Дневник самосовершенствования. Кэтлин Адамс: Дневник как путь к себе

Издано с разрешения Andrew Nurnberg Literary Agency


Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


This edition published by arrangement with Grand Central Publishing, New York, USA. All rights reserved.


© Kathleen Adams, 1990

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

* * *

Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ею жить.

Сократ

…И потом она вспомнила. Она – принцесса Ариана. Первая дочь короля Дамиена из Вадаредо, той далекой дождливой ночью потерявшаяся в пустыне Цин в одной из самых невероятных пещер.

– Зевс, – тихо промолвила она (сама себе, ведь в пещере больше не было никого). – Ну когда же я научусь делать выводы из своих ошибок?

– Если учитель готов, то ученик найдется, – пропел мелодичный голос, нежный, как слезинка.

Ариана обернулась в изумлении:

– Пожалуй, я не слышала ничего глупее.

Кэтлин Адамс. Ариана и богиня Цин

С любовью посвящаю своим студентам, которые исполнили пророчество богини.

Отправимся в путь вместе

Введение

Дневниковая терапия – ведение личных записей, способствующее сохранению психического здоровья и уверенности в себе, – берет свое начало в Японии X века, где придворные дамы эпохи Хэйан1
Эпоха Хэйан – период японской истории с 794 по 1185 год. Прим. ред.

Писали размышления о жизни и любви в «книгах ко сну». Почти тысячелетие спустя Анна Франк2
Анна Франк (1929–1945) – автор знаменитого «Дневника Анны Франк» – документа, обличающего нацизм, переведенного на многие языки мира. Прим. ред.

Признавалась: «Странная мысль – начать вести дневник, как это делаю я.

Мне кажется, ни мне, ни кому-то другому не будут интересны душевные излияния тринадцатилетней школьницы».

Американский психотерапевт Айра Прогофф – один из первых сторонников дневниковой терапии. В 1966 году он провел семинар по терапевтическому ведению дневника, на котором предложил участникам взглянуть на свою трансперсональную природу и непосредственный опыт, связанный с тем, что он называл «знания, недоступные пониманию… которые приходят к нам из глубины».

Меня иногда спрашивают, чем моя система дневниковой терапии отличается от того, что предлагал Прогофф. Я полагаю, что дело скорее в подходе, а не в философии. Уверена, что все, кто пишет о дневниковой терапии и обучает ей, имеют общее ви дение индивидуального самопознания и духовного пробуждения.

Интенсивная дневниковая терапия отличается от подхода «шведский стол», описанного в этой книге. В дневниковой терапии используется блокнот для записей, скрепленный тремя кольцами, поделенный на шесть основных «измерений», или разделов. Для каждого есть особые рекомендации, что и как в него записывать. Но хотя этот подход имеет свои сильные стороны (см. ), некоторые студенты, начинавшие вести дневник, столкнулись с трудностями, когда пытались систематизировать свои мысли и чувства в соответствии с предложенной структурой. В то же время у метода, приведенного в этой книге, нет структуры или формы, все зависит от индивидуального выбора.

На теоретическом уровне мое обучение и опыт базируются на гуманистической психотерапии – тех школах, которые стремятся развить самоуважение, создать безопасные границы и научить понимать себя. Цель гуманистической дневниковой терапии – правильное восприятие себя, разумные отношения с собой. Книга должна способствовать развитию такого процесса. Когда появляется правильное отношение к себе, дальше путь лежит к установлению взаимоотношений со своим межличностным «я» (той частью каждого из нас, которая находится за пределами времени и пространства). Это наша связь с тем, что называют по-разному: Бог, Дух, Вселенная, Высший разум, Дао, Высшее «я», Христианское сознание, Космос. Интенсивная дневниковая терапия по доктору Прогоффу работает в основном на этом уровне духовного и субличностного пробуждения. Как видите, эти два подхода не столько отличаются друг от друга, сколько образуют континуум, тесно переплетаясь между собой.

Среди теоретиков, оказавших влияние на мою работу, – Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Карл Юнг, Милтон Эриксон, Роберто Ассаджиоли, Вирджиния Сатир, Фриц Перлс, Жаклин Смолл и, конечно же, Айра Прогофф. Синтез этих идей принадлежит мне, но как не существует неправильных вопросов, так нет и правильных ответов. Если мой философский взгляд на мир не совпадает с вашим, то никто не запрещает вам иметь другой. Ведь, в конце концов, правда одна, но есть масса способов ее выразить.

Часть I. Психотерапевт почти даром

Одна из моих подруг отправилась на три месяца в Непал. И хотя она – альпинистка с многолетним стажем, ее попросили пройти шестинедельные курсы начальной подготовки.

Чему можно там научиться?

– О, всему, – ответила она. – Ты же понимаешь: основным приемам.

Этот раздел и есть своего рода школа начальной подготовки. И новичок, и настоящий профи в области ведения дневников найдут здесь описание базовых принципов.

Вы узнаете, зачем вести дневник, что это даст, а также «правила» и то, как делать записи.

Есть разделы для тех, у кого нет времени заниматься дневником или кто хотел бы это делать, а также глава, написанная мастерами ведения дневников.

Вы сами понимаете, что это лишь основы.

Счастливого пути!

Глава 1. Психотерапевт почти даром

В моменты исступленного восторга или в минуты отчаяния дневник остается бесстрастным молчаливым другом, всегда готовым инструктировать, сопоставлять, критиковать и утешать. Как инструмент психического здоровья он обладает непревзойденным потенциалом.


Вот уже почти тридцать лет я пользуюсь услугами одного и того же психотерапевта. Я могу обращаться к нему круглосуточно, у него нет отпусков. Он готов слушать меня в три часа ночи, в день свадьбы, во время обеденных перерывов, в холодную одинокую рождественскую ночь, на пляже острова Бора-Бора и в приемной стоматолога.

Я могу рассказывать своему психотерапевту о чем угодно. Он благосклонно принимает мои мрачные тайны, безумные фантазии и заветные мечты, причем в любой форме. Можно вопить, хныкать, метаться, стенать, злиться, ликовать, быть в бешенстве, веселиться. Мне не страшно быть с ним смешной, лживой, замкнутой, разоблачающей, язвительной, беспомощной, блестящей, сентиментальной, жестокой, мудрой, воодушевленной, самоуверенной, грубой.

Мой психотерапевт принимает все это без комментариев и осуждений. Самое замечательное то, что он ведет записи о нашей совместной работе. Таким образом, у меня на книжной полке стоит хронология всей моей жизни: любовь, боль, победы, раны, личностный рост и перемены.

Это, наверное, стоило целое состояние, спросите вы. Вовсе нет. Мой психотерапевт не берет платы за свой труд. Потому что это просто мой личный дневник – перекидной блокнотик, скрепленный пластиковой спиралью. Такой можно купить где угодно, и стоит он совсем немного. Именно поэтому я называю его психотерапевтом почти даром.

Дневник – мой спутник жизни

Впервые я отправилась в путешествие по страницам дневника в десятилетнем возрасте. Завидуя старшей сестре, которая каждую ночь проводила за написанием дневника, а днем держала его взаперти, я с нетерпением ожидала того времени, когда моя жизнь будет непредсказуемой и заслужит собственную летопись. На десятое по счету Рождество я получила драгоценный подарок – ежедневник, рассчитанный на пять лет. В нем на каждый день отводилось по шесть строчек.

В 1962 году жизнь провинциального шестиклассника отнюдь не изобиловала событиями. Случались дни, когда в поисках того, чем заполнить эти шесть строчек, тратилось немало усилий.

Шел снег. Пришлось надеть ботинки. Ненавижу ходить в них в школу! Они отвратительны!

Мистер Мейсон заболел. Прислали замену. Она оказалась занудой. Я обедала вместе с Барби М.

Но однажды я написала не о том, что произошло , а о том, чего бы мне хотелось.

Джек Т. ждал меня на углу. Он нес мои книги. Он сказал, что влюблен в меня с четвертого класса. Он предложил мне встречаться постоянно. Я согласилась, но только если это будет наш секрет.

Томми С. шел со мной вместе после занятий до самого дома, и Джек был вне себя! Он сказал, что не будет больше встречаться со мной, раз это держится в секрете. Я не знаю, кто мне нравится больше.

Мне понравилось жить фантазиями, и число вспомогательного актерского состава (набранного из класса мистера Мейсона) возрастало, а сюжеты становились все более замысловатыми. Не только моя вымышленная личная жизнь записывалась в дневник для последующих поколений. С настораживающей регулярностью там стали появляться скандальные истории с участием одноклассников.

В результате неизбежная этическая дилемма (а что, если кто-нибудь прочтет и поверит в это?) и вечный писательский страх (а что, если кто-нибудь прочтет и усомнится в этом?) оборвали многообещающую карьеру сценариста мыльных опер. Я уничтожила мой первый дневник и поклялась больше никогда их не заводить.

Однако вскоре начала другой, а потом еще один и т. д.

Я веду дневниковые записи в течение двадцати семи лет, и это у меня на всю жизнь. Сочинение мыльных опер не стало моей профессией, в отличие от писательства и психотерапии. И потом наконец они совместились.

Дневники.

С того счастливого дня я читаю лекции о ведении дневников, их применении для личностного роста и самопознания как психотерапевтам, так и обычным людям. И это для меня настоящая радость. Я люблю свою работу.

Дневник – спутник жизни Рэйчел

Возможно, самая полезная и интересная сторона дневниковой терапии в том, что перед вами раскрывается содержимое вашего сердца, разума и души. Вы не сможете оценить, насколько это исцеляет, пока не почувствуете сами.

Вот, например, восемь недель из жизни Рэйчел, дочери алкоголика. Ее муж неожиданно подал на развод без объяснения причин. Рэйчел начала вести дневник в 1988 году.

30 июня. Я делаю запись в своем дневнике, хотя еще испытываю неловкость. Новая ручка и новый блокнот – это еще не дневник…

1 июля. Гмм. Пересиливаю желание вырвать запись, сделанную прошлой ночью, чтобы потом «переделать». Но прошлая ночь была, и это уже не изменишь. Пусть остается как есть!

Рэйчел незамедлительно обратилась с болезненным для нее вопросом в общество ВДА («Взрослые дети алкоголиков»).

3 июля. Почему я боюсь спросить о том, чего, возможно, не знаю? Я никогда не осознавала, до какой степени отсутствие осведомленности было причиной моего одиночества.

4 июля. Мне не хочется писать эти слова. Но я уже сделала это, и в них правда. Молнией меня не поразило. Но насколько мучительно знать, что ты уязвима.

Несмотря на душевный дискомфорт, испытанный в раннем возрасте, Рэйчел «обрела себя», подытоживая при помощи дневника свою жизнь.

9 июля. Сегодня я попала в ситуацию, которая обнажила передо мной всю правду, в чем я не сомневаюсь.

Рэйчел узнала, что ее депрессии и ощущение дискомфорта – отголоски прежней жизни. И она проанализировала это в эссе о Ступеньках-опорах.

14 июля. Когда я почувствовала, что я никто, и когда я утратила все, что считала своим… включая людей, на которых могла рассчитывать, дом и свою душу…

Принимая во внимание основные проблемы ВДА, Рэйчел применила метод Неотправленные письма, чтобы прояснить свои чувства по поводу излечения отца от алкоголизма.

16 июля. Дорогой папа, я хочу, чтобы тебе помогли, но я не верю, что ты… Сделай решительный шаг. Это все, что у тебя осталось.

Через три недели после начала ведения дневника она заметила перемену в своем отношении к нему.

18 июля. Только что просмотрела последние записи и сравнила их с первыми. Должно быть, я начала чувствовать себя комфортнее: мой почерк стал небрежнее. Привет, дневник!

Процесс разотождествления продолжался списком «Сто вещей, которые ко мне не относятся». Закончила она так:

20 июля. Теперь я знаю, что не умру. Раньше я понимала это разумом, но не сердцем, – теперь эта печаль останется со мной надолго.

Когда пришло осмысление, она смогла выразить словами гнев и чувство обиды, которые долгое время отвергала.

28 июля. Я устала от этого! Я устала от того, что, несмотря на свое исцеление, чувствую себя отвратительной и нечестной. Я устала от тоски и боли. Я устала от своих нечеловеческих усилий и от того, что ничего не получается. И я ненавижу этот дневник за то, что он мне все время на это указывает! Дневник, я ненавижу тебя!

Эта запись – будто «родовые схватки» ее души, а следующая запись – как греза.

В необычном диалоге с кошкой Рэйчел получает убедительный кошачий совет:

2 августа. Кошка: «Эй, расслабься! Будь как я: живи мгновением, не рассуждая, позволяй любить себя и больше мурлычь». Рэйчел: «Это звучит хорошо, но…» Кошка: «Эти бесконечные “но”… Давай лучше поиграем!»

Вступительная запись «текущие события» позволяет глубже разобраться в причине ее гнева.

7 августа. Сегодня я узнала, что бракоразводный процесс завершится в сентябре. Меня это злит: весь смысл в том, что это делается по отношению ко мне. Как будто развод происходит сам по себе, не учитывая моих чувств.

В Спирали потока сознания Рэйчел начала с местоимения «я» и крутилась на одном месте, пока не смогла выйти из этого круга, написав слово «злит», как в дневниковом диалоге с мужем. Наконец она выразила свой гнев и приобрела удивительное спокойствие в Неотправленном письме к супругу.

15 августа. Пришло время сказать «прощай». Ты прав: я свыклась с болью и неопределенным статусом наших отношений. Я потеряю тебя… Теперь, когда я это пишу, я понимаю, что у меня не было шанса сказать «прощай» в стремлении не дать тебе уйти. Пользуюсь этим моментом, чтобы сказать: я не виню тебя и желаю удачи… Прощай, твоя Рэйчел.

Смирившаяся с накопившейся болью, Рэйчел заканчивает этот восьминедельный этап своего пути, составив список под названием «То, за что я благодарна».

Наша жизнь проходит циклами, как приливы и отливы, рост и убывание луны. Время от времени мы переживаем сотни крошечных смертей. И, как в случае с Рэйчел, каждая из них неизбежно сменяется возрождением.

Дневник – спутник твоей жизни

Каждый раз, начиная занятие, я спрашиваю студентов, чего они хотят добиться. Мы создаем список «коллективных целей», который обычно включает следующие пункты:


Лучше узнать себя;

Научиться использовать дневник для решения проблем;

Находить время для себя;

Записывать личную историю;

Перестать страдать из-за взаимоотношений.


После добавления каждым из них еще чего-нибудь в коллективный список я вношу последний пункт: радоваться!

Потому что дневниковое путешествие – не обязательно унылое, грустное или, наоборот, связанное с буйством. Иногда, конечно, это напоминает крутой подъем, а порой – прогулку верхом на ослике по Большому каньону3
Большой каньон (Великий каньон, Гранд-Каньон) – один из глубочайших каньонов в мире. Находится на плато Колорадо в американском штате Аризона, на территории национального парка «Гранд-Каньон». Прим. ред.

Но помните, что дневник столь же четко отражает вашу радость, смех и триумф, как и боль, слезы и трагедии. Обратите внимание на светлые страницы своего дневника и тоже напишите их. Не забывайте: радуга всегда настоящая, а вот золотой горшок – нет.

Готовы отправиться в путешествие? Берите с собой приглянувшийся вам ежедневник, удобную ручку или карандаш и эту маршрутную карту. Если хотите, то бросьте в рюкзак что-нибудь еще. И вперед!

Глава 2. Друг на кончике пера

Дневник – штука дружелюбная, с ним приятно общаться!

Участник семинара «Пишите!»


Друг на кончике пера придет на помощь, если у вас возникли проблемы и надо их решать. Или когда необходимо разобраться в себе, использовать свою креативность, исцелить взаимоотношения, развить интуицию… и т. д.

Этот друг – ваш личный дневник. Пустой, чистый – великолепный подарок, который ждет не дождется, когда его раскроют!

Зачем вести дневник? Дюжина ответов

1. Открыть в себе писателя. Если вы годами убеждаете себя, что в писательстве нет ничего интересного, то подумайте еще раз и дайте себе шанс. Вы увидите: дневнику все равно, правильно ли вы пишете слова и расставляете запятые или просто черкаете на полях. Вы можете что-то рисовать, небрежно царапать ручкой, из-под которой выходят крупные размашистые либо крошечные аккуратные буквы. Ведение дневника – почти идеальное хобби: недорогое, доступное, не требующее специального снаряжения и навыков. А время создания текстов можно произвольно увеличивать или сокращать. Для людей, которые заботятся о других, а не о себе (вы же знаете себя!), дневник может стать неиссякаемым источником для самовоспитания.

Если вы годами твердите, что не умеете писать, – все равно дайте себе шанс. Заменив понятие «результат» на «удовольствие», вы удивитесь, насколько больше вам понравится то, что у вас получается!


2. Делать записи, чтобы впоследствии видеть, как разворачивались события вашей жизни. Такова природа человеческой психики – стремиться к целостности и росту. У каждого из нас есть заветное желание «превзойти самого себя». И дневник будет служить помощником на протяжении всего жизненного пути, скрупулезно фиксируя ваше продвижение к собственной индивидуальности, долгий и утомительный подъем на крутую гору, вид с вершины, неспешную прогулку по цветущим лугам и ужасающие падения в бездну.

Есть нечто магическое в ретроспективном взгляде на свою жизнь через месяц, год или десятилетие после произошедших событий. Дневник станет летописью вашего развития, побед, надежд, страхов, мечтаний, амбиций, огорчений и успехов.

Ли ждала первого ребенка, когда начала вести дневник, и все ее записи – это письма к еще не родившемуся сыну. «Когда Такеру будет пятнадцать-шестнадцать лет и мы минуем все трудности подросткового периода, – говорила она, – я хочу вернуться к этим письмам и почитать их вместе с ним. Мой сын должен знать, как сильно мы с отцом любили его еще до рождения. Я думаю, это поможет сгладить любой временный разлад в отношениях». Какой удивительный дар понимания и способности к общению!

Многие бизнесмены, описывающие в дневниках свою работу, уверяют в важности фиксирования подъемов и спадов в бизнесе. «Если продажи начинают снижаться, я могу вернуться к записям и вспомнить, что делал для их роста в прошлый раз, когда мы находились на такой же стадии цикла, – утверждал Роджер, отвечающий за системное проектирование. – Можно в любой момент перечитать мой деловой дневник и понять, что все меняется, ничто не вечно».


3. Узнавать себя с разных сторон. Физически и психологически мы, как картинки-пазлы, состоим из различных частей. Итальянский психолог Роберто Ассаджиоли назвал их субличностями. Наши субличности подобны шкафу, полному ментальных и эмоциональных костюмов. Мы надеваем то один, то другой в зависимости от ситуации. Одна из целей психосинтеза (метода терапии, который разработал Ассаджиоли) – соединение различных субличностей в более глубокое целое, свое «я».

Вы, несомненно, знакомы с некоторыми из своих субличностей. Общество «Взрослые дети алкоголиков» предложило определение ряда субличностей, которые возникают у людей, выросших в неблагополучных семьях, в том числе с родителями-алкоголиками. ВДА выделяет, например, Потерянного ребенка (ту вашу часть, которая хочет спрятаться, когда возникает конфликт), Козла отпущения (часть вас, протестующую против семейного хаоса, поступающую импульсивно и тем самым накликающую на себя беду), Семейного героя (вашу сторону, склонную к совершенству), Талисмана, Джокера, Комедианта (эта часть стремится отвлечь внимание от семейных проблем своими шутками, ловкостью, обаянием).

Если у вас есть дети, то вы, несомненно, обладаете субличностями Любящего и Строгого родителя. У большинства есть Внутренний критик и Перфекционист, упорно верящий, что мы никогда не будем ошибаться. Есть субличности, знакомые многим женщинам: это Осведомленная женщина, Супермама, Вамп, Послушная дочь, Мисс ПМС4
Предменструальный синдром. Прим. ред.

Беспомощная женщина, Мать-земля, Испуганная девочка, Верховная жрица. Мужчинам известны такие субличности, как Воскресный папа, Марафонец, Кормилец, Непрошеный советчик, Казанова, Испуганный мальчик, Рыцарь в доспехах.

Существуют и другие варианты, с которыми вы, возможно, незнакомы. Ассаджиоли назвал их теневыми субличностями, поскольку вы не обнаружили их, не соприкоснулись с ними, они не проявились и не распознаны вами. Это могут быть части вашего «я», отвечающие за страх, гнев, сексуальность. Не исключено, что вы считаете их несуществующими.

Дневник может стать своего рода волшебным зеркалом, в котором отражаются ваши разные «я». Когда вы лучше их узнаете, полюбите и поймете, как они помогли в критической ситуации, научитесь вежливо спрашивать: «Чем я могу помочь?» или «Чем я вам обязан?», тогда выяснится, что все больше скрытых сторон интегрируется в ваше «я».

Кэтлин Адамс

Дневник как путь к себе. 22 практики для самопознания и личностного развития

Издано с разрешения Andrew Nurnberg Literary Agency


Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


This edition published by arrangement with Grand Central Publishing, New York, USA. All rights reserved.


© Kathleen Adams, 1990

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

* * *

Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ею жить.

…И потом она вспомнила. Она – принцесса Ариана. Первая дочь короля Дамиена из Вадаредо, той далекой дождливой ночью потерявшаяся в пустыне Цин в одной из самых невероятных пещер.

– Зевс, – тихо промолвила она (сама себе, ведь в пещере больше не было никого). – Ну когда же я научусь делать выводы из своих ошибок?

– Если учитель готов, то ученик найдется, – пропел мелодичный голос, нежный, как слезинка.

Ариана обернулась в изумлении:

– Пожалуй, я не слышала ничего глупее.

Кэтлин Адамс. Ариана и богиня Цин

С любовью посвящаю своим студентам, которые исполнили пророчество богини.

Отправимся в путь вместе


Введение

Дневниковая терапия – ведение личных записей, способствующее сохранению психического здоровья и уверенности в себе, – берет свое начало в Японии X века, где придворные дамы эпохи Хэйан писали размышления о жизни и любви в «книгах ко сну». Почти тысячелетие спустя Анна Франк признавалась: «Странная мысль – начать вести дневник, как это делаю я. Мне кажется, ни мне, ни кому-то другому не будут интересны душевные излияния тринадцатилетней школьницы».

Американский психотерапевт Айра Прогофф – один из первых сторонников дневниковой терапии. В 1966 году он провел семинар по терапевтическому ведению дневника, на котором предложил участникам взглянуть на свою трансперсональную природу и непосредственный опыт, связанный с тем, что он называл «знания, недоступные пониманию… которые приходят к нам из глубины».

Меня иногда спрашивают, чем моя система дневниковой терапии отличается от того, что предлагал Прогофф. Я полагаю, что дело скорее в подходе, а не в философии. Уверена, что все, кто пишет о дневниковой терапии и обучает ей, имеют общее ви дение индивидуального самопознания и духовного пробуждения.

Интенсивная дневниковая терапия отличается от подхода «шведский стол», описанного в этой книге. В дневниковой терапии используется блокнот для записей, скрепленный тремя кольцами, поделенный на шесть основных «измерений», или разделов. Для каждого есть особые рекомендации, что и как в него записывать. Но хотя этот подход имеет свои сильные стороны (см. главу 4 «Альтернативы»), некоторые студенты, начинавшие вести дневник, столкнулись с трудностями, когда пытались систематизировать свои мысли и чувства в соответствии с предложенной структурой. В то же время у метода, приведенного в этой книге, нет структуры или формы, все зависит от индивидуального выбора.

На теоретическом уровне мое обучение и опыт базируются на гуманистической психотерапии – тех школах, которые стремятся развить самоуважение, создать безопасные границы и научить понимать себя. Цель гуманистической дневниковой терапии – правильное восприятие себя, разумные отношения с собой. Книга должна способствовать развитию такого процесса. Когда появляется правильное отношение к себе, дальше путь лежит к установлению взаимоотношений со своим межличностным «я» (той частью каждого из нас, которая находится за пределами времени и пространства). Это наша связь с тем, что называют по-разному: Бог, Дух, Вселенная, Высший разум, Дао, Высшее «я», Христианское сознание, Космос. Интенсивная дневниковая терапия по доктору Прогоффу работает в основном на этом уровне духовного и субличностного пробуждения. Как видите, эти два подхода не столько отличаются друг от друга, сколько образуют континуум, тесно переплетаясь между собой.

Среди теоретиков, оказавших влияние на мою работу, – Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Карл Юнг, Милтон Эриксон, Роберто Ассаджоли, Вирджиния Сатир, Фриц Перлс, Жаклин Смолл и, конечно же, Айра Прогофф. Синтез этих идей принадлежит мне, но как не существует неправильных вопросов, так нет и правильных ответов. Если мой философский взгляд на мир не совпадает с вашим, то никто не запрещает вам иметь другой. Ведь, в конце концов, правда одна, но есть масса способов ее выразить.

Часть I. Психотерапевт почти даром

Одна из моих подруг отправилась на три месяца в Непал. И хотя она – альпинистка с многолетним стажем, ее попросили пройти шестинедельные курсы начальной подготовки.

Чему можно там научиться?

– О, всему, – ответила она. – Ты же понимаешь: основным приемам.

Этот раздел и есть своего рода школа начальной подготовки. И новичок, и настоящий профи в области ведения дневников найдут здесь описание базовых принципов.

Вы узнаете, зачем вести дневник, что это даст, а также «правила» и то, как делать записи.

Есть разделы для тех, у кого нет времени заниматься дневником или кто хотел бы это делать, а также глава, написанная мастерами ведения дневников.

Вы сами понимаете, что это лишь основы.

Счастливого пути!

Глава 1. Психотерапевт почти даром

Вот уже почти тридцать лет я пользуюсь услугами одного и того же психотерапевта. Я могу обращаться к нему круглосуточно, у него нет отпусков. Он готов слушать меня в три часа ночи, в день свадьбы, во время обеденных перерывов, в холодную одинокую рождественскую ночь, на пляже острова Бора-Бора и в приемной стоматолога.

Я могу рассказывать своему психотерапевту о чем угодно. Он благосклонно принимает мои мрачные тайны, безумные фантазии и заветные мечты, причем в любой форме. Можно вопить, хныкать, метаться, стенать, злиться, ликовать, быть в бешенстве, веселиться. Мне не страшно быть с ним смешной, лживой, замкнутой, разоблачающей, язвительной, беспомощной, блестящей, сентиментальной, жестокой, мудрой, воодушевленной, самоуверенной, грубой.

Мой психотерапевт принимает все это без комментариев и осуждений. Самое замечательное то, что он ведет записи о нашей совместной работе. Таким образом, у меня на книжной полке стоит хронология всей моей жизни: любовь, боль, победы, раны, личностный рост и перемены.

Это, наверное, стоило целое состояние, спросите вы. Вовсе нет. Мой психотерапевт не берет платы за свой труд. Потому что это просто мой личный дневник – перекидной блокнотик, скрепленный пластиковой спиралью. Такой можно купить где угодно, и стоит он совсем немного. Именно поэтому я называю его психотерапевтом почти даром.

Дневник – мой спутник жизни

Впервые я отправилась в путешествие по страницам дневника в десятилетнем возрасте. Завидуя старшей сестре, которая каждую ночь проводила за написанием дневника, а днем держала его взаперти, я с нетерпением ожидала того времени, когда моя жизнь будет непредсказуемой и заслужит собственную летопись. На десятое по счету Рождество я получила драгоценный подарок – ежедневник, рассчитанный на пять лет. В нем на каждый день отводилось по шесть строчек.

В 1962 году жизнь провинциального шестиклассника отнюдь не изобиловала событиями. Случались дни, когда в поисках того, чем заполнить эти шесть строчек, тратилось немало усилий.

Ты - рудник, коль на поиск рубина идёшь,
Ты - любим, коль надеждой свиданья живёшь.
Вникни в суть этих слов - и нехитрых, и мудрых:
Всё, что ищешь, в себе непременно найдёшь!

Э ти строки Омара Хайама не могут оставить равнодушным ни одного человека, который хоть раз задумывался над вопросом: «Кто я есть?». И действительно, лишь самопознание способно подарить душевную гармонию, привнести нотку ясности в окружающую действительность, помочь познать глубинный смысл бытия, законы природы и баланса во Вселенной. Путь к себе долог и тернист, но ведь даже самая длинная дорога начинается с маленьких неуверенных шажков. Пройти его полностью едва ли дано, ведь на это может уйти целая жизнь, однако, начиная странствие в мир своего внутреннего «Я», главное, верить, что трудности на пути – не более чем этапы, способствующие прозрению и очищению.

Гармония и баланс: путь к себе как основа жизни

Осознание окружающего мира и законов бытия начинается с самопознания. Для одних познание самого себя заканчивается видением внешней оболочки, другие заходят чуть глубже, понимая и принимая свои пороки и несовершенства, находя им объяснения и оправдания. Однако путь к себе этим не заканчивается – погружаясь в таинства подсознания, наиболее глубокие и осознанные странники стремятся очистить внутренний мир от негативных мыслей, эмоций и поступков, поселить в душе гармонию и чистоту, привнести доброе и светлое не только в свою душу, но и во Вселенную. Именно такой подход считается наиболее глубинным, а потому рациональным.

На пути к себе не стоит подменять познание самого себя банальным видением – несомненно, лицезреть внешнее и внутреннее важно, однако это является лишь первым этапом самопознания. Заглянув в зеркало души, можно увидеть и даже поверхностно проанализировать своё духовное начало, однако это будет лишь отражение предвзятого видения, а не сам человек. Данный шаг необходим, чтобы начать самопознание, но остановиться на достигнутом – непозволительная ошибка, ведь увиденное ещё не значит познанное.

Стоит учитывать также, что объективная и полная картина чаще всего скрывается от человека, ведь в любом зеркале, как духовном, так и телесном, отражается лишь часть истинного «Я». Это отражение показывает то, чем человек является в конкретный момент жизни: его эмоции, мироощущение, восприятие самого себя в контексте окружающей реальности. Однако такой «мгновенный портрет» не есть истинная картина духовных ресурсов, которые скрыты в потаённых уголках сознания. Чтобы вытащить их на свет, осознать и принять, необходимо нечто большее, чем банальное лицезрение.


Правда, нередки ситуации, когда начальные этапы пути к себе могут повергнуть в шок, полностью разрушить фундамент жизни, который ещё вчера казался незыблемым. Это может значить лишь одно: подмена понятий, навязанность и предвзятость суждений настолько прочно укоренились в сознании, что стали частью жизни. Значит, путь выбран верно, и переломный момент, с которого начнётся новая самостоятельная и осознанная жизнь в гармонии с самим собой, не за горами. Встреча с внутренним «Я» не может пройти незамеченной – момент, когда завеса иллюзий придуманного мира распадается на молекулы, является по сути новым рождением, и только от самого человека зависит, сможет ли он познать свою суть, прекратить идти по пути самообмана и взглянуть на себя обновлённого.

Как не споткнуться на пути к себе? Способы самопознания

Знакомство с глубинным «Я» – процесс длительный и непрерывный. Без должного усердия, сосредоточенности и самоотверженности сложно достичь каких-либо значимых результатов, поэтому использование внешних ресурсов порой бывает незаменимым подспорьем на этом пути. Существует немало методик, существенно облегчающих этот процесс:

  • время для знакомства с самим собой;
  • чтение духовной литературы;
  • творчество;
  • тренинги, семинары,

Самым простым способом достичь гармонии считаются так называемые «свидания с самим собой», описанные Джулией Кэмерон в книге «Путь художника». Всё до банального просто: чтобы познать себя, необходимо погрузиться в собственное сознание, посвятить хотя бы несколько часов осознанию и принятию своих желаний, невзирая на давление извне. А для этого необходимо время! Посвятив себе десятую часть будничного досуга, можно познакомиться с глубинными ощущениями и сделать первый шаг на пути самопознания. Конечно, этого едва ли будет достаточно, чтобы привнести баланс в окружающую Вселенную, но ведь нужно с чего-то начинать.

С духовной литературой тоже не всё однозначно: только мудрый и думающий человек способен разглядеть зерно истины между строк произведения, а ведь ошибиться с выбором книги на первых порах бывает так легко! Поэтому иногда без наставника, который сможет подсказать, помочь в выборе и разделить тяготы пути, просто не обойтись. Чтобы не разувериться в выбранном направлении, чтение должно стать подспорьем, но не единственным фундаментом для погружения в собственную душу.

Прислушаться к себе могут помочь и занятия творчеством. Перенося эмоции на холст, ваяя скульптуру или творя литературный шедевр, гораздо проще понять, что таится в душе. Однако ничто не сравнится с занятиями йогой. Только единение телесной и духовной концентрации даст столь ошеломляющий эффект, позволит взглянуть на себя «со стороны», непредвзято и отстранённо.

Несмотря на то, что занятия йогой, особенно на начальных этапах, невозможны без наставника или группы единомышленников (чаще всего в условиях семинара, тренинга или курсов), здесь никто не станет навязывать другому свои взгляды и суждения, а поможет раскрыться и увидеть самому, что есть глубочайший смысл жизни.

Путь к себе через медитацию, или Что такое Випассана?

Если обратиться к санскриту, становится понятно, что випассана (випашьяна) дословно означает «видение как оно есть», «прозрение». Действительно, древняя духовная практика является по сути способом освобождения сознания от всего лишнего: ненужных эмоций, которые приносят дисбаланс; переживаний, которые сеют хаос и разруху в окружающей действительности. Только избавившись от этого балласта, можно достичь гармонии, начать жить в ладу с самим собой и забыть о душевных и телесных недугах.


Родиной випассаны считается Индия – место, где духовное начало всегда ставилось на первую ступень среди других аспектов жизни. Подаренная Буддой Гаутамой более 2500 лет назад методика по сей день спасает немало душ от страданий, помогает достичь просветления, сбросить пелену и взглянуть на реальность широко открытыми глазами. Секрет випассаны кроется в погружении в медитативное состояние, которое способствует очищению ума, самопознанию и своеобразной фильтрации «душевного мусора». С её помощью каждому практикующему рано или поздно удаётся обрести свободу сознания от влияния извне, которая, по сути, и является наивысшей целью существования. Однако достичь этого состояния не так просто, как кажется на первый взгляд – необходимы сосредоточенность и в то же время абстрагирование от личностного восприятия, принятие негативных сторон жизни и отречение от всего безнравственного и дурного, что есть в душе. Багаж эмоций и переживаний, накопленный в течение жизни, порой становится неподъёмной ношей, которая истощает духовные и физические силы, приводит к недугам, излечение от которых возможно только после очищения разума. Избавившись от внешних раздражителей, важно успокоить своё сознание и достичь гармонии духа и тела. Сосредоточив внимание на собственных ощущениях, важно не переживать их, а созерцать, отстранённо и непредвзято. Осознавая причины тревог и волнений, следует очистить разум от неразумных суждений – только так можно оценить связь ума и тела, осознанно контролировать свои действия и эмоции.

Випассана: ключевые шаги на пути к себе

Техника випассаны включает три основных момента, без которых невозможно достижение баланса и гармонии. Первым их них является контроль над своими деяниями. Каждый дурной поступок, скверное слово или даже косой взгляд привносят в душу загрязнение, от которого помогает избавиться медитация. И если не исключить их из обихода, очищение будет напоминать «хождение по кругу», когда, с одной стороны, випассана позволяет и успокоить ум, и достигнуть баланса, а с другой – негативные деяния будут засорять сознание. Поэтому этический кодекс должен стать основой очищения и просветления.


Следующим шагом считается умение управлять своими эмоциями, разумом и сознанием. Концентрация на дыхании позволяет добиться самоконтроля, а значит, научиться думать и поступать осознанно. Это ни в коей мере не подразумевает управление дыханием – техника випассаны скорее учит наблюдать за естественными процессами, протекающими в организме. То, как вздымается грудь, шевелятся ноздри, расширяется брюшная полость, может отвлечь ум от негативных реакций, позволить сконцентрироваться и найти тропинку в своё подсознание, чтобы достичь гармонии. Всё это, несомненно, очень важно, однако ключевым моментом на пути к себе является третий шаг – очищение. Только с пониманием собственной природы может прийти просветление, умение беспристрастно наблюдать за изменениями и на интуитивном уровне осознавать свои ощущения. Эта практика является универсальным лекарством от телесных и душевных хворей – каждый человек, независимо от вероисповедания и убеждений, в той или иной мере страдает от гнева, раздражения и беспокойства, и только пройдя этот путь, сможет восстановить душевное равновесие, понять свою истинную суть и погрузиться в мир очищенных от негатива эмоций и суждений.

Стадии очищения духовного начала на пути к себе

Проходя по ступеням самопознания и очищения, можно устранить причины страдания, познать природную сущность и обрести, наконец, непреходящее счастье. Только последовательное движение ведёт к достижению цели: не пройдя первую ступень, осилить вторую едва ли возможно. Вот пять стадий, с которыми предстоит столкнуться, :

  1. Отречение от мирских забот.
  2. Свобода от внешнего воздействия.
  3. Осмысление достаточности.
  4. Чистота нравственного начала.
  5. Самопознание.

Только интенсивные медитации вкупе с обетом молчания на время курса могут дать человеку возможность познакомиться со своими истоками, понять мотивы тех или иных поступков, ощутить всю мощь себя настоящего. При этом молчание не стоит воспринимать как жертву или неразумное ограничение – запутавшись в паутине пустословия, очень сложно уловить тонкий, едва слышный на первых порах, интуитивный «голос» подсознания.

На время, посвящённое випассане (чаще всего начальный курс занимает около 10 дней), практик должен отстраниться от суеты и будничных обязательств, исключить общение с «мирским» окружением, которое знакомо с телесной оболочкой и привыкло видеть лишь поверхностную часть конкретной личности – чтобы очистить сознание от напускной «кожуры», необходимо прислушиваться только к самому себе.

Воспринимая себя сквозь призму бытовых ролей (отличный работник, заботливый супруг и родитель, верный друг и т.д.), невозможно увидеть глубинную суть, абстрагироваться от привычных ассоциаций и почувствовать себя настоящего. Это значит, что временный отказ от привязанностей и обязательств на пути к себе необходим – когда нет потребности играть по устоявшимся правилам, появляется возможность прислушаться к собственному опыту. Однако уединение тоже не является оптимальным – лучше, чтобы в этот момент рядом были друзья с общими целями, единомышленники, способные разделить благое начало. Хорошо, если окружение будет способствовать моральному и нравственному росту – видя, как другие стремятся познать себя, легче преодолеть собственный барьер и противление ума перед открытием сущности.

Для того, чтобы достичь самопознания, нужны также благоприятные условия для випассаны. Желательно, чтобы место для медитации обладало положительной энергетикой, несло заряд бодрости и не вызывало чувство тревоги и опасности. Только тишина и спокойствие должны окружать ищущего свой путь. Кроме того, все бытовые нужды – приготовление пищи, место для отдыха и ночлега, необходимый минимум одежды – должны быть обеспечены кем-то извне, чтобы не отвлекать практика от истинной цели.


Однако важно понимать, что обеспечение бытовых потребностей должно быть на достаточном уровне, но при этом не вызывать пресыщения и уж тем более не становиться причиной чревоугодия. Рацион и образ жизни практика должны быть аскетичными, и в то же время не вызывать дискомфорт и не ставить под угрозу жизнь и здоровье. Употребление животной пищи во время випассаны (как, впрочем, и в любое другое) недопустимо – использование в качестве еды невинно убиенных животных идёт вразрез с чистотой и духовностью природного начала.

Как медитация поможет найти верный путь к себе?

Очистив внешние аспекты жизни от суеты и предвзятости, можно наконец взглянуть на себя под прямым углом, перестать прятаться за словесным мусором и самооправданиями и честно ответить самому себе на вопрос: «Кто я есть?» Только в таких условиях можно совладать с обуявшими душу страстями, научиться интуитивно слышать свой внутренний голос и достигнуть истинной гармонии телесного и духовного.

Казалось бы, что такое десять дней по отношению ко всей жизни? Но даже столь небольшой промежуток времени, посвящённый випассане, полностью перевернёт устоявшийся быт, позволит обрести бесценные знания, привнесёт понимание и умиротворение. Раскладывая свою жизнь на молекулы, слой за слоем снимая внешнюю оболочку, можно очистить душу до первозданного состояния, признать всё дурное, что было совершено, и наконец отпустить это, не терзая своё подсознание горечью и самобичеванием. Только так можно научиться отличать зёрна от плевел, чтобы полностью изменить свою жизнь, привнести в неё ясность и благость.


Вместо эпилога

Испанский философ XVII века Грасиан Бальтасар однажды сказал одну поистине глубокую в своей простоте фразу: «Познавай свой нрав, свой ум, свои суждения, пристрастия. Пока себя не знаешь, нельзя собою властвовать. Для лица есть зеркало, для духа - нет; пусть же тут будет зеркалом трезвое размышление о себе. Можно забыть о наружном своём облике, но всегда помни про облик внутренний, дабы его улучшать, совершенствовать. Проверяй, насколько ты твёрд в благоразумии, насколько способен к деятельности; испытай свою горячность, измеряй глубину духа, взвешивай способности» (с). И действительно, не зная самого себя, сложно представить, кто ты есть в этом мире, что значишь для него, да и понять, что есть окружающая реальность, примириться с ней и научиться мыслить, не зацикливаясь на поверхностных эмоциях, тоже практически невозможно.

Первые шаги на пути к себе всегда нелегки: горечь от осознания собственного несовершенства, низменности и пороков порой нестерпимо разъедает душу, но в этот момент главное – не сбиться с пути. Только приняв свою земную сущность, можно научиться контролировать её, стать чуточку лучше, духовнее и счастливее. И, возможно, уже завтра просыпаться станет куда легче, а действительность покажется не столь серой и унылой.

Кэтлин Адамс

Дневник как путь к себе. 22 практики для самопознания и личностного развития

Издано с разрешения Andrew Nurnberg Literary Agency

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

This edition published by arrangement with Grand Central Publishing, New York, USA. All rights reserved.

© Kathleen Adams, 1990

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ею жить.

…И потом она вспомнила. Она – принцесса Ариана. Первая дочь короля Дамиена из Вадаредо, той далекой дождливой ночью потерявшаяся в пустыне Цин в одной из самых невероятных пещер.

– Зевс, – тихо промолвила она (сама себе, ведь в пещере больше не было никого). – Ну когда же я научусь делать выводы из своих ошибок?

– Если учитель готов, то ученик найдется, – пропел мелодичный голос, нежный, как слезинка.

Ариана обернулась в изумлении:

– Пожалуй, я не слышала ничего глупее.

Кэтлин Адамс. Ариана и богиня Цин

С любовью посвящаю своим студентам, которые исполнили пророчество богини.

Отправимся в путь вместе

Введение

Дневниковая терапия – ведение личных записей, способствующее сохранению психического здоровья и уверенности в себе, – берет свое начало в Японии X века, где придворные дамы эпохи Хэйан писали размышления о жизни и любви в «книгах ко сну». Почти тысячелетие спустя Анна Франк признавалась: «Странная мысль – начать вести дневник, как это делаю я. Мне кажется, ни мне, ни кому-то другому не будут интересны душевные излияния тринадцатилетней школьницы».

Американский психотерапевт Айра Прогофф – один из первых сторонников дневниковой терапии. В 1966 году он провел семинар по терапевтическому ведению дневника, на котором предложил участникам взглянуть на свою трансперсональную природу и непосредственный опыт, связанный с тем, что он называл «знания, недоступные пониманию… которые приходят к нам из глубины».

Меня иногда спрашивают, чем моя система дневниковой терапии отличается от того, что предлагал Прогофф. Я полагаю, что дело скорее в подходе, а не в философии. Уверена, что все, кто пишет о дневниковой терапии и обучает ей, имеют общее ви дение индивидуального самопознания и духовного пробуждения.

Интенсивная дневниковая терапия отличается от подхода «шведский стол», описанного в этой книге. В дневниковой терапии используется блокнот для записей, скрепленный тремя кольцами, поделенный на шесть основных «измерений», или разделов. Для каждого есть особые рекомендации, что и как в него записывать. Но хотя этот подход имеет свои сильные стороны (см. ), некоторые студенты, начинавшие вести дневник, столкнулись с трудностями, когда пытались систематизировать свои мысли и чувства в соответствии с предложенной структурой. В то же время у метода, приведенного в этой книге, нет структуры или формы, все зависит от индивидуального выбора.

На теоретическом уровне мое обучение и опыт базируются на гуманистической психотерапии – тех школах, которые стремятся развить самоуважение, создать безопасные границы и научить понимать себя. Цель гуманистической дневниковой терапии – правильное восприятие себя, разумные отношения с собой. Книга должна способствовать развитию такого процесса. Когда появляется правильное отношение к себе, дальше путь лежит к установлению взаимоотношений со своим межличностным «я» (той частью каждого из нас, которая находится за пределами времени и пространства). Это наша связь с тем, что называют по-разному: Бог, Дух, Вселенная, Высший разум, Дао, Высшее «я», Христианское сознание, Космос. Интенсивная дневниковая терапия по доктору Прогоффу работает в основном на этом уровне духовного и субличностного пробуждения. Как видите, эти два подхода не столько отличаются друг от друга, сколько образуют континуум, тесно переплетаясь между собой.

Среди теоретиков, оказавших влияние на мою работу, – Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Карл Юнг, Милтон Эриксон, Роберто Ассаджиоли, Вирджиния Сатир, Фриц Перлс, Жаклин Смолл и, конечно же, Айра Прогофф. Синтез этих идей принадлежит мне, но как не существует неправильных вопросов, так нет и правильных ответов. Если мой философский взгляд на мир не совпадает с вашим, то никто не запрещает вам иметь другой. Ведь, в конце концов, правда одна, но есть масса способов ее выразить.

Часть I. Психотерапевт почти даром

Одна из моих подруг отправилась на три месяца в Непал. И хотя она – альпинистка с многолетним стажем, ее попросили пройти шестинедельные курсы начальной подготовки.

Чему можно там научиться?

– О, всему, – ответила она. – Ты же понимаешь: основным приемам.

Этот раздел и есть своего рода школа начальной подготовки. И новичок, и настоящий профи в области ведения дневников найдут здесь описание базовых принципов.

Вы узнаете, зачем вести дневник, что это даст, а также «правила» и то, как делать записи.

Есть разделы для тех, у кого нет времени заниматься дневником или кто хотел бы это делать, а также глава, написанная мастерами ведения дневников.

Вы сами понимаете, что это лишь основы.

Счастливого пути!

Глава 1. Психотерапевт почти даром

В моменты исступленного восторга или в минуты отчаяния дневник остается бесстрастным молчаливым другом, всегда готовым инструктировать, сопоставлять, критиковать и утешать. Как инструмент психического здоровья он обладает непревзойденным потенциалом.

Вот уже почти тридцать лет я пользуюсь услугами одного и того же психотерапевта. Я могу обращаться к нему круглосуточно, у него нет отпусков. Он готов слушать меня в три часа ночи, в день свадьбы, во время обеденных перерывов, в холодную одинокую рождественскую ночь, на пляже острова Бора-Бора и в приемной стоматолога.

Я могу рассказывать своему психотерапевту о чем угодно. Он благосклонно принимает мои мрачные тайны, безумные фантазии и заветные мечты, причем в любой форме. Можно вопить, хныкать, метаться, стенать, злиться, ликовать, быть в бешенстве, веселиться. Мне не страшно быть с ним смешной, лживой, замкнутой, разоблачающей, язвительной, беспомощной, блестящей, сентиментальной, жестокой, мудрой, воодушевленной, самоуверенной, грубой.

Кэтлин Адамс - психотерапевт, основоположница метода дневниковой терапии, преподаватель. Активно выступает на конференциях и дает консультации в учебных центрах, центрах психологической помощи и больницах.

Сложность изложения

Целевая аудитория

Те, кто ведет дневник или хочет этим заняться.

В книге описываются особенности ведения дневника как инструмента самоанализа и самосознания. Автор предлагает с его помощью улучшить взаимоотношения с близкими, толковать сны, восстановить душевное равновесие, решить сотни накопившихся проблем, разобраться с детскими травмами. Дневник позволяет добиться личностного роста и ответить на важнейшие вопросы.

Читаем вместе

Дневниковая терапия означает ведение личных записей, которые способствуют сохранению душевного равновесия и уверенности в себе. Гуманистическая дневниковая терапия нацелена на правильное восприятие человеком себя и построение разумных отношений с собой. Тогда будет возможным установление взаимоотношений с той частью «я», которая живет за пределами пространства и времени - Богом, Космосом, Высшим разумом и т.д. Интереснее всего раскрытие содержимого души, сердца и разума, и, чтобы оценить это исцеление, нужно прочувствовать все на себе.

  1. Более глубокое узнавание себя.
  2. Умение использовать дневник для решения проблем.
  3. Нахождение времени для себя.
  4. Запись личной истории.
  5. Прекращение страданий из-за не сложившихся отношений.
  6. Обязательная радость.

Существует масса ответов, для чего люди ведут дневники:

  1. Некоторые открывают в себе писателя, и дневник становится источником для самовоспитания.
  2. Можно делать записи, чтобы восстановить хронологию событий в жизни. Мы все стремимся к целостности и росту, хотим превзойти себя, поэтому дневник помогает фиксировать это продвижение к индивидуальности.
  3. Кто-то узнает себя с разных сторон, соединяя субличности в более глубокое целое.
  4. Дневник рекомендуется использовать в качестве «друга в беде» или «психотерапевта».
  5. Некоторые могут существенно улучшить взаимоотношения с близкими людьми, используя это безопасное место для дискуссий и выражения сильных чувств, не высказанных при личном общении.
  6. Дневник способен предоставить доступ к информации, которая хранится глубоко в подсознании. Согласно юнгианской трансперсональной психологии наш разум включает сознательную, подсознательную, личную и коллективную бессознательную части, которые бесконечно взаимодействуют между собой.
  7. Мы можем извлекать информацию из нашего высшего «я».
  8. Мы учимся в письменной форме объяснять наши сны.
  9. Многие из нас распознают символы жизни и развивают интуицию.
  10. Кто-то отлично максимизирует время и деловые способности, поскольку дневник мотивирует, а время, затраченное на его ведение, окупается с лихвой.
  11. Некоторые способны проявлять креативность, которую считали давно умершей.
  12. И, наконец, многие из нас могут отслеживать типовые или повторяющиеся ситуации и жизненные тенденции, составляя недельный или месячный план и узнавая о личных особенностях.
  1. Необходимо начать со вступительной медитации для снятия умственного напряжения и успокоения. Начало дневниковой сессии предопределяется умением усваивать информацию.
  2. Следует ставить даты под каждой записью для учета циклов, моделей и тенденций, восстановления хронологии.
  3. Необходимо сохранять написанное, поскольку оно является источником важной информации о развитии нашей личности.
  4. Важно писать быстро, не задумываясь о красоте почерка, так как быстрое написание убирает ментальные шоры и рождает спонтанность. Таким образом, лучше работает левое полушарие мозга, а текст воспринимается не слишком осознанно.
  5. Нельзя начинать писать и бросать все на полпути. Любые размышления только мешают процессу, поэтому дневник можно начинать вести с чего угодно: с конца, вопроса, даты и т.д.
  6. Очень важно сразу рассказывать всю правду. Если что-то вышло ужасно, можно смело порвать все в клочья.
  7. Необходимо обеспечить конфиденциальность личной жизни, ведь страх того, что дневник найдет кто-то, закономерен. Личный дневник не рассчитан на публичное разглашение, поэтому все самое сокровенное следует беречь от посторонних глаз.
  8. Всегда нужно писать как можно более естественно и не придерживаться никаких правил.

Дневник может быть в виде обычного блокнота или перекидного на спиралях, в виде книги для записей в переплете или скоросшивателя на трех кольцах. Также подходят большие альбомы для рисования, обрывки бумажек, конвертов или салфеток, которые можно подшить на скоросшиватель. Из письменных принадлежностей годится все что угодно - лишь бы было удобно.

Дневник можно вести в формате «а-ля карт», то есть компоновать записи по группам, либо в формате «шведского стола», охватывая все мелкие детали в радиусе 360 градусов.

Адамс предлагает 19 способов ведения дневника по 15 минут в день:

  1. Годовой дневник с альбомом для наклеивания вырезок.
  2. Запись только одного характерного для прошедшего дня эпитета в настенном календаре.
  3. Использование хороших и плохих трамплинов как своего рода репортажей с места событий.
  4. Подбор тематического слова недели или месяца.
  5. Умение видеть романтические и обычные моменты в жизни. Чудо всегда появляется внезапно.
  6. Установка таймера на 15 минут и завершение написания по мере его отзвона.
  7. Составление описания незнакомца.
  8. Краткая запись всего, что витает в голове, - так называемый «сборник произвольных мыслей».
  9. Перечень из 10 вещей, которые не должны присутствовать в завтрашнем списке.
  10. Список успехов, достигнутых за день.
  11. Описание любой фантазии.
  12. Ведение дневника на маленьких карточках и хранение их в коробке.
  13. Составление краткого описания событий в деловом ежедневнике.
  14. Написанная и отправленная по почте открытка самому себе.
  15. Изображение текущего момента чем угодно и определение рисунка.
  16. «Свободное» письмо, написанное за 15 минут.
  17. Картинка из старого журнала для вклеивания в дневник.
  18. Рисунок комикса.
  19. Написание молитвы.

Дневниковые инструменты включают:

  1. Трамплины (вопросы и утверждения).
  2. Эскизы образов, которые описывают другого человека или нас самих.
  3. Объединение в кластеры - метод, позволяющий получить как можно больше информации за короткий промежуток времени, тем самым сэкономив его.
  4. Запечатленные моменты - прекрасные короткие мгновения для хранения их в сердце.
  5. Диалоги - обмен между нами и другими, где мы исполняем определенные роли. Это могут быть диалоги с телом, людьми, событиями, работой, социумом, а также эмоциями, предметами, символами и преградами.
  6. Списки, которые необходимы для понимания мыслей, выявления проблем, принятия решений и т.д.
  7. Поток сознания - это терапевтический метод, включающий свободные ассоциации. Он помогает проанализировать давно забытое, упущенное или вовсе ненужное.
  8. Ступени-опоры, являющиеся вехами и местами в нашей жизни, на которых мы говорили, что жизнь будет другой.
  9. Капсула времени, которая выступает универсальным методом: события и объекты предстают в виде связной истории.
  10. Темы дня нужны для контроля хода текущих событий.
  11. Неотправленные письма необходимы для катарсиса, завершения и ясности понимания, выражения всего волнующего или противоречивого.
  12. Перспективы являются дневниковым методом, который дает возможность изучить разные пути, которыми мы никогда в жизни не шли.
  13. Сны и образы предоставляют нам ценную информацию о нашем внутреннем мире.

Лучшая цитата

«Только один человек может создать историю вашей жизни со всеми ее недостатками, причудами, ценностями и горестями. Это вы».

Чему учит книга

Дневник помогает понять чувства, развить непосредственность, самодисциплину, изменить убеждения, оценить возможности и претворить фантазии в жизнь.

Вести дневник должно быть в первую очередь интересно, и не важно, что послужило причиной этому. Проба чего-то нового ведет в незабываемое путешествие.

От редакции

А ведь дневник может не только помочь личностному росту, а даже спасти жизнь! Как ведение бортового журнала помогло сохранить рассудок в экстремальной ситуации, когда после кораблекрушения Стивен Каллахан оказался на грани между жизнью и смертью, читайте в статье французского психиатра Люка-Кристофа Гилерма : .

Как снять стресс молодой маме? Можно завести дневник. А можно попробовать простой, приятный и, что самое главное, действенный способ - начать писать… сказки! Психолог Анна Кутявина объясняет, почему каждому стоит начать сочинять свои сказки и как сделать это правильно: .

Многие успешные люди для «накачки» своей энергетики и восстановления цельности практикуют так называемые «Утренние страницы». Об этом и других способах выхода из кризисных ситуаций рассказывает бизнес-психолог Ольга Лоран-Чуватова : .