Бунин красавица читать краткое содержание. Анализ рассказа бунина красавица сочинение

Кузнецова Анастасия,

ученица 11 класса МАОУ СОШ №14

Учитель: Миронова Елена Владимировна.

Целостный анализ прозаического текста.

И.А.Бунин «Красавица».

И.А.Бунин – превосходный писатель. Мне безумно нравится его творчество. Особенно мне запомнились такие его произведения, как: «Темные аллеи» и «Легкое дыхание», написанные на тему любви, трагической любви. Мы знаем, что писатель эмигрировал во Францию, долгое время жил в Париже, но его мысли вновь и вновь возвращались к России. Поэтому огромное место в его творчестве занимает тема Родины.

Рассказ «Красавица» посвящен теме тяжелого детства, взаимоотношений в семье. В нем раскрывается идейно-нравственная проблематика (герой познает изменения, происходящие в окружающем его мире).

Рассмотрим систему образов. «Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой», «он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу». И вот, столь жалкий, убогий по описанию человек смог жениться «на красавице, дочери воинского начальника», которая «была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий».

Можно сделать вывод о том, что чиновник был далеко не красавцем, в его описании автор использует такие эпитеты и сравнения, которые создают образ совершенно физически нездорового, хилого человека, преобладает какой-то желтоподобный цвет, который еще больше убеждает нас в его нездоровости («очки цвета йода», «чахоточного сложения», «срывался в фистулу»). Отсюда следует, что цель автора состоит в том, чтобы показать, что внешность – это не самое главное в отношениях, а также, что любви все возрасты покорны, ведь чиновник был пожилым, а жена – красавица молодой. Прослеживается антитеза. Текст называется «Красавица», наверное, потому что рассказчик хотел показать то, что красота эта внешняя – может являться только маской.

Первая жена чиновника умерла, заметен трагический пафос.

Второй брак… но от первого брака остался сын: «мальчик, от природы живой, ласковый», которого «вторая красавица спокойно возненавидела»(оксюморон). У мальчика нет портрета, но у него мы видим внутренний духовный мир, в то время как у родителей он очень скудный. Опять антитеза: детский мир, искренний, чистый, противопоставлен взрослому.

Мальчику приходится нелегко, можно провести параллель с жизнью Ваньки из одноименного рассказа А.П.Чехова.

Мальчик подвергается жестокому отношению со стороны мачехи, которая почувствовала себя единственной хозяйкой в доме, например: «Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой…» или «Стелите ему, Настя, на полу…»

Самое обидное, что отец просто забыл о своем сыне, что еще раз подчеркивает его низость, жалкость, убогость, трусость. («Отец, от страха перед нею, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына».) «И Мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день». Малыш живет в своем маленьком мирке «в уголке гостиной», занимается своими делами: «рисует на грифельной доске домики» или «шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме», «смотрит в окно».

И.А.Бунин использует уменьшительно-ласкательные суффиксы («домики», «книжечку»), показывая этим то, что мальчику дороги эти вещи, он рисует именно домики (дом – символ семьи, домашнего очага), он хранит в душе теплые воспоминания о прошлой жизни, жизни, в которой он был кому-то нужен, в жизни, где он был окружен любовью и теплотой. Книжечка, а также сундук – символ любви к матери, это книжка – единственный «огонек», согревающий душу мальчика. Но, несмотря на все трудности, мальчик сохранил в себе человеческие качества. Прослеживается близость к фольклору, семь – мистическое число, мальчику семь лет. Он – «лучик света» в доме чиновника. Окно – портал, который погружает ребенка в прошлое, одновременно помогая увидеть мир, неизвестный ему.

Остановимся на хронотопе. Действие происходит в доме, где живет мальчик. Этот дом когда-то был для него родным, но с уходом матери становится чужим. Автор подчеркивает это с помощью эпитета «как бы несуществующем». Мальчика перестали замечать в доме, поэтому он уходит в другой мир – свои мысли и чувства.

На протяжении всего текста пересекаются прошлое и настоящее. Завязка – описание прошлого, того, что за невзрачного мужчину выходят замуж красивые девушки, описание первой жены. Дальше описывается настоящее, «новая» жизнь чиновника и его «новой» семьи (кульминация). Развязка: мальчик живет в настоящем, но обращается к прошлому.

Видна детальность, автор четко описывает различные мелочи («спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой»). За счет этого мы видим вся трагичность положения ребенка. Важной деталью является сон. Семилетний ребенок спал беспокойно, даже во сне он не чувствовал себя защищенным.

Также писатель использует эпитеты, чтобы читатель как можно ярче мог представить описываемую картину: «убранную синей бархатной мебелью», «беспокойный сон», «жизнь неслышная, незаметная, одинаковая…», повторы «совершенно самостоятельный, совершенно обособленный», «сам стелет, сам убирает».

Мне очень понравился этот рассказ. Я очень сочувствую мальчику, остается только гадать, что будет с ним дальше (открытый финал). И.А.Бунин дает нам возможность самим придумать продолжение. Я верю, что мальчик будет счастлив, ведь он чистый, искренний человечек, которого не сломили беды и страдания.

П. И. Чайковский написал музыку только для трёх балетов. Но все они - шедевры и входят в репертуар театров всего мира. Мы же рассмотрим краткое содержание балета «Спящая красавица».

Создание произведения

Закончив Пятую симфонию и оперу «Чародейка» и размышляя над замыслом «Пиковой дамы», Пётр Ильич получил заказ от главы дирекции императорских театров И. А. Всеволжского на создание балета. Первоначально композитору предложили на выбор две темы: «Саламбо» и «Ундина». Однако от первой отказался сам Чайковский, а либретто второй было признано неудачным. В конце 1888 (декабрь) года Мариус Иванович Петипа отдал Петру Ильичу либретто балета «Спящая красавица». Краткое содержание, музыкальное, эскизное, у композитора уже было: пролог, первое и второе действие. Шел всего лишь январь 1889 года. Третье действие и апофеоз сочинялись весной и летом, также во время поездки в Париж, Марсель, Константинополь, Тифлис и Москву. В августе уже шли репетиции, и одновременно с ними композитор заканчивал инструментовку балета. В это время Чайковский и Петипа часто встречались, делая изменения и уточнения. Партитура «Спящей красавицы» отражает зрелость Петра Ильича. В ней присутствует общая монолитность, тщательная разработка ситуаций, картин и образов.

Постановка спектакля

М. Петипа, обладавший выдающимся художественным воображением, разработал каждый номер, продумав его длительность, ритм и характер. Известный театральный художник М. И. Бочаров выполнил эскизы декораций, а сам Всеволжский, кроме того что вместе с Петипа написал либретто, еще и рисовал эскизы для костюмов. Спектакль должен быть невероятно красивым и исторически достоверным - этого добивались все участники.

Премьера состоялась в Петербурге во время святочных праздников в 1890 году, 3 января. Праздничное представление вызвало неоднозначную реакцию. Кое-кто из критиков посчитал балет слишком глубоким (а хотелось просто развлечься). Публика дала свой ответ. Он выразился не в бурных аплодисментах, а в 100-процентных сборах и в полном зале на каждом представлении. Талант балетмейстера, его высокая требовательность к актерам и гениальная музыка слились в единое целое. На сцене зрители увидели невероятно красивый и глубоко продуманный спектакль. Это было совместное создание двух гениев: балет «Спящая красавица». Краткое содержание последует ниже.

Действующие лица

  • Король Флорестан и его супруга, их дочь Аврора.
  • Претенденты на руку принцессы - принцы: Фортюне, Шери, Флер де Пуа, Шарман.
  • Старший дворецкий - Каталабют.
  • Принц Дезире и его наставник Галифрон.
  • Добрые феи: Флер де Фарин, фея Сирени, Виолант, фея Канареек, фея Хлебных крошек. Духи, составляющие свиту фей.
  • Злая могущественная ужасная фея Карабосс со своей свитой.
  • Дамы и сеньоры, охотницы и охотники, пажи, лакеи, телохранители.

Пролог

Мы начинаем излагать краткое содержание балета «Спящая красавица». В парадном зале дворца короля Флорестана начинаются торжества в честь крестин малютки-принцессы. Приглашенные дамы и кавалеры выстраиваются в красивые группы по указаниям распорядителей. Все ждут появления королевской четы и приглашенных фей. Под торжественные звуки фанфар король с королевой входят в зал. За ними няньки кормилицы несут колыбельку принцессы. После этого возвещают, что прибыли феи.

Последней является фея Сирени - главная крестница принцессы. Для каждой из них приготовлены подарки. В это время приходит известие, и появляется забытая, неприглашенная фея Карабосс. Она ужасна. Её повозку тащат мерзкие крысы.

Дворецкий бросается ей ноги, умоляя о прощении. Карабосс со злобным смехом вырывает его волосы, крысы их быстро поедают. Она объявляет, что её подарок - вечный сон, в который погрузится прелестная принцесса, уколов себе пальчик. Все в ужасе. Но тут выступает фея Сирени, которая ещё не преподнесла свой дар. Она склоняется над колыбелью и обещает, что появится прекрасный принц, который поцелуем разбудит юную девушку, и она будет жить радостно и счастливо.

Первое действие

У принцессы день рождения. Ей исполнилось 16 лет. Везде праздники. Поселяне танцуют, водят хороводы и веселятся в парке короля. Прибыли 4 принца, которые жаждут, чтобы девушка выбрала из них себе жениха. Сопровождаемая фрейлинами с букетами цветов и венками, вбегает принцесса Аврора. Принцы потрясены её неземной красотой. С полудетской шаловливой грациозностью девушка начинает танцевать. Принцы присоединяются к ней.

Это легкая воздушная вариация в балете «Спящая красавица». Краткое содержание следует продолжить тем, что принцесса вдруг замечает старуху, сидящую в углу. Она держит прялку и веретено и отбивает ими такт. Принцесса подлетает к ней, хватает веретено и, держа его, как скипетр, начинает вновь радостно кружиться в танце. Четыре принца не могут налюбоваться этим зрелищем. Внезапно она замирает и смотрит на руку, по которой струится кровь: острое веретено её укололо. Как продолжится сюжет балета «Спящая красавица»? Краткое содержание может описать, что принцесса начинает метаться, а потом падает замертво. Отец, мать и принцы бросаются к ней. Но тут старуха сбрасывает свой плащ, и во весь громадный рост перед всеми предстает жуткая фея Карабосс. Она хохочет над всеобщим горем и смятением. Принцы бросаются к ней со шпагами, но Карабосс исчезает в огне и дыму. Из глубины сцены начинает светиться, разрастаясь, огонёк - волшебный фонтан. Из его струй появляется фея Сирени.

Она утешает родителей и обещает, что все будут спать сто лет, а она станет охранять их покой. Все возвращаются в замок, унося Аврору на носилках. После взмаха волшебной палочки все люди замирают, а замок быстро окружают непроходимые заросли сирени. Появляется свита феи, которой она приказывает, чтобы все строго смотрели за тем, чтобы никто не мог нарушить покой Авроры.

Второй акт

Уже пролетело столетие. Принц Дезире на охоте. Сначала появляются под звуки рогов придворные, а затем уже сам принц. Все устали и присели отдохнуть, но тут выходят девушки, которые хотят стать женой принца. Начинается танец герцогинь, затем - маркиз, потом - княжён и, наконец, - баронесс. Сердце Дезире молчит. Ему никто не пришёлся по душе. Он просит всех удалиться, так как желает отдохнуть в одиночестве. Вдруг на реке появляется фантастически красивая лодка. Из неё выходит крёстная королевского сына - фея Сирени. Продолжается интригующее краткое содержание балета «Спящая красавица» Чайковского. Фея узнаёт, что сердце принца свободно, и показывает ему тень принцессы Авроры, всю розовую в заходящем свете солнца. Она, танцуя, то страстно, то томно, всё время ускользает от принца.

Прелестная девушка появляется каждый раз в том месте, где принц не ожидает её увидеть: то на реке, то покачивается на ветвях деревьев, то располагается среди цветов. Дезире совершенно очарован - вот его мечта. Но вдруг она исчезает. Сын короля бросается к крёстной и умоляет её отвести его к этому божественному созданию. Они садятся в перламутровую лодку и плывут по реке.

Спускается ночь, и луна освещает их путь таинственным серебристым светом. Наконец становится виден заколдованный замок. Густой туман, стоящий над ним, постепенно рассеивается. Всё спит, даже огонь в камине. Поцелуем в лоб Дезире пробуждает Аврору. Вместе с ней просыпаются король с королевой и придворные. На этом не заканчивается балет П. И. Чайковского «Спящая красавица». Принц молит короля отдать ему в жены прекрасную, как утренняя заря, дочь. Отец соединяет их руки - такова судьба.

Последнее действие

На площади перед дворцом короля Флорестана собираются гости из всех сказок Шарля Перро на свадьбу. Под марш выходят Король с королевой, невеста с женихом, феи драгоценностей: Сапфира, Серебра, Золота, Бриллиантов.

Под медленный торжественный полонез в танце проходят все гости - персонажи сказок:

  • Синяя борода с женой.
  • Маркиз Карабас со своим Котом в сапогах.
  • Красавица «Ослиная шкура» с принцем.
  • Златокудрая девушка с королевским сыном.
  • Чудовище и красавица.
  • Золушка с принцем.
  • Принцесса Флорина с заколдованным в Голубую птицу юношей.
  • Красная шапочка с Волком.
  • Рике-хохолок, ставший красавцем, с принцессой, которую он одарил умом.
  • Мальчик с пальчик с братьями.
  • Людоед и его жена.
  • Злодейка Карабосс на повозке, запряженной крысами.
  • Четыре добрые феи со свитами.

Для каждой пары персонажей предусмотрен свой оригинальный музыкальный и хореографический эпизод.

Они все ярки и выразительны. Завершается вальсом новобрачных, в музыке звучит тема феи Сирени.

Потом начинается всеобщий танец, который переходит в апофеоз - благодарственный дифирамб феям, построенный Чайковским на старинной песенке «Жил-был Анри IV». Всеобщим бурным вихрем заканчивается балет «Спящая красавица», содержание которого мы рассказали. Но чтобы получить полное впечатление от великолепной сказки, её надо увидеть на сцене.

Балет «Спящая красавица»: краткое содержание для детей

Малышей уже лет с шести надо приобщать к прекрасному синтезу музыки, движений, костюмов и декораций. Поскольку герои балета не разговаривают, то родители должны пояснять малышам, что происходит на сцене, читая либретто или изложив наш пересказ балета. Дети, которые уже учатся в музыкальной школе, слышали отдельные номера из музыки балета. Они изучают его на уроках по музыкальной литературе.

Чайковский, балет «Спящая красавица»: анализ

Анализу произведения посвящены горы материалов. Особенно глубоко его изложил Борис Асафьев. Мы ограничимся тем, что кратко скажем, что сюжет построен на противостоянии добра и зла. Доброе начало с триумфом побеждает зло, которое воплощает фея Карабосс. Феерически красивый балет, шедевр композитора, с первых моментов захватывает внимание зрителя.

Глубокая музыка П. И. Чайковского произвела полную реформу в балетном искусстве. Она не просто сопровождает движения танцовщиков, а заставляет исполнителя продумать мельчайшие детали характера своего персонажа и донести это до зрителя. Лирика балета отличается особой светлой романтикой и праздничностью.

  • Вдохновленный либретто, композитор сделал первые записи на журнале «Русский вестник».
  • Премьера феерии была очень дорогой за счет декораций и костюмов. Учитывались все исторические сведения, связанные с XVII столетием.
  • Император Николай II вместе с семьей присутствовал на генеральной репетиции.
  • Самая известная мелодия (си-бемоль мажор с отклонениями в фа мажор) из балета - вальс на тему феи Сирени, прозрачный и нежный, из первого действия. В нем участвуют не только взрослые танцовщики, но и дети из хореографического училища.

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

– Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, – неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам себе стелет постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.

Криминальная мелодрама "Красавица" выходит на Первом канале. Краткое содержание серий. В главных ролях Анастасия Микульчина и Владимир Жеребцов.

1 серия

Своенравная красавица Анна отвергает Володю Жукова. Тот не может простить обиду и нанимает хулиганов избить Анну. Спасает девушку Андрей Савин, студент, будущий юрист. Между молодыми людьми завязываются искренние отношения. Вскоре Анна понимает, что беременна. Гущин, старинный друг отца Андрея, по долгу службы отслеживающий наркоцепочку, узнает, что убийца отца Андрея появился в городе под фамилией Удалов. Андрей клянется отомстить за отца.

2 серия
Жуков сообщает Андрею, что на самом деле Анна беременна от него. Анна, оскорбленная недоверием любимого, разрывает с Андреем отношения. Гущина сбивает машина. Несмотря на уговоры лучшей подруги Маши, Анна избавляется от ребенка. Поняв, что совершила непоправимую ошибку, Анна бежит к Андрею за утешением, но видит его, обнимающего Наташу, дочь Гущина. Не разобравшись в происходящем, Анна пытается покончить с собой.

3 серия

Савин женится на Наташе Гущиной. Анна, чтобы спасти бизнес мужа Максима, оказывает "услугу", "хозяину города". У Удалова в России тоже "бизнес": он продает бездетным парам в Европе российских детей-отказников. В этом ему помогает заведующая роддомом Мария. К Андрею приезжает приятель Вадим, частный сыщик, и предлагает Андрею вместе искать Удалова. Покупая Маше подарки в детском магазине, Анна встречает Савина. Чувства вспыхивают вновь, но Андрей не находит в себе силы бросить жену...

4 серия

Погибший парень оказывается сыном высокопоставленного чиновника. Андрей делает все, чтобы помочь Анне. В итоге отец парня забирает заявление. Макс оформляет с Анной развод и лишает ее имущества. Удалов ищет сбежавшую от него беременную женщину Ольгу, которая передумала отдавать ребенка бездетной паре и обратилась за помощью в правоохранительные органы. Хозяин требует от Удалова процент от бизнеса. С Анны снимают все обвинения, и она уезжает из города. В аэропорту она видит, что на Удалова готовится покушение.

5 серия

Познакомившись со своей спасительницей, Удалов предлагает ей работать на него. Дополнительно к зарплате, Анна получает возможность учиться в Европе в медицинском институте. Андрей переезжает в Москву, чтобы работать вместе с Вадимом в частном сыскном агентстве. Анна приезжает в Россию за очередным ребенком на усыновление, не подозревая о планах Удалова. Вадим и Андрей знакомятся с ведущей телевидения. Она начинает помогать им в расследовании. Хозяин грозится отомстить Анне за то, что она спасла Удалова.

6 серия

Анне удается сбежать от Хозяина. Наташа предлагает Андрею развестись. Анна просит Удалова найти Савина, но тот сообщает ей, что Савин погиб. Андрей и Вадим узнают, что мальчик из детского дома нужен Удалову как донор. Удалов делает Анну хозяйкой крупной клиники пластической хирургии в Москве. Алина приглашает Анну на шоу. Андрей видит ее в прямом эфире и едет к телецентру. Хозяин совершает покушение на Удалова.

7 серия

Анна и Андрей проводят ночь вместе. Сыну Андрея Павлу делают экстренную операцию. Анну выгоняют из больницы. Вадим и Андрей подбираются все ближе к Удалову, его "компаньоны" начинают давать показания. Андрей переживает за безопасность Анны и просит Алину поговорить с ней. От Анны Удалов узнает, что у Вадима в офисе есть запись разговора с Александрой, которая раньше работала на него и многое знает о незаконном усыновлении. Анна приходит к Наташе со странным предложением.

8 серия

Маша рассказывает Анне, что Удалов убил отца Андрея. Удалов похищает Алину, дает приказ убить журналистку, но Вадим и Андрей спасают ее. Удалов предлагает Анне за молчание сделать Андрея вдовцом. Анна и зав.клиникой Топилин делают Удалову пластическую операцию. Удалов избавляется от Топилина. Поняв, что Наташу надо спасать, Анна успевает предупредить Андрея об опасности.

Рассказ «Красавица» - одна из 38 новелл цикла «Темные аллеи». Этот цикл является центральным событием творчества Бунина последних лет. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все - о любви. Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. «Дух проникает в плоть и облагораживает его», «Там, где я стою, не может быть грязно», - говорит Любовь устами автора.
Рассказ «Красавица» написан 28 сентября 1940 года. Писателю было 70 лет. Он уже прошел через многое, испытал и увидел еще больше, он опытный и мудрый человек, признанный миром художник. И рассказ из 5 абзацев… Казалось бы, простой сюжет. Вдовый пожилой чиновник взял в жены молоденькую красавицу, которая невзлюбила его семилетнего сына от первого брака и вытеснила его сначала из спальни в гостиную, затем - с дивана на пол, а мальчик смирился…
Само выражение «красавица возненавидела» парадоксально как сочетание восхищения и ненависти, идеала и ненависти. А здесь – «спокойно возненавидела» - тоже сочетание несочетаемого, поскольку ненависть – это чувство из ряда вон выходящее, сильное. Наречие «спокойно» передает, что красавице это не чуждо, это свойственно ей, это привычно для нее.
Мы видим подтверждение того, что красота героя мнимая, отталкивающая, за внешней привлекательностью скрывается душевное уродство. Будучи неродной матерью, она демонстрирует полное равнодушие к мальчику.

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953)

Биография И.А. Бунина
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю - 10 октября) 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа "Антоновские яблоки". В 1901 году в издательстве символистов "Скорпион" вышел сборник стихотворений "Листопад". За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия. В 1902 году в издательстве "Знание" вышел первый том сочинений И.А. Бунина. В 1905 году Бунин, живший в гостинице "Националь", стал свидетелем Декабрьского вооруженного восстания.

Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. В ночь с 7 на 8 ноября 1953 года, через два часа после полуночи его не стало: он умер тихо и спокойно, во сне. На его постели лежал роман Л.Н. Толстого "Воскресение". Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.
В 1927-1942 годы другом семьи Буниных была Галина Николаевна Кузнецова, ставшая глубокой поздней привязанностью Ивана Алексеевича и написавшая ряд мемуарных произведений ("Грасский дневник", статья "Памяти Бунина"). В СССР первое собрание сочинений И.А. Бунина вышло только после его смерти - в 1956 году (пять томов в Библиотеке "Огонек").