ставил против каждой фамилии «плюсы» (кто готов поддержать его в борьбе…) и «минусы». Каждого индивидуально обрабатывали…

Сегодня понимаешь: целью <его> смещения было не исправление ошибок, не более точное следование курсу XX съезда, а захват власти, чтобы свернуть с этого курса…

Мотивы у участников Пленума были разные, а ошибка общая: вместо того чтобы исправить ошибки одной яркой личности, стоявшей во главе партии, мы сделали ставку на другую личность куда менее яркую. Подобные ошибки неизбежны, когда нет механизма критики руководства, исправления его ошибок, а когда надо, его замены.

Беда в том, что опыт, навыки демократии тогда еще были слабы. Пытаясь преодолеть груз прошлого, <он> и мы, люди его окружения, были в значительной мере продуктом того прошлого и не позаботились, чтобы, расширяя рамки демократии, включить в процесс преобразований народ.

За этот половинчатый демократизм, не закрепленный к тому же никакими политическими гарантиями, всем нам, в том числе и <ему> пришлось поплатиться».

С1. Укажите название периода, о котором идет речь, год, когда состоялся названный в тексте пленум, фамилию руководителя СССР, против которого были направлены решения пленума.

С2. На основе текста и знаний по истории укажите, какой основной вопрос решил названный в тексте пленум. Кто готовил это решение пленума и почему? Почему пленум принял его?

Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

С4. Назовите не менее трех фактов, свидетельствующих о создании единого Российского государства в XV веке. Приведите не менее двух положений, содержащихся в Судебнике 1497 г.

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В феврале – марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьезный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Лидер большевиков В.И.Ленин считал, что мир нужно подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с «империалистическим» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан.

Почему Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее двух причин. Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира? Назовите не менее трех последствий.

С7. Сравните характер экономических реформ в промышленности СССР, проведенных Н.С.Хрущевым и М.С.Горбачевым.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

Третьяков

Временное

№ вопроса

Ответы

Речь идет о периоде «оттепели».

Год, когда состоялся названный пленум ЦК, - 1964 г.

Фамилия руководителя СССР – Н.С.Хрущев

Пленум ЦК решил вопрос о смещении Хрущева со всех руководящих постов.

Смещение готовили соратники Хрущева под руководством Л.И.Брежнева.

Консерваторы во власти были настроены против Хрущева и проводимых им преобразований, затрагивавших интересы многих представителей высшего руководства партии и государства.

Отсутствие механизмов критики или смены руководства;

Слабое развитие демократии в период «оттепели»;

- «половинчатый демократизм» Хрущева, который сослужил ему плохую службу

Факты, свидетельствующие о создании единого Российского государства :

Формирование единой территории Российского государства;

Создание общерусской системы государственного управления;

Складывание единого общерусского законодательства;

Концентрация власти в руках великого князя Московского;

Обретение независимости Руси от Орды.

Некоторые положения Судебника 1497 г :

Установление единого порядка ведения следствия и суда;

Установление единых норм уголовной ответственности;

Введение единого срока перехода зависимых крестьян от одного владельца к другому – правило «юрьева дня» с обязательной выплатой «пожилого».

Причины, по которым Ленин настаивал на заключении мира :

Двумя царями периода Смуты являлись...

Двумя истоками Смуты конца ХVI - начала ХVII вв. являлись

Выполните тесты.

Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV- XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______.

Напишите пропущенное слово (термин).

Сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании системы общерусского права назывался ____________.

7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с процессом закрепощения крестьян. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

Юрьев день, урочные лета, пожилое, заповедные лета, уставная грамота, Соборное уложение.

1. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления двух великих князей …

а) Ивана II;

б) Ивана III;

в) Василия I;

г) Василия III.

2. В каком из указанных рядов названы даты княжения Ивана III?

а) 1533-1584 гг.

б) 1565-1572 гг.

в) 1462-1505 гг.

г) 1584-1598 гг.

3. Боярская Дума это:

а) собрание всех бояр русского государства на ежегодное совещание

б) совещательный орган при великом князе или царе

в) русская песня, посвященная размышлениям боярина о судьбах страны

г) письмо бояр Ивану Грозному с предложениями о реформах

4. Судебник 1497 г. установил для крестьян два условия – ...

а) обязательную выплату «пожилого» феодалу;

б) земельные раздачи государственных земель;

в) специальные органы сельского самоуправления;

г) ограничение на уход от своего феодала строго определенным сроком.

5. Понятие «стояние на реке Угре» связано с …

а) противостоянием Тверского и Московского княжеств;

б) битвой на Куликовом поле;

в) ликвидацией зависимости Руси от Орды;

г) противостоянием Новгорода Москве.

6. Герб с двуглавым орлом в качестве официального появился в России при:

а) Дмитрии Донском

б) Иване III

в) Василии III

г) Иване IV

7. Кто был первым российским царем?

а) Иван III

б) Иван IV Грозный

в) Василий III

8. Годы опричнины:

а) 1549-1560 гг.;

б) 1537-1584 гг.;

в) 1558-1583 гг.;

г) 1565-1572 гг.

9. Современниками были …

а) Дмитрий Донской и Евпатий Коловрат;

б) Александр Невский и монах Нестор;

в) Иван IV и хан Девлет-Гирей;

г) Иван III и хан Батый.

а) прекращение династии Рюриковичей;

б) глубокий социально-экономический кризис;


в) прекращение династии Романовых;

г) убийство Лжедмитрия I.

а) Иван III;

б) Федор Иоаннович;

в) Борис Годунов;

г) Василий Шуйский.

12. «Тушинским вором» прозвали …

а) Лжедмитрия I;

б) Б. Годунова;

в) И. Болотникова;

г) Лжедмитрия II.

13. Установление династии Романовых на Руси было в …

Этот закон был принят вторым парламентом Кромвеля 27 ноября 1656 г. Им подтверждался аналогичный акт "Долгого парламента" от 24 февраля 1645 г.

Этим актом утверждалось, что отменяются:

ü платежи и поборы, взимаемые при передаче имений, доходов после смерти владельцев, ограничения в отношении отчуждения имений;

ü принесение вассальной присяги, плата за допуск во владение, плата за выдачу разрешения на отчуждения владений

ü всякое владение (держание землевладельца-феодала непосредственно от короля) и на основе рыцарской службы

Все владения объявляются и признаются законом как свободные владения.

Но тем не менее в законе указывается то, что все ренты и гериоты (налог, взимаемый при передаче земли наследнику, со свободного держателя), причитающиеся лордам и другим частным лицам, должны уплачиваться; там же где по смерти прежнего владельца налог уже платился, в следующем случае уплачивалась только двухгодичная рента.

АКТ О ПООЩРЕНИИ И РЕГУЛИРОВАНИИ ТОРГОВЛИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ АНГЛИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1 АВГУСТА 1650)

Данный закон, принятый Английским парламентом 1 августа 1650 года, предусматривал создание специального совета для регулирования и управления торговли и промышленности в республике.

Цель акта:

ü наблюдать за всеми отечественными товарами, следить за их качественным изготовлением

ü равномерное распределение промышленности и торговли во всех частях страны, для того чтобы экономическое развитие страны было равным во всех регионах, и чтобы не создавалась ситуация социальной напряженности.

ü обеспечение доступной внутренней торговли (судоходные реки, новые порты)

ü активное ведение внешней торговли

ü сохранение баланса между импортными и отечественными товарами

ü надлежащее наблюдение за денежным курсом

ü установление налогов и пошлин, с целью обеспечения общественных нужд республики

ü сохранение управления и порядка в торговле

ü следить за производством и торговлей с целью, если произведенный товар окажется не соответствующим интересам республики, его можно будет запретить.

ü поддержка наиболее важных промыслов (рыболовство)

ü следить за производством товаров в английских колониях

Таким образом, мы видим, что Английский парламент заботился о поддержании и развитии торговли и различных отраслей промышленности в стране для получения наибольшей выгоды и пользы с целью обеспечения всем необходимым граждан республики, и тем самым чтобы обогащалась она сама.

Закон, изданный Кромвелем 9 октября 1651 г. с целью: «увеличения торгового флота и поощрения мореплавания нации…, что является важным средством благополучия и безопасности республики» Цель его с одной стороны- поощрения английского торгового флота, с другой стороны -уничтожения первенства Голландии на море. По этому акту товары из Азии, и Африки, и Америки могли ввозиться в Великобританию только на судах, которые принадлежат британским подданным; из Европы товары могли ввозиться на британских судах или на судах той страны, в которой произведены товары или в гаванях которой они впервые могли быть нагружены на корабль. Оценка, которая давалась Н. акту экономистами, весьма различна. Сторонники свободной торговли считали его тормозом экономического развития Англии; другие признавали его не лишенным значения как в экономическом, так и политическом отношении; протекционисты, впадая в противоположную фритредерам крайность, приписывали все успехи английской морской торговли Навигационному акту. Он несомненно способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали покровительственных мер. С достижением первенства в торговле и промышленности, Англия перестала нуждаться в таких мерах.

Заявление , обнародованное 1апреля 1660 Карлом Стюартом (будущим английским королём Карлом II) в г. Бреда (Голландия). Декларация гарантировала участникам революции середины всеобщую политическую амнистию, свободу религии, сохранение права собственности на имущество, приобретённое во время революции, а так же погашение задолженности офицерам и солдатам армии под начальством генерала Монка (фактически управлял армией) и дальнейшего принятия этих солдат и офицеров на службу короля.

Значение декларации: На основе Бредской декларации блок буржуазии и нового дворянства, искавших в реставрации Стюартов средство против народных движений, согласился восстановить монархию, которая должна была носить конституционный характер. После возвращения к власти Стюарты стали грубо нарушать декларацию; их феодально-абсолютистская политика привела к государственному перевороту 1688-1689 ("Славной революции").

АКТ ОБ ОТМЕНЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ РЫЦАРСКОГО ДЕРЖАНИЯ (1660)

Изданный в момент реставрации Стюартов акт закрепил основные изменения, произошедшие в аграрных отношениях за время революции.
Он подтвердил «Акт об упразднении палаты феодальных сборов 1656 года», а так же отмену феодальных прав короны.

АКТ «HABEAS CORPUS» (1679)

Habeas Corpus Act законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1679, составная часть конституции Великобритании, определяет правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении, предоставляет право суду контролировать законность задержания и ареста граждан, а гражданам - требовать начала такой процедуры (известной под латинским названием хабеас корпус).

Полное название закона - «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» (то есть вне пределов Англии).

Согласно этому закону, судьи были обязаны по жалобе лица, считающего свой арест или арест кого-либо другого незаконным, требовать срочного представления арестованного суду для проверки законности ареста или для судебного разбирательства; заключение обвиняемого в тюрьму могло производиться только по предъявлении приказа с указанием причины ареста.

Акт обязывал судей выдавать хабеас корпус во всех случаях, за исключением тех, когда основанием ареста являлось обвинение данного лица в государственной измене или тяжком уголовном правонарушении. По получении судебного предписания (мандамуса) хабеас корпус , смотритель обязан был в течение 3-20 дней (в зависимости от дальности расстояния) доставить арестованного в суд. В случае задержки судебного расследования закон предусматривал освобождение арестованного под залог (чем не могли воспользоваться малоимущие); это не распространялось на несостоятельных должников.

Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значение одного из основных конституционных документов Анг­лии, содержащих ряд принципов справедливого и демокра­тического правосудия.

В то же время можно отметить и историческую ограниченность этого закона :

ü ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжких уголов­ных преступлениях или соучастии в них;

ü для ос­вобождения на поруки до суда требовался денежный залог, сумма которого могла быть очень значительной;

ü действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило на практике.

БИЛЛЬ О ПРАВАХ (1689)

Билль прав от 13 февраля 1689 г. стал долговременной осно­вой английской конституционной монархии, закрепив раз и навсег­да верховенство парламента в области законодательной и финан­совой политики. В нем в 13 различных статьях подтверждались так­же права и свободы подданных (граждан и парламентариев), ко­торые особенно часто нарушались в последнее время и потому подлежали "восстановлению и подтверждению". В Билле о правах (перво­начально он назывался Декларацией прав) зафиксированы следующие положения:

  • всякий закон и всякий налог исходят только от парла­мента;
  • никто, кроме парламента, не может освобождать от действия закона, отменяя закон или приостанавливая его действие;
  • запрещается требовать чрезмерные залоги, наложение чрезмерных штрафов или "жестоких и необычных наказаний";
  • узаконивается свобода слова, прений и всего того, что происходит в парламенте, свобода выборов членов парламента, свобо­да подачи петиций и др.;
  • гарантируется регулярный созыв парламента;
  • парламенту принадлежит право давать согласие на "набор и содержание постоянного войска в мирное время в пределах этого королевства".

В Билле содержались также некоторые условия занятия престола Вильгельмом и Марией. В частности, утверждался изменен­ный текст "присяги подданничества и подчинения" королю и коро­леве. Объявлялось и узаконивалось, что "подтверждаемые и тре­буемые" в Билле "пра­ва и вольности в их совокупности и в отдельности, составляют до­стоверные, исконные и несомненные права и вольности народа этого королевства и как таковые должны быть почитаемы, призна­ваемы, присуждаемы, рассматриваемы и понимаемы, что все вы­шеприведенные статьи должны быть строго и неуклонно исполня­емы и соблюдаемы так, как они изложены в означенном заявле­нии".

Принципиальным положением конституционного характера стал запрет для католика занимать престол, который действует и в настоящее время.


Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 45-46

Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 46-48

Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 48-49

Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 51-53

Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 53

Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 53-55

Документ напечатан в «Хрестоматии по Новой истории». Т. I. М., 1963. С. 55-56