Экономический строй и организация хозяйственной жизни. Экономическое развитие киевской руси

Несмотря на все изменения, произошедшие в сельском хозяйстве в период. Средневековья, его главной отраслью оставалось зерновое хозяйство, поскольку в структуре питания основную часть составляли и хлебопродукты. Развивалось также скотоводческиео.

Земледелие и скотоводство в. Киевской. Руси, будучи ведущими отраслями хозяйства, достигли такого уровня развития, который сохранялся и в дальнейшем. По уровню сельскохозяйственной техники, степени распространения ния земледелия и культур. Киевская. Русь находилась на том же уровне, что и тогдашние страны. Западной. Европы. Как и в. Европе, вследствие неурожаев в разных регионах. Руси в XI-XII вв был массовый голод, свидетельствовало о неустойчивости этой отрасли. Однако часть продукции уже производили на экспортепорт.

Важную вспомогательную роль играли охота и рыболовство. Охотничий промысел удовлетворял потребности населения в одежде, обуви, которые изготовлялись из кожи, меха не только домашних, но и диких животных. Кроме того, мехом платили дань, налоги. Рыболовство удовлетворяло потребность в постной пищи, особенно после принятия христианства с его системой постутів.

В"Повести временных лет"(конец XI - начало XII в), автором которой был червец. Киево-Печерского монастыря. Нестор, утверждалось, что источником всякого богатства является труд. Определяя естественным разделение л труда в обществе на умственную и физическую, автор замечает, что для благосостояния государства эти виды труда одинаково важны - и мудреца, и ремесленника. Общественно значимыми были все виды производства, которые збагачу валы государство. Важным, по его мнению, был и разделение труда в процессе производства, совершенствовало мастерствоо майстерність.

В документах позднего. Средневековья зафиксировано значительное распространение в Украине вотчинной формы собственности на землю ее толковали как такую, которая предоставлялась в наследственное владение с разрешением обмена, дарения и п продажи (поместья). Ряд грамот дала извлекать вотчину у владельца в пользу государства, но с предоставлением денежной компенсации, размер которой предварительно фиксировали в"жалованной грамоте"на право владения в отчинуння вотчиною.

сей день сохранились некоторые актовые материалы по ведению учета доходов и имущества в экономической мысли наблюдался развитие ростовщичества. Заемные грамоты свидетельствуют, что кредитные операции осуществляли под достигал аву имущества, в том числе земельных владений. Итак, земля становилась товарором.

В инвентарях и люстрациях, сохранившихся на территории Украины с XV в, е сведения не только о налогообложении населения в пользу государства, а о единицах учета, порядок налогообложения в статистической них записях отражено, что главной единицей налогообложения в различных украинских землях были плуг, соха, двор, двор - в сельской местности, дом - в городах, что свидетельствует о сохранении старинных мер налогообложения, которые применяли еще в. Киевской. Руссі.

В VI-IX вв от сельского хозяйства отделились ремесла. В эпоху. Киевской. Руси произошел расцвет ремесленного производства. По источникам можно определить 64 специальности: обработка железа, цветных м металлов, дерева, камня, кожи и меха, изготовление ювелирных и керамических изделий и т.д. (Только из железа и стали древнерусские мастера создавали более 150 видов разнообразных предметовтів.)

В. Киевской. Руси активно распространялось ремесленное производство на селе (сельское), что в основном удовлетворяло потребности земледельцев (серпы, лопаты, топоры, лемеха и др.), и городское, в процессе которого исполь стовувалы совершенную технику, производя, кроме указанных, разнообразные бытовые вещи и оружие. Сельские ремесленники основном применяли способ литья с целью изготовления колец, браслетов, под висок т.д., в городе же выполняли изысканные ювелирные работы (чеканили, ковали, гравиювалы, воронувалы, позолочувалы и др.). Шедеврами ювелирного дела на. Руси были ценные изделия с вкраплениями. Эмал и (иконки, крестики, княжеские бармы т.д.). Создание украшений с использованием эмали сосредоточивалось в. Киеве, откуда их распространяли по. Руси и за ее пределамежами.

Как городское ремесло, отличали производство строительных и отделочных материалов (кирпич, черепица, плитка), которые использовали для строительства церквей и других сооружений. В древнерусское время только в. Киеве возвели более 30 каменных церквей. До сих пор в столице сохранились. Золотые ворота,. Софийский собор с уникальными мозаиками и фресками, построены в 1037 г. В начале XII в киевские плотники построили вели кий деревянный мост через. Днепріпро.

Теории происхождения государственности у восточных славян. Образование Древнерусского государства.

Существуют 2 классические теории формирования древнерусского государства. Хронологически первой является нормандская теория. Авторы - Байер, Миллер, Шлецер. Они утверждали, что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии - норманны, которых на Руси называли варягами. В силу отсталости славяне не могли создать государство и поэтому пригласили их на княжение. Основные аргументы норманистов: 1. Русь получила свое название от финского слова «руотси», которым в середине IX в. называли шведов. 3. Все первые правители Руси носят скандинавские имена (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга).

Вторая теория- антинормандская, автор- Ломоносов. Суть теории: варяги были балтскими славянами, а не скандинавами; славяне имели представление о княжеской власти, славянская государственность сложилась естественным путем, а варяги были призваны для основания династии, а не государства.

Существует так же неонормандская теория, образовавшаяся в ХХ веке, согласно которой государство нельзя навязать извне, это внутренний процесс любого общества. Славяне находились на той стадии развития, когда у них должно было возникнуть государство, а варяги способствовали ускорению возникновения государства у восточных славян.

На образование Древнерусского государства оказали влияние группа факторов:

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. Накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба - вокруг Киева, Славия - вокруг Новгорода, Артания - вокруг Рязани или Чернигова.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности.

Таким образом, в 882 году произошло образование древнерусского государства, путем слияния Новгорода и Киева князем Олегом.

Государственный, общественный строй и хозяйственная жизнь Киевской Руси в Х-ХII веке

Киевская Русь- ранняя феодальная монархия- государство переходного типа, для которого характерны черты феодального устройства и родового уклада. Во главе государства- князь, которому принадлежат все ветви власти. Престол в Киевской Руси передавался по наследству. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати. Вече - народное собрание - созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосударственного значения, например, войны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение. Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности).


Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие - это замкнутая социальная группа, име­ющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий толь­ко начался.

Все население Киевской Руси условно можно раз­делить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжие мужи). Из них князь выбирал вое­вод и других должностных лиц. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну - боярство.

К свободному населению относилось также духо­венство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовен­ство - монашествующее. К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки.

Низшую группу свободного населения представля­ли крестьяне - смерды. Они владели землей и ско­том. Смерды составляли подавляющую часть населе­ния Киевской Руси, платили установленные налоги и отбывали воинскую повинность с личным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям.

Зависимые (невольные) люди назывались холопа­ми. Холоп фактически не имел никаких прав, он сам был собственностью хозяина.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Переход к пашенному, оседлому и массовому земледелию при складывании отношений личной, экономической и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольем, что обусловливает захват общинных земель сильными людьми – происходит процесс обояривания земли. К Х-XII вв. в Киевской Руси складывается крупное частное землевладение. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю. Существовал так же особый налог- полюдье - ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

За всех изменений, которые понесло сельское хозяйство в период Средневековья, его главной отраслью оставалось зерновое хозяйство, поскольку в структуре питания основную долю составляли хлебопродукты. Ведущее место принадлежало ржи, пшеницы, ячменя. их дополняли овес, просо, гречиха и другие сельскохозяйственные культуры. Природно-климатические условия определяли разное соотношение злаковых в различных районах страны. Развивались также огородничество и садоводство.

Основной формой пахотного земледелия во всех областях, заселенных восточными славянами, было двопілля. Во времена Киевской Руси применялись две системы земледелия - паровая и перелогова. Только в XIV-XV в. начался переход к триполье (яровое - озимое - юар). Оно связало в единый комплекс совершенные орудия земледельческого труда, наиболее оптимальный ассортимент культур и соответствующую агротехнику. Урожайность в этот период была равна сам-два. Максимальные урожаи ржи и ячменя превышали сам-четыре - один-пять, овса - сам-три.

Важной областью, связанной с земледелием, было скотоводство. Разводили лошадей, волов, коров, овец, свиней, кур, гусей, уток. Князья Игорь и Святослав Олегович (XII в.) имели "кобыл стадных 3000, а лошадей 1000". В то же время смерды были плохо обеспечены скотом и лошадьми.

Стоит отметить, что земледелие и скотоводство в Киевской Руси, будучи ведущими отраслями хозяйства, достигли такого уровня развития, который в основных чертах сохранялся и в будущем. По уровню сельскохозяйственной техники, степенью развития земледелия и набором культур Киевская Русь была на том же уровне, что и современные ей страны Западной Европы. Как и в Европе, неурожайные годы в различных городах Руси в XI-XII вв. привели к массовому голоду, что свидетельствовало о неустойчивости этой отрасли. Однако часть продукции уже изготавливалась на экспорт.

Важную вспомогательную роль играли охота і рыболовство. Охотничий промысел удовлетворял потребности населения в одежде, обуви, которые изготавливались из кожи, меха не только домашних, но и диких животных. Кроме того, мехом платили дань, налоги. Рыболовство удовлетворяло растущую потребность в постной пищи, особенно после принятия христианства с его системой nocTie.j

В VI-IX вв. от сельского хозяйства отделилось ремесло. В эпоху Киевской Руси происходил настоящий расцвет ремесленного производства. По источникам можно выделить 64 специальности: обработка железа, цветных металлов, дерева, камня, кожи и пушнини, изготовление керамики, ювелирных изделий и т.д. Только из железа и стали древнерусские мастера изготавливали более 150 видов различных изделий.

В Киевской Руси развивалось ремесленное производство на селе (сельское), что в основном удовлетворяло потребности земледельцев (серпы, лопаты, топоры, орала и т.д.), и городское, которое характеризовалось более высокой техникой, изготавливая, кроме указанных вещей, и различные бытовые предметы, оружие. Сельские ремесленники в основном использовали литье для изготовления относительно небольшого ассортимента ювелирных изделий (кольца, браслеты, подвески и др.), в городе же выполняли более тонкие ювелирные работы (чеканку, ковку, гравировка, воронування, позолоту, скаль, эмаль). Непревзойденными до сих пор шедеврами ювелирного дела на Руси есть драгоценные изделия из перегородчастими эмалями: иконки, крестики, княжеские барми, ковки и т.п.). Производство высокохудожественных и драгоценных украшений с эмалью зосереджувалось в Киеве, откуда они расходились по Руси и за ее пределами.

Как городское ремесло выделялось производство строительных и отделочных материалов - кирпича, черепицы, плитки, которые широко использовались при строительстве церквей, зданий и других сооружений. В древнерусскую сутки только в Киеве было возведено более 30 каменных церквей. До наших дней сохранились в Киеве Золотые ворота, Софийский собор с его уникальными мозаиками и фресками, построенный в 1037 г. В начале XII в. киевские столяры построили большой деревянный мост через Днепр.

Тема 1: Хозяйственное развитие Киевской Руси (IX – XII века). 1. Основные черты хозяйственной деятельности восточных славян. 2. Общая характеристика социальноэкономического развития Киевской Руси (IX – XII вв.)

Периодизация экономической истории России Традиционное общество – до IX в. н. э. Восточная деспотия – IX в. н. э. - октябрь 1917 г. Тоталитарное общество - октябрь 1917 г. – декабрь 1991 г. Переход к демократическому обществу – с января 1992 года

«Откуда есть пошла Русская земля? » Заселение в I тыс. до н. э. севера и центра Восточно-Европейской равнины славянскими племенами. Повесть временных лет (12 в.) восточнославянские племена: поляне, словене, древляне, радимичи, вятичи, северяне, уличи, волыняне, кривичи и др.

Восточные славяне: поляне, древляне, северяне, дреговичи, радимичи, кривичи, полочане, вятичи, словене, бужане, волыняне, дулебы, уличи, тиверцы, хорваты. Западные славяне поморяне, ободричи, вагры, полабы, смолинцы, глиняне, лютичи, велеты, ратари, древане, руяне, лужичане, чехи, словаки, кошубы, словинцы, мораване, поляки. Южные славяне: словенцы, хорваты, сербы, захлумляне, болгары.

С. Ю. Витте «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900 – 1902 гг. » «Первым фактором производства служит природа, т. е. естественные условия занимаемой народом территории»

Хозяйственная деятельность в зависимости от природно-климатических условий 1) Земледелие - юг 2) Охота, добыча меха - северо-запад 3) Кочевое скотоводство - юго-восток

Предпосылки формирования государственности у восточных славян Экономические Отделение ремесла от земледелия n Развитие ремесел в городах n Переход к пашенному земледелию n Развитие торговых отношений n Преобладание свободного труда n Политические Потребности родоплеменной знати в аппарате власти для защиты своих привилегий и захвата новых земель n Формирование племенных союзов n Угроза нападения внешних врагов n Социальные преобразование родовой общины в соседскую n Возникновение социального неравенства n патриархальная форма рабства n

Основные этапы развития Киевской Руси 1. Начальный Вторая половина IX – конец X вв. этап Рюрик (862 – 879) Олег (879 – 882) (882 – 912) Игорь (912 – 945) Ольга (945 – 964) Святослав Игоревич (964 – 972) 2. Расцвет Конец X – середина XI вв. Ярополк (972 – 980) Владимир I Красное Солнышко (980 – 1015) Святополк Окаянный (1015 – 1019) Ярослав I Мудрый (1019 -1054) 3. Упадок и распад на отдельные княжества Середина XI – начало XII вв. Изяслав (1054 – 1073) (1076 – 1078) Всеслав (1068 - 1069) Святослав (1073 – 1076) Всеволод (1078 – 1093) Святополк (1093 – 1113) Владимир Мономах (1113 – 1125) Мстислав (1125 – 1132)

ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКИЕ Рюрик (? - 879) (863 – 879) – Князь Новгородский Олег (? – 912) 879 – 882 – Князь Новгородский 882 – 912 – Великий князь Русский Игорь (? – 945)(912 – 945) Ольга(жена Игоря) (? – 969) (945 – 964) Святослав Игоревич (? – 972) (964 – 972) С 972 по 980 гг. – борьба за престол трех сыновей Святослава Владимир I Святославович Красное Солнышко(Креститель) (? – 1015) (980 – 1015) Святополк Владимирович Окаянный (~980 – 1019) (1015 – 1019) Ярослав I Владимирович Мудрый (~ 978 -1054) (1019 -1054) 5 сыновей правили по очереди, в т. ч. и Всеволод Владимир II Всеволодович Мономах (1053 – 1125) (1113 – 1125)

Итоги княжения первых Рюриковичей (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав) Расширение межплеменного союза за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, вятичей) Защита славянских племен от внешней экспансии и сбор дани (полюдья) за это военные и торговые соглашения с Византией и кочевыми племенами Защита населения и торгового пути «из варяг в греки» от набегов кочевников

Формы земельной собственности Вотчина – крупные земельные хозяйства, переходившие по наследству от отца к сыновьям, являвшиеся полной собственностью данной семьи. Обояривание – процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников – в феодальнозависимых.

«Русская правда» (1016, 1030 -е гг.) «Свод разновременных частичных сводов и отдельных статей, сохранившийся притом в нескольких редакциях, тоже разновременных. Что можно в ней назвать Правдой Ярослава – это небольшое количество древнейших статей свода, воспроизводящих юридический порядок времен этого князя. » В. О. Ключевский «Русская история»

«Путь из варяг в греки» Водный путь из Скандинавии в Византию: от Финского залива по реке Неве в Ладожское озеро, далее по реке Волхов в озеро Ильмень(г. Новгород), далее по реке Ловать, затем мелкими речушками и «волоком» к верховьям Днепра (г. Смоленск) и по Днепру(г. Киев) в Черное море, затем в г. Царьград (г. Константинопль, г. Стамбул)

Денежное обращение 1. 2. «Скот» , «куна» , «бела» , «ушки» , «скора» С XI века ГРИВНА (слиток серебра ок. 400 г) РУБЛЬ (рублевая гривенка) ПОЛТИНА ЧЕТВЕРТАК ЧЕТВЕРТАК

1. Понятие "общественный строй" включает в себя: экономическое развитие страны, классовую структуру общества, правовое положение классов и социальных групп населения.
Исторические, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в экономической жизни основным занятием у восточных славян преобладало земледелие. Развивалось как подсечное (в лесных районах), так и пашенное (паровое) земледелие.
В X-XII вв. наблюдается значительный рост городов с ремесленным и торговым населением. В XII веке на Руси уже около 200 городов.
В древнерусском государстве получило развитие княжеское, боярское, церковное и монастырское землевладение, значительная часть общинников попадает в зависимость к собственнику земли. Постепенно формируются феодальные отношения.
2. Становление феодальных отношений в Киевской Руси шло неравномерно. В Киевской, Черниговской, Галицкой землях этот процесс шел быстрее, чем у вятичей и дреговичей.
Феодальный общественный строй на Руси утвердился в IX веке. В результате социальной дифференциации населения сформировалась социальная структура общества. По занимаемому положению в обществе их можно назвать классами или социальными группами.
К ним относятся(феодалы (князья великие и удельные, бояре, церковь и монастыри), свободные общинники (сельские и городские "люди" и "людины"), смерды (крестьяне-общинники), закупы (человек, попавший в долговую кабалу и отрабатывающий "купу"), изгои (человек, вышедший из общины или освободившийся от холопства выкупом), челядь и холопы (придворные рабы), городское население (городская аристократия и городские низы))
Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу.
Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие.
Формой княжеского земледелия была вотчина, т.е. такая форма владения, при котором земля переходила по наследству.
Появление в Пространной редакции Русской правды, относящейся к концу XI-началу XII вв., статей, где упоминаются боярские тиуны, боярские рядовичи, боярские холопы и боярское наследование позволяет делать вывод о том, что к этому времени утвердилось и боярское землевладение.
Продолжительно группа феодалов-бояр сформировалась от более богатых дружинников князя и из родо-племенной знати. Формой их землевладения были вотчина и держание (поместье).
Вотчины приобретались путем захвата общинных земель или путем пожалования и передавались по наследству. Держание бояре получали только путём пожалования (на время службы боярина или до его смерти). Всякое земельное владение бояр было связано со службой князю, которая считалась добровольной. Переход боярина от одного князя на службу к другому не рассматривался как государственная измена.
Другая категория мелких и средних феодалов сформировалась из дворцовых слуг, получивших за службу земельные участки, и из общинников, захвативших общинные земли.
К феодалам следует отнести и церковь, и монастыри, которые после принятия христианства на Руси постепенно стали крупными землевладельцами.
Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Судя по тому, что в Русской правде (ст.3) "людин" противопоставлялся "княжу-мужу", он сохранил личную свободу.
Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.
Смерды составляли основную массу населения Древнерусского государства. Это были крестьяне-общинники. Смерд был лично свободен, его личная неприкосновенность защищалась княжеским словом (ст. 78 пп.). Князь мог давать смерду землю, если он работал на него. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.
Часть крестьян-общинников разорялись, превращались в "худых смердов", обращались к феодалам и богачам за займом. Такая категория называлась "закупами". Основным источником, характеризующим положение "закупа" - являются ст. 56-64, 66 Русской правды пространной редакции.
Таким образом, "закупы" - крестьяне (иногда и представители городского населения), временно потерявшие свободу за пользование ссудой, "купой", взятой у феодала. Он находился фактически в положении холопа, свобода его ограничивалась. Он не мог без разрешения господина покидать двор. За попытку бегства превращался в холопа.
"Изгои" бывали свободные и зависимые.
Они не были свободными до тех пор, пока не поступали на службу к хозяину. Жизнь изгоя защищается Русской правдой штрафом в 40 гривен.
На низшей ступени общественной лестницы были холопы и челядь. Они не являлись субъектами права, а за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала. Если он совершал кражу, то платил господин. В случае нанесения холопом побоев, тот мог его убить "в пса место", т.е. как собаку. Если раб укрылся у своего господина, то последний мог защитить его, заплатив 12 гривен, или отдать на расправу.
Закон запрещал укрывать беглых холопов.
3. Формирование древнерусского государства шло вплоть до первой трети XII века. Это было целостное, основанное на принципе сюзеренитета-вассалитета государство. По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью.
Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть, большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов, наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре, наличие системы кормления на местах.
Оно возникло в то время, когда еще не было предпосылок образования централизованного государства, при слабо развитых торговле и ремесле, отсутствии прочных экономических связей между отдельными регионами. Сильная центральная власть феодалам была нужна для прикрытия или поддержки при захвате общинных и новых земель.
Поддержка великого князя феодалами способствовала быстрому распространению его власти на обширную территорию Руси.
Киевская Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений.
Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече.
Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города.
В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя.
Княжескую власть осуществляли на местах посадник, волостели и тиуны. Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы.
Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу "старшинства" (старшему брату), а затем по принципу "отчины" (старшему сыну).
Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора.
Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления личным делами князя. Общий термин тиун уточняется: "огнищанин" называется "тиуном-огнищным", "старший конюх" - "тиуном конюшим", "староста сельский и ратный" - "тиуном сельским и ратейным" и т.д.
С усложнением задач государственного управления роль этих должностей укрепилась, функции уточнились, например: "воевода" - начальник вооруженных сил; "тиун конюший" - ответственный за обеспечение княжеского войска конским составом; "дворецкий-огнищанин" - управляющий княжеским двором и выполняющий отдельные государственные задания; "стольник" - продовольственный снабженец.
Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.
Известен Любеческй съезд 1097 года, который имея ввиду объединение усилий в борьбе с внешними врагами, "устроение мира" признал независимость удельных князей ("каждый пусть держит отчину свою"), в то же время призвал блюсти Русь всеми за "один". С нем 1100 года в Уветичах занимался распределением ленов.
Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка "старцы городские". Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались.
Известно, что решение об убийстве за злоупотребление сбором дани князя Игоря древляне приняли на своем вече.
В 970 году Новгородское вече пригласило на княжение Владимира Святославовича.
Исполнительным органом вече был Совет, который фактически заменял вече. Вече по мере развития феодализма исчезло. Сохранилось только в Новгороде и Москве.
Местным органам управления вначале были местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения.
Местная администрация содержалась за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались "кормленщиками", а система управления - системой "кормления".
Власть князя и его администрации распространялась на горожан и население земель, не захваченных феодалами. Феодалы же получали иммунитет - юридическое оформление власти во владениях. В иммунитетной (защитной) грамоте определялась земля, жалованная феодалу и права к населению, которое обязывалось быть в подчинении.
В Древнерусском государстве суд не был отделен от административной власти. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассматривал жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну.
На местах суд осуществляли посадник и волостели.
Кроме того, существовали вотчинные суды - суды землевладельцев над зависимым населением, на основе иммунитета.
В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом администрации.
Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.