Как вспомнить момент из детства психоанализ. Почему мы так плохо помним детство? Какие воспоминания наиболее сильно отпечатываются в детском подсознании

Наука

Ученые и родители уже давно задаются вопросом, почему мы не помним, что происходило с нами до 3-х лет . Каким бы важным не было событие в жизни ребенка, эти воспоминания стираются и через несколько месяцев от них не остается и следа.

Теперь же исследователи выяснили, почему существует так называемая "инфантильная амнезия", и почему мы не можем вернуть свои воспоминания детства.

Ученые из Университета Торонто объяснили, что в первые годы жизни происходит быстрый рост клеток в гиппокампе - центре памяти мозга , из-за чего связи между существующими клетками разрушаются.

В результате, воспоминания, которые там хранятся, уже невозможно восстановить.

Хотя дети какое-то короткое время помнят важные события, например, праздник дня рождения, они теряют воспоминания через несколько недель или месяцев .

Напротив, у детей более старшего возраста и взрослых, связи в мозге более стабильные, что позволяет нам хорошо сохранять воспоминания.

Так канадские ученые провели эксперимент, увеличив производство клеток в центре памяти взрослых мышей, и выяснили, что они стали быстрее забывать события.

Особенности памяти у детей

Предыдущие исследования показали, что мы обычно не помним, что происходило с нами до 2-3 лет .

Кроме того, у нас остаются обрывочные воспоминания того, что случилось с нами между 3-мя и 7-ю годами.

К 10 годам воспоминания обычно кристаллизуются .

Специалисты считают, что родители, которые хотели бы, чтобы их дети помнили какие-то события раннего этапа своей жизни, должны обсуждать их с детьми во всех деталях, чтобы ребенок понял значимость этого события. Это придает событию значение, которого у детей может не быть.

Развитие памяти у детей

Воспоминания обогащают жизнь ребенка и улучшают его разговорные навыки. Вот несколько советов по развитию памяти у детей дошкольного возраста:

Установите распорядок

Следование определенному порядку улучшает память ребенка. Так, если ребенок всегда ложится в кровать с плюшевым мишкой сразу после купания, он начнет сам помнить о том, чтобы взять мишку. Вы можете помочь ему вопросами: "Что происходит после того, как ты купаешься?"

Задавайте вопросы

Например, если вы проходите мимо дома ваших друзей, вы можете спросить: "Кто здесь живет?". Такие вопросы дают детям опыт для воспоминаний.

Показывайте действия

Дети копируют действия родителей. Если вы хотите чему-то научить своего ребенка, лучше один раз показать, чем много раз объяснять. Если же вы будете повторять действие много раз, это еще больше закрепит воспоминания.

Говорите с ребенком о его опыте

Сфокусируйтесь на важных воспоминаниях для вашего ребенка. Обсуждайте с ним то, что происходит вокруг, что ему нравится, куда он ходил, что ел на обед и тд.

Подавляющее большинство людей не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни.

Это - одна из наиболее удивительных особенностей человеческой памяти, потому что именно в первый год жизни человек начинает постигать мир, у него появляются принципиально новые впечатления.

Впервые на это явление обратил внимание З. Фрейд, который назвал его амнезией детства. Он открыл это явление в процессе наблюдения за своими пациентами, которые оказались не способными вспомнить события первых трёх-пяти лет своей жизни.

До Фрейда люди воспринимали то, что они не могут вспомнить своё раннее детство как само собой разумеющийся факт: память на события со временем стирается, а ведь между ранним детством и взрослой жизнью проходит очень много времени, по крайней мере по субъективной шкале.

Однако амнезию детства нельзя свести к обычному забыванию. Пожилые люди могут многое вспомнить о своих годах в начальной школе, но очень редко кто из первоклассников может многое рассказать о своей жизни в трехлетнем возрасте, а тем более - в двухлетнем.

Проводились исследования, в которых людей просили воспроизвести и датировать воспоминания из их детства. Наиболее ранние воспоминания у большинства из них оказались связаны с событиями, происходившими в трёхлетнем возрасте. Немногие, однако, смогли изложить воспоминания, предшествующие возрасту в один год. Но проверить такие воспоминания не представляется возможным.

Наиболее точный и последовательный эксперимент провёл американский физик-экспериментатор Роберт Вуд. Раз за разом своей дочке, которой ещё не было одного года, он показывал одну и ту же картину: ставил на каминную полку фигурку собачку, клал ей на голову небольшое количество взрывчатки и устраивал взрыв. В возрасте один год демонстрации прекратились. Впоследствии, когда девочка была уже в сознательном возрасте, она вспомнила взрывы и у неё произошла эмоциональная реакция (сочувствие собачке). Этим экспериментом было показано, что очень яркие и неоднократно повторяющиеся события могут быть запомнены и в период одного года.

Проблему достоверности преодолевали и иным путём. Например испытуемым задавали в общей сложности двадцать вопросов о событии из их детства, о котором было точно известно, что оно произошло, - рождение младшего брата или сестры (подробности такого события можно проверить у другого человека). Вопросы задавались относительно фактов: что сопутствовало тому, когда мать увозили в больницу, когда она была в больнице, когда вернулась с младенцем домой, а также первым дням общения с новым братом или сестрой. Исследование показало, что если брат или сестра родились до достижения испытуемым трёхлетнего возраста, он ничего не мог об этом вспомнить. Если же рождение пришлось на возраст более трёх лет, количество воспоминаний увеличивалось вместе с возрастом на момент этого события.

Причины амнезии детства

Фрейд полагал (в русле своей теории), что это происходит вследствие подавления сексуальных и агрессивных ощущений, испытываемых маленьким ребёнком в отношении своих родителей. Такое объяснение, однако, предсказывает амнезию только на события, связанные с сексуальными и агрессивными мыслями, тогда как на самом деле амнезия детства распространяется на все события.

Существуют когнитивные объяснения амнезии детства, которая рассматривается как следствие колоссального различия между опытом кодирования информации у маленьких детей и организацией воспоминаний у взрослых. В каком-то смысле можно провести аналогию с компьютером: диск, отформатированный в одной операционной системе, может не читаться в другой.

У взрослых людей воспоминания выстроены в одну целостную картину (модель) мира. Маленькие же люди кодируют свои переживания, не обобщая их и не связывая со смежными событиями, не выстраивая целостной картины мира. Когда ребёнок начинает усваивать связи между событиями, когда появляется абстрактно-логическое мышление, ранние переживания теряются. Что интересно, развитие речи достигает первого пика в возрасте трех лет.

Каковы биологические явления, сопровождающие амнезию детства? Гиппокамп - структура мозга, участвующая в консолидации воспоминаний, - созревает примерно через год-два после рождения. Поэтому события, происходящие в первые два года жизни, не могут достаточно сильно консолидироваться. Поэтому, если впечатления не очень яркие, их нельзя впоследствии воспроизвести.

Литература

Агкнисон Р. Л., Атнинсон Р. С. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В, П. Зинченко. - М.: Тривола, 1999 Частичная утрата способности сохранять в памяти информацию, воспроизводить ее.

Полезные советы

А вы помните себя ребенком? Хорошо ли вы воссоздаете в памяти события давно минувших дней? Оказывается, любой взрослый может не просто вспомнить свое ранее детство, но и применять эти воспоминания для своего блага во взрослой жизни.

Многим людям хочется снова вернуться в своё детство, пережить те эмоции и чувства, с которыми ребенок смотрит на окружающий мир. Однако, в большинстве случаев наши воспоминания об этом чудесном периоде жизни ограничены историями родителей, бабушек, дедушек, а также тех, кто был рядом тогда.

Это рассказы других людей, не воспоминания самого человека. Безусловно, вопрос о том, почему человек не помнит свое самое раннее детство, заботит и представителей научного мира.

К примеру, Зигмунд Фрейд назвал это инфантильной амнезией, а психоаналитики полагают, что это явление является результатом подавления некоторого опыта и мыслей. Когнитивные психологи утверждают, что с развитием речи подавляются блоки ранней памяти, а нейропсихологи уверены, что механизмы, ответственные за долговременную память, слишком мало развиты в наши первые годы жизни.

Зачем вспоминать детство?

Итак, какую же пользу для себя может извлечь человек, вспомнив раннее детство?

Детские воспоминания

1. Он сможет найти радость в своем детстве, которое всегда считал несчастным


Некоторые люди живут с грузом, полагая, что их детство в общем было довольно тяжелым и недостаточным количеством любви. Это чувство очень угнетает, лишает опоры, и постоянно подтачивает взрослого человека.

Часто мы особенно ярко запоминаем отрицательные моменты: непонимание со стороны взрослых, обиды, нехватку внимания, насмешки или что-то более серьезное. Однако, счастливые и радостные моменты были в жизни каждого из нас. Когда человек уходит в глубины своей памяти и находит там положительно окрашенные воспоминания, то он понимает, что оказывается, все было не так уж и плохо. У человека иногда получается полностью поменять восприятие своего прошлого, а, соответственно, и свое отношение к нему.

2. Любовь, которую человек получил во младенчестве от родных и близких, наполняет его силой и уверенностью во взрослой жизни


Это такие моменты, когда человек чувствует, что его любят. Невероятно ресурсными являются воспоминания о том, как мать держит малыша на руках, как кормит его грудью, гладит по голове, любуется. Как раз в такие минуты человек может почувствовать и вспомнить материнскую безусловную любовь, она будет наполнять его принятием, заботой и лаской.

Иногда даже получается вспомнить, с какими эмоциями малыша ждала семья, с какой любовью его встречали из роддома, как все умилялись ему. Во взрослом возрасте это придает человеку уверенности и сил.

3. К человеку возвращается детская восторженность и открытое мировосприятие


По данным ученым, самый сильный стимул для того, чтобы развилось сознание, - это удивление. Однако, в большинстве случаев во время социализации человек утрачивает это чувство. При помощи воспоминаний у вас получится прикоснуться к детской открытости миру, неподдельному любопытству к окружающему миру, к стремлению познать.

Для взрослых любопытство – это нечто понятное и привычное, а для ребенка – это восторг и трепет. Ребенок раскрывает широко глаза, восклицает и тянет руки к чему-то неизведанному. Моменты самой настоящей радости, к примеру, при получении подарка на день рождения, невозможно сыграть.

Спросите себя, давно ли вы были в таком состоянии чистой радости? А ведь вы вполне можете вспомнить и ярко почувствовать подобные моменты, после чего вы совсем по-другому взгляните на наш обычный мир, который оказывается не перестал быть удивительным.

4. Можно найти источник ограничений и страхов



В подавляющем большинстве случаев как раз в детстве спрятаны корни некоторых наших страхов, каких-то ограничений. В детстве также закладываются определенные шаблоны поведения. Зачастую отыскать корень проблемы – это уже как минимум половина решения ее, а в некоторых случаях и полно решение.

5. Вы сможете стать другом своему ребенку, и сможете понять причины его поведения в тех или иных ситуациях



Невероятно важны детские воспоминания для тех людей, у кого на данный момент есть маленькие дети, или они вот-вот станут родителями. Когда человек помнит себя маленьким, он помнит о том, как малыш воспринимает мир, как он себя в нем чувствует, чего опасается, а что хочет всеми фибрами своей маленькой души.

Вы сможете с большим пониманием общаться со своим крохой. Вы сможете понимать его грустный взгляд, восторг или страх, который с точки зрения взрослого вызван какой-то ерундой. То есть когда вы на одной волне со своим ребенком, вы сможете выстроить более доверительные и близкие отношения с ним, подарите ему поддержку тогда, когда она ему будет нужна больше всего.

Как вспомнить детство?

Так как же вспомнить своё детство?


Наверняка первое, что вам пришло на ум, это гипноз. Но существует несколько техник, которые можно использовать для возрождения воспоминаний, не прибегая к помощи гипноза.

Уделяйте внимание своим эмоциям


Если в вашем детстве произошло какое-то событие или переживание, которое причинило сильнейшую боль, вы непроизвольно не будете об этом помнить. Но прощупать границы забытого можно попробовать. Задайте себе вопрос: что вызывает у вас крайне сильные чувства? Чувства могут быть связаны с нынешней ситуацией, или же с событиями давно минувших дней. Почему? Когда? Перед вами цель – потихоньку проследить рождение отрицательных эмоций с самого детства.

Возвращайтесь в места вашего детства


Воспоминания можно оживить с помощью ассоциаций. Они могут проявится при помощи старых игрушек, книг и других предметов из вашего детства. Если вы обладаете такой возможностью, то съездите в места, где вы росли.

Какое было ваше первое детское воспоминание? Я помню, как во время обеда в детском садике нам принесли на десерт шесть яблок - по одному для каждого ребенка, который сидел за столом. Но я хотела самое сладкое яблоко, поэтому, не долго думая, понадкусывала их все - и выбрала самое вкусное.

Мне было около трех лет. Лишь 5% процентов людей помнят себя раньше этого возраста. А наши воспоминания до 6-7 лет обычно можно пересчитать по пальцам. Этот феномен психологи называют «инфантильной амнезией».

Как и многие открытия в психологии, это принадлежит психологу с неоднозначной репутацией Зигмунду Фрейду. Беседуя со своими пациентами, он заметил, что большинство из них не могут вспомнить себя в маленьком возрасте, при этом если спрашивать о периоде после шести лет - количество воспоминаний резко возрастает.

Почему же мы так плохо помним детство?

Пока ученые и психологи не пришли к единой версии - существует несколько теорий о том, что является причиной возникновения инфантильной амнезии.

Некоторые ученые считают, что ребенок не может сохранять воспоминания, потому что он еще не стал самостоятельной личностью, не отделил себя от окружающего, и не знает, что из пережитого - есть его опыт. Психолог Харк Хоун провел эксперимент: он попросил детей спрятать игрушечное животное в его лаборатории. Через две недели он спрашивал малышей о том, куда они положили игрушку. Только те дети, которые уже узнавали себя в зеркале (этот простой психологический тест помогает определить, развилось ли «я» ребенка), рассказали ученому, где лежит животное. Остальные же не помнили, куда дели игрушку.

Исследователи Габриэль Симкок и Харлин Хейн в 2002 году опубликовали в журнале «Психологическая наука» исследование, в котором речь шла о том, что запоминание событий детьми тесно связано с речевыми навыками. Так как маленькие дети не достаточно владеют языком, они не могут «закодировать» то, что происходит в их жизни, в воспоминания.

Как же тогда дети не забывают, кто их родители, как их зовут, где их дом?
За сохранность этой информации отвечает особый вид памяти - семантическая память. Это тип долговременной памяти для хранения общих понятий о мире, там же хранятся правила и установки, информация об окружающих людях, и знание о том, что шоколадка лежит на верхней полке, а на день рождения родители обещали купить конструктор.

«Проблема не в том, что дети не могут формировать воспоминания, а в том, что они формируют их в зоне кратковременной памяти, - говорит ученый Пол Фрэнкланд из Торонто. - Когда я проводил исследование о феномене детской амнезии, я постоянно обращался за помощью к своей четырехлетней дочери. Я задавал ей вопросы о местах, в которых мы были два-три месяца назад, и она рассказывала то, что помнит, причем довольно подробно. Но я знаю, что через четыре года она этого не вспомнит».

Канадские исследователи подтверждают - маленькие дети лучше помнят свое раннее детство, чем повзрослевшие. Они попросили 140 детей в возрасте от 3 до 13 лет описать три самых ранних своих воспоминания, а два года спустя повторили опрос. Из 50 самых юных участников исследования, которым на момент первого контакта с учеными было от 4 до 6 (и, соответственно, 6-8 на момент второго опроса), только пять детей назвали те же воспоминания как самые ранние. Большинство малышей забыли то, что они рассказывали о себе раньше. Тогда как из более взрослых детей более 30% воспроизвели те же памятные моменты, что и за два года до этого.

Исследование Фрэнкланда было связано с особенностями работы гиппокампа - части лимбической системы головного мозга, которая является своего рода «транспортной компанией» для перевозки и архивирования наших воспоминаний.

Все мы рождаемся с недоразвитым гиппокампом - ему нужно несколько лет, чтобы настроиться на работу. И, пока эта область головного мозга находится «в стадии разработки», наши воспоминания хранятся в эпизодической памяти, «хранилища» которой разбросаны по всей поверхности кортекса, иначе говоря - коры головного мозга. Аудиальные воспоминания откладываются на боковых поверхностях кортекса, тогда как визуальные - на задней поверхности. Патрисия Байер из университета Атланты советует представить эти участки как цветы - тогда получается, что весь наш мозг - большая цветочная поляна. А гиппокамп нужен, чтобы собрать из цветов букет.

Фрэнкланд объясняет: гиппокамп, начиная работать в полную силу, слишком занят транспортировкой и архивированием текущей жизни ребенка, ему некогда отвлекаться и заниматься делами давно минувших дней. Подобно тому, как бухгалтер во время сдачи годового отчета не будет проверять данные пятилетней давности, гиппокамп не тратит силы на прокладывание дорожек-связей к нашим самым ранним детским воспоминанием, сосредотачиваясь на том, чтобы запомнить как можно больше нашей сегодняшней жизни.

Канадский ученый доказал свою теорию на крысах. Он взял несколько мышат, которые в норме имеют те же проблемы с долгосрочной памятью, что и дети, и с помощью препаратов замедлил формирование новых нейронных связей в гиппокампе. Мышата, которые до этого за несколько дней забывали верный «путь» в лабиринте до сыра, смогли сохранить это воспоминание надолго и успешно находили лакомство спустя недели. Освободившись от текущих задач, их гиппокамп нашел ресурсы на перемещение воспоминания о правильной дороге до сыра из кратковременной памяти в долговременную. Вскоре ученый планирует проверить свою теорию на детях, больных онкологическими заболеваниями - одним из эффектов лекарств, которые им назначают, является замедление формирования нейронных связей в гиппокампе.

Фрейд считал, что феномен детской амнезии связан с необходимостью стереть из памяти травмирующие событии детства. Современные ученые все еще не знают, по какой причине ранние воспоминания не находят места в нашем хранилище памяти, но они выяснили, когда они начинают стираться.

Недавнее исследование Патриции Байер и Марины Ларкиной показало, что феномен детской амнезии «активируется» в возрасте 7 лет. Они записали разговор мам с трехлетними детьми о шести последних ярких событиях жизни ребенка - посещение зоопарка, первый день в детском саду и так далее. Через некоторое время исследователи снова связались с семьями и расспросили детей о том, что они помнят о шести событиях. Так как целью исследования было установить, в каком возрасте мы забываем свое детство, ученые разговаривали с разными детьми из тест-группы в разном возрасте - с одними в пять лет, с другими в шесть, семь, восемь, девять. Таким образом они смогли зафиксировать, сколько информации в каком возрасте могут воспроизвести дети.

Выяснилось, что ребята, которым на момент опроса было 5-7 лет, помнили 60% из того, что с ними происходило в возрасте трех лет. Тогда как те, с кем разговаривали в 8-9 лет, могли воспроизвести не более 40%.

Как выяснила другая группа канадских ученых во главе с доктором Питерсеном, на формирование детских воспоминаний также влияет среда, в которой растет ребенок. В 2009 году он провел масштабный эксперимент, в котором участвовали 225 канадских детей и 113 детей из Китая в возрасте 8, 11 и 14 лет. Их попросили написать как можно больше воспоминаний об их детстве за четыре минуты. Ребята из Канады смогли вспомнить вдвое больше того, что происходило с ними в детстве, чем китайские дети, при этом они помнили себя в среднем на шесть месяцев младше. Интересно, что их воспоминания в большинстве своем были связаны с их собственным опытом, тогда как дети из Китая больше вспоминали то, что было связано с семьей и групповой активностью.

Это исследование показало, что на то, как хорошо мы помним детство (и что именно мы вспоминаем), влияет наше окружение. В целом наши воспоминания о раннем детстве обычно больше визуальные, чем аудиальные, и чаще позитивные, чем негативные.

Чтобы помочь ребенку сохранить воспоминание, нужно обсуждать произошедшее с как можно большим количеством деталей. Не сообщайте ребенку факты, для формирования воспоминаний гораздо эффективнее подталкивать малыша самого рассказывать о произошедшем. Помнишь, как мы ходили в зоопарк? Что ты там видел? Какого цвета была шерстка у льва? А какие звуки произносила горилла?

Может быть, когда вырастет, ваш ребенок и не вспомнит, как в три года кормил рыбок на Мальдивах, но регулярное обсуждение ваших совместных приключений обогащает словарный запас малыша, повышает уверенность в себе, учит сотрудничать и сближает вас.

Фото - фотобанк Лори

Двое ученых полагают, что выяснили причину явления, которое Зигмунд Фрейд окрестил «инфантильной амнезией», и почему мы не можем вернуть эти воспоминания назад. Они сказали, что быстрый рост клеток в центре памяти нашего мозга в первые годы жизни означает, что ключевые связи между существующими клетками разрушаются. В результате, воспоминания, которые там хранятся, становиться невозможно достать. Ученые собравшиеся на семинаре, проходившем в Канаде, услышали, что это может объяснить, почему маленькие дети могут помнить такие события, как день рождения, только в течение нескольких недель или месяцев, прежде чем они исчезнут. В отличие от связей в мозгу маленьких детей, мозг детей старшего возраста и взрослых является более стабильным, что позволяет хранить воспоминания правильно.Авторами этой теории является супружеская пара. Пола Франкленд и Шина Джослин, из университета Торонто, показала, что повышение производства клеток в центре памяти взрослых мышей привели к потере воспоминаний. Предыдущие исследования показали, что люди, как правило, не могут вспомнить события, которые произошли в возрасте до двух-трех лет, и имеют весьма смутные воспоминания о вещах, которые произошли с ними от трех до семи лет.

Исчезновение воспоминаний уже не раз пытались объяснить. Среди высказанных гипотез: запись новых воспоминаний поверх уже имеющихся, а также формирование устойчивой памяти после развития разговорного навыка. Тем не менее исследователи считают, что их теория является наиболее правдоподобной. Они сказали: «Почему инфантильная амнезия существует уже давно, является тайной. Мы считаем, что наши новые исследования начинают объяснять, почему у нас не сохраняются воспоминания самых ранних лет».

Они добавили, что есть ряд преимуществ в том, что мы не помним каждую деталь нашего детства. Например, их двухлетняя дочь недавно расплакалась, испугавшись темноты, когда они выключили свет перед внесением праздничного торта со свечками.

«В детстве с ребенком происходит множество стрессов, способных травмировать его на всю оставшуюся жизнь. Поэтому это даже к лучшему, что дети могут забывать о столь сильных стрессах уже через несколько дней», — приводит слова ученых Mail Online.