Конспект занятия «Звуки,. Буква Л, л

МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» Занятие учителя-логопеда2014-2015

Тема: Звук и буква Л

Старшая группа

Цель: Знакомство с буквой Л.

Задачи:

Образовательные :

  • Знакомство со звуком [Л], как согласным звуком, и его условным обозначением - синий круг;
  • Уточнить артикуляцию звука [Л].

Коррекционные :

  • Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ,
  • Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Оборудование : зеркала, разрезные буквы (Л, У, О, А, М, С), игрушка- Лунтик синий кружочек, красный кружочек, фишки-пазлы, игрушки (лимон, лошадь, лев, ложка, яблоко, вилка, кукла, слон, тарелка, стул)

Ход занятия

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Позвал детей всех на урок.

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

Психологический настрой.

– Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите, ребята, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Дети слушают текст.

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в бассейн нашего сада не лед. Этот малыш пока многого не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Актуализация пройденных знаний

Ребята, Лунтик нашел вот такие льдинки-снежинки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим.

Переворачивают лист и называют букву.

Какие бывают звуки?

Гласные и согласные

Разбейте буквы, изображенные на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику.

а – гласный,

у – гласный,

м – согласный, звонкий,

о – гласный,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

р- согласный,звонкий

Сообщение темы

Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

А почему?

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

Итак, сегодня мы с вами знакомимся с новым звуком [Л].

Работа по теме

Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

Лиса, лист, лошадь, лук.

С какого звука начинаются все эти слова?

Со звука Л.

Дайте характеристику звуку [л]. Расскажите Лунтику о звуке [л]. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют)

Лунтик хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи - ?

Ложка - ?

Стол - ? В начале слова

Ребята, посмотрите что изображено на снежинке? Буква

Ребята, это буква Л. Дети отвечают

Скажите, на что она похожа?

Из каких элементов состоит печатная буква Л? Из двух палочек.

Физминутка

Буквой Л, расставим ноги

Словно в пляске-руки в боки

Наклонились влево, вправо

Влево-вправо, влево-вправо.

Получается на славу.

Пальчиковая гимнастика

Вышли пальчики гулять. 1,2, 3,4,5

Вышли пальчики во двор Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили.

С горочки катались,

А потом в снегу валялись.

Все в снегу пришли домой

Съели суп и спать легли.

Посмотрите, что у Лунтика лежит? Листы бумаги.

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Выполняют задание

(Приложение 1)

Закрепление изученного

Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1.На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4.Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

Ла-ла-ла - есть у дворника

МЕТЛА.

Ла-ла-ла - над цветком жужжит ПЧЕЛА.

Ло-ло-ло - мыли с мылом мы СТЕКЛО.

Лу-лу-лу - не могу найти ПИЛУ

Ла-ла-ла сняли скатерть со СТОЛА

Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.

Лы-лы-лы- стали туфли мне МАЛЫ

Лу-лу-лу - нитку вденем мы в ИГЛУ.

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Соединяют картинки с буквой.

(Приложение 2)

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискарь Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Тема НОД: Звуки [Л]-[ЛЬ]. Буква [Л].

Цели:

  • Четкое произнесение звуков [Л], [Ль];
  • Дифференциация звуков [Л], [Ль] на слух и в произношении;
  • Преобразование слогов, слов;
  • Определение позиции звука [Л] в слове (начало, середина, конец);
  • Знакомство с буквой Л;
  • Анализ и синтез слов ШКОЛА;
  • Выкладывание слов из букв по следам анализа;
  • Печатание буквы Л в тетрадях; слов по следам анализа;
  • Чтение слогов, слов;
  • Развитие внимания, памяти.

I. Оргмомент:

1. Эмоциональный настрой. Игра-пожелание «Удачи тебе!». Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

— Желаю (соприкасаются большими пальцами)

— успеха (указательными)

— большого (средними)

— во всём (безымянными)

— и везде (мизинцами).

— Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)

2. Упражнения на развитие логики, внимания памяти. На доске обобщенная модель занятия в виде карты города (Слайд № 1). Логопед напоминает, что путешествие начинается с улицы Умной головы, где детям необходимо разгадать ребусы (слайды № «, 3, 4, 5). Затем логопед просит детей назвать все отгаданные слова и отгадать, какой звук пришел к ним в гости на занятие.

II. Знакомство с темой занятия. Звуки «Л-ЛЬ».

1. Артикуляция и характеристика звуков «Л», «ЛЬ»: На Улице Ловкого язычка дети рассматривают артикуляцию звуков «Л», «ЛЬ», дают характеристику по опорной схеме, находят квартиру для «Л, ЛЬ» в Доме звуков ( с окошками для звуков и букв). Сравнение звуков «Л, ЛЬ» (чем похожи, чем отличаются) (слайды № 6, 7)

2. Дифференциация звуков. На улице Хорошо слышащих ушек дети играют в игру «Сигнальщики»: логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети выкладывают соответствующий флажок — синий, если слышат звук «Л», зеленый на звук «ЛЬ». Затем логопед предлагает проверить правильность выполнения задания, сравнив с рядом сигналов на доске (слайд № 8)

Тут же на этой улице детей встречает Гаврилка-говорилка, дети повторяют за ним цепочки слогов, слов близких по звучанию со звуками «Л-ЛЬ»

Например: ЛА-ЛЯ-ЛА, ФЛА-ФЛЯ-ФЛЯ, ЛУК-ЛЮК, ЛАК-ЛЯГ и т.д.

Зажги фонарик (в тетрадях) или выкладывание ряда из пуговиц (контроль на слайде)

3. Игра с мячом «Скажи наоборот» По дорожке с непоседливым мячиком дети играют в игру «Наоборот». Логопед произносит слог или слово со звуком «Л», дети заменяют его на «ЛЬ» и произносят новый слог или новое слово:

ЛА-…ЛЯ ЛО-…ЛЁ ЛУ-…ЛЮ ЛЫ- …ЛИ ЛАК — …ЛЯГ ЛУК-…ЛЮК

МЕЛ — …МЕЛЬ ПЫЛ — …ПЫЛЬ ДАЛ-…ДАЛЬ

4. Выделение звуков «Л, ЛЬ» в произношении по картинкам, дифференциация.

Улица Веселых картинок: дети называют картинки, выставленные на панно «Домик».

Проводится игра «VI лишний» на дифференциацию звуков «Л».

ЛАМПА, ЛЕС, ЛАСТОЧКА, ЛОТО – лишняя картинка ЛЕС (дети объясняют, почему она лишняя)

ЛИПА, ОЛЕНЬ, ПОЛКА, ПОЛЯНА – лишняя картинка ПОЛКА и т.д.

Лишние картинки убираются, а с оставшимися картинками дети выполняют задания на определение позиции звука в слове.

III. Динамическая пауза «Клава ловко лук полола» (слайд № 9). Дети отправляются на улицу Быстрых ножек и выполняют упражнение на координацию речи с движением.

Клава ловко лук полола
Мыла пол и полки Лола,
Пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну а маленькая Света
Ела сладкие конфеты.

Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Затем логопед предлагает вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ».

IV. Знакомство с буквой «Л». На улице Важных букв дети рассматривают букву «Л» (слайды № 9, 10, 11).

Чтение стих.:

На стремянку Л похожа
И на крышу дома тоже.

Обведение буквы Л по контуру, рисование на манке, выкладывание из палочек, из веревочек, заселение буквы в соответствующую квартиру Домика звуков.

V. Звуковой анализ, синтез и выкладывание схем слов (слайд № 12). Теперь дети попадают на улицу строгих схем и выполняют звуковой анализ, синтез, выкладывание схемы слова ШКОЛА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки.

VI. Пальчиковая гимнастика. На улице Ловких пальчиков дети выполняют кинезиологические упражнения.

VII. Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов (слайд № 13). На следующей улице ведется «стройка»: дети находят кубики-лего с наклеенными на них слогами. Дети выбирают себе кубики одного цвета и составляют домики со словами из деталей конструктора.

VIII. Итог. Прохорова С.П. учитель-логопед.

  • Урок письма
    Тема: Строчная буква л

    Педагогическая цель. Создать условия для формирования умения писать строчную букву л; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера

    Планируемые результаты (предметные). Различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [л]; используют заглавную букву в именах собственных; грамотно записывают предложения, обозначают границы предложения на письме

    Личностные результаты. Проявляют интерес к учебному труду, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. Принимают и осваивают социальную роль учащегося.

    Универсальные учебные действия (метапредметные)

    Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий; осуществляют контроль своей деятельности.

    Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – осуществляют анализ объектов (предложений) по существенным признакам.

    Коммуникативные: умеют формулировать свое мнение и позицию, проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог.

    Методы и формы обучения:

    Формы: фронтальная, индивидуальная

    Методы: словесный, наглядный, практический, наглядно-демонстрационный.

    СЦЕНАРИЙ УРОКА

      Организационный момент.

    Мотивация урока

    Прозвенел и смолк звонок,

    Начинаем мы урок.

    Улыбнулись, подтянулись,

    Друг на друга посмотрели

    И спокойно, тихо сели.

    С добрым утром начат день

    Первым делом гоним лень.

    На уроке не зевать,

    А работать и писать.

    Проверьте, всё ли у вас готово к уроку, приведите в порядок свое рабочее место, ведь аккуратность и чистота – залог успеха.

    Сегодня мы опять собрались вместе, у нас много интересной работы, мы будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехами, а с неудачами будем справляться все вместе.

    Мы продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать - что?

      Актуализация знаний

    Давайте узнаем, чем будем сегодня заниматься?

    2 4 5 3 1

    У В Ы К Б(слово БУКВЫ)

    Вот и мы с вами сегодня будем учиться писать правильно и красиво буквы.

    А зачем люди учатся писать буквы?

    - Посмотрите на доску, назовите буквы, которые написаны на доске.

    На доске: Аа Оо Уу Ии ы Нн Сс Кк Тт

    Что вы можете сказать об этих буквах?

    (- Они обозначают гласные и согласные звуки;

    Их можно разделить на две группы: прописные и строчные, письменные и печатные).

    Молодцы! Правильно назвали буквы.

    Чем гласные отличаются от согласных?

    (Гласные поются, а согласные нет, при произношении согласный звук встречает преграду; гласный звук образует слог, а согласный нет.)

      Упражнения, подготавливающие к восприятию нового материала.

    Выделение согласного звука «л».

    а) Чистоговорка

    Учитель: – Ребята, ваша задача чётко проговаривать звуки.

    Ло-ло-ло – на улице тепло.

    Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

    Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

    Оль-оль-оль – мы купили соль.

    б) Загадки.(По мере ответов детей, на доску вывешиваются картинки- отгадки)

    Учитель: – Падают с ветки золотые монетки.

    Дети: - Листья.

    Учитель: – Как догадались? (ответы детей)

    Учитель: - Почему золотые?

    Дети: - Жёлтые.

    Учитель:– Назовите первый звук в слове листья?

    Дети: - звук «л».

    Учитель: – Сама не ем, а людей кормлю.

    Дети: - Ложка.

    Учитель:– Назовите первый звук в слове ложка?

    Дети: - звук «л’».

    4. Работа над новым материалом

    А) Работа над развитием звукового восприятия, анализа.

    Учитель: – Ребята, в чистоговорке, в загадках – какие звуки выделяли в словах?

    Дети: – В словах выделяли звук «л».

    Учитель:– Какой это звук?

    Дети: - Согласный.

    Два звука л и л’ какой буквой обозначаются? (Эль)

    Учитель: – Хотите услышать сказку про букву?

    Учитель: – Слушайте внимательно. Запоминайте слова со звуком «л»

    М. Скребцова «Сказка о букве Л».

    Да, дуб – красивое дерево, – сказала буква Л, – настоящее украшение леса. Но ты, буква Д, не гордись, что с тебя такое красивое дерево начинается, зато тебя запомнить трудно, а меня очень легко: убери с буквы А перекладинку, вот тебе и буква Л.

    Л – буква лёгкая, ласковая, и с неё много ласковых лёгких слов начинается: лес, луна, лето, лебедь. И самое ласковое, тёплое и сияющее слово – «Любовь». С Любви начинается всё прекрасное на земле. Любовь способна самое ледяное сердце согреть.

    Но и в других словах немало волшебного спрятано. Например, «лес» – совсем коротенькое слово, а сколько в нём чудес: не только дуб в лесу живёт, – в лесу целое царство деревьев, кустов, трав и цветов. В этом царстве ещё много других царств прячется: царство зверей и птиц, царство насекомых и царство грибов и ягод. Сколько сказок прячется в каждом дереве, в каждом цветке. Стоит присмотреться хорошенько, увидишь столько чудес, что голова закружится!

    Учитель: – Что вам понравилось в сказке? (рассуждения детей).

    Учитель: – Какие звуки чаще всего встречаются в сказке?

    Дети: - Часто встречается звук «л».

    Учитель: – В каких словах? (ответы детей)

    Учитель: – Сегодня на уроке письма с чем должны познакомиться?

    Письмо буквы

    Откройте страницу 23 прописи и определите тему сегодняшнего урока.

    Письмо строчной буквы л

    А цель урока?

    Научиться писать строчную букву л и соединение с другими буквами; будем читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой, тренироваться в звукобуквенном анализе слов.

    А зачем нужно научиться писать букву л?

    Чтобы писать красиво.

    Г) Работа по образцу буквы – способ написания буквы «л».

    Учитель: - Ребята посмотрите, как нужно писать букву «л». Научимся писать письменную букву л. Из скольких элементов состоит письменная буква Л?

    Дети: - Буква «л» состоит из двух элементов.

    Учитель: – Назовите первый элемент.

    Дети: - Прямая наклонная линия с закруглением влево.

    Учитель: – Назовите второй элемент.

    Дети: - Прямая наклонная линия с закруглением вправо.

    Учитель: – Сравните эти два элемента.

    Дети: - Первый элемент более наклонный, чем второй.

    Обведем и пропишем элементы.

    -Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику

    Учитель: – На что указывает точка?

    Дети: - Начало движения руки.

    Учитель: – Что показывает стрелочка?

    Дети: - Направление движения руки.

    Показ на доске. Повторить в воздухе.

    Какими критериями будем пользоваться при письме в тетради?

    1. Строка

    2.Наклон

    3. Аккуратность

    4. Правильность написания

    5. Размер

    Д) Письмо буквы л на рабочей строке.

    Учитель и дети проговаривают хором:

    Я тетрадочку открою,

    И с наклоном положу.

    Ручку правильно держу,

    За посадкой я слежу.

    И красиво напишу.

    Учитель: начинаем выше нижней линейки рабочей строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся нижней линейки, ведём плавную линию до верхней линейки рабочей строки. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки.

    Учитель: – Обведите по точкам первый элемент. Обведите по точкам второй элемент. Напишем букву в воздухе под счёт «раз и два и».

    Учитель: - Напишите букву л до конца строки. Все буквы должны быть одинаковой высоты, одинаковой ширины, с одинаковым наклоном.

    Письмо буквы л .

    Соединение с буквой л . Показ

    Письмо слогов: ла , лу . ли , ло и слов кукла, луна, лиса, слон

    Дети пишут в прописях.

    ФИЗМИНУТКА

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснется,

    Бабочка кружит и вьется.

    - Что написано на последней строке?

    Предложение: Кто искал Нину?

    Что стоит в конце предложения?

    Прочитайте друг другу выразительно предложение.

    Внимательно спишите предложение на следующей строчке.

    Запись предложения с комментированием.

    На следующей строчке сделать схему предложения.

    5. Закрепление.

    Учитель: - прочитайте слоги

    ла – ал ло – ол лу – ул

    (Дети проговаривают слоги хором, индивидуально, парами)

    Учитель: - Запишите слоги в тетрадь.

    (Самостоятельная работа учащихся. Проверка выполнения.)

    Учитель: - Молодцы, все справились с заданием.

    6.Итог урока.

    Рефлексия.

    Обсудим результат нашей работы:

    С написанием какой буквы познакомились? - Чему учились на уроке? - Какова была цель урока?

    Что вам запомнилось, понравилось?

    Что было трудным?

    Перемену ждут ребята, поиграть, попрыгать надо.

    Прохорова С.П.
    учитель-логопед,

    Тема НОД:

    Четкое произнесение звуков [Л], [Ль];

    Дифференциация звуков [Л], [Ль] на слух и в произношении;

    Преобразование слогов, слов;

    Определение позиции звука [Л] в слове (начало, середина, конец);

    Знакомство с буквой Л;

    Анализ и синтез слов ШКОЛА;

    Выкладывание слов из букв по следам анализа;

    Печатание буквы Л в тетрадях; слов по следам анализа;

    Чтение слогов, слов;

    Развитие внимания, памяти.

    I Оргмомент:

    1. Эмоциональный настрой

    Игра-пожелание «Удачи тебе!»

    Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

    Желаю (соприкасаются большими пальцами)

    Успеха (указательными)

    Большого (средними)

    Во всём (безымянными)

    И везде (мизинцами).

    Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)

    2. Упражнения на развитие логики, внимания памяти.

    На доске обобщенная модель занятия в виде карты города (Слайд № 1). Логопед напоминает, что путешествие начинается с улицы Умной головы, где детям необходимо разгадать ребусы (слайды № «, 3, 4, 5). Затем логопед просит детей назвать все отгаданные слова и отгадать, какой звук пришел к ним в гости на занятие.

    II. Знакомство с темой занятия. Звуки «Л-ЛЬ».

    1. Артикуляция и характеристика звуков «Л», «ЛЬ»:

    На Улице Ловкого язычка дети рассматривают артикуляцию звуков «Л», «ЛЬ», дают характеристику по опорной схеме, находят квартиру для «Л, ЛЬ» в Доме звуков (магнитный домик с окошками для звуков и букв). Сравнение звуков «Л, ЛЬ» (чем похожи, чем отличаются) (слайды № 6, 7)

    2. Дифференциация звуков.

    На улице Хорошослышащих ушек дети играют в игру «Сигнальщики»: логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети выкладывают соответствующий флажок - синий, если слышат звук «Л», зеленый на звук «ЛЬ». Затем логопед предлагает проверить правильность выполнения задания, сравнив с рядом сигналов на доске (слайд № 8)

    Тут же на этой улице детей встречает Гаврилка-говорилка, дети повторяют за ним цепочки слогов, слов близких по звучанию со звуками «Л-ЛЬ»

    Например: ЛА-ЛЯ-ЛА, ФЛА-ФЛЯ-ФЛЯ, ЛУК-ЛЮК, ЛАК-ЛЯГ и т.д.

    Зажги фонарик (в тетрадях) или выкладывание ряда из пуговиц (контроль на слайде)

    3. Игра с мячом «Скажи наоборот»

    По дорожке с непоседливым мячиком дети играют в игру «Наоборот»

    Логопед произносит слог или слово со звуком «Л», дети заменяют его на «ЛЬ» и произносят новый слог или новое слово:

    ЛА-…ЛЯ ЛО-…ЛЁ ЛУ-…ЛЮ ЛЫ- …ЛИ ЛАК - …ЛЯГ ЛУК-…ЛЮК

    МЕЛ - …МЕЛЬ ПЫЛ - …ПЫЛЬ ДАЛ-…ДАЛЬ

    4. Выделение звуков «Л, ЛЬ» в произношении по картинкам, дифференциация.

    Улица Веселых картинок: дети называют картинки, выставленные на панно «Домик».

    Проводится игра «VI лишний» на дифференциацию звуков «Л».

    ЛАМПА, ЛЕС, ЛАСТОЧКА, ЛОТО – лишняя картинка ЛЕС (дети объясняют, почему она лишняя)

    ЛИПА, ОЛЕНЬ, ПОЛКА, ПОЛЯНА – лишняя картинка ПОЛКА и т.д.

    Лишние картинки убираются, а с оставшимися картинками дети выполняют задания на определение позиции звука в слове.

    III. Динамическая пауза «Клава ловко лук полола» (слайд № 9)

    Дети отправляются на улицу Быстрых ножек и выполняют упражнение на координацию речи с движением.

    Клава ловко лук полола

    Мыла пол и полки Лола,

    Пыль Володя выбивал,

    Гвозди Валя забивал,

    Коля весело пилил,

    Анатолий вилки мыл,

    Ну а маленькая Света

    Ела сладкие конфеты.

    Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Затем логопед предлагает вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ».

    IV. Знакомство с буквой «Л». На улице Важных букв дети рассматривают букву «Л»

    (слайды № 9, 10, 11).

    Чтение стих.:

    На стремянку Л похожа

    И на крышу дома тоже.

    Обведение буквы Л по контуру, рисование на манке, выкладывание из палочек, из веревочек, заселение буквы в соответствующую квартиру Домика звуков.

    V. Звуковой анализ, синтез и выкладывание схем слов (слайд № 12)

    Теперь дети попадают на улицу строгих схем и выполняют звуковой анализ, синтез, выкладывание схемы слова ШКОЛА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки.

    VI. Пальчиковая гимнастика.

    На улице Ловких пальчиков дети выполняют кинезиологические упражнения.

    VII. Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов (слайд № 13)

    На следующей улице ведется «стройка»: дети находят кубики-лего с наклеенными на них слогами. Дети выбирают себе кубики одного цвета и составляют домики со словами из деталей конструктора.

    Тема: Буква Л.
    Цель: Познакомиться с буквой Л. Закрепить слияние букв в один слог и в
    слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов.
    Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий,
    твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов.
    Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.
    Учить соотносить звук с символом.
    Закрепление знаний о буквах Ы, Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.
    Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое
    мышление.
    Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
    Оборудование: предметные картины, символы, буква Л, Ы, Ш, Р, Х, М,
    А,О,У.
    Ход занятия:
    I.Организационный момент:
    Игра «Нет чего?»
    Нет льда
    Нет снега
    Нет сугроба
    Нет горок
    II. Знакомство с новой темой:
    1. Артикуляционная гимнастика:
    Заборчик
    Вкусное варенье
    Маляр
    2. Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку»
    Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек снежинки. Плечи не поднимаются,
    Нет снеговика
    Нет инея
    Нет зимних забав
    Нет мороза
    Нет метели
    Нет снегопада
    Нет холода
    Нет зимы
    щеки не надуваются.
    Все снежинки улетели, и получился снегопад.
    3. Повторение чистоговорок:
    Ла –ла –ла – лопата и пила,
    Ла – ла – ла – наша лодочка плыла,
    Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
    Лы – лы – лы – мы мыли полы,
    Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,
    Лы – лы – лы – прилетели две пчелы.
    4. Беседа:
    Какой звук мы с вами проговорили очень четко?
    Какой это звук?
    Какой буквой обозначается этот звук?
    5. Чтение слогов:

    Показываем пальчиком первую букву А, и передвигаем палец ко второй, Л.
    А______________Л
    АЛ ОЛ УЛ ЫЛ
    ЛА ЛО ЛУ ЛЫ
    6. Игра «Вспомни слово»
    Вспомните слова, которые начинаются на букву Л.
    7. Игра «Повтори, не ошибись»
    Лодка, лопата, лампа, лось
    Лошадь, ласточка, луна, лужа
    Лыжи, лыко, лак, лупа
    Лук, лама, лом, лоза
    ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ»
    На поляну, на лужок,
    Тихо падает снежок.
    Улеглись снежинки,
    Белые пушинки.
    Но подул вдруг ветерок,
    Закружился наш снежок.
    Кружатся снежинки,
    Белые пушинки.
    8. Чтение слогов и слов:
    ЛУ ЛА ЛО САЛО МАЛ
    ЛУША УШЛА ЛЫ МЫЛО МАЛО
    Что означает это слово? Сколько слогов в слове? Назовите первый слог,
    второй. Сколько всего звуков?
    Придумайте предложение со словом «Луша».
    Придумайте предложение со словом «УШЛА», «МЫЛО».
    9. Закрепление:
    ЛА ЛО ЛУ ЛЫ
    АЛ ОЛ УЛ ЫЛ
    Показываем пальчиком первую букву Л, и передвигаем палец ко второй, А.
    Тяните первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы.
    10. Чтение текста:
    Луша мала.
    Саша мал.
    Мы малы.
    Мама ушла.
    Что означает это предложение?
    Сколько слов в предложении?
    11. Работа в тетрадях:
    Напишите букву Ы.
    Из каких элементов она состоит?