Апухтин алексей николаевич биография. Апухтин Алексей Николаевич – биография

Апухтин Алексей Николаевич (15.11.1840 (по другим данным, 1841), Волхов Орловской губернии. - 17.08.1893, Петербург) - русский поэт.

Родился 15 ноября 1840 или 1841 года (дата 1840 указана в авторитетной биографии Модеста Чайковского, приложенной к "Собранию сочинений Апухтина". Эту дату подтверждает пометка "15 ноября 1857", стоящая под стихотворением: "Сегодня мне минуло 17 лет". Но в собственноручной автобиографической заметке, присланной для "Литературного архива" автора настоящей статьи, Апухтин сообщает, что он родился 15 ноября 1841 года), в Болхове, Орловской губернии, в старинной дворянской семье. По достатку и связям отец его, отставной майор, принадлежал к дворянству среднему. Мать очень баловала поразительно рано проявившего свои способности мальчика. Всеобщим баловнем Апухтин остался и в училище правоведения, куда его отдали в 1852 году: на него смотрели здесь как на будущую знаменитость. Покровитель училища, принц П.Г. Ольденбургский, коверкая фамилию Апухтин, говаривал: "Если в лицее был Пушкин, то у нас есть Апущин". По хлопотам директора училища, Языкова, в "Русском Инвалиде" 1854 года было напечатано патриотическое стихотворение 14-летнего поэта "Эпаминонд", посвященное памяти Корнилова. Через год там же было напечатано "Подражание Арабскому". Ода на рождение великой княжны Веры Константиновны была представлена государю. В 1859 году Апухтин блистательно кончил курс с золотой медалью и поступил на службу в департамент министерства юстиции. В том же 1859 году, омраченном для него смертью матери, Апухтин настоящим образом вступил на литературное поприще, поместив ряд стихотворений в "Современнике". Службой поэт совершенно не занимался. Он весь отдался прожиганию жизни в среде аристократической "золотой" молодежи. Известный "цыганский" романс "Ночи безумные, ночи бессонные", написанный позднее (1876), является весьма точным автобиографическим отзвуком шумно проведенной молодости. И воспоминания об этих "безумных ночах" навсегда остались дороги для поэта-эпикурейца: "Пусть даже время рукой беспощадною мне указало, что было в вас ложного, все же лечу я к вам памятью жадною, в прошлом ответа ищу невозможного". В самом начале 1860-х годов Апухтин уезжает в деревню, недолго служить чиновником особых поручений при орловском губернаторе, и в 1864 году окончательно поселяется в Петербурге. Номинально причислившись к министерству внутренних дел, он опять отдается праздной, светской жизни, тщательно оберегая себя от каких бы то ни было обязанностей и серьезных волнений. Даже к литературному творчеству своему, которое до средины 1880-х годов, когда он стал писать повести и большие поэмы, не требовало усидчивости и труда, он относился как к легкой забаве и всегда сам себя рекомендовал как "дилетанта". Прекрасный чтец и тонко-художественный декламатор, остряк, шутки и интимные эпиграммы которого пользовались широкой популярностью в великосветских сферах, Апухтин был желанный гость самых блестящих салонов.

На почве литературных интересов он сблизился в 1880-х годах с великим князем Константином Константиновичем; несколько раз читал он в присутствии императора Александра III . Значительную часть вечеров поэт отдавал карточной игре, большей частью в английском клубе. Беспечальный образ жизни независимого холостяка, который вел Апухтин, был, однако, совершенно испорчен все более и более надвигавшейся тяжелой болезнью. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры и "довело его до настоящего убожества", хотя особенных страданий не причиняло. Под конец жизни он проводил целые дни на диване, с трудом двигаясь даже несколько шагов. Угнетали поэта-сибарита и денежные затруднения; приходилось прибегать к займам. Какая-то злая "сплетня" и "клевета" тоже очень тяжело действовали на его настроение. Умер Апухтин от водянки 17 августа 1893 года.

Литературная деятельность Апухтина сложилась очень своеобразно. Несмотря на то, что помещенные в "Современнике" 1859 года десять стихотворений поэта обратили на себя лестное внимание Тургенева и Некрасова, он уже в самом начале 1860-х годов понял, что его чуждая всякой общественности поэзия была в то время не ко двору, и исчез со страниц журналов на целых 20 лет. Только в 1880-х годах, когда в общественной психологии произошел поворот, Апухтин почувствовал настоящий прилив творчества. В 1885 году Апухтин, почти неизвестный большой публике, выступает с поэмой "Год в монастыре", которая настолько заставила говорить о нем, что обеспечила успех собранию его стихотворений, появившемуся через год. Успех был прочный и продолжается до сих пор: в 1907 году вышло 7-е издание. Апухтин - поэт исключительно одних только интимных переживаний; он органически чужд всему, что переходит за пределы чисто личной жизни. Он считал себя приверженцем "чистого искусства"; но если он буквально весь век свой пел "ласку милой", то не потому, что намеренно избегал других мотивов, а потому что всем остальным решительно не интересовался. В той же мере, в какой он был чужд общественности, он был чужд и интереса ко всякого рода "проклятым вопросам". Даже в сфере религиозности он сам так определял свою "разбитую жизнью душу": "... и нет в тебе теплого места для веры, и нет для безверия силы в тебе". И в том, что он равнодушен к злобе дня и высшим вопросам бытия, Апухтин не видит ни заслуги, ни проступка, а просто факт, которым не бравирует, но которого и не стыдится. Поэт выгодно отличается от других поэтов, выступавших в 1880-х годах под флагом "чистого искусства", тем, что в нем нет ничего воинствующего. Он вообще совсем не думает о том, к какому "лагерю" примыкает, и просто дает исход тому, что накопилось у него на душе. И оттого, как ни крошечны размеры поэтических владений Апухтина, он сумел и в них дать образчики истинной поэзии... Значительнейшая часть его творчества посвящена изображению любовных чувств светского человека, слегка разочарованного, слегка меланхоличного и уже несколько состарившегося. В этом упорном служении "любви" нет бурной стремительности южанина: в жилах автора "Года в монастыре" течет северная кровь, располагающая к меланхолии и самопожертвованию. Тот поэт, изображение чувств которого проходит через все стихи, не нуждается даже в разделенном чувстве: "Мне не жаль, что тобою я не был любим: я любви не достоин твоей... Но мне жаль, что когда-то я жил без любви, но мне жаль, что я мало любил!" - В общем, Апухтина можно назвать певцом неудавшейся любви. Трагедий особенных при этом не происходит: ведь место действия - лимфатическая среда "большого света". Но сердце все-таки разбивается и у светских людей - и вот, психологию такого разбитого светского сердца и избрал своей главной специальностью Апухтин. Это не могло не наложить отпечатка тихой грусти на весь сборник его стихов. В грусти поэта нет ничего, напоминающего заправский пессимизм: он грустит не столько оттого, что мир плохо устроен, сколько оттого, что не всякому удается вкушать сладости бытия. Весьма часто меланхолия Апухтина есть не что иное, как осеннее чувство, сознание того, что жить осталось недолго, молодость прошла и впереди только скучная старость. - Крупнейшее произведение - поэма "Год в монастыре". Это чисто светская трагедия, психологически, однако, отразившая настроения всего вообще "чеховского" периода 1880-х годов, с его безвольностью и безличностью. Симпатичная в своей простоте и безыскусственности, эта поэма дает представление о лучших сторонах таланта Апухтина. Стих, плавный и изящный, отмечен истинной красотой - красотой северной, несколько анемичной, которая, однако, северным людям более сродни, чем яркая и пестрая красота юга. Дает поэма выгодное представление и о поэтических приемах Апухтина: он не свободен от изысканности, но изысканности, так сказать, естественной, не принужденной...
Характеристика поэта, как певца любви вообще и неудачной в частности, не определяет, однако, всего содержания его поэзии, хотя именно таковы крупнейшие его вещи. Так, образцовая по своей сжатости поэма "С курьерским поездом" заключает в себе меланхолический рассказ о том, как двое влюбленных, которым обстоятельства помешали соединить свою судьбу, когда они были молоды, получают эту возможность через двадцать лет и при свидании чувствуют, что опоэтизированное ими по воспоминаниям чувство, в сущности, испарилось, и что лучше бы им было не свидеться вовсе. "Письмо" составляет pendant к "Году в монастыре" и тоже имеет предметом рабскую преданность любимому существу, без всякой надежды на взаимность. "Старая цыганка" опять-таки трактует о чарах любви. Наконец, небольшие пьесы сборника Апухтина почти все принадлежат к разряду стихотворений, особенно излюбленных композиторами романсов. Но в редкие минуты светского автора "Года в монастыре" занимают и интересы другого порядка. Тогда он пишет пьесы вроде "Недостроенного памятника" (1871), в котором прославляется Екатерина за то, что, свободно отдаваясь порывам сердца, она никогда не забывала из-за них интересов государства. Это стихотворение одно время пользовалось большой популярностью среди актеров-чтецов и нравилось публике: по тому времени в нем была некоторая пикантность прикосновения к темам запретным. Не в таких торжественных вещах сила интимного по преимуществу Апухтина. Есть у поэта хорошие вещи и неинтимные. Так, по теме красивое стихотворение "В убогом рубище, недвижна и мертва" как будто напоминает Некрасова, но стихотворение спасла ничего общего не имеющая с основным "гражданским" мотивом пьесы параллель между найденною в поле мертвою женщиной и обстановкой, среди которой ее настигла смерть: "Был чудный вешний день. По кочкам зеленели побеги свежие рождавшейся травы, и дети бегали, и жаворонки пели"... Из стихотворений по преимуществу элегического характера отметим прекрасные октавы "Венеции". В них определенно сказалось, что меланхолия автора выросла не на философской почве, не на подкладке общественных и иных духовных разочарований, а исключительно на почве личной и на физиологии стареющегося организма... Красиво написана, но не оставляет определенного впечатления большая пьеса: "Из бумаг прокурора" - исповедь великосветского самоубийцы. Пьеса "Перед операцией" написана с обычной простотой, так сильно напоминающей манеру Коппе. Из юмористических пьесок забавна: "Кумушкам". Проза Апухтина очень неровного достоинства. Вяло и скучно огромное начало не оконченной повести без названия, занимающее целую треть тома, в котором уместилось небольшое литературное наследство. Чувство недоумения вызывает "фантастический рассказ" - "Между смертью и жизнью", более относящийся к области наивного спиритизма, чем к фантастике или мистике. Но с интересом читаются "Дневник Павлика Дольского" и "Архив графини Д***. Повесть в письмах". В некоторых воспоминаниях об Апухтине говорится, что в "Дневнике Павлика Дольского" много автобиографического. Что именно - не указывается, но с точки зрения литературно-автобиографической, т. е. поскольку "Дневник", вместе с "Архивом", является выражением основного настроения Апухтина и центральных типов его, обе повести, несомненно, автобиографичны. Пред нами общеапухтинская психология: неопределенно томящийся пожилой человек, не сдающийся пред надвигающеюся старостью, любящий бесстрастною любовью, без притязаний на взаимность, безвольный, рабски покорный владычице сердца, исполняющий все, что ему прикажут. Много в "Дневнике" и особенно в "Архиве" и чисто описательного; местами зло и метко изображены разные грешки великосветские, амурные по преимуществу. Но это именно только грешки, а не грехи: Апухтин не был способен к серьезному обличению родной ему среды. В общем он представляет собою редкий в истории русской литературы пример талантливого писателя, насквозь проникнутого великосветскостью. Все наши крупные писатели так или иначе прикосновенны к большому свету. Не всеми, конечно, владело лермонтовское желание бросить "пустому сборищу железный стих, облитый горечью и злостью"; но почти все выше суеты и пустоты этого "сборища". Про Апухтина этого никак нельзя сказать. Он не только по своим вкусам, но по всему своему душевному складу нимало не возвышался над уровнем обычной светской психологии.


Музыка из коллекции smart50

Отрывок из стихотворения "Венеция"

Я бросился в гондолу и велел
Куда-нибудь подальше плыть. Смеркалось...
Канал в лучах заката чуть блестел,
Дул ветерок, и туча надвигалась.
Навстречу к нам гондола приближалась,
Под звук гитары звучный тенор пел,
И громко раздавались над волнами
Заветные слова: dimmi che m"ami. {*}
14
Венеция! Кто счастлив и любим,
Чья жизнь лучом сочувствия согрета,
Тот, подойдя к развалинам твоим,
В них не найдет желанного привета.
Ты на призыв не дашь ему ответа,
Ему покой твой слишком недвижим,
Твой долгий сон без жалоб и без шума
Его смутит, как тягостная дума.
15
Но кто устал, кто бурей жизни смят,
Кому стремиться и спешить напрасно,
Кого вопросы дня не шевелят,
Чье сердце спит бессильно и безгласно,
Кто в каждом дне грядущем видит ясно
Один бесцельный повторений ряд,-
Того с тобой обрадует свиданье...
И ты пришла! И ты - воспоминанье!..
16
Когда больная мысль начнет вникать
В твою судьбу былую глубже, шире,
Она не дожа будет представлять,
Плывущего в короне и порфире,
А пытки, казни, мост Dei Sospiri -
Все, все, на чем страдания печать...
Какие тайны горя и измены
Хранят безмолвно мраморные стены!.
17
Как был людьми глубоко оскорблен,
Какую должен был понесть потерю,
Кто написал, в темнице заключен
Без окон и дверей, подобно зверю:
"Спаси Господь от тех, кому я верю,-
От тех, кому не верю, я спасен!"
Он, может быть, великим был поэтом,-
История твоя в двустишьи этом!
18
Страданья чашу выпивши до дна,
Ты снова жить, страдать не захотела,
В объятьях заколдованного сна,
В минувшем блеске ты окаменела:
Твой дож пропал, твой Марк давно без дела
Твой лев не страшен, площадь не нужна,
В твоих дворцах пустынных дышит тленье...
Везде покой, могила, разрушенье...
19
Могила!.. да! но отчего ж порой
Ты хороша, пленительна, могила?
Зачем она увядшей красотой
Забытых снов так много воскресила,
Душе напомнив, что в ней прежде жило?
Ужель обманчив так ее покой?
Ужели сердцу суждено стремиться,
Пока оно не перестанет биться?..
20
Мы долго плыли... Вот зажглась звезда,
Луна нас обдала потоком света;
От прежней тучи нет теперь следа,
Как ризой, небо звездами одето.
"Джузеппе! Пеппо!" - прозвучало где-то..
Все замерло: и воздух и вода.
Гондола наша двигалась без шума,
Налево берег Лидо спал угрюмо.
21
О, никогда на родине моей
В года любви и страстного волненья
Не мучили души моей сильней
Тоска по жизни, жажда увлеченья!
Хотелося забыться на мгновенье,
Стряхнуть былое, высказать скорей
Кому-нибудь, что душу наполняло...
Я был один, и все кругом молчало...
22
А издали, луной озарена,
Венеция, средь темных вод белея,
Вся в серебро и мрамор убрана,
Являлась мне как сказочная фея.
Спускалась ночь, теплом и счастьем вея;
Едва катилась сонная волна,
Дрожало сердце, тайной грустью сжато,
И тенор пел вдали "О, sol beato"... {**}

Безмесячная ночь

Безмесячная ночь дышала негой кроткой.
Усталый я лежал на скошенной траве.
Мне снилась девушка с ленивою походкой,

И пела мне она: «Зачем так безответно
Вчера, безумец мой, ты следовал за мной?
Я не люблю тебя, хоть слушала приветно
Признанья и мольбы души твоей больной.

Но... но мне жаль тебя... Сквозь смех твой
в час прощанья
Я слезы слышала... Душа моя тепла,
И верь, что все мечты и все твои страданья
Из слушавшей толпы одна я поняла.

А ты, ты уж мечтал с волнением невежды,
Что я сама томлюсь, страдая и любя...
О, кинь твой детский бред, разбей твои надежды,
Я не хочу любить, я не люблю тебя!»

И ясный взор ее блеснул улыбкой кроткой,
И около меня по скошенной траве,
Смеясь, она прошла ленивою походкой
С венком из васильков на юной голове.

Небо было черно, ночь была темна.
Помнишь, мы стояли молча у окна,
Непробудно спал уж деревенский дом.
Ветер выл сердито под твоим окном,
Дождь шумел по крыше, стекла поливал,
Свечка догорела, маятник стучал...
Медленно вздыхая, ты глядела вдаль,
Нас обоих грызла старая печаль!
Ты заговорила тихо, горячо...
Ты мне положила руку на плечо...
И в волненье жадном я приник к тебе...
Я так горько плакал, плакал о себе!
Сердце разрывалось, билось тяжело...
То давно уж было, то давно прошло!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

О, как небо черно, о, как ночь темна,
Как домами тяжко даль заслонена...
Слез уж нет... один я... и в душе моей,
Верь, еще темнее и еще черней.

В уютном уголке сидели мы вдвоем

В уютном уголке сидели мы вдвоем,
В открытое окно впивались наши очи,
И, напрягая слух, в безмолвии ночном
Чего-то ждали мы от этой тихой ночи.

Звон колокольчика нам чудился порой,
Пугал нас лай собак, тревожил листьев шорох...
О, сколько нежности и жалости немой,
Не тратя лишних слов, читали мы во взорах!

И сколько, сколько раз, сквозь сумрак новых лет,
Светиться будет мне тот уголок уютный,
И ночи тишина, и яркий лампы свет,
И сердца чуткого обман ежеминутный!

Волшебные слова любви...

Волшебные слова любви и упоенья
Я слышал наконец из милых уст твоих,
Но в странной робости последнего сомненья
Твой голос ласковый затих.

Давно, когда, в цветах синея и блистая,
Неслася над землей счастливая весна,
Я помню, видел раз, как глыба снеговая
На солнце таяла одна.

Одна... кругом и жизнь, и говор, и движенье...
Но солнце всё горит, звучней бегут ручьи...
И в полдень снега нет, и радость обновленья
До утра пели соловьи.

О, дай же доступ мне, моей любви мятежной,
О, сбрось последний снег, растай, растай скорей...
И я тогда зальюсь такою песней нежной,
Какой не ведал соловей!

Всё, чем я жил...

Всё, чем я жил, в чем ждал отрады,
Слова развеяли твои...
Так снег последний без пощады
Уносят вешние ручьи...
И целый день с насмешкой злою,
Другие речи заглушив,
Они носились надо мною,
Как неотвязчивый мотив.

Один я. Длится ночь немая.
Покоя нет душе моей...
О, как томит меня, пугая,
Холодный мрак грядущих дней!
Ты не согреешь этот холод,
Ты не осветишь эту тьму...
Твои слова, как тяжкий молот,
Стучат по сердцу моему.

День ли царит, тишина ли ночная...

День ли царит, тишина ли ночная,
В снах ли тревожных, в житейской борьбе,
Всюду со мной, мою жизнь наполняя,
Дума все та же, одна, роковая,-
Все о тебе!

С нею не страшен мне призрак былого,
Сердце воспрянуло, снова любя...
Вера, мечты, вдохновенное слово,
Все, что в душе дорогого, святого,-
Все от тебя!

Будут ли дни мои ясны, унылы,
Скоро ли сгину я, жизнь загубя,-
Знаю одно: что до самой могилы
Помыслы, чувства, и песни, и силы -
Все для тебя!

Затих утомительный говор людей

Затих утомительный говор людей,
Потухла свеча у постели моей,
Уж близок рассвет; мне не спится давно...
Болит мое сердце, устало оно.
Но кто же приник к изголовью со мной?
Ты ль это, мой призрак, мой ангел земной?
О, верь мне, тебя я люблю глубоко...
Как девственной груди дыханье легко,
Как светит и греет твой ласковый взгляд,
Как кротко в тиши твои речи звучат!
Ты руку мне жмешь - она жарче огня...
Ты долго и нежно целуешь меня...
Ты тихо уходишь... О, боже! Постой...
Останься, мой ангел, останься со мной!
Ведь этих лобзаний, навеянных сном,
Ведь этого счастья не будет потом!
Ведь завтра опять ты мне бросишь едва
Холодные взгляды, пустые слова,
Ведь сердце опять запылает тоской...
Останься, мой ангел, мне сладко с тобой!

Мне не жаль, что тобою я не был любим...

Мне не жаль, что тобою я не был любим,-
Я любви не достоин твоей!
Мне не жаль, что теперь я разлукой томим,-
Я в разлуке люблю горячей;

Мне не жаль, что и налил и выпил я сам
Унижения чашу до дна,
Что к проклятьям моим и к слезам, и к мольбам
Оставалася ты холодна;

Мне не жаль, что огонь, закипевший в крови,
Мое сердце сжигал и томил,-
Но мне жаль, что когда-то я жил без любви,
Но мне жаль, что я мало любил!

Отчалила лодка. Чуть брезжил рассвет...
В ушах раздавался прощальный привет,
Дышал он нежданною лаской...
Свинцовое море шумело кругом...
Всё это мне кажется сладостным сном,
Волшебной, несбыточной сказкой!

О нет, то не сон был! В дали голубой
Две белые чайки неслись над водой,
И серые тучки летели,-
И всё, что сказать я не мог и не смел,
Кипело в душе... и восток чуть алел,
И волны шумели, шумели!..

Письмо у ней в руках. Прелестная головка
Склонилася над ним; одна в ночной тиши,
И мысль меня страшит, что, может быть, неловко
И грустно ей читать тот стон моей души...

О, только б ей прожить счастливой и любимой,
Не даром ввериться пленительным мечтам...
И помыслы мои всю ночь неудержимо,
Как волны Волхова, текут к ее ногам...

Цыганская песня

«Я вновь пред тобою
стою очарован...»


Любимую песню мою
О том, как, тревожно той песне внимая,
Я вновь пред тобою стою!

Та песня напомнит мне время былое,
Которым душа так полна,
И страх, что щемит мое сердце больное,
Быть может, рассеет она.

Мне жизнь без тебя словно полночь глухая
В чужом и безвестном краю...
О, пой, моя милая, пой, не смолкая,
Любимую песню мою!

Я ее победил, роковую любовь...

Я ее победил, роковую любовь,
Я убил ее, злую змею,
Что без жалости, жадно пила мою кровь,
Что измучила душу мою!
Я свободен, спокоен опять -
Но не радостен этот покой.

Если ночью начну я в мечтах засыпать,
Ты сидишь, как бывало, со мной.
Мне мерещатся снова они -
Эти жаркие летние дни,
Эти долгие ночи бессонные,
Безмятежные моря струи,
Разговоры и ласки твои,
Тихим смехом твоим озаренные.
А проснуся я: ночь, как могила, темна,
И подушка моя холодна,
И мне некому сердца излить.
И напрасно молю я волшебного сна,
Чтоб на миг мою жизнь позабыть.
Если ж многие дни без свиданья пройдут,
Я тоскую, не помня измен и обид;
Если песню, что любишь ты, вдруг запоют,
Если имя твое невзначай назовут,-
Мое сердце, как прежде, дрожит!
Укажи же мне путь, назови мне страну,
Где прошедшее я прокляну,
Где бы мог не рыдать я с безумной тоской
В одинокий полуночный час,
Где бы образ твой, некогда мне дорогой,
Побледнел и погас!
Куда скрыться мне?- Дай же ответ!!.
Но ответа не слышно, страны такой нет,
И, как перлы в загадочной бездне морей,
Как на небе вечернем звезда,
Против воли моей, против воли твоей,
Ты со мною везде и всегда!

Я ждал тебя...

Я ждал тебя... Часы ползли уныло,
Как старые, докучные враги...
Всю ночь меня будил твой голос милый
И чьи-то слышались шаги...

Я ждал тебя... Прозрачен, свеж и светел,
Осенний день повеял над землей...
В немой тоске я день прекрасный встретил
Одною жгучею слезой...

Пойми хоть раз, что в этой жизни шумной,
Чтоб быть с тобой, - я каждый миг ловлю,
Что я люблю, люблю тебя безумно...
Как жизнь, как счастье люблю!..

Я люблю тебя так оттого...

Я люблю тебя так оттого,
Что из пошлых и гордых собою
Не напомнишь ты мне никого
Откровенной и ясной душою,
Что с участьем могла ты понять
Роковую борьбу человека,
Что в тебе уловил я печать
Отдаленного, лучшего века!
Я люблю тебя так потому,
Что не любишь ты мертвого слова,
Что не веришь ты слепо уму,
Что чужда ты расчета мирского;
Что горячее сердце твое
Часто бьется тревожно и шибко...
Что смиряется горе мое
Пред твоей миротворной улыбкой!

Алексе́й Никола́евич Апу́хтин (15 (27) ноября 1840, Болхов, Орловская губерния - 17 (29) августа 1893, Санкт-Петербург) - русский поэт.

Родился в небогатой дворянской семье, в семье было ещё трое сыновей - Николай (1842-1878), Афиноген (1849-1908) и Владимир (1851-1927). Детство прошло в родовом имении отца (Николая Фёдоровича) - деревне Павлодар. Мать - Мария Андреевна Желябужская (1821-1859), была его первой учительницей, пробудила в нём любовь к поэзии. По мироощущению близок М. Ю. Лермонтову. Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью Божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским («Ночи безумные», «День ли царит» и др.), А. С. Аренским («Разбитая ваза» ).

В 1859 году окончил Императорское училище правоведения, где подружился с П. И. Чайковским. В этом престижном заведении Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». В том же году, 23 апреля, умерла его мать, смерть которой стала для Апухтина настоящим ударом. Её памяти поэт посвятил несколько стихотворений («Какое горе ждёт меня?» , «Ни веселья, ни сладких мечтаний» , «Ещё свежа твоя могила» ).

По окончании училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи»; в 1862 году Апухтин, Чайковский и ряд других правоведов попали в гомосексуальный скандал в ресторане «Шотан» и были «ославлены на весь город».

С 1862 года жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863-1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу.

Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. За два года до смерти Апухтин заболел также водянкой. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.

Алексей Николаевич скончался 17 (29) августа 1893 года в Санкт-Петербурге, был похоронен на Никольском кладбище. В 1956 году прах и памятник были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища.

Апухтин и Пётр Чайковский

Апухтин был гомосексуалом, и отчасти на этой почве у него сложились очень тесные отношения с П. И. Чайковским. В семье Чайковского считали, что именно Апухтин «развратил» Петрушу в 13-летнем возрасте (сам Апухтин к тому моменту был уже любовником классного наставника Шильдер-Шульднера).

Чайковский гостил у Апухтина в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворения «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы) и «Послание» (1857). Последнее было задумано как ответ на письмо Чайковского, отправленное без обратного адреса. К Чайковскому обращено и написанное в 1856 году стихотворение «Дорóгой».

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому следующее стихотворение:

П. Чайковскому

Ты помнишь, как, забившись в «музыкальной»,
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной...
Искусство было наш кумир,
И жизнь для нас была обвеяна мечтами.
Увы, прошли года, и с ужасом в груди
Мы сознаём, что всё уже за нами,
Что холод смерти впереди.
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
Ты с бою славу взял и жадно пил
Из этой чаши ядовитой.
О, знаю, знаю я, как жёстко и давно
Тебе за это мстил какой-то рок суровый
И сколько в твой венец лавровый
Колючих терний вплетено.
Но туча разошлась. Душе твоей послушны,
Воскресли звуки дней былых,
И злобы лепет малодушный
Пред ними замер и затих.
А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,
Горжусь, что угадал я искру Божества
В тебе, тогда мерцавшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом.

По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель» .

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

  • «Кто идёт» (1860, не сохранился)
  • «Забыть так скоро» (1870)
  • «Он так меня любил» (1875)
  • «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
  • «День ли царит» (1880)
  • «Ночи безумные» (1886)

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Всё же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…

Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!

Творчество

1854 - первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854-55 гг.).

1858 - 61 гг.: стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение семи лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 - 62 гг.: публиковался в журналах демократического толка («Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев .

1865 - выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой бы то ни было политической борьбы.

1872 - в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 - Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 - вышел первый сборник стихотворений Апухтина.

В последние годы жизни Апухтиным были написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет уже после его смерти.

Уже его современники высоко оценили прозу Апухтина: император Александр II был в восторге от «Архива графини Д.» - после чтения, состоявшегося в доме П. Г. Ольденбургского он заявил, что её нужно тотчас опубликовать, что это лучшая сатира на великосветские нравы. Высоко оценивали прозу Апухтина Михаил Булгаков; П. С. Попов в письме Булгакову 22 октября 1939 года писал:

Я занялся Апухтиным как прозаиком, поэзия его меня не пленяет. Зато проза - остаётся неоценённой. При своей жизни А. ничего не опубликовал из прозы; зато славился чтением собственных произведений <…> Издатели пронюхали успех Апухтина <…> Но Апухтин молчал и никаких шагов к изданию не предпринимал.

- «Когда я вскоре буду умирать…» Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым. - М.: Эксмо, 2003. - 272 с. - С.227-228.

В том же письме Попов привёл устный рассказ, что Апухтин, не исполнив воли императора, считая неэтичным публикацию своих произведений, в которых изображены были (в ироническом свете) его добрые знакомые, впал в немилость. Здесь же он отметил, что предмет неудавшегося личного романа Апухтина была в то время ещё жива: ей было свыше 80 лет и она жила в Ленинграде.

Адреса

  • Санкт-Петербург:
    • 1893 год - дом Эбелинга - Миллионная улица, 26
(1893-08-29 ) (52 года) Место смерти: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Алексе́й Никола́евич Апу́хтин (15 (27) ноября ( ?), Болхов , Орловская губерния - 17 (29) августа , Санкт-Петербург) - русский поэт.

Биография

Апухтин и Пётр Чайковский

Чайковский и поэт и после окончания училища правоведения долго поддерживали тесные дружеские отношения, в том числе из-за того что оба были гомосексуалами . Пётр Ильич гостил у него в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили совместное путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворение «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы).

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому следующее стихотворение:

П. Чайковскому

Ты помнишь, как, забившись в "музыкальной",
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной...
Искусство было наш кумир,
И жизнь для нас была обвеяна мечтами.
Увы, прошли года, и с ужасом в груди
Мы сознаем, что все уже за нами,
Что холод смерти впереди.
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
Ты с бою славу взял и жадно пил
Из этой чаши ядовитой.
О, знаю, знаю я, как жестко и давно
Тебе за это мстил какой-то рок суровый
И сколько в твой венец лавровый
Колючих терний вплетено.
Но туча разошлась. Душе твоей послушны,
Воскресли звуки дней былых,
И злобы лепет малодушный
Пред ними замер и затих.
А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,
Горжусь, что угадал я искру божества
В тебе, тогда мерцавшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом.

По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель» .

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

  • «Кто идёт» (1860, не сохранился)
  • «Забыть так скоро» (1870)
  • «Он так меня любил» (1875)
  • «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
  • «День ли царит» (1880)
  • «Ночи безумные» (1886)

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные , Речи несвязные, взоры усталые… Ночи, последним огнём озарённые, Осени мёртвой цветы запоздалые! Пусть даже время рукой беспощадною Мне указало, что было в вас ложного, Все же лечу я к вам памятью жадною, В прошлом ответа ищу невозможного… Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете Звуки дневные, несносные, шумные… В тихую ночь вы мой сон отгоняете, Ночи бессонные, ночи безумные!

Творчество

Памятный знак Алексею Апухтину в г. Болхове Орловской области

См. также

Примечания

Издания

  • Сочинения, 4 изд., т. 1-2, [Биография. Очерк М. Чайковского], Спб. 1895;
  • Стихотворения. [Вступ. ст., подгот. текста, прим. Л. Афонина], Орёл, 1959;
  • Стихотворения, Л., 1961.

Литература

  • Арсеньев К. К. «Критические этюды»;
  • Венгеров С. А. «Крит.-биографический Словарь»;
  • Коробка , в «Русской мысли» (1898, № 6);
  • Скабичевский , в «Русской мысли» (1895, № 5);
  • M. Протопопов , в «Русском богатстве» (1896, № 2);
  • Бороздин , «А. Н. Апухтин» (СПб., 1895).

Ссылки

  • Апухтин Алексей стихи в Антологии русской поэзии
  • Апухтин Алексей Николаевич в Российской Литературной Сети

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 27 ноября
  • Родившиеся в 1840 году
  • Родившиеся в Болхове
  • Умершие 29 августа
  • Умершие в 1893 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Поэты России
  • Русские поэты
  • Переводчики поэзии на русский язык
  • Деятели культуры Орловской области
  • Выпускники Императорского Училища правоведения
  • Похороненные на Литераторских мостках

Wikimedia Foundation . 2010 .

Алексе́й Никола́евич Апу́хтин (15 (27) ноября 1840 (1841?), Болхов, Орловская губерния - 17 (29) августа 1893, Санкт-Петербург) - русский поэт

Биография

Родился в небогатой дворянской семье, где помимо него потом росли ещё трое сыновей Николай (1842-1878), Афиноген (1849-1908) и Владимир (1851-1927).

Апухтин в 1860

Детство прошло в родовом имении отца (Николая Федоровича) - деревне Павлодар. По мироощущению близок . Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским («Ночи безумные» и др.), А. С. Аренским («Разбитая ваза» ).

В 1859 году окончил Императорское училище правоведения, где подружился с П. И. Чайковским. В этом престижном заведении Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». В том же году, 23 апреля, умерла его мать, Мария Андреевна (1821-1859), смерть которой стала для Апухтина настоящим ударом. Её памяти поэт посвятил несколько стихотворений («Какое горе ждёт меня?» , «Ни веселья, ни сладких мечтаний» , «Ещё свежа твоя могила» ).

По окончании училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи»; в 1862 году Апухтин, Чайковский и ряд других правоведов попали в гомосексуальный скандал в ресторане «Шотан» и были «ославлены на весь город».

С 1862 года жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863-1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу.

Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. За два года до смерти Апухтин заболел также водянкой. Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь.

Алексей Николаевич скончался 17 (29) августа 1893 года в Санкт-Петербурге, был похоронен на Никольском кладбище. В 1956 году прах и памятник были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища.

Апухтин и Пётр Чайковский

Апухтин был гомосексуалом, и отчасти на этой почве у него сложились очень тесные отношения с Чайковским. В семье Чайковского считали, что именно Апухтин «развратил» Петрушу в 13-летнем возрасте (сам Апухтин к тому моменту был уже любовником классного наставника Шильдер-Шульднера). В 1862 г. Апухтин и Чайковский попали в какой-то гомосексуальный скандал в петербургском ресторане «Шотан», в результате которого они, по выражению Модеста Чайковского, «были ославлены на весь город в качестве бугров <гомосексуалистов>».

Чайковский гостил у Апухтина в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворения «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы) и «Послание» (1857). Последнее было задумано как ответ на письмо Чайковского, отправленное без обратного адреса. К Чайковскому обращено и написанное в 1856 году стихотворение «Дорóгой».

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому следующее стихотворение:

П. Чайковскому

Ты помнишь, как, забившись в «музыкальной»,
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной…
Искусство было наш кумир,
И жизнь для нас была обвеяна мечтами.
Увы, прошли года, и с ужасом в груди
Мы сознаем, что все уже за нами,
Что холод смерти впереди.
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
Ты с бою славу взял и жадно пил
Из этой чаши ядовитой.
О, знаю, знаю я, как жестко и давно
Тебе за это мстил какой-то рок суровый
И сколько в твой венец лавровый
Колючих терний вплетено.
Но туча разошлась. Душе твоей послушны,
Воскресли звуки дней былых,
И злобы лепет малодушный
Пред ними замер и затих.
А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,
Горжусь, что угадал я искру божества
В тебе, тогда мерцавшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом.

По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель» .

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:

  • «Кто идёт» (1860, не сохранился)
  • «Забыть так скоро» (1870)
  • «Он так меня любил» (1875)
  • «Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
  • «День ли царит» (1880)
  • «Ночи безумные» (1886)

Романс «Ночи безумные»

«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.

Ночи безумные, ночи бессонные ,

Речи несвязные, взоры усталые…

Ночи, последним огнём озарённые,

Осени мёртвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною

Мне указало, что было в вас ложного,

Все же лечу я к вам памятью жадною,

В прошлом ответа ищу невозможного…

Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете

Звуки дневные, несносные, шумные…

В тихую ночь вы мой сон отгоняете,

Ночи бессонные, ночи безумные!

Творчество

1854 - первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854-55 гг.).

1858 - 61 гг. стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение 7 лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 - 62 гг. публиковался в журналах демократического толка (« », «Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев .

1865 - выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой бы то ни было политической борьбы.

1872 - в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 - Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 - вышел первый сборник стихотворений Апухтина

В последние годы жизни Алексеем Николаевичем написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Из Архива графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет только после его смерти. Проза Апухтина высоко ценилась Михаилом Булгаковым.

Ознакомиться с собранием сочинений можно

Материал взят с сайта

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D1%83%D1%85%D1%82%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Апухтин Алексей Николаевич - это известный поэт, который родился 15 ноября в 1840 или 1841 году (1840 год был указан в авторитетном описании жизни Модеста Чайковского, что был приложен к "Собранию сочинений А". Подтверждением даты служит пометка "15 ноября 1857", что стоит после стихотворения "Сегодня мне минуло 17 лет". В собственноручной же автобиографической заметке, которая была прислана для "Литературного архива" автора данной статьи, Апухтиным было сообщено, что родился он именно в 1841 году. Произошло это в Орловской губернии, в Болхове, в знатном дворянском роду. Если судить по достатку и связям его отца, майора в отставке относили к среднему дворянству.

Мать баловала своего мальчика, который в поразительно раннем возрасте проявил свои таланты. Остался всеобщим баловнем будущий поэт и в правоведческом училище, куда его отдали на учёбу на период 1852 года: здесь к нему относились, как у будущей знаменитости. Принц П.Г. Ольденбургский (покровитель учебного заведения), коверкал фамилию Апухтина и говорил, что в случае лицея был Пушкин, а у них есть - Апущин. Директор училища Языков похлопотал и в 1854 году в "Русском Инвалиде" напечатали стихотворение патриотического характера 14-летнего А. "Эпаминонд", что посвящалось памяти Корнилова. Уже через год в нём же напечатали и "Подражание Арабскому". Ода, посвящённая рождению великой княжны Веры Константиновны, была представлена самому государю.

В 1859 году Апухтин с успехом закончил курс с золотой медалью, после чего поступил в департамент министерства юстиции на службу. В этом же 1859 году, что был омрачён для него смертью матери, будущий поэт в буквальном смысле вступил на поприще литературы, после того, как поместил целый ряд своих работ в "Современнике".

Службой он не занимался вовсе, параллельно с тем отдаваясь прожиганию своей жизни в кругу "золотой" молодежи аристократов. Известные работы, вроде "цыганского" романса или "Ночи безумные, ночи бессонные", что были написаны временем позже (в 1876) - это точные автобиографические отзвуки шумной и яркой молодости. К слову, яркие впечатления о таких "безумных ночах" навсегда остались дорогими воспоминаниями для поэта. Он писал: "Пусть даже время беспощадной рукой мне указало, что было ложное в вас, всё же моя память жадно стремится к вам, ища в прошлом ответы на невозможное ".

В начале 1860-ых годов Апухтин отправляется в деревню служить чиновником для особых поручений при губернаторе Орлова, и в 1864 году окончательно переезжает в Петербург. Номинально он причислился к министерству внутренних дел, и теперь вновь отдался он жизни светской и праздной, оберегая себя при этом от любого рода обязанностей и серьезных волнений. Даже к своему литературному творчеству он относился, как к забаве (это при том, что до 1880-ых годов он стал писать повести и поэмы большого объёма, а это не требовало особенного труда и усидчивости). Постепенно он стал рекомендовать себя в роли "дилетанта". Прекрасный чтец и тонкий художественный декламатор, остряк, чьи шутки и интимные эпиграммы получили широкую популярность в сферах великого света, Апухтин стал желанным гостем блестящих салонов.

На почве интересов в области литературы, он, в 1880-ых годах, значительно сблизился с князем Константином Константиновичем. Несколько раз он читал и в присутствии самого императора (Александра III). Значительную часть вечеров поэт проводил за карточной игрой, часто - в английском клубе. Весёлый образ жизни свободного холостяка, что вел Апухтин, был полностью испорчен все более скоро надвигающейся тяжелой болезнью. Уже в 1870-ом году у него наблюдалось нездоровое ожирение, что в последние лет десять жизни поэта приняло большие масштабы и, по его словам, привело к настоящему убожеству (при этом, не причиняя особенных страданий).

В конце своей жизни поэт целыми днями лежал на диване, с большим трудом выполняя даже пару движений или шагов. Угнетали поэта и затруднения с материальными средствами (он всё чаще занимал деньги у знакомых). Некая злая сила действовала на его настроение.

Умер Апухтин от водянки в день 17 августа 1893 года. Его литературную деятельность можно смело назвать своеобразной. Не глядя на то, что Некрасов и Тургенев с интересом отнеслись к помещенным в "Современнике" 1859 года десяти стихотворениям, он уже в 1860-ых годах осознал, что его поэзия, чужда общественности и приходилась «не по двору», почему и не печатался на страницах в течение 20 лет. Лишь в 1880-х годах (общественная психология пережила настоящий переворот) Апухтин почувствовал сильный прилив вдохновения, которое и выразил в своих работах.

В 1885 году он, практически неизвестный в большой публике, представляет свою поэму "Год в монастыре". Она не просто заставила буквально каждого говорить о нём, но и обеспечила популярность сразу целому собранию его стихотворений, которое появилось через год (в Петербурге в 1886 году). Успех был настолько прочным, что продолжается до настоящих дней. В 1907 году (в Петербурге) вышло седьмое издание.

Апухтин - это поэт исключительно интимных переживаний; он изначально чужой всему, что заходит за пределы исключительно личной жизни. Он всегда называл себя приверженцем и представителем "чистого искусства"; но в случае, если он буквально в течение всего века пел "ласку милой", то это случалось не из-за того, что он специально обходил иные мотивы, а лишь потому, что не интересовался иным решительно. В такой же мере, как он был чужд общественности, был он чужд и интереса к "проклятым вопросам". К слову, даже в религиозной сфере он определял свою душу, как душу, в которой нет тёплого места для веры, да и для безверия силы также отсутствуют. В своём равнодушии к злобе и вечным вопросам бытия Апухтин не видел ни проступка, ни заслуги, лишь голый факт, коим не бравирует, но и стыда от которого не испытывает.

Выгодно отличался и отличается он от иных деятелей тем, что в нем полностью отсутствует что-либо воинствующее. Он в принципе лишён мыслей о том, к какому "лагерю" примыкает. Апухтин исключительно предоставляет исход всему тому, что нашло своё пристанище в его душе. Оттого, какими бы крошечными ни были размеры подробных поэтических владений автора, он смог дать в них источники настоящей поэзии. Если вообще к кому-то из dii minores Парнаса можно применить слова Мюссэ: "Mon verre n"est pas grand, mais je bois dans mon verre", то именно это можно сделать именно к Апухтину.

Большая часть его творчества посвящается искусному описанию чувства любви у человека светского, разочарованного и меланхоличного. В подобном служении нет ни бурного стремления южанина: в крови автора "Года в монастыре" ведь течёт кровь северная, что располагает к самопожертвованию и некоторой меланхолии. Тот поэт, который изображает чувства посредством всех стихов и не нуждается в разделении эмоций.

В целом, Апухтина можно смело назвать певцом несчастной любви. При этом не происходит особенных трагедий, ведь место, где разворачиваются действия - сфера "большого света". Но, в конце концов, разбивается сердце и у светских людей - в этом моменте подобную психологию разбитого сердца и избрал своей основной специальностью автор. Не могло это не наложить определённого отпечатка грусти на весь его стихотворный сборник. В печали Апухтина нет ничего, что могло бы напомнить заправский пессимизм: грустит он не оттого, что мир устроен плохо, но и от того, что не каждому удаётся вкусить всю сладость бытия. Довольно часто меланхолическое настроение поэта - не более чем осеннее чувство, когда жить становится недолго, а молодость прекратило своё существование, уступив место однообразной старости.

Наиболее крупное произведение Апухтина - поэма "Год в монастыре". Это исключительно светская трагедия, однако, психологическая и отразившая общие настроения, так называемого, "чеховского" периода (1880-е годы) с отсутствием в нём воли и отдельных личностей. Героем является "раненный боец", который решил бежать от "вражеского стана" к большому монастырскому свету. Он выступает в качестве послушника строгого старца-аскета. Под влиянием тишины монастыря, в душе "беглеца" устанавливается приятное равновесие. Но вот начали доходить к нему новости из внешнего мира. Для него не имеет значения, что над ним до упада смеётся мир, но одно мнение узнать бы хотелось... Что говорит она? Прорвавшись однажды, воспоминания о ней вновь - главное содержание дневника-поэмы. Беглец чувствует страх, что он не в силах ни постясь, ни читая молитвы отогнать тоску и мысли о времени столь краткого, но всё же счастья. Он пишет, что забыл всё, простил, но лишь любовь горит негасимым пламенем. Позволь подышать с тобой одним воздухом!" В то время как назначена дата пострижения, всего за несколько часов до этого обряда герою приходят те самые пять строк всего: поскольку она меня зовёт, то этого достаточно, чтобы все пустилось насмарку. "Да, я безумец, и ждёт меня позор. Не в моих силах думать о решении: ей нужна моя жизнь и размышления не имеют места быть". И "бежит" он вновь, однако по-другому: "... мне дорого каждое мгновение. Она меня зовёт - скорее в путь! "- поэма привлекательна в своей простоте и лишена искусственности, она даёт представление о самых хороших сторонах таланта Апухина. Отмечен плавный и изящный стих своей истинной красотой - северной, анемичной, что своему северному населению более родная, нежели южная яркость и пестрота.

Благодаря поэме можно получить и исчерпывающее представление о тех поэтических приёмах, что использует автор: зависимость от некоторой изысканности, но в то же время изысканности естественной и не принужденной. Несмотря на необычайный сюжет, у автора ни разу нельзя было заметить образа крайне напыщенного в сравнении или высокопарного. Именно потому удалось ему не только закончить поэму с долей исключительной своеобразности, но и дать подобным концом необходимый материал для обобщённой характеристики дряблости той психологии, что существовала в 1880-х годах. Невозможно придумать такой конец, ведь его может лишь подсказать живая действительность. Следовало полностью отрешиться от любого рода погони за мишурой и блестками, для того, чтобы разрушить настроение души человека с идеальным складом натуры "подвигом" подобного странного рода.

Лишь правдивость дала Апухину подсказку, что лишь на такой подвиг способен человек, коим является автор поэмы-дневника. Характеристика поэта, к слову, как певца в общем любви, так и в частности безответной, не определяется исключительно содержанием его работ, пусть и самые крупные из них таковы. Так, образец своей сжатости - поэма "С курьерским поездом". При этом в ней заключено меланхолическое повествование о том, как два влюблённых человека, которым не удалось соединить судьбу в виду обстоятельств в молодом возрасте, получают эту возможность спустя двадцать лет... И во время свидания чувствуют, что те эмоции, что были воспеты в поэзии прошлого, испарились и лучше им было не встречаться вовсе. "Письмо", составленное педантом к "Году в монастыре", также имеет предметом преданность рабскую к любимому существу, без любого намёка на взаимность со стороны. "Старая цыганка" - трактат о любовных чарах. Небольшие же пьесы из сборника Апухина принадлежат, скорее, к стихотворениям, в особенности так полюбившимся композиторам романсов.

В редкие же минуты светского автора "Года в монастыре" привлекают и иные интересы. В такие минуты он занят написанием пьес, вроде "Недостроенного памятника" (1871 год), где прославляет Екатерину за то, что она, отдаваясь сердечным порывам, не забывала и интересов государства. Определённое время это стихотворение пользовалось огромным интересом среди чтецов и актёров, нравилось массовой публике. Причина в том, что в то время творение содержало в себе некоторое пикантное затрагивание интимных тем. Менее торжественными вещами, тем более интимными, являются стихи патриотического характера, как, например "5 октября 1885 года".

Есть у Апухина и не менее хорошие вещи не интимного характера. Так, по своей тематике, прекрасное стихотворение "В убогом рубище, недвижна и мертва", словно напоминает Некрасова. Творение спасло то, что оно ничего общего не имело с основным (гражданским) мотивом пьесы, где была проведена параллель между обнаруженной в поле мертвой женщиной и той обстановкой, где она и повстречала свою смерть: день был чудесен и вешен, по кочкам зеленели молодые травы, да и дети бегали, радовались жизни поющие жаворонки...

Из стихотворений преимущественно элегического характера, стоит обратить свой взор на неповторимые по красоте октавы "Венеции". Здесь сказалось то, что меланхолическое настроение автора получило основу не на почву философии, не на разочарованиях общества и духовных разочарованиях, а в исключении своём на основе как личной, так и на физиологии постепенно стареющего тела. При всей красоте написания, всё же оставляет сильное впечатление пьеса большого размера под названием: "Из бумаг прокурора" (исповедь самоубийцы из великого света).

Что касается работы "Перед операцией", то она написана с традиционной для Апухина простотой, что так сильно напоминает манеру письма Коппе. Из юмористических пьес поэта стоит отметить забавную: "Кумушкам". Его проза не имеет ровного достоинство. Чувство недоумения у большинства читателей вызывает рассказ из жанра фантастики «Между смертью и жизнь». Здесь можно встретить вялое начало огромных размеров, при этом повесть не закончена и не имеет названия, занимает третью часть тома, где уместилось небольшое наследство всего, что написал автор за свою жизнь. К слову, этот рассказ можно смело отнести к наивному спиритизму, нежели к фантастике, мистике.

С большим интересом можно прочесть "Дневник Павлика Дольского" или "Архив графини Д***" (повесть в письмах). По некоторым упоминаниям об Апухине, в "Дневнике Павлика Дольского" большая доля - автобиографическая. Не указывается что именно, но с точки зрения литературной и автобиографической (поскольку "Дневник" и "Архив" - выражения основного настроения Апухтина и его центральных типов), как одна, так и другая повести являются автобиографичными. Перед нами общая психология писателя: неопределенный пожилой человек в томлении, который не боится надвигающейся старости, который бесстрастной любовью проявляет свои чувства (при этом не требует взаимности) он - безвольный и покорный сердечной владычице, тот, кто исполняет все сделанные ему приказания.

Как в "Дневнике", так и в "Архиве" в особенности, очень много описаний; время от времени зло и с большой меткостью изображаются разные грешки человечества, в преимуществе любовные. Важно заметить: не грехи, а именно грешки: Апухтин никогда не относился с серьёзностью к тому, чтобы на полном серьёзе обличать родную себе среду. В целом, он представляет собой тот редкий в истории русской литературы талант, который сочетает в себе не просто писательское мастерство, но и проникновенную великосветскость. Так или иначе, самые известные писатели тесно связаны с этим самым великим светом. Конечно, не всеми руководило, так называемое, «лермонтовское» желание кинуть «пустому сборищу железный стих, что облит горестью и злобой»; но практически все находятся выше этого сборища, пустоты. Про Апухтина так сказать невозможно, ведь он, по складу своей души, ни на сколько не становился выше уровня простой светской психологии.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Апухтина Алексея Николаевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.