Конспект НОД для подготовительной группы «Круговорот воды в природе. Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Круговорот воды в природе

НОД детей старшей группы с элементами сказкотерапии «Ходит капелька по кругу»


Интеграция образовательных областей: Познание, безопасность, здоровье, физическая культура, музыка
Цель: Ознакомление детей с круговоротом воды в природе.
Задачи:
обучающие
Уточнить значение воды для всего живого.
Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.
Формировать словарь (испаряется, просачивается, круговорот).
развивающие
Развивать у детей познавательное отношение к природе.
Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.
Развивать умение договариваться друг с другом.
Развивать интерес к экспериментированию.
воспитательные
Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.
Воспитывать чувство доброты, желание помогать окружающим.
Оздоровительные
Удовлетворять потребность детей в движениях.
Развивать основные движения детей (перешагивание через препятствия).
Осуществлять профилактику нарушения зрения.
Методы и приёмы:
Проблемный.
Наглядные: использование мультимедийных слайдов, схем, символов.
Практические: опыты, моделирование.
Словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Предварительная работа:
Разработала мультимедийную программу, используя информационно-коммуникационные технологии (с целью усиления визуального эффекта у детей).
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты: «Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры».
Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?».
Оборудование и материалы:
Декорация «Водоросли» с целью зонирования помещения.
Инвентарь для опытов: термос, зеркало, стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой.
Конверты с заданием, пустой конверт, Картинки-модели, картинки для обозначения команд, клей, клеёнки, салфетки.
Проектор, экран, ноутбук.

Ход занятия

1 слайд
Дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».
Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно…
Сказка
Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.
Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?
(предложения детей)
1 этап. Проблема практики:
Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.
Вы согласны? Тогда вперед!
Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.
1 слайд Включить звук

2 этап. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
В сказке:
На проекторе анимированное изображение подводного царства.


2 слайд
Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.
Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
3 этап. Решение проблемы:
Опыт №1 испарение воды
Воспитатель: Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос).
Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.
Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (ответы детей) Почему? (ответы детей)
Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
Воспитатель: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
Откуда пар в термосе? (дети отвечают)
(Вода при нагревании превратилась в пар)

Опыт №2 капли на зеркале.
Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).
(Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
Выходит, может вода испаряться?
Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?
(гипотезы детей)
3 слайд
Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)
3 слайд включить звук
Звучит минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
Воспитатель сопровождает текстом:
Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.
Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.
4 слайд
Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №3 (с землей)
Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?
что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?
(дети отвечают)
Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна.
нажать на раковину и раковина увеличивается

Смотрите, какая большая жемчужина,
нажать на жемчужину она увеличивается

Да это же сказочная, скрытая подводная фотокамера.
Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.
Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.
6 слайд включить звук, затем кликнуть мышкой
(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
Воспитатель:
* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают.
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.


Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
(дети отвечают)
Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не денется. Попутешествует и назад к нему вернется.
Мы в сказке. Нам все вокруг помогают. Жемчужина решила помочь. Распечатала снимки, которые помогут нам, составить отчет для Водяного как вода путешествует.
Конверта два, значит нужно разделиться на две команды. Рассчитайтесь на снежинки-дождинки. (дети делятся на команды)
Воспитатель: Подходите команды к своим столам. (Команда «Снежинки» проходят к столам с изображением снежинки, а команда «Дождинки» к столам с изображением дождинки).
(Воспитатель достает из одного конверта картинки и показывая детям дает инструкцию)
Воспитатель: Ребята вот фотографии, вот схема. На схеме номера.
Вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует.
И в той же последовательности разложите на схеме фотографии.
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности задаёт наводящие вопросы, подводит к последовательности.
Затем наклеивают)


Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
Подходите все к одному столу. (Дети собираются все вокруг одного стола с готовыми отчетами)
- Ребята! Вода совсем исчезает?
- Что с ней происходит?
20 слайд
Воспитатель: (подводит итог) Пусть Водяной больше не грустит и не переживает никуда его вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к нему же и вернется.
Воспитатель: (к детям)
- Мы эти отчеты оставим Водяному. (Складывает в конверт, вставляет конверт в водоросли).
- Водяному помогли?
- Воду пропавшую нашли?
А теперь детвора! Нам в обратный путь пора.

4 этап. Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец»
21 слайд. Включить звук
(дети перешагивают через обруч).
5 этап. Рефлексия:
Воспитатель:
- Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному?
- Мы готовы всегда прийти на помощь другим?
- Кому понравилось путешествие?
- Хочу подарить вам на память о нашем сказочном путешествии вот эти веселые капельки.


Почему с неба идёт дождь и куда исчезают лужи? Рассказать малышам об этом можно не только по картинкам в энциклопедии. Предлагаю сделать вместе с детьми интересный опыт, который можно провести, не выходя из дома. В результате у вас получится наглядный пример того, как происходит круговорот воды в природе. Такие опыты для детей в домашних условиях позволяют в игровой форме объяснить многие сложные вещи, интересные для маленьких почемучек.

Делаем наглядное пособие своими руками

Что понадобится для изготовления наглядного пособия:

  • Зип-пакет
  • Скотч
  • Перманентный маркер
  • Банка
  • Пищевой краситель или жидкая акварельная краска
  • Ножницы


На зим-пакете перманентным маркером (чтобы не смывался) рисуем любой природный сюжет. Например, море, солнце и облака.

Подкрашиваем воду в банке.

Выливаем воду в пакет и крепко закрываем.

При помощи скотча проклеиваем зип-застёжку пакета, чтобы получилось прочнее.

Крепим пакет с опытом на окно при помощи скотча. Желательна солнечная сторона.

Наблюдаем за процессом круговорота воды в природе.

Расскажите детям о том, как происходит круговорот воды в природе. Тёплые солнечные лучи нагревают землю или водоём, в результате чего вода испаряется и превращается в пар. Когда пар охлаждается, капельки воды — конденсат оседают на пакете. В природе таким образом получаются облака. Затем вода выпадает в виде осадков — дождя или снега и возвращается назад — на землю, в моря, океаны, реки и озёра.

Такие опыты в домашних условиях обычно очень нравятся детям и позволяют в игровой форме изучить окружающих мир и его законы. В дальнейших статьях я продолжу рассказывать о том, как сделать домашние опыты своими руками.

Например, в этом видео вы узнаете, как сделать интересный опыт по проращиванию зерна в СД-диске.

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)

на тему : «круговорот воды в природе»

(возраст дошкольников: 5-6 лет)

педагога – организатора

По экологии

Максимовой С.А.

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.

Основные задачи :

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота природы;

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные : модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.

Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;

развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

Развивающие задачи:

Способствовать развитию любознательности;

Развивать внимание детей;

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения в природе;

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», «Времена года», иллюстрации по теме. Презентация к теме«Круговорот воды в природе» (6 слайдов). Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые стаканчики с водой, салфетки, губка, цветные карандаши (синий, коричневый, жёлтый, зелёный).

Для проведения опытов с водой: термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.

На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.

Методические приемы:

Беседа

Вопросы;

Совместная деятельность педагога с детьми (опытническая деятельность);

Загадки.

Сюрпризный момент.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Организационный момент:

Педагог эколог входит в групповое помещение, приветствует детей и предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки. В центре круга глобус скрыт большой салфеткой.

Педагог предлагает догадаться, что находится под салфеткой отгадывая загадку:

На ноге стоит одной крутит, вертит головой

Нам показывает страны реки, горы, океаны.

Дети отгадывают загадку, снимают салфетку.

Беседа с детьми о глобусе

На экране слайд № 1 глобус и вид нашей планеты из космоса

Воспитатель: Что это такое?

Дети: это глобус.

Воспитатель: А, что такое глобус?

Дети: это модель Земли?

Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля?

Дети: круглая.

Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это?

Дети: это вода (моря, реки, океаны.)

Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом?

Дети: Это суша.

Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши? (воды)

Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, показываю детям 3 части – это вода, 1 часть суша. Рассмотрим на плоскостной модели: возьмём круг вырезанный из бумаги, складываем пополам, затем ещё раз пополам. Разворачиваем: лист разделили на 4 части, для наглядности закрашиваем синим карандашом три части, одну часть закрашиваем цветами соответствующими цвету суши на глобусе.

Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 49 дней.
Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
Воды на Земле много - 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%.
- Какой вывод мы можем сделать?
(Воду нужно беречь.) Примеры из нашей жизни, что помыли посуду, искупались и выключили воду,т.к.ее мало, надо ее беречь, нельзя засорять водоемы, реки, т.к. вода нужна животным и растениям.
Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.
Слайд № 2, Слайд № 3, Слайд № 4

Воспитатель: - А теперь скажите: кому нужна вода на Земле?

Дети: Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).

Воспитатель: Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода.

Воспитатель: подхожу к столу, открываю салфетку, и показываю детям в каких состояниях бывает вода: жидкость, если воду нагреть получается – пар (открываю термос с кипятком, подношу зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показываю бутылку со льдом).

Физкультминутка:

Слайд № 5 Свойства воды

А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель: Ребята! Свойства воды позволяют воде путешествовать – что это значит?

Дети: это круговорот воды в природе

Послушайте сказку о путешествии капельки… “Путешествие капельки и ее волшебные превращения”.
“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.

Продолжение каждый из вас может придумать сам, зарисовать на раскрасках которые я вам раздам (раскраска Н.А.Рыжовой – «Круговорот воды в природе»)на каждого ребёнка.

Воспитатель:

Опыт № 1

Давайте с вами проведём эксперимент – как образуется туча и пойдет дождь. Дети выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.

Опыт №2

Воспитатель: А сейчас понаблюдаем как образуется облако. Поймаем облако в 3-х литровую банку и понаблюдаем за ним.

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см), сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела

Во что превратилось наше облако? (Дождь)

Как называется это явление? (Круговорот воды в природе)

Слайд № 6 Круговорот воды в природе.

Подведение итогов.

Для организации детей педагог предлагает собраться на ковре образуя круг взявшись за руки.

Беседа по вопросам:

– Что интересного узнали?

Что понравилось больше всего?

– Что хотели бы рассказать?


(возраст дошкольников: 5-6 лет)

Цели и задачи:

Образовательная область: «познание »

Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.

Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.

Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

Объяснять детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе очистки.

Развивать навыки проведения опытов в лаборатории.

Образовательная область: «коммуникация »

Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, лаборатория, опыты, фильтр, оборудование.

Способствовать развитию мышления, любознательности

Оборудование и материалы:

Глобус, схемы: «Круговорот воды в природе», «Времена года», шапочки к подвижной игре, иллюстрации по теме, детские рисунки на тему: «Море и его обитатели». Одноразовые стаканчики - 30 штук, марля, сложенная в несколько слоев, фильтр «Барьер», салфетки, картинки для дидактического упражнения, фартуки.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой.

На занятии использовались - игровые, экспериментальные, музыкальные виды детской деятельности.

Ход занятия:

Первая часть: (информационно-познавательная)

Дети под веселую музыку заходят в группу, проходят на свои места.

Воспитатель: - ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы подумайте и скажите, о чем она.

Я туча, и туман

И ручей, и океан.

И летаю и бегу

И стеклянной быть могу (Вода)

Воспитатель: - Правильно, речь идет о воде, сегодня мы с вами поговорим о воде.

Узнаем много нового, а так же повторим то, что знаем.

Показываю детям сосуд с водой, в это время раздается стук в дверь, заходит переодетая девочка в костюм Феи Воды.

Воспитатель: поздоровайтесь ребята, к нам в гости пришла Фея Воды из своего волшебного царства.

Дети приветствуют Фею Воды.

Воспитатель: Ребята давайте пригласим нашу гостью в наше удивительное путешествие.

Вперед!

Фея садится вместе с детьми.

Воспитатель: Загадываю детям загадку:

На ноге стоит одной крутит, вертит головой

Нам показывает страны реки, горы, океаны.

Дети: это глобус.

Воспитатель: А, что такое глобус?

Дети: это модель Земли?

Воспитатель: А какой формы наша планета-Земля?

Дети: круглая.

Воспитатель: на глобусе много голубого цвета, что это?

Дети: это вода (моря, реки, океаны.)

Воспитатель: А, что обозначено желтым цветом?

Дети: Это суша.

Воспитатель: а чего больше на Земле: воды или суши? (воды)

Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Когда космонавты летят над нашей планетой, то Земля представляется им голубым шариком (показываю картинку Земли из космоса). А теперь скажите: кому нужна вода на Земле?

Дети: Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).

Воспитатель: Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода, а теперь наша гостья хочет загадать вам загадки (Фея Воды берет волшебную палочку).

Фея Воды: Ребята, на кого я покажу палочкой тот и отвечает, хорошо!

Загадки:

Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая? (вода)

Мы говорим: она течет, мы говорим: она играет. Она бежит всегда вперед, но никогда не убегает (речка)

Книзу летит капельками, а кверху невидимкою (пар)

Ни рук, ни ног не имеет, а гору прорубить умеет (вода)

Сама пить не пьет, а нас вынуждает (вода)

В голубенькой рубашке бежит по дну овражка (ручеек)

Молодцы, ребята хорошо отвечали за это вам подарки (раздает маленькие шарики, наполненные водой)

Воспитатель: подхожу к столу, открываю салфетку, и показываю детям в каких состояниях бывает вода: жидкость, если воду нагреть получается – пар (открываю термос с кипятком, подношу зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показываю бутылку со льдом). Обсуждение с детьми.

Дидактическое упражнение: «Времена года»

На столах у детей картинки с состояниями воды (дождь, снег, лед, туман)

Фея Воды выходит к таблице с временами года и просит ребят показать в каком состоянии вода на Земле в разные времена года). Дети показывают картинки, отвечают.

Воспитатель: На Земле большие запасы воды, но не вся вода пригодна для употребления животными, растениями и человеком. Есть вода соленая и пресная. Ребята, а какая вода пресная, может вы, знаете?

Дети: пресная вода - это вода без соли.

Воспитатель: Правильно, пресная вода нужна нам для жизни. Она находится в реках, озерах. А в морях и океанах - соленая вода, нам для жизни она не пригодна, но в ней, так, же как и пресной воде живут разные организмы, приспособленные к жизни в соленой воде (Показываю иллюстрации с морскими обитателями).

Скажите, а как вода попадает к нам на Землю? (Дети дают ответы)

Воспитатель: А еще происходит волшебное превращение в природе, которое называется - круговорот воды в природе (подхожу к схеме «круговорот воды в природе», показываю наглядно).

Вторая часть: Физкультминутка.

Выходит Фея Воды и предлагает поиграть ребятам в игру «Тучка и капельки», детям надеваю шапочки капелек, солнышко, Фея Воды - тучка.

Ход игры: Маленькие капельки, отпросились у мамы- тучки на Землю, погулять: подул ветер капельки полетели (звучит шум дождя), напоили капельки все живое на Земле, заскучали, объединились в ручейки (бегут парами, звучит шум ручейка). Захотелось им посмотреть, кто живет в речке (бегут змейкой под шум речки), вместе с водами речки попадают в море, (приседают). А в это время мама-тучка заскучала, просит солнышко помочь вернуть ее деток. Солнышко, пригрело своими лучами море, капельки нагрелись, стали подниматься на небо к маме-тучке (встают, поднимают руки, звучит легкая, спокойная музыка). Все радуются, игра закончена.

Фея Воды: Вот так ребята в природе происходит круговорот воды, дети отвечают на вопросы Феи Воды, еще раз рассказывают, как вода возвращается на Землю.

Третья часть: Исследовательская.

Фея Воды: притомилась я с дороги, очень хочу пить, по дороге я набрала воды (достает баночку с водой, она мутная, грязная)

Воспитатель: - Подожди, Фея Воды не пей эту воду, мы с ребятами должны посмотреть эту воду.

Ребята, посмотрите какая вода у нашей феи?

Дети: Вода мутная, грязная.

Воспитатель: а можно ли пить такую воду? (нет) Фея скажи, пожалуйста, а где ты взяла эту воду?

Фея Воды: я набрала ее в речке, которая течет возле нового завода.

Воспитатель: ребята, а можно ли набирать такую воду возле завода? (нет)

Правильно ребята, эту воду пить нельзя, так как некоторые заводы загрязняют воду, сбрасывают в нее плохие вещества, которые и делают воду грязной и непригодной для питья и жизни живых организмов (рыб, растений).

Чтобы уберечь от загрязнения реки, ученые придумали разные фильтры, с помощью которых воду можно очистить. В больших городах нужно много воды - воду берут из рек, чтобы к нам попала чистая вода, ее нужно очистить.

Воду очищают в водоочистных сооружениях, где стоят специальные фильтры, за которыми следят лаборанты - это люди, которые следят за оборудованием, после очищения, вода попадает в водопровод.

Скажите, ребята, а как дома мы можем очистить воду?

Дети: Фильтром «Барьер»

Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас мы отправимся в волшебную лабораторию, где будем очищать воду для Феи Воды, как настоящие лаборанты.

Дети садятся за столы, которые стоят полукругом, на столах приготовлено:

По три одноразовых стаканчика, марля, сложенная в несколько слоев, салфетки, фартуки, фильтр «Барьер». Дети одевают фартуки. Повторяем правила поведения в лаборатории.

Воспитатель: - Приступаем к очистке воды: дети берут грязную воду у Феи Воды, наливают в 1 стаканчик воду, 2 стаканчик покрывают марлей и переливают воду, убирают марлю, смотрят, вода стала чистая.

Воспитатель: Ребята, скажите, а, как можно еще очистить воду?

Дети: С помощью фильтра «Барьер»

Воспитатель: правильно, в фильтре «Барьер» есть угольный фильтр, который поможет окончательно очистить воду. Дети выливают всю воду в кувшин, через некоторое время вода очистилась. Наливаем воду в три стаканчика и смотрим, какая стала вода, сравниваем ее с первоначальной.

Дети приносят стаканчик воды для Феи и показывают, какая она стала чистая, прозрачная.

Фея Воды благодарит ребят: - Спасибо, дорогие ребята вы, как настоящие лаборанты умеете очищать воду, показали хорошие знания. Скажите, пожалуйста, а как вы будите вести себя, когда приедете на речку отдыхать? Дети: Нужно сохранять чистоту, мусор собирать в мусорные пакеты, в речку нельзя бросать пластиковые бутылки, оставлять гореть костер.

Фея Воды: молодцы, правильно нужно беречь и охранять природу. Если в реках, озерах будет грязная, мутная вода, то живые организмы - рыбки, растения, жить в такой речке не смогут.

Дети читают стихи:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать.

Без чего мы скажем прямо человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (все) ВОДЫ!

Итог занятия:

Вместе с гостьей подвести детей к рисункам, где ребята рисовали море и его обитателей, беседуем, подводим итоги: о чем шла речь, что понравилось, что запомнилось? Гостья уходит и желает детям добра и счастья!

Лейсан Ермолаева

Цели :

1. Познакомить детей с круговоротом воды в природе .

2. Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды .

3. Умение работать парами.

4. Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа :

1. Беседа о глобусе.

2. Беседа о различных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное) .

3. Опыт «Таяние льда» .

Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.

4. Опыт «Испарение воды » .

Наберем в тарелку немного воды , отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды . Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.

5. Опыт «Превращение пара в воду» .

Взять термос с кипятком. Открыть его , чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды , показать их детям.

Материалы и оборудование : Глобус, настольная лампа, яблоко, картинки (изображающие разные агрегатные состояния воды , презентация «Круговорот воды в природе » (слайды) . Для проведения опыта с водой : термос с кипятком, лёд, трёхлитровая банка, поднос. Раздаточный материал на каждого ребёнка : одноразовые стаканчики с водой и без воды , марля, цветные карандаши, раскраски.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям глобус.

Воспитатель : Что это такое?

Дети : Это глобус.

Воспитатель : А что такое глобус?

Дети : Это модель Земли.

Воспитатель : А какой формы наша планета – Земля?

Дети : Круглая .

Воспитатель : Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети : Голубого.

Воспитатель : А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети : Это вода (моря, реки, океаны) .

Воспитатель : Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Жёлтым и зелёным цветом показана на глобусе суша. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

Посмотрим, что это значит на примере яблока : разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части – это вода, 1 часть - суша.

Воспитатель : На глобусе есть так же участки белого цвета. Что они означают?

Дети : Это тоже вода, но в виде льда.

Воспитатель : Как вы думаете, почему белый цвет присутствует только наверху и внизу глобуса?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель показывает опыт – вращение Земли вокруг Солнца (в качестве Солнца - настольная лампа, в качестве Земли – глобус) . Предстоит определить разницу в освещённости и нагретости глобуса под воздействием Солнца (лампы) и подумать, где и почему на Земле всегда жарко, а где всегда холодно. Делается вывод, почему на северном и южном полюсах ледники.

Воспитатель : А в каких состояниях встречается вода в природе ?

Дети : В жидком, твёрдом и газообразном. Это свойства воды .

Физкультминутка :

Воспитатель : А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой , как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.


Воспитатель : А теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды .

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

А солнце её припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это (Град)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар)

Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки, и называют агрегатное состояние воды .

Воспитатель : Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется – круговорот воды в природе .

Показываются слайды «Круговорот воды в природе » .


Воспитатель : Солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю.

Воспитатель : А сейчас узнаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт : В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.

Воспитатель : Во что превратилось наше облако?

Дети : Дождь.

Воспитатель : Из этого опыта можно сделать вывод, что вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление?

Дети : Круговорот воды в природе .


Воспитатель (вновь показывает глобус) : Мы уже говорили о том, что на Земле много воды – вон , сколько голубой и белой краски на глобусе! Но воды , которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную?

Дети : Пресную.

Воспитатель : Человек не может пить солёную воду, а её-то как раз на Земле намного больше, чем пресной. В морях и океанах (показать на глобусе) вода горько-солёная. Пресная вода бывает только в реках и озёрах (показать на глобусе) . Как видите, их очень мало. Но просто взять и попить воду из озера мы тоже не можем. Как вы думаете, почему?

Дети : Она грязная.

Воспитатель : Верно. Но ведь из крана мы берём чистую воду. Прежде чем попасть к нам, вода проходит длинный путь. На специальных сооружениях воду очищают от грязи. Давайте и мы попробуем отфильтровать воду.

Опыт : Дети встают парами, берут грязную воду, наливают в один стаканчик воду, второй стаканчик покрывают марлей и переливают воду. Убирают марлю, смотрят - вода стала чистая.


Воспитатель : Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала. Скажите, пожалуйста, а как вы будете вести себя, когда поедете летом на речку, отдыхать?

Дети : Будем сохранять чистоту, мусор собирать в мусорные пакеты, в речку нельзя бросать пластиковые бутылки, оставлять гореть костер.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Мы не можем прожить без воды . Но с каждым годом чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы. Давайте воду беречь.

В заключение попросить детей ещё раз перечислить, в каком виде и где можно найти воду. Подчеркнуть какая она разная. Раздать детям раскраски «Круговорот воды в природе » . В процессе разукрашивания прочитать стихотворение :

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить .