Искусство педагогического общения презентация. Презентация на тему: Технология педагогического общения

Данный материал был представлен для выступления на областном учебном семинаре для руководителей образовательных учреждений и их заместителей «Коммуникативное взаимодействие участников образовательного процесса. Построение коммуникаций внутри образовательного учреждения», который проводился в марте 2011 г. кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО. В сообщении рассматриваются различные виды педагогического общения и их результативность. Папка с материалами содержит мультимедийную презентацию выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ.

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, от умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Стили педагогического общения

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

Автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

Авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений уч-ся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой уч-ся либо идет на поводу их желаний;

- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со уч-ся, к появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят!"

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики".

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

(Участникам семинара можно предложить самостоятельно выбрать название стиля общения по его описанию)

Модель I - "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV - "Генерал" . Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны зара--нее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию, - выбор роли педагогом на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

ДИАЛОГ И МОНОЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:

Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых уч-ся, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые уч-ся - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых уч-ся.

Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми уч-ся, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.

Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения уч-ся с фронтальным подходом.

Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив уч-ся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Модель гипорефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых уч-ся, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у уч-ся, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.

Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя со уч-ся строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние уч-ся, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.

Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.

Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых уч-ся, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.

Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.

(Участникам семинара предлагается выбрать самую продуктивную модель общения и обосновать свой выбор)

Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации.

Это тоже можно сделать в виде диалога

Вынести в кучу признаки и предложить их разместить на 2 группы: Негативная и позитивная установка

Наличие негативной установки преподавателя на того или другого уч-ся можно определить по следующим признакам: преподаватель дает "плохому" уч-ся меньше времени на ответ, чем "хорошему"; не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.

Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядам; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия и т. п. Специальные исследования показывают, что "плохие" уч-ся в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем "хорошие"; они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее.

Реализуя свою установку по отношению к "хорошим" и "плохим" уч-ся, педагог без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на уч-ся, как бы определяя программу их дальнейшего развития.

Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности уч-ся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед уч-ся, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах.

По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самоосознания, способный к постоянному самоанализу своего поведения и адекватной самооценке.

Профессионально-важные качества педагогического общения

1) интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей;

3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей уч-ся;

4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;

5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;

7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на уч-ся в требуемом направлении;

10) способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").

Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.


Слайд 2

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

Слайд 3

Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности ученического коллектива.

Слайд 4

Стили общения

Слайд 5

Авторитарный

При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

Слайд 6

Попустительский

Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

Слайд 7

Демократический

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

Слайд 8

Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

Слайд 9

Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку. Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Слайд 10

Общение-устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

Слайд 11

Заигрывание

опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. А.С.Макаренко резко осуждал такую “погоню за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением... Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни... Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред...” Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

Слайд 12

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее: Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.

Слайд 13

Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик. Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

Слайд 14

Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо. Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения. Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя. Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

Слайд 15

Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений. Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.

Слайд 16

Модели общения педагога

  • Слайд 17

    Модель 1

    Педагог как бы возвышается над классом. Он парит в мире знаний, науки, увлечен ими, но находится на недосягаемой высоте. Здесь система общения складывается следующим образом: педагог как бы отстранен от учащихся, они для него только воспринимающие знания. Как правило, такой учитель мало интересуется личностью ребенка и своими взаимоотношениями с ним, сводя педагогические функции к сообщению информации. Такому учителю важен только процесс передачи информации, а школьник выступает лишь в качестве “общего контекста” к науке. Такая позиция, как свидетельствуют наблюдения, характеризует некоторых начинающих учителей, увлеченных наукой. Негативные последствия - отсутствие психологического контакта между педагогом и детьми. Отсюда – пассивность учащихся в процессе обучения, безынициативность.

    Слайд 18

    Модель 2

    Смысл этой довольно распространенной модели общения заключается в том, что между педагогами и детьми в качестве невидимого ограничителя во взаимоотношении выступает дистанция, которую педагог устанавливает между собой и учащимися. Такими ограничителями могут служить: подчеркивание педагогом своего превосходства над учащимися; преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить; отсутствие желания к сотрудничеству, утверждение ситуации безусловной ведомости школьников; снисходительно - покровительственное отношение к учащимся, мешающее организовать “взрослое” взаимодействие. Негативные последствия - отсутствие межличностного контакта между педагогом и детьми, слабая обратная связь, равнодушие школьников к учителю.

    Слайд 19

    Модель 3

    Ее суть в том, что учитель строит взаимоотношения с детьми избирательно. В частности, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или, наоборот, слабых), как локатор, улавливает именно этих школьников, оставляя без внимания остальных. Причины такого отношения могут быть различными: учитель увлечен ребятами, которые интересуются его предметом, дает им специальные задания, вовлекает в кружки и факультативную работу, не проявляя внимания к остальным; учитель озабочен слабыми учащимися, постоянно занимается с ними, упуская при этом из виду остальных школьников, уповая на то, что они сами со всем справятся; не умеет сочетать фронтальный подход с индивидуальным. Негативные последствия - на уроке не создается целостной и непрерывной системы общения, она подменяется фрагментарным, ситуативным взаимодействием. “Узор” общения на уроке постоянно рвется, нарушается его целостный ритм, возникают перебои в межличностном взаимодействии, что ведет к дестабилизации социально - психологической основы урока.

    Слайд 20

    Модель 4

    Педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя: при объяснении нового материала, при опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми. Учитель поглощен своими мыслями, идеями, педагогическими задачами, не чувствует партнеров по общению. Негативные последствия - теряется обратная связь, вокруг учителя на уроке создается своеобразный психологический вакуум, педагог не воспринимает психологическую атмосферу в классе, учебно - воспитательный эффект взаимодействия с учащимися снижается.

    Слайд 21

    Модель 5

    Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированной программы, не обращая внимания на изменяющиеся обстоятельства, требующие изменения общения. Негативные последствия - такой педагог как будто бы все делает правильно: у него есть обоснованный план, верно сформулированы педагогические задачи. Но он не учитывает, что педагогическая действительность постоянно меняется, возникают новые и новые обстоятельства, условия, которые должны немедленно улавливаться им и вызывать соответствующие изменения в методической и социально - психологической аранжировке воспитания и обучения. В ходе учебно - воспитательного процесса четко выделяются как бы две линии: первая идеальная, спланированная и вторая – реальная. У такого педагога эти линии не пересекаются.

    Слайд 22

    Модель 6

    Учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие формы учебной инициативы. Здесь все исходит от педагога: вопросы, задачи, суждения и т. п. Негативные последствия - педагог превращается в единственную движущую силу учебно - воспитательного процесса, гасится личная инициатива учащихся, снижается познавательная и общественная активность, а, следовательно, не формируется достаточно насыщенная мотивационно - потребностная сфера обучения и воспитания, теряется психологический смысл взаимодействия педагога и детей, учащиеся ориентируются только на одностороннюю активность педагога и осознают себя лишь в качестве исполнителя, снижаются возможности творческого характера обучения и воспитания, школьники ждут инструкцию, превращаясь в пассивных потребителей информации.

    Слайд 23

    Модель 7

    Учитель мучается постоянными сомнениями: правильно ли его понимают, верно ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли и т. п. Негативные последствия - педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько отношенческими аспектами, которые приобретают для него гипертрофированное значение, учитель постоянно сомневается, колеблется, анализирует, что в конечном счете может привести к неврозам.

    Слайд 24

    Модель 8

    В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики.

    Если вы решите заняться оптимизацией своего общения с детьми, рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться: 1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное и т. д. 2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное. 3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению. 4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу. 5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя.

    Слайд 27

    6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении). 7. Продуктивность общения. 8. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий. 9. Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная). 10. Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная). 11. Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).

    Слайд 28

    План анализа педагогической ситуации: 1. Уясните педагогический смысл описанной ситуации, т.е. опишите ситуацию с точки зрения формирования личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, позиции (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.). 2. Вычлените педагогическую проблему: реально существующее или назревающее противоречие в формировании личности ребенка, к которому ведет описанная ситуация. Выясните или предположите истоки этого конфликта. 3. Определите педагогическую цель (планируемый результат, которого хотелось бы достичь в данной ситуации). 4. Сформулируйте несколько (пять-шесть) вариантов решения конфликта, эффективного поведения педагога в этом случае. 5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант педагогической деятельности в данной ситуации. 6. Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата.


    О каких особенностях влияния учителей на учащихся могут говорить родителям следующие высказывания детей: Тренинг

    Слайд 32

    А меня сегодня заставили переписать заново, и учительница сказала, что получилось лучше. Посмотри, правда, лучше? - А у нас сегодня дроби объясняли. Хочешь покажу? - Мам, а что такое потроха? Учительница сказала, что в следующий раз вышвырнет Петю из класса вместе с потрохами. - Левка улыбнулся на уроке, а учитель выгнал его из класса, сказал: «Улыбаться будешь в коридоре!» А за что? Не разобравшись, и сразу выгонять? - У нас на уроке химией никто не занимается, но все сидят тихо, учат другие уроки. Учительница видит это, но молчит, ей нравится тишина. - Мам, а разве учитель имеет право проверять портфели без разрешения хозяина, чтобы узнать, кто и что в них носит?

    Слайд 33

    1. Оцените информацию каждого высказывания детей. Какие из этих высказываний вызовут тревогу, настороженность родителей? Почему? 2. Какая реакция родителей на каждое высказывание будет наиболее педагогически правильной? А какая реакция возможна? 3. Как бы вы беседовали с каждым из учителей, если бы, будучи классным руководителем или руководителем педагогического коллектива школы, получили такую информацию от родителей своих учеников?

    Слайд 34

    Предлагается испытать себя в следующих ситуациях. 1. Представьте, что вы классный руководитель и вам необходимо сразу после уроков мобилизовать класс на сбор металлолома. 2. На школьном вечере ученица 9 класса отказалась танцевать с одноклассником, ученица ответила на его приглашение грубо - поговорите с ней. 3. Девятиклассник отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, - вы стараетесь его переубедить. 4. На перемене старшеклассник обидел второклассника - поговорите со старшеклассником. Тренинг

    Слайд 35

    Слайд 36

    Предлагается начать объяснять новый материал (в роли учеников - коллеги). Слушатели фиксируют жесты и оценивают их. Таким образом, прорабатываются все типичные педагогические жесты: во время работы у доски, вызова ученика и т.д. Одновременно проводятся занятия по мимике. Участники делятся на пары и дают друг другу мимические задания (не менее десяти каждый), затем меняются ролями. Это задание повторяется на других занятиях. Процедура "Воспроизведение жеста в этюдной ситуации педагогического действия"

    Посмотреть все слайды


    Повестка педсовета

    Позитивный настрой.Учитель самопознания Фахриева Э.Т.

    1.Анализ успеваемости за 1 четверть

    Директор школы №155 Шулакаева К.А.

    2. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагогов. МО учителей казахского языка и литературы Бегимбек Л.А.

    3.Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.Речевая коммуникация как способ межсубъектного взаимодействия.

    МО учителей общественно-гуманитарного цикла Окунева Т.Ю.

    4.Основные этические принципы деятельности учителя в системе «Учитель-ученик».Пединтуиция и педтакт. МО ЕМЦ Фахриева Э.Т.

    5.Современные подходы к стилям педагогического общения. МОнач.кл Популова Н.В.

    6 учителя информатики Ахмадуллаевой Б.Х.

    7 Рефлексия.Учитель физики Абдикаров Р.Н. Фахриева Э.Т.


    это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.





    • средство решения учебных задач;
    • социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;
    • способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанника, обеспечивающий успешность их обучения, воспитания и развития.

    Задачи обучения

    развивающая

    образовательная

    воспитательная


    • обеспечить визуальный психологический контакт с учащимися,
    • формировать положительную мотивацию обучения,
    • создавать обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий.

    • наладить взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми,
    • формировать познавательную направленность личности,
    • преодолевать психологические барьеры,
    • складываться межличностным отношениям в ученическом коллективе.

    • создавать психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
    • преодолевать социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, мнительность и т. п.);
    • создавать возможности для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
    • осуществлять социально-психологическую коррекцию в развитии и становлении важнейших личностных качеств.

    • Взаимодействие человека с самим собой.
    • Взаимодействие человека с другим человеком.
    • Взаимодействие с определённой системой.

    • Самопознание,
    • самопроектирование,
    • самоанализ,
    • самооценка.

    Другая личность более значима

    Равноправность партнёров

    Уровни общения

    Мнение другой личности не играет никакой роли


    УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК

    Ученик выступает в непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является школьный коллектив.



    Характеристики для определения типов педагогического взаимодействия:

    • взаимопознание;
    • взаимопонимание;
    • взаимоотношение;
    • взаимовлияние.

    Л.В. Байбородова


    • сотрудничество,
    • диалог,
    • соглашение,
    • опека,
    • подавление,
    • конфликт,
    • индифферентность,
    • конфронтация.

    Анализ взаимодействия

    «учитель – ученик» (ученики)

    Учащимся предлагалась анкета, где они прочитав каждый из вопросов теста, отметили символом «+», если могут согласиться с утверждением, и знаком «–», если дают отрицательный ответ. Все вопросы рассматриваются по отношению к конкретному учителю. Фамилия учителя нигде не указывается.


    Возможные пути улучшения педагогического взаимодействия

    С чего начинается взаимодействие учитель – ученик?

    Что делает учитель, заходя в класс?

    На что обращаем внимание в первую очередь?

    Речь человека, его внешний вид, настроение.


    • Умение выбрать подходящий способ поведения по отношению к ученику;
    • Единые требования, контроль;
    • Уважение к чувствам ребенка, его желаниям и интересам;
    • Педагогическая этика, тактичность и внимание со стороны педагога;
    • Положительное отношение к критике;
    • Расширение кругозора преподавателя;
    • Стимулирование учеников поощрением;
    • Контроль за собственными негативными эмоциями (гнев, раздражение, злость, досада);
    • Опора в работе на группы детей;
    • Отстаивая собственные интересы, принимать во внимание нужды и желания другой стороны.





    Повышение психолого-педагогической компетентности педагога

    Овладение педагогической этикой и тактом;

    Освоение эффективных педагогических технологий;

    Соблюдение единства требований;

    Собственная дисциплинированность;

    Контроль собственного эмоционального состояния, умение владеть собой;

    Овладение приемами общения;

    Повышение обшей культуры педагога.



    Функции общения

    Характеристика

    Информационная

    Обмен сообщениями, т.е. приём-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями.

    Контактная

    Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения.

    Побудительная

    Стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий.

    Координационная

    Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

    Понимания

    Не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимания партнёрами друг друга.

    Установление отношений

    Осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей сообщества, в котором предстоит действовать педагогу.


    • Авторитарная (разящие стрелы). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор.
    • Демократическая (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.
    • Либеральная(плывущий плот) . Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям.

    • Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
    • Общение на основе дружеского расположения.
    • Общение-диалог.
    • Общение-дистанция.
    • Общение-устрашение.
    • Общение-заигрывание.

    название моделей

    характеристика

    1. Модель дикторская ("Монблан").

    следствие

    Педагогические функции сведены к информационному общению при отсутствии личностного взаимодействия.

    2. Модель неконтактная ("Китайская стена").

    отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.

    Между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду барьеров общения: отсутствие желания к сотрудничеству, информационный, а не диалоговый характер занятия.

    3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор")

    4. Модель гипорефлексивная ("Тетерев").

    слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.

    Основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров.

    нарушается целостность взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

    Педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

    5. Модель гиперрефлексивная ("Гамлет").

    практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим(поле психологического вакуума).

    Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение.

    обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории; бразды правления могут оказаться в руках обучаемых.

    название моделей

    характеристика

    6. Модель негибкого реагирования ("Робот").

    Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.

    следствие

    Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы.

    8. Модель активного взаимодействия ("Союз").

    низкий эффект социального взаимодействия.

    Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

    воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

    Следствие: возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.





    • Своевременная помощь в подборе адекватной лексики, правильном

    построении высказываний;

    • Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;
    • Позитивная критика (если такая необходима) поведения учащегося в диалоге с преподавателем;
    • Демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем.

    • Побуждение к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
    • Мотивирование перед группой поощрений за проявленную инициативу;
    • Критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;
    • «Игровая провокация».

    Выбор учащимися личностных качеств преподавателя.

    • Справедливость
    • Умение поставить себя на место другого
    • Доброта
    • Сдержанность
    • Терпимость
    • Красота, стиль
    • Хорошие вербальные способности
    • Доступность изложения материала
    • Строгость
    • Интерес к людям и работе с ними; Гибкость, оперативно-творческое мышление; Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; Умение управлять собой; Эмпатия (способность поставить себя на место другого); Способность к спонтанности коммуникаций; Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)
    • Интерес к людям и работе с ними;
    • Гибкость, оперативно-творческое мышление;
    • Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
    • Умение управлять собой;
    • Эмпатия (способность поставить себя на место другого);
    • Способность к спонтанности коммуникаций;
    • Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
    • Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
    • Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)

    Навыки общения

    Слайдов: 8 Слов: 209 Звуков: 0 Эффектов: 31

    Программа тренинга педагогической эффективности «Навыки конструктивного общения с обучающимися». Задачи тренинга. Тема 1. Поддержка. Цель занятия: Понять различия между похвалой, знаком внимания и поддержкой. Освоить навыки поддержки применительно к ситуациям в лицее. Тема 2. Техники слушания. Тема 3. «Я-высказывание». Цель занятия: Понять психологическое различие между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием». Освоить навык «Я-высказывания». Тема 4. Индивидуальные особенности подростков. - Навыки общения.pps

    Общение учителей

    Слайдов: 21 Слов: 1029 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Развитие и саморазвитие педагогической компетентности в работе с детьми, родителями. Общение. Позиция «над». Партнёр по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общения. Позиция «наравне». Позиция «под». Информационная функция. Социально – перцептивная функция. Самопрезентативная функция. Интерактивная функция. При общении происходит обмен идеями, образами и действиями. Аффективная функция. (Аффект – душевное волнение, страсть.) Общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на другого человека: чувство уважения, симпатии. Соревнование (конкуренция) – «Акула». - Общение учителей.ppt

    Общение педагогов

    Слайдов: 25 Слов: 2297 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Педагогическая коммуникация. Педагогическое общение. Будет ли ПО оптимальным, зависит от уровня педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Однако здесь следует избегать панибратства. (Молодые педагоги). 3. Общение – дистанция относится к самым распространенным типам ПО. Такой стиль формирует отношения «преподаватель – студент». Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторите. Чаще всего – сочетание стилей при преобладании одного. За рубежом классификация ПО предложена М.Таленом. Модель 2. «Руководитель групповой дискуссии». Модель 3. «Мастер». Модель 4. «Генерал». - Общение педагогов.ppt

    Педагогическое общение

    Слайдов: 36 Слов: 3434 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Теория и практика педагогического общения. Стили общения. Авторитарный Попустительский Демократический Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Общение-дистанция Общение – устрашение Заигрывание. Авторитарный. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Попустительский. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Демократический. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. - Педагогическое общение.ppt

    Основы педагогического общения

    Слайдов: 10 Слов: 432 Звуков: 0 Эффектов: 21

    Психологические основы педагогического общения. Аспекты педагогического общения. Педагогическое творчество в процессе общения с учащимися. Общение с детьми в процессе педагогического творчества. Стили руководства по Курту Левину (1938 год). Тема 1. «Психологические основы педагогического общения». Стиль общения по школе в %. Гуманитарные. Естественно-математические. Обществоведческие. Начальные. Эстетические. Три состояния человека по теории Э.Берна. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. ТЕМА 2.Ролевые позиции в педагогическом общении в %. Сочетание трех «Я» в поведении. - Основы педагогического общения.ppt

    Стили педагогического общения

    Слайдов: 14 Слов: 944 Звуков: 0 Эффектов: 74

    Стили педагогического общения. Четкость социальной и профессиональной позиции учителя. Позиция педагога. Особенности коммуникативных возможностей педагога. Виды стилей. Авторитарный стиль. Самостоятельность и инициативу. Попустительский стиль. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства. Демократический стиль. Активно-положительное отношение к учащимся. Педагоги демократического стиля общения. Стиль общения и учитель. - Стили педагогического общения.ppt

    Мастерство педагогического общения

    Слайдов: 26 Слов: 657 Звуков: 0 Эффектов: 79

    Мастерство педагогического общения. Педагогическое общение и его функции. Общение. Педагогическое общение. Приемы и навыки. Функции педагогического общения. Этапы педагогического общения. Формула стиля педагогического общения. Стили педагогического общения. Стили работы. Стили отношений. Продуктивный стиль. Непродуктивный стиль. Стиль педагогического общения. Роли учителя в профессиональной деятельности. Отстранение от учащихся. Китайская стена. Локатор. Робот. Тетерев. Друг. Гамлет. Учитель главный. Бумеранг. - Мастерство педагогического общения.ppt

    Технология педагогического общения

    Слайдов: 18 Слов: 1773 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Технология педагогического общения. Понятие общение. Общение и деятельность. Общение и отношение. Разновидности общения. Профессионально-педагогическое общение. Цели профессионально-педагогического общения. Функции профессионально-педагогического общения. Содержание профессионально-педагогического общения. Структура профессионально-педагогического общения. Средства профессионально-педагогического общения. Особенности профессиональной позиции. Социальные роли. Уровни общения педагогов и школьников. Общение в конфликтных ситуациях. Способы разрешения конфликтов. - Технология педагогического общения.ppt

    Педагогическое взаимодействие

    Слайдов: 27 Слов: 1120 Звуков: 0 Эффектов: 18

    Педагогическое общение. Взаимодействие педагога и ученика. Роль общения в пед. процессе. Задачи обучения. Общение. Взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми. Психологические ситуации, стимулирующие самообразование. Уровни педагогического взаимодействия. Самопознание, самопроектирование, самоанализ, самооценка. Уровни общения. Ученик выступает в непосредственное взаимодействие. Виды взаимодействия педагога. Характеристики для определения типов педагогического взаимодействия. Типы взаимодействия. Диагностика «Дерево взаимоотношений». Сотрудничество. - Педагогическое взаимодействие.ppt

    Формы педагогического взаимодействия

    Слайдов: 15 Слов: 455 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Педагогическое взаимодействие. Уровни и типы педагогического взаимодействия. Учитель. Стили педагогического взаимодействия. Средняя школа. Основные идеи педагогики сотрудничества. Обучение самоанализу. Тема педсовета. Здоровьесбережение. Психологический климат урока. Индивидуальный стиль деятельности. Типы индивидуального стиля деятельности. - Формы педагогического взаимодействия.ppt

    Педагогическая техника

    Слайдов: 14 Слов: 603 Звуков: 0 Эффектов: 6

    Средство повышения уровня профессионального развития педагога. Каменский. Макаренко. Инструмент воспитательного влияния. Педагогическая техника. Техника владения своим поведением. Педагогический оптимизм. Постоянная бодрость. Техника организации контакта. Рекомендации к проведению индивидуальной беседы. Совокупность профессиональных умений. Личностный диапазон. Совершенный учитель. - Педагогическая техника.ppt

    Педагог и ученик

    Слайдов: 20 Слов: 799 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Педагогический совет «от конфликта к культуре педагогического общения». Повестка: 1. Что такое культура общения? (Теоретическая часть и практикум. Толстова А.А. Техника педагогического общения в конфликтных ситуациях. Практикум. Школьный психолог Кириллова И.Г. Что такое «культура общения»? Первый этап обсуждения вопроса. Какие особенности и тенденции педагогического общения в нашей школе можно выделить? Применимо ли к нам понятие «культура общения»? Второй этап обсуждения вопроса. Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создаёт воспитательную силу коллектива». - Педагог и ученик.ppt

    Взаимодействие педагога и учащегося

    Слайдов: 17 Слов: 2290 Звуков: 0 Эффектов: 20

    Эффективные стили взаимодействия педагога и учащегося. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. Выделяют и негативные стили общения. При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. - Взаимодействие педагога и учащегося.ppt

    Педагогическая этика

    Слайдов: 22 Слов: 1306 Звуков: 0 Эффектов: 69

    Педагогическая этика. Счастье-это когда тебя понимают. План. Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности. Некоторые качества педагога. Педагогическая этика-часть педагогического мастерства. Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе. Требования педагогической этики. Педагогический такт. Основные признаки педагогического такта. Педагогическое разрешение конфликта. Правила разрешения конфликтов. Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Согласовать цель. Закрепить свою позицию. Своим поведением повлиять на партнера (ученика, коллегу). - Педагогическая этика.ppt

    Этика в профессии педагога

    Слайдов: 31 Слов: 2788 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Культура и этикет в профессии педагога. Характеристика. Педагогическая эрудиция. Педагогическое творчество. Педагогическое мастерство. Педагогическая техника. Культура речи. Педагогическое целеполагание. Общение и поведение педагога. Самовоспитание и самообразование. Педагогическая техника как педагогическое явление. Педагогическая культура учителя. Этика. Педагогическая этика. Первые элементы педагогической этики. В эпоху Средневековья и Возрождения. В эпоху Просвещения. В советское время и в последние годы. Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали. - Этика в профессии педагога.ppt

    Решение педагогических ситуаций

    Слайдов: 13 Слов: 730 Звуков: 0 Эффектов: 13

    Определение. Фазы развития педагогической ситуации. Сущность педагогической ситуации. Развитие. Разрешение. Противоречие. Классификация педагогических ситуаций. Этапы решения педагогической ситуации. Третья проблема- обилие бумажек, отчетов, невозможности на чем-либо сосредоточиться. Четвертая- собственная эмоциональная усталость, связанная со множеством быстро меняющихся факторов. Конструктивное решение конфликтных ситуаций- необходимый элемент профессиональной подготовки учителя. Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие. Положительное в работе учителя часто забывается, промахи помнятся долго. -