Какая цель ставилась перед когнитивной психологией. Кратко о когнитивной психологии

Когнитивная психология (КП) – раздел психологической науки, который изучает познавательные процессы психики человека. Её целью является изучение роли знаний в поведении индивидуума.

Объектами когнитивной психологии стали:
  • память;
  • воображение;
  • внимание;
  • восприятие;
  • распознавание образов, звуков, запахов, вкуса;
  • мышление;
  • речь;
  • развитие;
  • интеллект.

«Когнитивный» в переводе означает «познавательный». Если говорить простыми словами, согласно идеям КП человек получает сигналы извне (свет, изображение, звук, вкус, запах, ощущение температуры, тактильные ощущения), анализирует действие этих раздражителей, запоминает их, создает определенные шаблоны своего ответа на внешнее воздействие. Создание шаблонов позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако при неверном изначальном создании шаблона происходят сбои адекватности восприятия внешнего раздражителя. Поиск неверного шаблона и замена его правильным – метод КП. Когнитивная психология исследует как сознательные, так и бессознательные психологические процессы, однако бессознательное здесь трактуется как автоматические мысли.

История когнитивной психологии

Начало современной психологии было положено в середине 19 века, к концу 19 столетия ощущался явный перевес физиологического подхода в описании психики человека. Исследования Павлова подтолкнули Дж.Уотсона к идее бихевиоризма со схемой «стимул-реакция». Подсознание, душа, сознание, как величины, которые нельзя измерить, попросту списывались со счетов. В противовес этой концепции существовал фрейдизм, нацеленный на изучение внутреннего мира человека, но совершенно субъективный.

Когнитивная психология возникла в результате кризиса идей бихевиоризма и развития искусственного интеллекта, когда в 60-х годах учёным пришла идея о человеке как о биокомпьютере. Процессы мышления описаны аналогично процессам, производимым ЭВМ. Наиболее значимая в 50-е годы теория бихевиоризма имела своим объектом внешне наблюдаемое поведение человека, в противовес им когнитивная психология занялась внутренними процессами в психике индивидуума.

Наиболее активно когнитивная психология развивалась усилиями американских исследователей. Период с 1950 по 1970 называют когнитивной революцией. Термин «когнитивная психология» впервые употребил американец Ульрик Найссер.

Плюсами КП стали:
  • наглядность схемы процессов мозга;
  • наличие системообразующей теории;
  • создание общей модели психики;
  • объяснение философского вопроса о связи бытия и сознания – они связаны через информацию.

Имена когнитивной психологии

Джордж Армитаж Миллер (1920-2012 гг, США) – самая известная его работа посвящена кратковременной памяти человека (формула «7 +/- 2»).

Джером С. Брунер (1915-2016 гг, США) – исследовал когнитивные процессы, внес немалый вклад в теорию обучения, психологию педагогики.

Ульрик Найссер (Нейсер) (1928-2012 гг, США) – в 1976 году в своей книге «Когнитивная психология» он, впервые употребив этот термин, описывающий психологическую теорию последних лет, указал и на её основные проблемы, совершив толчок к дальнейшему развитию КП. Он также описал феномен предвосхищения информации.

На базе КП возникло направление когнитивной психотерапии, основателями которой признаются Альберт Эллис и Аарон Бек.

Черты когнитивной психологии

Наиболее яркими чертами этого направления психологии стали:
  • компьютерная метафора в описании процессов мышления;
  • символьный подход;
  • хронометрические эксперименты на скорость реакции.

Аксиомы когнитивной психологии

А.Т. Бек предположил, что отклонения в психике объясняются нарушением процесса самосознания, ошибкой в обработке внешних данных. Например, женщина с анорексией воспринимает себя как слишком толстую, и излечить её возможно, определив сбой в суждениях. То есть когнитивная психология считает аксиомой наличие объективной действительности. Когнитивная психотерапия решает проблему иррациональных идей.

Хабер в 1964 году сформулировал следующие принципы-аксиомы КП:
  • Информация собирается и перерабатывается в сознании в строгой последовательности (аналогично процессам в ЭВМ).
  • Возможности по хранению и переработке информации ограничены (сравните с емкостью памяти электронных устройств), именно поэтому мозг подходит выборочно к сигналам из внешнего мира, ищет эффективные способы работы с входящими данными (стратегии).
  • Хранение информации происходит в кодированном виде.

Направления когнитивной психологии

Современная КП занимается изучением психологии развития когнитивных структур, языка и речи, теорий интеллекта.

Можно выделить следующие направления КП:
  • Когнитивно-поведенческая психология – направление когнитивной психологии, в основе которого предположение, что личностные проблемы индивидуума обусловлены его неправильным поведением. Целью работы с пациентом является поиск ошибок в поведении, обучение правильным моделям.
  • Когнитивная социальная психология – её задачей является социальная адаптация личности, помощь в социальном росте человека, путем анализа механизмов его социальных суждений.

Современная когнитивная психология тесно связана с исследованиями в нейробиологии. Последняя является областью науки, изучающей устройство и функционирование нервной системы организмов. Постепенно две области науки переплетаются, при этом когнитивная психология сдает свои позиции, уступая место когнитивной нейронауке.


Критика когнитивной психологии

Когнитивная психология не учитывает эмоциональных составляющих процесса познания, абстрагируется от намерений и потребностей человека, старается схематизировать познавательные процессы, которые не всегда можно уложить в схему. Когнитивисты утверждают «автоматичность» переработки получаемых внешних данных, игнорируя сознательный выбор индивидуума. Это основные моменты, из-за которых она подвергается критике. Ограниченность подхода КП привела к развитию генетической психологии (Ж.Пиаже), культурно-исторической психологии (Л.Выготский), деятельностному подходу (А.Леонтьев).

Несмотря на критику, когнитивная психология является ведущим современным направлением науки о процессе познания. КП показывает отличные результаты в терапии больных с депрессией, людей с заниженной самооценкой. КП стала основой для развития когнитивной лингвистики, нейропсихологии, когнитивной этологии (изучение познавательной деятельности животных). Данные КП применяются для построения учебных программ, для повышения результативности курсов, например, по изучению иностранных языков. КП имеет влияние во всех направлениях психологии, психотерапии.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) появилась в 60-х годах прошлого века. Этот раздел психологии относится к современным направлениям в исследовании познавательных процессов.

Слово «когнитивный» происходит (от латинского cognition – «познание»), а в переводе (с английского cognitive – «познавательный»), таким образом, можно сказать, что когнитивная психология – это часть психологической науки, занимающаяся изучением действий познавательного характера.

Исследования в области когнитивной психологии, как правило, сопряжены с проблемами, связанными:

  • с памятью;
  • эмоциями;
  • вниманием;
  • мышлением (в том числе и логическим;
  • воображением;
  • способностью принимать те или иные решения.

Многочисленные утверждения когнитивной психологии являются базой нынешней психолингвистики. Заключения когнитивной психологии обширно применяются в иных сегментах психологической науки, например, таких как социальная, психология личности и образования.

В настоящее время формирование когнитивной психологии в значительной степени базируется на установлении сходства между процессами, несущими познавательный характер у человека и преобразованными данными вычислительной техникой. Таким образом, были отобраны множественные элементы конструкции (блоки) действия которых были направлены на познание и исполнение в первую очередь в отношении памяти (Ричард Аткинсон).

Максимальное продвижение в когнитивной психологии приобрела теория о том, что психика есть некий прибор с зафиксированной возможностью преобразования полученных сигналов. Значимое место в данной теории отводилось внутреннему когнитивному устройству человека, которое представляло собой некую систему для хранения, ввода и вывода данных, учитывая при этом его пропускную способность. В данном случае проводилась аналогия между работой головного мозга и персонального компьютера.

Немного истории

Это направление психологии зародилось в середине двадцатого века в Соединенных Штатах Америки. До возникновения когнитивной психологии в том виде, в котором она сейчас, специалисты в области данной науки пытались и ранее работать над теми трудностями, которые возникали в процессе познания. Еще несколько веков тому назад ученые пытались исследовать мышление не только с философской точки зрения, но и научной.

Наибольшую конкретику в существующую сегодня психологию привнесли такие ученые того времени, как:

  • Декарт;
  • Кант.

Концепция Декарта, а именно созданная им структура психологической науки, вылилась в изучение своей психики экспериментальными методами. Юм стремился определить законы ассоциативного мышления и систематизировал психические процессы. У Канта, в свою очередь, сознание – это система, а полученные навыки (опыт) данные которые наполняют эту систему.

Было бы неверным полагать, что основой когнитивной психологии считаются лишь данные философы. Безусловно, не только они, но и другие научные деятели иных сфер знаний привнесли собственный вклад в формирование и становление данной области психологической науки.

Полагают, что толчком к появлению когнитивной психологии стала встреча, состоявшаяся в 1956 году в Массачусетском научно-техническом университете. Явившаяся началом революции в психологии, которая основываясь на возникновении интереса к особенностям познания человека и к самому познавательному процессу.

Возникшее новое направление в психологии было нацелено против:

  • бихевиористского течения;
  • изъятия психического элемента из оценки поведения;
  • игнорирования действий, направленных на формирование познавательных процессов и развития.

Заключительной основой когнитивной психологии стал необихевиоризм. Затем, отталкиваясь от взгляда на организм человека, как на систему, занимающуюся получением информации с ее последующей обработкой, был изобретен новейший аспект. Данный аспект базируется на понятии о том, что общество оказывает различного рода воздействие на полученную информацию.

Человечество перерабатывает полученные данные в иную конфигурацию, отбирая конкретные показатели с дальнейшей их переработкой либо полной ликвидацией из-за ненадобности. В этот период когнитивная психология уверенно стоит на собственной методологической площадке, что обуславливается стремительным развитием компьютерных технологий и возникновением новейших абстрактных изучений в сфере психологии.

Основы когнитивной психологии

Главным предметом исследования в когнитивной психологии являются такие познавательные процессы, как:

  • память;
  • речь;
  • воображение;
  • чувства;
  • мышление.

В качестве способов берутся хронометрические методы, базирующиеся на четкой регистрации того периода времени, которое потребовалось для решения существующей задачи либо скорости реакции на полученный сигнал. Интроспективные способы в данном случае неприемлемы, так как не владеют той правильностью и точностью, которая необходима при исследовании отмеченных объектов.

Все конфигурации познавательного процесса человека и его активность, аналогичны операциям персонального компьютера.

К проблемам когнитивной психологии относят следующие факторы:

На данный момент в когнитивной психологии, претерпевшей упадок, формируется новейший экспериментальный проект, который исследует язык, как основную условную концепцию, применяемую индивидом для решения различного рода задач.

» Основные направления

Когнитивная психология (когнитивизм)

Когнитивная психология - направление современной психологической науки, изучающее познавательные процессы. Она ведет свое начало из трудов Вольфганга Келера (1917) о человекообразных обезьянах и наблюдений Жана Пиаже о развитии детского интеллекта (1927).

Как самостоятельная отрасль она оформилась в 1950-х - начале 1960-х годов, когда Д. Миллер совместно с Д. Брунером в 1960 году создали первый Центр когнитивных исследований при Гарвардском университете.

Известными представителями когнитивизма также являются Р. Аткинсон, Л. Фестингер, Д. Келли и др.

Основные предпосылки ее возникновения:

  • неспособность бихевиоризма и психоанализа объяснить поведение человека без обращения к элементам сознания;
  • развитие систем вычислений и кибернетики;
  • развитие современной лингвистики.

Самые известные достижения когнитивной психологии:

  • теория каузальной атрибуции (теория о том, как люди объясняют поведение других);
  • теория личностных конструктов Д. Келли (утверждает, что каждое событие осознается и интерпретируется разными людьми по-разному, поскольку каждый индивид наделен уникальной системой конструктов или схем).

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола coghoscere - знать.

Когниция - это собирательное обозначение целенаправленных усилий, предпринимаемых, чтобы найти, узнать, распознать, понять, различить, классифицировать, обсуждать предметы, а также обрабатывать их, то есть изменять их путем мыслительных операций (от конкретизации до абстрагирования).

Психологи, объединившиеся вокруг данного подхода, утверждают, что человек - это не машина, слепо и механически реагирующая на стимулы (внутренние факторы или события во внешнем мире). Наоборот, человеческому разуму доступно много больше: анализировать информацию о реальной действительности, делать сравнения, принимать решения, решать проблемы, возникающие перед ним ежеминутно.

Таким образом, когнитивизм основывается на трактовке человека как существа, которое понимает, анализирует, поскольку находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать.

Другими словами, когнитивная психология отличается от поведенческих теорий «стимул - реакция» тем, что не предполагает однолинейного направления причинности поведения, а руководствуется теорией саморегуляции и самоорганизации исследуемых систем. Отсюда выделяются другие методические парадигмы когнитивизма, направленные на сложные системные связи в процессе познания.

Основными объектами изучения являются такие познавательные процессы, как восприятие, память, мышление, внимание, воображение и речь. Распознавание образов, искусственный и человеческий интеллект также относятся к сфере интересов когнитивной психологии.

Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание.

Возникнув в пику одному психологическому течению, сегодня когнитивная психология развилась в мощную науку, включающую в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию и множество других разделов, даже когнитивную этологию, занимающуюся изучением интеллекта животных.

Теория когнитивной психологии

Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике. Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи. В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).

Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия . Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый конструкт . Он включает в себя особенности речи, мышления, памяти и восприятия и представляет мерило, классификатор восприятия человеком самого себя и других людей. Из конструктов складывается система. Если этот шаблон оказывается неэффективным, то человек со здоровой психикой трансформирует его, либо отказывается от него полностью, ища среди готовых или создавая взамен новый.

Кому может помочь когнитивная психология?

Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т.д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения). Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение. Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.

Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов.

Когнитивная психология охватывает весь спектр познавательных процессов человека: внимание, сознание, поведение, образ мыслей и многие другие. Основной упор делается на изучение того, как люди приобретают, анализируют, хранят информацию и, самое главное, используют полученные знания. Данное направление - фундамент, на который опираются все общественные науки, так как именно когнитивная психология учит тому, как изменить поведение человека с помощью его познания, избавить от страхов и тревог, а также направить мысли в позитивное русло.

    Показать всё

    Что такое когнитивная психология?

    Когнитивная психология - это раздел психологии, который занимается исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. На современном этапе к когнитивным, или познавательным процессам относят память, внимание, восприятие, распознавание образов, речь, воображение - все то, что связано с приобретением, структурированием и использованием знаний.

    Изначально наука зародилась как своеобразный протест бихевиоризму, поскольку последний не включал в предмет изучения некоторые психические функции, например, внимание или использование языка для разговора.

    Основоположниками данного направления считаются У. Нейсер, Дж. Келли, Дж. Роттер, А. Бандура. В своих исследованиях они выделяли основной проблемой организацию знаний в памяти субъекта и утверждали, что все мыслительные процессы "определяются понятийными схемами так же, как и устройство организма генотипом".

    Главная цель - понимание того, как можно разложить процессы на простые этапы.

    Основные идеи когнитивизма и научные теории

    Основные идеи данного направления включают в себя:

    • познавательные процессы, являющиеся фундаментом когнитивной психологии; к ним относится и эмоциональная сфера развития личности и интеллект, причем особенный упор делается на изучение искусственного интеллекта;
    • проведение параллели между познавательными процессами человеческого мозга и современного компьютера; утверждается, что электронное устройство работает с информацией, анализирует, хранит и использует ее практически аналогично человеку;
    • теорию поэтапной обработки информации: все полученные знания последовательно проходят несколько стадий анализа, часть из них - неосознанно;
    • вычисление предела емкости человеческой психики: этот предел есть, но от чего он зависит и каков у разных людей, ученые пока не знают; важно определить механизмы, которые позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить все знания;
    • кодировку обработанных данных: есть теория о том, что любая информация получает код и хранится в определенной ячейке человеческой памяти;
    • хронометрические данные: считается важным время, затраченное на поиски решения поставленной задачи.

    Теория структурного баланса Фрица Хайдера

    Люди склоняются к упорядоченному взгляду на мир, строят так называемую "наивную психологию", которая стремится к внутреннему балансу воспринимаемых объектов. Дисбаланс же вызывает напряжение, направленное на восстановление баланса - характеристики восприятия человеком отношений между объектами. Упрощенная схема этой теории: воспринимающий субъект - другой воспринимающий субъект - объект, воспринимаемый двумя субъектами. Главная задача - выявить отношения между элементами, которые являются устойчивыми или, наоборот, вызывают дискомфорт.

    Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома

    Ньюком расширяет положения Хайдера на интерперсональную систему отношений. То есть, когда два человека позитивно относятся друг к другу и строят какие-либо отношения к третьему (человеку или объекту), у них возникают сходные ориентации относительного этого третьего.

    Сбалансированное состояние будет наблюдаться только в следующих случаях:

    • все три отношения позитивны;
    • одно позитивно, а два - негативны.

    Если же два отношения позитивные, а одно негативно - возникает дисбаланс.

    Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера

    Как и другие представители, Фестингер развивает теорию о внутреннем балансе, считая, что внутреннюю согласованность человек воспринимает как желаемое состояние. Опять же, возникновение противоречий в знаниях или в действиях приводит к когнитивному диссонансу, воспринимаемому как дискомфортное состояние. Диссонанс "призывает" к изменению поведения для достижения внутреннего баланса.

    Когнитивный диссонанс может возникнуть:

    • из логической непоследовательности;
    • из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам;
    • из несоответствия данного элемента широкой системе взглядов;
    • их несоответствия элемента прошлому опыту.

    В этой же теории предлагается несколько вариантов выхода из диссонанса:

    • изменение поведенческих компонентов когнитивной структуры;
    • изменение когнитивных элементов, относящихся к среде;
    • расширение когнитивной структуры так, чтобы в нее вошли ранее отсутствовавшие элементы.

    Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума

    Соответственно, восстановление баланса может быть достигнуто изменением знака отношения субъекта к остальным элементам триады или интенсивности и знака отношений одновременно.

    Базовые аспекты и методы когнитивной психологии

    Главное, на что направлено данное научное течение - объяснить поведение человека, опираясь на познавательные процессы индивида. Исследование основ восприятия, процессов памяти, способов построения когнитивной картины мира - все это возможно благодаря применению лабораторного эксперимента. Основной для ученых являются:

    • ментальные образования в качестве источника данных;
    • факт, что познание определяет поведение;
    • принятие поведения как целостного феномена.

    Приоритетным и определяющим является тот факт, что когнитивная структура человека не должна находиться в дисгармоничном состоянии. И если такое имеет место быть, то человек стремится направить максимальные усилия на изменение этого состояния вплоть до достижения полной гармонии и баланса.

    Основы когнитивной психотерапии

    Когнитивно-бихевиоральная психотерапия исследует восприятие индивидом обстоятельств и форму его мышления, а также способствует выработке более реалистичного воззрения на происходящее. Вследствие формирования адекватного восприятия вновь случившихся событий возникает соответствующее поведение. Чаще всего когнитивная психотерапия работает в обстоятельствах, требующих новых форм поведения и мышления, направлена на поиск решений в проблемных ситуациях.

    Психологи используют разные методы психотерапии. К ним относятся:

    • борьба с негативными мыслями;
    • альтернативные пути восприятия проблемы;
    • повторное переживание ситуаций, произошедших в детстве;
    • включение воображения.

    Практическим путем было выяснено, что когнитивная трансформация напрямую зависит от степени эмоционального опыта индивида.

    По большей части, терапия противодействует стремлению личности негативно трактовать события или самого себя. Но направлена на работу с тем, что пациент "сообщает сам себе". То есть, одна из основ - это распознавание пациентом собственных мыслей, в ходе чего удается их изменить, предотвратив, тем самым, возможные неблагоприятные последствия.

    Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) основана на этом же методе. Она направлен на коррекцию неосознанных, автоматически возникающих умозаключений пациента. В ходе работы он самостоятельно и с доктором выясняют обстоятельства, при которых возникают "автоматические мысли" и определяют, как они влияют на поведение. Психотерапевт составляет индивидуальную программу, которая включает задания, требующие выполнения в местах или обстоятельствах, вызывающих тревогу у человека. Именно такие задачи позволяют сформировать новые навыки и поведение. В ходе занятий пациент перестает быть категоричным, он по-другому смотрит на обыденные ситуации. Изменяется и эмоциональный статус.

    Когнитивно-поведенческие упражнения, применяемые в терапии

    Для коррекции автоматических, подчас негативных умозаключений личности психотерапевты используют определенный набор упражнений. Для каждого пациента требуется индивидуальный подход, и комплекс может изменяться непосредственно во время лечения.

    Для избавления от тревоги

    При возникновении подобного чувства, нужно задать себе несколько вопросов:

    1. 1. Не порчу ли я свое настоящее, постоянно концентрируясь на будущем?
    2. 2. Почему возникает тревога: из-за того, что я преувеличиваю проблему или от того, что отсрочиваю принятие решения?
    3. 3. Могу ли я сделать что-то прямо сейчас, чтобы перестать тревожиться?

    Иногда стоит пытаться пережить тревогу "здесь и сейчас", несмотря на то, что это не так просто. Но нужно обязательно обращать внимание на окружающий и внутренний мир, описывать собственные эмоции и ощущения, полностью сосредоточиться на себе и своем теле.

    Для преодоления страха

    Существует несколько техник для постепенного избавления от чувства страха, причиной которого чаще всего служат иррациональные представления:

    • смеяться над своей паникой и страхом;
    • рассказать кому-нибудь о постыдных чувствах и показать свое расстройство от эмоциональных нарушений;
    • выявить личные иррациональные представления о должном, которые являются первопричиной страха ("я не должен...");
    • заменить необоснованные представления о должном на рациональные;
    • постоянно наблюдать за собой, признать, что страх возникает из-за мелочей.

    Для повышения творческой активности

    Если проблема сложная - стоит привлекать модель так называемого "мозгового штурма". При этом все идеи должны последовательно пройти три стадии:

    1. 1. Генерация идей. Быстро записывать абсолютно все, что приходит в голову относительно проблемы, не боясь отрицания, неудачи, неподходящей идеи.
    2. 2. Критически проанализировать все написанные идеи, оценить по пятибалльной шкале.
    3. 3. Отобрать оптимальный вариант, при необходимости можно скомбинировать несколько идей в одну.

    Упражнение "взмах" для стрессовой ситуации

    Требуется представить два слайда. На одном изображена проблема в мрачном цвете, а на втором - желаемая ситуация в виде крупной картины, написанной яркими цветными красками, которая вызывает приятные эмоции. При появлении в сознании визуально-негативного образа одним взмахом нужно менять его на желаемый.

    Повторять это упражнение надо регулярно для того, чтобы закрепить положительный результат по вытеснению проблемного негативного образа.

    Экстренная психологическая самопомощь

    Реализуется путем мысленного диалога с зеркалом. Последовательность действий:

    1. 1. Принять удобную позу и закрыть глаза.
    2. 2. Представить себя как бы со стороны, как отражение в зеркале (переживаемые в этот момент эмоции часто отражаются и на мысленном образе самого себя: поза, выражение лица).
    3. 3. Перенести все внимание на телесные ощущения, выделить проявления физического дискомфорта, которые связаны с эмоциональным.
    4. 4. Мысленно обращаться к собеседнику в зеркале, произносить те слова, которые хотели бы услышать в реальной жизни - похвала, комплимент, одобрение - они могли бы утешить, приободрить. Эти слова должны быть наполнены теми же эмоциями, которыми они сопровождаются в реальной жизни.
    5. 5. Вновь переключить внимание на телесные ощущения, связанные с эмоциями.

    Если образ "в зеркале" отреагировал на мысленный диалог, то проявления отрицательных эмоций должны стихать.

    Можно повторять упражнение до тех пор, пока не исчезнут все проявления эмоционального дискомфорта.