Что такое личная ответственность. Хэмминг

Все темы, попадающие в блог, обычно рождаются в процессе милой, но, тем не менее, обычно весьма конструктивной беседы с близкими и не очень мне людьми, которым интересны не только материально-технические вопросы, но и вопросы духовные, а точнее даже ментальные и практически выполнимые. Вот и эта тема возникла из такой беседы о том, что все люди сильно по-разному понимают, что же такое ответственность и как ею правильно пользоваться, чтобы не было перегруза и не мучило чувство вины.

Что очень приятно, Википедия дает вполне достойное определение ответственности:

Отве́тственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Коротко и довольно понятно.

И еще, оттуда же:

Отве́тственность - это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков (действий).

В общем, если бы все одинаково понимали, ЧТО написано в этом определении, можно было бы дальше ни о чем не писать. Но, все люди разные и совершенно по-разному воспринимают информацию, тем более, если она (информация) касается чего-то личного и для многих сугубо интимного.



Если вернуться к первому определению, возникает вопрос: что значит отвечать за поступки? Перед кем отвечать? Зачем отвечать? А после второго определения могут возникнуть вопросы относительно слов «осознание», «готовность». Многие люди просто не понимают, что их поступки и действия могут иметь результат!

Здесь мы, конечно, говорим о личной ответственности каждого.

Очень часто под ответственностью понимают чувство долга. «Я должен это сделать, это моя обязанность, потому что это моя ответственность». Вот и еще одно слово - обязанность, как ответственность. «Я обязан выполнять эту работу, и несу за нее ответственность». Правильно, ведь выполнение работы - это действие или даже поступок, и ответственность за результаты, которые будут после ее выполнения (и будут являться следствием действий), лежат на том, кто ее выполнил.

Так что же такое личная ответственность? Это то, за что каждый отвечает лично.

Что значит отвечает?

Это значит, понимает и осознает свой вклад в тот результат, который имеет.

Это значит, знает, что результат зависит от его действия или бездействия.

Это значит, он готов приложить усилия соизмеримые с мерой той ответственности, которую он готов на себя взять.

Бытует мнение, что человек с высоким уровнем личной ответственности, чувствует ответственность за все, что с ним происходит, упорно и настойчиво преодолевает трудности, не возводя их при этом в ранг жизненных проблем. Если он видит перед собой задачу, он думает над тем как ее решить, а не ищет причины почему этого сделать нельзя. Такой человек - капитан собственной жизни, и управляя ею, он использует все подходящие инструменты и ресурсы.

А что значит высокий уровень? Насколько высокий? А если не высокий, а средний, это как, низко или не очень?

Есть такое понятие, как полнота личной ответственности.

Человек рождается с определенным объемом собственной (личной) ответственности, это ответственность за его жизнь. Объем ответственности каждого имеет постоянную величину и всегда заполнен.

Представим себе этот объем в виде сосуда наполненного жидкостью (назовем его «сосуд ответственности»). Много людей - много сосудов и все, совершенно различной формы. Согласно закону сообщающихся сосудов - уровни однородных жидкостей в них равны между собой. Так и здесь, уровень (или другими словами мера) ответственности, с которым родился каждый человек, равна уровню (мере) ответственности любого другого. Таким образом, все люди изначально и на всю жизнь наделены установленным уровнем личной ответственности, которая должна занимать определенный (выделенный) для нее объем. Теперь можно утверждать, что человек, который является капитаном собственной жизни, готов взять на себя всю полноту своей личной ответственности, или, другими словами, он согласен с тем, что весь объем ответственности, который у него есть - это его личная ответственность.

Кроме объема, существует еще идентификация ответственности, которая отличает ответственность каждого от ответственности любого другого. Мы можем представить себе такое отличие через различие в цвете или частоты вибрации. Каждому человеку от рождения дано такое отличие, каждый имеет свой собственный цвет или частоту. И если человек берет на себя всю полноту своей личной ответственности и согласен с ней полностью, то его «сосуд ответственности» заполнен целиком и имеет свой личный цвет или свою личную частоту.

Но что происходит в нашей действительности?

Не каждый человек готов взять на себя всю полноту личной ответственности. Многие пытаются переложить свою ответственность на плечи других людей. Это может выражаться по-разному: попросить коллегу сделать свою работу; найти себе оправдания, если не сделал то, что должен был сделать; обвинить партнера или друга в том, что вы потратили на них много времени или денег и т.д. Некоторые перекладывают свою ответственность на Бога, обвиняя его в своих собственных ошибках и неудачах.

Есть и другой путь ухода от ответственности. Это путь пьянства, азартных игр, чревоугодничества, похоти и прочих чрезмерных увлечений. При таком раскладе, человек снимает с себя личную ответственность за свою жизнь и плывет по течению, отрывая по кускам чужие жизни и чужую ответственность.

Здесь также работает закон сообщающихся сосудов: если человек снимает с себя свою личную ответственность, он автоматически берет на себя чужую ответственность. И наоборот. Сосуд не может быть пустым, он всегда должен быть заполнен, если не своей, то чужой ответственностью.

А как это влияет на людей?

Внутри каждого человека встроен механизм, отслеживающий «чистоту» личной ответственности. Пока в «сосуде ответственности» содержится ответственность только своего собственного цвета или своей частоты, человек пребывает в комфорте и гармонии. Как только в сосуд попадает другой цвет или частота, гармония нарушается и чем больше в сосуде чужого, тем меньше гармонии и комфорта в душе человека. Есть люди, которые любят заниматься чужими делами и решать чужие проблемы (вспомним хотя бы «лавочковых» бабушекJ ), забывая при этом про себя, свои дела, свои желания. Они набирают в свой сосуд массу чужих цветов и вибраций. На них сваливается вся тяжесть от ответственности других людей, они пребывают в постоянном стрессе и напряжении, а также в беспокойстве и тревоге. О какой гармонии тут может идти речь.

Следует отметить, что личная ответственность включает в себя не только ту ответственность, которую мы получили при рождении. Сюда входит также та ответственность, которую мы сами на себя взяли. Это может быть ответственность мамы за ребенка, пока он маленький, ответственность хозяина собаки за собаку, ответственность хозяина бизнеса за бизнес, а также все обещания, которые мы даем, формируют ответственность за их исполнение.

Рассмотрим это на примерах.

В семье часто бывает так, что муж часто выпивает, редко бывает дома, а жена по этому поводу с ним ругается. При этом жена тратит деньги мужа так, как ей хочется, а муж закрывает на это глаза. Вот такая семейная идиллия. С точки зрения ответственности, муж снял с себя ответственность за себя как за мужа (за те функции в семье, которые он должен выполнять как муж) и переложил их на жену. Жена взяла эти функции, но сняла с себя функции финансового обеспечения себя. И эту ответственность взял на себя муж. Все было бы здорово, если бы они договорились друг с другом о таком распределении ответственности и тогда их сосуды были наполнены только своей собственной ответственностью. НО. Они оба не согласны с тем, что происходит в их семье. Жена не согласна с тем, что муж выпивает и редко бывает дома, значит, она не согласна с тем, что это его ответственность. Муж не согласен с тем, что жена с ним ругается, ведь он приносит домой деньги, которые она тратит.

Возможна и другая ситуация, очень типичная на сегодняшний день. Муж не пьет, он работает, строит карьеру или свой бизнес, а жена сидит дома одна или с детьми, не помышляя ни о чем другом в своей жизни. С виду в этой семье все прекрасно. Теперь посмотрим глубже. Муж неверен жене, или часто проводит время с друзьями, или часто в командировках, где он неверен и проводит время с друзьями. Жена, тоже возможно неверна мужу, или не вылезает из магазинов, или из салонов красоты, или чрезмерно увлечена собачкой, или всю себя отдает детям, или все вышеперечисленное вместе. Здесь муж снял с себя ответственность, которую он взял на себя когда женился, то же самое сделала его жена. Как только они сняли с себя ответственность они автоматически взяли на себя чужую и рано или поздно им придется заниматься чужими делами, хотят они этого или нет.

Еще пример.

Каждый человек несет ответственность за свое личное развитие и самореализацию. Но не все готовы этим заниматься (что-то делать, встречаться, общаться, писать письма и пр.). Кто-то желает, чтобы ему на блюдечке принесли работу, деньги, проекты, мечты. Человек, который имеет такое желание, и не прилагающий никаких усилий к своему собственному развитию, снимает с себя ответственность за это. Он перестает заниматься собой, своими делами, строить свои планы и даже просто мечтать. То свободное пространство, которое высвобождается в «сосуде ответственности» тут же занимает чужая ответственность. В чем это выражается? Человек начинает жить чужой жизнью. Он живет чужими проблемами, он пытается их решать, он тратит на это деньги, свое время, он вкладывает в это свою душу. Сосуд полон, но в своем содержании он имеет много разных чужих составляющих, которые качественно меняют внутреннее состояние такого человека. Это проявляется в тяжести и дискомфорте, которые он чувствует, потому что он несет бремя чужой ответственности.

Распределение ответственностей всегда будет предметом спора. Многие люди не готовы принять на себя все меру своей ответственности, и они всегда будут отстаивать свою точку зрения, о том, что только они знают границы своей личной ответственности, и считать, что они их сами себе установили.

Тем не менее, правда жизни в том, что на сегодня почти все люди в своем «сосуде ответственности» имеют массу чужих составляющих. Наш разноцветный сосуд может в любую секунду разбиться от того количества вибраций, которые создаются содержащимися в нем частотами. Задача каждого из нас, очистить свой сосуд, восстановить свой цвет и оставить только одну частоту вибрации, чтобы вся полнота нашей личной ответственности непрерывно звучала одной единственной нотой и отражала всю гармонию, спокойствие и легкость нашей новой бесконечно-живой души.

Тема ответственности очень емкая, про нее можно писать и писать, потому что сейчас то время, когда человек только начинает по-настоящему раскрывать все грани своей внутренней сущности, так долго остававшейся тайной за семью печатями.

Я непрерывно очищаю свой «сосуд ответственности», а вы?

Термин «ответственный человек» стал весьма популярным в наше время. Его можно наблюдать даже в объявлениях о вакансии в качестве обязательного требования к кандидату. Как свойство личности слово «ответственность» нельзя найти даже в больших толковых словарях. Тем не менее, многие люди имеют свое мнение относительно его значения. Характеристика ответственного человека – понятие весьма субъективное. Давайте же разберемся, что такое ответственность.

Ответственность – это умение и желание личности вкладывать свое время, деньги или часть свободы для достижения определенной цели. В отдельных случаях термин может включать также способность понести наказание за свои поступки. В подобных ситуациях ответственность подразумевает некую справедливость личности в том, как она относится к себе. Человек соглашается с тем, что его поступки заслуживают некоторого порицания, и готов нести ответственность за них.

Этот термин довольно-таки древний, он встречается во многих языках. Что интересно, во всех случаях он связан с умением реагировать или отвечать на что-либо, а также ассоциируется с определенным наказанием. Изначально кара являла собой вполне осязаемое понятие. К примеру, убийство наказывалось некоторой компенсацией морального и материального ущерба.

Сегодня чувство ответственности больше ассоциируется с умением человека держать данное слово, а также принимать решения, при котором личность действует не только в собственных интересах. Понятие ответственности значительно шире, нежели термин «обязательность». Тем не менее, второй является неотъемлемой составляющей первого.

Ответственность имеет место лишь тогда, когда существуют отношения двух и более людей. То есть, такого понятия, как ответственность, не существует вне социума. Тогда же, когда речь идет о том, что человек ответственно что-то делает конкретно для себя, то все равно подразумевается личностное качество, сформированное в обществе. Есть явная прямая зависимость между теснотой связи личности с другими людьми и вероятностью того, что человек будет ответственным. Чтобы это качество сформировалось, нужен опыт ответственных отношений и развитая рефлексия деятельности . Потому данное свойство может быть только у реально действующей личности.

Ответственность, как и самокритичность , неотъемлемое качество, которое должно быть присущее любому лидеру. Тем не менее, в наше время сформировано некорректное отношение к понятию лидера. Везде и всюду пропагандируется идея, что каждый человек должен стремиться быть впереди или во главе какой-либо группы людей. К сожалению, подобная пропаганда является ловушкой для ответственных людей, у которых отсутствуют навыки и задатки управления. Из-за этого им приходится страдать и терять свое здоровье, занимаясь делом, которое, по сути, не является их стезей. Это актуально в особенности для молодых мужчин, которые в раннем возрасте зарабатывают ряд болезней, переживая серьезный стресс на работе.

Таким образом, ответственность представляет собой социальное понятие, и она подкрепляется какими-либо действиями. При этом мера ответственности должна формироваться каждой личностью конкретно для себя с оглядкой на свои возможности.

Как стать ответственным человеком

Ответственность – это навык, который можно получить, приложив для этого определенные усилия. Чтобы понять, как стать ответственнее, необходимо рассмотреть существующие уровни оценки данного качества. Попросите кого-то из знакомых проанализировать вас в соответствии с нижеприведенными критериями. Зачастую после подобной оценки возникает множество вопросов, ответы на которые будут полезны. Так как стать ответственным сразу непросто, внешний независимый взгляд будет весьма ценным, о чем речь пойдет ниже.

Уровни личной ответственности

  • Нулевой уровень ответственности подразумевает, что вы играете роль иждивенца. Вы полностью отстраняетесь от какой-либо ответственности, поскольку считаете, что чья-то забота о вас является само собой разумеющейся обязанностью. Такой человек не задумывается о том, как стать более ответственным, поскольку ему комфортно в его настоящем положении.
  • Первый уровень ставит вас в позицию исполнителя. Такой человек практикует принцип «работа не волк». Обычно такие люди не делают ничего до того момента, пока им не скажут что-либо сделать. Если же исполнителя не подталкивать на какие-то действия, то он так и будет находиться в отправной точке.
  • Второй уровень ответственности подразумевает то, что человек занимает позицию специалиста. Такие люди выполняют свою работу качественно, но при этом не вкладывают в нее душу. Они рассматривают свое занятие как способ заработка и не более. Не стоит ждать от такого человека какой-либо инициативы. Такие люди не заинтересованы в том, чтобы помочь или подсказать что-то. Нужно понимать, что специалист в любой момент может покинуть вас, если найдет более выгодное занятие. Такие люди довольно часто используют фразу «Мне за это не платят», тем самым ограничивая себя от дел, которые не входят в список их полномочий.
  • Третий уровень занимает ответственный сотрудник. Даже если такая личность в настоящий момент недостаточно качественно выполняет свои функции, она стремится развиваться и приобрести необходимые навыки . Поэтому в будущем ответственный сотрудник непременно станет профессионалом в своей области. Ему важны результаты своей работы, он достаточно инициативен и открыт для обмена опытом. Такой человек относится к своему занятию с интересом. Бизнес его работодателя он рассматривает как свой собственный. Каждый сотрудник, работающий с ним плечом к плечу, воспринимается им как член семьи. Ответственный сотрудник никогда не говорит: «Мне за это не платят». Когда ему поручают какое-то дело, он его выполняет, а после говорит с начальством о том, чтобы эта работа оплачивалась и ему, и коллегам.
  • Четвертый уровень ответственности занимает локальный руководитель. Такая личность представляет собой управленца, который организовывает работу подчиненных для реализации поставленных целей. Этот человек берет ответственность за себя и за других. Он не боится давать распоряжения и принимать серьезные решения, от правильности которых зависят судьбы многих. Локальный руководитель меньше любит работу, поскольку ему приходится делегировать ее своим подопечным, которые делают ее хуже, чем он. Однако правильнее поручать ее сотрудникам, а не выполнять самому. Локальный руководитель занимается организацией рабочего процесса на доверенном ему участке.
  • Пятый уровень предназначен для директора, который руководит начальниками более низкого уровня. Этот человек несет ответственность за бизнес в целом, при этом отдавая принятие тактических решений в руки своих подопечных. Ему же остается формировать стратегию. Человек этого уровня способен открыть новые направления или закрыть действующие. Он является профессионалом, принимающим серьезные решения. Однако уровень его ответственности ограничивается исключительно получаемой зарплатой и престижной должностью.
  • Шестой уровень ответственности свойственен только владельцу бизнеса. Именно этот человек организовывает дело, в которое вкладывает свои деньги, время и душу. Он способен отвечать за результат своих действий не только финансами, но и жизнью. Владелец рассматривает собственный бизнес как своего ребенка, которого он растил не один год. Он подбирает директора, который сможет эффективно управлять его делом, однако в любой момент он может заменить его на другого. Что интересно, владелец крупной компании редко засвечивается на людях. Он является своего рода шеей генерального директора, которая направляет последнего в нужную сторону. Владелец бизнеса не задает себе вопрос: «Как стать ответственным человеком?». Он ответственен по определению, поскольку от него зависит благополучие целого штата сотрудников и его собственное финансовое состояние.

Не стоит рассматривать вышеперечисленные уровни как должности. Они представляют собой уровни развития личности. К примеру, человек, занимающий должность директора крупного предприятия, с личностно-психологической стороны может быть обыкновенным специалистом или исполнителем. В то же время его секретарь в психологическом плане вполне может оказаться владельцем. Часто встречаются мужчины, которые на работе проявляются себя как эффективные руководители, а дома превращаются в иждивенцев или исполнителей. Нередки случаи, когда женщины-домохозяйки берут на себя всю ответственность, выбирая для себя роль владельца семьи. При этом они воспитывают своего мужа как главу семьи.

Воспитание чувства ответственности заключается в том, чтобы приучить себя видеть свои обязательства, а также уметь выполнять их и расплачиваться за последствия. Причем плата может выражаться во времени или в деньгах. Вы должны уметь платить за собственные ошибки даже тогда, когда нет желания делать это.

Так как развить ответственность сразу бывает непросто, можно выполнять следующие задания для приобретения этого качества:

  • В первую очередь необходимо сделать ответственность одной из своих ценностей. Вам нужно осознать, что это качество являет собой очень важный социальный навык, который дает шанс заметно улучшить свою жизнь. Развитие ответственности личности – процесс, который требует только вашего желания. У вас должно появиться стремление воспитывать в себе это качество. Приобретите ответственность за свою семейную жизнь. Тогда вы сможете осознать, к примеру, что автором любой обиды, которая возникает в отношениях, являетесь только вы.
  • Можно практиковать развитие личной ответственности, задавая себе вопросы о том, что можете вы сделать сейчас и какие у вас есть возможности. Очень полезно заменять требования типа «я хочу» на вопросы о том, что необходимо сделать для того, чтобы получить то, что я хочу.
  • Развить ответственность можно, если чаще спрашивать себя: «Что мне следовало бы сделать, чтобы быть ответственным в полной мере за свои действия?»
  • Так как развить чувство ответственности в одиночку не всегда просто, можно выбрать себе наставника (напарника), который будет поощрять и штрафовать вас при необходимости. Лучше подбирать такого человека, который сможет адекватно оценивать ваше развитие и контролировать жизнедеятельность. Напарник будет мотивировать следовать определенной трудовой дисциплине, не откладывая при этом какие-то задания на потом.
  • Не будет лишним отправлять отчеты о своем развитии напарнику дистанционно с определенной периодичностью. Достаточно делать это 2 раза в неделю. Можно придумать штрафы за несоблюдение сроков и методы поощрение за ответственный подход к этому вопросу. Делая это в течение двадцати одного дня, вы сможете в некоторой степени выработать в себе полезную привычку.

Теперь вы знаете, что значит быть ответственным человеком. Прилагая усилия, вы вскоре заметите определенные изменения в своей жизни. Развитие личностной ответственности по вышеуказанному сценарию позволит в ближайшее время увидеть хорошие результаты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Повесть Военный летчик написана как размышления французского пилота Второй мировой войны…

Гуманизм избрал своей исключительной миссией объяснить и упрочить превосходство Человека над личностью. Гуманизм проповедовал Человека. Но когда речь заходит о Человеке, наш язык становится недостаточным. Человек - это нечто иное, чем люди. О соборе нельзя сказать ничего существенного, если говорить только о камнях. О Человеке нельзя сказать ничего существенного, если пытаться определить его только свойствами людей. Поэтому Гуманизм заведомо шёл по пути, который заводил его в тупик. Гуманизм пытался вывести понятие Человека с помощью логических и моральных аргументов и таким образом перенести его в сознание людей.

Никакое словесное объяснение никогда не заменит созерцания. Единство сущности нельзя передать словами. Если бы я захотел пробудить любовь к родине или к имению у людей, духовной культуре которых такая любовь была бы неведома, я не располагал бы никакими доводами, чтобы тронуть их сердца. Имение - это поля, пастбища, стада. Назначение каждой из этих частей и всех их вместе - приносить богатство. Однако всякому имению присуще нечто такое, что ускользает при рассмотрении составляющих его элементов - ведь иные землевладельцы готовы разориться, лишь бы спасти любимое имение. Это нечто как раз и облагораживает составные элементы имения, наделяя их совсем особыми свойствами. И вот они становятся стадами этого имения, лугами этого имения, полями этого имения...

Так и человек становится человеком своей родины, своего ремесла, своей духовной культуры, своей религии. Но чтобы утверждать, что ты неотделим от таких Сущностей, надо сначала создать их в самом себе. Тому, у кого нет чувства родины, нельзя внушить его никаким языком. Создать в себе Сущность, которую ты называешь своей, можно только при помощи действий. Сущность принадлежит не к области языка, а к области действия. Наш Гуманизм пренебрегал действиями .

Его усилия не увенчались успехом. Самое важное действие получило название. И это название - жертва. Жертва не означает ни безвозвратного отчуждения чего-то своего, ни искупления. Прежде всего, это дейстие. Это отдача себя Сущности, от которой ты считаешь себя неотделимым. Только тот поймёт, что такое имение, кто пожертвует ему частью себя, кто будет бороться ради его спасения и трудиться, чтобы сделать его лучше. Тогда он обретает любовь к имению. Имение - это не сумма доходов, думать так было бы ошибкой. Оно - сумма принесённых даров.

Пока моя духовная культура опиралась на Бога, она могла спасти это понятие жертвы, которое создавало Бога в сердце человека. Гуманизм пренебрёг важнейшей ролью жертвы. Он вознамерился сберечь Человека с помощью слов, а не действий.

Чтобы спасти образ Человека, видимый через людей, Гуманизм располагал всего лишь тем же словом Человек, украшенным заглавной буквой. Мы рисковали скатиться по опасному склону и в один прекрасный день подменить Человека некой средней личностью или совокупностью людей. Мы рисковали подменить наш собор суммой камней.

И понемногу мы растеряли наше наследие. Вместо того чтобы утверждать права Человека и личности, мы заговорили о правах Коллектива. Незаметно у нас появилась мораль Коллектива, которая пренебрегает Человеком. Эта мораль может объяснить, почему личность должна жертвовать собой ради Общности. Но она не может объяснить, не прибегая к словесным ухищрениям, почему Общность должна жертвовать собой ради одного человека. Почему справедливо, чтобы тысяча людей приняли смерть ради спасения одного, осуждённого невинно. Мы ещё вспоминаем об этом принципе, но мало-помалу забываем его. А между тем именно в этом принципе, в корне отличающем нас от муравьев муравейника, прежде всего и состоит наше величие.

Мы скатились - за неимением плодотворного метода - от Человечества, опиравшегося на Человека, к этому муравейнику, опирающемуся на сумму личностей. Что могли мы противопоставить культу Государства или культу Массы? Во что превратился наш величественный образ Человека, порождённого Богом? Его уже почти невозможно распознать сквозь слова, потерявшие свой смысл.

Постепенно, забывая о Человеке, мы ограничили нашу мораль проблемами отдельной личности. Мы стали требовать от каждого, чтобы он не наносил ущерба другому. От каждого камня, чтобы он не наносил ущерба другому камню. Разумеется, они не наносят друг другу ущерба, когда в беспорядке валяются в поле. Но они наносят ущерб собору, который они могли бы составить и который взамен наделил бы смыслом каждый из них.

Мы продолжали проповедовать равенство между людьми. Но, забыв о Человеке, мы уже перестали понимать то, о чём говорили. Не зная, что положить в основу Равенства, мы превратили его в туманное утверждение, пользоваться которым уже не умели. Как определить Равенство между личностями, между мудрецом и тупицей, глупцом и гением? Что касается строительных материалов, то, если мы хотим определить и осуществить их равенство, нужно, чтобы все они занимали одинаковое место и играли одну и ту же роль. А это бессмысленно. Ибо принцип Равенства вырождается тогда в принцип Тождества.

Мы продолжали проповедовать Свободу человека. Но, забыв о Человеке, мы определили нашу Свободу как некую безнаказанность, при которой дозволены любые поступки, лишь бы они не причиняли вреда другому. А это лишено всякого смысла, ибо нет такого поступка, который не затрагивал бы другого человека. Если я, будучи солдатом, наношу себе увечье, меня расстреливают. Обособленных личностей не существует. Тот, кто отчуждает себя от общества, наносит ей ущерб. Тот, кто печален, печалит других. Понимая право на свободу, таким образом, мы разучились пользоваться им, не наталкиваясь на непреодолимые противоречия. Не умея определить, в каком случае мы сохраняли наше право на свободу, а в каком лишались его, мы, чтобы спасти хоть какой-то неясный принцип, лицемерно закрыли глаза на бесчисленные препятствия, которые всякое общество неизбежно ставило перед нашими свободами. Что же касается Любви к ближнему, то мы даже не осмеливались больше её проповедовать. В былые времена Любовью к ближнему называлась жертва, создававшая какую-нибудь Сущность, если эта жертва прославляла Бога через его человеческий образ. Через личность мы воздавали Богу или Человеку. Но, забыв о Боге или о Человеке, мы стали воздавать только личности. И тогда Любовь к ближнему часто становилась оскорбительной. Справедливость в распределении материальных благ должна обеспечиваться Обществом и не может зависеть от каприза того или иного лица. Достоинство личности не допускает, чтобы она оказалась в зависимости от другой личности из-за ее щедрот. Было бы нелепо, если бы имущие, кроме обладания богатством, требовали еще и благодарности неимущих.

Самое же главное состоит в том, что наша любовь к ближнему, истолкованная превратно, обращалась против самой себя. Основанная исключительно на жалости, она запретила бы всякое воспитующее наказание. Подлинная Любовь к ближнему, будучи служением Человеку, а не отдельной личности, повелела нам бороться с личностью, чтобы возвеличить в ней Человека. Так мы потеряли Человека. А потеряв Человека, мы лишили тепла то самое братство, которое проповедовала наша духовная культура, потому что братьями можно быть только в самопожертвовании. Оно возникает в общем даре чему-то более великому, чем мы сами. Но, подменив этот корень всякого истинного бытия бесплодным измельчанием, мы свели наше братство просто к взаимной терпимости.

Мы перестали давать. Но если я готов давать лишь самому себе, я ничего не получаю, потому что не создаю ничего такого, от чего я неотделим, а значит, я - ничто. И если от меня потребуют, чтобы я умер ради каких-то выгод я откажусь умирать. Выгода, прежде всего, повелевает жить. Какой порыв любви окупит мою смерть? Умирают за дом, а не за вещи и стены. Умирают за собор - не за камни. Умирают за народ - не за толпу. Умирают из любви к Человеку, если он краеугольный камень Общности. Умирают только за то, ради чего стоит жить. Наш лексикон, казалось, почти не изменился, но слова, когда мы пытались ими пользоваться, потеряв свой реальный смысл, вели нас к неразрешимым противоречиям. И мы были вынуждены закрывать глаза на эти помехи. Не умея строить, мы были вынуждены оставить груду камней на поле и говорить о коллективе с опаской, не решаясь уточнять то, о чем говорим, потому что в действительности мы говорили о чем-то несуществующем. Слово Коллектив лишено смысла до тех пор, пока Коллектив не связывается чем-то. Сумма не есть Сущность. Если наше Общество ещё имело право на существование, если в нём ещё сохранялось какое-то уважение к Человеку, то лишь потому, что подлинная духовная культура, которую мы предавали своим невежеством, всё ещё излучала свой меркнущий свет и спасала нас помимо нашей собственной воли.

Антуан Сент-Экзюпери, Военный лётчик / Собрание сочинений в 3-х томах, Том 1, М.Ю Терра-Книжный клуб, 2002 г., с. 391-395.

Персональная ответственность также является важным принципом управления, так как обеспечивает четкое функционирование экономических систем.
Основными условиями реализации данного принципа являются создание четкой организационной структуры, детальная разработка положений об отдельных звеньях, выяснение взаимосвязей и взаимоотношений между последними, установление характера и видов ответственности, а также ее механизма, определение пропорциональных прав и обязанностей руководителей и исполнителей, четкое распределение ответственности в соответствии с иерархией системы управления.
Персональная ответственность основывается на том, что в реальном управленческом процессе участвуют и взаимодействуют не системы, организационные структуры и их звенья, а конкретные люди, поведение которых строится по законам психологии и обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. Ответственность служит своего рода средством контроля за надлежащим выполнением должностных обязанностей как руководителей любого уровня, так и исполнителей. Поэтому можно кратко изложить сущность данного принципа следующим образом: каждый человек, относящийся к системе управления, независимо от подсистемы (управляющей или управляемой), имея необходимую для участка работы совокупность прав и обязанностей, несет в их пределах всю полноту ответственности.
При раскрытии принципа персональной ответственности в управлении целесообразно остановиться на особом виде ответственности для руководителей - "управленческой ответственности" за непринятие или несвоевременное принятие решения. Введение такого вида ответственности не только страхует от пассивности или бездеятельности руководителя, дисциплинирует его, но и в определенной мере является стимулятором творческой инициативы. Если рассматривать систему принципов в полном объеме, в нее отдельной группой могут входить частные или специальные принципы управления, в соответствии с которыми осуществляются отдельные функции как виды деятельности, но для управления высшей школой существенного значения они не имеют.
Раскрытие теоретических основ управления требует рассмотрения и таких важных научных категорий, какими являются методы управления, так как они обусловлены сущностью исследуемой деятельности и во многом определяют ее содержание. Суть методов управления определяется характером воздействия, который обусловлен диалектическим взаимодействием целей организующего воздействия на объект управления, спецификой деятельности и средств, используемых для ее управления.
Управление осуществляется с помощью двух групп методов: конкретных и общих. Первая связана со спецификой объекта. Вторая группа представляет собой результат модификации методов управления на основе этой специфики.
Первая группа методов управления, обозначенная как конкретные методы, позволяет раскрыть, каким образом управление осуществляется на предметном уровне, показать, как целесообразнее организовать управленческую деятельность в рассматриваемой сфере. Поэтому некоторые исследователи приведенные в качестве примера методы данной группы рассматривают как организационные формы управления.
Обозначив конкретные методы, относящиеся в основном к объекту управления и выражающие специфику экономического субъекта, остановимся на общих методах, или непосредственно на методах управления.
Под общими методами управления понимаются способы, приемы решения задач субъектом в процессе управленческой деятельности. От того, насколько совершенны применяемые методы, зависит степень использования объективных социальных и экономических законов общества. В процессе управления применяются различные по содержанию методы. В зависимости от их основных характеристик методы большинством исследователей подразделяются на несколько групп: стимулирующие; организационно-распорядительные; социально-психологические и т.д.
В основе методов стимулирования лежат объективные интересы экономического и морального порядка. Стимулирование может быть двух видов: экономическое и моральное. Экономическое стимулирование зиждется на соизмерении затрат с результатами труда и реализуется прежде всего путем разработки объективно обоснованной оплаты труда. При этом основными способами экономического стимулирования являются варьирование форм начисления заработной платы, разработка премиально-поощрительной системы. Соответствие выполняемой работы и ее объема форме, размеру и срокам должно стать неоспоримым принципом «оплаты по труду». Дополнительные стимулы для повышения эффективности труда должны предусматриваться четкой системой премий, которая прежде всего способствовала бы развитию приоритетных направлений работы, а также форм ее организации и методов реализации.
Моральное стимулирование исходит из признания заслуг, достижений и авторитета специалиста. Способы применения метода морального стимулирования бывают самые разные: от государственной награды до устной благодарности руководителя. К морально-нравственным стимулам относится также присуждение различных именных премий, почетных званий за заслуги в той или иной области научно-педагогической деятельности. Метод стимулирования может включать в себя заботу руководителя о коллективе и личности: создание и улучшение жилищных условий, условий для работы, лечения и отдыха, роста квалификации.
Специфической чертой организационно-распорядительных методов являются властные отношения в процессе управления. Организационная работа - это важная часть управления. Действия субъекта управления имеют прежде всего ту направленность, которая проявляется в организующем воздействии субъекта на объект управления. Эффективность и качество осуществления управленческой деятельности в значительной мере определяют то, как эта деятельность претворяется в жизнь. Организационно-распорядительные методы реализуются несколькими путями: приказы, указания, распоряжения, директивы и т.п.

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец...

Откровение Иоанна Богослова

Все религии в той или иной форме призваны снять с человека личную ответственность. «На всё воля Божья/Аллаха», покорность конфуцианства и буддистский отказ от желаний – способы воспитать в верующем отказ от принятия личной ответственности за происходящее. Фактически право на личную ответственность оставалось только у духовенства и власти. Но это очень специфический способ ответственности – перед Богом. Тут сильно помогло творчество Августина Блаженного, на тысячу с лишним лет снявшее все вопросы, перед кем и за что надо отвечать (он навёл жёсткую стандартизацию в схеме протокола роутинга от пойнта к корневому узлу сети).

Протестантизм по сути своей был движением не против того, как именно заданы рамки ответственности, а только лишь против посредничества духовенства в ответственности перед Богом. Но и этого хватило, чтобы власти стран Европы почуяли, чем тут пахнет, и начали протестантов вырезать


пачками. Только лишь в девятнадцатом веке появилось понятие «личной ответственности». Совершенно неслучайно именно тогда Шопенгауэр, Ницше и другие философы формулируют своё понимание воли.

Личная ответственность – это второй компонент воли. Без неё уверенность становится самонадеянностью, а вера на сто процентов – пустозвонным прожектёрством. Сколько раз ты встречал людей, которые постоянно рассказывают, как «всё будет в шоколаде», «я начинаю новый проект», «нас ждут великие дела», но вот каждый раз всё в их жизни остаётся примерно на том же месте, где и было год или два назад? Возможно, на какое-то время за такими людьми идут другие, кто-то вкладывает деньги в их слова (на что они и существуют).

Бывает, что эти люди – осознанные мошенники, а бывает, вполне неплохие люди, искренне мучающиеся от неспособности реализовать свои проекты. А сколько раз лично ты уверенно начинал какой-то процесс, а потом бросал? Вспомни, почему именно бросал? Сегодня не могу – много дел на работе, позавчера не срослось – встреча с друзьями, неделю назад была адская непогода. И всё.

Личная ответственность – осознание того, что ты и есть начало и конец каждого своего желания, каждого своего действия и каждого события в твоей жизни. Форс-мажор придумали неудачники для оправдания своих неудач

«непреодолимыми силами». В переводе с французского «форс-мажор» – это

«высшая сила». Именно французские философы (Вольтер, Дидро, Руссо) начали процесс секуляризации, то есть обмирщения сознания. И это слабое мирское сознание просто придумало себе нового бога по имени.

7.1.3. «Форс-Мажор»



Есть два взгляда на будущее. Один – с опаской, другой – с предвкушением.

Облик «Форс-Мажора» – собирательный образ всадников апокалипсиса: стихийные бедствия, война, эпидемии, катастрофы. Держа в голове


возможность форс-мажора, ты заранее придумал себе оправдание. Это оправдание ничем не отличается от вверения ответственности за твой личный успех в руки неких высших сил и полный отказ от своей стопроцентной ответственности за результат.

Синдром хронического перекладывания личной ответственности приводит людей совершенно разного интеллекта и способностей к идеям националистического толка.

Я не против здравого национализма и гордости за свою страну, подкреплённую твоими личными делами. Я не назову свою Родину «эта страна» и не буду призывать «валить отсюда», потому что осознаю и глобальную личную ответственность. То, что я могу сделать – лично отвечать за то, что из тех студентов, кто заключил со мной как с тренером контракт на обучение – я вытрясу душу, но к цели буду вести. Такая же моя личная ответственность за тех студентов, которые читают эту книгу, многие захотят вести здоровый образ жизни, развиваться, действовать, быть счастливыми. И это будет моим личным маленьким вкладом в развитие нашей страны. Вкладом, за который я отвечаю.

Личная ответственность начинается с малых шагов. Отвечать за свои слова. Прибыть вовремя на любую назначенную встречу. Соблюдать договорённости. Ставить своё слово как доминирующую ценность над обстоятельствами. Искать в неудачах свои ошибки. Не сваливать все неудачи на внешние факторы. Вычистить отмазки из головы. Каждое такое действие – это тоже выдавливание из себя по капле раба. Именно поэтому личная ответственность и уверенность так сильно переплетены друг с другом. Без уверенности в себе личная ответственность превращается в исполнительность, годную лишь для отличного слуги. Без ответственности уверенность – брехня и прожектёрство.

Воля – это произведение уверенности в себе, абсолютной веры в результат и личной ответственности. Завалил один из компонентов – результат стремится к нулю. Напоминаю математику – при умножении чисел одно на другое, сколько бы ни было положительных и хороших чисел, но когда среди них затесался нолик – произведение будет равно нулю, хоть ты тресни.


Воля – это инструмент прогиба реальности. Как писал Александр Белов:

«Удача нужна слабым. Сильный сам двигает звёздами». Это движение Вселенной вокруг тебя. А такое движение возможно лишь в унисон с твоим собственным движением. Верный конь, превращающийся в одно целое с всадником, способный лететь по воздуху и плыть по воде – всё это человечеству знакомо ещё с древнегреческих мифов (кентавры, Пегас). Однако мало кто в силах понять метафоры, стоящие за каждым из мифов про великих героев. Куда проще признать миф сказкой, а себя – маленьким человеком.

Но если ты готов двигаться по пути «Я хочу», то тебе предстоит ежедневно тренировать свою волю. И звёзды будут двигаться вместе с тобой.