Художник хайкин. Хайкин Д.С

Воспоминания возникают по-разному. Одни летучи. Другие постоянны. С Москвой у Давида Соломоновича было связано детство. Дань ему ― элегические пейзажи переулков Арбата, района Патриарших прудов, Никитских ворот.

В годы войны школьником-старшеклассником Давид жил с родителями в Казани, в Чебоксарах. Здесь началась его первая работа ― в мастерской агитплакатов. Эти агитплакаты позднее вновь появятся в его жизни.

В отличие от большинства сотоварищей-книжников, выпускников Полиграфического института, в 1952 году Хайкин закончил Суриковский институт (МГХИ им. В.И.Сурикова, ныне МАХЛ РАХ). Поступал он на живописный факультет, но после провала на экзамене по марсксистко-ленинской эстетике был сослан на плакатное отделение. Позднее признанный советский мастер Михаил Черемных настолько подружился со своим нечаянным студентом, что сам великодушно ходатайствовал о переводе его на книжное отделение графического факультета: агитационно-пропагандисткие плакаты у его талантливого подопечного не получались категорически.

Специализация по графическим видам искусства не отменила для Давида Хайкина постоянную работу по живописи. Предпочтение отдавалось пейзажам. Работать на пленере художник не очень любил, тем не менее, одной из самых больших страстей художника стали путешествия. Маленькие и большие. От прогулок по старым московским улицам до поездок по самым разным городам. При этом к путевым зарисовкам большой симпатии н е испытывал . Главное ― отстаивалось в памяти. Была важна сумма эмоционального восприятия увиденного, пережитого.

После окончания института молодой живописец постоянно экспонировал холсты на выставках, однако имя, известность ему принесла работа для издательств. Первый опыт оформления детских книг Давид Соломонович получил ещё в студенчестве. С 1950 года он иллюстрировал детские книги для двух крупнейших издательств страны ― «Детской литературы» и «Малыша». Борис Дехтерёв, главный художник издательства «Детская литература», стал одним из учителей молодого графика.

В СССР детских книг выходило много и огромными тиражами: «Воспитание подрастающего поколения» было, как известно, неустанной идеологической заботой властей. Нишей для Давида Хайкина стали книжки для самых маленьких. Здесь картинки доминировали над текстом, а советской пропаганде негде было разгуляться в силу особенностей восприятия мира крохотными людьми. Всего за свою жизнь он проиллюстрировал около 200 книг.

Именно в детской иллюстрации Давид Хайкин стал одним из самых ярких классиков детской книжной иллюстрации прошлого столетия. Ярких - в числе прочего и буквально: мало у кого можно было обнаружить такую цветовую насышенность, такие невероятные и контрастные сочетания пигментов. Даже сугубо зимние композиции - там, где того требовал текст, - выглядят в его книжках по-летнему сверкающими. Всё - в полную силу и сверх того: если жара - то раскалённая, если ночь - то совсем таинственная, с чёрным узором папоротников на фоне эмалево плавящихся синего и фиолетового.

Давид Соломонович был истинным трудоголиком. В своей мастерской он проводил не часы, а буквально сутки. Но когда видишь его работы, не верится, что сделаны они в помещении, в четырёх стенах. Так много в них солнца, силы, буйных красок!

Интересно, что книги, проиллюстрированные «ранним» Хайкиным кардинально отличаются от хорошо знакомых нам ярких и сочных иллюстраций более позднего периода. Приблизительно после 1964 года аккуратный, тонкий, идеально «реалистичный» почерк, которым «писал» Хайкин прежде, в какой-то момент исчез совершенно. Из его рисунков стали полностью исчезать мелкая деталировка, светотень, перспектива. «Переломными» книгами оказались «Сны » А. Введенского, «Не буду просить прощения » С. Прокофьевой (1966), «Голубой метеорит» Р. Сефа (1969), «Властители леса» Луда (1970).

«Я люблю цвет. Каждую вещь я решаю прежде всего в цвете ― через него можно добиться большого пластического эффекта, динамики. Искусство ― очень условная вещь. Теперь я понял, что добиваться в плоскости листа объёмного изображения нецелесообразно. Объёмна скульптура, „пространственнен“ кинематограф... На бумаге же, на холсте всё должно находиться в одной плоскости...»

Детские книги Давида Хайкина - это мир всеобъемлющего оптимизма, устойчивого и безоговорочного. Дома, деревья, люди, звери, небо и земля - всё имеет крепкую форму, внятное место в композиции и яркий цвет, не замутнённый ни белилами, ни сомнениями.

В иллюстрациях Хайкина часто встречаются вальяжные, бочкообразные коты, разноцветные и яркие. Нередко рыжие. И это неслучайно. Прототипом послужил первый кот художника ― большой, пушистый, вальяжный и тоже рыжий. То было ещё во времена студенчества. С тех пор коты сопровождали Давида Соломоновича и его жену Наташу всю жизнь. Со временем кот сделался своего рода «гением места» - фирменным героем художника.


Книги Давида Хайкина выходили многомиллионными тиражами. На прилавках магазинов, на стендах книжных выставок экспрессивно-декоративные работы Давида Хайкина мгновенно приковывали внимание и детей и родителей и молниеносно раскупались. За свои издания художник неоднократно получал престижные награды. За издания «Чудесный клад» («Детские песенки народов Кавказа», 1975) и «Разноцветная книга» (сборник стихов С.Я. Маршака, 1982) был удостоен дипломов 1-й и 2-й степени Всероссийского конкурса детской книги. На этом же конкурсе в 1996 году Давид Соломонович получил диплом за художественное оформление и иллюстрации к «Азбуке» Г.В. Сапгира (издательство «Росмэн», 1995).

10 ноября родился Давид Соломонович ХАЙКИН (1927-2008), русский художник, иллюстратор детских книг

В советское время, которое нынче называют золотым веком книжной иллюстрации, маленькие читатели не были обделены хорошими книгами, но творчество Давида Хайкина – особая вселенная, где получили прописку детские любовь и признание. Вселенная эта раскрашена тысячами оттенков, в каждом из которых живет по солнцу, ведь каждый росчерк кисти художника светится изнутри, даря радость зашедшему страннику: взрослому или ребенку, не имеет значения, — в чудесной вселенной Давида Хайкина мы все остаемся детьми.
Хайкин Давид Соломонович (10.11.1927 – 20.02.2008) – художник, график. Член Союза художников СССР. Окончил МГХИ (Московский государственный академический художественный институт) имени В.И.Сурикова. Он поступил туда на живописный факультет, затем был отправлен на плакатное отделение, а стал выпускником книжного отделения графического факультета. Из причудливо перетасованной судьбой колоды Давиду Хайкину выпал козырной туз.
Давид Соломонович стал известным живописцем. Его картины неоднократно экспонировались на выставках, они востребованы у наших и зарубежных коллекционеров. Но самая широкая известность пришла к нему благодаря многолетней и плодотворной работе с детскими книгами. Их он за свою жизнь проиллюстрировал почти две сотни.
Хороший иллюстратор всегда узнаваем. У него свой особый почерк. У кого-то это характерная внешность персонажей, тщательная детализация, особые графические приемы. Почерк Хайкина это цвет. Слова художника: «Я люблю цвет. Каждую вещь я решаю прежде всего в цвете – через него можно добиться большого пластического эффекта, динамики.» — лучшая характеристика его творчества. Это буйство красок невозможно не узнать!
Моим ровесникам довелось расти с черно-белыми мультиками, носить немаркую одежду, жить в городах, расцвечиваемых лишь в праздники ярко-красными плакатами и транспарантами. Но это было замечательное детство — в нем не было гаджетов, но были книги. Яркие всполохи веселого разноцветья.
Мы любили подолгу рассматривать иллюстрации, погружаясь в причудливый радостный мир. Листая страницы любимых книжек, мы накрывали понравившиеся картинки ладошками и кричали: «Моя, моя!»
Я и сейчас, как в детстве, уверена, что иллюстрации Хайкина мои! Мои эти невероятные сплетения цветов, это разнообразие оттенков. Мои эти вальяжные кошки, грациозные кони, скалящиеся волки и хитроглазые лисы, необычайные птицы и цветы. Я среди тех счастливчиков, кто видел их в подлинниках. И я среди тех многочисленных поклонников, которые мечтают снова увидеть книги с иллюстрациями Давида Хайкина, ранее выходившие многомиллионными тиражами. Неоднократно награжденные дипломами Всероссийских конкурсов детской книги, они последнее десятилетие исчезли с прилавков книжных магазинов.
К сожалению, в рамках этого сообщения можно разместить только 9 работ Давида Соломоновича. Но даже эти крохи – пример высокого мастерства художника. Живопись, графика, иллюстрации и гуаши. Маэстро цвета виден во всем! Даже в черно-белые рисунки небольшим цветным штрихом он вдохнул жизнь, а уж цветные работы просто пульсируют, как бьющееся сердце. И пока это сердце бьется – художник живет, и не скроет его Лета – река забвения. Так что, с днем рождения, дорогой Давид Соломонович! Желаю рождения новых тиражей Ваших замечательных книг! Но это, конечно, нам – читателям и почитателям.

Елена Бойцова

Книги автора

  • Луда: Сторож саванны

    Автор : Луда
    Художник : Хайкин Давид
    Издательство : Мелик-Пашаев
    ISBN : 978-5-9908691-8-9
    Новинка : Март 2017
    В Лабиринте
  • Михаил Коршунов: Двести пятый километр

    Автор : Коршунов Михаил Павлович
    Художник : Хайкин Давид
    Издательство : ИД Мещерякова
    ISBN : 978-5-91045-960-5
    Серия : Мальчишки и девчонки
    Новинка : Ноябрь 2016
    В Лабиринте
  • Николай Некрасов: Избранное

    Автор : Некрасов Николай Алексеевич
    Художник : Хайкин Давид
    Издательство : ИД Мещерякова
    Новинка : Апрель 2018

Давид Соломонович Хайкин - график, иллюстратор множества детских книг, член Союза художников СССР.

Давид Хайкин приобрел известность, прежде всего как превосходный художник-иллюстратор, чьи работы радовали многие поколения детей и стали классикой русской детской книги прошлого столетия.

В отличие от большинства сотоварищей-книжников, выпускников Полиграфического института, Хайкин закончил Суриковский институт. Он поступил туда на живописный факультет, но после провала на экзамене по марсксистко-ленинской эстетике был сослан на плакатное отделение.

Признанный советский мастер Михаил Черемных настолько подружился со своим нечаянным студентом, что сам великодушно ходатайствовал о переводе его на книжное отделение графического факультета: у талантливого подопечного совсем не получались агитационно-пропагандисткие плакаты.

Специализация по графическим видам искусства не отменила для Давида Хайкина постоянную работу по живописи. Здесь он отдавал предпочтение пейзажам…

После окончания института молодой живописец постоянно экспонировал холсты на выставках, однако имя ему принесла работа для издательств. В СССР детских книг выходило много и огромными тиражами: «Воспитание подрастающего поколения» было, как известно, неустанной идеологической заботой властей.

Нишей для Давида Хайкина стали книжки для самых маленьких. Здесь картинки доминировали над текстом, а советской пропаганде негде было разгуляться в силу особенностей восприятия мира крохотными людьми.

На прилавках магазинов, на стендах книжных выставок экспрессивно-декоративные работы Давида Хайкина мгновенно приковывали внимание и детей и родителей.

В книге – искусстве синтетическом – тексты волей–неволей формируют определенные рамки, хотя художник всегда выбирал произведения. Не сковывающие его фантазию, близкие ему по духу. Книги Давида Хайкина выходили многомиллионными тиражами и молниеносно раскупались благодарными зрителями-читателями. За свои издания художник неоднократно получал престижные награды…

Человек Давид Хайкин очень любит братьев наших меньших, художник Давид Хайкин создал обширный цикл, где героями стали коты и кошки, одухотворенные и разумные существа…

Детские книги Давида Хайкина - это мир всеобъемлющего оптимизма, устойчивого и безоговорочного. Дома, деревья, люди, звери, небо и земля - всё имеет крепкую форму, внятное место в композиции и, как правило, яркий цвет, не замутнённый ни белилами, ни сомнениями. Учителем молодого графика был в своё время Борис Дехтерёв, главный художник издательства «Детская литература», и первые опыты оформления детских книг Давид Соломонович предпринял ещё в студенчестве. Теперь таких книг около двухсот. Ил. Д.Хайкина к стихотворению С.Маршака «Январь»Список удачных работ возглавляют «Дикие лебеди» Х.К.Андерсена, «Стихи и сказки» К.И.Чуковского, «Хороший день» С.Я.Маршака, «Азбука» Г.В.Сапгира и, разумеется, многие другие издания.

Уже в зрелом возрасте иллюстратор и книжник Хайкин вдруг обратился к живописи, причём рисовать стал, если можно так выразиться, «портреты животных». Одна из почитательниц творчества художника так перечисляет его новых героев: это «лошадки, птички, рыбки, собачки, коты и кошечки». Уменьшительно-ласкательные суффиксы здесь не случайны: выдуманные «портреты» получаются у взрослого художника Давида Хайкина по-детски трогательными и по-весёлому игрушечными.


Биография

Давид Соломонович Хайкин (1927-2008) — художник, график, иллюстратор детских книг.

Родился в Москве; во время войны переехал с родителями в Казань, затем в Чебоксары. Там, в мастерской агитплакатов, началась его художественная деятельность. Вернувшись в Москву, отучился в Московской средней художественной школе, затем окончил Московский художественный институт имени Сурикова, где учился на плакатном отделении; позднее перевелся на книжное отделение графического факультета. Среди его учителей был , в то время главный художник издательства «Детская литература» — благодаря ему у Давида появилась возможность ознакомиться с искусством оформления детских книг еще в студенческие годы.

С 1950 работал в издательствах «Детская литература», «Малыш», оформил более 200 детских книг. Среди них произведения Самуила Маршака и Корнея Чуковского, сказки Г.Х.Андерсена — более всего художнику нравилось работать с книгами для самых маленьких читателей, где картинки доминировали над текстом.

Хайкин многократно награждался самыми разными премиями в области иллюстрированной книги. За издание («Детские песенки народов Кавказа», 1975) и (сборник стихов С.Я.Маршака, 1982) был удостоен дипломов 1-й и 2-й степени Всероссийского конкурса детской книги. На этом же конкурсе в 1996 получил диплом за художественное оформление и иллюстрации к «Азбуке» Г.В.Сапгира (издательство «Росмэн»).

Уже в зрелом возрасте Хайкин вновь обратился к живописи, изображая, по большей части, разнообразных животных. Он обладал поистине нечеловеческой работоспособностью, сутками не выходил из своей мастерской.

Живописные и графические работы Хайкина находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.

Я люблю цвет. Каждую вещь я решаю прежде всего в цвете – через него можно добиться большого пластического эффекта, динамики. Искусство – очень условная вещь. Теперь я понял, что добиваться в плоскости листа объёмного изображения нецелесообразно. Объёмна скульптура, «пространственнен» кинематограф… На бумаге же, на холсте всё должно находиться в одной плоскости…

«Подобно многим художникам его поколения, Хайкин в живописи прошёл долгий путь поисков. Он увлекался старой и современной живописью, примитивом и детским творчеством, открывая многое для себя заново. Но, пожалуй, импрессионизм в его западном и русском вариантах дал ему определённую установку живописного видения, а дальнейший самостоятельный творческий путь поэтического освоения мира завершил становление собственного стиля. В станковых работах художника главное место занимает пейзаж, затем натюрморт. В его пейзажах привлекает сильное живописное чувство. Они представляют собой обобщённые образы природы, в которых главное – живописное изображение свето-воздушной среды, всё окутывающей, дающей всему цветовой и эмоциональный колорит.

Композиции Хайкина не центричны, а, наоборот, центробежны, они стремятся «распространиться» вширь, при этом «края» листа обретают особую напряжённость границы изображаемого на нём и мысленно развивающегося за его пределы. Такое решение позволяет художнику помещать на листе часть предмета вместо целого и делать это художественно убедительно.

Используя привлекательность цвета, его эмоциональное воздействие, сопрягая и противопоставляя цвета, дополняя игру цвета музыкальным ритмом, художник обостряет чувства зрителя, что делает его более чутким к внутренней пластике и ритмике произведения».

(с) Любовь Громова
из статьи “Черпая из вечных родников” (Детская литература, 1986)

«Главные слова, характеризующие сугубо персональные жанры Давида Хайкина, отнюдь не специфически-искусствоведческие, – они говорят, прежде всего, об общечеловеческих ценностях.

Это – сердечная теплота, доброта и радость жизни.

Не надо, наверное, и упоминать, сколь редко встречаются вышеозначенные материи в нашей жесткой действительности.

Коты и кошки Хайкина – всамделишные, их анатомия не порушена имитацией человекоподобия. Они шествуют на четырех лапах, горделиво подняв хвосты, или привычно сидят на задних - передние у них становятся крепкими столбиками и поддерживают широкую грудку, увенчанную головой с чуткими ушками и полным достоинства взглядом.

Это просто иные, нежели мы, живые существа, мудрые, доброжелательные, спокойные. И равноправные с нами. Или мы – равноправные с ними.

Все так. Но вот только дымчатый котофей вальяжно восседает на красном стуле посреди зимнего пейзажа или кошка неспешно вышагивает на фоне московских бульваров или уютных провинциальных улиц.

Этим они себя и выдают. Коты и кошки Давида Хайкина – обыкновенные гении мест.

И еще. Можно быть знакомыми с ними много-много лет, видеть их постоянно, однако это не отменяет драгоценного эффекта: каждый раз при взгляде на любого из благородных мурлык нельзя удержаться от внезапной улыбки – как будто видишь их в первый раз.

У колористики Давида Хайкина существует какая-то особая сложная безыскусность. Цвет у него чаще всего открытый, декоративный, словно бы одномерный, но тут же с непреложностью проступает, что в сочной красочности таится глубина, обусловленная тончайшими связями цветовых оттенков.

Отсюда и возникает ощущение насыщенной многомерности, гармоничности красочных аранжировок его картин.

Московский живописец Давид Хайкин – из породы художников склада Матисса: знаменитый француз говорил, что хотел бы, чтобы его холсты дарили душевный комфорт людям.

Живопись Давида Хайкина именно это и делает. Его картина на стене – повседневный, неиссякаемый источник живительной радости от созерцания изображения.

Оно же щедро источает душевное тепло или просто заставляет улыбнуться – и уже небеса не столь серые, как были до этой минуты».

«Это тотальная и беззастенчивая красочность. Никаких атмосферных светотеневых градаций (это в скучном реальном мире бывает светотень); плотность цвета придает предметам материальность - но это материя затейливо организованной фантастической вселенной, где среди сказочных архитектурных конструкций гуляют «животные невиданной красы» с узнаваемыми физиономиями. Конкретные мотивы подчинены структурирующей логике орнамента, включены в его возвышенный порядок: кот съел рыбку, и рыбка плавает внутри кота - или на его поверхности, потому что здесь нет конфликта глубины с поверхностью».