Как отойти после выгорания на работе. Я сгорел на работе, или потуши себя сам

Если вы каждый вечер воскресенья, думая, что завтра начнется новая рабочая неделя, чувствуете непреодолимое раздражение, а утром в понедельник, вам невероятно сложено проснуться и выйти из дома, скорее всего, вы столкнулись с так называемым « », в этой статье, мы остановимся на теме, из-за чего можно перегореть на работе: что это?

Возможные симптомы перегорания на работе:

Ощущение ничтожности и бессмысленности результатов своей трудовой деятельности;
Хроническая усталость;
Раздражительное отношение к клиентам или коллегам;
Чувство неуверенности в себе, ощущение страха и некомпетентности%
Постоянные негативные мысли о своей работе.

Совсем недавно, вы активно включались в рабочий процесс. И вдруг стали спрашивать себя: если от меня польза или кому все это надо. Производительность труда, резко снизилась. Если вы начинаете думать о своей работе, вы чувствуете отстранённость и опустошённость. Вы постоянно всех критикуете. Отрицательно высказываетесь в адрес коллег, клиентов, начальства. Все это говорит о том, что вы эмоционально и физически истощены.

Прежде всего это плохо для вашего здоровья. может повлечь за собой тяжелые заболевания, к примеру головные боли, бессонница или астения. Опасность заключается в том, что вы сами можете себя убедить, что все вокруг вас, имеет негативный характер и даже внешние изменения (улучшения условий труда, прибавка к зарплате или доброжелательное внимание начальства) не смогут вас в этом переубедить. Вы собственными руками, речами и мыслями, можете превратить в развалины свою карьеру. Конечно перегореть на работе, свойственно людям, которые годами работают на одном и том же месте. Однако, этому синдрому подтверждены так же «летуны», люди, которые очень часто меняют работу.

Вероятные внешние причины переработки:

Испортившиеся взаимоотношения с коллективом или с начальством;
Постоянное и утомляющее общение с большим количеством людей;
Отсутствие стимулов и мотивации;
Перегрузки;
Потеря смысла;
Рутинность работы;
Неведение будущих перспектив;
Нарушение баланса между личной жизнью и карьерой.

Каждому человеку важно знать, что он развивается, эволюционирует в правильном направлении. Если работа становится повторяющейся и последовательной, хочется сбросить, этот тяжелый груз со своих плеч. Рутина выматывает. Даже те люди, которые считают, что они работают исключительно для того, чтобы заработать деньги, все равно важно чувствовать значимость и важность своего труда.

Возможные варианты стимула и мотивации:

Регулярное создание небольших целей, по выполнению которых сотрудники премируются;
Поощрять инициативы;
Обмен опыта и навыков, наставничество над молодыми работниками;
Повышение зарплаты;
Новый круг обязанностей
Создания условий для карьерного роста;
Обучения новым технологиям;
Предоставления дополнительного свободного времени;
Организация банкетов, вечеринок.

Важно ощущать себя нужным и значительным в фирме, в которой работаешь. Приятно, когда руководство уделяет внимание тебе и ценит твой труд. Это правильная и хорошая мотивация. Самым хорошим лечением или профилактикой перегорания на работе, является оплачиваемый отпуск.

Действия для восстановления производительности труда:

Пробуждение;
Понимание своего «недуга»;
Помните, что вы счастливый человек и очень многие, поменялись бы с вами местами;
Желание «выздороветь»;
Можно разнообразить досуг;
Ищите положительные моменты в своей работе;
Продолжайте профессиональное обучение.

Если все ваши старания не увенчались успехом, возможно стоит сменить места работы. Не бойтесь этого. Новый коллектив и новое место работы, всегда мобилизует и придает желание и стремление исполнить задуманное.

Если вы чувствуете, что перегорели на работе, и все ваши старания не приносят положительного «выздоровления», возможно есть смысл, начать все с самого начала и проявить себя в чем-то новом, в этом случае, не стоит бояться, смелее вперед!

Видимо, формат не статьи даже, а информационной заметки, вынудил автора «проехаться» по поверхности темы, не затрагивая сложных и важных аспектов. Екатерина, без обид! Просто я сам, в свое время прошел этот ад. Проработав в транснациональной компании пять лет, плавно въехал в это состояние. Уволившись, я буквально свалился в депрессию, из которой выбирался несколько лет. Одним из шагов по спасению было второе образование - психологическое, хотел разобраться с собой. Года через три я уж было решил – все, отпустило! Ан, нет! Еще года через четыре убедился в том, что совсем еще не отпустило, это было только временное послабление. Сейчас, по прошествии двенадцати (!) лет, могу сказать, что я знаю, что такое СЭВ, как он появляется, развивается и как его исцелить и избежать. Может быть, именно из-за этого я из продажников переориентировался в HR-ы. Наблюдение за персоналом в торговых организациях показало очень грустную картину – среди продажников, проработавших в этой сфере более 2-3 лет, процентов 30-40 имеют несколько симптомов СЭВ!
Ужасней всего то, что сам человек не понимает, что с ним что-то не так! Когда становится самому понятно, уже поздно, поскольку ты уже на третьем этапе. Самому вовремя диагностировать у себя СЭВ, а тем более, его вылечить – НЕРЕАЛЬНО! Если вы обладаете достаточной эмоциональной компетентностью и навыками рефлексии, на ранних этапах еще можно спохватиться и принять меры. А дальше все зависит от ближайшего окружения: руководители (а им оно не надо!), семья (а там, чаще всего, непонимание). Потому и ширятся ряды сгоревших.
Первые признаки надвигающейся катастрофы, в общем-то, видны невооруженным глазом. Главное – дать им правильную оценку. Например, трудоголизм – благодатная почва для развития СЭВ. Далее – признаком хронического стресса будут неадекватные, нетипичные для данного человека реакции на внешние раздражители. Следующее, хроническая усталость, которая проявляется, в первую очередь, непомерными дозами кофе или других стимуляторов; во-вторых, быстрая утомляемость, буквально уже с утра нет сил, недосып.
Если обнаружили у себя такие проявления, немедленно (!!!) к специалисту! Кто поможет? Психиатр, как медик, практически с ходу поставит правильный диагноз, но лечение традиционное – таблетки: антидепрессанты и транквилизаторы по схеме. Все это дает эффект, но (!) пока действует таблетка, а потом опять «накрывает». Дальше больше – растет доза и сила препаратов. В общем, на мой взгляд, путь тупиковый, оправдан только в тяжелом случае для облегчения состояния. Больше помощи от психолога, но опытного. Работа долгая и кропотливая, со срывами и прорывами. На чудо не рассчитывайте, по крайней мере, в этом состоянии. Как коуч, уже довольно опытный и знакомый с проблемой, могу сказать, что поможет и такой специалист. Работать надо будет с логическими уровнями самоидентификации, базовыми ценностями. Лично я вытаскивал таких клиентов. Работа выполнимая, но трудная и, часто, неблагодарная – клиент обращается только когда уже совсем плохо, а в этом состоянии у него уже нет желания работать, тем более платить.
Профилактика таких расстройств должна быть комплексной. Здорово помогает активная физическая нагрузка. Неважно, что это, спортзал походы или копать картошку, главное попотеть. Кстати, экстремальные виды спорта (не путать с «безбашенными») популярны именно потому, что отлично разряжают копящееся напряжение. Хобби, без сомнения, отличная отдушина. Ну и главное – не принимать работу близко к сердцу. Как пишет Вадим Зеланд, «сдавайте себя в аренду», т.е., здоровый «пофигизм» вам в помощь!

Профессиональная деятельность играет важную роль в нашей жизни, при этом она требует больших затрат: временных, физических, интеллектуальных, и эмоциональных. Если при выполнении своих профессиональных обязанностей вам приходится взаимодействовать с огромным количеством людей, то вы попадаете в группу риска возникновения эмоционального выгорания.

Что такое эмоциональное выгорание?

Эмоциональное выгорание – это реакция организма человека на длительные стрессовые воздействия средней интенсивности во время профессиональной деятельности. Это состояние негативно сказывается на физическом и психическом самочувствии человека, снижает его работоспособность и продуктивность. Ухудшает сферу межличностного общения в семье, с друзьями и может испортить отношения с коллегами.

Как же определить, не «выгорели» ли вы на работе? Для этого стоит обратить внимание на наличие определенных симптомов, которые могут свидетельствовать об эмоциональной истощенности. Как любой длительный стресс, эмоциональное выгорание формируется постепенно. Сначала возникает напряжение (тревога) , затем сопротивление – человек пытается противостоять возникшим негативным эмоциям и чувствам. Если это сопротивление оказалось неэффективным, наступает истощение и снижение эмоционального тонуса .

Существует большое количество симптомов эмоционального выгорания, которые можно объединить в группы:

1) Психофизиологические симптомы ; к ним относят: хроническую усталость, ощущение физического и эмоционального истощения, снижение активности, сонное состояние, головные боли, боли в желудке, резкая потеря или набор веса. А также проблемы со сном (человек быстро засыпает, но плохо спит, часто просыпается; либо не может долго уснуть и ему тяжело проснуться утром), проблемы с сердцем, дыхательной системой.

2) Психологические симптомы, такие как: безразличие, скука, пассивность, депрессивное настроение, угнетенность, повышенная раздражительность на незначительные события («нервные срывы», злость, агрессия). Сюда также относят переживание негативных эмоций (вини, неуверенности, обиды и стыда), снижение интереса к профессиональной деятельности (нежелание идти на работу и выполнять свои профессиональные обязанности).

3) Социальные симптомы включают в себя: снижение энтузиазма в работе, незаинтересованность в ее результатах; при этом человек часто берет работу на дом, но не выполняет ее. Изменятся режим работы, много опозданий, или приход и уход с работы пораньше. «Застревание» на деталях и трата огромного количества времени на решение второстепенных задач, нежелание брать на себя ответственность. Социальные круг общения ограничивается контактами на работе; по приходу домой ощущается усталость, нежелание общаться с родными, отсутствие видимой поддержки с их стороны.

Если большинство из этих симптомов вам знакомы, то у вас, возможно, формируется или уже сформировался синдром эмоционального выгорания (для более точной информации нужна дополнительная диагностика с помощью специальных методик).

Предотвратить дальнейшее формирование выгорания можно самостоятельно, придерживаясь таких несложных правил:

– нормализируйте свой сон (попробуйте засыпать и просыпаться в одно и то же время, а также спать не менее 7 – 8 часов в сутки);

– употребляйте больше витаминов, старайтесь питаться регулярно;

– начните заниматься спортом (утренняя зарядка, по возможности зал, водные процедуры, пробежки на свежем воздухе), это поможет не только улучшить вашу физическую форму, но и поднять настроение, взбодриться;

– запишитесь на массаж, аромотерапию (запахи апельсина, лимона, корицы, бергамота действуют на нервную систему возбуждающе, а запахи лаванды, аниса, шалфея – наоборот, успокаивающе);

– общайтесь с друзьями и семьей, организуйте совместный отдых, прогулки (такое общение должно отвлекать вас от проблем, связанных с работой);

– слушайте музыку (классическая музыка – способствует гармонизации эмоционального состояния, а рок и джаз помогает освободиться от негативных эмоций);

– придумайте себе какое-нибудь хобби (книги, танцы, туризм, фотография, плетение, вышивание, рисование – не бойтесь выражать свою творческую натуру);

– выделите время на общение с природой или же заведите себе домашнего питомца (который будет встречать вас с работы, о котором вы будете заботиться).

И помните главное: нужно правильно рассчитывать свои внутренние и внешние ресурсы, а также уметь сбалансировать отдых и работу. Ведь уставшие и истощенные мы вряд ли сможем достигнуть значительных результатов. Знайте, каким бы сложным и извилистым ни был наш путь, необходимо иногда делать передышки и, отдышавшись, с новыми силами двигаться вперед – к своей цели.

Любите и берегите себя!

Вы встаете с утра, стараясь не думать о том, что нужно идти на работу. Но все-таки едете туда, по инерции приведя себя в порядок перед выходом. Вы на автомате добираетесь до офиса - по большому счету, вы можете доехать до него с закрытыми глазами. Дежурно улыбаетесь коллегам, включаете компьютер, что-то делаете, но в конце дня не в состоянии вспомнить, чем же вы занимались. По инерции проводите совещание, по инерции встречаетесь с клиентами... Если остановиться и посмотреть на себя со стороны, возникает страшное ощущение: вы уже не человек, вы - робот, качественно и быстро выполняющий привычные функции. Но ведь когда-то было не так! Вы неслись на работу с горящими глазами, вас переполнял энтузиазм, обуревало здоровое чувство конкуренции. Вы могли свернуть горы! И делали это! А сейчас, став профессионалом высокого класса и добившись того, о чем только могли мечтать, вы… перегорели.

Строго говоря, термин «профессиональное выгорание» обычно применяется к врачам, которые перестали сочувствовать больным, или спасателям, не желающим больше слышать о людском горе. Но придется его позаимствовать, чтобы поговорить о том, что укладывается в известную фразу: «Еще один сгорел на работе». Можно также использовать слово «демотивация», но, согласитесь, это бледновато - не передает того запаха горелой проводки, который словно витает над вашим рабочим столом...

Кому свет не мил

Начнем с того, что выгорание - болезнь больших городов: людей вокруг много или очень много, и с ними приходится «вступать в контакт» независимо от нашего желания: в пробке, в магазине, на улице, в офисе. Психологи называют это «навязанное общение». Те же, кто по роду деятельности общается больше всех, больше всех подвержен и профессиональному выгоранию. Встречи с людьми, часто незнакомыми, необходимость всегда быть в форме и улыбаться, даже когда человек неприятен, изматывают порой сильнее, чем копание траншеи «от меня и до обеда». Менеджеры по продажам и по персоналу, психологи, пиарщики первыми попадают под удар. На работе, состоящей из непрерывного общения, особенно быстро выгорают интроверты.

Такая проблема актуальна для больших корпораций, ведь там - настоящая школа выживания, где каждый бьется за свое место, за повышение зарплаты, за благосклонность начальника. Большие деньги, большие нагрузки и… большое разочарование, когда кто-то оказывается еще активнее и проворнее, чем вы.

Но как могут «сгореть» люди, живущие в постоянном страхе потерять рабочее место, так же могут надорваться и фрилансеры. Вроде бы фриланс тем и замечателен, что позволяет быть самому себе хозяином.

Тем не менее синдром «выгорания» может развиться от неуверенности в завтрашнем дне - то есть это тот же страх потерять (а точнее, не найти) заработок.

Угрожает демотивация и женщинам, разрывающимся между работой и семьей: кроме чувства вины перед детьми, на них давит необходимость постоянно доказывать свою состоятельность в мире бизнеса. «У меня был первый признак демотивации: я разучилась плакать, потом начались конфликты с мамой. Теперь я вообще нигде и никогда не могу расслабиться. Иногда думаю, что хотела бы работу попроще и чтоб она не занимала по 12 часов в день. К тому же я - перфекционистка, а это ужасно мешает жить спокойно и счастливо», - вздыхает 31-летняя Инна.

Звоните 01

Выгорание может случиться по самым разным причинам. Мы перечислим главные опасности, подстерегающие человека на работе, а бизнес-тренер Тамара Гайворонская предложит пути к спасению. Хорошая новость: некоторые из них универсальны и подходят для любого случая «возгорания».

1. Элементарная усталость Человек не хочет работать не потому, что обленился или разочаровался в своей деятельности, а просто как в анекдоте про девочку, которая не курит и не пьет: «Не могу больше...» Надо признать, что многие из нас оскал капитализма видят каждый день, причем с 9 утра до 9 вечера. Объем работы подчас бывает такой, что его физически выполнить невозможно!

Решение: следите за интенсивностью своего труда. Вы не биоробот. Вы не можете и не должны работать сутками. И вы в состоянии донести это до окружающих, особенно до начальства.

Банальный отпуск - мощное средство против выгорания. Только запретите себе не только звонить на работу, но даже думать о ней.

И уезжайте - хоть в Ниццу, хоть в Винницу.

2. Масса других проблем вне работы Какой бы вы ни вели образ жизни, у вас есть другие сферы, где приходится много трудиться: дом, семья, ребенок. Те немногие силы, что остаются после работы, уходят туда.

Решение: надо смириться с временным выгоранием, затаиться и просто пережить этот период. Работайте по минимуму, не надрываясь, а сконцентрируйтесь на проблемах из той, «другой» жизни. Кстати, это должны быть не обязательно проблемы: например, влюбленность может лишить всякой способности к эффективному труду. Уж тут само собой напрашивается решение, как в известной присказке: «Если пьянство мешает работе, брось... работу».

3. Потеря интереса к работе Обычно возникает ощущение, что вы все знаете, все умеете и видели это все... Так вот, если вас это утешит, знайте: всегда и везде, будь то работа или личная жизнь, после периода стабильности и уверенности возникает эффект привыкания, когда кажется, что ничего нового вам уже не покажут.

Решение: осознать, что покажут. Но только если вы сами готовы смотреть. Не будьте самонадеянны: да, вы - профессионал, да, у вас огромный опыт работы, но есть еще много областей, где вы вновь можете почувствовать себя новичком с широко распахнутыми глазами. Лучше, если эти новые горизонты откроет руководство. Или придите с предложениями сами. Поразмышляйте, как вы можете разнообразить свою работу. Оглядитесь вокруг: может, молодые коллеги делают что-то по-другому и вам есть чему у них поучиться? Может, какая-то смежная работа ждет вас с вашими талантами? Если второе дыхание не открылось, а настроение все хуже и хуже, то лучше сменить работу.

4. Непреодолимая любовь к работе Бывает и такое, что работа не нравится изначально и вы держитесь за место исключительно из-за денег. Ну вот так сложилась жизнь, что сейчас вам очень нужны деньги и ради этого вы готовы терпеть любые муки.

Решение: сместите акценты. Ситуация, конечно, тяжелая, но остается только принять ее и смириться. Перемените свое отношение к работе: рассматривайте ее как источник дохода и не более того.

5. Обида. Вас перестали ценить: появился конкурент, который принижает ваши заслуги, или новый начальник делает ставку на своих людей. В общем, вам перекрыли кислород и вы чувствуете себя незаслуженно обиженной.

Решение: надо определить перспективы. Первый вариант развития событий: вы увольняетесь, хлопнув дверью. На прощанье, если против вас вели нечестную игру, обязательно выскажите обидчику все, что о нем думаете, - психологи уверяют, что это необходимо. Второй вариант: вы решаете остаться на работе во что бы то ни стало. Тогда перестаньте тратить энергию на обиду - справедливости достичь трудно, практически невозможно. Не поддавайтесь на провокации, не отвечайте на нападки, а добейтесь таких результатов в работе, чтобы вас никто не могу ни в чем обвинить.

Вы уже почти сгорели на работе, если...

  • Постоянно чувствуете себя уставшей, причем даже после долгого сна.
  • Плохо реагируете на окружающую действительность: вас не интересуют новинки и премьеры, вы равнодушны к жизни друзей и родственников, не боитесь въехать в соседнюю машину на парковке - вам все равно.
  • Вас мучают головные боли и бессонница, но днем, наоборот, неодолимо тянет поспать.
  • Не покидает ощущение, что работа становится все тяжелее и выполнить ее вам уже почти не по силам.
  • Вы чувствуете бесполезность своего труда и практически безразличны к его результатам.
  • Вы откладываете действительно важные дела, зато долго и вдумчиво занимаетесь незначащими: переставляете горшки с цветами в своем кабинете или перебираете скрепки, а срочный отчет о командировке брошен в компьютере на стадии «открыть новый документ».
  • Вы не можете упорядочить свое расписание: даже просидев в офисе полдня, не можете выполнить и половины намеченного.
  • Вас мучает постоянный страх, что «ничего не получится» или что человек, которому вы поручили работу, все завалит.

Как вернуть вкус к работе

Уж много раз твердили миру, что предупредить легче, чем лечить. Ну так это правда! Для предотвращения профессионального выгорания тоже нужна постоянная профилактика: отслеживайте, что и зачем вы делаете на работе, нравится вам это или нет.И напоследок немного дружеских нотаций. Женщина, энергично и успешно делающая карьеру, уверена, что это - самое важное в ее жизни. «Но это только кажется, что работа - это ВСЕ. Нет, есть еще и то, и другое, и третье! Будьте карьеристкой, но не придавайте так много значения работе», - убеждает бизнес-тренер Тамара Гайворонская.Посмотрите на свою жизнь с другой точки зрения - не из-за рабочего стола, добавьте в нее красок. Можно сделать ремонт, завести хобби или роман. А еще существуют кардинальные решения. «В какой-то момент я уже, откровенно говоря, не занималась своим делом, а только конфликтовала и нервничала. И мой муж сказал: „Или съешь всех и успокойся, или расслабься и... успокойся“, - рассказывает 34-летняя Ольга. - Он знал, что я выберу второе. Я уволилась из корпорации и занялась своим бизнесом. Да, доходы теперь не те, но я ни разу не пожалела: не хочу быть отработанным материалом. А одна моя знакомая, когда поняла, что знает о своей профессии все, сбежала… в роддом».

Время пошло!

Возрастные кризисы тоже отражаются на работе. Первый кризис самоопределения наступает в 20–23 года, когда человек впервые становится наемным работником и начинает нести ответственность за свою работу.Второй кризис случается в 30–35 лет, когда человек добился некоторых успехов и начинает спрашивать себя, те ли это результаты, к которым он стре мился. В самых тяжелых случаях он может полностью разочароваться в выбранной когда-то профессии.Кризис среднего возраста наступает в 40–45 лет. В этом возрасте появляется боязнь оказаться не у дел. Особенно тяжело этот кризис переживают мужчины, занимающие высокие должности: они чувствуют, что достигли своего потолка, и не знают, куда двигаться дальше, ведь «выше только звезды».По-хорошему, в фирмах, где руководство подозревает о существовании профессионального выгорания, менеджерам по персоналу вменяют в обязанности следить, чтобы сотрудники не «перегорели». Но так происходит не всегда, тем более что остается вопрос: кто поможет самим начальникам?