Карл мартелл и арабы. Темные века

[лат. Carolus (Karolus) Martellus] (ок. 688 - 22.10. 741, Каризиак (ныне Кьерзи)), майордом Австразии (с 717) и Нейстрии (с 718/9), правитель королевства франков из рода Пипинидов (Каролингов) при королях из династии Меровингов . Внебрачный сын Пипина II Геристальского († 714), майордома Австразии. Дети К. М.: Карломан († 754) и Пипин Короткий (король франков в 751-768) и несколько дочерей от 1-го брака с Хротрудой († 725), сын Грифон († 753) от 2-го брака с Суннихильдой (Сванахильдой), а также незаконнорожденные сыновья - Бернард, Иероним и св. Ремигий, еп. Ротомагский (Руанский) (755-771).

В кон. 80-х гг. VII в. майордом Пипин II Геристальский, глава знатного рода в Австразии, стал фактическим правителем Австразии и Нейстрии. После его смерти не осталось прямых наследников, и его вдова Плектруда велела заключить К. М. под стражу, чтобы обеспечить переход власти к внуку Пипина Теодоальду. Знать Нейстрии отвергла Теодоальда и избрала майордомом некоего Рагамфреда, который возвел на престол кор. Хильперика II (715/6-721). Он сместил сторонников Пипина Геристальского из числа церковных и светских должностных лиц, в т. ч. настоятелей крупных мон-рей Фонтанелла (Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Корбея (см. Корби). В союзе с фризами и саксами войска Хильперика II вторглись в Австразию, осадили Колонию (ныне Кёльн), где укрылась Плектруда, и вынудили ее отдать королевскую казну. Сопротивление королю и майордому Нейстрии оказал К. М., бежавший из заключения и собравший военный отряд. В 717 г. он одержал победу над нейстрийцами при Винциаке (Венши, близ г. Камбре), вступил в Колонию и возвел на престол Австразии кор. Хлотаря IV (717-719). О поддержке, оказанной К. М. церковными иерархами Австразии, свидетельствует тот факт, что св. Виллиброрд , ранее пользовавшийся покровительством Плектруды, крестил одного из сыновей майордома - Пипина Короткого (Alcuinus. Vita Willibrordi. 23 // MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 133). Вероятно, при участии К. М. было установлено почитание св. Ламберта , еп. Моза-Траектского (Маастрихтского) († ок. 705), который некогда выступал против связи Пипина II с Альпаидой, матерью К. М., и был убит ее сторонниками (Vita Landiberti episcopi Traiectensis vetustissima. 25-27 // Ibid. T. 6. P. 378-382; см.: Gerberding. 1987. P. 129; Wood. 1994. P. 271).

Установив контроль над Австразией, К. М. выступил против Нейстрии и нанес поражение Рагамфреду и его союзнику Одону, дуксу (герцогу) Аквитании. По условиям заключенного соглашения Одон выдал победителю кор. Хильперика II, после чего К. М. стал майордомом обоих франк. королевств, Австразии и Нейстрии (719). Но его полномочия как правителя объединенного Франкского королевства во многом оставались номинальными. Влияние короля и майордома было слабым, власть на местах находилась в руках светской и духовной знати, к-рая самостоятельно управляла городами и целыми областями. Во главе периферийных областей Франкского гос-ва - Аквитании, Алеманнии, Баварии - стояли фактически независимые правители с титулом дукса. Признавая власть законного короля из династии Меровингов (преемником Хильперика II стал Теодорих IV (721-737)), дуксы выступали против Пипинидов, к-рых они считали узурпаторами. К. М. почти без перерыва вел военные действия в сев., юж. и вост. областях Франкского гос-ва, чтобы установить контроль над окраинными землями, ликвидировать внешнюю угрозу и объединить королевство под своей властью. В 724 г. он воевал с саксами, в следующем году - с алеманнами, свевами и баварами. Он захватил в плен вдову баварского дукса Гримоальда и ее племянницу Суннихильду, которая впосл. вышла за него замуж.

Важное значение имели события в Аквитании, где дукс Одон противостоял экспансии арабов, завоевавших Вестготское королевство в Испании. В 721 г. он разбил войско араб. наместника Испании ас-Самаха аль-Хаулани, осадившее Толозу (ныне Тулуза). Преемник погибшего в сражении наместника Абд ар-Рахман ибн Абдаллах вторгся в Аквитанию. Согласно «Продолжению Хроники Фредегария», арабов в Аквитанию призвал Одон, желавший отомстить франкам (Chronicarum qui dicuntur Fredegarii continuationes. 13). Однако в испан. «Мосарабской хронике 754 г.» говорится, что дукс Одон был противником арабов и, столкнувшись с угрозой мусульм. вторжения, обратился к К. М. за помощью. Преследуя Одона, арабы встретились с войском К. М. В сражении франки одержали верх, но уцелевшие арабы бежали в Испанию (Chronica Muzarabica // CSMA. T. 1. P. 41-43). Считается, что битва состоялась в 732 г. близ г. Пиктавий (ныне Пуатье), но не исключено, что она произошла в 733 или 734 г., возможно в окрестностях Тура (Levillain, Samaran. 1938; Bachrach B. S. Merovingian Military Organization, 481-751. Minneapolis, 1972. P. 101-104; Nonn. 1990; Wood. 1994. P. 283-284). Победа над арабами была воспринята как знак Божией милости к франкам и значительно упрочила авторитет К. М. С этим связано и прозвище Мартелл (позднелат. martellus - молот), засвидетельствованное источниками с IX в. После смерти дукса Одона (735) К. М. вновь вступил в Аквитанию, занял г. Бурдигалу (ныне Бордо) и принял клятву верности от дукса Хуноальда, преемника Одона.

В Бургундии К. М. принудил местную знать к повиновению, конфисковал у крупных сеньоров земельные владения и распределил их между своими вассалами. Заняв г. Лугдун (ныне Лион), майордом подавил восстание знати и назначил должностных лиц во все города Юж. Галлии до Арелата (ныне Арль) и Массилии (ныне Марсель). Знать Прованса оказала сопротивление К. М. Предводитель мятежников Мауронт, связанный с соперниками Пипинидов в Нейстрии, заручился поддержкой арабов. К. М. отправил против восставших своего брата, комита Хильдебранда, который осадил г. Авенион (ныне Авиньон). Сам он нанес поражение арабам; тем удалось укрыться в г. Нарбона (ныне Нарбон), осада города завершилась неудачей. Франки опустошили Септиманию и Зап. Прованс, уничтожив крепости Немавс (ныне Ним), Агат (ныне Агд) и Бетерры (ныне Безье), и установили т. о. прочный контроль над Юж. Галлией, но в результате длительных военных действий эти земли были разорены. Среди тех, кто поддержали К. М., был Аббон, вероятно выходец из бургундской аристократии, правитель (rector) горной области на границе Савойи и Пьемонта. Из акта об основании Аббоном мон-ря Новалеза (726) и завещания Аббона (739) известно, что провансальские мятежники действительно пользовались поддержкой арабов, а конфискованные у них земли были переданы вассалам и сторонникам майордома (Geary. 1985; Wood. 1994. P. 280-281).

К. М. установил дружественные отношения с Лиутпрандом, кор. лангобардов (712-744). По свидетельству Павла Диакона , он отправил к Лиутпранду своего сына Пипина, чтобы король обрезал ему волосы (после этого Пипин считался совершеннолетним) и усыновил его. Во время войны в Провансе майордом обращался к Лиутпранду с просьбой о помощи. Известие о приближении лангобардского войска привело арабов в смятение, и франки одержали победу (Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 53-54). Союз с Лиутпрандом стал причиной того, что К. М. отказался помочь папе Римскому Григорию III (731-741) в войне против лангобардов. В это время Папский престол порвал отношения с иконоборческой Византией, тогда как лангобарды угрожали Риму. Благодаря св. Бонифацию папа Римский был осведомлен о событиях в гос-ве франков и о военных успехах майордома. В 739 г. Григорий III обратился к К. М. с жалобой на притеснения со стороны лангобардов, но майордом, приняв папских посланников с почестями, отказался помочь (Codex Carolinus. 1-2 // MGH. Epp. T. 3. P. 476-479; см.: Noble. 1984. P. 44-49). По сообщению Старших Мецских анналов, в это время К. М. был тяжело болен и, готовясь к смерти, разделил Франкское гос-во между сыновьями (Annales Mettenses Priores. 1905. P. 30-31).

Предполагается, что в годы правления К. М. интенсивно развивались отношения вассалитета. В Баварской и Алеманнской правдах (1-я пол. VIII в.) появляется термин «вассал» (vassus; в др. источниках - fidelis), обозначавший лично свободного человека, к-рый поручал себя защите и покровительству господина (сеньора) и давал обязательство оказывать ему помощь и поддержку, прежде всего в случае военных действий. Влиятельные представители знати собирали вооруженные отряды вассалов и устанавливали контроль над городами и областями. Схожим образом действовал и К. М., который опирался на силы своих сторонников и ставленников. Верность вассалов обеспечивалась вознаграждением, прежде всего земельными пожалованиями. Уменьшение влияния королей из династии Меровингов объяснялось в т. ч. и оскудением королевского земельного фонда (фиска), тогда как Пипиниды располагали значительными владениями и использовали их для привлечения сторонников. Во мн. регионах Франкского королевства крупнейшим землевладельцем была Церковь - епископские кафедры и мон-ри. Границы между церковной и светской собственностью не были четкими, т. к. епископы нередко были выходцами из местной аристократии и становились влиятельными магнатами, а знатные миряне занимали церковные должности. Основание мон-рей могло быть эффективным способом упрочения политического влияния. Так, Пипиниды наделяли основанные ими обители земельными владениями, но эти мон-ри оставались под их контролем, и донаторы могли назначать угодных им лиц на должность настоятеля, напр. в качестве вознаграждения за заслуги. К. М. особенно активно использовал церковную иерархию для упрочения своей власти.

Начиная с VIII в. в источниках зафиксированы сведения о церковной политике К. М.: майордом притеснял Церковь, отбирал у нее собственность и передавал воинам. Одним из важнейших источников такого рода является Житие св. Евхерия, еп. Аврелианского (BHL, N 2660), составленное скорее всего в сер.- 2-й пол. VIII в. Согласно Житию, К. М., первоначально благоволивший к Евхерию († 738), по наущению злых людей отправил епископа и его родственников в ссылку. Но сопоставление сведений Жития св. Евхерия с данными «Деяний Осерских епископов» (IX в.) показывает, что смещение Аврелианского епископа было связано не с «гонениями» на Церковь, а с проводившейся К. М. политикой подавления самостоятельности местной знати. Дядя Евхерия, еп. Саварик (Суаварих), с 90-х гг. VII в. занимал Автиссиодурскую кафедру и установил контроль не только над Автиссиодуром (ныне Осер), но и над соседними городами - Аврелианом (ныне Орлеан), Ниверном (Невирном; ныне Невер), Торнодуром (ныне Тоннер), Аваллоном и Трикассами (ныне Труа). Епископ предпринял попытку захватить Лугдун, но умер во время похода (Gesta pontificum Autissiodorensium. 26). Наследниками Саварика стали Евхерий и Айнмар (Хайнмар), занявшие соответственно Аврелианскую и Автиссиодурскую кафедры. В «Деяниях Осерских епископов» Айнмар описывается как могущественный властитель, покоривший почти всю Бургундию. Возможно, он был мирянином (vocatus episcopus - Ibid. 27; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 448-449). Стремление Саварика и его преемников создать в Сев. Бургундии самостоятельное гос. образование (в «Деяниях Осерских епископов» оно названо Бургундским дукатом - usque ad ducatum pene totius Burgundie perveniret) противоречило политике К. М., направленной на объединение гос-ва франков. Майордом утвердил избрание Евхерия и, вероятно, Айнмара, но намеревался добиться от них покорности. Победа над арабами и военные успехи в Аквитании и др. юж. регионах позволили К. М. сместить Евхерия. Айнмар оказал майордому военную помощь во время похода против арабов, но впосл. был обвинен в сговоре с Одоном Аквитанским, заключен под стражу и убит при попытке к бегству (Gesta pontificum Autissiodorensium. 27).

О смещении К. М. св. Ригоберта, еп. Ремского, известно из его Жития (BHL, N 7253; 2-я пол. IX в.). Во время войны К. М. со знатью Нейстрии епископ отказался впустить его воинов в г. Ремы (ныне Реймс), за что впосл. был лишен кафедры и выслан в Васконию (юго-зап. часть Аквитании). В Житие Ригоберта, составитель к-рого враждебно относился к К. М., включены подробности, свидетельствующие о жестокости и несправедливости майордома, названного «не королем, но тираном» (Vita Rigoberti. 12). Св. Евхерий якобы видел душу К. М. в преисподней, мучимую демонами за притеснения и обиды, к-рые майордом нанес Церкви. Согласно Житию, св. Бонифаций и аббат Фульрад по совету Евхерия открыли гробницу К. М. и обнаружили, что его тело забрал огненный змей (Ibid. 13). Вслед за этим в Житии помещено подложное послание папы Римского Адриана I (772-795) Ремскому еп. Тильпину с осуждением беззаконий, совершенных К. М. (Ibid. 14).

О назначении и смещении церковных должностных лиц в ходе политической борьбы при К. М. известно из «Деяний Фонтенельских аббатов» (составлены в 1-й пол. IX в.). В 716 г. Рагамфред, майордом Нейстрии, сместил аббата Бенигна и назначил на его место Вандона, который участвовал в сражении с К. М. на стороне Нейстрии. После победы К. М. Вандон был смещен и отправлен в изгнание, настоятелем мон-ря вновь стал Бенигн. После его смерти К. М. поручил управление монастырем своему племяннику Гугону († ок. 730), занимавшему епископские кафедры в Ротомаге (ныне Руан), Паризиях (ныне Париж) и Байокассах (ныне Байё), а также должность аббата мон-ря Гемметик (см. Жюмьеж). Преемники Гугона, назначенные К. М., описаны в «Деяниях Фонтенельских аббатов» как необразованные и недостойные люди, которые предавались мирским развлечениям и грабили монастырское имущество. В конце концов по просьбе монахов Пипин Короткий, сын и преемник К. М., вернул из ссылки аббата Вандона.

Назначая своих сторонников на важные церковные должности, К. М. руководствовался гл. обр. политическими соображениями. Майордом нуждался в преданных людях, которые могли оказать ему военную и материальную поддержку. Др. качества, по-видимому, далеко не всегда принимались во внимание. Многие ставленники К. М. описываются в источниках как необразованные и безнравственные люди, презиравшие церковную дисциплину и склонные к мирским занятиям, напр. к войне и охоте. Широко практиковалось совмещение должностей. Негодование св. Бонифация вызывали Гевилиоб, еп. Могунцийский (Майнцский) († 758), и Милон († 761/2), к-рый занимал Ремскую и Треверскую кафедры (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus / Hrsg. M. Tangl. B., 1916. N 60, 87. (MGH. EpSel; 1)). Впосл. по настоянию Бонифация Гевилиоб за кровную месть был лишен кафедры, а Милон - Ремского еп-ства.

В источниках VIII-IX вв. К. М. обвиняли также в разграблении церковного имущества. Так, в «Деяниях Осерских епископов» утверждается, что при еп. Айдульфе К. М. отнял у Автиссиодурской кафедры значительную часть владений и распределил их между вассалами (Gesta pontificum Autissiodorensium. 32). По мнению И. Вуда, эти события относятся ко времени, когда К. М. приступил к покорению Бургундии. Согласно «Продолжению Хроники Фредегария», майордом рассеял мятежников и распределил земли Лугдунской Галлии между вассалами (Lugdono Gallia suis fidelibus tradidit - Chronicarum qui dicuntur Fredegarii continuationes. 14). Встретив в Бургундии сопротивление знати, майордом конфисковал значительную часть их владений, в т. ч. церковные земли (Wood. 1994. P. 280). Др. способом отчуждения церковной собственности была передача в держание. В мон-ре Фонтанелла «дурной» настоятель Теутсинд передал почти 1/3 монастырских земель в качестве прекария родственникам и «людям короля» (regiis hominibus - Gesta abbatum Fontanellensium. 10). В «Деяниях Фонтенельских аббатов» подробно говорится о прекарии, который держал некий комит Ратхарий. Сначала комит выплачивал монахам ежегодный ценз в 60 солидов, но при аббате Витлаике (754-787) перестал это делать. Т. о., мон-рь фактически утратил эти земли (см.: Wood. 1995).

Назначение К. М. на церковные должности своих сторонников и использование церковного имущества для гос. нужд осуждались авторами эпохи Каролингов. Однако лишь в послании св. Бонифация к Этельбальду, кор. Мерсии (716-757), майордома открыто обвиняли в нанесении ущерба Церкви. В письме говорится о мучительной смерти К. М., к-рый «разорил множество монастырей и присваивал церковное имущество для собственных нужд» (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. N 73). Но эта фраза содержится не во всех рукописях и, как полагают исследователи, скорее всего является поздней вставкой (Wood. 1994. P. 280). Впосл. св. Бонифаций признавал, что майордом в интересах защиты гос-ва мог осуществлять контроль над церковной собственностью. Об этом говорилось в постановлениях Собора, проведенного Бонифацием и майордомом Карломаном в 743 или 744 г. в Лифтинах (ныне Эстин, Бельгия) (MGH. Capit. T. 1. P. 28).

Благодаря успешным военным действиям против нехристианских народов - арабов, саксов и фризов - К. М. приобрел известность как защитник христ. веры. Майордом оказывал покровительство тем церковным иерархам, чью деятельность он считал полезной с т. зр. интересов Франкского королевства, прежде всего св. Виллиброрду и св. Бонифацию. Св. Виллиброрд, проповедовавший среди фризов, основал монастырь Эхтернах и восстановил епископскую кафедру в Ультраекте (ныне Утрехт, Нидерланды). В 734 г. восстание дукса Бубона послужило предлогом для вторжения франков, к-рые разграбили Фризию и уничтожили языческие святилища. Св. Бонифаций в 719 г. отправился в Рим и получил от папы Григория II указания проповедовать христианство германцам и информировать понтифика о положении в гос-ве франков. Бонифаций действовал преимущественно в Тюрингии и Гессене, пограничных областях, к-рые отделяли Австразию от земель, населенных саксами. Вскоре после возвращения из Рима под защитой франков св. Бонифаций основал мон-ри в Амёнебурге и во Фрицларе. Во время 2-го посещения Рима Бонифаций был рукоположен во епископа, после чего К. М. по просьбе папы принял его под особое покровительство и велел всем духовным и светским должностным лицам оказывать ему поддержку (Die Briefe des heiligen Bonifatius und Lullus. 1916. N 22). Мн. церковные иерархи, в т. ч. ставленники майордома, не разделяли намерения св. Бонифация провести церковную реформу и укрепить дисциплину франк. духовенства, но миссионер получал существенную поддержку и помощь из англосакс. Англии. Папа Григорий II даровал св. Бонифацию архиепископский паллий, что означало не только одобрение Папским престолом деятельности святого, но и подчеркивало его первенство среди франк. церковных иерархов (Ibid. N 28). Однако в письме к Уинчестерскому еп. Даниилу св. Бонифаций признавался, что без поддержки К. М. оказался бы совершенно беспомощным (Ibid. N 63).

Майордом покровительствовал св. Пирмину , к-рый в 724 г. основал на Боденском озере мон-рь Авгия (см. Райхенау), но впосл. был изгнан алеманнским дуксом Лантфридом, считавшим его сторонником франков. Из Алеманнии Пирмин удалился в Эльзас, где представители знатного рода Этихонидов передали ему монастырь Мурбах, а впосл. при поддержке Сигебальда, еп. Меттиса (ныне Мец) (716-741), сторонника К. М., он восстановил неск. мон-рей в Лотарингии.

В Баварии К. М. пытался действовать через посредство св. Бонифация, но местные правители из рода Агилольфингов настаивали на создании самостоятельной церковной организации. Заручившись согласием Римского папы, св. Бонифаций основал епископские кафедры в Зальцбурге, Фрайзинге, Регенсбурге и Пассау, на к-рые были назначены ставленники баварского дукса Одилона (736-748).

В срединных областях Франкского королевства К. М. покровительствовал крупным мон-рям, прежде всего аббатству св. Дионисия (см. Сен-Дени), где настоятелем был Годобальд, преданный сторонник Пипинидов (см.: Werner M. Der Lütticher Raum in frühkarolingischer Zeit. Gött., 1980. S. 126-127). Незадолго до смерти К. М. подарил аббатству св. Дионисия королевское поместье Клиппиак (ныне Клиши), некогда одну из основных резиденций Меровингов (MGH. Dipl. Kar. T. 1. N 14. P. 101-102). От времени правления К. М. сохранилось 10 грамот, в основном в пользу крупных мон-рей Нейстрии - св. Дионисия, Фонтанеллы, Корбеи и др.

Смертельно заболев, майордом произвел раздел Франкского гос-ва между сыновьями: Карломану достались Австразия и земли к востоку от Рейна, Пипин Короткий получил Нейстрию, Бургундию и Прованс. Для того чтобы Пипин мог унаследовать часть родовых владений Пипинидов в Австразии, К. М. выделил т. н. Мозельский дукат, куда вошли Треверы и Меттис. По настоянию супруги Суннихильды майордом отвел нек-рые земли в центральной части гос-ва младшему сыну Грифону. Согласно Старшим Мецским анналам, К. М., почувствовав приближение смерти, совершил паломничество в мон-рь св. Дионисия и щедро одарил обитель. Похоронен в аббатстве св. Дионисия, среди королей из династии Меровингов (Annales Mettenses Priores. 1905. P. 31-32).

В каролингской историографии К. М. описывался как великий воитель, который восстановил гос-во франков, пришедшее в упадок при «ничтожных» королях из династии Меровингов. Источники отличаются предвзятостью и нередко искажают факты. Ок. 727 г. скорее всего в Свессионе (ныне Суасон) была создана «История франков» (Liber Historiae Francorum), в к-рой с позиций нейстрийской знати описываются события до победы К. М. над майордомом Рагамфредом и возведения на престол кор. Теодориха IV (721). «История франков» послужила основой для дополнений к «Хронике Фредегария», составленных ок. 751 г. по указанию Хильдебранда, брата и соратника К. М. Эти дополнения фактически являются «семейной хроникой» Пипинидов. Авторы обоих произведений восхваляли К. М. за твердость и мужество, с помощью которых он объединил гос-во, несмотря на сопротивление врагов и предателей, обосновавшихся на окраинах Франкского королевства. В более поздних каролингских источниках, среди к-рых наибольшее значение имеют Старшие Мецские анналы (сост. в 805/6), деятельность К. М. описывается в контексте постепенного перехода власти в руки Пипинидов (Каролингов). В историографии IX в. возобладало двойственное отношение к К. М. С одной стороны, его представляли великим воином и сильным правителем, вернувшим гос-ву былую славу и мощь. С др. стороны, он притеснял Церковь, лишал ее имущества и назначал на церковные должности своих сторонников, из к-рых одни были мирянами, а другие вели безнравственный образ жизни. К образу К. М. неоднократно обращался архиеп. Гинкмар Реймсский в своих выступлениях, направленных против попыток франк. правителей и знати использовать церковные ресурсы для отражения нападений викингов. Приписывая К. М. начало этой порочной, по его мнению, практики, Гинкмар считал его дурным правителем и тяжким грешником (см.: Wallace-Hadrill. 1983. P. 134). Загробные мучения К. М. описаны в легенде о видении св. Евхерия, к-рая вошла в Житие св. Ригоберта и в капитулярий, изданный синодом в Кьерзи (858). В капитулярии утверждается, что майордом был «проклят навечно» (MGH. Conc. T. 3. P. 414-416).

По мнению исследователей, деятельность К. М. сыграла решающую роль в установлении единовластия Пипинидов и послужила причиной окончательного упадка влияния Меровингов, но из-за его церковной политики основателем династии Каролингов обычно изображали его отца, майордома Пипина II Геристальского (Fouracre. 2005).

Ист.: Chronicarum qui dicuntur Fredegarii continuationes // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 168-193; Liber Historiae Francorum // Ibid. P. 215-328; Annales Mettenses Priores / Ed. B. de Simson. Hannover; Lpz., 1905. (MGH. Script. Rer. Germ.; ); Vita Eucherii episcopi Aurelianensis // MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 41-53; Vita Rigoberti episcopi Remensis // Ibid. P. 58-78; Gesta abbatum Fontanellensium / Ed. S. Loewenfeld. Hannover, 1886. (MGH. Script. Rer. Germ.; ); Gesta pontificum Autissiodorensium // Bibliothèque historique de l"Yonne / Éd. L.-M. Duru. Auxerre, 1850. T. 1. P. 309-509.

Лит.: Levillain L., Samaran Ch. Sur le lieu et la date de la bataille dite de Poitiers de 732 // Bibliothèque de l"École des chartes. P., 1938. Vol. 99. P. 243-267; Mikoletzky H. L. Karl Martell und Grifo // FS E. E. Stengel. Münster; Köln, 1952. S. 130-156; Heidrich I. Titulatur und Urkunden der arnulfingischen Hausmeier // Archiv für Diplomatik. Münster; Köln, 1965/1966. Bd. 11/12. S. 71-279; Nonn U. Das Bild Karls Martells in der lateinischen Quellen vornehmlich des 8. und 9. Jh. // Frühmittelalterliche Studien. B., 1970. Bd. 4. S. 70-137; idem. Die Schlacht bei Poitiers 732: Probleme historischer Urteilsbildung // Beiträge zur Geschichte des Regnum Francorum / Hrsg. R. Schieffer. Sigmaringen, 1990. S. 37-56; Semmler J. Zur pippinidisch-karolingischen Sukzessionskrise 714-723 // DA. 1977. Bd. 33. S. 1-36; Schieffer Th. Winfrid-Bonifatius und die christliche Grundlegung Europas. Darmstadt, 1980r; Wallace-Hadrill J. M. The Frankish Church. Oxf.; N. Y., 1983. P. 123-161; Fouracre P. J. Observations on the Outgrowth of Pippinid Influence in the «Regnum Francorum» after the Battle of Tertry (687-715) // Medieval Prosopography. Kalamazoo (Mich.), 1984. Vol. 5. N 2. P. 1-31; idem. The Age of Charles Martel. Harlow; N. Y., 2000; idem. The Long Shadow of the Merovingians // Charlemagne: Empire and Society / Ed. J. Story. Manchester; N. Y., 2005. P. 5-21; Noble T. F. X. The Republic of St. Peter: The Birth of the Papal State, 680-825. Phil., 1984; Geary P. J. Aristocracy in Provence: The Rhône Basin at the Dawn of the Carolingian Age. Stuttg., 1985; Gerberding R. A. The Rise of the Carolingians and the Liber Historiae Francorum. Oxf.; N. Y., 1987; Rich é P. The Carolingians: A Family Who Forged Europe / Transl. M. I. Allen. Phil., 1993. P. 34-50; Karl Martel in seiner Zeit / Hrsg. J. Jarnut et al. Sigmaringen, 1994. (Beihefte der Francia; 37); Wood I. N. The Merovingian Kingdoms, 450-751. L.; N. Y., 1994; idem. Teutsind, Witlaic and the History of Merovingian Precaria // Property and Power in the Early Middle Ages / Ed. W. Davies, P. Fouracre. Camb., 1995. P. 31-52; Fouracre P., Gerberding R. A. Late Merovingian France: History and Hagiography, 640-720. Manchester; N. Y., 1996; Joch W. Legitimität und Integration: Untersuchungen zu den Anfängen Karl Martells. Husum, 1999; Becher M. Eine verschleierte Krise: Die Nachfolge Karl Martells 741 und die Anfänge der karolingischen Hofgeschichtsschreibung // Von Fakten und Fiktionen: Mittelalterliche Geschichtsdarstellungen und ihre kritische Aufarbeitung / Hrsg. J. Laudage. Köln, 2003. S. 95-133; Fischer A. Karl Martell: Der Beginn karolingischer Herrschaft. Stuttg., 2012.

А. А. Королёв

Род. около 688 г. После смерти Пипина (714) был заключен в тюрьму своей мачехой Плектрудой, которая видела в К. опасного соперника для своих внуков и старалась особенно охранять интересы одного из них, Теодоальда (Теудальда), назначенного Пипином, несмотря на малолетство, майордомом Нейстрии. Нейстрийцы, недовольные назначением малолетнего майордома, подняли в 715 г. против него восстание и выбрали в майордомы нейстрийца Раганфреда; около того же времени королем Нейстрии был выбран меровинг Хильперик II . Между тем, К. в августе 715 г. бежал из тюрьмы. Найдя себе много приверженцев в Австразии, К. с тех пор энергично и непрерывно преследовал две цели: 1) сломить сопротивление племенных властителей (вроде герцогов Фрисского, Баварского, Аквитанского) и светских и духовных землевладельцев-аристократов, воспользовавшихся смутами в семье Пипина для усиления своей власти; объединить власть над Австразией, Нейстрией и Бургундией и тем укрепить положение дома Пипинидов во Франкском государстве; 2) оградить государство и церковь от язычников-саксов, грозивших с СВ., и от магометан-арабов, нападавших с ЮЗ. В 717 г. он одержал блестящую победу над нейстрийцами; затем принудил Плектруду сдать ему Кельн, возвел на престол Австразии меровинга Хлотара , а два года спустя разбил Раганфреда, занял Париж и Орлеан и сделался фактически властителем Австразии и Нейстрии. В это время умер кор. Хлотар, и К. не затруднился признать номинальным королем всего государства Хильперика. Герцог аквитанский Эвдон, до тех пор стоявший на стороне врагов К., заключил с ним договор и признал его майордомом, сохраняя, однако, свою самостоятельность. В 720 г. ум. Хильперик, и на его место был возведен семилетний Теодерик (сын Дагоберта Младшего), именем которого К. правил до его смерти в 737 г. В 725 и 728 г. К. совершил два похода в Баварию, которая подчинилась ему, но сохранила своего герцога. В начале 730-х гг. подчинилась и Аллемания. В 733-4 гг. К. предпринимал походы против языческих фризов, живших у бер. Сев. моря, к С. от устья Рейна; результатом этих походов была потеря фризами самостоятельности и распространение среди них христианства. Против язычников-саксов К. предпринимал удачные походы в 718, 720, 724 и 738 г., благодаря чему был несколько сдержан их разрушительный напор. Еще более настойчиво ограждал он государство от арабов, которые в 720 г. перешли Пиренеи, взяли Нарбонну и осадили Тулузу; Эвдону удалось в 721 г. отразить их от Тулузы, но вслед за тем из-за Пиренеев явились новые массы магометан; они проникли в Септиманию и Бургундию и достигли даже левого берега Роны. Эвдон сблизился с Отманом, начальником арабских войск, и нарушил договор с К. Вследствие этого К. в 731 г. два раза переходил Луару и опустошал Аквитанию; Эвдон вынужден был вновь примкнуть к К. В 732 г., с ополчением австразийцев, нейстрийцев и прирейнских племен, К. двинулся навстречу арабам, разграбившим Пуатье и Тур. В октябре 732 г. к югу от Тура, в миле от старого Пуатье, близ нынешнего местечка Сенон, произошла знаменитая битва, длившаяся целый день с значительным успехом для франков, но без решительного исхода; однако в следующую ночь арабы бежали. Благодаря сопротивлению ободренного этим успехом К. христианского населения Пиренеев их дальнейшее движение к С. было остановлено. В 735 г. бургундцы, неохотно подчинявшиеся К., вступили в сношения с арабами и отдали им г. Арль. После похода в Аквитанию, где по смерти Эвдона К. удалось по договору с его сыном, Гунольдом, установить такие же отношения, как в Баварии, К. двинулся в Бургундию (736), принудил бургундцев к вассальной присяге и назначил новых графов (judices) в Арль. В 737 г., после смерти короля Теодерика, К. стал править без короля. Вслед за тем арабы потерпели от К. жестокое поражение при р. Берр, к Ю. от Нарбонны; он подавил восстание в Провансе и подчинил своей власти всю страну до Марселя. 21 окт. 741 г. К. ум. и похоронен в аббатстве С.-Дени. Перед смертью он разделил свои владения между своими законными сыновьями (от Хрошруды), Карломаном и Пипином. От наложницы Сванагильды у него был сын Грифон (см. IX, 741) . К. усердно покровительствовал распространению христианства среди язычников (особенно фризов), оказывал деятельную поддержку Бонифацию и был в хороших отношениях с папой Григорием III;. последний обращался к К., получившему от папы сан римского «патриция» (т. е. охранителя Рима), за помощью против лангобардов и думал о подчинении К. Рима, на известных условиях. Эта мысль была оставлена, так как К. не счел возможным подать папе помощь против лангобардов, бывших в дружественных отношениях с К. Среди духовенства франкского государства Карл не был любим; стремясь сломить оппозицию аристократии, в рядах которой было и высшее духовенство, он смещал некоторых духовных с их кафедр, ставя на их место преданных ему светских людей; в противность церковным предписаниям в одних руках соединялось по нескольку кафедр и земельных владений; церковные земли отдавались и прямо в прекарию (см.) светским лицам. Произвольные меры К., не оставшиеся без значительного влияния на развитие во франкском государстве таких феодальных форм, как прекария или бенефиция, нашли неодинаковое толкование у новейших исследователей: одни (Вайц), оговариваясь, что едва ли можно говорить о формальной секуляризации церковных земель при К., признают, однако, предоставление их в больших размерах светским лицам; другие (Рот, Беньо) отрицают справедливость обвинения К. в захвате церковных земель. Для представителей первого взгляда церковные меры сыновей К. представляются упорядочением деятельности отца, для вторых - эти-то меры и представляют настоящую секуляризацию (см. Карломан). См. Breysig, «Jahrbücher d. fränkischen Reiches 714-741» (Лпц., 1869); по вопросу о церковных землях ibid. прибавл. IV, стр. 121-123; также Hahn, «Jahrbücher d. frankischen Reiches 741-752» (1863); приб. XI, стр. 78 сл.; Р. Roth, «Geschichte d. Beneficialwesens von den ältesten Zeiten bis zum X Jahrhundert» (Эрл., 1850, прил. V), и особ. его же, «Feudalität und Unterthanenverband» (1863); «Die Säcularisation des Kirchengutes unter den Karolingern» («Münch. histor. Jahrb.» 1865); Waitz, «Die Vassalität» (1856); его же, «Die Anfänge d. Lehnswesens» («Sybel’s histor. Zeitschr.», 1865, 1 ч.); его же, «Deutsche Verfassungs­geschichte» (т. 3-й, 2 изд., Берлин, 1883, стр. 14-20, 36-40 и др.); Beugnot, «Sur la spoliation des biens du clergé attribuée à Ch. M.» («Mémoires de l’Institut. Acd. des Inscriptions», XIX, II, стр. 361-462, 1853).

Своё историческое прозвище «Мартелл» военный вождь франков Карл Пипин, майордом из рода Каролингов, получил после одержанной им победы над арабским войском. Мартелл - это молот, который беспощадно разит врага.

К началу его фактического правления Франкское государство состояло из трех давно обособившихся частей: Нейстрии (северо-западной Галлии с Парижем), Австразии (северо-восточной части) и Бургундии. Королевская власть была чисто номинальной. Этим не замедлили воспользоваться враги франков. В рейнские области вторглись саксы, в Баварию - авары, а через Пиренеи к реке Луаре двигались завоеватели-арабы.

Свой путь к власти Карлу Мартеллу приходилось прокладывать с оружием в руках. После смерти отца в 714 году он был заключён мачехой Плектрудой в тюрьму, откуда смог бежать в следующем году. К тому времени он был уже достаточно известным военным вождём франков Австразии, где был популярен среди свободных крестьян и средних землевладельцев. Они и стали его главной опорой в междоусобной борьбе за власть во Франкском государстве.

Утвердившись в Австразии, Карл Пипин начал силой оружия и дипломатией укреплять положение дома Пипинов на землях франков. После ожесточённого противоборства со своими противниками он стал в 715 году майордомом Франкского государства и правил им от имени малолетнего короля Теодорика. Утвердившись у королевского престола, Карл начал серию военных походов за пределы Австразии.

Возвышение Карла Мартелла во Франкском государстве началось с военных побед над теми феодалами, которые пытались оспаривать у него верховную власть. Он одержал победы в битвах на реке Амблев (близ города Мальмеди на территории современной Бельгии) и при Венси (около современного французского города Камбре).

В 719 году Карл Мартелл одержал блестящую победу над нейстрийцами, во главе которых стоял один из его противников майордом Рагенфрид, чьим союзником являлся правитель Аквитании граф Эд (в 721 году он в битве под Тулузой разгромил мусульманскую армию правителя Испании вали Ас-Самха). В битве при Сауссоне франкский правитель обратил неприятельское войско в бегство. Выдав Рагенфрида, графу Эду удалось заключить с Карлом Мартеллом временный мир. Вскоре франки заняли города Париж и Орлеан.

Не забыл Карл Мартелл и своего заклятого врага - мачеху Плектруду, имевшую собственное и немалое войско. Он начал с ней войну и принудил мачеху сдать ему богатый торговый, хорошо укреплённый город Кёльн на берегах Рейна.

В 725 и 728 годах майордом Карл Пипин совершил два больших военных похода против баварцев и в конце концов подчинил их себе. Затем последовали походы в Алеманию и Аквитанию, в Тюрингию и Фризию.

КАРЛ СТАРШИЙ, ИЛИ МАРТЕЛЛ

а). КАРЛ МАРТЕЛЛ
За победу над арабами в битве при Пуатье (732 г.) получил прозвище Мартелл (от лат. Martellus, молот) - франкский майордом, незаконный сын Пипина Геристальского и Альпейды, род. около 688 г. После смерти Пипина (714) был заключен в тюрьму своей мачехой Плектрудой, которая видела в Карле опасного соперника для своих внуков и старалась особенно охранять интересы одного из них, Теодоальда (Теудальда), назначенного Пипином, несмотря на малолетство, майордомом Нейстрии.

Нейстрийцы, недовольные назначением малолетнего майордома, подняли в 715 г. против него восстание и выбрали в майордомы нейстрийца Раганфреда; около того же времени королем Нейстрии был выбран меровинг Хильперик II. Между тем, Карл в августе 715 г. бежал из тюрьмы. Найдя себе много приверженцев в Австразии, Карл стал энергично и непрерывно преследовать две цели:

1) сломить сопротивление племенных властителей (вроде герцогов Фрисского, Баварского, Аквитанского) и светских и духовных землевладельцев-аристократов, воспользовавшихся смутами в семье Пипина для усиления своей власти; объединить власть над Австразией, Нейстрией и Бургундией и тем укрепить положение дома Пипинидов во Франкском государстве;

2) оградить государство и церковь от язычников-саксов, грозивших с северо-востока, и от магометан-арабов, нападавших с юго-запада. В 717 г. он одержал блестящую победу над нейстрийцами; затем принудил Плектруду сдать ему Кельн, возвел на престол Австразии меровинга Хлотара, а два года спустя разбил Раганфреда, занял Париж и Орлеан и сделался фактически властителем Австразии и Нейстрии. В это время умер король Хлотар, и Карл не затруднился признать номинальным королем всего государства Хильперика. Герцог аквитанский Эвдон, до тех пор стоявший на стороне врагов Карла, заключил с ним договор и признал его майордомом, сохраняя, однако, свою самостоятельность. В 720 г. умер Хильперик, и на его место был возведен семилетний Теодерик (сын Дагоберта Младшего), именем которого Карл правил до его смерти в 737 г.

В 725 и 728 гг. Карл совершил два похода в Баварию, которая подчинилась ему, но сохранила своего герцога. В начале 730-х гг. подчинилась и Аллемания. В 733-734 гг. Карл предпринимал походы против языческих фризов, живших у берега Северного моря. Результатом этих походов была потеря фризами самостоятельности и распространение среди них христианства. Против язычников-саксов К. предпринимал удачные походы в 718, 720, 724 и 738 г., благодаря чему был несколько сдержан их разрушительный напор.

Еще более настойчиво ограждал он государство от арабов, которые в 720 г. перешли Пиренеи, взяли Нарбонну и осадили Тулузу; Эвдону удалось в 721 г. отразить их от Тулузы, но вслед за тем из-за Пиренеев явились новые массы магометан; они проникли в Септиманию и Бургундию и достигли даже левого берега Роны. Эвдон сблизился с Отманом, начальником арабских войск, и нарушил договор с Карлом. Вследствие этого Карл в 731 г. два раза переходил Луару (посылая против сарацин своего брата Хильдебранда) и опустошал Аквитанию; Эвдон вынужден был вновь примкнуть к Карлу. В 732 г., с ополчением австразийцев, нейстрийцев и прирейнских племен, Карл двинулся навстречу арабам, разграбившим Пуатье и Тур. В октябре 732 г. к югу от Тура, в миле от старого Пуатье, близ нынешнего местечка Сенон, произошла знаменитая битва, длившаяся целый день с значительным успехом для франков, но без решительного исхода; однако в следующую ночь арабы бежали. Благодаря сопротивлению ободренного этим успехом христианского населения Пиренеев их дальнейшее движение к северу было остановлено.

В 735 г. бургундцы, неохотно подчинявшиеся Карлу, вступили в сношения с арабами и отдали им г. Арль. После похода в Аквитанию, где по смерти Эвдона Карлу удалось по договору с его сыном, Гунольдом, установить такие же отношения, как в Баварии, Карл двинулся в Бургундию (736), принудил бургундцев к вассальной присяге и назначил новых графов в Арль. В 737 г., после смерти короля Теодерика, Карл стал править без короля. Вслед за тем арабы потерпели от Карал жестокое поражение при р. Берр, к югу от Нарбонны; он подавил восстание в Провансе и подчинил своей власти всю страну до Марселя.

21 окт. 741 г. Карл умер и похоронен в аббатстве Сен-Дени. Перед смертью он разделил свои владения между своими законными сыновьями (от Хрошруды), Карломаном и Пипином. От наложницы Сванагильды у него был сын Грифон. Карл усердно покровительствовал распространению христианства среди язычников (особенно фризов), оказывал деятельную поддержку Бонифацию и был в хороших отношениях с папой Григорием III;. последний обращался к Карлу, получившему от папы сан римского «патриция» (т. е. охранителя Рима), за помощью против лангобардов и думал о подчинении К. Рима, на известных условиях.

Эта мысль была оставлена, так как Карл не счел возможным подать папе помощь против лангобардов, бывших в дружественных отношениях с Карлом. Среди духовенства франкского государства Карл не был любим; стремясь сломить оппозицию аристократии, в рядах которой было и высшее духовенство, он смещал некоторых духовных с их кафедр, ставя на их место преданных ему светских людей; в противность церковным предписаниям в одних руках соединялось по нескольку кафедр и земельных владений; церковные земли отдавались и прямо в пользование на длительный срок светским лицам. Произвольные меры Карла, не оставшиеся без значительного влияния на развитие во франкском государстве таких феодальных форм, как раздача земель в пользование, нашли неодинаковое толкование у новейших исследователей: одни, оговариваясь, что едва ли можно говорить о формальной секуляризации церковных земель при Карле, признают, однако, предоставление их в больших размерах светским лицам; другие отрицают справедливость обвинения Карал в захвате церковных земель. Для представителей первого взгляда церковные меры сыновей Карал представляются упорядочением деятельности отца, для вторых - эти-то меры и представляют настоящую секуляризацию.

Использован материл «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона.

б). ДЕЯНИЯ КАРЛА МАРТЕЛЛА
Как (Карл) побил и победил саксов, герцога Аквитанского и Абдирамана, короля сарацинского. По прошествии года Карл собрал неисчислимую рать, переправился через Рейн, миновал страну аламаннов и свевов и дошел до Дуная; он перешел через него и завоевал страну болгар. Покорив эти земли, он пустился в обратный путь с множеством сокровищ, некоей женщиной и ее дочерью Соннехильдой; в это время герцог Эд уже не соблюдал условия договора. Получив известие об этом, Карл собрал войско, перешел через Луару, обратил в бегство самого Эдда, захватил большую добычу (враги дважды грабили страну), вернулся в свою землю.

Эд, оказавшийся побежденным, стал искать помощи от принцепса Карла и народа франков у коварного народа сарацин. Выступив вместе со своим королем Абдираманом, они перешли через Гаронну и достигли Бордо. Сжигая церкви, избивая жителей, они достигли Пуатье, где предали огню базилику Св.Илария. Какое горе говорить об этом! И вознамерились уничтожить обитель блаженного Мартина. Принцепс смело и воинтсвенно повел свое войско и напал на них. С помощью Христовой он опрокинул их шатры и обрушился на них, чтобы окончить битву избиением. Он умертвил их короля, разбил и уничтожил их армию, сразился и одержал верх. Так отпраздновал победу над врагами.

В начале следующего года Карл, блистательный воин, с помощью уловки вторгся в земли бургундов. Его слава, испытанная в боях, и умение его воинов усмирять мятежные и неверные народы, позволили ему установить границы своей страны; когда был заключен мир, он отдал Лион своим верным. Он утвердил договоры, которыми были закреплены подати, и уверенно вернулся с победой.

Между тем умер герцог Эд. Получив эту весть, уже поименованный принцепс Карл посоветовался со своими людьми и вторично переправился через Луару; он подошел к Гаронне, взял Бордо и занял замок Блай; он завоевал эту область, покорив сопредельные с этим замком города и земли. Он вернулся победителем с миром, благодаря помощи Христа, Царя царей. Аминь.

Анонимный хронист (по велению Хильдебранда, брата Карла Мартелла).

в). КАРЛ ПРИ ПУАТЬЕ
«Надвигавшаяся грозная опасность на время прекратила многочисленные раздоры и усобицы как среди самих франков, так и между франками и другими германскими племенами. Карлу удалось собрать большое войско, в состав которого вошли, кроме франков, другие племена германцев: аламанны, бавары, саксы, фризы. Решительная битва произошла в октябре 732 г. на равнине между Туром и Пуатье. День этой битвы был одним из важных поворотных пунктов истории человечества: здесь, как при Саламине или на Каталаунских полях, судьба многих народов зависела от исхода борьбы двух войск. Подробности битвы неизвестны, хотя с полной ясностью можно представить, какие побуждения и страстные порывы волновали воинов, входивших в состав войск. Войско Абд ар-Рахмана было одушевлено пламенем веры в Аллаха и его пророка, который уже предал царства и народы во власть правоверных, и гордостью победителей и той алчностью добычи, для которой все уже одержанные победы и захваты служили только ступенями к дальнейшим успехам, завоеваниям и обогащениям. Религиозный энтузиазм был велик и в христианском войске, хотя сведений об особом усердии духовенства нет, известно только, что довольно значительная часть войска Карла состояла из язычников. Но франки знали, за что бьются: они уже успели свыкнуться с прекрасной страной, которую приобрели своим мужеством и мужеством своих предков, и готовились горячо постоять за нее.

Главная сила арабов проявлялась в их стремительном натиске, наводившем ужас на врагов; главная сила северян - в спокойной обороне: «Они стояли как неподвижная стена, как ледяной пояс». Карл, очевидно, позаботился предварительно познакомить своих воинов с арабской тактикой, некоторую уверенность им придавало сознание своего превосходства перед арабами в физических силах. Искусное обходное движение герцога Аквитанского способствовало одержанию полной победы – на другой день шатры арабского стана оказались пустыми и можно было спокойно взять весьма значительную добычу.

Единодушие, которому была обязана эта победа, было недолгим. Впоследствии Карлу вновь пришлось бороться и с фризами, и с саксами, и с герцогом Аквитанским, и с нейстримскими вельможами, которые не брезговали даже предательской связью с мусульманами, вследствие чего они не раз вторгались во Франкское государство, опустошая весь его юго-восток до самого Лиона…

Только в 739 г. Карлу удалось в союзе с лангобардским королем Лиутпрандом окончательно справиться и с арабами, и со своими внутренними усобицами. В период этой борьбы грозный воитель нарушил свои связи и с церковью или, точнее, с высшими духовными лицами Франкского государства, которые погрязли в грубейшей безнравственности и вели расточительную жизнь. Он, не задумываясь, черпал из церковных имуществ в тех случаях, когда речь шла о борьбе с исламом и особенно о вознаграждении деятелей, которые в этой борьбе оказали существенные услуги государству. Избалованное королями и зазнавшееся духовенство всячески старалось ему вредить и препятствовать и даже пустило в ход легенду о видении некоего духовника: победитель арабов мучился в пламени преисподней за свое дурное отношение к духовенству. Несмотря на это, значение Карла было настолько велико, что после смерти Теодориха IV он долгое время мог никем не замещать осиротевший трон.

Майордом Карл умер в 741 г. Из двух его сыновей Пипина и Карломана, наследовавших ему, последний в 747 г. удалился в знаменитый монастырь, основанный в 529 г. в Кампании в Монтекассино на месте бывшего храма Аполлона. (Основателем этого монастыря был Бенедикт Нурсийский, давший монахам своей обители правила общежития). С той поры Пипин правил один, хотя и от имени совершенно ничтожного меровингского короля Хильдерика III, пока в 751 г. не решился сделать уже давно обдуманный шаг. Он отправил двух духовных лиц к папе Захарии(741-752) и предложил ему следующее: не лучше ли будет для франкской церкви, чтобы тот, кто держит в руках власть, носил бы и королевский титул. Это было знаменательным событием в истории Франкского государства, равно как и в истории папства».

О.Егер «Всемирная история в четырех томах».

Карл Мартелл фактически сосредоточил в своих руках верховную власть при последних королях династии Меровингов. Для упрочения государственной централизации и укрепления военного могущества королевства покончил с прежним порядком дарения королями земельных владений в полную собственность и стал широко практиковать пожалование земель в условное держание - бенефиций; земельный фонд для раздачи бенефициев создавал путём конфискации владений непокорных магнатов и широкой секуляризации церковных земель. Преобразования Карла Мартелла явились важной фазой в развитии феодальных отношений во Франкском государстве.


Во главе королевской военной свиты стоял особый сановник - майордом (major domus - старший в доме), значение которого возрастало с увеличением дома короля и его свиты, а также с увеличением значения королевского дома в управлении всей страной. Это место могло быть предложено только доверенному лицу, а потому майордом избирался или, по крайней мере, представлялся королю именитейшими из вельмож и сословия благородных. И вот среди австразийского дворянства нашлась родственная королевскому дому фамилия, обладавшая обширными поместьями между Маасом, Мозелем и Рейном. Из ее представителей, наиболее древних, известен Карломан (жил ок. 600 г.); его сын Пипин Ланденский был майордомом в Австразии при Дагоберте I (622-638). За ним следовал другой крупный представитель того же дома, Гримоальд, возбудивший против себя зависть других вельмож и павший ее жертвой. Только Пипину Геристальскому, Пипину Среднему, удалось приобрести известность: в одной из усобиц, которые бушевали между вельможами Нейстрии и Австразии из-за господства в земле франков, он разбил Берхера, майордома Нейстрии, при Тертри (687 г.). После этого Пипин вынудил ничтожного короля Нейстрии Теодориха III назначить его майордомом Австразии, Нейстрии и Бургундии, следовательно, всего Франкского королевства, воссоединенного победой при Тертри. Тогда же ему был присвоен титул, указывавший, что Пипин был не простым подданным короля: он титуловался князем и герцогом франкским (dux et princeps Francorum).

Его сын Карл, прозванный впоследствии Карл Мартелл (т. е. боевой молот), после долговременной борьбы в 719 г. занял место отца как майордом трех составных частей государства, сумел поддержать единство этих частей и прославил свой род геройским подвигом, которым значение старинного королевского рода было окончательно подорвано.

Могущество халифата при Валиде I и его наследнике Сулеймане было более грозным, чем когда-либо. На берегах Инда и на побережьях Атлантического океана войска халифата торжествовали над врагами. В 717 г. новое нападение на Константинополь было с большим трудом отражено, а с 720 г. испанские арабы уже совершали походы за Пиренеи. Герцог Аквитании - юго-западной части Галлии, освободившейся от франкского владычества, с величайшими усилиями отражал их нападения. В 732 г. сильное арабское войско вторично перешло Пиренеи, нанесло герцогу Аквитанскому тяжкое поражение и вынудило его бежать. Тогда он обратился за помощью к могущественному и грозному майордому франков. По-видимому, надвигавшаяся грозная опасность на время прекратила многочисленные раздоры и усобицы как среди самих франков, так и между франками и другими германскими племенами. Карлу удалось собрать большое войско, в состав которого вошли, кроме франков, другие племена германцев: аламанны, бавары, саксы, фризы. Решительная битва произошла в октябре 732 г. на равнине между Туром и Пуатье. День этой битвы был одним из важных поворотных пунктов истории человечества: здесь, как при Саламине или на Каталаунских полях, судьба многих народов зависела от исхода борьбы двух войск. Подробности битвы неизвестны, хотя с полной ясностью можно представить, какие побуждения и страстные порывы волновали воинов, входивших в состав войск. Войско Абд ар-Рахмана было одушевлено пламенем веры в Аллаха и его пророка, который уже предал царства и народы во власть правоверных, и гордостью победителей и той алчностью добычи, для которой все уже одержанные победы и захваты служили только ступенями к дальнейшим успехам, завоеваниям и обогащениям. Религиозный энтузиазм был велик и в христианском войске, хотя сведений об особом усердии духовенства нет, известно только, что довольно значительнзя часть войска Карла состояла из язычников. Но франки знали, за что бьются: они уже успели свыкнуться с прекрасной страной, которую приобрели своим мужеством и мужеством своих предков, и готовились горячо постоять за нее. Главная сила арабов проявлялась в их стремительном натиске, наводившем ужас на врагов; главная сила северян - в спокойной обороне: "Они стояли как неподвижная стена, как ледяной пояс". Карл, очевидно, позаботился предварительно познакомить своих воинов с арабской тактикой, некоторую уверенность им придавало сознание своего превосходства перед арабами в физических силах. Искусное обходное движение герцога Аквитанского способствовало одержанной полной победе - на другой день шатры арабского стана оказались пустыми, и можно было спокойно взять весьма значительную добычу.

Единодушие, которому была обязана эта победа, было недолгим. Впоследствии Карлу вновь пришлось бороться и с фризами, и с саксами, и с герцогом Аквитанским, и с нейстрийскими вельможами, которые не брезговали даже предательской связью с мусульманами, вследствие чего те еще много раз вторгались во Франкское государство, опустошая весь его юго-восток до самого Лиона. Только в 739 г. Карлу удалось в союзе с лангобардским королем Лиутпрандом окончательно справиться и с арабами, и со своими внутренними усобицами. В период этой борьбы грозный воитель нарушил свои связи и с церковью или, точнее, с высшими духовными лицами Франкского государства, которые погрязли в грубейшей безнравственности и вели расточительную жизнь. Он, не задумываясь, черпал из церковных имуществ в тех случаях, когда речь шла о борьбе с исламом и особенно о вознаграждении деятелей, которые в этой борьбе оказали существенные услуги государству. Избалованное королями и зазнавшееся духовенство всячески старалось ему вредить и препятствовать и даже пустило в ход легенду о видении некоего духовника: победитель арабов мучился в пламени преисподней за свое дурное отношение к духовенству. Несмотря на это, значение Карла было настолько велико, что после смерти Теодориха IV он долгое время мог никем не замещать осиротевший трон.