Как уходить с работы вовремя и (все равно) все успевать. Советы психологов о том, как решиться на увольнение, и рекомендации юристов о правильном освобождении от должности

«Хочу уволиться с работы, но не знаю, увольняться или нет», «Хотела уйти, но не смогла, вдруг пожалею, если уйду» — привычные для многих проблемы, с которыми обращаются сотрудники к друзьям и близким. Есть разные причины, по которым людей одолевают сомнения, большинство переживает из-за денег, а кто-то просто мечтает о том, как уволиться красиво и на зависть коллегам. Как же правильно покинуть рабочее место?

Сложный выбор

С вопросами о том, как решиться на увольнение, и стоит ли увольняться с престижной должности, по приблизительным оценкам засыпают и просыпаются около 80% наемных сотрудников.

Статистика дает развернутые ответы на вопрос, почему люди увольняются. Небольшая часть трудящихся, около 10%, находят более выгодное предложение или хотят реализовать себя в собственном бизнесе, а большинство работников, около 70%, не устраивают условия труда на текущей должности.

При этом, при любой причине, люди не знают, как решиться уволиться, и сомневаются, вдруг на новом предприятии будет еще хуже.

Психологи советуют: «Если хотите увольняться, увольняйтесь!» Дело в том, что, если человек начинает задавать такие вопросы, значит подсознательно он хочет этого, то есть причина для ухода есть и достаточно серьезная. Не исполнение желания и постоянное напоминание о работе, которая не устраивает, или о неприятном коллективе, члены которого так и норовят высмеять любой проступок, будет сказываться не только на поведении, но и на состоянии здоровья.

Совет! Можно составить список, в который вписать любые, даже мелкие неприятные моменты, связанные с работой, чем больше, тем уверенное решение придет быстрее.

После того, как пришло понимание того, что пора увольняться, стоит позаботиться о финансовой безопасности – быть может стоит экономить, чтобы накопить определенную сумму, на случай провала с устройством на другую работу. Необходимо присмотреть сразу несколько организаций, куда можно перевестись.

Психологи рекомендуют представить тот момент, когда наступил день увольнения, и проследить за ощущениями: «Я ушла с опостылевшей работы» или «Я ухожу для того, чтобы иметь больше времени на хобби». Если при таких мыслях чувствуется облегчение, значит увольняющийся на верном пути.

Ситуации, когда увольняться не стоит

Увольнение должно быть обдуманным! Если человеку предложили в скором времени устройство на более выгодную должность, то увольняться сразу нельзя. Быть может ситуация сложится таким образом, что уволившегося не возьмут на новое место работы. Встает вопрос – не пожалеет ли сотрудник, уволившись?

Стоит несколько раз подумать о ситуации в следующих случаях:

  1. Если дело только в том, что не устраивает начальник, юристы уверяют, что начальство устраивает трудящихся только в 20% случаев.
  2. Если не нравится коллектив, то стоит убедиться в том, что на новом месте работы коллеги будут лучше.
  3. Если хочется открыть собственное дело, сначала надо обзавестись неплохим капиталом, а потом уходить в свободное плаванье. При этом необходимо точно узнать, востребован ли выбранный вид бизнеса на рынке, окупятся ли инвестиции.
  4. Если ходят слухи о скорой ликвидации организации или сокращению штаты. В этих случаях при увольнении через какое-то время уволенный получит больше выплат.

Бывают случаи, когда супруг начинает зарабатывать в разы больше, и кажется, что работать больше нет необходимости. Юристы уверяют, что такие причины приводят к необдуманным увольнениям, ведь нет гарантии, что у супруга сохранится высокий оклад.

Бросить работу красиво

«Если увольняетесь – сделайте это красиво» — говорит корпоративная этика. Человек, который сохраняет хорошие отношения с коллективом , несмотря ни на что, заслуживает хороших рекомендаций.

В корпоративной этике по этому поводу есть несколько правил:

  1. Человек, который хочет уволиться, должен в первую очередь поговорить с начальником , а потом может рассказать коллегам.
  2. Сразу предоставлять заявление об уходе не стоит, быть может начальник предложит увольнение по соглашению сторон , которое устроит обе стороны. При решении уволиться по собственной инициативе, из вежливости можно обсудить с начальником время увольнения, но при этом упомянуть, какой вариант устроит больше всего.
  3. О причинах увольнения можно не сообщать, чтобы не допустить лишних разговоров. Можно сказать, что предложили лучшие условия работы, но при этом поблагодарить начальника за хороший опыт.
  4. После разговора с начальником можно поговорить с коллективом. Можно устроить прощальное чаепитие.
  5. Если увольняемому предложили отработать некоторое время пока не найдут достойную замену, работать необходимо качественно – выполнить недоработки, закончить проект, который начат.

Юристы добавляют, что при увольнении необходимо проверить корректность действий со стороны увольняющей стороны, все ли выплаты совершены, правильно ли заполнена трудовая книжка?

Традиции корпоративной этики

Быть может в компании установлен определенный ритуал увольнения, например, вместо чаепития, выезжают на природу коллективом, или вовсе не устраивают банкетов, а дарят друг другу небольшие подарки.

Важно! Если увольняющийся хочет оставить о себе хорошие воспоминания, то он обязательно должен исполнить ритуалы, которые приняты бывшей компании. Если их нет, необходимо соблюсти общие традиции.

Обычно, сотрудники, которые уходят, пишут прощальное письмо, которое рассылается по внутренней электронной почте. В письме, которое оформлено в позитивном ключе, необходимо рассказать о том, какую поддержку оказывали коллеги на протяжении работы, а также подчеркнуть бесценный опыт, полученный благодаря коллективу. Письмо можно отправить и начальнику, поблагодарить его за предоставленную должность или за ценные навыки, полученные на этом месте.

Права трудящегося

Работник в первую очередь имеет право на разрыв трудовых отношений в любое время. Работодатель не может не принять заявление об уходе – в этой ситуации увольняющийся может отправить заявление ценным письмом.

Следует помнить и о следующих правах:

  1. Если заявление об увольнении по собственному желанию у начальника уже учтено, это не значит, что придется уходить. В течение 14 дней, если не оговорен другой срок, увольняющийся может передумать и отозвать заявление .
  2. Работник имеет право использовать в последние дни работы отпуск, если он не был использован. Есть возможность взять общее количество отпускных дней компенсацией деньгами.
  3. Работник в праве уйти на больничный, при этом, если время, проведенное в болезни будет превышать сроки увольнения, организация должна оплатить его.
  4. Если подписано соглашение об увольнении, работник имеет право на исполнение всех, прописанных в документе пунктов.
  5. Трудовую книжку работник получает непосредственно в день увольнения. Если по каким-то причинам ее не отдают, уволенный в праве обратиться в суд и требовать компенсации за каждый день без трудовой.

Кроме этого, работник в праве запросить копии документов с прошлого места работы, которые могут ему понадобиться на следующей работе.

Что делать, если руководство не хочет отпускать с работы?

Если по каким-либо причинам не достигается понимание, и начальник не хочет увольнять , или в отделе кадров применяют неправильную процедуру увольнения, стоит немедленно обращаться в прокуратуру или в суд.

Поскольку нарушаются права трудящегося, можно требовать не только компенсации материального вреда, но и морального. В большинстве случаев, суд становится на сторону пострадавшего и, если увольнение не было произведено, оно проводится, а если увольнительный процесс был нарушен, работника восстанавливают в должности и выплачиваются компенсации за вынужденные прогулы.

О том, как отпроситься с работы, каждый из нас размышлял хотя бы раз. Предлагаем изучить все варианты безопасного ухода с рабочего места для решения неотложных личных дел.

Лепим отмазку!

Схема поведения во многом определяется лояльностью работодателя, ведь еще встречаются такие, кто не слишком следит, чтобы все сотрудники сидели на местах «от» и «до». Для них главное, чтобы фирма процветала, а дела были сделаны. В этом случае трудностей с тем, как отпроситься у начальника с работы, не возникнет. Порой, даже необязательно докладывать шефу об отлучке в несколько часов – вряд ли он заметит отсутствие на рабочем месте, а если что, так коллеги прикроют.

Но как быть, если начальник суров, и контролирует каждый шаг подчиненных? В этом случае можно попытаться найти уважительный повод для безотлагательного решения проблем, а от них, к слову, и сам шеф не застрахован.

К хорошим отмазкам можно отнести:

    помощь жене при поломке автомобиля;

    звонок от пожилой одинокой соседки с сигналами «SOS »;

    маленький ребенок один дома;

    успеть на почту, в налоговую, страховую, собес и другое учреждение, режим работы которого совпадает с вашим рабочим графиком;

    неожиданный приезд дальних родственников, которые топчутся под дверью.

Во всех этих случаях можно только давить на совесть шефа – он ведь тоже человек, понять должен. Вот только, чем реже будут случаться подобные «катаклизмы», тем проще будет уйти пораньше или задержаться в обеденный перерыв.

Находим уважительный повод!

Если ни одна из отмазок не срабатывает, то отпроситься с работы помогут по-настоящему уважительные причины, из-за которых начальник не может запретить покинуть рабочий пост:

    визит к врачу, в том числе с маленьким ребенком (эта же причина подойдет для тех, кто думает, как отпрашиваться с работы при беременности);

    экстренная ситуация по месту жительства (прорыв трубы, пожар, угроза теракта и пр.);

    повестка для явки в качестве свидетеля или присяжного.

Все эти причины должны быть документально подтверждены. Понятно, что заблаговременно предоставить справку о прорыве труб из ЖЭУ невозможно, поэтому ее придется взять постфактум. А вот копию судебной повестки приложить к заявлению можно сразу.

Решая, как отпроситься с работы на день, стоит вспомнить о накопленных отгулах. Компенсировать переработку сверхурочно или выход в праздничный (выходной день) можно не только в денежном эквиваленте, но и «натурой». В этом случае по ст.152-153 ТК РК работодатель также не вправе отказать.

Делаем всё по уму!

Многие наниматели не настаивают на подаче заявления, но написать его следует, даже если размышляете о том, как отпроситься с работы на несколько часов . Сегодня шеф в хорошем расположении духа, а завтра обнаружит брак и придет в бешенство, припомнив все грешки, в том числе и решение личных проблем в рабочее время. В итоге отгул превратится в прогул, наказание за который может быть весьма суровым, вплоть до увольнения.

Как написать заявление, чтобы отпроситься с работы без вреда для карьеры и кошелька, поможет образец. Справедливости ради заметим, что строгой формы текста не существует, однако стоит помнить о следующих моментах:

    указывать адресата так, как принято в компании (где-то заявление пишут на имя самого главного, где-то – начальнику отдела кадров, а где-то – руководителю отдела или подразделения);

    написать бумагу в двух экземплярах (оба визируются, но один остается у руководства, а другой забираем себе);

    приложить документы-доказательства уважительной причины;

    указать дату и точное время отсутствия на рабочем месте, чтобы исключить неправильные вычеты из заработка.

На заметку! Время отсутствия при написании заявления для отгула за свой счет не оплачивается.

Категоричное «нет» – как быть?

В некоторых случаях уйти по личным делам невозможно по объективным причинам, например, дежурный реаниматолог или член пожарного подразделения не могут отлучиться с рабочего места в силу специфики трудовой деятельности. Но что делать, если руководитель категорично настроен против даже часового отсутствия работника, несмотря на наличие заявления? Как грамотно отпроситься с работы в этом случае?

Наниматель не имеет права запретить отгул, если работник:

    сдает кровь (донорство не только благородный, но и законный способ получить целых два свободных дня – в день сдачи крови и следующий за ним);

    женится или выходит замуж;

    выписывает жену из роддома;

    организует похороны близкого родственника.

В этих случаях не придется думать, как отпроситься с работы на 1 день или больше, ведь трудовое законодательство обязывает работодателя предоставить выходные.

По семейным обстоятельствам должны безоговорочно отпускать также:

    ветеранов Великой Отечественной войны (и приравненных к ним лиц);

    инвалидов с работающими группами;

    супругов или родителей военных и полицейских;

    работающих пенсионеров.

В счет отпуска

Как правильно отпроситься с работы, если все перечисленные способы не подошли? Например, планируя, как отпроситься с работы на полдня, можно написать заявление на отгул в счет отпуска, точно указав время отлучки. Закон не позволит начальнику не отпустить работника, ведь речь здесь идет уже не об отгуле, а о предоставлении внеочередного отпуска.

Взять несколько часов или дней можно независимо от того:

    полностью израсходован отпуск или нет;

    до очередного отдыха или после него.

Мы разобрались, можно ли отпрашиваться с работы по закону и как это сделать по договоренности с работодателем. Осталось напомнить, что злоупотреблять подобной практикой не стоит, ведь работников с вечно болеющими родственниками или неспособных восстановить изношенные коммуникации никто не любит.

Предлагаем вам 5 советов от Кэла Ньюпорта, который работает профессором в университете, готовит 6 научных статей в год, написал 4 книги, ведёт свой блог, является заботливым отцом и мужем, но при этом никогда не уходит с работы позже 17:30.

Как уходить с работы вовремя?

1. Списки дел - это зло. Составляйте себе расписание

Списки дел сами по себе бесполезны. Они лишь ваш первый шаг. Вы должны создать себе чёткий график. Зачем? Это поможет вам распланировать то, что вы можете сделать на самом деле. Это позволит выполнять вам конкретную задачу именно тогда, когда вы сможете выполнить её наиболее эффективно, а не просто потому, что она идёт четвёртым номером в списке.

Эксперты сходятся во мнении, что если вы не подсчитываете конкретное время, которое потребуется на выполнение задач, то вы заранее обрекаете себя на неудачу. Хотите перестать быть прокрастинатором? Расписание вам поможет.

Осознание того, что у вас чётко распланированный фронт работ, уже уменьшает желание медлить с выполнением дел. Вы не думаете о том, стоит или не стоит вам сейчас работать - решение уже принято.

2. Установите твёрдые границы

Предположите, что вы собираетесь уйти домой в 18:00, а затем , которые успеете сделать до этого времени. Работа займёт собой всё время, которое вы ей отведёте. Дайте ей 24 часа семь дней в неделю, и, будьте уверены, работа поглотит все эти 168 часов.

Установите сами себе дедлайн: вы уходите домой с работы в 18:00. А затем распланируйте объём задач, который вы сможете осилить к этому времени. Кэл называет это производительностью, обусловленной жёстким графиком.

Но не забывайте, что вам стоит обезопасить себя от переработок. Вы должны ощущать, что управляете своим графиком. Чем больше вы чувствуете, что контролируете ситуацию, тем меньше стресса вы испытываете.

3. Составьте себе план на текущую неделю

Вы согласитесь, что краткосрочные планы - это уже не круто. Если вы думаете только о сегодняшнем дне, вы никогда не окажетесь впереди. Вот что говорит об этом Кэл:

Люди не любят смотреть на долгосрочные планы, но забывают, какую выгоду они могут принести им. Я знаю, что я делаю каждый свой час, каждый свой день. Я знаю, что я делаю каждую свою неделю. Я знаю, что я делаю каждый месяц своей жизни. Вы удивлены? Думаете, что конкретно для вас это сложно? Проще, чем вам кажется. Что для этого действительно нужно? Один час утром по понедельникам. Всего лишь.

Если вы запишете план дел, то с большей вероятностью будете его придерживаться: у вас будет нечто материальное, а не идеальное, это будет напоминать вам о ваших приоритетах.

4. Выполняйте меньше задач, но делайте это увлечённо

У вас должно быть . Помните, что не все ваши дела такие важные, какими хотят казаться. Спросите себя:«Что на самом деле ценно для меня в жизни?». А потом отсеките как можно больше ненужного.

Нас всегда ценят за то, что мы делаем лучше всего. Так что, если вы хотите стать успешным, не распыляйтесь, пусть вы будете выполнять меньше задач, зато у вас появится возможность выполнять их более качественно. Люди говорят «да» слишком часто.

5. Фокусируйтесь на более приоритетных задачах

Люди, которые часто работают в выходные и по ночам, чувствуют, что они делают намного меньше, чем те, которые прощаются с работой в пять вечера. Это происходит потому, что работают они много, но значимость выполняемых ими задач невелика.

Пусть у вас будет время, в которое вы посвятите исключительно приоритетным задачам.

Не хватает мотивации? Приходи на бесплатный вебинар Ицхака Пинтосевича « ». Сделай шаг к лучшим переменам!

Всем Доброго дня, СМ! Сложилась у меня такая ситуация: Я решила уйти с работы (основная причина - Отсутствие карьерного роста, надоело каждый день делать одну и ту же работу, маленькая зарплата). Работаю я офис-менеджером, этакий человек на все сто направлений. И за жизнеобеспечением офиса следить, и для всех все делать. Вы можете спросить, зачем я туда устраивалась вообще? Отвечу сразу, что на тот момент выбора у меня не было, думала поработаю немного и свалю И как-то затянул, коллектив оказался неплохой, научилась жить на маленькую сумму, единственным неудобством оставалась начальница - женщина, может и неплохая, только с полным отсутствием чувства такта и манер. Разговаривать она не умеет, разве что орать. При чем только на людей, которых она считает слабее себя, особенно если ей не могут ответить в свою защиту. Вот такой простушкой как раз я и являюсь, все ее крики и иногда оскорбления я стойко переносила, иногда плакала в туалете, а потом и забывалось все. Косяков серьезных с моей стороны не было, разве что по мелочи, что со всеми бывает. Остальные сотрудники, как мне кажется, любят меня, по крайней мере относятся очень хорошо, я их полюбила всей душой тоже.

Так вот, несу я ей значит заявление, в ответ она на меня кричит, и говорит ищи себе замену. Заявление не подписывает. Только я все равно отдала все в бухгалтерию, и зарегистрировала на всякий случай. А через пару дней принесла кучу резюме своей начальнице, чтобы она могла рассмотреть и выбрать себе другую сотрудницу. Вся эта стопка благополучна лежала, не сдвинувшись с места, еще пару дней, пока я не подошла к ней, и не сказала, что работать вечно я не буду, нужно смотреть кого-нибудь.

Ох девочки, она мне пригрозила, что если я не найду замену, и не обучу ее всему, то останусь без зарплаты!!! А так как зарплата у нас с опозданием на месяц, то на кону к концу срока моего работы - 2 зарплаты!! И к тому же, когда я сказала, что подберу ей девочку, она начала говорить, что занята очень, и времени у нее смотреть их нет, и она не знает даже когда сможет! Я понимаю, что по закону, никто не имеет права не выплачивать мне зарплату, но она у нас наполовину в конверте! То есть в любом случае этой части я лишаюсь! Я еле смогла взять себя в руки и не разреветься от досады!

Сижу и просто мозг кипит от мыслей, как поступить теперь. Конечно, мне срочно не нужно уходить, и я могу еще задержаться, чтобы найти и обучить кого-то. Но после того, как она со мной поговорила, верней поорала, мне назло не хочется ничего делать! И плюс, я надеюсь, что в ближайшее время найду другую работу, значит долго сидеть я тут не смогу. Знаю, что скоро успокоюсь, но сейчас просто дым из шей от злости

Удивлены вопросом? Казалось бы, как же иначе, ведь Вы:

  • всегда приходите вовремя на работу;
  • готовитесь к планеркам, посещаете конференции;
  • планируете деловые встречи и разговоры с клиентами…

Но есть одно “но”. Скорее всего в расписании Вашего рабочего дня не достает одной маленькой детали. Эта деталь — время ухода с работы. А ведь она очень важна, если Вы не хотите превратиться в трудоголика и вскоре “перегореть” из-за чрезмерных нагрузок.

7 простых правил управления рабочим временем

Решение простое — определитесь со временем, когда Вы хотите покидать офис. Но в таком случае может возникнуть еще одна проблема — это риск не закончить важные дела. Как же научиться уходить домой вовремя и при этом справляться со своими обязанностями?

Существует 7 простых правил, которые позволят вам управлять своим временем:

  1. Приходите на работу пораньше . Это очевидно — если вы хотите вовремя пойти домой, приходите на работу чуть пораньше обычного. В это время никто не будет Вас отвлекать. Вы сможете спокойно сделать те задачи, которые требуют сосредоточенности.
  2. Закрывайте дверь в кабинет . Закрытая дверь — вовсе не признак Вашей нелюдимости или враждебности. Просто дверь будет служить препятствием для Ваших коллег. Они дважды подумают, стоит ли вас отвлекать.
  3. Решайте вопросы по телефону , не выходя из рабочего кабинета.
  4. Найдите себе заместителя . Часто люди тратят много лишнего времени потому что у них нет помощника. Тогда, перед отпуском им приходится работать допоздна и без выходных, чтобы успеть всё сделать в срок.
  5. Сократите время на рутинные задачи . Часто люди не осознают того, что они уже стали намного опытнее и могут делать обычную работу намного быстрее. Они продолжают по привычке тратить слишком много времени на рутину.
  6. На работе следует работать! Многие офисные работники крайне не собраны. Они постоянно отвлекаются на посторонные дела. И на саму работу тогда просто не остается времени.
  7. Оцените ваши возможности , прежде чем браться за новую работу. Решите, сможете ли Вы в отведенное время выполнить новые задачи. Научитесь определять тупиковые проекты и отказываться от них.

Следуйте этим простым правилам и вскоре Вы будете быстрее справляться со своими задачами. После этого приступайте к 7 советам, как вовремя покидать рабочее место:

  1. Отвечайте на вопросы по телефону или e-mail сразу же. Пока вы решаетесь на ответ, данная информация может оказаться уже не актуальной.
  2. Перезванивать нужно в тот же день, а после этого направить всю свою энергию на выполнения другой задачи.
  3. Не стоит затягивать с телефонным разговором. Ограничьтесь разговором всего в пять или даже меньше минут. Это ускорит темп вашей работы.
  4. Научитесь уверенно отказывать. Безотказные работники считаются самыми несобранными. Научитесь говорить «Нет».
  5. Сократите совещания. Раз вы можете сократить время телефонного разговора или обеда, то сможете сделать это и с совещанием.
  6. Приступайте к работе без промедления.
  7. 90% — это достаточно. Большинство задач считаются выполненными, когда они выполнены на 90%.

Автоматизируйте управление рабочим временем

Сегодня стало намного проще и удобнее держать время под контролем. Причина — развитие технологий в сфере автоматизации бизнес-процессов. Как пример, сервис Yaware.TimeTracker позволит Вам:

  • контролировать рабочее время;
  • держать под уздой “пожирателей времени”;
  • определить за сегодня, неделю, месяц.

Уже сегодня увеличьте свою личную эффективность и продуктивность Вашей компании. Для этого достаточно установить Yaware.TimeTracker на рабочие компьютеры компании. Протестируйте сервис в течение первых 2 недель бесплатно.