Аудиальная модальность. Взаимный перевод языка модальностей

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

В природе нет таких явлений как свет или звук в той форме, в которой они представлены субъекту. Объективно – это электромагнитное излучение и колебания воздушной среды с различными длинами волн.

Ощущение возникает только в результате изменений в рецепторах под влиянием различных форм движения либо самих органов чувств, либо окружающей среды.

Формирует психический образ анализатор, состоящий из афферентных и эфферентных нервных волокон, рецептора (специализированной нервной клетки) и соответствующего участка центральной нервной системы.

Физиологической основой формирования образа является рефлекторное кольцо.

Термин анализатор был введен И.П.Павловым для обозначенияцелостного нервного механизма для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и анализ сенсорной информации определенной модальности.

Модальность ощущений

Первым перечень ощущений привел Аристотель, выделив пять видов внешних чувств, то есть пять модальностей ощущений:

Обоняние

Осязание

См. Рисунок Анализаторы и их локализация в коре головного мозга

У слепых людей вырабатывается специфическое «шестое чувство» - чувство препятствия или чувство расстояния.

В дальнейшем было предложено разделить осязание на три компонента: чувство прикосновения, чувство веса и температурное чувство.

Выделяются также так называемые «общие ощущения» - более диффузные, «темные» переживания –

Чувство движения и положения собственного тела и его частей (кинестетические ощущения)

Болевые ощущения

Чувство равновесия

Ощущения внутренних органов.

Какие характеристики действительности отражаются в первичном психическом образе – ОЩУЩЕНИИ?

1.Пространство (зрительный образ светящейся точки в пространстве, слуховой образ источника звука)

2.Время (длительность звучания сигнала)

3.Движение (с энергией как основной характеристикой движения)

4.Информация

Иначе говоря, мы ощущаем:

    Сенсорное поле и локализацию объекта в нем, включая движение объекта

    Длительность и последовательность воздействий со стороны среды.

    Интенсивность воздействия

Понятия порогов чувствительности. Примеры порогов.

Чувствительность – способность рецептора давать ощущение вообще. Порог чувствительности – такое, выраженное в физических величинах значение интенсивности воздействий, КОТОРОЕ ПРИВОДИТ ЛИБО К ВОЗНИКНОВЕНИЮ, ЛИБО К ИСЧЕЗНОВЕНИЯ АДЕКВАТНЫХ ОЩУЩЕНИЙ.

Анализатор строит образ, параметры которого должны соответствовать свойствам среды, а не свойствам самого анализатора.

Сенсорная адаптация – настройка органов чувств на максимально адекватноtотражение внешних воздействий в виде ощущений.

1.Повышение порогов ощущений при длительном воздействии, приводящее к исчезновению ощущений (тактильный, обонятельный и вкусовой анализаторы).

2.Притуплении ощущений, вызывающее привыкание: к яркому свету, сильному шуму, высокой температуре.

3.Повышение чувствительности – обострение зрения после длительного пребывания в темноте, обострение слуха в тишине. Обострение чувствительности к запахам пищи при чувстве голода (интенсивность потребности).

4. Культура и боль. Фазическая (острая) и тоническая (тупая) боль. Индийские священники и ритуал благословения с крюками в спине. Раны быстро заживают, шрамы едва различимы.

Существуют нервные ворота закрывающие сигналы боли. (Расположены в сером веществе вокруг сильвиева водопровода – определенной зоне головного мозга). Исследования показали, что при введении в организм морфия нервная активность в этой зоне головного мозга возрастает.

Потирание больного участка ослабляет боль – это означает, что стимуляция давлением закрывает нервные ворота.

Связь ощущений с эмоциями – в любом ощущении в норме всегда в той или иной степени присутствует определенный эмоциональный оттенок (приятное или неприятное ощущение).

19. Воприятие. Свойства восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность. Роль активности субъекта в формировании восприятия. Восприятие глубины. Развитие восприятия. Кросс-культурные исследования оптических иллюзий и изображений на картинках.

Восприятием называется отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Форма, удаленность, скорость перемещения, расстояние между объектами, глубина пространства – это характеристики окружающих объектов, которые отражаются в образах восприятия.

Каждый образ восприятия является результатом интеграции ощущений нескольких модальностей, связано с мышлением, памятью, вниманием и имеет определенную эмоциональную окраску.

Знание об объекте как отдельной вещи, определяющее качество его неизменности и отдельности от нас, независящее от наших перемещений и манипуляций, является продуктом нашего личного и общественного опыта взаимодействия с ним.

Основные характеристики восприятия

Константность – относительная независимость образа от условий восприятии. Не будь этого свойства, человек перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей. Есть возрастные различия в константности восприятия.

Предметность – объект воспринимается нами как обособленное во времени и пространстве отдельное физическое тело. Фигура – фон.

РУБИН обнаружил, что поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью стремится приобрести статус фигуры.

Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе.

Вертгеймер сформулировал правила группировки частей в целое. Например.

Правило общей судьбы : множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимаются целостно, как единый движущийся объект. Стая.

Правило хорошей формы (части симметричные или обладающие периодичностью)

Правило близости : в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект.

Правило сохранение известной структуры как цело го, при выпадении частей. Для целостного восприятия человеческого лица достаточно нескольких элементов его контура.

Обобщенность- отнесенность каждого объекта к некоторому классу объектов, имеющему название. (Человек читает текст, независимо от шрифта или почерка).

По мере расширения опыта восприятия, образ, сохранная свою индивидуальность, и отнесенность к конкретному предмету причисляется ко все большей совокупности предметов.

Активность восприятия и значение обратной связи .

Эксперимент с котятами Хелда и Хейна. Котят от рождения содержали в темноте. Выносили на свет только во время эксперимента. Помещали в корзины, в которых одному котенку предоставлялась некоторая свобода движений, а другому нет. Первый научился воспринимать (опознавать) форму, а второй – нет.

Закономерности в движении глаз при осмотре объекта.

Восприятие глубины.

Эксперимент TURNBULL

Полагают, что восприятие глубины обычно основано на признаках глубины. К монокулярным признакам относится:

    Относительная величина

    Перекрытие

    Относительная высота в поле зрения

    Линейная перспектива

    Параллакс движения (кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла наблюдения)

К бинокулярным признакам относятся:

Параллакс

Диспарантность (всякий предмет создает слегка различающееся изображение на сетчатках правого и левого глаза)

Представление Гибсона о градиенте текстуры как прямой информации о глубине объекта.

Исследования развития восприятия

Острота зрения быстро возрастает в течение первых шести месяцев жизни, а затем растет медленнее.

Восприятие глубины начинает появляться в 3 месяца, но полностью формируется к 6 месяцам.

Константность восприятия начинает формироваться в 6 месяцев.

У животных, выращенных в темноте, происходят необратимые нарушения зрения, а у животных, выращенных с одним завязанным глазом этот глаз становится слепым. Взрослые животные не теряют зрения даже если их на долго лишают зрительных стимулов. Это означает, что существует в начале жизни критический период во время которого отсутствие нормальной стимуляции приводит к нарушению врожденных перцептивных способностей.

Перцептивно-моторной координации нужно учиться и людям и животным. Кросс-культурные исследования восприятия оптических иллюзий и изображений на картинках. Эксперименты Херсковыца, Хадсона, Дереговского.

Для разных людей характерны различные системы получения, обработки информации и формирования образов. Стратегия работы с информацией состоит из трех последовательных этапов:

Репрезентация;

То есть перед тем, как сообщить какую-либо информацию вербально, человек находит ее в памяти (поиск), обрабатывает (репрезентация), оценивает (оценка) и только потом сообщает с помощью слов. Весь этот процесс протекает достаточно быстро.

Процесс обучения начинается с восприятия, именно с его помощью преподаватель устанавливает контакт с учеником. Синтоническая модель рассматривает процесс передачи и получения информации как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Синтоническая модель общения (синтония – быть в гармонии с собой и другими) невозможна без состояния гармонии с самим собой и окружающим миром.

Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого - сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» - та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.

Люди по-разному репрезентируют (представляют) свой опыт. Используемые при этом сенсорные системы получили название систем репрезентации или репрезентативных систем . Пути, посредством которых человек познает (репрезентатирует) мир, проходят через органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, кинестетику. Все эти системы функционируют непрерывно, но поскольку большая часть информации по ряду причин оказывается излишней, человек обращает внимание лишь на ту ее часть, которая доставляет информацию в наибольшей степени соответствующей имеющемуся опыту.

Система, которая используется для поиска требуемой информации, называется ведущей. Несмотря на то, что поиск осуществляется всего за 1,5–2 с, именно этот этап процесса мышления определяет ведущую модальность человека.


Система, с помощью которой решается, истинна или ложна известная информация, называется референтной системой .

Существуют три основных типа восприятия (модальностей): визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (чувствительный).

Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление преимущественно с помощью зрительных образов. Аудиальный тип представляет и описывает мир в аудиальных, слуховых образов. Третий тип – кинестетический - воспринимает и оценивает мир с помощью ощущений и чувств.

Любой человек, естественно, использует все каналы получения информации и строит образы во всех сенсорных системах. Но при этом ведущей, доминирующей обычно оказывается одна из названных систем. Зная модальность человека, можно выбрать подходящие ключи доступа к достижению раппорта с ним.

Раппорт – это термин (англ. rapport – возвращать, приносить плоды), означающий глубокое чувство взаимного доверия и легкости, позволяющее партнерам хорошо контактировать друг с другом.

Раппорт (R) имеет следующие характеристики:

1. Люди всегда узнают, когда они находятся в раппорте, но не всегда могут установить, как они к нему приходят и что нужно делать, если его уровень меняется.

2. Раппорт невозможен в условиях межличностного конфликта.

3. Чтобы создать раппорт с другим человеком прежде всего надо быть в раппорте самим собой. Это состояние получило название конгруэнтности (congruens – лат. – встретиться и согласиться), что означает согласие и гармонию во внутренним мире человека.

Конгруэнтность придает силу словам. Неконгруэнтность вызывается рассогласованием между потоками вербальной и невербальной информации. Неконгруэнтность – это не обязательно ложь, она может возникать во время выбора покупок (например, 50 марок телевизоров).

Ключами доступа называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Определение модальности человека – партнера по коммуникации – возможно по ряду индикаторов, к числу которых относятся: глазные сигналы доступа (ГСД), модальные предикаты, жесты, темп речи, интонация голоса (табл. 1).

Таблица 1. Репрезентативные системы

Индикаторы (признаки) Репрезентативные системы
Визуалист Кинестетик Аудиалист Дигитал
Глазные сигналы доступа(ГСД) (для наблюдающего) Вверх влево, вверх вправо, вверх прямо, прямо перед собой Вниз влево, иногда вниз перед собой Влево, вправо, вниз вправо В сторону, вправо, голова поднята вверх
Модальные предикаты (употребляемые слова) картина, взгляд, глаз, видение, воображать, перспектива, темный, туманный, блестящий, ярко, видимо, смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь коснуться, тронуть, тяжелый, грубый, контакт, давление, барьер, теплый, гибкий чувствовать, ощущать громкий, ясный, звонок, говорить, обсуждать, спросить, тихий, гармония, звать, взывать, созвучно, послушайте звучать, слышать, тон анализировать, понимать, логично, аргументировать, осмыслить, смысл, выводы
Признаки
Фразы Я вижу, что вы имеете в виду. Вам следует оглянуться назад. У этого проекта блестящие перспективы Я затрагиваю интересы. Я буду поддерживать контакт. Я могу держать руку на пульсе. Это предложение дурно пахнет. Проглотить чьи-то замечания. Это звучит правильно. Что-то мне подсказывает, что надо настроиться и послушать. Я хочу высказать свое мнение. Оглушительный удар Надо разобраться. Давайте проанализируем. Систематизировать информацию.
Речь Быстрая, громкая, высокий тон Медленная, тихая, низкий грудной тон Выразительная, размеренная, мелодичный голос Монотонный голос
Жесты рук На уровне головы, шеи, плеч На уровне живота На уровне грудной клетки На уровне грудной клетки
Поза Голова вверх, спина прямая Спина согнута, голова опущена Голова склонена набок Прямая поза, руки скрещены
Движения Напряженные, резкие Раскрепощенные средние Однообразные
Дыхание Неглубокое, верхом легких Глубокое дыхание, низ живота Ровное дыхание, всей грудью Неглубокое
Правила слушания "Видеть, чтобы слышать" "Чувствовать, чтобы слышать" "Не видеть, чтобы слышать" Никакого контакта глаз
Цвет лица Бледнее во время монолога Розовеет во время монолога Нормальный во время монолога

Представленные в таблице 1 движения глаз, характерны для человека-правши (у левшей все реакции будут противоположными).

Наиболее эффективным индикатором определения модальности являются глазные сигналы доступа (латеральные движения глаз). Когда человек думает, то совершает движения глазами, что связано с активизацией работы различных частей головного мозга в процессе мышления.

Движения глаз человека в тех ситуациях, когда он вынужден вспоминать, искать ответы на трудные вопросы, формулировать мысли, является надежным показателем доминирующей сенсорной системы человека. Даже если человек стремится смотреть в одну и ту же точку, контролировать свой взгляд, это все равно долго продолжаться не может

Вторым индикатором модальности человека является языковые ключи доступа или модальные предикаты – типичные слова и выражения, используемые человеком и отражающие особенности его восприятия.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитают ваши ученики, вы можете использовать слова, соответствующие их «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической - другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой ученика, то вам будет не только легко установить контакт и взаимопонимание, но и передавать необходимую информацию, учить.

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Психологическая семья

Универсальная психологическая семья содержит четыре модальности: внутреннюю , внешнюю, демонстративную и наблюдательную (см. книгу «Архетипы психики»).

Когда протагонист использует внутреннюю модальность, его внимание сосредоточено на внутреннем мире и отвлечено от внешних стимулов. Наоборот, в случае внешней модальности его внимание полностью сосредоточено на внешнем мире, и он не ориентируется на свой внутренний мир. Используя выразительную модальность, человек транслирует внутренние объекты и энергии во внешний мир, то есть, говоря на обычном языке, выражает себя. Наблюдательная модальность означает, что человек направляет свое внимание на внешний мир и собранную там информацию и энергию направляет во внутренний, с сознательной или подсознательной целью эту информацию (энергию) сохранить и переработать, адаптировав к внутренней реальности.

Строго говоря, психологические модальности относятся не к коммуникации, а к поведению человека и состоянию его сознания, но в процессе общения они весьма важны, так что автор рассматривает их, так сказать, в одном ряду с остальными модальностями, описанными в этой книге.

Для внутренней модальности (внут ) поведения человека характерно погружение в себя, при котором человек теряет существенные связи с окружающим миром: он фантазирует, грезит, вспоминает, предвидит и т. д. Во внутренней модальности часто идут такие процессы, как внутренняя обработка внешних впечатлений, их внутреннее проживание, воспоминания и их переживания, предвосхищение, планирование реального будущего, создание и переживание фантастических картин.

Для внутренней модальности типичны разговоры, которые человек ведет сам с собой или с образами других людей (реальными и фантастическими), имеющимися у него во внутреннем мире. При этом он может находиться в одиночестве, а может быть - объективно - в обществе, даже находиться в процессе общения с реальным партнером - но фактически он взаимодействует с образами и энергиями внутреннего мира.

Для внешней модальности (внеш ) характерна сильная вовлеченность человека во внешние процессы и события и отсутствие прямого воздействия внутреннего мира на его сознание и поведение. Находясь во внешней модальности, человек ведет себя (в частности, общается), повинуясь логике и энергиям внешнего мира (так, как он их понимает и воспринимает). Если он и проявляет инициативу, то она тоже бывает обусловлена внешней необходимостью и возникает спонтанно. Для внешней модальности характерно исполнение человеком роли, заданной извне, отсутствие прямого личного включения и отчетливой самоидентификации: здесь через человека скорее действуют внешние обстоятельства или внешняя же роль, нежели его внутренне осознанная личность.

Для демонстративной модальности (дем ) характерно выражение вовне внутреннего содержания, заранее подготовленного человеком в своем внутреннем мире. Нередко это содержание (мысли, образы, энергия) имеет отчетливую личностную окраску, но в принципе это необязательно - во внутреннем мире могут находиться объекты, не «авторизованные» человеком, и используемые им как фрагменты культуры его социального слоя - например, шаблонные фразы, расхожие цитаты и т. п.

Для наблюдательной модальности (наб ) характерно молчание в сочетании с вниманием человека, направленным на ту или иную область внешнего мира, которую человек стремится запечатлеть в своей памяти, с тем чтобы в дальнейшем интегрировать полученные впечатления в свой внутренний мир (возможно, после надлежащей переработки). В коммуникативных ситуациях наблюдательная модальность выражается паузой, во время которой человек ничего не говорит, но внимательно смотрит на партнера, или принюхивается к нему, или направляет на него свое ухо. Однако часто коммуникаторы обозначают словами модальность паузы, соответствующей наблюдательной модальности, например:

Я вас слушаю. (пауза) (наб)

- (вопросительно глядя на партнера) Да? (пауза) (наб)

Разные люди по-разному описывают одни и те же ситуации. Это происходит, в том числе, и потому, что и окружающий мир выглядит для нас по-разному. Для каждого из нас характерно восприятие ситуации по разным так называемым «каналам». Эти «каналы» принято называть «ведущие модальности». Модальность – это преобладающая система восприятия человеком окружающего мира. Основные модальности бывают трёх видов: аудиальная, визуальная и кинестетическая.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: также существует дискретная модальность, которая включает в себя получение информации о мире путём логических выводов из уже имеющейся информации. Данный вид модальности встречается значительно реже остальных, поэтому его включение в структуру занятия оставляется на выбор преподавателя или слушателей.

Виды модальностей

Для аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал.

Для визуальной главное – зрение, то, что человек видит.

При кинестетической модальности человек воспринимает мир сквозь призму телесных ощущений.

В жизни очень редко можно встретить «чистого» визуала, кинестетика или аудиала. Чаще встречаются люди со смешанным типом модальностей, но ведущая модальность есть всегда. Вполне может быть, что в какой-то ситуации другая модальность может на время заменить ведущую и стать главной. Но, в большинстве ситуаций, именно через призму ведущей модальности человек воспринимает мир.

Определить преобладающую у человека модальность можно благодаря , по его словам, как и что он говорит. Одну и ту же информацию люди озвучивают по-разному. Необходимо обратить внимание на употребляемые человеком слова. Это позволит в дальнейшем общении (уже определив ведущую модальность) говорить с человеком «на одном языке», что поможет вашему собеседнику быстрее «принять» от вас информацию. В результате – действия вашего собеседника будут более продуктивны (особенно важно при общении руководителя с подчиненным; при оказании поддержки и помощи кому-либо).

Взаимный перевод языка модальностей

Визуальная система Аудиальная система Кинестетическая система
Перспектива, точка зрения Комментарий, мнение Направленность, уклон, стойка
Осветить Обговорить Прочувствовать
Высматривать, выслеживать Выслушивать, подслушивать Добиваться, упорствовать, держаться
Показать Объяснить Раскидать, вытащить, рассортировать
Сиять, лучиться, искриться Звучать, резонировать Дрожать, вибрировать
Быть пустым, чистым Быть оглушенным, безмолвным Онеметь, замереть
Тусклый Однозвучный, приглушенный Вялый, дряблый, безвкусный
Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза Громкий, оглушительный Прилипчивый, упорный, поразительный
Присматриваться, приглядываться Прислушиваться Беспокоиться, волноваться
Упускать из виду Не услышать Не почувствовать, пропустить
Выставить на вид, проявить Провозгласить, оглашать Выдвигать вперед, выставлять
Осматривать Вслушиваться Вчувствоваться
Сделать обзор, просмотреть, обозреть Обговорить, проговорить Пройтись по …, прогнать
Показать Рассказать Провести
Вообразить Припомнить звучание Ухватить, охватить
Выглядеть знакомым Согласовываться с чем-либо, быть созвучным Состыковываться, соприкасаться
Указать Намекнуть Коснуться
Слепой Глухой Бесчувственный
Давайте рассмотрим Давайте обговорим Давайте прикинем

Определить, какая ведущая модальность у человека – это полезно не только для работы с пострадавшими в зоне ЧС, но и в повседневной жизни, общаясь со своими знакомыми и коллегами, а также для лучшего установления контакта с едва знакомыми людьми.

Упражнение «Ведущая модальность»

Цель: отработка навыка определения ведущей модальности.

Инструкция

Для определения ведущей модальности в группе – зачитываются три заранее приготовленных текста, по которым группа определяет преобладающую модальность: сначала преподаватель зачитывает текст, потом группа совместно приходит к выводу. Далее обсуждение, направленное на обоснование каждого вывода.

Тексты для определения ведущих модальностей

1текст

Представьте себе, что вы идете на прием к стоматологу. На улице дождь. Большие крупные капли дождя попадают вам на лицо, шею, руки. Кожа становится прохладной, ощущается дискомфорт. Ноги промокли, и вы чувствуете неприятную сырость. Перед входом в кабинет, у вас от страха подкашиваются и тяжелеют ноги, каждая мышца моментально начинает каменеть. Вы в кресле. Вам трудно дышать. Усилием воли вы открываете рот, который совсем неудобно держать открытым – устают челюсти, трудно сглатывать слюну. Дыхание учащается, беспокойство переполняет вас, и вы, всеми фибрами души, ожидаете скорейшего окончания процедуры.

2 текст

Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Шум от машин, проезжающих по лужам, неприятен. Вы подходите к поликлинике. Дверь противно скрипит. Занимаете очередь. В коридоре постоянный шум громких голосов и бормашины. Вы заходите в кабинет. От специфического запаха лекарств становится трудно дышать. У врача резкий, неприятный голос. Звук бормашины длится долго, практически бесконечно. Наконец все окончилось. Вы выходите на улицу, где продолжается дождь, сопровождаемый уже раскатами грома.

3 текст

Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Разноцветные иномарки беспощадно едут по лужам, обливая прохожих. Подходите к поликлинике. Дверь недавно окрашена – светло-зеленая, с красиво сочетающимися золотистыми буквами на вывеске. В коридоре занимаете очередь. До этого места ремонт еще не дошел – тусклый свет делает коридор еще уже, стены, когда-то выкрашенные в голубой, кажутся бурыми. Входите в кабинет. На докторе мятый, серого цвета халат, а мед. сестра давно не чистила свои туфли. Вы садитесь в кресло в ожидании предстоящей процедуры.

– Что группа узнала о модальностях?

– Существует ли необходимость их определения? Для чего?

– Может ли это пригодиться в работе? Для чего?

После обсуждения ведущий подводит итоги вышесказанного.

Источники:

  • Василюк Ф. Е, Психология переживания (М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984г.).
  • Осухова Н.Г. Психологическая помощь и трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  • Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - СПб.: Речь, 2005.
  • Пособие «Экстренная психологическая помощь», ГУ «ЦЭПП МЧС России». Москва «Издательство НЦ ЭНАО». 2001.
  • Методические рекомендации по «Первоначальной подготовки спасателей МЧС России». ГУ «ЦЭПП МЧС России», 2009.

А вы, случайно, не синестетик? Задумывались ли вы над таким удивительным феноменом как светомузыка? Оказывается, есть люди, которые не только слышат музыку, но и «видят» ее. Таких людей называют синестетиками . Синестетики обладают удивительными способностями. Они могут, например, «видеть» запах и «слышать, как он звучит».

Строго говоря, каждый из нас — немного синестетик . Чтобы помочь «увидеть» музыку, ее звуки совмещают с цветовыми пятнами. Получается светомузыка или, точнее, цветомузыка . Явление, при котором модальность ощущений как бы нарушается, потому что сигналы одной модальности (например, звуки) вызывают ощущения другой модальности (например, зрительные образы), называется синестезией. Помните, в каком-то фильме мальчик, решивший наказать музыканта оркестра, игравшего на трубе, сел в первом ряду и стал демонстративно поедать лимон? Одного взгляда на лимон хватит, чтобы во рту появился вкус кислого, и началось слюноотделение. А кому-то для этого и вовсе достаточно лишь произнести слово «лимон».

Синестезия помогает нам почувствовать, что наши ощущения взаимодействуют между собой самым причудливым образом. А ведь по сути своей они – элементарные процессы отражения лишь отдельных свойств окружающего мира. В норме каждое ощущение отражает лишь то свойство, которые соответствует его модальности. Мы пользуемся 5 сенсорно-перцептивными системами, которые продуцируются нашим мозгом под воздействием определенных раздражителей:

  • зрительная (цвет и свет),
  • слуховая (звук),
  • обонятельная (запах)
  • вкусовая (вкус),
  • кинестетическая (прикосновения).

Иногда упоминают также вестибулярные ощущения (результат воздействия вибрации). Но в обыденном сознании отнюдь не вибрацию называют «шестым чувством», а скорее интуицию, место для которой в системе мировосприятия человека психологи пока еще не нашли.

Элементарные сенсорные процессы (так в асихологии принято называть перечисленные 5 ощущений), как показывает синестезия, способны не только взаимодействовать и таким образом генерировать неспецифические ощущения, но и изменять их силу.

Если вы долго и упорно сидите за монитором или книгой и почувствовали, что ваше зрение ослабевает, положите в рот что-либо сладкое или соленое, и сразу почувствуете, что зрение улучшилось. Такое изменение силы ощущения одной модальности (зрительные) под воздействием раздражителя или сигнала другой модальности (вкусовые) получило термин сенсибилизация .

Задавались ли вы вопросом, почему в залах филармонии при исполнении музыкальных произведений не выключают свет, как это обычно делают в оперном театре? Музыканты отмечают, что так, при ярком свете, звучание кажется более насыщенным и мощным. Кондитеры заметили, что зеленый цвет отбивает вкус сладкого во рту, и стали красить в зеленый цвет цеха, где изготавливаются сладости. Рестораторы знают, что красно-коричневые цвета возбуждают аппетит, а соломенно-желтые, напротив, снижают его. Угадайте, в какой цвет они предпочитают окрашивать залы ресторанов? Налицо использование сенсибилизации.

Модальность ощущений в психологии изучают давно. Собственно самые первые научные эксперименты В. Вундта , с которого начинает свою историю экспериментальная психология, посвящены именно измерению чувствительности.

Самые важные ощущения в жизни человека – зрительные . Об их значении можно судить по следующему факту. Чтобы заслужить гордое имя «Соколиный глаз», индейцу надо было иметь зрение, которое позволяло бы ему различать две звезды, расположенные в середине ручки ковша Большой Медведицы. Острота зрения зависит от того, какой величины угол между объектами, которые способен различить человек. Человеческий глаз способен различать несколько сотен тысяч цветов и тонов. А свет свечи мы способны увидеть за 27 км при условии прозрачного и чистого воздуха. И, тем не менее, немецкий физик Г. Гельмгольц, в середине 19 века изучавший устройство человеческого глаза, высказывал множество претензий по поводу несовершенства этого органа.

Следующие по важности – слуховые ощущения , которые воспринимают высоту, тембр и громкость звуков. Мозговой центр разделяет звуки (информативный сигнал от шумового фона), затем обнаруживает повторяющиеся элементы и, в конец концов, идентифицирует его, т.е. опознает.

Вкусовые и обонятельные ощущения до сих пор составляют психологическую загадку. Во-первых, удивительно, насколько велики индивидуальные различия в этих областях. Парфюмеры способны по запаху восстановить состав аромата. А многие мужчины, выбирая духи для любимой дамы, согласятся, что « сбить с толку здесь нетрудно всякого: все пробки пахнут одинаково». Во-вторых, так пока и не может наука создать искусственных распознавателей запахов и вкусов. Дегустаторов пока не способно заменить никакое искусственно созданное устройство.

Тактильные ощущения несут для человека сигналы типа тепло-холодно, больно — не больно, мягко-жестко. Разные рецепторы отвечают за прикосновение, боль и температурные ощущения. И расположены они в разных частях тела с разной степенью частоты. Поэтому, спина, например, почувствует холод быстрее, чем живот. Под носом кожа чувствительнее к боли, чем на поверхности ладони. А прикосновение кончиками пальцев больше сообщит вам о поверхности предмета, чем, если вы прикоснетесь локтем.

Профессионалы отличаются особенной чувствительностью к звукам, запахам и цвету. Услышать фальшь в исполнении музыкального произведения сможет только подготовленный музыкант. Художник лучше дилетанта различает цветовые оттенки. Можно ли измерить эти индивидуальные различия?

Да, причем психологические исследования направлены на измерение двух видов чувствительности: абсолютной и разностной.

Вот самый простой способ понаблюдать за тем, как отличаются люди остротой слуха. Посадить их рядом и попросить закрыть глаза. Затем медленно приближаться к ним с тикающими часами или метрономом. Кто раньше услышит звук, у того выше абсолютная слуховая чувствительность. А кто раньше почувствует, что звук стал громче, у того выше разностная слуховая чувствительность. Закономерность, выведенная психофизиологом С. Стивенсоном, указывает, что, чем слабее сигнал, который способен воспринять человек, тем выше его чувствительность к этому виду сигналов. И, наоборот, при низкой чувствительности человеку требуется сигнал большей силы. Вот почему так тонко дифференцируют звуки, запахи и вкусы тренированные профессионалы – они способны улавливать самые тончайшие оттенки и чувствовать малейшую разницу между сигналами разной силы.

Зачем нужна адаптация

Мозг человека пластичен, и если на органы чувств какой-то сигнал воздействует достаточно длительное время, то ощущение, порождаемое этим сигналом, постепенно притупляется, ослабевает. Срабатывает механизм адаптации.

Вы входите в темную комнату и первое время ничего не видите. Постепенно глаза адаптируются к темноте, и предметы приобретают отчетливые очертания. Когда вы вернетесь в хорошо освещенную комнату, вам снова потребуется время на адаптацию , на этот раз к свету.

А теперь представьте, что вы на какое-то время уехали из своего дома, а потом вернулись. Вы входите в знакомое помещение и первое впечатление – это необыкновенная резкость всех находящихся здесь предметов. Уезжая, вы такого не испытывали, а сейчас оглядываетесь и удивляетесь: вроде все то же самое, а по-другому. Но через некоторое время все опять возвращается на круги своя. Это снова сработал механизм адаптации, благодаря которому ощущения как бы притупляются, теряя свою остроту и яркость.

Может, поэтому психологи предлагают супругам, которые перестали испытывать по отношению друг к другу чувство новизны, разъехаться на несколько дней, чтобы потом, встретившись, взглянуть друг на друга по- новому? Нивелировать адаптацию, из-за которой ушло возбуждение от аромата, образа и прикосновений любимого человека. Как-то незаметно он или она стали привычным элементом домашнего помещения.

Хотя в последнем примере адаптация служит не самую хорошую службу, тем не менее, это очень важный биологический механизм. Человек живет в быстро изменяющемся мире и действует внутри турбулентной среды. Адаптация выполняет, прежде всего, ориентировочную функцию , помогая отбросить привычные знакомые сигналы и сосредоточиться на новых. Поэтому, слушая музыку в концертном зале, вы вполне можете отвлечься на свои размышления или шепот соседа, особенно, если музыка вас не захватывает.

Другая функция адаптации – защитная – помогает приспособиться к сильным раздражителям и, в конце концов, перестать их замечать. Такой приспособительный механизм снижает наши энергетические затраты.

Виды ощущений различаются по скорости наступления адаптации. Обонятельные и тактильные рецепторы адаптируются быстрее, чем это происходит со зрительными и слуховыми ощущениями. Те, кто носит очки и имеет привычку сдвигать их на лоб, знают, как легко про них забыть – быстро наступает адаптация к тактильному раздражителю.

Можно ли развивать свою чувствительность

Да. Собственно это и происходит у профессионалов, которые тренируют свой музыкальный слух, или обоняние, или цветоразличение. Чувствительность поддается тренировке. Тренированный человек способен различать до 40 оттенков черного цвета . Этим отличались и гордились красильщики тканей.

А наградой человеку за тонкость ощущений становятся открывающиеся ему новыми гранями разные стороны мира. Развивая умение различать оттенки цветов или музыкальные фразы сложной формы, человек развивает свои художественные способности. Научившись дифференцировать вкусовые ощущения, он становится способен наслаждаться тончайшими оттенками вкуса кофе, или коньяка, или вина, или кулинарного шедевра.

Напротив, отсутствие такой вкусовой чувствительности заменяется привычкой к очевидному вкусу. И тогда для человека самым вкусным на всю жизнь так и остается лишь то, к чему он привык.