Гештальт психолог что. Шпаргалка: Гештальтпсихология: основные идеи и факты

Тест-опросник родительского отношения (ОРО)

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А. Я. Варгой и В. В. Сталиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

СТРУКТУРА ОПРОСНИКА

Опросник состоит из пяти шкал.

Шкала 1 . "Принятие - отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы можно описать следующим образом: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Другой полюс шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Шкала 2. "Кооперация". Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала 3. "Симбиоз". Эта шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах поданной шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить нее потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться по воле обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Шкала 4. "Авторитарная гиперсоциализация". Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать свою волю ребенку, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. "Маленький неудачник". Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  • 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  • 3. Я уважаю своего ребенка.
  • 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  • 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  • 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  • 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  • 8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  • 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  • 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  • 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  • 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  • 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  • 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не заслуживают.
  • 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  • 16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
  • 17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все дурное.
  • 18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
  • 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  • 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  • 21. Я принимаю участие в играх и делах своего ребенка.
  • 22. К моему ребенку липнет все дурное.
  • 23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  • 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  • 25. Я жалею своего ребенка.
  • 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  • 27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  • 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  • 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  • 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  • 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  • 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  • 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  • 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  • 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  • 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  • 37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  • 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  • 39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  • 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  • 41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  • 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  • 43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  • 44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  • 45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  • 46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  • 47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  • 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  • 49. Я не доверяю своему ребенку.
  • 50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
  • 51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  • 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  • 53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  • 54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  • 55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.
  • 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  • 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  • 58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  • 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  • 60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  • 61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

КЛЮЧ

Шкала 1 - вопросы 3,4, 8, 10, 12,14, 15, 16, 18,20,24,26,27,29,37, 38, 39, 40, 42,43,44,45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60. Шкала 2 - вопросы 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36. Шкала 3 - вопросы 1,5,7, 28, 32, 41, 58. Шкала 4 - вопросы 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. Шкала 5 - вопросы 9, II, 13, 17,22,28, 54,61.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам (табл. 2.7).

Таблица 2.7. Таблицы процентильных рангов тестовых баллов

Сырой балл

Процентильный ранг

Сырой балл

Процентильный ранг

Шкала 1

Шкала 2

Шкала 3

Шкала 4

Шкала 5

Особенностей родительской позиции – матери или отца – по отношению к конкретному ребёнку.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник включает пять шкал.

«Принятие-отвержение» - отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

«Симбиоз» - отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком, т.е. родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономатизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребёнку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения . За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника


  1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.

  2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.

  3. Я уважаю своего ребенка.

  4. Мне кажется что, поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных и жизненных проблем, если они его травмируют.

  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

  8. Мой ребенок часто неприятен мне.

  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

  12. Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.

  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.

  15. Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.

  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально – чтобы досадить мне.

  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек .

  20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.

  21. Я принимаю участие в своём ребёнке.

  22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное.

  23. мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.

  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

  25. Я жалею своего ребёнка.

  26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

  27. Я с удовольствием провожу с ребёнком все своё свободное время.

  28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.

  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

  31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать от него.

  32. Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребёнка.

  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.

  35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.

  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

  37. Я всегда считаюсь с ребёнком.

  38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.

  39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.

  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.

  41. Самое главное – чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.

  42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

  43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.

  44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.

  45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.

  46. Мой ребёнок часто раздражает меня.

  47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.

  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

  49. Я не доверяю своему ребёнку.

  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.

  52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.

  53. Я разделяю интересы своего ребёнка.

  54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

  55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.

  56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.

  58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.

  59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.

  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю это от него.

  61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику:

1-я шкала. «Принятие-отвержение»:

«Да» - 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60;

«Нет» - 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56.

Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют.

По остальным шкалам учитывают только положительные ответы.

2-я шкала. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3-я шкала. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

5-я шкала. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.


Порядок подсчёта тестовых баллов

При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающие с ключом.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1 – отвержение,

2 – социальная желательность,

3 – симбиоз,

4 – гиперсоциализация,

5 – инфантилизация.

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентальных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.


Сырой балл

Процентальный ранг

1-я шкала

0

0

0,63
12,02
53,79
77,21
88,6
92,4
94,3
97,46
98,73
99,36


2-я шкала

0

1,57
5,67
9,77
19,22
48,82

3-я шкала

0

4,72
39,06
74,97
92,93

4-я шкала

0

4,41
32,13
69,3
95,76

5-я шкала

0

14,55
70,25
93,04
98,83
100

3.5. Анкетный опрос родителей

Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания. В этом случае целесообразно провести анкетный опрос родителей или других близких ребенку людей с целью выявления психологического микроклимата в семье.


3.5.1. АНКЕТА № 1

Ф.И.О. ребенка___________________________ возраст___________ № группы ________

Ф.И.О. родителей _____________________________________________________________

1. Как Ваш ребенок засыпает?

Быстро


медленно

Требует, чтобы с ним сидели

Требует, чтобы не гасили свет

2. Как он спит?

Крепко, спокойно

Неспокойно

Вскрикивает

Плачет


разговаривает во сне

3. Как просыпается?

Не сразу

4. В каком настроении просыпается Ваш ребенок?

Веселый, спокойный

Раздражительный

Грустный

В слезах

5. Как он ест?

Охотно, не выбирает пищу, быстро, сам

Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых

6. С каким настроением Ваш ребенок идет в детский сад?

Радостное

Иногда не хочет

Часто отказывается

Капризничает

Другое


7. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?

Трудности в отношениях с воспитателем

Трудности в отношениях со сверстниками

Привязанность к матери

Позднее засыпание вечером

Другие причины

8. Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребенка?


иногда
9. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?

В темной комнате

При наказаниях, окриках

При недовольстве взрослых его поведением

Когда слушает страшную сказку

Когда видит собаку, змею

Без видимой причины

10. Как проявляется страх у ребенка?

Убегает

Впадает в ярость

Зовет взрослых

Справляется сам

11. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?

Иногда


редко

12. Как Ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей и взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.?)

Ответное нападение

Плачет


проявляет гнев (бросает игрушки, мимическое выражение эмоций, словесное)

Замыкается, «уходит в себя«

Уходит, убегает от обидчика

13. Чему радуется Ваш ребенок?

Новой игрушке, подаркам

Встрече близкими людьми

Встрече со сверстниками, друзьями

Когда вы вместе играете

Совместным походам в театр, цирк и т. д.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

15. На что он обижается?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Часто ли ребенок плачет?


17. Какое обычно состояние у ребенка?

Спокойное

Плаксивое

Возбужденное

18. Как быстро проходит у него переживание?

Быстро


не очень быстро

Через длительное время

19. Умеет ли Ваш ребенок выразить свое сочувствие близким?


редко
20. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам?

Доброжелательный интерес

Агрессивность

Безразличие

21. Как ребенок относится к животным?

Доброжелательный интерес, желание поиграть

Агрессивность

Безразличие

22. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?

Доброжелательность

Агрессивность

Безразличие

23. С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается?


24. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?


иногда
25. Жалуется ли на сверстников?
иногда
26. На что жалуется в отношениях со сверстниками?

Дети не принимают в игру

Обижают

Не хотят дружить

Отнимают игрушки

Шумят


27. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми?

Уравновешенный

Терпеливый

Чуткий


уступчивый

Приветливый

Вспыльчивый

Склонный чаще командовать, чем подчиняться

28. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?


не всегда
29. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?
не всегда нет

30. Каким образом он отстаивает свои интересы?

Находит аргументы

Упрашивает

Вежливо требует

Агрессивно требует

31. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду ?

Прямого влияния не оказывают

Благополучие семейных отношений - это эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду

Сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому

Предлагаемая анкета частично может быть использована и для опроса воспитателей, работающих с детьми.


3.5.2. АНКЕТА № 2

1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад?

Радостно

Иногда не хочет

Часто отказывается

Капризничает

2. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?

Трудности в отношениях с педагогом

Со сверстниками

Привязанность к матери

Позднее засыпание вечером

Другие причины

__________________________________________________________________
9. Есть ли у Вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?_______________________________________________________

10. Как Ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)?

__________________________________________________________________

11. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми?

Уравновешенный

Терпеливый

Уступчивый

Приветливый

Вспыльчивый

Склонен чаще командовать, чем подчиняться

Другой____________________________________________________________

12. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

Прямого влияния не оказывают

Благополучие семейных отношений - это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду

Сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому __________________________________________________________________

Список литературы


  1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2005.

  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

  3. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков , 1982.

  4. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки.- Псков; ПОИУУ, 1997

  5. Коломенский Я. Л., Панько Е. А., Белоус А. Н. и др. Ди­агностика и коррекция психического развития детей дошкольного воз­раста. - М., 1997.

  6. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.

  7. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991.

  8. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического разви­тия детей: Учебное пособие. - М., 1998. - 170 с.

  9. Непомщая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет/Научно – исследовательский институт общей и педагогической психологии Акад. пед.наук. М.: Педагогика, 1992.

  10. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  11. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2-х т. М.: ВЛАДОС, 2000, т. 1.

Родительское отношение - это «система или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».

Семья - это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок). Между родителем и ребенком складываются взаимоотношения, взаимовлияния, взаимодействия. Ребенок считает семью средой, в которой формируются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка. Они обеспечивают удовлетворение почти всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, в безопасности и защите. Стиль семейного воспитания является некой реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя.

Понятие «родительское отношение» имеет в основе своей общий характер и указывает на взаимную связь и зависимость между родителем и ребенком. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, определяющее черты родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

1.2. Типы родительского отношения.

Родительское отношение реализуется в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. Родительское отношение позволяет охарактеризовать определенный стиль (тип) поведения, который оба родителя демонстрируют в отношении ребенка. Стиль поведения или стиль взаимоотношений родителей с ребенком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания - воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы.

В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:

“Принятие - отвержение”. Отражает эмоциональное отношение к ребенку.
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему, одобряет его интересы, планы.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, ему кажется, что он не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, дурных наклонностей, небольшого ума.
По большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

“Кооперация”. Отражает социально желаемый образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных; родитель доверяет ребенку, старается принять его точку зрения в спорных вопросах.

“Симбиоз”. Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родитель старается удовлетворить все его потребности, постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

“Авторитарная гиперсоциализация”. Отражает форму и направление контроля над поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения; пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

“Маленький неудачник”. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. В родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность, родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом; интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Тип отношения к ребенку зависит не только от особенностей родителей, но и от особенностей самого ребенка, при этом любая типология родительского отношения находится в прямой зависимости от стиля семейного воспитания, характерного для той или иной системы детско-родительских отношений. Под стилем семейного воспитания также подразумеваются отношения родителей к ребенку, характер и контроль над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрений и наказания.

05.09.2017 10:00

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

Структура опросника.

Опросник состоит из 5 шкал:

1. Принятие – отвержение ребенка

Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация

Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз

Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Авторитарная гиперсоциализация

Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Маленький неудачник

Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Текст опросника.

    Я всегда сочувствую своему ребенку.

    Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

    Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

    Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

    Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

    Я уважаю своего ребенка.

    Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

    Мой ребенок часто мне неприятен.

    Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

    Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

    По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

    Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

    Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

    Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

    Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

    Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

    Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

    При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

    Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

    Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

    Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

    К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

    Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

    Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

    Я жалею своего ребенка.

    Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

    Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

    Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

    Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

    Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

    Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

    Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

    При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

    Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

    Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

    Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

    Я всегда считаюсь с ребенком.

    Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

    Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

    Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

    Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

    Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

    Я разделяю увлечения моего ребенка.

    Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

    Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

    Мой ребенок часто меня раздражает.

    Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

    Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

    Я не доверяю своему ребенку.

    За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

    Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

    В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

    Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

    Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

    Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

    Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

    Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

    Я восхищаюсь своим ребенком.

    Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

    Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

    Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Шкала «Принятие - отвержение»

* Высокие баллы по шкале «принятие – отвержение» – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

* Низкие баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала «Кооперация»

* Высокие баллы по шкале «кооперация» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

* Низкие баллы поданной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала «Симбиоз»

* Высокие баллы по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

* Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация»

* Высокие баллы по шкале «контроль» – 6-7 баллов – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

* Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала «Маленький неудачник»

* Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

* Низкие баллы по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.