Что после смерти человека наука. Жизнь после смерти есть! Невралгия и религия необязательно противоречат друг другу

Смерть - естественное и необратимое явление, которое рано или поздно коснется каждого человека. Под этим словом понимается полная остановка всех процессов жизнедеятельности организма с последующим разложением плоти. Куда попадает человек после смерти, есть ли что-то по ту сторону - вопросы, волнующие всех людей без исключения во все времена. Ведь научно доказано, что, кроме физического тела, есть еще душа - энергетическая субстанция, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать. Что происходит с ней после биологической смерти?

Что говорит религия

Христианское учение говорит, что душа человека бессмертна. После того как тело умирает, дух начинает свой нелегкий путь к Богу, проходя разные испытания. Пройдя через них, человек предстает перед Божьим судом, на котором взвешиваются все плохие и хорошие мирские деяния. И если чаша добра получается весомее, то умерший попадает в рай. В ад изгоняются грешники, которые всю жизнь нарушали .

С религиозной точки зрения все просто: живи с любовью, приноси добро, не нарушай Божьи законы и тогда ты попадешь в царствие Господне. И чем больше добрых людей будут молиться за усопшего сразу после его кончины, тем легче будут его мытарства по дороге к Отцу небесному. Саму смерть священники считают совсем не горем и трагедией, а радостью и счастьем для умершего, так как он, наконец, встретится со своим Создателем.

За все время от кончины до Божьего суда проходит 40 дней, в течение которых усопший предстает перед Господом три раза :

  • первый раз ангелы приводят душу к Отцу на 3 день после смерти - после этого она будет видеть жизнь праведников в раю;
  • на 9 день дух снова предстает перед Творителем и до 40 дня ему показывают картины из жизни грешников;
  • на 40 сутки усопший является к Нему в третий раз - тогда решается, куда определят его душу: в рай или ад.

Все это время родственники должны молиться за новопреставленного и просить Всевышнего облегчить его путь испытаний, дать ему покой и место в раю.

Три дня после кончины

Что происходит и куда попадут люди после смерти - волнующий вопрос. Христианство полагает, что первые два дня дух находится рядом с родными, посещает любимые места и дорогих людей. Человек не понимает, что умер, ему страшно и одиноко, он пытается вернуться в свое тело. В это время рядом с ним находятся и ангелы, и черти - они стараются склонить душу каждый в свою сторону.

Как правило, люди умирают неожиданно, не успев закончить свои земные дела, сказать кому-то что-то важное, попрощаться. Первые два дня даются ему именно с этой целью, а также чтобы осознать свою кончину и успокоиться.

На третий день тело хоронят. С этого момента начинаются испытания для духа. Он бродит от могилы до дома, не находя себе места. Все это время живые ощущают незримое присутствие усопшего, но не могут объяснить это словами. Некоторые слышат стук в окно или двери, в доме падают , звонки по телефону от умершего и другие странные явления.

9 дней после смерти

На 9 день человек привыкает к своему новому состоянию и начинает подниматься в царствие небесное. Все это время его окружают бесы, злые духи, которые обвиняют новопреставленного в различных грехах, плохих поступках, чтобы помешать его восхождению и утащить с собой. Они могут манипулировать чувствами души, по всякому стараясь ее остановить.

В это время живым необходимо молиться за умершего, вспоминать о нем только хорошее, говорить исключительно добрые слова. Таким образом, живые помогают мертвым как можно легче пройти через все мытарства по пути к Господу.

Считается, что с 3 по 9 день дух может видеть жизнь праведных людей в раю, а с 9 по 40 он наблюдает за вечными мучениями грешников. Это делается для понимания того, что может ожидать усопшего, дать возможность раскаяться в содеянном. Молитвы за упокой и просьбы живых также помогают душе получить более светлую участь.

40 сутки и Судный день

Цифра 40 имеет важный смысл, потому что именно на 40 день Иисус вознесся к Богу, куда попадает душа после смерти . Пройдя все мытарства, дух умершего, наконец, предстает перед Отцом на суде, где решается его дальнейшая судьба: останется ли он в раю вместе с другими праведными людьми и его изгонят в Ад на вечные мучения.

Попав в Царствие Господне, душа находится там некоторое время, а затем вновь приходит на землю. Существует мнение, что переродиться она сможет только после того, как останки человека полностью сгниют и исчезнут с лица земли. Тех, кто угодил в преисподнюю, ожидают вечные мучения за совершенные грехи.

Еще считается, что живые, искренне молясь за усопшего грешника, могут изменить его участь - отмоленный дух может перенестись из ада в рай.

Существует несколько положений, которые если не полностью, то хотя бы частично совпадают в различных учениях и верованиях :

  1. Человек, собственноручно окончивший земное существование, сразу после смерти не попадет ни в рай, ни в ад. Суицид считается одним из самых больших грехов, поэтому церковь запрещает отпевать таких людей. В старые времена даже запрещалось хоронить их на общем кладбище. Душа самоубийцы считается неупокоенной, она мается между небом и землей, пока не истечет отмеренный для человека срок жизни. И только потом на небесах принимается решение о том, куда его определить.
  2. После кончины человека в его жилище нельзя переставлять вещи и менять обстановку, делать ремонт в течение 9 дней. Этим можно только усилить страдания усопшего. Нужно дать ему проститься и уйти.
  3. Не существует безгрешных людей и потому испытания на пути к Господу ожидают каждого человека. Избежать их получилось только у матери Христа, которую он провел за руку к воротам Рая.
  4. Сразу после смерти к человеку приходят два ангела, которые помогают ему и сопровождают все 40 дней до встречи с Ним.
  5. Перед физической смертью человек видит страшные картины, которые показывают бесы. Они хотят запугать умирающего, чтобы тот отказался от Бога еще при жизни и пошел вместе с ними.
  6. Маленькие дети, не достигшие 14 лет, считаются невинными, не несущими ответственности за свои деяния. И если ребенок погибает до этого возраста, то его душа не проходит мытарств, а сразу попадает в Царствие Небесное, куда его провожает кто-то из умерших близких.

Конечно же, это все недоказанные сведения, однако, они довольно широко распространены среди людей и имеют право на существование.

Другие популярные версии

Куда уходит душа с точки зрения науки, медицины, эзотерики и других точек зрения? Люди, пережившие клиническую смерть и вернувшиеся обратно, рассказывают примерно одно и то же. Одни говорят о страшных, ужасных видениях с демонами и бесами, зловонном запахе и животном страхе. Другие, наоборот, пребывали в полном восторге от увиденного по ту сторону жизни: чувство легкости и полного умиротворения, люди в белых одеждах, разговаривающие мысленно, яркие, красочные пейзажи.

Разделение этих повествований на добрые и негативные позволяет говорить о правдивости преданий о рае и аде. Увиденное заставляет людей еще больше поверить в загробную мир и изменить свой образ бытия. Они начинают по-другому смотреть на жизнь, больше ценить ее, любить людей и окружающий мир.

Астрологи верят, что души переселяются на другие планеты , откуда они родом. Планета Земля якобы является чистилищем для грешников. И после проживания человеческой жизни, прохождения многих испытаний, человек возвращается в свой родной дом.

Ясновидящие и экстрасенсы считают, что покинувшие мир живых отправляются в потусторонний мир, невидимый для живущих на земле. Но все равно они продолжают находиться рядом со своими родными, помогают им и защищают от всевозможной опасности. Чаще всего усопшие являются во сне, чтобы передать какую-то важную информацию, предупредить об угрозе и направить в нужную сторону.

Пифагор, Платон и Сократ придерживались теории о реинкарнации . Согласно этому учению, каждая душа приходит на землю со своей индивидуальной, особой миссией - получить какой-то важный опыт, сделать что-то для человечества или, наоборот, предотвратить некие события. Не достигнув поставленной цели, не усвоив нужные уроки за одну жизнь, дух возвращается на землю снова в новом теле. И так до тех пор, пока он полностью не исполнит свое предназначение. После этого душа попадает в место вечного покоя и блаженства.

Научные данные

Большинство ученых умов привыкли иметь дело с тем, что можно потрогать, измерить, посчитать. И все-таки некоторые из них в разные времена задавались вопросом о том, существует ли душа с научной точки зрения.

В 30-е года прошлого века российский биолог Лепешкин изучал момент кончины человека. Он сумел зарегистрировать бурный всплеск энергии в момент умирания тела. Саму энергию он также зафиксировал с помощью сверхчувствительной фотопленки.

Стюарт Хаммерофф, американский анестезиолог, который видел не одну клиническую смерть в своей жизни, говорит о том, что душа - это некая субстанция, содержащая в себе всю информации о человеке. После физической смерти она отделяется от тела и отправляется в космос.

Сравнительно недавно также была проведена серия одного и того же эксперимента, в ходе которого было доказано, что человек - это не только его тело. Суть его в следующем: умирающего человека клали на весы и фиксировали его вес при жизни. Также записывались его весовые показатели после констатации смерти. Человек «худел» на 40−60 г. в момент своей кончины! Вывод напрашивался сам собой - эти несколько десятков грамм и есть вес человеческой души. И тогда же стали говорить о том, что каждая личность имеет душу определенного веса.

Еще одни наши соотечественники сумели настроиться на определенную радиоволну, на частоте которой они смогли вступить в контакт с умершими людьми. Во время этого опыта ученые смогли получить послание с того света о том, что души с нетерпением ждут своего перерождения. Еще духи призывали живых не делать аборты, так как убитый плод - это потерянный шанс прийти в этот мир.

Подобным экспериментов с обнародованными результатами насчитывается великое множество. Поэтому можно утверждать, что жизнь после смерти с научной точки зрения тоже существует.

Многих интересует вопрос о перерождении душ или, другими словами, есть ли жизнь после смерти. Этой проблемой люди интересовались, наверное, со времен возникновения цивилизации. С появлением различных верований и религий вопрос о жизни человека после смерти перешел в плоскость догм и постулатов, вера в которые была обязательной. Однако с развитием научной мысли, со времени эпохи Возрождения, эта тема была поднята вновь. И до сих пор люди так и не пришли к единому мнению о том, существует ли жизнь после смерти. Мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения науки, различных религий и некоторых уважаемых мудрецов — практически наших современников.

Научная точка зрения

Думаю, каждый сегодня слышал о том, что люди, пережившие клиническую смерть, испытывали похожие видения. Большинство говорит о темном тоннеле, в конце которого появляется свет. Кто-то летит вверх к этому световому пятну, другие же падают вниз, но также к свету. Казалось бы, вот оно доказательство — этот самый свет и схожесть ощущений. Однако ученые не склонны видеть в этом доказательство того, что жизнь после смерти существует. Наука объясняет этот феномен протекающими в головном мозге процессами во время клинической смерти. Например, полет или падение ученые объясняют нарушениями в функции так называемого вестибулярного анализатора, то есть части мозга, отвечающей за восприятие пространства. Анализатор перестает выполнять обработку сигналов, поступающих к нему извне и, как результат, — человек перестает получать объективные данные о положении своего тела в пространстве. Таким образом, если описывать с научной точки зрения жизнь после смерти, факты не подтверждают наличие таковой. Однако можно возразить, что клиническая смерть — это ведь не физическая смерть, и никому неизвестно, что там на самом деле за этой чертой.

Что говорит об этом церковь

С точки зрения православной церкви жизнь после смерти рассматривается совершенно по-другому. Любой священник скажет вам, что ни душа, ни тело не умирают, но и не перерождаются. После физической смерти душа вылетает из тела и парит в сферах, доступных лишь ей одной. Что касается тела, то оно должно быть погребено, ведь душа по мнению всех верующих обязательно вернется в это тело в назначенное время. Назначенное время — это второе пришествие Спасителя, когда души всех умерших вернутся в тела, принадлежащие им до момента физической смерти. Добавим, что по взглядам православных верующих люди раньше были бессмертными, но после нарушения заповедей Бог таким образом наказал их. Что ж, эту теорию мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, ибо она строится на вере, не поддающейся рациональному истолкованию. Поэтому, когда мы с православной точки зрения рассматриваем жизнь после смерти — доказательства здесь полностью основываются на вере, а не на фатах.

Жизнь души после смерти в других религиях

Среди других религиозных учений проблема жизни после смерти решается по-разному. В одних религиях (ислам, христианство) говорится, что душа попадает после смерти либо в рай, либо в ад (воздаяние по заслугам) с последующим воскрешением в теле (как в православии) либо без него. В других же (буддизм, многие течения индуизма) речь идет о реинкарнации или, проще говоря, переселении душ. При этом заметьте, нигде нет отрицания самой духовной сущности человека. Многие буддисты и индусы верят, что после смерти любого живого существа душа покидает его тело и вселяется в другое. В зависимости от того, как человек или другое существо жило (это называется кармой), душа попадает в тело либо более высокого по своему развитию существа, либо более низкого. Таким образом наблюдается целый цикл перерождений, известный под названием колесо сансары. Каждое живое существо, по верованиям буддистов, кришнаитов, шиваитов и представителей многих других религиозных учений, должно стремиться вырваться из этого колеса, чтобы достичь освобождения.

Мнение мудрецов

Если мы обратимся к некоторым весьма почитаемым духовным учителям, то они рассматривают проблему жизни после смерти под несколько другим углом зрения. Наверное, многие из вас слышали о Рамане Махарши — индийском мудреце, жившем на юге Индии вблизи горы Ару в начале-середине XX века. Говорил он достаточно мало, предпочитая большую часть времени проводить в молчании, чему и учил тех, кто обращался к нему с вопросами. На вопрос о том, существует ли перерождение душ, Махарши отвечал так: «Зачем думать о других рождениях? Истина заключается в том, что не существует ни рождения, ни смерти...». Можно по-разному интерпретировать эти слова, я их понял так, что жизнь вот она — перед нами, она была, есть и будет всегда, проявляясь в миллиардах существ, живущих на земле в одно и то же время. И нет смысла беспокоиться о таких вопросах, как реинкарнация, поскольку все, что человеку нужно, он и так знает.

Почему люди верят в реинкарнацию

Другой величайший индийский мудрец, живший несколько позже Махарши, которого звали Нисаргадатта Махарадж, говорил о реинкарнации гораздо более определенно. Он говорил о том, что единственное, что остается с нами всю нашу жизнь — это ощущение того, что мы живы, что мы — есть, присутствуем в этом мире. Тело меняется, мысли — тоже и только «Я есть» остается. После смерти тело умирает, а вместе с ним и ум, и жизненная сила постепенно растворятся во внешнем мире и смешаются с ним так, что ни одно существо не сможет возродиться в том же самом теле. А поскольку перерождаться нечему, то и такой вещи, как реинкарнация, попросту не существует. Существует лишь сознание, «Я есть», которое в каждый момент времени проявляется в миллиардах и триллионах существах на планете. А теории о возрождении и перерождении обусловлены лишь страхом людей потерять собственное эго.

Это – пятая, заключительная статья цикла, посвящённого вопросам смерти. Любая живая структура в смысле энергообмена подчиняется закону пентаграммы: органы и системы тела человека, построение взаимодействий в семье и производственном коллективе… По опыту можно сказать, что пять граней рассмотрения какой-либо темы могут создать эффект исчерпывающего представления (ощущения) о ней.

Страх смерти – тот фундаментальный страх, к типу которого можно свести всё разнообразие страхов, переживаемых человеком, вплоть до «парадоксальных»: страх страха (боязнь испугаться) и страх жизни! ☺

Пока есть страх – нет свободы, нет радости, нет смысла, есть БЛОКИРОВКА.

Именно поэтому феномену страха смерти мы противопоставляем символ гармоничной ЖИЗНИ!!! ☺

Тема для нас является далеко не теоретической.

За нашими плечами и сопровождение (в научно-исследовательских целях) центров разума умерших людей (этим же занимался Джон Бринкли, эта же тема рассматривалась в фильме «Я остаюсь», в котором перед смертью снялся Андрей Краско), и изучение материалов, оставленных предшественниками и очень уважительное использование результатов приборных исследований, которые с риском для своей жизни проводил в моргах профессор Коротков.

Он со своими сподвижниками исследовал энергетическую активность оболочки умерших людей до 9 – 40 (!!!) дней, причём результаты измерений могли чётко показать, умер ли исследуемый человек от:

  • старости
  • несчастного случая
  • кармического изъятия из жизни (в этом случае остаточной оболочечной активности не наблюдалось вовсе)
  • неосторожности/невежества (в этих случаях нужно было просто в опасный с точки зрения Астрологии период соблюдать максимальную аккуратность и внимательность, применять способности Личности для выбора консервативного или эволюционного сценария развёртывания событий, чтобы избежать астрологически-предсказуемого трагического сценария! Возле тел этих «неосторожных усопших» в дальнейшем приборами регистрировалось множество попыток «зазевавшегося когда-то» центра Разума усопшего проникнуть внутрь «своего тела» и оживить его. Вот от таких «недогулявших», «недолюбивших», «недовыполнивших поставленную Духом воплощенческим задачу» экспериментаторам приходилось претерпевать массу проблем, сказывающихся также на их состоянии здоровья!)

О способах благополучного выхода из этих последствий экспериментов мы беседовали с профессором ещё летом 1995-го года на конференции по слабым и сверхслабым взаимодействиям, проходившей в Санкт-Петербурге. К его услугам был предоставлен также наш опыт сопровождения усопших и исследования феномена экзерцизма…

В этой статье мы постараемся развеять пелену неизвестности и подробно рассмотреть те процессы, которые происходят с человеком после смерти с точки зрения физики.

Ведь ответ на вопрос, что будет после смерти, является ключевым в преодолении самого сильного человеческого страха - страха смерти, а также его производной - страха жизни... то есть страхов, дружно втыкающих свои подсознательные палки в колеса сознания практически любого человека.

Но прежде, чем дать детальный ответ на вопрос, что нас ждет после смерти, необходимо разобраться с тем, что такое смерть и что такое Человек.

Начнем, пожалуй, с определения Человека, Человека с большой буквы.

Итак, в полной божественной комплектации Человек - это триединое существо, состоящее из:

  1. Физического тела , принадлежащего материальному миру (имеет генетическую историю построения) - железо
  2. Личности - комплекса наработанных психологических качеств и установок (эго) - программное обеспечение
  3. Духа - объекта каузального плана существования материи (имеет воплощенческую историю построения), воплощающегося в физическое тело в ходе циклов реинкарнации для набора необходимого опыта - пользователь

Курсив - это компьютерная аналогия.

Рис. 1. Что будет после смерти. «Святая троица» - многоуровневая структура Человека на различных планах существования материи, в состав которой входит Дух, Личность и Физическое тело

Именно в таком наборе структурных единиц Человек представляет из себя Святую Троицу.

Однако надо учитывать, что далеко не у всех представителей homo sapiens - такая полная комплектация.

Есть и откровенно бездуховные люди: Физическое тело + Личность (Эго) без 3-ей составляющей - Духа. Это так называемые «матричные» люди, сознание которых управляется шаблонами, рамками, социальными нормативами, страхами и эгоистическими стремлениями. Воплощенческий Дух до них просто не может «достучаться», чтобы передать сознанию истинные задачи, стоящие перед этим человеком на текущее воплощение.

Диафрагма сознания для корректирующих сигналов «свыше» у такого человека наглухо закрыта.

Эдакая лошадь без всадника или машина без водителя!

Куда-то бежит, едет по заложенной кем-то программе, но на вопрос «Зачем это все» - ответить не может! Одним словом, человек-матрица...

Рис. 2. «Матричный» человек, ведомый по жизни эго-шаблонами и программами

Соответственно, и ответ на вопрос, что происходит после смерти, для человека духовного и бездуховного - будет разным.

Давайте подробно рассмотрим физику того, что будет после смерти для этих 2-х случаев!

Что будет после смерти человека. Физика процессов

Определение:

Смерть - это смена мерности

По медицинским показателям за факт физической смерти принимается момент остановки сердца и дыхания человека. С этого момента можно считать, что человек мертв, точнее мертво его физическое тело. Но что происходит с центром сознания человека и его полевой (энергетической) оболочкой, которая покрывает физическое тело в процессе всей сознательной жизни? Есть ли жизнь после смерти у этих энерго-информационных объектов?

Рис. 3. Энерго-информационные оболочки человека

Происходит буквально следующие: в момент смерти центр сознания вместе с энергетической оболочкой отделяются от умершего тела (физического носителя) и формируют астральную сущность. То есть после физической смерти Человек просто переходит на более тонкий план существования материи - астральный план.

Рис. 4. Устойчивые планы существования материи.
«Птичка материализации/дематериализации» - процесс перехода информации в энергию (и наоборот) с течение времени

Способность к мышлению на этом плане также сохраняется, и центр сознания продолжает функционировать. Некоторое время могут даже сохраняться фантомные ощущения от тела (ноги, руки, пальцы)... Также появляются дополнительные возможности для перемещения в пространстве на уровне мыслительных стимулов, приводящих к движению в выбранном направлении.

Детализируя ответ на вопрос, что происходит после смерти, стоит уточнить, что умерший человек, перейдя в новую форму тонко-материального существования - описанный выше объект астрального плана - может существовать на этом уровне до 9 дней после смерти физического тела.

Как правило, этот объект в течение этих 9 дней находится недалеко от места своей смерти или привычной территории проживания (квартира, дом). Именно поэтому рекомендуется закрывать плотной тканью все зеркала в доме после ухода человека из жизни, чтобы отошедший на астральный план центр сознания не мог увидеть своего нового, еще не привычного облика. Форма данного объекта (Человека) астрального плана – преимущественно сферическая. В состав объекта входит центр сознания, как отдельная разумная структура, плюс - окружающая его энерго-оболочка, так называемый энерго-кокон.

Если при жизни человек был очень сильно привязан к материальным вещам и своему месту обитания, то для облегчения «отхода» умершего на более тонкие планы существования материи, рекомендуется сжигать вещи покойного: таким образом ему можно помочь отвязаться от плотно-материальной действительности и передать дополнительную энергию – подъемную силу от плазмы пламени.

Что нас ждет после смерти. Переходные процессы между 0-9 и 9-40 днями

Итак, мы выяснили, что будет происходить после смерти человека на начальном этапе. Что же дальше?

Как и было сказано ранее, в течение первых 9 дней после смерти усопший находится в так называемом слое нижнего астрала, где еще превалируют энергетические взаимодействия над информационными. Этот срок дается усопшему для того, чтобы он мог корректно завершить и энерго-информационно «отпустить» все связи, удерживающие его на земной поверхности.

Рис. 5. Разрыв и отпускание энергетических связей в период от 0-9 дней после смерти

На 9-ый день, как правило, происходит переход центра сознания и энерго-кокона в более высокие слои астрала, где энергетическая связь с материальным миром уже не такая плотная. Здесь большее влияние уже начинают оказывать информационные процессы этого уровня, и их резонанс с программами и убеждениями, сформированными в текущем воплощении и сохраненными в центре сознания человека.

Начинается процесс уплотнения и сортировки накопленных в центре сознания информации и опыта, полученных в текущем воплощении, то есть так называемый процесс дефрагметации диска (в терминах компьютерных систем).

Рис. 6. Что происходит после смерти. Дефрагментация (упорядочивание) информации и накопленного опыта в центре сознания человека

До 40-го дня (после смерти физического тела) усопший еще имеет возможность возвращаться в те места, где у него еще сохраняются какие-то связи на энергетическом или информационном уровне.

Поэтому в этот период времени близкие родственники еще могут ощущать присутствие усопшего человека «где-то рядом», иногда даже видеть его «размытый» облик. Но такая плотная связь в большей степени характерна для первых 9 дней, потом она ослабевает.

Что будет происходить после смерти человека в период после 40 дней

После 40-го дня происходит основной (самый важный) переход!

Центр сознания с уже относительно дефрагментированной (уплотненной и отсортированной) информацией начинает «засасывать» в так называемый ментальный туннель. Проход по этому туннелю напоминает быстрый просмотр фильма о прожитой жизни с прокруткой ленты событий в обратную сторону.

Рис. 7. Свет в конце ментального туннеля. Прокрутка событий жизни в обратную сторону

Если у человека было много стрессов и нерешенных конфликтов за прожитую жизнь, то на своё погашение при обратном проходе по туннелю они будут требовать расхода энергии, которая может браться из энергетического кокона (бывшей энергетической оболочки человека), окутывающего уходящий центр сознания.

Этот энергетический кокон выполняет функцию, аналогичную функции топлива на ракетоносителе, выводящем ракету в космическое пространство!

Рис. 8. Перенос центра сознания в более тонкие планы существования материи, как вывод ракеты в Космическое пространство. Топливо тратится на преодоление сил земного притяжения

В прохождении данного туннеля помогает также церковная молитва (отпевание усопшего) или свечи, зажженные за упокой ушедшего человека на 40-ой день. Плазма пламени свечей высвобождает очень большие объемы свободной энергии, которые уходящий центр сознания может использовать при проходе ментального туннеля для «оплаты» кармических долгов и нерешенных проблем энерго-информационного уровня, накопленных за текущее воплощение.

В момент прохода по туннелю из базы данных центра сознания также вычищается вся лишняя, не завершенная в полноценные программы и не соответствующая законам тонких планов информация.

С точки зрения физических процессов, центр сознания проходит по телу памяти 4-го измерения (Душе) в обратном направлении до момента зачатия (точки Генома) и далее перемещается внутрь Духа (Каузального тела)!

Рис. 9. Что будет после смерти. Обратный проход центра сознания по телу памяти (Душе) до точки Генома с последующим переходом в Каузальное тело

Свет в конце туннеля как раз сопровождает процесс этого перехода из точки зачатия внутрь структуры Индивидуального Духа!

Дальнейшие процессы, происходящие на этом уровне, а также процессы реинкарнации (нового воплощения) оставим пока за рамками данной статьи…

Что будет после смерти человека. Возможные отклонения от описанного гармоничного сценария

Итак, разбираясь в вопросе, что нас ждет после смерти и что с нами будет, мы здесь описали гармоничный сценарий ухода в иной мир.

Но бывают и отклонения от данного сценария. В основном они касаются людей, сильно «нагрешивших» в текущем воплощении, а также тех, кого не хотят «отпускать» в мир иной многочисленные скорбящие родственники.

Расскажем об этих 2-х сценариях подробнее:

1. Если человек в текущем воплощении набрал много негативного опыта, проблем, стрессов, энергетических долгов при взаимодействии с другими людьми, то его переход в мир иной после смерти может быть сильно затруднен. Такой отошедший после физической смерти центр сознания с энергетическим коконом похож на воздушный шар с огромным количеством балласта, тянущим его вниз, обратно к земной поверхности.

Рис. 10. Балласт у воздушного шара. «Кармически отягощенный» человек

Такие усопшие даже на 40-ой день еще могут находиться в нижних слоях астрала, пытаясь хоть как-то освободиться от тянущих вниз привязок. Их родственники также весьма явно могут ощущать их близкое присутствие, а также очень сильный отток энергетики, сказывающийся на состоянии здоровья ныне живущей родни. Это так называемая форма пост-смертного вампиризма.

В этом случае стоит заказать ритуал отпевания усопшего в церкви. Это может помощь такой «тяжелой» душе умершего человека отвязаться от земной реальности.

В случае, если умерший человек успел очень серьезно «нагрешить» в текущем воплощении, он может вообще не пройти через реинкарнационный фильтр, оставшись в нижнем и среднем слое астрала. В этом случае такая Душа становится так называемым астральным Мытарем.

Так формируются привидения и призраки - это как раз именно такие сущности из нижних слоев астрального мира, не прошедшие реинкарнационные фильтры из-за кармического отягощения.

Рис. 11. Физика образования привидений и призраков. Фрагмент из мультфильма «Кентервильское привидение»

2. Душа умершего человека может также надолго задержаться в нижних слоях астрального мира, если ее не отпускают длительное время скорбящие родственники, не понимающие физику и природу процессов смерти.

В данном случае это напоминает большой, красивый отлетающий воздушный шар, который зацепили канатами, тянущими его обратно к земле. И тут весь вопрос в том, хватит ли у шара своей подъемной силы, чтобы преодолеть это сопротивление.

Рис. 12. Обратное притяжение Души умершего человека к земной реальности. Важность умения «отпускать» на покой уходящую Душу

К каким последствиям это часто приводит? В случае, если в данной семье, так и не отпустившей в своих мыслях умершего родственника, зачинается какой-либо ребенок, то можно практически с 99% вероятностью утверждать, что этот ребенок будет открытым перевоплощение недавно ушедшего родственника. Почему открытым? Потому что предыдущее воплощение в этом случае закрывается некорректно (без прохода через ментальный туннель в центр Духа) и недавно ушедшая Душа из астрального мира (так как выше уйти не успела) «затаскивается» обратно в новое физическое тело.

Такова физика рождения большого количества детей «Индиго»! При более глубоком исследовании выясняется, что к реальным Индиго из них можно отнести только 10%, а остальные 90% - это, как правило, «перевоплощенки», затянутые обратно в этот мир по описанному выше сценарию (хотя бывает, что на воплощение приходит и «тяжелый» объект из сценария №1). Они такие развитые очень часто лишь потому, что опыт предыдущего воплощения у них корректно не был затерт, а также само прошлое воплощение не было гармонично закрыто. В этом случае ответ на вопрос «кем я был в прошлой жизни » для таких детей - весьма очевиден. Правда, и на состоянии здоровья таких детей с открытым перевоплощением это так же может сказываться.

Рис. 13. Природа детей «Индиго».
Индиго или открытое превоплощение кого-то из родственников?

Таким образом сознание ребенка получает открытый доступ ко всему опыту и знаниям прошлой жизни. И кто там был - математик, ученый, музыкант или автослесарь - как раз и определяет его псевдо-гениальность и преждевременную одаренность!

Корректный уход и смена мерности

В случае, когда центр Сознания после смерти благополучно «уходит» в тонкие планы существования материи, переходя в структуру Индивидуального Духа, то в зависимости от накопленного Духом опыта за текущую и все предыдущие инкарнации, а также в зависимости от завершенности и полноценности/неполноценности информационных программ в структуре Духа, возможны 2 сценария:

  1. Следующая инкарнация в физическое тело (как правило при этом меняется пол биологического носителя)
  2. Выход их круга физических воплощений (Сансары) и переход на новый тонко-материальный уровень - Учителей (Кураторов).

Вот такие пироги, как говорится! :-))

Так что, прежде чем отходить в мир иной... стоит даже здесь хотя бы немного изучить физику!

А также базовые инструкции и правила перед взлетом в Космос!

Могут пригодиться!

Если вы хотите максимально подробно разобраться во всех вопросах, связанных со смертью, реинкарнациями, предыдущими воплощениями, смыслом жизни, рекомендуем вам обратить внимание на следующие видео-семинары.

Сознание продолжает существовать после смерти

Люди в большинстве своем до такой степени боятся смерти, что не желают даже обсуждать ее. Это одна из тем, о которой они говорят шепотом и с крайней неохотой, не желая вспоминать о «мрачной перспективе» и сосредоточиваясь на том, как полнее прожить жизнь, окунувшись с головой во все возможные удовольствия. Но игнорирование смерти не освобождает нас от нее. Временами, в особенности когда мы оказываемся в состоянии личного кризиса, начинают маячить в нашем сознании и заставляют задуматься о неизбежном.

Больше всего пугает нас не сама смерть, а перспектива небытия, то есть нашего полного исчезновения. Идея небытия так чужда нам, что ее трудно понять. Мы так сильно погружены в ощущение собственного сознания, что не можем принять даже саму мысль о его полной утрате. Дело здесь не столько в том, что человек не желаем расставаться с этой жизнью, а скорей в том, что он не хотим перестать ощущать себя. Человек не хочет перестать быть.

Многие человеческие трагедии и горести можно было бы предотвратить, если бы идея кажущегося небытия не устрашала нас, если бы мы не ощущали грядущую безнадежность и кажущуюся бесперспективность. Во многих случаях мысль о смерти глубоко любимого человека более болезненна, чем мысль о конце нашего собственного сознания. С утратой близких связана такая невыразимая, душераздирающая боль, не сравнимая ни с какой другой болью, испытываемой человеком.

В это время ничто не сможет нас утешить. Возникающее чувство крайнего опустошения и отчаяния подчас не могут облегчить ни религиозные убеждения, ни чьи-либо добрые слова. Причиной отчаяния и опустошения является чувство, что этот человек необратимо потерян для нас, что его или ее личность прекратила свое существование, что у нас больше нет никакой надежды когда-то еще разделить с ним или с ней любовь, радость и даже боль. Религия сможет дать нам надежду на будущую жизнь в лучшем мире, но в момент смерти наши глубочайшие религиозные убеждения представляются вымыслом, и порой мы с гневом и негодованием отбрасываем их.

Потому когда мы думаем о смерти, нас больше всего волнует вопрос: выживает ли личность человека после смерти и что происходит с ней потом. Больше всего мы боимся потерять наши сокровенные мысли и чувства, самую суть нашего существа. Мы до такой степени уверены, что так оно и произойдет, что в своей жизни неистово предаемся погоне за жизненными удовольствиями, оставляя в стороне важнейший ее момент - время, когда придется испытать самое пугающее из всех переживаний.


Если бы мы не так боялись смерти, если бы мы знали точно, что наша жизнь продолжится после смерти физического тела, что наша сознающая личность выживет и ум не прекратит своего существования, мы могли бы жить с более глубоким осознанием смысла и цели жизни, с благодарностью и радостью.

Мы избавились бы от чувства отчаяния и горя в связи с утратой близких, потому как знали, что непременно встретимся с ними в другом, чудесном мире. Мы относились бы к прочим человеческим существам с чувством любви и единения и научились бы наслаждаться жизнью более глубоко, чем когда-то прежде. Кроме этого, мы подготовились бы к этому завершающему путешествию, постарались бы стать лучше, приняв переживания жизни - и позитивные, и негативные - как обогащающий опыт развития нашего духовного и личностного сознания. Мы обрели бы величайший из всех даров - дар надежды.

Любопытно, что существует множество данных, поддерживающих идею о том, что наше сознание и личность, пройдя через травму смерти, продолжают жить. Многие ученые уверены, что это в действительности так, но не решаются выразить свою точку зрения из-за нехватки эмпирических доказательств. Сама природа науки требует доказательства для каждой теории и постулата; для ученого сделать заявление , которое не подтверждено поддающимися неоднократным проверкам экспериментами, означает подвергнуть свое имя и репутацию риску. Потому нам остается самим найти научные данные, проверить их и сопоставить, чтобы получить убедительные, весомые . Среди наиболее сильных аргументов, подтверждающих эту концепцию, - законы природы.

Один из основных законов природы - первый закон термодинамики, по которому энергия не может быть ни создана, ни разрушена. Ее форма может быть изменена физическими и химическими процессами, но сущность всегда остается неизменной. Материя - это нечто такое, что обладает массой и занимает пространство и является формой энергии.

Простой пример материи - бумага. В соответствии с первым законом термодинамики, если бумагу разрезать на несколько кусочков, то каждый кусочек будет считаться бумагой, несмотря на то, что в материи, которую мы называем бумагой, произошла физическая перемена. Если бумагу не разрезать, а сжечь, ее материя видоизменяется посредством химического процесса сгорания, который расщепит бумагу на разные атомы.

Эти частички уходят в атмосферу, оставляя в наших руках только пепел. Но это не означает,- что энергия, которая формировала бумагу, уничтожена. Разные компоненты бумаги были расчленены, но они продолжают существовать в нашем окружении, хотя мы их не видим. Эта особая форма материи не может быть проявлена как бумага, но все частицы, которые ее формировали, все еще существуют. Ничто не пропало. Материя бумаги не была уничтожена - она только трансформировалась.

Это - простые знания, которые мы приобрели еще в средней школе. Не зря говорится, что на наши самые важные вопросы имеются простые ответы, и это со всей справедливостью относится к первому закону термодинамики.

Когда этот закон утверждает, что энергия не может быть создана или уничтожена, имеется в виду электромагнитная энергия, формирующая атом и его субатомные частицы. Вся Вселенная пронизана этой светящейся электромагнитной энергией. Атом как таковой состоит из трех главных частиц: протона, имеющего позитивный электрический заряд, электрона, имеющего негативный заряд, и нейтрона с нейтральным зарядом. Протон и нейтрон находятся в ядре, а электроны вращаются по крошечным орбитам вокруг ядра. Количество электронов и протонов в одном атоме всегда одинаково, и оно определяет характер разных элементов и разные проявления энергии. Сравнительно не так давно ученые обнаружили новые элементарные частицы - кварки, входящие в состав всех форм материи.

Мы все слышали о явлении телепатии и ясновидения. Большинство людей хоть раз в своей жизни имели такого рода опыт. Почти с каждым бывало так, что, подумав о ком-то, он затем «случайно» встречал этого человека на улице или этот человек вдруг позвонил ему. Случаются также и так называемые «вещие сны», когда мы ясно видим какое-то событие, которое вскоре и происходит.

Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг выдвинул теорию, что объединенные подсознательные умы всего человечества формируют огромный резервуар, который называется коллективным бессознательным. Согласно Юнгу, когда люди спят или засыпают, входя в состояние альфа, они автоматически погружаются в коллективное бессознательное, где могут войти в контакт с другими человеческими умами. Именно в это время человек может встретить кого-то, кого он знает на бессознательном уровне, и таким образом обменяться информацией. Этот бессознательный обмен лежит в основе одного из объяснений явления телепатии и ясновидения.

Когда мы спим, наш ум перемещается в мир, почти полностью сформированный из образов нашей памяти и опыта. В этом другом мире могут также существовать родовые воспоминания, представляющие собой опыт страха, переданного нам генетически через наших родителей. Мир ума, часто отождествляемый , сформирован из образов и символов. Этот мир - визуальный, и, как правило, мы в нем бываем зрителями. В этом мире все или почти все, что происходит, символично. Многие из этих символов носят личностный характер и имеют значение лишь для наблюдателя. Другие образы представляют из себя элементы или символы, имеющие общее значение для всех членов человеческого сообщества.

Ничто из того, что мы видим, чувствуем или делаем во сне, не удивляет нас. Самые невероятные переживания, самые невозможные ситуации кажутся совершенно нормальными. Сверхъестественные существа, фантасмагорические формы, странные цвета, катаклизмы, божественные или неприятные переживания - все это часть нашей жизни во сне, которую мы воспринимаем так же естественно, как опыт жизни в материальном мире.

Порой, хотя и не так часто, мы осознаем, что видим сон. Это состояние известно как «ясное сновидение». По большей части мы просто принимаем наше ночное путешествие в Астральный мир, или мир ума, как очень реальный и естественный опыт. Этот мир образов, где все возможно и ничто не кажется странным, - мир чистого ума - считался древними истинным миром духа.

Если природа сохраняет миллионы видов в течение миллионов лет, логично допустить, что она должна также стремиться сохранить человеческий ум и его огромный творческий потенциал. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что природа сохраняет то, что является сильным и ценным, а самое ценное, что вообще развилось на этой планете, - это человеческий ум.

В соответствии с этими положениями, после того как мы умираем, физическое тело распадается на основные элементы, которые затем используются природой в формировании других жизненных форм. Ум, который является чистой электромагнитной энергией, оставшись без тела и не имея физической субстанции, продолжает существовать в астральном мире, где он становится частью коллективных воспоминаний и опыта этого мира.

Он отождествляется с человеческим духом, личностью индивида, и через него мы идентифицируем себя в мире. В то время как мир материи после нашей смерти уходит, мир ума - наша истинная сущность, в которую мы погружаемся каждую ночь, - является финальным местом пребывания, где наше сознание продолжает существовать после окончания физической жизни.

Другими словами, основываясь на данных науки, мы можем утверждать, что наша личность действительно выживает после физической смерти и продолжает жить в другом мире или в другом, астральном, плане. Но как долго? Можем ли мы вступить в контакт с другими существами на этом плане? Существуют ли ангелы и духи-гиды? На что похож опыт смерти? Существуют ли ? Что происходит ? Есть ли другие миры или планы? ?

Ничто из того, что мы можем вообразить, независимо от того, насколько оно фантастично, не может даже приблизиться к существующим в реальности, захватывающим дух картинам Вселенной. Среди изобразительного материала, полученного в ходе путешествия «Вояджера» по солнечной системе, имеются фотоснимки одной из лун Урана Миранды, на которых видны пейзажи, более фантастические, чем в любом научно-фантастическом романе. Золотые горы, пересеченные гигантскими фонтанами расплавленного металла, взмывающего на сотни футов в воздух, ошеломили астрофизиков.

Эрнст Сенковски, без сомнения, является первым ученым, который посвящал свое время и усилия феномену коммуникации с умершими индивидами или с другими мирами. Всемирно известные ученые, такие как , Г. Маркони и Т. Эдисон, некогда проводили эксперименты, с использованием специального оборудования, в надежде установить такие контакты.

Эрнст показал мне фотографии, сделанные с экрана, на котором появилось изображение покойной немецкой актрисы Роми Шнейдер. Оно не было ясным - только контур, но ее черты были различимы. Это был фрагмент одного одного из ее фильмов. Как-то раз во время эксперимента, проводившегося в Люксембурге, перед телевизионной группой на экране появилось лицо Альберта Эйнштейна. Голоса не было - лишь изображение. Члены группы были так потрясены, что отказались от дальнейшего участия в опыте. О подобных результатах сообщали и другие исследователи. Эрнст объяснил мне, что никто со стороны не может вмешаться в эти трансмиссии, потому что они приходят через телевизионную систему замкнутого типа. Эти изображения и голоса прорываются вопреки всякой логике.

Одно из самых первых лиц, появившееся таким образом на телевизионном экране, было лицо Константина Родива, одного из пионеров техники записи потусторонних голосов на магнитную ленту. Его лицо, как и лица всех умерших людей, появлявшиеся на экранах телевизора, представляло из себя неясную копию одного из его прижизненных снимков. Мне это показалось странным, и я спросила Эрнста, почему на экране должна появляться фотоснимок умершего человека, когда он лично пытается установить контакт с нашим миром. Почему на экране не появляется реальный образ этого существа?

Эрнст ответил, что сами существа объяснили это тем, что сейчас у них нет физического тела, то есть нет физического облика, который можно было бы проецировать. Потому они используют свои собственные изображения, запечатленные на фотографиях при их земной жизни. Таким способом они пытаются идентифицировать себя и подтвердить факт существования личности человека после смерти физического тела. Потом Эрнст проиграл запись Родива, где он идентифицирует себя и приветствует своих слушателей глубоким, слегка хриплым голосом. Люди, которые слышали эти записи и которые хорошо знали Родива, убеждены в том, что это его голос.

Дух, или ум, продолжает жить после физической смерти человека. В некотором отношении мир, в который попадает дух или развоплощенная личность, очень похож на физический мир, но реальность там может быть изменена по его желанию. Дух может изменить окружающую обстановку, как если бы она была сделана из мягкого материала. В этом мире имеется два различных уровня существования, и его описывают как соединение многих миров в одном.

Когда дух вновь рождается, он оказывается в том окружении, которое подготовил для себя в своей предыдущей жизни. После смерти тела дух переходит на другую сторону, сохраняя свое сознание, и там существует абсолютно другая логика. Когда дух адаптируется к этой новой логике, ему со временем очень трудно возвращаться к нашему образу мышления. Исходя из этого, мы можем предположить, что сознание там - иного типа, и обусловлено оно другим восприятием времени, абсолютно отличным от нашего.

Люди, которые переходят в иной мир, считаются многомерными существами с многомерными личностями. Согласно этой концепции, когда дух вновь рождается, он может родиться в нескольких телах одновременно. Это возможно благодаря тому, что каждый человеческий дух имеет множественные измерения и множественное сознание. Кроме того, дух переживает все свои жизни или инкарнации как целое - одновременно, а не просто как одну жизнь в один период времени. Во время транскоммуникации с живым человеческим существом дух специально использует имена и образы, чтобы мы поняли, что он остался жить после физической смерти. Но ни имена, ни образы не имеют никакого значения .

Позднее Эрнст выразил свое мнение, что лучшими получателями транскоммуникаций являются психически одаренные люди. Однако он предупредил, что любая попытка вступить в контакт с умершими или незнакомыми существами, известными в науке под названием динамических информационных структур, имеет потенциальную опасность для психики. Он считает, что невольно может открыться то, что он называет ПСИ-барьер, являющийся естественной защитой против духовной или ментальной «перегрузки».

Когда это происходит, экспериментатору могут явиться различные фантасмагорические видения и голоса, что может привести к одержимости или ментальному расстройству. Некоторые экспериментаторы разделяют эту озабоченность и предупреждают об опасности того, что они называют «медиумическим психозом», когда одержимость человека духами умерших может закончиться острой шизофренией.

Потому должны толковаться осторожно и методично. Слышимые голоса (порой похожие на голос личности в период ее земной жизни), а также телевизионные проекции (внешне похожие на нее при жизни) следует рассматривать как проекции из , адаптированные к нашему чувству реальности.

Говоря словами Эрнста Сенковски: «Мы живем в мире вероятностей, в котором возможно практически все». При помощи наших мотиваций и эмоций, то есть нашего ума, мы способны влиять на возможности и обращать их в вероятности. Все взаимосвязано в этой целостной системе; разница только в силе сознающего сознания. В зоне ума не существует пространства и времени. Жизнь в этих условиях состоит из информационного обмена или коммуникации в соответствии с принципами высшего резонанса. Эволюция, преодолевающая энтропию, ведет к более сложным системам путем проб и ошибок, путем обучения и адаптации.

Экология познания: Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно ВЕРИЛИ в то, что нет бессмертной души, ВЕРИЛИ в то, что это якобы доказала наука, ВЕРИЛИ в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе.

Всякий человек, который столкнулся со смертью близкого, задается вопросом существует ли жизнь после смерти? В наше время этот вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько столетий назад ответ на этот вопрос был всем очевиден, то сейчас, после периода атеизма, решение его более трудно.

Мы не можем просто верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причем, факты научные. Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно ВЕРИЛИ в то, что нет бессмертной души, ВЕРИЛИ в то, что это якобы доказала наука, ВЕРИЛИ в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы просто доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности, и интерпретаций ими научных фактов.

И вот теперь, когда случилась трагедия, внутри нас происходит конфликт:

Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с другой стороны старые и внушенные нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Эта борьба внутри нас очень тяжела и сильно изматывает. Мы хотим правды!

Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих ученых по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша ВЕРА в существование или не существование души, а только ЗНАНИЕ может погасить этот внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с другой, реальной точки зрения.

Речь в статье пойдет про Сознание. Вопрос Сознания мы и разберем с точки зрения науки: где же в нашем теле находится Сознание и может ли оно прекратить свою жизнь.

Что такое Сознание?

Сначала о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание - это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание - то, что нас выделяет, то, что заставляет нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание - это осознание нами своего «Я», но в тоже время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Несмотря на то, что мы очень мало знаем о сознании, мы совершенно достоверно знаем, что мы его имеем.

Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. С точки зрения материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. С точки зрения идеализма Сознание это - эго, «Я», дух, душа - нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда участвует субъект, который собственно все и осознаёт.

Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души религия не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству.

Нет абсолютно никаких объяснений, а тем более доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные ученые (хотя это далеко не так).

А как же большинство людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?

Пол, имя, профессия и другие ролевые функции

Первое, что большинству приходит в голову: «Я - человек», «Я - женщина (мужчина)», «Я - бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я - Таня (Катя, Алексей)», «Я - жена (муж, дочь)» и.т.п. Это, конечно, забавные ответы. Свое индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете огромное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют свое, а не Ваше «Я», тоже самое можно сказать и про жен (мужей), людей разных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и.т.д. Никакая принадлежность к какой либо группе не объяснит Вам что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я - не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.

Психические и физиологические особенности

Некоторые говорят о том, что их «Я» - это их рефлексы, их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.т.п.

На самом деле это не может быть ядром личности, которое называют «Я» Почему? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение и представления и пристрастия, и уж тем более психологические особенности. Нельзя же сказать, что если раньше эти особенности были другими, то это было не мое «Я».

Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я - это мое индивидуальное тело». Это уже интереснее. Разберем и это предположение.

Всем еще из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают (апоптоз), а новые рождаются. Некоторые клетки (эпителий желудочно-кишечного тракта) полностью обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл значительно дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляется все клетки организма. Если считать «Я» простой совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живет, например, 70 лет. За это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (т.е. 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 разных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не постоянно, а «Я» постоянно.

Это означает, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

Но тут особо эрудированные приводят контраргумент: «Хорошо, с костями и мышцами понятно, это действительно не может быть «Я», но ведь существуют нервные клетки! А они же на всю жизнь одни. Может быть «Я» - это сумма нервных клеток?»

Поразмышляем над этим вопросом вместе…

Состоит ли сознание из нервных клеток?

Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Однако совмещение безличных предметов, будь они хоть атомами, хоть нейронами, не может породить личность и её ядро - «Я».

Как может быть этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, просто сумма специфических клеток организма вместе с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»???

При условии, если бы нервные клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.

Научные исследования, проведенные в разных странах мира доказывают, что, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации (восстановлению). Вот что пишет серьезнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка обнаружили, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются полностью работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги также пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных» 1

Это подтверждает публикация в еще одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале - Science: «В течение двух последних лет исследователи установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту», - говорит ученая Хелен М. Блон».

Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит постоянно меняющемуся материальному телу.

Почему-то в наше время необходимо настолько сложно доказывать то, что было очевидно и понятно еще древним. Ещё живший в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью,.. к тому же совершенно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто-нибудь возразит, что это не так, а на самом деле душу образуют сошедшиеся вместе атомы, то есть неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то - чувствует сама себя» 2.

«Я» - это неизменное ядро личности, которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.

Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А может быть «Я» - это мозг?»

Является ли Сознание продуктом деятельности мозга? Что говорит наука?

Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали еще в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг - и есть по сути человек с его «Я». Большинство думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, дает нам личностность. А тело - не более чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.

Но эта сказка не имеет отношения к науке. Мозг в настоящее время глубоко изучен. Давно и хорошо изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Огромное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг больше сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии или нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.

Для людей далеких от этой области знания это кажется удивительным. На самом деле ничего удивительного в этом нет. Просто никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, ученые-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия ученых не прошли даром. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, очень многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я». Не удалось даже, несмотря на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьезного предположения, о том, как мозг может быть связан с нашим Сознанием.

Откуда же пошло предположение о том, что Сознание находится в мозге? Такое предположение выдвинул в середине 18 века известный электрофизиолог Дюбуа-Реймон (1818-1896). По своему мировоззрению Дюбуа-Реймон был одним из ярких представителей механистического направления. В одном из писем своему другу он писал, что «в организме действуют исключительно физико-химические законы; если с их помощью не все можно объяснить, то необходимо, используя физико-математические методы, либо найти способ их действия, либо принять, что существуют новые силы материи, равные по ценности физико-химическим силам» 3.

Но с ним не соглашался живший в одно время с Реймоном другой выдающейся физиолог Карл Фридрих Вильгельм Людвиг (Ludwig, 1816-1895), возглавлявший в 1869-1895 годах новый Физиологический институт в Лейпциге, который стал крупнейшим мировым центром в области экспериментальной физиологии. Основатель научной школы, Людвиг писал, что ни одна из существующих теорий нервной деятельности, включая и электрическую теорию нервных токов Дюбуа-Реймона, не может ничего сказать о том, как вследствие деятельности нервов становятся возможны акты ощущения. Заметим, что тут речь идет даже не о сложнейших актах сознания, а о гораздо более простых ощущениях. Если нет сознания, то ничего чувствовать и ощущать мы не можем.

Еще один крупнейший физиолог XIX века - выдающийся английский нейрофизиолог сэр Чарльз Скотт Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, говорил, что если не понятно, как психика возникает из деятельности мозга, то, естественно, столь же мало понятно, как она может оказывать какое-либо влияние на поведение живого существа, управление которым осуществляется посредством нервной системы.

В итоге и сам Дюбуа-Реймон пришел к такому выводу: «Как мы сознаем - мы не знаем и никогда не узнаем. И как бы мы ни углублялись в дебри внутримозговой нейродинамики, моста в царство сознания мы не перебросим». Реймон пришел к неутешительному для детерминизма выводу о невозможности объяснить Сознание материальными причинами. Он признал, «что здесь человеческий ум наталкивается на «мировую загадку», разрешить которую он никогда не сможет» 4.

Профессор Московского университета, философ А.И. Введенский в1914 г сформулировал закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Смысл этого закона в том, что роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения абсолютно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических или душевных явлений, включая Сознание.

Крупнейшие специалисты по нейрофизиологии, лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел признавали, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, нужно понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. Ученые признали, что это сделать невозможно.

Существует интересное и убедительное доказательство отсутствия связи между Сознанием и работой мозга, понятное даже людям, далеким от науки. Вот оно:

Предположим, что «Я» (Сознание) является результатом работы мозга. Как точно известно нейрофизиологам, человек может жить даже с одним полушарием мозга. При этом он будет иметь Сознание. У человека, который живет только с правым полушарием мозга, безусловно присутствует «Я» (Сознание). Соответственно можно сделать вывод, что «Я» не находится в левом, отсутствующем, полушарии. У человека с единственным функционирующим левым полушарием тоже есть «Я», следовательно «Я» не находится в правом полушарии, отсутствующем у данного человека. Сознание остаётся вне зависимости от того, какое полушарие удаляется. Значит, у человека нет области мозга, отвечающей за Сознание, ни в левом, ни в правом полушарии головного мозга. Приходится делать вывод, что присутствие сознания у человека не связано с определенными областями мозга.

Профессор, д.м.н. Войно-Ясенецкий описывает: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который, несомненно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить» 6.

В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю болезни 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом «опухоль мозга». Юноша сохранял Сознание до самой кончины, жаловался только на головную боль. Когда после его смерти произвели патологоанатомическое вскрытие, то доктора были изумлены: вся мозговая масса оказалась полностью отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Осталось совершенно непонятно, каким образом сохранялось мышление у больного мальчика.

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, абсолютно самостоятельно. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющий строго определенные функции. Очень может быть, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил руководитель исследования знаменитый ученый Пим ван Ломмель» 7.

Еще один аргумент, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой» 8. Это действительно удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, т.е. обладают определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Заставляет задуматься, не правда ли?

Нейрофизиология не стоит на месте, а является одной из самых динамично развивающихся наук. Об успехах изучения мозга говорят методы и масштаб исследований Изучаются функции, участки мозга, все подробнее и подробнее выясняется его состав. Несмотря на титаническую работу по изучению мозга, мировая наука сегодня так же далека от понимания того, что из себя представляют творчество, мышление, память и какова их связь с самим мозгом.

Какова же природа Сознания?

Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.

Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?» 9

В конце XX века создатель квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Э. Шредингер писал, что природа связи некоторых физических процессов с субъективными событиями (к которым относится Сознание) лежит «в стороне от науки и за пределами человеческого понимания».

Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и этот факт легко может быть истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это совершенно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие крупные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.

Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека» 10. В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».

По глубокому убеждению Экклза, сознание не может быть предметом научного исследования. По его мнению, появление сознания, так же как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной. В своем докладе нобелевский лауреат опирался на выводы книги «Личность и мозг», написанной совместно с американским философом-социологом Карлом Поппером.

Уилдер Пенфилд в результате многолетнего изучения деятельности мозга тоже пришел к выводу, что «энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов» 11.

Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление совершенно нового качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом» 12.

Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.

Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив разные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике» 13.

Еще в 1956 г. выдающейся крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий считал, что наш мозг не только не связан с Сознанием, но и даже мыслить не способен самостоятельно, так как психический процесс вынесен за его пределы. В своей книге Валентин Феликсович утверждает, что «мозг не орган мысли, чувств», и что «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела» 14.

К таким же выводам пришли английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий. Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли, т.е. как антенна, с помощью которой становится возможен прием сигнала извне. Ученые предположили, что во время клинической смерти действующее независимо от головного мозга Сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.

Если мы выключаем радио, то это не значит, что радиостанция прекращает свое вещание. То есть после смерти физического тела Сознание продолжает жить.

Факт продолжения жизни Сознания после смерти тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Кроме обсуждения сугубо научной проблематики, в данной книге автор приводит также и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.

Наталья Бехтерева, рассказывая о встрече с болгарской ясновидящей Вангой Димитровой, вполне определенно высказывается по этому поводу в одном из своих интервью: «Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими», и еще цитата из ее книги: «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты (если он ученый!) только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение» 12.

Первое последовательное описание посмертной жизни, основанное на научных наблюдениях, было дано шведским ученым и естествоиспытателем Эммануэлем Сведенборгом. Затем эту проблему серьезно изучали известнейшая врач-психиатр Элизабет Кюблер Росс, не менее известный психиатр Раймонд Моуди, добросовестные ученые академики Оливер Лодж15,16, Уильям Крукс17, Альфред Уоллес, Александр Бутлеров, профессор Фридрих Майерс18, американский врач-педиатр Мелвин Морз. Среди серьезных и систематических исследователей вопроса умирания следует указать профессора медицины при университете Эмори и штатного врача в госпитале для ветеранов в городе Атланта д-ра Майкла Сабома, очень ценно также систематическое исследование психиатра Кэннета Ринга, занимался изучением этой проблемы доктор медицины врач - реаниматолог Мориц Роолингз, наш современник, танатопсихолог А.А. Налчаджян. Много работал над пониманием этой проблемы с точки зрения физики известный советский ученый, крупнейший специалист в области термодинамических процессов, член – корреспондент Академии Наук Республики Беларусь Альберт Вейник. Значительный вклад в изучение околосмертного опыта внес знаменитый во всем мире американский психолог чешского происхождения, основатель трансперсональной школы психологии д-р Станислав Гроф.

Многообразие накопленных наукой фактов неоспоримо доказывает, что после физической смерти каждый из ныне живущих наследует иную реальность, сохраняя свое Сознание.

Несмотря на ограниченность нашей возможности в познании этой реальности при помощи материальных средств, на сегодняшний день существует ряд ее характеристик, полученных при помощи экспериментов и наблюдений ученых, исследующих эту проблему.

Эти характеристики были перечислены А.В. Михеевым, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета в его докладе на международном симпозиуме «Жизнь после смерти: от веры к знанию»который проходил 8-9 апреля 2005 года в Санкт-Петербурге:

«1. Существует так называемое «тонкое тело», являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело существует… после физической смерти, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело - лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне.

2. Жизнь индивидуума не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после смерти - естественный закон для человека.

3. Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих.

4. Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его настройкой на определенный уровень, являющейся суммарным результатом его мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле. Подобно тому, как спектр электромагнитного излучения, испускаемого химическим веществом, зависит от его состава, точно также посмертное местоназначение человека определяется «составной характеристикой» его внутренней жизни.

5. Понятия «Рай и Ад» отражают две полярности, возможных посмертных состояний.

6. Кроме подобных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных. Выбор адекватного состояния автоматически определяется мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при земной жизни. Именно поэтому негативные эмоции, насилие, стремление к разрушению и фанатизм, чем бы они не оправдывались внешне, в этом отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является твердым обоснованием для персональной ответственности и следования этическим принципам» 19.

Все вышеприведенные аргументы просто удивительно совпадают с религиозными знаниями всех традиционных религий. Это повод отбросить сомнения и определиться. Не правда ли?

1. Cell polarity: From embryo to axon // Nature Magazine. 27.08. 2003. Vol. 421, N 6926. P 905-906 Melissa M. Rolls and Chris Q. Doe

2. Плотин. Эннеады. Трактаты 1-11., «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, Москва, 2007.

3. Du Bois-Reymond E. Gesammelte Abhandlungen zur allgemeinen Muskel- und Nervenphysik. Bd. 1.

Leipzig: Veit & Co., 1875. P. 102

4. Du Bois-Reymond, E. Gesammelte Abhandlungen zur allgemeinen Muskel- und Nervenphysik. Bd. 1. P. 87

5. Кобозев Н. И. Исследования в области термодинамики процессов информации и мышления. М.: Изд-во МГУ, 1971. С. 85.

6, Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002. С. 43.

7. Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands; Dr Pirn van Lommel MD, Ruud van Wees PhD, Vincent Meyers PhD, Ingrid Elfferich PhD // The Lancet. Dec 2001 2001. Vol 358. No 9298 P. 2039-2045.

8. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002 С. 36.

9/ Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избранные труды. Москва, 1979, стр 455.

10. Eccles J. The human mystery.

Berlin: Springer 1979. P. 176.

11. Penfield W. The mystery of the mind.

Princeton , 1975. P. 25-27

12..Меня благословили на изучение «Зазеркалья». Интервью Н.П. Бехтеревой газете «Волжская правда», 19 марта 2005 года.

13. Гроф С. Холотропное сознание. Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. М.: АСТ; Ганга, 2002. С. 267.

14. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух, душа и тело. ЗАО «Броварская типография», 2002 С.45.

15. Lodge O. Raymond or life and death.

London 1916

16. Lodge O. The survival of man.

London 1911

17. Crookes W. Researches in the phenomena of spiritualism.

London , год 1926 P. 24

18. Myers. Human personality and its survival of bodily death.

London , год 1sted.1903 P. 68

19. Михеев А. В. Жизнь после смерти: от веры к знанию

Журнал «Сознание и физическая реальность», № 6, 2005 г. и в тезисах докладов международного симпозиума «Ноосферные инновации в культуре, образовании, науке, технике, здравоохранении», 8 - 9 апреля 2005 года, Санкт - Петербург.