Как развить математические способности у ребенка. Логические игры в дошкольном возрасте

Клуб Увлеченных Мам

«Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие», - говорила Мария Монтессори. И она, безусловно, права. Математика окружает нас повсюду. И математика - это не только счёт. Это логика, осознание пространства и времени, умение анализировать. Без математики нет даже поэзии и музыки. Математическое мышление природой заложено в человеке. Задача родителей - помочь ребёнку раскрыть его в полной мере.

Когда начинать развитие математических способностей у детей

На самом деле, мы начинаем его, сами того не замечая. Малыш ещё даже не умеет сидеть, а мама уже играет с ним в прятки: прячется за шторкой, а потом появляется с задорным «Ку-ку». Малыш смеётся и одновременно постигает закон постоянства объектов. Мама прячется, но она никуда не исчезает. И это уже вполне математический закон.

Мама сервирует стол к ужину на 5 человек. К каждой тарелке кладёт вилку. Наблюдающий 2-летний малыш обязательно возмутится, если увидит, что мама кого-то «обделила». Сколько тарелок – столько должно быть и приборов.

А сколько пальчиковых игр начинаются на «раз, два, три, четыре, пять…»!

Предлагая многие игры, мамы даже не задумываются, что занимаются математикой.

Какими должны быть первые математические игры

Не торопитесь учить ребёнка счёту. В 2-3 года ему вовсе не нужны эти знания. Можно ненавязчиво считать что-то в игре: сколько ступенек до дома преодолел малыш, сколько камушков сложил в ведёрко, сколько пальчиков на его ладошке. С цифрами начинайте знакомство позже. Ребёнок ещё не готов к восприятию знаковых систем. Акцентируя внимание на этом, можно упустить что-то более важное в его развитии. До 3-4 лет главное - это эмоциональное и сенсорное развитие.

Познавайте математику, читая, рисуя, играя в ролевые игры.

Книги для развития математических способностей ребёнка

Очень многие книги, начиная с самых первых сказок, помогают развивать математические способности. Перечислим несколько.

  • «Теремок» . Персонажи в сказке появляются от самого маленького (мышки) до самого большого (медведя). Вырежьте фигурки животных и инсценируйте сказку с ребёнком. Пусть он расставит правильную последовательность заселения в теремок. Или спрячьте одну из фигурок, предложив малышу отгадать, кого не хватает. Или добавьте персонажа, которого нет в повествовании. А мылыш пусть определит, кто лишний. Всё это способствует развитию логики и математического мышления.
  • «Репка» . Здесь персонажи появляются, наоборот, от большого (дед) к маленькому (мышка). Поиграйте в те же игры, что и с «Теремком». А можно сделать вверху каждой фигурки дырочки дыроколом и нанизывать героев на шнурок вслед за репкой в нужном порядке. Развиваем и математические способности, и моторику.
  • «Три медведя» . Это, пожалуй, самая математическая сказка. Слушая сказку, ребёнок знакомится с понятиями «большой», «маленький», «средний», учится их соотносить. Ну и счёт до трёх здесь вполне можно освоить в непринуждённой форме.
  • А.Прёйсен « Козлёнок, который умел считать до десяти». С этой забавной и поучительной историей малыш легко освоит счёт до десяти.

Начните с геометрии

Многие родители часто теряются в раздумьях, с чего начинать занятия математикой с ребёнком. Начните с изучения .

Поиграйте с геометрическим сортером, побуждая ребёнка найти для определённой геометрической фигурки нужное отверстие. Используйте фигурки от сортера для других игр. Например, лепите из них куличики из кинетического песка. Или используйте в качестве формочки для пластилина. Сделайте из фигурок геометрическое лото. Обведите их на листе бумаги, а малыш пусть подберёт к нарисованным фигурам объёмные пары.

Сформируйте на листе бумаги контур геометрической фигуры пластилином, а ребёнок пусть раскрасит. Вряд ли у него получится выйти фломастером за границы объёмного контура.

Ищите дома и на улице предметы разных геометрических форм.

Другие идеи игр с геометрическими фигурами смотрите .

В раннем возрасте математику нужно «трогать»

Тактильный опыт очень важен для ребёнка. Намного эффективнее донести что-то до малыша не демонстрацией карточек и проговариванием информации, а побуждая притронуться к объекту изучения, повозиться с исследуемым материалом.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Об этом говорила ещё М.Монтессори, предлагая осваивать знаковую систему счёта с помощью шершавых цифр. Проводя пальчиком по шершавым цифрам, ребёнок легче запоминает их написание и быстрее сможет воспроизвести цифры на бумаге.

Для изучения геометрических фигур используйте рамки-вкладыши, сортеры, объёмные фигурки. Предложите ребёнку порисовать геометрические фигуры на подносе с манкой или на световом песочном столе. С 2 лет можно использовать для игр блоки Дьенеша и палочки Кюизинера.

Варианты игр с блоками Дьенеша посмотрите в видеопрезентации:

Для изучения понятий «большой-маленький» и соотношения «больше-меньше» отлично подойдут матрёшки.
А для занятий на определение «часть-целое» предложите ребёнку пазлы. Начинайте с самых простых: из двух частей. Пусть малыш освоит понятие «половинки». Для этого можете использовать и самые обыкновенные фрукты. Разрежьте яблоко, банан и грушу на половинки и предложите ребёнку «склеить» кусочки в целый фрукт.

Методики развития математических способностей у детей

Многие популярные методики раннего развития включают в себя математические занятия.

  • Демонстрация математических карточек по методу Домана и Шичиды. Смысл в ежедневном быстром показе карточек с изображением от 1 до 100 красных точек. По мнению авторов методик, тем самым мозг учится воспринимать большие количества, развивается фотопамять. Часто заниматься по этой методике начинают уже в возрасте до года.
  • Математические пособия Монтессори. Их очень много. О шершавых цифрах мы упоминали выше, а ниже расскажем о других популярных материалах.
  1. Красные штанги. Это 10 красных штанг разной длины. Каждая на 10 см меньше предыдущей. С помощью этого материала ребёнок легко усваивает понятие длины.
  2. Розовая башня. Это 10 кубов. Длина самого маленького -1 см, самого большого - 10. Кубики можно раскладывать и вертикально, и горизонтально. Игра закрепляет понятия размера и высоты.
  3. Блоки цилиндров. В каждом блоке по 10 цилиндров разного объёма и высоты и 10 отверстий разного объёма и глубины. Подбирая пары, ребёнок учится зрительно воспринимать величину.

Многие пособия Монтессори можно сделать своими руками.

  • Математические игры «домашнего кружка» Звонкина.

А.К. Звонкин - профессиональный математик и папа двух детей. Когда старшему сыну было 3 года, он пригласил домой несколько детей и организовал математический кружок. Все идеи игр и реакцию детей на них он записывал в дневник. Позднее эти дневниковые записи были опубликованы в книге «Малыши и математика». В ней огромное количество вариантов игр для математического развития детей от 3 до 5 лет. Эти игры так разнообразны, что охватывают и арифметику, и геометрию, и информатику, и программирование, и теорию вероятности, и комбинаторику. И всё это в игровой форме.

Вы убедились, что игр и методик для развития математических способностей ребёнка очень много. Что-то вполне можно сделать своими руками. Несколько идей предлагаем почерпнуть на нашем сайте:

Развитие математических способностей.

Способности к изучению математики - это те индивидуальные особенности умственной деятельности школьника, которые обуславливают успешное овладение математикой как учебным предметом, относительно быстрое, лёгкое и глубокое овладение знаниями, умениями, навыками в области математики. Какие же особенности умственной деятельности определяют успешное усвоение школьником математики?

Одним из решающих условий является активное, положительное отношение ученика к математике, интерес к ней, склонность заниматься ею.

Другое важное условие- наличие характерологических черт, таких как, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, организованность, сосредоточенность. Велика роль и так называемых интеллектуальных чувств (чувство удовлетворения от напряжённой умственной деятельности, радость творчества).Интерес к математике необходим, но сам по себе он не является способностью. Без настойчивости математикой не овладеешь, но математической способностью её назвать нельзя. Поэтому, наряду с условиями успешного овладения математикой выделяем и собственно математические способности как особенности умственной деятельности человека.

Чем же характеризуется умственная деятельность способных к математике учащихся?

Способности к математике сказываются, прежде всего, в особенностях восприятия школьником математической задачи(задачи в широком смысле слова- арифметической, геометрической).Способные учащиеся, впервые знакомясь с задачей, сразу выделяют показатели, существенные для данного типа задачи, и величины, несущественные для данного типа задачи, но существенные для конкретного варианта. Это позволяет способным учащимся сразу видеть её «скелет», очищенные от всех конкретных значений и словно «просвечивающий» сквозь конкретные данные. Они быстро могут отнести задачу или математическое выражение к определённому типу.

Способный к математике ученик умеет последовательно, обоснованно, логически рассуждать. В частности он способен к широкому обобщению математических объектов, отношений и действий. Например, изучив формулу квадрата разности двух чисел, ученик сразу видит возможность быстрого решения в уме примера 99 2 путём применения этой формулы, как (100-1) 2 .

Многочисленные наблюдения дают возможность выделить те внешние признаки, на основании которых можно предполагать наличие у детей математических способностей.

Во- первых - явный интерес к математике, который проявляет ребёнок, склонность без принуждения, с удовольствием заниматься ею.

Во- вторых- овладение определёнными математическими умениями и навыками в раннем возрасте. Известно, что математические способности нередко начинают формироваться у детей сравнительно рано. У некоторых великих математиков они начинали формироваться уже в дошкольном или в раннем возрасте, задолго до систематического обучения математики (К.Ф.Гаусс, С.В. Ковалевская).

В- третьих- быстрое продвижение в области овладения математикой. Способный ученик сравнительно быстро и легко овладевает математическими умениями и навыками.

В- четвёртых- относительно высокий уровень развития, уровень достижений. Речь идёт об относительно высоком уровне достижений, при котором необходимо принимать во внимание возраст ребёнка. Если понятие об отрицательном числе или умение доказать теорему овладевает четырнадцатилетний школьник, то этот факт сам по себе никак не может говорить о математических способностях. Но если этими понятиями или навыками овладеет ребёнок 5-6 лет, то это, конечно, совсем другое дело.

Конечно, предоставляя школьникам большие или меньшие возможности для творческих поисков решения проблемы, взрослые не должны занимать пассивной позиции. Они должны помогать учащимся, чтобы избежать топтания на месте.

Такое обучение (его называют - проблемное обучение) может осуществляться на разных уровнях. Практика обучения заключается в том, что взрослый направляет ребёнка на то, чтобы решить проблему(вывести формулу, доказать теорему).

Например, при изучении квадрата суммы и разности двух выражений учитель предлагает серию заданий: выполнить умножение многочленов

(а+б)(а+б) ; (2х-в)(2х-в); (у+х)(у+х) и с помощью вопросов и наблюдений учащихся подвести их к формуле.

По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяют уровни развития познавательного интереса: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень. У учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроке ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития познавательного интереса отличается самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера.

Наиболее эффективным путём формирования познавательного интереса к математике является задача. Условия формирования интереса:

Владение понятием познавательный интерес;

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей;

Трудность задачи (следует помнить, что при достаточно высокой трудности интерес к решению задачи пропадает);

Свойство школьной локальной устойчивости задачи (интерес к какой- либо задаче способен вызвать интерес к похожим задачам). Сформулированные условия необходимы и достаточны.

Основные требования развития познавательного интереса к математике:

Система задач соответствует общей учебной цели;

Система задач обеспечивает дифференцированное обучение.

Надо помнить, что математические способности сочетаются с глубокими и действенными интересами и склонностями к математике. Изучая математические способности В.А. Крутецкий установил, что для успеха в математике необходимы:

1.активное положительное отношение к математике, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлечённость;

2. ряд характерных черт, прежде всего, трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость, а также устойчивые интеллектуальные чувства;

3. наличие во время деятельности благоприятных для её выполнения психических состояний;

4. определённый фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;

5. определённые индивидуально- психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

Первые четыре критерия следует рассматривать как общие свойства, необходимые для любой деятельности. Последняя группа качеств является специфической, проявляющей успешность только в математической деятельности.

Для поддержания интереса необходимо вовлечь школьника в активное участие в математическом кружке. Для пробуждения и развития интереса к математике важно популярно показать её значение в современной жизни. Хорошее средство формирование интереса к математике постановка и решение практически значимых для школьника задач. Очень полезно учащимся читать научно-популярную литературу, решать интересные задачи на смекалку. Следует систематически побуждать школьника упражняться в решении оригинальных и интересных задач на соображение. Задачи не только полезны, но и интересны, и учащиеся обычно с большим увлечением решают их. Рассмотрим предложенные Крутецким, Линьковой идр. психологами- математиками задачи:

1.задачи с несформулированным вопросом. Серия этих задач направлена на выявление особенностей умственного восприятия задачи в процессе математической деятельности.

2.Задачи с недостающими данными. Серия этих задач также направлена на выявление особенностей восприятия.

3. Задачи с изменёнными данными. Серия этих задач также направлена на выявление особенностей умственного восприятия задачи. В эти задачи введены дополнительные ненужные данные, до известной степени маскирующие необходимые для решения показатели.

4.Задачи на доказательство. Учащиеся упражняются в построении правильного, обоснованного, последовательного рассуждения.

5.Задачи на рассуждение(или составление уравнений).

6. Задачи с несколькими решениями. Для упражнения гибкости мышления важно, чтобы школьник умел находить несколько решений одной и той же задачи.

7.Задачи на соображение. Для решения указанных задач не требуется никаких специальных знаний, однако необходимо проявить известную изобретательность.

8.Задачи на логическое рассуждение. На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность.

9. Задачи с наглядным решением. Эти задачи сравнительно легко решаются с применением наглядно- образных средств(рисунков, схем, чертежей).

10.Задачи, требующие наглядных представлений. Решение подобных задач тренирует пространственное представление, способность мысленно «видеть» соответствующие фигуры, тела, пространственные соотношения. Учащиеся должны решать в уме, без помощи карандаша и бумаги.

11.Системы типовых задач. Задачи предназначены для исследования особенностей умственного восприятия, мышления, памяти.

12.Нереальные задачи.

13. Задачи с меняющимся содержанием.

14. Прямые и обратные задачи.

15.Задачи со сложным, трудным для запоминания условием. Эти задачи предназначены на выявление особенностей памяти.

16.Задачи, решение которых требует наличие пространственных представлений.

Все эти задачи предназначены для развития и формирования восприятия, логического рассуждения, смекалки, сообразительности, памяти, пространственного воображения и мышления.

Развитию логического мышления так же способствует многообразие текстовых задач, решаемых арифметическим путём. Большую роль играет принцип моделирования в обучении решению задач, средство обучения способам рассуждений, анализу ситуации, выбора стратегии решения задач. В обучении решению задач используются для записи условия схематические рисунки, модели, позволяющие представлять рассматриваемую ситуацию наглядно, без которых трудно понять логику рассуждений.

Проблемные вопросы и проблемные задачи способствуют развитию мышления, переходу от одного уровня на другой.

Общеизвестно высказывание М.Горького: «Талант развивается из чувства любви к делу». Роль, которую здесь играет склонность, интерес, сводится к тому, что интересующийся математикой человек, склонный заниматься ею, энергично упражняет и развивает свои способности, приобретая соответствующие умения и навыки.

Таким образом, развитие математических способностей учащихся в процессе изучения математики является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями в современной школе. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач- шуток, математических ребусов, софизмов, анаграмм.

Поиск новых путей активизации творческой деятельности учащихся является одной из неотложных задач современной педагогики и психологии.

Примеры задач для развития математических способностей.

1.На протяжении 155 м уложено 25 труб длиной 5м и 8 м. Сколько уложено тех и других труб?

2.До конца суток осталось 4/5 того, что уже протекло от начала суток. Который сейчас час?

3.Банка с мёдом весит 500г. Такая же банка с керосином -350г. Сколько весит пустая банка?

4.Даны две окружности. Радиус первой – 3 см, расстояние между их центрами 10см. Пересекаются ли эти окружности? (Требуется знать радиус второй).

5.Все целые числа, начиная с 1, выписаны подряд. Какая цифра стоит на 1995 месте?

6. Шли 12 человек и несли дюжину хлебов. Каждый мужчина нёс по 2 хлеба, каждая женщина - по полхлеба, а каждый ребёнок – по четверти хлеба. Сколько шло мужчин, женщин и детей?


Одним из наиболее значимых видов деятельности в дошкольном возрасте является игра. Причем ребенок начинает не только принимать участие в действиях, но и подчиняться определенным алгоритмам, правилам и т.д. Это позволяет со временем усложнять условия, добавляя все новые и новые практические задачи.

Обучение цифрам в игровой форме можно начинать с 2-3 лет

Обучение математике в игре

Развивающие игры, проводимые родителем с целью развития познавательной активности ребенка, позволяют ему в простой и ненавязчивой форме усвоить новые знания, приобрести навыки нужные ему. Они отлично развивают фантазию и воображение, помогают ребенку запоминать и успешно применять на практике формы поведения. Таким образом, умственное развитие ребенка выходит на качественно новый уровень.

Игра для ребенка дошкольного возраста (особенно, когда речь идет о развивающих играх) – это не просто развлечение. Это и трудовая, и творческая деятельность одновременно. Ее роль в становлении ребенка как формирующейся личности невозможно переоценить. Направляя и организуя игру, родитель также может включить ее в педагогический процесс, контролируя все аспекты социального развития ребенка. Правильно организованная игра отличается тем, что в ней всегда присутствует конкретная цель, а также средства, необходимые для ее достижения.


Роль игры в обучении дошкольников

В особенности это проявляется в дидактических играх, которые помимо всего прочего имеют цель развития базовых когнитивных процессов ребенка: внимания, памяти, общего запаса представлений об окружающем мире. И несмотря на то, что воспитательная ценность дидактической игры крайне мала, она незаменима для профилактики социально-педагогической запущенности, подготовки ребенка к школе и т.д.

Освоение математических представлений должно осуществляться строго поэтапно. Переходить к изучению нового материала нужно только после того, как усвоенный ранее материал окончательно закрепился. Кроме того, развитие математических способностей и навыков у детей дошкольного возраста должны подчиняться строгому принципу природосообразности (каждому возрасту своя нагрузка).

Принципы организации игровой деятельности для дошкольников

  1. Игра для дошкольника должна базироваться на общепринятых нормах морали и нравственности, уважительного отношения к личности ребенка.
  2. Игровые действия ни в коем случае не должны каким-либо образом унижать достоинство участников (в том числе проигравших).
  3. Дидактическая игра должна помочь ребенку максимально глубоко постичь окружающий мир, усваивая закономерности, которым он подчиняется.

Игровое занятие по математике с детском саду

В частности, целью дидактических игр может быть развитие математических способностей у детей дошкольного возраста. Через игровую деятельность сделать это будет значительно проще.

Как использовать дидактические игры для обучения ребенка основам счету

Современная педагогика развивается стремительными темпами. И все больше школ начинает использовать в процессе обучения развивающие технологии с применением компьютерной техники, набирать экспериментальные классы. И то же самое можно смело сказать и о семейном воспитании.


Дидактические игры помогают развивать математические способности

Раннее приобщение ребенка к высоким технологиям неслучайно: компьютерная и информационная грамотность является требованием современного ритма жизни. Именно поэтому уже в дошкольном периоде необходимо уделить максимум внимания формированию математических представлений и основам информатики. Все эти навыки обязательно пригодятся ребенку в школе.

Что должен знать ребенок к моменту поступления в первый класс?

Несмотря на то, что математика является одним из базовых школьных предметов, а также основой многих наук, которые ребенок начнет изучать в будущем, именно эта дисциплина во многих случаях вызывает у детей немалые трудности. Во многом это связано с тем, что математический склад ума, значительно облегчающий восприятие ребенком информации такого типа, присущ далеко не всем детям.

Тем не менее, существует строго определенная система знаний и математических представлений, которые должны быть сформированы уже к моменту поступления ребенка в школу.

  1. Способность считать от нуля до десяти как в прямом, так и в убывающем порядке
  2. Развитый навык узнавания чисел в ряду (даже если они помещены вразбивку)
  3. Сформированные представления о количественных и порядковых числительных
  4. Сформированные представления о «предыдущем» и «последующем» числе в пределах десятка
  5. Знание основных геометрических фигур и навык их узнавания (понимание признаков, отличающих треугольник, круг, квадрат и т.д.)
  6. Наличие представление о целом и о долях; способность разделить предмет на 2 и 4 равные части.
  7. Способность использовать палочки, веревки и некоторые другие измерительные приспособления для оценки таких параметров фигуры, как длина, ширина и высота
  8. Способность сопоставлять предметы по категориям «больше-меньше», «выше-ниже», «шире – уже».

Нужна ли дошкольнику информатика?

Несмотря на то, что на сегодняшний день информатика представляет собой факультативную дисциплину, не входящую в категорию обязательных для изучения предметов, некоторые представления об информатике должны быть сформированы у ребенка уже к этому времени. Например:

  • Знание об алгоритмах.
  • Начальное представление о вычислительных машинах.
  • Понимание того, что такое программа, используемая для управления вычислением.
  • Базовый навык использования алгоритмов и логических операций с использованием команд «И», «Или», «Не».

Начальное знакомство с компьютерами у дошкольников

Основы математических представлений в дошкольном возрасте

Усвоение математических знаний невозможно без понимания ребёнком таких основ науки, как количество, число и т.д. Однако учитывая то, что для ребенка они в течение длительного времени остаются абстрактными, понимание даже самых простых, на первый взгляд категорий, может быть существенно затруднено.

В этих случаях и можно осуществлять развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность .

Простые дидактические игры дают ребенку возможность понять то, что такое «цифра» и «число», формируют адекватные пространственно-временные представления. Для того, чтобы игры имели максимальный эффект, необходимо строить их на основе следующих закономерностей.

Для эффективного усвоения ребенком навыков, приобретаемых в ходе игр, необходимо чтобы на занятиях применялся наглядный материал: яркие картинки, игрушки, кубики и т.д. Это объясняется тем, что произвольное внимание дошкольников развито еще недостаточно хорошо. И для его активизации необходимо, чтобы предмет отличали такие качества, как яркость, новизна и контрастность. Кроме того, любимые игрушки, используемые в процессе занятий, сделают их еще интереснее и увлекательнее.


Геометрические карточки развивают пространственное представление

К примеру, если ребенок испытывает некоторые трудности при счете, можно положить перед ним несколько геометрических фигур, окрашенных в разные цвета и последовательно сосчитать предметы в каждом из них. Для того, чтобы ребенок не привязывался к конкретным вещам и мог переносить полученные знания на разные предметы, очень желательно использовать в процессе обучения новые игрушки, дополняя уже имеющийся запас новыми.

В повседневной жизни нужно также поощрять ребенка называть количество предметов на столе, количество машин во дворе, детей на игровой площадке и т.д.

После того, как ребенок научиться считать, родители смогут существенно расширить запас его бытовых знаний, объясняя назначение определенных предметов. Например, благодаря навыкам счета, ребёнку не составит труда объяснить, для чего человеку нужны часы или термометр. А впоследствии – понимать по часам, в любой момент, называя время или измерять температуру.


К школе практически все дети умеют считать

Незаменимым средством для формирования у ребенка математических представлений также играет сказка. Использовать элементы занятий можно в ненавязчивой форме, включая их в процесс: например, читая сказку, можно спросить ребенка о том, сколько действующих лиц он насчитал в ней; сколько зверей, птиц, деревьев изображено на картинке иллюстрированной книжки. Полезно также предлагать ребенку сравнивать персонажей, указывая на их сходства и различия; обозначая, кто их них больше или меньше, выше или ниже и т.д. Операции с числительными могут производиться в пределах первого десятка.

Немалую роль в формировании навыков сложения и вычитания в будущем сыграет способность ребенка к делению целого предмета на части.

Для того, чтобы ребенок эффективно усваивал представление о количестве, а также «предыдущем» и «последующем» числе можно поиграть с ним в например, предложив ему угадать число, заключенное в определенных пределах и давая ему подсказки словами «больше» либо «меньше». Это позволит ребенку лучше ориентироваться в числах и составлять в уме целостные числовые ряды.


Дети любят играть со счетными палочками

Немалый вклад в развитие математических представлений ребенка также способны внести обыкновенные счетные палочки.

Вот лишь некоторые примеры дидактических игр с использованием этих предметов:

  1. Разложить перед ребенком счетные палочки и предложить ему сначала выбрать любые две, а затем распределить их по двум сторонам. после этого ребенок должен сказать, сколько палочек находится с каждой стороны.
  2. Со временем условия игры можно немного усложнить, предложив ребенку разделить на две части уже четыре палочки. А затем – предложить еще способы разделить четыре палочки на две группы. Впоследствии количество палочек можно будет довести уже до 10. Увеличение числа палочек даст ребенку больший простор для воображения, предлагая все новые и новые способы деления.
  3. Из палочек можно составлять простейшие геометрические формы, тем самым объясняя ребенку, что такое «треугольник», «прямоугольник», «квадрат». После того, как у ребенка появится представление об углах, можно объяснять различия между фигурами более детально. А также предлагать ему самостоятельно складывать их из палочек.
  4. Со временем занятия по формированию простейших геометрических представлений можно усложнить, предлагая ребенку сложить, например, прямоугольник со стороной в 3 или 4 палочки. Либо составить из одинакового количества палочек разные фигуры.
  5. Полезно также предлагать ребенку фиксированное количество палочек, из которого он мог бы собрать две фигуры, либо фигуры, имеющие одну общую сторону.
  6. Счетные палочки отлично подходят также для составления простейших цифр и букв. Использование этого метода также хорошо готовит ребёнка к работе с разлинованной поверхностью тетради.

Подготовка руки к письму. Работа с тетрадями

Прежде чем приступать к обучению ребёнка написанию цифр, необходимо провести с ним существенную предварительную подготовку. В частности он должен четко понимать что такое клетка тетради, что представляют собой ее границы, находить углы, середину и стороны.

После того как ребенок начнет свободно ориентироваться на разлинованной поверхности, можно будет переходить к рисованию простейших орнаментов, например, соединяя противоположные углы клетки, либо точки, находящиеся в середине.


Подготовка к письму включает различные упражнения

Каким бы сильным не было желание родителя как можно быстрее научить ребенка письму и подготовить его руку к написанию цифры, очень желательно, чтобы за одно занятие он усваивал не больше одного либо двух узоров. Польза таких занятий заключается не только в том, что ребенок готовится к написанию более сложных элементов, но и прекрасно развивает мелкую моторику.

Логические игры в дошкольном возрасте

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность невозможно без использования логических игр. Помимо всего прочего, логические игры стимулируют ребенка искать нестандартные и необычные решения, развивают в нем творческое мышление, поддерживают в нем желание продолжать обучение.


Логическая игра для дошкольников

Занимательные ценны тем, что они ненавязчиво приводят ребенка к выводу о том, что для выполнения интересного для него задания, необходимо сосредоточение, концентрация. Это дает возможность не только развивать мышление, но и шлифовать произвольное внимание. Это даст ребенку возможность воспринимать условия задачи, искать в ней возможный подвох. Таким образом, развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность осуществляется максимально ненавязчиво и корректно.

Читать задачи нужно вслух, медленно и четко для того, чтобы ребенок мог сделать выводы из каждого предложения и правильно понять его. Очень нежелательно давать ребенку слишком много пояснений: он должен самостоятельно усваивать ход мыслей. Это значительно усилит радость открытия.

Незаменимую роль в процессе развития логики также сыграют простые и привычные с детства загадки: это даст ребенку возможность научиться выделять ключевые признаки предметов и узнавать их по ним.

Игры на усвоение основ информатики

Несмотря на то, что информатика все еще не является предметом, обязательным для изучения в младшем школьном возрасте, изучение ее основ в значительной степени способствует развитию форм абстрактного мышления. А также помогает усвоить такие действия как классификация предметов по определенным признакам, ранжирование, выделение основного и второстепенного. Ребенок начинает учиться усваивать установленные правила и строго им придерживаться.

Для овладения элементарными представлениями об информатике можно использовать настольные игры, которые сегодня продаются во всех детских магазинах.


Компьютерные игры для дошкольников развивают способности

Смысл большинства настольных игр для детей достаточно прост: при помощи фишек и кубика ребенок осуществляет перемещения по игровому полю. Благодаря этому происходит формирование пространственно-временных отношений, способность следовать заданным инструкциям, осуществлять последовательные действия. Ребенок усваивает простейшие условия и алгоритмы. Желательно, чтобы настольные игры были дополнены интересным для ребенка сюжетом, продуманным дизайном и интересной графикой.

Заключение

Несмотря на то, что далеко не каждый ребенок обладает математическим складом ума и изучение науки может представлять для него трудности даже на начальных этапах, специальные упражнения, проводимые в игровой форме, могут существенно облегчить его. А заодно – превратить его в интересную и увлекательную игру.

Занятия, проводимые в игровой форме, позволяют ребенку приучить себя к контролируемой деятельности, прививая ему интерес к обучению. Также математические игры благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как цифры, числа, счет и т.д. Ребенок готовит руку к письму, учиться ориентироваться в пространстве.

Комментарии 2 Поделиться:

Математика — наука непростая, однако нужна всегда и везде, недаром говорят, что математика — царица наук! Что делать, если освоение этого предмета вызывает у детей трудности? С чем это связано и как помочь ребенку?

Не стоит думать, что математические способности — это врожденный дар, с наличием или отсутствием которого нам придется смириться. Математические способности, так же, как и другие, можно и нужно развивать. Поэтому мы можем не только обучать дошкольника основам чтения, письма и счета, но и работать над формированием так называемого математического склада ума.

Что это такое? Скажем, если ребенок хорошо считает, складывает и вычитает, можем ли мы сделать вывод о том, что перед нами будущий математик? На самом деле вычислительные способности — это лишь одна грань из мира математической науки.

В общепринятом смысле математический склад ума — это предрасположенность к изучению точных наук, особенный взгляд на мир, в котором всегда есть место формулам, схемам и таблицам. Кроме того, математический склад ума подразумевает хорошо развитое пространственное, абстрактное и логическое мышление. Вот над этим мы с вами и можем поработать. С помощью различных дидактических игр мы можем развивать у дошкольника важные компоненты логического мышления.

Как научить ребенка сравнивать. Сравнение выражается в умении видеть одинаковое в различном и различное в одинаковом. Сравнивать можно по разным параметрам и критериям. Например:

  • Чем отличается круглый стол от квадратного? (формой)
  • Чем отличается деревянная дверь от железной? (материалом)

Сравнивать предметы можно по цвету, форме, величине, количеству, по принадлежности, по функциям и т.д.

Умение обобщать очень пригодится на уроках математики в школе. Многие задачи построены на обобщении. Ребенок-дошкольник уже использует в своей речи понятия «квадрат», «круг», «треугольник» и даже «трапеция», но мало кто из ребят способен назвать все эти понятия одним словом. Обучаем ребенка обобщать понятия:

  • Свекла, капуста, морковь — это овощи.
  • Куртка, свитер, брюки — одежда.
  • Врач, учитель, строитель — профессии.
  • Чашка, тарелка, кастрюля — посуда.

Также можно поиграть в игру наоборот («ограничить» понятие, подобрать примеры):

  • Деревья: .... (береза, тополь...)
  • Времена года: ....
  • Столовые приборы: ....

Анализ и синтез. Эти базовые мыслительные операции присутствуют во всех сферах человеческой деятельности. Анализируя, ребенок мысленно разделяет предмет или объект на его составляющие: растение — на корень, стебель, листья и плоды; радугу — на 7 цветов; сказочную историю — на отдельные повороты сюжета. Синтез — операция, обратная анализу. Дошкольники могут по признакам отгадать загаданный предмет, из букв сложить слова, а из слов — предложения. Всевозможные пазлы, в том числе и самодельные (когда мы разрезаем картинку или геометрическую фигуру, а потом собираем или склеиваем ее), также помогают тренировать эти навыки.

Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить классификацию предметов, объектов и их свойств. Классификация — это отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Для тренировки этой мыслительной операции можно делать следующие упражнения:

  • Разделяем всех животных на диких и домашних; фигуры — на «с углами и без».
  • Убираем лишнее в ряду: яблоко, груша, мяч (ребенок должен объяснить, что лишнее, обобщить оставшуюся группу предметов).
  • Усложняем задание: яблоко, груша, помидор.

Нередки случаи, когда в подобных заданиях дети дают на первый взгляд неправильные ответы, но если ребенок может аргументировать свой выбор (скажем, он выделил лишнее по цвету), то его вариант стоит засчитать.

С помощью вышеперечисленных методик мы также развиваем речь дошкольника, потихоньку помогая ему осваивать словесно-логическое мышление. Для юного математика умение соотносить, рассуждать и делать выводы — очень полезная вещь.

Всевозможные логические задачки, загадки, головоломки и ребусы — все это очень заинтересовывает дошколят и хорошо тренирует логическое мышление. В логической задаче всегда есть некий «подвох», и ребенок, зная это, концентрирует свое внимание и мотивирован на решение, на нахождение конечного результата. Вот несколько примеров таких задачек:

  • Маша и Таня рисовали. Одна девочка рисовала дом, другая дерево. Что рисовала Маша, если Таня не рисовала дом?
  • Два мальчика сажали деревья, а один — куст. Что сажал Антон, если Леонид с Антоном и Максим с Антоном сажали разные растения?
  • Ира на 5 см ниже Кати. Катя на 8 см выше, чем Лиза. Кто выше всех?

Разумеется, такого рода развивающие занятия должны быть не разовыми, а регулярными. Вы можете доверить развитие математических способностей специалисту, выбрав проверенный образовательный центр, или же заниматься с ребёнком самостоятельно. Так, тренируя логическое мышление, мы сможем подготовить хороший фундамент для успешного усвоения школьной программы и понимания математики ребенком.

Елена Разухина педагог-психолог образовательного центра "Аристотель"

Обсуждение

Сейчас очень много всевозможных пособий, которые помогают педагогам и родителям вызвать интерес у ребенка к логическим размышлениям, систематизации, анализу и математике. Я начала заниматься с обоими детьми примерно в 4 года. Нашла соответствующие тетрадки и занятия по возрасту. Наиболее любимые Петерсон, Сычева, тетради изд. Стрекоза и серия Солнечные ступеньки. Конечно, занятия - это целя система, чем более понятными вы сделаете занятия для вашего ребенка, тем больших результатов вы добьетесь. Мы, например лепили их отвердевающей массы для лепки с детьми цифры и знаки, украшали их, потом с ними "играли". Делали свои "деньги" и потом играли в балы за сделанные задания и хорошие поступки. Заводили себе "магазин" со сладким и игрушками. На эти "деньги" потом дети ходили себе в этом магазине покупали себе всякое. Эффект был с разных сторон: дети учились чего-то системно добиваться, они учились считать, учились делать выбор и т.д. Для детей очень важна визуализация и игровая подача, но с последним не надо переусердствовать, как мне кажется. Потому что играть с ними в школе много никто не будет и, если ваш ребенок привык к тому, что занятие - это только игра, то потом это потом может разочаровать ребенка, когда не будет игры, но надо будет учиться и трудиться. Поэтому всего нужно в меру. Приводите примеры на доступном ребенку языке, например, если ребенок увлекается бакуганами, то считайте бакуганов, если это куклы Мострей хай, то придумывайте задачки из серии было на празднике 8 кукол, потом 3 подружки ушли, сколько осталось и т.д.
Оба моих ребенка помимо того, что знают и обожают теперь математику, делают с легкостью многие олимпиады, теперь еще вошли в рейтинговую систему лучших учеников России. Надеюсь, и у вас все получится! :-)

статья полезная. я со своими малышами регулярно дома занимаюсь. дети когда заинтересуются их не оторвешь потом от занятий. самое главное не заставлять, а то толку не будет.

Спасибо, интересная статья, попробую воспользоваться советами.

А мне наоборот всегда казалось, что именно то, что заложено и может быть развито

Комментировать статью "Развитие математических способностей у дошкольника: 5 способов"

В таком возрасте важен интерес ребенка и общие способности. Уровень задач такой, что способный ребенок их решает без подготовки. Плюс музыкалка, спорт и танцы. Это очень важно и как раз развивает в том числе и математические способности.

Обсуждение

Дома готовим, сами)) началка при этом в дворовой школе

меня вот удивляет стремление припахать ребенка к математике как можно раньше... и вообще идея, что возможна "серьезная математика" с 6-7 лет... Вольному воля конечно, но, по-моему, это какое-то глобальное заблуждение, прежде всего потому что ребенок просто не способен воспринимать и оперировать абстракциями...
конкретно мой ребенок математикой заинтересовалась в 7-ом классе, в восьмом ходила на кружок в МЦНМО, в девятый поступила в 179, а потом на мехмат МГУ. Еще в пятом-шестом классе ничто не предвещало, что она станет математиком, я отлично помню как меня раздражало, что она путается в простых дробях... Школьный учитель с 5-го класса не менялась, так что это не её заслуга, просто мозги у ребенка созрели до другого уровня понимания, и стало интересно.

Развитие математических способностей у дошкольника: 5 способов. На днях я разбирала очередную стопку книг для подготовки к школе, и составила список учебников, которые я рекомендую купить для подготовки к школе ребенка Как развивать ребенка перед школой.

Развитие математических способностей у дошкольника: 5 способов. На днях я разбирала очередную стопку книг для подготовки к школе, и составила список учебников Как развивать ребенка перед школой. А про подготовку к школе можно трактат написать, так всего там много.

Обсуждение

1. Посмотреть, как решает рутинные задачи: видит ли красивые решения сразу или делает в лоб, есть ли вообще желание искать хорошие решения или вообще решения как таковые.
2. Посмотреть, как решает "олимпиадное": каков процент решенного, пути решения, есть ли желание (не в смысле решать олимпиадные задачи часами - это редко у кого бывает, наверное, а в смысле добить начатое, найти решение).
3. Если участвует в олимпиадах - посмотреть, каков результат, если на следующем за школьным этапе что-то может показать без подготовки, есть повод говорить о способностях.
4. Ну и посмотреть, как там с абстрактным мышлением, анализом и синтезом, это же видно в средней школе.
Руководствуясь своими же критериями, я вот пришла к выводу, что у моего младшего ребенка приличных математических способностей нет, но мне образование реально оценить позволяет.

Эхх.. со способностями к математие все непросто, мы на этом слегка погорели..(месяц с чем-то назад был мой душераздирающий пост про 57 школу).

Чтоб я делала:
1. Рассчитывать можно на все, что угодно, но жизнь вносит коррективы.
2. Математика штука по-любому полезная, даже если не станет специальностью. Мозги в порядок приводит, это да.
3. Важнее интерес, чем способности. Потому что дают мотивацию учиться в непростом возрасте. Но рассчитывать только на математику не стала, это не специальность.

С моей точки зрения, "стратегия обучения" может быть 2-х типов.
А. Деточка страстно желает учиться чему-то конкретному (математике, физики, биологии, хоть классической филологии). Возможно, имеет смысл получать фундаментальное образование (то же МГУ и близко к этому). Но. Но. Потом придется доучитваться - или второе образование (за чей счет?) или идти работать фактически не по специальности. Гениев в расчет не берем.
Б. Есть готовность и даже определенный интерес к какой-то специальности - именно чтоб кусок хлеба был, у родителей на шее не сидел, в перспективе и семью кормил. Тогда образование именно исходя из этой специальности - ну и чтоб не совсем противно было этому учиться (но это про учебу в ВУЗЕ). Ну и можно было минимально натаскаться на ЕГЭ (причем иногда это бред - зачем математика медику или психологу??? - медстатистикой единицы занимаются, да и там не так уж много надо выучить).

Мне кажется более разумным вариант "Б", особенно с учетом вашей многодетности. Я, правда, шла по варианту "А" - но тогда все так быстро менялось, что "Б" было реализовать трудно.

Если "Б", то НЕ ТАК ВАЖНО, есть способности к математике или нет. То важно одно - понимать определенные матметоды, чтоб им осмысленно пользоваться. Они для инженера свои, для экономиста свои, для кого-то - третьи.
Вот это и наиболее важно - ПОНИМАЕТ ли ребенок, те основные методы, которые использует?

Например, может ли вывести формулу тех же корней квадратного уравнения сам, не глядя в книжку? Или доказать теорему Пифагора? Вывести сумму арифметической и геометрической прогрессии? Я специально беру нечто относительно простое, можно и чуть посложнее. Но обязательно то, что учил год назад или раньше, так что уже не помнит доказательств.

Если нет, то стоит подумать, насколько используется практически математика в том, чем будет сын заниматься. Менее важно, но тоже чтоит учесть, насколько ее много в ВУЗовской программе.

Ну и про выбор школы. Хорошо, когда математика выше школьной программы, но супер-пупер физматлицей ИМХО не очень хороший вариант. Но это наш личный опыт, у каждого он свой, бывают и хорошие варианты.

Математические способности - это тоже способности, они или есть, или нет. Проявляются обычно очень рано или просто рано, как Если беременность там была нормальная и роды тоже-то есть если ребенок здоров,то развить можно.Нужен нормальный учитель.

Обсуждение

Читала интервью Сергея Рукшина - руководителя питерского мат.кружка из которого вышли пресловутый Перельман и Станислав Смирнов, лауреат премии Филдса.Он пишет, что научить можно абсолютно любого, не зависит ни от пола, ни от способностей. Но подчеркивает, что математика - это образ жизни, она требует полной отдачи.

Есть ли математические гены?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Есть ли математические гены? Вчера разговаривала с папой. По-моему, так ребенок еще слишком мал, чтобы что-то можно было сказать о его способностях.

Обсуждение

сомневаюсь я на счет генов что-то:) у нас два как минимум поколения "математиков", т.е. тех, кто любит и понимает и проблем никогда не доставляла она, а вот сын у нас хрен знает в кого:(как-то мне кажется мне в его возрасте математика намного легче давалась, может, конечно, программа проще была..

Подозреваю, что куда больше влияет атмосфера в семье. И любящие математику родители с детства подбрасывают задачки везде, где только можно. А литературно одаренные - учат красиво говорить. Точно также между делом. А музыканты - петь.

Способности ребенка, мне кажется, на 90% определяются генами, но вот такие качества как усидчивость, характер и настойчивость определяются только воспитанием. Уважаемые родители и психологи, выскажите пожалуйста ваши мнения о том, как развить эти качества у детей?

Обсуждение

Настоящие, осмысленные для ребёнка дела. Вот дочка вчера два часа рисовала иллюстрацию к книге. Рисовать-то она любит, отсюда "осмысленность" - но для дела нужна именно "настойчивость" и далее по списку:-)

Мое мнение прямо противоположно Вашему, только проценты точные не назову. Способности - гораздо больше зависят от того как провел ребенок свое раннее (очень раннее детство), т.е. от окружающей среды. А усидчивость, настойчивость и характер - это больше гены. Это больше определяется особенностями функционирования нервной системы.

На олимпиадах ищут детей именно с развитыми способностями - детей с которыми занимались развитием, необязательно это было ну совсем не согласна про "увянут", никуда математические способности не исчезают... может математиками не становятся (математика...

Обсуждение

Хочу извиниться перед Sephia за то, что своим месседжем увела немного в сторону обсуждение на предложеннную тему.
Просто, все так взаимосвязано (нач.школа -> определенная программа ->уровень преподавания -> одержимость учителя->
заинтересованность ученика - > результат (оценка, желание узнавать сверх программы).
Математика - сложная и очень интересная наука, и поэтому есть о чем поговорить. Темы цепляются одна за другой:-))
" Не могу понять – это проблемы школы (не учат думать?), программы (слабая?), ребенка (не способен?), или мои (неправильно занимаюсь?) Или я многого хочу?"
Sephia не написала, по какой программе занимается дочь, но эта программа может одновременно быть достаточной для других более "слабых" одноклассников, и являться определенным тормозом для ее "продвинутой" девочки. А то, что некоторые учителя умение думать подменяют умением мыслить шаблонами и заучиванием, - это, к сожалению, имеет место быть:-(
Эту конфу читают (некоторые пишут) очень интересные люди. Раз они это делают, значит ВСЕ определенно озадачены хорошим
воспитанием своих детей и желанием дать качественное образование. Иначе сюда бы не заглядывали.
Так давайте попробуем помочь своим детям и самим себе. Кто чем сможет.
Кто задачи интересные приведет, кто нестандартным решением проблемы поделится. Кто как может. Авось, и справимся с проблемами нашего образования.

Тоже хотела на "математическую" тему написать, да все времени не хватает. Моя дочка учится во 2 классе. По математике твердая пятерка,
других оценок просто нет. Занимаются по Морро и по Узоровой (30000 задач для устого счета). Но мне кажется, что этого не достаточно.
Из 28 человек только три отличника. В 1 классе в начале года учительница предложила родителям дополнительно к основному курса проходить курс по Гейдману. Сразу нашлись мамы, которые были категорически против, мотивируя это большой загруженностью
детей по англ. языку (спец. школа). На том и остановились. Я и еще две мамы самостоятельно купили учебник и занимались сами.
В начале 3 четверти дочке сказали, что в выходные она и ее одноклассник пойдут на окружную олимпиаду по математике.
Приходит она домой в пятницу (накануне олимпиады) и рассказывает, что на уроке они делали работу, по результатам которой выберут детей на сдедующую олимпиаду. Говорит, что одну задачу не решил никто в классе. Вот ее условие:
На двух кустах сидело 15 птичек. Когда с 1-го на второй перелетело 2 птиц, а со второго улетело 3 птицы, на втором кусте стало на 4
птиц больше, чем на первом.
Сколько птиц было на каждом кусте вначале?
Сразу оговорюсь, что умножение и деление они еще не проходили. На летние каникулы после 1 класса им задавали начать
учить таблицу умножения.
Я удивилась этой задаче, т.к. на мой взгляд она не соответствовала программе, по которой они занимались.
Но дочке было интересна, как решается эта задача. Я рассказала ей как ее решить сначала одним способом (15-3=12, 12:2=6, 12 -4= 8,
8:2=4, 4+2=6, 15-6=9), а потом рассказала как можно обозначать неизвестное через Х. Решили эту задачу, а потом придумали
еще парочку подобных. Позанимались час. Дочка все поняла и ей понравилось.
На следующий день выходит она после олимпиады довольная и говорит, что одна задачка была подобной, и она ее сразу черех икс
решила.
Так вот у меня возник вопрос: разве можно таким образом выявить на олимпиаде выявить одаренных детей?
ИМХО, нет. Этот пример говорит о том, что определенные программы просто отстают. Не расскажи я дочке накануне о способе решения -
и она бы не смогла. Кстате, она тогда заняла 3 место.
Жалко, что не могу я до сих пор получить условия всех задач с олимпиады. Очень мне интересно на остальные посмотреть.

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Хотелось бы не упустить, если что... И поделитесь пожалуйста, у кого какие успехи (вообще, а не только математические) в 3 года...

Обсуждение

Девочки Оля, Ирина, Мурзя, Газель, извините, но Вы не совсем правы, говоря, "считает до 10, 20" и т.д. Ребенок не считает, а называет числительные от 1 до 10, 20 и т.д. Ирина правильно сказала, что такой "счет" механический, а не осмысленный.
Существует некое кол-во - 5 пальцев, существуют числительные "один", "два".. А еще существуют символы - цифры 1 2 3 4 5... Когда ребенок освоит все три понятия и соединит их в нечто целое, например, назвать "три", показать 3 предмета или представить 3 предмета в уме, а затем еще и матем. действие выполнит, тогда, по-моему можно говорить о том, что ребенок считает.
Оля Ваш сын - молодец, т.к. действительно считает ("у тебя есть яблоко, тебе дали еще"), да к тому же он перешел от конкретного - счет предметов, к абстрактному - представляет некое кол-во и складывает в уме.

P.S. Моему сыну ровно 4. Он рано начал говорить и в 2 года "считал" до 15. На день рождения (2 года) ему подарили игрушку - домик, крыша поделена на 6 секторов с отверстием в виде какого-либо животного, в стенах домика 6 дверок разных цветов с отверстиями в виде контуров геом. предметов + вкладыши-зверюшки, вкладыши-геом. тела. Саша сходу запомнил новые цвета - розовый, оранжевый.
После того как я пару раза назвала каждое геом. тело и отверстие, двухлетний Саша запомнил квадрат, куб, круг, шар, призму, треугольник, овал. Я поняла, что ребенок впитывает как губка все, что видит, ощупывает. Просто знания эти должны в голове систематизироваться. Так же и со счетом.

Насте 2 и 9. Считает до 20, дальше пока не получается (спрашивает как называется 30, 40 и т.д., т.е. спросит как называется 30, а потом считает 31, 32...). В уме складывает-вычитает только до 5, если больше, то на пальцах (если плюс - то сосчитать все вместе пальцы, яблоки и т.д., а если минус - значит часть нужно закрыть:-))). Ей арифметика очень нравится, но мне кажется это больше дрессировка, чем проявление математических способностей...
Геометрические фиругы (и плоские, и объемные) знает очень давно, но опять-таки больше из-за того, что много играли и в рамки Монтессори, и Никитинские крадраты, строили из разных объемных фигур.

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний.

В процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое; формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.

Между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение активно содействует развитию ребенка, но и само значительно опирается на его уровень развития.

Известно, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности?

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).

Однако при обучении математике эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).

Школьная программа построена таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Тренировка логического мышления

Логическое мышление формируется, на основе образного является высшей стадией развития детского мышления.

Достижение этой стадии – деятельный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Как научить ребенка сравнивать

Сравнение – это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

К 5-6 годам ребенок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не оперируется на разносторонний анализ объекта.

В ходе обучения приему сравнивания ребенок должен овладеть следующими умениями:

1. Выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления его с другим объектом.

Дети 6 лет обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств, он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами. Заранее подбирая предметы для сравнения можно постепенно научить ребенка видеть в них такие качества, которые ранее были от него скрыты. Вместе с тем, хорошо овладеть этим умением – значит научиться, не только выделять свойства предмета, но и называть их.

2. Определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов.

Когда ребенок научился выделять свойства, сравнения один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства у двух предметов, а потом у нескольких.

3. Отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы.

Можно попробовать показать на простых примерах, как соотносятся между собой понятия "общий" признак и "существенный" признак. Важно обратить внимание ребенка на то, что "общий" признак не всегда является "существенным", но "существенный" – всегда "общим". Например, покажите ребенку два предмета, где "общим", но "несущественным" признаком у них является цвет, а "общим" и "существенным" – форма.

Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения.

Что значит "быть внимательным"

Чтобы "быть внимательным", нужно иметь хорошо развитые свойства внимания - концентрированность, устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость.

Концентрированность – это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.

Устойчивость – это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче.

Объем внимания – это количество объектов, которое человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3 предметов.

Распределяемость – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а, по крайней мере, двух разных действий одновременно, например, слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения.

Переключаемость внимания – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.

Стремитесь ли Вы развивать интеллект своего ребенка

Интеллект – это своеобразный способ мышления, уникальный и исключительный для каждого человека.

Он определяется способностью сосредоточиваться на познавательном задании, умением гибко переключаться, сравнивать, быстро устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и т.д.

Развитие интеллекта, психологический комфорт, в процессе умственной деятельности, и чувство счастья у ребенка очень тесно связаны между собой.

В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка способность

1. Длительно удерживать интенсивное внимание на одном и том же объекте или на одной и той же задаче (устойчивость и концентрированность внимания). Устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явления значительно больше, чем при обычном состоянии сознания.

2. Быстро переключать внимания с одного объекта на другой, переходить с одного вида деятельности на другой (переключаемость внимания).

3. Подчинять свое внимание сознательно поставленной цели и требованиям деятельности (произвольность внимания). Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенка становится способным активно, избирательно "извлекать" из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.

4. Подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности (наблюдательность).

Наблюдательность – один из важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность – наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением.