Кооперативный поселок сокол. Поселок сокол

Поселок художников «Сокол» - необычный для современной Москвы, тихий, почти дачный, квартал. Он занимает площадь в 21 га и ограничен улицами Алабяна, Врубеля, Левитана и Малым Песчаным переулком. Симпатичные домики с островерхими двускатными крышами поселка «Сокол» - это экспериментальный образец малоэтажного градостроительства первых лет советской власти. Сегодня поселок имеет два охранных свидетельства - как природный комплекс и как объект культурно-исторического наследия.

7 сентября 2013 года «Поселок Художников» торжественно отметил свое 90-летие. Позади осталась непростая история борьбы за выживание в условиях развивающегося мегаполиса.

Купить дом в поселке «Сокол»

Когда то в поселке преобладали три вида домов: рубленые избы в традициях русского зодчества, каркасно-засыпные дома в стиле английских коттеджей, кирпичные особняки с мансардами по немецкому типу. Сейчас значительную долю домов (более 30) составляют современные элитные особняки с участками от 8 до 16 соток .

История и проектирование

Проект поселка был разработан в соответствии с Генеральным планом «Новая Москва» 1920-х годов. «Сокол» стал одним из первых районов, соединенных с историческим центром столицы напрямую транспортными магистралями.

Ведущим архитектором поселка, а в дальнейшем и его жителем (дом № 12/24 по улице Шишкина), стал архитектор Марковников. В проекте участвовали известнейшие архитекторы: братья Веснины, Щусев, Кондаков, Павлинов, Флоренский и другие.

«Элитный» и для того времени поселок стал известен далеко за пределами Москвы. Сюда стекались делегации, приезжали экскурсии, чтобы осмотреть новые типы домов малоэтажной архитектуры, познакомиться с воплощением современной концепции «города-сада».

Описание и архитектура «Поселка Художников»

На участках площадью 8-9 соток строились кооперативные дома, рассчитанные на одну-две семьи. Разрешено было возводить небольшие (до 70 кв.м) дома с низкими изгородями, так, чтобы сохранялась целостное восприятие общей застройки. Как правило, такие дома были рассчитаны на 3-4 жилые комнаты, гостиную, кухню и открытую террасу с выходом в сад.

Проекты отличались планировкой, количеством комнат, типами эркеров и балконов. Одинаковых домов здесь не было .

В 1928 году, когда большая часть домов была уже построена, с тем, чтобы подчеркнуть связь поселка с миром искусства, его улицам присвоили имена русских художников - Поленова, Верещагина, Сурикова, Левитана, Врубеля, Шишкина, Кипренского, Серова, Саврасова, Брюллова, Венецианова.

Каждая из 11 улиц была засажена деревьями определенной породы: на улице Шишкина росли дубы, на улице Брюллова -красные клены, на улице Сурикова - липы… С тех пор стала бытовать легенда о том, что раньше здесь жили все эти художники. В дальнейшем, декрет об образовании поселка «Сокол» c подписью Ленина да эта притча о художниках не раз служили охранной грамотой для поселка, который городские власти неоднократно готовили к сносу.

В последний раз очередной «атаке» поселок художников «Сокол» подвергся в 2010 году. Тогда Олег Митволь - борец с «самостроем», занимавший в то время пост префекта Северного административного округа, поставил вопрос о законности появления на территории поселка тридцати «новоделов» . Они возводились на месте старых домов, которые вопреки их историческому статусу были уничтожены. Жилая площадь домов была увеличена в разы - до 500 −700 и более квадратных метров. Там, где по документам числились малогабаритные квартиры, вырастали целые особняки.

Тем не менее, «нуворишам» удалось отстоять свою собственность в поселке художников. Сейчас все вопросы перестройки и перепланировки домов поселка «Сокол» взяты по особый контроль департамента Москомнаследие.

Рядом с уютными деревянными домиками теперь красуются узаконенные высокие заборы и кирпичные коттеджи.

«Недвижимость в поселке взлетела в цене до нескольких миллионов долларов и стала фигурировать в списках самых дорогих домов по рейтингу Forbes, наряду с современными московскими особняками класса deluxe»

Возможность жить на своей земле с собственным садом в 10-15 минутах езды от центра столицы - в наше время предложение в высшей степени уникальное.

Социальный состав поселка также со временем изменился. Списки жителей поселка художников пополнились именами банкиров, собственников крупных фирм, бизнесменов-землевладельцев, политиков, ученых.

Сокол - первый в Москве кооперативный жилой посёлок, основанный в 1923 г.
Жилые дома посёлка расположены в границах улиц Алабяна, Левитана, Кипренского, Врубеля и Малого Песчаного переулка.
С 1979 г. посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет советской власти. С 1989 г. посёлок перешёл на самоуправление.
Архитекторами посёлка Сокол была реализована популярная в начале XX в. концепция «города-сада». Идея поселения, которое сочетало бы в себе лучшие свойства города и деревни, была выдвинута англичанином Эбенизером Говардом в 1898 г. Уже в 1903 г. появился проект строительства на Ходынском поле в Москве подобного города-сада. Этот проект некоторое время дорабатывался, но события 1914-1917 г.г. помешали его реализации.
В проектировании посёлка участвовали знаменитые архитекторы Н.В.Марковников, братья Веснины, И.И.Кондаков и А.В.Щусев.
При планировке улиц применялись нестандартные пространственные решения. Дома посёлка строились по индивидуальным проектам. В основном строительство посёлка было завершено к началу 1930-х г.г. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами.
По мере строительства посёлка складывалась его социально-бытовая инфраструктура. Были построены два продовольственных магазина. Товарищество на свои средства открыло библиотеку и столовую. В посёлке были устроены две спортивные площадки. На нечётной стороне улицы Левитана был разбит парк. В 1927 г. в посёлке Сокол открылся детский сад. В его штат входила всего одна воспитательница, а остальную работу посменно выполняли дежурные мамы.
В 1935 г. в небе над посёлком Сокол произошла авиакатастрофа. Крупнейший советский самолёт того времени АНТ-20 «Максим Горький» столкнулся с истребителем сопровождения. Обломки самолётов упали на посёлок. Все находившиеся на борту самолётов погибли, но среди жителей посёлка жертв не было.

Ул.Кипренского, 4. Дом И.Бибикова - русского революционера.
Ул.Левитана, 24, к.2. В доме жил Ю.Н.Зыков - лётчик, Герой Советского Союза
Ул.Брюллова, 6. Дом Кирпичевых. П.Я.Кирпичев - известный военный художник. С.П.Кирпичев - известный зоолог и орнитолог
Ул.Сурикова, 29. Дом Файдыш-Крандиевских. Н.В.Кандиевская - скульптор.
Ул.Врубеля, 7. Дом Ролана Быкова.
Ул.Верещагина, 3 - архитектор Н.Марковников, дата строительства – 1925 г.
Ул.Верещагина, 10 - архитектор Н.Марковников, дом являлся экспонатом Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 г.
Ул.Верещагина, 12 - архитектор Н.Марковников, дата строительства – 1928 г. Здание бревенчатое



ул.Левитана, 4. Жилой дом 1925 г. постройки. Архитектор Н.В.Марковников. В 1935 г. этот дом пострадал и попал в сводки новостей.

ул.Левитана, 6. Архитектор Н.В.Марковников.



ул.Левитана, 10. Дом художника В.Ф.Сахарова. Построен в 1923 г. по проекту архитектора Н.В.Марковникова. Здесь с 1923 по 1937 г.г. жил художник, председатель профсоюза художников «Всекохудожник», основатель и первый председатель правления кооператива «Сокол» В.Ф.Сахаров. В 1937-м Сахаров был арестован и расстрелян.


ул.Поленова, 2/12с2. "Сторожевая башня", архитекторы братья Веснины


ул.Поленова, 5/19.


ул.Поленова, 6/17.


ул.Поленова имея ширину около 40 м и является самой широкой в посёлке. На улице высажены два ряда кленов и мелколистных лип, меняющих на ветру окраску листвы с зелёного на серебристый. Проектом озеленения занималась скульптор Н.Зеленская, студентка и будущая помощница В.Мухиной в работе над скульптурой «Рабочий и колхозница».


Выход на Центральную площадь поселка с ул.Поленова


Фонтан на Центральной площади


Центральная площадь ("Площадь звезды")


ул.Поленова, 7


ул.Поленова, 13.


ул.Поленова, 17.


ул.Поленова, 18. Жилой дом 1923–1933е г.г. постройки. Архитектор Н.В.Марковников.

ул.Поленова, 20. Двухквартирный жилой дом (архитекрор И.И.Кондаков, построен в 1931 г.)

ул.Саврасова, 5/2. Архитектор И.И.Кондаков


ул.Сурикова, 4. Многоквартирный дом (архитектор Н.С.Дюрнбаум)

ул.Сурикова, 5. До 2011 г. на этом месте стоял дом Николая Ивановича Любимова, создателя первой в Москве ячейки «Общества любителей зелёных насаждений»

ул.Сурикова, 6

ул.Сурикова, 7.


ул.Сурикова

ул.Сурикова, 12. Старый дом разобран в 2008 г.


ул.Сурикова, 13. На лужайке перед домом стоят гномы


ул.Сурикова, 14/2. На этом месте был двухэтажный шестиквартирный дом построенный в 1930-х гг. для организаций «Заготзерно» и «Мосхлеб» архитектором Н.С.Дюрнбаумом. До войны на крыше дома был устроен бассейн. Снесён в 2009 г.


ул.Сурикова, 15

ул.Сурикова, 18.


ул.Сурикова


ул.Сурикова, 21. Дом С.Церевитинова. Двухэтажный бревенчатый дом с ломаной четырёхскатной крышей ("Вологодская изба"). Построен в 1923–1924 г.г. по проекту архитектора В.Веснина.


ул.Сурикова, 21. С.С.Церевитинов – старожил посёлка, один из авторов монографии «Посёлок Сокол: история посёлка и его жителей» (2004 г.), долгие годы был председателем совета самоуправления «Сокола», внук химика Ф.Церевитинова, поселившегося в посёлке в 1931 г.



ул.Сурикова, 22/2. Деревянный двухэтажный жилой дом - своего рода «визитная карточка» посёлка «Сокол». Построен в 1923–1924 г.г. Архитектор Н.В.Марковников.

ул.Сурикова, 22/2. В 1920-х г.г. в этом доме помещался детский сад.


ул.Сурикова, 23Б. Бревенчатый жилой дом. Построен в 1925 г. Архитекторы братья Веснины. В этом доме с 1925 по 1966 гг. жил художник-график П.Я.Павлинов.


ул.Брюллова, 4. Архитектор Н.С.Дюрнбаум. Дом 1928 г.г. постройки. В этом доме провел детство и юность заслуженный архитектор и заслуженный деятель искусств РФ Д.Ф.Животов


ул.Брюллова, 8. Дом семьи инженера Л.А.Радуса. Построен в 1924 г. из лиственницы в виде русской рубленной избы архитектором Н.В.Марковниковым.

Наверное, каждому знаком такой термин из недалекого прошлого, как "кооператив". Если сказать коротко, то кооператив - это объединение людей (или организаций) с целью достижения общих экономических или социальных задач или проектов. Не секрет, что членство в кооперативе обуславливалось наличием внесенного пая в общий фонд.

Самым первым кооперативным населенным пунктом на территории столицы Российской Федерации стал "поселок художников" на Соколе. Чем примечателен данный городок? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Концепция строительства

"Поселок художников" в Москве был возведен в согласии с возникшей в начале ХХ века градостроительной концепции, именуемой городом-садом. Идея подобного населенного пункта была описана Э. Говардом еще в 1898 году. Он, критикуя общепринятый город того времени, изобличил его антисанитарию и общую загрязненность. Утопист предложил свое видение благоустроенного города, сочетавшего в себе не только индустриальные, но и аграрные мотивы.

Если сказать коротко, по замыслу Говарда, город-сад должен был представлять собой круг, пересекаемый бульварами, в центре которого находилась бы площадь с размещенными на ней общественными зданиями (администрация, больница, библиотека и прочее).

За кольцом города должны были размещаться промышленные и производственные помещения.

Идея подобного градостроительства была внедрена в Великобритании, Швеции, Германии и других развитых странах. В СССР также была предпринята попытка создать город-сад. Таким образом был возведен "поселок художников" на Соколе, а также другие небольшие населенные пункты в Мытищах, Ростове-на-Дону, Иванове и Вологде.

Где находится?

Где конкретно расположен поселок "Сокол"? Данный населенный пункт занимает целый квартал на пересечении Волоколамского шоссе и улицы Алабяна. Таким образом, жилые дома "поселка художников" граничат с многочисленными сооружениями улиц Левитана, Врубеля, Кипренского и, естественно, Алабяна.

Как добраться до данного местечка?

Это можно сделать двумя путями. Во-первых, воспользовавшись подземкой. Недалеко от населенного пункта находится м. "Сокол" и м. "Панфиловская". Благодаря метрополитену вы доберетесь до поселка быстро и без автомобильных заторов.

Долго ли придется идти от этих станций? Естественно, это зависит от скорости вашей ходьбы. Например, м. "Сокол" находится в полукилометре от поселка, тогда как м. "Панфиловская" - всего в 350 м.

Примечательно, что данные станции относятся к разным линиям метрополитена. Это также необходимо учитывать тем, кто собирается посетить "поселок художников". Метро "Сокол" относится к Замоскворецкой линии столичного подземного транспорта, поэтому станция расположена на востоке от населенного пункта. Метро "Панфиловская" является пассажирской платформой Малого кольца от Московской железной дороги, поэтому находится на юге от интересующего нас поселка.

Конечно, к нему можно добраться и наземным транспортом, со стороны улицы Алабяна. Это - автобусы № 691К, 175, 105, 100, 88, 60, 26 и троллейбусы № 59, 19 (остановки "Улица Левитана" или "Улица Алабяна”".

Новообразованному кооперативу государство выделило довольно порядочный участок земли с условием, что уже через семь лет здесь появятся новые дома. Право пользования ими было дано семье каждого пайщика на ограниченный отрезок времени - 35 лет.

Уже к осени 1923 года развернулись широкомасштабные работы по строительству кооперативного жилого поселка.

Откуда такое название?

Мнение современных обывателей расходятся в отношении вопроса, почему поселок "Сокол" назван именно так, а не иначе. Одна из версий - что кооперативу пообещали выделить землю в Сокольниках, однако потом решение поменяли, а название предприятия так и осталось.

Другое предположение в отношении названия связано с тем, что в поселке жил известный животновод Сокол А. И., который разводил на своем участке породистых свиней.

Третья же версия довольно прозаична. Согласно ей, кооператив получил свое название от обычного строительного инструмента, называемого "сокол штукатурный".

Немного об основных создателях

В проектировании и возведении "поселка художников" принимали участие сразу шесть знаменитых советских архитекторов - Николай Владимирович Марковников, братья Веснины (Леонид, Виктор и Александр), Иван Иванович Кондаков и Алексей Викторович Щусев. Совместными усилиями было построено чуть больше ста домов, спроектированных соответственно индивидуальным планам. Да, градостроительство кооператива предусматривало индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) для каждого пайщика в отдельности.

Стиль домов

Любой участок ИЖС в "поселке художников" (на "Соколе") обладал неповторимыми, характерными лишь для него чертами, так как возводился для людей, отличающихся друг от друга не только разными социальными и культурными качествами, но и материальным (финансовым) положением. И в то же время каждое здание отличалось добротностью и крепостью сооружения, а также наличием необходимых благ цивилизации.

И это несмотря на то, что дома в "поселке художников" возводились по экспериментальной системе. При их строительстве использовали такие новые материалы, как фибролит, торфофанера, шлакоблоки, соломоблоки, вулканический туф.

Архитектурный стиль сооружений был разнообразным и многоликим. Были здесь и кирпичные коттеджи, и каркасно-засыпные здания, и постройки, напоминающие образцы усадьбы 18-го века. Здесь даже можно встретить дома, напоминающие крепостные сторожевые башни.

Несмотря на такое разнообразие, для домовладельцев существовали одни и те же требования. Например, всем предписывалось иметь одинаковый низкий забор. Более того, фасады некоторых домов, выходящих на основные улицы, строились без окон. Таким образом, здания не привлекали к себе внимание, а улицы казались просторнее и длиннее.

Окончательно "поселок художников" был застроен к 1932 году. С учетом того, что к этому времени в государстве полным ходом господствовала идеология строительства коллективных рабочих зданий, на территории кооператива было возведено несколько небольших многоквартирных домов.

Архитектурный ансамбль

Так как территория "Сокола" была невелика, улицы и дома решили расположить так, чтобы зрительно увеличить площадь местечка и создать видимость его огромности. Для этого улицы “ломали” под 45-градусным углом, сужали к концу, а также обрамляли их окончания цветущими садами.

Первоначально улицы в кооперативе имели типичные для города названия - Центральная, Большая, Школьная… Однако вскоре они были переименованы в честь знаменитых русских живописцев: Врубеля, Левитана, Шишкина, Сурикова и так далее. От сюда произошло и второе название кооператива - "поселок художников".

Озеленение кооператива проводилось с особой тщательностью. Каждая улица была засажена особыми видами деревьев. Например, улица Брюллова утопает в кленах татарских, улица Кипренского - в улица Врубеля - в ясенях.

На территории парка были посажены красивые редкие растения, некоторые из них были даже занесены в Красную книгу СССР.

Развитие инфраструктуры

По мере заселения домов здесь возводились и социально-бытовые, и административные здания: магазины, библиотека, столовая, спортплощадка и даже детский сад. В "поселке художников" он занимал целое здание. Правда, там работала лишь одна воспитательница, а остальные обязанности распределили между собой работающие мамы, дежурившие в саду по очереди.

Чуть позже в центре кооператива был возведен роддом, представляющий собой внушительное четырехэтажное здание.

Всевозможные притеснения

В начале 1930-х годов у "поселка художников" отобрали незастроенную землю, чтобы возвести на ней дома для служащих в НКВД.

Начиная с 1936 года, кооперативное градостроительство в СССР было закрыто, таким образом дома поселка перешли в собственность государства.

Период сталинских репрессий не обошел стороной и жителей "Сокола". Председатель кооператива и его заместитель были репрессированы. Та же самая участь постигла и других обитателей "поселка художников".

Вспоминая 1930-е годы, невозможно не упомянуть о еще одном трагическом происшествии - падении АНТ-20 (самого большого на тот момент советского пассажирского самолета). В этой авиационной катастрофе погибли все 49 человек (в том числе и шестеро детей), находившихся на борту лайнера. Разломавшийся в воздухе самолет упал на дома "сокольчан". Правда, никто из местных жителей не пострадал, однако было основательно разрушено несколько кооперативных строений.

Годы Великой Отечественной войны

Эта трагическая страница в истории нашей родины наложила отпечаток и на кооперативное местечко. В 1940-е годы здесь были сформированы группы самообороны, проходила столичная линия укрепления, а также размещалась зенитная батарея.

Кооперативная территория подверглась бомбардировке, вследствие которой были уничтожены дома и другие строения.

Модернизация и борьба за выживание

1950-е годы стали для поселка "Сокол" судьбоносными. В этот период кооперативные дома были отремонтированы и улучшены. Например, было отменено печное отопление и заменено на водное (позднее - газовое). Также поселок был подключен к общегородской канализационной системе.

Несмотря на такие улучшения, над "Соколом" возникла реальная опасность сноса. На месте частного сектора хотели построить жилые многоэтажки, однако местные жители неоднократно становились на защиту своих домов. Именно в этот период впервые заговорили о поселке как об архитектурном и историческом памятнике.

Переход на самоуправление

Так как столичные власти мало выделяли средств из общегородского бюджета на обслуживание поселка, было учреждено муниципальное общественное самоуправление.

Благодаря этому большинство домов и административных зданий в "поселке художников" были реконструированы и отремонтированы, была построена детская площадка, для жителей поселка регулярно проводились праздничные мероприятия и даже издавалась собственная местная газета.

1998 год ознаменовался еще одной важной вехой в истории бывшего кооператива - был открыт музей, посвященный истории поселка "Сокол".

Местечко в 2000-е

В начале ХХ века стоимость домов в поселке резко подскочила, некоторые здания стали даже вошли в список самых дорогих столичных особняков.

Вообще, в этот период население поселка стало резко меняться. Некоторые коренные жители продали свои коттеджи, на месте которых сразу же выросли элитные и дорогие строения.

В недалеком прошлом вокруг данного поселка разгорелся нешуточный скандал. Было поставлено под сомнение законность сноса старинных зданий и возведение на их месте новых. Был даже организован митинг местных жителей, выражающих протест против такой ситуации.

Знаменитые жители

В разное время в кооперативе проживали такие известные личности, как режиссер Ролан Антонович Быков, художник Александр Михайлович Герасимов, архитектор Николай Владимирович Оболенский и многие другие.

Вместо послесловия

Как видим, история поселка "Сокол" богата на интересные факты и происшествия. Построенный в качестве необычного градостроительного эксперимента, он до сих пор остается важным архитектурным памятником Москвы, особой достопримечательностью столичного уклада жизни.

Поселок художников «Сокол»

В центре Москвы можно увидеть самый настоящий поселок в деревянными домиками, утопающими в зелени. Этот островок деревенской застройки чудом сохранился в столице. Всего десять минут нужно пройти от станции «Сокол», чтобы попасть в это уникальное место – поселок художников. Здесь ощущаешь, что находишься не в огромном мегаполисе, а далеко за городом, словно на машине времени переносишься в другое время.
Деревянные дома очень разные. Одинаковых не увидишь. Улицы названы в честь знаменитых русских художников Левитана, Поленова, Шишкина, Врубеля, Кипренского, Венецианова, Сурикова. А строили его именитые архитекторы и проектировщики – Алексей Щусев, Иван Кондаков, Николай Марковников, братья Веснины.
Как же родилась идея создать такой уникальный поселок? История его возникновения началась так: в 1920-х годах в Москве строилось очень много промышленных предприятий и в столицу со всех концов России стекались работники. Быстрый рост населения привел к тому, что необходимо было жилье, а средств у руководства страны не хватало. Тогда В. И. Ленин летом 1921 года подписал особый документ – декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому все, кто имел средства, могли строить жилье самостоятельно. Вот и развернули свою кипучую деятельность по проектированию нового образа Москвы известные архитекторы. Историки отмечают, что началачь эра бумажного строительства. В своем плане «Новая Москва» группа архитекторов И. Жолтовский и А. Щусев решили связать центр города с его окраиной. Они предлагали вдоль Московской окружной железной дороги посторить целый ряд так называемых малых центров, задуманных как города-сады. Неслучайно поэт Владимир Маяковский (1893-1930) написал: « Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть». В то время идея города-сада была очень популярна по всему миру. Принадлежала она английскому архитектору Э. Говарду (1850 -1928), который считал, что город с многоэтажными домами давит на человека, нужно быть ближе к природе, застраивать территории невысокими домами с приусадебными участками. В нашей стране поселок «Сокол» стал первым и единственным воплощением этой идеи в жизнь.
Так, образованный в 1923 году кооператив, куда вошли представители из разных слоев населения, должны были получить землю под строительство поселка в районе Сокольники. Однако земля там оказалась малопригодна для такого проекта. Поэтому выделили участок на восточной окраине Москвы: между селом Всехсвятским (от названия храма Церковь Всех Святых, возвышающегося и ныне на Песчаной площади) и станцией Серебряный Бор Московской окружной железной дороги. Не необходимые для строительства документы уже был поставлен штамп с эмблемой товарищества (летящий сокол с домиком в лапах). Название чуть сократили. Получилось - Сокол. Так же впоследствии назвали станцию метрополитена, а затем - и административный район столицы. Вот такое интересное происхождение названия района Сокол.

Каким же архитекторы представляли себе город-сад? Кстати, в подготовке проекта участвовали помимо именитых русских зодчих А. Щусева, братья Весниных, Н. Марковникова, Н.Дюрнбаума, Н. Колли, И. Кондакова, А. Семилетова, и художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, и живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, и скульптор И. Ефимов. Они стремились к одной цели: создать на не очень большой территории впечатление пространственного величия поселка. Поэтому улицы здесь так причудливо изгибаются, то визуально удлинятся, то, к удивлению, кажутся короткими, растворяются в зелени. Например, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, и воспринимается как бесконечная. А если встать на поворотной улице, то дома словно вращаются.
Названия улиц - (по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся, а изначально они были такими: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая.
Теперь расскажем о самих домах. Они построены в разных архитектурных стилях: здесь стоят избы с широкими свесами (т. е. частями крыши, которые выступают за линии стен домов), избы-башни (как отмечают специалисты по истории архитектуры, образ сибирских казачьих крепостей), кирпичные дома с мансардами по типу особняков.
Кроме экспериментальных архитектурных решений, использовались и новые материалы (например, спрессованная с цементом древесная стружка - фибролит) и новые технологии (новая конструкция фундамента – бетонная чаша).
Тщательно был продуман план озеленения: внутри кварталов расположены скверы, парки, широкие зеленые посадки вдоль улиц. Породы деревьев подбирались по-особому: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. Здесь высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Огораживает территорию поселка невысокий забор из штакетин, накрываемых слегой-крышей. Завершают образ мелкие детали – уличные фонари, скамейки.
Строительство поселка продолжалось десять лет.

Как жили соколяне? Поселок заселялся представителями разных профессий. Среди них: архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи … Когда возникали трудности, связанные с обустройством быта, их разрешали все вместе, сообща. Основной принцип жизни соколян звучал так: от каждого по способностям. Так, со временем в поселке появились магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр.
Воспитанию детей здесь уделялось большое внимание. Были построены спортивные площадки, действовал свой, в летнее время, пионерский лагерь. Развивать художественные и музыкальные способности можно было в мастерской скульптора Н. Крандиевской, в домашней школе графики П. Павлинова, в школе музыки А. Шимановского.
Старожилы поселка до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Занятия проводились «на ходу», во время прогулок по Соколу и его окрестностям. Даже между собой в эти часы дети не имели права разговаривать по-русски. Результаты такой методики оказались блестящими: многие соколяне-детсадовцы стали известными лингвистами.
Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зеленых насаждений) и даже кружок птицеводов.

Конечно, поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья: П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Бывали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Как отмечают историки искусства, целая плеяда в будущем ведущих русских художников - Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие - получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.

Кроме художников, среди жителей поселка были и секретарь Л. Н. Толстого В. Г. Чертков, ветераны революции и гражданской войны. Многие жили, не только одни художники. Поэтому его можно назвать, скорее, поселком ученых.
Для того времени он был «элитным». Осмотреть новые типы домов малоэтажной архитектуры приезжали делегации, экскурсии.

На протяжении существования «Сокола» не раз приходилось его жителям вставать на защиту своего поселка: в 1930 годы, когда он перешел в собственность Моссовета, в 1950 годы, когда власти хотели снести его.

В последний раз он подвергся очередной «атаке» в 2010 году. Олег Митволь, занимавший в то время пост префекта Северного административного округа, поставил вопрос о законности появления на территории поселка тридцати новых домов. Они возводились на месте старых домов, уничтоженных. Жилая площадь домов была значительно увеличена, выросли целые особняки.

В настоящее время все вопросы перестройки и перепланировки домов поселка «Сокол» взяты по особый контроль департамента Москомнаследие.
Рядом с уютными деревянными домиками теперь красуются узаконенные высокие заборы и кирпичные коттеджи.
Со временем списки жителей поселка художников пополнились именами банкиров, собственников крупных фирм, бизнесменов-землевладельцев, политиков, ученых.

СПРАВКА:
Поселок художников «Сокол» занимает площадь в 21 га и ограничен улицами Алабяна, Врубеля, Левитана и Малым Песчаным переулком. Это экспериментальный образец малоэтажного градостроительства первых лет советской власти. В настоящее время поселок имеет два охранных свидетельства - как природный комплекс и как объект культурно-исторического наследия.
Музей посёлка «Сокол» был открыт в 1998 году. Он находится в здании территориальной общины по адресу: улица Шишкина, дом 1. В музее имеется множество старых фотографий, рассказы о жителях посёлка.

Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлиненности). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.

Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.

Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улицы кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.

Особое внимание - поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.

Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.

Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли - под строительство многоэтажных домов.

Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно - по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.

Теперь о самих коттеджах. Это - рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.

Типичный дом - односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.

Двухсемейный дом - изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.

Поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит - спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

Озеленение поселка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.

Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.