Без многого может обойтись человек но не без человека. Социальная психология

Сейчас я хочу заострить внимание на двух, по моему мнению, важнейших группах: фундаментальные и социальные потребности. Первые бесспорно формируют и обеспечивают жизнедеятельность человеческого организма, но существуют ситуации, показывающие стойкость человека к той среде обитания, которая не может в полной мере обеспечить удовлетворение фундаментальных потребностей. Явными примерами фигурирует голод 30х годов, тяготы в военное время... Люди были без еды, сами находили себе кров. Да, было множество потерь, но некоторые выжили, и таких немало, потому что человеческий организм может приспосабливаться. Чего не скажешь о социальных потребностях, к которым относятся такие, как: потребность в знаниях, в самосовершенствовании, В ОБЩЕНИИ с другими людьми.

http://pg.agency-siam.ru/pap/ http://pg.agency-siam.ru/brosh/ http://pg.agency-siam.ru/plak/ http://pg.agency-siam.ru/otkr/ http://pg.agency-siam.ru/shir/ http://pg.agency-siam.ru/fblank/ http://pg.agency-siam.ru/ http://pu.agency-siam.ru/

Часто человек, оставаясь на длительное время один, сходит с ума или просто погибает. Человеку нужен другой человек, ведь именно он может разделить радость и грусть своего собеседника, оказать помощь в трудных ситуациях, поддержать... Более того, я могу предположить, что именно потребность в общении с другим человеком формирует удовлетворение одной из фундаментальных потребностей-репродуктивной. Ведь в процессе общения люди узнают друг друга, находят что-то общее в интересах и взглядах на мир, зарождается дружба, которая может перерасти в любовь, заложив основу для брака... А брак, как известно, как раз тот социальный институт, который удовлетворяет потребность в продолжении рода. Вот вам и явный пример. Можно сделать выводы, что в основе всего лежит - общение. А если нет рядом другого человека, оно просто невозможно, отсюда и вытекает та правдивость и значимость выссказывания, выбранного мной.

Как стать отличным дизайнером.
То, как вы работаете, может иметь огромнейшее влияние на ваш творческий успех. Мы представляем вам советы ведущих дизайнеров мира по организации различных стадий процесса творчества, чтобы ваши заказчики получали максимум удовлетворения от вашей работы, а ваш талант реализовывался на все 100%.
Что есть «дизайн»? Это одновременно и процесс, и результат решения творческой задачи - заданной самостоятельно, либо полученной от заказчика. Рисуете ли вы, занимаетесь веб-дизайном или придумываете новый продукт – в основе всего этого всегда лежит процесс творчества. Плохие дизайнерские работы появляются именно из-за сбоев в этом процессе.
Эти сбои могут быть обусловлены массой причин: слабым планированием, игнорированием очевидных особенностей медиа-носителя, недостатком теоретических знаний и практических навыков или же неумением наладить общение. Так как же усовершенствовать ваши методы работы? Как из человека, напряженно терзающего бумагу хаотичными набросками, превратить вас в безукоризненно работающую дизайн-машину?..
Мы опросили 17 ведущих дизайнеров, работающих в различных сферах дизайна – печатном, видео, веб-дизайне для того, чтобы услышать их мудрые советы по организации всех стадий творческого процесса: от планирования и генерации идей, до блестящей их реализации, воплощения в технологиях и финальной доводки. Мы также попросили каждого из наших экспертов припомнить худший опыт, который им довелось пережить в творческой жизни – и выводы, которые они из этого вынесли.
Несмотря на то, что наши опрошенные эксперты заняты в разных областях дизайна, многие из них первым делом дали один и тот же совет – внимательно читать бриф, и планировать свою работу на бумаге. Хотя восприятие дизайна субъективно и у каждого из нас для достижения цели есть свой способ– вооружившись изложенными далее советами, вы, наверняка, значительно его усовершенствуете.

http://pg.agency-siam.ru/list/ http://pg.agency-siam.ru/copyblank/ http://pg.agency-siam.ru/buk/ http://pg.agency-siam.ru/vizit/ http://pg.agency-siam.ru/calendar/ http://pg.agency-siam.ru/stiker/ http://pg.agency-siam.ru/konv/

«Без многого может обойтись человек, только не без человека»
(Л. Берне)
Я считаю, что высказывание Людвига Берне, немецкого публициста и писателя, о том, что «без многого может обойтись человек, только не без человека», верно и сохраняет свою актуальность сегодня, поскольку общение является основным фактором формирования и становления личности.
Насколько мне известно из курса обществознания, потребности – это нужды человека в чём либо. Потребности можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и т.д.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и т.д.) и духовные (потребности в познании, знаниях, элементах духовной культуры). Первые формируют и обеспечивают жизнедеятельность человеческого организма, но существует целый ряд ситуаций, при которых человек не может в полной мере обеспечить удовлетворение фундаментальных потребностей. Примером таких ситуаций могут быть тяготы военного времени, неурожаи и массовый голод. Безусловно, в те времена было много потерь, однако люди смогли пережить эти бедствия, ибо человек может приспособиться и к таким обстоятельствам, как война. Чего, однако, нельзя сказать о социальных потребностях, так как изначально люди устроены так, что не могут полноценно жить без себе подобных. Такая жизнь является ничем иным, как существованием и часто, человек, оставаясь на длительное время один, сходит с ума или просто погибает.
Ярким примером являются так называемые «дети — маугли», выросшие в условиях социальной изоляции. Это человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Процесс их реабилитации необычайно сложен, поскольку те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни и опыт социального поведения и общения.
Другим не менее показательным примером являются дети, выросшие в асоциальных условиях — дети из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются с раннего возраста в неблагоприятной обстановке, испытывают постоянный страх, отсутствие любви и заботы со стороны родителей. Такие дети оторваны от общества, они не ходят в школу; замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей; у них низкая самооценка; они употребляют алкоголь и наркотики. Безусловно, в конце концов, ни к чему хорошему это не приводит и действительно жаль этих детей, ибо они знают о жизни больше, чем иные взрослые. Слишком многое им пришлось пережить и испытать.
Бесспорно, с изречением Л. Берне нельзя не согласиться, так как человеку нужен другой человек, ибо именно он может разделить чувства и переживания, оказать посильную помощь, поддержать в трудных ситуациях. Нельзя обойти вниманием тот факт, что именно общение играет важную роль в удовлетворении одной из биологических потребностей — репродуктивной потребности, так как общение помогает людям лучше узнать друг друга, найти общие интересы, максимально сблизиться, заложив основу брака.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в основе всего лежит общение, а при отсутствии другого человека оно невозможно. Значит прав был Л. Берне, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека» и я с ним полностью согласен.

(Л. Берне)

"Семья - это кристалл общества" (В.Гюго).

"Я полностью разделяю мнение автора о том, что семья - это кристалл общества. На мой взгляд, Виктор Гюго хотел сказать, что семья является важнейшим социальным институтом, ведь она играет одну из самых значимых ролей не только в жизни одного конкретного человека, но и общества в целом. По мнению автора, семья - это основа общества, главная его ячейка, которая оказывает существенное воздействие на процесс социализации индивида, т.к. именно семья отвечает за первичную социализацию ребенка, под ее воздействием и происходит формирование личности.

С автором нельзя не согласиться. Действительно, семья является важнейшим звеном, из которого состоит общество в целом. От этого звена во многом зависит, каким будет общество и как оно будет развиваться. Так что же такое семья? Семья - это прежде всего социальный институт, под которым подразумевается устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и регулируется определенными правилами, нормами поведения. Безусловно, деятельность семьи направлена на выполнение важнейших функций в жизни общества. Одной из них является репродуктивная функция, т.е. семья воспроизводит население. Во- вторых, она выполняет функцию первичной социализации. При этом важно отметить, что социализация - это процесс, идущий на протяжении всей жизни человека, в ходе которого усваиваются социальные роли, социальные нормы и знания об окружающем мире. Функция семьи в первичной социализации проявляется в том, что родители, старшие передают детям и младшим свой жизненный опыт, знания, навыки. Тем самым взрослые члены семьи готовят младших к жизни в обществе, за пределами семьи. Например, в семье Ивановых мама рассказывает своей дочери как вкуснее приготовить суп, а в семье Петровых папа учит сына правильно забивать гвозди. В- третьих, семья выполняет регулятивную функцию, то есть члены семьи осуществляют взаимный контроль за поведением друг друга. Так, например, в семье Сидоровых мама проверяет, соблюдает ли ее дочь правила дорожного движения. Также семья выполняет досуговую функцию, которая заключается в том, что члены семьи совместно проводят свой отдых, организуют досуг, поддерживают здоровье. Например, семья Владимировых каждые выходные ездит на турбазу. Следующей и не менее значимой функцией семьи является эмоционально - психологическая. Эта функция проявляется в том, что в семье создается благоприятный психологический климат, в семье у человека формируется чувство безопасности. Также с помощью семьи люди удовлетворяют свои эмоциональные потребности, члены семьи эмоционально поддерживают друг друга. Например, в семье Антоновых Юля готовится к экзаменам, и все члены семьи поддерживают и подбадривают ее. Кроме того, семья выполняет хозяйственно-экономическую функцию, которая проявляется в том, что семья формирует и использует свой бюджет, организует потребление продуктов и услуг. Также в семье распределяются домашние обязанности. Например, в семье Александровых домашние обязанности распределены следующим образом: мама готовит еду, дети накрывают на стол, а папа моет посуду. Таким образом, семья действительно является социальным институтом, деятельность которого направлена на выполнение важнейших функций.

Но наряду с тем, что семья является социальным институтом, она также является малой социальной группой. Подчеркнем, что социальная группа - это совокупность людей, имеющих какой-либо общий, социально значимый признак. В свою очередь для малой социальной группы характерны следующие особенности: небольшая численность, непосредственные личные контакты, близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения; общая деятельность, интересы, цели. Очевидно, что семья обладает выше перечисленными признаками, а, значит, является малой социальной группой. Так что же значит семья, как малая социальная группа? Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Принято выделять два типа семей. Это, во-первых, простая (нуклеарная) семья, то есть семья, состоящая из супругов и детей, не состоящих в браке, а, во-вторых, сложная (расширенная) семья, то есть семья, которая включает в себя три и более поколений или две и более нуклеарных семей, живущих вместе и связанных общим хозяйством. В настоящее время социологи различают две формы семей: патриархальную и демократическую. Для патриархальной или, как иначе говорят, традиционной семьи характерны специфические признаки. Одним из них является то, что под одной крышей проживает несколько поколений и лидером является старший мужчина, волю которого беспрекословно выполняю все члены семьи. Также существует четкое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей. Кроме того в патриархальных семьях существует экономическая зависимость женщины от мужчины, и роль женщины состоит в том, что она воспитывает детей и ведет домашнее хозяйство. В свою очередь демократическая или, иначе говоря, партнерская семья обладает своими особыми чертами: справедливое разделение домашних обязанностей, совместное обсуждение проблем, принятие решений с участием всех членов семьи, также экономическая самостоятельность мужчины и женщины. Стоит отметить, что в современном обществе преобладают партнерские семьи.

К сожалению, приходится признавать факт, что современная семья испытывает кризис. Это проявляется в том, что все чаще встречаются бездетные, неполные семьи, растет количество разводов, усиливается девиантное поведение в семье. Правда, социальное государство предпринимает специальные меры для решения этих проблем. Например, в России родителям выплачиваются денежные пособия при рождении ребенка, предоставляют финансовые льготы, вводят отпуска в связи с уходом за маленькими детьми, создают дошкольные детские учреждения.

Таким образом, семья - это и малая социальная группа, и социальный институт. Семья по-прежнему остается основой общества, его фундаментом. Значит, великий французский писатель Виктор Гюго был абсолютно прав, утверждая, что семья - это кристалл общества и его слова, сказанные в 19 веке, сохраняют свою актуальность и в наши дни"

ДОПИСАТЬ ПО ПРАВИЛАМ 2011г

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).

Человек - это существо биологическое и социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс социализации- приобщению к традиционным ценностям, устоям окружающего мира. Этот процесс ограничен двумя полюсами: рождением и смертью. С раннего детства человека окружают первичные агенты социализации: семья, детский сад, школа. Формирование характера и мировоззрений - вот главные задачи первичных агентов. Вторичные агенты социализации, такие как вузы, профессиональные учреждения, рабочее место, формируют картину огромного окружающего мира и места человека в нем. Благодаря агентам социализации человек становится личностью, проявляет свои индивидуальные особенности и способности во взаимодействии с людьми. Человек может определить кто он, сравнивая себя с другими людьми, прислушиваясь к мнению других. По теории Маслоу существует пирамида человеческих потребностей. Фундаментом пирамиды является биологические потребности (жажда, голод, сон, продолжение рода); в середине пирамиды находятся социальные потребности (труд, самореализация); и самыми верхними являются духовные потребности (познание, мировоззрение). Все потребности тесно связаны между собой. Человек не может жить без еды, воды, и воздуха, потом же он не может жить без общения с другими людьми. Истории известны факты о том, что без общения с людьми человек сходит с ума, а не развивая свои интеллектуальные способности, он перестает быть личностью и живет на природном уровне, удовлетворяя биологические потребности.

Таким образом, фундаментальной основой человека является его биологическая сущность, а стержневой основой - социальная. Я полностью согласна с мнением известного литератора В.Г.Белинского о том, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».

"В нынешние времена – все политика" (С. Къеркегор)

С. Къеркегор поднимает проблему политизации всех сторон жизни человека не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Что же такое политика? Политика – это искусство управлять обществом. Управлять при помощи чего? При помощи власти, для оказания влияние есть все условия. Это политические организации, партии, чиновничий аппарат, политические отношения, политическая идеология и все это направлено на организацию жизнедеятельности.

При демократическом режиме – государство, являясь главным политическим институтом, который осуществляет власть от имени народа, принимает законы, кодексы и другие документы по которым живет страна. Например, подошел пенсионный возраст человеку, он оформляется по закону о пенсионном обеспечении, желает человек вступить в брак - действует Семейный кодекс.

На международной арене сегодня проходят процессы глобализации. Есть так же международный порядок взаимоотношений, который называется геополитикой. Геополитическое устройство мира строится на принципах однополярности или многополярности. Международная политика, как предложил Дмитрий Медведев на саммите в Нью-Йорке, должна строиться на многополярности, т.е. взаимоуважении, с учетом интересов стран, а не диктата, какой-то одной страны. Сегодня на мировой арене действуют такие международные организации как МВФ,ООН,ОПЕК,МККК,ВТО и другие и множество международных документов, которые регламентируют жизнь людей в мире.

Например, желает человек иметь гражданство другой страны, кроме России – действуют международные документы о предоставлении двойного гражданства, причем страны договорились, что тройного гражданства не может быть. Нарушаются в какой-либо стране права человека международные организации вправе вмешаться.

В заключении я прихожу к выводу, что жизнь вне политики сегодня практически невозможна. Власть организует, защищает, предоставляет возможность развиваться, удовлетворять потребности человеку и обществу.

«Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т. Ойзерман)

В данном изречении Ойзерман поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной деятельности.

Эта проблема, по моему мнению, в современном мире актуальна. Ведь согласно антропосоциогенеза, человек как биопсихосоциальное существо имеет самую высокоорганизованную сущность, обладает развитым мышлением и сознанием. Он в силах создавать искусственную среду, использовать для создания чего-то нового силы природы. Например, известный ученый Д. Сахаров был одним из разработчиков атомного оружия, водородной бомбы. Теория расщепления ядра может принести благо, а может нанести непоправимый вред природе, обществу, человеку. Об этом затем и говорил Д.Сахаров в своих выступлениях.

И действительно, человек может достигать цели, выбирая средства и методы деятельности. И он может выбрать аморальный, приносящий зло метод. Ярким примером этого может служить отклоняющееся поведение, а именно правонарушения. Например, нож может служить и орудием убийства или обезболивающий морфин может служить наркотиком.

А вот поведение животных всегда предсказуемо, т.к. оно отражает заложенные природой инстинкты. Человек уже хорошо изучил животных и знает, что от них ожидать.

Таким образом, благодаря мышлению человек изобрел множество предметов, вещей, теорий, учений. Он может использовать все это во благо себе, обществу, природе., а может во вред. Все зависит от морально-нравственного состояния человека, какими ценностно-нравственными ориентирами он пользуется. Слова российского философа и историка Соловьева «Человек может быть определен как животное стыдящееся» подтверждают идею о том, что человек выбирает, как поступать и отвечает за свои поступки, в основе которых должны лежать нормы морали, но не всегда так бывает.

«Без многого может обойтись человек, только не без человека»

(Л. Берне)

Я считаю, что высказывание Людвига Берне, немецкого публициста и писателя, о том, что «без многого может обойтись человек, только не без человека», верно и сохраняет свою актуальность сегодня, поскольку общение является основным фактором формирования и становления личности.

Насколько мне известно, из курса обществознания, потребность – это нужда человека, в чём либо. Потребности можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и т.д.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и т.д.) и духовные (потребности в познании, знаниях, элементах духовной культуры). Первые формируют и обеспечивают жизнедеятельность человеческого организма, но существует целый ряд ситуаций, при которых человек не может в полной мере обеспечить удовлетворение фундаментальных потребностей. Примером таких ситуаций могут быть тяготы военного времени, неурожаи и массовый голод.

Анализируя социальные потребности, мы понимаем, что человек не может стать полноценным вне человеческого общества. Изначально люди устроены так, что они становятся членами человеческого сообщества. Они были в руках врача, мамы, в окружении семьи. Жизнь в изоляции от человеческого общества, является ничем иным, как существованием и часто, человек, оставаясь на длительное время один, сходит с ума или просто погибает.

Ярким примером являются так называемые «дети - маугли», выросшие в условиях социальной изоляции. Это человеческие дети, которые жили вне контакта с людьми с раннего возраста и практически не испытывали заботы и любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Процесс их реабилитации необычайно сложен, поскольку те, кто жил в обществе животных первые 5-6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведенные в последующем в обществе людей, где они получали достаточно заботы. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни и опыт социального поведения и общения.

Другим не менее показательным примером являются дети из неблагополучных семей. Они растут и воспитываются с раннего возраста в неблагоприятной обстановке, испытывают постоянный страх, отсутствие любви и заботы со стороны родителей. Такие дети оторваны от общества, они не ходят в школу, замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей. У них низкая самооценка, они употребляют алкоголь и наркотики. Безусловно, в конце концов, ни к чему хорошему это не приводит. Действительно жаль этих детей, ибо они знают о жизни больше, чем иные взрослые. Слишком многое им пришлось пережить и испытать.

Бесспорно, с изречением Л. Берне нельзя не согласиться, так как человек – не только природное, но и социальное существо, живущее в особом мире – в обществе. Человеку нужен другой человек, ибо именно он может разделить чувства и переживания, оказать посильную помощь, поддержать в трудных ситуациях. Нельзя обойти вниманием тот факт, что именно общение играет важную роль в удовлетворении одной из биологических потребностей - репродуктивной потребности, так как общение помогает людям лучше узнать друг друга, найти общие интересы, максимально сблизиться, заложив основу брака.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в основе всего лежит общение, а при отсутствии другого человека оно невозможно. Значит, прав был Л. Берне, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека».

«Без многого может обходиться человек, но только не без человека» , К. Бёрне

Выполнила: Яковлева Екатерина, 10 класс, МОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова

Руководитель: Китаева Татьяна Константиновна, учитель истории и обществознания

Я выбрала высказывание Карла Людвига Бёрне - немецкого публициста и писателя 19 века, остроумного и язвительного полемиста. На мой взгляд, афоризм: «Без многого может обходиться человек, но только не без человека», поднимает острые социальные вопросы взаимодействия и коммуникации людей, сущности человеческого бытия. Я думаю, что знаменитый писатель был прав, человек – биопсихосоциальное существо и одной из многих его социальных потребностей является - общение. Общение с людьми особенно в наше время является одним из определяющих факторов в жизни каждого. Но это общий, более широкий взгляд на проблему, актуальную и в наши дни. Мне же кажется, что в этом афоризме речь шла не только обо всём обществе, как о важном факторе существования, а о родных и близких для нас людях – семье, друзьях. Они раз за разом принимают нас такими, какие мы есть, с ошибками, поражениями, плохим настроением и проблемами. Ведь не зря в понятие «семья» ключевыми словами являются общность, помощь, ответственность: семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Приведу личный пример: не так давно со мной произошла не очень приятная ситуация - я поссорилась с близким мне человеком. В голове бушевала тогда вся гамма чувств, я была обижена, подавлена, расстроена. Мы так и не помирились, а спустя пару дней я узнала, что у этого человека в тот момент были проблемы, ему фактически не с кем было поговорить по душам. Когда я это услышала, первая мысль была от обиды: «Ну и что, тоже мне причина, можно и без близких людей отлично прожить». Но потом мне вспомнились все слёзы и вся боль, что были у меня после ссор с друзьями, жгучее чувство потери. В ту же секунду я поняла этого человека, ощутила вину и желание поскорее с ним поговорить. Эта ситуация невольно натолкнула меня на раздумья, способен ли человек жить, если рядом с ним нет людей, которые его любят и готовы быть рядом в худшие из дней. На свете немало тех, кто груб с окружающими, кто оскорбительно честен и не готов идти на компромиссы. Может быть, это означает, что дома такого человека ждёт любящая семья или верные друзья, и он защищен их любовью, поэтому не считает нужным выбирать выражения в общении с другими, посторонними людьми. Именно от близких он, как и любой другой человек, черпает силы жить, оставаться собой, воспринимать каждый новый день не как трагедию, а как новые возможности или просто время, полное приятных событий. Люди, которым есть к кому идти в трудный момент, слабо осознают всю ценность такого дара. Воспринимая это как должное, мы забываем, что наш мир из цветного разом превратится в чёрно-белый, если из него уйдут близкие. Человеку в жизни необходимы не только общество и окружающие, но и те, кто любит его и кого любит он сам. В моей жизни были ситуации, когда одиночество разъедало изнутри, как кислота. Это было худшее, что вообще со мной случалось, до сих пор я, вспоминая это, невольно вздрагиваю и с облегчением понимаю, что всё прошло. Я искренне надеюсь, что такого в моей жизни больше не будет, ведь на свете просто не существует ничего, что может помочь в этот момент. Жизнь тогда теряет смысл, и я уверена, что чувства подобного рода обуревают не только меня, но и всех людей. Действительно, человек может обойтись без многих материальных благ, но может ли человек обойтись без человека? Мой ответ – нет, «человек без людей» - это парадокс, а наша жизнь без них – рисунок простым карандашом, а не яркими красками.

«Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» , С. Паркинсон

Выполнила: Васюта Анастасия, 11 класс, МОУ СОШ № 26

Руководитель: Голубева Лидия Ивановна

По моему мнению, С.Паркинсон в своем высказывании имел ввиду то, что одним из страшнейших пороков в современном мире и на протяжении всей истории человечества является равнодушие. Но какой источник у этого порока? Толпа. Слившись с общей массой, человек теряет свою индивидуальность, собственное мнение, самого себя. Человек подчиняется общему мнению окружающей его массы. «Толпизм» действительно делает вполне образованных и интеллигентных людей, похожими на «человеческое стадо». Толпа религиозных фанатиков в печально известную Варфоломеевскую ночь убивала всех, не разбирая кто перед ней – католик или гугенот. Как сказал Х. Артега-и-Гасет: «Масса – это множество без особых достоинств». Человек не может двигаться вперед, развиваться внутренне и развивать что-либо или кого-либо вокруг себя, находясь в толпе. Психология толпы проста и незатейлива. И порой опасна. Либо толпа, видя лишь цель своего лидера, сметает все на своем пути и перешагивает через все моральные принципы (как пример можно рассмотреть геноцид, холокост и другие националистические нарушения прав человека, когда «массы давят массы»). Либо, в толпе без ярко-выраженного лидера селится паника, которая приводит к истерии или к массовому сумасшествию. Толпы футбольных фанатов устраивают массовые беспорядки: поджоги, драки, акты вандализма, не задумываясь о последствиях. Попадая в толпу, человек поддается стихийному напору и сливается с большинством. Или теряется и, возможно, это еще более трагично – его топчут (в прямом и переносном смысле). Он становится узником жестокости и ограниченности людей. Но что создает толпу? Что заставляет людей подчиняться «закону толпы»? Я думаю, это вечная проблема одиночества. Ища выход из окружающей пустоты, человек естественно стремится к людям, не задумываясь, действительно ли ему это нужно. Но одиночество скорее приводит в толпу. А порождает «толпизм» во многом ограниченность и нежелание развиваться самостоятельно, недаром одаренные, талантливые люди в большинстве своем одиноки. К сожалению, явление толпы достаточно часто захлестывает молодежь. Еще не до конца сформировавшиеся и не нашедшие себя, молодые люди под воздействием юношеского максимализма окунаются в серую или наоборот чересчур пеструю массу (именно под напором массовости многие начинают курить в очень раннем возрасте; действует принцип: «Все курят – и я буду!»). Итак, «толпизм» – это, прежде всего деградация, которой нет места в жизни цивилизованного человека.

"Надо стоять на своих собственных ногах и глядеть в лицо миру… Видеть мир таким, каков он есть, и не бояться его." Бертран Рассел

Ученицы 9 «Б» класса Роговской Алины МОУ «Гимназия №5»

Руководитель: Евсюткина Валентина Михайловна Г. Хабаровска

Вряд ли найдётся человек, который в первую секунду после прочтения этой цитаты, не согласится с идеей высказывания. Ведь многие окружающие постоянно твердят о «правильности» этой мысли. Но почему же тогда, в истории много примеров людей, отвернувшихся от общества и попытавшихся создать свой «идеальный» мир, вдали от человеческих пороков и недостатков? Замечая негармоничность и несправедливость жизни, одни, решив, что создать новое общество легче, чем улучшить существующее, организовывали утопические коммуны. На протяжении всего человеческого существования были такие люди. Вспомните, сколько известных философов, разочаровавшихся в жизни, старались осуществить свои задумки о безупречном мире? Примеры Роберта Оуэна, покинувшего английское «образованное общество» и организовывавшего в Америке коммунистическую производительную общину «Новая гармония», Эманоила Бэлэча́ну, румынского землевладельца и мыслителя, превратившего своё имение в фаланстер «Сельскохозяйственное и мануфактурное товарищество» (своеобразный вариант коммуны), показывают, что полноценная, гармоничная жизнь замкнутого «безукоризненного» общества невозможна. Такие искусственно созданные и оторванные от мира «организмы» не могут существовать и развиваться независимо от проблем и событий реальной жизни. В современном обществе тоже существуют желающие создать свой нереальный мир, но чаще это люди, замкнувшиеся в себе и зациклившие свою жизнь на алкоголе, наркотиках, компьютерных играх, то есть на вещах, способных создать иллюзию мира без проблем и забот. Я думаю, что такие люди – последователи отшельников. Но если раньше самовольные изгои уходили в лес, чтобы быть наедине с природой, современные «отшельники» остаются один на один с их зависимостью. Существует ещё один путь создания «совершенного» общества – религиозные секты. Сейчас люди, в надежде на лучшую жизнь, готовы иногда отдать всё, что имеют, незнакомым людям, которые часто оказываются мошенниками. Я считаю, что попытки спрятаться от проблем и несовершенства мирового общества бесперспективны. Разберём все три способа искусственного создания нового мира: политический, индивидуальный и религиозный. Начнём с политического. Как показывает история, организации, бегущие от несправедливости существующего общества, создают внутри себя ещё большую несправедливость, иногда даже диктатуру. Рассмотрим пример, который знают все – построение коммунизма, которое начиналось под лозунгами, достойными «идеального» мира, а закончилось – тоталитарным обществом. Теперь обратимся к индивидуальному пути – люди, оказавшиеся заложниками своей зависимости, просто физически не могут продолжить нормальное существование и нередко заканчивают очень печально. Религиозные же секты – это путь гибели личности человека. Основатели сект задавливают характер попавшего туда и заставляют подчиняться себе. Поэтому я думаю, что не надо пытаться создавать свои «безупречные» мирки, а чтобы развиться до собственного понятия успешного человека, надо следовать совету Рассела: смело вторгаться в мир, не бояться сложностей и неудач, иметь свою жизненную позицию и уметь отстаивать собственные убеждения. Ведь развивая себя, мы улучшаем общество, повышая свою нравственность, мы формируем более высокие моральные принципы в обществе, уделяя внимание своему образованию и культуре, мы делаем наше общество значимее! У каждой личности есть выбор, как найти место в этой жизни. Я выбрала путь Бертрана Рассела –идти навстречу миру. А в заключении, я бы хотела написать своё стихотворение, сочинённое несколько месяцев назад, которое в периоды сомнений и отчаяния напомнит мне о моём выборе:

Покинуть этот мир легко,

Мечтой забывшись, растворится…

Ведь, если мысли далеко

И так приятны, что не спится,

Ты забываешь обо всем,

Что утром в голове кружится.

И ты уже ни жив, ни мертв,

Живя мечтами, явь ты губишь…

Из моря мыслей не всплывёшь,

Если иллюзий не разлюбишь…

И что! Пусть невозможно сложно

Утопию покинуть ради

Не склонной к вере и пощаде

Реалии, счастливой ложно.

Но ты живи, борись, страдая,

Или из глаз струя густая

Живых, горячих слёз польётся,

Когда не жил, а умирать придётся…