Кодификатор по литре. Требования и список литературы для ЕГЭ по литературе (2017)

Даже очень хороший пересказ не может заменить самого художественного текста. «Без чтения нет настоящего образования, – говорил своему сыну А.И. Герцен, – нет и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания .

Все эти произведения можно скачать одним архивом. Там всё аккуратно разложено по папкам и в хронологическом порядке. Формат fb2.

Если у вас нет электронного ридера, то ваш админ настоятельно рекомендует заказать здесь или .

Древнерусская литература

"Слово о полку Игореве"

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник»

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов пьеса "Горе от ума"

В.А. Жуковский стихотворение "Море", баллада "Светлана"

А.С. Пушкин романы: "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", поэма "Медный всадник", стихотворения: "Деревня", "Узник", "Во глубине сибирских руд...", "Поэт", "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Зимнее утро", "Бесы", "разговор книгопродавца с поэтом", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил..."

М.Ю. Лермонтов поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени", "Песня про... купца Калашникова", стихотворения: "Нет, я не Байрон, я другой...", "Тучи", "Нищий", "Из-под таинственной, холодной полумаски...", "Парус", "Смерть поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Родина", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Пророк", "Как часто, пёстрою толпою окружен...", "Валерик", "Выхожу один я на дорогу..."

Н.В. Гоголь пьеса "Ревизор", поэма "Мертвые души", повесть "Шинель".

Литература второй половины XIX века

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо", стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман "Отцы и дети"

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Премудрый пескарь", "Дикий помещик", роман "История одного города" (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея "Война и мир"

Ф.М. Достоевский роман "Преступление и наказание"

И.А. Гончаров роман "Обломов"

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть "Левша" или "Леди Макбет Мценского уезда".

А.Н. Островский пьеса "Гроза"

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»

Литература конца XIX - начала XX века

А.П. Чехов пьеса "Вишневый сад", рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века

И.А. Бунин рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник"

А.А. Ахматова поэма "Реквием", стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький пьеса "На дне", рассказ "Старуха Изергиль"

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Б.Л. Пастернак роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский поэма "Облако в штанах", стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок поэма "Двенадцать", стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов роман "Тихий дон", рассказ "Судьба человека"

М.А. Булгаков романы: "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия" (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ "Матренин двор", повесть "Один день Ивана Денисовича"

А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы второй половины XX века

Проза второй половины XX века : Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века : Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века : А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Единый государственный экзамен

по ЛИТЕРАТУРЕ

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню

подготовки выпускников общеобразовательных

учреждений для единого государственного

экзамена 2010 года по литературе

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

(использованы материалы сайта ФИПИ)

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по литературе (далее – кодификатор) является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ. Кодификатор составлен на основе следующих нормативных документов: Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе. базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.04); Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998); Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

Кодификатор 2010 года, как и в прошлые годы, опирается не только на стандарт среднего (полного) общего образования, но и на стандарт основного общего образования по литературе, что не приводит к изъятию из экзаменационного материала важнейших тем, которые всегда присутствовали как в государственном (итоговом) контроле, так и в программах для поступающих в вузы (древнерусская литература и литература XVIII века, значительная часть произведений первой половины XIX века и др.).

Приведение Кодификатора в полное соответствие с нормативными документами привело к исключению из него нескольких произведений, не названных ни в стандарте 2004 г., ни в образовательных минимумах 1998-1999 годов*:

А.П. Чехов. Рассказ «Крыжовник»;

С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…»;

В.В. Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии»;

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог»;

О.Э. Мандельштам. Стихотворение «Батюшков»;

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Творчество», «Я научилась просто, мудро жить…».

При разработке кодификатора 2010 года опора на нормативную базу 1998-1999 гг. осуществлялась в минимальной степени, однако полный отказ от нее представляется преждевременным, т.к. она позволяет сохранить в итоговом контроле ряд важных терминов и понятий, рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», конкретизировать перечень сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и списки стихотворений (в стандарте 2004 года минимальный перечень стихотворений дан с установкой на дополнительный самостоятельный выбор 3–5 стихотворений). В приложении 1 дан Перечень элементов содержания, включенных в кодификатор 2010 г. на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе

(приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99 г.).

* В кодификатор прошлых лет данные произведения были включены на основе Примерных программ по литературе основного общего и среднего (полного) общего образования. Учитывалось также, что государственный образовательный стандарт по литературе позволяет расширять перечень произведений малых жанровых форм.

Вместе с тем ЕГЭ по литературе 2010 года в большей степени ориентируется на государственный образовательный стандарт профильного уровня, что заложено в общей концепции единого государственного экзамена и соответствует следующим специфическим особенностям двухуровневого стандарта по литературе:

В стандарт профильного уровня полностью включен стандарт базового уровня;

Большая часть отличий стандарта базового и профильного уровней не сказывается на отборе материала для единого государственного экзамена**; различия в части материала, подлежащего контролю, минимальны (изучение профильного курса литературы предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение литературного материала на ином, углубленном, уровне).

Кодификаторы последних трех лет во многом были сориентированы на профильный уровень образовательного стандарта по литературе. Кодификатор 2010 года в полном объеме содержит элементы проверяемого содержания, названные в обязательном минимуме содержания среднего

(полного) общего образования, включенного в стандарт профильного уровня. В приложении 2 дан Перечень элементов содержания, добавленных в кодификатор 2010 г. с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Следует подчеркнуть, что кодификатор элементов содержания формируется в первую очередь на основе перечня произведений, который включен в раздел «Обязательные минимумы содержания основных образовательных программ», являющийся составной частью Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни). КИМ ЕГЭ по литературе учитывает следующие четыре способа представления учебного материала в названном перечне, отличающиеся разной степенью детализации материала:

1. названо имя писателя с указанием конкретного(-ых) произведения(-ий);

2. названо имя писателя с указанием на обзорное изучение конкретного произведения (так представлены, например, роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» и роман «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака);

3. названо имя писателя без указания конкретных произведений, выбор которых предоставляется автору программы или учителю (так представлено, например, творчество Н.С. Лескова и А.П.Платонова);

4. предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения: выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю (так представлен,

например, раздел "Литература второй половины ХХ века").

В первом случае задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменационной работы. В остальных случаях задания формулируются только в части 3 экзаменационной работы. При этом в одном случае формулировка задания не содержит указания на конкретное произведение (выбор осуществляет экзаменуемый), а в другом – формулировка задания не содержит указания на конкретное имя писателя и произведение (выбор также осуществляет экзаменуемый).

В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в разделе стандарта «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ»: данное содержание подлежит изучению, но не включается в раздел стандарта «Требования к уровню подготовки

выпускников», т.е. не является объектом контроля.

** Список изучаемых произведений, включенный в образовательный стандарт профильного уровня, в сравнении со стандартом базового уровня расширен, прежде всего, за счет выделенных курсивом произведений. Маркировка курсивом означает, что данный материал изучается, но не проверяется в рамках государственного (итогового) контроля (например, трагедия А.С.Пушкина "Борис Годунов", поэма М.Ю.Лермонтова "Демон", роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", рассказы И.Э.Бабеля, роман "Мы" Е.И.Замятина и др.).

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином

государственном экзамене по литературе

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), а также с учетом Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования 1998 и 1999 годов.

Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в кодификаторе помечены кодом с дополнительным буквенным обозначением: 7.14.А и 7.14.Б, поскольку экзаменуемым предоставляется право выбора задания по одному из указанных произведений.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1. Сведения по теории и истории литературы

1.1 Художественная литература как искусство слова.

1.2 Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества.

1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.

1.6 Историко-литературный процесс.Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.

1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. "Вечные темы" и "вечные образы" в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

1.9 Деталь. Символ. Подтекст.

1.10 Психологизм. Народность. Историзм.

1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

1.13 Стиль.

1.14 Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

1.15 Литературная критика.

2. Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве».

3. Из литературы XVIII века

3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».

3.2 Г .Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

4. Из литературы первой половины XIX века

4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море».

4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».

4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…».

4.5 А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка».

4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник».

4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

4.8 М .Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий»,

«Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...».

4.9 М .Ю. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова».

4.10 М .Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».

4.11 М .Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».

4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор».

4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».

4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

5. Из литературы второй половины XIX века

5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…»,

«С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и

Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».

5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

5.8 М

5.9 М .Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (обзорное изучение).

5.10 Л .Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

6. Из литературы конца XIX – начала XX веков

6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».

6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».

6.3 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

7. Из литературы первой половины XX века

7.1 М

7.2 М . Горький. Пьеса «На дне».

7.3 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь,

аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит

лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…».

7.4 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».

7.5 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и

немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».

7.6 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».

7.7 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять

в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

7.8 М .И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

7.9 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

7.10 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество».

7.11 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».

7.12 М .А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».

7.13 М .А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

7.14.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).

7.14.Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).

7.15 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».

7.16 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

7.17 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».

7.18 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

7.19 А.П. Платонов Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

7.20 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».

7.21 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

8. Проза второй половины XX века.

8.1 Из литературы второй половины ХХ века

Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев,

В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

8.2 Поэзия второй половины XX века.

Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Н.А.Заболоцкий, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А.Слуцкий, В.Н.Соколов, В.А.Солоухин, А.А.Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

8.3 Драматургия второй половины ХХ века.

А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М.Рощин (произведение одного автора по выбору).


Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников,

достижение которых проверяется на едином государственном экзамене

по литературе

Контрольные измерительные материалы разрабатываются не только на основе перечисленных в разделе 1 элементов содержания, но с опорой на Требования к уровню подготовки выпускников, сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного)

общего образования по литературе, базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.04).

В названном документе сказано, что в результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен:

1. знать/понимать

1.1. образную природу словесного искусства;

1.2. содержание изученных литературных произведений;

1.3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;

1.4. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых

произведений;

1.5. основные закономерности историко-литературного процесса; сведения

об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и

течений;

1.6. основные теоретико-литературные понятия.

2. уметь

2.1. воспроизводить содержание литературного произведения;

2.2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства,

изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

2.3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

2.4. раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

2.5. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

2.6. определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

2.7. сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

2.9. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

2.10. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

3. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

3.2. участия в диалоге или дискуссии;

3.3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

3.4. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Проверяемые в ЕГЭ умения, сформулированные на основе указанных требований, перечислены в соответствующем разделе спецификации КИМ ЕГЭ по литературе 2010 г.

Не все умения, соответствующие Требованиям к уровню подготовки выпускников, сформулированным в государственном образовательном стандарте по литературе, могут быть проверены в формате ЕГЭ (например, не проверяется умение выразительно читать изученные произведения, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы; писать рецензии на прочитанные произведения и др.). Кроме того, часть знаний и умений, сформулированных в Требованиях, прямо не отражаются в формулировках заданий, но могут быть проявлены выпускниками при выполнении заданий с развернутыми ответами (например, знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапов их творческой эволюции, творческой истории изучаемых

произведений; умение соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; сопоставлять различные художественные, критические и научные интерпретации литературных произведений, умение подать материал в дискуссионной форме, включить в сочинение анализ

самостоятельно прочитанного произведения, оценить его эстетическую значимость и др.).

Приложение 1.

Перечень элементов содержания, включенных в кодификатор 2010 г. на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99)

1. Г.Р. Державин. «Памятник».

2. В.А. Жуковский. «Море».

3. А.С. Пушкин. «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт».

4. М .Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…» «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

5. Ф.И. Тютчев. «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…»;

6. А.А. Фет. «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…».

7. А. Некрасов. «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...».

8. М .Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».

9. М . Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».

10. А.А. Блок. «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…».

11. В.В. Маяковский. «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».

12. С.А. Есенин. «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

13. М .И. Цветаева. «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

14. А.А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество».

15. Б.Л. Пастернак. «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».

Приложение 2

Перечень элементов содержания, добавленных в кодификатор 2010 года с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

1. В раздел «Сведения по теории и истории литературы» добавлены следующие термины и понятия:

Художественное время и пространство,

Постмодернизм,

Песня,

Фабула,

Внутренняя речь,

Сказ,

Дольник, акцентный стих, верлибр,

Литературная критика.

2. В раздел «Из литературы первой половины XIX века» добавлены

следующие стихотворения:

А.С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»;

М.Ю. Лермонтов. «Валерик».

3. В раздел «Из литературы второй половины XIX века» добавлены следующие произведения:

Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Природа – сфинкс. И тем она верней...»,

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение);

Н.С. Лесков. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого).

4. В раздел «Из литературы конца XIX – начала XX веков» добавлен рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой».

5. В раздел «Из литературы первой половины XX века» добавлены следующие произведения:

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом

фрагментов);

А.П. Платонов. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого);

А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

ЕГЭ по литературе справедливо считается одним из самых сложных экзаменов, и подготовку к нему лучше начинать заблаговременно. Прежде всего потому, что предстоит прочитать или перечитать огромное количество литературных произведений.

В данный список включены книги и произведения, без которых ЕГЭ по литературе не сдать. Безусловно, будет хорошо, если вы не ограничитесь этим списком, а прочитаете и другие произведения русской и мировой литературы.

Древнерусская литература

"Слово о полку Игореве"

Из литературы XVIII в.

  • Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
  • Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
  • Литература первой половины XIX века
  • А.С. Грибоедов пьеса "Горе от ума"
  • В.А. Жуковский стихотворение "Море", баллада "Светлана"
  • А.С. Пушкин романы: "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", поэма "Медный всадник", стихотворения: "Деревня", "Узник", "Во глубине сибирских руд...", "Поэт", "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Зимнее утро", "Бесы", "разговор книгопродавца с поэтом", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил..."
  • М.Ю. Лермонтов поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени", "Песня про... купца Калашникова", стихотворения: "Нет, я не Байрон, я другой...", "Тучи", "Нищий", "Из-под таинственной, холодной полумаски...", "Парус", "Смерть поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Родина", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Пророк", "Как часто, пёстрою толпою окружен...", "Валерик", "Выхожу один я на дорогу..."
  • Н.В. Гоголь пьеса "Ревизор", поэма "Мертвые души", повесть "Шинель".

Литература второй половины XIX века

  • А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  • Н.А. Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо", стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
  • И.С. Тургенев роман "Отцы и дети"
  • М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Премудрый пескарь", "Дикий помещик", роман "История одного города" (обзорное изучение)
  • Л.Н. Толстой роман-эпопея "Война и мир"
  • Ф.М. Достоевский роман "Преступление и наказание"
  • И.А. Гончаров роман "Обломов"
  • Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть "Левша" или "Леди Макбет Мценского уезда".
  • А.Н. Островский пьеса "Гроза"
  • Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»),«Природа - сфинкс. И тем она верней...»

Литература конца XIX - начала XX века

А.П. Чехов пьеса "Вишневый сад", рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

Из литературы первой половины XX века

  • И.А. Бунин рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник"
  • А.А. Ахматова поэма "Реквием", стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  • М. Горький пьеса "На дне", рассказ "Старуха Изергиль"
  • С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
  • Б.Л. Пастернак роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • В.В. Маяковский поэма "Облако в штанах", стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • А.А. Блок поэма "Двенадцать", стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»
  • М.А. Шолохов роман "Тихий дон", рассказ "Судьба человека"
  • М.А. Булгаков романы: "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия" (допускается выбор)
  • А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • А.И. Солженицын рассказ "Матренин двор", повесть "Один день Ивана Денисовича"
  • А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы второй половины XX века

  • Проза второй половины XX века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
  • Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
  • Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

*Данный список взят из кодификатора ЕГЭ с официального сайта ФИПИ fipi.ru

произведений

к ЕГЭ по литературе

Список произведений, по которым могут формулироваться задания КИМ по литературе Единого государственного экзамена (ЕГЭ) (цитируется по fipi.ru)

1. «Слово о полку Игореве».

2. Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».

3. Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

4. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море», баллада «Светлана».

5. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

6. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…».
Роман «Капитанская дочка».
Поэма «Медный всадник».
Роман «Евгений Онегин».

7. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...».
Поэма «Песня про… купца Калашникова».
Поэма «Мцыри».
Роман «Герой нашего времени».

8. Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор».
Повесть «Шинель».
Поэма «Мертвые души».

9. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».

10. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

11. Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...».

12. А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

13. И.А. Гончаров. Роман «Обломов».

14. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

15. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
Роман «История одного города» (обзорное изучение).

16. Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир».

17. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

18. Н.С. Лесков.

19. А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
Пьеса «Вишневый сад».

20. И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

21. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».
Пьеса «На дне».

22. А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…».
Поэма «Двенадцать».

23. В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Поэма «Облако в штанах».

24. С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,«О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…»,«Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями».

25. М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

26. О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

27. А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество».
Поэма «Реквием».

28. М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».
Рассказ «Судьба человека».

29. М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).
Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).

30. А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…».

Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).

31. Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль».
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

32. А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

33. А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
Повесть «Один день Ивана Денисовича».

34. Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трёх авторов по выбору).

35. Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трёх авторов по выбору).

36. Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Каждый год на официальном сайте ФИПИ публикуются демоверсии ЕГЭ текущего года.

21.08.2017 были представлены проекты документов, регламентирующих структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2018 года (в том числе демоверсия ЕГЭ по литературе).

Существуют документы, которые регламентируют структуру и содержание КИМ, – кодификатор и спецификация.

ЕГЭ по литературе 2018 год - демоверсия с ответами и критериями от ФИПИ

Всего заданий – 17; из них по типу заданий: с кратким ответом – 12; с развёрнутым ответом – 5; по уровню сложности: Б – 12; П – 4; В – 1.

Максимальный балл за работу – 57 (существенные изменения по сравнению с прошлым годом).

Изменения в ЕГЭ 2018 года по литературе в сравнении с 2017 годом

1. Усовершенствованы и сближены с ОГЭ критерии оценивания развёрнутых ответов.

2. Упрощён алгоритм действий эксперта при оценивании развёрнутых ответов разных типов; обеспечена бóльшая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом (для эксперта и экзаменуемого). Изменения направлены на повышение объективности оценивания экзаменационной работы и на укрепление преемственности между формами итогового контроля на разных ступенях школьного образования.

3. Усилен контроль за качеством речи экзаменуемого (речь оценивается в ответах на все задания).

4. Уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления, что отражено в критериях их оценивания.

5. Введено четвёртое задание в часть 2 (темы сочинений варьируются с учётом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи).

6. Максимальный балл за всю работу увеличен с 42 до 57 баллов.

7. Уточнён порядок назначения 3 эксперта.

8. Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям (они более полно, последовательно и чётко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой логике должен выполнять экзаменуемый)

Продолжительность ЕГЭ 2018 по литературе

Продолжительность ЕГЭ по литературе – 3 часа 55 минут (235 минут).

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ, представлен в разделе 1 кодификатора. Перечень содержит восемь подразделов. На основании подраздела 1 «Сведения по теории и истории литературы» в формулировках заданий используются те или иные термины и понятия.

Остальные подразделы распределяют произведения художественной литературы в соответствии с различными литературными эпохами:

Из древнерусской литературы;

Из литературы XVIII в.;

Из литературы первой половины XIX в.;

Из литературы второй половины XIX в.; -

из литературы конца XIX – начала XX в.;

Из литературы первой половины XX в.;

Из литературы второй половины ХХ в.– начала XXI в.;

Для составления КИМ ЕГЭ указанные подразделы объединяются в содержательные блоки. В каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания из трёх содержательных блоков:

1) древнерусская литература, литература XVIII в. и первой половины XIX в.;

2) литература второй половины XIX в.;

3) литература конца XIX в.– начала XXI в.;