Изменение положения крепостного крестьянства при петре i. Усиление крепостного права после Петра I

Главной целью и стержнем всех реформ Петра 1 стало создание регулярной современной армии и практически «с нуля» военно-морского флота, способного добиться превосходства над первоклассным шведским флотом. Историческая роль России как крупной сухопутной и морской державы четко сформулирована Петром: «Всякий потентат, который армию имеет, - одну руку имеет, а который флот имеет - две руки имеет». Чтобы добиться этого, Петру потребовалось провести комплекс реформ, затрагивающих все стороны организации и жизни российского общества. Реформы в хозяйственной жизни стали основой экономического роста государства. По его инициативе создаются цеховые организации ремесленного и промышленного производства, а также строятся многочисленные мануфактуры по западноевропейскому типу с привлечением иностранных специалистов. Организуется рудное дело и металлургическая промышленность; развиваются текстильная, су­конная промышленность, пушечное и оружейное производство; пороховые предприятия. К концу его царствования Россия полностью себя обеспечивала продукцией всего современного производства, выйдя на первое место в мире по выплавке чугуна. Число предприятий достигло свыше 100 (от нескольких десятков). Однако основная их масса принадлежала казне (государству), и почти все они работали на основе крепостного труда (рабочие мануфактур и заводов были приписанными к ним) в отличие от западно­европейских, имевших свободную рабочую силу.

Большое внимание Петр уделил расширению внешней торговли, видя в ней источник финансовых накоплений и возможности расширения связей с Европой. Сельскохозяйственное производство было при этом одним из ведущих источников экспорта. Оно развивалось в основном за счет освоения новых земель и усиления эксплуатации крестьянского труда. По указу Петра I вводились новшества и в сельский труд - применение кос (вместо серпов) и грабель, выращивание картофеля как новой продовольственной культуры; расширялись посевы технических культур.

Реформы - социальные, государственного управления и военная - привели развитой российский феодализм к высшей форме. Крепостное право получило дальнейшее ужесточение в результате введения подушной подати (вместо налога на дворы), рекрутской повинности с крестьянской общины в регулярную армию и ревизских переписей населения. Крепостные крестьяне и холопы по своему положению уравнивались; все «вольные, гулящие люди» также стали обязаны платить налоги; жители города прикреплялись к месту уплаты подушной подати. Крепостные крестьяне могли продаваться, обмениваться помещиками, а государственные крестьяне - передаваться в поместья вместе с землей. Однако указывалось на недопустимость при этом разделять семьи, так как «нигде в Европе этого нет». Европейское «второе издание крепостничества» проявилось и в России.


В 1714 г. издан «Указ о единонаследии», по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной, что означало окончательное слияние двух сословий в единый феодальный класс (сословие) - дворян (помещики, «шляхта»). Поместья передавались в наследство только одному из сыновей. Дворяне обязаны служить в армии или государственном аппарате, вести хозяйство в своих имениях, обеспечивая выполнение крестьянами установленных государственных налогов. Все сословное общество подчинено государю. «Табель о рангах» устанавливал строгую иерархическую служебную систему. Вместе с тем в ней имелась возможность социального движения в зависимости от личных заслуг перед государством.

Административная реформа создала прочную структуру феодального государства, позволяющую управлять обществом в первую очередь в интересах укрепления военной мощи и незыблемости самодержавия. Произошла крутая ломка всего государственного аппарата. Боярская дума и приказы отменялись. Высшим государственным учреждением стал назначенный Петром Сенат, который имел власть судебную, административно-управленческую и иногда законодательную. Решения принимались коллегиально, но Сенат находился под личным контролем Петра и генерал-прокурора, им назначенного. Петр руководил страной через Сенат, подчиненные ему центральные учреждения (коллегии) и областные учреждения.

Страна делилась на 8 губерний. Во главе губернии стоял назна­ченный императором губернатор, в руках которого сосредотачивалась вся полнота власти: административной, политической, судебной, финансовой. Губернаторы имели свой аппарат. В каждой губернии квартировалось и формировалось армейское соединение. Для контроля над чиновниками, борьбы со взятничеством организована «фискальная служба» - введены должности фискалов в центральных учреждениях и на местах. Они доносили Сенату и царю о нарушениях и нерадивости (принцип: наказание за недоносительство, а не за ложность доноса).

Военная реформа стала главным стержнем преобразований. От постоянного наемного войска (стрельцов) Петр I переходит на комплектование регулярной армии и флота на основе рекрутского набора (воинской повинности крестьян) и обязательной офицерской службы дворян. Создание в короткий срок постоянной, мощной, обученной армии с единой организацией, однотипным современным вооружением, обмундированием, четким управлением, разработанной тактикой и системой воспитания - одно из главных достижений Петра.

В 1708 г. в разгар Северной войны Петр довел армию до 52 пехотных и 33 кавалерийских полков (130 тыс. человек), построил и оснастил мощный современный парусный и гребной флот. Государственная система и экономика обеспечивали содержание армии и флота и ведение ими военных действий длительное время. За заслуги перед Россией Сенат присвоил Петру титул «Великого» и «Отца Отечества».

Проведена и церковная реформа в интересах укрепления централизованного управления феодальным обществом. С образованием Синода церковь окончательно подчинена государству, так как состав Синода определялся решением императора. Это положение церкви как части государственного аппарата сохранилось в дальнейшем до 1917 г.

Реформаторская деятельность коснулась образования, науки и культуры. В первую очередь открыты военные учебные заведения - артиллерийские, морские, инженерные, а также организована учеба за рубежом. Все, что мог дать Запад для России, Петр брал, но приспосабливая его опыт к российской действительности. Как отмечает В. О. Ключевский, проведение реформ не имело заранее обдуманного плана. Зачастую они вводились без достаточной проработки. Указы носили в ряде случаев противоречивый характер и имели неясные формулировки, что приводило к серьезным издержкам.

При проведении реформ Петр I опирался на плеяду преданных долгу и ему лично сподвижников («птенцы гнезда Петрова»). «Светлейший князь» А. Д. Меншиков, самородок из «низкого сословия», стал выдающимся полководцем и администратором петровской эпохи. Человек безоглядно храбрый и столь же безоглядно преданный своему хозяину-царю, он прославился и как самый выдающийся казнокрад петровского времени. Генералиссимус и фактический глава правительства после смерти Петра, с воцарением Екатерины I он стал «полудержавным властелином». Второй яркий представитель этой эпохи фельдмаршал Б. П. Шереметев - полная противоположность Меншикову, человек медлительный и осторожный, расчетливый, но незаурядный полководец, не раз выигрывавший сражения со шведами. Широко привлекал Петр на службу и иностранцев. Но к концу правления на высшие посты в армии и на флоте он их не назначал. Сам Петр служил примером выполнения долга перед Отечеством, работоспособности и умения в производственной деятельности, необходимой государству («и царь, и плотник»). Вместе с тем его жестокость, необузданный деспотизм, скоропалительность решений и разгульное пьянство сказывались на стиле общественной жизни и моральном облике высших слоев общества. Эти качества в сочетании с оскорбительным пренебрежением к церкви и славянским традициям осуждались в обществе.

Усилиями Петра проводилось сближение культур русской цивилизации и западноевропейской (немецкой, голландской, анг­лийской) - введен новый календарь, гражданский шрифт. Насаждал он и европейский быт с механическим подражанием в одежде и поведении, особенно в высших кругах гвардейского дворянства. Активная европеизация высшего дворянского слоя начала процесс расчленения единой русской культуры на европеизированную дворянскую и патриархальную культуру крестьянства. Это углубило раскол общества по социальному признаку, создавало наряду с социальными антагонизмами крепостного права и культурное отчуждение верхов и низов.

Усиление крепостного гнета вызывало сопротивление населения. В 1705 - 1706 гг. произошло восстание в Астрахани, затем в Башкирии (1705 - 1711). Наиболее крупным было восстание на Дону под руководством Кондратия Булавина (1707 - 1708), на подавление которого посланы регулярные войска во главе с князем В. Долгоруким.

Петровская эпоха стала переломным периодом в российской истории. Реформы во всех областях общественной жизни произве­ли модернизацию российского средневекового феодализма с использованием достижений западноевропейской цивилизации. В короткие сроки достигнут рост военно-экономического могущества страны, образования и развития науки, что позволило во многом преодолеть отставание от европейских государств. С победой над Швецией и утверждением на Балтике Российская империя установила прочные экономические и культурные связи с Европой и утвердилась как великая европейская держава.

Модернизация общества, однако, носила лишь технико-экономический и культурно-образовательный характер. Она не затронула социальную структуру российского общества развитого феодализма, а довела его до высшей формы в то время, когда в Европе развивались капиталистические отношения в тех странах, где Петр изучал европейский опыт (Голландия и Англия). Проведение же реформ с усилением крепостного гнета, привело к обнищанию населения.

«Прорубив окно в Европу», Петр вместе с тем и «распахнул двери» для проникновения иностранцев в Россию - в государственное управление, армию, экономику, торговлю, финансы. Как показывают современные исследования историков (Е. В. Анисимова, О. О. Серова), он создал тяжелые условия для русского купечества, так как основные товары на экспорт попали в руки иностранцев, принося им огромные богатства. Эпоха петровских реформ расплодила массу мздоимцев и казнокрадов, зародилась практика перевода богатств в иностранные (лондонские и амстердамские) банки. Меншиков держал в них огромную сумму - 9 млн рублей и драгоценности на 1 млн рублей. Братья Соловьевы (один закупал у государства товары на экспорт, а второй ведал их продажей в Европе) не только хранили свои капиталы от контрабанды в английском банке, но и скупали недвижимость в Голландии. Осип Соловьев имел еще гражданство в Амстердаме (в современном по­ятии - двойное гражданство).

В государственном устройстве при Петре I российское самодержа­вие окончательно утратило сословно-представительный характер и приняло форму абсолютизма, сохранившегося до начала XX в. Церковь лишилась самостоятельности, стала частью государства, подчиняясь полностью абсолютному монарху, обеспечивая идеологи­ческое господство феодального класса. Выросла и усилилась бю­рократия. Постоянная армия и особенно гвардейское высшее дворянство стали политической силой, способной влиять на прави­тельственные решения и престолонаследие. Изменение Петром порядка престолонаследия подвергло случайностям династическую преемственность власти. Все новшества петровской эпохи, как положительные, так и негативные, оказали большое влияние на последующее развитие российского общества.

1)Введение крепостного рабства

Крепостные крестьяне при Петре I изменили свой статус с «почти свободных» до «почти рабов» (Была разрешена и стала обычной практикой купля-продажа крепостных.

Особую роль в этом сыграл указ Петра I от 7 апреля 1690 г., разрешивший куплю-продажу поместных крестьян. Ранее была разрешена только купля-продажа вотчинных крестьян (поместья считались государственной собственностью и их было в несколько раз больше чем вотчин - Блюм, pp. 177-178). После этого указа Петра I объемы торговли крепостными крестьянами уже в 1690-е гг. выросли в 10-20 раз; до этого были единичные сделки с беглыми и вотчинными крестьянами.

Кроме этого: - хозяевам фабрик и мануфактур было разрешено покупать крестьян для работы на фабрике;

Было разрешено покупать крестьян – рекрутов для зачисления в армию;

Широко применялась практика «приписывания» крестьян к фабрикам и мануфактурам (посессионные крестьяне)

личное навечное закрепление крестьян за помещиками и уничтожение грани между крестьянами и холопами (1719 г.) – «поставило крестьянина на грань помещичьей собственности»

2)Лишение крестьян свободы передвижения

«Каждый крестьянин, не имевший паспорта или отпускного свидетельства от помещика, объявлялся беглым, если его обнаруживали на территории, отдаленной от постоянного места жительства более чем на 30 верст».

Для многих крестьян не существовало даже физической возможности получить паспорт – чиновник, выдававший паспорта, нередко находился от них на расстоянии 100-200 верст, а человека уже за 30 верст от дома могли схватить как беглого.

3)Ужесточение законов о беглых

Беглым теперь считался любой, кого поймали за 30 верст от дома, и его ждало жестокое наказание. Штраф за сокрытие беглого увеличен в 10 раз; грандиозный сыск беглых по всей стране. В 1704 г. введена смертная казнь за укрывательство беглых

4) Дарение крестьян

Пётр I ввел практику дарения государственных крестьян частным лицам, что автоматически превращало их в крепостных. Только за 11 лет (1700-1711 гг.) он подарил, в основном своим фаворитам и вельможам, 340 тысяч десятин пахотных земель и 27,5 тысяч крестьянских дворов.

5) Вольные и гулящие люди »

После введения подушного налога всем «вольным и гулящим людям», т.е. свободному населению, было приказано либо идти в рекруты, либо отыскивать себе господ, которые согласились бы принять их к себе „во двор“. «Подушная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые все еще считались свободными (гулящие люди).

Причины введения «крепостного рабства» и торговли людьми и его результат (усиление эксплуатации крестьян помещиками)

Указ 7 апреля 1690 г. о разрешении купли-продажи поместных крестьян (с которого началась массовая торговля крестьянами) шел «навстречу стремлениям помещиков.

В 1690 г. у 18-летнего Петра I еще не было никакого плана реформ или государственных преобразований (которые начались лишь спустя 8-10 лет), поэтому санкционирование купли-продажи поместных крестьян никак не было связано с «государственными нуждами», а могло объясняться лишь интересами помещиков.

2.Реформы Петра I в отношении дворян .

Образование «двух наций .

Петр расколол русское общество на «две нации» - дворянство и остальное население, которые практически перестали понимать друг друга.

Возведение барьера между сословиями

До Петра I служилое сословие не было отгорожено непреодолимым барьером от крестьян и горожан, из числа которых и вербовались служилые; при Петре же такой барьер был возведен – между дворянством и остальным населением.

(В частности, в конце царствования Петра недворянам было запрещено занимать сколько-либо значимые чиновничьи посты Такую же роль, как эти запреты, сыграла подушная подать, которую дворяне не уплачивали:

«Внесение человека в подушный оклад автоматически означало закрепление его в непривилегированном сословии, делало фактически невозможным смену им социального статуса»

Именно эпоха Петра положила начало формированию дворянства как самостоятельного сословия, обособленного от остального населения.

Миф о том, что благодаря Петру дворяне стали служить государству

Раньше дворяне (служилые), не проявлявшие рвения на службе, могли лишиться своих поместий с крепостными, что являлось залогом их честного служения государству. Как писал Ключевский о переписи 1678 г., "Значительно больше половины всего тяглого населения отдано было служилым людям за их обязанность оборонять страну от внешних врагов"Указа о единонаследии 1714 г. все государственные поместья с крестьянами были бесплатно дарованы в собственность дворянам – приравнены к боярским вотчинам.

Устранив материальный стимул, обеспечивавший службу дворян на государство (поместья), Петр пытался вместо него внедрить принудительные меры: обязал всех дворян служить, вывешивал списки «уклонистов», подвергал их штрафам и телесным наказаниям. Однако эти меры были малоуспешными и не имели большого практического результата как ввиду массовых уклонений дворян, так и ввиду широко распространившегося формального подхода к отбытию службы.

После смерти Петра и эти малоэффективные меры перестали применяться: «служба стала легче, землевладение свободнее, сверх того, часть дворян могла жить по закону, вне службы и хозяйничать, тогда как ранее все дворяне поголовно и бессрочно были привязаны к службе»

Дворянство, освободившись от обязательной службы, почувствовало себя без настоящего, серьезного дела. Это дворянское безделье, политическое и хозяйственное, и было чрезвычайно важным моментом в истории нашего образованного общества… Оно, это безделье, послужило урожайной почвой, из которой выросло во второй половине века уродливое общежитие со странными понятиями, вкусами и отношениями»

)Бездумное насаждение иностранной культуры среди дворян в противовес другим сословиям

Ношение иностранной одежды дворянами стало обязательным, равно как и бритье бороды и усов; ни то, ни другое не было обязательным для крестьян и большинства горожан.

Насаждение в среде дворянства использования иностранных слов (при Петре в русский язык внедрено 4,5 тыс. иностранных слов), массовая отправка дворянских детей на обучение за границу.

Табель о рангах.

Указом 16 января 1721 года Пётр объявляет служебную заслугу, выраженную в чине, источником шляхетского благородства. Новая организация штатской службы и приравнение её к военной в смысле обязательности для шляхетства создавала потребность нового чиновного устройства и в этой сфере государственной службы. Это было достигнуто установлением 24 января 1722 года «Табеля о рангах». В этом табеле все должности были распределены по три параллельных ряда: сухопутные и морские воинские, штатские и придворные. Каждый из этих рядов делился на 14 рангов, или классов. Ряд воинских должностей начинается, идя сверху, генерал-фельдмаршалом и оканчивается фендриком. Этим сухопутным должностям соответствуют во флоте генерал-адмирал во главе ряда и корабельный комиссар в конце. Во главе штатских рангов стоит канцлер, за ним - действительный тайный советник, а внизу - провинциальные секретари (13 класс) и коллежские регистраторы (14 класс). «Табель о рангах» создавал переворот не только в служебной иерархии, но и в основах самого шляхетства. Поставив в основу деления на чины должность, замещавшуюся путём заслуги по личным качествам и по личной годности лица, в неё вступающего, Табель о рангах упразднил совершенно старинное деление на основе родовитости и происхождения и искореняла всякое значение аристократизма в русском государственном строе. Теперь всякий, достигнув личными заслугами известного чина, становился в соответствующую должность, и, не пройдя служебной лестницы с нижних чинов, никто не мог достичь высших. Служба, личная заслуга становятся источником шляхетства. В пунктах, которыми сопровождался Табель о рангах, это было выражено очень определённо. Там сказано, что все служащие первых восьми рангов (не ниже майора и коллежского асессора) с потомством своим причисляются к лучшему старшему дворянству. В пункте 8-мь отмечается, что, хотя сыновьям российского знатнейшего дворянства и открывается для знатной их породы свободный доступ ко двору, и желательно, чтобы они от других во всяких случаях по достоинству отличались, однако за это никому из них никакого ранга не даётся, пока они государю и отечеству услуг не покажут и за оные характера (то есть государственного положения, выраженного в чине и соответствующей должности) не получат. Табель о рангах открывал далее широкий путь к дворянству для людей всех классов, раз эти люди попадали на военную и гражданскую службу и личными заслугами выдвигались вперёд. В силу всего этого конечным результатом действия Табеля о рангах и была окончательная замена старинной аристократической иерархии породы новой бюрократической иерархией заслуги и выслуги.

(продолжение)

Мы уже видели, что созданное в XVII в. прикрепление крестьян к земле на практике в конце века перешло в личную зависимость крестьян от землевладельцев. Крестьяне, как холопы, продавались без земли. В то же время лично зависимые люди – холопы – по воле господ садились на пашню и своей жизнью и хозяйством ничем не отличались от крестьян. Правительство еще до Петра I заметило таких холопов ("задворных людей") и облагало их наравне с крестьянами государственными податями. Выходило так, что землевладельцы стремились сравнять крестьян с холопами, а правительство – холопов с крестьянами. Результатом этого было то обстоятельство, что и крестьяне, и холопы чрезвычайно сблизились между собой на деле, хотя строго различались по закону, Петр застал это положение и смешал крестьянство с холопством в один податной и зависимый от землевладельцев класс. На этом основании многие думают, что Петр вместо бывшего прикрепления к земле создал крепостное право на крестьян. Но предыдущее изложение показывает, что это неверно: на деле крестьянин становился в личную крепость от землевладельца еще до Петра. С другой стороны, в законодательстве Петра нет ни одного указа, отменяющего прикрепление к земле и устанавливающего крепостную зависимость личную; крестьянин и при Петре оставался гражданином.

Смешение крестьян и холопов произошло не на основании прямого об этом закона, а как следствие податной реформы Петра I. До Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Петр вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. По новейшим исследованиям, это произошло так: Петр I желал разместить армию на постоянные квартиры в различных губерниях и содержание полков возложить на население того округа, где стоял полк. Для этого признано было нужным высчитать сумму, необходимую для содержания полка, перечислить всех податных лиц в округе и рассчитать, сколько каждое лицо повинно было внести денег на содержание войска. С 1718 по 1722 г. производилась перепись податного населения и ее поверка – "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Таким образом землевладелец получал совершенно равную власть и над крестьянином, и над холопом. Здесь и заключалось основание последовавшего за этим фактического уравнения крестьян с холопами. Но по закону крестьянин рабом не становился; владельческие крестьяне сохраняли гражданские права: за ними закон признавал гражданскую правоспособность и дееспособность, они могли даже вступать с казной в подряды и договоры. В глазах законодателя и холопы уравнивались с крестьянами. Но на практике податная ответственность землевладельца за крестьян и право суда над крестьянами, оба эти явления, существовавшие помимо закона; по обычаю, давали помещикам такую власть над крестьянином, что в их глазах крестьянин становился равным холопу. Уже при Петре I началась продажа крестьян без земли не только семьями, но и в розницу, и Петр напрасно прилагал старания прекратить этот обычай.

Таким образом, при Петре I, как и ранее, закон понимал крестьян как граждан и в то же время холопов стремился привести в одно положение с крестьянами под общим термином "подданных" шляхетства. Но шляхетство, получая от правительства власть над "подданными", смотрело на крестьян, как на холопов, и на практике обращалось со всеми своими "подданными", как с холопами. Стало быть, новых начал в положение крестьян владельческих при Петре внесено не было. Новостью являлась при Петре лишь система подушной подати , заменявшая древнее прикрепление к земле началом личной (податной) зависимости крестьянина от землевладельца. Но эта личная зависимость существовала и в XVII в. уже до Петра.

Не одни владельческие крестьяне составляли крестьянское сословие. Кроме них в качестве податного класса граждан при Петре существовали: 1) крестьяне черные или черносошные, жившие на государственных черных землях и оставшиеся при Петре в том же свободном состоянии, в каком были ранее; 2) крестьяне монастырские, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии); 3) крестьяне дворцовые, обязанные различными повинностями ведомству двора государева; 4) крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721 г., которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам, и недворянам) покупать деревни и людей к фабрикам; наконец, 5) однодворцы – класс измельчавших служилых землевладельцев, когда-то поселенных по южным, преимущественно, границам Московского государства для их защиты. При Петре они были записаны в ревизские "сказки", платили подушные подати, но сохраняли право личного землевладения и владения крестьянами.

РАЗВИТИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА ПОСЛЕ ПЕТРА I.

ЛЕКЦИЯ LXXX

Развитие крепостного права после Петра I. - Изменение положения крепостного крестьянства при Петре I. - Усиление крепостного права после Петра I. - Пределы помещичьей власти. - Законодательство о крестьянах при преемниках Петра I. - Взгляд на крепостного крестьянина, как на полную собственность владельца. - Екатерина II и крестьянский вопрос. - Крепостное право на Украине. - Крепостное законодательство Екатерины II. - Крепостные, как частная собственность помещиков. - Последствия крепостного права. - Рост оброка. - Барщинная система. - Дворовые люди. - Помещичье управление. - Торговля крепостными. - Влияние крепостного права на помещичье хозяйство. - Влияние крепостного права на народное хозяйство. - Влияние крепостного права на государственное хозяйство.

Широкое участие, открытое дворянству в местном управлении в царствование Екатерины, было следствием землевладельческого значения этого сословия. Дворянство руководило местным управлением, потому что почти половина местного населения - крепостное крестьянство, помимо правительственного значения дворянства, находилось в его руках, жило на его земле. Это землевладельческое значение сословия держалось на крепостном праве. Такая связь крепостного права с устройством местного управления заставляет нас остановиться на судьбе этого института.

Есть предание, что Екатерина, издав жалованные грамоты на права двух сословий, задумывала и третью, в которой думала определить права вольных сельских обывателей - государственных крестьян, но это намерение не было исполнено. Свободное сельское население при Екатерине составляло меньшинство всего сельского населения; решительное большинство сельского населения в Великороссии при Екатерине II состояло из крепостных крестьян.

Мы знаем, какая перемена совершилась в положении крепостного населения в царствование Петра I: указы о первой ревизии юридически смешали два крепостных состояния, прежде различавшиеся по закону, крепостное холопство и крепостное крестьянство. Крепостной крестьянин был крепок лицу землевладельца, но при этом он был еще прикреплен и к своему состоянию, из которого не мог вывести его даже землевладелец: он был вечно обязанный государственный тяглец. Холоп, как и крепостной крестьянин, был лично крепок своему господину, но не нес государственного тягла, лежавшего на крепостном крестьянине. Законодательство Петра распространило государственное тягло крепостных крестьян и на холопов. Таким образом, изменился источник крепости: как вы знаете, прежде этим источником был личный договор холопа или крестьянина с господином; теперь таким источником стал государственный акт - ревизия . Крепостным считался не тот, кто вступил в крепостное обязательство по договору, а тот, кто записан за известным лицом в ревизской сказке. Этот новый источник, которым заменился прежний договор, сообщил крепостному состоянию чрезвычайную растяжимость. С тех пор как не стало ни холопов, ни крепостных крестьян, а оба эти состояния заменились одним состоянием - крепостных людей , или душ , стало возможным по усмотрению сокращать или расширять и количество крепостного населения и границы крепостной зависимости. Прежде крестьянское состояние создавалось договором лица с лицом; теперь оно поставлено было на основании правительственного акта.



Со смерти Петра крепостное состояние расширялось и в количественном и в качественном отношении, т. е. одновременно все большее количество лиц становилось в крепостную зависимость и все более расширялись границы власти владельца над крепостными душами. Оба эти процесса мы и должны проследить.

Основные статьи: Русские крестьяне, Общество при Петре I

см. Налоговая реформа Петра I

Первая перепись населения и введение паспортов

С целью учёта в стране количества населения, которое должно платить подушную подать, была впервые в истории России прове-дена перепись (ревизия) населения. Эти списки назывались ревиз-скими сказками. В 1724 г. вводились паспорта, что позволяло госу-дарству обеспечить систему контроля над подданными и ограни-чить возможности передвижения по стране.

Заводы Демидова. Во времена Петра I одним из самых крупных частных владельцев ману-фактур был Никита Демидов. Он производил на уральских Невьяновских заводах железо, которое продавал государству для нужд армии. Часто на заводах Демидова использовались беглые люди. Они таким образом уходи-ли от правосудия, а Демидов за них не платил налогов, потому что они ни-где не были учтены. Жизнь таких работников была очень тяжёлой. Они жи-ли в подвалах, которые легко можно было затопить, если вдруг нагрянет го-сударственная проверка количества работающих.

Государственные крестьяне

При Петре Великом изменился состав государственных крестьян. К ним относились, как и прежде, черносошные крестьяне русского Севера; местное население и русские переселенцы в Сибири; народы Поволжья. Одна-ко на положение государственных крестьян, которые платили по-душную подать, перешла и часть бывших служилых людей по при-бору. Таким образом, при Петре были соединены в единое сословие все сельские жители, которые не принадлежали светским и церков-ным владельцам. Государственные крестьяне несли тягло. Они счи-тались свободными подданными государства.

Крепостные крестьяне

Однако монарх мог «пожаловать» (подарить) своим приближенным за заслуги государ-ственные земли. А жившие на них государственные крестьяне та-ким образом могли стать крепостными. Это и стало происходить в послепетровское время.

Частновладельческие крестьяне (вотчинные, монастырские, па-триаршие и т. д.) стали единой группой крепостных. Было ликвиди-ровано холопство как сословие. Холопы слились с крепостными крестьянами. Страна стала почти целиком крепостнической.

Приписные крестьяне

Рост числа государственных мануфактур при Петре I потребовал обеспече-ния их рабочей силой. Последовал указ царя — «приписать» черно-сошных крестьян к мануфактурам, чтобы они несколько месяцев в году работали там. А причитающуюся им заработную плату засчи-тывали в качестве подати государству. Таких крепостных крестьян называли «приписными». Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Посессионные крестьяне

Царь Пётр I поощрял развитие частных мануфактур, хозяева которых были к нему близки. Их владельцам разрешалось покупать целые де-ревни, владеть ими и использовать крестьян этих деревень для ра-боты на мануфактурах. Таких крестьян стали называть посессион-ными (от слова «посессио» — владею). «Вечноотданными» называ-ли учеников, которых хозяева поработили «в оплату» за обучение рабочим специальностям.

Жизнь людей при Петре I

см. Жизнь людей при Петре I

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

На этой странице материал по темам:

  • Государственные крестьяне при петре веоиком

  • Права и обязанности крестьян при петре 1 таблица

  • Жизнь местных жителей при петре 1

  • Жизнь крестьян в 18 веке в шадринске

  • Что ели крестьяне во времена петра 1

Преобразования требовали постоянных денежных средств. Налоговое бремя постоянно усиливалось и достигло таких размеров, что почти сразу после смерти императора (кстати, гордившегося, что отдает наследникам державу без государственного долга) Сенат (случай беспрецедентный) признал невозможность исполнения всех финансовых обязательств перед государством в полном объеме, т.

е. "де факто" списал значительную часть имеющихся задолженностей перед казной.

Поскольку аграрный сектор оставался экономической основой формирования бюджета, мероприятия земельной политики были сориентированы в интересах повышения эффективности сбора налогов.

Вместо вотчин и поместий было введено новое понятие "недвижимая собственность", или "имение".

В 1714 г. помещики получили право полного и неограниченного распоряжения землей, не будучи обязанными, как ранее, служить на государственных должностях и содержать поместную армию .

В целях укрепления феодального землевладения и охраны его от дробления с целью сохранения прибыльности имений был издан Указ "О единонаследии в недвижимых имуществах", по которому землевладения должны были переходить по наследству одному (как правило, старшему) из сыновей владельца.

(Это нововедение в жизни не прижилось. До 1917 г. дробления и слияния (но чаще, все же дробления) были "экономическим бичом", помещичьих хозяйств не позволявшим перейти к капиталистическому ведению производства, и обусловившие обеднение значительной части дворянства.

При Петре I была изменена система взимания земельного налога. С введением подушной подати взамен налога с земель значительно упростилась система взимания налогов, так как отпала необходимость в количественном и качественном учете земель, сократились затраты на сбор налогов, к платежам было привлечено все трудоспособное население, что послужило увеличению доходов государства.

Другим преобразованием земельных отношений, проведенным Петром I, была секуляризация (изъятие в пользу государства) части монастырских, церковных и синодских земель, издан ряд указов, ограничивающих рост церковного и монастырского землевладения.

Ранее от прямого перехода в холопство крестьян ограждало правительство, установив "вечность крестьянскую", то есть запрет перехода крестьян в другие сословные разряды, не исключая и холопов.

Холопы не платили податей. Оберегая крестьян от перехода в холопство, правительство сохраняло себе плательщиков государственных податей.

В 1695 г. указом царя Петра стали брать подати с обрабатываемых холопами земель. Возлагая на пашенных холопов ту же тягость, какую несли крестьяне, правительство, можно сказать, приравняло одних к другим.

По указу 22 января 1719 г. в податные списки занесли только крестьян и пашенных холопов. В последующие годы перепись ещё более расширяет свои рамки и захватывает в свои списки или сказки холопов всех наименований.

крестьяне при петре 1

В 1723 г. в перепись занесли и всех дворовых, если даже они земли не пахали и находились только в личном услужении у господ.

В 1722 г., после того как были установлены штаты духовенства при церквях сельских и городских, все церковники и причетники были записаны в подушные сказки за владельцами, на землях которых они жили }