Категориальное значение. Значение, категории и формы глагола

КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Обобщенное значение, накладывающееся на конкретное лексическое значение слова: у имен существительных — значение предметности, у имен прилагательных — значение признака, свойства, качества, у глаголов — значение процесса, действия, состояния и т. д.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗНАЧЕНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ЗНАЧЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка. З. языковых выражений изучается в языкознании, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЗНАЧЕНИЕ в Энциклопедическом словарике:
    содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка. Значение языковых выражений изучаются в языкознании, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. Смысл, то, что данное явление, понятие, предмет значит, обозначает. 3. взгляда, жеста. Определить з. слова. Лексическое …
  • ЗНАЧЕНИЕ
    ЗНАЧ́ЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ, смысловое содержание слова, отображающее и закрепляющее в сознании представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗНАЧ́ЕНИЕ, важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности. Содержание, связываемое с тем или иным выражением (словом, предложением, знаком …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    значе"ние, значе"ния, значе"ния, значе"ний, значе"нию, значе"ниям, значе"ние, значе"ния, значе"нием, значе"ниями, значе"нии, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, с. 1) Смысл, содержание чего-л. Значение жеста. Значение слова. Ее тревожит сновиденье. Не зная, как его понять, мечтанья страшного …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ЗНАЧЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: значимость, значительность, важность, роль Ant: незначительность, неважность, второстепенность 2. Syn: …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    смысл, разум; вес, важность, авторитет, достоинство, сила, ценность. Настоящий, переносный, прямой, собственный, строгий, фигуральный, буквальный, широкий смысл слова. "Эта девушка …
  • ЗНАЧЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: значимость, значительность, важность, роль Ant: незначительность, неважность, второстепенность Syn: …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) То, что значит кто-л. или что-л.; смысл. 2) Важность, значительность, назначение. 3) Влияние, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    знач`ение, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    значение, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Орфографическом словаре:
    знач`ение, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    смысл, то, что данное явление, понятие, предмет значит, обозначает З. взгляда, жеста. Определить з. слова. Лексическое з. слов (означаемое им …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности. 2) Содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    значения, ср. (книжн.). 1. Смысл, то, что данный предмет (Слово, жест, знак) значит. Слово "знание" имеет несколько значений. Слово "больной" …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    значение ср. 1) То, что значит кто-л. или что-л.; смысл. 2) Важность, значительность, назначение. 3) Влияние, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1. То, что значит кто-либо или что-либо; смысл. 2. Важность, значительность, назначение. 3. Влияние, …
  • ЗНАЧЕНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ср. Обладая свойством выражать, означать что-либо, иметь какой-либо смысл. II ср. 1. Важность, значительность. 2. Влияние, …
  • ТЕЛЕОЛОГИЯ
    (греч. telos - завершение, цель; teleos - достигший цели и logos - учение) - учение о целесообразности как характеристике отдельных …
  • СВОБОДА ВОЛИ в Новейшем философском словаре:
    способность человека к самоопределению в своих действиях. В контесте раннегреческой культуры в понятии С. В. акцентируется не столько философско-категориальное, сколько …
  • ГАРТМАН в Новейшем философском словаре:
    (Hartmann) Николай (1882-1950) - немецкий философ. Родился в Риге. Обучался в Петербургском университете. После событий 1905 в России переехал в …
  • в Словаре постмодернизма:
    ("Totalitй et Infini. Essai sur l"Extйrioritй", 1961) - монография докторской диссертации Левинаса, изданная в Гааге. Выход в свет данной книги …
  • МЕТАЯЗЫК в Словаре постмодернизма:
    - 1) в классической философии: понятие, фиксирующее логический инструментарий рефлексии над феноменами семиотического ряда, 2) в философии постмодернизма: термин, выражающий …
  • ГРАММАТОЛОГИЯ в Словаре постмодернизма:
    - традиционно - область языкознания, которая устанавливает и изучает соотношения между буквами алфавита и звуками речи. Г. как отрасль языкознания …

I. Общая характеристика глагола.

Глагол как часть речи

Тема 1

МОДУЛЬ II. ГЛАГОЛ И ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Комплексная цель модуля II

Русский глагол обладает довольно сложной системой формообразования, однако в практических курсах русского языка ему уделяется недостаточно внимания. В частности, в школьном курсе вообще никак не отражено образование настоящего – будущего простого времени. Всё ограничивается делением глаголов на два спряжения и тренировкой в правописании безударных окончаний.

Цель модуля II заключается в следующем:

· представить в целом систему грамматических форм русского глагола;

· дать исчерпывающую характеристику формообразования, значения и употребления личных форм глагола;

· дать полную характеристику значения, образования и употребления неспрягаемых форм глагола – причастий и деепричастий;

· научить правильно употреблять, структурировать причастные и деепричастные обороты и отработать навыки пунктуационного выделения;

· познакомить с грамматическими словарями-справочниками по глаголу и его формам.

I. Общая характеристика глагола

2. Морфологические признаки

3. Синтаксические функции

II. Система глагольных форм. Основы глагола.

Ш. Инфинитив

2. Морфологические признаки

3. Синтаксические функции

IV. Основные глагольные категории

2. Переходность и непереходность

4. Классы глаголов

5. Спряжение

6. Наклонение

8. Лицо. Безличные глаголы

9. Число и род.

V. Схема разбора глагола

VI. Правописание глаголов. (самостоятельно)

Глагол как часть речи обозначает процесс. Под процессом приня­то понимать различные действия, связанные с трудовой деятельностью человека (строить, готовить, вязать) ; действия, связанные с интеллекту­альной деятельностью (говорить, думать, решать) ; действия, обозначаю­щие различные процессы в природе (темнеет, светает, смеркается) и дей­ствия, обозначающие различные состояния (спать, грустить, болеть, стра­дать).

Значение действия как процесса у глагола выражается категориями: вида – отношением действия к его внутреннему пределу (решать - решить) ; наклонения – отношением действия к действительности (решаю, решал бы - решай) ; времени – отношение действия к моменту речи (решаю – решал - буду решать) ; залога – отношение действия к субъекту и объекту (я решаю задачу – задача решается мною) ; лица – отношением действия к субъекту (решаю – решать - решает) . Глагольные формы имеют значение числа и рода. Глагол изменяется по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Такое изменение называется спряжением.



Спрягаемым формам глагола противопоставлены неспрягаемые – инфинитив, причастие и деепричастие. Инфинитив и деепричастие не имеют форм словоизменения, а причастие склоняется по образцу прилагательного.

Категории вида и залога свойственны всем глагольным формам, категории наклонения, времени и лица – только спрягаемым (причастия имеют формы только настоящего и прошедшего времени); категория числа – всем глагольным формам, кроме инфинитива и деепричастия, категория рода - только формам прошедшего времени, сослагательного наклонения и причастиям.

Глагол - знаменательная часть речи, которая обозначает действие (отношение, состояние) предмета как процесс и выражает его в формах вида, залога, наклонения, времени, числа, лица или рода, выступает в функции сказуемого, (личные или спрягаемые формы) определения (полное причастие) , обстоятельства (деепричастия) любого члена предложения, начиная с подлежащего и заканчивая инфинитивом.

Процесс в грамматике понимается широко. Под этим словом понимается самая разнообразная деятельность: действие, состояние, движение, речь, проявление и изменение признака, интеллектуальная деятельность, восприятие, отношения. Этими группами не исчерпывается, но основная масса дана. Процесс предполагает действие, которое изменяется во времени. Временная отнесенность действия – важнейшая характеристика слов, относящихся к глаголу. Все явления (слова) способны в своих грамматических формах обозначать изменения, осуществляющиеся во времени (читал, читаю, буду читать). Морфологические особенности глагола: спряжение (изменение по лицам и числам), большой набор морфологических признаков. Глагол отличается самой разветвленной системой грамматических категорий. Вид и залог явл. универсальными категориями. Наименьшее кол-во гр.кат. хар-ны инфинитиву, деепричастию; для причастия – вид, залог, время, падеж, род, число. Личные или спрягаемые формы – 6 форм -> принято выделять 4 формы глагола: спрягаемая (личная) в одном из наклонений, инфинитив, причастие, деепричастие. Личные составляют ядро системы, тем не менее, спряг. И неспряг. Объединяются в единую с-му форм глагола, т.к. обладают рядом общих признаков: общность лексич. Значений(читал, читаю, читая), общность видовых и залоговых образований и значений(читать-прочитать), общность управления(читаю книгу-читая книгу), общность наречного распределения (ПОЯСНЕНИЯ НАРЕЧИЯ). Спряг. Формы гл. используются исключительно в синтакс. Роли сказуемого или предиката. Прич., деепр. Могут выступать в роли второстеп. Членов предл-я, их называют атрибутивными формами. Инфинитив занимает особое место. И-в (неопр. Форма) явл. Неспрягаемой, неизменямой формой гл., но входит в с-му глаг. Форм, хотя и отлич. Своеобразной стр-рой. Семант-ки и-в аналог Им. п. сущес-го. (ловить-ловля), но при общем значении действия сущ-е обозначает действие, как предмет, а и-в обозначает процесс. Неразрывная связь и-ва с гл. поддерживается морф-ки и синт-ки: выражает видовые и залоговые значения, перех-ть - неперех-ть, возвр-ть – невозвр-ть. По своему происх-ю и-в тесно связан и с именем, и с гл.: это форма дат-го, местного падежа, ед. ч. Отглагольного сущ-го. Впоследствие остальные формы утратились, а форма –>в с-му гл.. Неопределенное – обобщенное наименование действия, неопределенного с т.з. лица, времени, наклонения, поэтому, этио обобщенное значение делает и-в начальной формой гл.. Особенно своеобразие и-ва проявляется на синтаксическом уровне. И-в, управляя сущ-м, сочетаясь с наречием, в предложении может быть любым членом: учиться всегда пригодиться (составное именное сказуемое). Ира плакать (в составном глагольном сказуемом и-в будет обязательно!!!)Мы хотим учиться. Может быть и второстепенным членом: у неё большое желание учиться(определение), он заставил её учиться(объектное дополнение), Она приехала учиться (обстоятельство цели).

Категориальное значение слова

До сих пор мы говорили лишь о непосредственной функции слова в обозначении того или иного предмета, действия или качества, иначе говоря, о «денотативном» и «коннотативном» значениях слова. Однако сказанное не исчерпывает ту роль, которую играет слово в отражении действительности и в переработке информации.

Наиболее существенную роль играет вторая важнейшая функция слова, которую Л.С. Выготский назвал собственно значением и которую мы можем обозначить термином «категориальное» или «понятийное» значение.

Под значением слова, которое выходит за пределы предметной отнесенности, мы понимаем способность слова не только замещать или представлять предметы, не только возбуждать близкие ассоциации, но и анализировать предметы, вникать глубже в свойства предметов, абстрагировать и обобщать их признаки. Слово не только замещает вещь, но и анализирует вещь, вводит эту пещь в систему сложных связей и отношений. Отвлекающую или абстрагирующую, обобщающую и анализирующую функцию слова мы и называем категориальным значением.

Итак, каждое слово не только обозначает предмет, но выделяет его существенный признак. Это очень легко видеть, анализируя корень слова. Например, слово «стол» имеет корень -стл-, а этот корень связан со словами «стлать», «постилать», «настил». Говоря слово «стол», человек выделяет его качество: это что-то, что имеет признак настила, на котором можно писать, обедать или работать, но обозначаемый этим словом предмет всегда должен обладать соответствующим признаком. Слово «часы» не просто обозначает определенный предмет, который, например, лежит перед нами; это слово указывает на то, что этот предмет имеет функцию измерения времени («часа»), и если он не имеет отношения к измерению времени, значит, это не часы. Слово «сутки» имеет корень «со-ткать» («стыкать», переносное -- стык дня и ночи). Слово «корова» является родственным с латинским словом cornu = рог и, по сути говоря, раньше означало «рогатый», тем самым оно выделяет признак, характерный для коровы.

Эту анализирующую или абстрагирующую функцию слова наиболее легко видеть в недавно возникших сложных словах. Так, «самовар» обозначает предмет, который сам варит; «телефон» обозначает предмет, который на расстоянии (теле-) передает звук; «телевизор» обозначает предмет, который дает возможность на расстоянии видеть, и т.д. В таких новых словах особенно наглядно выступает эта анализирующая функция слова. Значит, каждое слово не только обозначает предмет, но производит и гораздо более глубокую работу. Оно выделяет признак, существенный для этого предмета, анализирует данный предмет. В старых словах или словах, заимствованных из других языков, мы иногда не ощущаем этого, в новых словах мы видим это более отчетливо. Эта функция выделения признака или абстракции признака является важнейшей функцией слова. Однако и это положение еще не является достаточным.

Каждое слово не только обозначает вещь, не только выделяет ее признаки. Оно обобщает вещи, относит их к определенной категории, иначе говоря, несет сложную интеллектуальную функцию обобщения. Слово «часы» обозначает любые часы (башенные, настольные, ручные, карманные, золотые или серебряные, квадратные или круглые). Слово «стол» обозначает любой стол (письменный, обеденный, карточный, квадратный или круглый, на трех или на четырех ножках, раздвижной или простой). Значит, слово не только выделяет признак, но и обобщает вещи, относит их к определенной категории, и эта обобщающая функция слова является одной из важнейших. Обобщая предметы, слово является орудием абстракции, а обобщение есть важнейшая операция сознания. Именно поэтому, называя тот или другой предмет словом, мы тем самым относим этот предмет к определенной категории. Это и означает, что слово является не только средством замещения вещи, представления; оно является и клеточкой мышления, потому что важнейшими функциями мышления являются именно абстракция и обобщение. Следует, однако, отметить и другую сторону интересующей нас проблемы.

Слово является не только орудием мышления, но и средством общения. Всякое общение - иначе говоря, передача информации -- необходимо требует, чтобы слово не только указывало на определенный предмет, но и обобщало сведения об этом предмете. Если бы человек, говоря «часы», имел в виду, например, лишь одни определенные часы, а воспринимающий это слово, не имеющий соответствующего опыта, не понимал бы обобщенного смысла этого слова, он никогда бы не смог передать собеседнику свою мысль. Однако слова «часы» и «стол» имеют обобщенное значение, и это является условием понимания, условием того, что человек, называя предмет, может передать свою мысль другому человеку. Даже если этот другой человек представляет названную вещь иначе (например, говорящий имеет в виду карманные часы, а воспринимающий -- настольные или башенные часы), все равно предмет, отнесенный к определенной категории, позволяет говорящему передать определенную обобщенную информацию. Значит, абстрагируя признак и обобщая предмет, слово становится орудием мышления и средством общения.

Существует, однако, еще более глубокая и важная функция значения слова. В развитом языке, который является системой кодов, слово не только выделяет признак и не только обобщает пещь, относя ее к определенной категории, оно производит автоматическую и незаметную для человека работу по анализу предмета, передавая ему опыт поколений, который сложился в отношении этого предмета в истории общества.

Таким образом, называя предмет, человек анализирует его, причем делает это не на основании конкретного собственного опыта, а передает опыт, накопленный в общественной истории в отношении его функций, и передает, таким образом, систему общественно упрочившихся знаний о функциях этого предмета.

Следовательно, слово не только обозначает предмет, но и выполняет сложнейшую функцию анализа предмета, передает опыт, который сформировался в процессе исторического развития поколений.

Итак, обозначая предмет, слово выделяет в нем соответствующие свойства, ставит его в нужные отношения к другим предметам, относит его к известным категориям.

Все это и говорит о том факте, что слово не только удваивает мир, не только обеспечивает появление соответствующих представлений, но является мощным орудием анализа этого мира, передавая общественный опыт в отношении предмета, слово выводит нас за пределы чувственного опыта, позволяет нам проникнуть в сферу рационального.

Все это дает возможность утверждать, что слово, обладающее предметной отнесенностью и значением, является основой системы кодов, которые обеспечивают перевод познания человека в новое измерение, позволяет совершить скачок от чувственного к рациональному, т.е. к возможности как обозначать вещи, так и оперировать вещами в совершенно новом, «рациональном» плане. Многие исследователи указывали на то, что «семантические поля» оказываются обычно четко организованными и что некоторые из слов, входящих в данную семантическую группу, обладают большей «доступностью», чем другие. Эта «доступность» некоторых слов, облегчающая их выбор из многих других, объясняется частично контекстом, привычностью и частотой встречаемости данного слова, установкой личности и ее непосредственным опытом; однако нередко «доступность» нужного слова и большая вероятность его всплывания зависят от тех лексических связей, которыми характеризуются многие слова.

Легко видеть, что слово «врач» неизбежно вызывает по ассоциации другое слово -- «лечить», слово «метла» -- «мести», слово «топор» -- «рубить», слово «игла» -- «шить» и т.д. Еще более отчетливо это можно проследить в словах, обозначающих действия (глаголах), и в словах, обозначающих качества (прилагательных). Обо всех этих факторах, указывающих на то, что многие слова переживаются как неполные и требуют дополнения другими словами, принято говорить как о «валентностях слов», и именно эти валентности в значительной мере определяют то преимущество, с которым всплывают те или иные связанные с ними слова. Именно поэтому «валентности» слов оказываются важным дополнительным фактором, который определяет выбор нужного слова.

Выводы к главе 1

Все вышесказанное можно резюмировать в следующих положениях. Слово как элемент языка всегда обозначает известную вещь, признак или отношение, а язык состоит из системы сложных кодов, которые вводят обозначаемую вещь в системы связей и отношений.

Слово является продуктом длительного развития, в процессе которого оно выделяется из симпрактического контекста и становится самостоятельной системой кодов, располагающей различными средствами обозначений любого предмета и выражения любых связей и отношений.

Развитие языка является процессом эмансипации от симпрактического характера и выделения слова как синсемантической системы.

Структура слова сложна. Слово имеет предметную отнесенность, т.е. оно обозначает предмет и вызывает целое «смысловое поле», слово имеет функцию определенного «значения», иначе говоря, выделяет признаки, обобщает признаки и анализирует предмет, относит его к определенной категории и передает общечеловеческий опыт. Оно позволяет человеку выходить за пределы непосредственного восприятия, обеспечивая тем самым тот скачок от чувственного к рациональному, который является существенным для сознания человека.

И, наконец, слово имеет «лексические функции», т.е. входит в известные классы смысловых отношений; оно располагает аппаратом, который создает потенциальную необходимость связи одних слов с другими, обеспечивая переход от единичных слов к их «синсемантическим» связям, определяя те законы, по которым оно вступает в связи с другими словами. Все это и является важнейшим механизмом, который дает возможность сделать из слова основное орудие сознательной деятельности человека.

Теперь ясно, насколько фундаментальное значение имеет слово и какое центральное место оно занимает в формировании человеческого сознания.

французский лексика семантический преобразование

Категориальное значение

Обобщенное значение, накладывающееся на конкретное лексическое значение слова: у имен существительных - значение предметности, у имен прилагательных - значение признака, свойства, качества, у глаголов - значение процесса, действия, состояния и т. д.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "категориальное значение" в других словарях:

    категориальное значение имени прилагательного - Значение признаковости. Например: вечерний звон – прилагательное вечерний обозначает непроцессуальный признак предмета – это его категориальное значение; конкретное значение прилагательного – это признак предмета по отношению ко времени …

    категориальное значение глагола - Значение процесса (процессуальность), свойственное глаголу независимо от его лексического значения: действия (бежать, пилить), состояния (любить, спать), отношения (включать, обладать) представлены в глаголах как процесс, протекающий во времени … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    категориальное значение существительного - Значение предметности, которое модифицируется по разному: 1) названия конкретных предметов живого и неживого мира: ручка, студент, гора; 2) наименования растений: роза, ива, тополь; 3) названия веществ: масло, кислород; 4) географические названия … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    категориальное значение наречия - Признаковость признака: тихо веет. В отдельных случаях наречие обозначает признак предмета: плов по узбекски … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Категориальное восприятие - (греч. kategorikos – утверждающий) особенность или, точнее, стадия формирования наглядных образов, на которой конкретные наглядные образы отождествляются с определённым классом объектов, имеющим определённое значение. Например, тенденция слышать… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    схема анализа глагола - 1) выделить словоформу в тексте; 2) часть речи; категориальное значение глагола; 3) начальная форма глагола; вопрос к начальной форме глагола; вопрос к словоформе в тексте; 4) форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая); 5) основы глагола: основа… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    схема анализа имени существительного - 1) словоформа в тексте; 2) часть речи; категориальное значение имени существительного; 3) начальная форма имени существительного; вопрос к начальной форме имени существительного; вопрос к словоформе в тексте; 4) собственное/нарицательное имя… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    категория числа существительных - Одна из основных категорий имени существительного, формирующая у него категориальное значение предметности. Категория числа служит для выражения количественной характеристики предметов объективной действительности. Она противопоставляет… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    схема анализа категории состояния - 1) словоформа в тексте; 2) часть речи, категориальное значение; вопрос к словоформе в тексте; 3) начальная форма слова категории состояния (форма настоящего времени, изъявительного наклонения, положительной степени); 4) разряд по значению слова… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    схема анализа местоимения - 1) словоформа в тексте; 2) часть речи; категориальное значение местоимения; 3) начальная форма местоимения; вопрос к начальной форме местоимения; вопрос к словоформе в тексте; 4) разряд местоимения по соотношению с другими частями речи… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Категориальное значение глагола. Системный и функциональный аспекты , Н. Н. Болдырев. В настоящей монографии исследуется проблема формирования категориального значения глагола на понятийном, системно-языковом и речевом уровнях. Рассматриваются общие вопросы лингвистической…