Армянское происхождение чеченцев. Чеченцы — храбрая и выносливая нация

С давних времен чеченцы проживают на территории Центрального и Северо-Восточного Кавказа. Территория Чеченской республика составляет 17200 кв.км. Население Чечни свыше миллиона человек. По предположениям исследователей, примерно полтора миллиона чеченцев проживает по всему миру. Из них большая часть проживает в Российской Федерации. Историки называют чеченскую нацию «корневой частью Кавказской расы» Это самый многочисленный из .


Нахчой — чеченский народ

Предки современных чеченцев появились в 18 веке в результате отслоения от нескольких древних родов. В источниках встречается название народа – нахчой (т.е. люди, говорящие на языке «нохчи»). Пращуры чеченцев прошли через Аргунское ущелье и поселились на территории нынешней республики. Основной язык – чеченский , присутствуют диалектные группы(итумкалинские, аккинские, мелхинские, галанчожские и другие). Достаточно распространен на территории республики и русский язык. Чеченцы исповедают мусульманскую веру.

На мифологию народное творчество оказали влияние другие древние цивилизации. На Кавказе пересекались пути многих кочевых племен и народов и Азии, Средиземноморья и Европы. Трагические страницы в чеченской истории нанесли огромный урон духовной культуре. В период запрета народных танцев и музыки, проведения национальных обрядов творческие порывы чеченцев были скованы страхами попасть в политическую опалу. Однако, никакие ограничения и запреты не смогли сломить и задушить чеченскую самобытность.

Традиции чеченцев

Гостеприимство

Гостеприимство у чеченцев возведено в ранг священного долга каждого гражданина. Эта традиция имеет исторические корни. Проход по гористой местности нелегок, в любой момент обессилевший путник мог надеяться на помощь со стороны. В чеченском доме всегда накормят, обогреют и предоставят ночлег безвозмездно. Хозяин дома мог подарить гостю что-либо из предметов домашнего интерьера в знак уважения. В благодарность путники одаривали детей хозяина гостинцами. Такое радушное отношение к гостю сохранилось и в наше время.

С особым почтением на Кавказе относятся к матери: ее уважают, стараются во все помогать и прислушиваться к ее советам. Мужчины обычно встают, когда в помещение входит женщина.

С особым трепетом мужчины берегут свою папаху . В ней выражался символ мужской чести и достоинства. Считается крайне унизительным, если посторонний дотрагивается до папахи. Такое поведение незнакомца может спровоцировать скандал.

Горское воспитание

Младшие члены семьи ведут себя скромно, не вмешиваются в разговоры и дела старших. Чтобы вступить в разговор, нужно спросить разрешения. До сих пор в обсуждении какого-либо вопроса вы можете услышать, как чеченец произносит фразу: «Можно мне сказать…», словно прося дать разрешение на вступление в беседу. Такое автоматическое поведение – показатель стойкого и сурового воспитания испокон веков. Излишняя ласка, забота о малых детях и беспокойство, связанное с капризами ребенка на людях не одобрялись. Если по какой-то причине ребенок расплакался, то его отводили в другую комнату, где он успокаивался. Плач, шалости детей не должны отвлекать взрослых от важных дел и разговоров.

В старину не принято было оставлять у себя в доме найденные чужие вещи. При свидетелях вещь отдавали сельскому мулле, чтобы он нашел хозяина. В современном чеченском обществе тоже считается дурным тоном забирать хоть и найденную, но чужую вещь.

В чеченском доме

Кухня

Одно из почитаемых лакомств – это жижиг галныш , несложное, но вкусное блюдо. В мясном бульоне отвариваются пшеничные или кукурузные галушки. Кулинарные хлопоты — это женские заботы, за исключением поминальных блюд, которые готовят на похороны.

Свадебные традиции

Выходя замуж, женщина принимала семью мужа с особым уважением и относилась к ним с заботой почтением. Молодая жена скромна, тиха, нелюбопытна. Без особой надобности женщине не стоило затевать разговор со старшими родственниками. На чеченской свадьбе есть даже забавный ритуал «развязывания языка невесте». Будущий свёкр шутками и ухищрениями пытается разговорить молодую сноху, но она четко держится народных правил и молчит. Только после одаривания гостями девушке можно было разговаривать.

До свадьбы молодые чеченки могут общаться с женихами только в людных общественных местах. На свидание всегда первым приходит парень и только потом девушка. Девичья честь – гордость жениха и предмет защиты молодым чеченцем, в котором кипит горячая кавказская кровь.


Однако происхождение чеченцев продолжает вызывать дискуссии, хотя и указываем на то, что они коренные жители Кавказа вот уже две тысячи лет. Но этот вопрос встает сам собой даже по Бацбийцам, говорящим о том, что они фяппи из Вабуа, а где это Вабуа… В устных преданиях всех вайнахов говорится, что их предки откуда-то пришли из-за гор и далее расселились из района Галанчож . Такова история чеченского народа в устной традиции чеченцев.

Надо обратить внимание на то, как довольно разнятся рассказы в разных чеченских сообществах, и это притом, что сказания в Чечне принято передавать без малейших изменений. Видимо, у отдельных сообществ действительно были разные пути предков, т.е. шли они из разных мест, но все на собирание в район Галанчож. Являясь потомками Ариев, чеченцы действительно потомки пришельцев, как и сами арии, ветви которых пришли в регион Армянского нагорья и принесли аборигенам более высокую культуру своей цивилизации. В диалектах армянского языка слово arii означает придти, а hajr как отец и Hajrarat как страна отцов.

Много воды утекло после Великого Потопа, а в этом мире утвердилось римское (перевернутое) право и властители, которые все чохом уничтожали всякое упоминание о цивилизации Ариев и их особенном народном управлении, вместо которого и установилось господство новых пришельцев с захватническим менталитетом, с более низкой культурой и уродливой формой власти меньшинства с целым арсеналом подавления и подчинения.

Лишь вайнахи, видимо, благодаря военному укладу и неукоснительному следованию законам предков, смогли сохранить до 19 века нравственные нормы и верования Ариев и доставшуюся им от предков форму общественного устройства с народным правлением .

В своих предыдущих работах автор первым указал на то, что суть чеченского конфликта состоит в столкновении двух разных идеологий общественного управления и в особой кремниевитости чеченцев, никак не подчиняющихся окончательно при любых потерях.

В доставшейся чеченскому народу этой неравной и жестокой схватке и сами чеченцы изменились и очень много потеряли за последние три века из того, что берегли в течение тысячелетий их предки.

Сасены оставили свой след не только на Севере Кавказа . Династия Сасинидов в Иране, отстраняя от власти «новых пришельцев», восстанавливала Арийские нормы нравственности и религию зороастризма (Зеро - нуль, начало отсчета, астра - звезда, т.е. звездное начало). В Великой Армении потомки Давида Сасунского храбро сражались и с войсками халифата в 8-9 веках, и регулярной турецкой армией и бандами курдов в 19-20 веках. В составе русских корпусов чеченские отряды Таймиева (1829 г.) и Чермоевых (1877 и 1914 гг.) трижды штурмовали армянский город Эрзрум, освобождая его от турков.

Одно из видоизмененных названий чеченцев - Шашены, на Карабахском диалекте армянского языка звучит как "особенные до сумасбродства и храбрые до сумасшествия". А название Цацане и так ясно указывает на особенность чеченцев.

Чеченцы-нохчи считают (видимо, по зову крови) Нахчеван названным их предками как поселение нохчи, хотя армяне понимают это название как красивое село. Стройные, белые, голубоглазые воины на конях посреди смуглых и малорослых крестьян были действительно красивы.

Есть следы нохчи и в юго-восточной Армении в районе Хоя (в Иране) и акки в западной Армении в междуречье Большого и Малого Заба южнее Эрзрума. Следует отметить, что чеченский народ и по составляющим его сообществам вайнахов неоднороден и включает десяток отдельных ветвей, с разными диалектами.

При изучении чеченского общества представляется, что имеешь дело с потомками последних защитников крепости, собравшихся в цитадели из разных мест. Перемещаясь в силу разных причин, пра-предки чеченцев не уходили далее, чем на тысячу км от горы Арарат, т.е. они практически оставались в пределах региона.

И пришли пра-предки вайнахов из разных мест - одни быстро и с большими потерями, а другие постепенно и более сохранно, например, как нохчи из Митанни . Пусть по тем (более трех тысяч лет назад) временам был долгий и растянулся на десятки и сотни лет. По пути оставляли они основываемые ими поселения, и часть из их них уходила дальше, двигаясь на север по необъяснимой ныне нами причине, а остававшиеся сливались с местным населением.

Найти следы предков чеченцев сложно потому, что они действительно шли не из одного места. В прошлом поисков не было, сами чеченцы довольствовались устным пересказом о пути предков , но с исламизацией не осталось и вайнахских сказителей.

Нынче же поиски следов пра-предков вайнахов и археологические раскопки надо вести на территории аж 8 государств по периоду конца второго тысячелетия до н.э.

Приход бывших арийских стражников отдельными отрядами с семьями и хозяйством в район Галанчож положил начало чеченским тукхумам и тайпам (тай - доля). Основные тайпы до сих пор различают свои участки (долю) на земле Галанчож, так как она тогда вначале была поделена пра-предками тысячи лет назад.

Гала у многих народов означает придти, т.е. Галанчож может означать место прибытия или расселения из него,что соответствует действительности и так, и этак.

И название пра-предков чеченцев (сасены) и нынешнее название их потомков (чеченцы), и вся их история - особенные. Развитие чеченского общества отличалось многими особенностями и во многом не имеет аналогов.

Чеченцы оказались от предков весьма тугоплавкими и трудноизменяемые, и в течение многих веков сохраняли свои язык и образ жизни, и общественное устройство своих вольных сообществ, управляемых советами, без допущении наследственной власти . Легендарный Турпал Нохчо , справившийся с быком, запрягший его и научивший нохчи пахоте, поборол зло и завещал содержать озеро, от которого расселились нохчи, в чистоте, т.е. держать чистыми полученные от предков устои, язык, законы и верования (не загрязняя их чуждыми нравами). Пока заповеди Турпала соблюдались, чеченцам сопутствовала в истории удача.

Древнейшим народом мира, жителями Кавказа, считаются чеченцы. По мнению археологов, на рассвете человеческой цивилизации Кавказ был очагом, в котором зарождалась культура человека.

Те, кого мы привыкли называть чеченцами, появились в XVIII веке на Северном Кавказе из-за отделения нескольких древних родов. Они прошли через Аргунское ущелье по Главному хребту Кавказа и поселились на гористой части современной республики.

Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями.

Культура и быт чеченского народа

С III века Кавказ был местом, где пересекались пути цивилизаций земледельцев и кочевников, соприкасались культуры разных древних цивилизаций Европы, Азии и Средиземноморья. Это отразилось в мифологии, устном народном творчестве и культуре.

К сожалению, запись народного эпоса чеченцев началась достаточно поздно. Виной тому вооруженные конфликты, которые потрясали эту страну. В результате огромные пласты народного творчества - языческой мифологии, нартского эпоса - были безвозвратно утеряны. Творческую энергию народа поглотила война.

Печальную лепту внесла политика, проводимая предводителем кавказских горцев - имамом Шамилем. Он увидел в демократической, народной культуре угрозу своему правлению. За более чем 25-летнее его пребывания у власти в Чечне были запрещены: народная музыка и танцы, художество, мифология, соблюдение национальных обрядов, традиций. Разрешены были только религиозные песнопения. Все это отрицательно сказалось на творчестве и культуре народа. Но чеченскую самобытность нельзя убить.

Традиции и обычаи чеченского народа

Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.

Правила гостеприимства

Корни этой доброй традиции берут свое начало в глубине веков. Большинство семей жили в сложных, труднопроходимых местах. Они всегда предоставляли путнику кров и пищу. Нуждается человек, знакомый или нет - он получал это без лишних расспросов. Это заведено во всех семьях. Тема гостеприимства проходит красной линией во всем народном эпосе.

Обычай, связанный с гостем. Если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить.

И еще о гостеприимстве. При гостях хозяин занимает положение ближе к двери, говоря, что важным здесь является гость.

Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично.

Если зашел сосед или родственник, пусть и дальний, то обслуживать их будут юноши и младшие члены семьи. Женщины не должны показываться гостям.

Мужчина и женщина

У многих может сложиться мнение, что в Чечне ущемлены права женщин. Но это не так - мать, вырастившая достойного сына, обладает равным голосом в принятии решений.

Когда женщина заходит в помещение - мужчины, находящиеся там, встают.

Особые церемонии и приличия должны выполняться к приехавшей гостье.

Когда идут рядом мужчина и женщина, женщина должна отставать на шаг. Мужчина обязан принять первым опасность.

Жена молодого мужа сначала кормит его родителей, а уж потом мужа.

Если между парнем и девушкой имеется родство, пусть даже очень дальнее, связь между ними не одобряется, но и грубым нарушением традиции это не является.

Семья

Если сын потянулся к сигарете и отец узнает об этом, он должен через мать сделать внушение о вреде и недопустимости этого, и сам должен немедленно расстаться с этой привычкой.

При ссоре или драке между детьми родители сначала должны отругать своего ребенка, а уж потом разбираться, кто прав, кто виноват.

Тяжкое оскорбление для мужчины, если кто-то прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдно полученной пощечине.

Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом он обязан вежливо и почтительно поздороваться.

Крайне бестактно перебивать старшего или затевать без его просьбы или разрешения разговор.

Самоназвание чеченцев с древнейших времён по сию пору является Нохчи-Нахчи , буквальный перевод означает «Ноев-народ » .

Нохчи-Чеченцы считают Ноя - своим отцом и пророком.

Нахчматяне в переводе означает «страна народа Ноя » , а также «Ноев язычный народ» . Арабы чеченцев с глубин историй и по сей день называют "шийшан ", что в переводе означает "образцовые ". Отсюда пошло русское название Ноева народа - Чеченцы. Грузины же, с незапамятных времён чеченцев называют "дзурдзуками ", что на грузинском означает "праведные ".


Чеченцы ислам приняли еще при жизни пророка Мухаммеда. Большая чеченскaя делeгация посетившая в Мекке пророка лично пророком была посвящена в суть Ислама , после чего в Мекке посланцы чеченского народа приняли Ислам. На обратном пути чеченская делегация считая, о том что не подобает носить подарок пророка на ногах, в честь пророка Мухамеда из каракуль подаренных пророком в дорогу для изготовления обуви, сшила папахи, до сих пор хорошо сохранившийся и являющийся основным национальным головным убором (Чеченская папаха). По возвращению делегации в Чечению, без всякого принуждения чеченцы приняли Ислам, осознавая то, что Ислам - это не только "Магометанство", ведущее свое начало от пророка Мухаммеда, а эта изначальная вера монотеизма, совершившая духовную революцию в сознании людей и проложившая чёткую грань между языческой дикостью и истинной образованной верой.

Не малой причиной, что чеченцы с лёгкостью добровольно приняли Ислам, явилось и то обстоятельство, что традиции и обычаи чеченцев в отличии от других народов мира, в ту пору как и сегодня почти полностью сходны с Исламом. Эти традиции и язык чеченцы унаследовали от самого Ноя, которого считают своим отцом, в последствии от Авраама, пронесли сквозь глубину веков и сумели сохранить их в первозданном виде.

Значит законы Нохчи берут начало из одного источника с Исламом. Этот источник Архангел-Гавриил (Джабраил), который по велению Всевышнего ниспосылал пророкам его Божественные законы. Библия прямо говорит о том, что древнее население шумер, пришло с Кавказа и эти пересeленцы были потомками Ноя. От них распрoстранились народы по земле после потопа. На всей земле был один язык и одно наречие.

Известный историк лингвист Иосиф Карст констатирует, что чеченцы, резко отделяются от других горских народов Кавказа своим происхождением и языком, являются остатком некого великого древнего народа , чьи следы улавливаются во многих районах Ближнего Востока, в плоть до границ Египта. И. Карст в другой своей работе назвал чеченский язык северным отпрыском праязыка считая и язык чеченцев, как и самих чеченцев остатком древнейшего первичного народа.

Георг Фридрих Гегель "Философия духа" :

Самый совершенный тип, как уже сказано, арийский или кавказский, один он имеет свою историю и один он заслуживает нашего внимания, когда мы изучаем духовную историю человечества. Из того следует, что он никогда не может быть варваром, погруженным в невежество, и с самого начала, вероятно, имел познания даже выше тех, которыми так гордится теперь.

Один из величайших немецких ученных Иоган Фридрих Блюбенбах белую (арийскую, европейскую) расу Кавказской. Многие известные ученные отмечают, хурритский язык и его потомок-современный чеченский имеют такую же древность как и Кавкасионский антропологический тип, отражающий облик самых первых европеидов-краманьонцев. В цивилизованном Западном мире и в других районах земли, белую расу называют "Кавкасоиды ". В исторической науке и в древнегрузинских летописях из всех кавказских народов только чеченцев называют "Кафкасионами". Древнегрузинские летописцы определяют родоначальником чеченцев "Кавказос" и относят его к пророку Ной (четвёртое колена Ноя).

Вспомним цитату А. Гитлера о чеченцах. Воспринимая научные труды Г. Горбигера , К. Гаусгоффера и других ученных-из Азии, А. Гитлер писал: "Там На Востоке, сохранился след древней германизации Северного Кавказа; Чеченцы - арийское племя ". Наука определяет потомство Ноя современное человечество термином, кроманьонцы. Антропологи свидетельствуют, что кроманьонцы (или, по библии потомство Ноя) сохранили свой первоначальный физический облик именно в хурритах и в их потомках-чеченцах.

В частности, известный Чарльз Уильям Рекхертон в одной из своих научных работ пишет:

После сокрушения Франции в 1812-1814 гг. нанеся поражение также могущественной Османской империи в 1829 году, Россия принялась за кавказцев. Среди них чеченцы оказали самое яростное сопротивление. Они были готовы погибнуть, но не расставаться со свободой. Это святое чувство основа чеченского этнического характера и по сию пору. Мы теперь знаем, что их предки были причастны к становлению человеческой цивилизации в первичном её очаге на Ближнем Востоке. Хурриты, Миттани и Урарту - вот кто числится в источниках чеченской культуры.

Древние народы Евразийских степей, очевидно, также включили их предков, потому, что остались следы родства этих языков. Например, с этрусками, а также со славянами. Традиционное мировоззрение чеченцев обнаруживает исконный монотеизм, мысль о едином боге. Система объeдененных самоуправляющихся тейпов столетия назад выработала единый орган Совет страны. Он выполнял функции единого военного командования, формировал общественные отношения, нес государственные функции. Единственно, чего ему не хватало для ранга государства, так это паницентарной системы, включающей тюрьмы.

Итак, чеченский народ жил веками со своим государством. К эпохе появления на Кавказе России чеченцы завершили своё антифеодальное движение. Но они оставили функции государства как способа человеческого общежития и самообороны. Именно этой нации удалось в прошлом осуществить уникальный мировой эксперимент по достижению демократического общества.


Этнолог Ян Чеснов , отмечает:
Чеченская нация является этнической корневой частью Кавказской расы, одной из древнейших источников человеческой цивилизации, первоосновой духовности, прошла через хурритскую, миттанскую, урартскую культуры и выстрадала свою историю и право на достойную жизнь, стала образцом жизнистойкости и демократии.

Древние армяне первыми связали этноним "Нохчи", современное самоназвание чеченцев, с именeм пророка Ноя, как отмечено выше, буквальный смысл которого означает Ноев-народ.

Еще в 1913 году в Тифлисе в канцелярии наместника Его императорского величества на Кавказе вышла книга, Константина Михайловича Туманова с названием "О доисторическом языке Закавказья ". Автор, приводя в доказательство огромное количество топонимов (названий гор, рек, хребтов, ущелий, поселений и других географических объектов), а также данных из исторических трудов древних авторов, летописей, преданий, археологических и прочих материалов, приходит к однозначному выводу о том, что предки чеченцев были самым первым населением на территории всего Закавказья и южнее в плоть до Африканского континента.

Своё происхождение хурритские племена ведут из Закавказья, из мест которые в настоящее время называются армянским нагорьем. Но предки армян, (Хайев) появились здесь с Балканского полуострова значительно позже Хурритов и проживали в долине Хайаса. После распада Урарту, на севере её бывших территории, предками чеченцев было создано государство Нахчерия , которое включало в себя нынешнюю территорию Южного Кавказа, а также города Эрибун (современный Ереван) и город Нахичевань. Нахичевань, название которого древне армянские летописи, также связывают с именем Ноя.

Восточные историки средневековья оставили сведения, что город Нахичевань был основан в 1539 г. до нашей эры, то есть основан 3,5 тысяч лет назад и является одним из древнейших городов на земле . Известно, что задолго до новой эры в этом городе чеканилась своя манета с надписью "Нахч".

Нахичевань в переводе на русский звучит буквально - город чеченцев, надпись на манете "Нахч" соответственно, как - чеченец. Нахчерия в переводе с чеченского языка означает - Чечения. Эрибун древнее название Еревана, переводится исключительно на чеченский язык - в долине изба, дом, хижина.

Известный исследователь В.П. Алексеев в своих изысканиях подтверждает, что xуррито-урарты представляют собой не только физических но и языковых предков чеченцев.

В последнем издании материалов по истории СССР также отмечается о том, что (урартский как и xурритский) принадлежит к особой языковой семье, наиболее близким к ним является современный чеченский язык.

М.Л. Хачикян, Мар.Н.Я. в своих научных трудах отмечают о том, что Древней Передней Азии, начиная с середины 3-го тысячелетия до нашей эры, до-конца 1-го тысячелетия д.н.эры xурриты были тем народом, культурное влияние которых на остальные народы данного региона в плоть до Египта и Северного Средиземноморья, было доминирующим.

Культурное влияние предков чеченцев (урарто-хурритов) на европейские народы неограничевалось данными языка. Такие мировые произведения литературы и фольклeра, как "Миф о сотворении мира ", "Миф о Пигмалионе ", "Миф о Прометее " и другие по мнению большинства ученных возникли впeрвые у древних народов Месопoтамии, ныне представленных на Кавказе в Чечении. Именно сдесь в Месопотамии и в частности в Хурритии, в государстве Урарту зародилась школа и университет, где обучали различным наукам, письму, счету, геометрии, алгебре. Были найдены клинописные таблички, свидетельствующие о знаниях древних хурритов в этих научных областях. В одной из них доказывается теорема о подобии прямоугольных треугольников, которую приписывают греческому ученному Евклиду. Историкам стало известно, что в Шадумуме (Урарту) её приняли за 17 веков до Евклида . Обнаружены также математические таблицы, с помощью которых хурриты умножали, извлекали квадратные корни, возводили различные степени, выполняли деление и вычисляли проценты (Садаев Д.Ч. история др. Ассирии, стр.177).

Таким образом, Месопотамия с её народами хурритами, шумерами и другими явилась по сути древней колыбелью человеческой цивилизации, здесь зародились почти все атрибуты европейской цивилизации - и письменность, и наука, и литература, и искусство и многое другое. Публикации 30-х годов немецкого ученного И.Карста , на известных ученых, лингвистов говорится о том, что факт этнического родства чеченцев с древними хуррито-урартами основательно доказан.

Специалисты свидетельствуют, что хурритская цивилизация является прямой наследницей самой первой на нашей планете Шумеро-Аккадской цивилизации, и то, что шумеры более древние предки чеченцев нежели хурриты, физическое, языковое, генетическое и этническое родство которых с современными чеченцами также полностью доказано.

Чеченцы-хурриты, более чем тысячи лет раньше Египта и Китая, создали древнейшие, высокоразвитые цивилизации, которые в свою очередь оказали основополагающее значение, на возникновение и развитие цивилизации Египта и Китая. В своём развитии чечено-хурритские цивилизации охватили обширные территории Северного и Южного Кавказа, Передней Азии, Ближнего Востока, Месопотамии, в плодь до границ Египта. В частности, на территории древнего государства Нахчматьян - (колыбель первых потомков пророка и отца чеченцев Ноя) - современная Чечения, а также Азербайджана, Армении, Грузии, Ирана, Ирака, Турции, Сирии, Иордании, Палестины (Ханаана), Ливана, Израиля и Кипра.

Примечательно, что древние названия современного Кипра "Алаше", "Алашье", переводится, исключительно на чеченский язык: алаше-хранимая, охраняемая, Алашье-хранить, охранять.

Общеизвестно, после распада Трои этруски заселили острова Сардиния и Кипр. На этих островах прочеченцы - этруски оставили немало следов, название городов, сёл и топонимия. Древнее название острова Кипр <<Алаше - алашье>> могло произойти с момента заселения Кипра прочеченцами этрусками. Как известно, этруски после победы по своей наивности потерявшие Трою, при заселении Кипра могли дать название <<Алаше - Алашие>> которое звучит как призыв - наставление хранить, охранять, новое место своего обитания.

Первое название итальянского острова Сардиния, которые этруски назвали Сардегна, также читается на чеченском языке. Если внимательно просмотреть политическую карту острова Сардиния - Сардегна, то на острове до сих пор существуют города основанные этрусками, название которых переводится исключительно на чеченский язык, это современный город Cugliere (буквальный пер.с чеченского - место рукопожатия. Кюг - рука, ли - дать, пожать. Эре, аре - место, пространство, равнина, долина). Современный город Cagliare на южном побережье острова.

Географическое положение расположения города, на самом деле изогнутая местность, которое переводится с чеченского языка: кагли - согнутое, сломанное. Аре - пространство, равнина, долина. Стоит отметить, о том, что этруский язык преимущественно читается на аккинском диалекте современного чеченского языка. Чеченский язык состоит из десяти диалектов. Прочеченцы - хурриты, начиная с 3-тысячилетия до н.э в плодь до начала новой эры создали десятки цветущих государств.

  1. Важнейшими из которых были:
  2. Шумерия,
  3. Шушшара,
  4. Миттания -(Нахарина)
  5. Алзи - (Арацани),
  6. Карахар,
  7. Аррапха,
  8. Урарту - (Наири),
  9. Троя - (Таруиша) - (Священный Лион),
  10. Нахчерия и др.
История Италии, населённой в 10 в до н.э разными племенами (легурами, этрусками, сиконами и др.) началась с цивилизации Этруссков. (Страны мира стр.228 Энциклопедический справочник Русич, 2001.)

Именно чеченские племена хурриты-этруски, принесли древнему Риму и Греции, письменную, художественную, ремесленную культуру, военное дело, вооружение (шлемы с гребнями, получившие впоследствии название "аттических", набедренные повязки, укреплённые бронзовыми полосами и т.д.) и вид храмов с колоннами - древнейший храм подобного типа был построен впервые в хуррито - урартском религиозном центре - городе Ардини (ср. чеч. аьрдa, эрда - "храм", "священный", "божественный").

Кстати, одно из названий "священной" Трои - Ардей. Более подробно обо всем этом можно узнать из книг академика Б. Б. Пиотровского "Ванское царство (Урарту) " и "Искусство Урарту (VIII-VI вв. до н. э.) ".

Едва ли найдётся образованный человек, который не читал бы об этом древнем городе, чье название в "Илиаде" и "Одиссее" обессмертил Гомер. "Крепкостенный", "пышнозастроенный", "широкоулочный" - вот лишь немногие из эпитетов, которыми Гомер наделил этот город. Известно, что полчища не менее десяти греческих государств, 10 лет безуспешно осаждали Трою и уже решили вернуться на родину, царь Итаки, "хитроумный Одиссей", придумал трюк с деревянным конём, внутри которого были спрятаны греческие воины. Троянцы по своей наивности, присущей чеченцам во все времена , втащили этот злополучный "дар" через стены в город. Защитники города, поверившие на конец окончанию войны, крепко спали, а в это время, ночью спрятанные внутри коня воины вышли наружу, перебили спящую стражу, открыли ворота и "священный Илион" пал, захваченный врасплох свирепыми врагами.

Прочеченцы-этруски переселились из Малой Азии в Италию не сразу после падения Трои. До этого они доставили немало хлопот Египту, которому пришлось вести ожесточённые войны с "народами моря", среди которых древние египтяне первым упоминают народ "таршиш". После этих войн, примерно с 1200 г. до н.э. этруски обнаруживаются на острове Сардиния (этрусские цари назывались сардами; точно так же как тронные имена урартских царей - Сардури).

Между 800 и 700 гг. до н. э. чечено-хурритское племя этруски заселив Италию, положили начало великой славе Римлян и Италии, и строят там первые свои 12 городов, в.т.ч и столицу Рим. Построили в Риме целый ряд великих архитектурных памятников (Большой цирк, Храм Весты и др.).

С этих пор они становятся великим народом воинов, торговцев и мореходов. Какое-то время военный флот прочеченцы-этрусков контролировал все Средиземное море и их колонии доходили до Атлантического океана (самый западный город, основанный этрусками в Испании, носил название Тарсис, или Таршиш. Римляне никогда не скрывали, что своей культурой, письменностью, гражданским устройством, военным делом и многим другим они обязаны xурритам-этрускам . Во многие европейские языки (через латинское посредство) попали такие чечено-этрусские слова как арена (этр. арн, хуррит.-урарт. айре, чеченскoe аре - "простор", "ровное место"); мэр (лат. мар, этр. мари, хурр.-ур. мари, чеченск. мар-"знатный, свободный человек", "мужчина" - см. ещё чеченск. маршо - "свобода", "независимость"); Сатурн (этр. сатре-"неблагоприятное божество", хурр.-ур. сидарни - "заклятие, проклятие", чеченск. сардам - "проклятие") и т. д. В научной работе В. В. Иванова приводится еще немало примеров таких заимствований.

Хурриты изобрели боевую колесницу, aстраномическую обсерваторию. По свидетельству ученных именно хурриты в Северной Сирии в первые в мире стали делать посуду из цветного стекла.

Хурриты в Урарту построили первые в мире дороги с твердым покрытием, образовали первую бухгалтерию, и многое другое. Следует отметить о том, что oслепительная царица Египта Неффертити считавшаяся до недавнего времени гречанкой, как утверждают историки, является, этнической хурриткой-дочерью хурритского царя Туршратты (конец 15 века д.н.эры). Настоящее имя красавицы было Тадухепа .

Основными причинами распада чечено-хурритских государств послужили:

  1. Вековые войны с Ассирией, Египтом и кочевыми племенами.
  2. Засeлье семитскими, бедуинскими и другими кочевыми племенами, цветущих хурритских городов, в результате него хурриты в численности оказались десятки раз меньше.
Подавляющая часть хурритов с целью сохранится как нация, стала, переселяться в разные регионы, однако часть хурритов так и не избежала ассимиляции. Кровь ассимилированной части чеченцев (хурритов) течет в жилах всё тех же народов Азербайджана, Армении, Грузии, Ирана, Ирака, Турции, Сирии, Иордании, Палестины (Ханаана), Ливана, Израиля и Кипра.

После распада хурритских государств часть чечено-хурритскиx племён, вскоре образовали на территории Южного Кавказа государство - Кавказская Албания (Агвания, Алвания). Вновь созданное государство просуществовало с 4 века д.н.эры до 7 века н.эры. Но Албания оказалась втянута в вековые войны с Римом и другими крупными империями, после распада которой на её землях чечено-хурриткские племена образовали малые государства в т.ч. Цанарское , Ганахское и Дзурдзукетия . Также переселились на территорию своей этнической родины современной Чечении. Часть их ушла в Европу и на север. На севере они заселили земли Предкавказья, Крым и образовали процветающие царства скифов и сарматов.

Чеченские государства на Кавказе VII-XII вв н.э.:

  1. Дзурдзукское Царство (Юго-восточная часть современной Грузии).
  2. Цанарское Царство (Южная часть современной Грузии).
  3. Ганахское Царство (Западная часть современной Грузии).
На Северном Кавказе существовало древнее государство чеченцев Нахчматьяне , которое является колыбелью первых потомков Ноя. Занимала обширные территории Северного Кавказа, включая современную территорию Чеченской Республики Ичкерия, на её основе былo образованo и государство Алания. Государство Нахчматьян, являлось могилой и страной первых поражений для многих мировых держав разных эпох, хазаров, половцев, Золотой Орды Чингизхана, империи Тамерлана Великого, персидских, русских полчищ и других завоевателей. Справедливо будет отметить, что данное государство в малых размерах существует по сию пору в лице Чеченской Республики (Нохчийчоь).

Государства чеченцев на Северном Кавказе и даты их становлении и оккупаций:

1. Алания и Сим-Сим со столицей Магас на реке Сунжа в окрестностях современного чеченского селения Кулары. Столица Алании Магас в свое время являлась самым цветущим промышленно культурным центром Европы и Азии.

Алания и Сим-Сим, как мы писали выше, пали под ударами армии Тамерлана Великого.

2. Становление в новой истории чеченского государства датируется 1685-1791 гг. Данное государство ликвидировано в результате русской агрессии и аннексии всей её территории.

3. Восстановление чеченской государственности началось под предводительством Шейха Мансура (Ушурмы).

4. В 1834-1859 гг. был образован Имамат под правлением Шамиля, в результате очередной оккупации Россией территории Чечении и Дагестана, государство утеряло самостоятельность.

5. 11 марта 1918 года была образована Горская Республика, возглавляемая Тапой Чермоевым. Горская Республика была признана европейскими державами Англией и Германией, включая Турцию.

6. В 1919 году последовали очередная кровопролитная война с войсками царской России, и их разгром чеченцами.

7. 1920 г. состоялась очередная оккупация признанной Горской Республики, непризнанным на тот момент ни одним государством большевистской Россией. В 1920 году произошло восстание чеченцев во главе Саид-Беком против власти большевиков.

8. В конце января 1921 г. Россией было осуществлено включение Чечении в состав Горской Автономной Республики, учреждённой по директиве большевиков.

9. В 1990 году Чечня объявляет независимость и провозглашает свою государственность.

10. В 1994-96 г.г. чеченское государство подвергается оккупации со стороны России.

11. В 1997 г. 12 мая после окончания войны, в Кремле президентом РФ Борисом Ельциным и президентом ЧРИ Асланом Масхадовым был подписан Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия.

12. В 1999 г. начало второй Чеченской войны («контртеррористической операции» (КТО)). В 2003 ликвидация Чеченской Республики Ичкерия и принятие новой Конституции республики, согласно которой Чечня является субъектом Российской Федерации. Официальное прекращение КТО в 2009 г.

КРАТКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ВАЙНАХОВ

Этническая история вайнахов (чеченцев, ингушей, цоватушин) уходит в глубь тысячелетий. В Месопотамии (в междуречье Тигра и Евфрата), в Шумерах, в Анатолии, Сирийском и Армянском нагорьях, в Закавказье и на берегах Средиземного моря остались величественные и таинственные следы хурритских государств, городов, поселений, относящихся к IV-I тысячелетиям до н. э. Именно хурритов выделяет современная историческая наука в качестве древнейших прапредков нахских народов.

О праве нахов наследовать генетическую, культурно-историческую память своих далеких предков свидетельствуют многочисленные данные в области языка, археологии, антропологии, топонимии, летописных и фольклорных источников, параллели и преемственности в обычаях, обрядах, традициях.

Речь идет, однако, не об одномоментном процессе переселения хурритских племен из Передней Азии в ceвeрные предгорья Большого Кавказского хребта, где сейчас компактно живут чеченцы и ингуши. Многочисленные и величественные в прошлом хурритские государства и общины: Шумеры, Митанни (Нахарина), Алзи, Карахар, Аррапха, Урарту (Наири, Биайни) и другие, – в разные исторические времена растворились в новых государственных образованиях, и основная часть хурритов, этрусков, урартов, была ассимилирована более многочисленными кочевыми племенами семитов, ассирийцев, персов, тюрков и других.

Сенсационное сообщение о тесной связи древ­них нахов с передне­азиатскими цивилизациями было сделано в середине шестидесятых годов выдающимся кавказоведом, профессором, лауреатом Ленинской премии Евгением Ивановичем Крупновым:

«...С изучением прошлого многонационального Кавказа связывается и проблема этногенеза определенного круга древних и самобытных народов, образующих особую языко­вую группу (так называемую иберийско-кавказскую семью языков). Как известно, она резко отлична от всех других языковых семей мира и оказалась связанной с древнейшими народами Передней и Малой Азии еще до выступления на историческую арену индоевропейских, тюркских и угро-финских народов».

Впервые в советской историографии материалы о близком родстве хуррито-урартского языка с нахскими языка­ми были опубликованы в 1954 году польским лингвистом Я. Брауном и советским языковедом А Климовым. Позже это открытие получило подтверждение в трудах видных ученых и краеведов: Ю. Д. Дешериева, И. М. Дьяконова, А. С. Чикобава, А. Ю. Милитарева, С. А Старостина, Х. З. Бакаева, К. З. Чокаева, С.-М. Хасиева, А. Алихаджиева, С. М. Джамирзаева, Р. М. Нaшxоева и других.

Среди зарубежных ученых, обративших внимание на этнолингвистическую близость чеченцев с древним населением Передней Азии, был немецкий языковед Иосиф Карст. В 1937 году в своей работе «Начало Средиземноморья. Доисторические средиземноморские народы, их происхождение, расселение и родство. Этнолингвистические исследования» (г. Гейдельберг) он писал:

«Чеченцы – не собственно кавказцы, но этнически и лингвистически: резко отделяются от прочих горских наро­дов Кавказа. Они – перемещенный на Кавказ отпрыск великого гиперборейско-палеоазиатского (переднеазиатского) племени, которое простиралось от Турана (Турции - Н. С. -Х.) через Северную Месопотамию в Ханаан. Своим евфологическим вокализмом, своим строением, не терпящим никаких нагромождений согласных, чеченский язык характеризуется как член семьи, которая некогда географически и генетически стояла ближе к протохамитическому, чем к собственно кавказским языкам».

Карст называет чеченский язык «перепрыгнувшим северным отпрыском праязыка», который некогда занимал гораздо более южную территорию в доармянско-алародийской (т. е. урартской) Передней Азии.

Из российских дореволюционных авторов о происхожде­нии вайнахов с удивительной научной прозорливостью еще в 1913 году писал Константин Михайлович Туманов в своей книге «О доисторическом языке Закавказья», изданной в Тифлисе. Проанализировав многочисленные материалы в области языка, топонимии, письменные источники и предания, автор пришел к выводу, что еще до выступления на историческую арену нынешних закавказских народов, здесь широко были расселены предки чеченцев и ингушей.

Тума­нов еще тогда предположил, что знаменитые «ванские надписи» - урартские клинописные тексты - сделаны предками вайнахов. Это предположение в последующем полно­стью подтвердилось. У ученых сегодня не вызывает сомнения, что из всех известных языков мира ближе всех к урарто-хурритскому стоит язык современных чеченцев и ингушей.

В этногенезе coвpeмeнных чеченцев и ингушей приняли участие, разумеется, и аборигены, проживавшие издревле на ceвepных склонах Большого Кавказского хребта и степной зоны, протянувшейся до низовьев Волги на севере и берега Каспийского моря на востоке.

На территории современной Чечни, в районе озера Кезе­ной Ам в Веденском районе, обнаружены следы людей, проживавших здесь 40 тысяч лет назад. Таким образом, мы можем констатировать, что современные чеченцы, ингуши, цоватушины – потомки основателей древних переднеазиатских и закавказских цивилизаций, а их нынешняя родина ­место обитания древнейших людей, где наслоились одна над другую множество материальных и дyxoвных культур.

Свидетели драматической, героической истории новонахов на Северном Кавказе – различные циклопические сооружения из громадных каменных глыб, скифские курганы, возвышающиеся в плоскостной зоне Нахистана, древние и средневековые башни, которые впечатляют даже сегодня своим изяществом, мастерством их создателей.

Каким образом далекие предки вайнахов перешли Главный Кавказский хребет и осели на его северных предгорь­ях и долинах? Много источников проливает свет на этот процесс. Главный и наиболее достоверный из них – «Картлис Цховреба» (Житие Грузии) – свод грузинских летописей, приписываемый Леонтию Мровели.

В этих летописях, уходящих в доисторическую глубину, отмечается роль дзурдзуков - предков вайнахов, переселившихся из передне-азиатского общества Дурдукка (вокруг озера Урмия) в исторических процессах Закавказья в 1 тыс. до новой эры. Очевидно, основные из этих летописей возникли в конце 1 тыс. до н. э. , после походов Александра Македонского, хотя в них повествуется о событиях как предшествовавших походу, относящемуся ко времени государства Урарту, так и о событиях значительно более поздних.

Легендарная форма повествования, в которой, как обычно, путаются события разных эпох, ясно свидетельствует, о том, что далекие предки вайнахов играли весь­ма активную политическую роль во всем Закавказье и на Северном Кавказе. В летописях отмечается, что самым именитым и могущественным из всех детей Кавказоса (мифического родоначальника всех кавказских народов) был Дзурдзук. Это к дзурдзукам обратился на рубеже новой эры первый грузинский царь Фарнаваз с просьбой о помощи, когда хотел утвердиться на престоле в борьбе с раздробленными эриставствами (феодальными княжествами).

Союз дзурдзуков с иберами и картвелами был укреплен бра­ком Фарнаваза с женщиной из дзурдзуков.
Восточные хурритские племена государства Урарту, проживавшие у озера Урмия, назывались матиенами. В «армянской географии» раннего средневековья пред­ки чеченцев и ингушей известны как нахчматеане.

На берегу озера Урмия находился город Дурдукка, по этому этнониму стали называть переко­чевавшие оттуда нахские племена в Закавказье. Их называ­ли дзурдзуками (дурдуками). Матиены, нахчматеане, дзурд­зуки – это одни и те же нахские племена, которые на протяжении долгого исторического периода оставались на виду, сохраняли свою материальную и духовную культуру, менталитет, обеспечивали преемственность традиций, образа жизни.

Подобным историческим и этническим мостом между насе­лением древнего хуррито-урартского мира и собственно вайнахами с Центрального Кавказа были и другие родственные племена и общины.

Урартийцы не были полностью ассимилированы армянами, они на протяжении столетий продолжали жить самостоятельной жизнью как в Центральном Закавказье, так и на Черноморском побережье. Часть урартских племен слились со временем с доминирующими этносами. Другая часть сохраняла себя, оставаясь реликтовыми островками, и сумела дожить до сегодняшних дней. Именно такими реликтовыми этносами являются сегодняшние че­ченцы, ингуши, цова-тушины, другие народы и народности, сумевшие выжить по воле Бога в ущельях древнего Кавказа.

Малоизученная, но изобилующая достоверными данными, история нахов между хуррито-урартскими царствами в Пе­редней Азии и новонахскими государственными образовани­ями времен монголо-татарского нашествия свидетельствует о том, что нахи являлись практически ос­новой для возникновения в Центральном Кавказе новых народов и этнических групп, которых до тех пор вообще не существовало в природе. Нахский этнос лежит в основе возникновения осетин, хевсуров, двалов, сванов, тушин, удин и других племен и народов.

Историк Вахушти (1696-1770 гг.) утверждал также, что кахетинцы считают своими дзурдзуков, гливов и кистов, «а они не ведают об этом с того времени, как отпали».
Нахские племена, союзы племен и царств, располагавшиеся в центре Кавказа по обе стороны хребта в начале первой половины новой эры, – это дзурдзуки, эры, кахи, ганахи, халибы, мехелоны, хоны, цанары, табалы, ди -аухи, мялхи, соды.

Хуррито-нахские и близкие к ним племена и общины оказались в Центральном и Восточном Закавказье не толь­ко после распада Урарту – последнего, самого мощного царства хурритов. Академик Г. А. Меликишвили утверждает, что «быстрое освоение этих земель (закавказских), превра­щение их в органическую часть империи в немалой степени обусловлено тем обстоятельством, что урартийцам здесь приходилось иметь дело с населением, стоящим в этничес­ком отношении близко к населению центральных областей Урарту».

И все-таки достоверные, однозначные следы проживания хуррито-нахских племен в Закавказье со своими названиями и конкретными местами нахождения мы обнаруживаем только после распада Урартского царства. Возможно, это объясняется отсутствием письменных источников в то отдаленное время. Но в самом древнем письменном источнике от Леонтия Мровели мы находим фразу из эпохи Александра Македонского (IV в. до н. э): «Вслед за этим (т. е. после нашествия Александра Македонского на Картли) вновь пришли племена халдейские, и они также обосновались в Картли».

Историком Хасаном Бакаевым доказана принадлежность урартийских эров – одного из самых крупных племен в государстве - к хуррито-нахам. Именно с эрами, которые были, возможно, самыми могущественными в Урарту, связаны названия Эребуни (жилище эров, «бун» – на чеченском языке – жилище); название Ерасх (и) - река Эров. «Хан» – хуррито-нахский специальный формант, образующий гидронимы», – утверждает Х. Бакаев.

Река Тигр по-хурритски называлась Аранцахи, что на чеченском языке означает «равнинная река». Река, которая протекала по территории причерноморских хурритов (махе­лоны, халибы и другие) называлась и до сих пор называется Чорохи, что на языке чеченцев означает «внутренняя река». Терек в древности носил название Ломехи, т. е. «горная река».

Современная Лиахви в Юго-Осетии осетинами называется Леуахи, т. е. по-нахски, «ледниковая река». Название Ерасхи семантически дополняет этот ряд и допускает такой перевод – «эров река». У Леонтия Мровели названо «море Оретское» как один из рубежей «страны Таргамоса».

В древнеармянской версии труда Леонтия Мровели это название передано как «море Эрета» (Ерета). Из текста ясно, что под этим названием подразумевается не Черное и не Каспийское моря, под «морем Эрета» подразумевалось в древности озеро Севан.

В тех районах, где Аракс (Ерасхи) протекал по месту обитания эров, уже в эпоху армянского царства располагался говорк (округ) Ераз, находилось ущелье Ерасх (Ерасхад­зор, где дзор – «ущелье») и там же располагалась «вершина Ерасхадзора»). Любопытно, что неподалеку от этой вер­шины упоминается община Нахчрадзор, т. е. община ущелья Нахчра. Очевидно, что «нахчра» перекликается с самона­званием чеченцев – нахче, как справедливо утверждает в своих последних исследованиях Бакаев.

На рубеже новой эры наиболее крупное кахетинское об­щество со всех сторон окружено нахоязычными пле­менами и общинами. С юга к нему примыкали нахоязычные цанары, с запада - нахоязычные двалы, с востока - нахо­язычные эры (жившие и в самой Кахети), а с севера нахоязычные дзурдзуки. Что касается племени кахов, давших название Кахетии, то это часть нахоязычных тушин, жившая в равнинной части исторической Тушетии и называвшая себя кабацой, а свою территорию Ках-Баца.

Нахоязычными были также закавказские племена табалы, туали, тибарены, халды.
К эпохе раннего средневековья относится расцвет камен­ного строительства в горах нахов. Все ущелья верховьев Дарьяла, Ассы, Аргуна, Фортанги были застроены сложны­ми каменными архитектурными сооружениями, такими, как боевые и жилые башни, замки, склепы, храмы, святилища.

Позже появились целые поселения – крепости, которые до сих пор поражают своим великолепием, мастерством зод­чих. Многие боевые башни возводились на пиках скал и были практически недоступны неприятелю. Такие архитектурные сооружения, которые рассматриваются как произведения искусства, могли появиться только при высоком уровне производства, при высокой развитости социально-культурной жизни.

Ко времени великих исторических потрясений, к которо­му относится эпопея с монголо-татарским вторжением, в западной части Чечни располагалось царство Алания, а в восточной части плоскостной и предгорной Чечни, в районе нынешних Гудермесского и Ножай-Юртовского районов было расположено чеченское царство Симсир. Особенностью это­го царства (в истории известно имя наиболее влиятельного правителя Симсира - Гаюрхан) было то, что оно входило в число исламских государств и имело тесные взаимоотноше­ния с соседними дагестанскими княжествами.

АЛАНИЯ

В раннее средневековье в равнинных районах Предкавказья начал оформляться многоплеменный и многоязычный союз, который стал называться Аланией.

Этот союз включал в себя, как свидетельствуют археологи, лингвисты, антропологи и другие специалисты, как ко­чевников-сармат, так и исконных жителей этих мест, главным образом нахоязычных. Очевидно, это были равнинные нахи, известные еще греческому географу Страбону под названием гаргареи, что на языке нахов означает «близки», «родственники».
Кочевники-степняки, составлявшие часть племенного со­юза Алании, переняли у нахов оседлый образ жизни и вскоре их селища и городища (укрепленные поселки) размножились по берегам Терека и Сунжи.

Путешественники тех лет отмечали, что аланские поселения так тесно распо­лагались друг к другу, что в одном поселке слышали, как поют петухи и лают собаки в другом.
Вокруг поселков возвышались громадные курганные могильники, некоторые из которых сохранились до наших дней. Сохранились также следы аланских городищ, одним из которых является Алхан-Калинское городище на терри­тории Грозненского района, в 16 км к западу от Грозного, на левом берегу Сунжи. Скорее всего, как предполагают ученые-кавказоведы, здесь находилась в одно время столица Алании город Магас (Маас), что на языке вайнахов означает «столица», «главный город». К примеру, главное поселение Чеберлоевского общества - Макажа – называли Маа-Макажа.

Ценные находки, добытые там в ходе археологических раскопок, получили в свое время не только всесоюзную, но и мировую известность.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ НАХСКИЕ ПЛЕМЕНА И ЦАРСТВА

Чеченцы и ингуши первой половины 1 тысячелетия новой эры, проживавшие на северных склонах большого Кавказского хребта, известны под названиями «нахчматьяне», «кис­ты», «дурдзуки», «глигвы», «мелхи», «хамекиты», «садики». До сегодняшних дней в горах Чечни и Ингушетии сохранились плeмeнa и ро­довые фамилии Садой, Хамхоевы, Мелхи.
Полторы тысячи лет на­зад население Чечни и Ингушетии (Нахистана) проживавшее в приграничных районах с Грузией и в самой Грузии, исповедовало христианство.

До сегодняшних дней в горах сохранились руины христианских церквей и храмов. Почти целиком сохранился христианский храм Тхаба-Ерда близ селения Таргим в Ассиновском ущелье. Специалисты говорят о том, что храм был воздвигнут в период раннего средневековья.

К этому же периоду относятся интенсивные связи горцев с соседними и дальними развитыми странами и государствами. Как свидетельствуют исследования абхазского ученого Гурама Гумбы, царь мялхов Адермах, к примеру, был женат на дочери Боспорского царя из северного Причерноморья. Интенсивными были связи с Византией и с Хазарией. В борьбе Киевского князя Святослава с Хазарией и князя Игоря с половцами чеченцы и ингуши, очевидно, выступали на стороне своих славянских союзников. Об этом свидетельствуют, в частности, строки из «Слова о полку Игоре­ве», где плененному половцами Игорю предлагают бежать в горы. Там чеченцы, народ Авлура, спасут и защитят русско­го князя.

В VIII-XI веках по территории Чечни проходили крупные караванные пути от хазарского города Семендера, который располагался предположительно в Северном Дагестане, к Черному морю, к Таманскому полуострову и дальше до европейских стран.

Вероятно, благодаря этому пути, в Чечне получили распространение предметы быта и произведения искусства редкой красоты и великолепного мастерства.
Другим важнейшим путем, связывавшим нахов с внешним миром, был Дарьяльский проход. Этот путь соединял чеченцев с Грузией и со всем переднеазиатским миром.

НАШЕСТВИЕ ТАТАРО-МОНГОЛОВ

В период татаро-монгольского нашествия царство Алания, которое располагалось в западной части Чечни, подверглось полному уничтожению кочевыми ордами двух полководцев Чингисхана – Джебе и Субедея. Они прорвались со стороны Дербента, и равнинное население Нахистана оказалось уязвимым для армии степняков.

Татаро-монголы не жалели никого. Мирное население либо умерщвляли, либо уводили в рабство. Скот и имущество были разграблены. Сотни поселков и городищ были превращены в пепел.

Еще один удар по предгорьям Кавказа. Был нанесен полчищами Батыя в 1238-1240 гг. В те годы. кочевые орды татаро-монголов прокатились по странам Восточной Европы, нанеся им тяжелый урон. Не избежала этой участи и Чечня. Ее экономическое, политическое, социальное и духовное развитие было отброшено назад на века.

Населению равниной Нахистана отчасти удалось спастись бегством в горы, к своим сородичам. Здесь, в горах, вайнахи, прекрасно понимая, что нашествие татаро-монгол грозит им полным уничтожением или ассимиляцией, оказали татаро-мон­голам упорное, поистине героичес­кое сопротивление. Благодаря тому, что часть нахов ушла высоко в горы, народ сумел не только сохранить язык, обычаи, культуру, но и уберечь себя от неминуемых процес­сов ассимиляции многочисленными степняками. Поэтому чеченцы из поколения в поколение передавали предания и легенды о том, как их предки в неравной борьбе сохранили свободу и самобытность своего народа.

СИГНАЛ ТРЕВОГИ

В горах существовала четко продуманная система опове­щения о появлении врага. На вершинах гор, в отчетливой види­мости друг от друга, были построены каменные сигнальные башни. При появлении в долине кочевников на вершине башен зажигались костры, дым от которых предупреждал об опасности весь горный край. Сигналы эстафетой передавались от башни к баш­не. Дымящиеся башни означали тревогу, подготовку к обороне.

Повсеместно объявляли: «Орц дала!» – от слов «Орцах довла» – то есть уходите в горы, в лес, спасайте себя, своих детей, скот, имущество. Мужчины мгновенно становились воинами. О развитой системе обороны свидетельствует военная терминология: пехота, стражники, всадники, лучники, копьеносцы, санитары, меченосцы, щитоносцы; командир сотни, командир полка, дивизии, предводитель армии и т. д.

В горах, в районе Нашха, на многие века утвердилась система военной демократии. О строгих законах военной дисциплины того времени также свидетельствуют многочисленные предания народа.

ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Периодически Совет Старейшин (Мехкан Кхел) проверял военную дисциплину мужского населения. Делалось это та­ким образом. Неожиданно, чаще всего ночью, объявлялся всеобщий сбор. Того, кто приходил последним, бросали со скалы. Естественно, никто не хотел опаздывать...

Есть у чеченцев такая легенда. Жили два друга. Один из них был влюблен. Так случилось, что тревогу объявили в ту ночь, когда влюбленный отправился на свидание с девушкой, в далекий аул. Зная об этом, чувствуя, что он опоздает, друг притаился в роще, чтобы подойти к месту сбора последним. Для того, чтобы пропустить вначале того, кто с опозданием придет со свидания.

И вот, наконец, примчался со свидания друг. Его хотели сброситъ со скалы, но тут появился притаившийся. - «Не трогайте его! Я последний!»
Старейшины разобралисъ в происходящем и, говорят, оставили в живых обоих. Но это было исключением из строгих правил.

Начиная с XV века, к равнинным нахским обществам начинают прирастать поселения вновь спуска­ющихся с гор чеченцев. Они вели ожесточенную борьбу с кумыкскими, ногайскими и кабардинскими ханами и князья­ми, которые в союзе с Ордой эксплуатировали чеченские равнинные пахотные земли и пастбища, те, что чеченцы были вынуждены оставить в результате неравной борьбы.

С-Х. НУНУЕВ
Горд Грозный
Чеченская республика

Рецензии

5000 лет назад Каспийское море уходило далеко за нынешний Владикавказ.Люди жили только в горах.Те самые гиганты,которые были точно не вайнахи.Каспий отошёл где-то 3,5-4 тыс лет назад.К сожалению официальная наука утверждает,что письменность появилась 3,5 тыс.лет назад и глубже не смотрят.Только ДНК может что-то прояснить.Хотя для исторической науки ДНК не играет роли,так как народ-это территориальное,культурное,языковое,экономическое сообщество.ДНК не определяет в полной мере антропологию,поэтому по ДНК точно судить нельзя.Однако ДНК может сказать много о преемственности и происхождении.Так вот ДНК троянцев с вайнахскими не совпадают и лувийский язык на котором говорили и вели делопроизвоство троянцы с современным вайнахским то же не совпадает.Наше ДНК значительно присутствет в Греции,немного в Турции,Сирии,Ираке,на Украине,Венгрии,Австрии,Венеции,Шотландии,южной Франции,Баскии,Бельгии,Голландии,Швейцарии.Причем согласно европейским данным где-то 3-4 тыс.лет назад первыми заселяли Европу.Язык вайнахский сходится на 20-30% с хуритским,включает слой древнеуйгурского и моннгольского,турецкого,арабского и иранского,а также германского и собственно вайнахского.В последний период заметно влияние русского.Академик Бунак,антрополог,проведя раскопки пришел к выводу,что костлявый путь вайнахов на кавказ начинается с малой Азии.Проффесор Крупнов пришел к выводу,что вайнахи когда-то проживали вблизи с просвещенными народами Малой Азии.Хотя в то время в Малой Азии непросвещённых народов не было.Конечно вайнахи есть выходцы с древней крупной цевилизации распологавшейся в древней Малой Азии,но имя этой цевилизации еще не озвучено или намеренно умалчивается.Один интересный факт:сотрудники американского университете сумели расшифвровать древнюю топонимику европы только с вайнахского.Еще один факт:теперь уже доподлинно известно,что 15 тыс. викингов в давние времена поселились на северном Кавказе.Посмотрите на ДНК вайнахов и на ДНК аккинцев,они разные.Конечно хочется поствить точку в изучении вайнахской истории,но это ещё рано.Много еще нерешенных вопросов.Наши историки часто патриотически её освещают и это понятно,однако непонятно почему они ищут в Армянских,Грузинских,Арабских,Турецких,Русских,Греческих и даже Римских источниках ответы на вопросы,копаась в архивах,и не используют свои собственные источники,которые хотя и уничтожались во время выселения,но,всё же,еще существуют.Известно,что ни у чеченцев и ни у ингушей нет своего эпоса-собрания народных рассказов о доблестных походах и подвигах древних героев.Однако существует нарт-орстхоевский эпос,который в полной мере можно назвать вайнахским и ссылки на который вы не заметите при исследовании истории нашими или другими исследователями.Много верных ответов можно найти с уст старейшин.Ценность этих рассказов никак не уменьшается из-за того что они не были когда-то записаны на бумаге.Если посмотреть на карту нынешнего Кавказа,то становится очевидным,что вайнахи с древних времен занимали и южный и северный Кавказ и сейчас зажаты со всех сторон не вайнахскими народами.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.