«Битва за Англию. Битва за англию

Битва за Англию - под таким названием вошло в историю Второй мировой войны воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 - мае 1941. Летом 1940 Гитлер с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пытался заключить мир с Великобританией, но успеха не достиг. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву №16 о подготовке операции "Морской лев" против Англии, а 1 августа директиву №17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции. Для этого было выделено 3 воздушных флота: 3-й (генерал-полковника Г. Шперле, на сев.-зап. Франции), 2-й (генерал-полковника А. Кессельринга, на сев.-вост. Франции) и 5-й (генерал-полковника Г. Штумпфа, в Норвегии), в состав которых входило 2800 самолетов, в т. ч. 1600 бомбардировщиков.

Англия для воздушного прикрытия страны располагала 4 авиагруппами под общим командованием маршала авиации Даудинга (704 самолета, в т. ч. 620 истребителей, и 289 в резерве); вдоль побережья располагалась сеть радиолокационных установок, обеспечивавших систему ПВО (80 радиолокаторов). 12 и 13 августа 1940 немецкая авиация произвела первые массированные налеты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолето-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолето-вылетов (против 975 у англичан). В этих воздушных боях выявилось превосходство английской авиации. Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолетов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолето-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам. С 7 сентября она развернула бомбардировки крупных городов Англии и прежде всего Лондона (особенно сильным был налет 15 сентября). Английская ПВО оказывала упорное сопротивление: с августа по октябрь 1940 было сбито 1103 немецких самолета (англичане потеряли 642 самолета). В ноябре немецкая авиация перенесла главный удар на периферийные города и порты Англии (Бирмингем, Саутгемптон, Ливерпуль, Бристоль, Плимут). В ночь на 15 ноября был почти полностью уничтожен город Ковентри. В дальнейшем налеты стали слабее, за исключением отдельных (например, налет 685 самолетов 17 апреля 1941 на Лондон). В 1940 германская авиация сбросила на Англию около 37 тыс. т бомб и в 1941 (главным образом до мая) около 22 тыс. т. За год (с июня 1940 по июнь 1941) в результате налетов было убито свыше 43 тыс. человек и тяжело ранено около 51 тыс. Ряд городов был сильно разрушен. Однако главная цель - вывести Великобританию из войны - достигнута не была, т. к. английский народ проявил мужество и волю к сопротивлению. Немецкие ВВС понесли тяжелые потери. Немаловажное значение имело то, что немецкое командование в условиях подготовки войны против СССР не могло бросить все силы авиации против Великобритании.

ПРЕЛЮДИЯ К ВТОРЖЕНИЮ НА БРИТАНСКИЕ ОСТРОВА

В реалиях Битва за Британию свелась к борьбе за господство в воздухе над Южной, Юго-Восточной Англией и проливом Ла-Манш (с начала июля по конец октября 1940 года).

Выражение «Битва за Британию» было придумано премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем вскоре после поражения английского экспедиционного корпуса во Франции и эвакуации его из Дюнкерка в метрополию. Это пафосное название имело своей целью сплотить нацию для противодействия немецкой агрессии.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЮФТВАФФЕ

Военно-воздушные силы фашистской Германии (люфтваффе) всеми силами старались добиться превосходства над Истребительным командованием Великобритании. В свою очередь, английские Королевские ВВС (RAF) старались сохранить собственную боеспособность и вывести из строя как можно больше немецких самолетов. Ситуация для англичан усугублялась еще и тем, что налеты на Соединенное Королевство противник мог осуществлять не только с территории Франции, но и из Германии, Бельгии, Норвегии, Дании и Нидерландов. Потенциально немцы и итальянцы могли совершать вылеты своей авиации на бомбежку из любой точки европейского побережья от Арктики до Пиренеев. Превосходство люфтваффе над RAF было подавляющим, но не все было таким однозначным, как казалось.

БРИТАНСКАЯ СИСТЕМА ПВО

Во-первых, еще в марте 1939 года британской спецслужбе МИ-6 удалось добыть секреты немецкой шифровальной машины «Энигма», и англичане в основном были в курсе планов немецкого верховного главнокомандования. Во-вторых, британцы создали эффективную систему раннего предупреждения о воздушном нападении. На первой линии обороны они разместили 18 радиолокационных станций высотного контроля (РСВК), которые в основном располагались на побережье Южной и Восточной Англии. Эти станции обнаруживали вражеские самолеты на средних и больших высотах на расстоянии до 200 км, однако очень приблизительно определяли их количество. Для обнаружения низколетящих самолетов были задействованы радиолокационные станции контроля за низкими высотами (РСНКУ). Они давали возможность следить за низколетящими самолетами в воздушном пространстве на дистанции до 70 км.

Радарные станции и посты наблюдения собирали обильную информацию о воздушном противнике, которая подвергалась тщательной фильтрации, чтобы исключить дублирование и ошибки. После этого она поступала в штабы авиагрупп, потом на командные пункты секторов обороны, которые и наводили эскадрильи английских истребителей на подлетающего противника. Весь процесс передачи и обработки информации занимал не более четырех минут, за которые немецкие бомбовозы пролетали лишь около 19 км. Поэтому направленные на врага британские истребители в большинстве случаев их перехватывали. Для того чтобы отслеживать передвижение своих эскадрилий, применялся специальный радиомаяк. Он монтировался на одном истребителе в каждой эскадрилье и регулярно, каждую минуту в течение 14 секунд, передавал опознавательный сигнал, с помощью которого на земле следили за местоположением подразделения, наводя его на цель.

В-третьих, 14 мая 1940 года британцы, наконец, образовали министерство авиационной промышленности (во главе с лордом Бивербруком), которое в бешеном темпе занялось производством английских боевых самолетов.

ПЕРВАЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

Самые первые налеты немецкая авиация совершила на Англию в ночь на 6 июня 1940 года (около 30 самолетов атаковали аэродромы и другие объекты, расположенные на восточном побережье Англии), затем наступило затишье. Но после капитуляции Франции (22 июня 1940 года) ночные налеты группами до 70 самолетов вновь возобновились.

2 июля 1940 года ВВС Германии получили приказ начать кампанию против Соединенного Королевства, целью которой было уничтожение английской боевой авиации, воспрещение торгового судоходства в проливе Ла-Манш, уничтожение сооружений в портах Англии и минирование подходов к ним. 4 июля немецкие самолеты напали на британские конвои в Ла-Манше и бомбардировали морскую базу в Портленде. 10 июля бомбардировщики Дорнье Do 17 под прикрытием двадцати «Мессершмиттов» атаковали конвой «Брэд».

Считается, что первая фаза Битвы за Британию началась 10 июля, а закончилась 11 августа 1940 года. К 8 августа британское Адмиралтейство потеряло от немецких бомбовых ударов два эскадренных миноносца и 18 транспортных и вспомогательных судов. За месяц дневных налетов фашисты потопили английские корабли общим тоннажем около 40 000 брт. Истребители RAF с 10 июля по 10 августа 1940 года сбили 227 самолетов противника (потеряв 96 своих).

ВТОРАЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

В дальнейшем, понимая, что атаками на английские корабли превосходства в воздухе им не завоевать, немцы изменили тактику. Теперь главными объектами атак стали британские самолеты, аэродромы, авиационные школы, предприятия, производящие самолеты, радарные станции.

С 19 августа командование RAF резко изменило тактику действий истребительной авиации — главной ее задачей стала защита собственных аэродромов. Летчикам предлагалось по возможности избегать вступления в бой с немецкими истребителями сопровождения, а нападать и уничтожать в первую очередь именно бомбардировщики. Силы английских ВВС таяли на глазах: большая часть аэродромов была сильно повреждена бомбежками, а летный состав RAF был совершенно вымотан непрерывными боевыми вылетами.

ЗАСЛУЖЕННАЯ ПОБЕДА БРИТАНСКИХ ЛЕТЧИКОВ

Летчики-истребители британских Королевских ВВС внесли огромный вклад в дело победы в Битве за Британию. Они позволили Соединенному Королевству сохранить свой суверенитет и разрушили планы Гитлера.

К началу сентября 1940 года ситуация для Англии сложилась просто критическая, потери в истребителях стали так велики, что промышленность не успевала их восполнять, а летные школы — готовить новых воздушных бойцов. И тут случилось чудо.

ТРЕТЬЯ ФАЗА ОПЕРАЦИИ

С 7 сентября 1940 года началась третья фаза Битвы за Британию — люфтваффе оставили в покое Королевские ВВС и перешли к бомбардировкам Лондона и других густонаселенных городов Великобритании. А подоплека этих событий была такова… «Ночью 24 августа 1940 года немецкие самолеты по ошибке сбросили несколько бомб на Лондон. В следующую же ночь британские военно-воздушные силы ответили на это налетом на Берлин, в котором принимало участие 80 бомбардировщиков. Тогда взбешенный Гитлер приказал люфтваффе прекратить бомбежку наземных баз британской авиации и сосредоточиться на Лондоне… В этот самый трудный момент, когда британская противовоздушная оборона была почти преодолена и победа немцев в воздухе представлялась неминуемой, британская авиация получила возможность перевести дух и пополнить свои силы.

7 сентября немецкое командование подняло в воздух 348 бомбардировщиков под прикрытием 617 истребителей — самое большое количество самолетов с начала Битвы за Британию. С земли эта армада была похожа на огромную черную тучу, двигавшуюся к Лондону на высоте около трех километров. Большинство британских эскадрилий охраняли свои аэродромы, поэтому «Юнкерсы» и «Хейнкели» спокойно отбомбились по докам Вест-Хэма, Вуличскому арсеналу и другим промышленным объектам Лондона. Но это было еще не все. Примерно в 20 часов на столицу Британии обрушилась вторая волна бомбардировщиков, которые прекрасно ориентировались по пожарам в горящих кварталах города. В эту ночь 250 бомбовозов сбросили на город 300 тонн фугасных и 13 000 зажигательных бомб.

Но последующие бомбежки городов Великобритании проходили для немцев уже не так успешно. RAF оказывали им активное противодействие. 15 сентября 1940 года в воздушном сражении наконец наступил перелом. Около полудня большая группа бомбардировщиков «Дорнье» в сопровождении 150 истребителей прикрытия вошла в воздушное пространство Великобритании в районе Дандженесса. Почти сразу их встретили английские «Спитфайры», которые с ходу вступили в бой. Когда первые немецкие бомбардировщики оказались над пригородом Лондона, истребители прикрытия уже выработали в бою горючее, необходимое для сопровождения, и повернули назад, а пять британских эскадрилий из 12-й авиагруппы под руководством Дугласа Бадера (знаменитого английского безногого летчика) пошли в лобовую атаку на незащищенные «Дорнье». В это же время еще несколько истребительных эскадрилий атаковали немцев с других ракурсов. Немецкие экипажи стали поспешно избавляться от бомб и спасаться бегством. Через два часа атака повторилась — и снова с таким же результатом. В боях немцы потеряли 56 самолетов, а 22 машины были сильно повреждены. Потери британцев составили 20 истребителей сбитыми и 16 поврежденными.

К середине лета 1940 года план Германии под кодовым названием «Морской лев» был готов. Планировалось высадить с моря и воздуха 25 немецких дивизий на Британские острова. Но реализация задуманного все время откладывалась. Гитлер медлил. И на это были веские причины.

Осуществить вторжение через пролив Ла-Манш – это для гитлеровского командования задача не из простых. Для того чтобы начать наземную операцию, Гитлеру нужно было получить господство в воздухе и уничтожить базы английских ВВС. Шеф люфтваффе Герман Геринг заявил, что на это уйдет всего лишь четыре дня.

Но сначала Гитлер оккупировал Францию в надежде, что Англия сама начнет просить его о мире. Этого не произошло.

Лондон против Берлина

Наконец, в пятницу 13 августа 1940 года фашисты предпринимают первое массированное воздушное наступление. Чтобы усилить нажим, немцы бомбят английскую территорию по ночам. Это привело к неожиданным результатам. Несколько бомбардировщиков Хейнкель-111 сбились с курса и сбросили бомбы на Лондон. Это была первая атака на гражданский объект. На следующий день 80 самолетов королевских ВВС ответили бомбежкой в Берлине. Гитлер пришел в ярость. Он потребовал в ответ провести массированный бомбовый удар. Приказ фюрера был выполнен. 7 сентября немцы разбомбили доки и мирные кварталы. Погибло более 450 человек. Но это было главной ошибкой Геринга. Он отвлек значительные силы от бомбардировки английских военных аэродромов и перекинул их на Лондон. Так английские ВВС смогли получить необходимую передышку.

«Битва за Британию»

Самолеты люфтваффе проигрывали королевским военно-воздушным силам. Это со всей очевидностью показали результаты грандиозной воздушной битвы за Британию, развернувшейся с 9 июля по 30 октября 1940 года. Немцы потеряли 1887 самолетов, англичане – 1547. Причем немецкие силы были оснащены большим количеством самолетов: 4074 единицы против 1963 английских самолёта.

Командующий люфтваффе Герман Геринг не смог объяснить, почему его подразделения не смогли победить малочисленные английские силы под командованием Хью Даудинга.

К 17 сентября Гитлер приостановил операцию «Морской лев» несмотря на то, что ему предлагали другой вариант ведения боевых действий: пролив Ла-Манш нужно заминировать полностью и высадить десант при поддержке авиации с воздуха. Но этого немецкие летчики сделать не смогли. Имея численное преимущество по количеству самолетов почти в три раза, они не победили королевские ВВС.

Даже в случае успешной высадки немецкого десанта, 28 английских дивизий, в том числе три танковые, с легкостью одолели противника.

Английская воздушная стратегия

По приказу английские летчики были разделены на высший, средний и низкий классы. Летчикам высшего класса позволялось атаковать в воздухе любого противника. Некоторые из них совершили по 100 боевых вылетов. Средний класс летчиков постоянно обучали, а летчиков самой низкой ступени старались держать на земле как можно дольше.

Одно из условий для летчиков высшего класса – по сигналу воздушной тревоги нужно было добежать до самолета за три минуты.

Летчики вылетали на задание малыми группами, вместо одной большой, как это было раньше.

Англичане дрались в небе настолько самоотверженно, что поражали хваленых немецких асов. 20 немецких самолетов сбил сэр Дуглас Роберт. Его ноги были обуты в протезы.

Немцы были избалованы легкими победами в небе над Польшей, Данией, Францией, Голландией и Норвегией. Они оказывали поддержку своим войскам в блицкриге и не смогли перестроиться на новые методы ведения воздушных боев в небе над Британией, поскольку необходимо было выполнять стратегические задачи.

Наука помогает побеждать

Английские ученые разработали радар преждевременного предупреждения. Командование люфтваффе недооценило этот радар. Это было первой серьезной тактической ошибкой. Именно это техническое новшество спасает королевские силы в первые недели от разгрома. Летчики могли видеть противника задолго до непосредственного физического контакта с ним.

ВМФ Англии – на первом месте

У Англии было 12 авианосцев, включая легкие и малые, у немцев – всего лишь четыре.

Английские восемь тяжелых больших крейсеров сражались против шести немецких.

Количество эсминцев превосходило в несколько раз: 230 против 42 немецких эсминцев.

Несмотря на то, что в Великобритании количество подводных лодок – 147 против 1170 немецких - было намного меньше, немецкие подлодки оставили в техническом оснащении. Они не были оснащены радарами, которые Гитлер запретил использовать не только в авиации, но и на флоте. Из-за этого в 1943 году немецкие подводники понесли огромные потери, десятки субмарин были пущены ко дну.

Политический талант английского руководства

Если бы Советский Союз капитулировал, то переоснащенная армия и флот Германии могли нанести мощный удар по Великобритании. Предвидя такое развитие событий, Черчилль заручился поддержкой Америки и приобрел надежного союзника, который стал поставлять по ленд-лизу необходимое вооружение. В свою очередь Англия организует помощь Советскому Союзу, своему мощному и единственному сухопутному союзнику.

Военное снаряжение, боеприпасы идут морским путем и через Персидский коридор. В Англии со всей очевидность понимают хрупкость своего положения рядом с фашистской Германией. В стране появляется новая система обороны, передовое вооружение. Создаются специальные подразделения по борьбе с Германией. Каждый год строятся новые корабли, оснащенные средствами борьбы с подводными лодками. Затраты из государственного бюджета на военные цели идут многомиллионные. Англия лучше своих противников была подготовлена к долгосрочной обороне и оказалась в выигрышной позиции.

Воздушная битва за Англию

«Битва за Англию» - общепринятое название периода , когда люфтваффе при помощи массированных налетов и бомбежек попытались перед запланированным вторжением в Великобританию с моря и по воздуху в рамках операции «Морской лев» завоевать воздушное пространство, уничтожить авиационные заводы и запугать гражданское население

По мнению премьер-министра Великобритании У. Черчилля Битва за Англию началась 10 июля 1940 года, закончилась 18 июня 1941 года

История Битвы за Англию. Кратко

  • 1940, 4 июня — на фоне поражений французской армии У. Черчилль от имени правительства Великобритании выразил готовность его страны бороться с Гитлером:
  • 1940, 10 июня — Англии объявила войну Италия
  • 1940, 14 июня — немецкие войска вступили в Париж
  • 1940, 17 июня — французское правительство Петена, убедившись, что армия более не может оказывать сопротивление Гитлеру, запросило перемирия

«Битва, которую генерал Вейган называл битвой за Францию, закончена. Я полагаю, что сейчас начнется битва за Англию. От исхода этой битвы зависит существование христианской цивилизации» (У. Черчилль «Вторая мировая война»)

  • 1940, июнь — «У нас почти не было противотанковых пушек и боеприпасов и даже обыкновенной полевой артиллерии…Я посетил наше побережье в заливе Сен-Маргарет, вблизи Дувра. Бригадный генерал сообщил мне, что в его бригаде имеются всего три противотанковые пушки, прикрывающие четыре или пять миль этой весьма угрожаемой береговой линии обороны. Он заявил, что имеет только по шесть снарядов на пушку…» (У. Черчилль)
  • 1940, 2 июля — первая директива Гитлера о составлении плана вторжения в Англию. Он считал, «что при определенных условиях, самым важным из которых является обеспечение превосходства в воздухе, высадка в Англии могла бы состояться»
  • 1940, начало июля — германские военно-воздушные силы пополнили и перегруппировали свои соединения и разместились на всех французских и бельгийских аэродромах, с которых предполагалось повести наступление
  • 1940, 10 июля — начало воздушной битвы за Англию
  • 1940, 16 июля — «Поскольку Англия, несмотря на ее безнадежное в военном отношении положение, не проявляет признаков готовности прийти к соглашению, я решил подготовить десантную операцию против Англии и в случае необходимости – осуществить ее… Подготовку к операции следует завершить к середине августа» (Гитлер)
  • 1940, 21 июля — встреча руководителей трех видов германских вооруженных сил с Гитлером. Он сообщил им, что решающий этап войны наступил и осуществление операции «Морской лев» является самым действенным средством быстрого её завершения
    «Время года служит важным фактором, поскольку погода в Северном море и в Ла-Манше во второй половине сентября бывает очень плохой, а в середине октября начинаются туманы. Поэтому главная часть операции должна быть завершена к 15 сентября»
  • 1940, 31 июля — Гитлер сказал адмиралу Редеру: «Если после восьми дней интенсивной воздушной войны немецкая авиация не уничтожит значительную часть вражеской авиации, портов и военно-морских сил, всю операцию придется отложить до мая 1941 года»

«В эти летние дни 1940 года после падения Франции мы были в полном одиночестве. Ни один английский доминион не мог оказать нам …помощь. Победоносные огромные германские армии, прекрасно вооруженные, обладающие большими запасами захваченного оружия и арсеналами, готовились к последнему удару. Италия с ее многочисленными и внушительными войсками объявила нам войну и энергично добивалась нашего поражения на Средиземном море и в Египте. На Дальнем Востоке Япония держалась загадочно… Советская Россия была связана пактом с нацистской Германией и оказывала Гитлеру значительную помощь сырьем. Испания … могла…в любой момент…напасть на Гибралтар, либо установить батареи, чтобы закрыть проход через пролив. Франция Петэна…могла быть вынуждена в любой момент объявить нам войну. Поистине у нас не было недостатка во врагах» (У. Черчилль)

  • 1940, июль-начало августа — беспрерывные и жестокие воздушные бои над Кентским мысом и побережьем Ла-Манша
  • 1940, 15 августа — крупнейшее за тот период войны сражение в воздухе: было проведено пять ожесточенных боев на фронте в 500 миль. Около 100 бомбардировщиков в сопровождении 40 истребителей Me-110 были брошены против долины реки Тайн. Более 800 самолетов было направлено на юг, чтобы сковать английские силы, которые, по предположениям немцев, уже были там сосредоточены. Немцы потеряли 76 самолетов против 34 английских
  • 1940, 22 августа — немецкие батареи впервые открыли огонь по каравану судов в проливе Па-де-Кале и позже подвергли обстрелу Дувр. Им ответило только одно из английских 14-дюймовых орудий, которое уже было готово к действию
  • 1940, 24 августа — первая бомбардировка пригорода Лондона
  • 1940, 24 августа-6 сентября — истребительная авиация Англии серьезно ослаблена. За две недели погибли 103 летчика, 128 были ранены, 466 самолетов уничтожены и повреждены
  • 1940, 26 августа — первая бомбардировка англичанами Берлина. Из 81 одного самолета вернулись только треть. Но психологические последствия оказались огромными: впервые с начала войны Германии пришлось защищать собственную территорию
  • 1940, 30 августа — германский военно-морской штаб имел 168 транспортов (водоизмещением в 700 тысяч тонн), 1910 барж, 419 буксиров и траулеров, 1600 моторных катеров. Всю эту армаду нужно было укомплектовать личным составом и доставить по морю и по каналам в порты сосредоточения. Однако к 15 сентября успеть сделать это не представлялось возможным. Вторжение было перенесено на 21 сетнября
  • 1940, 1 сентября — началось передвижение большого потока судов, на которых предполагалось совершить вторжение
  • 1940, 6 сентября — 68 немецких самолетов бомбили Лондон
  • 1940, 7 сентября — Геринг публично объявил, что берет на себя командование воздушным сражением, и перешел от дневных налетов к ночным и от налетов на базы истребителей к налетам на обширные, тесно застроенные районы Лондона
  • 1940, 7 сентября — Налет 300 самолетов на Лондон.
  • 1940, 7 сентября-3 ноября — каждую ночь на Лондон совершали налет в среднем 200 германских бомбардировщиков
  • 1940, 9 сентября — тяжелый обстрел Дувра. По городу было выпущено свыше 150 снарядов
  • 1940, 10 сентября — вторжение перенесено на 24 сентября
  • 1940, 12 сентября — запись в журнале германского военно-морского штаба: «Война в воздухе ведется как «абсолютная воздушная война» без учета нынешних требований морской войны и вне рамок операции «Морской лев». В ее нынешней форме воздушная война не может помочь подготовке к операции «Морской лев»,…поэтому по оперативным причинам пока еще нельзя думать об осуществлении высадки»
  • 1940, 14-15 сентября — крупнейший массированный авианалет на Лондон. Английские летчики вывели из строя около полусотни истребителей и бомбардировщиков врага

«15 сентября явилось переломным моментом в битве за Англию. Той же ночью наша бомбардировочная авиация совершила массированный налет на суда в портах между Булонью и Антверпеном. Особенно тяжелый ущерб был нанесен противнику в Антверпене». Англичане называют 15 сентября «днем битвы за Британию»

  • 1940, 17 сентября — дата вторжения отложена на неопределенный срок

«Теперь наша судьба зависела от победы в воздухе. Германские руководители признали, что успех всех их планов вторжения в Англию зависит от того, удастся ли им добиться превосходства в воздухе над проливом и пунктами намеченной высадки на нашем южном побережье. Подготовка портов погрузки, сосредоточение транспортов, очистка от мин проходов и установка новых минных полей – все это было невозможно без защиты от налетов английской авиации. Для практической переброски и высадки десантов установление полного господства в воздухе…имело решающее значение. Таким образом, успех зависел от уничтожения английской авиации и системы аэродромов между Лондоном и морем.
Геринг отнюдь не возражал против этого, считая, что благодаря своему большому численному превосходству германская авиация через несколько недель…разобьет английскую противовоздушную оборону, уничтожит английские аэродромы..и установит полное господство над проливом. Но, помимо этого, он был уверен в том, что бомбардировка Англии, и особенно Лондона, доведет вырождающихся миролюбивых англичан до такого состояния, что они запросят мира, особенно если на их горизонте будет непрерывно расти угроза вторжения»
(У. Черчилль «Вторая мировая война»)

  • 1940, 27 сентября — Геринг, ранее убеждавший Гитлера в том, что массированные бомбардировки Лондона сыграют решающую роль в битве за Англию, отказался от надежды добиться победы таким образом. «Несмотря на то что в течение октября Лондон получал сполна всю причитавшуюся ему долю, усилия немцев дробились на частые дневные и ночные налеты, предпринимавшиеся в небольших масштабах и во многих местах. Сосредоточение сил уступило место их распылению; началась битва на истощение»
  • 1940, 15 октября — около 480 германских самолетов сбросили 386 тонн бомб большой взрывной силы и, кроме того, 70
    тысяч зажигательных бомб. Это был самый ожесточенный налет на Лондон за весь месяц.
  • 1940, 14 ноября — Авианалет на город Ковентри. Ночью почти 500 немецких самолетов сбросили 600 тонн бомб большой мощности и тысячи зажигательных бомб. Центральная часть Ковентри была совершенно разрушена, и жизнь в ней была на некоторое время полностью парализована. 400 человек было убито и еще большее количество тяжело ранено. Однако важнейший завод авиационных моторов и инструментальный завод не прекратили работу; через неделю жизнь в Ковентри была восстановлена
  • 1940, 15 ноября — жестокая бомбардировка Лондона
  • 1940, 19-22 ноября — Бомбардировки Бирмингема, около 800 человек было убито, свыше 1000 ранено
  • 1940, конец ноября-начало декабря — крупные налеты на Бристоль, Саутгемптон, Ливерпуль, Плимут, Шеффилд, Манчестер, Лидс, Глазго
  • 1940, 29 декабря — Очередная жестокая бомбардировка Лондона, пострадал район Сити

«Наступила зима с обычными в это время штормами. Угроза вторжения определенно ослабела. Воздушная битва за Англию была выиграна. (И поскольку) господство на море или в воздухе не было обеспечено, представлялось невозможным двинуть германские армии через Ла-Манш. Попытки немцев запугать английскую нацию или подорвать ее способность вести войну и сломить ее волю бомбардировками потерпели крах»

  • 1941, 31 мая — бомбардировка Дублина

Уинстон Черчилль установил дату окончания Битвы за Англию 18 июня 1941 года. Одной из причин этого была его уверенность в том, что Германия уже не в состоянии проводить массированные бомбардировки английских городов. Таким образом, периодом Битвы за Англию считается 10 июля 1940 года — 18 июня 1941-го

  • 1942, 13 февраля — командующий кригсмарине адмирал Редер в последний раз беседовал с Гитлером об операции «Морской лев» и убедил его дать согласие на прекращение какой-либо подготовки в этом направлении

Итог Битвы за Англию

« Попытки немцев запугать английскую нацию или подорвать ее способность вести войну и сломить ее волю бомбардировками потерпели крах... Удивительно ли, что Гитлер... обратил свои взоры на Восток? Как и Наполеон в 1804 году, он отказался от мысли напасть на наш остров, по крайней мере, до тех пор, пока не устранит восточную угрозу. Он считал, что сейчас должен любой ценой урегулировать дела с Россией, прежде чем поставить все на карту вторжения в Великобританию...
Нужно отдать справедливость Сталину, он всеми силами старался лояльно и верно

Битва за Англию 1940-41

под таким названием вошло в историю 2-й мировой войны 1939-45 воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 - мае 1941. Летом 1940 правительство фашистской Германии с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пыталось заключить мир с Великобританией, но успеха не достигло. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву № 16 о подготовке операции «Морской лев » против Англии, а 1 августа директиву № 17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции. Для этого было выделено 3 воздушных флота: 3-й (генерал-полковника Г. Шперле, на С.-З. Франции), 2-й (генерал-полковника А. Кессельринга, на С.-В. Франции) и 5-й (генерал-полковника Г. Штумпфа, в Норвегии), в состав которых входило 2800 самолётов, в том числе 1600 бомбардировщиков. Англия для воздушного прикрытия страны располагала 4 авиагруппами под общим командованием маршала авиации Даудинга (704 самолёта, в том числе 620 истребителей, и 289 в резерве); вдоль побережья располагалась сеть радиолокационных установок, обеспечивавших систему ПВО (80 радиолокаторов). 12 и 13 августа 1940 немецкая авиация произвела первые массированные налёты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолёто-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолёто-вылетов (против 975 у англичан). В этих воздушных боях выявилось превосходство английской авиации. Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолётов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолёто-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам. С 7 сентября она развернула бомбардировки крупных городов Англии и прежде всего Лондона (особенно сильным был налёт 15 сентября). Английская ПВО оказывала упорное сопротивление: с августа по октябрь 1940 было сбито 1103 немецких самолёта (англичане потеряли 642 самолёта). В ноябре немецкая авиация перенесла главный удар на периферийные города и порты Англии (Бирмингем, Саутхемптон, Ливерпул, Бристоль, Плимут). В ночь на 15 ноября был почти полностью уничтожен г. Ковентри. В дальнейшем налёты стали слабее, за исключением отдельных (например, налёт 685 самолётов 17 апреля 1941 на Лондон). В 1940 германская авиация сбросила на Англию около 37 тыс. т бомб и в 1941 (главным образом до мая) около 22 тыс. т. За год (с июня 1940 по июнь 1941) в результате налётов было убито свыше 43 тыс. человек и тяжело ранено около 51 тыс. Ряд городов был сильно разрушен. Однако главная цель - вывести Великобританию из войны - достигнута не была, т.к. английский народ проявил мужество и волю к сопротивлению. Немецкие ВВС понесли тяжёлые потери. Немаловажное значение имело то, что немецко-фашистское командование в условиях подготовки войны против СССР не могло бросить все силы авиации против Великобритании.

Лит.: Вторая мировая война, М., 1958; Ричардс Р. и Сондерс Х., Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне. 1939-1945, пер. с англ., М., 1963.

И. Е. Зайцев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Битва за Англию 1940-41" в других словарях:

    Битва за Британию 1940 г - Битва за Британию - принятое в исторической литературе название периода интенсивных воздушных ударов немецкой авиации по Британии и действий английских средств ПВО по их отражению во Второй мировой войне. Основная цель воздушных ударов… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Битва за Британию (1940-1941) - В Великобритании 15 сентября отмечают День Битвы за Британию (Battle of Britain). Битвой за Британию (в России принято название Битва за Англию) в исторической литературе называют период интенсивных воздушных ударов немецких ВВС по… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Битва за Англию - (Britain, battle of) (авг. окт. 1940 г.), серия возд. сражений ВВС Великобритании и Германии над терр. Британских о вов. Оккупировав Францию, Германия начала бомбардировки англ, судов береговой обороны, провоцируя вылеты англ, истребительной… … Всемирная история

    Во время 2 й мировой войны воздушная борьба над Британскими о вами в августе 1940 мае 1941. Немецко фашистское командование пыталось массированными воздушными налетами добиться капитуляции Великобритании и этим обеспечить себе тыл в готовившейся… … Большой Энциклопедический словарь

    - «БИТВА ЗА АНГЛИЮ», во время Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) воздушная борьба над Британскими островами в августе 1940 мае 1941. Немецко фашистское командование пыталось массированными воздушными налетами добиться капитуляции… … Энциклопедический словарь

    Битва за Британию Вторая мировая война Наблюдатель на крыше в Лондоне Дата 9 июля 1940 … Википедия

    Битва за Британию Вторая мировая война Наблюдатель на крыше в Лондоне Дата 9 июля 1940 … Википедия

    - (Britain, Battle of) 2 я мировая война 10 июля 1940 нем. самолеты начали бомбить суда в Ла Манше, в рамках подготовки к операции Морской Лев, запланированному вторжению на Британские о ва силами до 20 дивизий. Ранее в июле Гитлер отдал приказ о… … Энциклопедия битв мировой истории

    Битва за Англию - Под таким названием вошло в историю 2 й мировой войны воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 мае 1941. Летом 1940 Гитлер с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пытался заключить мир с Великобританией, но… … Энциклопедия Третьего рейха

Книги

  • Линейный крейсер "Михаил Фрунзе" , Коваленко Владимир Эдуардович. Книга в жанре альтернативной истории, повествующая о действиях линейного крейсера "Михаил Фрунзе" в Эгейском море в 1940 году. Еще гремит" Битва за Англию", но Германия ее уже проиграла.…