Государственный образовательный стандарт в условиях обеспечивает. Фгос: федеральные государственные образовательные стандарты

Организации и предприниматели должны вести учет доходов. Основным регистром для этого служит Книга учета доходов и расходов, сокращенно КУДиР. Разберемся, какие разновидности этого регистра существуют, кто и как должен их заполнять.

Для чего нужна КУДиР

Для того, чтобы фиксировать хозяйственные операции, определять результат деятельности и считать налог к уплате.

Кто должен заполнять КУДиР

Существует несколько видов Книги:

    Для упрощенной системы налогообложения.

    Книгу заполняют ИП и ООО на УСН. Форма документа одна для всех упрощенцев независимо от того, какой объект налогообложения они применяют. Разница лишь в том, что на УСН 6% в КУДиР заносят только доходы, а на УСН 15% – и доходы, и расходы.

    Для патентной системы налогообложения.

    Ее заполняют предприниматели, применяющие ПСН, и заносят туда только доходы. На этой системе налогообложения фактический доход не влияет на величину налога, т.е. на стоимость патента. Но Книга учета доходов нужна для того, чтобы отследить соблюдение лимита по доходам, ведь ПСН можно применять только при доходах до 60 миллионов рублей.

    Для общей системы налогообложения. Ее заполняют только индивидуальные предприниматели на ОСНО для исчисления НДФЛ.

    Для индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН.

Для ИП и ООО на ЕНВД форма КУДиР не предусмотрена, т.к. у них нет обязанности вести учет фактических доходов и расходов в целях налогообложения, и лимита доходов на ЕНВД тоже нет.

Как вести КУДиР

Общие правила ведения КУДИР сводятся к следующему:

    Книгу заводят на один год.

    КУДиР можно вести вручную и в электронном виде, но даже в этом случае в конце года ее нужно распечатать, прошить, пронумеровать постранично, подписать и поставить печать (если есть).

    Отсутствие хозяйственных операций не освобождает от необходимости формировать КУДиР. Если деятельность не велась, нужно сформировать Книгу с нулевыми показателями.

    Сдавать КУДиР в налоговую инспекцию не нужно, но необходимо быть готовым в любой момент предоставить ее для проверки по требованию сотрудников налоговых органов. За отсутствие КУДиР налоговая инспекция штрафует.

Правила заполнения КУДиР для каждой системы налогообложения содержатся в нормативных документах, которыми утверждена соответствующая форма:

    Книгу заводят на один год.

    Записи о хозяйственных операциях заносят в хронологическом порядке.

    Каждая запись должна быть подтверждена первичным документом.

Особенности заполнения КУДиР на УСН

Бланк состоит из 5 разделов.

Раздел I «Доходы и расходы»

В эту часть в хронологическом порядке заносят все хозяйственные операции с указанием:

    даты и номера первичного документа (z-отчет, платежное поручение, товарный чек, акт, накладная и т.д.);

Если операция доходная, то сумму вписывают в столбец 4, если расходная – в столбец 5.

На УСН 6% столбец 5 не заполняют.

Записывать нужно только те суммы доходов и расходов, которые участвуют в расчете налога. Например, получение и погашение займов, оплата уставного капитала, и взнос собственных средств – все это не считается налогооблагаемым доходом, поэтому вносить такие операции в КУДИР не нужно.

Полный перечень доходов и расходов, которые влияют на величину налога приведен в статьях 346.15 и 346.16 НК РФ, а порядок признания – в статье 346.17.

В какой момент заносить доходы

На УСН применяется кассовый метод, а значит все поступления вносят в КУДиР в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу.

В какой момент заносить расходы (только для УСН 15%)

Здесь все зависит от характера расходов.

    Материальные затраты вносят тогда, когда материалы и отгружены, и оплачены. То есть в КУДиР будет стоять наиболее поздняя дата. Если материалы уже оплачены, но еще не получены, или наоборот, сумма расходов в налогообложении пока не участвует и запись в КУДиР не вносят.

    Траты на основные средства (покупку, сооружение, изготовление) и нематериальные активы вносят последним числом квартала на основании расчетов из раздела II.

    Расходы на покупку товаров, предназначенных для перепродажи, вносят только по мере их реализации. То есть закупочную стоимость товаров, которые еще не проданы и лежат на складе, в расходах для налогообложения учитывать нельзя.

В справке в конце раздела I на УСН 6% заполняют только строку 010.

На основе итоговых данных КУДиР по кварталам и по году рассчитывают авансовые платежи и годовой налог, заполняют налоговую декларацию по УСН.

Раздел II «Расчет расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов»

Этот раздел предназначен только для упрощенцев с объектом «Доходы минус расходы».

Данные в него вносят только по тем основным средствам, которые уже введены в эксплуатацию и только в пределах оплаченных сумм.

Затраты нужно распределить равномерно по кварталам, оставшимся до конца календарного года.

Например, если основное средство купили в феврале, то есть в первом квартале, за 200 тысяч рублей, то затраты будут списываться по 50 тысяч последним числом первого, второго, третьего и четвертого кварталов. А если покупку совершили в июле, то есть в третьем квартале, за 300 тысяч, то по 150 тысяч нужно списать в третьем и четвёртом кварталах. Расходы на ОС, купленное в четвертом квартале, одной суммой спишутся последним числом четвертого квартала.

Рассчитанную сумму к списанию за текущий квартал из графы 12 раздела II вносят в графу 5 раздела I на последнее число квартала.

Графы 7, 8, 14 и 15 предназначены для тех случаев, когда основное средство купили до перехода на упрощенную систему налогообложения.

Раздел III «Расчет сумм убытка прошлых периодов, уменьшающих налоговую базу»

Эта часть тоже предназначена только для тех, кто применяет УСН 15%, имел в прошлых периодах убытки и может уменьшить налогооблагаемую базу на сумму этих убытков.

Раздел IV «Расходы, уменьшающие сумму налога»

Этот раздел заполняют те, кто применяет УСН 6%.

В него вносят сумму страховых взносов, больничных, выплаченных за счет работодателя, взносов на добровольное страхование сотрудников, т.е. те суммы, на которые потом будет уменьшен налог УСН 6%.

Раздел V «Расчет сумм торгового сбора, уменьшающего налог»

Эту часть заполняют те, кто применяет УСН «Доходы» и платит торговый сбор.

Станьте пользователем сервиса «Моё дело», и вам не придется самостоятельно заполнять Книгу учета доходов и расходов. Вы будете вносить данные о выручке и расходах, а сервис сам сформирует КУДиР и налоговую декларацию.

Если все поступления и траты идут только через расчетный счет, то сформировать КУДиР в нашем сервисе еще проще – нужно лишь загрузить банковскую выписку.

Ознакомиться с образцом КУДиР (Книга учета доходов и расходов) при УСН на 2017г. можно на нашем сайте. Эксперты рассмотрят во всех подробностях правила и порядок заполнения Книги в действующей форме

13.10.2016

В данной статье будет уделено внимание следующим вопросам:

    Правильное заполнение КУДиР по УСН.

    Правильное отражение доходов/расходов (Д/Р) в КУДиР по УСН.

    Образцы заполнения КУДиР по УСН.

    Образцы заполнения КУДиР по УСН - 2017.

    Образец заполнения раздела №4 КУДиР при УСН - 2017.

Правила заполнения КУДиР при УСН

КУДиР всегда заполняется в единственном экземпляре. При наступлении нового налогового периода (НП), а именно года заводится новая Книга. Данный документ можно вести в бумажном варианте, а также в электронном.

Если Книга велась налогоплательщиком в бумажном варианте, то до наступления момента внесения в ее соответствующих записей нужно обязательно:

    Оформить титульный лист.

    Не забыть про сшивание и нумерацию страниц.

    Последняя страница Книги, которая полностью пронумерована и прошита, заполняется информацией относительно содержащихся в ней страниц.

    Произвести заверку непосредственно у руководителя фирмы/организации/ИП.

    Проставить печать фирмы/организации.

При ведении данного документа в электронном варианте, по окончанию каждого отчетного/налогового периода его потребуется распечатывать, другими словами, переносить на бумагу.

При окончании НП выполнить следующие манипуляции:

    Вывести документ на печать в полном его объеме.

    Качественно сшить, не забыв пронумеровать страницы, указать их общее количество на последней странице Книги.

    Оформить заверение подписью руководителя организации/фирмы/ИП.

    Закрепление подписи соответствующей печатью.

Здесь в обязательном порядке следует обратить внимание на то, что заверка Книги в налоговой инспекции больше не является необходимым, так как не предусмотрено Порядком.

Какие предусмотрены штрафы за КУДиР по УСН?

Если Книга не велась или в ней неправильно были отражены показатели, нарушителей ждет несение ответственности на основе статьи №120 НК РФ. Штраф в данном случае может варьироваться от 10 тыс.руб. до 30 тыс.руб.

Если случилось так, что определенные нарушения, которые были допущены, привели к снижению налоговой базы, то размер штрафа будет составлять 20% от суммы налога, который был неуплачен, однако не меньше 40 тыс.руб.

КУДиР в электронном варианте

На сегодняшний день представляется отличная возможность ведения Книги по УСН в электронном варианте (к примеру, в экселе). Как вариант, можно также воспользоваться онлайн-сервисом, который можно найти в Интернете. Данная разработка очень удобна тем, что все данные Книги хранятся не в доступном виде, а в зашифрованном. При необходимости можно зайти в сервис, используя пароль и логин, и распечатать документ.

Разделы КУДиР

Книга состоит из четырех разделов:

    Раздел №1: «Д и Р».

    Раздел №2: отражение Р на создание/приобретение ОС, нематериальных активов.

    Раздел №3: заполняется теми, кто получил какие-либо убытки по результатам прошлых налоговых периодов.

    Раздел №4: заполняется только «упрощенцами», отличающимися объектом «Д». Здесь отражаются страховые взносы, выплаченные работниками пособий по причине временной нетрудоспособности, а также платежей на основе договором добровольного личного страхования.

Раздел №1 дополнен Справкой.

В ходе заполнения первого раздела необходимо указывать следующие данные:

    Графа 1 - внесение порядкового номера той операции, которая регистрируется.

    Графа 2 - обозначение даты, номера первичного документа, который является основанием для получения Д/оформления Р.

    Графа №3 - обозначается содержание операции, которая регистрируется.

    Графа №4 - вносится сумма Д, которая учитывается в ходе расчета единого налога.

    Графа №5 - вносится сумма Р, которая учитывается в ходе расчета единого налога (необходимо для тех, кто производят уплаты налога с разницы между Д/Р). Те фирмы/организации, которые применяют объект «Д», на основании общего правила, данные относительно Р в Книгу не вносят. Однако с 2013г. было внесено исключение из вышеприведенного правила. Для упрощенцев, имеющих объект «Д» по новым правилам необходимо отражать потраченные суммы по субсидиям (те, которые были выделены компаниями/фирмами из бюджета для определенных целей). Пункт 2.5 Порядка предусматривает два вида подобного финансирования: государству дозволено частичное возмещение Р на создание дополнительных рабочих мест, а также бюджету можно выделять денежные средства для развития малого/среднего бизнеса.

В остальных случаях на основании общих правил организации/фирмы/ИП, которые производят уплаты единого налога с доходов, должны заполнять исключительно первый раздел и только ту его часть, которая касается доходов.

Внесение исправлений в КУДиР

В данный документ можно вносить определенные изменения, однако они должны быть подкреплены соответствующим основанием для этого. Для осуществления данной операции организация должна иметь весомые аргументы, которые способны подтвердить правомерность вносимых изменений (к примеру, первичные документы, бухгалтерские справки и тому подобное). Если ведение Книги осуществляется в бумажном варианте, то для исправления ошибки потребуется:

    Аккуратно зачеркнуть допущенную ошибку.

    Вписать рядом правильное значение показателя.

    Дополнить изменение датой проводимых манипуляций.

    Исправления обязательно заверяются подписью руководителя организации/фирмы, скрепляются соответствующей печатью.

Правила корректировки КУДиР, которая ведется в электронном варианте, официально установлены не были. Однако на практике это выглядит так: если данный документ велся в электронном виде на компьютере, потребуется произвести удаление неправильных значений и ввод других (правильных).

Правильное отражение доходов в КУДиР

Известно, что при УСН следует учитывать доходы от реализации, а также внереализационные доходы (их состав следует определять исходя из статьи №249, №250 НК РФ). Таким образом, только эти суммы должны быть вписаны в графу №4 Раздела №1 КУДиР.

В данном документе не требуется отражение поступлений, которые перечислены в статье №251 НК РФ. Также если организация/фирма занимается совмещением ЕНВД и УСН, то не следует показывать поступления от той деятельности, которая была переведена на уплату ЕНВД.

Доходы, которые были получены в натуральной форме, должны учитываться на основе рыночных цен. Таким образом, в графу №4 Раздел №1 Книги вносится рыночная стоимость имущества. В данном случае подтверждающими документами будут считаться акты приема/передачи имущества, бухгалтерские справки, в которых производились расчеты рыночной стоимости имущества.

Отражение в КУДиР доходов по натуральной форме (пример)

ООО «Ливень» применяет УСН, имеет объект «Д-Р». Организация предоставляет услуги по ремонту и продаже мебели.

Фирмой был заключен договор мены, по нему она обязана отгрузить партию столов на общую стоимость 14,8 тыс.руб., взамен этого оформить получение материалов (винты/шурупы/гвозди/гайки и тому подобное).Обеими сторонами имущество было передано 16.01.2017г. Бухгалтером общества было определен тот факт, что рыночная стоимость материалов, которые были получены, равняется сумме в 7540 руб. Так как имущество было признано неравноценным, то стороной, передаваемой материалы, 19.01.2017г. была перечислена разница деньгами. Полученные доходы следует отразить в налоговом учете ООО «Ливень».

Так, ООО «Ливень» 16.01.2017г. должно сделать учет в графе 4 раздела №1 КУДиР рыночной стоимости материалов, которые поступили в указанные сроки (7540руб.), а 19.01.2017г. - сумму денежных средств, полученных от контрагента (то есть 14,8тыс.руб. - 7540руб.).

Доходы, которые были получены в ходе зачета взаимных требований, необходимо отразить в КУДиР датой подписания акта относительно зачета взаимных требований. Согласно статье №410 ГК РФ, в момент подписания акта покупателем гасится его обязательство непосредственно перед продавцом. Так, дата погашения обязательства является датой получения соответствующего дохода (статья №346.17 пункт 1 НК РФ). Акт зачета взаимных требований является основанием для внесения тех или иных записей в КУДиР.

Правильное отражение расходов в КУДиР

В графу 5 раздела №1 КУДиР «упрощенцам» с объектом «Д-Р» следует вносить расходы, которые перечислены в статье №346.16 пункте 1 НК РФ.

Отражение в КУДиР НДФЛ по натуральной форме (пример)

ООО «Ливень» применяет УСН, имеет объект «Д-Р». 05.02.2017г. организацией была выплачена вторая часть зарплаты работникам за январь 2017г. в сумме 430,9тыс.руб. Заработная плата была выдана из кассовой выручки. 06.02.2017г. было осуществлено перечисление удержанного из доходов работников НДФЛ в сумме 110,552тыс.руб. Перечисленные операции следует правильно отразить в КУДиР.

Фирма/организация имеет полное право 05.02.2017г. учесть в статье расходов на оплату труда сумму зарплаты, которая была выдана, без НДФЛ (то есть 430,9тыс.руб.), а 06.02.2017г. - НДФЛ, который был удержан и перечислен в бюджет (то есть 110,552тыс.руб.).

Так как заработная плата и НДФЛ были перечислены в разные дни, то в КУДиР их необходимо отражать отдельными записями.

При отражении в КУДиР расходов по списанию стоимости тех или иных товаров, следует кроме платежного поручения/кассового чека, который подтверждает оплату соответствующего товара, отразить реквизиты бухгалтерской справки, обосновывающей дату списания стоимости того или иного товара в статью расходов. Данное правило подтверждается статьей №346.17 пунктом 2 НК РФ.

Отражение в КУДиР стоимости реализованного товара (пример)

ООО «Ливень» применяет УСН, имеет объект «Д-Р», при этом торгует детскими игрушками. 06.03.2017г. магазином было сделано приобретение конструкторов (30 штук) по стоимости 800руб. без учета НДС/штука. Продажная стоимость одного набора установлена на отметке в 1400руб.

13.03.2017г. было продано 5 наборов данной игрушки. Денежные средства за проданный товар были получены от покупателя 16.03.2017г.

Указанные ранее операции следует отразить в налоговом учете. Так, покупную стоимость проданных товаров следует списать в статью расходов после произошедшей оплаты поставщику и реализации покупателю. По этой причине 13.03.2017г. фирма имеет право учитывать в статье расходов 4тыс.руб. (800руб. Х 5 штук).

16.03.2017г. следует произвести отражение доходов в размере 7тыс.руб. (1400руб. Х 5 штук).

Осуществляя в КУДиР запись относительно нормируемых затрат, кроме платежного поручения, следует также указывать реквизиты банковской справки, так как на ее основании была рассчитана сумма, которая относится к расходам.

Стоимость материалов/сырья фирмы и организации, работающие на УСН, имеют возможность учитывать в статье расходов сразу после того, как они были оприходованы и оплачены. Таким образом, ждать отпуска товаров/сырья в производство становится не обязательным условием. Вышеперечисленные объяснения подкреплены письмом №03-11-11/284 Минфина РФ от 27.10.2010г.

Правильное заполнения раздела №3 КУДиР по УСН

Заполнение раздела №3 КУДиР требуется только при одновременном выполнении следующих условий:

    Объект налогообложения - «Д, которые уменьшены на расходы».

    Присутствие убытков в отчетном году/предыдущих годах.

Так, если та или иная фирма имеет объект «Д», «Д-Р», однако убытков не было, заполнять данный раздел не нужно.

Для начала эксперты рекомендуют разобраться с тем, для чего вообще предусмотрен раздел №3 КУДиР. Так как фирмам/организациям, работающим на УСН и имеющим объект «Д-Р», следует по окончанию года снижать налоговую базу при УСН на сумму прошлых убытков, которые были получены в ходе применения данного спецрежима. Здесь сразу следует обратить внимание на тот факт, что это является не правом, а обязанностью. Если кому-либо уменьшение доходов текущего года на сумму прошлогодних убытков является невыгодным, то снижение налоговой базы можно не снижать, а сделать перенос убытков на будущие периоды (любой убыток может быть списан в течение десяти лет).

Для разъяснения эксперты напоминают, что к убыткам относится сумма превышения расходов, которые были учтены, непосредственно над суммой полученных доходов за этот же период. А так как списание прошлогодних убытков в уменьшение текущей налоговой базы по УСН возможно исключительно лишь по результатам года, раздел №3 КУДиР тоже следует заполнять только по итогам года. Как правильно это сделать?

В строку 010 указывается общая сумма убытков, которые были перенесены с прошлых периодов.

В строки 020-110 распределяется данная сумма подробно, а именно по годам возникновения.

В строку 120 записывается величина налоговой базы по налогу при УСН, период- текущий отчетный год.

В строку 130 указывается сумма убытков, на которую организацией/фирмой будет уменьшатся текущая налоговая база. К слову, показатель в данной строке должен быть меньше показателя, записанного в строке 010.

В строку 140 для справки записывается сумма убытков за текущий период. Данную сумму можно определить, обратив внимание на строку 041 справки к разделу №1 КУДиР. На данную сумму фирмам/организациям можно уменьшать налоговую базу следующего года.

Если в текущем году фирмой/организацией были списаны убытки не в полном их объеме, то общая величина неиспользованных убытков должна быть указана в строке 150.

В строки 160-250 необходимо внести данную сумму по годам возникновения тех или иных убытков.

Нововведения в КУДиР по УСН-2017

Начиная с 01.01.2017г., будут внесены определенные изменения в КУДиР.

Порядок заполнения КУДиР с 2017г.: внесенные изменения

Сразу стоит отметить, что внесенные нововведения в порядке заполнения КУДиР будут применяться с 2017г. Так, данный документ в 2016г. должен вестись согласно текущим правилам (без внесенных нововведений).

К изменениям можно отнести отмену заверки КУДиР печатью ИП, если ее нет в наличии. Имеется также уточнение относительно того, что в раздел №5 Книги предпринимателям следует указывать все расходы на страхование: взносы из МРОТ/взносы с доходов.

Раздел №6. Величина ТС, которая уменьшает сумму налога, уплачиваемого по причине применения УСН, исчисленного по объекту налогообложения непосредственно от вида предпринимательской деятельности, относительно которого был установлен ТС.

Раздел №6 КУДиР следует заполнять фирмам/организациям на УСН при объектах «Д». Здесь проставляется сумма ТС, который был уплачен.

В графу 1 вносится порядковый номер операции, которая регистрируется.

В графу 2 заполняется информацией относительно даты и номера первичного документа, на чьем основании была произведена регистрируемая операция.

В графу 3 следует внести данные о периоде, за которые была произведена уплата ТС.

В графу 4 вводится величина ТС, которая была уплачена.

Заверка КУДиР за 2016г. и 2017г. в инспекции: необходима ли?

Так, стало известно, что заверку Книги за 2016г. и 2017г. производить в налоговой инспекции не следует.

Напомним, что в старых формах КУДиР на титульном листе присутствовали графы - в них ставились отметки налоговиков. Новая форма, которая применяется с 2016г., на титульном листе не содержит соответствующей строки, в которой должен поставить подпись представитель налоговой инспекции.

Данные формы утвердили приказом №135н от 22.10.2012г. Минфином. Уже с 01.01.2017г. в Книгу будут внесены изменения, которые описаны выше, однако они вовсе не оказывают влияние на заверку ее у налоговиков. Другими словами, Книга за 2017г. в ИФНС не заверяется.

КУДиР в 2017г. (образец)

Предприниматели, ведущие учет самостоятельно, часто не торопятся использовать книгу учета доходов и расходов. Объясняют тем, что с 2013 года ее не нужно визировать в налоговой инспекции, значит можно ничего не делать. Тем не менее книгу желательно вести. Что такое КУДиР, когда и кем она применяется? Как вести и заполнять книгу учета доходов и расходов в 2018 году, читайте в этой статье.

Что это такое КУДиР?

Книга учета доходов и расходов - дневник движения денег, который применяется при ведении бухучета на специальных налоговых режимах, таких как упрощенная система налогообложения (УСН) и ПСН. Все, кто работают на “упрощенке” или патенте, ведут на ее основе учет доходов и расходов. Она имеет свои стандарты и их нельзя менять. Заполнить книгу можно самостоятельно или доверить специалистам аутсорсинговой компании, например, популярного сервиса .

Книга нужна, прежде всего, предпринимателю. Чтобы контролировать свою прибыль и не «вылететь» с упрощенки. Для этого нужно помнить про ограничения объема доходов по УСН. В 2018 году - 150 млн рублей в год. Однако если вы потеряли возможность использовать упрощенную систему налогообложения и вынуждены перейти на общий режим, понадобятся все чеки с начала текущего квартала. Поэтому их все равно лучше хранить и записывать в КУДиР.

Заполнить КУДиР можно несколькими способами

Купить в магазине книгу и вести ее вручную. В этом случае ее придется пронумеровать, прошить насквозь, поставить печать, а на последней странице наклеить этикетку со словами: Прошито-пронумеровано Х страниц. На наклейке ставят подпись либо директор, либо предприниматель.

Электронно . Обычно используют таблицы в эксель или любой специальный сервис.

Бумажную КУДиР оформляют в январе, перед началом работы на текущий год. Если книга ведется в электронном виде, то в конце года ее распечатывают, пересчитывают количество страниц, прошивают и ставят печать. На следующий календарный год рекомендуется открыть новую КУДиР.

Не следует откладывать заполнение Книги учета – лучше ежедневно тратить на это один час, чем на неделю выпасть из рабочего графика перед сдачей отчетности.

Закон обязывает хранить КУДиР четрые года. При УСН налогоплательщик может воспользоваться правом закрыть убытки прошлых лет или уменьшать УСН с помощью уточненки. Поэтому, выгоднее не выбрасывать 11 лет.

Штрафные санкции . Если книга отсутствует, то налоговики могут расценить это как грубое нарушение учета доходов и расходов и могут наложить взыскание на сумму от 100 до 30 тысяч рублей. Поэтому, если не вели книгу с начала работы, то экономичнее ее восстановить задним числом самостоятельно или обратиться в сервис .

Если вы не работали , то у вас будет нулевая КУДиР - заполняется титульный лист и вместо цифр ставятся нули. Нулевая КУДиР аналогично пронумеровывается, прошивается и скрепляется печатью.

Как заполнять - общие правила

Книгу заполняют кассовым методом, используя первичные документы. В этом случае, доходом является время внесения денег в кассу или на расчетный счет. То есть все записи вносят по очереди, а чеки, счета и квитанции хранятся в папке.

Чтобы не потерять ни одного документа и не искать ошибки перед сдачей отчетности, записи в книгу учета надо вносить регулярно: этого требует закон и здравый смысл. Достаточно выделить полчаса в конце или начале рабочего дня для заполнения Книги.

Вырывать страницы из книги ни в коем случае нельзя, а вот вносить изменения в записи не возбраняется, надо лишь подтвердить достоверность каждой правки подписью руководителя.

Когда и кем применяется КУДиР?

Ведут КУДиР налогоплательщики на УСН - по ставке 6% с объектом “Доходы” и по ставке 15% с объектом “Доходы минус расходы”, а также те, кто работает на патенте и уплачивает торговый сбор. В 2018 году в книге появилась новая страница про торговый сбор. Законодатели ввели ее для удобства расчета УСН в трех городах, где его применяют, а именно - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Раньше сумма торгового сбора не выделялась отдельной строкой, поэтому в книге она сразу указывалась с вычетом. Это усложняло процесс расчета УСН. Итак, как заполнять книгу учета доходов и расходов ИП при УСН?

КУДиР для ИП на УСН 6%

На УСН "Доходы" (ставка 6%) в книге используют страницы 1 - 4 параграфа I "Доходы и расходы" и параграф IV "Расходы на страхование и больничные". Разделы I и III упрощенцы «по доходам» не заполняют.

Первые три графы обычно не вызывают сложности. В них переписывают данные из первичных документов: выписок банка, счетов на оплату и других. На последних двух графах остановимся подробнее.

В графе 4 последовательно указывают все доходы, поступившие на расчетный счет или в кассу. Сюда же вписывают внереализационные доходы – это доходы, полученные от разницы курса валют, от сдачи имущества в аренду, в виде процентов по кредитному договору и другие.

КУДиР для ИП на УСН 15%

При УСН “Доходы минус расходы” (ставка 15%) бухучет ведется на основе первичной документации: чеков, квитанций, счетов-фактур. Но все расходы вносить нельзя. У ФНС есть закрытый список трат, на основе которых уменьшается налог.

При заполнении книги учета при УСН 15% предприниматель заполняет графу 5 и вносит расходы, оговоренные в Налоговым кодексе РФ. Их список ограниченный и всего 37 пунктами.

К сожалению, в список входят не все затраты, связанные с предпринимательской деятельностью. Например, покупку холодильника и микроволновки для сотрудников нельзя учитывать в составе расходов. А вот оплата за онлайн-кассу - учитывать можно. Главное правило - помогают ли эти затраты зарабатывать предпринимателю деньги. Ведь можно купить холодильник, зачесть в расходе и поставить на даче. Налоговики следят за такими злоупотреблениями и наказывают штрафами за умышленное занижение налогооблагаемой суммы.

Образец заполнения КУДиР для ИП на УСН 15% . ИП Мартьянов занимается производством и продажей детских игрушек. Он закупил материал и фурнитуру для новых кукол на сумму 230000 рублей и детский сад купил потом игрушек на 10000 рублей. И поступила аванс в размере 2000 рублей. Кроме того, вернули мелкую игрушки за 20 рублей. В январе Мартьянов принял первого сотрудника и начислил ему зарплату 30.000 рублей. Начисленные взносы составили 9000 рублей и НДФЛ - 3900 рублей. Все расходы и доходы Мартьянов занес в КУДиР.

Расходы на пенсионное и медицинское страхование помогут снизить налог по УСН. Если это взносы за самого предпринимателя, то налог снижают до 100%, а если за работников – только 50%.

Итак, мы разобрались, как заполнять книгу доходов и расходов ИП. Самое главное, вносить все доходные операции в книгу постоянно и не запускать. Помните, что доходом в бизнесе считаются все, что вы заработали и неважно как его получили - налично, безналично или взаимозачетом. Все средства обязательно указываются в КУДиР и облагаются налогом.

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь , предложение ограничено.


Вложенные файлы

  • Образец заполнения КУДиР для ИП.xls
  • Образец КУДиР для предпринимателей на УСН.xls
  • Образец КУДиР для предпринимателей на ПСН.xls
  • Образец КУДиР для ИП на ЕСХН.xls

В Российской Федерации регламентировано несколько способов уплаты налогов для ИП. Все доходы и расходы предпринимателя необходимо учитывать и фиксировать, после чего документация направляется в ФНС.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В этой статье мы подробно рассмотрим следующую информацию:

  • что такое КУДиР? Для чего нужен соответствующий документ;
  • какие изменения его коснулись в 2019 году? Дадим ссылки на положения Законов;
  • структура документации, – из каких разделов состоит;
  • установленный порядок ведения;
  • как предприниматель должен заполнять КУДиР? Образец;
  • нужно ли сшивать страницы документа;
  • какая предусмотрена ответственность за нарушения, и каковы особенности отчётности для одиночных предпринимателей?

Что это такое

Прежде всего, гражданам необходимо знать, что каждое лицо обязано платить налоги, «теневой» бизнес влечёт за собой и административную, и уголовную ответственность (в некоторых случаях) перед органами. Их сбором занимается Федеральная Налоговая служба России, а регламентирует их деятельность одноимённый Кодекс.

Индивидуальные предприниматели (ИП) – это физические лица, имеющие право на ведение соответствующей трудовой деятельности. В Российской Федерации есть несколько систем налогообложения, некоторые из них разработаны и утверждены специально для таких граждан. Основная часть предпринимателей выбирает УСН (6%).

Упрощённых систем налогообложения две:

  • общая версия (только прибыль);
  • «доходы минус расходы (аналогично, без учёта затраченных средств)».

Некоторые ОКВД (коды деятельности) не позволяют использовать УСН, её заменяет либо «Общая», либо «Патентная» (ПСН) система сбора.

Все доходы и расходы предприниматель фиксирует. На основе полученных денежных средств в результате его трудовой деятельности идёт расчёт налога – вычитается определённый размер. Одна переводится в ФНС России, другая доля поступает в ПФР. Также не стоит забывать об ОСН.

Данные фиксируются в книге учёта доходов и расходов, в КУДиР. Налоговой инспекции он нужен для изучения, соответствующий документ выполняет функцию доказательства того, что предприниматель не избегает сбора.

Последние изменения

До момента наступления 2019 года книга имела всего четыре раздела. Каждая глава будет описана ниже. Нововведение коснулось структуры – в КУДиР официально включен «Раздел V». Реформу производило Министерство Финансов Российской Федерации, что было закреплено соответствующим приказом (227н, 7. 12. 2016 год).

Изменения коснулись остальных разделов, предприниматели обрели новые права и обязанности. С первого января 2017 года в силу вступил 430 Закон НК РФ, который регламентирует фиксированные выплаты по обязательному страхованию граждан.

С 2019 года ИП (УСН «Доходы») получают право вносить в КУДиР суммы страховых отчислений. Есть условие – предприниматель должен заниматься конкретной деятельностью в одном лице, то есть, не иметь наёмных работников (самозанятые граждане).

С этого же года Министерство Финансов РФ освободило владельцев индивидуальных предприятий заносить в книгу доходы от работы зарубежных компаний, которые он контролирует. Соответствующее положение действует на предпринимателей, выбравших упрощённую систему налогообложения.

В соответствии с Федеральным Законом под номером 82 книгу учётов заверять печатями больше не требуется.

Такое нововведение относится к компаниям и ИП, занимающимся по УСН. С 2019 года, при распечатке страниц КУДиР, отменяется проставление штампов и подписей на каждом листе.

Структура

Книга учёта доходов и расходов предприятия содержит 6 частей:

  • титульный лист. Основная информация о фирме и её владельце. Далее – разделы;
  • «доходы и расходы», главный перечень. Четыре таблицы;
  • убытки, полученные в результате приобретения, изготовления или сооружения основных средств и нематериальных активов. Соответствующие числа учитываются при исчислении размера налоговой базы за весь отчётный период;
  • убытки, уменьшающие сумму общего сбора;
  • расходы, понижающие сбор вследствие использования УСН и уплаты авансов;
  • сумма торгового налога.

Информация, содержащаяся в пятом пункте списка (Раздел-4), сообщает о расходах, предусмотренных статьёй 346.21 НК РФ (п. 3.1).

Общий порядок ведения

Существуют общие правила ведения книги учёта доходов и расходов:

  1. С начала каждого нового отчётного периода заводится новая КУДиР.
  2. Если ИП допустил ошибки, то он обязан их исправить, пояснить (почему) и заверить личной подписью.
  3. С момента наступления 2013 года заверять в ФНС книгу необходимость отсутствует.
  4. Все операции отражаются в порядке хронологии, каждое событие нумеруется и подписывается.
  5. Цифры и слова писать чётко и понятно. Электронные варианты распечатываются, каждая страница нумеруется. Есть поля с клетками (ИНН). В каждый квадрат заключается одна цифра.
  6. Суммы вписываются в округлённом порядке, без копеек.

Как правильно заполнить и ее образец

Образец заполнения КУДиР для ИП на УСН 6 в 2019 году поможет начинающим предпринимателям избежать проблем с уплатой налогов и административных наказаний за нарушения.

ФНС России старается максимально изучить соответствующие отчёты, и любое несоответствие может привести к проблемам.

Титульный лист

Титульный лист книги учёта, порядок процедуры составления:

  • оставить нетронутым поле «ОКУД»;
  • указать точную дату начала ведения документа;
  • напишите настоящую фамилию, имя и отчество;
  • впишите ИНН в клетки. В блаке присутствуют две строки, 1 – для организаций, 2 – для ИП;
  • «ОКПО» заполняется по желанию. Его номер содержится в информационном письме от РосСтата. Также код содержится на сайте ОКПО ру;
  • объектом налогообложения является не владелец или фирма, а соответствующая система. Пишите точное название, например, «доходы» или «доходы минус расходы»;
  • указать адрес главного местонахождения офиса компании. Если предприниматель ведёт трудовую деятельность по месту жительства, то вписываем его данные;
  • далее – расчётный счёт. Рекомендуется перепроверить. После цифр напишите название банка, выдававшего р/с.
Оформление первого раздела:
  1. Ставится порядковый номер события (графа-1).
  2. Дата записи и номер документа, подтверждающего соответствующую информацию (г-2).
  3. Поступление денежных средств. Указываем дату прихода и идентификационный код Z-отчёта.
  4. Поступление денежных средств на расчётный счёт. Дата, номер или выписка.
  5. По БСО (бланку строгой отчётности). Аналогично, дата и иные сведения. Если в течение одного рабочего дня имеется несколько БСО, то составляем приходно-кассовый ордер (ПКО), нумеруем его. Так же оформляем, не забываем указывать сумму. Запрещается объединять БСО за разные дни в один ПКО! Допустимо составление ордера по приходам исключительно за текущие сутки.
  6. Возврат оформлять со знаком «минус» (далее – сумма), номера документов (например, расторгнутый договор) и даты прикладываются.
  7. Графа «Расходы» оформляется в аналогичном порядке. Прикладываются кассовые или товарные чеки, поручения, ордеры и иные бумаги. Соответствующую графу заполняют исключительно объекты, относящиеся к системе налогообложения «доходы минус расходы»! Знак «минус» не ставится.
  8. Объекты «Доходы» пишут данные в строе Excel Здесь находится число суммы, полученной за год. «Доходы минус расходы» — 010-030, 040 и 041 (кроме отрицательных результатов расчёта).

Раздел 2, процедура оформления:
  • основные средства. Сюда входят материальные блага (авто, оборудование), используемые предприятием более 1 года;
  • нематериальные активы (патенты, товарные знаки), срок использования аналогичен.

Доходы минус расходы

Второй раздел заполняется только предпринимателями, использующими УСН «доход минус расход» при условии, что такие убытки за налоговый период претерпевались.

В третьем разделе (для тех же объектов) фиксируются расходы за прошлые годы с перенесением на текущее обложение.

Доходы

Четвёртая часть КУДиР касается исключительно предпринимателей, ведущих конкретную деятельность согласно программе «доходы» УСН. Порядок оформления:

  • внимательно изучаем таблицу, ставим дату периода;
  • нумеруем событие;
  • следующий столбец – дата и документ (номер);
  • далее вписываем суммы по взносам;
  • считаем «Итого».

Нужно ли сшивать

Предприниматели обязаны сшивать страницы книги. Это касается и бумажных документов, и электронных вариантов, которые налогоплательщик распечатает. Все страницы нумеруются, в конце указывается их количество, ставится подпись. Листы заключаются в папку.

Ответственность за нарушения

Практически все нарушения, связанные с КУДиР, влекут за собой административную ответственность. Одними из частых правонарушений предпринимателей следует назвать укрывание дохода и ложную фиксацию расходов.

Халатное отношение к ведению бизнеса (отсутствие книги, например) карается назначением штрафа, равного 10 000 – 30 000 рублей, о чём свидетельствует 120 статья Налогового Кодекса.

Особенности без работников

Предприниматель ведёт книгу «за себя». Данные о работниках, их заработной плате и отчислениях в КУДиР не вносятся.

Самозанятые ИП освобождены от обложения сбором выплат в ФФОМС. Правительство Российской Федерации готовит законопроект, который позволит соответствующим гражданам перейти на систему УСН-3% вместо шести.

Власти России настроены на поддержку малого бизнеса, особенно реформы коснутся так называемых самозанятых граждан (предприниматели-одиночки).

Учёт доходов, расходов, оформление и хранение КУДиР регламентирует Налоговый Кодекс РФ. Её ведение входит в прямые обязанности ИП и компаний.

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня мы продолжаем серию статей о том, как заполнить КУДИР для тех, кто в качестве налогового спецрежима использует упрощенку или патент. Мы уже писали про , а также про . Сегодня речь пойдет о КУДИР для тех, кто считает налог по другой базе, уменьшая доходы на расходы. Заполнять такую КУДИР сложнее, но разобраться все-таки можно. Если у вас не очень много операций за год, то заполнить вы ее сможете сами.

Заполнять КУДИР автоматически, вести учет и сдавать отчетность удобнее всего в специальном сервисе .

Думаю, что не стоит напоминать о том, что КУДИР ведут все ИП и компании, применяющие упрощенку. Принципиальных отличий по заполнению книги первыми и вторыми нет – все делается практически одинаково. Об основных требованиях к ее заполнению мы уже говорили, поэтому тоже повторяться не будем. Приступим сразу к делу.

КУДИР имеет унифицированную форму, заполнять нужно именно ее. Найти бланк и указания по его заполнению можно в Приказе Минфина РФ № 135н от 22.10.2012 г. Скачать форму можно также вот .

Итак, если вы уже скачали и распечатали форму и она уже лежит перед вами, пробежимся по ее разделам, которых всего четыре. Ну и плюс титульный лист. Форма содержит:

  • Титульный лист – здесь указываем сведения о налогоплательщике;
  • Раздел I Доходы и расходы – для поквартального отражения доходов / расходов;
  • Раздел II Расчет расходов на ОС и НМА, которые учитываются при расчете базы для налога – заполняется при наличии самих ОС и НМА;
  • Раздел III Расчет суммы убытка, учитываемого при исчислении УСН – заполняем опять же по необходимости, т. е. если в предыдущие года был убыток;
  • Раздел IV Расходы, уменьшающие налог на УСН в соответствии с НК РФ – здесь показывают суммы страховых взносов те, кто считает УСН с Доходов.

Важно! С 01 января 2018г. КУДИР заполняется по новой форме. В нее добавлен V раздел, в котором нужно будет отразить сумму торгового сбора. Раздел актуален для предпринимателей г. Москва, применяющих УСН «Доходы» и уплачивающих торговый сбор.

Шаг 1: Как заполнить титульный лист

Заполнение титульника здесь никак не отличается от того, как его заполняют в КУДИР на УСН-Доходы. Все делаем точно также. Единственное отличие: в графе «Объект налогообложения» прописываем следующее «доходы, уменьшенные на величину расходов». И все! Титульник готов!

Вот пример его заполнения:

Шаг 2: Что ставим в Разделе I Доходы и расходы

В этой части Книги учета указываются доходы и расходы, которые принимаются в расчет при определении налогооблагаемой базы при УСН. Здесь вы найдете четыре таблицы: одна таблица на один квартал. Не забываем, что каждая операция прописывается отдельной строкой, обязательным основание является конкретный первичный документ. Количество строк добавляем при необходимости.

В каждой таблице пять граф: № операции по порядку, № и дата документа, являющегося основанием записи, суть операции, сумма дохода или расхода – смотря, что отражаем.

Попробуем заполнить одну из таблиц, воспользовавшись следующими исходными данными: ООО «Старт» занимается установкой пластиковых окон. В январе 2017 года организация оказала услуги двум заказчикам, получив оплату за услуги 14.01.2017 г. в размере 30 тыс. рублей и 16.01.2017г. в размере 25 тыс. рублей. Для проведения работ по установке окон 11.01.2017 г. на 11 800 рублей были куплены расходные материалы, включая НДС. У ООО «Старт» имеется один работник, которому 30.01.2017 г. была выплачена зарплата в размере 4 500 рублей. 31.01.2017 г. за работника были уплачены взносы на пенсионное страхование - 1 170 рублей. Кроме того, у организации в качестве ОС числится компьютер, его остаточная стоимость на 01.01.2017 г. составляет 18 000 рублей.

Итак, что мы отражаем в Разделе I?

  • В расходах мы отражаем затраты на приобретение расходных материалов, входящий НДС тоже списывается одновременно с материалами, но отдельной строкой;
  • Далее отражаем поступление дохода 14 и 16 января;
  • Затем относим в расходы суммы зарплаты работника и взносов в ПФР, которые за него заплатил работодатель;
  • Последней операцией в квартале будет списание части стоимости ОС – компьютера. Эта сумма сначала рассчитывается в Разделе II. Как это делать, разберем чуть ниже.

Отразим все описанные выше операции в КУДИР. Пример заполнения приведен ниже:

Представим для простоты примера, что больше никаких операций в году не было. Но не забываем отражать в следующих периодах списание части остаточной стоимости компьютера.

Остальные таблицы будут выглядеть так:

Теперь надо заполнить справку к Разделу I. Здесь все довольно просто. По строке 010 ставим итого доходов за год – у нас в примере получилось 55 000 рублей. По строке 020 прописываем итого расходов за год – у нас вышло 35 470 рублей. Строка 030 заполняется при условии, что в прошлом году ООО «Старт» тоже применяло УСН и заплатило по результатам года в бюджет минимальный налог. Здесь должна стоять разница между уплаченным минимальным налогом и той суммой налога, которая получилась при обычном расчете.

Пусть у нас в примере ООО «Старт» перешло на уплату УСН с 2017 года, соответственно строка 030 у нас останется пустой. Теперь считаем, что у нас получилось по результатам 2017 года. Результат ставим либо в строку 040, либо в строку 050. ООО «Старт» получило прибыль в размере 19 530 рублей – заполняем строку 040.

Шаг 3: Как сделать расчеты в Разделе II

Вот с Разделом II, действительно придется повозиться. Чаще всего заполнить его без бухгалтера не получится. Итак, у ООО «Старт» числится в составе ОС персональный компьютер с остаточной стоимостью 18 000 рублей, куплен он был 16.01.2016 г. Ввели его в эксплуатацию 30 января того же 2016 года.

Расходы по ОС, принимаемые при расчете УСН, зависят от времени приобретения компьютера и срока его полезного использования. Здесь надо обратиться к классификации ОС по амортизационным группам (в помощь — Постановление Правительства РФ № 1 от 01.01.2012 г.). Итак, срок полезного использования ПК составляет от 2 до 3 лет. Значит, его остаточная стоимость надо списать в первый год применения упрощенки.

Здесь действительно лучше всего обратиться к бухгалтеру. Это касается ИП и юрлиц, у которых есть основные средства, и особенно тех из них, кто перешел на упрощенку с общей систему уплаты налога – здесь есть много особенностей!

Раздел II надо заполнить за 1 квартал, затем полугодие, 9 месяцев и год, то есть всего в КУДИР будет четыре таких таблицы.

Что здесь указывается?

  • № операции п/п;
  • Наименование ОС – у нас «персональный компьютер»;
  • Дата оплаты объекта ОС – ставим дату оплату (покупки) компьютера согласно первичным документам, у нас – 16.01.2016;
  • Дата подачи документов на гос. регистрацию — в нашем примере здесь будет прочерк, так как регистрировать компьютер не надо;
  • Дата ввода в эксплуатацию – ставим дату этой операции, в примере это 30.01.2016 г., акт № 2;
  • Первоначальная стоимость объекта ОС – здесь ставится первоначальная стоимость ОС, купленного в период использования упрощенки. У нас компьютер куплен в 2016 году, когда ООО «Старт» было на общем режиме, поэтому здесь ставим прочерк;
  • Срок полезного использования – это срок по классификации объектов ОС, у нас он равен 3 годам;
  • Остаточная стоимость – указываем 18 000 рублей;
  • Число кварталов, в течение которых мы будем эксплуатировать компьютер в этом налоговом периоде (в 2017 году) – у нас 4 квартала;
  • Доля стоимости, которая будет списана за эти 4 квартала – у нас 100%;
  • Доля стоимости объекта, списываемая за квартал – 25% (100% делим на 4 квартала).

Теперь считаем сумму расходов, списываемую за квартал – у нас 4 500 рублей, и за год – 18 000 рублей. Вот эти 4 500 рублей мы и отражали в расходах на последнее число каждого периода в Разделе I.

Остальные графы надо заполнить в случае, если ООО в 2016 году применяло УСН и уже списало часть стоимости объекта (графа 14); если срок использования ОС больше и часть его стоимости будет списана в следующих периодах (графа 15), ну и в графе 16 проставляется дата выбытия (реализации) ОС. Обратите внимание, что строк в этом разделе заводится столько, сколько у нас числится ОС и НМА.

В нашем случае таблица за 1 квартал выглядит вот так:

Шаг 4: Что делать с Разделом III

Это раздел надо заполнять только тем, у кого в прошлых годах были убытки. Причем эти убытки должны относиться именно к периоду применения упрощенки. У нас в примере с ООО «Старт», компания применяет УСН с 2017 года, соответственно, ей в этом разделе не надо ничего заполнять.

Чтобы разобраться с тем, как все-таки он заполняется, возьмем другие исходные данные: ООО «Прогресс» использует УСН с 2015 года. В 2015 году компании получила убыток, равный 100 тыс. рублей, в 2016 году тоже был убыток, но 50 тыс. рублей. По результатам 2017 года база для расчета УСН составила 120 000 рублей (строка 040 из справки к Разделу I).

Как заполнить Раздел III в этом случае? Сначала заполняем суммы убытков предыдущих периодов, которые еще не были перенесены на начало истекшего периода. Итак, по строке 020 ставим «за 2015 год» и «100 000» рублей, по строке 030 ставим «за 2016 год» и «50 000» рублей. По строке 010 у нас идет сумма этих убытков, которая равна 150 000 рублей.

Теперь идем в строку 120 и проставляем базу по налогу за 2017 год – 120 000 рублей. В строке 130 ставим сумму убытка, на который мы можем уменьшить налогооблагаемую базу за 2017 год – по нашим цифрам, получается, что мы можем уменьшить ее на все 120 тыс. рублей, ведь сумма убытков прошлых лет больше. По строке 140 проставляем прочерк, так как убытка в 2017 году у нас нет.

По строке 150 ставим сумму оставшегося убытка, которую мы сможем списать в следующих периодах – мы сможем списать в 2018 году еще 30 000 рублей, оставшихся с убытка 2016 года. В следующих строках 160-250 даем расшифровку этой цифры по годам – у нас в примере оставшийся убыток относится к 2016 году.

Заполненный Раздел III будет выглядеть вот так:

Если на скриншотах плохо видно, то можете скачать заполненный вариант КУДИР в формате xls.