История припяти. Город Припять: до и после (11 фото)

(27 оценок, среднее: 4,63 из 5)

Карта Припяти относится к так называемой , закрытую для посещения рядовыми гражданами. Попасть в эту зону можно по специальным пропускам, которые выдаются либо туристическим группам, либо работникам Чернобыльской АЭС, которые до сих пор следят за полуразвалившейся станцией.

Примечательно, что все остальные поселки и ПГТ Зоны отчуждения были признаны фактически несуществующими и лишены каких-либо законных статусов. После в 1986 году все население города было эвакуировано. 30 лет Припять остается пустующей, но несмотря на статус покинутого людьми места Украина не лишила ее статуса населенного пункта. Чернобыль и Припять в документации страны — до сих пор существующие города.

Чтобы доехать до Припяти и воочию узреть город-призрак, нужно преодолеть сложный маршрут с проверками и КПП. Мы расскажем, как попасть в мистический атом-град, где находится Припять и как выглядит карта заброшенного города.

Припять на карте мира – это небольшой советский городок, рассчитанный на 75 тысяч жителей (жили в нем, однако, только 49 тысяч человек). Находится он на территории Украины, граничащей с Беларусью. Вокруг города стоят непроходимые леса с уникальной флорой и фауной, недалеко находится заповедная зона.

Где находится Припять? Припять на карте Украины расположена на севере страны, «выше» Киева, совсем близко к границе с Беларусью. Город входит в Иванковский район Киевской области. Вся Зона отчуждения занимает север Иванковского и север Полесского районов (всего в Киевской области 25 районных единиц). Фактически Припять подчиняется Киевскому областному совету.

Интересно, что раньше на территории Украины существовал Чернобыльский район. Нетрудно догадаться, что его административным центром был Чернобыль, а крупнейшим городом – Припять.

В 1988 году Чернобыльский район упразднили, а его территорию отдали району Иванковскому (административный центр – ПГТ Иванков).

После присоединения Иванковский район территориально стал самым большим в Украине. Его площадь – 3616 кв. км. В районе проживает около 35 тысяч человек.


Главная достопримечательность района (кроме Чернобыльской АЭС, конечно) – Чернобыльский специальный заказник. По сути, это заповедник, созданный в 2007 году в лесной зоне близ . Основная его цель – сохранить и увеличить популяцию редких животных и растений. В заповеднике живут бурые медведи, европейские норки и евразийские рыси. Несмотря на близость с местами, загрязненными радиацией, животные живут и здравствуют, – кстати, как и в самом городе Припять.

Интересно, что в Украине существует еще один населенный пункт с названием Припять. Село Припять Шацкого района Волынской области находится в 150 км от Луцка, на северо-западе страны. Село Припять на карте Украины занимает всего 0,001 кв. км. Там проживает около 600 человек. Этот населенный пункт был основан раньше, чем одноименный город-призрак, в 1946 году.

Как доехать до Припяти?

Карта Припяти позволяет добраться в пункт назначения различными способами. Рассмотрим каждый из возможных маршрутов.

Маршруты Киев — Припять

Как добраться до Припяти из Киева или Москвы? Какие КПП нужно преодолеть? Сколько километров от Киева до Припяти придется проехать? Есть ли возможность добраться до Припяти «дикарём» и насколько это опасно?

Поскольку Припять входит в Киевскую область, проще всего будет сначала добраться до столицы Украины, а оттуда двигаться в сторону Зоны отчуждения. Расстояние от Киева до Припяти – 152 километров. Это примерно 2-2,5 часа езды на легковой машине. Ехать нужно с юга на север, от Киева и выше по карте. Что касается расстояния от начала до конца пути, то на разных маршрутах Киев Припять оно примерно одинаковое. Существенных различий нет и в состоянии дорог.

Маршрут «Киев Припять» на машине может проходить по двум дорогам. Первый вариант будет выглядеть примерно так: Киев – Вышгород – Демидов – Катюжанка – Иванков – Дитятки – Чернобыль – Припять. В этом случае путь будет пролегать непосредственно через Чернобыльскую АЭС.

Рядом с деревней Дитятки находится контрольно-пропускной пункт в 30 километровую Зону отчуждения. Называется он «КПП – Дитятки». Будьте готовы предъявить документы.

Как доехать до Припяти по другому пути?

Второй путь «Припять Киев» более обходной, он проходит по трассе Т-1019. С Киева нужно держать курс на деревню Дмитровка, потом Микуличи – Шибеное – Сосновка. После Сосновки маршрут пойдет на Иванков, далее маршрут будет точно таким же, как если бы вами была выбрана карта Припяти в первом варианте.

Во втором маршруте расстояние Киев Припять будет на пару километров длиннее, но местные говорят, что вторая дорога менее загружена и более удобна.

Заблудиться по пути почти нереально: карта Припяти довольно проста. В округе только одна нормально асфальтированная дорога, к тому же, местные старожилы всегда готовы подсказать, где находится город Припять. Несмотря на то, что после 1986 года большинство жителей территорий, прилегающих к Зоне отчуждения, покинули свои дома, в последнее время наблюдается тенденция возвращения. В Зоне жить, конечно, отваживаются немногие, но близлежащие районы уже не пустуют.

Маршруты Москва — Припять

Маршрут Москва Припять будет, конечно, гораздо длиннее. Прямое расстояние от Москвы до Припяти – от 950 до 1050 км в зависимости от того, каким путем вы предпочтете ехать.

Вариантов автомобильных дорог три. Первый: Москва – Обнинск – Калуга – Брянск – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Путь займет 13 часов без учета российско-украинской таможни.

При втором варианте пути Москва Припять расстояние будет максимальным – через город Орёл. Выглядит это примерно так: Москва – Подольск – Серпухов – Тула – Орёл – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Ехать придется около 12-ти часов.

Третий автомобильный путь лежит через Беларусь. По дороге придется пересекать две границы, но стоит отметить, что все белорусско-украинские границы считаются менее загруженными, чем российские, и пройти таможню, скорее всего, будет гораздо быстрее. Ехать придется вот так: Москва – Смоленск – Могилёв – Гомель – Славутич – Припять.

Кроме того, расстояние от Москвы до Припяти можно преодолеть множеством вариантов поездов. Нужно ехать из столицы России до Киева или Могилева, а дальше добираться автомобильным транспортом, т.к. никаких электричек или автобусов до Припяти не идет. Самолетом до Киева, правда, не долететь, российские авиалинии не работают на украинской территории после событий 2013-2014 годов.

Припять. Контрольно-пропускные пункты

Важно знать, что вся карта Припяти делится на три территории: 30-ти километровая зона, 10-ти километровая зона и опасная зона.

Опасная зона – это земля в непосредственной близости от ЧАЭС и сама атомная станция.
Эта 10-ти километровая зона простирается вокруг ЧАЭС, как понятно из названия зоны, на 10 км.
30-ти километровая зона – на 30 км соответственно.

Всю территорию Зоны отчуждения окружают разные КПП. С какой бы стороны вы не заехали или не зашли, вам придется показывать пропуск в Зону или на месте его выписывать. Кто выдает пропуск в Зону? Бюро пропусков Администрации Зоны отчуждения.

Чтобы получить пропуск необходимо заполнить заявку, где объяснить, с какой целью вы посещаете закрытую территорию. Как правило, пропуски не выдаются конкретным физическим лицам, заявки заполняют те или иные предприятия, к примеру, экскурсионные бюро, исследовательские центры или правоохранительные органы. После заполнения заявки в течение 10 дней Администрация Зоны оформит пропуск.

В 30-ти километровой зоне находятся такие КПП (с востока на запад), как Зеленый мыс, Дитятки, Старые Соколы, Диброва, Полесское, Овруч, Вильча. Последний – уже прям на границе с Беларусью.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

В 10-ти километровой зоне контрольно-пропускные пункты такие: Парышев, Лелёв (рядом с городом Чернобыль), Припять и Бенёвка.

Как добраться до Припяти без заранее подготовленного пропуска? Это возможно. Но только два раза в году. 26 апреля и 9 мая карта города Припять становится доступной для всех желающих. Это так называемые «дни поминок», когда родственники тех, кто похоронен на территории Зоны, могут приехать на могилки к родным.

В случае с днями поминок необходимо сообщить на КПП о том, что вы едите на кладбище и охранники обязаны выписать вам временные пропуски. Нужно знать, что по закону работники пропускных пунктов могут осмотреть машину и попросить открыть багажники и бардачки.

В Припять без пропуска

Как доехать до Припяти «дикарём», то есть без пропусков и сопровождающих? (люди, которые изучают заброшенные места), давно организовали свои секретные тропы. Опираясь на информацию от блогеров и сталкеров, мы кратко расскажем, как добраться до Припяти окольными путями. Но нужно понимать, что дело это нелегальное и даже подсудное.

Самый популярный нелегальный маршрут – от заброшенной деревни Рудня — Вересня, которая стоит на правой стороне реки Уж. Этот населенный пункт – первое, что открывает карта Припяти с западной стороны Киевской области.

Начало пути, Рудня — Вересня, расположено довольно далеко от города Припять, где находится конечный пункт пешеходного путешествия. Их разделяет 25 километров. До города Чернобыль придется идти меньше, около 13-ти км.

После заброшенной деревни, где остались довольно целые дома, придется перейти реку Уж.


Затем держаться Чернобыльского направления, после Чернобыля чуть больше 10 км нужно прошагать до Припяти. Путь, конечно, экстремальный, но по дороге от Чернобыля до города призраков осталось много заброшенных мест, на которые будет интересно взглянуть. Экскурсионные группы показывают их нечасто, маршрут неудобен, но места заслуживают внимания. О них мы расскажем ниже.

Нелегальный путь от границы с Зоной до Припяти пешком у сталкеров занимает около двух суток.

Объекты Припяти: что посмотреть?

Что представляет собой карта Припяти сегодня? Это 8 кв. км заброшенного советского города, 5 жилых микрорайонов, больницы, школы, кинотеатры и парки. Все давно пришло в запустение. Большинство зданий либо разрушились сами, либо им помогли развалиться мародеры и бомжи.

После эвакуации жителей в 1986 году в город часто наведывались люди на грузовиках. Из опустелых квартир и магазинов вывозили продукты, технику и мебель. Сегодня что-либо вывезти из Зоны отчуждения вряд ли получится: на КПП осматривают машины в поисках радиоактивных предметов. С дозиметрами это делается проще простого. И если вы загрузите в багажник старое кресло из заброшенной квартиры в Припяти, это быстро станет известно.

Впрочем, теперь с территории и вывозить нечего. Там почти ничего не осталось. Город Припять на карте превратился в пустые одичалые джунгли.

Мало кто знает, что карта Припяти – это не только заброшенный город и Чернобыльская АЭС. В непосредственной близости от города-призрака находилось множество интересных объектов, развалины которых существуют близ Припяти и сейчас.

Если ехать обычным автомобильным маршрутом, то на эти объекты удастся взглянуть лишь издалека и мельком, но если остановиться и исследовать местность, можно обнаружить много интересного.

Объект «Дуга»

Припять на карте Киевской области находится в непосредственной близости от города Чернобыль, между ними около 10 километров. По автомобильному пути в город-призрак проезжать Чернобыль придется в любом случае. Но не только всем известный город, а и засекреченный, небольшой городок Чернобыль-2, построенный для работников радиолокационной станции «Дуга».

Загоризонтная радиолокационная станция «Дуга» (ЗГРЛС) – объект, основное назначение которого – обнаруживать межконтинентальные баллистические ракеты, которые будут лететь на территорию в районе трех километров от ЧАЭС.

Внешне это нагромождение очень высоких антенн, которые ловили радары подлетающих объектов. Станция была суперсекретной, и карта Припяти молчит о такой близкой к городу масштабной постройке. ЗГРЛС выполняла важную стратегическую функцию, о ней не знает и карта Украины, Припять замаскировывала «Дугу» как детский летний лагерь.

Интересно, что в СССР было всего три таких обнаруживающих ракеты комплекса: помимо «Дуги», еще близ Николаева (назывался он «Дуга-Н») и в Комсомольске-на-Амуре. Сохранилась «Дуга», пусть и в разваленном виде, только близ города Припять, карта, впрочем, до сих пор не обозначает этот объект. Интересно, что из-за постоянного характерного стука «Дугу» называли «русский дятел».

Объект Чернобыль-2

Это супер маленький городок близ «Дуги» для семей работников станции. Впрочем, каким бы маленьким он ни был, там существовал и детский сад, и больница, и небольшие жилые дома. Чернобыль-2, как и «Дуга» был засекречен. В заброшенном виде город существует и сегодня.

Ракетно-зенитный комплекс С -75 «Волхов». Похоже, что все секретные объекты Украинской ССР «запихнула» в себя карта города Припять и ее окрестностей. Объекты С-75 — это популярное в Союзе оружие, используемое и до сих пор.

Сказать доподлинно, включала ли в себя оружейная карта Украины припятьские оборонительные сооружения, нельзя. На территории были казармы, столовые, все военные палацы и смотровые площадки. Остались они и до сих пор. Ракет же, естественно, уже нет.

Ракеты «Волхова» никто никогда и не видел. Это секретный объект, который находился в лесной зоне, в паре километров от Припяти. Его задача – обеспечивать противовоздушную оборону Чернобыльской АЭС и «Дуги».

Самый знаменитый «памятник» ракетного комплекса – это теперь уже заброшенный бункер. По предположениям, там хранились боеприпасы. Находится он рядом со всеми зданиями комплекса С-75 в лесном массиве близ Припяти.

Карта Припяти в деталях

Город Припять на карте страны – место очень популярное для экскурсионных групп, сталкеров и научных исследователей. Но карта Припяти сегодня – вещь достаточно неконкретная, т.к. какие-то объекты, существовавшие ранее, давно стерты с лица Земли, а новые, недавно открытые находки, которые раньше были засекречены, никто не фиксирует.

Поэтому указать точное расположение «Дуги» или «Волхова» теоретически нереально, никто не считал километража до этих мест. То же самое происходит и с заброшенными деревнями. Какие-то особенно мелкие полностью развалились, какие-то напротив, стали заселены самоселами и обрели «второе дыхание».

Кроме самоселов территорию Припяти занимают мародеры, до сих пор вывозящие металлолом, и наркоманы, пытающиеся выращивать близ города наркотики. Есть и бомжи, которые от безвыходности занимают старые квартиры и дома жителей — среди них много бежавших уголовников, которых время от времени отлавливают правоохранительные органы.

Из-за близости лесных территорий Припять стала любимым местом многих диких животных, которые разгуливают по развалинам города. Конечно, часто из-за большой доли радиации, свалившейся на их головы, но уже радует, что они не вымерли совсем.

Другие объекты на карте Припяти

На территории Зоны отчуждения, помимо Припяти и Чернобыля, располагаются еще несколько достаточно крупных покинутых объектов. Например:


Село Новошепеличи. До 1986 года жители села занимались в основном скотоводством. Население до эвакуации – чуть меньше двух тысяч человек. Село примечательно тем, что там долгое время жили самые известные самоселы – герои многих документальных фильмов – Савва Гаврилович и его жена. Пара стала чем-то вроде символа Зоны отчуждения.


Село Полесское. Очень старое село, в котором на момент аварии жили всего 11 тысяч людей. Сегодня там обитают около 50 самоселов и, что интересно, действует единственная пожарная станция в округе.

Село Копачи. Этот населенный пункт находился в паре километров от Чернобыльской АЭС. Поэтому пострадал от радиации особенно сильно. Интересны Копачи тем, что все объекты села были полностью захоронены, то есть, вкопаны в землю. Осталось только здание детского сада, и то изрядно потрепанное временем.

В Припяти действительно есть, что посмотреть — приезжайте!

Авария на Чернобыльской АЭС – самая мощная техногенная катастрофа на Земле. Ее негативные последствия для природы и людей сложно переоценить. Отголоски той страшной аварии человечество чувствует даже сейчас – спустя почти 30 лет после взрыва на атомной станции.

Радиация, как от 500 атомных бомб 50 миллионов кюри – такой общий выход радиоактивных материалов. Эта сума равна последствиям взрыва 500 атомных бомб, которые в 1945 году сбросили американцы на Хиросиму. Столб дыма от продуктов горения достигал нескольких метров высоты. 90% ядерного топлива ЧАЭС оказалось в атмосфере Земли.

Пожар на атомной станции гасили больше 100 пожарных из города-спутника Припяти. Именно этим людям пришлось взять на себя самую большую дозу радиации. По советским данным, во время ликвидации пожара погиб 31 человек.

Пожар тушили также с помощью вертолетов. С них на реактор сбрасывали песок и глину, а еще специальные смеси для тушения и предотвращения цепной реакции. Тогда никто не знал, что все эти действия, возможно, еще сильнее увеличили температуру пылающего реактора. Справиться с огнем полностью удалось лишь 9 мая.

Большая часть жителей Припяти узнала об аварии лишь к середине дня 26 апреля. Пока люди жили прежней жизнью, радиация распространялась с молниеносной скоростью с помощью ветра.

Общая площадь зараженной украинской территории– 50 тысяч квадратных километров в 12 областях страны. Кроме того, катастрофа на ЧАЭС сделала непригодными для проживания 150 тысяч квадратных километров вокруг станции.

Всему населению Припяти, 47 500 человек, пришлось покинуть город на следующий день после аварии. Но около 300 жителей захотели вернуться домой уже спустя месяц. Территорию, где они поселились, потом назвали Зоной Отчуждения. К людям, живущим на этой земле, в течение 20 лет не пускали родственников.

250 тысяч человек в общей сложности эвакуировали до конца 1986 года из зоны отчуждения вокруг ЧАЭС. А вот точное число жертв страшной техногенной аварии до сих пор неизвестно. По разным данным, это от нескольких тысяч до 100 тысяч человек.

Лучевую болезнь обнаружили у 134 присутствующих на аварийном блоке в первые сутки после взрыва. В течение месяца 28 из них погибли.

Всего же под радиоактивное облучение попали 8,4 млн. жителей - не только Украины, но и Белоруссии и России.

Однозначное количество погибших от последствий взрыва до сих пор неизвестно. В соответствии с разными источниками, это от 4 до 10 тысяч человек.

В ликвидации последствий катастрофы принимали участие около 600 тысяч человек со всех уголков СССР.

До сих пор остро стоит вопрос о нераспространении радиации. Для этого над 4-ым энергоблоком собираются построить новый саркофаг. Деньги на возведение обязались дать страны-доноры. В частности, Канада обещала выделить для этой цели 7 млн. долларов.

И по сей день в Российской Федерации действуют 11 ректоров чернобыльского типа: по 4 блока на Ленинградской и Курской и 3 блока на Смоленской АЭС. Но в течение последних 20 лет в их работу внесли такие изменения, которые исключают возможность повторения катастрофы. Аналогичного мнения придерживаются и международные эксперты.

За последние годы покинутый город Припять и реактор превратились в своеобразную Мекку для туристов-экстремалов. Путешественников в эту зону сопровождают так называемые сталкеры. Предлагают посмотреть на покинутые жилые дома, школы, гостиницы. А вот сам саркофаг и тысячи брошенных на месте аварии транспортных средств можно лицезреть только на расстоянии. Грузовые машины, бронированная техника и вертолеты настолько сильно заражены радиацией, что приближаться к ним до сих пор рискованно. Также туристов ждет встреча с самоселами – престарелыми жителями деревень, расположенных в Зоне Отчуждения. Эти люди вернулись на свою землю, вопреки запрету властей и сумели адаптироваться в новых условиях. Стоимость экскурсии – около 350 долларов.

Некоторое время после аварии на Чернобыльской АЭС продолжали работать два блока. Их обслуживали несколько сотен рабочих и инженеров. Для них, а также для других сотрудников атомной станции, лишившихся работы и жилья после аварии, власти вынуждены были построить новых город – Славутич. Сейчас это самый молодой населенный пункт на Украине. А любимой шуткой его жителей является фраза: «Жизнь прекрасна, но очень уж коротка!».

О городе и аварии

Припять находится в 94 км от Киева и в двух километрах от ЧАЭС. Своё название город получил от одноимённой реки, на берегах которой он стоит.

Населённый пункт Припять был основан в 1970 году для проживания людей, занятых строительством и дальнейшим обслуживанием ЧАЭС. Электростанции присвоили имя «Чернобыльская» по названию районного центра. Сам Чернобыль, расположенный в 18 километрах от ЧАЭС, не имеет к ней прямого отношения.

Рисунки «Тени Хиросимы» в Припяти

Во главу угла проектирования города ставилась одна цель - комфорт жителей, для чего была использована уникальная для 70-х годов прошлого века «треугольная застройка». Особенность такой планировки - чередование пятиэтажных домов с более высокими зданиями и большие пространства между сооружениями.

Припять в наши дни (Дворец культуры «Энергетик»)

В 1972 году был уложен первый бетонный блок в фундамент электростанции. Вместе с ней рос и город - ударными темпами возводились жилые здания, кинотеатры, дома культуры, дворец пионеров, спортивные комплексы, парки отдыха. На всесоюзную стройку ехали люди со всей страны. Средний возраст населения молодого города был всего 26 лет. Ежегодно в Припяти появлялось на свет более тысячи маленьких жителей, поэтому огромное внимание уделялось строительству детских садов и школ. Город считался образцовым, в Припять постоянно привозили иностранные делегации, чтобы продемонстрировать, как хорошо живёт советский народ. К середине 80-х годов в городе проживало почти пятьдесят тысяч человек 25 национальностей.

Памятник пожарным

26 апреля 1986 года, в половине второго ночи, на четвёртом энергоблоке АЭС произошёл взрыв. Огромное радиоактивное облако накрыло Припять. Население города далеко не сразу было извещено о случившемся. Наступившая суббота была солнечной, люди радовались хорошей погоде, трудились на дачных участках. Дети развлекались на аттракционах, запущенных в этот день раньше срока для создания обманчиво спокойной обстановки.

Катастрофически много времени было упущено, жители города получили сильнейшее облучение, которое со временем привело к тяжёлым болезням и смертям. Во времена СССР техногенные аварии замалчивали, чтобы не разрушать веру людей в надёжность всего советского и не сеять панику.

Брошенная туфелька

И только более чем через сутки, 27 апреля в 11 утра жителям Припяти было объявлено о немедленной эвакуации. В Припять прибыло 3 поезда и 1200 автобусов для перевозки людей. С собой горожанам разрешалось взять только документы, самые необходимые носильные вещи и небольшой запас продуктов. Жителей уверяли, что эвакуация временная, и после нормализации обстановки они смогут вернуться домой. Никто и предположить не мог, что никогда больше не увидит ни свой дом, ни ставший родным город.

В течение всего трёх часов, с 14.00 до 17.00, из Припяти было вывезено 49614 человек. Люди были размещены в местах временного пребывания, а затем переселены в город Славутич, выстроенный вскоре после аварии в 50 км от Припяти.

Покинутые дома

В первых числах мая началась эвакуация из 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС. Из пострадавшей местности было вывезено также более 60000 голов сельскохозяйственного скота. Всего из зоны, заражённой радиацией, за 5 лет уехало около 165000 человек.

За время, прошедшее после аварии, Припять была ограблена многочисленными мародёрами, вывезшими отсюда всё, представляющее хоть какую-нибудь ценность.

Пустые улицы города-призрака

Бывший город-сказка стал призраком, смотрящим на безжизненные улицы пустыми проёмами окон. Дома обветшали и частично разрушились, бурная растительность захватила улицы и площади Припяти, на улицах города стоит жуткая тишина.

После аварии в заражённой зоне были выполнены работы по дезактивации, что позволило существенно понизить радиационный фон. Но, несмотря на это, жить в этой местности будет невозможно ещё по меньшей мере сто лет.

Сейчас весь город обнесён колючей проволокой, на въезде в Припять установлен контрольно-пропускной пункт (КПП). В городе живут сотрудники станции, строители нового «Саркофага» и военные. В окрестностях Припяти проживает около 500 человек, - «самосёлы», - вернувшиеся в родные места люди, не сумевшие или не захотевшие начать жизнь в чужих краях.

В городе функционируют лишь четыре объекта: станция для фторирования воды, КПП, специализированная прачечная и гараж для автомобилей, вывозящих радиоактивные отходы.

Ежегодно, в конце апреля, в Припять приезжает несколько тысяч человек - бывшие жители и ликвидаторы аварии. Кого-то влечёт сюда тоска по юности, прошедшей в этих местах, кто-то хочет встретиться с коллегами и друзьями и помянуть тех, кто чьи жизни унесла ядерная катастрофа.

Разбросанные противогазы в средней школе №3

Экскурсии в зону отчуждения

В наши дни Припять притягивает множество поклонников заброшенных и необычных мест. В городе можно побывать в составе организованной туристической группы, имеющей специальное разрешение и сопровождаемой гидом.

Туристы в Припяти Сталактиты на потолках покинутых квартир

У экстремалов пользуются большой популярностью нелегальные поездки в Припять, дающие возможность бесконтрольно заходить в любое здание, побывать в заброшенных больницах и школах, полностью погрузиться в апокалипсическую атмосферу последствий глобальной катастрофы. Такие люди хотят почувствовать себя настоящими сталкерами, проникающими в запретную смертельную зону. Самовольные вылазки опасны для здоровья, так как незваные гости не знакомы с радиационной обстановкой в том или ином месте города. Маршрут организованных экскурсий проходит по наименее заражённым местам, в которых уровень радиации не превышает соответствующие показатели крупного мегаполиса.

Инсталляция из вещей

В Припяти часто бывают художники, черпающие вдохновение в пустынном городе, уступающем натиску природы. Стены многих домов изрисованы граффити, добавляющими мрачности в окружающий пейзаж. Некоторые творческие натуры создают выразительные инсталляции из сохранившихся вещей и предметов мебели.

Достопримечательности Припяти

Места паломничества туристов - объекты, связанные с аварией на ЧАЭС, и характерные здания советской эпохи. Экскурсии в Припять однодневные, прогулка по городу длится от 3 до 5 часов.

Памятник ликвидаторам аварии

Атомная электростанция - центр ядерной катастрофы, ставшей самой разрушительной по масштабу и по числу погибших и заболевших. В ликвидации последствий аварии за несколько лет было задействовано 600000 человек. Станция функционировала вплоть до 2000 года, пока под давлением мировой общественности украинские власти не остановили её работу. В наши дни самой насущной задачей является нормализация обстановки вокруг ЧАЭС.

«Саркофаг»

«Саркофаг» - неофициальное название сооружения «Укрытие», созданного для изоляции разрушенного взрывом атомного реактора. Уникальную конструкцию круглосуточно возводили несколько тысяч человек, - нужно было как можно скорее защитить окружающую среду от радиации. Ценой собственного здоровья, а зачастую и жизни, ликвидаторы последствий взрыва реактора смогли уложиться в рекордно короткий срок - 206 дней. Для постройки укрытия потребовалось 7000 тонн металла, более 400 000 кубометров бетона и участие 90000 человек. На Саркофаге есть смотровая площадка, куда допускаются посетители, но находиться здесь можно всего несколько минут. Защитное сооружение постепенно разрушается и нуждается в срочном ремонте, иначе четвёртый блок снова сможет стать причиной смертельной опасности.

Рядом с Саркофагом установлен памятник ликвидаторам аварии, - погибшим героям, не допустившим масштабного распространения радиации.

Один из самых мрачных и печальных символов города - парк аттракционов, который так никогда и не заработал в полную силу. Жуткое впечатление остаётся от полуразрушенных каруселей, качающихся на ветру ржавых кресел и застывшего колеса обозрения. Страшное место, в котором особо впечатлительным натурам слышится далёкий детский смех.

Свалка радиоактивной техники

Зона отчуждения - местность, расположенная в диаметре 30 километров от эпицентра аварии. В окрестностях зоны проводятся экскурсии с посещением домов самосёлов, фермеров и своеобразных музеев. Из-за того, что это место стало очагом нелегального туризма, в последнее время ужесточились правила проезда в зону и нахождения в ней. Как ни странно, в местных лесах обитает множество животных: зайцы, кабаны, рыси, лошади, медведи, барсуки, косули, волки. Вопреки всем негативным прогнозам, птицы и звери не мутировали, природа выстояла и расцвела благодаря отсутствию влияния человека.

Еще одна из достопримечательностей Припяти – футбольный стадион, заросший деревьями. Гнетущее впечатление остаётся от вида трибун, окружающих не поле, а молодую рощу. Идеальное место для тех, кто хочет взглянуть на планету, с которой исчезли люди.

Мост смерти - объект, на котором в апреле 1986 года был зафиксирован самый высокий уровень радиации. Горожане не знали об этом и приходили на мост, как на самое удобное место для наблюдения за горящим реактором. Трагическая достопримечательность и сейчас чрезвычайно опасна для посещения.

Огромные сомы в пруду у ЧАЭС

Пруд-охладитель для реактора тоже один из самых загрязнённых в своё время памятников катастрофы. В канале, по которому в резервуар поступает вода, обитают огромные сомы. Рыба всегда выплывает к прикормившим её туристам, полюбившим фотографироваться с большими усачами.

Бассейн «Лазурный» работал вплоть до окончания функционирования станции, - это было самое чистое и безопасное место, где отдыхали и купались ликвидаторы аварии.

Ржавый лес

«Ржавый» лес, окружающий атомную станцию, испытал на себе огромную дозу радиации. Большая часть деревьев погибла, а уцелевшие приобрели рыжую окраску. По ночам мёртвые стволы светились, - этому способствовала реакция взаимодействия радиоактивных элементов с древесиной. Во время дезактивации местности все деревья выкорчевали и закопали, но в наши дни на месте погибшего леса появляется молодая поросль.

Мост смерти в Припяти

Гостиница «Полесье» стала местом, где в 1986 году разместился штаб по ликвидации аварии. Крыша здания была идеальным местом для корректировки действий пилотов вертолётов, засыпающих песком аварийный четвёртый блок станции. Через два десятка лет, прошедших после катастрофы, на стенах гостиницы появились знаменитые рисунки «Тени Хиросимы», изображающие чёрные силуэты людей, погибших из-за радиации. В наши дни помещения гостиницы абсолютно пусты.

Дворец культуры «Энергетик» - типичное сооружение советской эпохи, символизирующее благополучную жизнь народа. Как и все здания в Припяти, ДК полуразрушен, но на его стенах сохранилась мозаика. Столовая средней школы № 3 с сотнями разбросанных по полу противогазов - с трудом переносимое зрелище, как будто специально отрежиссированное постановщиком мрачного фильма-катастрофы.

Бетонный указатель при въезде в город

Самое страшное и опасное место города, приближаться к которому смертельно опасно - медсанчасть № 126. В подвале здания до сих пор лежит одежда пожарных, тушивших аварийный энергоблок в первые часы после катастрофы. Все эти героические люди погибли в течение трёх недель после аварии, получив немыслимую дозу облучения, в несколько десятков раз превышающую смертельную.

В память о пожарных в Припяти установлен монумент, изготовленный собственноручно ликвидаторами последствий катастрофы. Памятник изготовлен из того же бетона, которым укрыт аварийный энергоблок.

Каждый приезжающий в Припять считает своим долгом сфотографироваться на фоне большого бетонного указателя, установленного при въезде в город.

Трейлер к мини-сериалу "Мотыльки"

Как добраться

Попасть в Припять можно в составе экскурсий, проводимых некоторыми туристическими фирмами и общественными организациями совместно с МЧС Украины. Самостоятельная поездка в закрытый город и зону отчуждения грозит штрафом и возможными проблемами со здоровьем.

ПРИПЯТЬ, город (с 1979) на Украине, Киевская область (см. КИЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ), расположен на реке Припять (см. ПРИПЯТЬ (река)). Железнодорожная станция (Янов). Основан в 1970 в связи со строительством Чернобыльской АЭС. Вследствие аварии на АЭС в… … Энциклопедический словарь

Город-спутник АЭС - … Википедия

ПРИПЯТЬ - город (с 1979) на Украине, Киевская обл., на р. Припять. Железнодорожная станция (Янов). Основан в 1970 в связи со строительством Чернобыльской АЭС. Вследствие аварии на АЭС в апреле 1986 население Припяти эвакуировано. Для работников АЭС и их… … Большой Энциклопедический словарь

Припять - Припеть, Прыпяць, река, пп Днепра; Украина, Беларусь. Упоминается в Повести временных лет, XII в., как Припеть; совр. русск. Припять, укр. Припеть, белор. Прыпяць. Предполагаемая первоначальная слав, форма *Припеть приток В. А. Жучкевич связывает … Географическая энциклопедия

Припять - I река в Белоруссии и Украине, правый приток Днепра. 761 км, площадь бассейна 114,3 тыс. км2. Течёт по Полесской низменности. Средний расход воды 448 м3/с. Соединена Днепровско Бугским каналом с Вислой, Огинским (не действует) с Неманом.… … Энциклопедический словарь

припять - сущ., кол во синонимов: 4 город (2765) город призрак (7) река (2073) … Словарь синонимов

город - Столица, крепость. См. житель, место.. ни к селу, ни к городу, съездить Харьковской губернии в город Мордасов... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. город городец, городище,… … Словарь синонимов

город-призрак - сущ., кол во синонимов: 7 верхнемезенск (1) зашиверск (1) кадыкчан (1) … Словарь синонимов

Припять (река) - У этого термина существуют и другие значения, см. Припять. Припять укр. Прип ять белор. Прыпяць … Википедия

Припять - Припять: Припять покинутый город в Киевской области Украины. Припять река в Белоруссии и на Украине. Припять село на Украине. Радиометр «Припять» РКС 20.03 См. также Припятские болота … Википедия

Книги

  • Воины Зоны , Алексей Бобл. Загадочная сила сбивает над Зоной Отчуждения армейский вертолет. Спецгруппа военных сталкеров отправляется на поиски упавшей машины, чтобы спасти ее единственного пассажира. Неожиданно на… Купить за 580 руб
  • Терпение дьявола , Алексей Соколов. Сапсан, опытный сталкер Южной Зоны, правила знал. Но соблазн оказался слишком велик. Сапсан попытался продать большую партию хабара напрямую, хотя должен был принести добычу…

При упоминании этого города у каждого возникают разные мысли. Кто — то хочет попасть сюда и просто погулять. Кто — то опечалится вспомнив ту страшную аварию на Чернобыльской АЭС, унесшую жизни тысяч людей. А у кого — то возникнет острая тоска по дому… по ушедшему… по потерянному навсегда…
Город Припять — знаменитый город атомщиков, построенный для работников Чернобыльской атомной станции. Уникальный эксперимент советского союза. Пожалуй максимально приближенное место к несбывшейся утопии построенного коммунизма. Приезжим сюда специалистам выдавали ордера на квартиру, на прилавках магазинов можно было найти даже то, чего не было в Киеве. В городе поощрялись и всячески поддерживались творческие и другие увлечения жителей. Был даже частично разрешен частный бизнес. Такая политика была абсолютно нетипичной для Советского Союза, а тем более для режимного закрытого города, и она давала плоды. Население города стремительно увеличивалось. Ежегодный прирост жителей составлял порядка полутора тысяч человек из которых более половины были новорожденные. Средний возраст населения составлял около 30 лет. Город атомщиков стремительно расширялся, шло освоение земель, строились новые дома, школы, детские сады, в планах осталась постройка просторной набережной и 6-ого микрорайона, пока не грянула страшная катастрофа…

Вместо вступления:
Спустя меньше, чем через сутки, после аварии из — за резко ухудшившейся радиационной обстановки, был срочно разработан план эвакуации города. Для этого было задействовано примерно 1200 автобусов и 200 грузовых автомобилей. Город разделили условно на 6 секторов. Были определены маршруты движения и адреса расселения жителей. 27 апреля 1986 г. в 14:00 началась полная эвакуация города. За два с половиной часа 48 тысячный город полностью опустел. Остались лишь работники станции, которые консервировали Припять, сотрудники силовых ведомств и других министерств.
К сожалению город оказался загрязнен слишком сильно. Проживание в нем, несмотря на комплекс работ по дезактивации оказалось невозможным. Вот уже на протяжении почти 28 лет город брошен и постепенно расхищается мародерами.
Жителям разрешили вернуться в квартиры за своими вещами только в конце лета 86 года. К первомайским праздникам были полностью заполнены холодильники, а у порога встречали трупы кошек и собак, оставленных на пару дней. В закрытых квартирах стоял жуткий смрад. Забирали в основном документы и личные вещи, и только те, которые разрешали взять дозиметристы. До этого времени весь город (впрочем как и Чернобыль и многие села) проходил дезактивацию: дома и асфальт отмывались, снимался и захоронялся верхний слой земли. Ликвидаторы в сопровождении дежурных милиционеров по пожарным лестницам поднимались на балконы и сбрасывали оттуда все вещи и увозили в могильники. После того как из квартир жителями были забраны свои вещи, все что, что оставалось отправлялась в могильники.

В мы проделали долгий путь к центру зоны по «западному следу» и к завершению дня заселились в пустующую квартиру неподалеку от центра Припяти. Настало время окунуться в атмосферу мертвого города. День начался с осмотра соседних квартир.

Осыпавшаяся штукатурка и отошедшие от стен обои — типичная ситуация в Припятской квартире.

Причина кроется в высокой влажности и выпадении осадков (большинство стекол в квартирах выбиты). Во время ликвидации аварии рубероид с крыш домов снимался и вывозился в могильники. Понятное дело, гидроизоляция от таких мер была нарушена. После дождя верхние этажи практически всех домов протекают, а влага просачивается на нижние. На фотографии видны большие подтеки и следы от капель на полу.

Во многих квартирах выбиты стекла. Во время ликвидации аварии все вещи скидывались прямо с окон. Многие из них не удосуживались даже открыть.

Из — за малого количества мебели (все ценное было вывезено в могильники или похищено), здесь царит атмосфера ремонта. При этом в основном остались крупногабаритные шкафы, диваны, сантехника и иногда холодильники с плитами.

Поднимемся наверх. Все выходы, как в квартиры, так и на крыши открыты. За все наше пребывание в городе я не заметил ни одного целого замка.

Вот такой унылый пейзаж открывается сверху.

Возле домов до сих пор остались предметы и вещи, скинутые когда- то из окон.

Отправляемся исследовать сам город.

Моим глазам Припять предстала по-осеннему хмурой и мрачной. Повсюду полная тишина. Нет не только обычных городских шумов, но и даже птиц. Лишь изредка ветер шумел листвой и хлопал открытыми дверьми и окнами.

Осмотр начинаем с главного стадиона. Популярное место среди туристических маршрутов, поэтому встали пораньше, чтобы не наткнуться на экскурсионную группу.

Все стадионное поле, как впрочем и большая часть открытых мест города, поросла деревьями, успевшими за 28 лет вырасти до уровня 4 ого этажа и выше.

Главный вестибюль.

Коридор под трибуной.

Стоит отметить, что на стадионном поле радиационный фон достаточно высок. В некоторых местах дозиметр показывал значение в 1000 мкр/ч.

Пока мы увлеченно исследовали стадион, где- то неподалеку послышался механический шум двигателя. Все тут же скучились, словно по команде. В следующий миг из — за угла близлежащего дома вырулили два белых фургона. Времени на раздумья не было, сработали инстинкты. В следующий миг все лежали на земле.

Тем временем фургоны подъехали еще ближе к нам и остановились в каких- то 50ти метрах. Из — за отсутствия зелени нас можно было запросто рассмотреть в низкой и редкой траве. Быстро перешептавшись, мы не стали ждать, что будет и рванули с низкого старта к ближайшему дому. Здание оказалось общежитием.

Затаившись на одном из верхних этажей, аккуратно выглянули в окно. В автобусах оказалась экскурсионная группа. Некоторые люди поглядывали в нашем направлении. Еще бы! Поехать на официальную экскурсию и увидеть «живых сталкеров»:) Выходить из здания мы не спешили и решили немного его изучить.

Неразборчивый лозунг. Все пропитано здесь былым Советским патриотизмом и гордостью.

Комната занятий.

Поднимемся на крышу.

К нашему приятному удивлению, сверху оказался отличный вид на центральный парк аттракционов. В центре — знаменитое колесо обозрения, ставшее своеобразной визитной карточкой «города — призрака».

Большинство открытых площадок в Припяти подверглись высокому уровню заражения. Это касается не только площадей и улиц, но и крыш. Как я уже писал выше, одна из причин протекания домов — «снятый» слой рубероида во время ликвидации аварии. На оставшихся кусках фон сильно превышает норму, на очищенных участках лишь в десятки.

Всего в 3 км от нас находится комплекс ЧАЭС, но из — за хмурости кажется, будто до станции километров 10.

Официальное открытие парка было запланировано на 1 мая, однако известно, что перед открытием сделали пробный запуск аттракционов. По одной из версий состоялся он 27 апреля, чтобы избежать слухов об аварии и отвлечь от мыслей об эвакуации.

А вот так вспоминает открытие парка женщина — очевидец: «Колесо обозрения тоже успело поработать до аварии. Сама лично на нем каталась. И не бесплатно, покупала билет. На машинках хотелось прокатиться, но на них было не достояться – толпа огромная. А вот на колесо желающих было значительно меньше. Но женщина, которая им управляла, видимо не успела изучить инструкцию, как надо правильно рассаживать людей, потому получился серьезный казус. Труханули мы тогда здорово. Людей этот работник сажала в каждую кабинку. И, когда половина колеса была плотно заполнена, а вторая, напротив, оставалась совершенно пустой, колесо самопроизвольно резко сорвалось и начало кататься вверх-вниз, ища равновесия, до тех пор, пока загруженные кабинки не оказались в нижней части колеса. Зрелище было жутковатым, т.к. оси, на котором крепилось колесо, сильно шатались при этом. Было ощущение, что колесо упадет на бок. Некоторые пацанята, кто располагался пониже, спрыгивали во все стороны. Женщина сама очень сильно перепугалась. Отключила колесо. Когда оно остановилось, начала по-понемногу включать и высаживать сначала из каждой второй кабинки, потом еще реже, до тех пор пока всех не высадила. Нам повезло, мы еще круга 2 сделали бесплатно. Может, из-за этого инцидента оно больше и не работало, а может, недоработка какая в нем обнаружилась. Катались мы ровно за неделю до аварии, потому что я только по выходным приезжала домой в Припять, была на педпрактике в Полесском. Вот такой факт имел место быть в истории так не открывшегося парка культуры.»

Кроме колеса в парке есть автодром, лодочки и детская карусель. От лодочек сейчас уже мало что осталось. Одна из них вытащена на середину площади — в нее сажают плюшевых мишек или кукол с оторванными ногами и делают постановочные фотографии на фоне колеса.

Радиационный фон в парке сильно превышает норму. Связано это с тем, что во время ликвидации на открытую площадку приземлялись вертолеты, участвовавшие в тушении пожара на станции.

Где- то неподалеку послышался механический шум, и мы решили отправиться в другое место.
Информационные стенды.

Рядом с парком оказалась гостиница «Полесье». В апреле 86 года в отеле находился дозиметрический пост и жили военные.

Главный вестибюль.

Лифтовой холл.

Природа захватывает дома изнутри, прорываясь сквозь толстые перекрытия.

В большинстве домов мародеры вырезали весь металл, однако в центральной части города поручни и батареи все же уцелели.

Мародеры — это проблема нынешней зоны отчуждения. Работают они, скорее всего, под прикрытием охраны зоны, т.к. результаты своих трудов вывозят в промышленных масштабах, а делать это нелегалом практически невозможно.

Поднимаемся на крышу.

Центральная площадь города. Справа здание дома культуры «Энергетик» и горисполком. На фоне две 16-ти этакжи с гербами. На одну из них мы потом залезем.

Вывеска на девятиэтажке между двумя башнями гласит: «Хай будэ атом работником, а не солдатом». Оказалось, что и мирный атом не такой уж и безобидный… Кстати, этот дом был облицован плиткой, привезенной из Тольятти, и в народе его называли Тольяттинским.

Припять — это один из уцелевших памятников советской архитектуры и стиля. Все здесь застыло в далеком 86-ом. Секционные панельные дома, просторные улицы, вывески — все это передает дух советского прошлого. Я настолько привык к назойливой рекламе крупных мегаполисов, что ходить по пустынным улицам с полным отсутствием информационного мусора, было для меня настоящим наслаждением.
Центральная улица города — проспект Ленина. В народе ее окрестили «Бродвеем».

Вид на комплекс ЧАЭС.

Выдвигаемся в сторону одной из высоток. К тому моменту, как мы спустились, на площади появилось несколько экскурсионных групп. Напрямую идти совсем недалеко, однако обходим главную площадь города окольными путями. Из — за отсутствия листвы, улицы хорошо просматриваются, и все переходы приходится делать с большими крюками, прострелы улиц же приходилось аккуратно и быстро перебегать.

Припятская яблоня. Фон чуть — чуть выше нормы.

По всему городу, тут и там мелькают знаменитые граффити — «Тени Хиросимы». Они изображают тени от сгоревших во время вспышки ядерного взрыва людей, нарисованные группой художников через 20 лет после аварии.

Тем временем на площади оказалось сразу несколько экскурсионных автобусов.

На всякий случай сильно не высовываемся.

ЧАЭС еще с одного ракурса.

Немного хроники:

В течении полугода после аварии на станции, шла опасная работа по очистки территории от завалов и строительству защитного комплекса «Укрытие», именуемого в народе как «саркофаг».

Ценой невероятных людских усилий и материальных затрат поставленная задача была выполнена в короткие сроки. После ликвидации последствий аварии были запущены остановленные 1,2 энергоблоки, а через пол года и третий. Без малого 15 лет ЧАЭС функционировала и приносила доход, позволявший осуществлять обслуживание зоны отчуждения без дополнительных дотаций извне. Однако под влиянием политиков, в том числе из Евросоюза, была разработана программа по полному закрытию станции. В декабре 2000 года была полностью прекращена генерация электроэнергии.

В апреле 2012 года началось возведение масштабного арко — образного сооружения «Укрытие — 2», которое будет надвинуто над существующим саркофагом. Высота составит 92 м, а длина пролета арки — 257 м.

Существующий саркофаг (объект «Укрытие») еще обеспечивает изоляцию и защиту от излучения, но не позволяет проводить работы по извлечению из саркофага ядерного топлива. Новое защитное сооружение должно, помимо защиты окружающей среды, как позволит начать работы по переработке радиактивных материалов, содержащихся внутри объекта «Укрытие», так и провести ремонт аварийных частей самого укрытия. Официальное название у проекта: «Новый Безопасный Конфайнмент» (New safe onfinement).

На данный момент все работы по возведению сооружения планируется завершить в 2015 году, но это только начало…

Внутри сооружения будут смонтированы роботизированные комплексы для поэтапного демонтажа конструкций энергоблока и остатков реактора вплоть до основания.

В глобальной перспективе планируется полная рекультуризация и превращение территории АЭС в чистое поле. Сколько уйдет времени на реализацию всего проекта неизвестно, но точно не одно десятилетие. Специфика работ «ювелирная» и ошибки здесь не простительны.

Ул. Курчатова.

Еще стрит- арт.

На последок сделали групповое фото на гербе. Андрей снимал сюжет на видеокамеру и, когда показывал на зуме окрестности, обратил внимание на троицу, идущую отдельно от экскурсионных групп троицу. Силуэты были в нетипичной для туриста одежде, и вроде бы, всматривались в нашу сторону. Через видоискатель было видно, что они нас рассматривают в бинокль. Спустя несколько секунд, бравые сталкеры сломя голову неслись по лестнице вниз

Мы оказались быстрее и убежали в соседний квартал. Но расслабляться не стали.
Ателье.

Все магазины в городе имели свою нумерацию.

Близится вечер и на улицах постепенно смеркается. Ночью по городу гулять нет смысла — видимость нулевая, а лишний раз мелькать фонарем не стоит, да и внимание мы к себе уже привлекли. Поэтому отправляемся к нашему сквоту.
Близится вечер и на улицах постепенно смеркается. В потемках по городу гулять лучше не стоит — видимость нулевая, а лишний раз мелькать фонарем нельзя, да и внимание мы к себе уже привлекли. Поэтому отправляемся к нашему сквоту.

По- дороге в одной из квартир, мы наткнулись на пианино. Сколько лет и сколько любопытных рук на нем пробует играть, а оно все еще в рабочем состоянии.

По прибытии на сквот, выяснилось, что воды для приготовления ужина у нас нет. Где найти чистую воду в Припяти, при этом не хапанув фонящих частиц? Не поверите! — в 10 метрах от могильника радиоактивных отходов. Отправляемся с Андреем на ее поиски.

Это — городской водопроводный узел. Его расположение нам подсказали встреченные ребята на пути в центр зоны. Еслиб не их совет, скорее всего пришлось бы бегать за водой аж до набережной р. Припять.

Это место было единственным из всего нашего похода, где вода оказалась прозрачной и не имела привкуса болотной тины.

С задачей мы успешно справились и после плотного ужина c душевными посиделками улеглись спать. Позволю себе еще раз вставить фотографию нашего сквота. Уже больно он уютный:)

Впереди нас ждет посещение некоторых известных мест Припяти: ДК «Энергетик», бассейн «Лазурный», детского садика, а также пробежка по городскому могильнику. Обо всем этом в следующем обзоре!

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-347583-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-347583-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");