Бытовые сказки маленькие дурак и береза. План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Добрые волшебные сказки

Некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак. Помер старик. Сыновья разделили имение по жеребью. Умным досталось много всякого добра, а дураку один бык - и тот худой! Пришла ярмарка. Умные братья собираются на торг ехать.

Дурак увидал и говорит:

И я, братцы, поведу своего быка продавать.

Зацепил быка веревкою за рога и повел в город. Случилось ему идти лесом, а в лесу стояла старая, сухая береза; ветер подует - и береза заскрипит.

“Почто береза скрипит? - думает дурак. - Уж не торгует ли моего быка?”

Ну, - говорит, - коли хочешь покупать, - так покупай; я не прочь продать! Бык двадцать рублев стоит; меньше взять нельзя... Вынимай-ка деньги!

Береза ничего ему не отвечает, только скрипит, а дураку чудится, что она быка в долг просит.

Изволь, я подожду до завтра! Привязал быка к березе, распрощался с нею и пошел домой.

Вот приехали умные братья и стали спрашивать:

Ну что, дурак, продал быка?

За дорого?

За двадцать рублев.

А деньги где?

Денег еще не получал; сказано - завтра приходить.

Эх ты, простота!

На другой день поутру встал дурак, снарядился и пошел к березе за деньгами.

Приходит в лес - стоит береза, от ветра качается, а быка нету: ночью волки съели.

Ну, земляк, подавай деньги, ты сам обещал, что сегодня заплатишь.

Ветер подул, береза заскрипела, а дурак говорит:

Ишь ты, какой неверный! Вчера сказывал: “Завтра отдам”- и нынче то же сулишь. Так и быть, подожду еще один день, а уж больше не стану - мне самому деньги надобны.

Воротился домой. Братья опять к нему пристают:

Что, получил деньги?

Нет, братцы! Пришлось еще денег подождать.

Да кому ты продал?

Сухой березе в лесу.

Экой дурак!

На третий день взял дурак топор и отправился в лес. Приходит и требует денег. Береза скрипит да скрипит.

Нет, земляк! Коли все будешь завтраками потчевать, так с тебя никогда не получишь. Я шутить-то не люблю, живо с тобой разделаюсь.

Как хватит ее топором - так щепки и посыпались во все стороны.

В той березе было дупло... а в том дупле разбойники спрятали полный котел золота. Распалось дерево надвое, и увидел дурак чистое золото; нагреб целую полу и потащил домой. Принес и показывает братьям.

Где ты, дурак, добыл столько?

Земляк за быка отдал; да тут еще не сполна все; чай, и половины домой не притащил. Пойдемте-ка, братцы, забирать остальное.

Пошли в лес, забрали деньги и понесли домой.

Сказке - конец, а мне меду корец.

Беседа-конспек:» Добрые волшебные сказки» 26.06 15г

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Программное содержание:

Расширить представления детей о видах сказочного жанра;

Продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок;

Развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы;

Развивать способности творческого самовыражения;

Предварительная работа:

Чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игровое упражнение: «Объясни пословицу», беседы: «Что такое волшебство и колдовство», «Волшебные предметы».

Материал и оборудование:

Диск с записью песен: «Приходи сказка», «В мире много сказок», иллюстрации к сказкам: «Каша из топора», «Мужик и медведь», «Дурак и береза», «Как дурак дверь стерег», «Как мужик гусей делил»

Ход занятия.

Прослушивание песни «Приходи сказка».

Поэт Юрий Энтин, композитор Евгений Крылатов.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети отвечают. О сказках.

Воспитатель: Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?

Дети отвечают.

Воспитатель: Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает.

Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. Существует три вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

Ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в этот волшебный сказочный мир.

Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете сказки.

Игра: «Угадай и назови»

Воспитатель загадывает загадку, а дети называют сказку.

Воспитатель: Если б Петя-простота не выглянул в окошко,

Не унесла б его лиса за темные леса.

(«Кот, лиса и петух»)

Девочка зашла в избушку,

Видит, стоит стол, три стула.

На каждом стуле посидела,

Мишуткину похлебку съела.

(«Три медведя»)

Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.

Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

(«Лисичка-сестричка и волк»)

Мама деточек учила,

дверь чужим не открывать,

не послушались детишки и попали к волку в пасть.

(«Волк и семеро козлят»)
На болоте оба жили,

Друг к другу свататься ходили,

Но не смогли договориться,

Упрямство свойственно и птицам.

(«Журавль и цапля»)

Воспитатель : Кто герои этих сказок?

Дети отвечают

Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.

Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?

Дети отвечают

Воспитатель: Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.

Какие вы еще знаете сказки о животных?

Дети отвечают.

Воспитатель : Какая в сказках лиса (медведь, заяц, волк)?

Дети отвечают.

Воспитатель: Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяцтрусливый.

Какие дурные качества характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках? Какие положительные черты характера прославляются?

Дети отвечают

Воспитатель: В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.

Воспитатель: О забавных случаях из жизни сейчас сочиняют анекдоты, а наши предки сочиняли сказки и назывались эти сказки бытовыми. Бытовые сказки похожи на сказки о животных.

В них также рассказывалось о каких-то ситуациях только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

Игра: « Найди иллюстрацию сказки, к которой подходит пословица».

«Дурака пошли, да сам следом иди»! («Как Иван-дурак дверь стерег», «Дурак и береза»).

«Крупу жалеть - и каши не сварить» («Каша из топора»).

«Глупый киснет, а умный всё промыслит» («Как мужик гусей делил»).

«На вид простак, а в душе хитряк» («Мужик и медведь»).

Каким показан в сказке богатый, а каким бедный?

Дети отвечают.

Воспитатель: Богатый – скупой, глупый и жадный, а бедный трудолюбивый, честный, добрый.

Физкультминутка.

Девочка по лесу шла, дети шагают на месте

И на домик набрела, соединяют руки над головой домиком

Видит, что хозяев нет. Потянуться на носочках, головку вытянуть вперед

На столе стоит обед. Левую руку сжать в кулачок, сверху положить правую ладонь)

Из трёх чашек похлебала, показать, как кушают

В трёх постелях полежала. Ладошки сложить вместе под щечку

Воспитатель: Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение.

Назовите сказки с элементами превращения.

Дети отвечают.

Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?

Дети отвечают.

Воспитатель : С Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным герой сражается не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные помощники и волшебные предметы.

Какие животные выступают в роли чудесных помощников?

Дети отвечают.

Воспитатель : В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, птицы, рыбы.

Просмотр слайдов.

Игра: «Из какой сказки волшебный предмет?»

Воспитатель: В конце волшебных сказок герой одерживает победу над нечистыми силами. Почему?

Дети отвечают.

Воспитатель: Главный герой - сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания. Добро вознаграждается, а зло наказывается. Герой волшебной сказки должен пройти через испытания, которые каждый раз все становятся труднее и труднее.

Чему учат сказки? Что может произойти с человеком, если он поступает плохо?

Дети отвечают.

Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Жар-птица», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.

Проблемная ситуация.

«А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…….».

«А если бы Иван-Царевич из сказки «Жар-птица» был более осторожным и слушался серого волка то….».

Воспитатель: В волшебных сказках у героев были предметы, которые помогали им в трудную минуту.

Звучит песня: «В мире много сказок» поэт Ю.Энтин, композитор А.Рыбников.

Воспитатель: Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране.

Сказки учат нас добру. Кто слушает сказки, становится умным, добрым и справедливым.



В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак. Помер старик. Сыновья разделили имение по жеребью. Умным досталось много всякого добра, а дураку один бык — и тот худой! Пришла ярмарка. Умные братья собираются на торг ехать.

Дурак увидал и говорит:

— И я, братцы, поведу своего быка продавать.

Зацепил быка веревкою за рога и повел в город. Случилось ему идти лесом, а в лесу стояла старая, сухая береза; ветер подует — и береза заскрипит.

“Почто береза скрипит? — думает дурак. — Уж не торгует ли моего быка?”

— Ну, — говорит, — коли хочешь покупать, — так покупай; я не прочь продать! Бык двадцать рублев стоит; меньше взять нельзя… Вынимай-ка деньги!

Береза ничего ему не отвечает, только скрипит, а дураку чудится, что она быка в долг просит.

— Изволь, я подожду до завтра! Привязал быка к березе, распрощался с нею и пошел домой.

Вот приехали умные братья и стали спрашивать:

— Ну что, дурак, продал быка?

— Продал.

— За дорого?

— За двадцать рублев.

— А деньги где?

— Денег еще не получал; сказано — завтра приходить.

— Эх ты, простота!

На другой день поутру встал дурак, снарядился и пошел к березе за деньгами.

Приходит в лес — стоит береза, от ветра качается, а быка нету: ночью волки съели.

— Ну, земляк, подавай деньги, ты сам обещал, что сегодня заплатишь.

Ветер подул, береза заскрипела, а дурак говорит:

— Ишь ты, какой неверный! Вчера сказывал: “Завтра отдам”- и нынче то же сулишь. Так и быть, подожду еще один день, а уж больше не стану — мне самому деньги надобны.

Воротился домой. Братья опять к нему пристают:

— Что, получил деньги?

— Нет, братцы! Пришлось еще денег подождать.

— Да кому ты продал?

— Сухой березе в лесу.

— Экой дурак!

На третий день взял дурак топор и отправился в лес. Приходит и требует денег. Береза скрипит да скрипит.

— Нет, земляк! Коли все будешь завтраками потчевать, так с тебя никогда не получишь. Я шутить-то не люблю, живо с тобой разделаюсь.

Как хватит ее топором — так щепки и посыпались во все стороны.

В той березе было дупло… а в том дупле разбойники спрятали полный котел золота. Распалось дерево надвое, и увидел дурак чистое золото; нагреб целую полу и потащил домой. Принес и показывает братьям.

— Где ты, дурак, добыл столько?

— Земляк за быка отдал; да тут еще не сполна все; чай, и половины домой не притащил. Пойдемте-ка, братцы, забирать остальное.

Пошли в лес, забрали деньги и понесли домой.

Сказке — конец, а мне меду корец.

Альтернативный текст:

— Русская народная сказка в обработке Афанасьева А.Н.