Характеристика имажинизма. Поэзия Мариенгофа и Шершеневича

Имажинизм как литературное течение в России формировался в 1910-е годы. Он был связан с неспособностью культурной системы того времени ответить на новые вызовы, появившиеся в переходный период с его стремительно возросшим ритмом жизни. Распад привычной картины мира и возникновение альтернативной с особенной остротой затрагивало весь Прежде всего это касалось молодых художников и поэтов.

Происхождение термина "имажинизм"

Сам термин "имажинизм" в литературе является заимствованием у авангардистской поэтической школы Англии. Эта школа получила название имажизма. Расскажем вкратце о ней. В российской печати первые сведения об английских имажистах появились в 1915 году. Именно тогда была опубликована в сборнике "Стрелец" статья "Английские футуристы" З.А. Венгеровой. В ней говорилось о поэтической группе из Лондона, во главе которой были Т. Хьюм, Э. Паунд, Р. Олдингтон,

Имажизм, появившийся в Англии в 1910-х годах, ставил перед собой вполне определенную художественную задачу. Она была не абстрактно-поэтической, а конкретной и жизненной - следовало прямо воспроизводить действительность. Шаблонным, истертым поэтическим клише имажисты противопоставляли "свежие", необычные образы (по-английски - image, откуда и возникло название этой школы). Они стремились обновить поэтический язык. Это отразилось в их теориях свободного стиха, образа.

Когда возник имажинизм в русской литературе?

Термин "имажионизм" в России появился в книге "Зеленая улица..." В.Г. Шершеневича, опубликованной в 1916 году. В ней еще не порвавший связей с футуризмом автор назвал себя так. Шершеневич обратил особое внимание на содержание поэтического образа, а не на его форму. Именно он стал главным идеологом нового направления. В 1918 году Шершеневич заявил о появлении "имажионизма" как явления более широкого, чем футуризм. Современный термин закрепился с 1919 года. С той поры часто появлялись понятия "имажинисты" и "имажинизм" в литературе. Краткое определение последнего можно дать следующее: литературное течение, утверждавшее главную роль словесного образа над идеей, смыслом, пришедшее на смену русскому футуризму.

"Декларация" имажинистов

Имажинизм в литературе нашей страны сыграл заметную роль. Во всех известных энциклопедиях появились статьи о нем. Группа имажинистов, образовавшаяся в то время, ставку делала на образность. Именно она считалась основной чертой поэтического творчества. В 1919 году в журнале "Сирена" была опубликована "Декларация" - первый манифест нового направления. Поэты утверждали, что выявление жизни с помощью образа и его ритмики является единственным законом всяческого искусства, его несравненным методом. В этом документе была представлена творческая программа приверженцев нового направления. Утверждалось, что в структуре художественного произведения ключевое значение имеет образ. На его теории строилась вся программа. Из текста "Декларации" мы узнаем, что имажинизм в литературе имеет следующую основу: специфическое понимание его представителями роли эстетического воздействия образа. Именно впечатление от последнего, искусственно сконструированного, является определяющим в поэзии.

"2х2=5"

Еще одно теоретическое обоснование нового направления - трактат Шершеневича (на фото выше) под названием "2х2=5". Автор его видел поэзию родственной математике. Ему представлялись ненужными любые попытки за исключением авторских. Ради возникновения образа утверждался принцип равенства нечистого и чистого. Это оборачивалось порой откровенно плотскими изображениями.

Язык с точки зрения имажинизма

Свое видение языка предложили те, кто создал имажинизм в литературе. Представители его сформулировали мысль о том, что язык поэзии является уникальным. На ранней стадии развития, как полагали они, он был весь пропитан образными представлениями. Поэтому представители имажинизма в русской литературе считали логичным изучать истоки языка. Таким способом они хотели обнаружить исконные образы различных слов. Более того, анализируя традиционное словообразование и свойства языка, они начали создавать образы сами. Однако исследователь Д.Л. Шукуров отмечает, что то, как понимали художественное слово имажинисты, номиналистично и предельно рационализировано.

Стремление к изначальной образности слова

Представители нового направления объявили своей главной целью именно уникальный образ, а не просто необычное слово. В.Г. Шершеневич переосмыслил опыт футуристов, в частности, созданную ими теорию "заумной поэзии". Он создал другой вариант концепции так называемого "самовитого слова". Под последним следовало понимать основу триады из трудов А.А. Потебни по языкознанию.

Ученый в составе слова выделял его содержание ("внутреннюю форму"), изначальную образность и внешнюю форму. Отвергая формально-звуковую и содержательную стороны, имажинисты свое внимание акцентировали именно на образности. Они стремились максимально насытить ею произведения. Однако при этом имажинисты стремились, чтобы образы не были часто встречающимися.

Отсутствие единства среди имажинистов

В поэтических вопросах, несмотря на наличие некоторой общности, не было абсолютного единства среди представителей нового направления. Соратники и друзья в жизни, они были приверженцами совершенно разных подходов к творчеству (на фото в центре - Есенин, слева - Мариенгоф, справа - Кусиков).

Вряд ли возможно детально охарактеризовать имажинизм в литературе 20 века. В состав школы входили поэты, имевшие весьма разнородные теоретические взгляды и особенности творчества, разные как по литературным, так и по социальным связям. Между Мариенгофом и Шершеневичем, с одной стороны, и Кусиковым и Есениным - с другой, можно найти больше отличий, чем сходства. Насквозь урбанистичен имажинизм первых, а вторых - руристичен. Обе эти струи выражают бытие и психологию разных социальных групп, которые столкнулись во время деклассации. Все это делает непростым ответ на вопрос "Что такое имажинизм в литературе?". Определение его характерных особенностей порой приводит к выявлению противоположностей.

Поэзия Мариенгофа и Шершеневича

Поэзия Мариенгофа (фото его представлено выше) и Шершеневича - продукт городской деклассированной интеллигенции, утерявшей почву. Она нашла свое последнее пристанище и социальные связи в богеме. Творчество этих поэтов являет картину опустошенности и упадка. Бессильны декларативные призывы Мариенгофа и Шершеневича к радости. Упаднической эротикой наполнена их поэзия. Темы, которые раскрываются в ней, связаны с глубоко личными переживаниями. Они полны пессимизма, который был обусловлен неприятием этими поэтами Октябрьской революции.

Природа имажинизма Есенина

Природа имажинизма Есенина совершенно иная. Он был представителем зажиточного деревенского крестьянства, кулачества, которое также было деклассировано. Правда, и в его творчестве можно увидеть пассивное отношение к миру. Однако предпосылки его были совсем иными. Имажинизм Сергея Александровича идет от натурального хозяйства, его вещной конкретности. Именно на почве последнего вырос он. В основе его - зооморфизм и антропоморфизм примитивной психологии крестьян.

Полемика имажинистов

В "Листах имажиниста" В. Шершеневич полемизировал с работой Есенина "Ключи Марии", в которой были высказаны его теоретические идеи. Кроме того, он критиковал поэзию собратьев по искусству. Шершеневич писал, что соединение в стихотворении отдельных образов - работа механическая, а не органическая, как считают А. Кусиков и С. Есенин. Стихотворение - толпа образов, а не организм. Из него можно вытянуть без ущерба один из них или вставить еще десять. С идеями С. Есенина полемизировал также А. Мариенгоф в своей работе под названием "Буян-остров".

Он считал, что современное народное искусство непременно "должно быть сумеречным". Другими словами, это "второй сорт", "полуискусство", "переходная стадия", впрочем, необходимая для массы. А в жизни самого искусства она не играет никакой роли. Есенин ответил своей статьей "Быт и искусство". Сергей Александрович писал, что собратья его не признают согласования и порядка в сочетании образов и слов. И в этом они неправы.

Раскол

Таким образом, назревал раскол. В 1924 году он оформился. Тогда в газете "Правда" появилось "Письмо в редакцию", которое написали С. Есенин и И. Грузинов. Они объявили, что в качестве создателей имажинизма решили довести до всеобщего сведения, что в известном прежде составе группа "имажинисты" объявляется распущенной.

Роль имажинизма в русской литературе

До сих пор среди литературоведов идут споры по поводу того, стоит ли поместить имажинизм рядом с такими направлениями, как футуризм, акмеизм и символизм. Возможно, правильнее это явление рассматривать в ряду многочисленных течений, существовавших в литературе в 1920-х годах. Тем не менее, значительный вклад, внесенный в культуру рифмования его представителями, а также требование единства стихотворной композиции с лирической точки зрения и другие поиски в области поэтики стали актуальными в 1920-е годы. Они служили ориентиром для ряда авторов, творивших во второй половине 20 века и развивавших модернистские традиции.

Теперь вы знаете, как продолжить фразу "имажинизм в литературе - это...". Кратко мы охарактеризовали это направление, назвали основных его представителей. Вы узнали об основных идеях, которые привнесли в искусство приверженцы этой школы. Особенности имажинизма в русской литературе во многом были выражением эпохи, в которую жили его представители.

Имажинизм (от фр. и англ. image - образ) - литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.

29 января 1919 г. в Московском городском отделении Всероссийского союза поэтов прошел первый поэтический вечер имажинистов. А уже на следующий день была опубликована первая Декларация, в которой провозглашались творческие принципы нового движения. Ее подписали претенциозно назвавшиеся «передовой линией имажинистов» поэты С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф и В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман и Е. Якулов. Так появился русский имажинизм, у которого с его английским предшественником общим было только название.

Среди исследователей и литературоведов до сих пор идут споры о том, следует ли имажинизм поместить в один ряд с символизмом, акмеизмом и футуризмом, трактуя творческие достижения этой поэтической группы как «интересное явление литературы постсимволизма и как определенный этап развития», или корректнее было бы рассматривать это явление в ряду многочисленных течений и объединений 20-х годов XX века, которые, развиваясь в общем духе авангардизма, не смогли открыть принципиально новых путей развития поэзии и в итоге остались только эпигонами футуризма.

Так же как символизм и футуризм, имажинизм зародился на Западе и уже оттуда был пересажен Шершеневичем на русскую почву. И так же, как символизм и футуризм, он значительно отличался от имажинизма западных поэтов.

Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. В вышеупомянутой Декларации имажинисты утверждали, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов… Образ, и только образ <...> - вот орудие производства мастера искусства… Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ - это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия. Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины». Теоретическое обоснование этого принципа сводилось у имажинистов к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору.

Одним из организаторов и признанным идейным лидером группы был В. Шершеневич. «Известный как теоретик и пропагандист имажинизма, яростный критик и ниспровергатель футуризма, начинал он именно как футурист. Е. Иванова справедливо замечает, что «причины, побудившие Шершеневича объявить войну футуризму, носят отчасти личный («Принимая футуризм, я не принимаю футуристов»), отчасти политический характер. Но если отвлечься от его антифутуристической риторики («Футуризм умер. Да будет ему земля клоунадой»), становится очевидной зависимость поэтических и теоретических экспериментов Шершеневича от идей Ф. Маринетти и творческих исканий других футуристов - В. Маяковского, В. Хлебникова».»

Основные признаки имажинизма:

  • · главенство «образа как такового»;
  • · образ - максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
  • · поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
  • · эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
  • · поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
  • · текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

План-конспект урока по теме:

«Цветовая картина мира в лирике поэтов-имажинистов»

11 класс (1урок-обзор, 2 урок - практикум: 2 учебных часа)

Тема урока: «Имажинизм - литературное направление поэзии Серебряного века. Цветопись как художественный прием лирики имажинистов»

Цели урока:

Познакомить учащихся с художественными истоками имажинизма, представителями данного направления в литературе; выявить черты сходства и различия в произведениях писателей - имажинистов.

Актуализировать знания учащихся об основных положениях имажинизма, о важнейших художественных средствах образности поэтического текста (метафоричность, цветопись, стилистическая особенность).

Показать органическую взаимосвязь лирики имажинистов с эпохой ее расцвета - 19-20-е годы ХХ века.

Показать разнообразие индивидуальных стилей поэтов-имажинистов (на примере произведений С.А. Есенина, А.Б. Мариенгофа,
В.Г. Шершеневича, А.Б. Кусикова)

Используемый материал. Тексты и аудиозаписи С.А. Есенина: «Отговорила роща золотая», «Да! Теперь решено без возврата», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу», «Хулиган»;
А.Б. Мариенгофа: «Острым холодным прорежу килем…», «На каторгу пусть приведёт нас дружба…»; В.Г. Шершеневича: «Принцип басни» и «Рассказ про глаз Люси Кусиковой»; А.Б. Кусикова «Аль-Баррак» и др. Презентация «
Поэты-имажинисты Серебряного века».

Опережающее домашнее задание: повторить основные литературные направления начала ХХ века, подготовить индивидуальное сообщение по лирике поэтов-имажинистов

Методы и приемы:

эвристический (беседа, работа с материалами критических статей, дискуссия, систематизация признаков, проблемно-познавательные задания, самостоятельная работа);

творческого чтения (прослушивание аудиозаписей песен, чтение произведений);

репродуктивный (слово учителя, комментарий учителя).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя : «Поэзия занимала одно из ведущих мест в литературе в начале ХХ века. Не случайно это время называют «Серебряным веком» поэзии по аналогии с «Золотым веком». Необычайно короткий промежуток времени, 20 с небольшим лет подарил литературе множество гениальных имён: А.А. Блок, М.А. Цветаева, С.А. Есенин,
В.В. Маяковский, А.А. Ахматова. Большинство из них были представителями различных направлений в литературе начала ХХ века. Назовите эти направления.

(Ответы учащихся) Последней школой в русской поэзии начала 20 века был имажинизм.

(Слайд 1, запись темы; слайд 2 Временные рамки имажинизма)

Безусловно, такие таланты не уходят бесследно, они не только оставляют «свою» поэзию, но и оказывают заметное влияние на творчество других писателей, на всю последующую литературу. Однако каждое новое время приносило с собой новую поэзию. Какие же особенные, не похожие на прежние и, в то же время, напоминающие о них новые произведения принесли поэты-имажинисты в начале ХХ века? Мы попробуем ответить на этот вопрос в течение всех 2-х уроков и в конце второго проверим наши выводы.

II Поэты-имажинисты. Рассказ о представителях течения (Слайд 3) Представители течения.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии ХХ века. Одним из организаторов и признанным идейным лидером группы был В. Шершеневич, который начинал как футурист, отсюда зависимость поэтических и теоретических экспериментов В. Шершеневича от идей
М. Маринетти и творческих исканий других футуристов - В. Маяковского,
В. Хлебникова. Имажинисты подражали футуристическому эпатажу публики, но их давно уже не новые «дерзости» носили театрально-наивный, если не откровенно вторичный, характер.

Во многом повлияло на развитие течения поэтическое творчество
С. Есенина, который входил в костяк объединения. С. Есенин главными в своем творчестве считал «лирическое чувство» и «образность». Источник образного мышления он видел в фольклоре, народном языке. Вся метафорика Есенина построена на взаимоотношениях человека и природы. Лучшие его стихотворения ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, Есенин был удивительно чутким к земным краскам, звукам и запахам.

После революции в трогательной и нежной есенинской лирике появляются новые «разбойно-разгульные» черты, сблизившие его с имажинистами.

(Слайд 4 Возглавляли имажинизм)

Мы уже сказали, что особенность данного периода в том, что в нем жили и творили поэты, часто диаметрально противоположные в своих художественных пристрастиях и творческих исканиях. Даже представители одного направления затевали споры, предлагая различные способы постижения бытия. Собираясь в кафе с колоритными названиями «Бродячая собака», «Розовый фонарь», «Стойло Пегаса», критиковали друг друга, доказывая лишь свою избранность в создании нового искусства. Я предлагаю вам организовать такую дискуссию (В ходе дискуссии и после неё учащиеся заполняют таблицу. Слайд 6).

Первый представитель - глава объединения В.Г. Шершеневич (рассказ Курьяновой Анастасии)

Второй представитель - А.Б. Мариенгоф (сообщение Тюрина В.)

Третий представитель - С.А. Есенин (сообщение Мелюкова А.)

(Слайд 5. А.Б. Кусиков и сборники имажинистов)

Четвёртый представитель - А.Б. Кусиков (сообщение Абросимовой А.)

III. Систематизация и обобщение особенностей лирики имажинистов. Самостоятельная работа (заполнение таблицы)

Мы выслушали сообщение о каждом поэте и теперь имеем более полное представление о них, закончим заполнение таблицы, слайд 6)

А) Пример работы учащегося Жданова А.

В.Г. Шершеневич

А.Б. Мариенгоф

А.Б. Кусиков

С.А. Есенин

Основой поэзии Шершеневича стал «образ ради образа». Он стремился воплотить в своём творчестве имажинистские постулаты. В лирике нет яркости, хотя герой стремиться уйти от искусственного ада города на природу. Чувствуется искусственность и сконструированность его поэзии. (С-я «Ритмический ландшафт», «Принцип басни»)

Целью его поэзии стало соединение высокого и низкого, желание вызвать у читателя удивление, вызванное напряжённостью поэзии. Образы необычны, близки к оксюморону, краски нетрадиционные для предметов, есть нарушенние рифмы. (С-е «Острым холодным прорежу килем…»

Внутренней проблемой, которую пытается решить Кусиков стало примирение Евангелия и Корана. Кавказ он считал одновременно и русским, и азиатским. Один из главных образов - кони, которые несут его в новую жизнь, в прекрасный божественный сад. Всё это противопоставлено жестокой реальности. (С-е «Аль-Барак».

Вложил в свою поэзию тончайшие эмоциональные отттенки. Произведения по яркости и смысловой многозначности сравнивают с картинами Пикассо. (С-е «Кобыльи корабли»)

Несмотря на противоречивые взляды имажинистов, в их лирике можно найти и общие черты. (Слайд 7. Выводы )

Сравним наши выводы

Б) Звучит отрывок из стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», положенного на музыку. Какие черты народной песни заметили? Что нового внёс Есенин в своё произведение? Какими цветами оно окрашено? Как называется данный художественный прием? (Цветопись - один из важнейших приемов лирики имажинистов.)

В ) Слово учителя .

Стихотворение окрашено нежными тонами и оттенками, на первый план в нём выходит чувство любви, глубокое, искреннее! Эти переживания становятся особенно проникновенными благодаря музыке. Мы ощущаем само дыхание природы. Поэт рассказывает нам о нас самих, о наших простых, естественных чувствах, и потому является одним из всенародно любимых и сейчас.

IV. Художественные особенности лирики поэтов - имажинистов . Цветопись - основной художественный приём имажинистов.

А.) Чтение стихотворений А.Б. Мариенгофа: «Острым холодным прорежу килем…», и «На каторгу пусть приведёт нас дружба…», В.Г. Шершеневича: «Принцип басни» и «Рассказ про глаз Люси Кусиковой», А.Б. Кусикова «Аль-Баррак»

Б) Прослушивание стихотворений С.А. Есенина «Отговорила роща золотая», «Да! Теперь решено без возврата», «Я последний поэт деревни…», «Эта улица мне знакома…», «Хулиган».

В) Определите цветовую картину стихотворения (по выбору)

Какие образы нарисованы поэтом?

Какова роль метафоры в произведении?

V. Творческая работа «Эта улица мне знакома…»

(Слайд 8. Название работы, примерное вступление)

А) Работа со вступлением к творческому заданию

Б) Несказанное, синее, нежное…. (Слайд 9)

Сопоставьте цветовую картину в стихотворении А. Кусикова и
С. Есенина, А. Мариенгофа и С. Есенина, В. Шершеневича и А. Кусикова
(С. Есенина)

Какие новые, непохожие образы созданы в стихах? (Образы коней, небесного простора, окрашены в контрастные и яркие цвета).

В) Работа с фрагментом статьи Л.В. Занковской «Характерные черты стиля Сергея Есенина», в ней она раскрывает характерные черты стиля поэта до революции и после (Фрагмент статьи распечатан для учащихся).

Сердце-вещун, мать-голубица, сокол-ветер, березка-невеста, де вица-вьюга, лес-хороводник, туча-борода, месяц-ягненок и др. - вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества, секреты которого он знал досконально: «Это все есть у народа, - говорил он. - Мы тут только наследники народа. <... > Это только надо найти, услышать, прочитать, осмыслить».

«Уже в ранних стихах Есенина природа воспринимается как живое существо, способное во всем уподобляться человеку. В мировой и русской литературе метафора - явление едва ли обязательное, но в творчестве
С. Есенина - это особенность его стиля, унаследованная от народно -поэтических традиций.

Отличительная особенность есенинской цветописи - мажорность, четкость, импрессионистическая точность, осязаемость. Краски у него всегда живые, как все в природе; динамичные Соответствующие даже мгновению, времени суток и месяца; мелодичные, броские, звучащие, что кажется удивительным при почти элегической тональности его стихов.

Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым, розовым, малиновым, вишневым, алым, огненным и т.д. («О красном вечере задумалась дорога»; «Вечером синим, вечером лунным»; «Алый мрак в небесной черни / Начертил пожаром грань» и др.)».

В последующие годы (1919-1923) в стиле С. Есенина наблюдается своеобразный «взрыв образности», что не могло не сказаться на его цветовой гамме: она становится необычайно «объемной», еще далее расширяются ее границы, углубляется оттеночный эффект: желтый, златой, златохвойный, рыжий, ржавый, кровавый, окровавленный, красногривый, багряный, черный, вороний и т.д. («Заметался пожар голубой»; «Льется дней моих розовый купол / В сердце снов золотых сума»; «И мне в окошко постучал / Сентябрь багряной веткой ивы»). Природа у Есенина, по словам Л.В. Занковской, следует законам жизни: она поет, звенит, переливается всевозможными опенками звучания («В роще по березкам белый перезвон»; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя"; «Хвойной позолотой / Взвениеает лес»). Эпитет его многомерен и, интегрируя в себе живописное и музыкальное, имеет, как правило, полихромный и полифонический оттенок («звонкий мрамор», «белый перезвон», "звенящая рожь" и т.д.).

Разнообразие, красок и цветовых эпитетов, как и звуковых, способствует рождению новой внутренней формы, в которой смысловое органично сливается с живописным, симфоническим и собственно поэтическим.

Что Занковская говорит о цветописи как основном художественном приёме имажиниста Есенина?

Какие цитаты статьи кажутся вам самыми полезными, какие из них вы используете в своем творческом анализе?

В начале нашей работы мы совсем немного знали об основных литературных направлениях в поэзии 20 века. Теперь же настало время проявить свои знания. Своеобразным итогом будет творческая работа «Эта улица мне знакома….». Эта строчка из стихотворения Есенина, которую мы взяли в качестве названия, позволит узнать насколько серьёзной и полезной была работа, которую мы проводили, анализируя стихотворения поэтов - имажинистов.

В) Написание творческой работы по стихотворению одного из поэтов - имажинистов (по выбору).

Слово учителя

Краток был Серебряный век. Краток и ослепителен. Биографии почти всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время, отпущенное им судьбой, оказалось роковым. Но, как известно, «времена не выбирают - в них живут и умирают». Поэтам Серебряного века пришлось до дна испить чашу страданий: хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожил духовную основу их существования. Многие из имен на долгие годы были преданы забвению. Но «ничто на земле не проходит бесследно». Явление культуры под названием «Серебряный век» вернулось к нам в стихах его создателей, для того чтобы еще раз напомнить, что только красота может спасти мир.

Домашнее задание.

Домашнее задание дается учителем в соответствии с тематическим планом изучения раздела «Имажинизм» в конкретном классе.

История

Основные имажинистские издания

  • 1918 Альманах поэтов «Явь»
  • 1920 Сборник «Харчевня зорь»
  • 1920 Сборник «Плавильня слов»
  • 1920 Сборник «Конница бурь»
  • 1920 Сборник «Конница бурь. Сборник 2»
  • 1920 А. Мариенгоф. «Буян-остров»
  • 1920 C. Есенин «Ключи Марии»
  • 1921 В. Г. Шершеневич. «2х2=5: Листы имажиниста»
  • 1921 Львов-Рогачевский. «Имажинизм»
  • 1921 И. Грузинов. «Имажинизма основное»
  • 1921 А. М. Авраамов «Воплощение: Есенин - Мариенгоф»
  • 1921 Рюрик Ивнев. «Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича»
  • 1922 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 1
  • 1923 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 3
  • 1924 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 4
  • 1925 Сборник «Имажинисты»

Современные издания

Поэты-имажинисты /Сост., подг. текста, биограф. заметки и примечания Э.М.Шнейдермана. - СПб.: Пб. писатель, М., Аграф, 1997. - 536 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

Литература

  • Архангельский В. Имажинисты /В. Архангельский// Саррабис. - 1921. - №3. - C. 3-4.
  • Васильев И. Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1990. - 231с.
  • Захаров А. Н., Савченко Т.К. Есенин и имажинизм / А.Н. Захаров. Т.К. Савченко // Российский литературоведческий журнал. - 1997. - №11. С. 3 -40.
  • Крусанов А.В. Русский авангард. Т.2, книги 1, 2. - М.: Новое литературное обозрение, 2003.
  • Кудрявицкий А. И. «Трубами слов не воспеты…» / А. Кудрявицкий // Октябрь. - 1993. - № 9 - С. 15 - 20 .
  • Макарова И. А. Поэтика и теория русского имажинизма / И.А. Макарова // Русская литература XX века: Школы. Направления. Методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений. - СПб., М.: Logos, Высшая школа, 2002. - С. 111 - 152.
  • Марков А. А. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» (Есенин и его окружение) / А.А. Марков // Диалог. - 1995. - № 9. - С. 86 - 91.
  • Мекш Э. Б. Кто основал имажинизм? / Э.Б. Мекш// Русская поэзия: год 1919-й. - Даугавпилс, 1998. - С. 103 - 115.
  • Савич О. Имажинист (1922) / О. Савич // Вопросы литературы. - 1989. - № 12. - С. 16 -23.
  • Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
  • Markov, Vladimir . Russian Imagism, 1919-1924. Bausteine zur Geschichte der Literatur bei den Slawen, 15/1. Giessen, 1980.
  • Nilsson N. The Russian imaginists. - Ann Arbor: Almgvist and Wiksell, 1970. - 75 p.
  • Ponomareff C. The image Seekers: Analysis of imaginists Poetic Theory, 1919-1924 / С. Ponomareff // The Slavic and East European journal. - 1986. -V. XII. - № 3.
  • Huttunen T. Word and Image in Russian Imaginism // The Gaze Unlimited. Helsinki, 2009.

Ссылки

Дополнительные материалы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Имажинисты" в других словарях:

    - (от англ. imagism — образность), литературная группировка в 1919 — середине 1920 х гг., прокламировавшая примат слова образа над идеей; в Москве к «имажинистам» принадлежали, В.Г. Шершеневич, А.Б. Кусиков, и отчасти, который вместе с… … Москва (энциклопедия)

    Имажинисты - лит. группа, печатно объявившая о своем существовании в нач. 1919. Просуществовала 8 лет: до 1924 под покровительством анархистского толка ассоциации вольнодумцев, пред. к рой был С. А. Есенин, а с 1924 и до самороспуска, последовавшего в 1927,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (от французского image образ) направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914 1918 (основатели его Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские… … Литературная энциклопедия

    - (от лат. imagо образ) литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов метафора, часто метафорические цепи … Википедия

    Александр Борисович Кусиков Имя при рождении: Александр Борисович Кусикян Дата рождения: 17 сентября 1896(1896 09 17) Место рождения: Армавир, Кубанская область Дата смерти … Википедия

    Кусиков, Александр Борисович Александр Борисович Кусиков Имя при рождении: Александр Борисович Кусикян Дата рождения: 17 сентября 1896(1896 09 17) Место рождения: Армавир Дата смерти: 20 и … Википедия

    Имажинизм - ИМАЖИНИЗМ. 10 го февраля 1919 года в «Советской Стране», издававшейся в Москве, был напечатан манифест «имажинистов». Поэты новой группы Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Александр Кусиков, А. Мариенгоф наименование свое позаимствовали из… … Словарь литературных терминов

    - (от лат. образ) лит. течение, возникшее в первые послереволюционные годы на основе худож. поисков рус. авангарда. Название восходит к англ. имажизму (1908) (Т.Э. Хьюм, Э. Паунд), знакомство с к рым в России произошло после статьи… … Энциклопедия культурологии

    Имажинизм литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные … Википедия

Имажинизм (от лат. imagо -- образ) -- литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов -- метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов -- прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

Происхождение

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. По мнению некоторых исследователей, название восходит к английскому имажизму -- англоязычной поэтической школе (Т. Э. Хьюм, Э. Паунд, Т. С. Элиот, Р. Олдингтон), знакомство с которым в России произошло после статьи 3. Венгеровой «Английские футуристы» (сб. «Стрелец», 1915)., Связь термина и концепции «имажинизм» с англо-американским имажизмом дискуссионна.

Первые годы

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 года в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. 29 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман, Лев Моносзон.

В 1919--1925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922--1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А.Кусиков). В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда им. А. Луначарского, что дало им возможность ездить и выступать по всей стране и во многом способствовало росту их популярности. В сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» -- официальной структуры «Ордена имажинистов». Устав подписали другие члены группы и его утвердил нарком просвещения А. Луначарский. 20 февраля 1920 года председателем «Ассоциации» был избран Есенин.

Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Королевичем. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.

Некоторые из поэтов-имажинистов выступали с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.

Распад группы

Имажинизм фактически распался в 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенина нашли мертвым в гостинице «Англетер», Николай Эрдман был репрессирован.

Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.

Рассмотрим поэзию имажинистов на примере С.А.Есенина.

Письмо матери

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,--

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Прежде всего, для того чтобы «понять», проанализировать любое произведение, нужно знать историю его создания. Стихотворение С. Есенина "Письмо матери" было написано в 1924 году, то есть в конце жизни автора. Последний период творчества является наивысшей точкой его мастерства. Поэзия, относящаяся к этому времени, как бы подводит итог всех его мыслей, высказанных ранее. Она стала также просто констатацией того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, что представлял себе поэт в дни Октября 1917 года. Насколько я знаю, «Письмо матери» является одним из известнейших стихотворений этого периода. И, уточнив временной контекст, я прихожу к выводу, что оно всё - таки посвящено не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери - Родине. Итак, рассмотрим это стихотворения с данной позиции…

Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» имеет кольцевую композицию («Что ты часто ходишь на дорогу/ В старомодном ветхом шушуне» - «Не ходи так часто на дорогу/ В старомодном ветхом шушуне». Соответственно, практически полное повторение фразы и в конце, и в начале). Она придаёт ему логическую завершённость мысли и усиливает смысловые акценты. В стихотворении есть завязка (первые две строфы), в которых рассказывается как бы предыстория событий. Третью строфу я считаю «развитием действия по восходящей». Там уже появляются более резкие эмоции, придаётся трагизм ситуации. Четвёртая строфа - кульминация. «Не такой уж горький я пропойца,/ Чтоб, тебя не видя, умереть» - здесь, мы узнаём истинные чувства лирического героя к матери. Теперь мы понимаем, что несмотря на все жизненные испытания, несмотря на то, что лирический герой представляется нам уже «опустившимся» человеком, он всё ещё помнит и любит того, кто подарил ему жизнь. Далее идёт «развитие действия по нисходящей» (с пятой по восьмую строфы). Там уже более подробно раскрываются его нежные чувства и рассказывается ряд воспоминаний из прошлого. Последняя строфа, завязка, как бы подводит итог, всему вышесказанному. Лирический герой пытается успокоить и обнадёжить мать.

Основные образы стихотворения - это, конечно, лирический герой и его мать. Однако, как я уже говорила, образ матери я интерпретирую для себя, прежде всего как образ России в целом (эту мысль я подробнее раскрою далее). Также мне хочется отметить, например, образ сада («Я вернусь, когда раскинет ветки/ По-весеннему наш белый сад»). Как мне кажется, здесь он является, прежде всего, символом весны и детства поэта. Также важен образ дороги («Что ты часто ходишь на дорогу»). Это символ жизненного пути поэта.

С. Есенин использует в своём стихотворении огромное количество художественных средств. Например, риторический вопрос («Ты жива ещё, моя старушка?»), с которого начинается «Письмо матери». То, что этот вопрос не требует ответа, становится понятно из контекста стихотворения (например, далее лирический герой говорит: «Жив и я». То есть он, уже знает ответ). Нужен он для того, чтобы подчеркнуть важность следующих за ним предложений: «Жив и я. Привет тебе, привет!/ Пусть струится над твоей избушкой/ тот вечерний несказанный свет» - то есть наилучших пожелания матери. Также не редки эпитеты: «тоски мятежной», «тягостная бредь», «вечерний несказанный свет» и т. д. Автор намеренно вводит в своё стихотворение просторечные слова вроде «старушка», «избушка», «шибко». Это помогает нам проникнуться атмосферой истинно русской деревни, атмосферой некого уюта и самобытности. Безусловно, важную смысловую нагрузку имеет также использование С. Есениным анафоры ("не буди...", "не волнуй...", "не сбылось...", "не учи...", "не надо...", "не грусти...", "не ходи..."). Она, прежде всего, указывает на печаль, которая есть в душе лирического героя, на его разочарование в жизни и истинную заботу и тоску по матери.

На мой взгляд, идея стихотворения «Письмо матери» заключается, прежде всего, в том, чтобы показать русским людям, что нужно любить, всегда помнить о своей Родине и настроить на патриотический лад. Действительно, на первый взгляд может показаться, что все чувства героя обращены именно к конкретному человеку, и отчасти это может быть действительно так, но и доказательств того, что «мать» здесь не собирательный образ Родины, нет. Конечно, некоторые эпизоды достаточно трудно сопоставить именно с Россией. Например, «часто ходишь на дорогу».

Это на мой взгляд является чем-то вроде олицетворения. Как я уже говорила дорога - это жизненный путь лирического героя, а наша страна, часто на нём «появляется». «Не буди как восемь лет назад» - «будить» в данном случае Россия может ярким солнечным светом в окна, шумом на улице да и просто мыслями лирического героя о дальнейшей судьбе Родины. «И молиться не учи меня. Не надо!» - имеется в виду Православность Руси, её сильная массовая вера в Бога. «Моя старушка» - Россия достаточно древнее государство. «Чтоб, тебя не видя, умереть» - строка, вызывающая наибольшее сомнение. Однако, и это объяснить возможно: лирический герой указывает на то, что ещё не успел как следует узнать родную страну или просто надолго забыл про то, что нужно любить Россию (и теперь хочет оживить это чувство). Подтверждением того, что «Письмо матери» посвящено именно Родине, можно, например, считать то, что чуть раньше, в 1923 году было написано ещё одно стихотворения «Эта улица мне знакома». Там мы также видим любовь лирического героя к Родине: «Ах, и я эти страны знаю -/ Сам немалый прошёл там путь./ Только ближе к родимому краю/ Мне б хотелось теперь повернуть». В целом, хочу отметить, что данная точка зрения, конечно, является спорной, но имеет своё право на существование.

Также идеей стихотворения можно считать желание поэта обратить наше внимание на то, что мы не должны забывать своих матерей. Мы должны чаще навещать их, ухаживать за ними и просто любить их. Лирический герой сожалеет о том, что не делал так и хочет измениться.

А. Яшин в 1964 году написал стихотворение «С матерью наедине». Даже его название достаточно похоже на «Письмо матери». Однако идею А. Яшин невозможно истолковать неоднозначно. Это именно обращение к людям, призыв к тому, чтобы они прислушивались к мнению тех, кто подарил им жизнь, любили их. Ситуации, описанные в этих двух стихотворениях, также похожи. И в том и в другом случае лирический герой - это личность, из «которой ничего не вышло» (как говорится у А. Яшина). Также и в «Письме матери» и в стихотворении «С матерью наедине» отмечается, что «Ведь нет всё равно ничего на свете/ милей твоего немудрёного крова». Данным примером я хочу доказать то, что, действительно, тема любви к матери относится к вечным темам (также как и тема Родины, если брать данную интерпретацию «Письма матери»). Однако именно стихотворение С. Есенина, который к 1924 году, уже отточил своё мастерство (например, в его стихах появилась та «пушкинская» легкость и простота, которая воистину присуща и доступна только великим поэтам), кажется мне наиболее понятным и приятным для каждого русского человека. Потому что именно этот автор умел, как никто другой, проникнуться сам и передать своим читателям тот самый «русский дух», который столь нам дорог.