Длина корпуса подводной лодки с 56. История создания легендарной подлодки

Подводная лодка С-56 — один из символов Владивостока, мемориал боевой славы и музей на Корабельной набережной, напротив корабля «Красный Вымпел».

Более 40 лет знаменитая подводная лодка С-56 является музеем, а внутренние помещения переоборудованы под экспозиции. В кормовой части лодки механизмы демонтированы и расположена экспозиция, посвящённая подводным силам Тихоокеанского флота. Центральные и носовые отсеки подводной лодки сохранили свой вид без изменений, а в первом отсеке вы даже можете увидеть торпедный боезапас. В экспозицию также входит модель первой боевой подводной лодки «Дельфин», которая принимала участие в русско-японской войне в начале ХХ века.

В музее представлены не только архивные документы и модели, но и личные вещи членов экипажа С-56 и ее командира.

История подводной лодки С-56

Строительство дизель-электрической торпедной подлодки серии IX-бис на верфи в Ленинграде началось в 1936 году, а сборку выполнили уже на Дальнем Востоке: отдельными секциями судно доставили во Владивосток на поездах. Подлодку спустили на воду в конце 1939 года.

Военная история подводной лодки С-56 во Владивостоке в составе боевых единиц Тихоокеанского флота началась 30 октября 1941 года, затем судно было переведено в Северный морской флот.

В годы Великой Отечественной войны подводная лодка С-56 выполнила 8 боевых походов, провела 13 атак и выпустила 30 торпед. Результатами действий подводной лодка-героя стали четыре потопленных корабля противника. По праву признается одной из самых результативных в боевых действиях советской подводной лодкой времен ВОВ. Удивляет также и количество мин, которые были сброшены на нее — свыше 3000 мин за почти два с половиной года. За время Великой Отечественной Войны подлодка С-56 объявлялась погибшей 19 раз, но каждый раз она всплывала снова.

За выдающиеся заслуги в бою подводная лодка С-56 в 1944 году была отмечена одним из высших орденов СССР — орденом Красного Знамени, а в 1945 году подлодка удостоилась Гвардейского звания.

Но и после Великой Отечественной войны работа подводной лодки не остановилась: она стала первой советской субмариной, совершившей кругосветный поход через северный морской путь.

Из боевого состава подлодка была выведена только в 1955 году. В дальнейшем она не раз переименовывалась, использовалась как зарядовая станция на плаву, а затем и для тренировок в качестве учебной подводной лодки.

9 мая 1975 года, в день празднования годовщины победы в Великой Отечественной войне, подводная лодка С-56 стала музеем. Теперь она находится на Корабельной набережной во Владивостоке и является тематическим выставочным филиалом Военно-исторического музея ТОФ . Экскурсии здесь проводятся регулярно, а билеты можно купить в кассе на входе в музей. При выходе из музея размещен небольшой сувенирный магазин, где можно приобрести памятные подарки.

В 1982 году в День Военно-морского флота подводная лодка С-56 вместе с мемориальным кораблем-памятником «Красный вымпел» (бывшая паровая яхта «Адмирал Завойко») и 14-метровым обелиском были объединены в Мемориальный комплекс на Корабельной набережной, памятник кораблестроителям Владивостока.

Режим работы и стоимость билетов

Музей «Подводная лодка С-56» работает со среды по воскресенье с 10.00 до 18.00 (вход посетителей прекращается за полчаса до закрытия музея), понедельник и вторник — выходные дни. Музей закрыт на санитарный день в последнюю пятницу каждого месяца.

Стоимость билетов в музей-подлодку:

  • Взрослый — 100 руб.;
  • Детский (школьники) — 50 руб.;
  • Дети до 3 лет — бесплатно.

Для пенсионеров и студентов при предъявлении соответствующего документа действует скидка 50%.

Стоимость экскурсии составляет 150 рублей (максимальное количество — 20 человек в группе). Экскурсии в музее проводятся по предварительным заявкам, которые можно оставлять по телефону или по электронной почте.

Как добраться

До музея «Подводная лодка С-56» во Владивостоке легко добраться самостоятельно общественным транспортом или на машине.

Ближайшая к музею-подлодке остановка — «Лазо» . Вам подойдут следующие маршруты:

  • Автобусы № 13д, 17л, 23л, 24, 31, 39д, 49, 54, 54а, 55, 62, 90, 98д, 98ц, 99;
  • Маршрутное такси № 66.

Расстояние от остановки до музея-подлодки около 450 метров (или 6 минут пешком): общественный транспорт высадит вас на улице Светланская. Вам следует идти по этой улице в сторону уменьшения номеров домов до поворота направо на Светланский переулок, который выходит на Корабельную набережную.

Дорога пешком от железнодорожного вокзала займет у вас 15 минут вдоль по набережным бухты Золотого Рога.

Вы можете заказать такси, используя мобильные приложения: например, «Rutaxi», «Maxim» или «Яндекс. Такси».

Видео-экскурсия по музею «Подводная лодка С-56»

Панорама с Google-карт, вид с проезжей части набережной на музей

) поведать про подводную лодку-музей С-56, стоящую на Корабельной набережной.

Вообще, подводные лодки-музеи - очень замечательные музеи. Замечательны они тем, что дают возможность простым смертным побывать в этом чуде техники и оценить условия службы подводников. Ну согласитесь: в самолете были все, на корабле были все, в танк тоже не хитро залезть где-нибудь - благо их полно стоит везде. А вот в подлодке как-то и не побывать даже... Этот вид военного транспорта всегда был окутан какой-то тайной. Наверное, поэтому они так влекут к себе и завораживают...

Будучи в закрытых городках Кольского полуострова мог минутами стоять и смотреть на этих черных красавиц... А когда мне выпала редкая возможность залезть в действующую атомную субмарину , я вообще был на седьмом небе от счастья!

Я неравнодушен к ВМФ и нашим подлодкам в частности. При каждой возможности стараюсь залезть туда:) В Североморске я тоже посещал подобный музей - подводную лодку К-21, знаменитую Лунинскую подлодку. Она может быть известна вам по сюжету замечательного фильма "Конвой PQ-17".

В Калининграде тоже стоит подлодка-музей, но туда, к сожалению, я не попал.... :(

Да что там говорить - подводная лодка есть даже в Москве, в Тушино.

Итого, уже 4 я насчитал. Во всех концах нашей необъятной. :)

Вернёмся к С-56.
Это советская средняя дизель-электрическая подводная лодка времён Второй мировой войны. Лодка была заложена в 1936 году в Ленинграде. После изготовления в разобранном виде по железной дороге доставлена на «Дальзавод» им. Ворошилова № 202 во Владивостоке, спущена на воду 25 декабря 1939 года, вступила в строй 20 октября 1941 и вошла в состав Тихоокеанского флота.

Думаю, никто так не расскажет о достопримечательности, как Википедия. :) Факты и даты взяты именно оттуда, из статьи "С-56".

5 октября 1942 года лодка «С - 56» под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Щедрина вместе с подлодками «С-51», «С-54» и «С-55», убыла из Владивостока в свой новый порт Полярный , начав переход из Тихого океана через Панамский канал на Север.

Лодка прошла два океана и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Длительность перехода составила 2220 часов, дальность — 16 700 морских миль (почти 31 тыс. км).

8 марта 1943 года вошла в состав Северного флота. За годы войны «С-56» совершила 8 боевых походов (по другим данным 7), произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один, на подводную лодку было сброшено свыше 3 тысяч глубинных бомб. 31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года субмарина удостоена Гвардейского звания. За время Великой Отечественной Войны, «С-56» 19 раз (!) объявлялась погибшей.

С-56 является самой результативной советской подводной лодкой в Великой Отечественной войне.

После Второй мировой войны продолжила службу на Северном флоте. В 1953 году по северному морскому пути перешла в надводном положении во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход. Командир С-56 на переходе капитан-лейтенант В.И.Харченко (27.01.1925 г.р.). За мужество проявленное при выполнении поставленной задачи, экипаж С-56 был поощрен. В.И.Харченко награжден орденом Красной Звезды, сейчас проживает в Харькове.6 ноября 1953 года вошла в состав Тихоокеанского флота.

Всё, идем внутрь:

Вход в лодку - со стороны мемориальной стены, через "киоск" с билетёром:

По традиции, лодка разделена на две части - экспозиционную и историческую. Входим в первую:

Оказалось, что музей закрыт на небольшой ремонт. Но когда мы поведали откуда приехали, то ремонт сразу закончился. Паренёк в тельняшке бросил малярную кисть и превратился в гида. :)

С первого взгляда экспонаты не очень интересны. Но это только пока к ним не присмотришься.

Это - обломок ракеты, поразившей цель. Выпущена с первой ракетной подводной лодки ТОФ, на "отлично" выполнившей ракетные стрельбы - написано на табличке. Интересно, обломок тоже поразил какую-то цель, раз его нашли? Окно бани деда Вани какого-нибудь... :)

Ручной пулемёт системы Дегтярёва:

Наверное, когда заканчивались торпеды и снаряды в носовом орудии, подводники выходили с этой бандурой и играли на ней для немцев... :)

Много чего там было еще выставлено, но меня надолго задержала перед собой одна фотография:

С этим человеком я имел честь долгое время работать, чем и горжусь. Незаурядный человек, про таких пишут книги. Вице-адмирал Конорев Николай Акимович. Когда-то был начальником оперативного управления ВМФ и по сути, третьим человеком на Флоте. В его военной биографии очень много замечательных фактов. Самым ярким, пожалуй, можно назвать боевую службу на подводной лодке "К-454" в разгар "холодной" войны, в 1980 году. Тогда Николай Акимович был в звании капитана 2 ранга и командовал этой подлодкой.

Чем же прославился тот поход? А тем, что одна из боевых задач, выполненных тогда, заключалась в слежке за американским авианосцем "Костелейшен". У его родных, американских берегов. С подлодки были сделаны фотографии личного состава и вооружения... А теперь самое интересное.

Когда закончилась "холодная" война, Конорев с составе одной делегации посетил США. Там он встретился с людьми, которые несли службу на "Костелейшене" в тот поход... Догадываетесь? Да, он показал им свои фотографии:)

Сказать, что американцы были в шоке, значит ничего не сказать... Они узнали о том, что за ними следили и фотографировали русские только в тот момент...

Вот такие были времена, такие были люди. Сейчас он в отставке, но всё-равно его деятельность связана с тем, чему посвятил всю свою жизнь - с Флотом. Человек богатырского здоровья, в свои 65 лет. Кстати, почитайте его интервью на тему современного положения дел в ВМФ , очень интересно (статья начала 2000х годов).

Официальная часть закончена, можно пройти метнуться кабанчиком в историческую часть!

Много комментировать не буду, и так всё ясно:)

Не сильно отличается от увиденного в Североморске. Хотя правильнее будет сказать, что сначала я увидел эту подлодку, а потом уже через год и Североморскую.

Кранчики, вентили... Ничего не крутится. :(

У нас в подвале примерно так же - общедомовой счетчик расхода воды... Только трубы ржавые.

Право-лево... Ты пальцем покажи!

Толчок Гальюн:

Помнте, как пользоваться? :) Там давление - одно неверное действие и ты в какашках:)

Вот тут карту расстилали и обсуждали планы:

А тут, рядышком, отдыхали:

Даже зеркало для наведения марафета есть. Флот же...

АД механизмов:

Рубка радиста:

С тех пор так и сидит...

Торпедный отсек. Некоторые матросы спали прямо в обнимку с торпедами.

Носовые торпедные аппараты:

Еще пара кормовых есть.

Уху-хууууу...!

Когда лодке приходил пи..дец, часто единственным способом выбраться был этот красный коридор... Не для клаустрофобов...

Корабельный хронометр:

Очень важный прибор на подводной лодке. По нему, в частности, отслеживали попадание торпеды в цель, высчитывая время прохождения по расстоянию и скорости.

Ну вот, в принципе, и весь музей. Побывать там гораздо интереснее, чем читать про него.

В следующей части расскажу про оборонительные форты в пригороде Владивостока. Они там повсюду... Сопки как сыр истыканы дырками подземных переходов. Будет интересно - я уж там полазил:)

9 мая 1975 года во Владивостоке на набережной бухты Золотой Рог была установлена Гвардейская Краснознаменная подлодка С-56 - первая советская подводная лодка-мемориал.

Субмарина была заложена в 1936 году. Корабли типа "С" - "Сталинец", которых построили только 17, впоследствии были признаны самыми эффективными подводными лодками Великой Отечественной. Пять из них - "С-13", С-31", "С-51", "С-101" и "С-104” за годы войны стали Краснознаменными. "С-33" стала Гвардейской. А "С-56" - Краснознаменной и Гвардейской одновременно. В красной звезде на рубке "С-56" выведена цифра “14” - именно столько фашистских кораблей испытали на себе силу ее торпед. Десять вражеских транспортов были пущены на дно. Еще четыре - серьезно повреждены.

Осенью 1942 года было принято решение усилить боевой состав подводных лодок Северного флота, и шесть субмарин, в том числе и "С-56", были отправлены с Дальнего Востока в Полярный. Лодки прибыли на главную базу Северного флота в марте 1943-го, покрыв 17,5 тысяч морских миль через три океана и десять морей. Пополнение сразу же включилось в активную боевую деятельность на вражеских коммуникациях, чем, совместно с другими подводными лодками Северного флота, серьезно осложнило жизнь вермахту и крингсмарине, в планах которых морским путям сообщения в Заполярье придавалось исключительно важное значение. Через порты Северной Норвегии в Германию морем доставлялось стратегическое сырье, шло снабжение немецкой горной армии. Кроме того, в норвежских портах базировались соединения военно-морского флота, действовавшие против арктических полярных конвоев союзников.

29 марта 1943 года подводная лодка "С-56" вышла в первый боевой поход, а 19 апреля над Екатерининской гаванью прогремели два выстрела из корабельной "сотки", извещавшие об открытии боевого счета. Кроме двух потопленных транспортов противника, экипажем субмарины было выполнено специальное задание по высадке на вражеское побережье разведчиков и снятию группы, закончившей "работу" в тылу немецко-фашистских войск.

Первый потопленный транспорт достался сравнительно легко. После атаки противолодочные корабли "С-56" не нашли, и их бомбежка была неэффективной. Зато на втором транспорте противник отыгрался на краснофлотцах... Прижимаясь к берегу, шел конвой из трех транспортов в охранении шести сторожевых кораблей. Советским морякам удалось проникнуть внутрь конвоя и занять выгодную позицию для атаки носовыми торпедными аппаратами транспортов, а кормовыми - сторожевика. Сначала все шло точно по расчету. Но то ли сверкнул на солнце глазок перископа, то ли гидроакустики вражеских кораблей запеленговали шум винтов. Два сторожевика устремились к субмарине. Слышен был только шум бешено вращающихся винтов, а затем тяжелые шлепки в воду. Корабли сбросили глубинные бомбы. От их взрывов по всей подлодке погас свет, но прочный корпус выдержал, течи не было. Значит, все в порядке... Следующая атака. Восемь глубинных бомб - рядом. Что же делать? Отказаться от атаки? Нет! Быстро созрело решение: нырнуть под транспорт, укрыться под ним от бомбежки, вынырнуть с другого борта - атаковать "хвост" конвоя кормовыми торпедными аппаратами. Противник не ожидал, что "С-56" продолжит атаку. Немцы неистово бомбили с левого борта транспортов, где ранее обнаружили подводную лодку, а она осторожно подошла с противоположного борта и выпустила торпеды по концевому транспорту конвоя. Дистанция до него минимальная. Зашипел и ударил в уши воздух, запели винты уходящих торпед. Взрыв торпеды слышали все. Но смотреть на дело рук своих некогда. К подлодке полным ходом помчались сторожевики, но субмарина ушла на глубину и скрылась от преследования.

31 марта 1943 года "С-56" за проявленное экипажем в боях мужество и стойкость была награждена орденом Красного Знамени. Второй боевой поход "С-56" совершила в мае, встретив всего один конвой, состоявший из транспорта и танкера, охраняемых восемью сторожевиками и тремя самолетами "Арадо". Советским морякам удалось прорвать охранение и одним залпом пустить на дно Баренцева моря обе фашистские посудины. В отместку незадачливое охранение забросало подводную лодку глубинными бомбами. Вода буквально кипела от взрывов. Подводникам пришлось бы, вероятно, еще туже, если бы они не прятались под разлившимся по поверхности моря загоревшимся бензином. А чуть позже их выручили друзья-летчики, отвлекшие на себя конвой. Не будь этого, едва ли бы подлодке удалось возвратиться на базу...

Третий поход был самым коротким, длился всего десять суток, и самым "урожайным" - "С-56" удалось потопить два сторожевых корабля и повредить, а возможно, потопить два транспорта противника. Бомбили, как всегда, помногу и подолгу. Кроме того, отклоняясь от очередной бомбежки, подводная лодка запутались в снастях ей же накануне потопленного транспорта. С трудом, но все же вырвались и из этой ловушки...

От похода к походу росло мастерство экипажа. В пятом походе счет потопленных кораблей был доведен до семи и поврежденных - до трех. Личный состав до этого дважды награждался высокими правительственными наградами, а теперь был представлен к третьей награде. Но самым радостным для советских моряков событием был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1944 года о награждении подводной лодки "С-56" орденом Красного Знамени. Ратный труд экипажа был отмечен Родиной...

Война продолжалась, и противник совершенствовал свою противолодочную оборону: ставил новые минные заграждения, привлекал больше кораблей, вооружал их радиоэлектронной техникой. Подбираться к конвоям и топить транспорты становилось все труднее. Но экипажу "С-56" удалось потопить и повредить еще четыре корабля и транспорта, доведя счет до четырнадцати, за что к дню Советской Армии и Военно-Морского флота, 23 февраля 1945 года Краснознаменная подводная лодка "С-56" приказом народного комиссара ВМФ была удостоена звания Гвардейской...

5 октября 1954 года - через 12 лет, прошедших с того момента, как "С-56" отправилась на Север, Краснознаменный Гвардейский подводный корабль вернулся домой, во Владивосток, совершив, таким образом, первое в мире подводное кругосветное путешествие.

Вскоре после прихода на Дальний Восток изрядно потрепанную и постаревшую подлодку "понизили в должности" - из боевого корабля она превратилась во вспомогательный. "С-56" стала плавучей зарядовой станцией.

К началу 70-х подлодка находилась в одной из бухт, выполняла функции УТС - учебно-тренировочной станции, на которой моряки тренировались в заделке пробоин, тушении пожаров и ликвидации всяких других неприятностей, могущих встать в море перед боевым кораблем. Как вспоминал бывший командир "С-56" Григорий Иванович Щедрин, механизмы и оборудование с нее к тому времени уже демонтировали, краска ободралась, а гордость подлодки - уникальную тиковую палубу, подобной которой не было ни на одном другом подводном корабле СССР, - наполовину разобрали.

Вскоре принято решение использовать подводную лодку "С-56" в мемориальном комплексе на Корабельной набережной. Для этого субмарину нужно было разобрать, перевезти и снова собрать. Доставка почти 900-тонного корабля на Корабельную набережную потребовала применения дотоле невиданных инженерно-технических решений. Вначале лодку перевели на Дальзавод, у одной из причальных стенок которого она была разрезана на шесть секций. Чтобы доставить их к месту сборки, пришлось построить специальную железнодорожную ветку и спроектировать особые железнодорожные платформы - обычные для перевозки многотонных конструкций таких габаритов не подходили. После того, как все части "С-56" были установлены и сварены вновь воедино, пришла пора внутренней отделки. К этому времени оригинальный "интерьер" лодки был практически полностью утрачен, поэтому решено было восстановить в первозданном виде только первые три отсека. В остальных разместились обычные музейные витрины.

Работы по устройству мемориала, которые во многом велись методом "народной стройки", были завершены к празднику 30-летия Победы. 9 мая 1975 года над сверкающей свежей краской красавицей "С-56" вновь взвился гвардейский флаг. Филиал музея Тихоокеанского флота вступил в строй.

Неразрывно связанная с Владивостоком история подводной лодки «С-56» непроста и героична. Отправившись в свое первое плавание в октябре 1942 года, экипаж субмарины и не догадывался, какая легендарная судьба их ждет.

Создание

История подводной лодки «С-56» началась 24 ноября 1936 года. В этот день она была заложена на судостроительном заводе им. Андре Марти, расположенном в Ленинграде. Там она числилась под №405. Эта состоящая из нескольких секций, была отправлена во Владивосток на завод №202 по железной дороге. Там и состоялась ее окончательная сборка. Спустили судно на воду через три года после его закладки, а в строй оно вступило 20 октября 1941 года. Субмарину как боевую единицу сразу же зачислили на баланс Тихоокеанского флота.

Подводная лодка «С-56» принадлежит к среднему классу IX-бис серии. Она была спроектирована по заказу советского правительства одним из голландских бюро, которое входило в состав немецкой фирмы Deschimag в начале 1934 года. Как правило, суда этого класса демонстрировали надежность и отличную скорость. Именно они и были взяты за основу, когда началась работа над проектом немецкой лодки VII серии. Кстати, данная субмарина массово использовалась в годы Второй мировой. Это говорит о том, что принятые в свое время технические характеристики оказались самыми удачными.

Всего в советских ВМС было чуть более сорока лодок типа «С», выпущенных в трех сериях. Наиболее результативными из них оказались субмарины IX-бис. Они сумели потопить 19 вражеских судов. Из трех десятков таких подводных лодок в морских сражениях была потеряна лишь половина.

Военные походы

Март 1943 года. Подводная лодка «С-56» находится в составе Северного флота. В годы войны командиром корабля был капитан-лейтенант Г. И. Щедрин. В середине апреля его экипаж возвратился со своего первого похода, где он сумел потопить сразу два вражеских корабля. В конце того же месяца героических подводников наградили несколькими орденами и медалями, а на звезде, изображенной на рубке субмарины, появилась цифра 2.

Май 1943 года. Второй боевой поход. Его результатом стало уничтожение танкера «Ойрштадт» и серьезное повреждение судна «Вартеланд». Только за полтора года, начиная с апреля 1943 и по осень 1944, подводники потопили 8 кораблей, среди которых числились один миноносец, по два танкера и сторожевых корабля, а также три транспорта. Кроме того, на их счету было еще 4 серьезно поврежденных судна.

Самый опасный поход

Он состоялся в феврале 1944 года. По мнению экипажа лодки «С-56», этот поход был самым экстремальным, так как во время него подводники чуть не погибли. Дело в том, что после успешной атаки неприятельского судна, субмарина ушла на приличную глубину. Однако ее засекла вражеская охрана.

В течение суток подводная лодка «С-56» преследовалась семью кораблями. За это время они успели сбросить на нее более трех сотен В какой-то из моментов глубина погружения стала ниже критической, но слаженная работа экипажа помогла выровнять рули и избежать опасности.

Для того чтобы уйти от погони, было решено уменьшить шумы путем перевода электрических моторов на пол-оборота с полным выключением вентиляции. Из-за этого гидроакустики, находившиеся на вражеских кораблях, не смогли засечь нашу подводную лодку. А в это время концентрация углекислого газа на ней подходила к критической отметке в четыре процента.

Удачный маневр

В сложившейся ситуации командир «С-56» обратился к своему экипажу с речью, в которой разрешил беспартийным уйти на отдых, а коммунистов попросил предельно собраться и нести вахту как за себя, так и за своих товарищей. Первым отозвался седьмой торпедный отсек. Подводники все как один попросили считать их коммунистами. Их примеру последовали и остальные отсеки.

Чтобы хоть как-то продержаться, моряки высыпали известь, находящуюся в патронах регенерации воздуха, на пол. Она стала поглощать углекислый газ и, благодаря этому, экипаж сумел выжить. Только подумайте, вместо 10-15 минут подводники продержались более 6 часов! Вскоре вражеские корабли ушли, посчитав, что советская лодка уничтожена. Когда опасность миновала, субмарина всплыла. Командир дал морякам сутки на отдых, после чего они быстро догнали все тот же конвой, атаковали его, а затем и потопили еще один транспорт.

Достижения

Сам командир, да и его экипаж не без основания считали, что их лодка счастливая. Посудите сами, во время перехода на Северный флот при очередном осмотре выяснилось, что на ее борту находится стабилизатор так и неразорвавшейся торпеды противника.

За весь военный период подводной лодкой «С-56» было осуществлено 8 походов, в которых она сумела одержать 14 побед, уничтожив при этом 10 и сильно повредив 4 военных корабля и другого вражеского транспорта. Таким образом, она оказалась самой результативной субмариной ВМФ СССР за все время ВОВ по количеству документально подтвержденных потопленных целей. В конце марта 1944 года было решено наградить лодку орденом За успешную службу в ноябре 1944 года командир «С-56», а также капитан Г. И. Щедрин получили звание Героя СССР. Всего же этому славному экипажу за время войны вручили более 400 наград. Кроме того, в феврале 1945 лодке присвоили еще и звание Гвардейской.

Командир субмарины позже вспоминал, что побед было гораздо больше, однако довольно часто данные самих подводников не всегда совпадали с донесениями разведки. Честно сказать, сейчас не столь важно, сколько военных и транспортных судов было уничтожено или подбито. Главное - как люди не только выживали в таких трудных условиях, но и успешно дрались с сильным и хитрым врагом, порой намного превосходившим их по численности.

В послевоенное время

В 1954 году «С-56» вернулась на Дальний Восток, где продолжила службу, входя, как и прежде, в состав Тихоокеанского флота. С течением времени ВМФ пополнялся все более современными субмаринами. Поэтому легендарную «С-56» было решено вывести из боевого состава. Ее переоборудовали в учебно-тренировочную базу для подготовки молодых моряков.

Для создания мемориала подводной лодки «С-56» и водружения ее на Корабельной набережной во Владивостоке, субмарину разобрали на отсеки и снова собрали уже на месте установки. 9 мая 1975 года над ней вновь взвился флаг ВМФ СССР. Лодка-музей была открыта в торжественной обстановке в присутствии трех членов экипажа: гвардии мичмана Елина, моториста Денисова и электрика Назарова. В честь каждой из четырнадцати побед этого легендарного судна прозвучал салют.

Музей

В наши дни во Владивостоке подводная лодка «С-56» вместе с другим сторожевым судном «Красный вымпел» стоит все на той же Корабельной набережной. Сначала туристы попадают в седьмой отсек, который раньше был кормовым торпедным и жилым одновременно. Здесь разместилась экспозиция, где выставлена модель первой боевой субмарины «Дельфин». Эта лодка участвовала в боевых действиях во время русско-японской войны 1904-1905 годов. Стоит отметить, что наличие таких судов у берегов Владивостока в значительной степени поспособствовало его защите от возможных вражеских обстрелов.

В шестом отсеке мемориальной Гвардейской Краснознаменной подводной лодки «С-56» некогда были расположены электромоторы, которые использовались только для ее движения под водой. Сейчас здесь находится экспозиция, посвященная развитию советского подводного флота. Она представлена моделями субмарин разных классов: «Л», «Д», «К», «С», «М» и «Щ». Все они участвовали в боевых действиях во время войны, а последняя из вышеперечисленных была первой на Тихоокеанском флоте.

В пятом отсеке находился дизельный двигатель. Его включали только для осуществления надводного хода. Теперь же одна часть этого отсека повествует о развитии Тихоокеанского флота после войны и вплоть до 80-х годов прошлого века, а на другой установлена модель дизель-электрической субмарины 641 проекта. Здесь также в качестве экспонатов представлены личные вещи командира и членов экипажа подводной лодки «С-56».

Музей на этом не заканчивается. В четвертом отсеке ранее располагались камбуз и каюта старшин. Сейчас здесь разместилась экспозиция, посвященная Победе над фашистской Германией. В ней рассказывается о подвигах подводников как на Тихоокеанском, так и на Балтийском, Черноморском и Северном флотах.

Как выглядела лодка изнутри

В середине субмарины три отсека были восстановлены и имеют изначальный вид. Первый из них - носовой торпедно-жилой. Здесь находится запас торпед, аппараты для них, погрузочно-торпедный люк, а также койки для личного состава. Второй отсек в основном служил кают-компанией для офицеров. Здесь же располагалась и каюта гидроакустика.

Третий отсек был центральным постом управления, где располагался командир и откуда велось управление подводной лодкой. В этой части субмарины можно увидеть штурманский стол, перископ, а также горизонтальные и вертикальные рули.

Заключение

За годы войны подводники пережили многое, поэтому трудно переоценить тот героизм и мужество моряков, которые защищали свою Родину не жалея собственных жизней. Сейчас, по прошествии стольких лет, можно с уверенностью сказать, что экипаж этой субмарины был настоящей боевой семьей, так как на корабле всегда присутствовали сильная товарищеская взаимопомощь, необыкновенная сплоченность и крепкая дружба. Во подводной лодки «С-56» открыт для посетителей ежедневно с 10 и до 18 часов.

5 октября 1942 года подводная лодка ВМФ СССР «С-56» отправилась в уникальный поход, который в итоге оказался кругосветным путешествием, растянувшимся на 12 лет.

Немецкий проект с советской начинкой
5 октября 1942 года из Владивостока в дальний поход уходила подводная лодка. Те немногие из остававшихся на берегу, кто знал, куда и зачем она идёт, глядя ей вслед, думали, что обратно она уже никогда не вернётся.
Впереди подводников ждал не имеющий аналогов, полный опасностей переход, а дальше - тяжёлые сражения с гитлеровцами в суровых водах северных морей.
Но те, кто думал, что лодка уходит навсегда, ошибались. Ей предстояла долгая жизнь и возвращение во Владивосток уже в качестве легенды Военно-морского флота СССР.
Дизель-электрическая подводная лодка «С-56» была заложена 24 ноября 1936 года на судостроительном заводе имени Андре Марти. Данный проект лодок был лицензионным, приобретённым у Германии в тот момент, когда отношения между двумя странами ещё не были откровенно враждебными. Однако, когда ситуация стала меняться, немцы затянули с поставкой ключевых агрегатов. В итоге большая часть «начинки» лодки была построена на советских предприятиях.
Строилась «С-56» для нужд Тихоокеанского флота. Готовые секции лодки по железной дороге доставлялись во Владивосток, где на заводе № 202 происходила их окончательная сборка.
На воду «С-56» была спущена в декабре 1939 года, а зачислена в состав Тихоокеанского флота - 30 октября 1941 года.

Невозможно, но необходимо
К осени 1942 года на Северном флоте сложилась очень тяжёлая ситуация. Боевых кораблей для охраны транспортов, поставляющих союзнические грузы по ленд-лизу, катастрофически не хватало. Нужно было подкрепление.
И в начале сентября 1942 года Государственный комитет обороны принял решение об усилении Северного флота за счёт перевода с Тихого океана шести подводных лодок. В их число вошли два «Ленинца» («Л-15» и «Л-16») и четыре «эски» 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Тихоокеанского флота: «С-51», «С-54», «С-55» и «С-56».
Ситуация осложнялась тем, что перебросить лодки по Северному морскому пути было нельзя - из-за тяжёлой ледовой обстановки все мощные ледоколы, способные провести их, остались на западе страны.
В результате «эскам» предстоял переход по маршруту Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Коко-Соло (Панамский канал) – Гуантанамо – Галифакс – Розайт – Лервик – Полярное. Маршрут «Ленинцев» отличался только тем, что выходили они с базы в Петропавловске-Камчатском.
Подобный сверхдальний поход выглядел сущим безумием, но иного выхода у командования не было.
Помимо всего прочего, подводникам предстояло выполнять два несовместимых условия - сохранять секретность миссии и, чтобы двигаться быстрее, идти в надводном положении.

Пять из шести
Шесть лодок были разделены на пары, «С-56» шла в паре с «С-51».
Командовал «С-56» в походе капитан-лейтенант Григорий Щедрин, в будущем - адмирал флота СССР.
Поход был тяжёлым и для техники, и для людей. На подходе к Панамскому каналу жара в отсеках доходила до шестидесяти градусов, экипаж болел конъюнктивитом, почти лишаясь зрения.
Лодки в походе трепало штормами, на них вели охоту немецкие ВМС. 11 октября 1942 года была торпедирована подлодка «Л-16». Кто именно уничтожил лодку, неизвестно до сих пор. По разным версиям, она могла стать жертвой как японского нападения, так и «дружеского огня» со стороны американцев.
Самой «С-56» тоже досталось. Её несколько раз атаковали подлодки противника, в декабре 1942 года у берегов Канады она пережила страшный шторм, в результате которого была полузатоплена и лишилась хода. Добравшись до Галифакса и пройдя ремонт, лодка продолжила свой путь.
Сохранить секретность похода не удалось. Гитлеровская пропаганда неоднократно сообщала об уничтожении советских подлодок, идущих из Владивостока в Мурманск.
Однако, несмотря ни на что, в марте 1943 года «С-56» дошла до базы в Полярном.
За время 153-суточного похода подлодка прошла 16 632 морские мили и по прибытии в Полярное была зачислена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.
Всего же из шести лодок, вышедших из Тихого океана осенью 1942-го, на Северный флот добрались пять, «Л-16» стала единственной жертвой перехода.

Двадцать жизней подводной лодки
Об уникальном походе советских подводных лодок 1942–1943 годов несколько десятилетий после войны знали лишь единицы, а вот о военных подвигах «С-56» на Северном флоте писали много.
«С-56» оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей. На её счету потопление двух боевых кораблей и двух транспортов, а также повреждение одного транспорта. «С-56» совершила 8 боевых походов, в которых провела 13 атак с выпуском 30 торпед.
За живучей советской подлодкой немцы охотились с особым рвением. На «С-56» за время войны сбросили больше 3000 глубинных бомб, 19 раз объявляли её погибшей. «Не дождётесь», - усмехались в ответ члены экипажа «С-56».
В марте 1944 года лодка была награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года - объявлена «гвардейской».

Кругосветка
Отслужив на Севере верой и правдой девять послевоенных лет, «С-56» получила новое задание - совершить переход по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток.
Командовал «С-56» в этом походе капитан-лейтенант Виктор Харченко. Преодолев труднейший маршрут в арктических льдах, подлодка вернулась во Владивосток спустя 12 лет. «С-56» стала первой подводной лодкой ВМФ СССР, совершившей кругосветное путешествие.
Боевой путь «С-56» подходил к концу. Весной 1955 года она была выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. В 1964 году она стала учебно-тренировочной станцией по борьбе за живучесть.

Флаг, овеянный славой
Следующей стадией для многих бывших боевых кораблей становится утилизация. Но легенде флота была уготована другая судьба. К 30-летию Победы после восстановительного ремонта «С-56» была установлена на Корабельной набережной Владивостока в качестве корабля-мемориала и филиала Музея Краснознамённого Тихоокеанского флота.
Лодка-музей функционирует во Владивостоке и по сей день, являясь одним из самых известных мемориалов в честь отечественного флота.
В дань уважения к героизму и мужеству советских моряков-подводников на «С-56» ежедневно проходит церемония подъёма и спуска Военно-морского флага СССР. Более такой чести сегодня в России не удостоен ни один корабль.