Английский язык фонетика произношение. Основные правила чтения согласных

Почему нам бывает так сложно понимать английскую речь, даже если нам знакомы все слова? Потому что если присмотреться, то практически все звуки в английском языке отличаются от русских. Да, они похожи - но только пока не взглянуть на них более подробно. Они произносятся по-другому, они звучат по-другому и сливаются в слова они тоже по-другому.

Звуки в английском языке

Может показаться, что фонетика английского языка имеет много точек соприкосновения и что звуки эти взаимозаменяемы, однако при восприятии речи на слух мы не можем вычленять отдельные слова и отличать похожие по произношению, но разные по смыслу. В действительности фонетика английского языка имеет только три гласных звука - [e]-(э), [ɔ]-(о), [u]-(у) и пять согласных - [k]-(к), [g]-(г), [m]-(м), [p]-(п), [b]-(б), которые можно назвать аналогичными русским. К ним можно добавить еще пять дифтонгов: -(эй), -(ай), -(ау), [ɔi]-(ой), -(оу) (среди которых сочетание в собственно русском языке не встречается). При этом различия все-таки есть - >й< в дифтонгах не произносится до конца, согласные более оторваны от гласных, которые, в свою очередь, по звуку более полые и переходящие. Всего теоретическая фонетика английского языка насчитывает 12 гласных звуков, 8 дифтонгов и 24 согласных.

Произношение гласных

Односоставные гласные звуки:

[ i: ] - протянутое >и< - /meal/;

[ i ] - короткое и полое >и< - /if/;

[ e ] - аналогичное звуку >э< - /then/;

[ æ ] - >э<, стремящееся к >а<, но не переходящее в него, более полое, чем >э< - /mad/;

[ a: ] - протянутое >а<, смещенное в заднюю часть ротовой полости - /start/;

[ ɔ ] - короткое, довольно полое >о< - /box/;

[ ɔ: ] - протянутое >о< - /all/;

[ u ] - короткое >у<, произносящееся со слегка округленными губами - /took/;

[ u: ] - протянутое >у<, при котором губы не выдаются слишком вперед - /soon/;

[ ʌ ] - короткий, напоминающий стремящееся к >а< звук >о< - /done/;

[ ə ] - едва различимый, неакцентируемый звук, близкий к [ ʌ ], всегда безударный - /taker/;

[ ə: ] - протянутый звук, напоминающий стремящийся к >о< гласный >ё< - /pearl/;

Так же, как и в русском, фонетика английского языка содержит двусоставные гласные звуки (дифтонги):

[ ei ] - комбинация >эй<, с неполновыраженным >й< - /sake/;

[ ou ] - слитые звуки >оу<, где >о< более продолжительная, а >у< нечеткая - /show/;

[ ai ] - составной звук >ай<, в котором >й< не до конца выражено - /fine/;

[ au ] - переходящий звук >ау<, произносимый с более протяжной >а< поднимающуюся в самом конце к >у< - /found/;

[ ɔi ] - сочетание >ой<, с более очевидным >о< и малоразличимым >й< - /boy/;

[ iə ] - начинающийся с полого >и< звук >иэ<, переходящий в нечно среднее между >э< и >а< - /here/;

[ ɛə ] - полый звук >э<, переходящий ближе к концу в >а<, составляя >эа< - /where/;

[ uə ] - переходящий от слегка закругленных губ >у<, превращающийся в >а<, близкое к >э, образуя звук >эа< - /poor/;

Произношение согласных

В некоторых словосочетаниях согласные могут звучать по-разному. Но во всех случаях без исключения они произносятся твердыми. Фонетика английского языка не содержит смягченных согласных.

[ f ] - звук >ф<, который, в отличие от русского произношения, производится постановкой нижней губы за верхние зубы (по внутреннему краю), а не перед (по внешнему) - /fall/;

[ d ] - похож на звук >д<, но производится не частью площади языка, а самым его концом - /drum/;

[ v ] - напоминает >в<, но так же, как и при звуке >ф<, нижняя губа уходит под верхние зубы, а не выставляется впереди - /revolve/;

[ k ] - аналогичен звуку >к< - /kettle/;

[ θ ] - воспроизводится из положения между звуком >т< и звуком >с<, когда язык скользит с неба на зубы и попадает в щель между верхним и нижним рядами - /third/;

[ g ] - аналог звука >г< - /game/;

[ ð ] - принцип воспроизведения такой же, как у звука [ θ ], т.е. язык, опускаясь с верхнего неба, попадает между двумя рядами зубов, одновременно произнося как бы и >т< и >с<, но, в отличие от глухого [ θ ], здесь происходит подзвучивание, так что он опускается скорее не от >т< к >с<, а от >т< к >з< - /this/;

[ tʃ ] - звук, сообразный звуку >ч<, однако произносящийся не площадкой языка, а окончанием - /child/;

[ s ] - созвучный >с<, но, если >с< воспроизводится при сложенной желобом площадке языка, находящейся у альвеол верхнего неба, то [ s ] - концом языка, находящимся у этой же точки - /step/;

[ dʒ ] - близкий комбинации звуков >дж<, однако произносимый с кончиком языка у верхненебных альвеол, а не путем примыкания к альвеолам языковой площадки - /joy/;

[ z ] - по способу воспроизведения сродный >с<, т.е. при конце языка приставленном к выступам неба над верхними зубами, но доведенный до звонкого состояния, приближенного к >з< - /zone/;

[ m ] - аналог >м< - /mild/;

[ ʃ ] - напоминающий>ш< звук, который осуществляется посредством примыкания кончика языка к альвеолам на верхнем небе - /shop/;

[ n ] - приближен к >н<, только >н< извлекается площадкой языка, а [ n ] - концом - /november/;

[ ʒ ] - извлекаемый окончанием языка звук, похожий на >ж< - /measure/;

[ ŋ ] - отдаленно напоминает >н< получающимся звуком и положением рта, но [ ŋ ] - более нечеткое, образующееся смыканием основания языка и верхнего неба - /morning/;

[ h ] - близко по звуку к >х<, производится выдыханием и более беспрепятственным прохождением воздуха - /hot/;

[ l ] - звучит почти как >л<, однако вместо площадки задействован конец языка - /laught/;

[ p ] - аналогичен >п< - /pork/;

[ r ] - как >р< без рокота, составляется основанием языка и верхним небом - /role/;

[ b ] - аналог >б< - /bird/;

[ j ] - звучит почти как >й<, однако более полый и твердый - /yellow/;

[ t ] - созвучен >т<, произносится при помощи конца языка, подходящего к альвеолам на небе верхней челюсти - /tail/;

[ w ] - как звук >в<, стремящийся к >у<, только губы не касаются концов зубов, как при собственно >в<, т.е. губы округляются и немного вытягиваются - /wolf/.

Транскрипция и правила чтения в английском языке – два тесно связанных понятия. Правила чтения объясняют, как произносятся буквы и сочетания букв в разных случаях, а с помощью транскрипции мы записываем и читаем звуки речи.

Правила чтения могут поставить начинающего в тупик. Их много, они запутаны, а исключений больше, чем самих правил. На самом деле эти правила такие страшные, только если в них глубоко разбираться и пытаться выучить наизусть вместе с исключениями. На деле все куда проще: правила чтения не нужно помнить наизусть.

Занимаясь английским языком, вы постоянно будете что-то , и вскоре научитесь соотносить буквенные обозначения и звуки без раздумий, автоматически. На счет исключений беспокоиться тоже не стоит. Обычно произношение, написание и значение слова запоминаются как одно целое – вы просто знаете, что такое-то слово произносится так-то.

Особенность английской фонетики: пишем “Манчестер” – читаем “Ливерпуль”

У фонетики английского языка есть заметная особенность: слова часто читаются не так, как пишутся, то есть по написанию слова не всегда можно догадаться, как оно произносится. Как шутят лингвисты: “Пишем «Манчестер», а читаем «Ливерпуль»”.

В истории многих языков прослеживается такая закономерность: фонетический строй усложняется, а буквы и орфография остаются прежними или меняются с большим запозданием. Английский – не исключение. На заре его развития слова читались и произносились более-менее похоже, но со временем это расхождение становилось все больше и больше, ситуация усугублялась многообразием диалектов, и вот мы уже в словах though, thought и through читаем сочетание букв –ough совершенно по-разному, хотя сами слова отличаются на одну букву.

Реформировать английскую орфографию никто не торопится, на это есть множество причин. К примеру, у английского языка уже давно нет единого “центра управления”. Реформы, инициированные в Лондоне, могут быть прохладно приняты в Сиднее и отвергнуты в Вашингтоне. Да и вообще, реформа орфографии – всегда болезненный процесс, встречающий отпор среди значительной части носителей языка. Намного проще оставить как есть.

Что такое транскрипция и зачем она нужна?

Транскрипция в английском языке – это запись звуков речи с помощью специальных символов. Ее не следует бояться или избегать, ведь она очень хороший помощник в изучении языка, который будет здорово экономить время и помогать избежать ошибок. Вам хватит одного взгляда на транскрипцию английского слова, чтобы понять, как оно правильно читается.

Когда вы запоминаете или выписываете новое слово, попавшееся в тексте, обязательно нужно посмотреть его транскрипцию и\или послушать произношение (например, в ), иначе вы можете запомнить его неправильно, и вас потом не поймут.

Можно ли записывать английские слова русскими буквами?

Иногда на сайтах или даже в книгах можно увидеть “английскую транскрипцию на русском языке” или “произношение английских слов русскими буквами” – то есть запись английских слов русскими буквами. Мол, зачем учить мудреные значки, если можно передать звуки русскими буквами? Затем, что нельзя . Фонетика русского языка отличается от английской фонетики настолько сильно, что звучание удается передать только очень-очень приблизительно. Некоторых звуков английской речи у нас просто нет, равно как и наоборот.

Транскрипция и произношение всех звуков английского языка по отдельности (видео)

С помощью этой интересной видео-таблицы вы можете прослушать звучание всех звуков по отдельности и посмотреть, как записываются с помощью транскрипции. Нажмите на воспроизведение и дождитесь, когда видео загрузится полностью, затем нажимайте на нужный звук.

Обратите внимание, в транскрипции, помимо самих символов, обозначающих звуки, используются:

  • Квадратные скобки – традиционно транскрипция всегда записывается в [квадратных скобках]. Например: [z].
  • Значок долготы гласных – в английском языке гласные могут быть долгими и краткими, долгота обозначается двоеточием после гласного. Например: .
  • Значок ударения – если затранскрибировано слово, в котором более одного слога, обязательно обозначается ударение с помощью апострофа (запятая вверху). Он ставится перед ударным слогом. Например: – decision.

Всего в английском языке выделяют 44 звука, которые, как и в русском, делятся на согласные и гласные. Среди них есть как звуки, похожие на русские, например: [b] – [б], [n] – [н], так и звуки, не имеющие аналогов в русском языке: [ð ], [θ ].

В английской фонетике нет таких понятий как мягкость\твердость согласных, но есть долгота гласных (не свойственная русскому языку) – гласные могут быть краткими [a] и долгими . Также нужно отметить, что гласные звуки в английском языке могут быть:

  • одиночными (монофтонги): [ i: ], [ e ],
  • состоящими из двух звуков (дифтогни): [ ai ], [ ɔi ],
  • состоящими из трех звуков (трифтонги): [ aiə ].

Дифтонги и трифтогни читаются и воспринимаются как цельные звуки.

Таблица звуков английского языка c примерами и карточками

Изучив, как произносятся английские звуки по отдельности, обязательно послушайте, как читаются целые слова . Зачастую учащимся проще понять и расслышать произношение английских звуков, когда они звучат в составе слова, а не отдельно.

В таблицах ниже все звуки приведены со словами-примерами. С помощью электронных карточек вы можете прослушать произношение.

Согласные звуки в английском языке
[ f ] fox [ d ] date [ v ] vase [ k ] cat
[ θ ] think [ g ] go [ ð ] father [ ] change
[ s ] say [ ] age [ z ] zoo [ m ] mom
[ ʃ ] ship [ n ] nose [ ʒ ] pleasure [ ŋ ] sing
[ h ] hound [ l ] lazy [ p ] pen [ r ] red
[ b ] bro [ j ] yes [ t ] today [ w ] wine
Гласные звуки в английском языке
[ i: ] he, she [ ei ] name [ i ] his, it [ ai ] line
[ e ] ten [ au ] town [ æ ] hat [ ɔi ] toy
[ a: ] car [ ou ] go home [ ɔ ] not [ ] here
[ ʌ ] nut [ ɛə ] dare [ u ] good [ ] poor
[ u: ] food [ juə ] Europe [ ju: ] tune [ aiə ] fire
[ ɜ: ] turn [ auə ] our [ ə ] paper [ ɔ: ] all

Как научиться выговаривать английские звуки?

Есть два подхода:

  1. Теоретический – в учебниках обычно есть подробное описание, как нужно прижимать язык к небу, чтобы сформировать определенный звук. С иллюстрацией, где показана голова человека в разрезе. Способ научно правильный, но самостоятельно им пользоваться трудно: не каждый поймет, что значит “скользить верхними зубами по нижней губе” и сможет провернуть это действие.
  2. Практический – слушать, смотреть и повторять. Мне кажется, так намного проще. Вы просто повторяете за диктором, стараясь как можно точнее имитировать звук. Обращайте внимание на артикуляцию, старайтесь повторять все движения губ, языка. В идеале, конечно, кто-то должен проконтролировать, но можно просто записать себя на вебкамеру и посмотреть со стороны.

Если вы хотите повторять за диктором, имитируя его речь, рекомендую воспользоваться материалами на Puzzle English , а именно упражнениями “Видеопазлы”, которые направлены на развитие понимания на слух. В видеопазлах можно замедлить речь и, как в в Лингвалео, смотреть перевод слов, нажимая на них прямо в субтитрах.

В видеопазлах нужно сначала посмотреть ролик, а затем собрать предложения из слов.

Подробный обзор этого сервиса:

Кроме того, для практических занятий разными добрыми людьми снято немало роликов, доступных на YouTube. Например, в этих двух роликах подробно разбираются звуки английской речи в американском и британском вариантах:

Британское произношение

Американское произношение

Не стоит, начав заниматься английским языком, стремиться достичь “идеального” произношения. Во-первых, разновидностей произношения очень много (выше представлены как бы “обобщенные” британский и американский варианты), а во-вторых, даже носители языка, профессионально владеющие речью (например, актеры) нередко берут уроки у специальных тренеров, чтобы освоить особенности того или иного варианта произношения – отработка речи занятие непростое.

Просто старайтесь говорить так, чтобы 1) было понятно, 2) не сильно резало слух.

Правила чтения в английском языке: таблица и карточки

Правила чтения в английском языке – это, скорее, даже не правила, а обобщенные рекомендации, не отличающиеся особой точностью. Мало того, что, скажем, буква “o” в разных сочетаниях и типах слога может читаться девятью разными способами, так еще и бывают исключения. К примеру, в словах food, too она читается как , а в словах good, look – как [u]. Закономерности тут нет, это нужно просто запомнить.

Если поискать в разных книгах, окажется, что правила чтения, да и вообще фонетика, разными авторами могут рассказываться по-разному с разной степенью погружения в детали. Я думаю, что нет смысла углубляться в дебри фонетической науки (туда можно погружаться до бесконечности), а проще всего взять за основу наиболее упрощенный вариант правил чтения, то есть правила чтения в английском языке для детей.

Для этой статьи я взял за основу правила, приведенные в учебнике “Английский язык. 1 – 4 классы в схемах и таблицах” Н. Вакуленко . Поверьте, это более чем достаточно и для детей, и для взрослых!

Что такое открытый и закрытый слог?

В английском выделяют открытый слог и закрытый, также имеет значение заканчивается ли он на букву “r” и является ли ударным.

Слог называют открытым, если:

  • слог заканчивается на гласную и является последним в слове,
  • за гласным идет другой гласный,
  • за гласным идет согласный, а за ним – один или более гласных.

Слог закрытый, если:

  • он последний в слове, при этом заканчивается на согласный,
  • после гласного стоят два или более согласных.

В этих карточках и таблице под ними вы можете увидеть, как произносятся разные буквы в разных сочетаниях и типах слога.

Правила чтения
Чтение буквы “A”
A – в открытом слоге name, face, cake
A [æ] – в закрытом слоге hat, cat, man
A – в закрытом слоге на r far, car, park
A [εə] – в конце слова гласный + re dare, care, stare
A [ɔ:] – сочетания all, au all, wall, fall, autumn
Чтение буквы “О”
O [əu] – в открытом слоге no, go, home
O [ɒ] – в закрытом ударном слоге not, box, hot
O [ɜ:] – в некоторых словах с “wor” world, word
O [ɔ:] – в закрытом слоге на r form, fork, horse, door, floor
O – в сочетании “oo” too, food
O [u] – в сочетании “oo” book, look, good
O – в сочетании “ow” town, down
O [ɔɪ] – в сочетании “oy” toy, boy, enjoy
O [ʊə] – в сочетании “oo” poor
Чтение буквы “U”
U , – в открытом слоге pupil, blue, student
U [ʌ] – в закрытом слоге nut, bus, cup
U [u] – в закрытом слоге put, full
U [ɜ:] – в сочетании “ur” turn, hurt, burn
Чтение буквы “E”
E – в открытом слоге, сочетании “ee”, “ea” he, she, see, street, meat, sea
E [e] – в закрытом слоге, сочетании “ea” hen, ten, bed, head, bread
E [ɜ:] – в сочетаниях “er”, “ear” her, heard
E [ɪə] – в сочетаниях “ear” hear, near
Чтение буквы “I”
i – в открытом слоге five, line, night, light
i [ɪ] – в закрытом слоге his, it, pig
i [ɜ:] – в сочетании “ir” first, girl, bird
i – в сочетании “ire” fire, tired
Чтение буквы “Y”
Y – в конце слова try, my, cry
Y [ɪ] – в конце слова family, happy, lucky
Y [j] – в начале или середине слова yes, year, yellow
Чтение буквы “C”
C [s] – перед i, e, y pencil, bicycle
C [k] – кроме сочетаний ch, tch и не перед i, e, y cat, come
C – в сочетаниях ch, tch chair, change, match, catch
Чтение буквы “S”
S [s] – кроме: в конце слов после гл. и звонких согл. say, books, six
S [z] – в конце слов после гл. и звонких согл. days, beds
S [ʃ] – в сочетании sh shop, ship
Чтение буквы “T”
T [t] – кроме сочетаний th ten, teacher, today
T [ð] – в сочетании th then, mother, there
T [θ] – в сочетании th thin, sixth, thick
Чтение буквы “P”
P [p] – кроме сочетания ph pen, penalty, powder
P [f] – в сочетании ph photo
Чтение буквы “G”
G [g] – кроме сочетаний ng, не перед e, i, y go, big, dog
G – перед е, i, у age, engineer
G [ŋ] – в сочетании ng в конце слова sing, bring, king
G [ŋg] – в сочетании ng в середине слова strongest

Самые главные правила чтения

Таблица выше выглядит очень загруженной, даже устрашающей. Из нее можно выделить несколько наиболее важных правил, которые почти не имеют исключений.

Основные правила чтения согласных

  • Сочетание ph читается как [f]: photo, Morpheus.
  • Сочетание th читается как [ð] или [θ]: think there. Этих звуков нет в русском языке, их произношение требует некоторой тренировки. Не путайте их со звуками [s], [z].
  • Сочетание ng в конце слова читается как [ŋ] – это носовой (то есть произносится как бы в нос) вариант звука [n]. Распространенная ошибка – читать его как . Никакого “г” в этом звуке нет. Примеры: strong, King Kong, wrong.
  • Сочетание sh читается как [ʃ]: ship, show, shop.
  • Буква “c” перед i, e, y читается как [s]: celebrity, cent, pencil.
  • Буква “g” перед i, e, y читается как : age, magic, gym.
  • Сочетание ch читается как : match, catch.

Основные правила чтения гласных

  • В открытом ударном слоге гласные обычно читаются как в : no, go, name, face, pupil, he, five. Это могут быть монофтонги и дифтонги.
  • В закрытом слоге гласные читаются как краткие монофтонги: nut, got, ten.

Как запомнить правила чтения?

Большинство людей, хорошо владеющих английским языком как иностранным, не смогут сходу назвать даже несколько основных правил чтения. Правила чтения не нужно помнить наизусть, ими нужно уметь пользоваться. Но разве можно пользоваться тем, чего не знаешь? Еще как можно! Благодаря частой практике знания переходят в навыки и действия начинают выполняться автоматически, неосознанно.

Чтобы правила чтения побыстрее дошли до автоматической стадии, я рекомендую:

  • Изучить собственно сами правила – прочитать, осмыслить, проговорить вслух примеры.
  • Упражняться в чтении вслух – поможет развить навыки произношения, заодно и правила чтения закрепятся. Возьмите текст с аудио, видео с субтитрами, чтобы было с чем сверять.
  • Выполнять небольшие письменные работы – письменная практика полезна для развития словарного запаса, закрепления знаний грамматики и, разумеется, для улучшения правописания.

Изучение любого иностранного языка начинается с изучения его алфавита. После этого оказывается, что эти буквы звучат и употребляются в словах по-разному. Вот и в английском языке 26 букв, но аж 48 звуков, которые обозначаются этими буквами. Правила произношения звуков, букв и, соответственно, слов изучает фонетика английского языка.

Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Теоретическая фонетика английского языка исследует тесную связь между устной, внутренней и письменной речью. Но фонетика в целом исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Это практическая фонетика английского языка. Мы не случайно упоминаем о теоретической и практической составляющих. Дело в том, звуки как нематериальные явления - это те элементы языковой системы, которые позволяют воплощать слова и предложения в материальную звуковую форму. Иначе устное общение было бы невозможно. Вот в чем важность фонетики английского языка и вот почему мы посвятили ей отдельную статью.

Фонетика английского языка для начинающих

В одной из недавних , мы говорили о том, как произносятся английские звуки и слоги, в которых они используются, и приводили их в таблицах с произношением - транскрипцией. Тогда же выяснили, что транскрипция - это очень удобный инструмент для понимания того, как звучит английский язык.

Транскрипция - это специальные символы, обозначающие, как нужно произносить звуки речи. Транскрипция помогает понять разницу между написанием и произношением в английском языке.

Как мы уже сказали, в английском языке 48 звуков. Значит, создано 48 знаков английской транскрипции - по одному знаку на каждый звук:

Гласные (vowels). 6 букв: a, e, i, o, u, y


Согласные (consonants). 21 буква: b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, w, x, y, z

Каждая буква звучит определенным образом, но иногда сразу две буквы обозначают один звук, как это видно в таблицах. Такое сочетание букв называется диграф. Примеры диграфов:

  • gh [g] – ghost
  • ph [f] – photo [‘foutou]
  • sh [ʃ] – shine [ʃaɪn]
  • th [ð], [θ] – think [θɪŋk]
  • сh – chess .

А гласный звук, плавно переходящий из одного в другой - это дифтонг. Примеры дифтонгов:

  • ea – bread
  • ie – friend
  • ai – again [əˈɡen]
  • au – autumn [ˈɔːtəm].

Важно учитывать, что количество букв и звуков в слове может отличаться. Например, в слове “help” 4 буквы и 4 звука , а в слове “six” – три буквы, но 4 звука .

Практическая фонетика английского языка

В мы упоминали о неразрывной связи английской фонетики и анатомии. Упражнения по фонетике созданы специально, чтобы превратить теоретические знания в навыки правильного английского произношения слов и предложений. Кроме того, практическая фонетика английского языка помогает слышать и понимать речь его носителей.

На практике мы все чувствуем, как во время произношения звуков воздух встречает преграды, образованные нашим языком, губами, зубами и даже альвеолами. В зависимости от этого различают два типа согласных звуков: глухие и звонкие:

Но это еще не все варианты. Более подробная классификация различает согласные звуки в английском языке по тем конкретным преградам, которые встречает воздух:

  • Смычные согласные . Органы речи смыкаются так, что полностью преграждают проход для воздуха: [ p , b , t , d , k , g ].
  • Носовые согласные . Воздух проходит наружу через полость носа: [ n , m , ŋ ].
  • Щелевые согласные . Органы речи смыкаются не полностью и остается узкий проход - щель для воздуха: [ θ , ð , ʃ , ʒ , s , z , h , f , v , w , r , j , l ].
  • Смычно-щелевые согласные . Преграда размыкается медленно и при этом переходит в щель: [ tʃ , dʒ ].
  • Губно-губные согласные . Нижняя губа сближается с верхней: [ f , v ].
  • Межзубные согласные . Кончик языка находится между нижними и верхними передними зубами: [ θ , ð ].
  • Альвеолярные согласные . Кончик языка прикасается или приподнимается к альвеолам: [ t , d , l , s , z ].

Что касается гласных звуков, то они тоже не одинаковы. На них влияют разные положения языка относительно нёба:

  • Гласные переднего ряда. Кончик языка упирается в основание нижних зубов, а спинка языка довольно близко подходит к нёбу: [ i: ].
  • Гласные заднего ряда. Язык оттянут назад и кончик языка опущен, а спинка языка приподнята к мягкому нёбу: [ a:].

На первый взгляд эта классификация может показаться непростой, но поверьте, на практике вы почувствуете и сразу поймете, что к чему. А понимание происхождения звука поможет произносить его правильно. Ну, а для детей изучение английской фонетики желательно совместить с игрой. Например, как в этом упражнении по фонетике:

Упражнения по фонетике английского языка

Для тренировки английского произношения необходимо учитывать еще и ударение - то есть, выделение одного или более слогов в слове. Ударный слог произносится более энергично, с большим напряжением органов речи. Ударение помогает различать слова и понимать их смысл как самих по себе, так и в контексте. Например:

  • to ex`port (глагол “экспортировать”)
  • `export (существительное “экспорт”).

Второй важный аспект произношения фраз и предложений - это интонация . При помощи интонации мы понимаем или “объясняем”, является ли предложение повествованием, вопросом, просьбой или восклицанием.

Самое простое упражнение по фонетике английского языка выполняют на занятиях уровня Beginner (Elementary):

  1. Напишите ваше имя по-английски.
  2. Теперь прочтите ваше имя по буквам.
  3. Проделайте то же самое еще с тремя-пятью именами (можно вспомнить друзей, членов семьи и/или одноклассников).

Можно тренироваться в английской фонетике и таким образом:

  1. Произнесите слова по буквам: Yes, Last, Key, Yellow, Funny, Girl, Toy, Now, Sleep, Drama, Kiss, King.
  2. Произнесите слова по транскрипции: Yes , Last , Key , Yellow, Funny, Girl , Toy , Now , Sleep , Drama ["dra:mə], Kiss , King
Но мы советуем не забывать о дополнительных ресурсах для изучения английского, таких как каналы и блоги. С ними освоение английской фонетики будет более простым, занятным и эффективным.


Изучение любого иностранного языка, особенно английского, предполагает грамотно выстроенную систему. Каждый элемент определяет степень освоения языка. И в этом заключается комплексный подход. Важно понимать: фонетика английского языка является одной из основных категорий языкознания. Поэтому ее роль значима.

Фонетика английского языка

Особенности интонации

Нисходящий тон играет важную роль в предложениях побудительного и повествовательного типа. Поэтому в деловой и обыденной речи все утвердительные предложения всегда идут на понижение тона голоса. А восходящим тоном обозначают сомнения или неуверенность. Да и при перечислении его также применяют. Но в отличие от русского восходящего тона английский повышает интонацию в конце предложения. В этом заключено отличительная особенность.

Характеристика ритма

Вообще, английская фонетика такова, что ударные слоги встречаются в большинстве случаев через одинаковые промежутки. А когда безударные слоги находятся в меньшем количестве, чем ударные, то они требуют более быстрого произношения.

Виды ударений

В английском языке отмечают их три вида.

  1. Словесное ударение предполагает акцент на нужном слоге.
  2. Фразовое ударение предполагает выделение голосом целого слова в сравнении с другими словами в предложении.
  3. Логические ударения являются своеобразными маркерами: подчеркивают особо важные слова, на которых нет обычного ударения.

Каждый вид ударений должен быть грамотно использован.

Зачем?

Вообще, все, что связано с изучением языка, должно изучаться без излишних вопросов, ведь годами формировались правила, складывающиеся в системы.

Понимание. Конечно, общий смысл можно кое-как осознать без ударений. Но все же тонкостей речи, таких как ирония, сарказм, скрытые намеки будет невозможно понять. От этого пострадает восприятие поступающей информации.

Показатель культуры речи. Владение такой отраслью языкознания, как английская фонетика, является важнейшим моментом. Правильное произношение позволяет показать свои способности. Разумеется, «манерничать» не стоит, но грамотно употреблять слова важно.

Благодаря изучению фонетики можно освоить классический английский язык. Но в Англии бывают особые наречия, напоминающие наши диалектизмы. Освоить их (в случае необходимости) значительно проще, если знать базу.

Также изучение фонетического строя играет роль запоминающего фактора. Слова и выражения значительно проще запоминать, если обращать внимание на их звучание. «Музыкальная» оболочка помогает в данном вопросе. Что подтверждается практикой.

Итог

Если в приоритетах профессиональное изучение языка, возможность понимать и грамотно излагать мысли, то фонетика как раздел языка играет в этом аспекте основополагающую роль. Поэтому важно ответственно и системно подходить к изучению фонетического строя английского языка.

Для того чтобы ваш английский язык был хорош, вам просто необходимо знание основ фонетики. Это влияет на правильное произношение отдельных звуков и определяет качественное звучание английских слов, а также правильное произношение предложения в целом. Для этого нужно знать, какие члены в предложении являются ударными, а на какие не стоит делать звуковой акцент. В данной статье мы досконально разберемся во всех аспектах фонетики английского языка и выполним несколько упражнений на закрепление материала.

Кроме этого, учитывая, что английский язык используется во многих странах мира. А значит, в каждой стране есть свои особенности языка, в том числе и фонетические. Классические различия существуют в английском языке Великобритании, США и Австралии. Английская фонетика в Великобритании является более старой и классической. В Америке английский язык более современный.

Принцип работы органов речи, образование звуков

Нёбо . На его твердой части расположен альвеоляр, помогающий произносить глухие звуки. На мягком небе есть язычок, меняющий направление воздуха.

Ротовая полость . Выдыхаемый воздух может выходить через носовую или ротовую полость, образуя носовые фонемы английского языка ([m], [n], [ŋ]) и ротовые (все остальные).

Язык . Этот орган отвечает за правильную артикуляцию. Наиболее активна передняя часть языка, которая участвует в артикуляции согласных звуков. Средняя и задняя части менее подвижны, передвигаются горизонтально и участвуют в образовании гласных звуков.

Губы и зубы . Участвуют в образовании согласных звуков.

Все звуки образуются за счет выдыхания воздуха из легких через голосовую щель, расположенную между голосовыми связками. Когда связки напряжены, возникают звонкие и гласные звуки. Если она расслаблены, воспроизводятся глухие звуки. Движущей силой образования звуков являются диафрагма, легкие, бронхи и трахея. Большинство звуков образуются в полости рта.

Интонация. Восходящий, нисходящий тон

В английском языке интонация является основным средством выражения сказанного. Она формируется за счет сочетания темпа, фразового ударения, высоты тона, ритма произношения. Существуют два основных типа мелодики английского языка:

1. Нисходящий тон . Используется в повествовательных, утвердительных предложениях, передает законченные мысли, суждения, факты. Также нисходящий тон свойственен повелительным предложениям.

We found a cat. - Мы нашли кота.

Good morning! - Доброе утро!

Come here! - Иди сюда!

2. Восходящий тон . Показывает незаконченность высказывания. Он часто применяется при перечислении и в вопросительных предложениях. Интонация медленно поднимается от первого ударного слога фразы к последнему.

There is a closet, 2 beds and a big mirror in this room. - В этой комнате есть шкаф, две кровати и большое зеркало.

Can you bring me that chair? - Можешь принести мне тот стул?

Have you swept the floor? - Ты подмела пол?

Отдельно выделяют предложения со смешанными, восходяще-нисхдящими интонациями. Как правило, такое явление наблюдается при передаче эмоций. Интонация может меняться как внутри фразы, так и внутри одного слова.

No! - Нет! (Не может быть!)

It’s awful! - Это ужасно!

Ударения. Словесное, фразовое, логическое.

В английском языке существуют разные типы ударений.

  1. Словесное . Оно подразумевает выделение голосом одного слога в слове. В транскрипции перед ударным слогом ставится значок [‘]. Такое ударение помогает правильно произносить слова и отличать друг от друга разные части речи. Например, present - представлять, present [‘preznt] - представление (еще и «подарок»).
  2. Фразовое . С его помощью выделяются значимые части предложения. Например, He thinks ‘fast. - Он быстро соображает. What ‘happened? - Что произошло?
  3. Логическое . Самое непредсказуемое ударение, потому что оно используется для выделения слов, на которые говорящий хочет сделать акцент. Например, ‘ She did that! - Она это сделала! (Именно она, а не кто-то другой).

Чтение гласных букв в закрытом и открытом слоге

Всего в английском 6 гласных букв. В разных сочетаниях они передают 20 звуков. Чтение звуков зависит от типа слога.

  • Открытый слог (заканчивается на гласную или немую е). Гласная в таком слоге читается как в алфавите. Например, make .
  • Закрытый слог (за гласной следует одна или несколько согласных). Буква передает краткий звук. Например, cat - кот.

Согласные звуки в английском алфавите

При произношении каждого звука английского алфавита задействованы губы, язык и другие органы чувств. Английская фонетика для начинающих предусматривает получение простейших знаний по правильному произношению звуков и букв. Так, согласные звуки, которых больше в английском алфавите также классифицируются.

Первая группа согласных носит название смычных или взрывных. Это связано с особенностями их произношения. Губы полностью смыкаются, а потом полностью открываются.

К таким звукам относятся звуки p, b, t, g, d, k.

К носовым согласным относятся звуки n, m, ŋ. Называются они так, поскольку при их произношении воздух проходит через нос.

К щелевым согласным принадлежат звуки θ , ð , ʃ , ʒ , s , z , h , f , v , w , r , j , l. Это наиболее многочисленная группа согласных звуков английского алфавита.

Транскрипция

Слушать звук

Пример слова с этим звуком

[ ʃ ]

[ ʒ ]

lorry, camomille

P, m, w относятся к губно-губным звукам. Губно-зубные звуки - f, v. Альвеолярные - t, d, l, s, z.

Гласные звуки в английском языке

Гласные звуки также классифицируются в зависимости от того, какое положение занимает язык относительно неба. Кроме этого, в английском языке существует понятие дифтонгов , когда один звук может обозначаться несколькими буквами в зависимости от того, в какой части слова трифтонг появляется.

К дифтонгам относятся звуки ай, ой, эй, ау, ху, иэ, ээ, уэ . Чтение звуков в английском языке обязательно происходит по определенным правилам, то же касается и дифтонгов.

Транскрипция

Слушать звук

Пример слова с этим звуком

[ aiə, aʊə ]

[ əʊ ]

[ u:, ju: ]

[ ʊə, jʊə ]

Особенности американского английского языка с точки зрения фонетики

Дифтонг оу в американском английском языке произносится, больше округляя губы, чем тот же дифтонг в английском варианте. Звук е звучит более открыто и звонко.

Такой двойной звук как йу после согласных в американском языке звучит слабо выражено и практически везде преображается в у . Примерами этому могут служить такие слова как student [студент], new [ню], duty [дюти].

Гласный звук о звучит как а , а дифтонги ай и ау в качестве основы имеют ярко выраженный звук а. Все гласные произносятся с выраженным носовым эффектом. Звук r звучит более резко. Кроме фонетических, есть в американском английском лексические отличия от английского.

Сложности фонетики английского языка для начинающих и пути их преодоления

Вышеприведенные таблицы правильного произношения звуков лишь отчасти смогут помочь вам в нелегком деле правильного произношения английских слов. Ведь особенность английского языка заключается в том, что есть много слов, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Много слов, которые являются исключениями из правил и произносятся вообще по-иному, нежели следует логике произношения.

Например, слово read может произноситься и как [рид] и как [ред] в зависимости от времени . В первом случае читать в настоящем, во втором - в прошлом. К таким же исключениям относятся слова live, reading, wind и другие. Тоже самое можно сказать и о словах use, lead , bow .

I lead my army and lead whistled over the hairs. Я вёл свою армию и свинец свистел над головами.

I read book about Reading and the reading gave satisfaction for me. Я читал книгу о Рединге и чтение доставляло мне удовольствие.

Онлайн-урок на английскую фонетику

Чтобы закрепить английское произношение, чтение транскрипций, а также все, что связано с фонетикой английского языка для начинающих, предлагаем пройти урок, состоящий из нескольких упражнений.

Повторите за диктором звук и укажите, какой звук присутствует в каждом слове.

Прочитайте вместе с диктором. Какой звук повторяется в словах чаще других?

Прослушайте вопрос и выберите правильный ответ.