Как изображали афину в древней греции. Афина

Древнегреческая мифология очень яркая, в силу представленного в ней множества богов и богинь. Одной из неординарных представительниц является прекрасная светловолосая богиня Афина Паллада. Отец ее, никто иной, как сам верховный бог Зевс властелин небес. По своей значимости Афина не уступает, а иногда и превосходит своего властного отца. Ее имя увековечено в названии греческой города - Афины.

Кто такая Афина

Появление Афины окутано тайнами, из текста древнего источника «Теогонии» следует, что Зевс узнал: его мудрая жена Метида должна родить великих дочь и сына. Правитель не захотел отдавать свои бразды правления кому-либо, и проглотил беременную жену. Позднее, почувствовав сильную головную боль, Зевс попросил бога Гефеста ударить его молотом по голове – так появилась во все своем вооружении Афина богиня войны и мудрости. Владея стратегиями и тактикой ведения справедливых войн, Афина преуспела и стала также покровительницей во многих видах ремесел:

  • общественный порядок – Афина в государственных делах, учредила высший суд в Афинах;
  • корабельное дело и мореплавание - зодчие Ферекл, Арг и Данай, под наставничеством Афины создали свои корабли, один из которых Арго был отправлен богиней на небо;
  • мастерица по металлу – статуя Афродиты считается работой самой Афины;
  • ткацкое и прядильное ремесло – изготавливала одежду для себя и других богинь. Афина обучила ткать женщин. Прялка – символ Афины;
  • музыка – труба и двухрожковая флейта изобретение Афины;
  • целительство – исцеляла и воскрешала с помощью крови медузы Горгоны;
  • покровительница – во многих других положительных аспектах. Афину любят за вовремя оказанную помощь. Геракл, Одиссей, Персей, Ахилл, Ясон, Телемах герои древнегреческой мифологии, призывали в трудные моменты Афину.

Как выглядит Афина?

Греческая богиня афина традиционно изображена в военном одеянии, с величественной осанкой в руке копье, блистающее на солнце. Гомер, древний сказитель эпической поэмы «Иллиада», описывает Афину как светлоокую, с зорким взглядом, полную мощи в золотых доспехах прекрасную, но «немягкую сердцем» Деву. Художники изображали богиню с суровым, задумчивым лицом, в длинном балахоне (пеплосе) или панцире.

Символ Афины

В мифологии, каждый предмет одеяния, фона вокруг божества изобилует различной символикой, имеющей сакральный смысл. Эти архетипы – связующее звено между людьми и богами. Зная эти символы, в возникают образы, с помощью которых можно идентифицировать того или иного персонажа. Символика Афины легко узнаваема:

  • шлем Афины - из железа, украшен 4 конями, или чудовищем со змеиным хвостом;
  • копье – одна из статуй богини украшала древний акрополь в Афинах, ее сияющее золотом копье, первое, что видели мореплаватели, возвращавшиеся в город;
  • эгида – щит из козье шкуры, с изображением медузы Горгоны;
  • Ника - статуэтка богини Победы в руке Афины;
  • сова – символ мудрости;
  • змея – дар предвидения.

Дети Афины

Древнегреческая богиня Афина считалась целомудренной девой, сам Эрот игнорировал просьбу своей матери богини Афродиты пустить в Афину стрелу любви, так как боялся даже пролетать мимо из-за грозного взгляда богини. Тем не менее, радости материнства были не чужды Афине и она воспитала приемных детей:

  • Гигиея – богиня здоровья, считается по одним источником дочерью Асклепия (врачевателя) и Афины;
  • Эрихтоний – сын Геи и Гефеста, по легенде Гефест гнался за Афиной и обронил семя на землю, Гея посчитала это позором для себя и отказалась воспитывать сына. Афина тайно воспитала Эрихтония. Богиня Афина часто изображается со змеей, исследователи полагают - это символ Эрихтония.

Миф о богине Афине

Древнегреческая мифология описывает богов, которые подобно людям: любят, ненавидят, стремятся к власти, жаждут признания. Интересен миф о Афине, в котором Кекропс, первый афинский царь, не мог решить, кому быть покровителем города. Афина и Посейдон (бог океана) начали спорить, Кекропс предложил богам решить спор следующим образом: изобрести самый полезный предмет. Посейдон высек трезубцем источник воды, Афина ударила копьем в землю и появилось оливковое дерево. Женщины проголосовали за Афину, мужчины за Посейдона, так у Афин стало два покровителя.

Богиня-воительница чествовалась в Древней Греции наравне с главным богом Олимпа. И неудивительно, ведь Афина, в отличие от большинства собственных родственников, относилась к простым смертным с рациональной мудростью, заботой и пониманием. Девушка стала покровителем военачальников и просто храбрых мужчин. Одетая в боевые доспехи и красивый шлем, богиня спускалась на поле боя и дарила надежду на победу каждому встреченному солдату.

История создания

В греческой мифологии Афина представлена многозадачной богиней. Дочь - покровительница войн, искусств, ремесла и науки. Девушка символизирует мудрость, рассудительность и спокойствие. В римской мифологии богиня известна под именем Минерва и наделена таким же функционалом, что и греческая версия.

Образ девы-воительницы встречается во многих частях света и у многих древних народов. Поэтому определить, откуда пришел культ Афины, невозможно. Обосновавшись в Греции, Афина особенно закрепилась в Аттике. Во славу мудрой богини устраивались Великие Панафинеи – праздники, в программу которых входили ночные шествия, гимнастические состязания и соревнования по выделке оливкового масла.

В честь почитаемой наравне с Зевсом Афины было построено свыше 50 храмов. Наиболее известными считаются Парфенон на Акрополе и Эрехтейон. Богиня стала источником вдохновения для древних скульпторов. Примечательно, что девушку, в отличие от остального пантеона, никогда не изображали обнаженной. Невинность и непорочность уживались в образе Афины со смелостью, решительностью и воинской смекалкой.


Афина в мифологии

Афина - одна из старших дочерей Зевса. Матерью богини считают океаниду Метиду. Первая жена Громовержца на собственную беду предсказала, что родит сына, который свергнет владыку Олимпа. Чтобы не рисковать троном, Зевс проглотил беременную женщину.

Через пару месяцев (в других источниках через 3 дня) у мужчины развились головные боли. Громовержец вызвал и приказал ударить его по голове топором. Из рассеченной головы вышла уже взрослая Афина, облаченная в воинские одежды и экипированная копьем.


Девушка быстро стала ближайшей советницей отца. Зевс ценил дочь за сдержанный и спокойный характер, небывалую мудрость и дальновидность. Афина с уважением относилась к другим детям Зевса и часто покровительствовала героям. Греческая богиня приглядывала за с самого его детства и помогала брату справиться с испытаниями.

Афина с удовольствием покровительствовала героям и храбрецам. Девушка подсказывала боевые ходы Ахиллу во время Троянской войны и поддерживала в морском путешествии. Герои отвечали на такую заботу искренним почтением и жертвоприношениями. К примеру, к которому Афина благоволила, подарил богине голову . С тех пор Горгона, а точнее отрубленная голова чудовища, украшает боевой щит девушки.


Впрочем, Афина не только помогала воинам, но и сама участвовала в сражениях. Прозвище «Паллада» богиня получила после того, как одержала победу над титаном Паллантом.

За смелость и мудрость в честь Афины назвали город в Греции. Большое поселение стало причиной вражды между богиней и . Крепос, основавший город, не мог выбрать покровителя, одновременно склоняясь и к владыке морей, и к богине-воительнице. Чтобы решить судьбу города, Крепос попросил богов создать самые полезные предметы.

Посейдон создал реку и коня, а Афина вырастила оливковое дерево и сделала коня домашним животным. Жители города устроили голосование. Все мужчины выбрали Посейдона, а женщины – Афину. Богиня победила дядю с перевесом в один голос.


Противостояние продолжилось во время Троянской войны. Афина и , желавшие уничтожить Париса, приложили много усилий, чтобы троянцы проиграли. Вредный Посейдон, увидев, что замыслила упрямая племянница, встал на сторону проигрывающей стороны. Троянцем, впрочем, такое покровительство не помогло.

Несмотря на внешнюю привлекательность, Афина так и не вышла замуж. Девушка не тратила время на любовные похождения, предпочитая самосовершенствоваться, творить благие дела и помогать Зевсу в правлении Землей и Олимпом.

Желая хоть как-то отыграться, Посейдон подтолкнул к опрометчивому шагу. Когда Афина пришла к божественному кузнецу за новыми доспехами, бог набросился на девушку. Попытка изнасилования не удалась. Смелая и решительная Афина дала отпор Гефесту. Во время поединка бог изверг семя на ногу девушке. Брезгливая богиня вытерла ногу шерстяным платком и закопала ненужную вещь в землю. Из платка с помощью Геи родился Эрихтоний. Так прославленная девственница стала матерью.


С именем Афины связаны не только завоевательные мифы. Девушка, к примеру, изобрела флейту. Однажды, услышав стоны страдающей Медузы Горгоны, девушка решили воссоздать звуки. Богиня вырезала первую флейту из кости оленя и отправилась на пир, где собрались родные Афины.

Исполнение музыкальной композиции закончилось смехом: Геру и Афродиту повеселил вид девушки во время игры. Расстроенная Афина выкинула флейту.

А позже инструмент нашел сатир Марсий, который вызвал на музыкальное состязание . Только Марсий не учел, что играть на флейте бога научила сама создательница инструмента. После победы бог содрал с Марсия шкуру, чем весьма расстроил рассудительную Афину.

  • Значение имени Афина - свет или цветок. Но существует теория, что из-за древности культа богини настоящий перевод имени утерян.
  • Девушку часто сопровождает богиня Ника, символ победы. При этом родной отец Ники - титан Паллант, павший от руки Афины.

  • Чудовище из Медузы Горгоны сделала сама Афина. Девушка сравнила собственную внешность с обликом богини, за что и поплатилась. По другой версии, Посейдон изнасиловал Медузу в храме Афины. Богиня не стерпела подобного осквернения.
  • Афина покровительствует змеям, но сама чаще всего принимает вид птицы.
  • В честь богини назван астероид, открытие которого состоялось в 1917 году.

Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ, также встречается написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица»(Предметно-понятий ный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.141)) — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны. Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту. Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она — покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространенный по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала. В римской мифологии богине соответствует Минерва.

Этимология имени «Афина» благодаря догреческому происхождению её образа является неясной.

В современном русском языке закрепилась форма, близкая византийскому произношению (через «и»): в классическую эпоху оно произносилось примерно Атхена. У Гомера, помимо ряда эпитетов, часто встречается форма Афинея, то есть «афинянка» (О распределении форм Афина и Афинея у Гомера см. Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.109-111 и таблицы 24 и 26).

Афина имела множество различных эпитетов, как связанных с её функциями, так и топонимических.

Архаичность образа богини и его эволюция

На древнее зооморфическое прошлое Афины указывают её атрибуты — змея и сова, а также эпитеты (совоокая, проч.). Хтоническая мудрость Афины имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода.

Согласно концепции, подробно развитой Мартином Нильссоном (англ.), минойская «богиня с щитом», изображенная на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки, была предшественницей Афины (Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. СПб, 2002. С.293-295, 350—354). Согласно И. М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню любовной страсти Афродиту (Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. С.158).

Миф о рождении Афины от Метиды (чье имя переводится как «мысль») и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии, времени оформления классического канона. Грейвз предполагает, что до этого она была партеногенной дочерью одной Метиды. Появление проглоченной Афины на свет из головы Зевса изображено с позиции мифологии периода патриархата, в котором особо выделялось мужское организующее начало. Афина превращается в послушный рупор Зевса и сознательно лишается своего прошлого (Грейвз Р. Зевс и Метида). Как указывает Лосев, Афина становится как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли, его мыслью, осуществлённой в действии. Со временем материнство Метиды приобретает все более отвлечённый, даже символический, характер, и Афина начинает считаться порождением одного Зевса и принимает на себя функции божественной мудрости, так же, как Зевс воспринял их от Метиды.

По мнению Грейвза, отказ Афины от отца Посейдона указывает на происшедшую в древности смену верховного божества в Афинах. А. И. Зайцев, напротив, предполагает, что вариант с рождением Афины от Зевса без матери более древний, а рассказ Гесиода о проглатывании Метиды — более поздний (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.-СПб, 2005. С.94). Виламовиц предполагал (основываясь на том, что слово κορυφη означает как темя Зевса в мифе, так и вершину горы), что первоначальным было представление о рождении Афины из горной вершины.

Афина — одна из главнейших фигур олимпийского пантеона. По своей значимости она равна Зевсу, а иногда и превосходит его. Это коренится в древнейшем периоде развития греческой мифологии — матриархате. Приобретя новые функции военной мощи, богиня сохранила свою матриархальную независимость (дева и защитница целомудрия).

Афина имеет многие космические черты (она хранит молнии Зевса, родилась при золотом дожде, проч.). Она мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, родительница и губительница всего живого.

Рождение Афины

Рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода: царь богов Зевс по совету Урана и Геи проглотил свою первую жену Метиду-Премудрость, когда та забеременела, чтобы предотвратить рождение ею после Афины сына, который свергнул бы Зевса (Гесиод. Теогония 888—900). После этого он породил воительницу Афину-Тритогенею из своей головы (Гесиод. Теогония 924—926, в этой версии Гефест рождается позже).

Поэмы Гомера миф о рождении Афины игнорируют, а последующие авторы дополняют рассказ деталями и локализуют его. Краткие упоминания встречаются в гомеровском гимне к Аполлону Пифийскому (Гимны Гомера II 130, 136, 145), у Ивика (Ивик, фр.3 Пейдж, ст.3-4) и других поэтов (Нонн. Деяния Диониса XXVII 285), писателей (Арнобий. Против язычников II 70) и мифографов (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека I 12, 7; Гигин. Мифы, Введение 21). При этом Метиду источники почти не упоминают, а у Эсхила Афина подчёркивает, что родилась без матери (Эсхил. Эвмениды 736).

Предсказание Зевсу изрекли мойры либо сама Метида (Последний вариант: Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 6). Проглотив беременную Метиду, Зевс через некоторое время почувствовал страшную головную боль. Чтобы помочь её рождению, Гефест ударил Зевса топором по голове (Пиндар. Олимпийские песни VII 38-39; фр.34 Бергк; Каллимах, из кн. 1 «Причин»; Лукиан. Разговоры богов 8, 1; Нонн. Деяния Диониса VIII 80), а Прометей воспринял её из головы Зевса (Еврипид. Ион 453—457) (по поздней версии, она родилась из бороды Зевса (Первый Ватиканский мифограф II 74, 1)). Стесихор впервые упоминает, что Афина явилась из головы Зевса в полном боевом вооружении (паноплии) (Стесихор, фр. PMG 233 Пейдж из неустановленного произведения (по схолиям к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика IV 1310 и P.Oxy. 2260)). О доспехах говорится также в XXVIII гомеровском гимне (Гимны Гомера XXVIII 5) и у орфиков (Орфика, фр.174 Керн). По Ликофрону, Афина родилась у Зевса на третий день (Ликофрон. Александра 520).

Согласно Пиндару, когда родилась Афина, на Родосе пошёл золотой дождь (Пиндар. Олимпийские песни VII 49; Страбон. География XIV 2, 10 (стр.655), со ссылкой на Пиндара; Филострат. Картины II 27, 3). Кроме того, приводится и другое толкование её рождения: согласно некоему Аристоклу, Афина была скрыта в облаке и появилась из него благодаря удару молнии Зевса, произошло же это на Крите (Схолии к Пиндару. Олимпийские песни VII 66, цит. по Лосев 1999, с.236). В этом мифе «отразилось представление о рождении молнии и грома из тяжело нависшей грозовой тучи» (В. Г. Борухович) (Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С.128).

Родители Афины

Стоит отметить, что хотя версия рождения Афины из головы Зевса от проглоченной Метиды наиболее распространена, существует несколько версий о том, кто были её родители.

По разным версиям, Афина Паллада могла быть дочерью океаниды Метиды, богини мудрости — от Зевса. По аттической версии, дочь Геллении — от Зевса (Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.213). Матерью Афины также могла быть нимфа реки Тритон (в случае отцовства Посейдона).

Отцом Афины по разным версиям могли быть Зевс, Посейдон, Бронт, Паллант и Итон. Зевс. Проглотив беременную Метиду и породив Афину из своего расколотого черепа, он присваивает черты матери-родительницы, произведя дочь на свет единолично. Посейдон. По Геродоту, Афина затем отказалась от такого отцовства и перешла к Зевсу, который принял её как дочь. Циклоп Бронт («гром»), породивший её от Метиды (Схолии к Гомеру. Илиада VIII 39 BLU, см. Лосев 1999, с.238). Гигант Паллант, с которого она в других вариантах снимает кожу. Смертный человек по имени Итон, царь города Итон во Фтиотиде.

Места рождения

Относительно её места рождения также существуют разногласия. Эсхил впервые фиксирует рассказ, что Афина родилась у озера Тритонида в Ливии (Эсхил. Эвмениды 292—293; Каллимах, из кн. 1 «Причин»). Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона и богини озера Тритониды (Геродот. История IV 180). Согласно Аполлонию Родосскому, когда она родилась у озера Тритон, там её встретили ливийские Героини (Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 1298—1300). Согласно Лукану, родившись из головы, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой (Лукан. Фарсалия IX 350—354). Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера.

Вариант с помещением реки Тритон на Крит, где сохранился храм Афины, приводит Диодор (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 72, 3).

Кроме того, реку Тритон помещали на крайний запад Фессалии (Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика I 109, см. Античная мифология с античными комментариями к ней. / Сост. А. Ф. Лосев. М., 2005. С.584).

Павсаний приводит рассказ, что Афина родилась и была воспитана в Алифере в Аркадии, где был жертвенник Зевсу Лехеату (Рождающему) и источник Тритонида (Павсаний. Описание Эллады VIII 26, 6).

Местом рождения Афины называли городок Алалкомены в Беотии (Страбон. География IX 2, 36 (стр.413)), где она была выкормлена местным жителем (Павсаний. Описание Эллады IX 33, 5).

Время рождения. Во время Панафиней отмечался день рождения Афины (28 гекатомбеона — примерно 18 августа) (Комментарий в изд. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1. М., 1990. С.740), в этот день суды были закрыты (Афиней. Пир мудрецов III 53 (98b)).

Рождение Афины было изображено на фронтоне Парфенона; в спартанском храме Афины Меднодомной; на картине Клеанфа «Рождение Афины» и на картине, описываемой Филостратом (Филострат. Картины II 27).

Облик Афины

Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.

Атрибуты богини: шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем), эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы, появлялась в сопровождении крылатой богини Ники, олива — священное дерево древних греков, сова (символ мудрости), змея (также символ мудрости).

Её называли «сероокой и русоволосой» (Пиндар. Немейские песни X 7), у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая) (Гомер. Одиссея I 44). Описания подчеркивают её большие глаза. Гомер описывает подготовку Афины к бою: её доспехи, эгиду, шлем, копьё и колесницу (Гомер. Илиада V 733—747, VIII 384—391; второй блок строк повторяет первый с сокращением описания эгиды). Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова Горгоны (Вергилий. Энеида VIII 435—438).

Платон отмечает, что под покровительством Афины находятся как сословие ремесленников, так и воинов (Платон. Законы XI 920d-e).

Эту множественность функций обыгрывает Овидий, описывая Ахилла на Скиросе в девичьем платье и за шерстью и говоря: «ждёт Паллада тебя, но не на этой стезе» (Овидий. Метаморфозы I 692).

Афина-дева

Обращение «Парфенос» к деве Палладе часто встречается в текстах (Софокл. Эдип в Колоне 1090). Софокл называет её Афиной-девой, госпожой коней (Софокл. Эдип в Колоне 1072). Выражение «Дева родит» Каллимах приводит как пример невозможного события (Каллимах, фр.1 Чистякова из неизвестных элегий, ст.2 (Древнегреческая элегия. СПб, 1996. С.221)), а Риан иронизирует над персонажем: будто бы Афину сделал женой (Риан, фр.1 Пауэлл, ст.14). Григорий Назианзин подчёркивает парадокс: «Афина опять дева и рождает дракона» (Григорий Назианзин. Второе обличительное слово на царя Юлиана (Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 т. Мн.-М., 2000. Т.1, С.167).

Чудовищный Тифон планирует отдать Афину в жены Эфиальту (Нонн. Деяния Диониса II 310—313) и предлагает её в жены Кадму (Нонн. Деяния Диониса I 469), отчего Ника опасается за девственность Афины (Нонн. Деяния Диониса II 210—211).

Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы (Стаций. Фиваида II 251—255). Упоминаются жрицы-девственницы Афины в некоторых местах (Тертуллиан. О поощрении целомудрия 13).

Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала (Нонн. Деяния Диониса XLVIII 798). И Афина выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрехтея-Эрихтония (Нонн. Деяния Диониса XLVIII 950—954).

Изобретения Афины

Афина была основательницей государства, создательницей колесницы и корабля, флейты и трубы, она изобрела войны (Цицерон. О природе богов III 53). Богиня была изобретательницей керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Она научила ткачеству, прядению и кулинарии, учредила законы и ареопаг - высший суд в Афинах.


Афина, материнство и супружество

Тем не менее Афина покровительствует и замужним женщинам. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть (Павсаний. Описание Эллады V 3, 2).

Афина помогала Пенелопе оттянуть день новой свадьбы (Проперций. Элегии II 9, 5). В «Одиссее» Афина одарила Пенелопу разумом (II 116), даёт ей сладкий сон (I 360, XVI 451, XIX 604, XXI 358). Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея (IV 762—767), богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы её обнадежить (IV 796—838). Афина внушает Пенелопе желание показаться женихам (XVIII 158), на некоторое время усыпляет Пенелопу и дарует ей красоту (XVIII 188—196). Афина внушает Пенелопе мысль устроить состязание (XXI 1).

Авга была жрицей Афины Алеи из Тегеи, которую соблазнил Геракл, и она подкинула ребёнка в священном участке храма Афины (либо спрятала в храме), из-за этого либо земля перестала плодоносить (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 9, 1), либо началась чума (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 7, 4), и оракулы возвестили, что в храме содержится нечестивое.

Когда отец решает изгнать Авгу, та обращается к Афине за помощью (Еврипид. Авга, фр.266 Наук), и богиня вспоминает о Геракле. Попечением Афины ящик с Авгой и Телефом был перенесен через море (Страбон. География XIII 1, 69 (стр.615), со ссылкой на Еврипида, см. Еврипид. Авга, свидетельство 4 Ярхо).

Афина и музыка

Афина сплясала боевой танец с копьем и в латах (Платон. Кратил 406е; Законы VII 796b) либо после победы над титанами (Дионисий Галикарнасский. Римские древности VII 72, 7), либо сразу после рождения (Лукиан. Разговоры богов 8).

Полиэн рассказывает легенду, как Прокл и Темен Гераклиды воевали с Еврисфеидами за Спарту и приносили жертву Афине, а в битве им помогли флейтисты. С тех пор флейта ведет лаконцев (Полиэн. Стратегемы I 10, 1). О флейтистах в спартанском войске упоминает Фукидид (Фукидид. История V 70).

Труба (Сальпинга) — эпитет Афины. В эпиграммах Афине посвящают трубу (Антипатр Сидонский, эпиграммы 2-3 Пейдж) или даже «трубу Эниалия» (Тимн, эпиграмма 1 Пейдж).

Афина и корабли

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. В одном из авторских сравнений безымянный корабельный зодчий назван воспитанником Афины (Гомер. Илиада XV 410—412). Также Гомер отмечает, что ранее Афина покровительствовала зодчему Фереклу, который строил корабль для Париса (Илиада V 61) (согласно Коллуфу, богиня не одобрила его работу (Коллуф. Похищение Елены 201)).

По указаниям Афины зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 20, 108—113; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Сенека. Медея 366; Валерий Флакк. Аргонавтика I 92-95, 127, 457, 478, IV 541). Аполлоний называет этот корабль творением Афины Итонской (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 548). На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать (Ликофрон. Александра 1320—1321; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Гигин. Астрономия II 37, ссылка на Эсхила). После завершения плавания корабль Арго был помещен по воле Афины на небо (Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 35; Гигин. Мифы 14 (СПб, 2000. С.36)).

Данай по совету Афины построил 50-весельный корабль (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 1, 4) с двумя носами, на котором бежал с дочерьми (Гигин. Мифы 168, 277).

Афина посылает попутный ветер Телемаху (Гомер. Одиссея II 420—421; XV 292), Тесею (Вакхилид. Дифирамбы XVII 7), ахейцам, возвращавшимся с Лемноса (Квинт Смирнский. После Гомера IX 474). Изображение лика Паллады было на афинских кораблях (Еврипид. Ифигения в Авлиде 248—251).

Афина-ремесленница

Искусство работ отмечает Гомер (Гомер. Илиада IX 390), называя её наставницей мастера по металлу (Гомер. Одиссея VI 233 = XXIII 160). Дедал научился своему искусству у Афины (Гигин. Мифы 39). Поэт Александр Этолийский утверждает, что статуя Афродиты — работа самой Афины (Александр Этолийский, эпиграмма 2 Пейдж).

Гесиод указывает на её связь с ремесленниками-плотниками (Гесиод. Труды и дни 430). Афина отполировала копье Пелея (Схолии к Гомеру. Илиада XVI 140 = Киприи, фр.5 Ивлин-Уайт). Она помогает гончарам (Псевдо-Гесиод. Гончары 2). Ремесленника Солон называет знающим «дело Афины» (Солон, фр.1 Джентили-Прато, ст.49). Эпиграммы говорят о посвящении Афине орудий ремесла плотника (Леонид Тарентский, эпиграммы 7 и 8 Пейдж) и орудий труда земледельца (Фаний, эпиграмма 4 Пейдж).

Афина обучает дочерей Пандарея искусствам (Гомер. Одиссея XX 72), также она обучает мастерству Евриному, дочь Ниса (Гесиод. Великие Эои, фр.43а М.-У., ст.71) и, вероятно, дочерей Левкона (Гесиод. Великие Эои, фр.70 М.-У., ст.11), а также вообще девушек ремеслам (Гимны Гомера IV 14-15).

Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам (Гимны Гомера XX 2), а её и Гефеста, в свою очередь, обучили киклопы (Орфика, фр.179 Керн).

В более поздних текстах Афина считается изобретательницей ремесел и искусств (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 73, 8), ради которых почитается (Элий Аристид. Похвала Риму 105).

Арат отмечает, что для изготовления простейшего небесного глобуса нужно «ремесло Афины» (Арат. Явления 529).

Афина-ткачиха

Гомер упоминает, что Афина сама изготовила свою одежду (Гомер. Илиада V 733—735 = VIII 384—386) и одежду Геры (Гомер. Илиада XIV 179) и обучила феакиянок ткацкому искусству (Гомер. Одиссея VII 110). Гесиод говорит, что Афина изготовила платье для Пандоры (Гесиод. Теогония 572—578, 587; Труды и дни 72, 77). Аполлоний Родосский подробно описывает изображения на плаще, который Ясону подарила Афина Итонида, не упоминая, ткала ли его богиня сама (Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 715—762).

Согласно Коринне, Афина научила ткачеству Метиоху и Мениппу, дочерей Ориона (Антонин Либерал. Метаморфозы 25, 1 (из Никандра и Коринны)). У Овидия ткачихи Миниады «задержаны Палладой» и её трудом, не желая поклоняться Дионису (Овидий. Метаморфозы IV 33-38). Сенека упоминает «Палладину работу» служанок, изготавливавших одежду Геракла (Сенека. Геркулес на Эте 564), а также Федру, забросившую «ремесло Паллады» (Сенека. Федра 103).

Афина покровительствует ткацкому искусству (Орфика, фр.178, 180 Керн; ср. Арнобий. Против язычников V 45), однако Платон подчеркивает, что её наставник в этом искусстве — Эрот (Платон. Пир 197b). Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала её с прялкой в каждой руке (Павсаний. Описание Эллады VII 5, 9).

Прялка — дар Афины (Феокрит. Идиллии XXVIII 1). Ткацкий станок называют занятием Афины (Никарх, эпиграмма 2 Пейдж, ст.1), а ткачих — служащими «делу Афины» (Леонид Тарентский, эпиграмма 72 Пейдж). Популярный сюжет эпиграмм — посвящение Афине орудий ткацкого ремесла (Антипатр Сидонский, эпиграммы 4-5 Пейдж); посвящение ткачих в храм Афины Прядущей (Леонид Тарентский, эпиграммы 40-42 Пейдж). Проперций упоминает «еврипильскую ткань косской Афины» (Проперций. Элегии IV 5, 23).

Поэтесса Мойро из Византия (III век до н. э.) изложила легенду о том, как некая Алкиноя из Коринфа наняла ткачиху Никандру, но не заплатила ей за работу, та взмолилась Афине, и Алкиноя влюбилась в самосца Ксанфа, оставила семью, после чего бросилась в море (Парфений. О любовных страстях 27, ссылка на поэму Мойро «Проклятья»).

Марциан Капелла толкует рассказ Гесиода, объясняя, что Афина-Тритония одарила Душу одеждами, то есть телом (Марциан Капелла VI 567, 574, см. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн.1. С.157). Философ Прокл отмечает, что «попечительницей ткацкого промысла оказывается одна из демониц из рода Афины, причем сама Афина воспевается как та, кто ткёт устроение умных видов в каком-то другом, демиургическом смысле» (Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона 829, 18-21, пер. Л. Ю. Лукомского).


Афина-целительница

Рассказывали, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой воскрешал мёртвых (Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 3). По Еврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в златом кольце дал Эрехтею, а последний — Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая) (Еврипид. Ион 999—1015).

Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи (Плутарх. Перикл 13 (о мастере); Плиний Старший. Естественная история XXII 44). На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра (Плиний Старший. Естественная история XXXIV 80 и комментарий Г. А. Тароняна в кн. Плиний Старший. Об искусстве. М., 1994. С.387). Жертвенник Афины Гигиеи был в деме Ахарны (Павсаний. Описание Эллады I 31, 6).

Александр Великий, выздоровев, устроил состязания в честь Асклепия и Афины (Курций Руф. История Александра Великого III 7, 3). Богиню Гигиею называли дочерью Асклепия и Афины Гигиеи (Павсаний. Описание Эллады I 23, 5). К больному оратору Элию Аристиду во сне явилась Афина, похожая на статую Фидия, и навела ему на ум сделать клизму из аттического мёда, после чего он поправился (Элий Аристид. Священные речи II 41-43).

Почитание в Греции

Афина почиталась во всем регионе. Помимо Афинского, ей было посвящено несколько акрополей — Аргос, Спарта, Мегары, Троя, Трезен, Эпидавр-Лимера, Феней, Левктры, Корона, Скепсис, Акрагант (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.-СПб, 2005. С.92), причём ещё до прихода ахейцев, в древний период. Элий Аристид отмечает, что она властвует над кремлями городов и головами людей (Элий Аристид. Гимн к Афине 10, см. Лосев 1999, с.323).

В Аттике Афина была главным божеством страны и города Афин, покровительницей афинян. Сам город Афины назван в ее честь.

Явления Афины

Они неоднократно упоминаются в эпосе, но позднее излагаются источниками со значительной долей скепсиса и даже презрения к людскому легковерию.

При возвращении тирана Писистрата в город богиню Афину изображала высокая и красивая женщина Фия, стоявшая в доспехах на его колеснице (Геродот. История I 60; Полиэн. Стратегемы I 21, 1). Позднее афиняне устраивали «священный брак» Деметрия Полиоркета с Афиной, и он с гетерой Ламией возлежал на её ложе (Климент Александрийский. Протрептик 54, 6).

По рассказу Полиэна, в Фивах была статуя Афины с щитом, лежащим перед коленями, и копьем в правой руке. Ночью Эпаминонд привел мастера, который сделал богиню держащей щит за рукоятку, и выдал это за знамение (Полиэн. Стратегемы II 3, 12).

Во время нападения галлов на Дельфы говорили, что Аполлона, Афину и Артемиду видели защищающими город (Юстин. Эпитома Помпея Трога XXIV 8, 5).

По другому рассказу Полиэна, в 241 году до н. э. жрица Афины из Пеллены в Ахайе в полном вооружении и с шлемом показалась врагам-этолийцам, что крайне испугало их (Полиэн. Стратегемы VIII 59). Плутарх приводит две другие версии: либо это была девушка с шлемом из храма Артемиды, либо жрица вынесла кумир Артемиды и испугала врагов (Плутарх. Арат 32).

Помпей Трог излагал легенду, что во время осады галлами Массилии Афина явилась ночью к царю галлов Катамаранду, и тот в ужасе снял осаду (Юстин. Эпитома Помпея Трога XLIII 5, 6). Элий Аристид уверяет, что он услышал гимн Афине во время сна, посланного от самой богини (Элий Аристид. Священные речи IV 39).

Уже в V веке, когда изваяние Афины Парфенос «было похищено теми, кто касается и неприкосновенного», во сне к философу Проклу явилась женщина прекрасного вида и сообщила ему, что «Владычице Афине угодно остаться при тебе» (Марин. Прокл, или О счастье 30, пер. М. Л. Гаспарова; см. также Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Кн.2. С.316, 318).

Наиболее значимые храмы Афины

Парфенон - главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447—438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

Эрехтейон - один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

В Афинах также есть старое святилище Афины (Гекатомпендон), святилище Пандросы, храм Ники Аптерос, храм Зевса и Афины.

Храм Афины Афайи на острове Эгина
Святилище Афины в Аргосе
Святилище Афины на Делосе
Святилище Афины Пронайи в Дельфах: храм Афины Пронайи, Сокровищница и Толос
Храм Афины на Родосе
Святилище в Спарте
Храм Афины Алеи в Тегее
Храм Минервы в Ассизи, Италия
Храм Афины в Пестуме
Святилище Афины в Пергаме: храм Афины, Пропилон и Стоя

Согласно Гомеру, её храм был в Илионе, троянки подносили ей пеплос.


Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над акрополем возвышается статуя Афины Промахос)


Критика почитания Афины

Климент Александрийский с насмешкой цитирует некоторые строки Гомера об Афине, который причисляет её к «демонам» (Климент. Протрептик 55, 4, см. Гомер. Илиада I 222) и называет «собачьей мухой» (Климент. Протрептик 76, 1, см. Гомер. Илиада XXI 394 (слова Ареса)). Климент издевается над тем, что Афина, как служанка, освещала путь Одиссею (Климент. Протрептик 35, 2) и прислуживала лампой при тайнах брачного союза (Арнобий. Против язычников IV 25).

Тертуллиан указывает, что богиня не защитила Афины от Ксеркса (Тертуллиан. К язычникам II 17).

Арнобий, ссылаясь на данные мифографов о множественности Афин, сатирически изображает спор между пятью Афинами за одно жертвоприношение (Арнобий. Против язычников IV 16).

По Лактанцию, она была смертной женщиной, которая изобрела искусства, за что её обоготворили люди (Лактанций. Божественные установления I 18, 1.23).


Интересные факты

Согласно речи Котты (Цицерон. О природе богов III 59), их было пять: мать Аполлона из Афин; дочь Нила, её почитают в Саисе под именем Нейт (Платон. Тимей 21е); рождена Зевсом. (или дочь Крона, изобрела войну (Климент. Протрептик 28, 2)); дочь Зевса и океаниды Корифы, аркадяне называют её «Кория» и считают изобретательницей квадриги; дочь Палланта, убила своего отца, пытавшегося её изнасиловать, и надела его кожу, её изображают с крылатыми сандалиями.

Когда все боги бежали в Египет, Афина осталась на родине.

В честь Афины назван астероид (881) Афина, открытый в 1917 году.

Одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции - Афина, дева-воительница, богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, знаний, искусств и ремёсел; покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. В римской мифологии ей соответствовала Миневра. Эпитеты: около 50-ти. Чаще всего упоминаются: Паллада - сотрясающая оружием, Парфенос - дева, также её называли совоокой, сероокой и русоволосой.

Подготовительный картон работы И.Веддера для мозаики в Библиотеке Конгресса, Вашингтон, 1896 г.

Атрибуты: шлем, эгида(щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы, олива.
Животные: сова, змея.
Рядом с Афиной часто изображали крылатую богиню победы - Нику.
Изобретения: Афина считалась основательницей государства; она изобрела: колесницу, корабль,флейты и трубы, керамический горшок, грабли, плуг, ярмо для волов и уздечки для лошадей; научила ткачеству, прядению и кулинарии; учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).

Хендрик ван Бален. Как видите, даже обнажившись, Афина сохраняет шлем, благодаря которому её легко отличить от Афродиты и Геры. 1599г


Джорджо Вазари "Изготовления эгиды Афины"1567г


Иохим фон Зандрарт "Минерва и Сатурн охраняют искусство и науку от зависти и лжи"1644г


Питер Пауль Рубенс "Минерва защищает Мир от Марса"


Бартоломео Спрангер "Афина, как победительница невежества"


Франс Флорис "Афина и музы" 1560г


Арнольд Хубракен "Афина Паллада, навещающая Апполона на Парнасе"1703г


Лавиния Фонтана "Минерва одевающаяся"1613г.


Жозеф-Бенуа Сюве"Бой Марса и Минервы"


Жак Луи Давид "Бой Ареса и Афины"


Ганс Роттенхаммер "Афины и музы"1610г


Рембрандт. "Афина Паллада или Александр Великий"


Франц фон Штук "Афина Паллада"1898г


Густав Климт "Афина Паллада" 1898г
Необычна история рождения богини. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет от него двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами, проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада, в полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом.

Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок с краснофигурной древнегреческой вазы

Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребенка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг ее, но Афина защищалась с оружием в руках. Гефест пролил семя на землю, после чего Гея-земля родила младенца - Эрихтония.Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать бессмертным и отдала в ларце трем дочерям Кекропа: Аглавре, Герсе и Пандросе, запретив открывать. Афина приставила к Эрихтонию двух змей, с тех пор в Афинах золоченых змей надевали на шею детям. Сестры открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого змеями. Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, то воцарился в Афинах.

Парис Бордоне. "Афина отвергает ухаживания Гефеста".1557г


Якоб Йорданс. "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония" 1640г


Джаспер ван дер Лаанен "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония"1620


Питер Пауль Рубенс "Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония"

Одним из самых известных эпизодов, связанных с именем Афины является ее состязание с Арахной. Не откажу себе в удовольствие опять процитировать Н.А.Куна
"На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
— Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого.
И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
— Не одно зло несет с собой старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, молящих прощает богиня.
Арахна выпустила из рук тонкую пряжу и гневом сверкнули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
— Ты неразумна, старуха, старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
— Я здесь, Арахна! — воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились перед любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель.
Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, и среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина, в шлеме, со щитом и в эгиде, вонзила глубоко в землю свое копье, и выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике более ценным. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов, в которых боги были слабыми и одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:
— Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве. Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась гордая царевна в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни."


Густав Доре. Иллюстрация к Данте


Диего Веласкес "Пряхи"("История Арахны")
Долгое время эта картина называлась "Пряхи" или "Фабрика гобелена Санта-Исабель в Мадриде "
Однако, в 1948г, Диего Ангуло Инигес указал на связь между описанием Веласкеса сцены и легенде об Арахне. Действительно, если на картине сцена из жизни ткачих гобеленов, то неясно, что происходит на втором плане. Если принять версию, что художника вдохновила книга Овидия "Метаморфозы", которая, конечно же, имелась в его библиотеке, то картина становится понятной.
Таким образом, молодая женщина, слева - Арахна; у прялки - Афина, в образе старой женщины. На заднем плане картины,способом "одновременных эпизодов," показана вторая часть легенды: Арахна стоит перед своим гобеленом, вытканным на тему "Похищение Европы" по картине Тициана. Рядом - Афина, в шлеме и броне. Три женщины, справа, могут символизировать богинь Судьбы.

Но не только карала мудрая Афина. Те, кто чтили ее, тем оказывала она всемерную помощь.
Персей. Был воспитан в храме Афины. Провожая его на подвиги, богиня вручила ему меч и, что самое главное зеркальный щит, с помощью которого Персей расправился с Медузой - Горгоной. В благодарность за это Персей подарил Афине полову Медузы, которую она укрепила на своем щите - эгиде. Позднее Персей был помещен Афиной на небо.


Кристиан Бернхард Роде "Афина вручает Персею зеркальный щит"

Беллерофонт. Временно жил в Тиринфе, у царя Прета.Жена Прета, Алтея влюбилась в Беллерофонта, но, не пользуясь взаимностью, обвинила его в покушении на её честь. Тогда Прет отправил Беллерофонта к своему зятю Иобату в Ликию с тайной просьбой убить Беллерофонта. Но Иобат не решился на это и стал посылать его в опасные походы. Иобат сначала приказал Беллерофонту убить изрыгавшую пламя трёхликую Химеру, которую Беллерофонт и умертвил, сражаясь с ней на крылатом коне Пегасе - подарке Афины.

Александр Иванов "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры"

Кадм.Скитался во Фракии, Фокиде, затем основал Фивы. Корову, следовать за которой ему указал оракул Аполлна, он принес в жертву Афине. Встретился с драконом, рожденного Аресом. Дракон убил спутников Кадма, а Кадм убил его камнем, который дала ему Афина. После этого Афина предоставила ему царскую власть, а Зевс дал в жены Гармонию, дочь Ареса и Афродиты.

Хендрик Гольциус "Кадм убивает дракона"
Кроме того неоднократно помогала Гераклу, Одиссею, Диомеду, Ахиллу, Тесею и Ясону.
Но бывало,что и обижали гордую богиню. И больнее всего обидел Афину Парис, в известной истории. Позволю себе коротко напомнить ее.
Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трёх богинь. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.
Тема эта очень полюбилась живописцам. Некоторые писала ее по несколько раз. Например,Кранах.

1528г.


1527г.


1530г.

Или Рубенс

1633г


1638г.

Но большинству достаточно было и одного раза.

Ансельм фон Фейербах 1870г


Ботичелли 1485г.


Жанс Франсуа де Труа 1734г


Лука Джордано 1681г.


Пьер Август Ренуар 1909г.


Михаил Врубель 1893г.

Афина Паллада, известная в греческой мифологии как богиня стратегии войны и мудрости, появилась на свет очень необычным образом. В одном из мифов сказано, что Афина предстала перед олимпийскими богами после того, как Гефест своим молотом расколол по просьбе Зевса череп громовержцу, откуда и появилась в полном обмундировании мудрая богиня.

Древние греки почитали Афину как изобретательницу военной стратегии, «воительницу-девственницу», всегда появлявшуюся в сопровождении крылатой богини Ники.

Несмотря на чудовищную силу и невероятную ловкость, Афина предпочитала разрешать войны и спорные ситуации дипломатией и мирными переговорами. Крупнейший праздник в честь богини носил название Панафинеи и проходил у стен Акрополя в Афинах.

Считается, что кроме ратного дела и стратегического планирования, мудрая богиня регулировала погоду и орошала дождем поля, следила за благоденствием афинских семей, была мерилом гражданского общества, покровительствовала искусству, ремеслам и умственной деятельности.

В одном из мифов Афина упоминается как непревзойденный мастер ткачества. Посмевшая бросить вызов богине в этом искусстве дева Арахна была жестоко наказана за чрезмерную самоуверенность.

Греки склонны верить, что именно Афина изобрела такие средства повседневного пользования, как горшок для приготовления пищи, лошадиную узду, грабли, конский плуг, ярмо и несколько музыкальных инструментов. Кроме того она впервые ввела в жизнь афинян арифметический счет. Доброта Афины была известна даже в самых отдаленных полисах, ведь на Ареопаге она всегда старалась выступать в защиту ответчика.

«Афинская дева» стала ассоциироваться у греков со всем тем, чем они гордились и любили. Все научные открытия, урожаи и праздники, так или иначе, были посвящены Афине.

Афина была воплощением чистоты и непорочности. Многие боги пытались добиться ее руки и любви, но безуспешно. Дальше всех зашел Гефест, который насильно пытался завладеть богиней, но лишь успел пролить семя на колено Афины. Вытершись шелковым платком, она в гневе бросила его на мать-землю Гею, которую семя и оплодотворило.

Вскоре у Геи от Гефеста родился сын Эрихтоний, которого она сразу же отвергла, а Афина беспрекословно усыновила. Повзрослев, Эрихтоний стал мэром Афин, а девственность воспитавшей его богини символизировала неприступность великого города.

Несколько фото картин и статуй богини Афины: