Дедовщина в российской армии: история явления. Дедовщина в Советской Армии

В девяностые мальчишек провожали в армию как в последний путь. Не хочется вспоминать эту страницу истории Вооруженных сил, по большей части героической и великой, но… Матери не знали, вернутся ли их сыновья из армии живыми и невредимыми.

Поэтому многие старались избежать нависшей опасности над любимым чадом. Из способов «откосить» от армии можно составить целую книгу. Чего только не пытались сделать. И давали взятки военкому не борзыми щенками, а целыми автомобилями, и прятали в дальней деревне в погребе у бабушки на пару лет, и брали кредиты под неимоверные проценты для того, чтобы купить военный билет. Положительных воспоминаний об этом времени наберется немного.

Нищая, голодная армия. Офицеры, как и большинство жителей страны, не получали жалования и выживали как могли. Продавали технику и вообще все, что можно было продать на складах. Нужно же было хоть как-то выживать. А пилить военную технику под видом миротворчества помогали «западные партнеры». Свое-то вооружение они не спешили отправлять в утиль.

О довольствии солдат и говорить нечего. Но это было не самое страшное. Горячая точка. Это словосочетание тогда было страшнее многих. Сравниться с ним могло только одно слово. И это слово было «дедовщина».

Признайтесь, когда вы последний раз слышали это слово? Кажется, оно совершенно исчезло из нашего лексикона. А ведь совсем недавно про дедовщину говорили чуть ли не ежедневно. Газеты и телесюжеты пестрили новостями, в которых повествовалось об очередной кошмарной истории в армии. Очередной молодой пацан становился инвалидом на всю жизнь или еще хуже.

Переход на службу в один год и усиление дисциплины сделали свое дело. Да и жизнь в стране улучшилась, а армия, как известно, - слепок всех отношений на «гражданке». Конечно, тянуть солдатскую лямку совсем несладко, и конфликты на службе могут возникать. Но армия все-таки не санаторий, не детский сад и не курорт, а суровая школа жизни, где из молодых мальчишек делают настоящих мужчин. И должна оставаться такой школой.

Тем более что в западных странах, с которыми бытовые условия у нас очень часто любят сравнивать, неуставные отношения встречаются тоже. И сейчас, наверное, гораздо чаще, чем в России. Людям, романтизирующим зарубежные войска, стоило бы пересмотреть фильм «Цельнометаллическая оболочка» Стенли Кубрика. Сержанта там играет настоящий вояка, и он вполне точно и досконально воспроизводит систему воспитания попавших на службу салаг.

Про то, как молодых необученных ребят, в том числе из Ульяновска, приходилось посылать в горнило войны на Кавказе, вспоминается сейчас очень часто. Именно что вспоминается. Сейчас это уже невозможно. С сирийского фронта приходят известия о гибели наших военнослужащих, но это профессиональные солдаты, и их работа связана с риском и возможностью погибнуть. Они сами выбрали свою судьбу, и насильно под град пулей и снарядов их никто не гонит.

Нельзя не замечать, что в последнее время доверие населения к российской армии повысилось настолько, что военное ремесло вновь обрело статус приоритетного привилегированного занятия, а служба в армии постепенно превращается в школу жизни, как ее называли в когда-то существующем союзе. Стоило лишь только государству взять курс на модернизацию и переоснащение, как кардинальные изменения не заставили себя ждать.

Однако в памяти многих людей еще надолго останется плачевное состояние вооруженных сил времен 90-х годов. Даже некоторые боевые офицеры сегодня удивляются, как в такие тяжелые времена России удалось сохранить свою целостность. Обороноспособность оставляла желать лучшего, но дело было даже не в техническом оснащении. Мотивация граждан к срочной службе практически сводилась к нулю.

Почему юноши не хотят служить в армии

Одной из причин подобного расклада являлась дедовщина в российской армии девяностых. Соцопрос показывал, что подавляющая часть юношей опасается срочной службы не по причине тяжелого военного быта, а по причине неуставных отношений. Опасения подкреплялись художественными фильмами, видеоматериалами, хрониками и рассказами бывалых о тяжелой жизни молодого пополнения солдат.

Стоит ли напоминать конкретные случаи, когда юноша получал увечье или все заканчивалось летальным исходом? В этот мрачный перечень необходимо добавить повальное дезертирство, расстрелы сослуживцев, суицид.

В 1998 году была создана первая правозащитная организация для солдат срочной службы, которая носит название «Комитет солдатских матерей». Можно сказать, что это был отчаянный шаг, направленный на борьбу с дедовщиной, так как именно это проявление в армии называлось в качестве основной причины вышеприведенных деяний.

Позитивное или негативное социальное явление

Чтобы здраво рассуждать на тему дедовщины, необходимо настроить себя на то, что вопрос этот достаточно многогранный, и при установлении одной истины возникает еще более споров. Первый парадокс заключается в том, что искоренить это проявление пытались на протяжении многих десятилетий, но большинство мужчин старшего поколения при упоминании про своеобразную иерархию в армии лишь задумчиво улыбнутся. Причем они нередко отмечают, что именно благодаря воспитанию со стороны «дедов» «дух» становится настоящим солдатом.

В чем заключается такое противоречие? Несомненно, в семьях, которые пострадали от последствий неуставных отношений, будут твердить о полном искоренении данного пережитка общества, а бывшие военнослужащие, чьи судьбы не постигла трагедия, считают, что каждый должен через подобные испытания пройти. Причина разногласий кроется в неоднозначном понимании дедовщины, как таковой.

С одной стороны, она представлена строгой школой, которую устраивают старослужащие молодому пополнению. Что в этом плохого? Конечно, форма воспитания своеобразна, однако в результате новобранец становится самостоятельным, учится обслуживать, прежде всего, себя самого, соблюдать субординацию, жить в коллективе, выполнять приказы, правильно маршировать.

С другой стороны, меры воспитания иногда переходят не только мыслимые границы, но и рамки законности. Появляются неуставные отношения, беспредел, который трактуется, как преступление против личности. Именно они выражены публичным унижением, избиением, прочими страшными деяниями. Таким образом, при всем негативе о дедовщине вспомнят с доброй иронией приличная доля запасников, но мы, все же, будем говорить о тяжелых последствиях данного явления.

Когда возникла

Следующий парадокс возникает при попытке определения времени, когда появилась дедовщина в армии. По рассказам реальных свидетелей еще до 50-х годов о таком понятии даже речь не заводилась. Зарождение иерархии пришлось на период оттепели, когда были амнистированы многие заключенные, для которых предусматривалась воинская обязанность.

В результате таких реформ часть «зоновских понятий» перекочевала в вооруженные силы. Но о причинах возникновения неуставных отношений следует поговорить отдельно, а в данном отношении следует отметить, что дедовщина в советской армии 50-60 годов стала основой современных баталий.

И в этом вопросе не обошлось без вездесущего «НО». Некоторые документы, в том числе и художественные произведения, указывают на своеобразное отношение старослужащих к новобранцам еще в царские времена. И это неудивительно, так как воинская повинность исчислялась десятками лет, поэтому опытные служивые не могла не претендовать на определенные поблажки со всеми вытекающими.

Причины формирования неуставных отношений

Мы договорились, что такое явление, как дедовщина имеет сложную структуру. Оно проявляется как совокупность неких обрядов, порой вызывающих смех самих новобранцев и может иметь существенные разновидности, достигая незаконных деяний. Мы рассмотрим это социальное явление в негативной плоскости и попытаемся определить, где кроются причины зарождения дедовщины в СССР.

После демобилизации всех военных — участников ВОВ залпы снарядов реальных боевых действий в памяти людской стали постепенно утихать. Уже через 10-20 лет можно было говорить о мире и безоблачном небе. Как ни странно, но именно этот факт внес в общество разрушение былой солидарности. Если общая беда соединяет, то отсутствие внешних конфликтов порождает внутренние. Армия же являлась своеобразным «зеркалом» состояния общества, а с учетом того, что в структуру войск попадали уголовные элементы, ВС стали постепенно пополняться неуставными порядками.

Следующим вектором могло служить разрушение сталинских устоев. К началу 60-х годов правительственные элиты, вырвавшись из-под страха наказания, превратились из созидателей в потребителей, что отразилось и на руководящем составе армии. Вольномыслие привело к деградации командного состава. Это не означает, что Генштаб пополнился бездарными командирами, но на местах прочно засели низкие чины, ответственность которых была сведена к нулю. Попустительство офицеров не стало причиной, но явилось катализатором появления повальной дедовщины.

Оттепель 60-х годов запомнилась всем негативным отношением к доносам и стукачеству. Из политической подоплеки данные термины перекочевали и в армию. В то время рапорт о причинении телесных повреждений рассматривался, как ябедничество. И если государство пресекало подобные проявления, то о чем можно было говорить в пределах воинской части. Постепенно дедовщина в армии стала включать в себя драки и избиения, о которых умалчивали обе стороны конфликта.

Урбанизация общества и конфликт поколений обычно стоят в одном ряду, так как мотив одинаков. Подобно тому, как старослужащие не могли принимать устоев вновь прибывших солдат, городские жители ставили себя превыше сельских, как по уровню социального, так и умственного развития. В региональном масштабе постоянно конфликтовала периферия с москвичами.

Что имеем сегодня

Возвращаясь к вопросу, есть ли дедовщина в армии в настоящее время, начнем охватывать период с конца 90-х годов. Попытки пресечь данное явление предпринимались неоднократно. Высшее руководство наконец-то начало понимать, что если не избавиться от проявления неуставщины, то проблемы с контингентом будут возникать в каждой призывной кампании. Необходимо отметить, что все попытки оказались тщетными, так как явление подобно вирусу поразило вооруженные силы на всех уровнях.

Среди всех предложений, как бороться с дедовщиной выдвигались вполне реализуемые, но рассыпались о жестокую реальность плачевного состояния армии.

  • Занять солдат, особенно старослужащих, чтобы у них просто не оставалось времени на истязание молодого пополнения. Для реализации требовались офицерские кадры, которых не было в наличии.
  • Увеличить число офицеров. Это предложение требовало значительных финансовых затрат. Для бюджета того времени задача считалась непосильной.
  • Введение контролирующих органов (независимых). Такой подход чреват симуляцией самих военнослужащих ради саботирования военных приказов.
  • Перевод армии на добровольную основу. Геополитическая обстановка не позволяет предпринимать такие шаги. Территория России достаточно большая, поэтому есть риск не набрать достаточную численность войск.
  • Ужесточение ответственность за проявление дедовщина на офицеров. Имели место банальные случаи мести, когда благодаря собственным полномочиям офицер отдавал приказы, унижающие солдата. Все происходило согласно уставу, поэтому дедовщина плавно транспонировалась в «уставщину», что практически не меняло сути.

Подход к проблеме в современной армии

Предварительно оговоримся, отметив, что избавиться от дедовщины если и можно будет, то только спустя несколько поколений. Однако в современной армии предприняты некоторые меры, которые кардинально изменили картину. В отдельных частях о таком явлении даже и не вспоминают совсем. Поводом нормализации сменяющихся призывных составов стал переход на годичный . Разница в опыте старослужащих и новобранцев составляет полгода. Это не тот срок, когда уместно ставить из себя эдакого «матерого волка», поэтому общий пыл «дедов» заметно поутих.

Несмотря на то, что сейчас уклонистов еще предостаточно, страхи перед дедовщиной у родственников призывника постепенно сменяются нормальным волнением. Армия РФ постепенно возвращается в то русло, когда некоторые проявления неуставных отношений носят число символический характер. Нужно отдать должное, что моральный облик призывников стал повыше. Возможно это связано с реальными изменениями, которые произошли в армии. Все чаще на форумах встречаются отзывы бывших военнослужащих, чей срок окончился недавно. Они откровенно заявляют о том, что существующий уровень дедовщины не вызвал в них отрицательных отношений к службе в целом.

В одних армейских частях дедовщины было совсем немного, в других – это явление заполняло собой все пространство. Особенно этим славился стройбат, который традиционно во все времена занимал первую ступень печального рейтинга человеческого унижения в советской армии.

Начало

В истории неуставных отношений в советской армии первый официальный случай был зафиксирован в 1919 году, когда трое старослужащих из 30-й стрелковой дивизии забили до смерти новобранца Юрия Куприянова, который отказался в категорической форме выполнять указания, касающиеся проведения каких-то ежедневных обязательных работ. После этого почти больше полувека никаких официальных сообщений, касающихся неуставных отношений в прессу не проникало. И лишь в конце 60-х годов вернувшиеся со службы из армии люди могли рассказать о творящихся несправедливостя х.

Причин возникновения дедовщины несколько. Во-первых, из армии не были уволены солдаты, прошедшие Великую Отечественную войну и они пользовались авторитетом и популярностью на законных основаниях по сравнению с новобранцами, которые в войне не участвовали, «пороха не нюхали».

Но самый расцвет этого явления пришелся на конец 60-х годов XX века, когда 12 октября 1967 года вышел новый закон « О всеобщей воинской обязанности», ставшим последним законодательным актом СССР в этой сфере. Был уменьшен срок прохождения воинской службы: в сухопутных войсках отныне должны были служить не три, а два года, на флоте срок службы сократили с четырёх до трёх лет.

Две социальные волны – старослужащие, озлобленные тем, что новобранцам посчастливилось служить меньше, а им пришлось отслужить на год больше, столкнулись в прямом смысле лбами. Обиду вымещали на новичках.

Уголовники в войсках

Также по данному приказу вводилось еще одно новшество. И з-за недобора призывников в армию – Великая Отечественная война образовала огромный демографический провал – стали призывать лиц, имеющих судимость. Это решение Политбюро ЦК КПСС основывалось на том, что в армии должно было служить около пяти миллионов человек, а на самом деле количество солдат было сокращено на треть.

До этого момента в армию уголовников не призывали. Это стало одной из главных причин возникновения новых уголовных явлений в армейской среде.

Командиры отдали власть

На начальных этапах отцы-командиры не предали этому явлению большого значения из-за отсутствия опыта борьбы с новоявленными дедами, а когда в ротах и частях постепенно власть захватили в свои руки бывшие уголовники и новоявленные деды из солдатской среды, было уже поздно что-либо предпринимать. Так постепенно возникло одно из самых жестоких морально-психоло гических мучений новобранцев, получившие название «дедовщина».

Еще одной из главных причин этого явления - использование в обычной жизнедеятельност и не по уставу бесплатного труда солдат.

Службы тыла – больше всего пораженные дедовщиной

Как раковая опухоль дедовщина распространилась во всех подразделениях Советской армии. Наибольших размеров она достигла в так называемых частях тыла.

На первом месте - военно-строитель ных войсках, относящиеся к Минобороны и Министерству среднего машиностроения. Основная часть личного состава здесь была из кавказских республик: в батальонах иногда численность солдат доходила до 90%. В своих воспоминаниях бывшие солдаты – некоторые из них стали знаменитыми писателями – смогли рассказать всю правду. Характерный случай - один из новобранцев с самого первого дня службы в стройбате не понравился одному из старослужащих и стал его унижать – подзатыльники, удары ниже спины, зуботычины стали обычным делом. Наконец, солдат не вытерпел и прижал своего мучителя к стенке, пообещав пырнуть его острой отверткой. На время дед отступился от молодого солдата, но стал натравливать на него других. Иногда такие конфликты доходили до расстрельных дел.

Рейтинг частей с дедовщиной

Это вполне объяснимо – в этих войсках настоящим военным делом, по сути, не занимались. Более того, стройбаты в одно время даже решили упразднить, так как они позорили честь и достоинство армии.

На втором месте стояли в советской армии железнодорожные войска. Они также причастны к самому высокому уровню проявления дедовщины.

На третьем месте - автомобильные батальоны, которые стали не меньшим рассадником неуставных взаимоотношений.

Даже процесс перехода из новобранца в категорию дедов мог стать смертельным. Так это произошло с рядовым автомобильного взвода Алексеем Киселевым из далекого донского хутора, который отслужил год и был обязан пройти процедуру «крещения» в деды. Его земляк нанес ему символический удар в сердце с такой силой, что от него Киселев скончался, не дождавшись медицинской помощи. Это стало трагедией для донского села, вера в армейскую дисциплину была невозвратно подорвана. Так постепенно в советское общество стала проникать информация о страшных порядках в автобатах, стройбатах и железнодорожных войсках.

Внутренние войска печально прославились после громкого дела рядового Сакалаускаса, который в порыве мести за свое изнасилование расстрелял восемь человек из своей роты.

Степень добра и зла

В перечисленных войсках по сообщения военных прокуроров СССР и было больше всего случаев разнузданного издевательства. Изощрения, которые придумывали не занятые и не утомленные настоящей воинской службой солдаты, придумывали всякие разные, придавая им на воровском жаргоне разные клички. Электрический стул – через тело привязанного солдата пропускали ток, прыганье под столом – все эти и многие другие издевательства имели свои обидные названия, которыми впоследствии понукали новобранцев.

Официальной статистики потерь на этой невидимой войне под названием дедовщина в Советском Союзе широкой огласке не предавалось, да и сегодня в открытом доступе точных цифр убитых в результате неуставных отношений не имеется. Как не имеется статистики душевных потрясений, которые переживал обычный советский новобранец, попадая в новую систему измерений добра и зла.

Письма солдат, родителей и врачей конца 1980-х годов.

Настоящий сборник документов по армейской дедовщине составлен С.А.

Белановским, С.Н. Марзеевой в 1990 г. и опубликован в 1991 г. Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН (тираж 1000 экземпляров). Решение о публикации принял ныне покойный директор института академик Юрий Васильевич Яременко.

В этом году в нашем городе поселилась воинская часть 06951.

От того, что в части нет медсанбата, мы стали невольными свидетелями совершенно ненормальных явлений. Нет дня, чтобы на прием не приходил избитый солдат, а к нам в отделение (хирургическое, неврологическое, лор, кардиологическое) госпитализируют самых тяжелых - с переломами конечностей, челюстей, носа, сотрясением головного мозга, травмами позвоночника, на ребят невозможно смотреть без слез! Их дома ждут матери! Здоровыми! А тут их делают инвалидами физически и морально.
За последние три месяца на стационарном лечении находились более двадцати жестоко избитых солдат. А сколько их в Уфимском госпитале!

По годовому отчету за 1988 год зав. отделением хирурга - травматолога Баязитова М.С. из 28 тяжких телесных повреждений 12 приходится на солдат. В районе проживают 45 тысяч, из них солдат не более 100 человек.
Температура в казармах, где спят солдаты - 3 градуса тепла, питание тоже никуда не годится, потому что кто-то греет руки на солдатском пайке. Ребята похожи на пленников концлагеря, а не на солдат.

15 декабря 1988 года к нам в хирургическое отделение был оставлен солдат Шатов Сергей, которому отрезало ногу при попытке броситься под поезд. Когда мы спросили у него, как это получилось, он сказал: «Не хочу жить», до этого его доставляли к нам в бессознательном состоянии после побоев. После длительного лечения он вернулся в часть - снова побои. Тогда он уехал домой, сообщил об этом в военкомат в Куйбышеве, там осматривавшие его хирурги констатировали побои. Его обещали перевести в другую часть. Но он вернулся на прежнее место, где его снова били. И тогда он убежал из части и бросился под поезд, до него таким же способом пытался покончить с собой узбекский паренек Алаберды Анадурдыев. Со слов солдат, драки начинаются после отбоя, ночью. Спящих бьют сапогами, табуретками.

У нас тоже подрастают сыновья, что с ними будет? У нас были самые святые представления о Советской Армии, пока мы не стали очевидцами происходящих там событий.

Сотрудники больницы г. Уфы

Письмо 2.

Мой сын был призван на действительную военную службу в июне 1988 года.

С первых же дней службы он испытал моральные и физические унижения (хотя он не «маменькин сынок», у меня пять детей, и физически не слаб, рост его 184 см). Неоднократно из-за тяжелых телесных повреждений он лечился в больнице и в госпитале, но по возвращении в часть все повторялось. В декабре 1988 года сын не выдержал и сбежал из части, приехал домой. На него страшно было смотреть.

Он сказал, что в этой части служить больше не может, пусть сажают или переводят в другую часть, обратно его сопровождал офицер, обещавший помочь, но в ту же ночь его опять избили, и наутро он решил покончить с собой: бросился под поезд, но его успел перехватить неизвестный мужчина. В больнице Сергей находился в таком состоянии, что под нажимом представителей в/ч подписал чистый лист бумаги (показания свидетелей находятся в военной прокуратуре г. Куйбышева).

Мне сообщили, что в части навели порядок и многие понесли наказание, но мне от этого не легче.

Сын в 19 лет стал инвалидом (нет ноги), а в свидетельстве о болезни № 1003 от 22.06.89 г. 358 ОВГ сказано, что травма получена вследствие несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы. А я думаю, что это прямое следствие неуставных отношений. Я не могу передать всю боль и горе, постигшее нас, ведь я проводила его в армию здоровым.

А ведь там служат сейчас другие ребята и сколько еще будут служить.

С уважением Матова Любовь Сергеевна

Мы только что похоронили сына.

22 июня 1989 года наш Роман был призван в армию. Незадолго до этого он женился и жена его Валентина ожидает ребенка. Из армии он регулярно писал нам письма. В одном из них он сообщил, что прибыл к месту службы: Армянская ССР, Кировокан-9, в/ч 016 0 3, в части 15 русских, остальные - представители южных республик.

Затем он написал, что его избили пятеро нацменов, что ему трудно передвигаться из-за полученных травм.

27 июля мы получили телеграмму: «Ваш сын Роман покончил жизнь самоубийством. Сообщите возможность приезда. Командир».

Мы отправили в часть телеграмму, оплатив заранее их ответ. Ответа не пришло. Заказали телефонный разговор. Говорить с нами не пожелали.

Тело сына прислали с оказией. Солдаты, доставившие гроб, сообщили, что наш сын исчез из части, а через четыре для его нашли повешенным на дереве.
Если пропадает солдат, через два дня начинается розыск.

Начинается он с запроса в военкомат по месту жительства. Таганрогский военкомат такого запроса не получил. Так что остается довольствоваться устным намеком командира на то, что наш сын вроде бы дезертир. Таким, видимо, в нашей армии выражать соболезнования не принято. Повесился - туда ему и дорога?
Только не верится нам, что в считанные дни можно довести до самоубийства жизнерадостного парня, даже в сталинских и гитлеровских лагерях до таких рекордных сроков дело не доходило.

Мы не требуем найти и наказать виновных, мы хотим, чтобы гибель нашего ребенка не была напрасной.

Министр обороны тов. Язов заявил, что «дедовщина - выдумка солдат от скуки». Мы прекрасно понимаем, откуда министру знать, чем и как живут рядовые солдаты? Он занят более важными делами, легенду о благополучии в армии ему поставляют те самые военные крикуны, которые берут на себя смелость выступать от имени всех солдат. Они и наше письмо назовут клеветой на армию.

Армия разложена. Она уже давно потеряла роль военно-патриотического воспитателя молодежи. В основном речь идет о борьбе за выживание и сохранение собственного достоинства в условиях дедовщины.

Мы гордились тем, что наша армия интернациональная. В обстановке межнациональных беспорядков такая гордость уместна только в условиях войны. Всем нам известно (кроме разве что командиров), что национальные меньшинства в армии сплочены. Наш сын был затравлен и погиб именно от рук такой сплоченной группы. Мы опасаемся за судьбу оставшихся 14 русских, их ожидают издевательства и унижения, а за сопротивление - смерть.

Совершенно правы депутаты Эстонии, требующие права для эстонцев служить, на родной территории. Гибель нашего сына – предостережение этой «интернациональной» системе.

На будущий год наш сын Игорь тоже пойдет служить. Больше у нас детей нет.

Мать Яценко Галина, отец Яценко Виктор, брат Яценко Игорь

Письмо 4.

Мой сын призвался в июне 1988 г. А летом 1989 г. я получила телеграмму: «Срочно вылетайте. Абдулла в больнице». Когда я приехала в город Партизанск Приморского края, нашла своего сына зверски избитым, без сознания.

А случилось вот что. Русские ребята, более 150 человек, вооружились рейками, железными трубами и ночью отправились избивать кавказцев. Около 15 человек утром в тяжелом состоянии отвезли в больницу. А в части, где служили наши дети, к этому отнеслись равнодушно, никто не стал заниматься поисками виновных…

Мы отправляли служить здоровых, крепких, нормальных ребят, а что нам возвращают?! Мы провожали детей в СОВЕТСКУЮ АРМИЮ, а не на бойню.

Не делайте из наших детей инвалидов, дайте им возможность проходить службу по месту жительства, на Кавказе!

Баснрова Марзигат Магомедовна

Пишет мама Трегубова Нина Николаевна с просьбой защитить сына от дедовщины.

Вот уже месяц мы не знаем, где наш сын и жив ли он. Как же так? Отправили парня служить, а потеряли, может быть, навсегда. Он служил в строительной части г. Москвы. Там служат ребята среднеазиатских национальностей, их около 73%, со слов офицеров.

Вот что написал Игорь в последнем письме: «Мама, только не волнуйся. У меня нет выхода, я ушел из отряда. У меня уже нет никаких сил терпеть избиения. У меня душа стонет, что я здоровый парень, пишу домой жалобное письмо. А бьют, знаешь за что? За ножницы , за пасту шариковую, которые не принес. Вторые сутки не могу ничего есть, только пью холодную воду. Почек не чувствую, болит позвоночник, ребра все болят до единого.
Я пишу это письмо на случай, если домой придет телеграмма, что я совершил преступление. Я ухожу из части».

Весной у нас заберут еще одного сына. Неужели ничего нельзя сделать?

Трегубова Нина Николаевна

Наш сын Арман служит в войсковой части 18 ВСО (Экибастуз) с декабря 1988 г.

В первые месяцы службы был избит сослуживцем. В ночь с 1 на 2 июля с. г. сын снова был избит, на этот раз командиром роты капитаном Негодюк. Он избивал сына ножкой от стула, металлической ножкой бил по голове, сын получил сотрясение мозга 1 степени.

О том, что он находится в городской больнице, мы узнали случайно, приехав навестить сына. Никто нас о случившемся не известил. Мы встретили полное безразличие со стороны командиров и политработников. Арман уже около двух месяцев находится на излечении, травма серьезная, психологические последствия непредсказуемы и теперь его ждет месть, командир части возбудил уголовное дело по ст.225 п. «а» УК Каз. ССР за отказ вымыть пол. Его заставляли быть дневальным, без объявления официально по Уставу, трижды в наряде без отдыха. А теперь нашего полукалеку - сына объявляют преступником.

Отец Армана, подполковник милиции за всю жизнь не писал ни просьб, ни жалоб.

Помогите восстановить справедливость!

Хунусовы, Семипалатинск

Я прохожу срочную службу в в/ч 05299 г. Баку. Ежедневно от меня требуют деньги «деды» Басжанов, Карпинский, Кириллов. Несколько раз я приносил им деньги, заработанные в самовольных отлучках. Когда я объясняю, что больше мне негде взять денег, меня бьют. Они требуют, чтобы я совершил преступление. Если я доложу командиру части, он меня убьет. Родителей у меня нет. Я хотел себя убить, но мне всего 19 лет, хочется жить.

Лучше переведите меня в тюрьму, иначе в моей жизни будет поставлена точка.

Рядовой Владимир Левченко Призвался в декабре 1988 г.

Письмо 8.

Я служу с мая 1989 г. Родителей у меня нет, воспитывался в детском доме, как и моя жена, меня призвали, когда нашему сыну исполнилось 6 месяцев. Завод, на котором я работал, писал ходатайство о предоставлении мне отсрочки на год, чтобы ребенка можно было устроить в ясли и найти работу моей жене. Но в военкомате мне сказали: «А что вы думали, когда женились?» Сейчас жена пишет, что талоны на масло, мясо, сахар, мыло и порошок она получает на троих, но выкупить их не может, так как нет денег. А ведь нужно еще одеваться, платить за квартиру и за свет, и все это на 35 руб.

Я оставил свою семью на произвол судьбы и никому до нас нет дела. Неужели нет закона, который запрещал бы так безжалостно военкомату распоряжаться людскими судьбами?

Валерий Плюсник, Челябинск, ул. Савина, 4, кв.39

На действительную службу меня призвали в Кемеровскую область г. Березовский, в/ч 1631 «Г», после карантина меня стали систематически избивать сержанты Алимбеков и Блиспеков.

Однажды замполит построил нашу роту на улице при температуре - 29 градусов и продержал нас около 3 часов в связи с тем, что не мог найти книгу поверок. После этого я заболел воспалением легких.

Когда я вернулся из горбольницы, Цуцори и Боготурия били меня в течение часа ногами (ой, просто не могу писать). Из носа и ушей шла кровь, и я обратился в санчасть. Меня отправили в горбольницу, а перед этим я написал объяснение замполиту роты. Был установлен диагноз: сотрясение головного мозга, перелом кости верхней челюсти, ушибы позвоночника, отбиты легкие.

По возвращении меня перевели в другую часть, но там узнали, что в объяснении я указал фамилии солдат, которые меня били, поэтому меня каждый день избивали рядовые Евселев, Литвинов, младший сержант Рязанцев. В связи с тем, что служба стала для меня невыносимой, я самовольно оставил место службы.

Трегубов Николай

Письмо 10.

Единственная гарнизонная гауптвахта города Москвы находится в Алешкинских казармах в Пролетарском районе. Сюда доставляются нарушители воинской дисциплины, военнослужащие, задержанные военными патрулями в городе.

Подъем в пять тридцать, десять минут на утренний туалет, бегом в столовую. Суп, каша, чай с двумя кусочками сахара. Время на еду ограничено, те, кто не успел, встают из-за стола полуголодными. Бегом на построение, повезет тем, кому придется работать на базах, на погрузке и разгрузке продуктов питания, то есть на тех предприятиях, где потом кормят обедом.

Из-за острой нехватки помещений в камеру на семерых запихивают до 14 человек. Солдаты спят, не раздеваясь, на нарах, которые по утрам пристегиваются к стенке на засовы с навесным замком.

Не везет тем, кто попадает на тубу в праздничные и воскресные дни. Всех заставляют стоять в казармах в течение дня, либо выгоняют на плац и заставляют бегать полдня по замкнутому кругу, до изнеможения. Заставляют падать на землю от резкого окрика: «Воздух!», затем переворачиваться на спину и изображать мнимую стрельбу по «налетевшим самолетам». Я лично пережил это за пять суток проживания на гауптвахтах.

Охранники любят забавляться с низкорослыми солдатиками иной национальности, чем они сами или над солдатами иных родов войск. Снисхождение падает лишь краснопогонникам и землякам. На стене мелом рисуется экран телевизора, на котором выбранная жертва должна переключать программы. Заключенные, которые отказываются участвовать в этой комедии, тут же подвергаются групповому избиению. Но если кто-то и пытается переключить «тумблер», охранник резко отдергивает прислоненную к стене руку со словами: «перегрел наш телевизор, сука!» И возмущенные «телезрители» набрасываются на жертву с «праведным» гневом.
Иногда могут заставить чистить картошку в то время, когда идет вечерняя поверка. А потом разъяренные охранники врываются на кухню и заставляют бежать в камеру «гусиным шагом», то есть на согнутых ногах, с заложенными за голову руками, под нетерпеливые пинки сапог.

Военные патрули цепляются из-за всякой мелочи. Помню матросика, который следовал домой в Среднюю Азию в небольшой отпуск, после двух лет службы на корабле. Он был задержан на вокзале за неправильное ношение ремня и бескозырки и посажен на десять суток.

Все мы любуемся рослыми, статными солдатами из роты почетного караула, их чеканным маршем. В эту «золотую роту» набирают, как и в батальоны охраны, рослых, красивых - специально. Их обрабатывают с первых же дней службы. Усмиряют непокорных, отбивая все желания, кроме одного - отыграться через полгода на молодых.

Известно, что солдат должен иметь в карманах только носовой платок и записную книжку. Если при утреннем обыске найдется что-нибудь постороннее, например, стиральная резинка, придется эту резинку съесть.

Можно предварительно разжевать, а можно и целиком, это твое личное дело. Командир всегда прав. Если он назвал хомячка бурундучком, значит, так оно и есть.

Есть на «губе» свой санаторный курорт. Туда попадают по большой отсидке. Например, некий «Борман», который за два года службы уже отсидел 180 суток. Он свободно перемещался по гауптвахте, мог приказать сержантам, чтобы его не назначали на работу, мог наорать на охранника за нерасторопность.
Если заключенный пожалуется дежурному офицеру на рукоприкладство, охранника сажают на гауптвахту. В ту же камеру. Затем стукачу накидывают еще суток десять, так что охранник имеет достаточно времени, чтобы отыграться на обидчике.

Ощущаешь себя в положении военнопленного, особенно, когда солдат с вышки орет, пытаясь изобразить эсэсовца: «Хенде хох, ком цу мир, падла, тебе же говорю».

Был случай, когда военно-медицинская комиссия обратилась к командованию батальона охранников с просьбой выявить виновных в избиении заключенного солдата. Виновные были посажены на десять суток на ту же гауптвахту, единственную в городе.

Самое страшное, что мне уже никогда не избавиться от чувства страха, который во мне воспитала армия.

Медетов Серик Турганович

Письмо 11.

До армии я пять лет пробыл в зоне и могу сказать, что там было легче, чем на армейской гауптвахте. Туда можно попасть за расстегнутую пуговицу или крючок. Ну, а там издеваются как хотят. Камеры напоминают застенки гестапо, положенную арестованным порцию пищи урезают вчетверо, а остальное жрут сами. Офицеры ведут себя, как садисты.

Одевают на арестованного три шинели и противогаз, дают в руки по две нары весом 25 кг и заставляют бегать по плацу, пока арестованные не потеряют сознание. Чтобы немного отдохнуть, арестованные режут себе руки, вешаются на чем попало.

За это письмо я могу быть наказан, но я хочу, чтобы все знали, какие у нас законы.

Рядовой Магазинщик О.А., Удмуртия

Письмо 12.

В декабре я был призван в ряды СА, шел служить с охотой, думал, что через 2 года вернусь сильным, закаленным, оказалось иначе.

С первых же часов, не успели мы даже гражданку снять, старики начали нас избивать, кричали: «вешайтесь, «духи». Избивали почти каждый час. На улицу не выпускали, в туалет водили раз в сутки и считали до десяти и каждый должен был во время счета все сделать и выскочить. На третий день службы трем «молодым» «старики» вышибли челюсть табуретом и Харламову рассекли ухо пополам.

После завтрака нас гоняли по лестнице с 3-го на 1-ый этаж. Вдоль всей лестницы стояли «старики», сбивали нас с ног, били сапогами по голове. Так продолжалось весь карантин. У меня начались боли в сердце и меня отправили в больницу, где я пролежал 24 дня.

Следы побоев и увечья доктор санчасти расценивает как следствие несчастного случая.

Однажды ко мне пришел мой сослуживец Корловалов и начал меня избивать. Я понял, что в роте мне житья не будет и сбежал. Три дня обитал в подвале. Затем зашел в подъезд дома и уснул. Там меня нашли Мальцевы. Мальцевым я пожаловался на боли в желудке (нечаянно проглотил иголку).

Сказал, что в отряд боюсь идти и попросил отвезти в больницу, где в тот же день меня прооперировали. Через 14 дней меня выписали, сказали, что за мной приедут, но я боялся ехать в отряд, так как рана еще не зажила и кто-то мог ударить меня в живот.

Три дня прожил в подвале, потом позвонил Мальцевым и они сказали, что меня ищут и мне грозит суд. Вечером я вернулся в отряд. Там меня расспрашивали два майора. Я рассказал им, почему сбежал и просил перевести меня в другую часть, но они ответили, что сделать этого они не могут.

Прежде чем судить, меня отправили в психбольницу. Там я сказал, что ночью не сплю, мучают страхи, голоса, хочется покончить жизнь самоубийством. Через 4 месяца меня комиссовали, документы мои направили в Джамбул, а меня в санчасть при отряде. В санчасти снова начались издевательства. Прошел месяц, документов все не было. Я пришел в штаб к майору и попросил оставить меня убирать при штабе, я днем и ночью убирал в штабе, спал на полу, воды и туалета не было, держали нас под замком. В штаб каждую ночь приходили наркоманы из «стариков», угрожали мне и, случалось, избивали. Приходил бить санинструктор Шаранов.

В последний вечер, накурившись анаши, наркоманы сказали мне: «Сегодня мы тебя изнасилуем, на шею повесим камень и сбросим в Урал». Этой же ночью я ушел из отряда, две недели прожил в Гурьеве, заработал денег на дорогу и приехал домой, дома пробыл несколько часов, сел в поезд и с сестрой приехал в Москву. Обратился за помощью в редакцию «Комсомольской правды».

Мочалов Александр Федорович 1970 г. р.

Письмо 13.

Я был призван в СА Черкасским областным военкоматом, хотя по закону являюсь единственным кормильцем в семье. В первую же ночь я столкнулся с настоящей дедовщиной, был избит и, как учат нас товарищи генералы по телевизору, доложил о неуставных отношениях командиру роты лейтенанту Петрову. Но он ограничился лишь устными выражениями в их адрес.

Я подал рапорт старшему лейтенанту Исаеву с просьбой о переводе в другую роту, он сказал мне, что надо подождать неделю. Всю неделю меня избивали, дошло до того, что я должен был обратиться в санчасть. Там я сказал, что меня избили, но санинструктор сказал, что такого не может быть. Когда я спросил у командира роты о своем переводе, он объяснил, что никакого перевода не будет и незачем ходить жаловаться. Тогда я ночью сбежал, но днем меня нашли, привезли в часть и посадили в камеру. Я снова потребовал у командира части капитала Грачева перевода. Он мне сказал: «Жди». И я прождал в его камере 25 суток. А там уж нас избивали не солдаты, а сами офицеры. Беглецами занимался сам начальник штаба старший лейтенант Наточей, пряжкой отходит так, что потом ничего не чувствуем. Наконец, меня вызвали и объявили, что я дождался перевода, только не в Киевский округ, а в Ленинск, куда командир роты ссылал всех неугодных. На прощанье меня отлупил командир роты, чтобы не забыл, как он выразился. По дороге в Ленинск я сбежал.

В часть больше не вернусь, ищите меня по домашнему адресу: УССР, Черкассы, бульвар Шевченко, д.254, кв. 14.

Пишу потому, что таких, как я, в части осталось очень много и им ни за что не вырваться. Прошу передать мое письмо военному прокурору СССР.

Письмо 14.

Я военнослужащий действительной службы. Служу на Байконуре. У нас здесь молодых бьют и не просто бьют, а убивают. Командиру мы сказать боимся, да и не верим, что он поможет. Здесь настоящая межнациональная война. Больше всего здесь бьют русских, потому что их мало. Когда кого-нибудь забивают до смерти, то родным сообщают одну фразу, заготовленную на все случаи: «Погиб при исполнении».

А как не хочется умирать в 18 лет, а главное - ни за что. Жаловаться и ждать помощи неоткуда. У меня одна мать и то неграмотная. Зона у нас закрытая, кругом степи. Убежать никуда нельзя. Теперь я понял, почему наш округ занимает первое место по смертности в Союзе.

Назвать себя я не могу, но на помощь очень надеюсь. А еще можете спросить у Пети Воронина. Он раньше служил у нас, а сейчас работает в гостинице Тюри-Там.

Письмо 15.

Я служу в военно-строительной части в Свислочи. Отслужил уже практически два года. Так что, если бы не случилось этого происшествия, за которое я сейчас сижу на «губе», то этой весной я уже увольнялся бы домой. Чем все кончится сейчас - не знаю. В части - совершенно невыносимая обстановка, полный бардак! По национальности я казах. В роте у нас около 70 человек самых разных национальностей. Здесь и киргизы, и казахи, и русские, и узбеки. Шесть человек чеченцев держат в страхе всю роту, даже «стариков», а уж о молодых и говорить нечего.

Приходит молодой в часть и сразу попадает под кулаки старослужащих. Когда я был молодым, меня тоже били. Били узбеки, казахи, русские. Вообще в части царит полная вражда национальностей.

Особенно тяжело стало, когда в часть полгода назад пришел Хамза-хан. Я к тому времени отслужил ухе год, но в отношении ко мне ничего не изменилось. Продолжали бить, заставлять стирать, подшивать другим подворотнички. Хамза-хан бил обычно ночью, если я оставался в казарме. Но иногда в казарму мы не ходили, ночевали в вагончике на стройплощадке. Когда он бил, то смеялся и от этого было больнее. Следов от побоев на теле у меня не оставалось, поэтому офицеры не знали, что меня бьют.

Я сам никогда никого не бил, ничего не пытался заставить за себя делать, отпора тоже никому не давал. Боялся. Может, поэтому меня били и на второй год службы. Вообще в нашей части срок службы значит мало.

Дома отец тоже иногда ударит, но там было за дело и отца я уважаю. А здесь били просто так.

Сержантов в роте мало - кажется, два человека, но точно не помню. Они все видели, но смотрели сквозь пальцы, никак не реагировали. Наверно, думали: «Меня не бьют и ладно».

О происходящем я никому никогда не докладывал, потому что не хотел стукачить. Своего командира роты уважал, он хороший честный человек, но ему я также ничего не хотел говорить. И боялся, и было стыдно.
Дежурный по части ночью приходит в казарму, но на шухере постоянно стоят два человека, поэтому при его появлении все разбегаются по кроватям.

В роте я сошелся с одним парнем-узбеком. Он моего призыва и мы с ним вместе в одном отделении. Его тоже били… В феврале мы с ним убежали из части, добрались до Ружан, надо было где-то жить. В лесу мы построили шалаш из соломы, которую набрали на поле. Поначалу ночью мы мерзли - было холодно, потом привыкли. Когда была хорошая погода, купались в озере.

Сначала у друга были деньги: он до этого получил перевод на 40 рублей. Когда деньги кончились и надо было что-то есть, по ночам мы стали грабить магазины. Брали продукты и деньги, вещей не брали, даже военную форму не сменили, нас потом так в ней и задержали.

Сейчас жду, когда будут судить, вчера милиция провела нас по местам, где мы воровали продукты и деньги. Наверно, отправят в дисциплинарный батальон. Один мой земляк - он сейчас уже уволился - отбывал там наказание, а после дослуживал в нашей части. Он попал туда за то, что кого-то избил. Рассказывал, что там очень тяжело. В нашей части тихо дослужил свои последние полгода, никого не трогал и ни во что не вмешивался: хотел скорее уволиться домой.

Сейчас я тоже думаю о доме. Родителям не писал с того момента, как убежал из части, но знаю, что им уже сообщили о моем побеге. Когда убегал, о родителях не думал, что били, писать домой не буду - стыдно...

Военно-строительная часть, г. Свислочь

Главным образом связывают с такой малопривлекательной армейской деятельностью, именуемой дедовщиной. Сегодня армейская дедовщина является основополагающей причиной, почему многие юноши призывного возраста всеми правдами и неправдами отказываются проходить срочную службу.

Некоторые могут сказать, что благодаря «неуставным взаимоотношениям» можно воспитать из вчерашних школьников настоящих мужчин. Другие будут утверждать с пеной у рта, что если бы не уставные взаимоотношения в армии, тогда бы и не было неуставных взаимоотношений. Тогда как третьи просто скажут, что такое позорное явление в российских вооруженных силах послужило причиной страданий и горя во многих русских семьях, особенно в тех, где есть или были жертвы дедовщины.

История дедовщины: известные версии появления

Дедовщина представляет собой формированные иерархических неофициальных взаимоотношений в армейском коллективе среди военнослужащих низшего звена (солдат и сержантов).

У многих есть уверенность в том, что неуставные взаимоотношения могли появиться исключительно в Советские времена. Однако некоторые историки утверждают, это явление считается прямо-таки крестом русской армии, который она несет на своих плечах в течение нескольких десятилетий. Причем не одна лишь российская армия подвержена влиянию этого негативного явления. Она имеется даже в тех частях, в которых военнослужащие комплектуются, основываясь на контрактном принципе либо стремятся к таковому. Среди военнослужащих французских, немецких, американских, австралийских и многих других армий мира случаи дедовщины в самых разнообразных проявлениях также присутствуют.

Как в большинстве закрытых организаций, фактический материал о неуставных взаимоотношениях между военнослужащими разных возрастов или сроков службы, как правило, скрывают со всей тщательностью. Бывают, конечно же, те редкие случаи, когда такие сведения просачиваются в СМИ, и хотя это случается не так часто, в прессе разгораются грандиозные скандалы.

Сама дедовщина обладает множеством проявлений. Одним из самых бытовых и менее криминальных является принуждение молодых бойцов выполнять хозяйственные работы вместо так называемых «старослужащих». И все это может сопровождаться безобидными шутками, розыгрышами и подколами. Хотя случается, что абсолютная безнаказанность, попустительство командиров, а также не редкая в таких замкнутых системах личная неприязнь, подогретая выпитым алкоголем, может привести к настоящим трагедиям.

Как бы там ни было, но дедовщина в российских вооруженных силах отзывается большим общественным резонансом в сердцах россиян.

Про дедовщину в армии царских времен

Уставщина или воинский быт согласно уставу — это полная противоположность дедовщине, в которой иерархическая лестница выстраивается по старшинству.

Некоторые бывалые солдаты называют уставщину родоначальницей дедовщины, потому что солдатам таким образом объясняли их обязанности, а о правах советовали забыть до некоторой поры. Однако к телесным наказаниям в таких случаях обычно не прибегали. Основным наказанием считались усиленная строевая подготовка, многочисленные тренинги типа подъема-отбоя, а также сбор по тревоге и марш-броски или исполнение хозработ.

О дедовщине(уставщине) было известно еще во времена Царской России. Некоторые специалисты даже полагают, что сам термин «дед» пришел из того времени, когда в Российской Империи солдаты служили 25 лет, а демобилизовались в основном уже седыми дедами. Истоки неуставных взаимоотношений многие относят именно к царской армии. Тогда солдаты были совершенно бесправными, ведь они были крепостными. Вследствие этого за побои и даже смертоубийства солдат никто из командиров-дворян не нес никакой ответственности.

Дедовщина в СССР

Истоки современной дедовщины следует искать в СССР примерно с 1967 года, когда произошли некоторые изменения. Так обязательную воинскую повинность сократили в сухопутных войсках с трех до двух лет, а на флоте с четырех до трех. В соответствии с принятым Постановлением, служившие на момент его принятия должны были дослуживать свои старые сроки службы, а призванные уже после его подписания должны были служить меньше. В результате всем военнослужащим пришлось увольняться одновременно.

Но и это еще не все. В те времена демографическое положение в стране, по которой прошлась Великая Отечественная война, оставляло желать лучшего. По некоторым оценкам в пятимиллионной армии не доставало до тридцати процентов личного состава, чтобы полностью укомплектовать штатную структуру.

Вследствие этого, в ЦК приняли решение о призыве в армию людей, у которых имеется криминальное прошлое, но только тех, кто совершал малозначительные преступления. С потоком уголовного элемента были привнесены в воинский быт и блатной лексикон, и тюремные понятия и традиции. Это привело к новому витку напряженности в неуставных взаимоотношениях. Некоторые исследователи считают, что именно криминальный элемент и принес в армию особую жестокость и цинизм, и именно так и началась современная история дедовщины.

С 1982 года, когда началась Афганская война , дедовщина начала приобретать еще большие размахи. Тогда Министерство Обороны СССР предприняло некие профилактические меры. Так, секретный приказ МО, обязывал командиров вести борьбу с неуставными дискриминационными взаимоотношениями.

Но в армию призывалось все больше юношей, которые росли в неблагополучных семьях, и эта категория военнослужащих внесла свою лепту в укрепление и процветание дедовщины. В это же время в обществе появилось понятие «беглец от дедовщины».

Дедовщина в частях российской армии

Не прекратились известные случаи в современной независимой России. Напротив, они даже усилились, но благодаря новым веяниям практически обо всех неуставных взаимоотношениях становилось известно широкой общественности.

Каждый новый год добавлял численность военнослужащих, которые серьезно пострадали от дедовщины. Например, в середине 1990-х согласно статистическим данным, в числе пострадавших было до одной тысячи военнослужащих, в основном солдат срочной службы. Однако уже к началу XXI столетия число таких происшествий возросло до полутора раз, а соответственно произошло и увеличение численности самоубийств, а также смертельных случаев.

Не такие уже и редкие случаи дедовщины в Высших военно-учебных заведениях. Хотя курсанты разных возрастов, но одного курса проживают на территории одной казармы, но более слабые и курсанты первого курса часто подвергаются гонениям со стороны более сильных товарищей, а также старшекурсников.

Некоторые специалисты появление дедовщины относят к ненадлежащему выполнению офицерским составом своих функциональных обязанностей. Якобы вместо того, чтобы воспитывать и обучать личный состав, офицеры отдают власть «дедам», которые и занимаются молодыми бойцами.

Дедовщина в армии США

На вопрос отличается ли, например, дедовщина в белорусской армии от дедовщины в американской армии можно дать положительный ответ. Впрочем, у каждой отдельной страны свои скелеты в шкафу. Так, ежегодно Минобороны США вкладывает миллионы долларов для привлечения молодых рекрутов в вооруженные силы. Пропагандируется армейская жизнь, везде, где только это возможно. Патриотические ролики U.S. Army можно увидеть даже в кинотеатрах перед просмотром каких-нибудь детских фильмов.

По словам одного нашего бывшего соотечественника, который служит в американской армии, дедовщина, такая как в российской, в американской армии напрочь отсутствует. Например, имеется такое понятие как «Seniority», означающее «превосходство по рангу». Там очень серьезно относятся к рангам. Провинившиеся военнослужащие лишаются воинских званий, не получают повышения по службе. Сержанты не имеют права обзаводиться никакими дружескими отношениями с младшими по званию, не имеют права выпивать в составе своих непосредственных подчиненных, а за рукоприкладство военнослужащих наказывают немалыми штрафами.

Есть ли дедовщина в армии в наши дни?

В настоящее время в российской армии дедовщина присутствует, и, похоже, что конца этому не видать. При всем при том следует иметь в виду, что дедовщина в армии как явление из-за сокращения сроков службы у военнослужащих срочной службы стала менее угрожающей. Немаловажное и положительное влияние оказывает и контроль со стороны самых разнообразных общественных организаций, военной прокуратуры, а также проведение профилактической деятельности среди военнослужащих. Кроме того, в ряды Вооруженных Сил прибывает немало выпускников вузов, которые в свою очередь более прохладно относятся к неуставным взаимоотношениям, да и сами могут постоять за себя, и дать настоящий отпор.