История развития психологического знания. История развития психологии

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

2. Место психологии в системе наук

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

3. Основные психологические школы.

Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).

Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.

Так в психодинамическом (психоаналитическом ) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтезР.Ассаджиоли и т.д.

Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.

Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное (Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).

Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.

Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности –гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).

Психодинамическое направление заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического психоанализа, а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг – аналитическая психология,К.Хорни – неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли – психосинтез, Э.Берн – транзактный анализ и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в гуманистической, и в экзистенциальной психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.

Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.

Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.

Глубинная психология – направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».

Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.

Реферат студента 1-го курса заочного обучения

Новосибирский педагогический колледж № 3

Издревле благодаря общественным потребностям человеку приходилось различать и учитывать индивидуальные психические особенности людей. Уже тогда люди стали задумываться над существованием некоего духовного начала, которое направляло их поведение. Первые теории, пытающиеся объяснить поведения человека, для этого привлекали внешние факторы, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. В более позднее время греческие философы, особенно Аристотель, выдвигали идею о существовании души. Они считали, что душа едина с телом и контролирует мысли и чувства, а те, в свою очередь, опираются на опыт всей жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе .

Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология в течение нескольких столетий свои изучаемые явления обозначала общим термином «душа» и занималась этим в рамках философии. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). С середины 16 в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе психология начала обособляться и от философии, и от физиологии .

Психология, как особая научная дисциплина, зародилась в недрах философии, и поэтому находится с ней в родственных отношениях. Психологическое «измерение» личности очень сложно выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности .

Становление психологии как науки имеет длительный период, но достаточно короткую историю. С Древней Греции идут попытки объяснения психических явлений. Психика и душа рассматривались как непременный атрибут природы: все имеет душу, а она, в свою очередь, является источником движения и развития. Душа – это независимая от физического тела субстанция, которая оказывает влияние на судьбу человека, его здоровье, успех. Такой подход получил название анимизма (от лат. anima – душа, дух). В дальнейшем представления о природе психики развивали Демокрит и Платон. Демокрит – родоначальник материалистических взглядов на психику. Он считал, что душа состоит из атомов. Дал объяснение явлению причинности и показал, что не бывает беспричинных явлений. Платон, напротив, говорил о первичность идей и вторичности материального мира. Он считал, что любое познание – это процесс воспоминания души. От Платона берет начало философия идеализма. Великие умы античности предполагали, что существует связь психики и мозга. Они считали, что психика зависит от окружающей среды, и различали устойчивые индивидуальные признаки психики человека.

В средние века, в условиях тотального господства религии, был запрет на изучение человека. И все же, начиная с 15 в., продолжилось развитие психологической мысли, и было оно связано с расцветшей механикой. Первым законы механики применить к психике пытался Декарт. Он сравнил работу организма с техническими устройствами. А также полагал, что животное бездушно, а его поведение – это реакция на внешнее воздействие. Декарт ввел понятия рефлекса и сознания, но «разорвал» их. Спиноза предпринял попытку преодолеть дуализм Декарта. Он хотел создать учение о человеке как целостном существе. Он выделял 3 основных мотива деятельности человека: влечение, радость, печаль. На основе этих мотивов проявляются разнообразные эмоциональные состояния. Локк развил идеи чувственных источников познания мира. Его учение называется сенсуализм, поскольку он утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств.

В 18 в. французские философы Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк впервые выдвинули идеи о социальной детерминации психики человека. Эти идеи легли в основу части положений современной психологии.

В начале 19 в. появились новые подходы к психике. Наметился посыл для формирования психологии как науки. В числе предпосылок можно выделить развитие анатомии и физиологии нервной системы. Во второй половине 19 в. знания из области биологии, физиологии, медицины стали основой для создания научной психологии .

С позиции методологии науки история психологии может быть описана как последовательность этапов становления представлений о предмете, методе и объяснительных принципах в рамках научных парадигм, в последовательности их возникновения, сосуществования, конкуренции и смены на разных стадиях формирования психологии как единой самостоятельной научной дисциплины.

В истории психологии есть период, когда она формировалась в недрах других научных дисциплин, и период, когда происходило ее становление как самостоятельной научной дисциплины.

Для периода формирования психологии в рамках других научных дисциплин характерно:

1. несамостоятельность психологического знания. Это знание представлялось как одна из частей философских и медицинских учений. Сначала оно было в виде учения о душе, затем – философской теории познания, учений об опыте и сознании;

2. отсутствие сообществ, которое разделяло бы общие взгляды на предмет и метод изучения;

3. умозрительный характер исследований. В этот период совершенно отсутствовал экспериментальный подход к исследованиям.

Этому периоду предшествовало возникновение и развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов, обеспечивающих единство и существование первобытных обществ. Представления о душе давали объяснения таким явлениям, как сон, сновидения, состояния транса, действия запретов (табу), овладение магическими умениями, смерть и т.д. Общая черта первичных взглядов на психические явления заключалась в неизменном придании им таинственности, сакральности. Другая важнейшая характеристика этих взглядов – анимизм – вера в то, что каждый объект не только живой, но и неживой природы непременно обладает душой и, кроме того, души могут существовать независимо от объектов и представляют собой особые существа .

Учение о душе имеет свою основу в рамках древнегреческой философии и медицины. Наука в Древней Греции зародилась в связи с двумя обстоятельствами:

1. наука является особой областью человеческой деятельности. Образовалась она в независимости от религии и существовала отдельно от нее;

2. упорядоченность космоса (всего сущего) считалась основанной не на власти сверхсущества, а на законе. Греки чрезвычайно почитали закон, и даже верховные боги были подчинены ему.

Новые представления о душе не являлись религиозными, не было основаны на традициях. Эти представления были полностью светскими, открытыми для всех и доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и закономерностей ее существования, т.е. учение о душе имело отчетливый номотетический характер.

Другим событием, которое оказало влияние на развитие учения о душе, был переход от стихийного и иррационального анимизма, согласно которому все события совершаются под влиянием душ природных объектов, к гилозоизму – философскому учению, в основе которого лежит представление о неотделимости жизни от материи, о жизни как всеобщем свойстве материи. Это учение ввело исходное положение о целостности наблюдаемого мира. Хотя эта точка зрения, разделяемая, в частности, Декартом, ведет к панпсихизму (представление об одушевленности объектов и живой, и неживой природы), гилозоизм включает душу в сферу действия естественных законов, делает доступным ее изучение. Таковы были начальные условия формирования учения о душе и его исходные положения. Развитие именно этих положений надолго определило историю становления психологического знания .

Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Платон разделил материальное смертное тело и нематериальную бессмертную душу. Индивидуальные души представляют собой несовершенные образы единой универсальной мировой души. Каждая из душ обладает частью универсального духовного опыта, который она припоминает, и в этом заключается суть индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Принципиально иное представление о душе было дано Аристотелем в его психологическом трактате «О душе». По Аристотелю, душа есть не что иное, как форма живого органического тела. Душа обеспечивает предназначение. Она является основой всех жизненных проявлений и неотделима от тела. Такое положение полностью противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Зато оба философа согласны, что душа определяет цель активности живого тела. Понятие цели, конечной причины введено Аристотелем для объяснения детерминированности поведения живых организмов. Такое объяснение было телеологично, приводило к парадоксу влияния будущего на прошлое, но позволяло ввести в круг объяснимых феноменов активность живых организмов. Аристотель дал одну из наиболее ранних формулировок объяснительных принципов психологии – развития, детерминизма, целостности, активности .

Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (372 – 287 гг. до н.э.) в трактате «Характеры» дал описание 30 различных характеров, развивая аристотелевское представление об этом свойстве человека. Его работа положила начало отдельной линии в популярной психологии, которую продолжили в эпоху Возрождения Монтень, в эпоху Просвещения – Лабрюйер, Ларошфуко, затем фон Книге, а в наше время – Карнеги.

Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душепослужили фундаментом всех дальнейших разработок психологического знания, которые на этом этапе в основном сводились к расширению круга рассматриваемых феноменов. В 3 – 4 вв. н.э. в работах Плотина (205 – 270), Аврелия Августина (354 – 430) и раннехристианских философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания, например его направленность на предмет, выделенная Фомой Аквинским (1226 – 1274).

С 5 по 14 в. в работах Боэция (480 – 524), Фомы Аквинского, Дунса Скота (1256 – 1308) складывается представление о личности. Важно заметить, что мощное влияние христианской теологии, основы которой включали философию неоплатонизма, придавало этим работам этико-теологический характер, приближая его к линии, заложенной учением Платона.

Вершиной и завершением этапа развития психологического знания в рамках учения о душе стала система взглядов Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626). Исследования души составляли часть единой науки о человеке, построение которой планировал Бэкон. Новизна подхода Бэкона состояла в отказе от умозрительного решения вопросов о природе души и переходе к эмпирическому изучению ее особенностей. Однако это намерение не могло быть реализовано, потому что в то время еще не были сформированы представления ни об общенаучном методе, ни о предмете исследования. Бэкон в соответствии с традицией отделил науку о теле от науки о душе, а в учении о душе выделил науку о рациональной божественной душе и душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных. Учение Бэкона возродило идею гилозоизма: способностью выбора обладают и живые, и мертвые тела (например, магнит). Важные новые составляющие учения о душе, введенные Бэконом, - представление о роли общества и орудий в процессах познания. .

Представления о душе радикально изменились после того, как Рене Декарт (1596 – 1650) ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, различающий душу и тело. Интроспекция, по мнению Декарта, настолько очевидна, что была применена им для неоспоримого доказательства самого существования субъекта, сформулированного в виде афоризма «мыслю, следовательно, существую». Согласно критерию интроспекции, душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Для объяснения собственно телесных действий у животных и у человека Декарт ввел представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического детерминизма. Суть рефлекса, по Декарту, состоит в том, что внешние воздействия посредством перемещения животных духов по нервам приводят к движению определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. Учение Декарта составило основу нового психологического знания, поскольку оно ввело представления:

О доступности внутреннего мира через интроспекцию;

О рефлексе как механизме поведения;

О ведущей роли внешнего мира в детерминации поведения, а также ее механистическую интерпретацию;

О психофизической проблеме и ее дуалистическом решении.

Эти нововведения надолго определили ход развития философского учения о познании, а затем послужили важным фактором при образовании и развитии научных парадигм в психологии .

К середине 17 в. опыт был принят как предмет философской теории познания. Понятие опыта включало идеи, ощущения, чувства и результаты самонаблюдения. В это время сложилось и стало доминировать представление, что знание основывается на опыте, а идем, которые составляют содержание сознания, появляются на основе опыта. Эта точка зрения восходит к сенсуализму, учению, сложившемуся еще в античности, согласно которому нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувстве. Именно важнейшая роль представления об опыте определила название целого направления исследований в рамках философии познания – эмпирическая психология. Этот термин, введенный Христианом Вольфом (1679 – 1754), подчеркивал задачу изучения конкретных явлений психической жизни, используя самонаблюдение, в отличие от рациональной психологии, которая занималась вечной, неизменной, бессмертной душой. Учение о сознании формировалось в рамках философии, и, даже используя результаты естественнонаучных работ, оно не имело опытного характера в современном смысле этого слова.

Основой изучения сознания как у предшественников Вольфа – Гоббса (1588 – 1679) и Локка (1632 – 1704), так и у мыслителей, развивавших это учение до второй половины 19 в. – Кондильяка (1715 – 1780), Гербарта (1776 – 1841), Лотце (1817 – 1881), был именно прием интроспекции, их объединяла идея об особой сущности изучаемых явлений, постигаемых исключительно самонаблюдением. И внешний, и внутренний опыт доступны только самонаблюдению.

Лейбниц (1646 – 1716) ввел в дополнение к понятию «перцепция» термин «апперцепция», трактуя его как психическую силу, детерминирующую целенаправленность действий, их активный, осознаваемый, произвольный характер. Таким образом, если картезианские и локковские представления о сознании исчерпывали всю феноменологию состояний духа, то Лейбниц впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений.

Ассоциативная и эмпирическая психология в этот период выступали как отрасли философской теории познания и уже поэтому не могли находиться в противоречии.

Именно с развитием эмпиризма в философском учении о познании связано возникновение названия новой дисциплины – психологии. Появление термина «психология» принято связывать либо с теологическими трудами деятеля Реформации Филиппа Меланхтона (1497 – 1560), либо с обозначением особого раздела литературы, введенного в 16 в. философами Гоклениусом и Кассманом. Лейбниц предложил для обозначения знаний о душе термин «пневматология», но его ученик Вольф ввел в широкое употребление термин «психология».

В конце 18 – начале 19 вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии – в языкознание, в этнографию, в биологию и медицину. Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде, Дарвин наметил нетелеологическое объяснение целенаправленности поведения, изучил инстинктивное поведение и эмоции, показал эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека, Гальтон поставил вопрос о наследственности психологических характеристик, английский невролог Джексон успешно изучал закономерности локализации и распределения обеспечения психических функций различными структурами мозга. Плодотворный контакт с физиологией и анатомией был развит при разработке идей Декарта о рефлексе. Исходное умозрительное представление приобрело конкретное анатомо-физиологическое выражение в работах Прохазки, Белла и Мажанди как рефлекторная дуга, по которой нервной возбуждение распространялось от рецептора к эффектору так, что сенсорный стимул вызывал двигательную реакцию. Сеченов на основе представления о рефлексе сформулировал одну из основных программ превращения психологии в научную дисциплину .

В этот период важнейшей проблемой становилась выработка отношения психологии к таким общенаучным ценностям, сформировавшимся к тому времени в естественнонаучных дисциплинах, как приемы экспериментального исследования, требования к его обобщенности, объективности, количественному характеру знания.

Таким образом, в период, когда психологические знания формировались в недрах других наук, произошел отказ от донаучного представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции. Сознание и опыт человека стали изучаться на основе самонаблюдения. Сформировалась необходимость перехода от философских исследований теоретико-познавательного типа к конкретно-научным методам. Период этот можно назвать допарадигмальным. Для него характерны следующие явлениия:

1. накопилось множество наблюдений, которые были легко доступны для исследователя (через самонаблюдение);

2. была затруднена оценка логических противоречий и степени важности наблюдений. Как следствие, любые полученные результаты считались одинаково ценными и уместными;

3. научные парадигмы задавались школами, в которых авторитет руководителя (основателя) перебивал необходимость строгого соответствия результатов основным требованиям к научному знанию;

4. в допарадигмальный период доминирующие взгляды менялись очень редко. Даже учитывая тот факт, что они уже были не достаточно жизнеспособны.

В период развития психологического знания в недрах других наук не произошло становления необходимых составляющих структуры научного знания – собственного предмета и метода, таких институтов, как специализированные лаборатории, научные периодические издания, обеспечивающие коммуникацию научного сообщества, не существовало и самого сообщества профессиональных психологов .

В 60-х гг. 19 в.начинается новый период развития психологической науки. Для него характерны следующие черты:

1. появляются новые научные парадигмы, институты и психологические профессиональные сообщества;

2. внутри парадигм формируются представления о предмете и методе исследования;

3. согласовываются предмет и метод психологии с общенаучными нормами и ценностями;

4. развиваются контакты с другими науками, в результате чего возникают новые парадигмы и отрасли психологии;

5. появляется большое разнообразие и конкуренция парадигм.

Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением первых научных программ, созданных Вундтом и Сеченовым. Программа Вундта ориентировалась на общенаучный экспериментальный метод. Но единственным прямым методом психологии Вундт называл самонаблюдение, так как предмет психологии – это непосредственный опыт самого человека. Роль эксперимента ограничивается лишь приданием результатам исследований точности и надежности. Важнейшая роль Вундта в становлении психологии как самостоятельной научной дисциплины состояла в том, что именно он организовал первые специализированные институты психологической науки. В 1879 г. Вундт основал научную лабораторию в Лейпциге, а в 1881 г. – научный журнал «Философские исследования». Вундт также учредил фиксированное членство в научном психологическом сообществе, благодаря проведению в Париже в 1889 г. Первого международного психологического конгресса. Интроспекция, предложенная Вундтом в качестве метода психологии, получила дальнейшее развитие в парадигме структурной психологии, которую основал Титченер (1867 – 1927), продолжатель идей Вундта в США.

К концу 19 в. проявилось осознание, что интроспекция не раскрывает основных сторон психики. И изначально потому, что круг изучаемых в психологии явлений не исчерпывается феноменами сознания. А также интроспекция может быть применима лишь к небольшому числу объектов, соответствующих предмету психологии .

Существенные изменения в представления о предмете и методе психологии были внесены З. Фрейдом (1856 – 1939), который основал парадигму психоанализа. До того, как психоанализ превратился в версию популярной психологии, он был направлен на изучение личности и строился в соответствии с такими принципами, как принцип детерминизма, принцип развития, принцип активности, источник которой, согласно учению Фрейда, лежит внутри субъекта. Психоанализ отказался от интроспекции как метода исследования.

Серьезнейший переворот в представлениях о предмете и методе психологии совершил Уотсон (1878 – 1958). Датой рождения бихевиоризма считают публикацию в 1913 г. статьи «Психология с точки зрения бихевиориста». Согласно этому направлению, психология является объективной экспериментальной отраслью естественных наук. Предметом психологии называется поведение, которое понимается как совокупность наблюдаемых мышечных, железистых реакций на внешние стимулы. Метод исследований - поведенческий эксперимент.

В период с 1910 по 1930-е гг. в психологии сформировалось множество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм. Вот неполный список собственно психологических парадигм, сформировавшихся во время открытого кризиса: бихевиоризм; когнитивный бихевиоризм Толмена; психоанализ; учения Фрейда, Юнга, Адлера; гештальтпсихология; динамическая психология Левина; описательная психология Дильтея и Шпрангера; генетическая психология Пиаже; культурно-историческая теория Выготского; различные версии теории деятельности: Басова, Рубинштейна; реактология в версиях Корнилова и Бехтерева; психология установки Узнадзе. Состояние психологии в 1910 – 1930-е гг. представляло собой стадию открытого кризиса. Этот период продолжается вплоть до настоящего времени, для него характерно разнообразие и конкуренция парадигм. Благодаря множеству конкурирующих парадигм мы имеем наиболее полное представление о предмете и методе в психологии. Чтобы продуктивно выйти из кризиса, необходима выработка психологическим сообществом общего мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии .

Структура современной психологии представляет собой все этапы ее становления. Строгие требования практики исследования, а также внутри- и межпарадигмальная критика ведут к трансформации заимствованных принципов и понятий. Конкуренция и взаимосвязи парадигм в психологии ведут к ее интенсивному развитию. Мы можем выделить некоторые основные направления развития психологической науки:

1. развитие уже существующих парадигм. Например, на основе теории деятельности Леонтьева появилась психосемантика. Предметом ее исследования является генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании. Она использует современные методики и не нуждается в методе интроспекции;

2. появление новых парадигм. Например, в 1950 – 1960-е гг. появилась гуманистическая психология. Предметом ее изучения является целостная личность человека;

3. формирование различных версий объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии. В 1960 – 1980-е гг. на основе принципа целостности был сформулирован принцип системности. В различных парадигмах прорабатываются различные аспекты этого принципа;

4. появление новых объяснительных принципов. К примеру, принцип субъективности наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, и сейчас он проходит стадию интенсивного развития;

5. экспансия наиболее развитых парадигм на другие отрасли психологии. Например, значительно расширилась сфера исследований в когнитивной психологии. Это направление стало развиваться в 1950-е гг. в противовес доминированию бихевиоризма;

6. развитие связей психологии с другими науками. Этот процесс приводит к зарождению новых отраслей психологии. Так, в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией, нейрофизиологией и психофизиологией – нейропсихология, с популяционной генетикой – генетическая психофизиология .

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).

2. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. – 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).

3. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.: илл. – (Серия «Учебник нового века»).

4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: илл. – (Серия «Учебник нового века»).

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.

Понимание предмета психологии в науке сложилось не сразу. Процесс его становления проходил в четыре этапа.
1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит – частицей природы, атомом огня, то есть материальной. Далее в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, а материализм был запрещен (вплоть до XVII в.). В этот период душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Двойственность души - дуализм (лат. dialia - двойственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).
2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.
3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция. В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:
- гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия);
- психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (предмет изучения - бессознательное);
- когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы);
- генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления).
Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии » - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Герасимович Ананьев (1829-1905).
4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения - психика) - Павел Петрович Блонский (1884-1941), Константин Николаевич Корнилов (1879-1957). Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем – психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).
На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет – особенности личности). В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление- трансперсональная психология (Станислав Гроф), изучающая предельные возможности психики человека.
В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единого представления о предмете психологии не существует.

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Рис. 1. Основные этапы становления и развития психологической науки

Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе.

Демокрит (460 – 370 до н.э.) подходил к изучению души с материалистической точки зрения; он считал, что она состоит из подвижных атомов, является частицей природы и подчиняется ее законам.

Платон (428 – 348 до н.э.), основатель идеалистического направления в философии, считал, что душа нематериальна и бессмертна. Его учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Аристотель(384 – 322 до н.э.) является автором первой известной работы по психологии "О душе", в которой были систематизированы и развиты идеи античных философов о душе как о бестелесной сущности живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит.

В работах средневековых ученых Авиценны (980 – 1037), Леонардо да Винчи (1452 – 1519) и других раскрываются знания об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ его психики.

Второй этап развития психологического знания – психология как наука о сознании, относится к "эпохе Нового времени" (XVII – XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650), который изучал механизмы поведения человека и сравнивал их с законами механики; он же ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677), Джон Локк (1632 – 1704) и другие исследовали функционирование сознания, влияние на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д.

Начало третьего этапа – становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века. Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920), который в 1879 г. открыл первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. В. Вундт изучал физиологию органов чувств и анатомию нервной системы, применяя в качестве основного метода интроспекцию.

Развивая идеи В. Вундта, Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) – основатель структурной психологии , считал основной задачей психологии изучение структуры сознания, его элементов и законов их объединения для выявления связи психологической структуры сознания с физиологической организацией человека.

Уильям Джеймс (1842 – 1910), основатель функциональной психологии , в противоположность приверженцам структурализма, считал предметом психологического исследования функции сознания в поведении, выступающего инструментом, с помощью которого организм адаптируется к окружающей среде.

К концу XIX – началу XX вв. в психологии оформились современные самостоятельные направления: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ.

Основателем гештальтпсихологии является Макс Вертгеймер (1880 – 1943); большой вклад в развитие данного направления внесли также Курт Коффка (1886 – 1941) и Вольфганг Кёлер (1887 – 1967). В рамках гештальтпсихологии психика изучается с точки зрения целостных структур (гештальтов ), свойства которых несводимы к сумме свойств их составляющих элементов.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно зафиксировать.

Психоаналитическая концепция поведения человека разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и получила дальнейшее развитие в работах Альфреда Адлера (1870 – 1937), Эриха Фромма (1900 – 1980), Эрика Эриксона (1902 – 1994) и др. В рамках данного направления разработана динамическая модель психики, включающей сознательную, подсознательную и бессознательную сферы.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) возникла в начале 1960-х гг. и изучает когнитивные , то есть познавательные процессы человеческого сознания. Представители данного направления – Джером Брунер (род. в 1915), Жан Пиаже (1896 – 1980), Ноам Хомский (род. в 1928 г.) и другие исследуют проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений.

Представители гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987), Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Гордон Олпорт (1897 – 1967) разработали холистический (целостный) подход к изучению человеческого существования, особо акцентируя внимание на таких явлениях, как человеческий потенциал , творчество, свобода воли, самореализация. Гуманистическую психологию иногда называют "третьей силой", в отличие от двух более традиционных подходов психологии – психоанализа и бихевиоризма.

С древних времен людей интересуют проблемы души, сознания, бессознательных явлений, духовных и душевных явлений и процессов. По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но короткую историю. В истории психологии выделяют два основных периода: в первый период психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук (медицина, физика, биология и т.п.), прежде всего естествознания, во второй период психология стала самостоятельной наукой.

Продолжительность первого периода - с 6 века до н.э. до середины 19 века; второго периода - с середины 19 века по настоящее время. Рассмотрим подробнее эти периоды развития психологии.

1 период. 1 этап (6 в. до н.э. – 5 в. н.э.) – в это времяскладываются и развиваются первые научные представления, гипотезы, концепции о психике, поведении человека.

В древние времена считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Это первое известное науке учение о душе, «анимизм » [лат. «анима»- дух, душа], учение о всеобщей одухотворенности мира. Душа понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами.

Античные мыслители пытались объяснить микрокосм индивидуальной человеческой души, генезис и структуру души. Можно выделить три философских направления.

Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Главной была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Натурфилософское истолкование души базировалось на картине мира, которая содержала три основных начала: воду, воздух и огонь. В соответствие с ней все существующее на Земле представлялось состоящим из этих материальных начал, причем носителем души считалось огненное начало. Самой же душе приписывалась функция движения.

Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Атомистическая теория Аристотеля была описана в трактате «О душе», одном из первых научно-психологических произведений (4 век до н.э.). Согласно этому учению мир представляется состоящим из множества мельчайших, неделимых частиц – атомов, которые обладают различной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и самые подвижные из них – это атомы души. Душа с этого времени стала рассматриваться как материальный орган, оживотворяющий тело и управляемый таким же материальным началом – духом (разумом). Аристотель выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Будучи принципом жизни или развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций (способностей) или деятельностей, образующих особый генетический ряд. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает осуществление чего-то. Душа есть сущность живого тела, осуществление его бытия. Три типа души: растительная, животная и разумная (человеческая) представляют три ступени жизни, обладающие преемственностью.



Система Аристотеля, в том числе его взгляды на природу и происхождение души, была противоречивой. Она пыталась совместить в себе материалистические и идеалистические представления о душе.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимости от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой, а именно – от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы были, однако, начиная с пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества, и представлены в виде особых духовных сущностей, чуждых чувственно воспринимаемым телам.

Платон - родоначальник объективного дуализма в психологии, учения о материальном и духовном, теле и психике как двух антагонистических началах. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако тело, раздираемое различными желаниями, потребностями и страстями, иногда доминирует над душой.

Он предложил в качестве частей души: разум; мужество (в современном понимании – воля) и вожделение (в нынешней трактовке – мотивация). И разместил их соответственно в различных частях тела: голове, груди и брюшной полости. Части души, по Платону, распределены у людей неравномерно, и преобладание одной из них над другими определяет принадлежность индивида к той или иной социальной группе. Идея, как нематериальная сущность души, была объяснена в качестве вечной и неизменной первопричины всего существующего, а вещи стали рассматриваться как ее воплощения.

Большой вклад в развитие психологии внесли ученые - врачи. Так, например, учение о темпераменте создали Гиппократ и Гален. Гиппократ сформулировал идею о том, что органом мышления и ощущений является мозг. Он разработал учение о темпераментах, предполагающее различную роль четырех жидкостей организма: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. В зависимости от того, какая жидкость преобладает в организме, зависит темперамент человека: у сангвиников преобладает кровь, флегматиков – слизь, холериков – желтая желчь, меланхоликов – черная желчь. Гиппократ первым предложил типологию темпераментов, основанную на особенностях телосложения. Римский врач Клавдий Гален продолжил это научное направление и выявил чувствительные и двигательные функции спинного мозга.

В развитии психологии античность прославлена великими научными успехами. Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке, они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное и многое иное, присущее человеческому бытию.

1 период. 2 этап (6-7 вв.) – происходит развитие учения о душе в рамках философии и медицины.

С 5 века наступает эпоха средневековья. Мировоззрение и идеология средних веков были преимущественно теологическими. Душа трактовалось двояко, как сущность в теле и Божестве, причем лишь второй способ существования признавался истинным. Феодальная идеология исключала возможность сохранения личностью самостоятельной позиции. Любое проявление свободомыслия преследовалось и наказывалось католической церковью. Основной метод научного исследования в этот период – самонаблюдение (интроспекция).

С 5 по 14 вв. в работах Боэция, Фомы Аквинского, Дунса Скотта складывается представление о личности. Мощное влияние христианской теологии, основы которой включали философию неоплатонизма, придавало этим работам этико-теологический характер, приближая его к линии, заложенной Платоном.

В средние века произошло значительное развитие арабских племен и народов. В 7 веке арабские племена объединились, и возник Халифат. Он распростерся от Индонезии до Атлантического океана. Ученые этого государства проводили важные естественнонаучные исследования, в том числе изучение функционирования, работы органов чувств и мозга.

1 период. 3 этап (8-16 вв.) – происходит развитие учения о душе на основе анатомо-физиологических открытий. С 8 по 12 вв. большое количество психологических исследований проводились на Востоке. Идеи и открытия греческих и римских ученых становились достоянием арабоязычных народов. Наибольшее предпочтение было отдано Аристотелю. Его идеи о Божественном происхождении мира согласовывалось с Кораном. По мнению арабоязычных ученых, изучение психики должно строиться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины. Наиболее известными из ученых, живших в 9-13 вв., были Авиценна (Ибн-Сина), Альгазен (Ибн-Аль-Хайсам) и Аверроэса (Ибн-Рушд).

Авиценна (980 – 1037 гг.) - таджикский философ и врач, создал учение о психофизиологических функциях. Главная научная работа - «Канон медицинской науки». В этой работе описаны как бы две психологии - естественнонаучная и метафизическая. Он разграничивает их, говоря о двух точках зрения на душу – медицинской и философской. Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, решающее значение придавая воспитанию. Авиценна был одним из основоположников экспериментальной психофизиологии аффективных состояний, возрастной психофизиологии.

Арабский физик и физиолог Аль-Газен (Ибн аль-Хайсам) создал учение о “бессознательных умозаключениях”. Ученый принял за основу зрительного восприятия построение в глазах образа внешнего объекта по законам оптики. То, что в дальнейшем стали называть проекцией этого образа, он считал результатом дополнительной умственной деятельности более высокого порядка. В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой – присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов.

Он разделял непосредственный эффект воздействия световых лучей на глаз и дополнительные психические процессы, благодаря которым возникает восприятие формы предмета, его объем и т.д. Аль-Газен изучал такие феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей. Таким образом, благодаря этому ученому сенсорная структура зрительного восприятия стала рассматриваться как производное от законов оптики, а также от свойств нервной системы.

Эпоха Возрождения освободила все науки и искусства от религиозных догматов и ограничений, стали активно развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возродились, преобразовались различные виды искусств и культуры. Значительным стимулом к этому явились новые философские взгляды английских, французских, голландских и других европейских материалистов 16-17 вв., дополненные возобладавшей к этому времени в естественных науках механической картиной мира.

Главным философским направлением психологических идей итальянского Ренессанса (13-16 вв.) стал пантеизм . Идея единства человека и природы приняли форму учения, в котором космос сливался с Божеством, а человек – с космосом. Мироздание мыслилось по типу одушевленного организма, живой частицей которого является человеческое тело с присущими ему психическими свойствами. Выдающиеся мыслители этого направления: П. Помпонацци, Б. Телезио, Леонардо да Винчи.

Пьетро Помпонацци (1462-1525 гг.) в трактате «О бессмертии души» писал, что индивидуальная душа, включая интеллект, уничтожается вместе с телом. Высшие психические способности человека, подобно низшим, предполагают реальные телесные процессы и невозможны без них.

Знаменитый художник и изобретатель Леонардо да Винчи воплотил в своем творчестве новый тип отношений к действительности, для которого характерен синтез чувственного созерцания, теоретического обобщения и практического действия. Он детально изучал зрительные анализаторы, стремился к подробному описанию феноменов зрительного восприятия человека. Ученый сформулировал зависимость восприятия величины предмета от расстояния, освещенности, плотности среды. Он описал зрительный контраст, иррадиацию и многие другие научные закономерности.

1 период. 4 этап (17 век – середина 19 века) – эпоха Нового времени, происходит формирование эмпирической интроспективной и ассоцианисткой психологии. Сознание выделено как предмет исследования психологии. Происходит формирование теоретических основ психологии.

Впервые механический принцип применительно к живым системам был реализован в 17 веке благодаря введению понятия рефлекса как механического двигательного ответа сложно организованной биологической «машины» на внешнее воздействие. Под влиянием механики в психологии утвердился новый взгляд на поведение человека, без обращения к его внутренним, психическим феноменам, возникла биомеханика. Человеческое тело рассматривалось как своеобразная машина-автомат, функционирующая по законам физики. В начале Нового времени более распространенным был рационалистический подход, который разрабатывался такими учеными, как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В.Лейбниц.

Представление о душе радикально изменилось после того, как Рене Декарт (1596-1650 гг.) ввел понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, различающий душу и тело. Интроспекция, по мнению Декарта, настолько очевидна, что была применена им для неоспоримого доказательства самого существования субъекта. Согласно критерию интроспекции, душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Он ввел представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механического детерминизма. Сущность тела состоит в протяженности, сущность же души, которая является самостоятельной субстанцией, в том, что она состоит из непротяженных явлений – мыслей. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное знание о собственных актах и состояниях, невидимых никому; она определяется единственным признаком – непосредственной осознаваемостью собственных проявлений.

Христиан Вольф (1679-1754 гг.) систематизировал и популяризировал идеи Г. Лейбница. Ученый придерживался параллелизма в решении психофизической проблемы, наделял душу спонтанной активностью и лишал знания о теле какой- либо объяснительной ценности. Система Х.Вольфа была компромиссом между эмпирическими и рационалистическими идеями в психологии. Он выделил в психологии две науки: эмпирическую («Эмпирическая психология», 1732 г.) и рациональную («Рациональная психология», 1734 г.). Именно после этих книг широкое распространение получил термин «психология» применительно к изучению душевной жизни человека.

По мнению немецкого ученого Г.Лейбница (1646-1716 гг.), в основе единства телесного и психического лежит духовное начало. Мир состоит из множества монад. Каждая из них «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Он выделил в душе область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного. Он впервые выдвинул понятие о бессознательном, недоступных самонаблюдению явлений в психике, разграничил перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию (осознанное восприятие).

В ХVII в. психологическая мысль раскрывается в разработке таких учений:

а) о живом теле (в том числе человеческом) как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах; б) о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, какое только возможно, знание о собственных психических состояниях и актах; в) о страстях (аффектах) как заложенных в теле в силу его собственной природы регуляторах поведения, направляющих человека к тому, что для него полезно, и отвращающих от того, что вредно; г) о соотношении физического (физиологического) и психического.

Однако в середине века бурное развитие точных наук, промышленности привело к тому, что большее распространение стал получать сенсуализм, представленный в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса. Сенсуализм – учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные впечатления. Т.Гоббс всю психику сводит к образам. Начало всех представлений – ощущение. Например, память – это представление и ощущения, которые «ушли» в прошлое. Понятие «личность» не имеет психологического содержания.

В конце 18 - начале 19 вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии – в языкознание (например, в работе И. Гердера «О происхождении языка»), в этнографию (Т. Вайтц проводил изучение душевной жизни первобытных народов, М. Лацарус и Г. Штейнталь заложили основы психологии народов), в биологию и медицину.

2 период (середина 19 в. – настоящее время) – психология стала самостоятельной наукой. Рассмотрим подробнее этот период.

2 период. 1 этап (сер. 19 в. – 60 гг. 19 в.) – формируются экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств. Развивается психофизика, психометрия, теории ощущений и восприятия. Анатомическое изучение нервной системы создало предпосылки для развития и укрепления рефлекторной концепции . Переход нервного импульса по афферентным нервам через спинной мозг на афферентные нервы получил название закона Белла - Мажанди . Наиболее подробно учение о рефлексе было развито М. Холлом и И. Мюллером в конце 30-40 г.г. XIX в.

Английский философ и психолог Г.Спенсер был одним из основателей философии позитивизма. В его теории переплетаются эволюционный подход и ассоцианизм. Ученый считал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Г.Спенсер писал в своих научных работах, что психика является механизмом адаптации к среде, она возникает закономерно на определенном этапе эволюции, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.

Учение об эволюции наиболее полно разработано английским натуралистом Ч. Дарвином (1809-1882 гг.). Установленный им факт изменчивости видов, открытие борьбы органических существ за существование на основе законов изменчивости и принципа наследственности дали материалистическое истолкование целесообразности и приспособленности организмов в природе.

2 период. 2 этап (конец 60 годов 19 в. – конец 19 века) - психология становится самостоятельной экспериментальной областью научных знаний.

Основными характерными чертами этого периода являются :

· появление первых научных парадигм, институтов и психологического профессионального сообщества;

· формирование представлений о предмете и методах психологии;

· взаимодействие психологии с другими дисциплинами и др.

Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением первых научных программ, созданных В. Вундтом и И.М.Сеченовым.

Вильгельм Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента. Он открыл в 1879 году первую в мире психологическую лабораторию, на базе которой спустя два года был создан Институт экспериментальной психологии, ставший международным центром подготовки ученых-психологов. Там же начал издаваться первый научный психологический журнал «Философские исследования». В.Вундт организовал Первый международный психологический конгресс в Париже в 1889 г.

Программа исследования В. Вундта включала два направления:

· анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями;

· изучение «психологии народов», т.е. психологических аспектов культуры – языка, мифов, нравов.

В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге прошли обучение в Лейпциге, а когда вернулись на родину, организовали научные лаборатории и институт в России.

Начало самостоятельному существованию психологической науки было положено благодаря использованию экспериментального метода. Центрами психологических исследований стали лаборатории, возникшие, вслед за Германией, в России, Великобритании, США, Италии, Франции и др.

Прогрессивная программа И.М. Сеченова (1829 -1905 гг.) оказала большое влияние на развитие психологических парадигм в России (Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский). Русский физиолог И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) впервые высказал мысль о том, что основные психологические процессы и явления имеют рефлекторную причину и обусловленность. Все акты сознательной и бессознательной жизни человека являются рефлексами по способу происхождения, истокам, структуре и функционированию. Главными психическими элементами, по Сеченову, являются чувствование и действие, а принципом построения поведения – согласование действия с выполняющим сигнальную роль чувствованием.

И.П. Павлов (1849-1936 гг.) создал учение о высшей нервной деятельности живых существ. Он исходил из принципа эволюционно-биологического объяснения функций организма как целостной системы, главным регулятором деятельности которой является нервная система. С помощью экспериментов он доказал, что основным актом поведения является условный рефлекс , реализуемый высшими нервными центрами. Он выдвинул учение о двух сигнальных системах: 1) сенсорная (в психологическом плане ей соответствуют чувственные образы – ощущения, представления); 2) вербальная (ей соответствуют слова, устные и письменные знаки речи). И.Павлов выделил три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность, которые характеризовали темперамент. Ученый создал международную психофизиологическую научную школу.

В.М. Бехтерев (1857-1927 гг.), опираясь на рефлекторную концепцию психической деятельности И.М. Сеченова, разработал естественнонаучную теорию поведения, внес большой вклад в рефлексологию . Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, ученый сознание включал в предмет психологии.

В.М. Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов 20 века, которые рассматривали личность как интегративное целое. Он фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. В 1921 г. он опубликовал свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексология», который может рассматриваться как первый в России учебник по социальной психологии.

В.М. Бехтерев основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в 1885 г., а затем Психоневрологический институт (1908 г.), первый в мире центр по комплексному изучению человека.

Психология в ХХ веке. В начале 20 века в психологии возникает кризисная ситуация. Причин было несколько: отрыв психологии от практики, невозможность объяснить ряд основополагающих проблем психологии, в частности – связь психических явлений с физиологическими и поведением человека, ограниченность метода интроспекции, крах преставлений о сознании как предмете психологии и др. Кризис привел к краху сложившихся основных направлений психологии. Возникли новые основные научные направления: бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ (фрейдизм).

Основоположником бихевиоризма является американский ученый Д.Уотсон (1878-1958 гг.), статья которого «Психология с точки зрения бихевиоризма», опубликованная в 1913 г., положила начало новому направлению. Философскую основу бихевиоризма составляет синтез позитивизма и прагматизма. Это направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции . Поведение – это реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Поведение включает любую реакцию, в том числе мышечную, сосудистую и др. Все ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы из анализа исключаются. Основные методы исследования в бихевиоризме - наблюдение и эксперимент. Навык и научение являются главной проблемой бихевиоризма. Сторонником классического бихевиоризма является Б. Скиннер (1904-1990 гг.). Он исходил из того, что развитие есть научение, которое обусловлено внешними стимулами. Исходя из представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации поведения, ученый разрабатывает его особый вид – оперантное поведение . Скиннер в 50-е гг. 20 века разработал метод программированного обучения, который давал возможность оптимизировать учебный процесс. Был введен принципразделения процесса решения учебной задачи на операции, которые контролируются подкреплением, служащим сигналом обратной связи.

В 30-х годах ХХ века возникает новое направление в американской психологии - необихевиоризм . Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, а также павловского учения о высшей нервной деятельности, необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив ее основную установку на биологизацию человеческой психики. Необихевиоризм дополнил основной постулат бихевиоризма понятием о “промежуточных переменных” (потребности, система ценностных мотивов и бихевиоральное поле, ситуация) как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействующим стимулом и ответными мышечными реакциями. Основные представители – американские психологи Э. Толмен (1886-1959 гг.) и К. Халл (1884-1953 гг.).

Гештальтпсихология - направление в западной психологии, возникшее в Германии в начале ХХ века и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов – [нем. Gestalt - форма, структура]), первичных по отношению к своим компонентам. Главные представители этого направления - немецкие психологи М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин. Положение о том, что внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих их частей, было применено первоначально к экспериментальному изучению восприятия. Это позволило изучить ряд важных особенностей зрительного восприятия: константность, структурность, зависимость образа предмета (“фигуры”) от его окружения (“фона”).

М. Вертгеймер (1880-1943 гг.) считал, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты). Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят.

В. Келер (1887-1967 гг.) проводил научные опыты и ввел понятие «инсайта » [англ. Insight - усмотрение] - внезапного схватывания отношений при решении интеллектуальных задач. Это понятие стало ключевым в гештальтпсихологии. Ему присущ универсальный характер. Оно стало основой гештальтистского трактования адаптивных форм поведения, которые бихевиористы объясняли принципом «проб, ошибок и случайного успеха».

К. Коффка (1886-1941 гг.) изучал проблемы развития и воспитания детей. Сам процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. Ученый считал, что в процессе развития обучение может опережать созревание или отставать от него, чаще всего они идут параллельно друг другу. Исследование развития восприятия у детей в лаборатории К. Коффки показало, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Основные свойства восприятия появляются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность восприятия, его осмысленность.

К. Левин (1890-1947 гг.) разработал теорию психологического поля . Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты этого ученого доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаковую притягательную или отталкивающую силу. Воздействую на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые ученый рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, удовлетворению потребностей.

Фрейдизм. Направление названо по имени австрийского психолога З.Фрейда и объясняет развитие и структуру личности. В основе лежит метод психологического анализа . Свои научные изыскания З. Фрейд начал с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем накопленный опыт превратил в психологическую теорию. Для психоанализа ключевые понятия “сознание”, “бессознательное” и “предсознательное”. С начала 20- х годов Фрейд выделяет Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх - Я (Супер - Эго). Две последние системы локализуются в слое “бессознательного”. Оно (Ид) - средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. «Эго» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. «Супер-эго» включает моральные стандарты, запреты о поощрения, усвоенные личностью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Фрейд ввел в психологию ряд важных проблем - бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. Он отстаивал положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, преобладании либидо в мотивационно-потребностной сфере, антагонизме сознания и бессознательного. В то же время он неадекватно интерпретировал психический фактор, считал его определяющим как для телесной, так и для социальной жизни.

Сторонники неофрейдизма стремятся преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. К. Хорни, Э. Фромм, Г.С. Салливан, А. Адлер, К. Юнг - наиболее известные представители неофрейдизма.

Гуманистическая психология - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Основное положение в ней - устремленность человека к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К. Роджерс). Складывается поддерживающая психотерапия, центрированная на клиенте. Гуманистическая психология строилась на основе философской школы экзистенциализма .

Г. Олпорт (1897-1967 гг.) создал свою теорию личности. Одним из главных постулатов его теории было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Человек – это прежде всего социальное существо, которое не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Общество стимулирует развитие одних черт личности и тормозит развитие других.

А. Маслоу (1908-1970 гг.) считал, что самое ценное в психике – самость, стремление к саморазвитию. Создал иерархию потребностей человека, самая высшая – потребность в самоактуализации. Общество, с одной стороны, необходимо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только в обществе. С другой стороны, общество не может не препятствовать самоактуализации, так как любое общество стремится сделать человека шаблонным представителем среды.

Трансактный анализ - направление психологии, разработанное в 50 - е годы 20 века американским психологом и психиатром Э.Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний); 2) собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии “трансакция” как взаимодействие эго-состояний двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических “игр”; 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария). Психотерапия, разработанная Берном на основе трансактного анализа, призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения.

Когнитивная психология – направление психологии, которое возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования ЭВМ и явилось реакцией на психологические концепции, игнорирующие сознание, мышление. В этом научном направлении главное внимание обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительным стимулом к развитию когнитивной психологии явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования.

Когнитивная психология изучает, как устроено сознание человека, его система знаний. Познание человеком окружающего мира рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства, формирующиеся в процессах обучения.

Новый существенный вклад в экспериментальную психологию внес Р.Кеттел. Он разработал систему тестов, направленных на изучение личностных качеств. В начале 20 века количество тестов, используемых в психологии, стало стремительно возрастать.

Н.Н. Ланге известен как один из основателей экспериментальной психологии в России. Он занимался изучением ощущений, восприятия, внимания. Г.И. Челпанов в 1912 г. основал первый в нашей стране психологический институт.

С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др. занимались развитием психологии, вырастили новое поколение ученых: А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.

Л.С. Выготский (1896-1934 гг.) – выдающийся российский психолог, педагог, дефектолог. Он разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Ученый выявил механизм влияния среды на развитие высших психических функций человека. Таким механизмом ученый считал интериоризацию , прежде всего интериоризацию звуков – искусственно созданных человечеством стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. Все внутренние процессы – продукт интериоризации. В статье «Сознание как проблема поведения» (1925г.) он намечает план исследования психических функций исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Воспринимая слово как действие (речевой компонент, затем – речевая реакция), Выготский рассматривает как особого социокультурного посредника между индивидом и миром.

С.Л. Рубинштейн (1899-1960 гг.) – выдающийся российский психолог и философ. Ученый занимался разработкой методологических проблем психологии. Выдвинул принцип единства сознания и деятельности . В статье «Принцип творческой самодеятельности» (1922 г.) он выдвигает принцип субъекта и его деятельности. Человек и его психика формируются и проявляются в практической деятельности, поэтому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в игре, учении, познании, труде и т.д.). С.Л. Рубинштейн в конце 40-х гг. разработал общефилософский принцип детерминизма. Ученый считал, что внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий («Бытие и сознание», 1957 г.). С.Л.Рубинштейн и его ученики создали теорию мышления как деятельности и как процесса. Личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. С.Л. Рубинштейн осуществил методологическую конкретизацию философского понятия субъекта, который осуществляети в котором реализуется связь сознания и деятельности. Таким субъектом является личность. Ученый рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающих миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения.

Вопросы для самоконтроля .

1. Какие первые научные теории, концепции о психике человека вам известны?

2. Охарактеризуйте представления ученых античного мира о психологии.

3. Как развивалась психология в Средние века?

4. Как развивалась объективная психология в Новое время?

5. Как происходили экспериментальные исследования в психологии?

6. Что такое бихевиоризм, необихевиоризм?

7. Какие научные аспекты гештальтпсихологии вам известны?

8. В чем особенности фрейдизма, неофрейдизма?

9. Какие представители гуманистической психологии вам запомнились?

10. Кто из российских ученых внес вклад развитие психологической науки?