Консультация по развитию речи на тему: Консультация: «Какой должна быть речь педагога. Почему нужно следить за своей речью

Какой должна быть наша речь?

Какой должна быть наша речь? Почему нужно следить за своей речью и какой речи нам следует избегать?

Говори «полезное для укрепления»

«Ни одно гнилое слово пусть не выходит из ваших уст, а только полезное для укрепления » (Эфесянам 4:29).

Что бы ты почувствовал, если бы ты подарил любимому человеку подарок, а он намеренно использовал бы его неправильно? Предположим, ты подарил ему машину, а позднее узнал, что из-за неосторожной езды он причинил вред другим. Разве это не огорчило бы тебя?

Способность говорить - это дар от Иеговы Бога, от которого исходят «все добрые и совершенные дары» (Иакова 1:17). Благодаря именно этому дару, который отличает людей от животных, мы можем делиться с другими не только своими мыслями, но и чувствами.

Так же как и в случае с машиной, этот дар может быть использован неправильно. Как, должно быть, Иегова Бог огорчается, когда кто-нибудь неосторожно пользуется своей речью, причиняя душевные раны другим!

Чтобы оставаться в Божьей любви, нам нужно пользоваться даром речи так, как это задумал Создатель.

Иегова Бог ясно показывает, какая речь ему приятна. В Библии говорится: «Ни одно гнилое слово пусть не выходит из ваших уст, а только полезное для укрепления,- когда это нужно,- чтобы оно приносило благо слушающим» (Эфесянам 4:29).

Давай обсудим, почему нужно следить за своей речью, какой речи нам следует избегать и как можно говорить «полезное для укрепления».

Почему нужно следить за своей речью

Первая причина, по которой нужно следить за своей речью, заключается в том, что слова обладают силой.

В Притчах 15:4 говорится: «Спокойствие языка - дерево жизни, а извращённый язык - сокрушение духа».

Подобно тому как вода оживляет высыхающее дерево, так спокойная речь может освежить дух тех, кто слушает её.

И наоборот, извращённая речь может сокрушить дух. Поистине, сказанные нами слова обладают силой либо ранить, либо исцелять (Притчи 18:21).

Вот как в другой притче ярко описывается сила, которой обладают слова: «Иной, говоря бездумно, ранит, как мечом» (Притчи 12:18).

Бездумные слова, сказанные в спешке, могут нанести глубокие эмоциональные раны и разрушить взаимоотношения.

Ранил ли кто-нибудь твоё сердце словами, как мечом?

Однако в той же притче говорится: «Язык мудрых исцеляет». Хорошо обдуманные слова человека, обладающего Божьей мудростью, могут исцелить израненное сердце и восстановить взаимоотношения.

Можешь ли ты вспомнить, когда ты на себе испытал целебную силу добрых слов? (Притчи 16:24).

Помня о том, что слова обладают силой, мы, безусловно, хотим пользоваться своей речью, чтобы исцелять, а не ранить других.

Но как бы мы ни старались, мы всё равно не можем полностью контролировать свой язык.

Вторая причина, по которой нам нужно следить за своей речью, заключается в том, что грех и несовершенство побуждают нас неправильно пользоваться своим языком.

Слова исходят из сердца, а «сердце… склонно к злу» (Бытие 8:21; Луки 6:45). Поэтому обуздать свой язык очень трудно (Иакова 3:2-4).

Хотя мы не можем контролировать его полностью, нам по силам постараться делать это как можно лучше. Как пловцу, который плывёт против течения и борется с ним, нам приходится бороться с грешной склонностью неправильно пользоваться своим языком.

Третья причина, по которой нужно следить за своей речью, заключается в том, что Иегова Бог призовёт нас к ответу за наши слова.

То, как мы пользуемся своим языком, влияет не только на наши отношения с людьми, но и на мнение Иеговы Бога о нас.

В Иакова 1:26 говорится: «Если кто-то думает, что поклоняется Богу правильно, но не обуздывает свой язык, он обманывает своё сердце и его поклонение бесполезно».

Если наш язык необуздан,- то есть наша речь оскорбительна и ядовита,- то всё наше христианское служение может оказаться бесполезным в глазах Бога. Какая отрезвляющая мысль! (Иакова 3:8-10).

Ясно, что у нас есть веские основания внимательно следить за тем, чтобы правильно пользоваться даром речи.

Прежде чем рассмотреть, что включает в себя благотворная речь, которая укрепляет, давай поговорим о том, какой речи точно нет места в жизни истинных христиан.

Речь, которая обескураживает

Непристойная речь. Сквернословие, нецензурная брань и другие виды непристойной речи стали сегодня неотъемлемой частью повседневной жизни.

Многие с помощью брани стараются сделать свою речь более эмоциональной и возмещают ограниченный запас слов.

Часто комики и сатирики, чтобы рассмешить людей, говорят пошлости и связанные с сексом непристойности. Однако непристойная речь - это дело нешуточное.

Около 2 000 лет тому назад апостол Павел дал собранию в Колоссах совет отложить «непристойные разговоры» (Колоссянам 3:8).

А собранию в Эфесе Павел сказал, что «неприличные шутки» не должны даже упоминаться среди истинных христиан (Эфесянам 5:3, 4).

Непристойная речь оскорбляет Иегову Бога. Она также оскорбляет и тех, кто его любит. Мы же из любви к Иегове Богу отвергаем всякую непристойную речь.

Среди «дел плоти» Павел упоминает «нечистоту», в которую может включаться и непристойная речь (Галатам 5:19-21). Это серьёзно.

Пагубные сплетни, клевета. Сплетни - это распространение слухов о людях и их делах. Всегда ли плохо, если мы говорим о личных делах других? Нет, если это безобидный разговор, в котором мы делимся хорошими новостями или полезной информацией. Христиане первого века интересовались благополучием друг друга и делились уместной информацией о своих соверующих (Эфесянам 6:21, 22; Колоссянам 4:8, 9).

Однако пагубными сплетнями можно назвать разговоры о других, если в них искажаются факты или рассказывается информация сугубо личного характера. Ещё хуже то, что они могут привести к клевете, которая всегда причиняет вред.

Клевета - это «распространение заведомо ложных, порочащих сведений, слухов».

Например фарисеи, стремясь опорочить Иисуса, прибегли к злостной клевете (Матфея 9:32-34; 12:22-24).

Клевета зачастую приводит к ссорам (Притчи 26:20).

Иегова Бог не оставит безнаказанными тех, кто пользуется своим даром речи, чтобы клеветать на других или вызывать разделения. Он ненавидит сеющих «раздоры между братьями» (Притчи 6:16-19).

Греческое слово диа́болос, переводимое как «клеветник», также применяется к Сатане. Он - «Дьявол», злобно клевещущий на Бога (Откровение 12:9, 10).

Несомненно, мы хотим избегать речи, которая, по сути, сделала бы нас дьяволами.

Поэтому, прежде чем пересказать новость о ком-то, спроси себя: «Правда ли это?

Поступлю ли я по-доброму, если перескажу её? А нужно ли вообще распространять эту информацию?» (1 Фессалоникийцам 4:11).

Оскорбительная речь. Как отмечалось раньше, слова могут причинять боль. Конечно, порой из-за несовершенства мы все говорим то, о чём потом сожалеем.

Однако Библия предостерегает нас от такого рода речи, которой совершенно нет места.

Павел призывал христиан: «Всякая злоба, гнев, ярость, крик и оскорбительная речь пусть удалятся от вас» (Эфесянам 4:31).

В других переводах фраза «оскорбительная речь» передается как «злословие», «злоречие» и «оскорбительные слова».

Оскорбительная речь, в том числе унизительные оскорбления и постоянная грубая критика, может лишить других чувства собственного достоинства и развить в них чувство никчемности.

Нежные и доверчивые сердца детей особенно уязвимы, и оскорбительная речь может пагубно повлиять на них (Колоссянам 3:21).

Библия очень строго запрещает злословить кого-либо, то есть унижать обидными или оскорбительными словами. Человек, из уст которого звучит такая речь, ставит себя в опасное положение, потому что злословящий других может лишится благословений Царства Бога (1 Коринфянам 5:11-13; 6:9, 10).

Слова, полезные для укрепления

Как можно пользоваться даром речи в согласии с намерением Создателя?

Вспомни, что Слово Бога призывает нас говорить «только полезное для укрепления» (Эфесянам 4:29).

Иегова Бог радуется, когда мы говорим слова, которые созидают, ободряют и укрепляют других. Такие слова нужно хорошо обдумать.

В Библии не даётся готового образца; нет в ней и списка того, что можно считать здравой речью (Титу 2:8).

Чтобы говорить «полезное для укрепления», нам нужно помнить о трёх простых, но важных отличительных особенностях созидающей речи: она должна быть благотворной, правдивой и доброй.

Поэтому давай рассмотрим несколько конкретных примеров созидающей речи.

Можно ли назвать мою речь созидающей?

Принцип: «Пусть ваша речь всегда будет любезной» (Колоссянам 4:6).

Вопросы для размышления

▪ Когда в последний раз я хвалил кого-нибудь за что-то конкретное? (1 Коринфянам 11:2; Откровение 2:1-3).

▪ Проявляю ли я уважение к другим, говоря им «пожалуйста» и «спасибо»? (Бытие 13:14; Иоанна 11:41).

▪ Беседуя с другими, говорю ли я только о себе или мне также интересно узнать, что думают и чувствуют другие? (Филиппийцам 2:3, 4; Иакова 1:19).

▪ Пользуюсь ли я тем, что знаю о других, чтобы укреплять их или чтобы обескураживать? (Притчи 15:1, 2).

▪ Как я отношусь к сквернословию и как моё отношение показывает, что́ у меня в сердце? (Луки 6:45; Иакова 3:10, 11).

Искренняя похвала. Иегова Бог и Иисус понимают, что необходимо говорить слова похвалы и одобрения (Матфея 3:17; 25:19-23; Иоанна 1:47).

Как христиане, мы тоже должны искренне хвалить других. Почему?

«Как хорошо слово, сказанное в подходящее время!» - отмечается в Притчах 15:23. Спроси себя: «Что я чувствую, когда меня хвалят от всего сердца? Окрыляет ли меня такая похвала и согревает ли она моё сердце?»

В самом деле, искренняя похвала говорит о том, что тебя замечают, ты небезразличен другим и твои усилия оценены по достоинству.

Такое заверение придаёт тебе уверенности в себе и побуждает ещё усерднее трудиться в будущем. Тебе наверняка нравится, когда хвалят тебя, а не должен ли и ты тогда хвалить других? (Матфея 7:12).

Старайся видеть в других хорошее и хвалить их за это. Искренняя похвала может затронуть сердце таких людей и укрепить их духовно.

В семье мужьям и жёнам важно слышать друг от друга слова тёплой похвалы и благодарности (Притчи 31:10, 28). А дети словно расцветают, когда видят, что их замечают и ценят. Для них похвала и одобрение - то же, что лучи солнца и вода для растения.

Родители, не упускайте возможности хвалить своих детей за их хорошие качества и усилия. Похвала придаст вашим детям мужества и уверенности и побудит их ещё с большим усердием делать то, что правильно.

Утешение. Иегова Бог искренне заботится о «смиренных» и «сокрушенных» (Исаия 57:15).

Его Слово Библия побуждает нас: «Утешайте друг друга… …Утешайте опечаленные души» (1 Фессалоникийцам 5:11, 14).

Мы можем быть уверенны, что Бог замечает и ценит наши усилия утешать тех соверующих, чьи сердца опечалены.

Что можно сказать, чтобы утешить человека, который упал духом или чем-то подавлен?

Не думай, что ты обязан решить его проблему. Как правило, простые слова оказываются именно тем, что нужно. Заверь опечаленного человека в своей поддержке.

Предложи ему помолиться вслух. Ты можешь попросить в молитве, чтобы Иегова Бог помог ему понять, насколько его любят другие, а также сам Бог (Иакова 5:14, 15).

Скажи ему, что он очень нужен и что его ценят. Прочитай воодушевляющий библейский стих, чтобы заверить его в том, что Иегова Бог заботится о нём лично (Псалом 34:18; Матфея 10:29-31).

Если ты не будешь жалеть время на «доброе слово» и будешь говорить с таким человеком от всего сердца, это, безусловно, поможет ему ощутить, что его любят и ценят (Притчи 12:25).

Полезный совет. Из-за того что мы все несовершенны, нам время от времени нужны советы.

Библия побуждает нас: «Слушай совет и принимай наставление, чтобы в будущем ты стал мудрым» (Притчи 19:20).

Родители дают советы своим детям (Эфесянам 6:4).

Любовь побуждает нас давать советы другим так, чтобы они не чувствовали себя подавленными.

Что поможет нам давать такие советы?

Рассмотрим три фактора, благодаря которым совет может принести наибольшую пользу:

1. Настрой и мотивы дающего совет
2. На чём основан совет
3. Как он даётся

От того, кто даёт совет, зависит, принесет ли он пользу. Спроси себя: «Когда мне легко принимать совет?»

Совет легче принять, когда знаешь, что ты не безразличен тому, кто его даёт, что он не выражает своё недовольство и у него нет скрытых мотивов.

Поэтому, разве у тебя самого не должен быть подобный настрой и мотивы, когда даёшь совет другим?

Хороший совет также основан на Слове Бога (2 Тимофею 3:16).

Даже если мы не цитируем Библию, нам всегда следует основывать на ней свой совет.

По этой причине старайся не навязывать своего мнения другим, а также не искажать Писания, чтобы не создавалось впечатления, что чья-то личная точка зрения имеет библейское основание.

К тому же совет принесёт наибольшую пользу, если он будет дан правильным образом.

Совет, сказанный с добротой, легче принять, и такой совет позволяет человеку сохранить своё достоинство (Колоссянам 4:6).

Безусловно, речь - это ценный дар от Бога. Из любви к Иегове Богу мы должны правильно, по назначению пользоваться этим даром.

Давай помнить, что слова, сказанные нами другим, обладают силой укреплять или обескураживать.

Давай же пользоваться этим даром так, как задумал Создатель,- «для укрепления».

Тогда наша речь станет благословением для окружающих нас людей и поможет нам оставаться в Божьей любви.

Жизнь самый дивный дар

Мастер – класс по сценической речи (художественному слову).

Сценическая речь – это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения, интонации. Практическое овладение техникой речи, дает ребенку возможность выражать свои мысли правильным и ясным языком, гибким и звучным голосом способным привлечь внимание слушателей.

В работе над художественными отрывками большое внимание уделяется выбору материала, так как важно пробудить интерес ребенка к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения.

При подборе текста обращается внимание не только на его высокую художественную ценность, но и пробуждает ли он фантазию исполнителя, затрагивает ли его эмоциональную структуру.

В работе над текстом, уделяется внимание на осмысление, определение событийного ряда, определяется отношение к этим событиям и персонажа и автора, выстраивается линия действия и попытка добиться от ребенка органичной жизни в заданных условиях.

Большое значение в работе над текстом имеет способность донести мысль до слушателя. В этом помогает логика речи. Умение делать логические паузы, логические ударения и правильное прочтение знаков препинания помогут исполнителю точно выявить мысль автора.

Техника речи.

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами . Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания - грамматическими паузами , но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза , или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ". Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.

Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой - | , более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами - ||. И, наконец, разделительная логическая пауза , которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами -

Логическое (или смысловое) ударение - это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, - это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными. Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона - тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова. Изменение высоты тона дает возможность наиболее полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же пользуются только силой голоса, даже в комбинации с замедлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих. Знаки препинания всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку. Вот эти-то изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация. Каждый знак препинания, как говорил К.С. Станиславский, имеет свою характерную «голосовую фигуру». Всего в нашем языке десять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире,многоточие. Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, - «голос положить на дно». На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается. «Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не все понимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох, сыплет слова, | не уследишь за его речью. || Конечно, и длинные паузы между отдельными фразами или словами утомляют слушателя, | делают его речь скучной. | утомительной». || В этом примере нет так называемых «завершающих» точек, и голос на них понижается гораздо меньше, а паузы между предложениями соединительные. Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания. Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумолимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; | каждая фраза... | - необходимое звено в цепи доводов». || Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой - обращает наше внимание на каждую часть в отдельности. Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу. К.С. Станиславский заметил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую... Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы». Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует. Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте. Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок. «В природе | (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие на нее человека) | действуют одна на другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во взаимодействии которых и проявляются общие законы». || Слова в скобках читаются на одной ноте. Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т.д. Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его. Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения. Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз. Многоточие. К.С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе». В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что-либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль. Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог.

Какой должна быть хорошая публичная речь.

Хорошая публичная речь должна быть прежде всего содержательной, целенаправленной.

Хорошая публичная речь должна быть абсолютно грамотной как в области произношения, так и в области грамматического выражения мысли.

Хорошая публичная речь меньше всего похожа на декламацию, высшее ее качество - непринужденный разговор (беседа) со слушателями на интересную животрепещущую тему.

Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть последовательной и разумной во всех отношениях.

Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только правильному произношению, но и правильному, упорядоченному мышлению.

Упорство, настойчивость и терпение - вот что прежде всего необходимо начинающему оратору.

Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не торопясь.

Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетаний АЕ, ЕЕ, ОЕ, УЕ в личных формах глагола.

Не пропускайте гласных звуков.

Не удваивайте и не утраивайте согласных.

Следите за тем, чтобы согласные звуки В и М, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их.

Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный.

Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ, и в собственных именах на -КИЙ.

Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний.

Внимательно вслушивайтесь в речь мастеров художественного слова, артистов драматических театров и кино, а также в речь дикторов центрального радио и телевидения.

Следите за своим произношением.

При случае запишите свою речь на диктофон. Несколько раз прослушайте записанное, отмечая изъяны и погрешности в произношении.

Упражнения, снимающие мышечные зажимы .

Любая зажатость тела, конечностей, лица неблагоприятно сказываются на звучании голоса. Комплекс упражнений на расслабление поможет ученику научиться сознательно, расслаблять и напрягать различные группы мышц. И только после этого следует переходить к тренировке дыхания, а затем и голоса.

Упражнение 1.
Сильно напрячь пальцы рук, кисти, плечи. Удерживать состояние напряжение 5-8 секунд. Потом все расслабить и сохранить ощущение свободы мышц как можно дольше. Указанное повторить несколько раз.
Упражнение 2.
Пальцы рук переплести. Сложенные руки подложить под подбородок, локти отвести в стороны. Голову стараться опустить вниз, в то время как руки стремятся поднять ее вверх. Возникает сильное сопротивление (голова - вниз, руки - вверх). Через 5-10 секунд голову и руки расслабить. Ощущуние свободы мышц (шеи, плеч, рук) сохранять как можно дольше. Указанное повторить несколько раз.
Упражнение 3.
Пальцы рук переплести и подложить под нижнюю челюсть. Локти отвести в стороны. Стремиться опустить нижнюю челюсть при сопротивлении рук. Сильно напрячь мышцы челюсти, шеи, плеч, рук. Через 5-10 секунд челюсть и руки освободить. Ощущение свободы сохранить. Упражнение повторить.
Упражнение 4.
Лечь на пол (на спину). Расслабиться: шея, плечи, ноги, корпус должны быть надежно прижаты к полу. Напрячь ноги, руки, голову, корпус. Через 5-10 секунд освободиться. Ощущение свободы сохранить. Упражнение повторить.
Упражнение 5.
Сесть на стул. Корпус и голову опустить вниз. Расслабленный язык удержать в переднем положении (как бы «выпадающим изо рта»). Сохранить это ощущение некоторое время. Затем вернуть язык в обычное положение. Сохраняя иллюзию только что испытанного состояния, сделать дикционные упражнения или произнести текст. Упражнение повторить.
Упражнение 6.
Челюсти сомкнуть не полностью, нижнюю - чуть-чуть выдвинуть вперед. Поток выдыхаемого воздуха легко, но активно направить к губам, пока они не начнут эластично вибрировать (движение, похожее на фырканье лошади). Сначала упражнение выполнять беззвучно, потом со звуком. Оно хорошо снимает зажимы в корне языка, и его следует повторить.
Упражнение 7.
Наклонить верхнюю часть корпуса вниз; руки, спину, плечи освободить. Медленно напрячь мышцы пальцев, затем кистей, локтей, плеч, спины. Корпус медленно поднимать параллельно полу. Руки вытянуть вверх и вперед. Мышцы спины, живота, ног напрячь. Через 5-10 секунд мышцы пальцев, кистей, локтей, шеи, плеч, верхней части груди постепенно расслабить. Ощущение свободы сохранить как можно дольше. Упражнение повторить.

Упражнения для активизации мягкого нёба и тренировки стенок глотки .

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры).

Орфоэпические нормы.

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.

1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука О в таких словах: молодость (произносится как молъдъсть – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы , условно обозначается знаком Ъ ); договор (произносится: дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ)

2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы : вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У , Ю , Ы , Э и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).

3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр). В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.

Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемых в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств художественной выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке).

Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание.

Но нельзя ограничиваться и употреблением только простых предложений. Важно шире использовать недлинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми – подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т.д.).

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их назначение.

В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена четкая логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают нашу речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом

непрерывное совершенствование своей речи.

Консультация: «Какой должна быть речь педагога»

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.

Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.

Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.

При воспитании речи ребёнка:

первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;

второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;

третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Речь педагога должна быть:

  • грамматически правильно построенной, связной;
  • с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
  • должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
  • должна быть интонационно выразительной;
  • доступной для понимания;
  • с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Так к недочетам речи педагога относиться:

Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее лексико-грамматическому оформлению:

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления.

Речь педагога оценивается с трёх сторон :

Безупречная правильность формы: как говорит, возрастная и педагогическая направленность, умеет ли говорить с дошкольниками;

Может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики – родителям и коллегам.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка, для примера, хочу предложить следующие предложения, для описания природных явлений, отрывок из стихотворения А. С. Пушкина: «Зимний вечер»: «Буря мглою, небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…», или «За окном сегодня непогода…»

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:

Частое употребеление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит, как бы, в общем то, вроде бы);

В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей;

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей. Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и так далее, необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все лишнее.

В целом рассказ педагога должен быть :

Полным;

Красочным;

С точно подобранными словами;

Грамматически правильно оформлен;

Выразителен;

Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;

При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:

4.Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.

7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.